Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

1 свт григорий нисский жизнь личность произведения. Григорий нисский - избранные творения

Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий . Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.

В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова .

В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом , святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина , писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

Житие святителя Григория Нисского

Свя-ти-тель Гри-го-рий, епи-скоп Нис-ский, был млад-шим бра-том свя-ти-те-ля (па-мять 1 ян-ва-ря). Рож-де-ние и вос-пи-та-ние его сов-па-ло с са-мым раз-га-ром ари-ан-ских спо-ров. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние, он был од-но вре-мя на-став-ни-ком крас-но-ре-чия. В 372 го-ду был ру-ко-по-ло-жен свя-тым Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким во епи-ско-па го-ро-да Нис-сы в Кап-па-до-кии.

Свя-той Гри-го-рий был твер-дым рев-ни-те-лем пра-во-сла-вия и вме-сте со сво-им бра-том Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким бо-рол-ся про-тив ари-ан-ской ере-си, пре-тер-пе-вая го-не-ния со сто-ро-ны ари-ан, ко-то-ры-ми в 376 го-ду был лож-но об-ви-нен в непра-виль-ном упо-треб-ле-нии цер-ков-но-го иму-ще-ства, ли-шен ка-фед-ры и со-слан в Ан-ки-ру. На сле-ду-ю-щий год свя-той Гри-го-рий был вновь за-оч-но низ-ло-жен со-бо-ром ари-ан-ству-ю-щих епи-ско-пов, но про-дол-жал укреп-лять свою паст-ву в пра-во-сла-вии, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто. По-сле смер-ти ца-ря Ва-лен-та (378) был воз-вра-щен на свою ка-фед-ру и с ра-до-стью при-нят сво-ей паст-вой. В 379 го-ду скон-чал-ся брат его, свя-той Ва-си-лий Ве-ли-кий. Свя-той Гри-го-рий тя-же-ло пе-ре-жи-вал по-те-рю сво-е-го на-став-ни-ка. Он на-пи-сал ему над-гроб-ное сло-во и за-кон-чил со-став-лен-ное свя-ти-те-лем Ва-си-ли-ем опи-са-ние ше-сти дней тво-ре-ния, так на-зы-ва-е-мый "Ше-стод-нев". В том же го-ду свя-той Гри-го-рий участ-во-вал в Ан-тио-хий-ском Со-бо-ре про-тив ере-ти-ков, не чтив-ших непо-роч-но-го дев-ства Бо-жи-ей Ма-те-ри, и дру-гих, по-кло-няв-ших-ся Бо-го-ма-те-ри как Бо-же-ству. Он был из-бран Со-бо-ром для обо-зре-ния церк-вей в Ара-вии и Па-ле-стине и утвер-жде-ния пра-во-слав-но-го уче-ния о Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. На об-рат-ном пу-ти свя-той Гри-го-рий по-се-тил Иеру-са-лим и по-кло-нил-ся свя-тым ме-стам.

В 381 го-ду свя-той Гри-го-рий был од-ним из глав-ных де-я-те-лей II Все-лен-ско-го Со-бо-ра, со-зван-но-го в Кон-стан-ти-но-по-ле про-тив ере-си Ма-ке-до-ния, непра-виль-но учив-ше-го о сущ-но-сти Свя-то-го Ду-ха, На этом Со-бо-ре по ини-ци-а-ти-ве свя-то-го Гри-го-рия был до-пол-нен Ни-кей-ский Сим-вол ве-ры.

Вме-сте с дру-ги-ми епи-ско-па-ми свя-той Гри-го-рий утвер-дил в сане Кон-стан-ти-но-поль-ско-го ар-хи-пас-ты-ря свя-то-го .

В 383 го-ду свя-той Гри-го-рий Нис-ский был участ-ни-ком Со-бо-ра в Кон-стан-ти-но-по-ле, где про-из-нес сло-во о Бо-же-стве Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. В 386 го-ду он сно-ва был в Кон-стан-ти-но-по-ле, и ему бы-ло по-ру-че-но про-из-не-сти над-гроб-ное сло-во по-чив-шей ца-ри-це Пла-кил-ле. В 394 го-ду свя-той Гри-го-рий вновь при-сут-ству-ет в Кон-стан-ти-но-по-ле на По-мест-ном Со-бо-ре, со-зван-ном для ре-ше-ния цер-ков-ных дел в Ара-вии.

Свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский был пла-мен-ный за-щит-ник пра-во-слав-ных дог-ма-тов и рев-ност-ный учи-тель сво-ей паст-вы, а так-же ми-ло-сти-вый и со-стра-да-тель-ный отец сво-их па-со-мых, за-ступ-ник их пе-ред су-дья-ми; от-ли-чал-ся ве-ли-ко-ду-ши-ем, тер-пе-ни-ем и ми-ро-лю-би-ем.

До-жив до глу-бо-кой ста-ро-сти, свя-той Гри-го-рий Нис-ский мир-но скон-чал-ся вско-ре по-сле Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Со-бо-ра. Вме-сте со сво-и-ми ве-ли-ки-ми совре-мен-ни-ка-ми, свя-ти-те-ля-ми Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким и Гри-го-ри-ем Бо-го-сло-вом, свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский имел зна-чи-тель-ное вли-я-ние на цер-ков-ную жизнь сво-е-го вре-ме-ни. Его сест-ра, свя-тая Мак-ри-на, пи-са-ла ему: "Ты из-ве-стен и го-ро-дам, и на-род-ным со-бра-ни-ям, и це-лым об-ла-стям: Церк-ви по-сы-ла-ют и зо-вут те-бя на по-мощь". Свя-ти-тель Гри-го-рий во-шел в ис-то-рию как один из са-мых вид-ных бо-го-сло-вов и де-я-те-лей хри-сти-ан-ской мыс-ли IV ве-ка. Об-ла-дая глу-бо-ким фило-соф-ским да-ром, он по-ни-мал фило-со-фию толь-ко как сред-ство для бо-лее глу-бо-ко-го про-ник-но-ве-ния в под-лин-ный смысл Бо-же-ствен-но-го от-кро-ве-ния.

Свя-той Гри-го-рий оста-вил по-сле се-бя мно-го со-чи-не-ний дог-ма-ти-че-ско-го ха-рак-те-ра, сло-ва и по-уче-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

(331/5–~394)

На пути к Богу

Григорий Нисский принадлежит к числу наиболее почитаемых христианских святых. Православная Церковь хранит о нём память как о величайшем церковном писателе, вселенском учителе и отце.

Несмотря на широкое признание, бесчисленное множество исследований, некоторые немаловажные факты его биографии до сих пор излагаются с пометками: вероятно, приблизительно, возможно. Мы даже не знаем ни точной даты его рождения, ни точной даты кончины.

По происхождению Григорий принадлежал к греческой аристократической фамилии, известной не только благополучием и общественным положением, но и благочестивыми устоями, праведной жизнью.

Это семейство представило миру целую плеяду святых. Во время гонений на Церковь предки Григория Нисского, подвергались преследованиям и страдали. В своё время родители его отца за исповедание имени Христова лишились имущества. Дед по линии матери принял мученическую смерть, а его состояние отошло к сторонним людям. Бабка Григория Нисского, Макрина старшая, была приверженкой святого Григория Неокесарийского. Основным законом в её жизни был закон Божий.

Сын Макрины, Василий старший, пользовался известностью и как профессор риторики, и как добродетельный христианин. Его супруга, преподобная Емилия, была дочерью мучеников и с юности готовила себя к подвигу девства во Христе. На замужество она согласилась потому, что будучи сиротой, едва не стала жертвой злоумышленников, посягавших на её юность и красоту. Святую Емелию Бог благословил сделаться матерью десятерых детей: шести дочерей и четырех сыновей.

Стремление Емилии к девству реализовалось в её дочери, Макрине младшей. Один из её сыновей, Василий, был прославлен Церковью под именем Великий. Другой, Пётр, прославлен как Севастийский святитель.

Григорий Нисский, появившись на свет после Василия (будущего ) и Навкратия (погибшего при невыясненных обстоятельствах), стал третьим сыном в семье.

По приближенным подсчётам он родился в период между 331-м и 335-м годами. Местом его рождения могла быть либо Кесария, либо Севастия. Имя Григорий он получил в честь святого .

Отец Григория, Василий старший умер рано и вся тяжесть заботы о детях легла на вдову. Помимо матери, Емилии, большое влияние на воспитание будущего Нисского святителя оказали: старшая сестра, Макрина, и старший брат, Василий (Великий).

В отличие от Василия, получавшего образование в лучших учебных заведениях, в том числе в Афинах, Григорий учился в местных школах. Тем не менее, за счёт усердия и целеустремленности он достиг высочайшего уровня образованности.

Божье призвание

Несмотря на общую духовную атмосферу в семье, иногда в молодости Григорий позволял себе относиться к церковной жизни с прохладцей.

Однажды, когда их семьей было организовано торжество по случаю перенесения мощей сорока мучеников в нарочито воздвигнутую для этой цели часовню (в Аннисах, на семейной земле), Григорий, вместо участия в ночном богослужении легкомысленно удалился в беседку и крепко заснул. Во сне ему явилось множество воинов. Их вид был весьма угрожающим. Григорий силился попасть на покинутое им богослужение, а они его не допускали и готовы были вот-вот его наказать. Ситуация изменилось лишь с вмешательством одного из явившихся воинов, который и заступился за Григория.

Григорий в ужасе пробудился. Суд совести не заставил себя долго ждать. Оплакав своё поведение, Григорий тут же направился к урне с мощами, взмолился и стал просить у Бога и святых воинов прощение.

После такого проникновенного вразумления он оставил свои увлечения и принял посвящение во чтеца. Полагают, что данное событие произошло в 357 году.

Время от времени Гриогорий навещал своего брата, Василия, подвизавшегося в Аннисах. Там он предавался аскетическому деланию, посту и молитве, изучал слово Божье, произведения отцов.

Духовные поиски

Какое-то время спустя Григорий оставил служение при храме и устроился преподавателем риторики. По всей видимости это случилось не ранее 363 года, поскольку во время правления Юлиана доступ к оной профессии для христиан был крайне затруднительным.

Поступок Григория вызвал у его друзей чувство непонимания. Григорий Назианзин, пытаясь образумить своего друга, отправил ему письмо, в котором изложил свою печаль.

Скорее всего, именно в этот период или несколько раньше святитель Григорий вступил в брак с Феосевией. О подробностях их супружеского союза и о самой Феосевии нам неизвестно почти ничего. В утешительном послании к Григорию Нисскому по случаю её смерти, датируемом 385 годом, отозвался о Феосевии как об исполнительнице Божественной воли, верной дочери Церкви, украшении Христовом. Кроме того, он отметил свою близость к ней через духовное родство.

Существует мнение, что на каком-то этапе супружеской жизни Феосевия, по договоренности с Григорием, вступила в монашество. Согласно другой точке зрения, она никогда не была супругой Григория, но жила при нём как сестра. В какое-то время Григорий, движимый стремлением к аскетическим подвигам, вступил в организованную братом, Василием, монашескую общину.

Наиболее весомый вклад в развитие христианской философии внес младший брат Василия Великого - Григорий Нисский, бывший епископом г. Ниссы.

Разрабатывая систему христианского богословия, «каппадокийцы» пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры, В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма.

Особое значение каппадокийские "отцы церкви" придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипостасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделены друг от друга, особы, но их объединяет единая сущность.

В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский отходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира - Единое, Ум и Мировую Душу - как своего рода лестницу снижающегося совершенства.

Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе. Ведь даже несмотря на все свои философские доказательства существа Троицы, Григорий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем. И Символ Веры - это в конечном итоге не предмет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соотношение трех Божественных ипостасей доступно не столько разуму, сколько вере.

Григорий Нисский вошел в историю религиозной и философской мысли и как создатель своеобразного учения о человеке. Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей, Григорий Нисский формулирует идею о том, что человек является венцом божественного творения и «царем» всего сотворенного. В своем трактате "Об устроении человека" отец церкви утверждает - Господь сотворил живую и неживую природу ранее сотворения человека потому, что "Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю". И человек "был призван сразу стать царем подвластного ему".

Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и подобию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воплощать Божественный замысел в тварном мире: "…Человеческая природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушевленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем".

В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Григория Нисского возникает и оригинальное по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле - человек должен самостоятельно стремиться к истинному осознанию Божественного в себе. "Мера того, насколько вы способны познать Бога, в вас самих", - утверждает отец церкви.

И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни - человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: "Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать так, как ему кажется". Более того, в отличие от многих современных и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо "добродетель - вещь неподвластная и добровольная".

Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать окончательный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеобщем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех - таков непреложный замысел Создателя.

Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого "изобретателя зла". В своем труде "Большое огласительное слово" Нисский пишет: "Один (т. е. дьявол) употребил обман к растлению естества, а справедливый, благий и премудрый (т. е. Бог) измышлением обмана воспользовался для спасения растленного, благодетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели". Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, "освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла".

И западная, и восточная церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г., мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвергалось критике. Интересно, когда в 1081 году был установлен новый праздник Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин "вселенских великих учителей и святителей".

Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации Это учение соответствовало и даже в какой-то мере предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях.

ОБ УСТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА. ФРАГМЕНТЫ
Публикуется по: Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб., 1995. С. 50–56, 57–58, 68–69. Перевод В. М. Лурье.

Но возвратимся опять к божественному гласу Сотворим человека по образу и подобию Нашему. Как малое и недостойное грезилось благородство человека некоторым из внешних, которые сравнением со здешним миром пытались возвеличить человеческое. И говорили, что человек есть маленький мир, составленный из тех же стихий, что и всё. Но громким этим именем воздавая хвалу человеческой природе, они сами не заметили, что почтили человека отличиями (идиомами) комара и мыши. Ведь и комар с мышью суть слияние тех же четырех, потому что обязательно у каждого из существ, наряду с одушевленными, усматриваются они в большей или меньшей пропорции, ведь без них в природе ничего не может составиться причастного чувству. Что ж великого в этом - почитать человека отличительным знаком и подобием мира? И это когда небо преходит, земля изменяется, а все содержимое их преходит вместе с ними, когда преходит содержащее? Но в чем же, по церковному слову, величие человека? Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Сотворшего. Итак, что же за слово «образ»? Может быть, спросишь: как уподобляется бестелесное телу? Как временное - вечному? Переменчиво изменяемое - неизменному? Страстное и истлеваемое бесстрастному и нетленному? Всячески свыкшееся и со-воспитанное со злом совершенно непричастному к злу? Ибо далеко отстоит известное о первообразе от происшедшего по образу. Ведь образ именуется так в собственном смысле, если имеет подобие прототипу. Если же подражание далеко от предмета, то оно уже не будет его образом, но чем-то другим. Как же человек, смертный, страстный и кратковечный, есть образ неповреждаемой, чистой и присносущей природы? Но истинное учение об этом может ясно знать одна настоящая Истина. А мы, насколько вмещаем, в, догадках и предположениях изыскивая истинное, понимаем исследуемое так.

И Слово божественное, сказавшее, что по образу Божию произошел человек, не лжет, и жалкое бедствование человеческой природы не уподобляется блаженству бесстрастной жизни. Потому что тому, кто сравнивает нас с Богом, необходимо признать одно из двух: или Божественное страстно, или человеческое бесстрастно, - если основание (логос) уподобления того и другого предполагается общим. Если же и Божественное не страстно, и наше не чуждо страсти, то остается разве что другой какой-нибудь смысл (логос), по которому утверждаем истинность божественного гласа, сказавшего о происхождении человека по образу Бога. Следовательно, должно нам возвратиться к самому божественному Писанию, не будет ли в написанном там руководства к искомому. Сказавший Сотворим человека по образу, и для чего сотворим, прибавляет такое слово: И сотвори Бог человека, и по образу Божию сотвори его. Мужа и жену сотвори их (Быт. 1, 27). Сказано было выше, что для низвержения еретического нечестия это провозглашается Словом, да научившись, что сотворил человека единородный Бог по образу Бога, мы ни в каком смысле (никаким логосом) не будем различать божественность Отца и Сына, когда святое Писание каждого равно именует Богом - и Того, Кто сотворил человека, и Того, по Чьему образу.

Но об этом слово пусть будет оставлено, а изыскание должно обратиться к такому предмету: почему божественное блажено, человеческое жалко, однако последнее подобным первому именует Писание. Следовательно, должно с точностью изучить речения. Ибо мы обнаружим, что нечто иное произошло по образу, и иное ныне оказывается бедственным. Сотвори Бог, говорит, человека, по образу Божию сотвори его. Творение созданного по образу обретает конец. Затем повторяется слово об устроении, и оно говорит: Мужа и жену сотвори их. Думаю, всякому видно, что это разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит Апостол, несть мужеский пол ни женский (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужской пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием. Ведь на нечто такое намекает Слово порядком написанного, сначала говоря: Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, потом же добавляя к сказанному: Мужа и жену сотвори их, что отлично от известного о Боге. Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение (догма). И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и скотской. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на мужское и женское. Ведь то и другое из этого обязательно есть во всем причастном человеческой жизни. Но, как мы узнали от рассказавшего по порядку о происхождении человека (антропогонии), первенствует в нем умное, а вместе с ним прирождено человеку общение и сродство с бессловесным. Ибо сначала говорит: сотвори Бог по образу Божию человека, сказанным указав, как говорит Апостол, что в таковом мужского и женского нет. Затем добавляет особенности (идиомы) человеческой природы: Мужа и жену сотвори их. Чему же мы научаемся из этого? (Да не сердятся на меня, что я далеко отклонился словом от предлежащей мысли!)

Бог по природе Своей есть все то объемлемое мыслию благо, какое только есть вообще. А точнее сказать, будучи превыше всякого разумеваемого и постигаемого блага, Он творит человеческую жизнь не почему-нибудь другому, но только потому, что благ. А будучи таковым и из-за этого стремясь к созданию человеческой природы, Он показал силу Своей благости не наполовину - дав что-нибудь из присущего Ему, но завистливо отказав в причастии Себе. Напротив, совершенный вид благости состоит в том, чтобы привести человека из небытия в бытие и сделать его нескудным в благах. А поскольку велик подробный перечень благ, то его нелегко объять числом. Потому Слово гласом своим совокупно обозначило все это, говоря, что человек создан по образу Божию. Это ведь все равно что сказать, что человек сотворен по природе причастником всякого блага. Если Бог - полнота благ, а тот - Его образ, то образ в том и имеет подобие первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага. Следовательно, в нас есть идея всяческой красоты, всякой добродетели и премудрости и всего, о чем известно, что оно относится к самому лучшему. Одному из всех [человеку] необходимо быть свободным и не подчиненным никакой естественной власти, но самовластно решать [так], как ему кажется. Потому что добродетель - вещь неподвластная и добровольная, а вынужденное и насильное не может быть добродетелью. Итак, если бы образ во всем носил черты красоты прототипа и ни в чем не имел отличия, то никак бы не был подобием, но оказался бы во всем тождественным прототипу и ни в чем не отличным. Какое же тогда мы усматриваем различие между Самим Божественным и тем, что уподобляется Божественному? Оно в том, что одно нетварно, а другое осуществляется через творение. А такое различие особенностей создало своим следствием различие и других свойств (идиом). Ведь всеми и всюду признается также, что нетварная природа - непреложная и всегда та же самая, а тварная не может пребывать без изменения. Ведь уже само прехождение из небытия в бытие есть некоторое движение и изменение небытия в бытие, переменяемого по божественному изволению. И как черты Кесаря на меди Евангелие называет образом (Мк. 12, 15) - откуда научаемся [на примере] изображения внешних черт, что подобие сходной с Кесарем вещи в действительности имеет различие, - так и, согласно настоящему слову, вместо черт подразумевая то, в чем усматривается подобие между природой божественной и человеческой, находим различие в действительности, которое видится между нетварным и тварным. Итак, поскольку одно есть всегда и самотождественное, а другое - произведено через творение и началось с изменения бытия, имея сродствен-ный этому образ, то Сведый вся прежде бытия их, как говорит пророчество (Дан. 12, 42), следуя (а точнее, подразумевая [это] предведательной силой) тому, к чему склонится по своим самодержавности и самовластности движение человеческого произволения, то есть зная будущее, придумал для образа различие мужского и женского, которое не имеет никакого отношения к первообразу, но, как сказано, свойственно бессловесной природе. Причину же такого измышления могут знать только самовидцы Истины и слуги Слова (Лк. 1, 2). А мы, сколь возможно, в догадках и образах воображая себе истину, пришедшее на ум не излагаем утвердительно, а в виде упражнения предлагаем благосклонным слушателям. Итак, что же мы об этом придумали? Слово, говоря: Сотвори Бог человека, неопределенностью обозначения указывает на все человеческое [естество]. Ведь здесь сотворенное не именуется «Адамом», как в последующем повествовании, но имя сотворенного человека не конкретное, а общее. Следовательно, общим названием природы МЫ приводимся к такому предположению: божественными предведением и силой все человечество объемлется в этом первом устроении. Ведь для Бога нельзя полагать ничего неопределенного в сотворенном Им, но для каждого из существ должны быть какие-то предел и мера, отмеряемые премудростию Создавшего. И наподобие того как один человек объемлется количеством по телу и существует количественная мера его ипостаси, которая ограничена поверхностью тела, так и вся полнота человечества, я думаю, как будто в едином теле предведательной силой объемлется Богом всего, и этому-то и учит Слово, сказавшее: И сотвори Бог человека, и по образу Божию сотвори его. Ведь образ не в части природы, и благодать ведь не в чем-либо одном из того, что в нем есть, но одинаково по всему роду распространяется эта сила. А признак этого в том, что равно во всех водружается ум: все имеют силу разумения и произволения и все остальное, чем божественная природа отображается в созданном по ней. Точно так же и тот человек, что появился при первом устроении мира, и тот, который будет при скончании всего, равно несут на себе божественный образ. Потому целое неименовано одним человеком, что для силы Божией - ни прошедшего, ни будущего, но и ожидаемое наравне с настоящим содержится всеокружающею энергией. Так что вся природа, распространяющаяся от первых до последних, есть единый образ Сущего. <…>

[УЧЕНИЕ ОБ АПОКАТАСТАСИСЕ]
А благодать воскресения не иное что возвещает нам, как восстановление (апокатастасис) в первоначальном для падших. Ибо ожидаемая благодать есть возведение в первую жизнь, снова вводящее в Рай извергнутого из него. Если же восстановленная жизнь такая, как свойственна ангелам, то очевидно, что и до преступления жизнь была ангельской - потому и наше возведение к первоначальному уподобляется ангелам.

Ведь исхождение зла не доходит до беспредельности, но необходимо объемлется пределом, вслед за которым преемство добра сменяет предел зла. Так, по сказанному, присноподвижность нашей природы вновь поворачивает на первоначальный благой путь, памятью о перенесенном уцеломудриваемая больше не попадать в подобный плен. Следовательно, для нас вновь будет благое поприще, благодаря тому что природа зла необходимо ограничена пределом. Ведь знатоки неба говорят, что весь мир исполнен светом, а тьма наступает от отбрасываемой тени, когда землю загораживает находящееся против нее тело (причем из-за кругообразного очертания этого тела тьма ограничивается конусовидной фигурой по ту сторону от солнечного сияния, но поскольку солнце во много раз превосходит размерами землю, со всех сторон по окружности охватывая ее лучами, то доли света соединяются у пределов конуса; таким образом, если предположить, что кому-либо хватит силы перейти расстояние, на которое простирается тьма, то он оказался бы в потоке единого света, нигде не прерываемого тьмой). Так, думая я, нужно разуметь и о нас, что, достигши границы зла, когда окажемся в крайности греховной тьмы, мы снова заживем в свете, потому что природа благого превосходит зло, как беспредельность - меру.

Итак, снова Рай, снова то древо, которое есть Древо жизни, снова благодать образа и достоинство начальства. Начальства, как мне кажется, ни над чем-либо из того, что для житейских потребностей Бог подчинил людям ныне, но надежда иного некоего царствия, слово о котором пребывает в неизреченном.