Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Служба в вербное воскресенье. Что делать дома с освященной вербой. Обряды и обычаи

Светлое Вербное воскресенье – большой церковный праздник, имеющий очень важное значение для всего христианского мира. Учредили его много веков назад в память о грандиозном событии – входе Господнем в Иерусалим. Библия рассказывает, что миряне, узнав об удивительно способности Иисуса творить чудеса, призвали его в свой город и предложили место правителя. Они надеялись, что Христос решит их житейские проблемы, а он хотел лишь одного – дать всем живущим прощение и освобождение от грехов.

Как проводить Вербное воскресенье и что делать в этот знаменательный день, довольно четко указывает церковный канон. Согласно его информации, в момент праздника нужно посещать торжественную службу, освещать вербные веточки и читать молитвы во славу Господа. После службы освященные побеги необходимо принести домой и спрятать за иконами, как оберег от всего плохого на ближайшие 365 дней. С прошлогодними вербами можно расстаться, отпустив их вниз по течению реки или предав огню. А вот чего нельзя делать в этот день, так это – работать, убираться в доме, стирать, мыться, заниматься хозяйством и обременять себя тяжелыми мыслями. Только позитивные думы и светлые чаяния помогут открыть сердце и наполнят его Божьей благодатью.

Что делают в Вербное воскресенье в церкви

Несмотря на популярность Вербного воскресенья, далеко не все знают, что делают в этот день в церкви. Еще меньшему количеству людей известно, что празднование начинается еще накануне в субботу вечером. В это время самые усердные веряне приходят в храмы на Всенощное бдение и приносят с собой веточки ивы и вербы. Священники читают ритуальные молитвы из Евангелия, затем произносят 50-й псалом и окропляют святой водой свежие, нежные побеги. После действа растения передают прихожанам, и они стоят с вербой и зажженными свечами вплоть до конца службы.

Обряд окропления повторяют и непосредственно в само Вербное воскресенье. Происходит это в момент праздничной утренней службы. Святые отцы, облаченные в нарядные, торжественные одежды всех оттенков зеленого цвета, служат красивую Литургию Иоанна Златоуста и освящают веточки под ритуальные песнопения. Потом прихожане забирают растительность домой и ответственно хранят до наступления следующей Пасхи. По преданию, верба оберегает семью от злобы, бед и напастей.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье и почему

Вербное воскресенье входит в перечень двунадесятых церковных праздников и символизирует Вход Господень в Иерусалим, благодаря чему высоко почитается в христианском мире и имеет свои строгие каноны. Существует целый список того, что нельзя делать в этот светлый день и в первую очередь священный устав запрещает верующим выполнять любую работу, как по дому, так и на земле. Строгое табу распространяется даже на приготовление пищи. Считается, что христиане должны подготовить нужные блюда заблаговременно, а в праздничный день хозяйке остается только поставить их на стол и предложить семейству, родным, близким и друзьям.

Что касается меню, его планируют с учетом требований Великого Поста, на период которого и выпадает знаменательная дата. Никаких особенных роскошеств позволить себе не удастся, так как мясо-молочные, жирные, копченые и высококалорийные сладкие продукты еще под запретом. Единственное, чем допустимо разнообразить рацион, это рыба и дары моря.

Не стоит в день Вербного воскресенья убирать по дому, стирать и мыть посуду. Вполне вероятно, что грязных тарелок накопится много и они займут почти всю раковину, но заняться ими лучше на следующий день, в крайнем случае максимально поздним вечером.

Запрет распространяется также на вынос мусора, хлопоты по хозяйству и чистку помещений, где содержится скотина. Домашних животных на Вербное воскресенье только кормят, но постилки из сена не меняют, помет не выносят и в загонах не чистят.

Не рекомендуется в день светлого праздника стричь и окрашивать волосы и ногти, купаться в ванне и делать косметические процедуры. Достаточно просто умыть лицо и руки прохладной водой и промокнуть полотенцем или льняной салфеткой. Никаких иных гигиенических действий производить не стоит, если, разумеется, этого не требую элементарные правила ежедневной личной гигиены.

Вербное воскресенье — что делать с вербой после богослужения: приметы и обычаи

В Вербное воскресенье побеги вербы необходимо обязательно отнести в церковь, освятить и продержать в руках весь период торжественной службы. По приданиям, после этого ритуала растение приобретает совершенно уникальные свойства и становится своеобразным оберегом, зашитой и лечебным средством.

Что делать с вербой, освященной в церкви – народные традиции

  • Для обретения здоровья на ближайший год веточкой освященной вербы постучать по телу и сказать: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля».
  • Пациентам, желающим избавиться от болезней и недугов, поводить вербной веточкой по тем точкам на теле, какие больше всего беспокоят и прочесть такой заговор: «Святой Дух, через вербу входи - болезнь уводи. Верба придет - болезнь унесет».
  • Чтоб не мучила бессонница, поставить побеги вербу у изголовья кровати, посмотреть на нее и произнести: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для защиты от лихорадки снять с освященной веточки 9 сережек и проглотить их.
  • Женщинам, долго пытающимся забеременеть, ежедневно употреблять в пищу вербные шишечки. Долгожданное зачатие скоро состоится.
  • Чтобы важное дело точно увенчалось успехом, перед переговорами оторвать три шишечки от освященной вербы и съесть их. Старики говорят, что этот ритуал очень сильный и прибегать к нему следует только в самом крайнем случае.
  • Для привлечения богатства на Вербное воскресенье посадить в горшок комнатный цветок или растение с мясистыми, сочными листьями.
  • В момент грозы поставить веточки вербы у окна. Это убережет дом от попадания молнии.
  • Для обретения гармонии в сердце и душевного спокойствия в крышу дома воткнуть веточку освященной вербы (в обычной городской квартире просто прикрепить ее в верхнем углу потолка).

Вербное воскресенье — что делать с прошлогодними вербами: ритуалы и традиции

В преддверии очередного Вербного воскресенья веряне начинают интересоваться, что же делать с прошлогодними вербами. Церковные тексты утверждают, что выбрасывать старые побеги ни в коем случае нельзя, ведь они окроплены святой водой и несут в себе заряд божественной энергии. Лучше всего избавиться от них следующими способами:

  • пустить вниз по течению в ближайшем от дома водоеме;
  • сжечь, а пепел развеять над водой или просто высыпать в каком-то безлюдном месте;
  • посадить в землю возле реки или в лесу, если веточки пустили корни;
  • положить в гроб умершего родственника или знакомого;
  • зажечь, как свечу и освятить весь дом, параллельно читая при этом одну из христианских молитв;
  • перед Вербным воскресеньем прошлогодними ветками обмести весь дом, включая самые укромные уголки, а потом сжечь на свежем воздухе, произнеся благодарственные слова за оберегание жилища от напастей.

Шестая седмица Великого поста заканчивается. А с ней и собственно пост подходит к завершению. Наступает шестое воскресенье, Вербное. По-славянски шестая неделя - Неделя ваий, то есть веток, а еще одно ее название - Цветоносная. Такой особенный великопостный праздник. Уже начинается подготовка к Страстной седмице и Пасхе.

И мы заранее рассказываем об этом детям.

Вход во Иерусалим - рассказ для детей и про детей

Открываем Библию, лучше с хорошими иллюстрациями, и рассказываем о том, как Господь начал Свой путь к Иерусалиму, к страданиям, распятию, смерти и Воскресению. Можно рассказывать, конечно, своими словами и в качестве иллюстраций использовать «картинки» в интернете. Сначала рассказываем про друга Божия Лазаря и его сестер, Марфу и Марию. Как Лазарь заболел и умер, и как Христос воскресил Своего друга: «Лазарь, иди вон!» А потом и собственно про вход Господень во Иерусалим. И про осленка, на которого до этого никто не садился. Здесь можно и старинную загадку вспомнить: «В раю не бывал, а на себе Христа-Бога носил». Это ослик, конечно.

Рассказываем детям и про то, как люди встречали Царя-Христа криками: «Осанна в вышних». И обязательно - про деток, про малышей, которые тоже приветствовали Спасителя.

В наших домашних книгах и просто в интернете находим иконы этого праздника. И обязательно такие, где есть эти малыши. На иконе Входа во Иерусалим младенцы в белых рубашечках повсюду: они и постилают одежды свои на дороге, и на руках у родителей размахивают пальмовыми ветками, и даже сидят на деревьях - чтобы сорвать веточки для встречи Христа, а может быть, чтобы получше разглядеть Его… На Всенощной в субботу наши дети увидят эту праздничную икону на аналое посреди храма. И даже малыши узнают это изображение. Узнают ослика, на котором едет в Иерусалим Господь, и узнают этих деток с веточками в руках. А ведь у наших детей в это время тоже будут в руках веточки…

Так мы готовим детей ко встрече этого праздника, двунадесятого - одного из двенадцати самых больших церковных праздников.

Приветствующие Христа дети - одно из чудес Священного Писания

Все наши церковные праздники, конечно, особенные. И, конечно, они много значат для каждого человека - для семейного и монаха, для взрослого и ребенка. Но именно этот праздник - - особенно «детский». Как раз из-за малышей на праздничных иконах. Ведь эти дети - одно из чудес Священного Писания.

Я как-то раньше не обращала внимания на это. Вроде бы и выросла сама в Церкви, и какое-то образование получила. А это чудо почему-то прошло мимо меня. То есть прошло бы мимо, если бы не святитель Иоанн Златоуст. В своих толкованиях на псалмы он подробно останавливается на всем известных словах царя Давида: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8: 3). То есть младенцы и грудные, сосущие материнское молоко, прославили Бога. Почему-то я воспринимала эти слова абстрактно, в общем - вроде как «всякое дыхание хвалит Господа». А ведь, оказывается, речь идет действительно о чуде, причем чуде, которое произошло один раз за всю историю человечества. Произошло именно во время входа Господня во Иерусалим, и его за несколько тысяч лет до этого как раз и предсказал царь-псалмопевец.

Это не образ, это реальность: когда Христос въезжал на ослике в Иерусалим, новорожденные дети, еще не умеющие говорить, - заговорили. Произносили слова, понятные и ясные для всех.

«Итак, велико и сильно это знамение.

…он <царь Давид> не сказал только: “младенцев”, - чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: “грудных”, - указанием на пищу определяя возраст их; не сказал только: “младенцев”, но прибавил: грудных, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети.

Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к Божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к Царству Небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф. 28: 3)» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на псалмы. Беседа на псалом 8) .

Так что наступающий праздник - действительно праздник малышей. И мы обязательно обращаем особенное внимание наших детей на этот факт. И так мы делаем этот праздник более близким, более понятным для детей. А скорее всего, не только для детей.

А еще мы можем обратить внимание на другие важные моменты. Например, что народ встречал Спасителя, прославляя Его как Царя. А всего через несколько дней люди кричали: «Распни, распни Его» и «Нет у нас царя, кроме кесаря», - призывая казнить мучительной смертью Того, Кого они так восторженно приветствовали. Это история торжественная, праздничная - и история неверности, история предательства.

Об этом можно поговорить со старшими детьми. Если есть о чем подумать - то подумать вслух, вместе со своими детьми, обсуждая с ними прочитанные или услышанные в храме проповеди об этом празднике. И так мы не столько детей научим - сколько сами еще раз что-то узнаем и осмыслим.

Когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя

Ведь когда мы учим чему-то наших детей - мы своим учительством учим и сами себя. Мы, пытаясь подготовить детей к празднику, таким образом и сами себя готовим, сами себя встряхиваем. Так вот потихонечку всей семьей приближаемся и к Церкви, и к празднику.

Лазарева суббота

Мы неспроста начинаем разговор о Вербном воскресении с истории Лазаря Четверодневного. Эти два праздника действительно очень тесно связаны. Все богослужение Входа Господня во Иерусалим пронизано памятью о чуде воскрешения Лазаря.

И вот уже вечером в пятницу шестой седмицы Великого поста, когда наступает день памяти Воскрешения Лазаря, мы поем тропарь Входу Господню во Иерусалим:

«Общее воскресение/ прежде Твоея Страсти уверяя,/ из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже./ Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,/ Тебе победителю смерти вопием:/ осанна в вышних,/ благословен Грядый во имя Господне».

А чтобы дети смогли вместе с нами петь этот тропарь, чтобы мы вообще могли спеть это праздничное песнопение, мы, как обычно, заранее готовим текст тропаря. Пишем эти слова по-церковнославянски, красиво (желательно, конечно, чтобы красиво, но это смотря кто пишет). Четко, крупными буквами, с красивой первой буквицей «О». Украшаем орнаментом или чем дети захотят. На этот раз из буквицы выглядывает ослик - тот самый, который «на себе Христа-Бога носил». И, конечно, вокруг пальмовые ветки или вербочки.

С помощью таких «поделок» дети и к празднику готовятся, и слова тропаря вспоминают (или узнают), и осваивают в какой-то мере церковнославянский. Этот тропарь вешаем рядом с иконами, будем петь его после вечерних молитв и в пятницу, и в субботу, и в воскресенье. И будем петь вместо «Отче наш» перед едой. Так мы быстро его запомним. А главное - так мы будем постоянно возвращаться к памяти о том, что за события мы празднуем, чем живет сейчас наша Церковь. Вот так и получается, что церковный праздник приходит в наш дом и становится частью жизни, частью быта-бытия семьи.

А в саму мы утром читаем сегодняшнее Евангелие. Дети уже знакомы с сюжетом, поэтому можно почитать по-церковнославянски. И тогда вместо скупого: «Лазарь, выходи!» - мы услышим это мощное: «Лазарь, иди вон».

А еще, конечно, на Лазареву субботу мы едим рыбную икру. Не важно какую - красную, или мойвы, или минтая. Важно, чтобы это была икра. Ведь это не просто «послабление поста». Икра в этом случае играет ту же роль, что яйцо на Пасху. Ведь из икринки, из маленького шарика, по сравнению с живыми существами - мертвого, вырастает новая, живая рыбка. Это чудо рождения живого из мертвого как раз напоминает о событии Лазаревой субботы, о том, как Христос мертвого, уже «смердящего» (дети говорят: «совсем-совсем мертвого») человека воскресил, сделал живым.

И мы напоминаем об этом нашим детям. А еще читаем что-то за столом. Например, если почему-то не успели раньше, то лучше поздно, чем никогда, рассказываем и о воскрешении Лазаря, и о вхождении Спасителя в Иерусалим. А если все по плану, то читаем, например, житие самого святителя, друга Христова Лазаря. Или какие-то фрагменты из проповедей святых или современных батюшек об этом празднике. Но если что-то сюжетное, вроде того же жития, можно читать долго, целиком, то из проповедей не получается прочитать больше, чем пару фраз, пару абзацев. Это уже слишком непростая пища, которая, как лекарство, должна быть явно дозирована.

Вербное воскресенье

Мы вспоминаем воскрешение Лазаря - и уже готовимся к завтрашнему празднику. Самое яркое и веселое в этом - подготовка вербочек, наших русских веточек-ваий.

Обязательно проговариваем с детьми, почему мы готовим вербочки. Потому что Господа встречали именно ветвями. И с тех пор на этот праздник народ также встречает своего Царя-Спасителя красивыми ветками и также поет: «Осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне». В теплых краях люди готовят к этому празднику именно пальмовые ветки. Во многих странах этот день и называется «Пальмовое воскресенье» - Palm Sunday, например. А у нас пальмы растут в ограниченных количествах. И веточки наших деревьев весной - весьма неказистые и голые. Зато как раз сейчас распускаются вербочки красивыми пушистыми «зайчиками». Вот эти доступные нам красивые ветки мы и приносим в храм для встречи нашего Господа.

Напоминаем о других странах обязательно: это показывает детям христианскую культуру как культуру всего мира

Напоминаем о других странах обязательно. Это показывает нашим детям христианскую культуру как культуру всего мира, а не только как «наш русский народный обычай», «нашу народную веру».

Поэтому может быть интересным и уместным поискать вместе с детьми информацию в интернете о том, как встречают Пальмовое воскресенье в разных странах. Подумать, что в этих традициях оказывается сохранением христианской веры, а что - просто народными обычаями, иногда чуждыми нашей вере.

А если мы смотрим «как у них», то самое время вспомнить и о наших уникальных русских православных традициях. А таковые имеются. В первую очередь можно рассказать детям о «Шествии на осляти». Основной вариант этого «шествия» - настоящая «живая икона» празднику. Дело происходило в Москве, на Соборной, а позже - на Красной площади. Митрополит Московский или Патриарх, представляя собой живой образ Христа, садился на ослика. Этого ослика вел под уздцы царь, показывая свое смирение перед Христом. Дети пели «Осанна в вышних», люди постилали перед осликом свои одежды. Эта традиция оказывалась одним из основных и наиболее впечатляющих ежегодных действ в средневековой Москве.

Вспомнили о преданиях нашей родной старины - и вернемся ко дню сегодняшнему. А именно: подготовим наши вербочки, с которыми мы, как наши деды и прадеды, будем приветствовать вхождение Спасителя в Иерусалим.

Многие наши друзья в Лазареву субботу отправляются всей семьей в лес, на поиски красивых веточек. Отличный повод погулять всем вместе по весеннему лесу. Но у нас эти прогулки, к сожалению, получаются очень редко. К тому же почему-то вечно не везет: сплошные ивы попадаются, с зелеными ветками. А вот яркие темно-красные вербы с белыми или серо-белыми «хвостиками» все никак не встречаются. Поэтому у нас, диких людей, все происходит неинтересно и прозаично: покупаем уже готовые пучки этих красивых веточек. Берем немного (на каждого по пучку получается слишком дорого, да и зачем столько?). А дома разделяем все накупленное на нужное число букетиков. Перевязываем веточки лентами, каждому - свой цвет.

Однажды мы так и не смогли нигде найти вербу. И уже по дороге в храм купили цветы - раздали каждому ребенку по небольшому цветочку. Неделя-то как-никак «Цветоносная». А в храме один человек поделился с нами вербой, другой - и вот почти все дети оказались с вербочками.

Эти ветки освящаются в храме во время всенощной (вечером в субботу), а также в самый день праздника. Когда вербы освящают, все поднимают их над головами - как будто сад получается. Почти как на Троицу: в храме - деревья.

Иван Шмелев так описывает путь вербы в этот день: «Будут ее кропить, будет светиться в свечках, и разберут ее по рукам, разнесут ее по домам… - поставят за образа и будут помнить». Кстати, воспоминания Шмелева можно почитать детям на ночь, вечером в субботу. Можно вспомнить и стихотворение Блока «Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой». Это стихотворение и без всякого домашнего образования дети должны знать: его проходят по программе «Школа России» в начальных классах на уроках литературного чтения. А наши дети любят еще и петь его.

Как Шмелев, как и наш русский народ, мы ставим дома эти вербочки к иконам. Потом, на Пасху, украшаем этими вербами наши праздничные инсталляции: ставим на окошко, где выкладываем на травку крашеные яички, к нашему пасхальному дереву. Когда я начала ходить в храм сама, без родителей (это и обозначило недолгую пору моей «юности»), я положила свой маленький пучок вербы к подножию большого креста. Подумала: как будто я кладу эти ветки под ноги Христу, идущему на страдания в Иерусалим. А потом я пришла в этот же храм на двенадцать Евангелий, когда крест выносится на середину церкви. И я увидела этот свой букетик: его оставили там же, где я его положила. Для меня это было как будто Господь принял мои вербочки…

Правда, куда деть вербу после освящения, вопрос не первой важности. Важнее донести до детей смыл празднуемого события. После вечерних молитв мы прочитаем то Евангелие, которое будет читаться завтра на Литургии. На русском или на славянском. Главное - вообще прочитать. Чтобы еще раз подготовить детей к празднику, чтобы еще раз самим подготовиться и чтобы дети завтра встретили и поняли Евангельское чтение на богослужении.

Наутро в день праздника мы идем в храм.

И само пробуждение сегодня может быть особенным. По воспоминаниям Клавдии Лукашевич, детской писательницы начала XX века, детей в день праздника будили легким похлопыванием вербочек по щекам: «Верба хлест, бьет до слез!» Так и мы можем будить детей. Если, конечно, они не вскочат с кроватей еще до родителей. Одеваемся, торопимся. Не забываем приготовленную вербочку, которую на ночь ставили в воду.

Обычно в этот день, как и во всякий двунадесятый праздник, все причащаемся. А потом - домой. Где нас ждет праздничный стол. Особенный - рыбный, ведь сегодня снова послабление в посте. Как обычно, читаем что-то о празднике за столом, и, как обычно, совсем немного.

В этот день до революции (или, как говорила верующая бабушка академика Сахарова, - «в мирное время») в России проходили особые предпасхальные ярмарки. Как вспоминает Иван Шмелев, «великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой… так повелось от старины: к Светлому дню припасаться надо». Сегодня в России такие ярмарки - вещь более экзотическая, чем обычная.

Так что мы на ярмарки не идем, а дома проводим последнюю ревизию: все ли готово к празднику? Достаем все старые запасы: прошлогодние поделки, деревянные яички, собранные за годы нашей семейной жизни, все полотенчики, вышитые салфеточки, пасхальные надписи, пасочницы и формы для куличей. А еще пишем список, что нам нужно из продуктов к Пасхе. По возможности все, что только не портится, покупаем заранее, чтобы спокойно и без суеты провести Страстную седмицу. , я уже писала, и это совсем другая история.

Встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а милость Божия

А пока мы празднуем чудесный праздник входа Господня в Иерусалим, преддверие страданий и воскресения Христова. Празднуем его всей семьей, вместе с детьми. Чтобы потом вместе прожить и пережить грядущие великие дни страстей и смерти Спасителя. Чтобы потом вместе прийти к самому главному празднику года, к самому главному событию в нашей жизни и в жизни всего человечества - к Воскресению Христову. О чем мы и молимся все эти дни. Ведь встреча с праздником - это не результат наших «правильных» трудов, а скорее милость, благословение Божие. Потому и бывает: все сделали вроде бы «правильно», а в душе нет радости, нет встречи с Богом…

Ведь разглядывать с детьми иконы, петь тропари, готовить букеты из вербы - дело нетрудное. Это только средства. Это подготовка. А задача - жить с Богом, войти в радость Господа своего. Вместе с детьми.

А это только Господь может нам дать. И вряд ли за то только, что мы привели детей на службу. Важно скорее то, как мы сами встречаем Спасителя - и сегодня, и всегда. И приходится напоминать себе, что не вербочки, не куличи и крашеные яички, не праздничные платочки и даже не вычитанные правила нужны нашему Спасителю, а сердце наше, сокрушенное и смиренное. Которое Бог не уничижит и которому даст Свою благодать. Благодать, которая и наших деток покроет, и нас вразумит. Ведь только с Божией помощью мы сможем действительно войти в праздник, войти в Церковь и привести к Богу наших деток.




Читать праздничные богослужения начинают обычно накануне в Лазареву субботу, которая предшествует празднику. Обычно в храмах с 15 до 16 часов начинается двухчасовая служба, посвященная воскрешению Лазаря. Именно в это время в конце богослужения начинают читать песнопения к Вербному воскресенью. На следующий день в большинстве храмов проходит утреннее богослужение с 8 утра до 10 или 11 часов. Точное время зависит от расписания прихода и его можно узнать в церкви. Вот как будет проходить вербное воскресенье 2019: служба в храме.

В субботу идти или воскресенье




Обычно верующие люди стараются посетить службу в утреннее и вечернее время. Однако реально это возможно только для неработающих пенсионеров, которые могут планировать свободно своё личное время. В зависимости от священника и правил, которые он устанавливает в приходе, стоит посетить храм вечером, чтобы освятить вербу. Однако нужно узнать заранее, так как не во всех храмах это возможно.

Утром на вербное воскресенье стоит идти обязательно. Обычно прихожане, посещающие вечернюю службу, совершают исповедь, чтобы утром принять причастие. По церковным канонам считается, что вечером перед причастием обязательно нужно стоять службу в храме. Чтобы утром прийти на исповедь. Однако в некоторых храмах священник исповедует в ранние утренние часы до начала службы, поэтому причастники приходят на полчаса раньше или даже в более раннее время. После богослужения священник начинает говорить, в какое время стоит освещать вербу. Однако в некоторых храмах это можно сделать и в субботу накануне. Но это делают не всегда. Поэтому лучше поинтересоваться на рабочей неделе, во сколько и когда будет освящение вербы, чтобы приготовить её заранее.

Больным, работающим людям, которые в перерыве зашли в храм, не обязательно полностью стоять службу. Достаточно просто купить свечу и поставить её перед иконами, немного помолиться и уйти. Это не будет считаться грехом. Однако те, кто постоянно посещает храм, обычно стараются стоять всю службу утром и вечером. Так что им не обязательно знать, идти в храм в субботу или воскресенье.

Что это даёт




В храме с молитвами обычно происходят различные чудеса. Однако священники не советуют увлекаться ими, так как в некоторых ситуациях быстрого улучшения жизни не наступает. Особенно, если человек задумал или делает что-то плохое, не угодное высшим силам. Иногда храм и богослужение помогают людям найти ответы на волнующие вопросы, однако для многих людей часто посещение богослужения, даже искренняя молитва не помогают в решении проблем, и они перестают посещать храм. На самом деле на службу ходят не для того, чтобы бог помог разрешить трудную ситуацию, а ради внутреннего освящения духи. Проникаясь молитвами, человек невольно начинает подсознательно искать выход из трудной ситуации, переосмысливать свою жизнь и верить в себя. Именно это придаёт ему уверенности в своих силах, поэтому в жизни наступает просветление и ощущение счастья, взаимности в любви.

В некоторых ситуациях вера помогает преодолеть даже колдовство. Известно, что магия имеет действие на душу человека и нечистая сила, различными способами старается ему вредить. Одним влияние колдовства, порчи приходит через сновидения, другие начинают пить и предаваться всяким грехам. Многие даже из-за колдовского воздействия могут покончить собой. На церковном языке такое явление называется беснование и только при помощи молитвы и усилий самого человека оно лечиться. Хотя часто оставляет травмы на всю жизнь. Поэтому церковь призывает посещать службу, по возможности, в вербное воскресенье, чтобы очиститься и приобрести иммунитет к злой силе.

После службы не забудьте поздравить всех, придя домой, можно своим знакомым и друзьям написать красивые смс, а поздравления выбрать

Вербное воскресенье отмечается православными христианами за неделю перед Светлой Пасхой. Это крайне важный праздник, наполненный глубоким смыслом.

Суть праздника Вербное воскресенье

Праздник имеет и второе название — Вход Господень в Иерусалим. Это значимое для всего православного мира событие означало приход Мессии и Спасителя всего рода человеческого. В священный город Иисус прибыл на осле, который выступал символом мира. Верующие ликовали, встречая Сына Божьего, и знали о том, что он чудесным образом воскресил праведного Лазаря. Под ноги ему бросали пальмовые ветви в знак почтения и уважения, однако эта ликующая толпа буквально через 5 дней готова была растерзать Мессию. Он не оправдал людских надежд на свержение власти и не стал творить бесчинства.

Как праздновать Вербное воскресенье в 2017 году

В 2017 году православные будут отмечать Вербное воскресенье 9 апреля. Вербным оно стало на Руси потому, что пальмы в суровом климате не растут, а верба является первым весенним деревом, символом жизни и возрождения. Символическое дерево с древних времен пользовалось популярностью у наших предков: существует даже традиция хлестать друг друга его ветвями, чтобы изгнать из тела негатив, болезни и печали.

Иисус завещал православным жить, любить ближнего своего и не покушаться на чужое. Праведная жизнь тех, кто пошел вслед за Сыном Божьим, увенчана славой в веках, и их великие подвиги отмечены в Новом Завете. Чтобы очистить душу перед Светлым Христовым Воскресением, очень важно раскаяться в своих вольных и невольных грехах .

В Вербное воскресенье православные идут на службу в церкви и храмы, несут с собой букетики из вербных веток, чтобы священники окропили их святой водой. Эти ветви относят домой, чтобы они служили защитой от любых невзгод. Также в этот день несколько вербных букетов относят на кладбище.

9 апреля запрещена работа, поэтому день лучше всего посвятить встречам с близкими родственниками за скромным праздничным столом. Следует уделить время молитвам: любые слова, произнесенные с чистой душой и исходящие от самого сердца, будут услышаны. Говорят, что именно в это воскресенье Небеса полностью открыты и внемлют каждому произнесенному слову.

Молитвы способны изменить судьбу и исцелить любую душу, помочь человеку начать духовный рост. Время, проведенное в размышлениях над собственной жизнью, помогает исключить из нее грешные поступки и неверные суждения. Желаем вам светлого праздника, счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Вербное воскресение — великий праздник, в который христиане вспоминают торжественный вход Господень в Иерусалим, за которым последовали Его крестные страдания. В 2018 году Вербное воскресенье выпадает на 1 апреля.

Этот праздник не имеет определенной даты празднования в церковном календаре — его отмечают в последнее воскресенье Великого поста, за неделю до Светлого Воскресения Христова.

Великий пост в 2018 году начинается 19 февраля и продлится до 7 апреля включительно, а 8 апреля православные христиане будут праздновать Светлое Воскресение Христово.

Вербное воскресенье — один из двенадцати главных праздников православной церкви — важное событие последних дней земной жизни Иисуса Христа до распятия на Кресте. В христианской традиции этот день считается символом будущего воцарения Бога.

Евангелие

Именно в этот день Иисус, как это подробно описывается во всех четырех Евангелиях, въехал в Иерусалим, как царь. По древнему еврейскому обычаю, цари и победители въезжали в Святой город на конях или ослах, а народ встречал своих правителей приветствиями и пальмовыми ветвями.

Во исполнение пророчества Ветхого Завета Иисус тоже торжественно въехал в Иерусалим на молодой ослице, тем самым подчеркнув, что народу явлен новый царь-спаситель и долгожданный Мессия.

У ворот Иерусалима в селении Вифания Христос попросил своих учеников найти ему молодую ослицу, на которую никто из людей никогда не садился. И когда Сын Божий въехал на ней в город, толпа возликовала.

© photo: Sputnik / Сергей Кузнецов

Аукцион вещей Дома Романовых "Искусство, принадлежавшее царям"

Люди снимали с себя верхние одежды и бросали их под ноги, устилая ими дорогу, чтобы воздать честь Христу. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.

Люди устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю. Жители Иерусалима видели Мессию царем-освободителем, победителем захватчиков.

Однако иудейские первосвященники, в отличие от народа, были не рады Иисусу. И сам Христос знал об участи, которая готовилась ему, знал, что этот путь ведет его к Кресту и Голгофе.

Церковное почитание этих событий восходит к глубокой древности. Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился — в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Это объясняется тем, что пальма - южное дерево и растет она далеко не везде.

Поэтому пальмовые ветви у христиан были заменены на ветки вербы, ветлы, ивы, самшита или других деревьев, произрастающих в стране празднования и расцветающих в начале весны.

Бзоба

В Грузии Вербное воскресенье называется Бзоба. В этот день по традиции освящают ветки вербы и колхидского самшита (бза — по-груз.) и во всех храмах проводятся торжественные богослужения.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Колхидский самшит занесен в Красную книгу, поэтому Патриархия Грузии уже несколько лет в преддверии праздника призывает население не уничтожать растение, а выращивать его самостоятельно.

В связи с этим, к Вербному воскресенью уже не первый год в саженцевых хозяйствах и рядом с церквями продается достаточное количество специально выведенного самшита.

Церковные традиции

В православных церквях в субботу перед Вербным воскресеньем проводится всенощное бдение. Верующие в этот вечер идут на службу с вербными ветками в руках и стоят с зажженными свечами до конца служения, в честь входа Господня в Иерусалим.

После чтения Евангелия священники совершают каждение (благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами) вербы, читают молитву и окропляют ветви Святой водой. Освящение веточек вербы в церкви — главная традиция Вербного воскресенья.

Посетить службу и освятить свои веточки вербы могут все желающие и в Вербное воскресенье. Ветка вербы символизирует победу жизни над смертью — Воскресение Господне. Поэтому, освещенные веточки хранят целый год как символ единения с жертвой Иисуса Христа.

© AFP / THOMAS COEX

Прошлогодние веточки вербы выбрасывать на помойку нельзя - их следует сжечь. В Грузии священнослужители призывают верующих делать это в своих дворах. Жители Грузии по традиции несут сухие веточки самшита к церквям, но их бывает насколько много, что служители церкви не справляются.

Народные обычаи

С Вербным воскресеньем связано много народных традиций, обычаев и обрядов. Согласно одной из них, которая существовала на Руси с давних времен - на рассвете в Лазареву субботу люди отправлялись собирать вербу.

Кстати, выбирая ветви, предпочтение отдавали молодым деревьям, на которых еще нет засохших веток и повреждений. В тоже время нельзя было срезать к празднику ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем.

Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Ветвями освященной вербы украшали иконы, их развешивали по углам комнат.

Очень часто в этот день устраивались так называемые вербные базары, где продавали множество товаров и устраивали разные игры и развлечения. Одним из основных обычаев таких ярмарок продажа вербных херувимов — ветки вербы, украшенные ангелами.

Как и во все великие церковные праздники, так и в этот день нельзя работать, поэтому женщины заранее готовили и убирались в доме. Хозяйки к этому дню пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.

По традиции, праздник нужно провести в кругу близких и родных, в тихой и спокойной обстановке, потому что еще идет Великий пост, а с понедельника - начинается Страстная неделя, последняя перед Пасхой. В 2018 году Страстная неделя начинается с 2 апреля.

© photo: Sputnik / Виталий Белоусов

Вербное воскресенье не только торжественный и светлый праздник, но и грустный и трагичный день. Ведь, в действительности все те, кто приветствовал Иисуса Христа в Вербное воскресенье, уже через несколько дней бросали в него камни с криками ярости, требуя его распятия.

Поэтому в этот день необходимо молиться, думать о Боге, очистить свою душу и подготовиться к празднованию Светлого Воскресения Христова.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы. Чтобы никакая хворь и болезнь не прицепилась, люди проглатывали почки освященной вербы.

Этот обряд использовали и для привлечения удачи в новых начинаниях. Многие в те времена перед тем, как начинать какое-то важное дело, съедали несколько почек вербы.

Женщины, у которых не было детей, носили амулеты из вербовых почек. Чтобы потомство было здоровым, веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Освященную вербу использовали также при первом выгоне скота. Затем вербу или "пускали на воду", или втыкали под крышу дома для того, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но и домой вовремя возвращалась, а не блуждала бы днями по лесу.

Приметы

Люди с древних времен верили в приметы — освященными ветками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми.

В различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней, добавляли растолченные высушенные почки вербы. Почки иногда добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. А из раскрывающихся почек делали вербную кашу.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

В древности люди сажали цветок или же пересаживали комнатные растения, чтобы увеличить свой достаток. За цветком тщательно ухаживали и оберегали его, так как верили, что, если он завянет — ожидаются серьезные финансовые потери.

Девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера думали о нем. Ее мысли каким-то образом передавались этому парню и вечером он приходил к ней, чтобы позвать погулять.

Когда же начинался посевной сезон, то на поле обязательно втыкали в землю ветки вербы. В старину верили, что это способствует богатому урожаю, и спасает его от напастей.

Люди считали, что верба не только исцеляет и придает физическую силу не только человеку, но и скотине. Поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных.

По примете, в Вербное воскресенье на улицу не выпускают домашнюю птицу, так как бояться, что ведьмы и другая нечисть, могут ее испортить.

Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освященная веточка вербы, не попадет молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдет на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если на Вербное воскресенье идет дождь — ждите хорошего урожая. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы.

Материал подготовлен на основе открытых источников