Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Рождественские купания. Купание в проруби. Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским

На Руси считалось, что купание в ледяной воде способно оздоровить тело и душу человека, очистить от всех грехов, совершенных в прошлом году. Конечно, очиститься от грехов с помощью одной только проруби не получится. Но, традиция давняя и многие верующие ее соблюдают. Поэтому, надо делать это правильно.

Крещение Господа Иисуса Христа является одним из двенадцати наиболее важных православных праздников в течение года. День, когда купаются в проруби на Крещение 2018 – это, скорее, ночь с 18 на 19 число, а также все сутки самого Крещения, несколько дней после праздника.

Немного истории праздника

Крестил Иисуса Христа на реке Иордан Иоанн Креститель. Во время этого святого действа на Иисуса Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Именно по этой причине после освящения проруби в ночь Сочельника принято выпускать в небо два голубя. В старину еще стреляли холостыми патронами в небо, после выпуска голубей. Но, сейчас обряд стрельбы не сохранился. Плюс к этому, очень редко, сейчас используется обряд выпускания голубей.

В день Крещения Иисуса Христа Бог явился сразу в трех своих лицах. Это был Бог Отец – голос, Бог Сын – плоть, и Бог Святой Дух – голубь. По этой причине праздник Крещения еще часто называют Богоявлением. Только после момента своего крещения Иисус Христос стал проповедовать на земле слово Божье и активно просвещать людей.

Празднование Крещения Господня

Сутки 19 января – это время, когда ныряют в прорубь на Крещение в 2018. Но следует помнить, это особенно подчеркивают священники, это не единственная традиция столь большого праздника. Празднование начинается вечером 18 января – в Сочельник. Традиции сочельника в Крещение во многом похожи с традициями сочельника в Рождество. На стол обязательно подается кутья, надо сходить в церковь. Также на стол в Сочельник подается кисель, блины.

Освящение воды, а затем забор святой воды домой или купание в проруби – важнейшая часть празднования Крещения. На реке или озере рядом с церковью вырезается порубь в виде креста. Крест ставится рядом с прорубью и обливается свекольным соком. Люди не боятся холода во время Крещения и активно окунаются в прорубь. Ведь, считается, что вода с этот день не способна нанести вред человеку верующему и духовному. Купание в проруби приносит человеку в Крещение не только здоровье тела, но и здоровье души.

Правила купания в проруби

Итак, купание в проруби на – это приобщение к благодати Божией. Но, нельзя себя насиловать и заставлять лезть в воду, если этого не хочется. Особенно стоит воздержаться от купания в проруби тем, кто страдает от определенных болезней.

Те же, кто решил окунаться в прорубь, должны знать, как это правильно делается. Иордань обязательно должна быть освящена, а вот жестких правил по тому, как именно купаться, просто не существует. В основном, это быстрое погружение в воду три раза с головой. Надо креститься и произносить слова молитвы. Купаться надо в рубашках, а не купальниках. Считается негожим выставлять в процессе окунания на обозрение свое тело.

Крещенская вода обладает своими целебными свойствами. Именно по этой причине многих верующих манит прорубь. Но, следует помнить, что почувствовать целебные свойства святой воды можно и просто омовением.

Что можно делать со святой водой:

  • Вода не портится в течение всего года. Можно использовать ее в период болезней: пить по глотку утром натощак, сразу после молитвы.
  • Хранить воду надо в плотно закрытом сосуде рядом с иконами. Это не просто жидкость, а религиозная реликвия.
  • Можно окроплять жилище этой водой, чтобы изгнать злых духов.

Народные традиции Крещения

Какие еще существовали народные традиции кроме той, чтобы окунаться в прорубь в Крещение? Традиционно, как уже было сказано, выпускали голубей. Они являлись знаком Божественной благодати, которая во время крещения Иисуса Христа сошла на него.

Также на Руси при первом колокольном звоне верующие разжигали на берегу реки огонь. Он разжигался для того, чтобы Иисус, после крещения, мог погреться у огня. Вообще же, с этим днем было связано больше примет, чем поверий. После Крещения нельзя было стирать белье в реке.

Купаться в проруби на Крещение или нет, каждый верующий должен решать этот вопрос для себя сам. Но важно верить в том, что делаешь и быть близким к Богу не только поступками, но и своими помыслами. Только при такой комбинации святая вода сможет принести человеку те чудеса, на которые он рассчитывает.

По-другому праздник Крещения Господня называется Богоявление, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в реке Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Об этом свидетельствуют все четыре Евангелия.

"И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

История праздника

Событие Крещения Господа Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан христиане празднуют с древних времен. Это один из самых первых христианских праздников.

Его начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне есть в апостольских постановлениях и правилах. До IV века Крещение и Рождество были единым праздником, который назывался Богоявление.

Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Древнее совмещение праздников осталось в некоторых восточных церквях. К примеру армяне продолжают праздновать Рождество и Крещение в один день — 6 января.

В богослужебных текстах значение праздника Богоявления поясняется так: Господь принял крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, которых называли оглашенными. Поэтому этот день часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами", в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Традиция освящать воду в водоемах была уже тогда.

Водосвятие

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — чином Великого освящения, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция, как полагают, восходит к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

В Крещение Господне святая вода имеет наибольшее символическое значение. Водой производят омовение во имя Отца, Сына и Святого Духа, очищают человека от грехов, избавляют от недугов. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных.

По традиции, ее хранят год — до следующего праздника Богоявления. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.

Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года.

Купание в проруби

Главная традиция дня — купание в освященной воде. Достаточно много людей решаются на Крещение искупаться в проруби. Считается, если окунуться в реку, то она поможет очиститься от всех грехов и сделает человека сильнее духовно.

Для того чтобы такой обряд принес людским душам пользу, священнослужители начинают готовиться к нему еще с Сочельника. Сначала они проводят праздничную службу в храме, а затем идут на реку и начинают готовить прорубь для купания.

В толще льда прорубается крест, который называют иорданью, а затем место еще раз освящается. После этих действий вода в проруби становится целебной, каждый человек, который в ней искупается, ощущает прилив сил как физических, так и духовных.

Существует мнение, что, тем, кто не верит в целебные свойства воды не следует купаться, так как оно не принесет им пользы.

В тоже время священнослужители предупреждают, что купаться в проруби надо уметь правильно. Во-первых, в крещенскую воду нельзя лезть пьяным и сытым. Так как пьянство и чревоугодие считаются довольно серьезными грехами, то Всевышний все равно не пошлет свое благословение. Во-вторых, перед купанием обязательно надо сходить в храм и помолиться Богу.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Женщине грешно входить в святую воду в открытом купальнике или нижнем белье. Делать это лучше всего в закрытой рубашке и желательно новой. После того как она ее снимет, сможет высушить и одевать, когда заболеет или просто плохо себя почувствует. Благодать, которая снизошла на нее во время купания в проруби будет защищать ее вплоть до следующего Крещения.

Другие традиции

В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на Великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, холодцы, колбасы и запеченную свинину. По традиции, на столе должно присутствовать 12 различных блюд. На Руси, в некоторых местностях угощались "квадратными" блинами — "чтобы водились деньги".

Крещение Господне, как и все Рождественские Святки считается семейным праздником. Крещение Господне лучше всего проводить в кругу своей семьи. Считается что если все поколения одного рода соберутся под крышей одного дома, то весь следующий год большая семья проживет в таком же составе и что самое важное, в здравии.

После застолья присутствующие все вместе должны поблагодарить Бога за хлеб, который есть на их столе, а затем можно будет отправляться "отпускать" рождественские праздники. Из клетки выпускается белый голубь.

В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Они не полоскали в реке белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.

© photo: Sputnik / Игорь Подгорный

Кроме того, женщины на Крещение обязательно, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались, чтобы щеки были румяными.

Незамужние девушки и женщины на Крещение Господне пытались узнать свою судьбу. С самого утра они выходили на дорогу и ждали прохожего. Если первым, кого они видели, был здоровый хозяйственный мужчина, то это означало, что скоро они встретят свою вторую половинку. Ребенок или пожилой человек указывали на то, что любимого им в ближайшем времени не встретить.

Приметы

В старину люди верили в крещенские приметы, и пытались узнать, что принесет им пришедший год, а также что будет происходить с погодой и урожаем.

Если в Крещенскую ночь на небе нет ни одного облачка и звезды видны отчетливо — верный признак того, что весна будет ранней, а лето и осень очень теплыми и дождливыми.

А если Крещение Господне совпало с полнолунием — примета того, что весна может начаться с сильных паводков и разлива рек.

Безветренная погода и ясное небо предрекают спокойный год без каких-либо неприятных потрясений. Это значит, что вы можете смело начинать что-то новое, например, строить дом, открывать свое дело или заводить семью. Если вы будете принимать все эти решения взвешенно, то они точно принесут вам счастье.

Хорошим знаком является большой снежный покров или снегопад. Такое поведение погоды указывает на то, что до следующего Крещения Господнего не предвидится никаких страшных эпидемий и болезней.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

В случае если на Крещение идет дождь или дует очень сильный ветер, то это может указывать на, то что пришедший год будет очень неспокойным как в политическом, так и экономическом плане. Более того, такая погода указывает, что очень скоро может пролиться достаточно много слез.

Креститель

Чествование Иоанна Предтечи совершается Православной церковью на следующий день после Крещения Господня.

В христианской традиции есть такой обычай: вспоминать, прославляя, по завершении великого праздника тех лиц, что послужили наиглавнейшим образом осуществлению столь важного предшествующего события.

Святой пророк Иоанн стал центральной фигурой даты 20 января по причине засвидетельствования пришествия в земной мир Сына Божьего в человеческом облике.

Этот религиозный праздник носит название Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ввиду того, что объединяет верующий народ в храмах для восхваления великого пророка.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Итак, сегодня решил приобщиться к купанию в иордани с другой стороны объектива, т.е. как фотограф.
В этом году в Ярославле было организовано 7 прорубей. Это официальных, оборудованных лестницами и платками для переодевания, а также надзором МЧС, МВД и скорой помощи. Последние, правда, заметил не везде.
Собственно, купания начались еще в ночь с субботы при -23 и заметном ветре. Сейчас, утром, вышло Солнце и немного прогрело воздух до -19, но ветер все равно заметный.

Поскольку тема религиозная, постараюсь обойтись минимальными комментариями. Говорят, что лучшее фото то, которое не требует ни названия, ни описания:)

Первая иордань на Которосли у Спасо-Преображенского монастыря. К моменту прибытия первой процессии со священнослужителями кое-кто уже успел опробовать прорубь.

Обряд начался.

Кто-то подходит к вопросу серьезно, кто-то в команде поддержки, кто-то пришел набраться храбрости для седующего года, а кто-то просто пришел посмотреть "на шоу".

МЧС, МВД, ОМОН - все тут.
Тихие разговоры сотрудников МЧС о том что лед подозрительно трещит бодрят сильнее проруби. По команде народ дружно отступает от проруби и рассеивается по территории.

Кто-то просто умывает руки и лица, кто-то заходит по грудь, но большинство, как требует традиция, окунаются с молитвой и крестным знамением три раза с головой.

Понравилось как видеооператор от канала Россия снимал камерой GoPro в подводном боксе, погрузив ее прямо в иордань. У меня такого не было, поэтому взял традиционный ракурс на ширик.

Жаль фотоблоггеров, которые оделись как на вылазку в кафе - в тонких джинсах и модных ботинках было очень холодно... Интересно, отрабатывал ли стабилизатор дрожь их тел? :)

А это уже прорубь на Волге в районе Тверицкого пляжа у церкви Зосимы и Савватия.

Ночью здесь было место основного купания, МЧС и МВД также присутствуют. Скорая, вроде, тоже не уехала, стоит на стоянке у храма.

С ложно отношусь к купаниям в ледяной воде ради "очищения".
С одной стороны, вроде бы, почему нет? Если за компанию, да еще фотки классные в блог кинуть))) С другой, каким-то анахоронизмом и верой в чудо все это попахивает. Мороз, улица, толпа народа. Говорят даже жалобы были в Питере к руководству города на очереди к купелям. Вот ведь, пости Господи, идиотека))) у нас везде очереди, даже на морозе в трусах, что бы окунуться в ледяную Неву...

Сложно относится к таким купаниям и представители церкви. Вот мысли Епископа Евтихия, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Он против «крещенских» купаний. Далее его мысли:
Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против «крещенских» купаний, которые уже лет двадцать или того больше широко практикуются по всей стране? Тому есть несколько причин.

Внимание, под КАТ есть НЮ)))
Во-первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу — тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться — отвечал так: «Написано: «не искушай Господа Бога твоего». Хочешь быть последователем Христа — не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим.

Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: «Что же в этом плохого?!» Чтобы получить ответ, вновь обратимся к Евангелию: «Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т. е. чудо — прим. автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему...»

Во-вторых: купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной «Настольной книге для священно-церковных служителей» С. В. Булгакова сказано: «К освящённой воде христиане с древних времён имеют великое благоговение. Освящённая вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах».

Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (т. е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей, принимающих с той же целью ванны с шампанским...

Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество — собственное тело, а их религия — дремучее суеверие.

В-третьих: «крещенское» купание — это рассадник суеверия. Упомянутый уже С. В. Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своем те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, «суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов». Ему вторит и видный знаток народных обычаев XIX-го века писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий, описанных им в книге «Русь народная». Приходилось и мне слышать нередко такое мнение современных купальщиков, что они «словно второй раз крестились и все грехи смыли». Но наш Символ Веры гласит: «Верую во едино крещение во оставление грехов». И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в «Крещенской проруби», а в таинстве покаяния.

Наконец, в-четвертых: «крещенские» купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении.

Поэтому я категорически против «крещенских» купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье — не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает», — говорит Христос в Евангелии: вот в чём всем нам следует постоянно прилагать усилия и с особенным усердием в праздники Божии.

Поздравляю всех православных с наступающим Крещением Господним! Епископ Евтихий (Курочкин).

Такое у него мнение. А я думаю, если человек давно уже закаляется, обливается холодной водой. Ему такое купание наверное пойдет на пользу, а вот если ты решил окунуться и стать здоровым в один миг...)))) как в сказке про конька-горбунка, то лечить нужно в первую очередь голову...)))

Кроме того, вся ВОДА в это время святая!
Хочешь святости - прими душ))) Хочешь близости к природе - прими душ холодный, хочется страданий - горячий. Хочешь внимания и соучастия, разденься и позови поддержать соседей. Все просто.

Но если девушки на улице будут купаться топ-лес... традицию не убить никакими запретами)))))

Хочется идти купаться на брудершафт)))


Фото девушек (С) интернет)))

Лично мне пока понятно одно - руководство православное и само толком не знает, нужно купаться или нет. Хорошо это или плохо, вредно это или полезно. Дикое дремучее суеверие или очищение души. Но можно подумать кресты вырубают сами верующие и с кадилами у прорубей стоят гастарбайтеры. Если церковь против, заявите об этом громко и открыто, предупреждайте о грехе отступников, разъясняйте на службах, боритесь с суевериями.