Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Репортаж на телевидении. Репортаж на телевиденье

Репортаж - один из наиболее распространенных информационных жанров. В репортаже излагается актуальный фактический материал, полученный с «места происшествия». Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Термин происходит от французского «reportage» и английского «report»: общий корень -- латинский («reporto» -- передавать). Репортажи обычно подразделяются на телевизионные и газетные, хотя на самом деле могут прозвучать по радио, быть опубликованы в журналах и/или интернет-изданиях Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, с. 187..

Репортаж бывает событийный, тематический, постановочный. Жанр репортажа не нужно путать с отчетом (сообщением о событии): отчет предполагает объективность, сухое изложение последовательности фактов, репортаж - наглядное представление о событии через непосредственное восприятие журналиста. Отчет можно написать, скажем, со слов участника или свидетеля, в репортаже это исключено. Автор репортажа - сам свидетель или участник события. Хороший репортаж может и даже должен сочетать элементы других информационных жанров - отчета, интервью, повествования, отступления, характеристики персонажа. Бывают, правда, репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в точных и ярких подробностях убеждает читателя, слушателя или зрителя в том, что рассказывает очевидец. Отобрать такие детали, не придумывая их, - это и есть истинное профессиональное мастерство. Как правило, репортажи в печатных СМИ иллюстрируются фотоснимками.

Репортаж - один из основных информационных жанров. В некоторой степени всю историю журналистики можно назвать историей становления, развития и совершенствования репортажа. Однако средства массовой информации существенно изменились, особенно за минувшие сто лет. И если сегодня в печатных СМИ репортаж - далеко не доминирующий жанр, то на телевизионных каналах этот жанр можно обозначить под номером один. Ежедневные выпуски новостей смотрят все. И основой этих выпусков чаще всего являются именно репортажи. Без них не обходится ни одна программа новостей. В отличие от газеты или журнала ни интервью, ни корреспонденция, ни заметка, ни комментарий не дадут зрителю такой наглядности и зрелищности, как репортаж.

Репортаж тематический - это жанр не чисто информационный, а скорее, связующее звено между информационным, художественным и аналитическим жанрами.

Репортаж событийный - жанр полностью информационный, он больше всего ценится в выпусках новостей. Событийный репортаж не только позволяет наиболее оперативно и наглядно донести до зрителя всю самую свежую и актуальную информацию, но и предложить людям оценку события с точки зрения репортера. В этом приоритет событийного репортажа перед заметкой и корреспонденцией.

Конечно, у жанра событийного репортажа свои недостатки. Кто-то скажет, что такой репортаж предлагает лишь поверхностный обзор события. Однако то, что событийный репортаж сочетает в себе лучшие качества всех информационных жанров, оспорить нельзя.

Репортаж обычно состоит из четырех основных элементов:

· видеоряд -- смонтированные фрагменты видеоизображения, отобранные из т. н. исходников (отснятого оператором материала);

· звуковой фрагмент или синхрон;

· закадровый текст сообщения, написанный репортёром и/или редактором и записанный в студии;

· шумы (интершум и люфт) -- это звук, синхронный изображению, который звучит параллельно (интершум) или вместо (люфт -- пауза) закадрового текста.

ИрвингФэнг подчеркивал значимость звуковых фрагментов:

«Написать текст к видеосюжету -- не значит просто должным образом соотнеси слова и изображение. Авторы текста и видеоизображения должны уметь работать со звуком. Под этим подразумевается выбор лучшей из имеющихся цитат, той, которая содержит самую ценную информацию и передает её наиболее четко и увлекательно».

Современный мир переполнен информацией, поэтому выбрать тему репортажа не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Каждую минуту происходит множество событий, о которых можно рассказать в репортаже. Проблема отбора самых важных и интересных событий, о которых расскажут в телевизионных новостях, и есть проблема информационного повода. Иначе ее называют проблемой отбора новостей. Есть темы, которые, как правило, всегда попадают в выпуск новостей, это конфликт, столкновение интересов, террористические акты, митинги, военные действия, катастрофа, авария, стихийное бедствие, чрезвычайные происшествия, последствия какого-то значимого события, новости политики и экономики, принятие новых законов, встречи на высшем уровне, заключение политических договоров, итоги выборов, новости культуры, спорта, какие-то события из жизни известных людей, юбилей какого-либо артиста, смерть политического лидера. Именно на такие темы корреспонденты и готовят событийные репортажи, каждый из которых, независимо от своей важности, привязан к какому-то конкретному событию. Информационные поводы другого характера чаще служат для создания тематического репортажа, поэтому журналисту, выбирающему тему для событийного репортажа, необходимо обращать свое внимание только на конкретные события, произошедшие в последнее время. Есть и другой важный принцип отбора информационного повода: новость должна представлять всеобщий интерес. Другими словами, новость - это не только то, что людям необходимо знать, но и то, что им интересно знать, поэтому, выбирая информационный повод для репортажа, нужно прежде всего учитывать эти критерии.

Можно ли считать интересным такой информационный повод, как, скажем, забастовка сантехников, недовольных заработной платой? Можно, если журналист работает в отраслевой многотиражной газете. Для солидных печатных изданий или электронных СМИ такой повод, скорей всего, будет мало интересен для аудитории. Должны ли зрители знать о проблемах сантехников? Испытывают ли они в этом потребность? Большинству зрителей (если они не сантехники) эта тема просто не интересна. А некоторые сюжеты, наоборот, могут попадать сразу в несколько категорий: они и интересны, и необходимы. Например, репортаж о принятии нового закона, повышающего зарплату бюджетникам, привлечет большую аудиторию зрителей.

Есть два варианта подготовки сюжета категории breakingnews (экстренной новости):

1. Материал, подготовленный до выхода в эфир: автор мониторит ход событий из студии и при необходимости обновляет закадровый текст.

2. Прямая трансляция с места события: репортёр знает или вычисляет, что событие состоится во время выхода новостей в эфир. Тогда на место действия выезжает передвижная телевизионная станция (ПТС) и в эфир выдается прямое включение, у журналиста есть возможность эфиритьстендап на фоне происходящего.

Процесс подготовки газетного, радийного и телевизионного репортажа имеет много общего и много различий. Общее то, что вначале необходимо собрать всю (нужную и ненужную) информацию о событии для того, чтобы определить, какую часть этой информации следует донести до аудитории. Как правило, в этом случае необходимо опираться не только на свой журналистский опыт и чутье, но и пользоваться любыми источниками информации.

Что касается принципиальной разницы между репортажем в печатных и электронных СМИ, то, готовя репортаж для газеты, журналист описывает событие, рассказывая читателям подробности того, что они не смогли и уже не смогут увидеть. К примеру: «…чудотворную икону пронесли по Иртышской набережной до Ленинградского моста…». Корреспондент, готовящий телевизионный репортаж, имея в своем арсенале изобразительный материал, избавлен от таких нюансов. Его словами говорит «картинка» на экране телевизора. Зритель видит, где проносят икону и ему не нужно дублировать видеоряд голосом корреспондента за кадром. Автору лучше рассказать на этих кадрах об истории написания лика, вследствие чего началось паломничество по городам России, словом, дать дополнительную информацию о том, что не в состоянии был снять оператор.

Специфика телевизионного репортажа. Корреспонденты телевизионных компаний обычно излагают свой материал так, чтобы в рассказе было начало, сердцевина и заключение (почти как в романе). В тексте должна соблюдаться логика изложения, которая строится по принципу детской пирамидки. Есть один общий стержень, на который нанизываются звенья, тесно прилегающие одно к другому. Вершина пирамидки - насадка, которая скрепляет всю структуру репортажа. Если идти от вершины пирамидки вниз, то насадка - не что иное, как информационный повод. От него выстраивается весь материал. Верхняя часть пирамидки - самое маленькое звено. По мере продвижения вниз кольца становятся больше, т. е. от частного - к общему.

На подготовленный текст монтируется видеоряд. Телевизионный репортаж подразумевает наличие нескольких элементов: закадровый текст, видеоряд, звуковой фрагмент или синхрон (интервью с кем-то), интершум, лайф и stand ur (журналист непосредственно в кадре). Можно, конечно, ограничиться видеорядом и закадровым текстом, но мы говорим о тех элементах, при наличии которых репортаж будет смотреться в наиболее выгодном свете.

Закадровым текстом называют текст сообщения, написанный репортером и записанный на пленку в студии. При монтаже закадровый текст закрывается видеорядом.

Видеоряд - это смонтированные воедино планы видеоизображения, выбранные из исходного, отснятого оператором материала.

Интершум - это звук, записанный фоном на пленку. Сопровождает текст автора репортажа. К примеру, если съемка в выставочном павильоне, фоном должны звучать голоса людей, обсуждающих экспонаты выставки, если строительная площадка - шум работающих механизмов и т. п.

Синхрон - сочетание изобразительного материала на кинопленке (не пу-тать с видеокассетой) с артикуляцией губ человека, снятого крупно. Обе ленты в специальном оборудовании движутся каждая по своей дороже: магнитная - с записанным на ней звуком - и кинопленка должны идти синхронно, не обгоняя и не отставая одна от другой. С появлением видео необходимость синхронизировать изображение и звук отпала - видеокамера способна сделать это уже без дополнительных технических усилий, но термин «синхрон» перебазировался на видеокассеты. Многие начинающие журналисты, пришедшие на телевидение сравнительно недавно, никогда не работали с кинооператорами, которые снимали сюжеты на кинопленку. Для них синхрон - не что иное, как интервью в чистом виде, один из фрагментов репортажа или материала другого жанра телевизионной журналистики.

Лайф (рэпэраунд) - практически это тот же синхрон, снятый случайно не на выносной микрофон, а на так называемую «пушку», жестко установленную на видеокамере. Лайф - это может быть чья-то реплика, удар колокола, возглас, рыдания. Все это звучит уже не на фоне закадрового текста корреспондента, а совершенно самостоятельно. Как правило, это господин случай, который позволил оператору случайно записать на видеопленку тот или иной фрагмент происходящего в кадре события. К примеру: оператор снимает процесс похорон, опускают гроб, все рыдают и оператору случайно удается снять женщину, которая с гневом произносит слово «Убийцы!» или что-то в этом роде.

Рэпэраунд должен нести определенную смысловую (а может быть, в большей степени и эмоциональную) нагрузку, а не просто дать возможность зрителю зрителю переключиться с голоса корреспондента. Хронометраж рэпэраунда обычно составляет от 10 до 30 секунд. Если такой фрагмент записи отмечен журналистом или оператором в процессе съемки, он может очень хорошо «сработать» в контексте репортажа.

Лид (информационный повод) - первый абзац текста репортажа, которым ведущий представляет репортаж и предоставляет слово корреспонденту. Лиды бывают двух видов. Жесткий лид содержит главный факт, на котором и строится репортаж. Телезритель точно знает, о чем последует сюжет. Жесткий лид всегда прямой и конкретизированный. Мягкий лид - это, напротив, некая неконкретизированная, обобщенная информация.

Stand up используется не только для того, чтобы доказать, что… репортер действительно работал на месте съемки сюжета, но и для того, чтобы телезрители могли непосредственно на экране видеть лицо корреспондента. Появление журналиста в кадре, где второй план (в этом случае корреспондент на первом плане) является местом события, имеет точный эффект присутствия. Это важно, хотя возможность записать stand up в нужном месте, в нужный момент используют далеко не все корреспонденты. Причин здесь несколько: журналисту не всегда легко сориентироваться в содержании будущего закадрового текста на месте съемок, а текст stand up непременно должен органично в него вписываться, поэтому можно записать несколько вариантов фрагмента «репортер в кадре». Так как у журналиста бывает мало шансов переписать stand up, то его текст надо выверять со всех позиций. Например, не стоит сообщать цифры или факты - ко времени выхода материала в эфир они, скорее всего, устареют и stand up придется исключить из репортажа. Текст stand up должен быть таким же ясным и четким, как и весь текст репортажа. Записывая фрагмент «корреспондент в кадре», репортер не должен забывать о языковых нормах. Нередко stand up выбраковывается как раз из-за косноязычия или неграмотности построенных фраз.

Появление журналиста в кадре - это не просто демонстрация себя. В stand up репортер чаще всего сообщает наиболее важную информацию. Журналист также может объяснить зрителю, что произошло, и указать рукой на какое-то конкретное место, сопроводив свой жест словами: «За моей спиной тот самый дом, в котором пожар возник раньше всего».

Существуют разные способы записи stand up. Журналист может просто стоять на каком-то фоне. Необходимо следить за тем, чтобы задний план имел как возможно большую перспективу. За журналистом ни в коем случае не должна быть стена или ни к чему не обязывающий кустик. Подобный фон наводит на мысль, что вначале корреспондент решил подготовить материал, написал текст и только после этого выхватил кусок фразы для того, чтобы появиться в кадре. Если есть возможность, то stand up снимают в гуще событий. На митинге, например, репортерская команда может расположиться где-то в колонне: репортер говорит, а в это время мимо него идут демонстранты.

Другой способ создания stand up основывается на движении телерепортера. В таком случае журналист одновременно говорит и идет (бежит). Но и stand up с неподвижным репортером, и включение с идущим не должны выбиваться из общей картины сюжета по смыслу, обстановке и месту. Поэтому stand up записывают одновременно со съемкой самого события.

Далеко не каждое событие настолько зрелищно, что позволяет записать визуально содержательный stand up. В таких случаях stand up может выполнять функцию композиционного элемента, с помощью которого в репортаже происходит переход от одной видеоинформации к другой. (Такую функцию выполняют stand up-мостики.) Например, в начале репортажа видеоряд повествовал о пожаре, затем и в тексте, и на «картинке» речь идет о последствиях пожара. Переходом в таком репортаже как раз и мог бы стать stand up-мостик.

Финальные stand up выполняют также функцию некой подписи репортера под всем сказанным. Журналист говорит последние фразы, а потом называет себя (или себя и оператора). Таким образом, телезритель может еще раз взглянуть на место, откуда велся репортаж, и на человека, которого они выслушали.

Заканчивая разговор о применении stand up, стоит отметить, что в некоторых телекомпаниях не принято «показывать» репортеров. Зачастую это компании, в которых занижено мнение о роли личности журналиста при работе над новостями.

Ситуации для съемки stand up:

· когда нет необходимой «картинки», чтобы проиллюстрировать сам сюжет;

· если нужно связать между собой эпизоды, места событий;

· когда нужно зафиксировать присутствие журналиста в каком-либо необычном месте, например на фоне ведения боевых действий;

· когда требуется изложить контекст события; даже при наличии соответствующего видеоматериала иногда большего эффекта можно добиться, если обращаться непосредственно к зрителю;

· когда нужно проанализировать ситуацию или высказать свои предположения о возможном развитии событий в будущем;

· когда необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т. д., например: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий, как кислота...»;

· когда нужно что-либо наглядно продемонстрировать, например: «Трудность заключалась в том, чтобы передвинуть двухтонную статую отсюда (показать, где стояла статуя) вот на это место (подойти к статуе), т. е. на тридцать метров, без помощи автомобиля».

Казалось бы, при том однообразии, при котором можно записать stand up, существует масса различных вариантов: статика, проходка, пробежка, вход в кадр и выход их кадра. Иногда можно начинать произносить текст, предназначенный для stand up, в тот момент, когда в объективе видеокамеры не корреспондент, а другой человек или группа людей, имеющих непосредственное отношение к теме репортажа. В кадре не обязательно могут быть люди, это может быть река, строительная площадка, панорама какой-то местности. В этом случае при записи stand up произносится текст о том, о чем хотел сказать корреспондент, а оператор постепенно, через панораму, переводит объектив на журналиста (теперь уже наговаривающего текст в кадре). Есть и другие варианты для подготовки и записи stand up.

Работая в кадре, нужно стараться выглядеть естественно, соответствуя теме по выражению лица и по одежде. Скажем, съемка в государственных учреждениях как бы… обязывает одеваться соответственно. В лучшем случае - традиционный классический костюм, как вариант - нечто аналогичное. А если снимается сюжет во время уборочной страды, то костюм, в процессе записи stand up будет выглядеть неестественно. Тем более неестественно будет смотреться шикарный «прикид» в светлых тонах в каком-нибудь коровнике или свинарнике. Впрочем… это только совет. Гардероб автора того или иного материала в процессе съемки - его личное дело.

Записывая stand up (если это финальный вариант репортажа), нужно представиться, назвав не только фамилию корреспондента, но и оператора, который работал в процессе съемки самого сюжета, затем обозначить место съемки и назвать телекомпанию, для которой готовился этот материал. К примеру: «Леонид Мутовкин, Олег Шевелев. Чечня. Ханкала. Специально для программы «Вести».

Репортаж - самый оперативный жанр современной журналистики. Его популярность объясняется прежде всего максимальной приближенностью к жизни, способностью передавать явления реальной действительности, как ни один другой жанр. Телерепортаж объективен по своей природе, потому что видеокамера фиксирует только то, что происходит на самом деле. Однако в закадровом тексте репортера всегда чувствуется субъективное восприятие автором происходящего, и оно нередко выходит на первый план. Поэтому можно говорить о том, что репортаж - это все-таки жанр субъективный.

Как и другие жанры журналистики, репортаж сообщает о новостях. Но существенным его отличием является факт обязательного присутствия на месте действия автора - репортера, то есть человека со своей точкой зрения.

Все эти качества, конечно, в равной степени присущи и репортажу на радио, и в газете. Но зрелищная природа телевидения, возможность с помощью телекамер непосредственно наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.

Специфика телевизионного репортажа. Телерепортаж, в отличие от репортажа на радио или в газете, не только рассказывает, но и показывает зрителю происшедшее. Если “газетчики” и “радийщики” вынуждены “рисовать” событие словами, то за журналиста - телевизионщика описательную функцию выполняет видеоряд, “картинка”. С одной стороны, это позволяет сконцентрировать информацию - телерепортер рассказывает не что происходило, а почему, к чему все привело или может привести. С другой стороны, “телевизионщики более зависимы от события. Необходимо попасть на место действия до его завершения и успеть отснять видеоматериал. Этот фактор существенен в решении вопроса о том, что может явиться информационным поводом для телерепортажа. Радийные и газетные журналисты думают, насколько интересен тот или иной факт читателю, слушателю. “Телевизионщик” оценивает, какую “картинку” он сможет показать зрителю. Зрелищность видеоряда - один из основных условий “смотрибельности” репортажа.

Подготовка сюжета с точки зрения работы корреспондента это, прежде всего анализ возможностей, получение информации и организация съемок. Нужно попытаться раздобыть оперативную видеосъемку, Событийный репортаж: Использование фрагментов настоящей оперативной съемки (с обязательным субтитром) является нормальной практикой информационных программ. Следующий этап, независимо от того, оказался ли удачен первый, - необходим комментарий компетентного лица.

В ситуации подготовки несобытийного, информационного сюжета, когда сроки работы над ним не определены чрезвычайно жестко, все, естественно, упрощается. В этом случае у вас появляется шанс договориться обо всех необходимых интервью, получить разрешение на съемки и т.д. Анализируя возможности подготовки того или иного сюжета, первое, с чем сталкивается корреспондент - допуск на место съемок. Конечно, самое простое, когда объектом съемок является то или иное общедоступное место, или, когда вы приглашены на конкретное мероприятие, устроители которого сами заинтересованы в вашей работе. Однако при работе репортера для новостной или информационной программы требования вашей работы нередко могут не совпадать с желаниями представителей различных государственных, общественных, коммерческих и пр. структур.

СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА

В принципе, практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон. Иногда используется рэпэраунд. И это, пожалуй, все. Расположение названных элементов в сюжете и относительно друг друга, а также обязательность использования всех их, части, или какого-то одного, обязательных канонов, обычно, не имеют. Иногда это регламентируется внутренне установленными правилами той или иной программы или телекомпании. Так, некоторые компании не рекомендуют своим корреспондентам начинать репортаж с синхронов. В других случаях (особенно, когда использование предельно коротких сюжетов положено в основу программы) не рекомендуется использование stand-up"ов. Однако мало где эти ограничения введены на практике в догму, вероятно, постольку, поскольку слишком разнообразны события нашей жизни, чтобы возможно было подогнать из под очень уж жестко унифицированные рамки.

Наиболее классический новостной репортаж через призму названных выше структурных элементов может выглядеть так:

· stand-up с началом рассказа о событии;

· закадровый текст с продолжением рассказа корреспондента;

· синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2-3 синхрона);

· закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;

· stand-up с выводами и прогнозами.

Естественно, эта схема в значительной степени приблизительна.

В зависимости от информации, от наличия картинки, синхронов и т.д., синхроны или stand-up"ы могут и вообще отсутствовать и, напротив, занимать львиную долю сюжета.

То, какая модель поведения будет выбрана репортером для каждой конкретной ситуации, зависит от редакционных установок на освещение события, от профессионализма журналиста и его гражданской позиции, от мотивации, от осознания своей роли в происходящих вокруг него процессах и от многих иных обстоятельств.

Журналист, на событии начинающий свою работу с «ориентации на местности» и в кругу его участников, должен соблюдать несколько правил:

Определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках; следует непременно учесть возможность акустических помех, удобство установки аппаратуры, определить для себя возможность передвижения по ходу события и - что особенно важно - оговорить это передвижение с организаторами;

Прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче (если это, например, спортивный репортаж, согласовать встречу после финала соревнования);

Проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой.

Виды репортажа:

«Классический» событийный:

  • спортивный
  • военный
  • криминальный
  • производственный
  • светский

Тематический (здесь часто нет «тирании» сроков, может готовиться долго):

  • специальный
  • познавательный
  • репортаж-комментарий
  • аналитический репортаж

Проблемный (к примеру, о пробках на дорогах)

КАК СОЗДАВАТЬ РЕПОРТАЖИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ УСЛЫШАТЬ ЛЮДИ:
Выберите событие, которое как вы полагаете, заинтересует ваших читателей или зрителей. Люди хотят знать о вещах, которые относятся непосредственно к ним. Чем больше воздействие на их жизнь, тем больше уровень их заинтересованности. Стиль подачи информации в репортаже может облегчить зрителю/читателю понимание того, как событие может повлиять на его жизнь или на жизнь сообщества.
Необычные репортажи, а также репортажи, описывающие драматические события, равно как и содержащие конфликты, также будут представлять интерес для людей. Запомните, что репортаж должен включать в себя новый материал или содержать новый ход событий, в противном случае он не представляет собой в действительности новость!
Ваши читатели или зрители хотят узнать полную и правдивую картину событий. Какой смысл в неправдивом репортаже или однобоком его представлении? Убедитесь, что все представляемые вами факты точны, на все представленные в репортаже мнения имеются ссылки и перепроверьте свои источники. Когда у вас возникли сомнения касательно некоторых фактов, исключите их репортажа! Представьте полную картину, достигнув равновесия в изложении противоположных мнений противоборствующих сторон. Возьмите интервью у людей с различающимися мнениями. Не полагайтесь только на политиков. НПО, научные работники, блиц-интервью могут содействовать в получении более полной картине.
Люди склонны отождествлять себя и реагировать на себе подобных. Большинство людей не склоны разделять взгляды политиков, экспертов или статистики! Приводите примеры, содержащие человеческий фактор и понятные простому человеку. Берите интервью именно у тех людей, непосредственно на которых окажут влияние события, представленные в репортаже. Выясните их мнение, отношение к произошедшему и опыт, связанный с описываемыми событиями. Сфотографируйте их в естественной обстановке, занимающимися ежедневной работой, или сделайте снимок, имеющий отношение к репортажу.
Ваш репортаж должен привлечь к себе внимание ваших читателей или зрителей. Вы можете добиться этого, остро озаглавив материал и поместив убедительные фотографии. Введение должно содержать самые важные элементы новостийного репортажа. Прочитав введение, зрители/читатели должны понимать, почему этот материал является новостью, которая может их заинтересовать.
Начните свой репортаж с выбора место съёмок. Один из способов привлечения к своему репортажу внимания - использовать свои лучшие кадры и звук. В радио, возможно, вы захотите начать репортаж интершумом или с описания места действия, чтобы зритель мог воочию представить себе место события. Вы также могли бы поместить вначале репортажа кадры убедительные по силе воздействия на зрителей. Главный вопрос заключается в следующем: удержат ли внимание зрителей начальные кадры вашего репортажа?

Инструкция

Для этого в репортаже должны освещаться быстроразвивающиеся события. Репортер должен излагать динамику этих событий. Если событие развивается быстро, то достаточно только комментировать его. Если же оно вялотекущее, то можно дополнить репортаж различными фактами. Можно рассказать предысторию, напомнить участников. Можно также добавить собственных переживаний, если вы были его участником или свидетелем происходящего события.

Репортаж чаще всего используется в телевизионной журналистике. В жанре репортажа проходят прямые включения, новости с места событий. В телевизионном репортаже ведущего или репортера сопровождает событий. Можно взять интервью у участника или свидетеля ситуации.

Органы опеки и попечительства обследуют вашу семью, ваши жизни и в течение месяца сообщат о своем решении. Предпочтение для создания семейного детского дом а отдается тем приемным родителям, которые имеют педагогическое образование, имеют опыт социальной работы, или уже являются усыновителями, опекунами приемных детей.

При положительном решении органы опеки и попечительства заключают с приемными родителями трудовой договор, на основании которого мамы и папы будут получать соответствующую зарплату.

Видео по теме

Репортаж как жанр сформировался на первых шагах журналистики. Каноны жанра предполагают непосредственное присутствие на месте событий. Репортер ведет повествование от первого лица, создавая ощущение присутствия, достоверности и сопереживания. В наши дни репортаж может синтезировать в себе несколько жанров, например, хронику, интервью, зарисовку, версию. Главное, все успеть – сфотографировать, взять мини-интервью у очевидцев и зафиксировать детали.

Вам понадобится

  • Диктофон, цифровая фотокамера с функцией съемки видео или видеокамера, удостоверение журналиста.

Инструкция

Безусловно, подготовить без суеты можно только событийный репортаж, поскольку событие случается в планомерном порядке. Быть в курсе происходящего вам помогут пресс-релизы городских и областных служб, мониторинг местной прессы и соцсетей, а также ваши личные информаторы. Держите нос по ветру! Вы же журналист, вы первым должны узнать о визите Владимира Путина в ваш город или изобретении эликсира молодости.

Как бы странно это ни звучало, но подготовиться можно даже к происшествию. Да, аварии, штормы, пожары случаются стихийно! Однако у происшествий есть места, где они случаются – вокзалы, крупные предприятия, аэропорты, метро. И есть места, куда доставляются пострадавшие – медпункты, инспекции, РОВД и т.д. Ежедневный обзвон своей базы информаторов всегда приносит свои плоды. Дружите с нужными людьми, и база информаторов у вас появится! Дарите бабушкам у подъезда непроданные номера газеты, где вы работаете, разговаривайте с ними. Поверьте, вы будете в курсе всех событий в вашем районе.

Как только вы прибыли на место события или происшествия, сфотографируйте очевидцев в момент рассказа. Снимите процесс, последствия, результаты самого события. Фоторепортаж должен иллюстрировать картину всего, что вы видите, о чем вы напишете в свою газету, журнал или интернет-издание. Документируйте! Это основная задача репортажа. Вы – глаза и уши вашего читателя.

Если вы ведете репортаж с места крушения поезда, возьмите комментарии сотрудников МЧС, оперативной группы и медиков. Узнайте, когда они прибыли на место происшествия, примерное количество пострадавших и предположительную причину и версию случившегося. Конечно, от вас будут отмахиваться, как от назойливой мухи. Учитесь договариваться! Пообещайте передать официальным лицам ваши фотографии, согласовать текст репортажа, скажите, что напишите о их деятельности в восторженном тоне. Назовите их людьми героической профессии. Если начали льстить, делайте это на все сто процентов. Почти всегда действует.

Полезный совет

У репортера не должно возникать моральных переживаний по поводу того, что во время освещения происшествия приходится «лезть в душу людям». Возможно, вы станете тем человеком, после разговора с которым у пострадавшего или его родственника на душе как раз-таки полегчает. В конце концов, это – ваша обязанность сделать для ваших читателей правдивый и эмоциональный репортаж.

На данной странице нашего сайта мы выкладываем телевизионные репортажи и ролики о нашей студии
(все официальные видео смотрите на нашем канале в YouTube: https://www.youtube.com/user/VesniankaRu/playlists )

2013 год

Фрагмент новостей на телеканале "Культура" (об отборе детей в "тысячный" хор Валерия Гергиева).
ссылка на страницу новости


ТВ-репортаж о выступлении хора "Веснянка" в кафедральном соборе г. Серпухов.

7 мая старший хор принял участие в Московском Пасхальном Фестивале под руководством Валерия Гергиева , выступив с праздничной программой духовных песнопений в Никольском соборе. Подробнее можно прочитать в наших новостях .


2012 год

ТВ-репортаж о нескольких столичных хоровых коллективах.
По рекомендации московских властей в феврале 2012 года на телеканале "Доверие" вышел репортаж,
посвящённый детским хоровым коллективам. Важным условием был рассказ о студии "Веснянка".
Журналисты отсняли много материала, в результате чего появился небольшой фрагмент о хоре "Чижик".

2011 год

Фрагмент документального фильма "Народный доктор" (режиссёр А. Андреев),
участника программы ХVI международного кинофестиваля «Радонеж» в 2011 году.
В фильме звучит духовный стих в исполнении ансамбля хора "Веснянка".

Православный телеканал "Союз" о Шестом пасхальном фестивале хоровой духовной музыки «Светися, светися, новый Иерусалиме...».

Новости Культуры : "Вальсы и марши советской эпохи" на концерте "Вивальди-оркестра".

Телеканал "Культура" рассказал в своих новостях о нашем Юбилейном концерте в Малом зале Консерватории.

Интервью Л.В. Алдаковой для ТВ-передачи "Шире округ". Тема: Юбилей студии "Веснянка".

2010 год

Передача телеканала "Доверие" о системе дополнительного образования.
Л.В. Алдакова рассказывает о студии и делится богатым опытом руководства:

2008 год

Гастроли в Баварии:

2001 год

1991 год

Введение

репортаж телевиденье сценарий

Актуальность темы. Репортаж на ТВ один из самых распространенных жанров. Ни один выпуск новостей не обходится без репортажей. Средства выразительности репортажа постоянно развиваются. Требования к репортажу изменяются. Сегодня исследование репортажа актуально потому, что репортаж - один из излюбленных жанров современных журналистов. Познавательные и выразительные возможности репортажа позволяют современным журналистам наглядно и предметно отображать самые сложные явления действительности. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого. Именно факт обязательного присутствия автора сюжета на месте действия есть существенное отличие репортажа от просто корреспонденции. Именно в этом, видимо, кроется неувядаемый секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для зрителей и именно поэтому выбранная тема данной курсовой работы столь актуальна на сегодняшний день.

Выбор темы определяется нашим стремлением глубоко и всесторонне рассмотреть жанровые признаки телерепортажа, определить его место в информационных выпусках как федеральных, так и региональных каналов, выделить и исследовать опыт работы телевизионных репортеров и тенденции развития телерепортажа, чтобы иметь представление о перспективах деятельности журналистов на телевидении.

Научная новизна курсовой работы заключается в том, что мы впервые пытаемся проанализировать репортаж в информационных программах «Первого» канала «Время» и РГВК «Время новостей» и рассмотреть работу телерепортеров дагестанского ТВ.

Степень изученности темы достаточно высока. Репортаж как жанр всесторонне освещен в теории журналистики. Многие аспекты становления репортажа в новостных выпусках дагестанского ТВ нуждаются в теоретическом осмыслении. Поэтому в нашей курсовой работе будут рассмотрены новостные репортажи.

Методологической и теоретической основой нашей курсовой работы послужили книги, научные пособия и статьи следующих теоретиков ТВ: Цвика В.Л. Цвик. В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. - М., 2004., Стейнли П. Стейнли П. Телевизионный репортаж. - М., 1997., Зверевой Н. В. Зверева Н.В. Школа тележурналиста. - М., 2004., Борецкого Л.А. Борецкий Л.А. Телевизионная журналистика. - М., 2005.

В книге Цвика В.Л. «Телевизионная журналистика: история, теория, практика» автор исследует современное состояние и практические проблемы телевещания в новых социально-политических условиях демократической России, а так же рассматривает специфику и общественные функции телевидения, его место в системе средств массовой информации, изобразительно-выразительные средства, перспективы, открывающиеся с развитием кабельных сетей, типологию телевизионных программ, историю тележурналистики в России и за рубежом.

В книге Стейнли П. «Телевизионный репортаж» рассматриваются эффективность работы репортеров и операторов, делающих телевизионные репортажи, сведения о деятельности, как репортеров, так и операторов, а также об их совместной деятельности, поскольку их работа по сбору новостей, видеоматериала, монтажа и подготовке сюжета зачастую неразделима. Кроме того, на многих телестанциях тележурналисты выполняют обе эти функции. Так же автор дает профессиональные советы и рекомендации, способствующие достижению наилучших результатов и знакомит читателей с детальными особенностями телевизионного репортажа.

Книга Зверевой Н.В. «Школа тележурналиста» серьезно переработана с учетом современных требований, содержит главы о рейтингах и зрителе, о работе в команде с оператором и др. Книга «Школа тележурналиста» написана живо, ярко, содержит много конкретных примеров и советов. Она адресована не только тем людям, кто работает или мечтает стать тележурналистом, но и всем, кто хочет овладеть искусством грамотного общения.

Книга профессора Р.А. Борецкого удачно соединяет в себе воспоминания очевидца и участника становления массового телевидения в нашей стране с размышлениями теоретика, исследователя живой практики ТВ. Мемуары автора вырастают, таким образом, в занимательную по форме изложения и глубокую по содержанию аналитическую работу. Книга адресована, в первую очередь, тем, кто занимается телевидением профессионально. Вместе с тем, она может быть интересна и более широкой аудитории: ведь все мы - телезрители.

Большую помощь при написании курсовой работы оказал учебный проект «Как делать телевидение». В пособии рассказывается о том, как создают телевидение, каковы основные особенности работы тележурналиста. Раскрываются некоторые профессиональные секреты, описываются различные тонкости и аспекты работы. В проекте задействован ряд ведущих журналистов России. В пособии есть отдельная глава, которая посвящена репортажу. Автор рассказывает, как правильно его делать на телевидении. Как делать телевидение. - М., 2000.

Целью курсовой работы является исследование репортажа как жанра на ТВ.

В задачи курсовой работы вошли следующие вопросы:

  • 1. исследование репортажа как жанра в новостных программах
  • 2. анализ особенностей репортажа как жанра телевидения
  • 3. сопоставление репортажей региональных и федеральных каналов
  • 4. выявление опыта работы телевизионных репортеров и тенденции развития репортажа.

В соответствии с целями и задачами курсовой работы определилась следующая структура работы: введение, глава 1 «Репортаж как жанр», заключение, литература.

Объектом исследования стали программы: Время // Первый. - 2012 - октябрь - декабрь. - 2013 - январь - июль.

Репортаж как жанр

Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report»), что означает «сообщать». Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и до появления термина появлялись в периодической печати сообщения, содержащие новости, т.е. имеющие некоторые репортажные элементы. Но потребовались долгие годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т.е. «сообщающего новости». Телевизионный репортаж -- это показ события, происходящий в реальном времени и пространстве. Использование жанра «репортаж», как совокупности методов максимально достоверного, приближенного к жизни изображения действительности -- и реальной, и созданной авторской фантазией, присуще всем жанрам журналистики. Однако существуют основные, определяющие черты, органически присущие телерепортажу. Репортажем на телевидении часто называют хронологию видеособытий, которые перерастают в комментирование материала, демонстрируемого на экране. Ирназаров К.Т. Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство. - Т., 2000. - С 78.

В современном телевещании используют около двух десятков жанров. Они образуют своеобразную цепочку, звенья которой дают возможность перехода от простейших жанров к более сложным. В зависимости от назначения жанров они объединяются в несколько групп. Первая из них - жанры новостной информации: заметка, отчет и репортаж.

По большому счёту, целью репортажа является сенсация - неизменная, желанная спутница репортерства. Для работы хорошего журналиста необходим акцент на нечто новое и свежее. Единый ряд «классических элементов новости» (конфликтность, известное имя, повышенный «человеческий интерес», особенно - эффект эмоционального толчка») с неумолимостью ориентирует репортера на материал, который имеет признаки сенсации.

Оттенок сенсационности придаёт новостям не только необычайные черты происшествия, но и его внезапность. Если новость застает нас врасплох, она - «новость вдвойне». Шостак М.И. Репортёр: профессионализм и этика. - М., 2001. - С. 18.

Автором репортажа считается журналист, хотя над сюжетом, прежде чем его увидят зрители, трудится несколько человек. Это не только журналист, но и оператор, а впоследствии и монтажер. Телевидение - коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда. При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы. На телеканале РГВК «Дагестан» корреспондент София Кимилова и оператор Руслан Гаджиев очень профессионально, сплоченно и оперативно взаимодействуют во время съемок: они соглосованно решают, что и как снимать, на чем акцентировать внимание. Так, например, 11 июля 2013 года они выехали на съемки в Союз художников, где проходила выставка картин детей-сирот. В сюжете видна их качественная и сплоченная работа.

Композиция репортажа, следовательно, либо полностью, либо частично обусловлена характером объекта -- естественной динамикой события; можно говорить о «реальной фабульности» репортажа, о его «саморазвитии», либо действительном (когда камеры и репортер идут за событием), либо организованном (когда пружина действия -- репортер в кадре, форсирующий развитие действия).

Изобразительно-выразительные средства телевизионного репортажа -- это монтажное «слияние» кадров в непрерывный поток изображений, сопровождаемых звучащим текстом. (Преобладание кадров прямой передачи, несущих зрителю образ настоящего, над кадрами, зафиксированными ныне, уже не может считаться определяющим признаком репортажа на телеэкране.)

Жанр требует и особых литературно-стилистических средств: лаконизма и конкретности, эмоциональной приподнятости, ритмического соответствия словесно-логического ряда объективному характеру отображаемого события. В ночь на 9 июля оператор телеканала РГВК «Дагестан» снял видеоряд с места убийства Мусаила Алаудинова. Утром корреспондент Гульнара Абдуллаева сняла синхрон с работником правоохранительных органов и записала голос. Весь материал был собран в один репортаж. Время новостей// РГВК «Дагестан». - 2013. - 9 июля.

Репортаж телевизионный -- это, используя известное выражение уже не в переносном, а в прямом смысле слова-- «жизнь в формах самой жизни». События, которые показывает телевидение, подчинены лишь своей логике, в реальном времени и пространстве, они происходят перед объективами и микрофонами телевизионной техники. Но «за кадром», по ту сторону экрана, идет напряженная работа, не зависящая от того, идут ли кадры в прямой эфир непосредственно, или фиксируются на магнитную пленку: операторы, стоящие у камер, меняют объективы и точки съемки, убирая лишнее, выделяя детали и т.п. И все нити от «глаз» и «ушей» техники сходятся к режиссерскому пульту, где осуществляется монтаж. А зритель, в конечном счете, видит своеобразную зрелищно-звуковую интерпретацию события. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. - М., 2004. - С. 161.

Журналистская работа -- это отбор социально значимого объекта, т.е. реального факта, события, явления. С этого, по существу, и начинается оценка, выражающая идейно-политическую позицию автора. Ведь и оператор, и режиссер не могут не выражать своего отношения к событию.

Человек, оперирующий камерами, всегда имеет свою точку зрения (и как художник, и как политик), и с этой точки зрения он вглядывается в происходящее. В первоначальном отборе материала и заложены начала журналистского видения жизни тех, кто «творит реальность» зрительными образами. Борецкий Л.А. Телевизионная журналистика. - М., 2005. - С. 156.

Характер репортажной передачи определяется содержанием материала, диктуется самой жизнью. Только соответствие формы содержанию, конечно, при главенстве последнего, при подчинении ему, обусловливает в результате достоинства передачи, ее пропагандистский и познавательный смысл. Истина эта в журналистской практике и теории общеизвестна.

Репортер -- это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к явлениям и фактам действительности он помогает понять суть, смысл происходящего на экране. Работа репортера сложна и ответственна. Он не может подобно газетчику размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, выправить его. Ведя передачу «по живому», он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель, так же изумляясь, так же волнуясь, так же «болея», как и сидящие у телевизоров. Вся подготовка к репортажу в подобных случаях сводится к сбору предварительных, но по возможности самых полных сведений о предстоящем событии.

А задача -- та же, что и у радиожурналиста или газетчика - искать и находить одно-единственное словосочетание слов, находить яркий запоминающийся образ, емкую, порой и остроумную фразу. На канале РГВК «Дагестан» в программе «Время новостей» в эфире от 26 июля 2013 года Руслан Гасумов вёл прямой репортаж с праздника, посвященного Дню конституции Дагестана. Он провёл мини-экскурсию, комментируя главные действия этого мероприятия. Журналист в кадре читает подводку к сюжету. Далее идет видеоряд, где запечатляны яркие моменты праздника, каждый из которых был сопровожден закадровым голосом. Были синхроны с гостями праздничного концерта.

Говоря о репортаже как жанре, можно отметить, что развитие техники телевидения позволило вести наблюдение и одновременно -- фиксацию «живой жизни», создавать условное (экранное) время, а при необходимости -- и пространство.

Сегодня телевидение - это живой, постоянно меняющийся организм. Несмотря на трудности развития, интерес зрительской аудитории достаточно высок. Это говорит о постоянном росте качества телепередач и о возрастающей возможности их выбора.

Репортаж остается основным «способом» передачи информации во всех средствах коммуникации. Он является наиболее распространенным, действенным и ведущим жанром тележурналистики. Перспективы репортажей с городских улиц, предприятий, стадионов и концертных залов - различны. Такие репортажи требуют основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. В будущем технические и информационно-справочные возможности студии позволят придавать информации популярную и увлекательную форму, не выходя за пределы “рабочего кабинета”. Электроника будет помогать хорошему репортеру представить нестандартный взгляд на происходящее, подметить в нем интересные для всех подробности.

В информационной программе репортаж играет немаловажную роль. Ни один выпуск новостных программ не обходится без репортажа. Так, например, в программе «Время новостей» на телеканале РГВК «Дагестан» в выпуске от 24 октября 2012 года был один отчет, две заметки и три репортажа. Общее эфирное время составляет тридцать минут, из которых на репортажи ушло пятнадцать минут. А на ГТРК «Дагестан» напротив - на репортажи эфирного времени отводится меньше. В выпуске программы «Вести-Дагестан» от 17 ноября 2012 года было два отчета, три заметки и всего один репортаж, который шел три минуты.

Существует несколько видов телерепортажа.

Событийный репортаж: объектом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость. Видео репортаж должен раскрыть зрителю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра - его динамичность. Но предметом внимания может быть не только событие: репортаж может использовать событие как повод, толчок к развитию действия, в дальнейшем направляемого, организуемого репортером.

Следовательно, объектом репортажа может быть как событие в целом (выступление руководителя государства, концерт и т.п.), так и его часть (например, запуск космического корабля как повод для показа научно-технических достижений). Но событийность остается одним из существенных признаков жанра. В репортаже почти нет авторского анализа, отхода от описания развивающегося действия, обобщений и выводов, потому что его главная цель -- сообщить о самом событии. Поэтому, даже если автор желает в форме репортажа дать нам представление о предмете, этот предмет обязательно должен быть включен в некое событие, действие, которое позволяет создать особый эффект репортажного изображения. Это могут быть репортажи о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве.

Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним. Стейнли П. Телевизионный репортаж. - М., 2000. - С. 46. На телеканале «Первый» в программе «Время» 3 января 2013 года вышел выпуск новостей, в котором был событийный репортаж Максима Семина об одной из самых обсуждаемых новостей во всем мире - подписании Владимиром Путиным Указа о принятии Жераром Департье гражданства России: после видеоряда и закадрового голоса корреспондента идут кадры прошлого года, поднятые из архива - речь Владимира Путина, после чего идет досье Жерара Департье о переезде в другую страну; репортаж завершается закадровым голосом Максима Семина. А на телеканале ГТРК «Дагестан» в программе «Вести - Дагестан» вышел репортаж Тимура Яшувова об открытии двух новых лабораторий в ДГУ. В начале репортажа корреспондент находится в стенах этих лабораторий и рассказывает зрителям, что поспособствовало их открытию и в каком режиме они будут работать в дальнейшем. Далее идет синхрон с ректором ДГУ и заведующим этих лабораторий. После синхрона идет видеоряд и закадровый голос журналиста.

В программе «Вести-Дагестан» на телеканале ГТРК выпуск от 18 апреля 2013 года, где событийный репортаж вел корреспондент Тимур Яшувов. В парке Ленинского комсомола у памятника Воину-освободителю прошел автопробег, посвященный Великой победе Советской армии над фашистской Германией.

На Первом канале в программе «Время» корреспондент Дмитрий Сошин вел специальный репортаж с места события на Манежной площади, где проходил митинг в предверии выборов президента России.

Проблемный репортаж. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем различные жанровые элементы. В основе проблемного репортажа анализ фактов, стремление раскрыть все стороны той или иной проблемы.

В проблемном репортаже образное, эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, актуальность, важность которой для определенной аудитории - залог читательского интереса к материалу.

Проблемный репортаж - уже не просто информационный жанр, это более сложный аналитический жанр. Постановка той или иной проблемы на базе описываемого события требует от автора умение анализировать, видеть за деталями события его суть. То есть он должен:

  • а) рассказать о событии
  • б) на базе этого рассказа сформулировать и донести до зрителя суть проблемы

То есть проблемный репортаж содержит не только описание, но и исследование той или иной проблемной ситуации. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. - М., 2004. - С. 85.

Например, на РГВК «Дагестан» в программе «Время новостей» от 15 марта 2013 года: корреспондент Динара Мусаева ведет проблемный репортаж о бездомных собаках. Репортаж начинается со слов корреспондента о том, какое количество бездомных собак в Дагестане и какую угрозу они несут жителям. Далее идет синхрон с жительницей Махачкалы, которая приютила двадцать собак у себя на даче. В завершении сюжета идет подборка видеоматериалов о том, как обращаются с собаками в нашей стране и в Дагестане в частности.

6 апреля 2013 года на телеканале РГВК «Дагестан» в программе «Время новостей» в эфир вышел специальный репортаж об имущественных спорах в Дагестане. Корреспондент София Кимилова в начале своего репортажа взяла интервью у одного из жителей города Махачкалы - Магомеда Курбанова, который рассказал свою историю. Еще за одну основу репортажа, журналист взял и историю жительницы города Избербаш Абидат Мусаевой. В этом проблемном репортаже есть мнения экспертов.

Другим способом передачи оценок может быть синхрон, однако, в этом случае очень существенна личность интервьюируемого. Точнее, его социальный статус через призму происходящего, того, о чем идет речь.

Если речь идет о какой-то конфликтной ситуации, где присутствуют две стороны, точка зрения обеих сторон обязана присутствовать в сюжете. Или обе стороны - пусть близкую ему точку зрения и позицию выберет сам зритель, или никто. Не всегда убедительным выглядит в таких ситуациях и синхрон нейтрального эксперта: в конфликтных ситуациях эмоциональный момент играет весьма существенную роль, а значит, усиливается момент недоверия к СМИ, освещающим конфликт.

Тематический репортаж - это рассказ о теме, не сводимой к конкретному событию. Раскрытие темы с различных сторон.

Тематический репортаж связан чаще всего с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или с трека, где автомобили испытываются, из балетного класса и т. п. Событием в этих случаях можно считать сам приезд телегруппы на объект, сам факт показа будничной жизни широкому зрителю.

Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира); репортер становится участником действия. Он является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает здесь постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения. Роль репортера - облечь всю информацию в популярную, увлекательную форму. Репортаж не должен

быть казенным. Хорошего репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности. Борецкий Л.А. Телевизионная журналистика. - М., 2005. - С. 205.

28 января 2013 года в эфир программы «Время» «Первого» канала вышел тематический репортаж Жанны Агалаковой про российских андеграунд-художников. Репортер рассказал про их картины и условия, в которых они их создают. В репортаже были показаны подвальные мастерские, а так же работы мастеров и условия в котрых они создают картины. Далее идут синхроны с художниками.

Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события - его актуальность, общественная значимость.

Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения». Стейнли П. Телевизионной репортаж. - М., 2000. - С. 58.

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

Титром "специальный репортаж" предваряется обычно самый большой, обстоятельный материал в выпуске новостей. Иногда он приурочен к событию, иногда - к дате, а порой никакого "оперативного повода" нет: просто журналист увидел в жизни нечто интересное и решил всем показать то, что он увидел. Автор в специальном репортаже создает и исполняет роль - разведчика, заинтересованного наблюдателя.

Специальный репортаж может быть разнотипным. С одной стороны - это несколько более глубоко разработанная тема оперативного репортажа, целью придания материалу глубины и перспективы. С другой стороны, это может быть сюжет, посвященный какому-нибудь человеку или проекту, не связанный временными рамками, который можно включить в программу по мере необходимости. Поэтому такие репортажи в редакциях информации сегодня называют "консервами".

Но "чтобы событие представляло общественный интерес, и было неизвестно конкурентам, нужна немалая журналистская изобретательность и обширные связи". Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. - М., 2005. - С. 40.

29 марта 2013 года в эфире программы «Время» «Первого» канала вышел специальный репортаж из Владикавказа об Альбине Баевой - танцовщице и руководителе государственного ансамбля «Алан». В этом репортаже описывается жизнь и творчество Альбины Баевой. Корреспондент Наталия Гудеева берет интервью у ее друзей, коллег и родственников; представлено в сюжете много кадров из архива.

Назначение репортажа - информационное, но работа камер дает авторский анализ. Его основное назначение - передать сообщение о

событии, свидетелем или участником которого стал репортёр. «Посредством его читатель испытывает «эффект присутствия». Ирназаров К.Т. Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство. - Т., 2000. - С. 48. Именно его причастность к событию, даже когда он не был ее участником, придает неповторимый образ, создает иллюзию присутствия, правдивость, которую безошибочно ощущает и воспринимает зритель.

Задача, стоящая перед его автором, - рассказать о событии глазами очевидца или участника. Немалую роль играет и специфика предмета. Предметом репортажа является событие, которое происходит на глазах журналиста и получает затем наглядное отображение как результат его непосредственных наблюдений. Характер событий, положенных в основу репортажа, предопределяет одну из важных его особенностей - динамичность. Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, его «наглядность»: зритель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

18 декабря 2012 года в эфире телеканала ГТРК «Дагестан» в программе «Вести-Дагестан» вышел репортаж о взрыве в Кизилюртовском районе, куда сразу прибыли полиция, скорая помощь и журналисты. Взрыв был настолько мощным, что его было слышно и в отдаленных районах. Погибло 66 мирных жителей. Журналист Тимур Яшувов рассказал многие детали и подробности происходящего. Корреспондент брал интервью у пострадавших; оператор снимал последствия взрыва, раненых людей и погибших.

Подготовка телерепортажа включает этапы:

  • 1) определение темы и ознакомление с объектом будущего телерепортажа,
  • 2) осмотр объекта с целью выяснения возможностей ведения передачи,
  • 3) разработка идеи репортажа и определение сюжетной линии,
  • 4) написание сценарного плана -- разработка подробной композиции репортажа.

В сценарном плане строится предполагаемое действие, параллельно набрасывается текст -- комментарий. Если репортаж предполагается проблемный, в нем могут использоваться элементы драматизма: завязка (конфликт) -- напряжение (ожидание развязки) -- развязка. Сценарный план, а значит, и экранное действие, строится поэпизодно, с указанием содержания эпизода, его участников, с обозначением объекта и учетом использования технических средств, а также примерным хронометражем каждого эпизода. Поэтому наряду с задачей идентификации содержания, сценарный план решает и производственно-управленческие задачи. Текст комментария готовится в тезисной форме,

  • 5) на месте репортажа проводится проверка техники - техпроба,
  • 6) планируется и организуется взаимодействие режиссера, оператора, звуковиков, осветителей. Основой телерепортажа должно быть зримое действие - таково правило построения репортажа как жанра.

Назначение репортажа заключается в том, что репортер стремится быстрее показать зрителю картину события на всех этапах его развития - от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник.

Перед автором стоит непростая задача: добиться «эффекта присутствия» зрителя на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором. Активная и субъективная роль журналиста как раз в том и состоит, что он волен отбирать наиболее значимые с его точки зрения эпизоды происходящего.

Достигается «эффект присутствия» с помощью передачи эмоций, звуков, чувств, которые журналист испытывал на месте и теперь через свой репортаж пытается транслировать зрителю. Что касается эмоций, то здесь действует правило, что журналист при создании репортажа обязан их переживать, потому что тот, кто ничего не переживает, сделать хороший репортаж не сможет. Чтобы добыть эмоции, событие воспринимают при помощи всех органов чувств. Журналист должен не только смотреть и слушать, но и нюхать, щупать, пробовать на вкус. Нужно также замечать, что именно дает ту или иную эмоцию. Вообще, для создания «эффекта присутствия» явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам зритель. И второе правило: эмоции не должны противоречить впечатлению, которое передает репортаж в целом. Например, если журналист делает репортаж об ужасных условиях содержания больных в психиатрической клинике, закладываемые в репортаж эмоции должны «работать» на создание атмосферы этого ужаса.

Так, 15 ноября 2012 года в эфир программы «Время» «Первого» канала вышел репортаж о детском доме №35 г. Волгоград. Корреспондентом был ярко выражен эффект присутсвия: в этом детском доме зачастую избивали детей, деньги на их одежду директор дет.дома оставляла себе. Эти и многие другие факторы долгое время тщательно скрывались. Журналист прибыл к пострадавшим сиротам, выражая своими эмоциями сочувствие; оператор снял детские койки, рванные детские игрушки, немытую посуду, а главное - покалеченных детей с грустным и невинным взглядом.

На дагестанском телевидение, так же как и на федеральном, достаточно распространен такой жанр как репортаж. Работа на телевидение предполагает умение быть оперативным, укладыватся в строго отведенное на запись и монтаж время.

В отличии от других видов репортажа, чаще всего в эфире дагестанских новостных программ можно встретить проблемный репортаж. Зрелищная природа телевидения, возможность с помощью телекамер напосредственное наблюдать событие и без промедлений передавать о нем зрителю, позволили репортажу стать репортажем.

Заключение

Определение репортажа на ТВ значительно разнится с обычным представлением о репортаже (радио, печатные издания), репортаж на телевидение - это комплекс событий и действий, ряд зависимостей от разных внешних факторов.

Стоит отметить и тот факт, что телевизионный сюжет создает целая команда. Если газетчик может один побывать на месте события и подготовить материал, то создание телерепортажа требует привлечения значительных сил службы новостей: оператора, режиссера, монтажеров.

Телевизионный репортаж показывает зрителю событие. Описательную функцию в этом случае выполняет видеоряд. Это обстоятельство является определяющим в выборе сюжета, независимо от значимости информационного повода. Зрелищность и убедительность предлагаемой картинки - условия «смотрительности» репортажа.

Таким образом, телевизионный репортаж - это уникальный жанр, позволяющий показать событие, создать эффект присутствия, который создает ощущение полной объективности предоставляемой информации.

Хороший телевизионный репортаж понятен и логичен и непротиворечив от начала до конца. Для его создания требуются знания, опыт и большая ответственность. Репортаж - быстро развивающийся жанр тележурналистики.

Одно из направлений повышения эффективности телевизионного вещания состоит в творческом осмыслении и использовании исторического опыта, оценки достоинств и негативных сторон в работе российских тележурналистов.

Всестороннее восприятие исторического опыта российской и дагестанской тележурналистики может помочь репортеру точнее определить свое собственное место, свои профессиональные задачи, свою роль.

Журналист должен постоянно учитывать, с одной стороны, интересы аудитории, а с другой - цели, поставленные руководством вещательной компании. В отечественной тележурналистике традиционно считается, что и то и другое, в общем, совпадает как в прошлом тоталитарном обществе, так и при современной ориентации телевидения на реальные интересы зрителя. Но это слишком поверхностный взгляд. Анализ прошлого, настоящего и перспектив тележурналистики позволяет лучше представить себе, что может телевидение, и какую роль играет журналист в реализации этих возможностей.

На современном этапе репортаж должен восприниматься как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность современным журналистам наглядно и предметно воссоздавать даже самые незаурядные события в средствах массовой информации.

Мы считаем, что репортер должен максимально достигать объективности в своей работе. Кроме того, если не придерживаться объективности, смысл существования журналистики, как метода ознакомления общественности с реально происходящими вокруг событиями, теряется.

Проанализировано отношение к определению актуальности телерепортажа и выявлены характерные особенности, которые играют немалую роль при определении его типа и уровня.

Нами выявлено также, что для получения более полного и точного представления о потенциальных потребителях телерепортажа, важно проводить специальное исследование. Для этой цели также используют уже готовые информационные базы.

“Наблюдение за событием, диалог в кадре, “спровоцированная ситуация”, монолог журналиста - все это мы находим в экранных произведениях различных жанров. Выбор метода тесно связан с общим идейно-творческим замыслом, с позицией журналиста” Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. - М., 1980, С. 11..

Эта позиция - не в словесных оценках, а в стремлении к достоверности и полноте представленных фактов и мнений, позволяющих зрителю самостоятельно делать выводы.

По объективным причинам, репортаж в «чистом виде», как телевизионный жанр, встречается все реже. В будущем все жанры публицистики (отчет, интервью, обозрение, очерк и др.) будут еще теснее переплетаться. Сейчас все жанры объединяют более сложные телевизионные “конструкции”: передачи, программы и видеоканалы.

Структурные и технические изменения на телевидении повлекут за собой и принципиально новые подходы к конструированию телерепортажа. Так, например, верстка новостной программы сейчас является высшим проявлением журналистского мастерства, требующим большого опыта, профессиональной и гражданской зрелости. Но пройдет один-два десятка лет, и компоновку новостей, на наш взгляд, будет осуществлять технический оператор, режиссируя банк данных новостей.

Безусловно, в работе журналиста будут предъявляться особые требования к творческим, техническим и физическим возможностям.

Эволюция социального характера в тележурналистике будет происходить параллельно возникающим и волнующим вопросам и особенностям общественного развития.