Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Почитание побеждающему смерть. Шанти-патха белой Яджурведы

Современный индуизм многое почерпнул из ведийской религии, отдельные элементы которой с течением времени трансформировались и заняли своё место в новой системе. Прежние боги закрепились на "мелких ролях", уступив лидерство Вишну, Шиве и Дэви (Богине) . Веды на протяжении тысячелетий передавались устной традицией: главным было не понимание, но фонетически безупречная артикуляция, ибо ведийские мантры сопровождали (и сопровождают) индуса на протяжении всей его жизни, маркируя ключевые этапы: рождение, наречение именем, посвящение в дваждырождённые, свадьбу и похороны. Ни на мгновение, несмотря на ересь отдельных индусских толков, Веды не теряли своего непревзойдённого авторитета, хотя давно и прочно стали абсолютно непонятными.

Однако в XIX в. на волне складывавшегося национального самосознания индийцев и попыток сознательной реформации индуизма Веды оказались в центре общественного внимания и стали объектом не механического повтора, а тщательного изучения с последующей реконструкцией и введением в практику ведийской ритуальности.

Рам Мохан Рой (1772-1833) , основатель знаменитого реформаторского общества "Брахмо самадж" и первый индийский брахман, нарушивший запрет на пересечение морей, считается "отцом современной Индии". Страстно выступая против политеизма и идолопоклонства, он доказывал подлинность "индусского монотеизма" ссылками на Веды. Ф. Макс Мюллер по этому поводу ехидно заметил, что Рой просто не представлял себе содержания Вед. И тем не менее именно этот человек, поддержанный группкой соратников, привлекая цитаты из священных книг, в том числе Вед, добился того, что в 1829 г. был законодательно запрещён обычай сати – самосожжения вдовы на погребальном костре умершего мужа. В дальнейшем Дебендранатх Тагор (1817-1905, отец Рабиндранатха Тагора) , возглавивший "Брахмо самадж", отправил в священный Бенарес четверых молодых людей для изучения каждой из четырёх Вед и поиска в них монотеистической концепции, а потом сам присоединился к компании и, устроив диспут с тамошними знатоками, совершил эпатажный поступок – отказался от догмата о непогрешимости Вед.

Даянанда Сарасвати (1824-1883) , ещё один великий индиец и основатель общества "Арья самадж", всю свою жизнь посвятил доказательству высочайшего авторитета Вед. Он обнаружил в них не только кладезь сведений о прошлом, но и информацию об огнестрельном оружии, паровозах, химических формулах, достижениях медицины и т. д., не выявленную ранее вследствие неумелого толкования текстов. Он декларировал: "Нигде в четырёх Ведах нет упоминания о множестве богов, скорее есть ясное утверждение, что бог – един".

Сарасвати считал, что множество имён лишь индивидуализирует различные аспекты божественного. К тому же он не сомневался, что Веды могут стать подлинной основой для объединения всей страны, и совершил сенсационный поступок, переложив их на разговорный хинди – так доступ к священному знанию получили женщины и низшие касты. От Сарасвати тянутся ниточки к не существовавшему ранее индусскому прозелитизму – именно он переосмыслил традиционный индусский ритуал шуддхи (очишение) , применяя его для возвращения в индуизм индийских мусульман и христиан.

Ещё более известный за пределами своей страны индиец Ауробиндо Гхош (1872-1950) , чьё имя носит Ауровиль, город всемирного духовного братства (Индия) , писал: "Даянанда утверждает, что в ведийских гимнах можно найти истины современного естественно-научного знания. Я хотел бы добавить к этому, что, по моему твёрдому убеждению, Веды содержат в себе, кроме того, ряд таких истин, которыми ещё не обладает современная наука" (цит. по: Литман А. Д. Идейная борьба в современной Индии по вопросу о месте и роли веданты в национальном культурном наследии. – Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987, с. 128) .

В 1987 г. в Индии разразился грандиозный скандал, когда на свет извлекли пролежавшие более 30 лет в железных сундуках неизданные труды Бхимрао Рамджи (Бабасахеба) Амбедкара (1891-1956) , создателя индийской Конституции, "отца индийского федерализма" и инициатора перехода неприкасаемых каст в буддизм (хотя Будда никогда не критиковал кастовую систему, Он всячески её игнорировал, смотря только на уровень развития каждого индивидуума; этого Будде так и не смогли простить индусские брамины, в результате объявившие Его лже-аватаром и впоследствии причислившие Будду к аватарам Вишну – девятым из десяти – с целью окончательно уничтожить буддизм в Индии как самостоятельное учение, а в рамках самого индуизма относясь к Будде как к самому непочитаемому из всех аватаров Вишну; похожая судьба постигла Даттатрею ; прим. автора сайта) . На страницах "Загадок индуизма" утверждалось: "Веды – никчёмный набор книг. Нет никакого резона считать их священными или непогрешимыми" (Ambedkar B.R. Writings and Speeches. Vol. 4. Unpublished Writings. Riddles in Hinduism. Bombay, 1987, p. 8) . Далее Амбедкар объяснил, что за непомерным возвеличиванием Вед стояли заинтересованные во власти брахманы (брамины) , чьё происхождение всё тот же гимн о жертвоприношении первочеловека связывал с устами Пуруши (Его рот стал брахманом... X. 90, 12) (История жизни Амбедкара – это щемящая сердце история гения, родившегося внекастовым "неприкасаемым" в Индии и, с одной стороны, ставшего "иконой" национально-освободительного движения и человеком, создавшим Конституцию независимой Индии и её законодательное право, а с другой стороны постоянно испытывавшем на себе издёвки всех окружающих кастовых индусов и бывших "друзей по идейной борьбе", которые до независимости Индии использовали его авторитет гения и агитацию за равноправие всех людей независимо от касты в своей борьбе против британского владычества в Индии, а после получения независимости "вдруг" вспомнили ему его происхождение и всячески давали ему понять, что неприкасаемому не место среди ставших "новыми белыми" (после ухода британцев в 1947 г.) представителей индусской политической элиты Индии; прим. автора сайта) .

Ригведа неоднократно переводилась на западноевропейские языки. Первый полный перевод на французский был выполнен к середине XIX в. Затем последовали сразу два немецких перевода – стихотворный (1876-1877) и прозаический (1876-1888) . Позднее на немецком же был издан перевод К. Гельднера, ставший вехой в ведологии, а за ним последовали другие. На русский язык первые восемь гимнов Ригведы были переведены Н. Крушевским в 1879 г. Значительно позднее по нескольку гимнов перевели Б. Ларина (1924 г.) и В. А. Кочергина (1963 г.) . И только в 1972 г. русскому читателю представилась возможность познакомиться сразу с десятой частью Ригведы (104 гимнами) в переводе Т. Я. Елизаренковой. В 1989 г. в издательстве "Наука" вышел первый том первого полного научного перевода Ригведы на русский язык: мандалы I-IV в переводе Т. Я. Елизаренковой с примечаниями и объёмной статьёй ""Ригведа" – великое начало индийской литературы и культуры". В 1995 г. вышел второй том (мандалы V-VIII) , а в 1999 г. – третий том (мандалы IX-X) ; оба содержат скрупулёзные примечания и обширные исследовательские статьи, реконструирующие мир идей и вещей древних индийцев. Недавно все три тома были переизданы. Доступна на русском языке и антология заговоров в переводе Т. Я. Елизаренковой – "Атхарваведа. Избранное" (М., 1976) . (Несколько лет назад также был издан перевод с английского на русский всей Самаведы под редакцией С. М. Неаполитанского, прим. автора сайта.)

В 1966 г. Верховный суд Индии сформулировал правовое определение индуизма, с тем чтобы в сфере юрисдикции отличать его от других индийских религий, а в 1995 г., рассматривая дела о религиозной принадлежности, уточнил семь основных положений, свидетельствующих об "индусскости" их носителя. Первым было названо "признание Вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента ".

Говоря простыми терминами, Яджурведа рассказывает о различных шагах, с помощью которых религиозные ритуалы должны быть выполнены. Это пошаговое руководство о правильном пути выполнения религиозных обрядов и священных ритуалов. Слово Яджурведа представляет собой сочетание двух слов, «Яджус» означает жертву и «Веда» означает знание. Но если доскональнее проникнуть в смысл классической Яджурведы, можно обнаружить, что она имеет гораздо более глубокий смысл, чем просто как книга ритуалов. Яджурведа стремится создать более глубокий уровень сознания среди людей. Она излагает продвинутые практика йоги, которые очищают не только тело, но и ум. Это помогает в пробуждении внутреннего сознания, что открывает новые возможности для понимания жизни и существования.

История Яджурведы

Ведические писания содержат большое количество мантр, которые помогают в религиозных ритуалах. Яджурведа содержит сходство с Египетской книгой мертвых. Вопреки распространенному мнению, она не помогает воскрешать мертвых, а помогает душе умершего вести комфортную жизнь после смерти. Яджурведа акцентируется на тех же божествах, что и Ригведа, но другим путем. Основной целью чтения священных гимнов является пробуждение внутреннего сознание и объединение его с космическими энергиями внутри себя. Это открывает возможности для воссоздания универсальной энергии в человеческой психике. Этот космический уровень сознания важен для того, чтобы вести жизнь, которая приносит смысл и удовлетворение. После того, как эго и другие пороки, предаются Божественной силе, человек может достичь более высоких форм счастья. Но самой большой жертвой является Самопожертвование, которое помогает в достижении мокши или нирваны.

Яджур Веда состоит из двух основных жертвоприношений: Дарсапурнамаса и Ашвамедха. Жертвенная церемония в ритуале Дарсапурнамаса выполняется на новолуние и полнолуние. Ашвамедха или жертвоприношение лошади, 609 домашних и диких животных, привязанных к 21-му жертвенному столбу. Некоторые из гимнов из Яджурведы по-прежнему очень популярны в индуизме.

В индуистской мифологии, есть известная история, связанная с Яджурведой. Ученик великого гуру Ведвйясы Ваишампаяна, узнал от учителя о Яджурведе. Тогда было время, когда он совершал правонарушения и исполнил несколько заговоров на другого ученика Ведвйясы, которого звали Яджнавалкья. В отместку, Яджнавалкья напал на Ваишампаяну со всеми текстами из Яджур Веды. Во время этого боя, другие ученики взяли ослабленные тексты из Яджурведы, перечисленные на Яджнавалкьи и записал их как Таиттирия. Самый первый экземпляр Таиттирия Самхита из Яджурведы впервые был собран воедино и опубликован в период 1860 – 1865 годов в библиотеке Индика Бабу Раджендралала Митра из Калькутты. Это было издание с комментариями Саяна и Мадхава.

Самым популярным гимном Яджурведы даже в наше время является Гаятри мантра, она используется в различных благоприятных церемониях и мероприятиях. В ней происходит обращение к богу солнца, который дает жизнь всем и каждому на земле, в основном она читается в течение восхода или заката.

Состав : Яджурведа типично делится на две основные части: Шукла или белая Яджурведа и Кришна или черная Яджурведа. Обе эти части по разному написаны; Шукла часть содержит текст Шатапатха Брахмана, а Кришна часть содержит прозаическую Брахману. В дополнение к этому, Шукла Яджурведа делится на две разные части: Ваджасанеи Мадхйандинийа и Ваджасанеи Канва. Они отличаются областями их популярности; Ваджасанеи Мадхйандинийа более популярна в северной части Индии, в Назике, Гуджарате, и т.д., в то время как Ваджасанеи Канва более известна в южной части Индии, в Ориссе, Андхра-Прадеш, Тамилнад, Карнатака, и т.д.

Еще одним важным различием между Шукла Яджурведой и Кришна Яджурведой состоит в том, что белая или Шукла Яджурведа состоит только из молитв и формул истинных жертвоприношений Богу, произносимых назначенными священниками или брахманами, в то время как черная или Кришна Яджурведа содержит только обряды и ритуалы для различных жертвоприношений и комментариев к ним.

Кришна Яджурведа или черная Яджурведа имеет четыре различные части: Тайттирия Самхита, Маитраяни Самхита, Чарака Катха Самхита и Капиштхала Катха Самхита. Все эти части имеют подобный контекст, все они говорят о Панчале - месет Курукшетра и некоторых других частях Пенджаба. Тайттирия Самхита является наиболее популярной Яджурведой. Она разделена на семь книг, которые затем подразделяются на несколько глав. Эти главы затем делятся на несколько других частей.

Тексты Яджурведы

Для просмотра текстов на Санскрите и транслитерации нужно установить шрифты Sanskrit

Шанти-патха белой Яджурведы

Ом! Полное То, полное - Это. От Полного Полное поднимается.

От Полного Полное взяв, Полное же и остаётся.

Ом! Спокойствие, невозмутимость, мир!

Почитание побеждающему смерть

Мы почитаем Трёхглазого, Добродетельного, Приносящего процветание.

Как плод огурца от стебля, да буду я освобождён от смерти, не от бессмертия.

Почитание побеждающему смерть в формате doc с текстом на деванагари, транслитерацией и переводом.


Яджурведа - "книга жертвенных изречений". Данная Веда состоит из изречений и молитв, которым приписывается магическое значение, ими сопровождаются жертвоприношения, совершаемые жрецами.

В Яджурведе , состоящей из 1984 стихов, содержатся мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из-за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу ("Светлая Яджурведа") и Кришнаяджурведу ("Тёмная Яджурведа"), и таким образом Вед стало пять. На момент записи Яджурведы из 17 имевшихся в древности сакх (ветвей) Шуклаяджурведы осталось 2; из 86 ветвей Кришнаяджурведы - 4. Примерно такое же соотношение утраченных текстов относится и к другим Ведам.

Яджурведа (Yajurveda) или Веда жертвенных формул (yajus - жертв. изречение). Ко времени возникновения этого памятника индусы уже вышли из Пенджаба и заняли земли на востоке по Гангу, Сарасвати и др. рекам; в их государственной и общественной жизни наступает переворот; из народа пастушеского они превращаются в оседлый и земледельческий. Развиваются касты, учение о переселении душ, аскетизм; фантазия принимает характер необузданный и пылкий. Яджурведа, вместе с примыкающими к ней прозаическими Брахманами, является литературным памятником этого периода, относимого к 1000 - 800 года до Р. Х. Она содержит в себе те изречения или стихи, которые должен был произносить жрец, совершавший жертву - Адхварью (Adhvaryu). К ним присоединяются примечания, объясняющие ритуал, подчас весьма сложный, и разные рассуждения о существе и значении отдельных обрядов, символистические толкования, легенды и указания для жрецов. Эти объяснения, писанные прозой, представляют собой древнейшую индийскую, а вероятно, и индоевропейскую прозу, с которой могут мериться древностью только прозаические места Авесты. Яджурведа сохранилась в пяти различных редакциях. Древнейшие из них; 1) Катхака (Kathakam, редакция школы Katha), до сих пор неизданная; 2) Капиштхала-Катха-Самгита (Kapishthala-Katha-Samhita, редакция школы Kapishthala - Katha), имеющаяся только в испорченных отрывках; 3) Майтраяни-Самгита (Matrayani-Samhita, редакция школы Maitrayaniya), изданная проф. дeрптского университета Леоп. фон-Шредером (Лейпциг, 1881 - 86). К этим редакциям примыкает более поздняя: 4) Тайттирия-Самгита (Taittiriya-Samhita, в редакции школы Taittiriya), изданная Альбр. Вебером (в лат. транскрипции; 11 и 12 томы "Indische Studien", Лейпц., 1871 - 72). Эти четыре редакции близки друг к другу и носят собирательное название "Черной Яджурведы". От них отличается: 5) Ваджасанеи-Самгита (Vajasaneyi-Samhita), самая поздняя и известная под именем "Белой Яджурведы". Она издана также Вебером (Берлин и Лондон, 1852, 1855, 1859). Прозаическая часть этого сборника выделена в особую книгу - Шатапатха-Брахмана (СatapathaBrahmana, 2-й том издания Вебера). Язык Яджурведы - тот же ведийский санскрит, но менее древний, чем в Ригведе; хотя и очень еще далекий от классического. Мифология приблизительно та же, но замечаются уже некоторые уклонения: Вишну и Шива более выступают на передний план, чем в Ригведе; нимфы Апсарасы получают также больше значения, равно как и бог всех творений Праджапати (Prajapati: praja = потомство, pati= господин, владыка). Отличие от Ригведы в религиозном отношении всего резче проявляется в характере богопочитания и ритуала, с необыкновенно сложным и богатым ритуалом, чего в Ригведе еще нет. Весьма важную роль играют в Яджурведе легенды, часто поэтические и глубокомысленные

В стихе 26.2 Яджурведы прямо говорится, что все наделены правом изучать Веды - брамины, кшатрии, вайшьи, шудры, чандалы (неприкасаемые), деградировавшие люди и изгои. Но, тем не менее, ортодоксальные брамины, которые явно читают Веды так же часто, как и "христиане" Библию (в действительности в России очень сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни прочитал хотя бы все 4 канонические евангелия и Деяния апостолов, не говоря уже о пятитомнике "Добротолюбие"), в своём слепом эгоизме всячески ограничивают право шудр (и уж тем более внекастовых неприкасаемых!) на изучение Вед. Причина этого в общем-то понятна - поддержание статуса представителя избранной касты и соответственно сборщика "налогов" за проведение всяческих обязательных религиозных ритуалов, коих в индуизме многие десятки, и стоимость которых очень даже немалая. Брахману (брамину) кесарево;-) При этом с точки зрения нравственных норм древности в Индии уже не осталось кастового деления, поскольку подавляющее большинство населения относится фактически только к одной касте - к шудрам (это в лучшем случае). Повальное увлечение индийцев мясоедением (производство и потребление курятины в Индии согласно официальной статистике удваивается ежегодно с 2001 г., а крайне неоднозначная националистическая партия BJP лоббирует закон о разрешении строительства коровьих боень по всей Индии - пока они легальны только на территории коммунистических Кералы и Западной Бенгалии) с точки зрения индуистских традиций выводит таких индусов за рамки кастовой системы, фактически превращая их во внекастовых изгоев. В таком прежде священном месте паломничества, как Гокарна, ортодоксально одетые брамины-священнослужители со священными шнурками через плечо прямо на улицах перед храмами, как и всегда, торгуют марихуаной, навязчиво предлагая её иностранцам. Религия - опиум для народа (в буквальном исполнении;-) Сама Гокарна стремительно превращается в разновидность одурманенного Гоа.

В индуизме существуют различные ведические писания, сохранившиеся на санскрите. Они включают в себя четыре раздела – Ригведу, Яджурведу, Самаведу и Атхарваведу. Все они в совокупности относятся к шрутам.

В каждой Веде основной текст представлен в виде самхитов. Это комплекс мантр, ранее используемых араньяками, брахманами, а также упанишадами. Священные тексты состоят из комментариев к самхитам. Мантры являются молитвами, которые применяются в определенных видах ритуалов. Ниже вы можете ознакомиться с каждой разновидностью священных писаний.

Ригведа

Ригведа – это самый старый индийский текст, который был впервые написан. Он выступает в качестве основы для иных трех Вед, которые заимствуют часть материалов. Некоторые истории из ведических священных писаний для детей приводятся в качестве примеров в образовательной программе.

В общей сложности, Ригведа включает в себя 1028 гимнов на санскрите, а также более десяти тысяч различных текстов, для удобства чтения которых появилось 10 книг, именуемых мандалами. В гимнах очень часто фигурируют имена богов. Вы без проблем сможете встретить здесь такие имена, как Индра, Агни, Варуна и так далее.

По мнению специалистов, авторство текстов Ригведы принадлежит поэтам из разных поколений священников на протяжении пятисот лет. Также утверждается, что работа над Ригведой велась с 18-го по 10-й век до нашей эры. Другие эксперты предполагают, что составление текстов велось на протяжении более ранних или поздних периодов.

Между ранними иранскими Авестами и Ригведой имеется ряд культурных и прочих сходств. Наиболее древние колесницы с лошадями нашли на территории Урала – они, как предполагают историки, датированы началом второго тысячелетия до нашей эры.

Вопрос, связанный с происхождением и особенностями Яджурведы затрагивает книга света ведическое писание скачать которую можно на нашем сайте. Яджурведа включает в себя 1984 стихов, часть которых была позаимствована и адаптирована из Ригведы. Представлены в формате прозы. Их практической целью является следующее – каждая мантра используется на конкретных стадиях проведения жертвоприношения. Составление мантр Веды велось для любых ведийских обрядов.

Яджурведа представлена в виде двух разновидностей – Кришны Яджурведы и Шуклы Яджурведы.

Откуда они появились, какой посыл в себе несут – непонятно. Шукла Яджурведа состоит только из формул и священных текстов, используемых в рамках жертвоприношений. Толкование с философской точки зрения добавлено в специальный сборник – брахману Шатапатха. Здесь и заключается основное отличие от другой упомянутой выше редакции, где все толкования и пояснения выделены в базовом тексте.

Самаведа

В структуру входят 1875 стихов, большое количество которых также было взято из Ригведы. Рукописи были созданы с целью воспевания. Здесь, например, можно найти ведические писания о женской привлекательности. Примечательно, что ряд текстов могут повторяться, причем неоднократно.

Самаведа была создана специально для священников, участвовавших в литургиях. Гимны из текстов имели на то время важное значение. Причем все зависело от стилей воспевания. Определенный гимн воспевали в соответствии с конкретной мелодией. В этом и заключается причина, по которой Самаведу назвали именно так (саман переводят как мелодию для гимнов или восхваляющих песен).

Атхарваведа

Атхарваведа включает 760 гимнов. В пятой части имеет общие с Ригведой элементы текста. В большинстве случаев они являются метрическими. Лишь малая их часть представлена в прозаическом формате. Как утверждает большинство специалистов, составление Атхарваведы велось на протяжении десятого века до нашей эры, хотя определенные священные ведические писания датированы периодом Ригведы. Есть и рукописи старше Ригведы.

Атхарваведа имеет структуру, включающую не только гимны, но и различные знания, которые посвящаются не только религии, но и особенностям земледелия, создания и применения оружия, политической деятельности. Атхарваведа имеет более современный вариант названия – Атхарва-Ангираса, посвященный культовым магам и мудрецам данной линии.

Мантры Атхарваведы являются наиболее старыми примерами ведийских санскритов.

По сравнению с тремя остальными Ведами, приведенными выше, Атхарваведа использовалась во время проведения торжества жертвоприношения. В первой части присутствуют заклинания, посвященные защите от стихийных бед, демонов, заболеваний, достижению поставленных задач и так далее. Решив ведические писания читать, можно отметить, что вторая часть включает в себя ряд философских текстов. Последняя часть состоит из мантр, используемых в рамках проведения похоронных или свадебных церемоний.

Связана с особым обрядом, яджной, и функциями совершающего его жреца адхварью. Яджурведа делится на «черную» и «белую». «Черная» ЯВ включает кропе жертвенных формул (яджус) и прозаические комментарии к ритуалу. В «Белую» ЯВ входят 200 гимнов и жертвенные формулы, разделенные на 40 глав. Эта веда целиком связана с ритуальным действием.

Обряд ведического жертвоприношения яджна предполагал три вида жертвоприношений: Сома-яджна (возлияние напитка «сома»). Он считался наиболее значительным и мог совершаться только «дважды рожденным», жрецом-брахманом, при этом совершивший жертвоприношение приобщался к миру богов. Хавир-яджна , предполагала сжигание на огне молока, масла, злаков и позволяла жертвователю приобщится к миру предков. Пака-яджна , простейшее жертвоприношение на огне. Его мог совершать каждый домохозяин. Благодаря ему жертвователь приобщался к миру людей - «тем, кто спускается вниз». Смысл действий жреца ЯВ описан в древнейшей Брихадараньяке упанишаде (3.1.8.).

_____________________________________________________________________

АТХАРВАВЕДА - веда заклинаний и заговоров.

Связана с функциями жреца огня ахтарвана. В более поздний период они выполнялись «царским жрецом» пурохитой или брахманом, следившими за точным исполнением ритуала. В целом АВ вошла в «ядро вед» и была канонизирована значительно позднее трех более ранних самхит (РВ, ЯВ, СВ).

АВ - частично заимствует тексты РВ, но значительно уступает ей в культовом значении. Она имеет ряд собственных космогонических и философских гимнов, не уступающих по выразительности гимнам РВ. Наряду с гимнами в АВ входят фрагменты народной магической поэзии, вероятно, заимствованной из культуры аборигенов Индостана. Таковы, например, гимны заклинания от болезней, злых демонов, любовные заговоры. АВ содержит около 700 подобных заговоров и заклинанийданным свыше божественным мудрецам-поэтам РИШИ

ОБЪЯСНЕНИЯ К САМХИТАМ

БРАХМАНЫ («Поучение Брахмана») - время формирования IХ-VIII - Х-VII вв. до н.э. Прозаические тексты - мифологические, ритуальные объяснения к самхитам. Каждая веда имеет свои брахманы.

В Брахманах различаются собственно объяснения и предписания, имеющие отношение к ведическому ритуалу. Вместе с тем в Брахманы входит и следующая за ними группа текстов - т.н. Араньяки, не имеющие прямого отношения к ритуальным действиям, а так же мифы, легенды и сказания, имеющие фольклорное происхождение. Примером могут служить, входящие в Шатападху брахману миф о потопе и сказание о Пурвасе и Урваши (1.1.1., XI.5.1).

В Брахманах содержатся зачатки того мировоззрения, которое было позднее сфомулировано в Упанишадах, и развито в многочисленных даршанах (философских учениях), трактующих о происхождении мира и человека, первоосновах бытия, функциях мышления и речи и их связи с процессом жизни . В них намечается учение о об основах человеческой жизни: дхарме (законе), артхе (смысле), каме (страсти), мокше (освобождении). Одной из наиболее значительных является относящаяся к ЯВ «Шатападха-брахмана». К старейшей из вед РВ относятся Айтарейя и Каушитака брахманы, имеют свои брахманы и СВ и АВ.

___________________________________________________________________________

АРАНЬЯКИ («Лесные книги») - тексты, которые предназначались для лесных отшельников, стремившихся путем отрешения от семейной и общественной жизни целиком предатся углубленному изучению вед, постижению их сокровенного смысла.

Тексты Араньяк близки по форме к философским размышлениям о мире и человеке и тесно связаны с последующей группой ведических текстов - Упанишадами, от которых, порой, трудноотличимы. Тексты относящейся к РВ Айтарейи-араньяки содержат подлинный гимн величию человека, который характеризуется в них, как «совершенное творение» бога-творца Праджапати.

_______________________________________________________________

УПАНИШАДЫ (букв. «сидеть около») - группа ведических текстов, которая завершает собой цикл текстов, входящих в цикл СМРИТИ. Они содержат учение, в котором излагается "тайное знание", которое рассматривается в качестве "конца вед". К нему переходят, после создания Упанишад, функции высшего знания. Приобщение к нему требует обращения к учителю (духовному наставнику). К изучению Упанишад допускаются лишь прошедшие путь духовного очищения (ашрамы). Без упанишад знание 3-х вед "ничто", так как это лишь знание их "по имени" и не дает "освобождения". Традиция насчитывает 108 Упанишад, которые делятся на «старшие» и «младшие». Основных Упанишад – 13. Древнейшими и авторитетнейшими считаются Брихадараньяка и Чхандохья упанишады (УШ-УП вв. до н.э.). Младшие: Айтарейя, Каушитака, Кена, Таттирия, Катха, Иша, Мундака, - создавались в У1-1У вв. до н.э. Позднейшими были Шветшватара, Майтри, Прашна, Мандукья (Ш-П вв. до н.э.). Многие тексты упанишад анонимны, но известны и имена мудрецов, которым приписывается участие в их создании: Шандилья, Удалака и Снуткамара и др.

Согласно уп-дам РВ - это РЕЧЬ, СВ - ДЫХАНИЕ, ЯВ - МЫСЛЬ. Их создателем является ПУРУША - творец мира. Согласно триадическому принципу они тождественны: трем мирам, трем существам и т.д. (Брихад. уп-да. Раздел Мадху 1.5, 3-8). Упаришады - исток двух «предвечных философий» - САНКХЬИ, трактующей о первоосновах и первопричинах бытия, и ЙОГИ - ОБРЯДА, следуя которому можно достичь бессмертия и свободы. Основные доктрины Упанишад: 1. Учение о САНСАРЕ (круговороте рождений, потоке жизни). 2. Учение о КАРМЕ (предопределенности форм существования индивида). 3. Учение о МОКШЕ (освобождении от оков кармы). 4. Учение о БРАХМАНЕ-АТМАНЕ (оно утверждает идею принципиального тождества субъекта и объекта («ты есть то»), являющееся краеугольным камнем упа-д. Формой ряда текстов упа-д является философский диалог, где «картина» индийского космоса создается посредством толкования «ИМЕН» из текстов тех вед (пример, «Поучение Снуткамары» из Чхандогьи-упанишады, где речь идет о тождестве в Брахмане-Атмане речи, дыхания и мысли. 7.1-26).

Упанишады явились источником развития философской и религиозной мысли в классической Индии.


СМРИТИ («запоминаемое») - устная передача традиции, включает тексты

ритуального, законодательного, научного, эстетического характера

___________________________________________________________________

ИТИХАСЫ - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

_________________________________________________________________________________

МАХАБХАРАТА (Сказание о Великих бахратах) - великая эпическая поэма Индии. Первоначально существовала в устной традиции. Обобщение материалов, вошедших в М., начинается в У-У1 вв. до н.э., современный вид приобрела в 1 в н.э. М. вышла не из ведически-брахманской традиции и связана с ней лишь косвенно, доминируют в ней ценности сословия кшатриев (воинов), не брахманов (жрецов). Вместе с тем в М. нашли отражение мифология, обряды и культы, связанные с ведическим ритуалом, в ней используются, хотя и в переосмысленном виде философские идеи Упанишад. М. состоит из 18 книг (ПАРВ) и содержит свыше 100 тысяч двустиший (ШЛОК). Авторство М. традиционно приписывается легендарному мудрецу Кришне - Вайпаяне Вьясе.Содержание Махабхараты - эпическое повествование о борьбе за власть двух древних кланов пандавов и кауравов, которая завершается их обоюдным поражением, гибелью большинства принадлежавших к ним людей и уходом вождей этих кланов от мирской жизни, их странствий и судом над ними в загробном мире. В М. входят и тексты, представляющие собой законченные философские тексты (Бхагавадгита, Мокшадхарма, Санатсуджата, Анахита). М., оформление которой происходило в эпоху создания Упанишад, уже в это время пользовалась таким авторитетом, что ее называли Упанишадой или даже пятой ведой.

БХАГАВАДГИТА (Божественная песнь) - религиозно-этический и философский трактат включен в шестую книгу Махабхараты. Возникла как самостоятельный текст (но не ранее V в. и не позднее П в. до н.э.) Отношение Гиты к Ведам близко к позиции Упанишад. Одновременно Г. - религиозное учение вишнуитов-бхагавитов. Форма Г. - диалог. Состав - 18 песен (парв). В отличие от Вед в центре внимания Г. не ЗНАНИЕ, а ДЕЙСТВИЕ И ДОЛГ (его смысл и выполнение). Идеал Г. - не созерцающий, а действующий БХАКТИ (поклонник,сторонник ВЕД)Содержание Бхагавадгиты связано с главным сюжетом Махабхараты - битвой между куравами и пандавами, но ему придан здесь иной - философский смысл. Поле, где идет эта битва, трактуется как «поле ДХАРМЫ» (закона) и как «поле ЖИЗНИ», на котором совершают жертвоприношение сами боги, организующие мир. Для человека - это поле его деятельности. Проблема деятельности находится в центре внимания и диалога, который ведут между собой Кришна и Арджуна - главные персонажи Г. Первый выступает в роли духовного наставника, второй - в роли героя, воплощающего эти наставления в жизнь. 1. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ДЕЙСТВИИ. В центре его внимания проблема взаимосвязи ведической ДХАРМЫ (закона) и мирского идеала сословия кшатриев (воинов), основу которого составляла идея служения долгу. «Должное действие» предполагает как «должное знание» (знание Вед), так и наличие определенных нравственных установок и качеств. 2. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ВИДАХ ЙОГИ: ДЖАЙЯНА ЙОГА - познание, РАДЖА ЙОГА - царственная, БХАКТИ ЙОГА - с богом, КАРМА ЙОГА - без бога. Эти виды обряда рассматриваются в Г. не как средство "отрешения" от мирской жизни, а как способ придания действиям человека характера "уравновешенного поведения" и искусства. 3. УЧЕНИЕ О ДОЛЖНОМ ЗНАНИИ. В нем проблеме знания придается этический смысл, отсутствовавший в Ведах. Должное знание связано не с постижением «тайного» смысла, заключенного в ведических текстах, а с праведной жизнью (смирением, честностью, невреждением, самообладанием, самообузданием, стойкостью, почитанием и т.п.). 4. Учение о ГУНАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ. Гуна (букв. «волокно», «свойство», «качество»). Санкхья, положения которой принимает Г., различает три гуны, три основных нити, три основных качества, из которых сплетается ткань природы. Это САТТВА - ясность, гармония, РАДЖАС - движение, стремление, ТАМАС - тьма, инерция. Равновесие гун приводит к прекращению «проявления» чего-либо, с нарушением этого равновесия начинается процесс «проявления». Причиной же нарушения равновесия является ВЫСОЧАЙШИЙ ДУХ (Пурушотама). В Г. была сформулирована та этическая парадигма, которая стала основой того идеала, который был воплощен в культуре классической Индии.

СУТРЫ(бук. НИТЬ)

своды правил в различных областях знания, изложенные в краткой форме. _________________________________________________________________________________