Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Партии капабланки на тему эндшпиль. Шахматист Хосе Рауль Капабланка – биография, карьера, достижения. Личная жизнь Капабланки

8 марта 1942 года умер Рауль Капабланка. Он был гениальным шахматистом и великолепным дипломатом. Его партии до сих пор остаются эталонным примером филигранных шахматных баталий.

Шахматы Капабланки

Капабланка, озадаченный большим числом ничьих в чемпионских матчах с Ласкером и Алёхиным (с Ласкером 10 ничьих из 14-и партий, а с Алехиным 25 ничьих в 34-х партиях), предрёк скорую «ничейную смерть» древней игре – в связи со всё возрастающим уровнем игроков. Дабы уберечь шахматы от этой участи, он занялся разработкой новых разновидностей игры, которые заключались в увеличении размера доски (10 на 8 или 16 на 12 для двух комплектов фигур) и добавлении новых персонажей действа, сочетавших в себе возможности коня и ладьи, а также коня и слона. Но данная реформа оказалась неудачнной ввиду значительного удлинения партии, что сам Капа впоследствии и признал после экспериментального матча. К счастью, шахматы слишком сложная игра, и прогноз «ничейной смерти» не сбылся и по сей день, хотя поводы для подобных разговоров периодически возникают. Например, 11-й чемпион мира Бобби Фишер придумал свой вариант – «шахматы Фишера», суть которых в неканонической расстановке фигур, исключающей теорию начал. Данный вид игры в наши дни достаточно популярен.

Гений Игры

То что Капабланка был гением шахмат не вызывало никаких сомнений у его современников. Не вызывает и сейчас. Он говорил, что ему не нужно думать над тем, хорош ход или нет – он сразу это видит. Это подтверждалось скоростью, с которой он принимал решения за доской, и их качеством. Однажды во время международного турнира группа мастеров и гроссмейстеров собралась за анализом непростой эндшпильной позиции. После тщетных попыток установить истину, они решили прибегнуть к последнему средству – спросить у гениального кубинца, который так же принимал участие в турнире. Хосе-Рауль посмотрел на доску и «на пальцах» объяснил квалифицированной публике, что, мол, коня нужно поставить на эту клетку, ладью на эту, королём подойти вот сюда и победа. «А не могли бы вы указать конкретные варианты?» - спросил кто-то. «Я указал путь к победе, а варианты вы и сами найдёте» - улыбнулся Капа, раскланялся и ушёл, оставив изумлённых шахматистов, которые вскоре смогли убедиться в правоте его суждения. В современных шахматах «мышление схемами» является неотъемлемой частью шахматной теории.

Дипломат за доской и вне её

С 26-летнего возраста Капабланка состоял на дипломатической службе в МИДе Кубы. Тонкое чувство юмора, тактичность, лёгкость в общении, осведомлённость в спорте и искусстве, а также манера изящно одеваться делали Хосе-Рауля очень приятным собеседником как для мужчин, так и для женщин. 1 октября 1934 года в советском полпредстве в Вашингтоне состоялась его встреча с полпредом СССР в США Трояновским. Капабланка был приглашён на завтрак. Речь шла о целесообразности налаживания торговли между СССР и Кубой. После завтрака Трояновский и Капабланка сыграли легкую партию. Капабланка её выиграл, а на вопрос супруги полпреда, каков её муж шахматист, ответил: «Господин посол играл с таким остроумием, а поражение принял с таким добрым юмором, что я, право, не знаю, кто из нас остался в выигрыше»…

Капабланка и сеансы одновременной игры

Современники Капабланки, гроссмейстеры, отмечали, что кубинец не был похож на обычного шахматного профи, так как имел наряду с этим слишком много интересов и относился к шахматам, скорее как к приятному увлечению. Лёгкость, с которой Рауль играл, подкупала всех и каждого. На сеансы одновременной игры Капа являлся во фраке и всегда бывал очень любезен с любителями древней игры вне зависимости от уровня их мастерства. Однажды участник сеанса, быстро получив мат, спросил мнение о своей игре. «Играете вы свежо, нестандартно, - со свойственным тактом ответил Капабланка, - но почему вы так и не вывели коней?» - «Дело в том, что меня только вчера познакомили с шахматами, - объяснил сеансеру соперник, - а как ходить конем, показать забыли».

Капабланка и Прокофьев

На сеансе одновременной игры в Петербурге Капа познакомился с Сергеем Прокофьевым, который тоже решил попробовать силы за шахматной доской. После очередного хода кубинца ситуация стала критической, но пока кубинец обходил доски, кто-то предложил композитору незаметно поменять положение одной фигуры с целью получения выгоды. Вскоре Хосе-Рауль вернулся к доске, посмотрел на позицию, улыбнулся и выиграл при создавшемся положении.

Случай в поезде

О Капабланке существует очень много историй, частью правдивых, частью ловко придуманных – в том числе самим Капабланкой. Однажды Капа ехал по Европе на поезде, интернета тогда не было, и в лицо маэстро знал не каждый любитель шахмат. И вот один из них совершенно случайно обратился к Раулю с предложением сыграть партию. Видимо, Рауль устал или просто был не в духе, но играть ему не хотелось, и он сказал, что не играет с теми, кто заведомо слабее, дабы не отравлять никому настроение горечью поражения. «Но почему вы решили, что я играю слабее вас, - возмутился попутчик, - вы же меня совсем не знаете». – «Вот именно. Если бы вы играли сильнее меня, я бы вас знал».

Напутствие сыну

Несмотря на то, что Рауль развёлся со своей первой женой, родившей ему сына и дочь, он всегда был заботливым и ласковым отцом. Когда сын был ещё совсем маленьким, он оставил ему завещание, содержавшее следующие строки:
"Прежде всего, ты должен уважать и любить свою мать больше всего на свете. Независимо от твоих наклонностей и профессии, ты должен стать адвокатом, чтобы суметь защитить интересы - свои и своей семьи. Ты должен также научиться хорошо плавать и быть хорошим боксером, чтобы уверенно чувствовать себя как на море, так и на суше. Постарайся быть человеком широкой эрудиции. Нет в мире ничего более занимательного, чем книги. Но при этом помни, что нужно быть полезным для человечества. Будь прямым и честным человеком. Твой отец обнимает тебя со всей любовью".

Ярчайший природный талант во всей истории шахмат. Если разделить высоту его полета на шахматном небосклоне на затраченный труд, получится наивысший коэффициент полезного действия, который когда-либо был. Великий кубинец очень мало занимался шахматами и даже утверждал, что у него дома нет фигур и доски! Он просто приходил на тур, играл – и побеждал. Даже если это и была шутка, то в ней есть немалая доля истины.
Капабланка прежде всего был практиком. За счет колоссальной интуиции он мог за доской разобраться в сложных позициях, которые соперники анализировали дома. Самый известный пример – партия с Маршаллом в Нью-Йорке (1918), в которой американец впервые применил свою знаменитую контратаку. Ту самую, которую в наши дни не могут опровергнуть гиганты мысли, вооруженные компьютерами! А вот Капа, в первый раз увидев позицию, сумел найти серию сильных ходов – и переиграть автора системы.
Стиль игры, способ мышления Капабланки можно охарактеризовать кратко: полет бабочки. Благодаря огромному таланту Капабланка принимал сложнейшие решения интуитивно, без большого счета, и очень быстро! Поэтому-то и возникало ощущение легкости в игре. Короткую тактику видел он безошибочно, а глубоко «не копал»! Хосе Рауль чувствовал, какой ход хорош, какой – плох. Варианты приходили потом, по ходу дела. Долго думать кубинец не любил, да и не факт, что это сделало бы его игру сильнее. В цейтноты не попадал, сил тратил немного – эти обстоятельства играли важную роль на длинной турнирной дистанции.
В те далекие времена шахматисты в основном играли довольно медленно, и на их фоне скорость Капы производила особое впечатление. Он замечательно играл в блиц, давая фору сильным мастерам – две и даже одну минуту к пяти. Давно мечтаю на машине времени переместиться на сто лет назад и сыграть блицматч с великим кубинцем (с контролем три на три или две на две). Дебютную теорию я знаю лучше, соперники по блицу у меня были сильнее. Но… у третьего чемпиона мира было то, чего нет у меня.
Вспоминая Капабланку, в первую очередь говорят о его безупречной технике и позиционном мастерстве. Эти сильные стороны кубинца опять же проистекают от мощи его интуиции и короткого, чистого счета. Именно короткая тактика является той нитью, из которой можно соткать хорошее позиционное полотно. Можно провести ясный стратегический план, не столкнувшись со случайным контрударом. И именно эта компьютерная ясность мысли позволяет играть внешне очень просто, но сильно. Все мы знаем, что всё гениальное – просто.
Есть и другой, менее известный афоризм, который очень подходит для Капабланки: «Усложнять просто, упрощать сложно!» Хосе Рауль умел исполнять сложную игру шахматы как простую гамму. Игра Капабланки – это легкость и изящество Моцарта.
Недостатки кубинца являются продолжением его достоинств. Как оказалось, легкость в игре несовместима с колоссальным нервным напряжением и огромным объемом работы – это все равно, что играть на флейте, крепко зажав ее в мускулистых руках, негнущимися пальцами. Поэтому в Буэнос-Айресе (1927) чемпион мира не смог одолеть претендента Алехина, хотя по таланту и превосходил его. Попытки напрячься в трудной спортивной ситуации приводили к тому, что в игре начали появляться несвойственные прежде просчеты и позиционные ошибки. Полагаю, Капабланке для выигрыша матча надо было полностью отрешиться от важности момента и просто играть в шахматы. Увы, и это убедительно доказывает история шахмат, достичь такого состояния почти невозможно…
Вклад кубинского чемпиона в теорию дебютов, скажем так, невелик. И головоломных, эффектных комбинаций осуществил немного. Но зато он создал большое количество учебных примеров для тех, кто хочет научиться играть в правильные, позиционные шахматы.

Дебют Капабланки в Европе должен был состояться в 1910 году на сильном турнире в Гамбурге, но кубинец не смог приехать на него из-за болезни. Капабланка реабилитировался в следующем году на крупном международном турнире в Сан-Себастьяне, где играли почти все сильнейшие шахматисты того времени, кроме Ласкера: условием участия были призовые места в значительных турнирах последних лет. Против участия Капабланки возражали Нимцович и Бернштейн, поскольку тот не имел достаточных результатов, а известен был только благодаря победе над Маршаллом, так что Капабланка был приглашён в виде исключения. В итоге Капабланка занял первое место, опередив на пол-очка Рубинштейна и Видмара, а его победа над Бернштейном в первом туре получила первый приз за красоту. Это позволило Капабланке вызвать Ласкера на матч за мировое первенство. Местом проведения матча была предложена Гавана, однако матч не состоялся: стороны по очереди выдвинули условия, которые оказались неприемлемыми для другой стороны, а когда Капабланка в переписке охарактеризовал одно из выдвинутых Ласкером условий как «очевидно несправедливое» (obviously unfair), Ласкер через прессу потребовал извинений. Это стало началом конфликта, который продолжался до петербургского турнира 1914 года.

Капабланка впервые бросил вызов Ласкеру еще в 1911 году после победы в Сан-Себастьяне. В январе 1920 года в Гааге при посредничестве правления Голландского шахматного союза наконец было подписано соглашение о проведении матча. В июне того же года Ласкер, не желавший играть матч, опубликовал заявление, в котором сообщал, что отказывается от звания чемпиона мира и передаёт его Капабланке. По словам Ласкера, Капабланка завоевал звание, "не формальным вызовом, но своим выдающимся мастерством". Позднее Гавана выразила готовность предоставить $20000 на проведение матча, пресса также настаивала, что чемпион мира не должен уступать титул без игры. Матч состоялся в Гаване в 1921 году. Было оговорено, что матч играется из 24 партий, при этом Ласкер отказался взять назад отречение, так что на момент начала матча стороны признавали чемпионом мира Капабланку. Ранее Ласкер заявлял, что даже в случае победы в матче откажется от титула в пользу более молодых мастеров, которые сами между собой определят достойнейшего. Тем не менее, пресса и шахматный мир в большинстве не признали отречение, так что, как правило, считается, что Капабланка завоевал звание чемпиона мира именно после победы в матче.

Поражение Ласкера, кроме сугубо игровых причин, объясняют внешахматными факторами. Капабланка был на двадцать лет моложе и имел несомненное преимущество из-за жаркого гаванского тропического климата. Кроме этого, согласие Ласкера вообще играть матч часто объясняют тем, что ему нужны были деньги, так как он потерял сбережения из-за войны. Сам Ласкер в книге «Мой матч с Капабланкой» неоднократно писал о том, как тяжело он переносил гаванский климат. Несмотря на это, Ласкер согласился посылать еженедельные заметки о ходе матча в голландскую газету, из которых впоследствии составил брошюру «Мой матч с Капабланкой». Капабланка в тот период был в расцвете сил, а Ласкер проводил матч не на своём уровне. Кубинец выиграл пятую, десятую, одиннадцатую и четырнадцатую партии. После четырнадцатой партии, которую Ласкер проиграл в результате грубой ошибки.

Капабланка Хосе Рауль (1888-1942) - кубинский шахматист. Третий в истории шахмат чемпион мира 1921-1927 гг. Победитель крупных международных турниров: в Сен-Себастьяне (1911), Гастингсе (1919, 1930), Лондоне (1922), Нью-Йорке (1927), Будапеште (1928, 1929), Берлине (1928), Барселоне (1929), Москве (1936). Капабланка научился играть в шахматы в четыре года, наблюдая за игрой отца - капитана крепости Ла Кабанья. Уже в тринадцать лет он завоевал звание чемпиона Кубы, победив сильнейшего шахматиста того времени X. Корсо со счетом 7:6.

В дальнейшем мальчик окончил частную школу в Нью-Йорке, поступил на химико-инженерный факультет Колумбийского университета, но не закончил его. В 1909 г. он выступал на шахматных турнирах в США, за время которых провел 602 партии, проиграв из них только 12 и сыграв 17 вничью, и матч с чемпионом США Ф. Дж. Маршаллом, закончившийся со счетом 15: 8 в пользу Капабланки.

В 1911 г. состоялся европейский дебют кубинского шахматиста: он первенствовал на международном турнире в Сан-Себастьяне (Испания). В 1913 г. Капабланка, работая в Министерстве иностранных дел Кубы, получил направление в российское консульство в Санкт-Петербурге, деятельность в котором совмещал с выступлениями на шахматных соревнованиях. Так, в 1914 г. на турнире он достиг второго места, уступив первое чемпиону мира Эм. Ласкера.

В последующие годы Капабланка, готовясь к матчу-реваншу с этим шахматистом, установил феноменальный рекорд, в течение двенадцати лет (с 1916 по 1924) не проиграв ни одной партии в трех турнирах и двух матчах. В 1921 г. он сумел завоевать чемпионский титул, победив Эм. Ласкера.

В 1925 г. кубинский шахматист принял участие в первом международном турнире, проходившем в Москве. Помимо этого, он успел сняться в комедийном фильме "Шахматная горячка", где сыграл самого себя. В 1927 г. Капабланка одержал победу на международных соревнованиях в Нью-Йорке, опередив второго призера А. Алехина на 3,5 очка. Однако затем его постигла неудача: осенью 1927 г. в Буэнос-Айресе он проиграл последнему матч на первенство мира.

С 1928 по 1931 г. третий чемпион мира выступил в 10 турнирах, в семи из них заняв первое место. В 1936 г. Капабланка первенствовал на третьем Московском и Ноттингемском турнирах. В 1939 г., будучи включенным в сборную Кубы, впервые выступил на Всемирной шахматной олимпиаде и снова стал первым.

Находясь в Нью-Йорке, спортсмен практически все свободное время проводил в Манхэттенском шахматном клубе, где 8 марта 1942 г. почувствовал себя плохо, потерял сознание и умер еще до приезда врачей.

Краткий биографический словарь

"Капабланка Хосе Рауль" и другие статьи из раздела

КАПАБЛАНКА, Капабланка-и-Граупера (Capablanca у Graupera) Хосе Рауль (19.11.1888, Гавана - 8.3.1942, Нью-Йорк), кубинский спортсмен, 3-й в истории шахмат чемпион мира (1921-27), шахматный литератор, дипломат. Познакомился с шахматами в возрасте четырёх лет, наблюдая за игрой отца. В 13 лет стал чемпионом Кубы, выиграв матч у Х. Корсо (7:6).

В 1904 переехал в Нью-Йорк, где поступил на химико-инженерный факультет Колумбийского университета; продолжал заниматься шахматами, посещая «Манхэттен чесс клаб». После ряда успешных выступлений - выигрыша матча у чемпиона США Ф. Маршалла (15:8), побед на международных турнирах в Сан-Себастьяне (1911) и Нью-Йорке (1913) - был признан одним из сильнейших шахматистов мира. В 1913, работая в Министерстве иностранных дел Кубы, получил направление в Санкт-Петербургское консульство. В 1914 участвовал в крупнейшем международном турнире в Санкт-Петербурге, где занял 2-е место за чемпионом мира Эм. Ласкером. Во 2-й половине 1910-х годов выиграл ряд турниров в Нью-Йорке, а также в Гастингсе (1919). Готовясь к матчу на первенство мира с Ласкером, написал две книги, ставшие шахматными бестселлерами: «Моя шахматная карьера» (1920) и «Основы шахматной игры» (1921). В марте - апреле 1921 в Гаване сыграл матч на первенство мира с Ласкером и добился победы (4 партии выиграл, 0 проиграл, 10 ничьих). Выиграл первые призы на турнирах в Лондоне (1922) и Нью-Йорке (1927), не потерпев ни одного поражения; в 1924 занял 2-е место в Нью-Йорке, в 1925 занял 3-е место на турнире в Москве, где снялся в фильме В. И. Пудовкина «Шахматная горячка» (сыграл самого себя). В сентябре - ноябре 1927 в Буэнос-Айресе проиграл матч на первенство мира А. А. Алехину (-6, +3, =25). Нового творческого и спортивного подъёма достиг в середине 1930-х годов, когда издал свой очередной бестселлер «Учебник шахматной игры» (1935) и выиграл два крупных турнира в 1936 - в Москве и Ноттингеме. В 1939 впервые участвовал в составе сборной команды Кубы в «Турнире наций» (современное название - Всемирная шахматная олимпиада) и занял 1-е место на 1-й доске (+6, -0, =5). Всего в официальных турнирах и матчах Капабланка сыграл 583 партии (+302, -35, =246), что является одним из лучших результатов в истории шахмат.

Активный популяризатор и пропагандист шахмат в мире: одним из первых предложил включить шахматы в школьную программу; провёл многочисленные гастроли с сеансами одновременной игры и лекциями в США, Аргентине, России, Великобритании, Венгрии и других странах; в 1941 году прочитал лекции о шахматах в радиовещательной передаче США для Латинской Америки (впоследствии изданы на многих языках мира как «Последние шахматные лекции»).

Его стиль игры гармонично сочетал логичность планов, филигранную технику достижения и использования преимущества, решительность и изобретательность в атаке, упорство и хладнокровие в защите, тонкое ведение эндшпиля. Всё это в совокупности с удивительной природной интуицией позволяло Капабланке на протяжении 30 лет (1909-39) добиваться выдающихся результатов в шахматных состязаниях. Внёс ценный вклад в теорию ферзевого гамбита, новоиндийской защиты и испанской партии. С 1962 года на Кубе проводятся мемориалы Капабланки. В 1986 в Москве кубинскими кинематографистами совместно с советскими был снят фильм «Капабланка», посвящённый 100-летию со дня рождения Капабланки (режиссер М. Эррера, в главный ролях С. Эвора, Г. В. Беляева).

Лит.: Зноско-Боровский Е. А. Х. Р. Капабланка. Опыт характеристики. СПб., 1911; Ласкер Эм. Мой матч с Капабланкой. 2-е изд. Л., 1925; Euwe М., Prins L. Capabianca, das Schachphänomen. Stuttg., 1952; Панов В. Капабланка. 3-е изд. М., 1970; Reinfeld F. The immortal games of Capabianca. N.Y., 1974; Linder I., Linder W. Das Schachgenie Capablanca. В., 1988; Линдер В., Линдер И. Капабланка в России. М., 1988; они же. Х. Р. Капабланка: жизнь и игра. М., 2005; Winter Е. Capablanca. Jefferson, 1989; J. R. Capablanca. Sofia, 2004. Vol. 1: Games 1901-1926. Vol. 2: Games 1927-1939; Каспаров Г. Мои великие предшественники. М., 2005. Т. 1.