Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Мир как воля и представление автор. Мир как воля и представление. О мире как представлении

Исходные идеи учения Шопенгауэра фиксируются названием его главной книги: мир как волями представление. Шопенгауэр пишет: "Мир есть мое представление: вот истина, которая имеет силу для каждого живого и познающего существа, хотя только человек может возводить ее до рефлексивно-абстрактного сознания, и если он действительно это делает, то у него зарождается философский взгляд на вещи. Для него становится тогда ясным и несомненным, что он не знает ни солнца, ни земли, а знает только глаз, который видит солнце, руку, которая осязает землю; что окружающий мир существует лишь как представление, т.е. исключительно по отношению к другому, представляющему, каковым является сам человек... Итак, нет истины более несомненной, более независимой от всех других, менее нуждающейся в доказательстве, чем та, что все существующее для познания, т.е. весь этот мир, является только объектом по отношению к субъекту, созерцанием для созерцающего, короче говоря, представлением... Все, что принадлежит и может принадлежать миру, неизбежно отмечено печатью этой обусловленности субъектом и существует только для субъекта. Мир есть представление". И тут же добавляет: "Новизной эта истина не отличается". В самом деле, изображение мира как данного через мое сознание (здесь: представление), имеет глубокие корни в предшествующей философии нового времени, так или иначе укладывающейся в русло трансцендентализма.

От Декарта через Канта и Беркли тянется традиция, в соответствии с которой при исследовании человеческого познания мир толкуется как являющийся нам через наши представления. Концепция Шопенгауэра четко и однозначно перемещает такие идеи- в центр философии. Согласно Шопенгауэру, Кант сделал неверные дуалистические выводы из энергично введенного и хорошо доказанного им трансценденталистского тезиса. Между тем требуется лишь последовательное продвижение по пути трансцендентального познавательного и жизненного опыта. Исходный трансценденталистскый тезис определяет как теоретико-познавательную, так и смысложизненную позицию Шопенгауэра. Шопенгауэр подчеркивает, что тезис о мире как моем представлении и о его данности через мое переживание, который с таким трудом и посредством сложных интеллектуальных выкладок обретает европейская философия, в восточных системах мудрости, например в Ведах, дан как простая, изначальная позиция. Европейскому же духу еще следует научиться такой простоте и изначальности жизненно верных философских предпосылок и подходов.

Сложнее обстоит дело с истолкование мира как воли. Здесь полемика против классического подхода вступает в решающую стадию. Классическую философию никак нельзя было упрекнуть в недооценке проблемы воли. Вопрос о воле, ее отношении к разуму и ее свободе считал себя обязанным ставить и так или иначе решать почти каждый крупный философ, начиная со стародавних времен. Однако Шопенгауэр утверждал, что история философии вообще - история новоевропейской философии в частности и в особенности - все же не смогла воздать должное категории воли.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которой и была свободная, "автономная" воля, Шопенгауэр стал отстаивать примат воли над разумом, т. е. начал двигаться скорее в антикантовском, антиклассическом направлении.

На этом пути Шопенгауэр развил немало интересных и здравых идей о специфике волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей. Например, он критиковал классический рационализм за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума. На деле же, рассуждал А. Шопенгауэр, воля, т. е. мотивы, желания, побуждения к действию и сами процессы совершения его, устремления человека специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность, результаты разумного познания. Правильно подчеркивая специфику, значимость воли и эмоций человека, Шопенгауэр, однако, использовал свои изыскания для того, чтобы существенно скорректировать идеи классической философии относительно разума. "Разум" классической философии он объявил всего лишь фикцией. Традиционный рационализм в целом был отвергнут им как придуманная профессорами и ставшая им необходимой басня о непосредственно и абсолютно познающем, созерцающем или воспринимающем разуме. На место разума и должна быть, по Шопенгауэру, поставлена воля. Но чтобы воля могла "померяться силами" с "всемогущим" разумом, каким его сделали философы-классики, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля разума, превратил ее в "абсолютно свободное хотение", которое якобы не имеет ни причин, ни оснований. Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна "неисповедимым силам" вселенной, неким ее "волевым порывам". Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют, в онтологический, гносеологический и этический принцип, что и означает: мир в изображении Шопенгауэра стал "волей и представлением". Идеализм рационализма, "мифология разума" классической философии уступили место идеалистической "мифологии воли". Эта тенденция затем нашла продолжение в философии Ницше.

В философии Шопенгауэра нас подстерегает еще один неожиданный парадокс. Если мир есть и представление, и воля, то логично предположить согласованность этих двух аспектов в шопенгауэровском учении. Между тем дело обстоит иначе. Тезис о мире как воле Шопенгауэр мыслит обосновать, сначала показав всю шаткость, антиномичность утверждения о мире как представлении. (Здесь Шопенгауэр, кстати, готов был использовать термин "антиномия", хотя к кантовскому учению об антиномиях относился критически.)

Мир как представление, рассуждает Шопенгауэр, как бы рассекается на две части, что служит источником многих противоречий и раздоров в классической философии. На одной стороне - представления об объектах с их пространственно-временными формами; на другой - представления о субъекте. Обе "половинки", ограничивая друг друга и конкурируя друг с другом, тем не менее уживаются в каждом отдельном человеческом существе. Открытие и исследование этой двойственности Шопенгауэр считал главной теоретической заслугой Канта. Не менее важным достижением Канта объявляется то, что он открыл раздвоенность мира созерцаний и мира понятий. Но Канту не удалось, настаивает Шопенгауэр, по-настоящему почувствовать, какая драма связана для человека с превращением мира в мое представление, превращением, однако, неминуемым, неизбежным. Хотя Кант и кантианцы всячески пытались избавиться от (вытекающего из трансцендентализма представлений) превращения мира в сновидения и иллюзию, их решения не были правильными. Кант то и дело возвращался к материализму, а последний, согласно Шопенгауэру, просто "нелеп" для тех, кто уже встал на путь трансцендентализма. (Правда, Шопенгауэр признавал определенные преимущества материализма, который предоставляет естествознанию удобную, хотя и неверную позицию, когда пространство и время объявляются действительными сущностями.) Кант не понял, заявляет Шопенгауэр, что не вымышленные антиномии, а одна главная и реальная антиномия сковывает все человеческое познание, как, впрочем, и бытие человека в мире. В чем суть этой изначальной антиномии? С одной стороны, бытие мира оказывается зависимым от первого познающего существа, каким бы несовершенным оно ни было. С другой стороны, это первое существо само зависит от целой цепи событий в мире, предшествующих его жизни. Значит, уже над первым представлением, с которого и начинается бытие мира, тяготеет коренное и притом неразрешимое противоречие. Оно неразрешимо ни для эмпиризма, ставящего во главу угла представление, ни для рационализма, опирающегося на лишенный наглядности мир абстрактных понятий. Антиномия вела бы к настоящей утрате мира, когда бы на помощь не пришло "слово-разгадка". Это слово - воля. Шопенгауэр собирает в истории философии (опираясь на Августина, Спинозу и др.) все утверждения или оговорки, где природе приписывается сходное с волей "устремление". Он опирается и на высказывания естествоиспытателей, которые, подобно Эйлеру, предполагали "склонность и стремление" существующими в самой природе.

В "жизненных силах" природы Шопенгауэр усматривает "низшую ступень объективации воли", тогда как "непосредственные проявления воли" в живых существах он представляет в виде своеобразной лестницы всеобщего развития волевых начал и импульсов, увенчиваемых высшей, т.е. человеческой волей с ее объективациями. "То, что является в облаках, ручье и кристалле, это - слабый отзвук воли, котора полнее выступает в растении, еще полнее в животном и наиболее полно в человеке", - пишет Шопенгауэр в "Мире как воле и представлении". В мире, согласно Шопенгауэру, "объективируется" не только воля, но и "соперничество", которое можно наблюдать и в мире животных, и в неживой природе. "Высшее", которое возникает из "низших" проявлений природы, поглощает собою все низшие ступени и в то же время "объективирует" их "стремления". При этом Шопенгауэр предостерегает против подмены пустыми ссылками на волю конкретных причинных исследований вполне определенных явлений природы и человеческой жизни. Воля, "разлитая" в природе и культуре, нужна философу больше, чем естествоиспытателю. Однако Шопенгауэр предсказывает, что и естествознание будет то и дело изобретать свои способы "оживления", одухотворения природы. Несмотря на передержки волюнтаризма эта тенденция философии Шопенгауэра весьма актуальна. У Шопенгауэра сегодня есть немало последователей среди тех, кто стремится установить новые -"доверительные", "родственные" - отношения человека и природы. Именно за такие отношения ратовал и их всегда философски обосновывал Шопенгауэр. В его рукописном наследии есть такая запись: "Когда я вижу гору, то я и есть не что иное, как эта гора, это небо, эти лучи: объект выступает, является, в его чистом схватывании, в бесконечной красоте". Так рождается шопенгауэровская "метафизика природы", где понятие воли соседствует, перекликается с понятием красоты.

Просмотров: 4769
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX - XX в.)

  • 5. Сравнительный анализ онтологии Платона и Аристотеля.
  • 6. Онтологические и гносеологические воззрения неоплатонизма и средневековой христианской философии (Плотин, Августин, Аквинский).
  • 7. Пантеистическая концепция бытия эпохи Возрождения (Кузанский, Бруно).
  • 8. Учение о субстанции в Новоевропейской философии (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
  • 9. Основные принципы и положения онтологии и гносеологии Гегеля.
  • 10. Онтологическое учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
  • 11. «Мир как воля и представление» (Шопенгауэр).
  • 13. Материя как объективная реальность. Основные фил. И естественно-научные представления о материи.
  • 14. Пространство и время как философские категории
  • 15. Понятие психики её структура в учении Зигмунда Фрейда.
  • 16. Номинализм и реализм – основные течения средневековой схоластической философии.
  • 17. Эмпиризм и рационализм – основные методологические направления в евр. Философии Нового времени.
  • 18. Познаваемость мира и проблема истины в философии.
  • 19. Специфика научного знания и его функции.
  • 20. Проблема причинности в философии. Детерминизм и индетерминизм.
  • 21. Античная философия о природе и сущности человека.
  • 22. Эпоха Возрождения о сущности человека
  • 23. Философия Нового времени о природе и сущности человека.
  • 1) Прежде всего – это физические, природные свойства человеческого тела и человек рассматривается как любое физическое тело природы.
  • 24. Карл Маркс о сущности человека и проблема отчуждения.
  • 25. Экзистенциализм о подлинном и неподлинном бытии (Хайндеггер, Ясперс).
  • 26. Проблема отчуждения в экзистенциализме (ж.-п. Сартр).
  • 27. Античная философия о свободе человека (Демокрит, Эпикур, стоики).
  • 28. Проблема свободы человека в философии Нового времени и Просвещения (Гоббс, Локк, Спиноза, Гольбах, Гельвеций, Руссо)
  • 29. Проблема свободы в немецкой классической философии (Кант, Гегель).
  • 30. Экзистенциализм о свободе человека (Сартр)
  • 31. Общество и его структура.
  • 32. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.
  • 33. Человек и общество.
  • 34. Феномен массы.
  • 11. «Мир как воля и представление» (Шопенгауэр).

    Мир явлений для Шопенгауэра – это лишь представляемый мир и он вводит нас в заблуждение, если мы его принимаем за сущность. Познать сущность мира или "вещь в себе" посредством науки или научных методов невозможно. Более того, внутреннюю сущность мира надо искать в стороне, совершенно отличной от представления. Объективному, рациональному познанию он противопоставляет интуитивное познание. Метафизическое познание сущности мира может быть обретено не посредством мышления, а лишь путем непосредственного постижения сущности вещей.Сознание (познание) предполагает познающего и познаваемое. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы усмотреть в самосознании нечто, что не предстает перед нами в качестве познающего субъекта и что, по сути, находится в основе всякого представления и явления. И Шопенгауэр усматривает, что это есть хотение или воля. Из этой интуиции Шопенгауэр и выводит, что метафизическое исследование должно считать волю той всеобщей "вещью в себе", которая лежит в основе всего без исключения. "Кроме представления и воли, мы не знаем и не можем более помыслить ничего.»Все силы и влечения, представленные в явлениях, таким образом, есть лишь обнаружения единой и бесконечной воли, которую внутренняя интуиция позволяет нам постичь, как нашу сущность. При этом только бессознательную волю следует отождествлять с силой и влечением. Таким образом, Шопенгауэр отделяет волю от сознания (познания). Воля первична, независима от познания, а познание (сознание) вторично и зависимо от воли. Сознание (разум, познание) лишь средство для воли. Мир как представление, с которым имеет дело познание, и мир как воля разнородны и несоизмеримы. Мир как воля есть мир в себе. Воля – это та искомая метафизическая сущность и она становится у Шопенгауэра творческой мировой силой, порождающей мир.Воля как "вещь в себе", направлена исключительно на саму себя, почему она и является абсолютно неразумной волей. Сознание со всеми его разумными формами есть лишь явление. Вследствие этого учение Шопенгауэра и можно определить через понятие иррационализм.Натурфилософия Шопенгауэра показывает три главные ступени "объективации" воли: механическая причина, органическое раздражение и мотив, сознательно определяющий действия. Таким образом, природа представляет собой последовательный ряд ступеней обнаружения воли, в котором обнаруживается постепенный переход от чисто внешней к внутренней форме причинности. Весь процесс в природе сводится к тому, что воля из бессознательной превращается в сознательную форму явлений. Множество вещей в природе, в том числе и индивиды, есть лишь проявления воли. Эта множественность вещей, как и множественность субъектов, обладающих сознанием, обусловлена лишь представлением. Ведь множественность единичного предполагается пространством и временем, которые есть лишь функции представления и не присущи вещам в себе. И хотя мировая воля всюду является во множестве, это множество не касается ее, как "вещи в себе", самой по себе, но относится только к явлениям.

    Шопенгауэр однозначно выступает противником свободы воли, заявляя, что воля на ее сознательной ступени действует согласно принципу мотивации. Воля не подчиняется разуму, но имеет свою собственную необходимость.Характер лежит в основе всех актов, вызываемых мотивацией, причем, он действует так же, как и силы природы. Именно характер придает необходимость человеческой воле, лишая ее свободы. Каждый действует сообразно тому, каков его характер.

    То к чему только и стремится воля – это воля к жизни. Неудержимое, непрестанное стремление к благу, к наслаждениям, к радости, неустанная погоня за счастьем – это воля к жизни. Таким образом, воля к жизни с необходимостью влечет за собой эгоизм, который и служит, как правило, источником всех поступков человека. Эгоизм глубоко коренится в индивидуальных свойствах отдельных личностей.Если неудовлетворенность, лишение неустранимы, то страдание усугубляется. А если они преодолены, то воля неизбежно порождает все новые и новые желания, а тем самым новые лишения и нескончаемую неудовлетворенность. Хотеть и стремиться составляют само существо воли, в силу чего вся жизнь человека становится "несносным бременем". Таким образом, хотение, желание наслаждений жизни, владеющее человеком, становится источником его страданий. Чем сильнее воля, тем сильнее страдание. Именно потому, что наша жизнь насыщена волей к жизни, она полна страданий, она есть страдание. Мир – юдоль скорби и страдания – таков лейтмотив всей философии Шопенгауэра.Путем резигнации человек, по мнению Шопенгауэра, достигает истинного спокойствия и полного безжелания. Любой мотив теперь сменяется квиетивом, отрешением от всякого желания. А это дается нелегко, путем неустанной борьбы с вожделениями. Кроме того, если эгоизм и добродетель никогда не подадут друг другу руки, то квиетив, раскрепощая нас, освобождая от эгоизма, выступает родным братом добродетели. И, по сути, здесь у Шопенгауэра осуществляется переход от жизнеутверждения к жизнеотрицанию. Подавляя волю к жизни, этика Шопенгауэра утверждает аскетизм и самоотречение.

    12. Основные положения экзистенциалистской концепции бытия.В философии экзистенциализма яркое выражение находят противонаучные тенденции. Экзистенциализм стремится выделить внутреннее состояние человеческого существования, которое не дается измеряющей и вычисляющей науке.

    Единственно адекватное и самое глубокое знание человека – осознание своей смертности и несовершенства, причем таким знанием обладает каждый, даже самый непросвещенный человек. Большинство представителей экзистенциализма не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы и полагают, что человек не должен убегать от осознания своей смертности. Ведь лишь в одном никто не может заменить другого – в смерти. Смерть – это единственный индивидуальный поступок.Хайдеггер. Экзистировать значит выходить за пределы своего упорядоченного сознания, эмпирического повседневного кругозора. Если человеку удается ощутить то единое, что проявляется в его потоке настроений и переживаний, то он придет к осознанию своей фундаментальной настроенности. Это и есть человек как он есть, а не то, что он думает о себе или думают о нем другие. Экзистенция – это судьба-призвание, которой человек должен следовать. Человек отличается от всех видов сущего и от животного в частности. Животное всегда есть то, что оно есть. А человеку доступна экзистенция, он есть всегда нечто большее, чем он есть в данный момент, его бытие проектирует само себя. Если человеку не открывается его экзистенция, он начинает усиленные поиски и часто находит опору в стандартном анонимном конформном безличном общественном сознании, которое Хайдеггер обозначает словом “Ман”. Человек как «Дазайн» (вот бытие или здесь бытие) всегда находит и осознает себя в мире. Если в большинстве повседневных взаимосвязей с другими человек может быть легко заменен любым другим Дазайн, то подлинным в таком бытии оказывается «Любой». Любой является общей основой для всех Дазайн, общим единым Некто. В существовании Дазайн на уровне Любого выделяются три черты: изолированность, усредненность и одинаковость. В мире с Любым Дазайн не может прийти к самому себе. Такое существование Хайдеггер считает неаутентичным, т.е. неподлинным. Подлинным бытием является лишь индивидуальное бытие Дазайн. Чтобы его обрести, прийти к самому себе, надо затратить немалые усилия. Ясперс. Экзистенция не может быть познана и определена, но лишь выявлена в ходе экзистенциального “прояснения”. Экзистенция – это свобода. А свобода и все, что с ней связано – всегда нечто непознаваемое, непредметное и ускользающее от всякой исследовательской деятельности. Человеку, желающему утвердиться в своей судьбе, не утратить себя, своих сил явно недостаточно, поэтому ему необходима поддержка Бога или трансценденции. Экзистенция просто выводит нас к трансценденции и здесь не может быть никаких научных доказательств или опровержений, ибо “доказанный Бог уже не Бог”. Наше бытие во времени есть не что иное, как встреча экзистенции и трансценденции. Свобода – это дар из трансценденции или из Бога. Хайдеггер и Ясперс подчеркивают, что человек всегда и непременно включен в мировую историю. Он заброшен в ситуацию, не будучи в состоянии вырваться из своей современности. Человек заброшен в историю, но не определяется историческими обстоятельствами, хотя и зависит от них. Сартр и Камю. Человек творит себя сам, а не является познающим субъектом или акт мышления. Существование, а не мышление, есть то основное, что определяет человека. Единственно подлинной реальностью является переживаемая реальность, а не познаваемая. Человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Достоверно лишь то, что переживает отдельный индивид. Бытие человека постоянно ускользает от него, ибо человек – всегда проект самого себя, это существо, проецирующее себя в будущее. Более того, само “я” оказывается для человека неуловимым. Существование – это переход от возможности к действительности, т.е. становление. Существование предшествует сущности и, значит, сущность подчинена существованию. Это означает, что человек не детерминирован своей сущностью, ибо она лишь возможность, становящаяся действительностью в процессе существования. И т.к. человек проявляет себя лишь после того, как начинает существовать, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Сартр утверждает два начала: “бытия-в-себе” и “бытия-для-себя”. “Бытие-в-себе” – это независимый от человеческой реальности мир, он непроницаем для самого себя и идентичен самому себе, т.е. он есть то, что он есть и не может быть ничем иным. “Бытие-для-себя” является творческим, активным, образующим началом (сознанием). Сущность “бытия-для-себя” заключается в том, что оно постоянно само себя создает, непрерывно себя утверждая и отрицая. Противостояние “бытия-в-себе” и “бытия-для-себя” порождает столкновение сознания с миром и порождает отчуждение. Мир – это нечто чуждое и враждебное, в этом мире человек совершенно одинок, он заброшен в этот мир и заброшен в этом мире. Абсурдно все, ибо единственное, что можно сказать о мире – это то, что он неразумен. Отчуждение непреодолимо, абсурд несокрушим. Каков же выход? Бунт, заявляет Камю, но бунт метафизический. “Метафизический бунт – это восстание человека против своего удела и против всего мироздания. Но в этом бунте нет никакой позитивной программы и никакого намека на возможность изменить что-либо. Возможен и другой выход из абсурда – это самоубийство, но Камю отвергает его. Самоубийство лишено смысла, ибо оно не в силах преодолеть абсурд, а жизнь все же стоит того, чтобы быть прожитой, заявляет Камю.

    СПб, Азбука, 2015 г.

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" (1819) - первая из трёх составляющих книги А. Шопенгауэра, вышедшей в серии "Малое собрание сочинений/Артур Шопенгауэр", перевод с немецкого Ю. Айхенвальда (1901), издания СПб, Азбука, 2015 по изданию 1992. Книга "Мир как воля и представление" была издана в 1818 году, второе расширенное издание вышло в 1844 году. В 1948 году издан сокращённый вариант труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление" под редакцией Томаса Манна.
    Трактат "Мир как воля и представление" состоит из двух обширных серий размышлений по теории познания и философии природы, эстетики и этики. В сборник включены отдельные разделы основного труда Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раскрывающие аспекты его философской системы - "Мировой воли": "О ничтожестве и горестях жизни", "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа", "Метафизика половой любви", "Идеи этики" (включили главы: "К этике", "К учению об отрицании воли к жизни" и "Путь спасения"). Артур Шопенгауэр признан как философ пессимизма. С его концепцией о мироустройстве можно поспорить, сделав прямо противоположные выводы о мире, как об эргономичной системе, в которой максимально мобилизуются к деятельности каждый организм и отдельно каждая его составляющая. Однако, неоспоримо, что Артур Шопенгауэр - великий немецкий философ, идеи которого получили широчайшее распространение по всей Европе. Шопенгауэр считается наиболее значительным и популярным из немецких мыслителей, создавшим цельную картину философского восприятия жизни в своём основном труде "Мир как воля и представление". Его влияние на науку и культуру второй половины XIX и XX веков велико. Учёные и писатели испытали на себе дерзость и глубину шопенгауэровской мысли. Среди них - Фридрих Ницше, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Лев Толстой, Людвиг Витгейнштейн и Хорхе Луис Борхес. Его текстам присущ синтез философии и искусства, логики и безудержных порывов воображения.

    Аудио философский трактат Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Главы из раздела "О ничтожестве и горестях жизни" читает Надежда Прокма. Афоризмы автора в главе: "...Если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять... Счастье всегда лежит в будущем или же в прошлом, а настоящее подобно маленькому тёмному облаку, которое...

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Три высших блага жизни - здоровье, молодость и свобода - не сознаются нами как таковые, покуда мы их имеем: мы начинаем сознавать их лишь тогда, когда потеряем их... В точном соответствии с указанной мной истиной...

    Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Жизнь и смерть - одно неразрывное целое, лабиринт, в котором "в страданиях жизни мы утешаем себя смертью и в смерти утешаем себя страданиями жизни". Согласно теории Артура Шопенгауэра, "...принцип бытия мира не имеет решительно никакого основания, т....

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "О ничтожестве и горестях жизни". Софистическим доказательствам Лейбница, будто этот мир - лучший из возможных миров, можно вполне серьёзно и добросовестно противопоставить доказательство, что этот мир - ХУДШИЙ из возможных миров. Ибо "возможное" -...

    Глава "О ничтожестве и горестях жизни", Оптимизм. Брахманизм, буддизм, подлинное христианство о цели жизни человека. Воззрения Лейбница, Шефтсбери, Болингброка на эту тему. Цитаты "о жизни и смерти" Руссо, Вольтера, Шлегеля, Геродота, Плутарха, Свифта, Гераклита, Феогнита, Софокла, Еврипида, Гомера, Плиния, Шекспира, Байрона, Грасиана.

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа". Животное проводит свою жизнь, не зная собственно о смерти. У человека, вместе с разумом, неизбежно возникла и ужасающая уверенность в смерти. В своих соображениях автор рассуждает с эмпирической точки...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа": смерть - добро или зло. Эпикур сказал: "Смерть нисколько нас не касается", пояснив, что, пока мы есть, нет смерти, а когда есть смерть, то нет нас. В смерти нас страшит не столько конец жизни, сколько...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - о загробной жизни, устойчивой материи, эпикуровский материализм против абсолютного берклеевского идеализма. Материя, которая лежит теперь перед вами как прах и пепел, растворившись в воде, осядет кристаллом, засверкает в металле, рассыплет электрические искры, в своём...

    Философская аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа". Когда погибает любое живое существо, будь даже насекомое, то, немыслимо, чтобы это существо, или, лучше, та первоначальная сила, благодаря которой это существо минуту назад жило в полном расцвете своей энергии и...

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Смерть и её отношение к нерушимости существа", продолжение, где рассматривается прошедшее и будущее с позиции индивида и рода (идеи). "...Муки рождения и горечь смерти возвышаются над потоком времени и смертью поколений. Это аналогично тому, что...

    Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - "Идея или род, эмпирический и метафизический взгляд на вечность, на время". "...Идея, т. е. род живущих существ, остается совершенно недоступна для беспрестанной смены его индивидуумов. А именно в ИДЕЕ, или РОДЕ, и лежат настоящие корни ВОЛИ К ЖИЗНИ; именно в ней она находит своё...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", об объективном и субъективном взгляде на природу, ВОЛЮ и ПОЗНАНИЕ. "...ВИД - самая непосредственная объективация вещи в себе, т. е. воли к жизни. Сокровенная сущность всякого животного, а равно и человека, лежит в ВИДЕ, в нём, а не в индивидууме находятся действительные корни столь...

    Аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление". "Я" индивидуума в вечности, в свете различных религиозных верований и воззрений учёных. Теофраст Парацельс: "Душа во мне сделалась из чего-то, поэтому она и не обратится в ничто, ибо она произошла из чего-то". Он указывает в этих словах истинное основание для бессмертия. Кто же считает...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". О бессмертии индивидуальности как этической ошибке, последствия. "...Индивидуальность большинства людей так жалка и ничтожна, что они поистине ничего в ней не теряют, и то, что может ещё иметь у них некоторую ценность, носит характер общечеловеческий, - а последнему неразрушимость...

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенггауэра "Мир как воля и представление". Взгляд автора на "конец и бессмертие личности". Сознание состоит в познании, а последнее в качестве деятельности мозга, т. е. функции организма и поэтому кончается вместе с ним: неразрушима одна только воля, чьим созданием, или, вернее, отображением, было...

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", ИНТЕЛЛЕКТ и ВОЛЯ. Человеческий индивидуум погибает, а человеческий род неизменно пребывает и живёт. Но во внутреннем существе вещей отпадает всё различие между индивидуумом и родом, оба составляют одно. Вся воля к жизни сполна находится в индивидууме, как...

    Аудио книга немецкого философа XIX века Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление" - так ли ужасна смерть для "Я". Ужасы смерти главным образом зиждутся на той иллюзии, что с нею Я исчезает, а мир остаётся. На самом же деле верно скорее противоположное: исчезает мир, а сокровенное ядро Я остаётся. Вместе с мозгом погибает интеллект, а с...

    Аудио книга немецкого философа Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Различные верования и учения о загробной жизни. Следуя учению о метемпсихозе, ещё точнее палингенезии, характер, т.е. воля, наследуется человеком от отца, а интеллект - от матери. Далее, воля человека, сама по себе индивидуальная, в смерти разлучается с...

    Аудио книга немецкого философа Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", глава - библиографический экскурс автора, раскрывающий воззрения религиозных учений и философских концепций по теме раздела "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа": манихейство, метемпсихоз, священные книги "Веды", Талмуд, иудаизм, буддизм и...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление". Заключительная статья раздела "Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа" посвящена этимологии слова "нирвана": по Кольбруку "Отчёты Королевского Азиатского общества"; И. Орби "Об индийской нирване"; по "Азиатскому журналу"; по "Восточному манихейству" Спенса Харди; по...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о философах предшественниках Шопенгауэра, исследовавших этот вопрос: "Таким образом, у меня нет предшественников, на которых я мог бы опереться или которых должен был бы опровергать: вопрос о любви возник предо мною естественно, объективно и сам...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" о выборе объекта страсти. Эта человеческая потребность, в отличие от всех людских интересов, касается не ИНДИВИДУАЛЬНОГО благополучия и несчастья отдельных лиц, а жизни и характера всего человеческого рода в будущих веках. Какой бы возвышенный вид ни...

    Аудио книга Артура Шопегауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - об иллюзии любви как инстинкте. Природа заинтересована в благополучии и сохранении рода. Когда индивидууму предстоит работать для благополучия и сохранения рода и даже приносить для этого жертвы, его интеллект, рассчитанный только на индивидуальные...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о возникновении мотивов полового инстинкта. Автор подробно анализирует следующие составляющие полового инстинкта мужчин и женщин. Когда птица вьёт себе гнездо, насекомое ищет для своих яиц удобное место, когда пчела, оса, муравей воздвигают свои...

    Аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о психических свойствах половой любви. Женщину всегда привлекают в мужчине достоинства его сердца, или характера, которые составляют отцовское наследие. Браки по любви иногда заключаются между людьми, которые в духовном отношении совершенно...

    Аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви". СТРАСТЬ объясняется как специальное задание РОДА. Несмотря на бессознательность, всякий делает именно такой выбор, какой соответствует интересам РОДА: сохранить тип этого РОДА в возможной чистоте - вот что является тайною задачей. В этом случае возникает...

    Аудио книга по философии Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о роли влюблённости. Изречение Шамфора: "Когда мужчина и женщина питают друг к другу сильную страсть, то мне всегда кажется, что, каковы бы ни были препоны, их разлучающие (муж, родные и т. д.), влюблённые предназначены друг для друга...

    Философская аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о счастливых и несчастливых браках. Удовлетворённая любовь чаще ведёт к несчастью, чем к счастью. Это связано не только с внешними обстоятельствами, ведь страсть разрушает все предварительные планы индивидуума. Воля РОДА настолько...

    Философская аудио книга Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви". Автор сообщает 2 вывода из раздела "Метафизика половой любви" 1. Неразрушима внутренняя сущность человека, которая продолжает жить в грядущем поколении. 2. Внутреннее существо человека лежит больше в РОДЕ, чем в ИНДИВИДУУМЕ. Ибо корень...

    Философская аудио книга Артура Шопенггауэра "Мир, как воля и представление", раздел "Метафизика половой любви" - о педерастии. Слишком раннее и слишком позднее деторождение приносит дурных, слабых, болезненных и тщедушных детей. Согласно своему основному закону, природа не делает скачков, она не может сразу прекратить у мужчины выделение семени,...

    Аудио книга по философии Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "К этике". Автор разграничивает сферы ВОЛИ, ФИЗИЧЕСКОЙ и МОРАЛЬНОЙ стороны, рассматривая ЭТИКУ как феномен мира который призван "привести в связь с нравственностью помышлений". Таким образом "НРАВСТВЕННЫЙ миропорядок явить как основу...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", о пользе равновесия интеллекта и воли. Нравственное РАСКАЯНИЕ обусловливается тем, что до совершения поступка влечение к нему не оставляет интеллекту свободной арены. Когда же поступок совершится, эти настоятельные мотивы совершённым поступком...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики" - о праве, цели государства и выгоде королевской власти над президентурой. "...Великая ценность и основная идея королевской власти заключается в следующем: так как люди остаются людьми, то один из них должен быть поставлен так высоко, ему должно...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идея этики",- Учение о праве, Преступление и наказание". ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, по версии Артура Шопенгауэра, возникает только через обработку вещей. Собственность - это прибыль от труда и не что иное, как воплощенный труд. В основе УГОЛОВНОГО ПРАВА должен бы лежать...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идея этики", ЭГОИЗМ. В своём конкурсном сочинении о свободе воли Шопенгауэр выяснил изначальность и неизменность прирождённого характера, из которого вытекает моральная ценность нашей жизненной работы. Автор не допускает возможность наличия у людей определённых...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "К учению об отрицании воли к жизни". "Человек живёт и существует либо ДОБРОВОЛЬНО, т. е. по собственному согласию, либо ПОМИМО своей воли: в последнем случае такое существование, отравленное многоразличными и неминуемыми горестями,...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Разные вероучения о грехе и искуплении греха. "...Итак, на своё бытие мы должна смотреть как на некое блуждание, из которого вернуться было бы спасением... На самом деле нельзя указать другой цели нашего бытия, кроме уразумения того, что лучше бы нас...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Роли интеллигенции, мистики и философии в христианстве, буддизме, брахманизме, мусульманстве, индуизме. Нет более совершенной интеллигенции, чем человеческая. Даже самая совершенная из возможных интеллигенций может быть только переходной ступенью к...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Квиетизм, аскеза, мистицизм - учения и последователи. "КВИЕТИЗМ, т. е. отречение от всех желаний, АСКЕЗА, т. е. намеренное умерщвление собственной воли, и МИСТИЦИЗМ, т. е. сознание тождества нашего собственного существа с существом всех вещей или с...

    Философская аудио книга А. Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Безбрачие, брак, блуд - в свете разных религий. В истинном и первоначальном христианстве, уже в Новом Завете мы находим главное учение - призыв к истинному и чистому безбрачию. На первых порах, когда христианство ещё искало приверженцев и оттого не могло...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики" - о корнях христианства и связях всех религий. Противоположностью истинного христианства всегда и всюду является только еврейство со своим "всё очень хорошо". Мир сотворен Демиургом: отсюда априори несомненно, что он прекрасен, - а там, пусть он...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Секты шекеров, раппистов, ессеев и раскольников. Итак, настоящему христианству "всё очень хорошо" евреев чуждо. Дух, который наряду с безграничной любовью к ближнему, даже к врагу, составляет основную черту христианства. Христианство - это учение о...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Католицизм в сущности учит тому, что вся Азия уже знала давно. Для Европы христианство было новым и великим откровением, в силу которого совершенно преобразился дух и облик европейских народов. Христианство научило их простирать свои взоры за пределы...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики". Откровения четверых, приговорённых к казни автор приводит здесь, так как "...виселица - это место совершенно особых откровений, это вышка, с которой для человека, сохраняющего при этом сознание, часто раскрываются более широкие и более ясные...

    Философская аудио книга Артура Шопенгауэра "Мир как воля и представление", раздел "Идеи этики", параграф "Путь спасения". Существует прирождённое заблуждение о том, что мы живём для того, чтобы быть счастливыми, а последовательное удовлетворение всяческих наших желаний - это и есть то, что мыслится в понятии счастия. Однако, всё учит, что мир и...

    Одним из таких мыслителей был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860). В своих трудах, прежде всего в фундаментальном произведении "Мир как воля и представление", он стремился создать принципиально новое и всеобъемлющее учение, противоположное рационалистической философии Нового времени, в том числе философии Лейбница и Гегеля.

    В своей философии Шопенгауэр исходил из предположения о существовании двух миров – мира, в котором живут и действуют люди, и запредельного для них потустороннего мира, в котором действует и по-разному проявляется мировая воля. Именно этот мир он называл подлинным. Действующая в нем бессознательная мировая воля воплощается во всех явлениях Вселенной и в то же время чужда им, существует как некая упоминаемая нами "вещь в себе", о которой рассуждал в свое время соотечественник Шопенгауэра Иммануил Кант.

    Шопенгауэр писал: "Воля как пещь сама по себе, вполне отлична от своего явления, и вполне свободна от всех его форм, в которые она входит" . Слепо действующая мировая воля в своих бесконечных бессознательных проявлениях неуловима для людей, непознаваема ими. В то же время она проявляется в их воле, которая также бессознательна и определяет все их поведение. Окружающий человека мир Шопенгауэр считал неподлинным, производным от мировой воли и существующим лишь в представлении людей.

    Шопенгауэр отмечал, что мировая воля не имеет какого- либо своего основания. Она "свободна от всякого множества", т.е. от множества явлений Вселенной – она одна в мире существует вне времени и пространства" . Однако во времени и пространстве существует то множество явлений, через которые она себя проявляет, в том числе всемирное тяготение, магнетизм, вообще все физические, химические и биологические процессы, поведение и деятельность людей и т.д. Люди имеют о ней лишь мистические представления, далекие от понимания ее сущности. В человеке и его воле она проявляется так же слепо (бессознательно), воплощаясь в его инстинктивной деятельности и поступках.

    Шопенгауэр много раз указывал на инстинктивные импульсы в поведении животных и людей. В то же время он не мог игнорировать сознательную деятельность человека, однако заявлял, что она совершается иод влиянием осознанных инстинктов. В любом случае изначальной и самой глубокой побудительной силой деятельности и поведения людей признавались коренящиеся в их психике инстинкты к жизни. Эта идея была впоследствии всесторонне развита другими философами, о чем пойдет речь далее. А сейчас отметим, что именно инстинктивное созерцание людей окружающего их мира, а вовсе не их аналитическое мышление, играет, по Шопенгауэру, основную роль в их восприятии действительности и в сохранении человеческого рода.

    По утверждению Шопенгауэра, мировая воля проявляет себя в представлениях людей зачастую не просто неразумно, а абсурдно. Для нее нет ни прошлого, ни будущего. Отсюда, нет ни единства производной от нее человеческой истории, ни ее последовательного развития. Есть лишь множество разовых проявлений человеческого существования во времени и пространстве. При этом Шопенгауэр размышлял о давлении времени на существование каждого человека и парода. Он восклицал: "Нас постоянно гнетет время, не дает нам перевести дух и стоит за каждым как истязатель с бичем. Оно мало кого оставляет в покое" . По Шопенгауэру, поток событий во времени отражается в представлениях людей как бессвязное течение случайностей, подобное течению кучевых облаков в ветренную погоду. Нет ничего закономерного, ни более или менее постоянного. Все непредсказуемо и ненадежно. Отсюда неуверенность людей в направлении их деятельности, страх перед неизвестностью.

    К тому же, продолжал Шопенгауэр, люди постоянно находятся в состоянии противоречий и борьбы между собой. Все это происходит под воздействием на их существование бессознательной мировой воли, которая сама находится в состоянии присущих ей внутренних противоречий. Последние приводят к ее раздвоению и к борьбе самой с собой. Из рассуждений Шопенгауэра следует, что зло коренится в самом мировом начале, т.е. в потусторонней слепо действующей мировой воле. Это также одна из основополагающих идей его философии.

    Хотя Шопенгауэр стремился создать всеохватывающую философию, в которой бы решались вселенские проблемы мира и человека, тем не менее основное содержание его учения заключалось в решении этических проблем. В своих сочинениях он представил человека как существо страдающее, действующее под влиянием бессознательных импульсов своей воли в отрыве от других людей, в состоянии одиночества. В таком состоянии человек чаще всего не способен адекватно воспринимать кого-либо из себе подобных и их страдания, а также происходящие события, ибо он подавлен собственными страданиями и одиночеством. Его страдания кажутся ему непреодолимыми. Он и не имеет выхода из трагических для него обстоятельств, а все больше, как писал Шопенгауэр, рассуждает о смерти, которая кажется ему избавлением от переживаемых страданий.

    Осмысливая такого рода духовное состояние человека и рассуждения разных мыслителей по этому поводу, подобные рассуждениям Шопенгауэра, великий русский писатель А. М. Горький справедливо заметил, что если они и размышляют о страданиях человека, даже о страданиях всего мира, то умалчивают "о стремлении мира уничтожить страдания; если же вспоминают об этом, то лишь для того, чтобы заявить: страдание непобедимо" .

    В своих этических рассуждениях Шопенгауэр, по сути дела, отразил жизнь предоставленных самим себе инди- видов-одиночек, переживание ими своих страданий из-за невозможности удовлетворить свои насущные потребности и достойно существовать, реализуя свои способности, получая признание других людей и общества. Об этом свидетельствуют многие его работы, прежде всего его главный труд "Мир как воля и представление", одна из глав которого названа "О ничтожестве и горестях жизни".

    Эта глава опубликована отдельным изданием и вошла в собрание сочинений Шопенгауэра, вышедшее в Москве в 1992 г. В ней он следующим образом изложил одно из основных положений своей философии: будучи проявлением бессознательной мировой воли, воля человека также бессознательно направляет его поступки. Пробудившись к жизни из ночи бессознательного, она "видит себя индивидуумом в каком-то бесконечном и безграничном мире среди бесчисленных индивидуумов, которые все к чему-то стремятся, страдают, блуждают; и как бы испуганная тяжелым сновидением, спешит она назад к прежней бессознательности" .

    Но постепенно индивидуум с его волей адаптируется в человеческом мире и начинает действовать, как другие индивидуумы. Он выражает постоянное "хотение" реализовать свои притязания, носящие во многом неопределенный характер. Ему, как и другим людям, удается "лишь скудное поддержание своей жизни" путем неустанного труда и вечных забот, повторяющихся каждый день. Происходит постоянная борьба с нуждой, которая длится всю жизнь. А в перспективе виднеется смерть.

    Шопенгауэр с иронией заявлял: "Все в жизни говорит нам, что человеку суждено познать в земном счастии нечто обманчивое, простую иллюзию". Реального счастья человек не испытывает. От этого его жизнь печальна и кратковременна. "Сравнительно счастливые люди по большей части счастливы только на вид". Жизнь рисуется Шопенгауэром как беспрерывный обман в малом и большом. "Нас обманывает то надежда, то ее исполнение. Настоящее никогда не удовлетворяет нас, будущее ненадежно, прошлое невозвратно", – писал он. И продолжал: "Время превращает в ничто все наши наслаждения и радости. И мы потом с удивлением спрашиваем себя, куда они девались?"

    Шопенгауэр еще и еще раз повторял, что сама жизнь людей подтверждает: все их стремления и желания были обманом и заблуждением. Этот вывод он выразил также в стихотворной форме в произведении "О ничтожестве и горестях жизни":

    "И старость, и опыт ведут заодно

    К последнему часу, когда суждено.

    Понять после долгих забот и мученья,

    Что в жизни брели мы путем заблужденья" .

    Ведущая роль в этике Шопенгауэра отводится оправданию эгоизма как побудительной силы, направляющей волю человека, все его поступки. По словам этого мыслителя, все эгоистические стремления человека направлены на выживание в непонятном для него мире, на удовлетворение его различных "хотений" (желаний), защиту от разного рода страданий. При этом человек игнорирует желания других людей и нередко действует во вред им. Эгоизм трактуется Шопенгауэром как изначальное, глубоко внутреннее свойство характера человека, над которым он не властен. Это свойство характера разъединяет людей, укореняет их одиночество, что усиливает их страдания. Будучи неискоренимым, эгоизм определяет поведение людей в любое время и при любых обстоятельствах.

    С точки зрения Шопенгауэра, жизнь человека в мире, его судьба ("жребий") определяется следующими обстоятельствами: во-первых, тем, каков сам человек, что в нем есть – здоровье, сила, красота, темперамент, нравственный характер, умственные способности, образование; во-вторых, тем, что человек имеет, т.е. разного рода собственность; в-третьих, чем является человек в представлениях других людей. Это и определяет их отношение к нему. Все эти факторы влияют на то, будет ли человек счастлив среди других людей, или нет. При этом подлинные нравственные и иные качества человека и представления о нем других людей могут существенно различаться. Между ними, писал Шопенгауэр, такое же отношение, "как между действительными королями и театральными" . Похожее отношение существует и между подлинными свойствами человека и его представлениями о себе. Разного рода заблуждения – такова характерная особенность его существования в мире, такого его постоянное душевное состояние.

    В то же время оно разное у разных людей. Отмечая это, Шопенгауэр писал, что восприятия действительности духовно неразвитым человеком будут "бедны и бледны" в сравнении, например, с ее восприятием Сервантесом, который, сидя в жалкой тюрьме, писал "Дон Кихота". По словам Шопенгауэра, человек с неразвитым сознанием, бедным духовным миром "обречен лишь на чувственные удовольствия, на тихую жизнь в семейном кругу, на низменную общительность и вульгарное времяпровождение" .

    Возможно, это покажется странным, но Шопенгауэр резко осуждал присвоение человеком достоинств своего народа или своей нации, если он гордится принадлежностью к ним. Самой дешевой гордостью он считал национальную гордость , якобы она обнаруживает у человека отсутствие значимых индивидуальных качеств. Иначе де не "хватался" бы он за то, что он разделяет с миллионами людей. Кто обладает значительным личным превосходством, тот, по словам Шопенгауэра, ясно видит недостатки своей нации, имея их постоянно перед глазами.

    Значительное место в его этических воззрениях уделено проблемам морального достоинства и чести человека, прежде всего женской и мужской чести, рыцарской и гражданской. Решение этих проблем он связывал прежде всего с развитием духовного мира человека, его индивидуального сознания.

    Надо признать, что в приведенных выше высказываниях Шопенгауэра немало суждений, звучащих актуально и в наше время, а именно: высказывания о подсознательном и бессознательном поведении людей в тех или иных ситуациях, об их инстиктивном и интуитивном восприятии явлений действительности, о некоторых принципах этики, например о необходимости избегать ситуаций, вызывающих страдания людей, о том, что не следует придаваться иллюзиям, что необходимо реально оценивать условия своей жизни и свои возможности и т.д.

    И все же следует учитывать, что философия Шопенгауэра в целом не соответствует действительности. Речь идет не о той действительности, которая, но Шопенгауэру, существует в представлениях людей, а о той, которая существует объективно в ее природной и социальной форме, в которой развивается человеческая цивилизация. Нельзя не сказать и о том, что его философские суждения высказаны им в контексте его весьма пессимистических воззрений. Реальную жизнь людей он представил преимущественно в темном, даже мрачном свете, трагических тонах.

    В то же время не надо забывать, что иррационалистическое восприятие мира и места в нем человека в той или иной степени присуще многим мыслителям, в том числе философам, ученым, писателям, поэтам, художникам, музыкантам, другим представителям культуры.

    В настоящее время влияние философии Шопенгауэра на умы людей остается значительным. Это объясняется, в частности, многими трагедиями, которые пережили люди во многих странах в двадцатом столетии и переживают в нынешнем. Его воззрения оказали заметное влияние на такие направления современной философии, как философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, интуитивизм, психоанализ и др.

    • Шопенгауэр А. Понятие воли // Его же. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. С. 41.
    • Там же. С. 42. Афоризмы и максимы. С. 16.
    • Там же. С. 18.