Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Критика - что это такое и как правильно критиковать? Обвинения в нарушении этики. Что делает критику корректной и конструктивной

У нас, у каждого есть свое мнение - и, конечно, всегда кто-то будет неправ. В итоге мы ежедневно наблюдаем вокруг себя облако нелестных ремарок и элементарного хамства из уст близких и чужих людей, которые, кажется, совсем не думают об уместности или эффекте своих слов. Проще всего отмахнуться от них со встречной агрессией, но из чужих замечаний можно извлечь и пользу - конечно, если критика будет конструктивной. Это магическое заклинание мы слышали не раз, и самое время разобраться - возможна ли конструктивная критика вообще и почему так важно научиться критиковать правильно, не задевая чувства другого человека.

Так что-же такое корректная критика и почему она так редко встречается?

ПОЧЕМУ НАС ЗАДЕВАЕТ КРИТИКА

Как ни странно, похвала необязательно приводит к положительным результатам, а критика - к отрицательным. Нам непросто воспринимать любой отзыв на наши действия и работу - как положительные, так и отрицательные - так как они затрагивают сразу несколько важных для нас моментов: с одной стороны, наше стремление к саморазвитию, с другой - желание быть принятыми и уважаемыми другими.

И всё же на критику мы, как правило, реагируем острее, чем на похвалу. Негативные события (к которым относится и критика) мы практически всегда запоминаем сильнее и более подробно. Причиной этого может быть эволюция - в ходе неё мы научились быстрее и сильнее реагировать на отрицательные раздражители: в дикой среде они часто означают смертельную угрозу, поэтому вовремя обращать на них внимание было важно для выживания. Сейчас наша жизнь изменилась, но на негативные события мы реагируем по-прежнему сильно.

Ещё одна причина, по которой критика вызывает так много эмоций и переживаний - новизна опыта. Мы сильнее реагируем на новые и непривычные раздражители. В культуре, где нормой считается вежливое одобрение (пусть зачастую лишь формальное), открытая и прямая критика воспринимается нами как нечто необычное и новое - поэтому и производит большее впечатление.

В ЧЕМ ПОЛЬЗА КРИТИКИ?

Вопреки распространённому мнению, критика - важный инструмент, который помогает нам становиться лучше и работать над ошибками. Корректная и конструктивная критика - обязательный элемент рабочих отношений, она важна и в отношениях с партнёром, друзьями и близкими: без умения обсуждать то, что вас не устраивает, невозможно построить крепкую связь.

Спокойное отношение к критике помогает нам принимать более смелые и неочевидные решения и учит тому, что наши действия и наша работа необязательно будут нравиться всем без исключения. Мы не можем оценить результат своего труда или свою идею со стороны. Конструктивная критика помогает определить слабые места в работе и понять, что может сделать её лучше. Очевидно, что если у проекта или идеи есть серьёзный недостаток, лучше услышать замечание, пусть и не очень приятное, главное - конструктивное, которое поможет его исправить, чем ложное заверение в том, что всё идеально.

Критика в принципе один из главных и, при определённых условиях, продуктивных инструментов развития общества и человеческих отношений. Когда нас критикуют, мы учимся не утверждаться единолично в своём мнении, позиции, а открываться миру других, взаимодействовать с ними на уровне взаимного рационального понимания.

КОГДА УМЕСТНО КРИТИКОВАТЬ?

Критиковать стоит в том случае, если ваше замечание направлено на то, чтобы помочь человеку, а не унизить и оскорбить его или просто указать на его недостатки. Принято считать, что если человек показывает свою работу, он должен быть готов выслушать любое замечание и с благодарностью принять всё, что ему скажут. Это не так: даже если вы видите в работе другого человека недостатки, подумайте - являетесь ли вы целевой аудиторией проекта и разбираетесь ли в этой теме, ведь в противном случае ваше замечание не имеет такого веса, как вам кажется, действительно ли эти недостатки имеют такое большое значение, или что-то просто не соответствует вашим предпочтениям и ожиданиям?

Основное право критиковать появляется тогда, когда продукт деятельности критикуемого напрямую связан с вами и вашей жизнью - так бывает в семье и отношениях, и при совместной работе. Также критиковать можно, если именно вам предстоит иметь дело с последствиями чужих "косяков". Критика во всех остальных случаях - свободный выбор критикующего.

Важная черта корректной и конструктивной критики - уместность замечания - человек действительно должен захотеть услышать ваше мнение и чёткое понимание того, что оно действительно принесёт другому человеку пользу, а не просто расстроит его. Это касается и комментариев по поводу внешности - глупо и самонадеянно ожидать, что человек бросится менять себя в угоду вашему вкусу. Имеет смысл критиковать и там, где отсутствие критики может привести к плачевным последствиям. Например, когда издаётся очевидно несправедливый закон, или когда другой человек ведет себя неэтично по отношению к вам или другому члену общества. Но и в данном случае важно помнить, что для того, чтобы ваш оппонент воспринял вашу критику, она должна удовлетворять основным требованиям социальной этики. Она должна быть направлена на несправедливое действие или позицию, а не на человека, взывать к разделяемому чувству справедливости или взаимоуважения, предполагать ответную реакцию и использовать максимально уважительный язык взаимной коммуникации.

ЧТО ДЕЛАЕТ КРИТИКУ КОРРЕКТНОЙ И КОНСТРУКТИВНОЙ?

Важно оговорить, что далеко не всё, что мы считаем "своей" правдой, взглядом и мнением - является корректной и конструктивной. Понятие "корректности" - это очень объемное значение и следование минимальным этическим требованиям:

  • критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту;
  • войти в положение и понимать реальную ситуацию человека напротив;
  • факт обнаружения некоего недостатка в другом - ещё не повод для критики;
  • вы в начале спрашиваете у апонента: есть ли у него необходимость и желание услышать ваше мнение по этому поводу;
  • следует критиковать там, где это уместно, предполагая, что вас воспримут адекватно и смогут поддержать разговор на достойном уровне;
  • присутствуют ли другие люди, которые могут как-то повлиять на ваше общение или что-то услышать;
  • являетесь ли вы сами экспертом данного вопроса;
  • характеристика "вовремя" - это когда есть благоприятное время, возможность и эмоциональное состояние человека напротив;
  • быть спокойным и уравновешенным;
  • не переносите недостатки на самого человека в целом, используйте образные и метафорические формы общения;
  • уметь остановиться, не переспрашивать и прекратить, если человек не хочет вас слушать.

Перед тем как начинать критиковать, нужно всегда постараться в начале отметить все достоинства, а лучший вид корректной критики - это возможность использовать только вопросы, открытые для размышления. Критиковать нужно, тщательно продумывая свои аргументы, а не эмоционально реагируя на любые слова или личные качества оппонента.

ПОМНИТЕ! Вы всегда имеете право вежливо отказаться выслушивать критику от любого человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес лексики, времени, места и аргументов.

Корректная и конструктивная критика - это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека - всё это не имеет к критике никакого отношения.

Корректной и конструктивной критику делает позиция сближения, а не отдаления. Фокус должен здесь быть не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять - а на реальной помощи. Но у нас этот подход непопулярен из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых, что именно так мы очень помогаем друг-другу и только хотим добра другому. А похвала, одобрение и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму.

Сейчас у нас очень эгоцентричная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго. Поэтому, при таком подходе, люди обычно "для вежливости" в лучшем случае выслушивают, но не слышат, а в худшем - делают на зло, усиливая свою реакцию, начиная доказывать свою позицию, что обычно приводит к еще более плачевным последствиям, в которые критикуемый сам подталкивает своей некорректностью другого, а в итоге говорит избитую и очень нелюбимую многими фразу "я так и знал, ну я же так и говорил", ухмыляются и берут на себя роль великого прорицателя. Думаю, что многие узнали в этих словах своих близких и особенно мам и пап, которые своей некорректностью и своей "правдой" вгоняли нас в ненужные события в жизни, которые нам потом долго аукались. Но тут нет их вины, никто не виноват, весь вопрос в том, что так встречаются два незрелых (дело тут не возрасте) ЭГО или УМА, которые такими действиями воспитывают и вовлекают нас в различный опыт.

ЧТО МЫ ОШИБОЧНО ПРИНИМАЕМ ЗА КРИТИКУ?

Высказывая критические замечания, мы, как правило, не стремимся к тому, чтобы наша критика была корректной и конструктивной. Нередко мы и вовсе не думаем о том, чтобы помочь другому - вместо этого мы говорим о своих мыслях, предпочтениях и вкусах или выплёскиваем на собеседника негативные эмоции. Конструктивная критика должна быть уместной и своевременной - непрошеные унизительные замечания и язвительные комментарии не принесут вашему собеседнику никакой пользы.

В большинстве случаев мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует это слово большинство людей. В большинстве своем, если вы сейчас сможете это признать и не делать - это будет для вас большой рывок верх, критику мы используем, как завуалированную манипуляцию подстроить человека под свои интересы, вкусы, удобства, а кто-то чтобы поучаствовать и быть нужным для вида. У нас отсутствует культура конструктивной бытовой критики, любые комментарии обычно носят поучительный, агрессивный и унижительный характер, что только способствует отдалению людей друг от друга, а помощь перерастает в усугубление.

ТАК В ЧЕМ СЕКРЕТ?

Перед тем, как критиковать другого человека, посчитайте до десяти и попытайтесь понять свои скрытые мотивы. Если они связаны с помощью критикуемому, вы готовы быть корректными и совпали характеристики "вовремя" - это хорошо, можете попробовать. Если вы подметили, что все таки больше желаете проявить свое превосходство и различные мотивы больше связаны с вами, а не с другим человеком, а предмет критики напрямую не влияет на вашу жизнь - лучше промолчать.

Никогда не стоит превращать ваше замечание в обвинительный монолог: критика - это в первую очередь одна из форм общения и размышления вслух, а не доказывания мнений. Ваши замечания всегда должны быть уважительными и дружелюбными. Основным правилом корректной и конструктивной критики «правило бутерброда»: «помещайте свои замечания и критику между двух положительных высказываний: сначала одобрить, потом покритиковать, в завершение снова подбодрить». Важно понимать, что корректная критика - это навык и необходимый инструмент общения, которому нужно научиться...

Критика Википедии

Критика концепции

Возможность ссылок на Википедию

Пригодность Википедии в роли справочника всегда ставилась под сомнение. Отсутствие ответственного органа управления и экспертных оценок расценивается некоторыми как критический недостаток.

В ответ на это предлагались разные решения, призванные обеспечить информацию о происхождении материалов, использованных в статьях Википедии. Однако эти предложения оказались довольно спорными.

Защитники идеи, заложенной в Википедии, указывают на то, что она является более независимым источником, чем значительная часть традиционных энциклопедий, и что её потенциальная надёжность также является более высокой, так как любая замеченная ошибка может быть исправлена немедленно. Вдобавок, официальные процедуры, используемые академическими источниками (экспертные оценки и т. п.), тоже подвержены человеческим ошибкам. И, наконец, некоторые сторонники Википедии утверждают, что критика, исходящая от других энциклопедий, имеет окраску конкурентной борьбы.

Всё же, академические круги не отвергают Википедию полностью. Ссылки на статьи из Википедии появлялись в онлайн-версиях журнала Science , хотя лишь в качестве вводной информации для читателя, а не как источник, использованый авторами статьи.

Википедия - не является авторитетным источником

Действенность постепенного улучшения

Склонность к перекосам в охвате тем

Значительную часть Википедии занимают телесериалы, популярные издания, эстрада и прочие явления массовой культуры, в то время как доля собственно накопления базовых знаний весьма ограничена и эпизодична. Хотя это запрещено правилами, Википедия весьма активно используется для пиара и коммерческой рекламы (например, ) , и наводняется однодневным информационным мусором. Отсутствие в Википедии редакторов, ответственных за развитие определённых тем, приводит нередко к существенным перекосам в содержании статей и разделов.

Непрофессиональность

Иногда в результате непрофессиональности отдельных участников рождаются перлы наподобие: «Зубило - это ручной ударный однолезвийный инструмент для обработки дерева , металла и камня.» (Ст. Зубило) и к сожалению, нет никаких гарантий, что в статьях на более сложные темы не будет допущено что-то подобное.

Уважение авторских прав

Правила Википедии гласят:

Не нарушайте авторские права. Википедия - это свободная энциклопедия, публикуемая в соответствии с «Лицензией Свободной Документации GNU» (GNU Free Documentation License). Размещение материалов, нарушающих авторское право, угрожает нашей цели построения подлинно свободной и доступной всем энциклопедии и может привести к юридическим проблемам. Подробнее см. Википедия:Авторские права.

При этом борьба против нарушений авторского права оборачивается против самих авторов. Если автор разместил свой текст где-то в интернете , то ему становится практически невозможно доказать, что он - автор. Простого указания в обсуждении статьи недостаточно, авторы подвергаются остракизму со стороны администраторов и участников на основании правила ВП:АП .

Кроме того, абсолютный запрет на подписи в статьях прямо нарушает неимущественные авторские права, которые действуют бессрочно и включают в себя право авторства и право на имя:

В статьях подписываться нельзя, отредактированную вами статью изменит множество равноправных соавторов.

А если не изменит? А если правки будут касаться только стиля или орфографических ошибок?

Автор статьи или части текста статьи вообще может быть обвинен в нарушении авторских прав, а сама статья или фрагмент может быть удален только на основании того, что при так называемой проверке на copivio поисковики находят какой-то фрагмент текста. При этом в Википедии действует презумпция виновности , т.е. автор, самостоятельно поместивший собственный текст в Википедии должен доказывать, что он не верблюд только потому, что его текст был полностью или частично взят из той же Википедии и размещен на каком-то сайте. (В качестве примера можно привести историю со статьей Чай . , , )

Википедия - энциклопедия, которую может испортить каждый

Большинство статей в Википедии открыто для редактирования всем желающим. Объясняется это облегчением возможности улучшить статью, но ведь далеко не каждый посетитель Википедии хочет что-то улучшать: Например, сравните статью Чай в редакции и .

Вандализм

Печальным и типичным примером вандализма в Википедии может служить история правок статьи Рабле, Франсуа : первая же и единственная правка анонимного участника 20:05, 28 апреля 2006 195.82.23.242 сносит половину статьи в том числе с информацией об источнике, после чего ни один из участников, редактировавших статью, не заметил пропажи.

Сторож статье своей

Так как написанная и размещённая статья открыта для редактирования любому желающему, то автор должен следить за статьёй - не вандализировали ли её. В ситуации, когда автор активный участник Википедии, просмотр списка наблюдения достаточно эффективная мера. Однако, если участник появляется в Википедии изредка или вообще написал статью "и ушёл" (или вообще умер), то статья остаётся бесхозной - и вандализма в ней могут не заметить. Формально есть возможность просматривать список новых правок, но это настолько объёмный и часто меняющийся список, что редко кто просматривает его (А просмотр списка целиком вообще не представляется возможным - он увеличивается быстрее, чем просматривается). Более того, в Википедии более 5000 (на июнь 2007 года) статей, за которыми никто не следит (Служебная:Unwatchedpages - доступна для просмотра только администраторам). Это означает, что вандализм в этих статьях пройдёт большей частью незамеченным.

Критика сообщества

Что такое Википедия

Это страшное место. Здесь кто угодно может выставить на удаление даже плод напряжённой работы десятков человек. Здесь любой дилетант может испортить статью, написанную высококлассным специалистом, и этому специалисту придётся вежливо и спокойно доказывать, почему он прав, а дилетант - нет. Причём доказывать, скорее всего, другим дилетантам.

Здесь есть страшные «люди в кепках», имеющие право удалять статьи и блокировать участников. Здесь есть жуткий арбитражный комитет, который ещё ни разу не вынес решения, полностью устраивавшее обе конфликтующие стороны. Это не хорошо и не плохо, это не прихоть какого-то из участников. Вам нужно быть готовым к этому, иначе участие в проекте Вам принесёт только разочарование. Просто так устроен этот мир и так устроена Википедия. Возможно, есть устройство более справедливое - но другой Википедии у нас пока нет. Да и другого мира, признаться, тоже.

Ilya Voyager, 20 августа 2007

Обязательность социализации

Википедия, как совместный проект, навязывает соавторов без учёта желания основного автора статьи. Невозможно писать статью в одиночку. Если оказывается ещё один или несколько участников, заинтересованных в теме статьи, то их правки в процессе работы над статьёй могут существенно мешать, раздражать или навязывать необходимость общения на странице обсуждения статьи, а попытка ограничить чужие правки запрещена правилами. При этом не делается различий между уровнем образования и квалификации участников, и возможна ситуация, когда учёный, пишущий серьёзную статью будет вынужден объяснять школьнику очевидные моменты или доказывать «утверждение, не требующее доказательств». В общем случае, требование доказательств к спорным утверждениям является благом, но в отношении конкретного участника может стать источником проблем и мешать работе над действительно важными частями статьи, отвлекая на несущественные мелочи. Требование доказывать свою точку зрения в споре записано во многих правилах Википедии, таким образом, человек, не имеющий желания «тесно общаться» с другими участниками с большой вероятностью окажется в положении изгоя (не реагирует на предупреждения, не отвечает на вопросы). При этом в случае «необщительного характера» участник может оказаться в крайне дискомфортной ситуации и покинуть проект. Требование социальных навыков не имеет отношения к профессиональным навыкам и не является необходимым для написания статьи в энциклопедию, однако Википедия требует обязательной социализации.

Обвинения в нарушении правил

Бездоказательные обвинения в нарушении правил c целью оказать давление на участника или протолкнуть свою версию статьи стали бичом Википедии. Наибольшей популярностью пользуется обвинение в нарушении правила о недопустимости оскорблений . Например, за фразу "Вы, случайно, сегодня на солнце не перегрелись?" можно получить предупреждение и быть блокированным. Подзаголовок в данной статье "Иваны, не помнящие родства " - некоторыми участниками считается оскорблением . Кого и чем оскобрили - неважно, главное что при последующем обращении к администраторам будет создаваться видимость того, что обвиненный участник нарушает правила.

Следующим по популярности обвинением, которое используется для удаления неугодных статей или разделов - ВП:ОРИСС .

Обвинения в нарушении этики

Очередным поводом для блокировок стало правило ВП:ЭП . Если неугодного участника невозможно обвинить в оскорблениях, его теперь (с 2008) можно заблокировать за нарушение ВП:ЭП. (И не важно, что ни в самом правиле, ни в правилах блокировки про такую возможность не говорится)

Войны правок

Мир « » Сопоставление с Википедией Контраргументы сторонников Википедии
В отличие от оруэлловского, жаргон Википедии
  • не навязывается сверху, а напротив, формируется среди простых участников;
  • допускается только в обсуждениях, в статьях же предпочитается энциклопедический стиль (за исключением случаев, когда предметом статьи является сам жаргонизм);
  • участники обсуждений вольны использовать в обсуждениях любой язык, позволяющий им выразить свою мысль наиболее удобным способом;
  • приведённые жаргонизмы свойстенны лишь русскоязычным пользователям; пользователи других языков пользуется своим сленгом , не являющимся точной копией (как следовало ожидать в тоталитарном обществе);
  • В статьях подписываться нельзя , отредактированную вами статью изменит множество равноправных соавторов.
  • (В Википедии имена авторов сохраняются только в истории изменения страниц.)

Несоблюдение Закона РФ об авторском праве и смежных правах

Список зафиксированных нарушений авторского права в Википедии

Разрешение конфликтов

Для разрешения конфликтов в Википедии по правилам существует процедура посредничества и арбитражный комитет. Однако посредничество почти не используется, а арбитражный комитет практически не действует.

Википедия - не демократия

На первый взгляд, в Википедии действуют демократические нормы, проводятся выборы, производятся голосования и опросы, производится подсчет голосов. Однако. В случае, если результаты голосования чем-то не устраивают администратора, производящего подсчет голосов, произносится магическое заклинание «Википедия - не демократия» и принимает единоличное решение с учетом "убедительности", "энциклопедичности" аргументов или любых других обстоятельств.

Администраторы Википедии выбираются демократически, однако срок полномочий администраторов - неограничен , при этом администратора практически невозможно лишить полномочий. Даже если администратор систематически нарушает правила, ему за это, как правило, ничего не будет. (См. Википедия:Администраторы#Бывшие администраторы и Википедия:Заявки на арбитраж , Википедия:Решения Арбитражного комитета).

В Википедии нет равенства участников

Правило Википедии Википедия:Равенство участников утверждает:

С самого начала Википедия создавалась и развивалась как свободная энциклопедия, в которой любой может редактировать статьи . Для того, чтобы работать над статьями в Википедии, даже не требуется регистрации. Более того, при работе над статьями в Википедии все участники имеют равные права. В некоторых случаях права участников могут ограничиваться, но только для защиты Википедии, а не для разделения участников на первый сорт, второй и так далее; например, в случае систематического вандализма в конкретной статье администратор может . В случае войны правок между зарегистрированными участниками администратор может даже

Критика – это то, чего легко можно избежать, ничего не говоря, ничего не делая и будучи никем. Так категорично выразился Аристотель еще в свои античные времена. То есть критика, она как политика - если ты сам не критикуешь, то кто-нибудь будет критиковать тебя. Каждый день люди сталкивается с выражением чувств и оценкой результата не только своих действий.

Критика – что это?

Часто можно услышать – «я не выношу критики в свой адрес» или «этот критик с одобрением отозвался о фильме». И еще много других фраз, в которых фигурирует слово критика, пришедшее из древнегреческого языка. Kritikos у греков означало «искусство разбирать». Критика – это:

  1. Вынесение суждения о достоинствах чего-либо.
  2. Порицание, поиск ошибок.
  3. Искусство анализа и оценки художественной работы.

Кто такой критик?

Критик это не только человек, который судит и оценивает, это еще и специальность. Профессиональный критик анализирует художественные произведения:

  • литературные;
  • музыкальные;
  • театральные;
  • архитектурные;
  • кинематографические.

Для него критиковать это взвешивать все аспекты – рассматривать способы передачи материала, оценивать степень того, насколько автору удалось достичь своей цели, оправданы ли выбранные средства. Хороший критик владеет предметом, который он разбирает. Известным культурным критиком был философ Фридрих Ницше. Он писал критические эссе о религии, морали, современном искусстве и науке.

Критика – психология

Критика в психологии – предмет большого интереса. Психология исследует когнитивные и эмоциональные эффекты критики. Психологам интересны:

  1. Намерения, которые люди имеют для критики.
  2. Влияние, которое оказывает критика на людей.
  3. Как люди реагируют на критику и как справляются с ней.
  4. Формы критики.
  5. Отрицание критики.

Для психологов критика – это форма защиты эго. Они обнаружили, что людей, склонных постоянно оценивать других, часто критиковали в детстве, когда это больнее всего. Дети в возрасте до семи лет во фразе «ты хороший мальчик, но это плохое поведение» видят только вторую часть. Любая критика, даже очень мягкая, означает для ребенка, что он плохой и недостойный.


Критика – это хорошо или плохо?

Критика – это хорошо, если иметь к ней позитивное отношение. Это важный жизненный навык. Каждый человек подвергается критике, порой – профессиональной. Иногда ее трудно принять, но все зависит от реакции. Можно использовать критику:

  • в позитивном ключе, что ведет к совершенствованию;
  • отрицательном, что снижает самооценку и вызывает стресс, гнев или даже агрессию.

Какая бывает критика?

Существует множество разновидностей критики. Они отличаются по сфере употребления, способу подачи и восприятия, и целям, которые преследуют. Критика бывает:

  1. Эстетическая . О красоте и уродстве, вкусе и безвкусице, стиле и моде, смысле и качестве произведения.
  2. Логическая . Об идее, аргументе, действии или ситуации, не имеющих рационального смысла.
  3. Фактическая . Об отсутствии достаточного количества доказательств.
  4. Позитивная . О положительных, но игнорируемых аспектах. Часто люди видят только отрицательную сторону чего-либо, поэтому возникает необходимость выделить положительную. Нередко используется для самозащиты и оправдания.
  5. Негативная . О том, что неправильно и бессмысленно. Выражает неодобрение, несогласие и подчеркивает недостатки. Зачастую интерпретируется как нападение.
  6. Практическая . О полезном эффекте.
  7. Теоретическая . О смысле идей, на которых основана практика.

Видов критики много - она неотъемлемая часть практически всех сфер человеческой жизни. Но самых известных два типа– и деструктивная критика. Действительно, сколько бы вариантов критики не существовало, все их можно поделить на эти два «лагеря». Разница между конструктивной и деструктивной критикой заключается в способе подачи суждения.

Конструктивная критика

Конструктивная критика предназначена для выявления ошибок и помощи, что, где и как можно улучшить. Ее следует рассматривать как полезную обратную связь. Когда критика конструктивна, ее, как правило, легче принять, даже если она немного обижает. Важно помнить, что ее можно использовать в своих интересах. Поэтому отпуская критику в чей-то адрес, стоит задуматься над тем, какую пользу она принесет. Правила конструктивной критики:

  1. Следовать методу «сэндвича»: сначала акцент на сильные стороны, затем - недостатки, и в конце - повтор преимуществ и возможные положительные результаты после устранения минусов.
  2. Делать фокус на ситуации, а не на .
  3. Конкретизировать обратную связь.
  4. Давать рекомендации, как сделать лучше.
  5. Избегать сарказма.

Деструктивная критика

Деструктивная критика задевает гордость и негативно влияет на самооценку, лишает уверенности. Разрушительная критика иногда бывает просто бездумным действием другого человека, но также может быть преднамеренно злой, и в некоторых случаях привести к гневу и агрессии. Виды деструктивной критики:

  1. Необъективность . Критикующий не допускает, что может ошибаться.
  2. Туманность . Оценка дается без конкретики.
  3. Неуместность . Доводы не имеют отношения к делу.
  4. Неуважение . Высказывание суждений в грубой манере.
  5. Голословность . Без примеров и обоснований.
  6. Огульность . Неприятие альтернативных точек зрения.

Как критиковать правильно?

Существуют два типа критического поведения:

  1. Человек объективно взвешивает плюсы и минусы, после – делает заключение.
  2. Критикующий выдает суждения на основе эмоций.

Последний часто сопряжен с жестокостью. Критика в этом случае проистекает из внутреннего чувства неудовлетворенности и непрерывного усилия противостоять ему. Человек, склонный "эмоционально" критиковать, пытается повысить чувство собственного достоинства, отрицая ценность другого человека. Такая критика основана на самонадеянности и является «убийцей» отношений.

Золотое правило, которого психологи рекомендуют придерживаться - «Уважайте человека. Сосредоточьте критику на поведении, которое нужно изменить – на том, что люди делают и говорят на самом деле» . В любом случае, какая бы критика не настигла, нужно помнить, что она может быть крайне полезной, если помнить:

  1. Критика – это форма общения. Принимая критику, получаешь отзыв, а вместе с ним возможность исправиться в лучшую сторону.
  2. Обратная связь помогает стать лучше. Если всегда думать, что ты прав, не получая отзывов ни от кого, как узнать, что это действительно так?
  3. Правильная критика дает преимущество. Особенно это касается профессиональной сферы, если клиент может рассказать, какой идеальный продукт или услуга ему нужны.
  4. Отвечать на критику нужно правильно – язык очень важен. Лучше не вступать в спор.
  5. Не нужно принимать критику, даже кажущуюся крайне несправедливой, близко к сердцу.

критика

ж. розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка. Историческая критика, разбор бытейский, розыск о событиях, очистка их от прикрас и искажений. Людской критики не избежать, пересудов, осуждений, охуждений. Крbтиковать что, делать разбор, розыск и заключенье по нем о достоинстве чего-либо;

охуждать, осуждать, порицать или хаять, опорочивать. -ся, быть критикуему, осуждаему;

опорочивать друг друга взаимно. Критик, кто критикует; разборщик, разбиратель; хулитель, порицатель. Критически, на критике, разборе основанный; способный к здравому, верному сужденью, к оценке; склонный к порицаниям, к отысканью недостатков;

затруднительный, опасный (см. кризис), ведущий к перелому, к перевороту. Критические исследования; верный, критический ум; критическое направленье, взгляд на что; критическое положенье: критический пот в болезни. Разобрать что критически, на основании здравой критики. Критерий, критериум м. оселок, верный признак для распознания истины. Логический критерий, основанный на самом образе мышленья.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

критика

критики, ж. (от греч. kritike).

    только ед. Обсуждение рассмотрение, исследование чего-н., проверка чего-н. с какой- н. целью. Подвергнуть что-н. критике. Отнестись к чему-н. без всякой критики. Критика чистого разума (сочинение нем. философа-идеалиста Канта, создателя т. наз. критической философии).

    только ед. Научная проверка подлинности, правильности чего-н. (филол.). Историческая критика. (проверка правильности фактов, сообщаемых историческими документами). Критика текста (проверка подлинности текста какого-н. писателя).

    Определение достоинств и недостатков, оценка, разбор. Произвести критику чего-н. Строгая критика. Ниже всякой критики (не удовлетворяет самым низким требованиям). Не выдерживает критики (см. выдерживать).

    только ед. Неблагоприятная оценка, указание недостатков, порицание, нападки. Критика действий администрации.

    только ед. Анализ, истолкование и оценка художественных произведений. Белинский занимался критикой.

    Особый литературный жанр, преимущественно журнальный, посвященный разбору текущей художественной литературы. Критика шестидесятых годов. История русской критики.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

критика

    Обсуждение, разбор чего-н. с целью оценить, выявить недостатки. К. и самокритика. Ниже всякой критики или т выдерживает никакой критики (нечто очень плохое).

    Отрицательное суждение о чем-н., указание на недостатки (разг.). Навести критику на что-н.

    Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений. Музыкальная к. Театральная к. Отдел критики в толстом журнале.

    прил. критический, -ая, ое. Критическое выступление. Критическая рецензия. К. отдел в журнале.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

критика

    Анализ, разбор, обсуждение кого-л., чего-л. с целью вынесения оценки, выявления недостатков.

    1. Разбор и оценка литературных, музыкальных и т.п. художественных произведений.

      Жанр литературного творчества, заключающийся в таком анализе перечисленных произведений.

  1. Неблагоприятная оценка, указание недостатков; порицание.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

критика

КРИТИКА (от греч. kritike - искусство разбирать, судить)

    разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).

    Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т.д.), указание недостатков.

    Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).

Критика

(от греч. kritikē ≈ искусство разбирать, судить),

    разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку.

    Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков. К. имеет широкое применение в науке, искусстве и общественной жизни. Научная К. в зависимости от своего объекта входит в состав тех или иных научных дисциплин: литературная критика является одним из разделов литературоведения, К. художественная ≈ раздел искусствоведения, театральная ≈ раздел театроведения и т. п. В общественной жизни классового общества К. ≈ существенный элемент классовой (политической и идеологической) борьбы. О роли К. в социалистическом обществе см. в ст. Критика и самокритика.

Википедия

Критика

Кри́тика - это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:

  • выявление противоречий;
  • выявление ошибок и их разбор
  • разбор, обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
  • отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо.
  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
  • оценка.

Примеры употребления слова критика в литературе.

Заранее предвидя возражения критики , укажем поэтому на тот факт, что на практике этапы понима-ния, как правило, либо сменяются не столь последовательно, как в пред-ложенной адаптированной классификации, либо вообще происходят одновременно.

Я бы, следовательно, попросил моего критика принять во внимание, что от Шенди-Холла до дома доктора Слопа, акушера, всего восемь жалких миль, - и что, пока Обадия ездил к доктору и обратно, я переправил дядю Тоби из Намюра через всю Фландрию в Англию, - продержал его больным почти четыре года, - а затем увез в карете четверкой вместе с капралом Тримом почти за двести миль от Лондона в Йоркшир.

Она подсказывает нам ответ на ту загадку, над которой в течение многих лет бьются критики различных направлений: Доджсон с его приверженностью к порядку, религиозностью, законопослушанием - и подчеркнуто внерелигиозный, внеморальный, алогический характер его сказок.

Возможно, этот Альтман и не подозревает, что Вадим не только сын знаменитого профессора Марасевича, консультанта кремлевской больницы, но и сам известный критик .

Однако центральное место в исследовании русско-бразильских литературных отношений должно принадлежать Жоржи Амаду, поскольку творчество всех других бразильских писателей, как классиков, так и современников, рассматривается русской критикой сквозь призму феномена Амаду.

Выбор амплуа профессионального эволюционера в приученной к бунтарям-анархистам и деспотам стране мог означать либо вопиющую наивность, в чем Горбачева не устают обвинять российские критики , либо высшую политическую мудрость, за которую его не устают превозносить главным образом западные поклонники.

Во всяком случае, именно со второй половины 80-х годов в англоязычном мире развернулась резкая критика традиционного американского феминизма как проявления буржуазного либерализма и гуманизма со стороны таких постструктуралистских теоретиков феминизма, как Торил Мой, Крис Уидон, Рита Фельски и т.

Когда к власти в Белграде пришел человек германской ориентации, выражавший при этом восхищение и практикой дуче, Муссолини интернировал Павелича, испытывая некую мстительную радость: он поступил так не потому, что выступления главы усташей могли быть расценены внутренней оппозицией как скрытая критика режима, но лишь поскольку югославский премьер приехал в Рим и подписал с ним соглашение, которое учитывало аннексионистские интересы фашистской Италии - албанские и эфиопские в том числе.

Если в этой своей мысли критик солидаризировался с принципами демократической этики, оказавшей несомненное воздействие и на Тургенева, то в другом вопросе, касавшемся социальных теорий современности, Анненков занимает позицию критическую - и по отношению к революционному содержанию этих теорий, и по отношению к роману Тургенева, где нашла место мысль о неизбежности демократизации деятельных сил общества.

Само понятие красоты, прекрасного в искусстве Анненский рассматривает не отвлеченно, но, как и современная ему народническая критика , в единстве с заключенными в нем представлениями о добре и зле.

В литературно-педагогических статьях Анненский постепенно выстраивал ту систему взглядов, которая в начале 900-х годов привела его к созданию нового метода критики .

Однако в первом периоде творчества Анненский совершенно сознательно избегает социального анализа и именно в связи с этим делает свой единственный выпад против демократической критики .

В творчестве английских реалистов в той или иной мере сочетаются трезвый, беспощадный реализм с элементами романтической критики , социально-обличительная, антибуржуазная природа реализма с романтическими образами и ситуациями.

Всякая антикритика бесполезна, скучна, противна, потому что критики в своем старании не попять писателя, а опровергнуть его принимают видимость за сущность, без критики делают словесное существенным, местное - универсальным, частное - характерным, временное - постоянным, относительное - безусловным, связывают то, что друг к другу не относится, необходимо же связанное разъединяют - словом, все перемешивают произвольно и в беспорядке и поэтому предоставляют антикритике не философскую, а лишь филологическую работу по толкованию цитат.

В рамках критики томизма, которая преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться, некоторые новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и исподволь выражающие антифеодальные идеи.

Рассказ «Критики», по классификации самого Шукшина , относится к рассказам-характерам. Столкновение характеров выявляет слабые стороны героев-родственников: деда, его сына и невестки, родственников невестки.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.

Герои рассказа

Дед – 73-летний сухой, нервный и глухой старик. В прошлом он плотник, мастер своего дела, построивший половину деревни, в которой живёт. Теперь семья относится к нему с пренебрежением, как к ненужной, отжившей своё вещи. Любимое развлечение деда – ходить с внуком в кино и критиковать всё, что он видит на экране: сюжет картины, отдельные эпизоды, героев и их поступки. При этом деду обязательно нужно спорить. Он охотно спорит с 13-летним внуком Петькой, в этих спорах побеждает, используя «взрослые» аргументы: «Ты маленький ишо».

Со взрослыми дед спорил редко, потому что «не умел». Его аргументы всегда одинаковы: «Хреновина. Так не бывает». Дед оценивает кино только с одной точки зрения – правдоподобия, оно должно повторять жизнь. Именно поэтому телевизор для него подобен щёлке, в которую бесстыдно заглядывают люди, как в чужую горницу.

Дед возмущён тем, что плотник в фильме держит топор неправильно. Он не желает слушать точку зрения приезжих родственников. Их вежливые улыбки дед воспринимает как издевательский смех. Замечание тётиного мужа «любопытный старик» оскорбляет деда, он чувствует себя как оплёванный.

Дед «заводится». Эмоциональное возбуждение подкрепляется спиртным, и дед разбивает экран телевизора, высказывает все накопившиеся за долгие годы обиды. Другое свойство его характера состоит в домысливании слов и действий других людей.

Дед живёт в своём мире, хотя получилось это вынужденно: он плохо слышит, из-за чего не всегда понимает, что происходит в его любимом кино, смеётся невпопад. Но дед – сердечный и жалостливый человек, часто плачет, когда кого-нибудь в кино убивают.

Свои ценности дед пытается передать другим поколениям: внуку и сыну, но они в этих ценностях не нуждаются. Петька возражает, что «сейчас люди другие стали». Так же и сын деда внешне ласково обращается к отцу «тятя», но ему не интересно замечание деда о том, что плотник в фильме неправильно держит топор.

Петька – тринадцатилетний «друг» деда, самостоятельный, длинный, стыдливый и упрямый. Он с удовольствием спорит с ним о картинах, пытается объяснить то, что дед не понял. Петька – дедов единомышленник.

Всё происходящее читатель видит глазами мальчика. Точка зрения Петьки самая мудрая. Автор отвергает житейский опыт. Более мудрый тот, кто умеет любить и прощать. Лучше всех в семье это умеет Петька. Он советует деду не обращать внимания на насмешки взрослых, пытается успокоить, раздеть и разуть пьяного деда. Петька единственный жалеет деда, которого милиционер ведёт в «отрезвитель», горько плачет.

Отец Петьки, очевидно, стыдится своего безыскусного отца. Вырвавшаяся у старика фраза о том, что его не хотят сажать с собой за стол, а также обращённое к нему ругательство сына «родимчик тебя возьми» - все эти детали свидетельствуют о том, что дед для взрослых не друг, а обуза. Мать Петьки разделяет точку зрения мужа, считает деда бессовестным. Отец трижды повторяет обращённое к деду «удосужил», что в контексте рассказа значит примерно «опозорил, удивил». Отец Петьки не способен понять и простить деда, ведёт себя с ним очень грубо: берёт в охапку, связывает руки полотенцем, кладёт на пол и, наконец, отдаёт на растерзание милиционера.

Петькина тётя и её муж – городские жители, москвичи, для них дед со всеми своими амбициями – просто экзотика. Именно тётя вызывает милиционера, а муж тёти на всё смотрит как бы со стороны. В них сочетаются интерес к определённым деталям и равнодушие к человеку в целом.

Милиционер Ермолай – это формалист. Он видит только сухие цифры и факты, не жалеет даже взволнованного Петьку, пугая его тюрьмой для деда.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с описания привычных занятий деда и внука, любивших критиковать фильмы. Средняя часть рассказа – единственная серьёзная стычка деда со взрослыми. Они критикуют деда, с его точки зрения, несправедливо. Кончается рассказ приходом милиционера, который составляет протокол, представляющий собой смесь официально-делового стиля с просторечными и малограмотными выражениями: «Он продолжал возбуждённое состояние», «вышиб всё на свете, то есть там, где бывает видно».

Критиками являются все герои, каждый из них видит недостатки другого, но бревна в своём глазу не замечает.

Стилистические особенности

Шукшин буквально в двух словах описывает внешность деда и внука, портретов других героев нет. Характер героев раскрывается, как в драме, через диалоги, речь.

Авторский текст краток, напоминает ремарки. Речь деревенских жителей простая, содержит речевые ошибки. Шукшин описывает жителей алтайской деревни, откуда он родом. Это подчёркивают диалектные слова: глянется (понравится), удосужил, оправился. Дед использует грубые выражения: ухайдокали, хреновина. Городские жители говорят вежливо и с улыбкой (именно она выводит из себя деда).

Благодаря милицейскому протоколу рассказ приобретает черты очерка. Читатель узнаёт только из протокола полное имя деда, год (1963), число и месяц случившихся событий. Казённый язык протокола подчеркивает живой разговорный язык простых людей, которыми любуется автор.