Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

История акивы. Восстание Бар Кохбы. Значение раввин акиба в словаре указателе теософских понятий к тайной доктрине, теософском словаре

Перемены

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок языческого рода, перешедшего в иудаизм. До 40 лет Акива ничем не отличался от остальных людей своего поколения. Плывя по течению жизни, он не мог себе даже представить, что в один прекрасный день вся его жизнь совершенно изменится.

До наступления перелома в своей жизни рабби Акива был пастухом у известного иерусалимского богача Калба Савуа. Неожиданно, в возрасте 40 лет, в нем пробудилось совершенно непреодолимое желание постичь смысл жизни и познать законы духовного мира . В тот же период у него завязались отношения с дочерью Калба Савуа, Рахелью. Вскоре они поженились, вопреки воле ее отца.

Именно Рахель побудила рабби Акиву оставить родной дом и поехать в Лод изучать каббалу . В ее сердце не было и тени сомнения в том, что там ее муж найдет ответы на свои вопросы. Она взяла с него слово, что он не вернется домой, пока не постигнет законы Высшего мира. Так, при поддержке жены, начался духовный путь рабби Акивы.

Он учился у многих известных каббалистов того времени, постепенно превзошел своих учителей и вскоре стал самым выдающимся каббалистом поколения.

Школа, которую открыл рабби Акива, приобрела огромную популярность. В ней занимались 24 000 учеников, прибывших со всех концов страны.

Общий закон мироздания

В разных источниках рассказывается, что среди учеников рабби Акивы царила атмосфера братской любви, и причина этого крылась в его уникальном учении. Природа (числовое значение этого слова на иврите равно числовому значению слова «Всевышний») действует согласно единственному закону - закону любви . Если человек живет в соответствии с ним, то находится в равновесии с природой, ощущая совершенство и вечность, подобно самой природе. В мере своего несоответствия закону любви, когда, вместо любви к ближнему им движет эгоистическая любовь к себе, человек страдает . На него обрушиваются беды и невзгоды.

Рабби Акива раскрыл, что закон природы, закон любви, является постоянным и неизменным. Он обнаружил, что когда человек изменяет свое отношение к ближнему, то начинает ощущать, как изменяется вокруг вся действительность. Таким образом, причина всех несчастий в мире - эгоистические отношения между людьми.

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Тора, глава «Ваикра» 19,18

Мы не ощущаем, что именно эгоизм заточил нас в рамки ограниченной реальности и не позволяет вырваться на простор вечной жизни . Единственный способ почувствовать это - изменить отношение человека к обществу. Свое открытие рабби Акива сформулировал в известном выражении: «Возлюбить ближнего своего, как самого себя - это великое правило Торы»

Восстание Бар Кохбы

В 132-м году новой эры Иудейское царство одержало победу в восстании, которое было начато под предводительством Шимона Бар Кохбы. Римляне, потерпевшие поражение на этом этапе войны, отступили и были вынуждены вызвать подкрепление. Когда оно прибыло, ход войны совершенно изменился. Римляне разрушали все, что попадалось им на пути. В результате Иудейское царство было вновь завоевано, десятки тысяч евреев уничтожены, а захваченные в плен проданы в рабство.

Подавление восстания положило начало одному из самых тяжелых периодов в истории еврейского народа. Смертные указы издавались тысячами, на руинах Иерусалима был воздвигнут языческий город Элиа Капитолина, а осмеливавшихся продолжать изучение каббалы нещадно казнили.

Тяжкая участь постигла и рабби Акиву. Продолжавший изучение и распространение каббалы, он был схвачен римскими властями, заключен в тюрьму в Кейсарии и по приказу римского правителя подвергнут жестокой казни.

Взрыв человеческого эго во времена рабби Акивы

С начала своей истории человечество прошло несколько этапов, характеризующихся всплеском человеческого эгоизма. И каждый раз все начиналось заново. Не успев наполнить новые желания, люди желали большего.

Первый скачок эгоизма произошел в Вавилонский период, во времена Авраама , второй - во времена Моше , а третий - самый большой - относится к периоду жизни рабби Акивы.

Любовь, царившая между его учениками, сменилась беспричинной ненавистью . И это явилось причиной их падения с уровня духовного мира на уровень ощущений этого мира.

Беспричинная ненависть привела к гибели почти всех 24 000 учеников рабби Акивы. Только пятерым из них удалось сохранить между собой отношения, соответствовавшие закону любви. Поэтому они и выжили. Наиболее выдающимися из них были рабби

Значение РАВВИН АКИБА в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре

РАВВИН АКИБА

Автор знаменитого каббалистического труда "Алфавит R.A.", в котором каждая буква рассматривается как символ некой идеи и эмблема некоторого чувства; "Книга Еноха" первоначально была частью этого труда, который появился в конце восьмого столетия. Этот труд не был чисто каббалистическим трактатом.

Словарь указатель теософских понятий к Тайной доктрине, теософский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАВВИН АКИБА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АКИБА
  • РАВВИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Раввин (от арамейского רבין рабин, возможно через греч. ραββίνος; ивр. רַב‎, рав, идиш ראָב‎, рoв, буквально …
  • АКИБА
    (Евр.) Единственный из четырех танаимов (посвященных пророков), вступивших в Райский Сад (оккультных наук), которому удалось стать посвященным, в то время …
  • РАВВИН
    (от др.-евр. рабби - мой учитель) в иудаизме руководитель общины верующих, служитель …
  • РАВВИН
    (от древнеевр. рабби - мой учитель), служитель культа в иудаизме. Р. разъясняет догматы вероучения, разрешает вопросы, связанные с ритуалом, …
  • АКИБА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    млекопитающее отряда ластоногих; то же, что кольчатая нерпа …
  • РАВВИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от раб — "учитель") — духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, …
  • РАВВИН в Современном энциклопедическом словаре:
    (от древнееврейского рабби - мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель …
  • РАВВИН
    [древнееврейское] служитель культа (священник) в еврейской религиозной …
  • РАВВИН в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш Служитель культа в еврейской религиозной общине. Раввинский - относящийся к раввину, равви-нам.||Ср. АББАТ, ИЕРЕЙ, КСЁНДЗ …
  • РАВВИН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины. II прил. раввинский, -ая, …
  • РАВВИН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАВВ́ИН (от др.-евр. рабби - мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель …
  • РАВВИН
    (от раб? "учитель") ? духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, …
  • РАВВИН в Словаре Кольера:
    (древнеевр. "рабби" - "мой господин" или "мой учитель"; от "рав" - "великий", "господин" - и местоименного суффикса "-и" - "мой"), …
  • РАВВИН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    равви"н, равви"ны, равви"на, равви"нов, равви"ну, равви"нам, равви"на, равви"нов, равви"ном, равви"нами, равви"не, …
  • РАВВИН в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. Служитель культа в иудаизме, судья по вопросам религиозной и семейной жизни в еврейской общине. Формулу присяги [солдатам] читал …
  • РАВВИН в Новом словаре иностранных слов:
    (др.-евр.) служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной …
  • РАВВИН в Словаре иностранных выражений:
    [ служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной …
  • РАВВИН в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • РАВВИН в словаре Синонимов русского языка:
    архисинагог, равви, …
  • АКИБА в словаре Синонимов русского языка.
  • РАВВИН в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • РАВВИН в Словаре русского языка Лопатина:
    равв`ин, …
  • РАВВИН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    раввин, …
  • РАВВИН в Орфографическом словаре:
    равв`ин, …
  • РАВВИН в Словаре русского языка Ожегова:
    В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель, религиозной …
  • РАВВИН в Словаре Даля:
    либо равин, иудейский учитель, жрец, священник. Равинское училище, для ученья готовящихся в это звание. Равинист, иудей, еврей, жид, ветхозаветник, человек …
  • РАВВИН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от др.-евр. рабби - мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель …
  • РАВВИН в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    раввина, м. (от др.-евр. rabbi, букв. наставник мой). У евреев - руководящий религиозно-нравственной жизнью тех, кто принадлежит к еврейской …
  • РАВВИН в Толковом словаре Ефремовой:
    раввин м. Служитель культа в еврейской религиозной …
  • РАВВИН в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Служитель культа в еврейской религиозной …
  • РАВВИН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Служитель культа, избираемый еврейской религиозной общиной. отт. Духовный наставник (в иудаизме) . 2. Представитель еврейской общины …
  • РАВВИН СИМОН БЕН в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
    ИОХАИ (около 70 - 80 г. н.э.) Именно с этим именем связаны тайна и поэтичность возникновения Каббалы как дара божества …
  • РУБИНШТЕЙН АКИБА КИВЕЛЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1882-1961) шахматист, один из сильнейших в мире в нач. 20 в. Международный гроссмейстер (1950). Шахматный теоретик. Победитель Всероссийского шахматного турнира …
  • ЕВРЕИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Е. (в антропологическом отношении) представляют собою один из наиболее характерных и обособленных антропологических типов), удерживающий веками свои особенности, несмотря …
  • ШАХМАТЫ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-03 Time: 12:02:25 = А = = Б = * Бедные люди! Как вы похожи во всех своих начинаниях …
  • КАББАЛА в Новейшем философском словаре:
    (древнеевр. Qabbalah - принятие, предание) - сокровенная (тайная) мудрость еврейских раввинов средневековья, унаследованная из более древних эзотерических доктрин, касающихся Божественного …
  • АКИВА в Словаре значений Еврейских имен:
    (муж.) Имя "Акива" состоит из тех же букв, что и "Яаков", и означает "удержанный за пятку". Знаменитый раби Акива жил …
  • АХЕР в Словаре указателе теософских понятий к Тайной доктрине, теософском словаре:
  • АХЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (Евр.) Талмудское имя апостола Павла. Талмуд передает историю о четырех Танаимах, вошедших в Райский Сад, т.е. за посвящением; Бен Асаи, …
  • НУШИЧ в Литературной энциклопедии:
    Бронислав — современный сербский драматург и театральный деятель, создатель натуралистической драмы в Сербии, перенесший в нее преимущественно иностранные образцы. …

Раввин Акиба

Автор знаменитого каббалистического труда "Алфавит R.A.", в котором каждая буква рассматривается как символ некой идеи и эмблема некоторого чувства; "Книга Еноха" первоначально была частью этого труда, который появился в конце восьмого столетия. Этот труд не был чисто каббалистическим трактатом.

Источник: "Теософский словарь"


Смотреть что такое "Раввин Акиба" в других словарях:

    2 РАВВИН АКИБА - Автор знаменитого каббалистического труда Алфавит R.A. , в котором каждая буква рассматривается как символ некой идеи и эмблема некоторого чувства; Книга Еноха первоначально была частью этого труда, который появился в конце восьмого столетия.… … Теософский словарь

    Ученый начала 18 в., известный раввин гор. Борисова (Минской губ.), автор комментария на пасхальную гагаду, изданного его правнуком Акибой Гордоном ("Bizath Mizraim", Иерусалим, 1865). Его отец Элиезер был раввином в Могилеве на Днепре… …

    Акиба - – выдающийся еврейский раввин, живший во II в. Он обладал обширными познаниями и отличался большим остроумием в истолковании Торы – отдел Свящ. Пис. В. З., содержащий Закон. Здесь он умел находить значение не только во всяком слове, но … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Акиба Кивелевич Рубинштейн В 1907 году Страны … Википедия

    Раввин и писатель, род. в 1862 г., состоит ныне раввином в Полтаве. Примкнув сначала к сионизму, Р. вскоре стал противником этого движения и лидером антисионистов. В 1902 г. принял участие в краковском съезде раввинов. В 1903 1906 гг. издавал… … Большая биографическая энциклопедия

    КАББАЛА - (от евр. qabbalah предание) оккультное учение, уходящее корнями в иудаизм, выраженное в эзотерикосимволической форме. Согласно неортодоксальной иудейской теологии, существует три компонента религиозной традиции закон, душа закона и душа души… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    - (Евр.) Талмудское имя апостола Павла. Талмуд передает историю о четырех Танаимах, вошедших в Райский Сад, т.е. за посвящением; Бен Асаи, который взглянул и потерял зрение; Бен Зома, который взглянул и потерял рассудок; Ахер, совершивший… … Религиозные термины

    С самого начала была и осталась философией религии. Чистое истолкование Библии и собрание божественных законов, фиксированных в Галахе (новоевр. – руководящее начало) и углубленных благодаря Поучительным текстам к Гаггаде (древнеевр. – рассказ,… … Философская энциклопедия

    АХЕР - (Евр.) Талмудское имя апостола Павла. Талмуд передает историю о четырех Танаимах, вошедших в Райский Сад, т.е. за посвящением; Бен Асаи, который взглянул и потерял зрение; Бен Зома, который взглянул и потерял рассудок; Ахер, совершивший хищение в … Теософский словарь

    ПЕСНИ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА КНИГА - каноническая книга ВЗ, входящая в сборник *Учительных книг. Ее евр. название шир ха–ширим означает «лучшая из песен». Песн состоит из 8 глав. Композиция, содержание, литературный *жанр. Песн представляет собой поэтич. произведение, включающее 7… … Библиологический словарь

‏עֲקִיבָא ‏‎

Супруга Rachel, wife of Rabbi Akiva [d] Дети Joshua ben Karha [d]

Биография

Бедный и незнатного происхождения, Акива был, по преданию, потомок гоя , перешедшего в иудаизм (гера). Его отец Йосеф, праведный гер, происходил из потомков ханаанского полководца Сисары , воевавшего против Израиля во времена пророчицы Деворы (Рав Нисим Гаон, Брахот 27б; Рамбам).

В книгах каббалы указывается, что р. Акива был воплощением души праотца Яакова - и как Яаков пас стада своего будущего тестя Лавана, так и р. Акива пас стада своего будущего тестя Калба Савуа (Седер адорот) .

До 40 лет он служил у богача Калба Савуа и не только не изучал Тору, но и не умел читать (Авот дэраби Натан 6:2). В то время он даже ненавидел знатоков Торы (ИТ, Назир 7:1). Дочь хозяина, Рахель, заметив в нём хорошие душевные качества, захотела стать его женой. Но когда Акива полюбил Рахель, дочь своего хозяина, та поставила условие: они смогут пожениться только в том случае, если он сам станет учить Тору (Ктубот 62б) . Отец слышать не хотел о выборе своей дочери, но, несмотря на это, брак состоялся. Калба-Савуа выгнал из дома дочь и её мужа и лишил их наследства. Акива и Рахель жили в глубокой нищете. Для того, чтобы прокормить семью, Акива собирал хворост и часть его продавал. Выходя замуж, Рахель поставила Акиве условие, что он будет учить Тору. Так в возрасте 40 лет, по настоянию своей жены, он пошёл вместе со своим сыном в Хедер и начал учиться читать. Все свои силы он отдавал учёбе и вскоре превзошёл всех учителей. Заручившись разрешением Рахели, р. Акива на 24 года покинул семью и ушёл в Лод учиться в иешиву к р. Элиэзеру и р. Иехошуа .

Он начал с изучения алфавита. В Авот дэраби Натан (6:2) рассказывается, что Акива обратил внимание на сквозное отверстие, пробитое в скале водой, ниспадающей по капле с обрыва, - и он сделал вывод: можно изменить судьбу упорным, каждодневным трудом.

За годы учёбы рабби Акива достиг высшей степени раввинской учёности. Когда он, в сопровождении множества учеников вернулся домой, тесть восстановил свою дочь и знаменитого зятя в наследстве.

В дальнейшем Рабби Акива стал главой йешивы в Бней-Браке , в центральной части Иудеи . Слава о нём обошла всю землю и к нему стали стекаться ученики, число которых доходило до 24 тысяч. Почти все его ученики погибли во время эпидемии. Позднее р. Акива приблизил к себе нескольких учеников. Среди них были р. Меир, р. Шимон бар Йохай и другие мудрецы, на основании мнений которых впоследствии была записана Мишна .

Рабби Акива назван в числе четырёх мудрецов, вошедших в Пардес .

Рабби Акива был одним из руководителей Сангедрина в Явне и знал 70 языков.

Рабби Акива первый сделал попытку к составлению свода Мишны , впоследствии, окончательная редакция этого свода была сделана р. Иегудой ха-Наси .

Несмотря на преклонный возраст, Рабби Акива принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы , которого объявил царём-мессией , против императора Адриана , совершал дальние путешествия к еврейским колониям вне Иудеи, очевидно, собирая деньги и вербуя воинов для восстания. По подавлении восстания и взятии крепости Бейтар (в г. н. э.) Рабби Акива был казнён римлянами мучительной смертью (крюками содранная кожа) на сцене амфитеатра в Кесарии , по ряду сказаний - на 120 году от роду. Похоронен в Тиверии (современная Тверия) на берегу озера Кинерет.

Мировоззрение

В трактате Авот приведено его изречение, отражающее исключительно сложную корреляцию между Божественным Провидением и полной свободой выбора, предоставленной человеку. «Всё предопределено, - учил р. Акива, - но дано право выбора… Всё даётся под залог, и на всех живых уже наброшена сеть; лавка открыта, и Хозяин отпускает в долг; долговая книга открыта, и рука пишет; и всякий, кто желает взять взаймы, приходит и берёт. Но изо дня в день сборщики обходят каждого человека и взимают с него долги - как с ведома человека, так и без его ведома …» (Авот 3:15-16). Комментаторы поясняют смысл аллегории: «лавка» - это мир со всеми его соблазнами и возможностями (Раши), «сборщики долгов» - наказания за нечестивые дела (Рамбам), «сеть» - смерть, от которой не сумеет скрыться ни один из живущих (Раши).

Раби Акива также говорил (Авот 3:13): «Традиция - ограда Торы» (то есть устная традиция ограждает от неверного понимания письменной Торы - Раши).

Последние дни

Осознав, что самоотверженность евреев опирается на их веру, римский император Адриан издал декрет, запрещающий под страхом смерти изучение Торы и соблюдение её заповедей. Тем не менее, р. Акива по-прежнему «собирал множество людей, сидел и изучал с ними Тору» (Брахот 61б).

Вскоре после падения Бейтара р. Акива был заключён в тюрьму, а 10 тишрей, в Йом кипур, римляне подвергли его мучительной казни.

В Талмуде рассказывается, что он умер, произнося слова Торы: «Слушай, Израиль! Господь - Бог наш, Господь - един!», - "и вышла его душа на слове «един» (Брахот там же).

Талмуд свидетельствует, что в день его гибели родился р. Йеуда Анаси (см.), глава мудрецов следующего поколения и кодификатор Мишны (Кидушин 72б; Седер адорот).

Могила р. Акивы находится возле Тверии .

Считается, что рабби Акива - единственный из мудрецов Талмуда , который осознано отдал свою жизнь и был казнён ради Народа Израэля и учения Торы.

Пять учеников

В конце жизни, после того, как все его прежние ученики погибли во время эпидемии, р. Акива приблизил к себе нескольких молодых мудрецов, ставших впоследствии лидерами своего поколения. Среди них были р. Меир, р. Нехемья, р. Йеуда бен Илай и р. Шимон бар Йохай.

На основе устной традиции, переданной через этих учеников р. Акивы, впоследствии были записаны Мишна, Тосефта (сборник законов, не включённых в Мишну, который был составлен учениками Раби Йеуды Анаси) и алахические мидраши на Тору. В талмудическом трактате Санхедрин (86а) разъясняется: «Мишна основывается на мнении р. Меира, Тосефта - на мнении р. Нехемьи, мидраш Сифра - на мнении р. Йеуды, мидраш Сифри - на мнении р. Шимона, но все они опирались на то, чему научились у р. Акивы».

В период между и есть один очень интересный денек. Как известно, со второго дня от Песаха евреи ведут "отсчет омера", начинавшийся принесением в жертву в Иерусалимском Храме омера ячменя и заканчивавшийся через 49 дней жертвенным приношением пшеницы в день получения Торы. (На всякий случай поясним: омер - древнееврейская единица измерения объема, равная примерно 2,49 куб.см, или 1/10 часть эйфы ). 33-й день этого отсчета является праздником, и даже имеет свое наименование - . Впрочем, такое наименование оригинальностью происхождения не отличается; "лаг" - это ивритские буквы ל (ламед, числовое значение - "30") и ג (гимел, числовое значение - "3"), которые вместе и дают число 33. То есть, буквально праздник называется "33-й день омера". Таким образом еврейская традиция как-бы намекает: праздник можно устроить себе в любой день, был бы повод J

В этот день как раз повод есть, и даже не один. В отличие от названия праздника, главный повод для него как раз очень даже оригинальный: в этот день традиционно принято весело отмечать день...смерти! Смерти одного из самых выдающихся еврейских каббалистов рабби Шимона бар Йохая, или Рашби, случившейся примерно в 160 году н.э. Не подумайте, будто бы Рашби настолько всех достал, что его отход в мир иной евреи празднуют почти две тысячи лет. По традиции, этот праздник установил сам Шимон бар Йохай - знал что-то такое, каббалист все-таки. Но мы пока не о нем, а о втором поводе. Этот повод также, мягко говоря, интересный: на 33-й день счета омера завершилась эпидемия, унесшая жизни 24 000 учеников рабби Акивы, одного из самых значительных (если не самого) мудрецов Талмуда. Рашби, кстати, также был учеником рабби Акивы, но стал им уже после окончания эпидемии. Опять-таки, что-то знал.

Рабби Шимон бар Йохай. Для чего у него на лбу написано "Шма Исрель" - известно только автору рисунка. Возможно, так автор представлял себе богобоязненность .

Рабби Акива - личность примечательная. Родившись в простой и бедной семье, он до 40 лет даже не умел читать. Но изменила все, как это ни банально, любовь. Акива работал пастухом у богатого человека по имени Калба Савуа, и влюбился в его дочь Рахель. Та ответила взаимностью, но прекрасно понимала, что при таком раскладе будущего у них нет. Девушка привыкла к хорошей жизни, а рай в шалаше как-то особо не вдохновлял. Здесь надо отметить, что с доталмудической эпохи вплоть до возникновения хасидизма ситуация в еврейском мире была неизменной - уровень знания Торы определял уровень положения человека в обществе. И точно так же, как бедняк ненавидит богача, Акива, согласно мидрашу, ненавидел ученых и мудрецов. Был таким себе классическим пролетарием еврейского разлива. Но Рахель, видимо, разглядела потенциал жениха и поставила условие: он должен стать приличным человеком, другими словами - знатоком Торы. "Дорогая, диалог еще возможен или ты таки однозначно уже права?"- с робкой надеждой спросил будущий рабби. Но Рахель категорическим жестом указала направление на Лод, где располагалась знаменитая Элиезера бен Орканоса и Иегошуа бен Хананьи, по современной аналогии - ВУЗ 4 степени аккредитации.

Умная еврейская жена все рассчитала точно. Они поженились, отец предсказуемо лишил молодоженов наследства и изгнал из дома, и Акива отправился в Лод. Согласно традиционным еврейским источникам, в иешиве он пробыл целых 24 года; историки же называют несколько меньший срок - приблизительно 13 лет. За это время Акива сумел достичь больших высот и стал "рабби" - получил равинскую смиху из рук главы иешивы. Вполне естественно, что тесть восстановил в наследстве Рахель и принял вернувшегося зятя с радостью, ведь состоять в родстве с мудрецом Торы было весьма и весьма почетно.

В 95–96 гг. н.э. Акива был уже крупным религиозным авторитетом и главой иешивы в Бней-Браке . Талмуд говорит, что его имя "стало известно от одного конца мира до другого" (Йевамот 16а), а если мудрецы Торы расходились во мнении при рассмотрении какого-либо закона, то окончательное решение принималось с учетом мнения рабби Акивы (Эрувин 46б). Мидраш "Бемидбар раба" рассказывает, что Акива постиг такие тайны Торы, которые в свое время не открылись самому Моисею.

Рабби Акива стал одним из руководителей в Явне и впервые начал систематизацию галахических законов. Предположительно, именно он разделил собранный материал на 3 части - Галаху (законы), Тосефту (пояснение к законам) и Мидраш (повествования, легенды, проповеди и пр.) На основе этих работ рабби Иегуда га-Наси впоследствии составил Мишну - свод законов, ставший основой Талмуда и изучаемый сегодня в еврейских учебных заведениях во всем мире.

Фразу "Люби ближнего твоего как самого себя" (Ваикра 19:18) рабби Акива называл "великим правилом Торы". Многие авторитеты полагают, что данный стих относится ко взаимоотношениям только внутри еврейского народа, но Акива учил, что эта заповедь имеет общечеловеческий характер. По его мнению, еврей обязан любить всех людей, поскольку каждый человек создан по образу и подобию Творца.

Рабби Акива. Иллюстрация к пасхальной аггаде из Мантуи, Италия, 1568 год.

Талмуд (Хагига, 14б) приводит интереснейшую историю, над трактованием которой ломало головы не одно поколение мудрецов:

Четверо вошли в Пардес: Бен-Азай, Бен-Зома, Ахер и рабби Акива.

Бен-Азай глянул - и умер.

Бен-Зома глянул - и повредился в уме.

Ахер глянул - и начал рубить насаждения.

Рабби Акива вошел в мире и вышел в мире.

Небольшое пояснение. "Пардес" (буквально "фруктовый сад", ивр.) - это четыре уровня понимания Торы. Названия этих уровней начинаются с букв "П", "Р", "Д" и "С":

Пшат - простой смысл, т.е. прямое значение того, что написано;

Ремез - скрытый смысл, на который намекает написанное;

Драш - толкование;

Сод - тайный, каббалистический смысл.

"Войти в Пардес" буквально означает постигнуть всю Тору. Только четверо мудрецов за всю историю смогли сделать это. Но, как это часто бывает, войти гораздо легче, чем выйти, и лишь рабби Акива сумел выдержать такое испытание. В чем же было его отличие от трех других великих мудрецов? Известные комментаторы Торы Раши (рабейну Шломо Ицхаки) и Маарша (рабби Шмуель Элиезер Эйдельс) приводят следующее мнение: Бен Азай настолько стремился к знаниям, что, дойдя до высшей точки, его душа покинула тело и устремилась к их источнику, проигнорировав свое главное предназначение - работать в материальном мире. Бен Зома интеллектуально был ниже своего коллеги, и он оказался не в состоянии безболезненно воспринять те истины, которые ему открылись. Ахер, он же Элиша бен Абуя, увидев огромную силу зла, решил, что оно существует отдельно от добра, является его самостоятельным антиподом. Он разуверился в традиционных истинах иудаизма и "начал рубить насаждения" - стал публично нарушать законы Торы, настраивал молодежь против ее изучения; по некоторым источникам, даже помогал римлянам в борьбе против евреев. Выражаясь языком "Звездных войн", перешел на темную сторону Силы. Именно из-за такого изменения великий знаток Торы Элиша бен Абуя упоминается в Талмуде исключительно под именем Ахер - буквально "Другой".

Рабби Акива же избежал таких ошибок. В отличие от Бен Азая, получение знаний было для него не целью, а инструментом исполнения воли Вс-шнего; с интеллектом, похоже, тоже все было в порядке; и, в противоположность Ахеру, Акива сумел разглядеть, что все в этом мире имеет один-единственный источник. "Все предвидено, но воля (свобода выбора) дана; мир судится добром, все однако зависит от большинства деяний" . Эта фраза рабби Акивы вошла в один из важнейших текстов Мишны - "Пиркей Авот" ("Поучения отцов").

Существует также множество других комментариев и версий. Например, П.Полонский пишет, что в разных поколениях были и другие знатоки Торы, входившие в Пардес, но о них Талмуд не упоминает, поскольку те входы-выходы проходили спокойно и безболезненно. А вот неудача трех из четырех великих мудрецов вызвала большой резонанс; обусловлена она была тем, что данный временной период являлся ключевой точкой поворота еврейской истории - разрушение Второго Храма, поражение восстания Бар Кохбы, изгнание из Иудеи, уничтожение Иерусалима. Именно поэтому не все мудрецы смогли осознать и воспринять такие катаклизмы.

Четверо, вошедшие в Пардес. Фрагмент миниатюры из итальянского манускрипта XVII века. Бен Азай уже умер, но до пола еще не долетел, остальные пока не определились. Сложно сказать, кто из них рабби Акива. Можем предположить, что главным героем манускрипта был Бен Азай - мало того, что только его можно уверенно здесь идентифицировать, так на всякий случай он единственный из всех еще и подписан.


Один из самых драматичных моментов еврейской истории - восстание Бар Кохбы, в котором активное участие принимал и рабби Акива. Он совершал поездки в отдаленные еврейские поселения, расположенные за пределами Иудеи, собирая там деньги и призывая людей присоединиться к восставшим. Но особый интерес вызывает то, что рабби Акива провозгласил лидера повстанцев Бар Кохбу Мошиахом - невиданный ни до этого, ни после этого шаг. Да, впоследствии в Европе появлялись неоднократно самозванцы, объявлявшие себя мессиями, но никакого следа в истории они не оставили. За исключением, конечно, . Однако, никогда в истории претендентов на почетную должность Мессии в качестве промоутера не выступала такая значительная личность. Ведь рабби Акива был не только выдающимся мудрецом Торы - он, по мнению практически всех еврейских авторитетов, являлся лидером поколения! Впоследствии он, впрочем, пересмотрел свое мнение по поводу Бар Кохбы, но вопрос остается открытым. Как мудрец, постигший Пардес (в отличие от ВСЕХ своих коллег!), избежавший ошибок там, где не справились другие, не менее достойные праведники, смог ошибиться в важнейшем для еврейского народа вопросе? Эта тайна остается неразгаданной. Попытку внести некоторую ясность предпринимает Рамбам (рабби Моше бен Маймон), еще один из крупнейших еврейских авторитетов. Рамбам предполагает, что Бар Кохбу все же нельзя называть лже-мессией; лидер повстанцев действительно был потенциальным Мошиахом (что и почувствовал рабби Акива), но, увы, этот потенциал реализовать не смог, допустив ряд ошибок...

Серебряная тетрадрахма Бар Кохбы. Возможно, именно на эту монету покупал рабби Акива автомат в каком-нибудь ашкелонском военторге...


У рабби Акивы и без того проблем хватало. Как уже упоминалось в начале статьи, эпидемия унесла жизни 24 000 его учеников. С исторической точки зрения здесь есть две противоположности. Что касается количества жертв - такое вполне можно допустить, ведь в средневековье эпидемия чумы выкашивала целые регионы. Но само количество учеников вызывает уважение, и даже некоторое подозрение. Такая толпа одновременно должна была занять целый город, и уж точно никак не могла бы разместиться в одном учебном заведении. На секундочку - Днепровский национальный университет обучает около 15 000 студентов, а это десятки учебных корпусов, расположенных по всему городу, и сотни преподавателей! Значит, скорее всего, речь идет общем количестве людей, в какой-то период проходивших обучение в иешиве рабби Акивы. Об этом же говорит и Талмуд (Ктубот 63а). Но тогда возникает другой интересный вопрос. Вероятность того, что 24 000 человек, учившиеся в разные годы (пусть даже в одной и той же иешиве в Бней-Браке) компактно проживали в одном месте, близка к нулю; наверняка они расселились по всей Иудее, а то и за ее пределами. Но речь идет о смерти только этих учеников - другими словами, эпидемия действовала ну очень избирательно...

Впрочем, у Талмуда есть ответ на этот вопрос. В трактате Йевамот 62б сказано, что это наказание к ним пришло из-за одного общего греха - отсутствия взаимоуважения. Казалось бы, не самая страшная провинность, в наше время практически любой человек поставил бы ее далеко не в самом начале списка грехов. Но в том-то и дело, что это были ученики рабби Акивы, для которого любовь к ближнему была самой сущностью Торы, ее главным принципом. А без взаимоуважения любовь к постороннему человеку не возможна. Выходит, что ученики получили от своего наставника какие-то теоретические и практические знания, но самого главного они у него перенять не сумели. Таким образом, посредством эпидемии Бог четко обозначил приоритеты духовных качеств мудрецов Торы, а вместе с ними - и каждого еврея.

Существует и другое объяснение, переводящее это событие из религиозной сферы в историческую: 24 000 учеников рабби Акивы погибли во время восстания против римлян. Поскольку отношение Акивы к восстанию Бар Кохбы общеизвестно, нет никакого сомнения в том, что его ученики также принимали активное участие в войне. Такое количество мужчин просто никак не могло остаться в стороне. По сегодняшним меркам они могли бы составить 1,5 дивизии (!), а ведь армии древности были куда меньше современных.

Такое объяснение кажется вполне логичным, особенно для религиозного скептика, но тут есть один нюанс. ТаНаХ и Талмуд часто приводят общие факты без конкретики, что оставляет возможность для построения различных версий того или иного события. Но в данном случае в Талмуде написано четко: смерть наступила от эпидемии болезни "аскара", которую сегодня отождествляют с дифтерией. Скрупулезные евреи насчитали всего 903 вида смерти (об этом также написано в Талмуде), и аскара - самый тяжелый из них. Исторически время писания Талмуда к нам гораздо ближе, чем, допустим, Торы, и достоверность сведений в нем уж точно не ниже, чем в других дошедших до нас источниках того времени.

Могила рабби Акивы в Тверии, Израиль.


Не менее интересный вопрос возникает и в связи с самим праздником Лаг ба-Омер. Таких вопросов даже целых два. Во-первых, почему мы вообще отмечаем это событие. В истории еврейского народа, к сожалению, достаточно эпизодов, когда погибали целые общины. Но в еврейском календаре нет таких дат, за исключением дня памяти жертв Шоа. Лишь в некоторых отдельных общинах помнили свои траурные даты и читали специально приуроченные молитвы, да и эта традиция исчезла вместе с европейскими общинами, после Второй мировой. А во-вторых, зачем отмечать окончание эпидемии, когда все уже умерли? Написано, что было 24 000 учеников, и столько же умерло. Получается, умирать больше было некому, что же праздновать-то?

Попробуем поискать ответы. Что касается первого вопроса, то здесь все же есть особенность: никогда в еврейской истории не случалась массовая смерть исключительно мудрецов Торы. (Справедливости ради отметим, что в тот период времени, на который пришлась Иудейская война, было убито римлянами около 600 000 евреев, но смерть учеников рабби Акивы была другой, как и ее причина). Наверняка люди, обучившиеся у Акивы, ставали раввинами, судьями, главами учебных заведений в своих поселениях. И такая массовая гибель интеллигенции, конечно же, стала катастрофой для всего еврейского народа. Кроме того, религиозные авторитеты проводят следующую мысль: акцентирование на этом дне не дает нам забыть ту ошибку, которую допустили ученики рабби Акивы, ведь она ни на грамм не потеряла актуальности и сегодня.

Второй вопрос также имеет интересный ответ. В хабадских и многих других ашкеназских общинах в дни от Песаха до Лаг ба-омер принято соблюдать некоторые траурные обычаи - не стричься, не носить новую одежду, не устраивать свадеб и т.д. Все запреты снимаются в 33-й день отсчета омера, и это создает впечатление, что траур закончился. Но дело в том, что, по мнению большинства мудрецов и знатоков истории, эпидемия среди учеников рабби Акивы продолжалась все 50 дней между праздниками Песах и Шавуот, но в 33-й день она приостановилась, и в этот день никто не умирал. Поэтому многие сефардские общины после Лаг ба-омер продолжают соблюдение траурных традиций. Также есть мнение, что эпидемия продолжалась 2 или более года подряд, и каждый раз приостанавливалась в Лаг ба-омер. Таким образом, на фоне 7 недель несчастий один день, когда ничего плохого не происходило, превратился в праздник.

И празднуем мы, определенно, не зря. Поскольку после окончания эпидемии у рабби Акивы появились другие ученики, имена которых сегодня известны всем, изучающим Талмуд - ведь без них этого Талмуда просто не было бы. Это р. Меир, упоминавшийся "основатель" праздника р. Шимон бар Йохай, Йегуда бар Илай - все они были наставниками составителя Мишны рабби Йегуды га-Наси.

Сам же рабби Акива после падения крепости Бейтар в 135 году н.э., ознаменовавшего поражение восстания Бар Кохбы, был арестован римскими властями и казнен в Кейсарии. О его значении для еврейского народа говорит талмудический трактат Сангедрин 86а: "Мишна основывается на мнении рабби Меира, Тосефта - на мнении рабби Нехемьи, мидраш Сифра - на мнении рабби Йеуды, мидраш Сифрей - на мнении рабби Шимона, но все они следуют взглядам рабби Акивы ".