Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Философия киников. Диоген из Синопа. Киники - это что такое? Основатель школы Киников

Как мы уже знаем, основателем кинизма был Антисфен, но судьбе было угодно сделать символом движения киников Диогена Синопского.

Диоген был старшим современником Александра. Один из античных источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне. Встречу Диогена с Антисфеном другой старый источник описывает так. Прибыв в Афины, Диоген нашел Антиоха, но тот не хотел брать учеников. Тем не менее Диоген упорно его преследовал, пока не вывел из себя. Когда Антисфен достал палку, Диоген подставил ему голову со словами: "Бей, сколько хватит силы, нет дерева прочнее, чем голова, которая хочет чего-то добиться". С тех пор он мог слушать учителя.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим.

Выразить всю программу нашего философа может одна фраза: "Ищу человека", которую он повторял, как говорят, с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше всех общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.

"Киник Диоген, - свидетельствует античный источник, - повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей". Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры.

В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Что же касается модели поведения, то кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные. Теофраст рассказывает, что Диоген, увидев мышь, которая не искала места для ночлега, не боялась ни тьмы, ни чего-то другого, счел такой образ жизни за образец: без цели и без ненужных забот и страхов.

Образ жизни вне цивилизованного комфорта - бочка, где он жил. Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова "parrhesid". "Anaideia" 7 , свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места. А когда брал деньги в долг, то говорил своим друзьям, что просил у них не подарков, а хотел лишь вернуть то, что они ему должны.

Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза" , "усилие", "тяжкий труд". Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Впрочем, киник также и - вне государства, его отечество - целый мир.

"Автаркия" , т.е. самодостаточность, апатия и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни. Символичен эпизод: Диоген принимал солнечные ванны, когда Александр, сильнейший из сильных мира сего, обратился к нему: "Проси, чего хочешь". - "Не засти мне солнца", - был ответ. Перед лицом сверхпотенции монарха Диогену была достаточна наинатуральнейшая вещь - солнце, этим он подчеркивал суетность любой власти. Ведь счастье приходит изнутри и никогда извне.

лее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.

Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе.

2. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись:

Возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества);

Добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество

Отсутствие постоянного места жительства, скитания;

Предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене;

Восхваление физической и духовной бедности;

Крайний аскетизм;

Замкнутость;

Критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических;

Воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни;

Неготовность к спору, стремление подавить собеседника;

Отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам;

Концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах;

Радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.

В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.

Итак, киники, кинизм, киническая философия. Сам термин «киники» историческая традиция связывает с названием гимназия для детей неполноправных в пригороде Афин – Киносарге («Зоркий пес», или «Белая собака»), в котором учился, а затем преподавал Антисфен – основатель кинизма. Впоследствии он и сам получил прозвище «обычной собаки», которым очень гордился.Кинизм, возникший на рубеже V и IV веков до н.э., впитал в себя и отразил противоречия полисной морали, кризис афинской демократии. Это было время общего кризиса Афинского государства и сопредельных полисов. Кризис охватил не только экономику и политику, но и духовную жизнь: дух коллективизма уступил место индивидуализму, что пробудило интерес к человеку как таковому, а не как к члену общества. В связи с этим изменились приоритеты в истории, философии, литературе. Время восхваления мифических и реальных героев прошло, античная наука как бы повернулась к человеку. Натурфилософия сменилась антропологией, физика – этикой. Философия теперь стремилась ответить на главные вопросы человеческого бытия: как жить, в чем счастье и добродетель?



Представители

Философы давали на эти вопросы разные ответы, исходя из опыта своего класса и своего личного опыта. Большинство киников были или выходцами из социально угнетенных слоев (Антисфен – сын свободного афинянина и фракийской рабыни, Диоген – хотя и был полноправным гражданином, но изгнан из Афин за подделку денег, Моним – раб коринфского банкира, Бион – сын вольноотпущенника), или людьми, порвавшими со своим классом и ставшими на сторону бедняков (Кратет, Гиппархил, Метрокл).

В целом это учение основано на нигилизме, на отрицании. Киники критиковали государство за его рабовладельческую сущность, его законы, правителей, политику. В основе их критики лежала софистская антитеза «природа-закон». Природа – это естественное, истинно человеческое, закон – нечто искусственное, навязанное людям. В понятие «закон» включали не только государственные законы, но и человеческие мнения, традиции, обычаи, т.е. все поведение людей. Киники считали, что именно «закон» исказил природу людей, разрушил их естественное счастье, внес зло и несправедливость. Поэтому законы бесполезны: хорошие люди в законах не нуждаются, а плохие от законов лучше не становятся.Вообще, понятия «счастье» и «добродетель» – основные понятия этики киников. Добродетель киники видели в счастье довольствоваться малым и избегать зла. Но научить добродетели должны не столько звания, сколько сила воля, которая выражается в поступках, а поступки направлены на ограничение потребностей. Конечно, их «аскесис» далек от христианского аскетизма, но его суть в максимальном опрощении. В этом смысле их идеалом здорового образа жизни были первобытные люди, еще не знавшие огня. Начало «развращения» человечества киники видели в огне Прометея, поэтому осуждали этого мифологического героя, но прославляли героя-труженика Геракла. Антисфен, в частности, посвятил ему три сочинения.Объектом критики киников был и человек существующего общества. В упадке общества они видели причину нравственного упадка человека и своей философией, и своим образом жизни пытались с этим бороться.Основным методом их борьбы со злом было воспитание через беседы и литературу. Именно киникам принадлежит открытие двух жанров античной литературы: диатриб и менниповых сатир (меннипей). Но это не означает, что для достижения своих целей они не используют старые жанры: пародию, басни, хрии, апофтегмы

циник, ученик Антисфена (414-323 до Р. Хр.). Отец его был менялой и фальшивомонетчиком; сын, участник в предприятиях отца, должен был покинуть родной город; придя в Афины, услышал беседы Антисфена и был им пленен. Антисфен считал себя последователем Сократа, но учение Сократа понимал односторонне: цель жизни видел в добродетели, а добродетель - в аскетизме. Д. не прибавил к этому ничего принципиального и замечателен не столько учением, сколько жизнью, в которой он до крайности доводил принципы своей школы. Древность изукрасила жизнь Д. различного рода эпизодами, в которых рисуется его характер, но которые, по всей вероятности, сочинены: такова, напр., встреча Д. с Александром Македонским и знаменитый его ответ царю. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, Д. довел свой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных, вследствие чего получил прозвище: ό κύων - ρобака.

Философ-изгнанник

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты.

Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был меняльщиком. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афёре отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355-350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.

Циники

Если бы мы могли перенестись в Афины V в. до Р. Хр., то среди великолепных храмов и городских построек, среди нарядных в красивых людей мы бы увидели толпу нищенски одетых, крайне неопрятных юношей. Вначале нам бы показалось, что это просто бродяги без рода и племени.

Но, подойдя ближе и всмотревшись в их лица, мы были бы поражены контрастом нищенского облаченья с несомненной аристократичностью их лиц. Теперь мы бы пришли, вероятно, к выводу, что это дети разорившихся аристократов, выброшенные роком из богатых домов и вынужденные вести бродячий образ жизни. Но и тут бы мы вновь ошиблись, ибо эти совсем еще юные люди принадлежали к древнегреческой философской школе циников (или киников, как их еще называли). По своему образу жизни, происхождению и проповедуемым идеям сегодня бы мы их назвали "хиппи". Итак, что же это была за философская школа, идеи которой возобновились и нашли отражение в массовом движении молодежи из зажиточных семейств Запада в 60-х годах XX столетия?

Основателем школы циников (киников) был философ Антисфен, родившийся в 444 г. до Р. Хр. в семье афинянина и фракийской рабыни. Увлекшись с молодости философией, он был сначала учеником Горгия, затем Сократа, а потом основал свою собственную философскую школу. Беседы со своими учениками он проводил в гимназии Киносарге (в переводе с греческого - белая собака). Именно от этого слова и происходило название его последователей - киники, позже трансформировавшееся в циники. Сам себя Антисфен называл "непородистым псом". Его последователи носили короткий плащ, одетый на голое тело, нищенскую суму и посох. В основе его философии лежал девиз: "Жить согласно природе". В контексте этого все достояния цивилизации рассматривались как противоречащие природе. Поэтому, по их мнению, счастьем является возвращение в мир природы. Философские идеи Антисфена продолжил его ученик, знаменитый Диоген Синопский (400-323 гг. до Р. Хр.). Для характеристики этой личности приведем такой пример: в конце своих дней он встретился случайно с Александром Македонским, который предложил ему выполнить любое его желание, на что философ попросил царя не загораживать от него солнце. Услышав такой ответ, полководец воскликнул: "Не будь я Александром, я хотел бы быть Диогеном!" Взгляды философа с каждым годом приобретали все более причудливые и вызывающие формы: Диоген стал ходить почти голым, отправляя естественные надобности на глазах у всех, пил воду из луж, ел сырое мясо. Местом его обитания становится большая глиняная амфора, вошедшая в историю под названием "Диогеновой бочки". Острый ум Диогена в сочетании с экстравагантным поведением привлекал к нему тысячи людей. Особую популярность его идеи нашли в среде "золотой" молодежи того времени. Окруженные с детства роскошью, но не находя удовлетворения духовным запросам, молодежь из аристократических семейств увлекалась идеями циников, которые, как им казалось, делали их свободными. Прекрасно известно, что именно эти причины стали основополагающими в появлении движения "хиппи", основными представителями которого были дети семейств Европы и Америки. Постепенно учение циников превратилось в настоящий цинизм, где даже смерть близких воспринималась как ничего не значащее событие. Ведя бродяжнический образ жизни, циники жили за счет общества, ровным счетом ничего не делая и считая всех остальных намного ниже себя. Однако удовлетворенности и счастья в единении с природой последователи этого учения не нашли. Чувство неудовлетворенности, а порой полной депрессии наполняли жизнь этих людей. Видимо этим и объясняется то, что современные "хиппи", проведя несколько лет в подобном состоянии, возвращались в общество, занимая впоследствии места своих родителей в управлении заводами, фабриками, банками. Они возвращаются в жизнь, против которой совсем недавно протестовали, а потом их дети повторяли их жизненный путь, пытаясь безуспешно избавиться от грубого материализма в жизни, найти что-то светлое, духовное. Говорят, что Диоген мог часами бродить днем по городу с зажженным фонарем и на вопросы удивленных горожан отвечать: "Я ищу человека". Пытаясь найти человека, Диоген и его последователи не нашли Бога, для поисков которого не нужно было зажигать фонарь или долго философствовать.

Школа циников вскоре прекратила свое существование, однако ее идеи, как мы видим, дожили до нашего времени, принося все ту же опустошенность, неудовлетворенность, разочарование в жизни. Что касается эпикуреизма, стоицизма и скептицизма, то их философское содержание намного богаче кинизма. При анализе упомянутых философских школ следует иметь в виду, что их представители четко различали три составные части философии: физику, логику и этику.

ОБ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЦИНИКОВ

Двумя крупнейшими представителями философского течения, фигурирующего под названием "кинизм", являлись ученик Сократа Антисфен и ученик последнего Диоген Синопский. В переводе на латинский киники - это циники. Антисфен преподавал в гимназии Киносарг ("Зоркий пес"). Некоторые киники не без гордости называли себя псами. Имелась в виду их установка на особый образ жизни, связанный с ограничением круга жизненных потребностей.

Философы всегда выступали и выступают против пустых, ненужных, надуманных потребностей. В этом отношении киники были настоящими экстремистами. Их лозунг: "Ничего лишнего". Они, презирая богатство, почести и славу, искали кратчайший и наиболее простой путь к добродетельной жизни. В этой связи у них было три главных критерия: аскесис (максимальное опрощение потребностей: малоодетость, бродяжничание, небритость), отказ от общего образования (лучше всех учит, мол, сама жизнь), автаркия (личная свобода и самодостаточность). Критики кинизма всегда подчеркивали, что назначение философии состоит не в опрощении, а совершенствовании и возвышении жизни.

Антисфен, основатель школы киников

Из ближайших учеников Антисфена известен преимущественно Диоген Синопский , «сумасшедший Сократ», как его называли в древности, «пес», живое воплощение философии киников, основатель кинического «правила жизни», которое он преподавал словом и делом в качестве странствующего нищего проповедника в Афинах и Коринфе, где он умер в 323 г. Среди множества анекдотов о нем или изречений, которые ему приписываются, нет возможности отличить подлинное от вымышленного; но самый образ Диогена, который рисуется в них, несомненно вымышлен быть не мог, точно так же, как и образ Сократа. Диоген имел историческое значение именно своей личностью, этим личным образом, который он так резко запечатлел в умах современников.

Замечательнейшим последователем Диогена был Кратес из Фив. Увлекшись кинической мудростью, он отказался от своего значительного богатства, завещав его сыну, – в случае, если тот не захочет быть философом. Подобно Диогену Кратес вел нищенскую жизнь, которую разделяла с ним его ученица и супруга Гиппархия, также оставившая богатую семью из увлечения проповедью Кратеса. В третьем веке известны киники Менедем и сатирик Менипп ; мораль популярных нравственных проповедников III в., Биона и Телеса, тоже проникнута киническим духом, хотя у Биона мы находим оригинальную попытку согласования кинизма с чуждыми ему принципами гедонизма киренской школы . Мало-помалу киническая школа поглощается в сродной ей школе стоиков ; но с первого века нашей эры она пробивается в целом ряде странствующих проповедников, привлекающих общее внимание своим юродством, резкостью, грубостью своих нападок на условность человеческих нравов и на ложь цивилизации, наконец, своей проповедью опрощения. Помимо отдельных представителей, каковы Деметрий (при Нероне), Эномай (при Адриане), Демонакс (в первой половине II века), Перегрин Протей , который публично сжег себя на Олимпийских играх в 165 г., можно отметить общее влияние киников на других моралистов этого периода (Дион Златоуст I в., Сенека , Эпиктет и др.).


На вопрос, что дала ему философия, Антисфен ответил: «Умение беседовать с самим собой». На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: «Наука забывать ненужное». Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нём, он заметил: «Это удел царей — делать хорошее и слышать дурное».

Циники (киники) не стремились к построению законченной философской теории. Являясь продолжателями и преемниками линии Сократа, главный упор они делали на практической стороне дела, отличаясь в этом от наиболее известного сократовского ученика — Платона. В той мере, в какой киники занимались теорией познания, они критиковали общие понятия (в частности, «идеи» Платона) как вредную выдумку, усложняющую непосредственное отношение к предмету.

В памяти последующих поколений от них остались не трактаты, которые они писали, а преимущественно истории и анекдоты. Наверное, все слышали про Диогена и бочку, в которой он жил. Знаменит также его ответ царю Александру Македонскому, пришедшему навестить философа, а в конце беседы спросившего, нет ли у того каких-либо просьб к нему или пожеланий. Диоген сказал: «Есть у меня одна просьба. Будь так добр, отойди в сторону и не заслоняй мне солнца».


Среди бела дня Диоген бродил с фонарём в руке и на недоумённые вопросы окружающих отвечал: «Ищу человека».


Главная цель учения циников (киников) заключалась в философском обосновании жизни за пределами общества — и проверка данного способа жизни на себе. Главные черты их учения — отрицание, отказ от традиций и переоценка ценностей.

Про Диогена рассказывают, что в молодости он отправился в Дельфы, чтобы посетить знаменитый храм на родине Аполлона, и там оракул посоветовал ему «сделать переоценку ценностей». По-гречески одно и то же слово (nomisma ) означает «ходячую монету» и «общественное установление». Диоген сначала не понял истинный смысл этого изречения, однако впоследствии, будучи изгнанным за перечеканку монет, он осознал своё призвание в философии.

Диоген шёл в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Именно так я и стараюсь поступать всю свою жизнь».

Диогену говорили: «Многие смеются на тобой». Он отвечал: «А над ними, быть может, смеются ослы; но как им нет дела до ослов, так и мне — до них».



Нигилизм циников носил революционный, очистительный характер. Краеугольным камнем его была сформулированная ещё софистами антитеза physis — nomos («природа» — «закон»). Nomos шире понятия «закон», это и человеческие установления, мнения, традиции, обычаи. От «природы» все люди равны, свободны, честны, справедливы, непритязательны, счастливы, а «закон» исказил «природу», внёс в жизнь неравенство, гнёт, зло, несправедливость. Всё, что исходит от природы — необходимо и есть благо, а что идёт от людских установлений — случайно и влечёт за собой зло. Само счастье состоит в том, чтобы «жить по природе». Поэтому циники (киники) всячески восхваляли «природу» и ни во что не ставили «закон»: ведь хорошие люди в законах не нуждаются, а дурные от законов лучше не становятся. Законы и государство разрушили изначальную гармонию, естественное счастье людей, они враждебны природе и добродетели.

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген сказал: «Молодым ещё рано, старым уже поздно».

Ещё он говорил, что жёны должны быть общими: кто какую склонит, тот с той и живёт. Поэтому и сыновья должны быть общими.

Всякое общество состоит из отдельных людей, говорили они, поэтому чтобы вылечить общество, надо сначала взяться за лечение отдельных людей, из которых оно состоит. Их критика была не абстрактной и безличной, а конкретной.

Однажды царь Александр подошёл к нему и спросил: «Ты не боишься меня?» — «А что ты такое, — спросил в ответ Диоген, — зло или добро?» — «Добро», — сказал тот. «Кто же боится добра?»

Следуя примеруСократа, киники довели его приёмы до небывалого радикализма, окружив атмосферой парадокса, сенсации и уличного скандала. Платон даже называл Диогена «спятившим Сократом».

А Диоген говорил про Платона, что тот отличается не красноречием, а пусторечием. Возражая его учению о сущности вещей, он сказал: «Чашку вижу, а чашности — нет».

Однажды, топча циновку, Диоген воскликнул: «Топчу спесь Платона!»

Пытаясь понять, что такое человек и чем он отличается от животных, Платон предложил своим ученикам определение, имевшее большой успех: «Человек — это животное о двух ногах, лишённое перьев». Тогда Диоген принёс в рощу Академа ощипанного петуха и сказал: «Вот платоновский человек». После этого к определению были добавлены слова: «...и с широкими ногтями».



Если Сократ ещё демонстрировал уважение к наиболее общим заповедям традиционной патриотической морали, то циники (киники) обязывались жить в любом обществе не по его законам, а по своим собственным, с готовностью приемля статус нищих, юродивых. Именно то положение человека, которое всегда считалось не только крайне бедственным, но и крайне унизительным, избирается ими как наилучшее. Диоген с удовольствием применяет к себе формулу страшного проклятия — "без общины, без дома, без отечества". Циники (киники) хотели быть "нагими и одинокими"; социальные связи и культурные навыки представлялись им чем-то наносным и даже лживым. Этот "туман" нужно развеять и обнажить человеческую сущность.

Диоген первым в истории назвал себя «космополитом», то есть «гражданином вселенной» (или — «мира»). Другой циник, Кратет, в одной из своих трагедий писал:

Отечество моё — не только дом родимый,