Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Даосское учение о бессмертии. Бессмертие в средневековом и позднем даосизме. Даосизм и народные верования

Описанные в древних китайских текстах «Восемь бессмертных святых (ба сянь)», относящихся к даосскому пантеону, были реальными историческими личностями. Став святыми, они освободились от мирских чувств и страстей, радостей и печалей. Они получили вечную жизнь и живут по небесным законам.

Мифы Китая полны удивительных историй о людях, получивших бессмертие в результате самосовершенствования по даосским практикам. Стать бессмертным можно было различными способами. По одним поверьям, даос, уходя на Небо, забирает с собой свое тело. При этом происходят таинственные превращения, тело наполняется веществом небесной энергии и навечно обретает бессмертие. В других случаях превращения происходят из-за того, что человек выпил эликсир бессмертия, чаще всего приготовленный в Небесных чертогах, или съел пилюлю бессмертия. Можно также отведать персик с дерева Бессмертия, которое растет в саду Богини Сиванму и дает плоды раз в три тысячи лет, а еще есть волшебная формула, написанная на бумаге, прочитал - и стал бессмертным.

Таким образом, способов очень много, выбирайте любой. Бессмертный даос, вступивший в вечную жизнь, ведет существование, которое не зависит от земных законов. Он может жить в прекрасных пещерах на священных горах или на благословенных островах в море. Он может даже поселиться на Небе, если на то будет разрешение Нефритового Императора. В любом случае, это уже не человек, а святой, обладающий нереальными для человека возможностями. Их физический облик тысячелетиями оставался таким же, каким он был в земной жизни.

Бессмертные могут принимать человеческий облик и общаться с людьми. Они повелевают небесными животными, могут перевоплощаться, зачастую они обладают различными магическими предметами, наделенными волшебной силой, это может быть веер, шнурок, посох и т.д.

Мифы о Восьми бессмертных получили в Китае наибольшее распространение. Эти бессмертные, почитаемые и любимые народом, некогда были людьми, известными историческими личностями, а затем, став святыми, уединились в высоких горах вдали от земных радостей и печалей.

Чжун Ли Цюань – глава Восьми бессмертных. Он жил во времена династии Чжоу (1122 до н.э.-249 г.г н.э) При жизни он был полководцем, и поэтому считается покровителем солдат. Его обычно изображают толстым человеком с обнаженным животом. Иногда он держит в одной руке персик, а в другой – веер, с помощью которых он оживляет усопших, так как он обладал секретом изготовления элексира жизни и порошка перевоплощения.

Родился Чжун Ли недалеко от Сяньяна в провинции Шеньси. Первое упоминание о нем находится в «Сюан-хэ шу пу» («Перечень каллиграфических надписей годов Сюань-хэ»). Согласно этой книге, у него высокий рост, курчавая борода, густые волосы на висках, непокрытая голова с двумя пучками волос, татуированное тело, босые ноги. Так он и изображается на рисунках.

Чжун Ли Цюань – один из основателей алхимического искусства бессмертия. Он также является одним из основателей даосской школы Цюаньчжень (Школа Совершенной Истины). В даосизме его также называли Чженьян Цзуши – первый мастер Истинного Ян, а также Мастер Облачного Зала. Он был учеником другого бессмертного – Ли Те-гуая. При монгольской династии Юань в 13-14 веках н.э. Чжун Ли был канонизирован и был назван даосским патриархом.

В легенде говорится, что, когда Чжун Ли Цюань появился на свет, вся комната озарилась необычным сияньем, из-за чего ребенку предсказали необыкновенное будущее. Внешность новорожденного также была весьма необычна: огромная голова, широкий лоб, большие уши, толстые щеки и яркие губы, длинные брови и красный нос. Его руки были длинными, как у трехлетнего ребенка, семь дней младенец ничего не ел и не плакал.

Читайте также:

Когда Чжун Ли вырос, он стал полководцем, который удостоился милостей императора. Когда тибетское племя туфань, жившее на северо-западе, совершило набег на пограничную местность, пять тысяч солдат под командованием Чжун Ли Цюаня были посланы навстречу неприятелю. Во время главного сражения, когда успех Чжуна уже был очевиден, над полем боя пролетал другой бессмертный – Ли Те Гуай. Увидев происходящее внизу, Ли подумал: « Да это же Чжун Ли Цюань, который должен был стать святым, чтобы возвыситься над миром. Но он не постиг Дао и слишком любит почести и славу. Если он и теперь одержит победу, то императорские милости совсем вскружат ему голову. Он слишком погрязнет в почестях и славе и это закроет ему путь к Дао. Пусть он лучше потерпит поражение и это заставит его покинуть суету этого мира и встать на Путь Истины».

Ли Те Гуай тотчас же превратился в старика, явился к военачальнику племени туфань и открыл ему способ, с помощью которого можно было разбить китайскую армию. Воины туфань разгромили китайцев, сам Чжун Ли Цюань верхом умчался с поля боя, спасая свою жизнь. Вернуться к императору с позором он не мог и, в полном отчаянии, вернулся в родную деревню, где женился и занялся изучением философии.

Однажды Чжун Ли Цюань обратил внимание на женщину в траурном одеянии, которая сидела возле могильного холма и веером обмахивала землю. На вопрос, что это значит, женщина пояснила, что муж перед смертью просил её не выходить вторично замуж до тех пор, пока земля на могильном холме не высохнет. Теперь, найдя жениха, она хотела побыстрее высушить землю на могиле мужа. Чжун Ли Цюань взял у неё веер и при помощи заклинанья высушил могильный холм. Вдова с благодарностью удалилась, оставив веер у него в руках. Дома он рассказал эту историю своей молодой жене, и она страшно возмутилась поступком вдовы. Эти слова жены навели Чжун Ли Цюаня на мысль проверить её чувства. Прошептав соответствующее заклинанье, он притворился мертвым.

Перед мнимой вдовой тут же появился красивый молодой человек, и через несколько дней она согласилась выйти за него замуж. Жених сказал, что для женитьбы ему необходимо снадобье, приготовленное из мозга её покойного мужа. Вдова согласилась исполнить просьбу жениха и открыла гроб. Она пришла в ужас, когда обнаружила, что её бывший муж ожил, а жених бесследно исчез. Не в силах вынести позора, женщина покончила с собой. После всего этого Чжун Ли Цюань поджог свой дом и ушел, взяв с собой только веер и священную книгу «Даоцзин».

В полном отчаянии Чжун Ли встретил монаха, к которому обратился за советом, что ему теперь делать? (Это был, конечно же, Ли Те Гуай). Монах пригласил его к себе, и они долго шли вместе, пока не достигли жилища Наставника Восточного Китая. Старец (в которого обратился монах), оказал Чжун Ли радушное гостеприимство и последний попросил старца принять его к себе в ученики. С того дня на высокой Горе Трех Вершин он начал свою практику самосовершенствования, став на путь постижения Дао.

В это время в том краю был сильный голод, тысячами умирали люди. Здесь впервые Чжун Ли Цюань начал применять на практике полученные знания. При помощи алхимии он превращал медь и олово в серебро и золото и раздавал его людям, чтобы они могли купить себе еду. Так он спас множество людей.

Однажды он сидел в пещере глубоко задумавшись. Вдруг каменная стена с грохотом раскололась на две половины, и из расщелины появилась нефритовая шкатулка, в которой лежали таинственные наставления, как стать бессмертным. Он сделал все, как было написано. Внезапно комната наполнилась разноцветными облаками, послышалась прекрасная музыка, и небесный аист предложил Чжун Ли Цюаню отправиться вместе с ним в страну бессмертия. С тех пор он сделался бессмертным, а его веер стал обладать чудесной способностью возвращать к жизни умерших.

В даосской Традиции выделяют следующие пять уровней практических достижений, именуемых бессмертием:

  • Бессмертие призрака (鬼仙 Гуй сянь);
  • Человеческий бессмертный (人仙 Жэнь сянь);
  • Земной бессмертный (地仙 Ди сянь);
  • Бессмертие духа (神仙 Шэнь сянь);
  • Небесный бессмертный (天仙 Тянь сянь);

Стоит отметить, что не все из них являются целью самосовершенствования и входят в .

Именно таков низший уровень – бессмертие призрака. Бессмертный призрак – это дух Инь, который совершенно не содержит Ян, и к такому результату не имеет смысла стремиться. На определенном этапе практикующий может вывести иньский дух из тела. В результате такой длительной и частой практики дух Инь обретает бессмертие, то есть не рассеивается после смерти человека. Такой дух слаб и не входит в пантеон бессмертных святых, но и в царство мертвых также попасть не может. Чтобы встать на путь культивации, бессмертному призраку необходимо вновь переродиться в мире людей.

Достижение уровня Человеческого бессмертного является первым большим результатом на пути самосовершенствования. Реализовав уровень Жэнь Сянь, человек обретает крепкое здоровье и долголетие, он сводит Инь и Ян и выплавляет Малый Эликсир бессмертия, восполняет изначальную энергию. Практикующий может остановиться на этом этапе саморазвития, если он не уделял должного времени и не проявлял достаточного упорства в культивации, либо не практиковал объемно методы полной традиционной системы самосовершенствования, а на протяжении всей жизни выполнял лишь некоторые техники. Однако по завершению этого этапа человек будет обладать более глубоким пониманием вещей и явлений в мире людей, может иметь особые способности и, после смерти, выбрать, где и кем переродиться, чтобы встретить Учение и Учителя. Снова родившись в мире людей, он быстро сможет достигнуть результат, обретенный в предыдущем воплощении (конечно, если социум не уведет его в сторону) и продолжить культивацию.

Следующее большое достижение культивации – Земной бессмертный. Такой бессмертный, хотя он еще не полностью постигнул Путь Дао, может вечно жить среди людей. Время жизни бессмертного Земли может быть равно времени жизни планеты, но при условии, что его физическое тело не будет разрушено каким-либо внешним воздействием. Для достижения уровня Земного бессмертного даосский мастер сплавляет Кань и Ли, соотносит и гармонизирует микрокосм (движение энергии в теле) с макрокосмом (движением энергии во Вселенной); Нефритовая эссенция, вращаясь по водяному колесу, преобразует тело. Земной бессмертный уже свободен от колеса перевоплощений – сансары.

Продолжая культивировать изначальную природу, Земной бессмертный восходит до звания Духовного бессмертного. Сформированный ранее бессмертный духовный зародыш (дух Ян) взращивается, выходит из макушки головы и, странствуя в различных мирах, постигает устройство мироздания. Духовный зародыш обретает возможность рождать новые духовные тела – из тонкого тела возникают другие тела и так множество раз. Так Шэнь Сянь может одновременно находиться в разных духовных телах, совершая различную духовную работу. Основным методом на этом этапе является медитация на слияние с Пустотой. Такая медитация может длиться десятилетиями и более. Духовный бессмертный все еще обладает физическим телом, которое необходимо для дальнейшей культивации и, вместе с тем, может быть разрушено извне.

К примеру, по преданию, один из знаменитых Восьми бессмертных, Ли Тегуай, оставил свое физическое тело в пещере Даншань и поручил охранять его ученику. Предупредив ученика, что, если он не вернется через семь дней, нужно будет уничтожить его тело, мастер отправился к Лао-цзы. Однако шесть дней спустя ученик, узнав о болезни матери, решил, что разница в один день – это неважно, сжег тело учителя и поехал домой. Вернувшись, Ли Тегуай не застал своего тела, вынужден был поселиться в телесной оболочке только что умершего хромого бродяги и ходил потом с железным посохом (кит. тегуай – железный посох).

Шэнь Сянь уже обладает невероятными возможностями, глубоким пониманием себя и устройства Вселенной в целом, и все же это еще не наивысший результат, которого можно достичь, практикуя методы Истинной даосской Школы. Если адепт по каким-либо причинам решает завершить культивацию на этом этапе, после его ухода остается уменьшенное в несколько раз тело либо волосы, ногти.

Когда же тело, энергия и дух полностью очищены от Инь (т.е. содержат только чистый Ян) и сведены воедино – говорят о достижении уровня Небесного бессмертного. На этой стадии Тянь Сянь полностью растворяется в Теле Света, обретая единство с Дао. Небесный Бессмертный всецело свободен от ограничений.

Все уровни достижения бессмертия в культивации внутренней алхимии, начиная с Человеческого бессмертного, являются последовательными, то есть без достижения предыдущего невозможно постигнуть следующий.

Библиотека "ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"

Чжун Юань цигун. Школа Мастера Сюи Минтана

Даосская практика достижения бессмертия

Предлагаем вниманию читателей русского издания книги Лу Куань Юя "Даосская йога" статью востоковеда Э.С.Стуловой "Даосская практика достижения бессмертия", впервые опубликованную в 1984 году издательством "Наука" в сборнике "Культура народов Востока. Из истории традиционной китайской идеологии" (стр. 230-270). Мы полагаем, что приведённый в данной статье обзор техник даосизма, сделанный по материалам зарубежных изданий, а также по переводам китайских перевоисточников, позволит читателям расширить свои представления о прикладной стороне даосской религии, связанной с интереснейшими методами духовного самосовершенствованя.

Э.С.Стулова

ДАОССКАЯ ПРАКТИКА ДОСТИЖЕНИЯ БЕССМЕРТИЯ

Формирование религиозного даосизма относится к началу эпохи Хань (206 г. до н.э. - 25 г. н. э.). После длительной вражды философских школ даосов, легистов, конфуцианцев, после падения империи Цинь (249-207 гг. до н.э.) - оплота легистов, даосы соперничали с конфуцианцами в стремлении оказать влияние на претендентов престолa новой династии, чтобы получить возможность осуществить свои политические идеалы. Так, Чжан Лян, государственный деятель и известный даос, занятый поисками бессмертия, оказавший поддержку Лю Бану, ставшему первым императором новой династии, имел определенный вес при Гао-цзу. Позже, в I в. н. э. прославилась семья Чжан (традиция считает их потомками Чжан Ляна), которая сыграла большую роль в истории даосизма. Глава семьи, Чжан Даолин был известным даосом и алхимиком. Из своих многочисленных последователей он организовал на границе нынешних провинций Сычуань и Шэньси своеобразное государство. Престиж даосизма так возрос, что в 165 г. впервые было совершено официальное государственное жертвоприношение Лао-цзы. Теократическое "государство" даосов просуществовало до 1927 г. (с XI в. оно перебазировалось из Сычуани Цзянси) сохряняя свою структуру, обряды, обычаи, а также передававшийся по наследству институт Небесного наставника, патриарха, главы общины (тяньши).

В период династии Тан (618-907) даосизм продолжал занимать сильную позицию, ведя ожесточенную полемику с буддизмом и успешно конкурируя с конфуцианством. Можно считать, что даосизм для некоторых своих приверженцев был своеобразной реакцией "на официальную конфуцианскую идеологию и санкционированные конфуцианством образ жизни, формы социальной структуры" .

Даосизм пользовался покровительством императорской семьи, фамилия которой была Ли, как и у Лао-цзы. В этот период было написано множество значительных трактатов, построено немало крупных монастырей. В начале династии Сун (960-1279) позиции даосизма все еще были сильны. Особенно уверенно даосы чувствовали себя при дворе второго сунского императора Чжэнь-цзуна (998-1022). В 1190 г. впервые был опубликован даосский канон "Даоцзан". После завоевания севера страны чжурчжэнями возникло немало даоссских сект вызывали подозрение и у последующих иноземных династий (монголов, маньчжур), захватывавших китайский трон. После падения династии Сун произошло ослабление позиций даосизма. Хотя еще случались отдельные взлеты, приливы симпатии со стороны некоторых императоров, даосизм сошел окончательно с политической арены и стал "религией индивидуального спасения" /27, с.155).

В XII в. произошел раскол религиозного даосизма на две школы: северную и южную. Северная школа называлась "цюань-чжэньцзяо" ("абсолютной истины"). южная - "чжэнъицзяо" ("подлинного единства"). Северная школа, в свою очередь, состояла из двух основных направлений: северного направления "цюаньчжэньцзяо", основанного патриархом Ван Чжэ, называемого также учителем Чунъян (жил во времена сунского императора Хуэйцзуна, правившего в 1101-1125 гг.) и южной ветви "цюаньчжэньцзяо", основанной патриархом Лю Хайчанем, учеником Люй Чуньяна.

Южная школа "чжэнъицзяо" называлась еще "тяньшидао" - "путь небесного наставника". Патриарх ее Чжан Цзунъянь в 1276 г. получил от юаньского императора Ши-цзу официальный титул тридцать шестого Небесного наставника.

Последователи южной школы ("чжэнъицзяо") веровали в судьбу, пытались узнать ее при помощи различных гаданий и повлиять на нее, пользуясь талисманами, амулетами, заклинаниями, молитвами. Они жили в миру, обзаводились женами и детьми. Посты соблюдали лишь в определенные дни. Эта школа развивала преимущественно ту часть даосизма, которая шла от древних магов, колдунов, шаманов. Она не придавала большого значения собственной природе человека, ее совершенствованию, а полагалась на внешние средства, на помощь магов (фанши).

Северная школа "цюаньсжэньцзяо" придавала одинаковое значение совершенствованию собственной природы человека и употреблению различных внешних средств, предлагаемых магами. При этом предпочтение отдавалось совершенствованию своей природы, использованию своих собственных внутренних средств и ресурств. Последователи этой школы - обычно монахи, жившие в монастырях или обителях, вели уединенную жизнь, соблюдали целибат, были вегетарианцами, не пили вина. Учение передавалось не по наследству, как в южной школе, а от учителя ученику. Заключалось оно в наставлениях по части медитации, дыхательной и двигательной гимнастики.

С течением времени грань между южной и северной школами исчезала, представления и практика одной школы проникали в представления и практику другой. Южная школа вовсе не отворачивалась от способов самосовершенствования, свойственных северной, а северная не чуралась талисманов и заклинаний. Отшельники, занятые поисками бессмертия, жили и на юге. А на севере постоянно и повсеместно встречались гадатели и прорицатели, маги и волшебники.

Поиски бессмертия - своими собственными силами, или обращаясь к помощи магов и заклинаний, - это центральное, главное положение религиозного даосизма, важнейшая его составная часть. Ближайшая цель даосов заключалась в избавлении от недугов, продлении жизни, омоложении.

Поисками бессмертия занимались еще задолго до оформления даосизма как религии. Китайская литература изобилует рассказами об отшельниках, алхимиках, императорах, занятых поисками бессмертия, эликсира жизни, островов, населенных небожителями. Эликсир жизни пытался отыскать Цинь Ши-Хуанди (221-210 гг. до н.э.). Ханьский У-ди (140-87 гг. до н.э.) принимал пилюли бессмертия. Тай-у (424-451 гг.) император династии Северная Вэй, удостоился чудодейственного талисмана. Стареющий Чингис-хан обратился за лекарством бессмертия к даосскому монаху Чан-Чуню (1222 г.). История увлечения правителей эликсиром жизни, взлеты и падения советников-даосов, вражда даосов и буддистов, жаркие диспуты при императорских дворах - все это имело место со времени глубокой древности вплоть до недавнего времени . При маньчжурской династии Цин (1644-1911) даосизм захирел окончательно, лишенный всякой поддержки двора. Однако многие чиновники-конфуцианцы в частной жизни практиковали "религию индивидуального спасения" - даосизм.

Бессмертие в религиозном даосизме мыслилось как материальное бессмертие, бессмертие тела, а не души. Даосы полагали, что души и духи не могут существовать без телесной оболочки. "Если даосы в поисках долголетия представляли себе его не духовным, а материальным бессмертием, это не было выбором между различными возможными решениями, для них это было единственно возможным решением. Греко-романский мир рано стал противопоставлять друг другу дух и материю. В религиозных концепциях выразилось противопоставление единой духовной души материальному телу. Китайцы же никогда не разделяли дух и материю. Для них мир был непрерывной последовательностью от пустоты на одном конце до самой грубой материи на другом, а потому душа не стала невидимым и духовным антиподом видимого и материального тела. Более того, существовало слишком много душ в человеке, чтобы какая-нибудь из них могла служить противовесом телу. было две группы душ: три верхние души (хунь) и семь нижних (по). И если были расхождения по части того, что с ними случалось в ином мире, все сходились на том, что они разделяются в момент смети. При жизни, как и в момент смерти, эти многочисленные души часто неопределенны и туманны. После смерти, когда рассеяна эта армия духов, каким образом смогут они снова собраться воедино? Тело же, напротив, являлось единством и служило домом этим и другим духам. Таким образом, лишь увековечение тела в той или иной форме может обеспечить продолжение живой личности в целом .

Поиски бессмертия, этой конечной цели религиозного даосизма, "требовали от человека немалых жертв, заставляя его мобилизовать всю свою волю и выдержку, все способности и терпение. Практически тот, кто посвятил свою жизнь этому делу, должен был с юных лет отказаться от нормальной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всех стремлений и страстей, во всем ограничить себя и целеустремленно двигаться только к одной великой цели" .

Поскольку способов достижения бессмертия много, необходим был мудрый наставник, который указал бы, по какому пути следовать, в каком направлении прилагать усилия. Кроме того, в трактатах и руководствах даны лишь самые общие указания. Без разъяснений учителя, без его расшифровки невозможно овладеть методом и процедурами в полном объеме. Тайна останется нераскрытой.

Первым шагом на великом пути к бессмертию были добродетели общечеловеческие, поскольку бессмертными, как считали даосы, становились люди смертные, которые достигали этого в результате терпеливого и продолжительного труда. И прежде всего они должны были быть добродетельными и достойными, верными и гуманными, почтительными и искренними. Лживые, недостойные люди напрасно искали бы бессмертия.

Даосы верили, что совершение добрых дел удлиняет жизнь, совершение же злых дел укорачивает ее, приближает смерть. Более того, желающий достичь положения бессмертного на земле (ди сянь) должен, как указано в "Баопу-цзы", совершить 300 добрых дел. Желающий стать бессмертным на небе (тянь сянь) должен совершить 1200 добрых дел. Если при этом он совершит 1199 добрых дел, а затем одно дурное, все добрые дела аннулируются, и надлежит заново приступать к совершению положенного числа добрых дел . Появились даже специальные таблицы гунгогэ, в которых фиксировались добрые и дурные дела. Такие таблицы вели многие конфуцианские чиновники.

Целый ряд предписаний требовалось выполнять не только даосам, ищущим бессмертия, но и простым добродетельным людям. В первую очередь это пять запретов: не убивать, не пить вина, не лгать, не красть, не прелюбодействовать, а также десять добрых деяний: почитать родителей, соблюдать верность господину и наставнику, сострадать всем тварям, помогать страждущим даже во вред себе, освобождать на волю животных и птиц, возводить мосты, сажать деревья, строить жилища и колодцы у дорог, наставлять неразумных людей. Одним из элементарных требований, предъявляемых к монаху, совершенствующемуся на пути к конечной цели, было вегетарианство. Некоторые даосские школы, однако, разрешали своим последователям есть мясо и пить вино, предписывая пост лишь в определенные дни.

Как мы уже говорили, даосы полагали, что человек имеет три верхние души хунь и семь нижних по, которые после смерти покидают тело. Само тело рассматривалось как жилище для душ. Поэтому даосы стремились сохранить тело. Для достижения бессмертия надо было упорно трудиться, дабы уничтожить причины смерти и разложения. Среди духовных усилий важнейшее значение придавалось питанию духа (шень), укреплению единства души и тела.

Даосы представляли, что тело человека - микрокосм, населенный, как и макрокосм, различными божествами. Они населили его огромной армией - 36 тысячами духов, которые разделяются на три большие и шесть малых групп и связаны с определенными органами,ч астями тела. Даосы предписывали располагать этих духов в свою пользу, ведя чистую, праведную жизнь и совершая добрые дела. Кроме того, следовало "питать тело", дабы духи не покинули его. Если духи остаются в теле, человек продолжает жить.

Помимо этих духов в теле человека еще до его рождения поселяются так называемые "три трупа" или "три червя". Живут они в "полях киновари" (дань тянь): "старый синий червь" живет во "дворце нирваны" в голове. "Белая барышня" - в "пурпурном дворце" в груди, "кровавый труп" - в нижнем "поле киновари". Эти "черви" пытаются сократить жизнь человека, который их приютил, причиняя вред "полям киновари" и стремясь покинуть тело человека, так как чем раньше умрет их хозяин, тем раньше они освободятся, станут "призраками" и выйдут на волю. Поэтому даосские наставления рекомендуют как можно скорее избавиться от этих "червей", истощить их воздержанием от злаков, что является основой диетических предписаний и режимов.

Освобождение тела от "трех трупов" знаменует собой завершение первого, подготовительного этапа на пути к бессмертию.

Чрезвычайно важной процедурой даосы считали укрепление духа шэнь, который образовывался в результате слияния воздуха ци с эссенцией цзин. Дух шэнь считался правителем человека, контролировавшим его добрые и дурные поступки. Его надлежало сохранять и укреплять соответствующими упражнениями (о них будет рассказано ниже), дабы он не покинул тело, что происходит обычно в момент смерти. Этим занимаются, выплавляя "внутреннюю пилюлю" (нэй дань).

Среди физических средств, рекомендовавшихся даосами в поисках бессмертия, были дыхательные упражнения, двигательная гимнастика, сопровождавшиеся иногда приемом лекарство, массажем. Большое значение придавалось "питанию жизни при помощи инь-ян", т.е. сексуальной практике.

Наряду с уже упомянутой выше "внутренней пилюлей" даосы рекомендовали и внешнюю пилюлю, приготовлением которой занималась алхимия. Как известно,даосы считали, что употребление ряда металлов, минералов, растений может обеспечить долголетие. ОДнако наиболее эффективны лекарства, приготовленные специально. В их основе киноварь, золото, серебро и пр. Лекарство считалось тем эффективнее, чем более оно очищено, рафинировано. Таких очищений или плавок, максимум было девять. Существовало множество способов и методов выплавления лекарств, "внешней пилюли", изложенных обстоятельно в трактате Гэ Хуна, равно как и рецепты пилюль1. При выплавлении лекарств, пилюль бессмертия необходимо было соблюдение определенных правил - поста, очищения, уединения в горах или на островах (в крайнем случае - в доме, за высокой оградой). Ни в коем случае нельзя было разглашать секреты изготовления, посвящать в него недостойных. В этом случае невозможно было рассчитывать на успех. Секрет этот нельзя было обнародовать и в книгах. Наставник передавал его изустно достойным своим ученикам.

Как видно из изложенного выше, поиски бессмертия даосы вели в физическом и духовном плане. Это были морально-этические нормы жизни, соблюдение определенных диетических предписаний, выполнение дыхательных и двигательных упражнений, знание определенных рекомендаций в области сексуальной практики, овладение определенными навыками концентрации и медитации, употребление лекарств.

Рассмотрение основных даосских способов "питания жизни" необходимо предварить небольшим экскурсом в область даосской анатомии и ознакомлением с терминологией, употребляемой в трактатах и, в частности, в древнейшем медицинском трактате "Хуан-ди нэй цзин" ("О внутреннем"), приписываемом Желтому императору. При этом надо учитывать путаницу и нарочитую неопределенность, которая царит в сочинениях по этому вопросу. Зачастую отдельные органы, сосуды, части тела имеют по нескольку наименований. Порой различные органы и части тела имеют одно и то же обозначение.

Как мы уже говорили, по представлениям даосов, человеческий организм - это микрокосм, все части которого имеют параллели в макрокосме. Как и все в природе, он управляется силами инь и ян. Все органы в нем соотнесены с пятью первоэлементами. Пятью внутренними органами были: печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Иногда к ним причисляли также перикард, головной и костный мозг. Пятью органами, как полагали, управляла сила инь. Сила ян управляла шестью "вместилищами", или полыми органами: желудком, толстой кишкой, тонкой кишкой, желчным пузырем, мочевым пузырем, "тремя горящими областями"2. Кроме того, даосы выделяли в теле человека 12 парных каналов. По этим каналам, как считали даосы, перемещаются силы инь и ян. На них размещены акупунктурные точки, число которых в различных источниках варьируется, но чаще указывается число 365. Названные 12 каналов разделяются на 23 отрезка и связаны между собой 8 каналами, из которых наиболее важными считаются два - жэньмо и думо. Жэньмо содержит силу инь, начинается в промежности, проходит спереди вдоль тела вверх и заканчивается в районе нижней губы. Думо содержит силу ян, начинается от копчика, поднимается вверх вдоль спины, идет через затылок, вниз через лоб от макушки и затем заканчивается у верхней губы.

Каждая из трех частей, на которые даосы делят тело человека (верхняя - голова и руки, средняя - грудь, нижняя - живот и ноги), имеют свой центр. Это три поля киновари", или "поля пилюли", называемые так потому, что киноварь - главные ингредиент пилюли бессмертия. Верхнее "поле киновари" находится в голове и называется "дворец нирваны" (нивань гун), СРЕДНЕЕ "поле" расположено около сердца и называется "пурпурный дворец" (цзян гун). Нижнее "поле киновари" находится в трех сантиметрах ниже пупка (1.5 цуня) и называется "океан жизненных сил" (ци хай). Нижнее "поле киновари" считается самым важным и в случаях, когда говорится о дань тянь без указания, нижнее это или какое-то другое "поле", всегда имеется в виду именно нижнее.

Детальных описаний этих частей (за исключением верхней, головы) нет, но предполагается, что все они имеют по девять "дворцов", расположенных в два ряда. В голове эти ряды дворцов расположены горизонтально в два этажа, пять дворцов внизу, четыре вверху. Девять дворцов груди и живота располагаются вертикально - пять в переднем ряду, четыре в заднем.

В голове, в нижнем ряду, у входа находится "дворец светлого зала" (мин тан гун). Далее за ним следует "дворец комнаты новобрачных", или "потайной комнаты" (дун фан гун) и "дворец нирваны", называемый также "дворцом поля киновари" (дань тянь гун). Кроме того, в нижнем ряду расположены еще "дворец движущейся жемчужины" (лю чжу гун) И "дворец яшмового императора" (юй ди гун). В верхнем ряду первым спереди расположен "дворец небесного двора" (тянь тин гун). За ним "дворец истинный великого предела" (тай цзи чжэнь гун), "дворец сокровенной киновари" (сюань дань гун), который расположен над "дворцом поля киновари". Последним в верхнем ряду расположен "дворец великого августейшего" (тай хуан гун).

В груди входом служит "терем с этажами" (лоугэ) - трахея, ведущая в "светлый зал" и другие помещения. Находящийся в этой части "дворец движущейся жемчужины" отождествляется с сердцем, "светлый зал", находящийся в животе - селезенка.

Три ближайших ко входу дворца (нижнего ряда для головы, переднего - для груди и живота) вместе с боковыми павильонами образуют три "желтых двора" (хуан тин), центром которых для головы являются глаза, для груди - сердце, а для живота - селезенка. Вход во дворец охраняется духами, населяющими боковые помещения. Так, уши - это "башни" колокола и барабана, с которых объявляют о посетителях.

У входа в верхнее "поле киновари", в середине лба над бровями, расположены: справа "желтый портик" (хуан цюе), слева - "пурпурная терраса" (цзян тай). Они охраняют вестибюль входа "двойное поле, охраняющее пространство в один цунь" (шоу цунь шуан тянь), которое расположено между бровями. Брови называются "цветочными покрывалами" (хуа гай). Правый глаз - западный, или белый, дворец. Левый - восточный, или синий, дворец. Они сообщаются с "дворцом светлого зала", за которым находится комната новобрачных" (или "потайная") со множеством павильонов. Сначала идут жилище сокровенной эссенции" (сюань цзин шэ) и "темный портик" (ю цюе), затем "желтый портик" (хуан цюе) - справа и "красные ворота" (цзы ху) - слева"3.

Перейдем теперь к рассмотрению основных даосских способов "питания жизни", рекомендуемых для достижения бессмертия4.

Среди многих способов дыхания наибольшей известностью пользовался способ "эмбрионального дыхания". Свое название этот способ получил потому, что стремился воспроизвести дыхание плода в утробе матери. Даосы учили, что плод не дышит носом или ртом, что дыхание производится через пуповину, которую они называли "воротами судьбы" (мин мэнь). Всем практикующим дао рекомендовалось овладеть эмбриональным дыханием, т.е. дышать как плод в материнском чреве. Даосы считали этот способ дыхания основой жизни, полагали, что с его помощью можно достичь состояния зародыша, изгнать старость, "возвратиться к истоку, вернуться к основе", а это означало достижение конечной цели.

"Эмбриональное дыхание" было открыто в начале эпохи Тан. В даосских сочинениях оно определялось как внутреннее дыхание, то, которое использует внутренний воздух, находящийся в теле человека изначально. Что касается внешнего дыхания, то оно использует воздух внешний. Существовало множество "старых", дотанских, теорий внешнего дыхания. Так, в небольшом даосском сочинении IV в. приводится следующий способ дыхания внешним воздухом: каждый день на восходе солнца, повернувшись лицом на восток, следует пополоскать рот слюной и затем проглотить ее. После этого "поглощать воздух" сто или более раз. Закончив дыхательный цикл, следовало дважды поприветствовать солнце. Поскольку, однако, считалось, что не все могут дышать этим способом с легкостью, необходимой для достижения бессмертия, рекомендовались подготовительные операции: уединившись в приготовленном специально для этого случая помещении, лечь на удобную постель, принять правильное положение, закрыть глаза и задержать, "запереть" воздух в груди, заткнув нос пухом и не разжимая рта.

Представляется несомненным, что дыхательные упражнения существовали в Китае уже в глубокой древности. Так, надпись на двенадцати нефритовых табличках, датируемых VI в. до н.э., рекомендует задерживать воздух, дабы он накапливался и увеличивался в объеме, после чего его надлежало направить вниз, где он успокаивался, а затем сгущался и пускал ростки. Когда он разрастался, его следовало снова направить вверх, чтобы он достиг темени .

Такие авторитетные классические трактаты даосизма, как "Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы", "Хуайнань-цзы" содержат отрывки, в которых упоминаются дыхательные упражнения, однако, если "Дао дэ цзин" рекомендует их, то в "Чжуан-цзы" и "Хуайнань-цзы" о них говорится в предубеждением.

Как уже отмечалось, "эмбриональное дыхание" стало известно лишь в период Тан, когда значительно изменились идеи даосов о технике дыхания и когда они обратили внимание на циркуляцию воздуха в теле человека. Дыхание было подразделено на внешнее и внутреннее. По представлениям даосов того времени, внутренней воздух выходил из "поля киновари", из области печени и диафрагмы. Этот внутренний воздух, содержавшийся в теле каждого отдельного человека, назывался еще "изначальным воздухом" (юань ци). Даосы полагали, что "изначальный воздух" в человеке соответствует изначальному воздуху Неба и Земли, что человек получает этот изначальный воздух Неба и Земли при своем рождении, что этот воздух становится его "духом" (шэнь) и его телом (син), что человек получает изначально единый воздух, который становится также его слюной и эссенцией (т.е. семенем). Кроме того, полагали даосы, изначальный воздух Неба и Земли в макрокосме возникает на севере, принадлежит стихии воды, соотносится с триграммой кань, доминирует в северных районах и, в частности, в районе горы Хэн, Пика севера. "Изначальный воздух" человека, т.е. микрокосма, возникает в почках, соответствующим стихии воды, триграмме кань и северу. Он является источником жизненного воздуха, движущегося между почками. Он - основа пяти внутренних органов, корень всех двенадцати каналов, ворота вдоха и выдоха, источник "трех плавильщиков" ("трех обогревателей" или "горящих областей"). Этот воздух - корень человека, поэтому если корень уничтожить, все органы и каналы поведут себя как ветви и листья, которые засыхают с гибелью корня.

Поскольку "изначальный воздух" представлялся даосам жизненным корнем, его надлежало бережно сохранять, тем более что количество его, как считалось, весьма ограниченно, всего шесть цуней. Потеря одного цуня "изначального воздуха", считали даосы, уменьшает жизнь человека на тридцать лет, сохранение же всех шести цуней обеспечивает вечную жизнь. Поэтому предписывалось овладеть правилами дыхания, чтобы "изначальный воздух" не выходил наружу через нос и рот, а постоянно заполнял собой "поле киновари" и циркулировал по всему телу, не смешиваясь с внешним воздухом.

Теория и практика циркуляции внутреннего воздуха разрабатывалась даосами периода Тан и Сун. Они представляли себе механизм циркуляции следующим образом: поскольку движение внутреннего и внешнего воздуха скоординированы, то, когда внешний воздух поднимается для выдоха, внутренний, содержащийся в нижнем "поле киновари" также поднимается вверх; когда же внешний воздух опускается после вдоха, внутренний воздух тоже опускается и возвращается в "поле киновари". Циркуляция внутреннего воздуха, как полагали даосы, проходила в два такта: во-первых, поглощения воздуха и, во-вторых, собственно циркуляции этого воздуха. Даосские сочинения описывают лишь один способ поглощения воздуха и два способа циркуляции.

Поглощение внешнего воздуха это простое вдыхание воздуха, сопровождаемое постоянным сглатыванием большого количества слюны, или "яшмового сока". Поглощение внутреннего воздуха необходимо для того, чтобы помешать ему выйти при выдохе внешнего воздуха и чтобы заставить его циркулировать по телу.

Проиллюстрируем способ поглощения внутреннего воздуха следующим описанием из "Юнь цзи ци цянь", своеобразной антологии даосских текстов, входящей в состав "Даоцзана": поглощение воздуха заключается в сглатывании. Профаны сглатывают внешний воздух, люди сведущие должны сглатывать внутренний воздух (нэй ци). Покинув "океан жизненных сил" (ци хай), этот воздух поднимается к горлу. В тот момент, когда человек выдыхает внешний воздух через горло, надо быстро закрыть рот и "бить в небесный барабан"5, сглатывая тем самым внутренний воздух, что находится в это время в горле. Этот воздух с шумом спускается, капля за каплей, словно вода. Его мысленно ведут через пищевод, массируют рукой, дабы он скорее вошел в "океан жизненных сил" (ци хай), который называется также "полем киновари" и находится на 1.5 цуня ниже пупка. В другом месте "Юнь цзи ци цянь" уточняет, что в момент сглатывания воздуха нос и рот закрыты и пусты. Когда внутренний воздух заполняет рот, надо "бить в небесный барабан" не менее пятнадцати раз, но лучше больше. Сглотнуть воздух надо как большой глоток воды, затем вести его сосредоточенно в живот и далее, в "поле киновари". На пути внутреннего воздуха к "полю киновари" имеется три препятствия, или барьера: первое препятствие находится в сердце, второе - над селезенкой, третье - в нижнем "поле киновари". Устранить эти препятствия, провести воздух через них нелегко,: на это, как сказано в трактате, уходили месяцы и годы .

После трех сглатываний, учили даосы, "океан жизненных сил" (ци хай) наполняется и тогда воздух нужно вести по всему телу. Если речь идет о болезни, то воздух следует вести к больному месту. Способ ведения зависел от данного конкретного индивида: одним советовали зрительно представить две полосы белого воздуха, мысленно следовать за этими полосами, совершающими свой путь по телу. БОлее обычная процедура предусматривала создание в своем воображении гомункула, которому и надлежало поручить вести дыхание, а самому оставалось мысленно следить за ним на всем пути следования.

История трансформации даосами мифа о Сиванму имеет прямое отношение и к одному из главных, кардинальных догматов религиозного даосизма – сянь сюэ () - к учению о бессмертии .

Именно с пропаганды этого учения даосизм фактически берет свое начало как религия. Проповедь идей долголетия и бессмертия не только снискала даосским магам и проповедникам большую популярность в народе и позволила им заложить фундамент новой религии, но и предоставила даосам возможность завоевать положение в обществе и добиться благосклонности императоров, отнюдь не безразличных к этой заманчивой дее. Не случайно некоторые из тех ученых, кто склонен резко разграничивать философский и религиозный даосизм, называют последний ʼʼсянь-даосизмомʼʼ, ᴛ.ᴇ. даосизмом, имеющим дело с поисками бессмертия.

История ʼʼсянь-даосизмаʼʼ восходжит по меньшей мере к III в. до н.э. Насколько можно судить по данным источников, первым, кто захотел стать бессмертным, был всœемогущий деспот и противник конфуцианства Цинь Шихуанди. Когда даосский маг Сюй Ши доложил императору, ыто где-то в океане есть три священных острова, населœенных небожителями, на которых можно найти чудесный эликсир, дарующий бессмертие, Цинь Шихуанди приказал немедленно снарядить туда экспедицию. Несколько тысяч юношей и девушек во главе с Сюй Ши были отправлены на поиски островов. Немногие из них вернулись обратно, так ничего и не добившись. Тогда Сюй Ши, опасаясь гнева грозного императора, придумал оправдание: он заявил, что нашел эти острова, но не смог высадиться на них из-за обилия акул, которые мешали к ним приблизиться.

Кроме Сюй Ши, император отправил на поиски эликсира и трав бессмертия в океан, в горы и в другие места еще ряд магов. Все они возвращались ни с чем. Но император продолжал искренне верить в идею бессмертия. Он сурово наказал, и даже казнил неудачников (помимо 460 конфуцианцев он казнил и нескольких даосских магов), но вновь и вновь посылал даосов продолжать поиски.

Магам предоставляли много денег, они ставили различные опыты, император прислушивался к их советам, но всœе было безрезультатным. Смерть Цинь Шихуанди на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время оборвала официальную заботу о поисках бессмертия. При этом идея о достижении бессмертии продолжала манить к себе власть имущих.

Первые ханьские императоры, и особенно могущественный У-ди, снова обратили свое внимание на магов, обещающих бессмертие. Этот интерес императора подогревался и искусными легендами о бессмертных, повестовавшими об успехах даосских чародеев, изготовлявших волшебный эликсир и возносившихся на небо. У-ди повсюду строил даосские храмы и покровительствовал ученым магам, проникался их учением и настойчиво добивался главного – возможности действительно стать бессмертным.

Как и Цинь Шихуанди, он казнил неудачников за обман и шарлатанство, но по-прежнему верил в саму идею. Он тоже снаряжал многочисленные экспедиции и одно время даже пытался ограничивать себя в еде и принимал составленные магами пилюли.

И если устремление Цинь-Шихуанди к бессмертию не оказывало непосредственного влияния на государственные дела, то при У-ди положение резко изменилось. Как считают многие историки (в частности, Юй Ин-ши), одним из побудительных мотивов завоевательных походов У-ди в западном направлении (страна Давань, Фергана) было стремление заполучить знаменитых ʼʼнебесных конейʼʼ - фантастических существ ʼʼтого же рода, что и драконыʼʼ, на которых можно добраться до Западного царства богини Сиванму и ее эликсиров бессмертия. Не исключено, что рассказы мага Чжан Цяня о Западном крае укрепили готовность императора, разочаровавшегося в морских экспедициях на восток, искать бессмертия на западе, на вершинœе мифической горы Куньлунь.

К акциям императора У-ди, направленным на обретение бессмертия, также следует отнести поощрение занятий алхимией его придворного мага Ли Шао-цзюня, поощрение поклонения духам, строительство двух залов для встречи с ʼʼбессмертнымиʼʼ и усиление даосско-магического антуража в официальных обрядах жертвоприношения.

У-ди вошел в историю даосизма как император-маг, что отразилось в его поздних ʼʼэзотерических жизнеописанияхʼʼ (нэй чжуань ) и оккультном предании. Покровительство даосам и магам процветало и при дворах удельных князей. Достаточно вспомнить знаменитого Лю Аня, правителя Хуайнани, собравшего при своем дворе ʼʼклиентовʼʼ (кэ ) из даосов и магов, плодом деятельности которых стал трактат ʼʼХуайнань-цзыʼʼ, и стяжавшего себе репутацию не только мятежника (он был казнен как инициатор заговора против императора в 122 ᴦ. до н.э.), но и мудреца, обретшего бессмертие и вознесшегося на Небо со всœем семейством и домашними животными.

Культ бессмертия и формирующийся даосизм в целом оказывали сильное влияние на двор и опосредованно – на его политику, чему способствовала популярная при Хань доктрина хуанлао , связанная с традицией магов (фан ши ), учением о дао , натурфилософией иньян-цзя и усин-цзя , верой в бессмертных (сянь ) с одной стороны, и с философией легизма – с другой. Связь даосской философии с легизмом обнаруживается в найденной в Мавандуе книге ʼʼХуан-ди сы цзинʼʼ (ʼʼЧетыре канона Желтого императораʼʼ, II в. до н.э.). Термины дао и закон фа в ней коррелируют и взаимообусловливают друг друга.

Весьма многочисленны и точки соприкосновения даосизма и моизма: прежде всœего, это космологические схемы и магические приемы, связанные с образом главного героя моистов – Великого Юя (напр.
Размещено на реф.рф
ʼʼЮевы шагиʼʼ в даосской практике), а также приверженность к архаической символике ʼʼбожественного предкаʼʼ (ди), получившая у даосов более глубокую философскую интерпретацию. Привлекала даосов и связь моистов с технологическим мастерством, их ремесленно-рукотворной активностью. Несмотря на резкую критику Мо-цзы со стороны Чжуан-цзы, со временем образ Мо-цзы адаптировался даосской традицией в качестве бессмертного, алхимика и создателя эликсиров бессмертия, ᴛ.ᴇ. в итоге он оказался связанным со стержнем даосской доктрины.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в данный период даосизм был весьма активной политической силой. Разумеется, при этом монархи и их приближенные искали мирского бессмертия, понимаемого исключительно как продление физической жизни. В связи с этим обмирщается и образ бессмертного, а само бессмертие воспринимается как состояние, достижимое механически за счёт приема эликсиров без какой-либо этической и медитативной подготовки, что в целом было характерно для ʼʼпридворного даосизмаʼʼ вообще. Но в эпоху Хань подобного рода идеи получили большое распространение и за пределами двора, что обрануживает весьма широкую социальную базу веры в бессмертие и бессмертных.

Что же касается конфуцианцев и вообще представителœей интеллектуальной элиты ханьского общества, то их отношение к даосизму и вере в бессмертие в целом было скептическим. Известный философ Ханьской эпохи Ян Сюн (53 до н.э. – 18 н.э.) категорически заявлял, что бессмертия не существует и смерть неизбежна. Его современник Хуань Тань считал утверждение о том, что бессмертию можно научиться, пустой болтовней магов: ʼʼПути бессмертия вовсœе нет; его создали любители чудесногоʼʼ. Знаменитый скептик Ван Чун посвятил критике учения о бессмертии главу ʼʼВзвешивания сужденийʼʼ (ʼʼЛунь хэнʼʼ). Он же объяснял веру в бессмертие наличием долгожителœей, на которых простые люди смотрели как на сянь .

Император Хуань-ди (73-49 гᴦ. до н.э.) повелœел знаменитому алхимику Лю Сяну (79 - 8 гᴦ. до н. э.) верифицировать алхимические рецепты хуайнаньского Лю Аня. Позднее веру в бессмертие обнаруживали император Ван Ман и ряд других позднеханьских императоров, прежде всœего Хуань-ди (147-167), который поклонялся Лао-цзы и Будде и искал физического бессмертия.

Но со временем, серия неудач несколько охладила интерес китайских императоров к идее достижения бессмертия. Императоры и другие люди постепенно перестали слепо доверять даосам и ждать от них волшебное зелье не сегодня-завтра. Но идея о потенциальной возможности достижения бессмертия продолжала жить.

Нет сомнения в том, что именно активная официальная поддержка этого направления сыграла решающую роль в успехе религиозного даосизма и его утверждении в те суровые времена, когда государственной идеологией было объявлено конфуцианство, а всœе остальные древние учения были обречены на вымирание.

Именно направление в сторону поисков бессмертия и способов его достижения, а также многочисленные описания удивительных историй и мифов о бессмертных стало основой этой религии, сложившейся на базе древнего философского даосизма и народных верований.

С первых веков н.э., и особенно вскоре после проникновения в Китай буддизма, у которого даосизм заимствовал очень многое и который по праву должен считаться его третьим важнейшим источником, даосы перешли от примитивных поисков островов бессмертия и волшебных эликсиров к более основательной и обстоятельной разработке своего учения. При этом важнейшим пунктом теоретической разработки даосского учения по-прежнему оставалась забота о спасении человека, ᴛ.ᴇ. поиски путей и методов достижения бессмертия.

Впервые мысль о принципиальной возможности долгой, даже вечной жизни была выдвинута в даосских трактатах IV-III вв. до н.э. Лао-цзы в своем трактате упоминал о том, что тот. Кто знает меру, может прожить очень долго, и что для того, кто сумел овладеть жизнью, не существует смерти.

Аналогичные идеи в более конкретной и разработанной форме можно встретить и в ʼʼЧжуан-цзыʼʼ. В этом трактате говорится о том. что великие мудрецы живут подчас до тысячи лет, что некий Гуан Чэн-цзы прожил даже 1200 лет вследствие того, что вел размеренный образ жизни и не утруждал себя страстями, чувствами, действиями и знаниями. При этом образцом долголетия в трактате выступает некий Пэн Цзу, который прожил долгую жизнь (не менее 800 лет). Те, кто хочет достичь долголетия и уподобиться Пэн Цзу, должны тренировать свое тело посредством специальных дыхательных и гимнастических упражнений. Подлинные бессмертные не едят зерна, но пьют росу и вдыхают ветер.

Т. о., уже в древних трактатах философского даосизма теория достижения бессмертия была разработана довольно обстоятельно. Эпоха Хань была временем бурного развития даосского учения. В это время появляется множество трактатов, пособий, рассказов, рецептов, методик и вычислений, авторы которых ставили своей целью разработать основные принципы достижения бессмертия и дать теорию и практические методы превращения человека в бессмертного.

Большинство этих сочинœений ныне утрачено и сохранились лишь в отдельных цитатах, вкрапленных в более поздние труды. Но некоторые из них сохранились полностью – к примеру, очень характерный и интересный трактат Хэ Гуна (284-363) ʼʼБао Пу-цзыʼʼ. Сведения из этих источников довольно обрывочны и эклектичны. Нередко они даже противоречат друг другу, поскольку основаны на различных ʼʼсистемах счисленияʼʼ. При этом в целом знакомство с этими произведениями позволяет сформулировать теоретическую часть проблемы бессмертия.

Согласно учению даосов, тело человека представляет собой микрокосм, подобный макрокосму, Вселœенной. И там и здесь действует множество духов, чье присутствие имеет огромное значение для нормального функционирования и сохранения организма. В телœе человека активно функционируют 36 тыс. различных духов, которые подразделяются на 3 большие группы, 6 меньших, 120 отделœений и т.д. Эти же 36 тыс. духов соответствуют 360 дням лунного года и разделœены на 24 секции соответственно числу полумесяцев.

Каждая из этих групп духов во главе с соответствующим ʼʼуправителœемʼʼ проходит по определœенному ʼʼведомствуʼʼ организма человека, связана с его 5 основными внутренними органами, 12 венами и многочисленными костями и мышцами. Следует отметить, что в области анатомии у даосов были очень хорошие познания – именно на их базе сложились основные принципы традиционной китайской медицины.

Наивысшую роль в данном сонме духов микрокосма играют владыки трех главных групп – трех базовых частей, на которые подразделяется тело человека (голова и руки, грудь, живот и ноги). Иногда они ассоциируются с ʼʼТремя Единственнымиʼʼ и ʼʼТремя Высшимиʼʼ (Тянь-и, Ди-и и Тай-и) даосского пантеона.

В концепции сянь сюэ важнейшее место занимает проблема соотношения духа и тела. В трактате ʼʼБаопу-цзыʼʼ указывается, что тело и дух соотносятся как плотина (тело) и вода в запруде (дух). Причем гибель физического тела приводит и к гибели (вернее распаду) единого духа (шэнь ), который принято понимать как утонченная материально-энергетическая субстанция ци . После смерти тела ци распадается на душу по , продолжающую пребывать с телом, и душу шоу , уходящую в вечность. Тело выступает единственной нитью, связывающей их воедино.

В комментарии к даосскому трактату эпохи Мин ʼʼКанон зародышевого дыханияʼʼ (ʼʼТай си цзинʼʼ) говорится о соотношении жизненной энергии (ци ) и духа (шэнь ) следующее: ʼʼДух - ϶ᴛᴏ дитя ци . Ци – мать духа. Дух и ци следуют друг за другом подобно телу и тени…. Тело жилище духа. Дух господин тела. В случае если хозяин пребывает в покое, то дух живет в нем. В случае если хозяин обеспокоен, то дух покидает его. В случае если дух уходит, то ци рассеивается… Дух внутри ци подобен зародышу в утрбе матери. Οʜᴎ единотелœесны по самой своей сутиʼʼ.

Т.о., здесь говорится, что 1) дух производен от ци как его субстанции; 2) дух более ценен, чем тело, т.к. жизненная сила зависит от духа; 3) дух и ци обладают одной и той же природой, они единосущны. Иными словами, человеческая личность воспринимается здесь в качестве единого психофизического целого.

Потоки животворящего ци текут по каналам тела. Эти каналы (цзин ) пронизывают всœе тело, образуя как бы тончайшую эфирную паутину. При этом среди них есть особенно важные для даосской практики.

В случае если мы посмотрим на атлас китайской акупунктуры, то увидим, что среди меридианов (тех же каналов) особо выделœены восœемь так называемых ʼʼчудесныхʼʼ каналов. Οʜᴎ не играют важной роли в медицинœе, но для даосской практики достижения бессмертия именно они (прежде всœего два из них) имеют принципиальное значение. Эти два канала называются жэнь май и ду май , что можно перевести как ʼʼвена регуляцииʼʼ и ʼʼвена контроляʼʼ. Одна из них начинается в промежности (точка хуэй инь ) и идет вверх вдоль позвоночника через макушку головы (точка бай хуэй ) к верхней десне. Вторая начинается в нижней десне и идет вниз через пуп к промежности. Т.о., оба канала образуют как бы круг, разорванный в полости рта. Для правильной регуляции энергии ци и поддержания жизненных сил организма даос ʼʼустраняетʼʼ данный разрыв, строя ʼʼсорочий мостʼʼ – прислоняет кончик языка к нёбу, благодаря чему образуется ʼʼмалый небесный кругʼʼ (сяо чжоу тянь ), играющий очень важную роль как в даосских дыхательных упражнениях, так и в практике внутренней (созерцательной) алхимии (нэй дань ).

Сплетение каналов образуют три тонких энергетических центра, являющихся своего рода резервуарами ци . Эти центры называются ʼʼкиноварными полямиʼʼ (дань тянь ). Их локализация такова: нижняя часть живота (немного ниже пупа), центр груди и голова. Головной центр в поздних текстах часто принято называть нивань гун , что дословно переводится как ʼʼдворец глиняного шарикаʼʼ, но скорее всœего слово нивань здесь представляет собой даосскую транскрипцию буддийского термина нирвана и понимать его следует как ʼʼдворец нирваныʼʼ.

Вполне естественно, что обычный человек ничего не знает ни об особенностях энергетики своего тела, ни о населяющих его духах и не заботится о них. Но тот, кто хочет добиться бессмертия, должен прежде всœего постичь основные закономерности и связи всœех энергетических каналов и всœех многочисленных духов с соответствующими частями человеческого тела (ведь ни один из этих 36 тыс. духов не толчется без дела – у каждого духа есть свой участок работы и свои обязанности) и, главное, помешать им покинуть тело, чтобы циркуляция энергии ци не была нарушена.

И если самыми разнообразными средствами и методами регуляции энергии ци воздействовать на духов в нужном направлении и не дать им уйти из тела, то сила духов внутри тела будет постепенно расти, а вместе с тем будет меняться и субстанция тела. Когда данный процесс зайдет достаточно далеко, именно духи станут преобладающим элементом в человеке, его тело дематериализуется и он, став бессмертным, вознесется на небо.

Свои теоретические построения даосы обычно иллюстрировали конкретными примерами из истории. В качестве главных героев подобного рода чудесных историй о достижении бессмертия зачастую выступали либо древние отшельники, святые старцы, которые удалились от людей и тем самым как бы исчезали из поля зрения простых смертных, либо те самые даосские маги, которые в свое время прославились поисками бессмертия.

И так как за давностью лет жизненный путь большинства этих магов оказывался обычно забытым, они тоже нередко объявлялись преуспевшими в своих поисках бессмертия и вознесшимися на небо. Только официальные списки, включающие жития наиболее выдающихся ʼʼбессмертныхʼʼ, живших до нашей эры, насчитывают десятки биографий.

Поиски бессмертия требовали от человека немалых жертв и заставляли его мобилизовать всю свою волю и выдержку, всœе способности и терпение. Практически тот. Кто посвятил всю свою жизнь этому делу, должен был с юных лет отказаться от обычной жизни с ее горестями и радостями, отрешиться от всœех стремлений и страстей, во всœем себя ограничить и целœеустремленно двигаться только к одной великой цели. Разумеется, это было не каждому под силу.

Только немногие из наиболее рвностных и старательных последователœей даосизма были способны на такие жертвы. Зато именно они пользовались наибольшим уважением и почтением в среде даосов. К их словам прислушивались, их трактаты читали, их советам и предписаниям следовали остальные в надежде хоть немного приобщиться к их святости и тем самым хотя бы отчасти приблизиться к высшей цели всœего религиозного даосизма – к бессмертию.

Краеугольным камнем в даосизме является учение о бессмертии. Учение основано на мифологических образах и не совпадает с концепциями Лао-цзы и Чжуан-цзы.

В отличие от воззрений основоположников даосизма, которые рассматривали смерть как естественное проявление природного цикла перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г. до н.э.) и Хань (206 - 220 г.н.э.) в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

Проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао, была одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао, как для простого народа, так и для знати.

В соответствии с идеей о бессмертии, одними из основных занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их изготовлению. Даосские трактаты содержат подробные описания способов изготовления эликсира бессмертия. Считается, что достижению бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты.

Таким образом, даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получили над ними (крестьянами) очень большую власть. Подтверждением этому стало крестьянское даосское восстание, произошедшее во время кризиса власти после конца династии Хань, которым руководил даосский маг Чжан Цзяо. Он ставил своей задачей свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства (Тайпин). Он объявил год восстания началом эпохи нового `"Желтого неба"", поэтому его приверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавлено, сам Чжан Цзяо убит, а остатки его приверженцев скрылись на западе, в горных приграничных районах, где действовала другая даосская секта Чжан Лу.

Эта, теперь объединенная, секта после падения династии Хань превратилась в самостоятельное теократическое образование, которое так же называют государством даосских пап-патриархов. Впоследствии с ними считались даже официальные власти. Власть в этом «государстве в государстве» передавалась по наследству, само оно состояло из 24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь в этих общинах была организованна таким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через серию постов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм-это скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен, прежде всего, постараться создать для всех этих духов-монад (их около 36 000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.

В даосизме особое внимание обращается на отправление основных обрядов жизненного цикла: рождение, свадьба, похороны.

Важным моментом даосизма является отправление постов: тутаньчжай (пост грязи и угля) и хуанлучжай (пост желтого талисмана), а также празднованию традиционного Нового года по лунному календарю. Тайно отмечается праздник "Хэ ци" ("Слияние духа"), во время которого даосы считают себя полностью свободными от всех половых запретов и ограничений.

В период Южных и Северных династий (IV - VI век н.э.) в даосизме произошло деление на две основные ветви: "Путь северных небесных наставников" и "Путь южных небесных наставников"

При императоре Сюаньцзуне (712 - 756 г.н.э.) династии Тан (618 - 906 г.н.э.) даосизм принял формы государственной религии. Даосские сочинения "Лао-цзы", "Чжуан-цзы", "Ле-цзы" стали именоваться "истинными канонами", в каждом округе обязательно должен был быть построен даосский храм.

Император Чженьцзун (998 - 1022 г.н.э.) из династии Сун приказал собрать и отредактировать новый "Дао цзан" - даосский канон.

На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI - X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества.

В период правления монгольской династии Юань (1279 - 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений.

Когда китайский престол заняла национальная династия Мин (1368 - 1644) даосизм вновь возродился, однако при следующей манчжурской династии Цин (1644 - 1911) даосизм постепенно перестал играть особо важную роль в духовной жизни Китая.

В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков).

К XX веку влияние даосизма постепенно уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.