Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Туры в тибет. Бюджетный тур в Тибет "Священная гора Кайлас". Кора вокруг Кайласа, посещение озера Манасаровар

Мы предлагаем регулярные групповые туры в Тибет с профессиональными в Тибете. Помимо русского гида-переводчика, все группы также сопровождаются опытными тибетскими англоязычными гидами. Таким образом, у вас будет уникальная возможность путешествия по Тибету в надежной и сплоченной команде из двух гидов. Тибетский гид покажет вам настоящий “Тибет Изнутри”, а ваш русский гид не только избавит вас от языкового барьера, но и поделится знаниями о тибетском буддизме, истории и культуре Тибета. Мы не работаем с китайскими гидами, которые кое-как говорят на русском языке, из-за низкого качества их сервиса. Приглашаем вас присоединиться в путешествие в Тибет с нашей сплоченной командой туроператора SnowLion Tours.

    Три заезда на выбор:


    16 дней/15 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    18 дней/17 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    17 дней/16 ночей в Тибете

    Три заезда на выбор:
    1. Китай: на самолете из Китая (г. Пекин, Гуанчжоу, Чэнду) в Лхасу
    2. Китай: на поезде из любого города Китая в Лхасу
    3. Непал: на самолете из Катманду в Лхасу

    13 дней/12 ночей в Тибете

    Лхаса, Фестиваль тибетского йогурта Щотон, все значимые места Падмасамбхавы в Центральном Тибете, ретритные комплексы и пещеры

Правду ли говорят легенды? Действительно ли совершившие кору сбрасывают кармический груз прошлого, а перешедший перевал Долма-Ла начинает жизнь с чистого листа? Растворяет ли озеро с мертвой водой все отжившее и устаревшее в душе и теле, и правда ли, что из озера с живой водой выходишь обновленным, словно заново рожденным? Эти и множество других вопросов ожидали ответа, а мы ожидали возвращения экспедиции.

А поскольку нам не терпелось получить ответы на вопросы, встретили его, как в анекдоте: вышли сала, здравствуй, мама!

— Ну? Шамбалу нашли? и, вспомнив о правилах вежливости, поспешно добавляю. То есть, с приездом, конечно! Технические подробности путешествия потом, начнем с главного. Легенды правду говорят о просветлении и очищении?

— И снова здравствуйте. О просветлении так просто не ответишь. Следует учесть, что я вообще человек скептический, это раз, и не любитель активно обсуждать вопросы духовности два. Скажем так, люди под большим впечатлением. А я… Я тоже, по-своему.

— Но все же, отличалось ли это путешествие от прочих? Как насчет действия энергий, открытия внутренних ресурсов, помощи Шамбалы, в конце концов?

— Начнем с того, что энергии в горах вообще перекручены. Любой подъем это изменение энергетики, выход в другие энергии. Кору мы обошли, почти все своими ногами. Некоторым понадобились лошади. 5600 это 5600, несмотря на уверенность большинства участников, что внутренняя энергия будет подпитывать. Да что там, даже меня почти убедили, что космос нам поможет, улыбается Сергей. Но оказалось, от горняшки не спасают даже космос и духовные практики. А поскольку группа не спортивная, а скорее эзотерически настроенная, то горная болезнь была жесткая. В этом смысле нам повезло, что в составе команды было два врача.

— Неужели настрой на духовный поиск не придал сил искателям?

— Почему же, напротив. Группа была серьезно мотивирована, у каждого имелась своя внутренняя цель. Именно поэтому справились очень достойно. А для достижения этих личных внутренних целей нас объединяла общая внешняя сделать кору. В горах работает закономерность, как показал наш опыт, она работе даже на Кайласе чем больше человек бывает на высоте, тем ему это легче. Тибет в этом смысле требует закалки. Сразу попадаешь на 4000 тыс. Жизнь существует в диапазоне от 4 до 5 тыс., а на перевале все 5600. Поэтому у многих болела голова, и очень болела, было плохо. Но, тем не менее, все очень и очень хорошо справились.

— То есть рассчитывать на легкую прогулку не приходится?

— путешествие тяжелое, это надо сразу учитывать. Тибет это большие расстояния, плохие дороги и передвижения на джипах. 4 дня надо ехать под гору, 4 дня от горы. При этом проживание в жестких по крайней мере, для не привыкших к этому условиях. Горные приюты без горячей воды, холодная близка к температуре льда, и вообще глубокая осень. Народ с честью все преодолел.

— Ваша кора была в стандартном направлении?

— Да. Вообще все ходят по часовой стрелке, а в религии бон обход совершают против часовой. Ни одного представителя бон мы не встретили.

— Вы собирались обойти и внутреннюю кору.

— Собирались. По буддистским понятиям после 13 больших делают малую кору. Но нам же закон не писан, мы хотели ее идти. Кстати, оказалось, что внутренняя кора это вовсе не подняться повыше и обойти ближе к вершине, как многие первоначально думали. Это обход вокруг горы Нанду, которая вплотную подходит к южной стене Кайласа.

Гид сказал: запретить я вам не могу, но не рекомендую, поскольку никто не знает, что с вами произойдет.

Путники могут рассказать, как иногда встречный садху настоятельно советовал им определенную дорогу и предупреждал об опасности другого направления. Сам садху не был дальше, но ему было заповедано не направлять путников. Садху знает о заповедной местности и умеет хранить тайну. (Агни-Йога, «Братство», книга 2)

Считается, что внешняя кора, совершенная 13 раз, создает достаточную адаптацию к такому воздействию. А для неподготовленного в первую очередь духовно человека последствия, как говорят, могут быть непредсказуемы. Внутренняя кора очень маленькая, 12 км, казалось бы, разговору больше.

Но мы не пошли. Что-то на нас подействовало.

— Прониклись?

— Наверное. Прошли немного в ту сторону, погода начала стремительно портиться и… И как-то не по себе стало.

Непогода закрутилась…

Когда мы повернули обратно, небо буквально на глазах стало проясняться. Хотя мне жаль, конечно. Это как раз одно из самых интересных мест, там знаменитые 14 ступ как говорят, с информационными кристаллами с откровениями Учителей. Сакральное место. Но не судьба в этом раз.

Люди могут улыбаться, предполагая, что посланные экспедиции рано или поздно проникнут во все ущелья. Но не забудем, что для преображения местности сила мысли отведет любой караван. (Н.К.Рерих «Шамбала сияющая»)

Хотя лично у меня было ощущение, что я это делаю просто из уважения к буддизму и к нашему конкретно гиду по имени Мигмар. Очень симпатичный парень, любящий свой народ, свою религию, Тибет. Мне казалось, что если я вопреки его предостережениям пойду, это будет равносильно тому, чтобы во время службы на лошади в церковь заехать.

— Похоже, даже скептиков зацепило. А на физическом уровне какие-то аномалии происходили?

— Скептиков в моем лице особенно удивил тот факт, что после всех странствий у всех нас часы ушли на 20 минут вперед. Заметили мы это лишь через пару дней, когда доехали до цивилизации. Насчет батарей об этом часто говорят с придыханием здесь я не стал бы приплетать мистику. Например, в камере батареи разрядились, в фотоаппарате нет, так что это все бытовое. Фотографии, кстати, у нас все получились, такого, чтобы какие-то виды принципиально не снимались, типа это нельзя, не было замечено.

— О процессе обхода немного можно?

— Нам повезло. Это ведь была уже поздняя осень, завершение сезона. Но мы в гармонии с миром, потому что погода все путешествие была идеальная, безоблачная, горы как на ладони. В туманы и облачность там, конечно, не особо интересно, думаю. Проехал в тучах, помучился с головной болью, чего ездил не понятно. Это, к счастью, не наш вариант.

Поскольку сезон заканчивался, мы не встретили на коре ни одного европейца, ходили только местные. Честно говоря, была у меня такая скептическая мысль, что это все байки для туристов. Нет, для тибетцев кора это действительно важно. А кто в Дарчене или еще где-то поблизости живут, совершают обход регулярно. Мы шли два дня, они идут за день. Для них это вроде того, как у нас кто-то регулярно в воскресенье в церковь ходит. С утра вышли, вечером вернулись. Весело, без напряга. У них есть цель, что они должны 108 раз обойти Кайлас.

Долгая дорогая вокруг Кайласа

— Вы встретили кого-нибудь, кто это сделал?

— Нет. Я так понимаю, эти люди уже где-то в другом месте, или выглядят по-другому, или занимаются другими делами. У нашего проводника с нами был 69 раз, и он твердо намерен сходить 108 раз.

Кора для тибетцев священна

— На коре есть монастыри?

— Там два монастыря, по разные стороны. При них что-то вроде горных приютов. Мы останавливались, ночевали в них. Монастыри красивые, монахи доброжелательные. Можно войти, посмотреть, присоединиться к медитации. Наши ребята не упустили такого случая.

— А как насчет очищения и обновления в озерах живой и мертвой воды?

— Мы искупались, конечно. Красивые озера, вода чистая и не очень холодная.

— В Манасароваре вода правда голубая-голубая?

— На самом деле во всех горных озерах она очень голубая. Это физика процесса. Во-первых, небо в горах другого цвета. Слой атмосферы ниже и чистый очень. Ну и вода очень чистая и пресная, солей там практически нет. Так что такой цвет воды характерен для горных озер.

— То есть не уникально? не могу скрыть разочарование.

— Уникально, конечно, успокаивает очевидец. Как минимум тем, что оно огромное. Таких больших озер в горах мало. Манасаровар даже не самое большое, кстати. У них есть еще большее, мы мимо него проезжали. К тому же это одно из самых высоких озер мира. Ну и гора отражается в озере. Красиво очень.

— Многие совершают кору и вокруг озера. А вы?

— Там 112 км, это много, еще дня три идти надо. Не обходили, но были с разных сторон. Сначала подошли к озеру со стороны монастыря Чиу Гомпа. Искупались. На обратном пути с другой стороны купались.

— А озеро с мертвой водой, Ракшас-Тал оно какое? По нему видно, что в нем вода мертвая?

— Честно? Я бы вообще не сказал, что они как-то отличаются. Тибетцы, кстати, не купаются ни там, ни там, рыбы не ловят ни там, ни там. Я не заметил глобальной разницы.

— А мне казалось, оно даже по виду будет черное и зловещее…

— Я тоже так ожидал что одно будет мрачное и темное, второе светлое и радостное. Но температура одинакова, вода по ощущениям такая же. Мне кажется, это вообще наша уже подоплека про живую-мертвую воду.

— О перевале Долма-Ла что скажешь?

— У меня не осталось впечатления, что после него началась новая жизнь. Но тут еще дело в том, что у меня были другие заботы: чтобы все прошли, чтобы те, кто себя хуже чувствовал, поднялись хорошо. И не забываем, конечно, что я скептик:). Поэтому особых изменений в себе не заметил. Но будем надеяться, что старые грехи остались позади, и можно спокойно новыми заняться, особо не беспокоясь, что чаша переполнится по крайней мере, в этой жизни.

А так перевал как перевал. Весь завешан флажками, ленточками, заставлен ступками. Обычный, 5 600. Вид с него, кстати, не самый красивый. Но если не обращать внимания на мой скепсис, то хочу заметить, что все были настроены хорошо, прочувствованно, медитировали, открывали в себе внутренние богатства, знакомились со своими личными безднами и находили небеса за небесами.

Откровения и видения у каждого были свои, внутренние процессы тоже шли полным ходом. Это можно, конечно, при желании объяснить горной болезнью. А можно… чем-то другим. Специально это другое мы не стали обсуждать. Это личное, интимное, оно внутри должно быть. А что касается меня… Трудно без специальных приборов не знаю, правда, какие тут подошли бы, определить в себе изменения. Посмотрим.

— Твое мнение о возможной рукотворной природе Кайласа?

— Как по мне гора как гора. Я не увидел того, что позволило бы ее считать рукотворным объектом. Думаю, причина того, что она стала центром всех этих легенд и историй, не столько ее происхождение, сколько расположение. Потому что найти гору выше 6 тыс. м, отдельно стоящую, интересной формы, да еще и такую, чтобы ее можно было обойти очень сложно. Попробуйте Эверест обойти вокруг ага, сейчас… Перевалы, льды, трещины. А здесь практически дорога.

Любая религия нуждается в объекте, которому бы все поклонялись. У христиан поклонение Гробу Господню, у мусульман хадж. Кайлас идеально подходит для того, чтобы быть таким объектом. Хотя Мулдашев проводил связи с пирамидами, систему улавливал в его строении. Как на самом деле все обстоит естественно, с уверенностью сказать нельзя.

— И личный вопрос, если можно. Ты изначально был таким, хм… скептически настроенным, или это результат того, что слишком много видел?

— Просто когда люди много говорят о духовности и высоких материях, или вообще об этом говорят, мне в этом что-то не очень правильное видится. Я не ожидал меньшего, но и не получил большего, чем ожидал. Это было именно так, как я себе представлял. Только красивее

— Тур к Кайласу станет регулярным?

— Да, скорее всего. Это интересно, это здорово, необычно. И даже сейчас не все желающие смогли поехать. Так что будем предлагать такую поездку еще.

— Что следует учесть, если человек прочел и понял: хочу?

— На сайте Вертикаль-Тур все написано. Обычный горный поход обычное снаряжение, обычные одежда и обувь для такой высоты. Но главное верить, что это тебе надо и ты здесь, потому что сам этого хотел. Конечно, если думать, что ты попал, ничего хорошего не будет. Это не отдых, не легкая прогулка. Будет тяжело, даже для подготовленных. Но никто не будет разочарован. Даже если все произойдет не совсем так, как ожидали. Место действительно уникальное. И это один из интересных уголков планеты, который более-менее доступен и при этом не сильно подвергся изменениям цивилизации. Сейчас там все возрождается, отстраивается. Китайцы интересуются тибетской культурой. И тибетцы, по-моему, стали думать так: понятно, что китайцы не уйдут отсюда, но может быть, они станут буддистами? И баланс жизни восстановится.

22 августа 2013 г. 10:20 Лхаса, Тибетский автономный регион — Китай Октябрь 2011

Возможно, Ты уже знаком со мной, или знаком с моими статьями о Тибете. Меня зовут Надежда, я живу и работаю в Лхасе.


Мой новый отчет о поездке на Кайлас 18—30 октября не могу удержаться и начинаю писать уже сейчас. Почему? Потому что не сама поездка есть суть этого Пути, а та духовная работа, которая происходит внутри человека. Кто-то даже не замечает этого, кто-то идет к этому годами. Кто-то в это просто не верит, и ездит на Кайлас за физическими приключениями трехдневного трека.

Моя прошлая кора была уже «осознанной», на нее я получала благословение от Друга и Учителя Ламы Тхомэй из монастыря Сэра, города Лхасы. Что я вкладываю в понимание «осознанной коры»? Как минимум настрой, когда едешь в это путешествие не потому, что это «модно», «интересно» или «за компанию», а когда получаешь от сердца призыв прийти в определенные места, вознести определенные молитвы, провести работу над собой, выполнить определенные задачи…


У каждого человека своя цель коры, часто это слишком интимно, чтобы рассказывать об этом. Но общая цель, объединяющая всех паломников одна, вне зависимости от вероисповедания: сделать себя лучше, посредством очищения своей души, тем самым сделать энергетику вокруг себя лучше, что повлечет за собой увеличение положительного заряда на земле в целом. Простыми словами, цель: принесение пользы Миру путем совершенствования своего духовного сердца.

3


Духовный настрой перед корой вокруг Кайласа очень важен. Еще с прошлой «осознанной» коры, которую я прошла в августе 2010 года, я тренирую в своем сердце уроки, которые извлекла: урок терпения, урок беспрерывного творчества жизни, урок работы на благо живых существ. И сейчас, когда до поездки остается немногим более десяти дней, я начинаю окончательно настраиваться на поездку, путем закрепления уроков прошлой коры и всего жизненного периода, который был после нее. Воистину, после топора кармы, который открылся мне в августе 2010 года, началась уже другая жизнь. Но это не выбор небес, это мой выбор. Не стоит думать, что пройдя кору, все непременно изменится, и пойдет как по маслу. У каждого из нас своя карма, свой Путь, который надо пройти. Это не значит, что судьба написана нам заранее, это значит лишь, что у каждого есть набор задач, которые человек волен выполнить. Я заметила, что когда задумываешься и встаешь на путь духовного саморазвития, в процессе приобретения знаний или заслуг, задачи, которые встают перед человеком, возрастают по уровню сложности. Поэтому кора — это не Путь, впредь освобождающий нас от всяческих сложностей жизни и дарующий манну небесную, напротив, это выбор человека отныне развиваться, выбор человека служить Миру, выбор человека трудиться неустанно, творить и созидать, что далеко не самый легкий жизненный путь.


В качестве подготовки к поездке прокручиваю в своей голове ответы на вопросы: Какие мысли приходили мне в этом году? Какие мысли я слышала от Ламы и Учителя в этом году? Стараюсь закрепить их.

Поездка прошла замечательно!


Поездка на Кайлас — это особый тур, коллектив решает многое: придете ли Вы к Месту Силы с группой или в одиночку, будете ли поддержаны или выбиты из колеи. В Местах Силы обостряются все эмоции: как положительные, так и отрицательные. Места Силы не только дают нам энергию, но и затягивают, как воронка. Поэтому цель поездки, коллектив, поведение в группе и работа с Местом крайне важны.

В первую очередь повезло с компанией. Наш коллектив собрался очень удачно, каждый занял свое место и выполнял свои функции в группе, что придавало группе сил и вдохновения. С нами были Учителя Эдуард и Фати, которые были основным стержнем, и помогли группе сосредоточиться на задачах Пути и выполнять их до конца.


Настраиваясь на поездку мы говорили о том, что горы — это прежде всего встреча с собой. Проводник — лишь только проводит человека, но от себя ничего не дает, поэтому не ожидайте от гида подсказок «к просветлению», его задача лишь провести Вас в это место. А открыть себя, познакомиться с собой — это задача самого путника.

Еще до отъезда из Лхасы мы удостоились счастья присутствовать на передаче Эдуарду двух мантр от нашего Ламы Тхомэя. После передачи мы провели медитацию вместе с Ламой, он благословил нас на предстоящий Путь, и путешествие началось.

В Лхасе мы прошли по пути паломников: Дворец Потала, храм Джоканг, Улица Баргхор, летняя резиденция Далай Лам Норбулинка, монастыри Сэра, Дрэпунг, храм Богатства и пещерный комплекс Драк Йерпа .


В монастыре Сэра благодаря другу Ламе нам удалось пройти обряд сжигания старой кармы и загадать желания у защитника с головой лошади Тамдрин. В павильоне Тамдрина сидит молодой Лама, записывающий на красные листочки бумаги золотыми чернилами прошения паломников, эти листочки отдаются в руки паломников, и отстояв очередь к статуе Тамдрина, эти записки передают старшему Ламе, который зачитывает просьбы вслух, поет мантры и сжигает их в большой посуде, после чего нужно приложиться головой к подножию статуи. Процедура потрясающе сильная, околдовывает, завораживает, особенно когда горят записки и монах читает мантры, ощущение, что мир переворачивается. Удивительно, но одно из моих загаданных там желаний исполнилось спустя всего три дня! Еще раз убеждаюсь в Тибете — желания исполняются как по движению волшебной палочки, поэтому уже давно стараюсь загадывать только то, что действительно необходимо, чтобы не стать рабом своих желаний.


Особенно вдохновило очередное посещение Драк Йерпы (трое участников группы были здесь уже не первый раз). В главном храме монастыря, мы задержались у статуи Будды Майтреи. Здесь же у нас завязался увлекательный разговор с молодым Ламой, который, тронутый нашим вниманием, старался рассказать нам все, что знает о храме и показать все самые драгоценные святыни, хранящиеся в том павильоне. От него мы узнали, что три самые почитаемые статуи Будды Майтреи в Тибете, три брата, хранятся в монастырях Дрэпунг, Ташилумпо и… Драк Йерпа! Паломничество ко всем трем является делом особенно благим. Лама показал нам камень, найденный в Драк Йерпе с самопроявившимся слогом ОМ, написанным белой породой на черной породе. Показал также необыкновенную древнейшую чашу из чистого золота, издающую потрясающие воображение длительные вибрации и особый звук. Еще открыл нам свою маленькую тайну, что было очень трогательно, но описывать ее письменно не могу. Мы немного помедитировали вместе, мы медитировали на открытие своих сердец. Лама благословил нас освященной водой из золотой чаши, которую мы испили, омыли ею лицо и окропили верхнюю чакру. После чего лама подарил нам мантру ОМ, А ХУМ ПЕНЗА ГУРУ ПЕДМА СИДХИ ХУМ , — мантру на развитие способностей и качеств тела. Мы были очень признательны Ламе Лобсангу, так радушно нас встретившему. Он был так счастлив рассказать и показать все, что знает, что это всем нам было примером простой чистой человеческой реализации.

4


Выехав из Лхасы, мы отправились на Священное озеро Ямдрок-цхо , которое у янас в Тибете называют «Драгоценный зеленый нефрит над пастбищами» и «озером скорпиона» за его неповторимый цвет и форму. Говорят, что это озеро нельзя увидеть дважды. Я могу подтвердить этот факт: уже не могу сосчитать, сколько раз я была у его берегов, и каждый раз озеро показывает себя по-разному. Оно бывает потрясающе теплым, гладким, спокойным, глубоким, а бывает суровым, бушующим, синим, фиолетовым, холодным.


Чем хороши такие поездки своим коллективом, так это тем, что можно остановиться и задержаться в понравившемся месте дольше обычного и уединиться для медитации. Прибыв на озеро и испив горячего чая, мы разошлись кто куда: Эдуард рисовал, Фати строила молитвенные пирамидки, Аслан гулял, Саша медитировал, а я прилегла на подстилку, чтобы немного заземлиться. После отдыха Эдуард и Фати провели медитацию на озере, в результате которой они сошлись во мнении, что в измерении озера существует подводная цивилизация, там живет много людей, местных сущностей, белых и прозрачных, жизнь бьет ключом. В озере хранятся глубокие знания — семена жизни, поэтому оно и признано священным и является местом паломничества и поклонения. Вода озера — небесная, здесь открыты небеса, открыт прямой проходв небо.


Поклоняясь священным озерам Тибета, таким как, озеро Ямдрок, Манасаровар, Наму-цхо, Ламула-цхо, нельзя ступать в воду ногами, мыть предметы, мыться, купаться, это считается осквернением святыни. С такими сильными местами лучше не вступать в борьбу. Да, индусы купаются, они делают это по своей традиции, но в Тибете нам следует уважать местные обычаи. Как можно совершить подношение священному озеру? Можно провести подношение воды: взять в ладони священной живой воды, и отдать ее же озеру. Этот ритуал не загрязняет священных вод, подчеркивает наше уважение к святыне.

В этот раз на озере мы видели одинокую уточку, она очень долго качалась на волнах. Озеро было активным, волновалось, как в сказке синее море.

В хорошую погоду всегда видно семитысячную гору Норин Канг 7206 м. — хранительницу озера Ямдрок.

После озера Ямдрок, мы продалжаем наш путь через перевал под названием ледник Карола 4825 м., который покрывает гору Женьцинканла 7191 м. Это место хранит ущелье красной реки. Здесь все проезжающие паломники останавливаются для развешивания молитвенных флажков тарчжо и разбрасывания карточек лунгта.

После перевала дорога выводит нас к искусственному озеру-водохранилицу Маньла , высота 4250 м. Это озеро всегда поражает своим неземным зеленым цветом.

1


Следующим пунктом программы был город Гьянтце с монастырем Пелкхор Чодэ и ступой Кумбум . Мы слишком долго задержались на озере, что приехав в Гьянтце, монастырь уже закрывался. Но в ступу Кумбум нам удалось попасть. Приятно было, когда я в ступе попросила у Ламы глоток воды, а он налил мне стаканчик вкусного сладкого чая с молоком. После посещения ступы я задержалась внизу, наблюдая за немногочисленными паломниками, совершающими кору вокруг монастыря. Эдуард и Саша остались медитировать в Ступе и… ее закрыли))). Спустя полчаса они спустились, и мы отправились в Шикадзе. Был очень насыщенный день, приятно уставшие мы заселились в отель.

1


После ужина мы собрались для того, чтобы обсудить цели поездки и настроиться на главную часть Пути. Каждый открылся группе, рассказав, с какой целью идет на Кайлас. После чего мы подвели итог. Эдуард обратил внимание каждого на то, что очень важно не распыляться в Местах Силы, потому что они своей силой затягивают, важно уметь собирать себя из этих мест. Уметь давать благословение и свою любовь месту, при этом забирая каждую личину своей души обратно, чтобы идти по жизни цельно. После прошлой коры у меня как раз было ощущение, что я оставила в горах половину себя, что четко ощущалось весь год, поэтому на эту кору я настроилась иначе: я буду идти и собирать себя обратно. Излишняя впечатлительность рассеивает частицы души, что вредно для развития и реализации. Места сильнее нас, поэтому надо идти осознанно.

Следующий день начался с посещения монастыря Ташилумпо в городе Шикадзе. В этом монастыре главной является самая большая в мире бронзовая статуя Будды Майтреи. От нее плывет мягкая, легкая, теплая, лучистая энергия. Майтрея излучает безграничную радость. Мы стояли под его статуей около часа, совершали кору, обучились мудре, разрушающей предрассудки. Справа от входа в этот павильон сидят Ламы, читающие молитвы. Можно попросить их записать имена людей, за которых мы хотим помолиться, оставить пожертвование, и они будут молиться. Я попросила их помолиться за нашего Ламу Тхомэя из Сэры, у него слабое здоровье, и была счастлива узнать, что Тхомэй знаменит даже в Шикадзе, его отлично знают, и обещали молиться за него непременно. Во всех павильонах монастыря шли утренние службы, в том числе и в павильоне защитников. На выходе из монастыря мне на голову прям с дерева упал персик — символ долголетия — я его съела с большим удовольствием, он оказался невероятно сладким и сочным.

1


Из Шикадзе мы отправились в Сагу, где разместились в отеле на ночь. Ранним утром следующего дня наш путь лежалв Дарчен к подножию Кайласа! По пути мы остановились на душевный обед в деревне Пхаян. Деревня так разрослась, стала даже зажиточной, молодежь развлекается на мотоциклах, дети на велосипедах, женщины заняты работой, мужчины ездят на тракторах. В Пхаяне мы купили фруктов в дорогу и на подношения в монастыри на Кайласе.

1


В пути мы говорили о том, как надо вести себя в Местах Силы. С землей надо непременно общаться, чувствовать ее, общаться с горами. Во время таких контактов важно центрировать себя, не развеиваться. Обязательно надо осознавать свою задачу, с корой Вы пришли. Но часто бывает, что человек ощущает лишь зов Места, и даже прибыв к нему, не понимает, зачем. В таком случае надо спросить у Места: «Зачем я здесь?».

Очень важно поведение в группе. Часто бывают сборные заезды, где участники группы не знакомы заранее друг с другом. В каждой группе обязательно принять друг друга, пожелать благополучия каждому. Это важно для поддержания здоровой атмосферы группы, дает силу, поддерживает слабые звенья. Остановитесь на какое-то время и представьте каждого участника Вашей группы и мысленно примите его, пожелайте ему добра, попросите его принять Вас, эта работа поможет Вам занять свое место в коллективе и поможет группе пройти Путь коры без срывов, наполнит силой, так как сила группы намного активнее силы одного человека.

Еще стоит обратить внимание на процесс прощания с Местом Силы: важно собрать себя. Оставить месту свои лучшие благословения. Места Силы настолько активны, что не нарочно могут втягивать нас как в воронку, забирая нашу энергию, поэтому важно центрироваться и уезжать окончательно собранными, не разбрасывать личины своей души.

Можно оставлять в Местах Силы молитвы за тех, кто еще придет, чтобы их Путь был благословлен. Посидите, подумайте, осознайте, поблагодарите друг друга за чудесное совместное путешествие.

В пути мы видели много диких животных. Летом, когда жарко, они поднимаются повыше в горы, а в октябре—ноябре они спускаются ниже. Много раз мы видели диких лис, зайцев, тибетских антилоп целыми стадами, тибетских диких ослов и козлов, журавлей и орлов. Это было очень приятно, ощущение, что место нас принимает и раскрывается.

На высоте 4775 м нам открылось озеро Ганчжу , озеро наложницы тибетского царя Гэсан Ван, которая по легенде омывалась в водах этого озера. Спустившись на 4600 м. нам открылось Священное озеро Манасаровар и красавица гора Намунани — великолепный семитысячник. На каждом высоком перевале мы вместе с водителем воскликивали: «Гососо! Лачжало! », — что означает «боги победят», это такая тибетская традиция, произносить эти слова на вершинах горных перевалах. Настроение становилось все более радостным, потому что спустя какое-то мгновение нам открылся сам Кайлас — «драгоценная снежная вершина» ! Всю дорогу я тайно просила хорошей погоды, чтобы облака отступили и была ясная видимость. И когда Кайлас открылся, единственное облачко было за горой, просто чудо!

На высоте 4515 м. мы остановились для фото в деревеньке Хор. Отсюда открывается вид на Священное Озеро и Священную Гору одновременно! Выйдя из машин для приветственного поклона Святыням, нас обдало холодным октябрьским ветром, с которым мы договорились, что завтра на коре он будет дуть нам исключительно в спину, и так и было. Погода была изумительная, и Драгоценный Кайлас (6721 м.), и красавица Намунани (7694 м.) — гора «Богоматерь», были видны как на ладони.

1


Для тех, кто интересуется особенностями коры в конце октября: в это время в Дарчене уже нет воды (есть только привозная в ведрах), душ закрыт, большинство торговых лавок, гестхаузов и ресторанов закрыты, остаются только самые стойкие, и те съезжают по одному, к началу ноября закрывается практически все обслуживание. Тоже ситуация и на коре, палатки местных, продающих чай и лапшу на полпути в первый и второй дни коры, покидают свое место работы к ноябрю. Нам повезло, потому что все необходимое еще работало, когда мы были там.

Утро первого дня коры началось с исполнения моего желания, загаданного в Сэре, и, совершенно не в тему, с новости о неблагополучной кончине Кадафи. Проснувшись в Дарчене, мы хорошо позавтракали, хозяйка моего любимого ресторана приготовила нам в дорогу по лепешке. И мы отправились в Путь.

Погода была просто чудесной, видимость кристальная. Мы остановились как всегда у белого чортена — духовных ворот коры — для совершения обряда. Здесь развесили первые флажки, совершили трижды кору вокруг чортена, и, войдя внутрь с молитвой, каждый ударил в колокол, висящий в чортене, это знак того, что человек вступает в поле Кайласа, и как бы сообщает об этом: «Я пришел!». Внутри чортена было много всего: флажки, предметы одежды, черепа баранов, какие-то волосы и зубы, чего только не повыбрасывали паломники в знак желания пройти кору и начать новое духовное существование. Особенно меня удивил труп собачки, мирно покоящийся на куче молитвенных флажков у чортена. В тех краях собак очень много. Говорят, что ярые грешники воплощаются в собак, всю жизнь сопровождающих паломников на коре. Хорошее место эта собачка выбрала для того, чтобы придаться нирване, подумала я. Наверное, она искупила свою плохую карму сполна и может смело двигаться дальше.


В этом году на Кайлас приезжала большая делегация Высоких Буддистских лам из Индии, для их приема были построены новые гестхаузы и туалеты вокруг Кайласа на пути коры. Те, кто шел кору в этом году и бурчал: «Понастроили, понаехали», — знайте, что это делается для увеличивающегося числа паломников, а не для каких-то других (как только это приходит людям на коре в голову) политических целей. К году лошади (2014), возможно, будет еще что-то построено, потому что именно в год лошади на Кайлас идет самое большое число паломников. Считается, что кора, совершенная в год лошади, приносит больше всего заслуг паломнику и даже засчитывается за 13, что означает частичное освобождение и возможность за одно воплощение вырваться из колеса сансары.


Наш Лама говорит, что все изменения вроде строительства дорог, новых приютов для паломников и так далее, — это непременно положительные изменения. Почему? Потому что, как говорит Лама, техническое цивилизационное развитие и развитие духовности людей — это два крыла одной птицы. Без развития одной из сторон вторая одна не вознесет птицу в небо. Мы живем во времена грандиозного духовного подъема, когда все больше и больше людей встают на Путь развития и совершенствования, на Путь положительных изменений, поэтому и бытовая сторона получает такой большой подъем: так и должно быть, чтобы у большего и большего числа ищущих сердец была возможность приезжать сюда для поклонения и выполнения своих духовных задач. Места невероятно активны, поэтому стягивают к себе из года в год все больше паломников. Не стоит, побывав на Святом Месте ворчать о том, что это все надо закрыть и изолировать. Вы же смогли приехать? Так почему же другим нельзя? Зачем скрывать Сильные Места, наоборот, надо делиться приобретенным опытом, это часть личного, общественного и общепланетарного роста!

1


Совершив обряд у белого чортена мы отправились в монастырь Чуку, где нас очень тепло встретили два Ламы из трех, живущих в монастыре. По нашей просьбе Лама провел ритуал очищения и благословения на кору, который я подробно описывала в рассказе о коре 2010. Я попросила такой ритуал для нашего дорого Ламы, чтобы поддержать его слабеющее здоровье, и Лама из Чуку выполнил этот ритуал еще раз специально для Тхомэя. После чего мы поставили свечи на алтарь, и спустились к тропе коры.

1


Путь первого дня был необычайно солнечным и легким. Небольшой ветерок дул в спину. И Южное, и Западное, и Северное лица Кайласа были открыты. Прийдя в монастырь Дирапук мы разместились в новых комнатах гестхауза сразу под монастырем. Моя сумка с подношениями в монастырь еще не подошла, но я не смогла удержаться и пошла в монастырь сначала с пустыми руками. Несколько раз удалось уединиться в пещеры Миларепы, где Великий Учитель провел три года три месяца и три дня, питаясь камушками с гор. Удалось поприсутствовать на службе в молельном павильоне главного храма. Но больше всего меня тронула моя встреча с Ламой Ганма Цюйцзе. Этого Ламу я видела и в прошлый раз, когда была в монастыре и по большой доброте настоятеля Тенцзин Ньямгал Ринпоче была накормлена ужином и просто одарена подарками. В этом году Учитель Тенцзин Ньямгал Ринпоче был в отъезде, и мне было предначертано передать мою благодарность на теплый прием и благословения его младшему брату — Ламе Ганма Цюйцзе. Лама Ганма Цюйцзе был не менее добр, он принял меня трижды в тот вечер, принял и моих гостей, пришедших в нашей параллельной группе. Ответил на ряд вопросов. Дал мне много советов и благословил мой новый Путь, мою новую кору и новую жизнь, которая началась с того момента, как я у него побывала. Кроме того, я просила у него помощи для нашего Ламы Тхомэя, и Лама Ганма Цюйцзе передал мне ряд лекарственных и других освещенных предметов для того, чтобы я отнесла их Тхомэю. До сих пор еще они лежат у меня, тк Лама наш уехал на очередное обследование в Пекин, но, что удивительно, смертельный три года назад диагноз, в этом году показал тенденцию к восстановлению! Я определенно вижу в этом всю ту добрую деятельность, которую Тхомэй проводит в Тибете, и молитвы за него большого числа добрых сердец, таких как Лама Ганма Цюйцзе и другие…


На прощание Лама Ганма Цюйцзе благословил меня, подарил хадак и оставил свой номер телефона, по которому разрешил звонить по любому вопросу. Удивительное благословение для меня, я до сих пор регулярно вижу сны, как я нахожусь в монастыре Дирапук в келье этих двух Высоких Лам, людей с громадными сердцами, наполненными настоящей земной добротой, простой и трогательной, такой, какой должна быть доброта и служение людям. Спасибо! Спасибо! Спасибо!

Отзыв и отчет Андрея Кононова о коре вокруг священной горы Кайлас

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя - таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через туроператора «Кайлаш», так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду . На этом моё небольшое отступление закончено.

Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.


Фото группы

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. Для некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


Площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.


Ступа Свямбунатх

Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


Индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять - это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа - сознание человека бессмертна. Смерть - это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души-сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа-сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом-Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности существуют ритуалы, в разных религиях, которые помогают душе –сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны - скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


Пашупатинатх


Статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх, на котором ездил Шива


Площадки для кремации тел умерших


В ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


Вершина горы Эверест

По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и бонским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый бонский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


Храм защитников

С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря - это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение - я в Тибете и я как то успокоился - все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли - для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.


монастырь Самье


Монастырь Самье, в главном храме


Монастырь Самье, храм защитников

Дальше наш путь лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это не удивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, несмотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Но, по моему мнению, религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.



Потала - Дворец Далай Ламы


Простирающиеся перед входом в монастырь Джоканг

Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали бонские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько я знаю, китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Драк Йерпа, в одной из комнат монастыря

Следующая точка нашего путешествия - монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какие то важные моменты, Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.


Комната защитников монастыря Пелкор Чоде


Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно не известно.


Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гест хаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Было здорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. Вполне комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.




Горячие источники на Манасароваре, вдали виден Ракшас

На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен - место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе - это совершение хаджа, в христианстве - посещение мест связанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор труднодоступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. По моему мнению, символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то, что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон - это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве то же указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Контрольно-пропускной пункт, начало коры

Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон - против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов в первый день нет, буду говорить о своих ощущениях. Конечно, это не легкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучше выбрать свой ритм ходьбы, организм сам настроится.

Через полтора-два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно либо захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! В этом ритуале также присутствует глубокий смысл. Тело умершего человека подносится всем голодным духам, чтобы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, так же это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Насколько мне известно, когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Кладбище 84 Махасиддхов

Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может быть, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седло Тары».


Западное лицо Кайласа


Камень Седло Тары

К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


Северное лицо Кайласа

За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Нужно ориентироваться на своё самочувствие и отдыхать когда это необходимо. Навстречу нам шли представители бон и я здоровался с ними на тибетском – «Таши Делек». Они тоже здоровались со мной. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми, тропа постепенно поднималась вверх - мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Тибетка пролазит сквозь камень перед перевалом Дролма

Перед перевалом Дролма так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Очень трудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру « ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ» - это бонская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно - они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.


Кладбище перед перевалом Дролма


Перевал Дролма


Скала Топор Кармы

Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху, он жестом показал мне – оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки и думал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как- то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.

В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!


Моя фотка

Андрей Кононов

Тибет: ближайшие туры

Вылет: 16 мая 2019; 6 дней / 5 ночей
Синин – монастырь Кумбум – Ребконг / Тунжэнь – кемпинг с кочевниками в Цекоге – Трика – озеро Кукунор – Синин
Чтобы получше узнать Тибет, предлагаем вам недлинную программу в провинцию Амдо (Восточный Тибет).
у вас будет уникальная возможность сходить в гости к тибетцам: к тибетским монахам в монастырь, к обычной фермерской семье, а потом и к кочевникам. Вы сможете не просто понаблюдать, а даже поучаствовать в жизни простых тибетцев, – и все это на фоне потрясающей природы.
Группу сопровождает англоговорящий гид – тибетец!
от 610 у.е. + а/б
Вылет: 6 июня 2019; 17 дней / 16 ночей
Гуанчжоу – Лхаса – Гьянтсе - Шигатсе - Сага - Манасаровар – долина Гаруды - Кайлас – Шигатсе – Гуанчжоу
Тур через Гуанчжоу с посещением Лхасы, Дворца Далай Ламы – Потала, первого в Тибете буддисткого храма Джоканг, монастырей, священного озера Манасаровар и кора вокруг горы Кайлас.
Совершение коры на праздник Сагадава!
Гид – .
Групповой тур.
от 2515 у.е. + авиабилет от 38500 руб.

В этом году моя мечта побывать в Тибете и увидеть священную гору Кайлаш осуществилась. Поехать в Тибет самостоятельно в настоящее время нельзя – таковы правила принятые китайской стороной для посещения Тибета или Тибетского автономного района (официальное название). Но поехать в Тибет возможно через турагенство, в составе туристической группы. Я поехал через тур оператора «Кайлаш» так как много раз пользовался его услугами и знаю не понаслышке о надёжности кампании и профессионализме команды, которая в ней работает. Спасибо им за то, что эта поездка стала возможной, отдельное спасибо нашему гиду Смирнову Семёну. На этом моё небольшое отступление закончено.
Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

1.Фото группы.

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. У некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.


2.фото площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.
Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.


3.фото Ступа Свямбу


4.фот оСтупа Свямбу


5. фото индуист благословляет буддиста

Комплекс с храмом Пашупатинатх расположен на берегах священной для индуистов реки Багмати. Не ошибусь, если скажу, что комплекс является центром индуизма Катманду. И переоценить его значение для индуизма трудно. Вход в главный храм комплекса Пашупатинатх открыт только для хинду, остальным остаётся смотреть на него со стороны. Но и этого достаточно для того чтобы понять – это очень сильное место. На берегу реки Багмати находятся места для кремации тел умерших. Отношение к жизни и смерти у индуистов отличается от общепринятого в западных странах. Если коротко, то его можно выразить в следующем. Реинкарнация знание о том, что душа – сознание человека бессмертна. Смерть – это состояние между рождениями в земном теле, о котором многие из нас не помнят. Человек проживая множество жизней, набирает нравственный опыт, и следующее рождение будет обусловлено в соответствии с его поступками и устремлениями. Это закон кармы, закон соответствий. Тело является вместилищем души – сознания и инструментом познания мира. Когда человек выполнил своё предназначение или тело износилось, тогда наступает физическая смерть. Для того чтобы душа –сознание могла быстро покинуть физический мир и соединиться с Богом- Абсолютом не привязываясь к телу и отсечь привязанности в разных религиях существуют ритуалы, которые помогают душе–сознанию пройти этот путь. Внешне они могут различаться, но суть их одна, будь то кремация, похороны или небесные похороны – скармливание грифам, которое практикуется в Тибете.


6.фото Пашупатинатх


7.фото статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх на котором ездил Шива


8.фото площадки для кремации тел умерших


9.фото в ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.


10.фото пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.


По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и боннским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый боннский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.


С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря – это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение – я в Тибете и я как то успокоился – все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли – для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.




14.фото монастырь Самье в главном храме


15.фото монастырь Самье храмзащитников

Дальше нашп уть лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это неудивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения до сих пор. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, не смотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.





Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали боннские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько мне известно, в настоящее время китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.



Следующая точка нашего путешествия – монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какието важные моменты. Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.




Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица Тибета после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно неизвестно.

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гестхаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Былоздорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. В полнее комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.


24.фото озеро Манасаровар



На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен -место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе – это совершение хаджа, в христианстве –посещение местс вязанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор трудно доступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. Символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то,что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон –это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве тоже указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.


Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон – против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов впервый день нет. Конечно, это нелегкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучшевы брать свой ритм ходьбы, организм сам настроится. Через полтора–два часа после начала коры, мы доходим до последнего поста китайских военных. С правой стороны поста находится кладбище 84 Махасиддхов. К сожалению, проход на кладбище был закрыт. Я попробовал пройти, но китайский военный не пропустил. На этом кладбище совершали ритуал небесных похорон, некоторые называют его небесное кормление. Он сводится к тому, что после смерти тело умершего расчленяется и скармливается грифам. Понятно, что эта традиция возникла очень давно. В условиях тибетского плоскогорья трудно захоронить, либо сжечь тело. Нет бессмысленных ритуалов! И в этом ритуале есть глубокий смыл. Тело умершего подносится всем голоднымдухам, что бы те могли насытиться и выйти из круга самсары. Кроме того это давало тибетцам знание об устройстве человеческого тела, причинах и следствиях болезни, также это была очень действенная практика Чод. В буквальном смысле слово «Чод» означает - отсекать, отсечение. Отсечение от привязанностей. Когда делали надрез ниже основания черепа и в коленных суставах, по цвету жидкости можно было определять состояние здоровья человека, каким он был. Если сердце человека было съедено вожаком стаи птиц, то это так же рассматривалось как хороший знак. К слову, на юге Индии, в Хампи мне доводилось наблюдать, когда брамины после смерти скармливали воронам различную еду. Думаю, эти ритуалы имеют одни корни. В Тибете я видел кладбища, от нашего гида знаю, что в Лхасе собираются построить крематорий. Китайские власти запрещают тибетцам проводить небесные похороны. Я считаю, что это неправильно! Нельзя лишать народ их корней и традиций.


Наш путь пролегал рядом с рекой Лха чу, вдоль западного лица Кайласа. Западное лицо Кайласа имеет вогнутую форму, может, поэтому оно не всегда открыто, напротив западного лица есть место, на котором находиться камень называющийся «седлоТары».


29.фото западное лицо Кайлас


30.фото камнь седло Тары
К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.


31.фотосеверное лицо Кайлаш
За ночь моё тело отдохнуло, утром я чувствовал себя хорошо. Позавтракав рано утром, мы продолжили наш путь. Спустя некоторое время начался затяжной подъём. Навстречу нам шли бонпо и я здоровался с ними на тибетском–«Таши Делек». Они тоже здоровались в ответ. Атмосфера на коре среди паломников тёплая, все доброжелательны по отношению друг к другу. Виды на окружающие нас горы и Кайлас были красивыми. Было чувство что происходит что то важное. Тропа постепенно поднималась вверх – мы приближались к перевалу Дролма. Перед перевалом можно найти камень со своеобразным проходом. Тибетцы пролезают через него. Считается хорошим знаком, если человек не застревает в расщелине, и ему удается быстро пролезть.


Перед перевалом Дрома так же есть место, где делали ритуал небесных похорон. Подъём на перевал затяжной и требует усилий. Приходилось часто отдыхать. Оченьтрудно! От идущих навстречу бонпо я услышал знакомую мантру "ОМ МАТИ МУ Е САЛЕДУ" - это боннская сердечная мантра. И уже всем, кто мне встречался, вместо приветствия я говорил эту мантру. По их лицам было видно –они рады. На перевале открывается красивый вид и становится видна скала, которую называют топор Кармы.






Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху,он жестом показал мне–оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки идумал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как-то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.
В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!




37. фото группа