Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что значит если человек умер в сочельник. «Он навсегда будет нашим ангелом». Новорожденный ребенок умер в канун Рождества

Согласно народным приметам, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь» .

А вы знаете, какие еще существуют приметы и поверья на Рождество Христово?

Все приметы под Рождество сбываются — следите за этим. Если к вам в дом первым заявится человек в пьяном виде, весь предстоящий год будет в шуме и ссорах. Если ваш порог первой перешагнет женщина, то это к сплетням и неудачам. Если мужчина или мальчик — к благополучию. Если старик или старушка — к долгой жизни. Если к вам в окно постучится птица — к удивительной новости. Если к вам придет нищий или нищенка — к потере и нужде. Если появятся несколько человек сразу — к богатой жизни.

Если к вам под Рождество утром первым зайдет мужчина, надевайте в этот день однотонную одежду, если женщина — цветное платье, чтобы весь год прошел благополучно.

Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.

В прежние времена было такое поверье: когда семья сядет за стол под Рождество н по появлении первой звезды начнет вечерять, то есть кушать, то незамужняя девушка или неженатый парень из этой семьи, взяв первый не постный кусок в рот, должен держать его на языке и не глотать, пока, выйдя на улицу, случайно не услышит от проходящих мимо людей какое-нибудь имя. Считалось, что такое же имя будет у жениха или у невесты. Люди говорят, что эта примета сбывалась не раз.

Огурцы будут крепкими и хрустящими, если вы засолите их именно в тот день недели, в какой было Рождество в этом году. Хорошая хозяйка для этой цели хранит в укромном месте соль, взятую в Чистый четверг.

Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.

В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляли ведро на мороз, а утром ставили на огонь и говорили: Лед растает, вода закипит, А у (такого-то) по мне душа заболит. Воду эту давали мужу умываться, подавали в виде чая или супа, а также стирали в ней белье мужа. Не было случая, чтобы святая рождественская вода не помогла женской беде.

Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники, иначе наживете себе слез и нищеты. Трехдневными святыми праздниками являются Рождество, Пасха и Троица. Эти праздники празднуют по три дня.

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод. Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.

Тот, кто 11 января рассыплет соль, будет весь год слезы лить. Кто сегодня долго спит, тот свою память заспит. Если в этот день окотилась кошка, то хозяева вскоре столкнутся с различными проблемами. Если в этот день первым в дом войдет мужчина, то в ближайшие дни следует ожидать сильных морозов. Двенадцатого января мастер должен пойти на перекресток, перейти его и выкрикнуть имя больного, после чего тот обязательно поправится.

В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук. Не стригут волосы и не прядут шерсть. Не стирают и не кипятят белье. Верующие всю грязную работ}’ к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.

Хорошая, добрая примета, если во время рождественского застолья домашний кот сидит под столом — это означает, что в этом году из всех сидящих за столом никто не умрет.

За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.

Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук. Не стригут волосы и не прядут шерсть. Не стирают и не кипятят белье. Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.

Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!»

Если утром в Рождество к вам зайдут двое, то в вашем доме не будет смерти, развода и разлук в течение года.

Если в вашем доме в этот день кто-нибудь что-то разольет или разобьет, то весь год для вашей семьи будет неспокойным.

Если человек, идущий в церковь на Рождество, споткнется, то через двенадцать лет, день в день, он заболеет. Чтобы этого не случилось, нужно тут же сказать: «Не к дьяволу, а к Богу иду, Он меня и спасет».

Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников. Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.

Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Девятого января обязательно навестите своих кумовьев и родителей.

Ребенок, который 10 января самостоятельно сделает первые шаги, будет здоров, красив и проживет долгую жизнь.

Если больной человек громко чихнет в третий день Рождества, то он скоро выздоровеет и проживет еще долго. Если человек, который тяжело болен, заговорит в этот день о блинах или лошадях, то он скоро отойдет в мир иной.

В Рождество и три дня после праздника не следует штопать, шить, вышивать и вязать.

Десятого января не ставьте опару или квашню.

Одиннадцатого января не подавайте мужу полотенце, иначе он станет распускать руки.

После того, как вам 11 января постучат в дверь или позвонят, сразу же не открывайте. Подождите, когда постучат или позвонят во второй раз, иначе вы в дом болезнь пригласите.

Если будете шить в этот день, не перекусывайте нитку, в противном случае лишитесь зуба.

Кто сегодня долго спит, тот свою память заспит.

Если в этот день окотилась кошка, то хозяева вскоре столкнутся с различными проблемами.

Если в этот день первым в дом войдет мужчина, то в ближайшие дни следует ожидать сильных морозов.

Двенадцатого января мастер должен пойти на перекресток, перейти его и выкрикнуть имя больного, после чего тот обязательно поправится.

Не следует грешить в Великие праздники: Рождество, Пасху, Благовещение и Троицу, так как это всегда заканчивается импотенцией.

Кто любит есть мозги и сделает это в Великий праздник, тот потеряет умственные способности.

Если Рождество Христово выпадает на понедельник, то в этот год много мужчин умрет. Если Рождество Христово совпадает со вторником, к столу зовут четное число гостей, чтобы не пригласить в дом нищету. Если Рождество Христово выпадает на субботу, то в этот год преставится много стариков, не дожив до следующего Рождества.

Если повитуху звали к роженице и та рожала дитя на Рождество, то бабка-повитуха ни за что не брала даже копеечки за свои труды, мало того, она была обязана стать младенцу крестной матерью. Этот обычай никогда не нарушался, старые люди знали: кто возьмет за роды деньги, то потратит их на гроб для себя.

В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляли ведро на мороз, а утром ставили на огонь и говорили: «Лед растает, вода закипит, а у (такого-то) по мне душа заболит». Воду эту давали мужу умываться, подавали в виде чая или супа, а также стирали в ней белье мужа. Не было случая, чтобы святая рождественская вода не помогла женской беде.

Кто в Рождество скотину забьет, тот через три года умрет.

7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Как произошло Рождество? Почему на Рождество ставят елки? Как соблюдать пост перед причастием в период Святок? Для читателей нашего скайта мы подготовили ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся праздника Рождества Христова.

Также имеется возможность задать все интересующие вопросы касательно Рождества в соответсвующей рубрике нашего сайта .

Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог — превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, — что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда — мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.

Правда ли, что умереть на праздник — знак милости Божьей? Моя бабушка умерла на Рождество.

Церковно-народное представление о том, что смерть на церковный праздник есть милость Божия, исходит из предположения, что человек, скончавшийся на праздник, скажем, Пасхи или Рождества Христова, до того говел на протяжении поста, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин — в общем, душу свою приготовил для Вечности более, чем в какую-либо другую пору своей жизни, приобщился здесь на земле радости праздничного богослужения. В этом смысле мнение это, конечно, основательно, хотя и не абсолютно. Придавать же ему магически-суеверное значение, думая, что всякий человек, в том числе и тот, кто в Бога-то не верил, в церковь не ходил и к таинствам ее не прибегал, но скончался в день того или иного церковного праздника, находится в иных условиях по отношению к возможности спасения, чем человек, умерший неделей раньше или неделей позже, было бы неосновательно.

У моего папы сорок дней выпадают на Рождество 7 января. Можно ли в этот день устраивать поминки?

Церковное поминовение, будь то служение панихид в храме, будь то заупокойная трапеза, конечно, в день Рождества Христова совершать не полагается. Благоразумно будет перенести поминовение на один из ближайших дней после праздника Рождества.

Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору — единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.

Как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы — равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка — образ этой радости.

Какова мера строгости и продолжительности поста перед причастием на Святках и на Светлой седмице?

Для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы.

Как произошло Рождество? Почему на Рождество ставят елки? Как соблюдать пост перед причастием в период Святок? Для читателей нашего скайта мы подготовили ответы на ряд актуальных вопросов, касающихся праздника Рождества Христова.

Также имеется возможность задать все интересующие вопросы касательно Рождества в соответсвующей рубрике нашего сайта .

Все святые отцы говорят, что есть такие тайны, которые нельзя объяснить буквально, нельзя понять разумом так же, как мы понимаем, например, что при сложении двух единиц с двумя другими единицами получается четыре единицы. Есть то, к чему можно прикоснуться верою. Вот мы и прикасаемся верой к тому, что Бог — превышающий мир, непознаваемый по своей сущности, не объемлемый ничем, а Сам Собою содержащий все творение, — что Он является в мир как маленький Младенец. Появляется почти как обычный человек, только без греха и боли, которая является последствием грехопадения. Мы не знаем, как произошло это чудо, но знаем только, что, не будь этого чуда, не было бы и другого, главного чуда — мы не могли бы соединиться через Крещение с Богом, была бы пропасть между божественной природой и природой человека, а теперь и мы соединяемся с Богом в Таинстве и оказываемся не чуждыми Самому Богу.

Правда ли, что умереть на праздник — знак милости Божьей? Моя бабушка умерла на Рождество.

Церковно-народное представление о том, что смерть на церковный праздник есть милость Божия, исходит из предположения, что человек, скончавшийся на праздник, скажем, Пасхи или Рождества Христова, до того говел на протяжении поста, исповедовался, причастился Святых Христовых Таин — в общем, душу свою приготовил для Вечности более, чем в какую-либо другую пору своей жизни, приобщился здесь на земле радости праздничного богослужения. В этом смысле мнение это, конечно, основательно, хотя и не абсолютно. Придавать же ему магически-суеверное значение, думая, что всякий человек, в том числе и тот, кто в Бога-то не верил, в церковь не ходил и к таинствам ее не прибегал, но скончался в день того или иного церковного праздника, находится в иных условиях по отношению к возможности спасения, чем человек, умерший неделей раньше или неделей позже, было бы неосновательно.

У моего папы сорок дней выпадают на Рождество 7 января. Можно ли в этот день устраивать поминки?

Церковное поминовение, будь то служение панихид в храме, будь то заупокойная трапеза, конечно, в день Рождества Христова совершать не полагается. Благоразумно будет перенести поминовение на один из ближайших дней после праздника Рождества.

Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору — единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово.

Как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы — равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка — образ этой радости.

Какова мера строгости и продолжительности поста перед причастием на Святках и на Светлой седмице?

Для человека, который говел Великим и рождественским постом, готовился, молился, причастился в канун или в самый праздник Рождества Христова или Пасхи Христовой, священник может дать благословение на то, чтобы этот человек, если душа его просит и в дни Святок, и в дни Светлой недели, почитав правило, помолившись, не устрояя для себя каких-то постов, которые возбранены Церковью в это время, но и не допуская, конечно, чрезмерностей в переедании и винопитии, причащался Святых Христовых Таин, и в этом смысле праздники были для него духовным торжеством, а не поводом к опивству и обжорству. И это дело доброе, издревле установленное в Церкви. Другое дело, что если человек пользуется какой-то странной логикой: вот, сейчас Святки, пост Церковью запрещен, литургия служится, я могу правило почитать, коротенько исповедоваться (какая уж там серьезная исповедь на Святках) благословение получить, и пойду-ка я без поста причащаться, какой я хитрый! Но можно ли с такой логикой идти к Чаше Тела и Крови Христовой? Имея это различение, сделайте выводы.

Что такое добрая воля к смерти? Как объяснить загадку клинической смерти? Почему умершие приходят к живым? Можно ли дать и получить разрешение умереть? Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла к себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психостеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Андрей Гнездилов
Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Распространенное представление, что умирающие люди могут отложить свою смерть в связи с важными датами, попросту не соответствует действительности - об этом говорят результаты исследования раковых больных в США.

Почти каждый их нас слышал когда-нибудь историю о ком-то, кто исключительно за счет силы воли цепко держался за жизнь до определенной даты. И различные исследования отдельных категорий населения, казалось, не противоречат этой идее.

Но когда Донн Янг, исследователь-онколог из государственного университета Огайо в Коламбусе в прошлом году накануне Рождества побеседовал с репортером, который писал об онкологических больных, "опровергающих науку", его это не убедило.

Поэтому он приступил к собственному исследованию, изучив больше 300 тысяч жителей Огайо, умерших от рака между 1989-м и 2000 годом, и используя базу данных по смертям в Огайо. Рассматривая Рождество, День благодарения и день рождения пациента в качестве "особых дат", Янг проследил, нет ли спада в уровне смертности за неделю до этих дат и, соответственно, скачка через неделю после них.

Янг предполагает, что возникновение этого мифа связано с избирательностью памяти. Истории о близких людях, которые "держались" до того времени, когда праздники пройдут, запоминаются лучше, чем истории о дяде, который отошел в мир иной в середине ноября.

Это открытие может кого-то разочаровать, но Янг смотрит на это иначе. "Люди говорят, что это расследование уничтожает сказку, но я воспринимаю это не так. Людей тяготит мысль, что они обязаны дожить до Рождества, а это исследование доказывает, что "несвоевременная" смерть - это не недостаток самодисциплины. Смерть придерживается своего собственного расписания и не присылает уведомлений на карманный компьютер или электронный органайзер".

Исследование Янга не отменяет вероятности, что некоторые люди способны за счет какого необъяснимого процесса отложить момент своей смерти до более удобного времени. Но, поскольку на результаты исследования они никак не повлияли, можно предположить, что такие люди составляют меньше 1%, говорит Янг.

Дэвид Филипс, социолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который писал о феномене отложенной смерти в некоторых сообществах, говорит, что, возможно, эта цифра примерно соответствует действительности. Он говорит также, что онкологические больные - это не та категория людей, где наблюдается это явление. Он говорит, что чаще всего наблюдал это у людей с хроническими заболеваниями сердца.

Филипс понимает скептицизм Янга. "Если нет разумного объяснимого механизма, то поверить в этот феномен очень трудно. Следующим шагом следует найти такой биологический механизм".

Янг говорит, что выбрал раковых больных, потому что, в отличие от уровня смертности от болезней сердца, уровень смертности от онкологических заболеваний стабилен в течение года. Смертность от сердечных заболеваний по каким-то неизвестным причинам достигает пика зимой. Однако он говорит, что при беглом просмотре данных среди больных хроническими заболваниями сердечно-сосудистой системы он тоже не обнаружил никакой закономерности, свидетельствующей о наличии феномена "отложенной смерти".

Если праздничный сезон как-то и отражается на уровне смертности, то, скорее, это связано с людьми, которые умирают внезапно. В Рождество больше людей умирают от инфаркта, чем в любой другой день, - таковы результаты последнего исследования Филипса.