Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно". Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании. Купание - только начало

Итак, сегодня решил приобщиться к купанию в иордани с другой стороны объектива, т.е. как фотограф.
В этом году в Ярославле было организовано 7 прорубей. Это официальных, оборудованных лестницами и платками для переодевания, а также надзором МЧС, МВД и скорой помощи. Последние, правда, заметил не везде.
Собственно, купания начались еще в ночь с субботы при -23 и заметном ветре. Сейчас, утром, вышло Солнце и немного прогрело воздух до -19, но ветер все равно заметный.

Поскольку тема религиозная, постараюсь обойтись минимальными комментариями. Говорят, что лучшее фото то, которое не требует ни названия, ни описания:)

Первая иордань на Которосли у Спасо-Преображенского монастыря. К моменту прибытия первой процессии со священнослужителями кое-кто уже успел опробовать прорубь.

Обряд начался.

Кто-то подходит к вопросу серьезно, кто-то в команде поддержки, кто-то пришел набраться храбрости для седующего года, а кто-то просто пришел посмотреть "на шоу".

МЧС, МВД, ОМОН - все тут.
Тихие разговоры сотрудников МЧС о том что лед подозрительно трещит бодрят сильнее проруби. По команде народ дружно отступает от проруби и рассеивается по территории.

Кто-то просто умывает руки и лица, кто-то заходит по грудь, но большинство, как требует традиция, окунаются с молитвой и крестным знамением три раза с головой.

Понравилось как видеооператор от канала Россия снимал камерой GoPro в подводном боксе, погрузив ее прямо в иордань. У меня такого не было, поэтому взял традиционный ракурс на ширик.

Жаль фотоблоггеров, которые оделись как на вылазку в кафе - в тонких джинсах и модных ботинках было очень холодно... Интересно, отрабатывал ли стабилизатор дрожь их тел? :)

А это уже прорубь на Волге в районе Тверицкого пляжа у церкви Зосимы и Савватия.

Ночью здесь было место основного купания, МЧС и МВД также присутствуют. Скорая, вроде, тоже не уехала, стоит на стоянке у храма.

В России (Украине, Белоруссии) прянято отмечать Рождество Христово купанием в проруби. В Иерусалиме проруби днём с огнём не сыщешь, но мы с приятелем Серёжей всё равно устроили себе рождественские купания.
25 декабря поехали на Мёртвое море. Есть там такой пляж -- Минерале. Где, кроме купания в большой солёной луже, можно ещё поплавать в бассейне с горячей минеральной водой. Поплавали. А потом Серёжа безлюдным берегом повёл меня на юг. Шли, наверное, часа полтора-два. Там вдоль берега выходит наружу множество термальных источников. Одни из них заполняют провалы, которыми усеяно побережье моря. Другие стекают в него ручьём. Третью бьют ключом прямо со дна морского. Поэтому вода в этом месте теплее, чем даже рядом, градусов на 5. То есть, вместо 20 градусов - аж 25. Причём, мы отплывали от берега метров на 150 -- но и там вода была тёплой.
А если лечь в яму около источника -- то вода просто горячая. Страшно солёная. Но всё же на такая, как в море. Разбавленный этими горячими источниками рассол уже не такой ядрёный и не начинает через пять минут разъедать кожу. Даже в сотне метров от берега.

Человек на берегу нежится в горячей воде источника. Горы на том берегу - это уже Иордания.

Вот так выглядят самые безобидные провалы. Понижение уровня Мёртвого моря и грунтовых вод привело к образованию подземных пустот. Поэтому весь берег, словно срез сырной головки, усыпан подобными дырами. Многие из них размером с футбольное поле и глубиной метров 15. Вообще, идёшь по безлюдному берегу - как по минному полю. Влажный грунт местами основательно проседает под ногами. И иногда появляется неприятное ощущение, что он сейчас просядет на высоту пятиэтажного дома. И, если сразу не засыпет землёй, будешь потом до посинения куковать в этом природном зиндане. Пока не просолишься насквозь - и не превратишься в лакомый кусок для археологов и антропологов какого-нибудь 43-го века Нашей эры.

В этом месте к берегу подходит грунтовка. Здесь ещё есть народ, приехавший сюда на машинах.
Народ куйфует на волнах. Кроме головы, у всех над водой ещё и ноги. Не потому, что купальщики стараются задрать их повыше. А потому, что ноги сами всплывают в плотной пересоленной воде.

Девочки парят ноги.

И мажутся целебной сине-зелёной глиной.

Около выхода подземных вод -- запах сероводорода. Камни покрыты светло-жёлтым налётом серы.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.


Зима нынче - не зима. Льда нет на море до сих пор... и на Волге нет. По сценарию праздника, мы должны выковать меч. Солидные дяди, перевоплощаются в буквальном смысле этого слова в древнерусских кузнецов. Один из нас, заядлый любитель старины и исторических реконструкций, строго следит за точностью деталей ритуала и правильностью облачения - сегодня его день. Трое, а иногда и пятеро (в зависимости от числа желающих) бизнесменов, чиновников, офисных работников, в этот день становятся молотобойцами. Вот буквально так: галстуки и белоснежные сорочки долой. Штаны с помочами, рубаха-косоворотка, лапти, онучи, портянки - портянки ещё надо уметь наматывать.) Ну и поверх всего этого фартук кожаный.
В этот день белые холёные ручки, безупречный маникюр и крем для рук, становятся чем то позорным - мужчины недостойным. По очереди мы берём в руки молот и по команде кузнеца, обрушиваем всю его мощь на раскалённую заготовку. Устаём с непривычки быстро, но нас достаточно чтобы меняться.) Примерно часа через два, получается обоюдоострый русский меч. Им, ещё горячим, мы должны высечь круг во льду - прорубь, достаточно большой, чтобы в него перекрестившись можно было окунуться. Здесь же, на берегу, рядом с полевой кузней, ставим баньку. Лёгкий каркас, обтянутый ПЭТ-плёнкой, внутри буржуйка с камнями. Конструкция завалена еловыми ветками для антуражу.) В бане такой очень даже жарко, даже в хороший мороз, а водички на камушки плеснул, так вообще жара. Всё это потом а сейчас, полевая кузня. Горн пышет жаром, угли красные, заготовка под стать углям. Первый удар молотом - мягкий металл промялся. За ним следующий и ещё один и ещё. В кузне жарища. Обильные ручейки пота скользят по грязным гладко выбритым и привыкшим к дорогому парфюму, щекам. Руки новоявленных молотобойцев, защищены кольчужными перчатками - отлетающая от заготовки окалина, не повредит кожу. Со стороны ладони, перчатка кожаная - молот крепко сидит в такой руке. Бум-бум, бум-бум, бум-бум. Кузнец поворачивает заготовку в момент замаха молотобойца. По мере проявления очертаний меча, тяжёлый молот меняется на более лёгкий. Это только кажется, что лёгким махать легче. Молот легче, а махать им надо чаще. Устаём быстрее, меняемся чаще. Очень хочется вытереть пот со лба. Нельзя этого делать! Оксиды железа попавшие в кожные поры, натворят проблем крайне не желательных.

Окуни голову молотобоец в бочку с водой. Окунай, не стесняйся.) Причёске твоей от дорогого стилиста всё рано уже писец. Расслабься, сегодня тебе не надо выглядеть и соответствовать. Сегодня ты гол душой, а потому бесконечно свободен.
***
И вот меч готов. Грубая ковка, усталые но страшно довольные кузнецы уже окончательно вжились в свои роли.
- Братья во Христе, аки вернии вои русские, сокрушим узы водныя, булатом багряным!!!
С этого момента, мы должны идти на лёд (узы водныя) и сокрушать его только что выкованным и опять разогретым до красна мечом. А льда нет! Нет водам узилища! Обидно до слёз.

Значит просто окунём меч в холодную воду. Вернёмся назад, к бане. Там наши женщины - у них для нас рубахи тканые, банные. Попаримся, помоемся и в прорубь... А проруби то нет.) Значит так в воду зайдём. Как стемнеет, так и зайдём.