Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Что такое украинский национализм. попытки объединения. Организации и движения украинских националистов

После развала Союза ССР только и слышно, что о злобных украинских националистах, сначала разваливших СССР, потом устроивших два майдана и (дабы погромче грохнуть крышкой своего гроба) развязавших гражданскую войну. Множеству побывавших в киевской власти негодяев такое именование безусловно льстит. Заодно оправдывая в глазах местного плебса все ими творимые безумства. Вот только к украинскому национализму это не имеет никакого отношения.

Наиболее ярким и чистым примером победившего на государственном уровне национализма является Польша. Это самый наглядный и корректный пример - близкий и территориально и знакомый по общей . Польша сегодня - одно из самых мононациональных государств в мире.

С момента утраты свой государственности поляки истово боролись за ее восстановление. Шли на любые преступления и предательства. Вступали в соглашения хоть с чертом, хоть с Гитлером, лишь бы урвать кусок от соседа и укрепить "Великопольшу от моря до моря".
Не зря премьер-министр Британской империи сэр Уинстон Черчилль о поляках:

"Нужно считать тайной и трагедией европейской истории тот факт, что народ, способный на любой героизм, отдельные представители которого талантливы, доблестны, обаятельны, постоянно проявляет такие огромные недостатки почти во всех аспектах своей государственной жизни. Слава в периоды мятежей и горя; гнусность и позор в периоды триумфа. Храбрейшими из храбрых слишком часто руководили гнуснейшие из гнусных! И все же всегда существовали две Польши: одна из них боролась за правду, а другая пресмыкалась в подлости ".
Удивительно точное определение!

Даже после войны поляки исхитрились так вести политику "дружбы народов", что выжившие в гитлеровских концлагерях евреи просто испарились. Уже не в газовых камерах, а в Польской Народной Республике. А после распада "социалистического блока" и вовсе выжили жалкие остатки, оставив пару тысяч "на развод". И ради своей национальной идеи поляки совершали поистине героические безумства - Варшавское восстание тому пример. Сотни тысяч жертв только ради того, чтобы самим освободить столицу, не допустив "москалей".
Ничего подобного у жителей Украины и близко не наблюдалось. До ХХ века большинство понятия не имело, что они украинцы, а не гуцулы, казаки, малороссы, русские, русины etc.

За сто с лишним лет существования сколь-нибудь массовых организаций так называемых "украинских националистов", ни одна из них не представляла интересов собственно "украинского народа". Или народа, жившего на территории Малороссии, Украины, УССР (название не суть). Не представляла прежде всего потому, что к этому самому народу не принадлежала (я говорю именно об организации, о руководстве, о политиках, а не о пушечном мясе).


В разные годы формировавшиеся всегда за пределами собственно Украины, костяк этих организаций создавался из окатоличенных местных жителей. Людей, воспитанных в реалиях совершенно иных государств. Здесь важно помнить, что галичане семь веков были оторваны от самой Украины (да и Руси в целом). Плюс все противники формирования украинства в Галиции были либо уничтожены австро-венграми, либо бежали, либо сгнили в концлагерях Талергоф и Терезин еще в начале Первой мировой.

"Родителями" националистических "украинских" структур всегда выступали государственные институты иных стран, инициировавших создание националистов, исходя из собственных интересов, а не руководствуясь "любовью к Украине". Соответственно и задачи перед этими структурами ставились теми, кто их создавал. А потому, независимо от провозглашаемых целей, организации существовали ровно до тех пор, пока удовлетворяли требования содержавших их создателей.

Две трети руководства УНР в 1917 году, включая и Грушевского, было из Галиции, в ту пору даже не входившей в состав Российской империи, а наоборот, воевавшей с ней, будучи частью Австро-Венгрии. Понятно чьи интересы проводили во время войны выходцы оттуда.
Все более-менее известные "украинские националисты" - галицаи. Мало того, офицеры Австро-Венгерской армии. Это и создатель УВО-ОУН полковник Коновалец. И его правая рука, после смерти шефа возглавивший ОУН (м) Мельник. Кстати, с Мельником в одном полку служил и Пилсудский. В частности, и поэтому предававшие всех и вся сичевые стрельцы в большинстве своем остались в Польше, а не боролись за "Вильну Украину". Молодой для участия в тех событиях Бандера (родился в 1909 году) тоже иноверец из Галиции, никогда на Украине не живший.

Да и поддержкой эти галицаи с их псевдоукраинским национализмом среди украинцев не пользовались. Достаточно прочесть премьера УНР Винниченко:

"… Наш вплив (влияние) був менший. Він був уже остільки малий, що ми з великими труднощами могли складати якісь невеличкі більш-менш дисципліновані частини й висилати їх проти більшовиків... їхня перевага була в тому, що всі наші широкі маси солдатства не ставили їм ніякого опору або навіть переходили на їхній бік, що майже (почти) все робітництво кожного міста (города) ставало за ними; що в селах сільська біднота явно була більшовицька; що, словом, величезна більшість самого українського населення була проти нас...".

Кстати, обратите внимание на язык Винниченко - практически неотличимый от русского и прекрасно понимаемый не знающими "мовы" людьми.

И причина этого неприятия в самом фундаменте т.н. "украинского национализма". Идея не украинского, а именно галицкого национализма, в своей основе содержит неоспоримую максиму. Аксиому. Незыблемый постулат. Категорический императив - Украина в любых границах не должна иметь ничего общего с Россией. С кем угодно, как угодно - только не с Россией.

Можно с гитлеровцами, а можно с ЕС. Доктрина по сути галицкого национализма, называемого украинским, предполагает любую степень подчиненности Украины. Лишь бы это была не Россия. Лишь бы вера была не православная. Или хотя бы не московского патриархата. Расколоть всё, даже (особенно) веру. Любой ценой.

С момента распада СССР их формальная цель - войти в ЕС. Но это тоже союз, который забирает часть государственности, ему делегируются государственные функции. Точно так же, как Украинская ССР делегировала часть функций СССР.

Но там была Россия - а это неприемлемо для галицкого национализма. И не важно, что именно в СССР Украина стала государством, соучредителем ООН, приросла давно утраченными землями и даже Крымом, который ни Грушеския со своей УНР, ни бандеровцы, "украинским" не считали. Как не важно им и то, что после смерти Сталина всем Союзом руководили именно украинцы - главный постулат нарушен - там Россия. А потому - неприемлемо!


Украинский, как и любой другой, национализм, даже искусственно созданной нации, подобных глупых императивов в своей основе не содержит. Национализм в свою основу закладывает не борьбу с кем-то, а построение своей великой Державы. Не делегирование каких-то прав кому бы то ни было, а максимальную самостоятельность. И в борьбе за эту самость плюет на догмы, идет на любые договоры (Польша тому пример).

С распадом Союза ССР, будь у власти в Киеве действительно украинские националисты, политика Киева строилась бы на максимально выгодном использовании доставшегося наследства. Как в соседней Белоруссии. Только УССР занимал 21-е место в мире по своей экономической мощи и выйдя из Союза без долгов и обязательств, украинские националисты легко бы построили куда более самостоятельную и сильную державу. Не Белоруссию - помощнее Польши. И кстати, ядерное не отдали бы никогда.

Но как раз никаких украинских националистов у власти на Украине никогда "не стояло". Как нет вообще в природе никаких украинских националистов. Есть банда выродившихся коммунистических аппаратчиков (Кравчук, Кучма, Ющенко, Фарион, ...) и их комсомольских выкормышей помоложе, типа Юлии Тимошенко. И новое поколение шакалов, раздирающих подконтрольную территорию по принципу "грабь награбленное".

А в качестве идеологии используется подмена понятий. Для галицкой разновидности националистов, национализм - это не построение процветающего государства, а вечная борьба с Россией и русскими. При этом опорой режима служат именно галицаи, по сути ставшие жить в "единой семье братских народов", да и, собственно, в составе Украины, лишь после 1945 года. То есть 45 лет пожили, а потом им снова напомнили, настойчиво напомнили (и заплатили), что они "соль украинской земли" и "нация превыше всего". Факты ведь не спрячешь.

В Первую мировую "украинских националистов" использовали для ослабления Имперской России враждебные империи, прежде всего Австро-Венгерская.

Во Вторую мировую - гитлеровский Рейх.

С конца 80-х - США и их союзники, не прекращавшие платить националистам с конца Второй мировой.

И этот, последний период, наиболее показателен. Россия в принципе не могла влиять на происходящее на Украине ни в 90-е годы, ни в начале 2000-х. Да и не интересовало это Бориса Ельцина, отдававшего кому угодно "столько самостоятельности, сколько они смогут откусить". Да и президента Путина до первого майдана другими проблемами была голова занята.

Мощнейшая экономика УССР (при помощи США и ЕС) могла, при наличии "украинских националистов", превратить Украину не только в члена Евросоюза, но и в одну из самых богатых и благополучных стран мира. Вот только цель была прямо противоположной. Запад уничтожал конкурента, ослаблял Россию. А националисты помогали ему в этом, грабя богатейшее советское наследие бывшей УССР.

Что до настоящего украинского национализма - его не существует в природе. Видимо потому, что не существует и самой украинской нации. Более века неустанных стараний всех - австро-венгров, большевиков, нынешних спонсоров - всё псу под хвост.

Об отсутствии поддержки населения сто лет назад писал Винниченко. В Великую Отечественную гитлеровцы смогли во всякие военные формирования (от УПА до полицаев и дивизии СС "Галиция") максимум 300 тысяч штыков - 0,75% от общей численности населения УССР. При том, что численность партизан, подпольщиков, до солдат РККА и сотрудников НКВД, СМЕРШ, милиционеров из числа жителей Украины - под 8 миллионов.

И, наконец, с приходом к власти Горбачева (и по сей день) тоже никаких многомиллионных армий борцов не нашлось. Мало того, ни одни выборы были не в состоянии привести к власти националистов. Зато демагоги типа Кучмы, легко выбирались лишь за слова о дружбе с Россией. А вот националисты, да не украинские, а все те же, галицкие, приводились к власти только в результате и оплаченных Западом майданов.

На фото: конференция ВАКЛ - Всемирной Антикоммунистической Лиги, В центре - Катерина Чумаченко, член Американского Комитета Порабощенных Народов и будущая жена Ющенко, слева Джин Кирпатрик, посол США в ООН и член разведсообщества США, справа Ярослав Стецько, заместитель Степана Бандеры и председатель АБН - Антибольшевичкого Фронта народов, созданного ОУН и спецслужбами США. За спиной - эмблема ВАКЛ, использованная во время первого майдана (и в десятках иных переворотов)

И пришедшие к власти в результате что первого, что второго майдана - не украинские националисты. Именно потому они ничего и не добились, кроме ненависти даже своих изначальных сторонников. Они - стая вороватых гиен, рвущих ради собственного обогащения все, до чего могут дотянуться. И поддержку "всего цивилизованного человечества" получают именно за это и за раздуваемый пожар, а вовсе не за построение "демократического европейского государства".

А так как никакой национальной и созидательной идеи у них нет изначально, они изображают вечную войну с Россией, наживаясь еще и на этом. И уйдут в небытие так же, как и их предшественники. Оставив за собой очередную Руину.

Третью за 100 лет.

P.S. Я прекрасно понимаю, что словосочетание "украинский национализм" уже прижилось и сознательно продвигается для противопоставления России и русским населения юга нашей общей земли. Как подсознательное противопоставление двух частей единого целого, как препятствие для воссоединения. Но даже употребляя ошибочное словосочетание, мы должны отдавать себе отчет в истинном положении дел. И признавая "украинский национализм" преступной идеологией, помнить, что он на самом деле собой представляет.

Украинский национализм - политическая националистическая идеология , а также общественно-политическое движение, ставящее целью создание и развитие украинского самостоятельного национального государства и/или защиту национальной самобытности. Национализм требует в первую очередь национального самосознания, осознания национальной общности группы людей.

XIX век

Основание теории «украинского национализма» было заложено в «Книге бытия украинского народа», написанной, в частности, членами первой в Российской империи организации политического направления «Кирилло-Мефодиевское братство » - историком Николаем Костомаровым и поэтом Тарасом Шевченко . Николай Костомаров выдвинул тезис о двух русских народностях , доказывая существование отдельной «южнорусской» народности.

В 1847 году ряд членов общества был арестован и выслан.

Деятельность организации была возобновлена в 1850-1860-е годы. Одновременно наметился раскол между сторонниками собственно украинской и малороссийской (выступающих против отделения) ориентации. Данное противостояние усилилось после Валуевского и Эмского указов , резко ограничивших использование украинского языка в образовании и науке. Однако, даже среди сторонников «украинства » вплоть до конца XIX века за немедленное отделение Украины от Российской империи выступали очень немногие. В Галиции похожий конфликт был между «русофилами », выступавшими за сближение с Российской империей, и «народовцами». При этом, в свою очередь, между восточными «украинофилами » и галицкими «народовцами» также существовало неприятие .

Конец XIX - начало XX века

Сам термин «национализм» появляется в украинской публицистике примерно в 1880-1890-е годы. Сначала этот термин использовался не для обозначения конкретной политической доктрины, а предусматривал достаточно широкий круг общественно-политических представлений и предпочтений украинского народа. Например Б. Гринченко в «Письмах из Украины Приднепровской» отличает среди украинских деятелей «формальных националистов», «проявляющих приверженность ко всему украинскому: от украинского языка, к украинской литературе, и даже к украинской одежде».

На рубеже XIX-XX веков ситуация изменилась: разделение украинского национального движения на отдельные конкурирующие течения и борьба между ними приводят к идеологизации и политизации понятия «национализм».

Николай Михновский

Украинский интегральный национализм

Дмитрий Донцов

Одним из активных оппонентов «буржуазного национализма» с позиций социализма в начале XX века был публицист, печатавшийся под псевдонимом «Дм. Закопанець» - в будущем автор известного манифеста радикального украинского национализма Дмитрий Донцов . К Первой мировой войне Дмитрий Донцов меняет свои политические предпочтения и в 1926 году публикует работу «Национализм», в которой, основываясь на взглядах социал-дарвинизма , утверждает, что во главе нации должен стоять особый слой «лучших людей», задачей которых является применение «творческого насилия» в отношении основной массы народа, а вражда наций между собой естественна и в итоге должна привести к победе «сильных» наций над «слабыми». Взгляды Донцова легли в основу идеологии ОУН

ОУН и УПА

В 1920-х годах возникает ряд организаций, исповедовавших радикально-националистическую идеологию. К ним относились: Украинская войсковая организация (УВО), Группа украинской национальной молодёжи , Лига украинских националистов (с вошедшим в неё Союзом украинских фашистов), Союз украинской националистической молодёжи .

В 1929 году эти организации объединяются в Организацию украинских националистов (ОУН) на I Конгрессе (Сборе) украинских националистов (укр.) , проходившем в Вене 27 января - 3 февраля 1929 года .

Первым руководителем ОУН в 1929 году стал руководитель УВО Евгений Коновалец . После его убийства (1938), в начале Второй мировой войны в ОУН произошёл раскол на две фракции: ОУН(р) , так называемую «революционную ОУН», которая более известна как «Организация украинских националистов (бандеровское движение)» (ОУН(б)) по имени её руководителя Степана Бандеры , и группировку сторонников Андрея Мельника , известную как ОУН(м) .

Однако, согласно свидетельским показаниям, представленным в серии документов Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР за 1942-1945 годы, которые были рассекречены МИД РФ в 2008 году и в 2014 году, в этот период Великой Отечественной войны участники ОУН и УПА активно сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками , а также участвовали в массовых казнях мирного населения. Жертвами националистов были люди различных национальностей .

По завершении Второй мировой войны в Европе Бандера и Мельник оказались в западной зоне оккупации и, как следствие, в сфере интересов спецслужб западных стран. Особую активность, как и ранее, проявила ОУН(б). С официальным началом «холодной войны » в 1947 году их активность в эмигрантской среде, при поддержке разведок США и Великобритании , возросла, в то время как активность на территории Украинской ССР и Польши усилиями служб безопасности СССР и Польши постепенно была подавлена. Попытки эмигрантского руководства ОУН наладить связь с подпольем потерпела неудачу - так, из 19 сброшенных в 1952 году связных 18 попали в МГБ СССР .

В то же время, ещё с 1946 года, в самой ОУН(б) назревал внутренний раскол между «ортодоксами» во главе с Бандерой и «реформистами», представленными Зиновием Матлой (укр.) и Львом Ребетом, который фактически оформился в 1956 году. Тогда из ОУН(б) выделилась третья фракция, возглавляемая Зиновием Матлой и Львом Ребетом и получившая название «Заграничная ОУН», или ОУН(з) (укр.) (также из-за количества лидеров её называют «двійкарі» (от «укр. двійка » - «двойка»)). ОУН(м) в то же время наладила контакты с представителями УНР в эмиграции и постепенно отошла от радикально-националистической деятельности, став правоконсервативной партией. ОУН(б) эволюционировала слабо, фактически оставаясь на позициях начала 1930-х годов. Несмотря на это, она доминировала в националистической эмигрантской среде, в особенности США и Канады , став особенно востребованной в период пика «холодной войны» в первой половине 1980-х годов.

К концу 1980-х годов оба движения полулегально вернулись в Украинскую ССР. Легализация обеих ОУН произошла в начале 1990-х годов, причём ОУН(б) легализовалась в виде политической партии «Конгресс украинских националистов» (КУН) , а ОУН(м) - в виде одноимённого общественно-политического движения.

Украинский национал-коммунизм

В 1917-1920 годах в коммунистическом движении возникло направление, сторонники которого считали, что построение коммунистической экономики приведёт к уничтожению как социального, так и национального гнёта, а также, что коммунизм необходимо не унифицировать по российскому образцу, а приспосабливать к специфическим национальным условиям. В 1919 году и Василием Шахраем был написан труд «К текущему моменту. Что происходит на Украине и с Украиной?» теоретически оформивший данные идеи в доктрину украинского национал-коммунизма .

Боротьбисты и укаписты

Украинский социал-национализм

Вариация германского национал-социализма адаптированного под украинский строй, культуру и традиции. Являет собой высшую радикальную степень национализма.

Украинский гражданский национализм

Национализм в годы независимости Украины

Процесс национального возрождения 1989-1991 гг в СССР ознаменовался появлением новых, альтернативных КПУ политических партий и движений, преимущественно национал-демократического направления: «Народное движение Украины за перестройку» , Украинская Республиканская Партия и другие. Однако в короткое время значительная часть наиболее активных граждан, преимущественно молодёжь, разочаровалась в новейших национал-демократических течениях, обвиняя их в политической нерешительности и чрезмерной умеренности во взглядах. Так, 19 августа 1989 члены молодёжного крыла украинской Хельсинкской Группы на горе Маковка провозгласили создание Союза Независимой Украинской Молодёжи. Снумовцы открыто манифестировали выход Украины из состава СССР как цель своей деятельности; воспитание молодёжи в духе патриотизма на примерах национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т. д. Хотя СНУМ и была организацией нелегальной и действовала в условиях идеологических табу и запретов, однако она быстро нашла сторонников по всей Украине. Менее чем за год со дня своего образования СНУМ в своих рядах объединила около тысячи националистически настроенных молодых людей из всех регионов Украины. В мае 1990 года общее количество областных организаций СНУМ увеличивается до 18. Существовала ячейка СНУМ в Перемышле, Польша.

Главным средством деятельности Союза была агитационная и просветительская работа, организация митингов, забастовок, голодовок и пикетов. На своих первых нелегальных митингах в Киеве и Львове снумовцы собирали деньги для печати своих манифестов и периодических изданий (свои газеты и листовки СНУМ печатала в Литве и нелегально ввозила в УССР), что дало возможность распространять свои идеи в массах. Члены союза устраивали театрализованные представления с сожжением комсомольских билетов в Киеве, Львове, Тернополе, Ровно, Дубно. Снумовцы организовали бойкот весеннего призыва в Советскую Армии. Весной 1990 СНУМ принимает активное участие в парламентских выборах. Депутатом от СНУМ становится Игорь Деркач. В 1990 г. организация всё отчётливее поляризуется на два лагеря: радикальный (формируется вокруг А. Витовича и Д. Корчинского) и демократический.

Символы

Символы украинских националистических организаций.

Примечания

  1. Н. И. Костомаров . Две русские народности «Основа». - СПб., 1861. - № 3. - С. 33 // litopys.org.ua
  2. А. И. Миллер . Дуализм идентичностей на Украине. Журнал «Отечественные записки » (выпуск № 1 (34), 2007 год) // strana-oz.ru
  3. Десять заповідей УНП - Микола-Міхновський
  4. Історія України. 10 клас: Розробки уроків By О. В. Гісем, О. О. Мартинюк
  5. Украинцы не должны были массово убивать мирное население: интервью историка Джона-Пола Химки
  6. Полищук В. В. Правовая и политическая оценка ОУН И УПА // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2006. - Т. 2, № 3. - С. 25-63.
  7. , ДО ПИТАННЯ ПРО ІДЕОЛОГІЮ ОРГАНІЗАЦІЇ УКРАЇНСЬКИХ НАЦІОНАЛІСТІВ (ОУН). АНАЛІТИЧНИЙ ОГЛЯД .
  8. На сайте Минобороны России опубликованы уникальные архивные документы о деятельности украинских националистов в годы Великой Отечественной войны. Управление пресс-службы и информации // function.mil.ru (3 апреля 2014 года)
  9. Гриф «Секретно» снят. «Деятельность организаций украинских националистов в годы Великой Отечественной войны» (подлинники исторических документов). Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации // mil.ru (3 апреля 2014 года)
  10. МИД РФ опубликовал доказательства сотрудничества ОУН-УПА с нацистами во время ВОВ. Информационное агентство России «ТАСС » // tass.ru (5 марта 2014 года)

Литература

Ссылки

  • Liu Shaoqi . «Internationalism and nationalism». V. The Progressive Character of Bourgeois Nationalism in Given Historical Conditions and the Marxist-Leninist Attitude Toward Such Nationalism. // marxists.org
  • By Tom Lewis . «Marxism and Nationalism». . «International Socialist Review», Issue № 13, August-September 2000. // isreview.org

Украинский национализм - политическая националистическая идеология , а также общественно-политическое движение, ставящее целью создание и развитие украинского самостоятельного национального государства и/или защиту национальной самобытности. Национализм требует в первую очередь национального самосознания, осознания национальной общности группы людей.

XIX век

Основание теории «украинского национализма» было заложено в «Книге бытия украинского народа», написанной, в частности, членами первой в Российской империи организации политического направления «Кирилло-Мефодиевское братство » - историком Николаем Костомаровым и поэтом Тарасом Шевченко . Николай Костомаров выдвинул тезис о двух русских народностях , доказывая существование отдельной «южнорусской» народности.

В 1847 году ряд членов общества был арестован и выслан.

Деятельность организации была возобновлена в 1850-1860-е годы. Одновременно наметился раскол между сторонниками собственно украинской и малороссийской (выступающих против отделения) ориентации. Данное противостояние усилилось после Валуевского и Эмского указов , резко ограничивших использование украинского языка в образовании и науке. Однако, даже среди сторонников «украинства » вплоть до конца XIX века за немедленное отделение Украины от Российской империи выступали очень немногие. В Галиции похожий конфликт был между «русофилами », выступавшими за сближение с Российской империей, и «народовцами». При этом, в свою очередь, между восточными «украинофилами » и галицкими «народовцами» также существовало неприятие .

Конец XIX - начало XX века

Сам термин «национализм» появляется в украинской публицистике примерно в 1880-1890-е годы. Сначала этот термин использовался не для обозначения конкретной политической доктрины, а предусматривал достаточно широкий круг общественно-политических представлений и предпочтений украинского народа. Например Б. Гринченко в «Письмах из Украины Приднепровской» отличает среди украинских деятелей «формальных националистов», «проявляющих приверженность ко всему украинскому: от украинского языка, к украинской литературе, и даже к украинской одежде».

На рубеже XIX-XX веков ситуация изменилась: разделение украинского национального движения на отдельные конкурирующие течения и борьба между ними приводят к идеологизации и политизации понятия «национализм».

Украинский интегральный национализм

Одним из активных оппонентов «буржуазного национализма» с позиций социализма в начале XX века был публицист, печатавшийся под псевдонимом «Дм. Закопанець» - в будущем автор известного манифеста радикального украинского национализма Дмитрий Донцов . К Первой мировой войне Дмитрий Донцов меняет свои политические предпочтения и в 1926 году публикует работу «Национализм», в которой, основываясь на взглядах социал-дарвинизма , утверждает, что во главе нации должен стоять особый слой «лучших людей», задачей которых является применение «творческого насилия» в отношении основной массы народа, а вражда наций между собой естественна и в итоге должна привести к победе «сильных» наций над «слабыми». Взгляды Донцова легли в основу идеологии ОУН

ОУН и УПА

В 1920-х годах возникает ряд организаций, исповедовавших радикально-националистическую идеологию. К ним относились: Украинская войсковая организация (УВО), Группа украинской национальной молодёжи , Лига украинских националистов (с вошедшим в неё Союзом украинских фашистов), Союз украинской националистической молодёжи .

В 1929 году эти организации объединяются в Организацию украинских националистов (ОУН) на I Конгрессе (Сборе) украинских националистов (укр.) русск. , проходившем в Вене 27 января - 3 февраля 1929 года .

Первым руководителем ОУН в 1929 году стал руководитель УВО Евгений Коновалец . После его убийства (1938), в начале Второй мировой войны в ОУН произошёл раскол на две фракции: ОУН(р) , так называемую «революционную ОУН», которая более известна как «Организация украинских националистов (бандеровское движение)» (ОУН(б)) по имени её руководителя Степана Бандеры , и группировку сторонников Андрея Мельника , известную как ОУН(м) .

Однако, согласно свидетельским показаниям, представленным в серии документов Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР за 1942-1945 годы, которые были рассекречены МИД РФ в 2008 году и в 2014 году, в этот период Великой Отечественной войны участники ОУН и УПА активно сотрудничали с немецко-фашистскими захватчиками , а также участвовали в массовых казнях мирного населения. Жертвами националистов были люди различных национальностей .

По завершении Второй мировой войны в Европе Бандера и Мельник оказались в западной зоне оккупации и, как следствие, в сфере интересов спецслужб западных стран. Особую активность, как и ранее, проявила ОУН(б). С официальным началом «холодной войны » в 1947 году их активность в эмигрантской среде, при поддержке разведок США и Великобритании , возросла, в то время как активность на территории Украинской ССР и Польши усилиями служб безопасности СССР и Польши постепенно была подавлена. Попытки эмигрантского руководства ОУН наладить связь с подпольем потерпела неудачу - так, из 19 сброшенных в 1952 году связных 18 попали в МГБ СССР .

В то же время, ещё с 1946 года, в самой ОУН(б) назревал внутренний раскол между «ортодоксами» во главе с Бандерой и «реформистами», представленными Зиновием Матлой (укр.) русск. и Львом Ребетом, который фактически оформился в 1956 году. Тогда из ОУН(б) выделилась третья фракция, возглавляемая Зиновием Матлой и Львом Ребетом и получившая название «Заграничная ОУН», или ОУН(з) (укр.) русск. (также из-за количества лидеров её называют «двійкарі» (от «укр. двійка » - «двойка»)). ОУН(м) в то же время наладила контакты с представителями УНР в эмиграции и постепенно отошла от радикально-националистической деятельности, став правоконсервативной партией. ОУН(б) эволюционировала слабо, фактически оставаясь на позициях начала 1930-х годов. Несмотря на это, она доминировала в националистической эмигрантской среде, в особенности США и Канады , став особенно востребованной в период пика «холодной войны» в первой половине 1980-х годов.

К концу 1980-х годов оба движения полулегально вернулись в Украинскую ССР. Легализация обеих ОУН произошла в начале 1990-х годов, причём ОУН(б) легализовалась в виде политической партии «Конгресс украинских националистов» (КУН) , а ОУН(м) - в виде одноимённого общественно-политического движения.

Украинский национал-коммунизм

В 1917-1920 годах в коммунистическом движении возникло направление, сторонники которого считали, что построение коммунистической экономики приведёт к уничтожению как социального, так и национального гнёта, а также, что коммунизм необходимо не унифицировать по российскому образцу, а приспосабливать к специфическим национальным условиям. В 1919 году Сергеем Мазлахом и Василием Шахраем был написан труд «К текущему моменту. Что происходит на Украине и с Украиной?» теоретически оформивший данные идеи в доктрину украинского национал-коммунизма .

Боротьбисты и укаписты

Украинский социал-национализм

Вариация германского национал-социализма адаптированного под украинский строй, культуру и традиции. Являет собой высшую радикальную степень национализма.

Украинский гражданский национализм

Национализм в годы независимости Украины

Процесс национального возрождения 1989-1991 гг в СССР ознаменовался появлением новых, альтернативных КПУ политических партий и движений, преимущественно национал-демократического направления: «Народное движение Украины за перестройку» , Украинская Республиканская Партия и другие. Однако в короткое время значительная часть наиболее активных граждан, преимущественно молодёжь, разочаровалась в новейших национал-демократических течениях, обвиняя их в политической нерешительности и чрезмерной умеренности во взглядах. Так, 19 августа 1989 члены молодёжного крыла украинской Хельсинкской Группы на горе Маковка провозгласили создание Союза Независимой Украинской Молодёжи. Снумовцы открыто манифестировали выход Украины из состава СССР как цель своей деятельности; воспитание молодёжи в духе патриотизма на примерах национально-освободительной борьбы ОУН и УПА и т. д. Хотя СНУМ и была организацией нелегальной и действовала в условиях идеологических табу и запретов, однако она быстро нашла сторонников по всей Украине. Менее чем за год со дня своего образования СНУМ в своих рядах объединила около тысячи националистически настроенных молодых людей из всех регионов Украины. В мае 1990 года общее количество областных организаций СНУМ увеличивается до 18. Существовала ячейка СНУМ в Перемышле, Польша.

Другим и гораздо более радикальным направление национализма было галичанское. Собственно, именно оно сейчас и преобладает на современной Украине. Дело в том, что когда говорят, что на Украине раскол на восток и запад, не все до конца понимают, о чем идет речь и какое событие произошло в 1939 году. А тогда произошло событие даже более серьезное, чем объединение ФРГ и ГДР. Тогда, согласно условиям пакта Молотова-Риббентропа, к УССР была присоединена Галиция, находившаяся в составе Польши. Галиция традиционно была населена украинцами, но при этом они никогда не жили на территории Российской империи, если не считать мифических времен Ярослава Мудрого, когда еще и народов-то не было толком. То есть, к украинцам, традиционно жившим в РИ, присоединили совершенно особое племя боевых галичан, распрогандированных еще в Австро-Венгрии. К тому же, в отличии от традиционно православных украинцев, все галичане были униатами-грекокатоликами, которые сами по себе отдельный разговор. И если немцы жили в разделенном виде 45 лет, то&nпbsp; в данном случае объединились народы не только с разной историей, но даже и верой, поскольку униаты еще в 1596 году перешли под власть Папы Римского, сохранив только византийский обряд.

Накануне Первой мировой войны Галиция находилась в составе Австро-Венгрии. При этом в Галиции существовало широкое русофильское движение. Конечно, отчасти оно поддерживалось и финансированием со стороны России. Австрийцам тоже работали над местным населением в своих интересах. Например, когда началась война, среди украинцев Галиции для войны с Россией без проблем набрали 7 тысяч «усусов» - украинских сечевых стрельцов, которыми командовал Эрцгерцог Вильгельм Франц Габсбург-Лотарингский, известный как Василь Вышиваный.

Тот неловкий момент, когда шутки про австрийский генштаб - не шутки.

Что касается русофилов, то после начала Первой мировой все они по спискам были отправлены в концлагеря Талергоф и Терезин, где были либо казнены, либо умерли. Выжить удалось меньшинству. Кстати, на одном из этих процессов свидетелем обвинения выступал прадед Тягнибока.

Собственно галичанский национализм стоял на двух вещах: скаутской организации «Пласт», где из маленьких укрят лепили боевых укров, и на грекокатолических священниках, которые были настроены ультранационалистически и внушали подобные же мысли пастве. Огромное количество видных персон в украинском националистическом движении составили дети униатских священников.

Бойцы «Пласта»

По итогам первой мировой войны Галиция отошла к Польше, что доводило украинских националистов до бешенства. Если в Австро-Венгрии им жилось относительно неплохо, хоть и без национальной автономии, то поляки оказались страшными шовинистами. Сразу после войны была создана «Украинская войсковая организация». Она стала последним звеном в цепочке: «папа - грекокатолический священник» - детство в «Пласте» - «служба в Австро-Венгерской армии» - «УВО». Одним из главных ее создателей стал бывший прапорщик австро-венгерской армии Евгений Коновалец - наполовину русин, наполовину поляк. Коновалец перед самой Октябрьской революцией бежал из русского плена в Киев, где возглавил отряд сечевых стрельцов, охранявших Центральную раду. После того, как немцы назначили Скоропадского, стрельцов расформировали.

Учредительный съезд ОУН. Коновалец - по центру в нижнем ряду.

Главными целями УВО были диверсии, саботаж, теракты, убийства и ограбления в Польше. Коновалец дружил с судьей по фамилии Шухевич и на протяжении года снимал у него комнату, много времени проводя в беседах с его 14-летним сыном Романом Шухевичем, который после общения с Коновальцом загорелся идеей украинского национализма и вступил сначала в «Пласт», а затем и в УВО, где начал лично участвовать как в акциях саботажа, так и в убийствах. К слову, Коновалец наладил старые связи с немцами, которые решили использовать радикальных укробойцов против поляков, и с удовольствие готовили диверсантов из УВО.

Кроме УВО существовало еще несколько организаций украинских националистов, в основном молодежных. Однако они не играли такой роли. В 1929 году на базе УВО состоялось объединение всех националистических организаций в Организацию Украинских Националистов (ОУН).

Дмитрий Донцов, укротитель монголокацапов.

Главным идеологом ОУН, сложившим в читаемые буквы витавшую в воздухе идею борьбы с жидомоскалями, был Дмитрий Донцов - единственный москаль среди галичан. Он родился на территории Российской империи и происхождение у него было самое карнавальное, вплоть до итальянцев в роду. Учился он в Петербурге и начинал как марксист. Однако позднее уехал в Галицию и у него «открылись глаза». Он возненавидел марксистов за интернационализм и стал пламенным украинским шовинистом. После начала Первой мировой Донцов смекнул, что к чему, и устроился на хорошую ставку в австро-венгерском министерстве правды. Он возглавлял «Союз освобождения Украинцев». Главной целью организации было отторжение территории Малороссии от России и создание независимого украинского государства под мудрым протекторатом Австро-Венгрии. С этой целью агитаторы ездили по лагерям для военнопленных и агитировали среди малороссов. Он даже успел побывать министром телеграфов при Скоропадском, но в 20-е годы отошел от политики и сосредоточился на фантазиях, на которых и выросли юные «пластунята». Краткое содержание идей Донцова не блещет оригинальностью: «украинцы - избранная раса, немцы - хорошие, москали и пшеки - нелюди».

Именно в это время прошел новый призыв в ОУН и на смену сечевым стрельцам пришла ультрарадикальная галицийская молодежь, которая десятилетие росла при поляках. Примерно тогда же в ОУН появились ее будущие лидеры: Бандера, Стецько и Шухевич, хотя последний уже успел активно поучаствовать в акциях старого УВО. Были среди этой волны и довольно примечательные персонажи. Так, Лев Ребет был евреем, но это маленький штришок.

Наиболее необъяснимым активистом ОУН был Рихард Ярый, который имел настолько мутную биографию, что исследователи до сих пор теряются в догадках: а это вообще кто? Буквально, до сих пор так и не могут установить, кем он был по происхождению и чем занимался в детстве. Есть версии, что Ярый - венгерский еврей, судетский немец, наполовину чех, наполовину еврей, австрийский аристократ. Сам он представлялся сыном казака. Примечательно, что когда немцы проверяли его на предмет возможного сотрудничества, выяснилось, что в месте, где он родился, вообще никто не помнит никакой семьи Ярых. Также точно не установлено, чем он занимался до Первой мировой. Есть версия, что до революции его звали Рихард фон Яри и он являлся сотрудником австрийской разведки. С началом революционных событий он оказался в галицкой армии ЗУНР, после революции спекулировал лошадьми, женился на еврейке, уехал в Германию, купил там себе виллу и вступил в ряды украинских националистов. Причем не просто вступил, а сразу возглавил разведку организации (неплохо для спекулянта лошадьми), а затем стал представителем ОУН при НСДАП(!).

Рихард Ярый, то ли патриот Украины, то ли смотрящий от взрослых держав.

Что касается разведок, то в качестве предположений высказываются версии, что Ярый работал на немецкую, английскую, советскую и польскую разведки. Также высказываются версии, что именно он организовал раскол в ОУН в 1940 году. Он же является одним из создателей батальона «Роланд», ставшего одним из двух украинских национальных формирований в составе Вермахта, созданных до войны. Осенью 1941 его вместе с другими лидерами украинских националистов отправили в концлагерь. Возможно, для вида, поскольку отпустили Ярого намного раньше остальных, практически через год, тогда как остальные сидели до 1944. После войны он жил в Вене, в советской оккупационной зоне, причем советские прекрасно знали кто такой Ярый, но не делали никаких попыток арестовать его. Более того, имеются даже свидетельства, что Ярый однажды зашел в советскую оккупационную администрацию и велел отпустить задержанного ими украинца с супругой. В общем, типичный товарищ Артем .

Самым известным персонажем этой волны националистов, безусловно, является Степан Бандера. Надо сказать, что Бандера - это такой украинский Мандела, который просидел в тюрьме весь экшен и был скорее живым символом движения. Родился он в семье грекокатолического священника, придерживавшегося ультранационалистических взглядов и воспитывавшего детей в соответствующем духе. Главной мечтой детства Бандеры было вступить в «Пласт», и он таки добился своего. Бандера с детства отличался проблемами с психикой, в частности, страдал садомазохизмом. Он регулярно занимался членовредительством, вгонял себе под ногти иголки, гулял голым на морозе, душил кошек. Позднее, когда уже начинался этап превращения Бандеры в мифологического героя, странности психики были объяснены гениальным образом: он просто с детства готовился к пыткам. К слову, чудик добился своей «подготовкой к пыткам» только того, что заработал лютый ревматизм уже в юном возрасте.

Поначалу Бандера в ОУН выполнял функции пропагандиста и распространителя нелегальных изданий. Однако в скором времени на него обратил внимание Габрусевич - также галичанин и сын униатского священника, и назначил его ответственным за пропаганду в регионе, а спустя год отправил к немецким инструкторам в разведшколу (контакты с ними наладил Коновалец). После прохождения спецподготовки Бандера стал краевым проводником, т. е. главой регионального отделения. По времени это совпало с голодом в УССР, ОУНовцы даже провели несколько акций протеста, а позднее попытались убить советского посла, но не смогли этого сделать, ограничившись убийством секретаря из посольства. Однако главными врагами ОУНовцев оставались поляки, ненависть к которым просто зашкаливала.

В 1934 году ОУНовцы убили министра внутренних дел Польши Перацкого, в ответ поляки схватили ряд известных им националистов и устроили над ними суд. Считается, что Бандера не участвовал в самом убийстве, но занимался разработкой его плана. На суде ему предъявлялось то же самое. На 99% все были уверены, что подсудимых повесят, тем более, что они и не думали отпираться, однако повешение внезапно заменили на пожизненное заключение. Бандера просидел в тюрьме до сентября 1939 года, когда администрация тюрьмы убежала в страхе перед наступлением немцев. К тому моменту советские войска захватили Западную Украину и превратились в главных врагов ОУНовцев, которых теперь почти не интересовали поляки. Коновалец уже был убит Судоплатовым, его фактическим преемником стал не Бандера, а Андрей Мельник, остававшийся на свободе.

Небожитель Шептицкий.

Мельник тоже был из галичан, в свое время служил в отряде сечевых стрельцов. Он имел тесные связи с немцами, а также с униатским небожителем - митрополитом Шептицким. Шептицкий был выходцем из аристократического рода и имел обширные связи еще в старой Австро-Венгрии с руководством государства. Он в совершенстве говорил на иврите, в свое время «по заданию партии» организовывал униатские общины в Российской империи. После прихода на Западную Украину большевиков он писал Сталину письма, в которых ругал его за безбожие, но Сталин наглого священника пальцем тронуть не посмел. Во время немецкой оккупации Шептицкий слал приветственные письма Гитлеру и благословлял Бандеру на бой с москалями, а когда немцы начали преследовать евреев, то принялся писать гневные письма с проклятиями Гиммлеру и Папе Римскому. И чего бы немцам не стереть зарвавшегося попа в порошок? Так ведь тоже тронуть побоялись. Видимо, тоже испугались его окладистой бороды. В начале 1944 года Шептицкий еще приказывал униатским священникам переплавлять колокола на пушки для Великой Германии, а уже в середине года слал поздравительные телеграммы Великому Сталину, хвалил его за толерантность к религии и называл коммунизм богоугодным учением, параллельно проклиная бандеровцев. Тут бы и шлепнуть Сталину гитлеровского пособника, ну, в крайнем случае, под суд отдать, но нет, снова побоялись тронуть.

Товарищ Мельник.

В общем, у Мельника были серьезные друзья, однако и Бандера приобрел славу за время заключения в польской тюрьме. Мельник настаивал на тесном сотрудничестве с Германией, Бандера - на опоре на свои силы. Дело кончилось, прямо как у большевиков, расколом на ОУН(б) и ОУН(м). Б - бандеровцы, а М - мельниковцы. У бандеровцев изначально был серьезный перевес и к 1943 году мельниковцы представляли собой маргинальное меньшинство.

Через неделю после нападения Германии на СССР ОУН провозгласила создание независимого украинского государства. Главой виртуального государства был назначен Ярослав Стецько - галичанин и сын священника. Немцы от такой хуцпы пришли в ярость и вызвали всех лидеров националистов на «переговоры», на которых всех их арестовали и бросили в концлагеря. Из видных деятелей на свободе остался только Шухевич, который еще до войны успел стать немецким офицером.

Роман Шухевич.

В немецких концлагерях погибли два брата Бандеры, которых до смерти забили поляки. В конце 1944 года немцы выпустили всех националистов, надеясь на их помощь. Действительно, в этом году произошла активизация УПА, что заметно по изменившемуся отношению со стороны советской армии, которая включила УПА в число своих «официальных врагов». Тогда как до 1944 года партизаны, участвовавшие в столкновениях с отрядами УПА, в случае пленения повстанцев чаще всего расстреливали командиров, а всех остальных отпускали по домам, выдав по затрещине.

Однако после заключения в концлагере Бандера практически отошел от дел и упустил момент, на территорию Западной Украины он так и не вернулся, а руководителем подполья ОУН и частей УПА стал Шухевич, партизанивший до 1950 года, пока не был застрелен при штурме его укрытия.

После окончания войны за Бандерой развернули охоту американцы и коммунисты, поэтому он пошел на сотрудничество с британской разведкой, которое, однако, не принесло серьезных плодов. Какое-то время он жил в Мюнхене и протянул аж до 1959 года, пока к нему наконец не подобрались. Убийство осуществил Богдан Сташинский, по легенде завербованный КГБ после того, как был задержан за безбилетный проезд. В 1957 году он убил Льва Ребета, а в 1959 - Бандеру. При этом оба раза он ушел с места преступления и не был пойман, но в 1961 году внезапно перебежал из ГДР в ФРГ и заявил немецким властям, что это он совершил убийство. Отсидел 8 лет и исчез в неизвестном направлении, есть версия, что он до сих пор жив и живет в ЮАР под вымышленным именем.

Богдан Сташинский, лучший друг украинских националистов.

После смерти Шухевича главой УПА стал Василий Кук, который вскоре был арестован, но просидел довольно недолго, после чего покаялся, был отпущен и отрекся от движения, вдобавок написав письма заграничным ОУНовцам, чтобы те признали советскую власть. После этого он спокойно жил в СССР и умер только в 2007 году.

ОУН, начиная с 50-х годов, фактически законсервировалась и существовала только на бумаге в эмиграции. Однако к концу 80-х повеяли ветры перемен и организация вышла из спячки сначала в Канаде и США, а после падения СССР легализовалась и на Украине.

Из этой небольшой, но поучительной истории мы можем сделать вывод, что родовой чертой украинского национализма является его связь с религиозными фанатиками из местечковой греко-католической церкви. Что это означает в плане претензий галичан на всю Украину (и вообще обоснованности таких претензий) каждый пусть додумает самостоятельно.

Сегодня в мире национализм стоит перед новой проблемой, которая очень условно называется вопросом глобализации. Если посмотреть глубже, то это означает, что скомпрометированные в словарях и жизни понятия шовинизма, империализма прикрываются новой формой. И это ставит перед разными народами серьезные проблемы. Из сугубо национального аспекта они переходят в аспект экономический, социальный, культурный, военный и дипломатический. В ХХІ веке вопросы национализма будут несколько иными, но не менее жгучими, чем на изломе ХІХ и ХХ и в течение прошлого столетия.

Что означает этот момент для нас, украинцев? Мы сейчас стоим перед необходимостью уточнить, какие задачи были поставлены основателями ОУН и как они смотрятся под углом ХХІ века. На Конгрессе в 1929-м (год создания ОУН) была сформулирована задача: вести борьбу за восстановление государственной независимости Украины как предпосылку для всестороннего развития украинской нации. Мы счастливы, что украинский народ доказал право на свое государство. Мы не приписываем себе достижение цели на этом этапе, мы только концептуально правильно высказывали веру в украинский народ. Но мы оказались на втором этапе: Украинское государство должно приобрести такую форму, которая бы обеспечила развитие украинской нации. Именно в этом состоит основная задача националистов в ХХІ веке.

Я бы назвал три неотложные задачи. Первая - осознавать, что остатки коммунистического влияния еще наличествуют в менталитете значительной части украинского народа. Вторая - понимать, что более опасным стало давление на нас со стороны России. В прошлом это была прямая оккупация, сегодня оно реализуется в плоскости духовной борьбы, культуры, церкви и т.д. Третья - надлежащая подготовка к в Европу. Мы декларируем, что мы - европейцы, но не осознаем, что это означает сегодня. Я читал в «Нью-Йорк таймс» о конференции представителей Австрии и Швеции относительно общего направления действия малых европейских стран против больших. Иначе говоря, мы сегодня идеализируем Европу. Сначала мы должны устроить наши внутренние дела, чтобы нам, как Германии, Франции, Англии, участие в европейском сообществе не угрожало попранием национальных интересов. Дабы не вышло, иронично говоря, что мы станем европейцами и перестанем быть украинцами.

Роль националистов не исчерпана, и мы ее выполним успешнее, если разные ветви и формации, называющие себя националистическими, найдут общий язык и выработают общую программу действий. Мы не только ссорились, но и плодотворно работали 50 лет, и сможем плодотворно работать в будущем.

Слава Стецько, народный депутат Украины, председатель КУН:

Украинский национализм появился в то время, когда национализм вообще был моден в мире, и оформился в Западной Украине в Организацию украинских националистов. Трудно говорить о национализме и не говорить об ОУН. Организация взяла на себя большую задачу - перевоспитать украинский народ, чтобы он сумел освободиться из неволи.

Трудно найти другую нацию в Европе, которая бы так, как мы, встретила начало войны. Актом 30 июня во Львове была восстановлена самостоятельность Украинского государства. Все, кто был причастен к ОУН, знали, что наивысшим добром является не личное «я», а нация. А гарантом жизни нации должно быть государство. Все понимали, что Германия не поддерживает идеи Украинского государства, а воюет с Россией за господство над украинскими землями. Поэтому организация решила, что будет вести борьбу с обоими «наездниками». Мы не ждали помощи ниоткуда. Прочие оккупированные нации Европы имели поддержку, и ни одна из них не вела борьбу на два фронта. Украинский национализм мобилизовал каждого человека. Борьба велась не только до окончания войны, но и до 1956 года, когда расформировали УПА.

Автор статьи говорит, что было 50 лет ссоры. Я знаю одно: это были годы огромной борьбы на всех фронтах. По-видимому, были и конфликты: преимущественно в эмиграции, между мельник овцами и банде овцами. Но и за границей кипела напряженная работа. Была организована всемирная антикоммунистическая организация - Антикоммунистическая лига народов. С ней сотрудничал Антибольшевистский блок народов - произведение нашего национализма. Мы действовали практически как государство: повсюду были наши представительства.

Когда-то нашей целью было построение независимого государства, а сегодня наша цель - развитие этого государства, чтобы оно заняло надлежащее место среди свободных народов мира.

Василий Кук, командир УПА:

ОУН всегда была присуща активность: Донцов называл это «действующим национализмом» - национализмом, который действует. Программа украинских националистов на первом этапе преследовала цель мобилизовать народ на вооруженную борьбу. В 1941 году мы создали группы, забросили их во все области Украины. И начали формировать новых людей - националистов, превыше всего ставящих интересы нации. Мы приобщали к нашим идеям весь украинский народ: националистами становились даже неграмотные крестьяне.

Кость Бондаренко говорит об упадке национализма. Дело в том, что нужно идти в народ, строить конкретные организации на местах. национализм прошлого имел силу, поскольку тогда ячейка ОУН была в каждом селе. Если не будет структуры сверху донизу, то ни одна националистическая организация не будет иметь влияния.

Сергей Жижко, КУН:

Традиционный национализм как идеология ныне требует осовременивания в соответствии с уровнем общества, которое сегодня развивается в Украине. Как общественное движение национализм призван отстаивать национальные интересы. Я считаю, что на сегодня классическое националистическое движение находится в упадке. Это не означает, что его нет или что оно умирает, но ему нужен творческий толчок для развития дискуссии.

Присутствие национализма в политикуме - как минимум, 15-20 процентов электората, националистическая фракция в Верховной Раде, эффективная защита национальных интересов украинцев. Социальная или либеральная демократия не предусматривает националистическое мировоззрение как базовое, но в западном мире партии этого направления, находясь при власти и даже в оппозиции, защищают национальные интересы. К сожалению, у нас это не так. Социал-демократы, социалисты, либералы только пытаются что-то защищать в Украинском государстве. Наиболее реально выражают интересы нации блок «Наша Украина», «Блок Юлии Тимошенко» и блок «Единство».

Национализм призван возрождать и развивать нацию - по крайней мере, для Украины это актуально. Для этого нужна целостная государственная концепция, построенная на национальной идее. Президент Кучма в свое время говорил: «Скажите мне, что построить, и я построю». Потом он уверял, что «национальная идея не сработала», а в речи на 10-летие Независимости снова вспоминал национальную идею, но мы видим, как все это тормозится.

Геннадий Удовенко, народный депутат Украины, председатель НРУ:

У нас нет государственной идеологии. Мы не формируем сегодня наш народ в духе патриотизма (а я отождествляю патриотизм и национализм), преданности Украинскому независимому государству. Государственная идеология должна быть направлена на то, чтобы украинцы освободились от комплекса неполноценности, который на протяжении 350 лет навязывался Россией, а потом Советским Союзом. Господствующей идеологией у нас должна стать украинская национальная идея. Пусть это не будет называться национализмом - мы обязаны учитывать менталитет, он меняется, но очень медленно. Мы должны сформировать политическую нацию типа американской. Когда американца спрашивают, кто он, он отвечает: американец. Может добавить: украинского или какого-то еще происхождения. Это не гражданство! Каждый, кто связал свою судьбу с Украиной, должен воспитываться таким образом, чтобы говорить с гордостью: я - украинец!

Андрей Гайдамаха, председатель Провода ОУН (Р):

Есть много дефиниций национализма, среди них немало тенденциозных, и нет недостатка в штампах - именно с этого начинает свою статью Кость Бондаренко. Английский универсальный словарь, изданный в Лондоне, дает такие определения: «Самоосознание и чувство гордости за особенный характер, и дух своего народа; общее ощущение национального единства; политическое движение, направленное на утверждение национальной независимости, когда народ порабощен чужой нацией». А вот украинский словарь, вышедший в издательстве «Перун»: «Идеология и политика в сфере национальных отношений, проповедующая превосходство национальных интересов над общечеловеческими; господство одной нации за счет угнетения другой; разжигание национальной вражды». Что же тогда означает «шовинизм», «империализм»? Второе значение: «Движение, направленное на борьбу за независимость нации против иностранных угнетателей» - перекликается с западной дефиницией, и третье: «Движение за сохранение и развитие национальных традиций, культуры, языка, литературы, искусства и тому подобное» - аполитично, но тоже приемлемо. Видите, как различные подходы к понятию «национализм» могут ввести в заблуждение и стать почвой для бессмысленных дискуссий.

Гуманистическая психология оценивает и патриотизм, и национализм как положительные человеческие ощущения, наивысшее проявление духовных потребностей. Патологические проявления национализма были в прошлом, но их нужно называть их именами: национал- или фашизм - и не переносить эти значения на национализм.

Валентина Пискун, кандидат исторических наук, заместитель директора Центра украиноведения:

Анализируя современные определения национализма, мы предлагаем такое: «проявление мировоззренческой позиции личности и сообщества, форму действенности и идеологию, которые придают особое значение принадлежности к нации как консолидирующему фактору сообщества, видят преимущество национальных интересов и отстаивают их во всех направлениях и сферах».

В мире существуют разные подходы к определению национализма. Политологи Гельнер и Андерсон связывают возникновение национализма с появлением современного и с распадом традиционного сословного общества, делая ударение на том, что именно национализм создал идентитет, разделяемый всеми, независимо от сословия. В до промышленном обществе не было потребности в национализме, он развивается лишь в современном мире.

Второй подход: Энтони Смит считает, что национализм имеет глубокие пракорни и основывается на этнических особенностях: языке, верованиях, традициях, мифах, символах - и это закладывается еще в период формирования этнических сообществ. Близки к этой идее поиски чешского ученого Мирослава Гроха.

В мировой науке национализм никогда не рассматривался в такой плоскости, как его трактовала советская историография, которая отрицательно оценила украинский буржуазный национализм. Он был жупелом и чучелом на протяжении всего существования СССР.

Украинские мыслители Вячеслав Липинский, Владимир Старосольский, Дмитрий Донцов, Ипполит Бочковский сделали общеевропейский вклад в развитие политологической мысли. Наши ученые мало распространяют знания, заложенные в свое время нашими теоретиками. Терминологию Бочковского использует весь мир - например, это он ввел понятие «этнополитика».

Национализм является сущностной почвой, стержнем и носителем национальной идеи, непременно материализующей такое понятие, как национальные интересы. Сегодня они заключаются, прежде всего, в самовыражении своей украинскости и в конкурентоспособности в мировом сообществе.

Степан Гавриш, доктор юридических наук, зампред ВР Украины:

Национализм присущ любой нации, которая само идентифицируется в историческом времени и строит свое будущее. Для украинцев же он стал инструментом создания государственности и прошел непростой путь: от фанатического осознания миссии возрождения украинского духа до выработки конструктивного механизма построения Украинского государства. Сейчас мы приближаемся к тому времени, когда тема украинского национализма перестанет быть предметом дискуссий и политологических исследований, а станет обычной составляющей саморазвития на пути к созданию политической, сознательной украинской нации.

До тех пор, пока украинская нация не объединится вокруг национальной идеи, говорить об интеграции в Европу невозможно и нереально. Я убежден, что когда национал-патриотами можно будет назвать не только правых, но и левых, - у нас появятся основания утверждать, что национализм стал нормальной сущностью исторического пути Украины, из камня преткновения разных политических сил превратился в формулу нашего успеха. Я против того, чтобы воздвигать вокруг национализма новейшие баррикады, где уже не оружием, а острым противостоянием в политических дискуссиях мы будем разрушать то, чего так долго ждали от истории, - объединенный украинский народ в соборном государстве.