Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

T26E4 SuperPershing: кривая американская мечта. Тяжелый танк T26E1 Super Pershing Т26е4 что качать экипажу

26-03-2015, 18:26

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Танкисты, речь в гайде пойдет об интересной и очень комфортной машине - американском премиумном среднем танке восьмого уровня в World of Tanks T26E4 SuperPershing .

Помимо того, что благодаря премиум статусу, играя на данном танке, вы сможете вывозить из боя гораздо больше серебра, то есть фармить, весь игровой процесс будет, к тому же, весьма комфортным. Дело в том, что T26E4 SuperPershing в World of Tanks обладает льготным уровнем боев, то есть играть против техники десятого уровня вам не придется. Однако, для успешной игры, мало только этого факта, нужно еще знать свой танк, а в этом вам поможет наш гайд по T26E4 Super Pershing.

ТТХ T26E4 Super Pershing

Для начала каждый владелец этого американца должен понимать, что в его руках танк с хорошим запасом прочности, который несколько выше, чем у одноклассников. Кроме того у T26E4 Super Pershing обзор имеется весьма достойный, в базовой комплектации этот параметр равен 390 метрам.

Примечательно, что хоть танк у нас и средний, по степени выживаемости он даст фору некоторым тяжелым танкам в WoT. Дело в том, что у T26E4 Super Pershing характеристики лобового бронирования великолепны! Если касаться корпуса, он зашит 76-миллиметровыми экранами (в приведенке), за которыми есть еще и основная броня, толщина которой с учетом наклонов равна 152 миллиметрам в ВЛД и 140 миллиметрам в НЛД. То есть выставив совсем небольшой ромб, пробить T26E4 World of Tanks в лоб становится очень тяжело и даже не каждый танк 9-го уровня с этим справится.

Лоб башни тоже практически полностью закрыт экраном и хотя он расположен под прямым углом, его толщина номинально выше – 88 миллиметров. Более того, тут тоже имеет основную броню, в зависимости от участка, куда входит вражеский снаряд, приведенка ее варьируется от 106 до 224 миллиметров.

Так какие же у T26E4 SuperPershing зоны пробития , спросите вы? Итак, чтобы пробить нашего американца в лоб, нужно либо выцеливать пулеметное гнездо на ВЛД, либо целиться в лючки на башне, либо под маску орудия, если оппонент задрал пушку вверх.

Но если говорить о бортовой проекции, ее лучше всегда прятать, ведь сбоку T26E4 SuperPershing танк пробивается очень легко, настолько, что даже нежелательно пытаться танковать бортом, ведь при слишком сильном довороте корпуса, вы рискуете потерять драгоценные очки прочности.

Кстати, за хорошее бронирование нужно платить, так что подвижность в нашем случае тоже больше схожа с тяжелыми танками. T26E4 SuperPershing WoT невысокую максимальную скорость, очень плохую динамику, а также слабую маневренность, что делает его медлительным и неповоротливым.

Орудие T26E4 SuperPershing

Когда-то давно, пушка у данного аппарата была совсем посредственная, преимущественно из-за слабого побития, но с выходом патча 0.9.17 все существенно изменилось, теперь у нас есть весьма достойное вооружение, но обо все по порядку.

Начнем с того, что у T26E4 SuperPershing орудие обладает стандартным по меркам премиумных СТ-8 альфастрайком, а также не очень примечательным, но все же достаточно неплохим уроном в минуту, который равен 1756 единицам.

После выхода обновления 0.9.17 T26E4 танк получил неплохой потенциал для фарма серебряных кредитов. Теперь стандартным бронебойных снарядов хватает чтобы пробивать большинство девяток и только если вам лень выцеливать уязвимые места или дистанция до противника слишком большая, придется заряжать голду.

Проблема у нашей пушки есть в плане точности. T26E4 SuperPershing WoT является обладателем большого разброса, плохой стабилизации и довольно длительного сведения, из-за чего комфортно воевать можно только на ближних и средних дистанциях.

Что же касается углов вертикальной наводки, к ним претензий нет абсолютно. Вниз свой ствол американский средний танк T26E4 SuperPershing может опустить на 10 градусов, что позволяет ему играть от рельефа и танковать своей крепкой башней.

Преимущества и недостатки T26E4 SuperPershing

Как вы могли заметить, в нынешних реалиях данный аппарат может похвастаться весьма внушительным количеством сильных сторон. Но чтобы реализовать потенциал танка полностью и получить наиболее полное понимание того, что он собой представляет, стоит выделить преимущества и недостатки отдельно:
Хороший запас прочности и дальность обзора;
Отличное лобовое бронирование;
Неплохой альфастрайк и урон в минуту;
Достойное пробитие и потенциал для фарма;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Льготный уровень боев.
Минусы:
Откровенно слабая подвижность;
Большой силуэт;
Плохая броня бортов и кормы;
Посредственная точность (стабилизация, разброс, сведение).

Оборудование для T26E4 SuperPershing

Как обычно, благодаря правильной установки дополнительных модулей можно как усилить уже имеющиеся преимущества танка, так и скрасить его недостатки. Однако в нашем случае выбор будет более чем стандартным, на танк T26E4 оборудование ставьте следующее:
1. – урон в минуту у нас все же не такой уж хороший, так давайте же его увеличим, сделав танк более опасным и прибыльным.
2. – для першинга этот модуль необходим, ведь у него есть серьезные проблемы с точностью и стабилизацией, которые можно будет немного уменьшить.
3. – такой выбор позволит вам без труда добиться максимальной дальности обзора, что крайне важно в любых условиях боя.

Однако в приведенный набор модулей можно внести полезные изменения. При условии, что у вас уже прокачаны перки на обзор, последний пункт лучше заменить на , дабы еще немного увеличить свою огневую мощь, комфорт стрельбы и обзор.

Обучение экипажа T26E4 SuperPershing

Конечно, экипаж танка тоже нуждается в обучении, ведь это еще одна прекрасная возможность усилить свою боевую машину. Более того, премиум статус и состав экипажа в нашем случае дает возможность обучать танкистов для других машин, но в целом для T26E4 SuperPershing перки лучше учить в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для T26E4 SuperPershing

Расходники подбираются по очень просто и известной каждому схеме. Если на этом танке вы хотите как можно больше фармить и беспрерывно пополнять свой запас серебра, берите , , . Но в тех случаях, когда от боя вы ждете результативности и хотите максимальной надежности, лучше возить на T26E4 SuperPershing снаряжение в виде , , . Кроме того, горит наш танк крайне редко, а значит покупать тоже можно.

Тактика игры на T26E4 SuperPershing

Чтобы вывозить из боя много серебряных кредитов, а также играть эффективно и на результат, необходимо учитывать сильные и слабые стороны машины. В нашем случае, прежде всего, стоит полагаться на бронирования, а это значит, что для T26E4 SuperPershing тактика ведения боя заключается в контактных столкновениях на первой линии.

Приехав на фланг с союзниками, позаботьтесь о том, чтобы вражеская артиллерия не могла беспрепятственно по вам стрелять. Что касается танкования, средний танк T26E4 SuperPershing должен всегда стоять к противнику лбом, а для большей эффективности, совсем немного доверните корпус. Делать это нужно так, чтобы увеличить приведенные значения брони, но при этом не подставить под удар уязвимые борта.

Кроме того, стоять постоянно на месте не следует, при столкновении с врагом T26E4 SuperPershing WoT должен слегка пританцовывать, двигаясь назад и вперед, дабы усложнить оппоненту выцеливание своих уязвимых зон.

Что касается нанесения урона, наилучших результатов можно добиться, только если воевать на ближних и средних дистанциях, ведь T26E4 танк обладает плохой точностью и стабилизацией. По этой же причине вы должны стараться всегда сводиться до конца и желательно при этом выцеливать ослабленные участи в броне противника.

Кстати, всегда помните о своей посредственной подвижности. Конечно, T26E4 SuperPershing World of Tanks может менять фланги или возвращаться на защиту базы, но для этого вы должны следить за мини-картой и уметь думать на несколько ходов вперед, так как броски на большие расстояния нужно начинать совершать заранее.

А если у вас есть сомнения по поводу того, T26E4 SuperPershing стоит покупать или нет, я бы сказал – стоит. Этот танк может фармить, уверенно держит удар и обладает льготным уровнем боев, сейчас среди премиум техники эти качества в комплексе встречаются крайне редко.

Начиная с самой высадки в Нормандии, английские и американские войска время от времени стали встречать новый немецкий танк PzKpfw VI Ausf. B Tiger II, также известный под названием Königstiger. Общепринятый перевод второго названия – «Королевский тигр», хотя правильно это слово переводится как «бенгальский тигр». Королевско-бенгальские «Тигры» имели превосходную защиту и отличную для того времени 88-миллиметровую пушку. Если бы не малое количество выпущенных танков этого типа – менее пяти сотен – солдаты всех стран антигитлеровской коалиции получили бы много проблем. Однако в конце лета 1944 года американское командование еще не располагало информацией о темпах производства, поэтому ответные меры приняли соответствующий характер.


С начала 44-го года сотрудники арсенала Watervliet работали над новым буксируемым противотанковым орудием. Пушка T15 имела калибр 90 миллиметров и, согласно предварительным расчетам, могла поражать «Пантеры» на расстоянии около двух километров. Для пробития лобовой брони «Тигра-2», соответственно, требовалось подпустить его немного ближе. Такие хорошие показатели быстро заинтересовали американских военных и те потребовали завершить разработку орудия в максимально сжатые сроки. Сотрудники Watervliet, собирая опытные пушки, применили оригинальный подход. На складе арсенала имелось несколько заготовок для пушек схожего калибра. Вскоре две из них были переделаны под диаметр канала в 90 миллиметров и соединены с прочими механизмами пушки. Два таких орудия получили индекс T15. Пробные стрельбы на Абердинском полигоне в течение нескольких недель наглядно показали правильность расчетов. Так, дальность пробития плиты, эквивалентной лобовому листу «Пантеры», снарядом T44 превышала 2300 метров. Пушки рекомендовали к серийному производству.

Во время испытаний орудий T15 кто-то из военных обмолвился, мол, вот бы такую пушечку, да на танк… Сказано – сделано. Работники Абердинского полигона проконсультировались с конструкторами-пушкарями и вскоре поставили орудие на тяжелый танк M26 Pershing версии T26E1. В этом деле абердинским испытателям помогали сотрудники компании Wellman Engineering. Испытания нового танка провели прямо на месте сборки, все на том же Абердинском испытательном полигоне. Пушка для танка получила индекс T15E1

Ходовая часть немного обновленного танка не изменилась. Восьмицилиндровый бензиновый двигатель Ford GAF мощностью до 500 лошадиных сил обеспечил танку скорость по шоссе до 30-35 километров в час. Это было немного меньше, чем у исходного «Першинга». На то были свои причины и они заключались в следующем. Танк, получив новую пушку, «потолстел» на пару тонн. Дело в том, что новое орудие имело более длинный ствол длиной в 73 калибра. Вдобавок к этому пушка оснащалась дульным тормозом, который оказывался вынесенным на длинном рычаге. Из-за этого пришлось серьезно переработать башню. Во-первых, убрали башенную укладку боекомплекта, на место которой поместили противовес. Во-вторых, на верхней части башни поставили два балансира пружинной конструкции. Это было очень неудобно для боевой эксплуатации, но достаточно для испытаний. Несмотря на выросшую длину машины с пушкой, она смогла сохранить неплохие характеристики, хотя из-за противовеса, длинного ствола и балансиров немного уменьшилась максимальная скорость. Тем не менее, такую жертву во имя огневой мощи посчитали допустимой.

Другую же особенность нового танка, которая влияла на удобство эксплуатации, посчитали непригодной для того, чтобы оставлять. Снаряды для орудия T15E1 имели длину не менее 125 сантиметров. Обращение с такими боеприпасами было не очень удобным даже в родной башне «Першинга». Что касается танков T26E1, то их орудие имело более массивный казенник и никакой речи о быстром заряжании пушки теперь не шло. Из-за этого военные потребовали сделать новый боеприпас с раздельным заряжанием. За основу для нового раздельного выстрела взяли снаряд T33, а позже аналогичным образом был переделан T44. Пушка также подверглась некоторым изменениям, связанным с новым способом заряжания. Обновленное орудие обозначили индексом T15E2.

Одновременно с переделкой снарядов и пушки инженеры американские конструкторы привели экспериментальный танк в более приличный вид. Новая модификация получила наименование T26E3. С предыдущего прототипа взяли идею с противовесом на месте укладки, а пружинные балансиры заменили гидропневматическими. Большая эффективность новых компенсирующих устройств позволила убрать их внутрь башни и не подвергать опасности быть поврежденными огнем противника. Система крепления орудия T15E2 позволяла наводить его по вертикали в пределах от -10° до +20°. В боеукладках размещалось до 54 снарядов и гильз различных типов.

Второй прототип тяжелого танка с 90-мм пушкой был готов к концу 1944 года. Интересна судьба первого опытного T26E1. Сразу после испытаний на полигоне его быстро отправили в Европу, дабы проверить в реальных условиях. В январе 45-го этот танк был доработан в полевой мастерской 3-й танковой дивизии. С подбитой «Пантеры» срезали лист брони и поставили на лоб корпуса своего танка. Кроме того, подобным образом была усилена и защита башни. После этих доработок танк еще раз потерял часть скорости, зато приобрел прозвище: Super Pershing. В кустарно доработанном виде «Супер Першинг» с унитарным заряжанием впервые пошел в бой. Конечно, обращение с пушкой было не совсем удобным, но ее огневая мощь с лихвой компенсировала все прочие проблемы.

«Супер Першинг» открыл свой боевой счет в феврале 45-го. Первой пораженной целью был, предположительно, PzKpfw IV последних серий. Далее экипаж экспериментальной машины подбил несколько немецких танков. Во время боев Super Pershing получил несколько незначительных повреждений: благодаря мощной пушке он мог атаковать вражескую бронетехнику на таких дальностях, на которых немецкие танкисты не могли вести уверенный огонь. «Жемчужиной коллекции» экипажа T26E1 стал тот самый Königstiger. Столкновение тяжелых танков закончилось победой американцев. Правда, этот эпизод вряд ли можно назвать показательным. Дело в том, что американские танкисты поймали момент, когда Tiger II, заезжая на обломки какого-то здания, на несколько секунд «показал» свое днище. Именно в эту деталь и пришлось попадание.

Второй прототип «Супер Першинга» задержался на испытаниях и на фронт не попал. Зато благодаря ему военное руководство США в марте 45-го приказало вместо очередных танков M26 «Першинг» выпустить тысячу штук обновленных машин с орудием T15E1. К моменту окончания подготовки серийного производства нацистская Германия была повержена. Заказ на новые танки внезапно ограничили пробной партией в 25 штук. Эти бронемашины разошлись по испытательным полигонам, где применялись для различных целей, связанных с разработкой новых систем защиты танков – 90-мм орудие имело достаточную мощь для того, чтобы имитировать перспективные противотанковые пушки. По непроверенным данным, несколько «Супер Першингов» побывало в Корее, где они столкнулись с советскими Т-34. Информации о результатах таких боев нет.

Экипаж: 5 человек

Габариты:
Длинна без орудия: 6327 мм
Длинна с орудием: ~10577 мм
Ширина: 3510 мм
Высота: 2780 мм

Вооружение:
Основное: 90мм пушка Т15Е1 L\73 или Т15Е2 L\73; боекомплект - 54 выстрела
Дополнительное: 2 пулемёта 30-го калибра M1919A4 (курсовой и спареный) и зенитный пулемёт 50-го калибра; боекомплект - 5000 и 550 патронов соответственно

Бронирование:
Корпус:
Лобовое (верхнее): 102mm 44°
Лобовое (нижнее) : 76mm 37°
Бортовое: 76mm 90° & 51mm 90°
Кормовое: 51mm 80° & 19mm 28°
Верхнее: 22mm 0°
Нижнее: 25mm 0° & 13mm 0°
Башня:
Лобовое: 102mm 90°
Маска пушки: 114mm 90°
Бортовое: 76mm 82° - 90°
Кормовое: 76mm 85° - 90°
Верхнее: 25mm 0°
Произведено: 25 единиц (2 до окончания войны в Европе)

Характеристики орудия T15E2:

Снаряд HE T42, нач. скор. 975 м/с.

Снаряд AP T43, нач. скор. 975 м/с., бронепробиваемость при 30°
500 ярдов - 132мм
1000 ярдов - 127мм
1500 ярдов - 124мм
2000 ярдов - 122мм

Снаряд HVAP T44, нач. скор. 1143 м/с., бронепробиваемость при 30°:
91-м = 310-мм (330-мм?)
457-м = 244-мм
914-м = 221-мм
1371-м = 196-мм
1828-м = 173-мм
Заряжение: раздельное
Скорострельность: до 4 выстр./мин

Поклонники американских боевых машин в игре смогут покорять поля виртуальных сражений вот на таком на преимиумном танке T26E1 Super Pershing

По материалам сайтов:
http://vn-parabellum.com/
http://wwiivehicles.com/
http://peachmountain.com/
http://freeweb.hu/

Здравствуйте танкисты! Сегодня мы поговорим о фармокомбаенах, точнее о одном из них. Перед вами машина 8 уровня. Машина, бронирование которой более чем прекрасное. Машина, фугасы против которой абсолютно ничто. Машина, которая только названием относится к СТ. И бронирование которой пожелают многие из ТТ. Встречайте T26E4 SuperPershing:

Премиумная машина. Это означает только одно - за кредиты ее не приобрести. Цена данного чуда составляет 7 200 ед. золота. Фармить кредиты не нужно, заплатил и играй. Вот несколько самых главных преимуществ премиумной техники:

  • Машина полностью укомплектована (ничего прокачивать не нужно)
  • Уменьшенный уровень боев
  • Экипаж проходит с других машин этого класса (переобучать не нужно)
  • Увеличенный коэффициент дохода
  • Ради последнего чаще всего прем. технику и покупают.

Ну что же, теперь перейдем непосредственно к разбору машины.

Экипаж

Вы машина 8 уровня, поэтому я советую начинать сразу играть с экипажем обученными до 100%. Тут добиться этого можно также двумя способами, но они будут немного отличаться от обычных. Итак, вот они:

  • Если у вас раньше не было американских СТ или вы хотите сюда свой экипаж то обучайте новый за золото. Стоить это будет 200*5=1000 ед. золота.
  • Если были или есть американские СТ, то просто пересадите с них. Не нужно переобучать, этот экипаж на прем. машине и так будет работать без штрафа на все 100%. Будете пересаживаться его на ту машина, на которой пойдете в бой. Короче, будет один экипаж на 2 машины.

Кто то второй вариант считает удобным, кто то нет. В любом случае выбор перед вами.

Комплектация

Рассматривать ветку исследований нет смысла т.к. там нечего исследовать. А вот на более подробном рассмотрении каждого модуля я остановлюсь.

Скорость поворота башни - 24 град/с. Этого вполне достаточно для комфортной игры. Бронирование достаточно хорошее + есть экраны. Правда есть уязвимое место, но об этом позже.

Орудие у нас типичное для СТ. Стреляем быстро, точно, но наносим мало урона. Бронепробитие для пушки СТ впринципе нормальное, но вот бодаться с ТТ лоб в лоб с ним не выйдет. Отмечу только то что бронепробитие голдовыми снарядами очень высоко для 8 уровня.

Скорость поворота ходовой более чем хорошая. При нашей максимальной скорости вполне достаточно.

Двигатель слабый, мы максимально развиваем скорость 30 км/ч. Но ничего другого нам не дали, поэтому придется ездить с тем что есть.

Радиостанция хорошая, даже больше чем хорошая. На танках 10 уровня ставят 750, а у нас 745. Делаем выводы и радуемся. Для успешной игры нужно видеть что происходит на другой части карты.

Плюсы и минусы:

  • Отличная лобовая броня
  • Точное, скорострельное орудие
  • Очень быстро летят снаряды
  • Слабое бронирование бортов и кормы
  • Маленькая скорость

Балансный вес:

Как видно из таблицы мы попадаем на 8 - 9 уровни боев. Играть на 8, да и на 9 тоже -комфортно. На премиумной технике комфортно играть всегда, на то она и премиумная =)

Тактика

Ну вот тут все сложно. Мы не ТТ, хотя можно играть и в него. Не СТ, скорости мало. Мы непонятно что. Можно играть и в ТТ поддерживая других тяжей, а можно и в СТ. В случае с СТ нам будет гораздо комфортнее потому что у СТ пробитие орудий меньше и соответственно пробить нас очень тяжело. А вот ТТ, не все конечно, но часть будут шить нас достаточно стабильно, а мы со своим орудием от СТ только немного сможем их покусать. Закружить нас достаточно тяжело, поэтому на мой взгляд, будет правильнее играть в СТ. Ну и что что у нас мало скорости? Ну дольше будем ехать … Единственно что нужно думать и не отъезжать на слишком большое расстояние от базы. Вдруг будет необходимость вернуться.

Дополнительное оборудование:

  • Стабилизатор вертикальной наводки Mk1 (500 000 кредитов)
  • Орудийный досылатель среднего калибра (200 000 кредитов)
  • Оптика (500 000 кредитов), усиленный приводы наводки (500 000 кредитов) или вентилятор (150 000 кредитов) - на ваше усмотрение.

Снаряжение:

Как всегда все стандартно

  • Ремкомплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель

Вместо последнего можно поставить масло.

Перки для экипажа:

Командир

  • Ремонт
  • Шестое чувство
  • Боевое братство

Наводчик

  • Ремонт
  • Плавный поворот башни
  • Боевое братство

Механик-водитель

  • Ремонт
  • Король бездорожья
  • Боевое братство

Заряжающий

  • Ремонт
  • Отчаянный
  • Боевое братство
  • Ремонт
  • Изобретатель
  • Боевое братство,

Ну и на последок самое вкусное:

Доходность

Вот таблица доходности за 20 боев с ПА и бензином. Для танка с ценой 7 200 золота больше чем хорошо)))

Уязвимые места

Оранжевый - командир, наводчик, заряжающий
Красный - двигатель, баки, трансмиссия
Зеленый - легкопробиваемые зоны
Белый - боеукладка
Синий - механик-водитель.

– танк с непростой судьбой и сомнительной репутацией. Кто-то в нем души не чает, кто-то считает его машиной для страданий, а кто-то в свое время и вовсе продал его за золото и перекрестился. Но вот что удивительно – это танк хоть и противоречив, но он очень часто встречается в рандоме. И очень многие игроки задают вопрос о целесообразности приобретения данной машины. Значит, на СП есть спрос, и, несмотря на все свои странности, он чем-то привлекает игроков.

Кривая судьбы «СуперПершинга»

Премиумный средний танк VIII уровня имеет в нашей игре сложную судьбу, в которой были взлеты и падения. На супертест этот танк выкатили в далеком обновлении 7.4.1 (лето 2012 года), в обновлении 7.5 он был окончательно настроен и введен для продажи, а уже в обновлении 8.6. (ровно через год после 7.4.1) машина была убрана из продажи. Причина тому проста – танк вызвал море недовольства у купивших его игроков и очень часто поднимался вопрос о ненужности такого танка.

Мало того, очень многие игроки требовали у WG вернуть золото, потраченное на покупку СП. И в обновлении 8.8 такая возможность была предоставлена – те, кто хотел избавиться от неудачной машины, сделали это с выгодой для себя. При этом разработчики пошли на хитрость – они одновременно улучшили броню танка (а также проходимость, обзор, точность и прочность), чем постарались привлечь к нему внимание, однако изменение было незначительным и результата не возымело. И в этом же обновлении вновь был введен в продажу.

С тех пор машина снова продается, но поток недовольства ею если и снизился, то не на много. А в крайнем обновлении 9.8 был переведен в HD-качество с одновременной переработкой броневой защиты. Несомненно, танк стал красивее, однако кардинального улучшения его игровых характеристик не произошло.

Такая заковыристая и непростая судьба танка объясняется очень просто – для этого достаточно поближе посмотреть на его параметры и особенности.

Огневая мощь

Орудие – это, пожалуй, главное разочарование танка. Судите сами – его пробитие базовым снарядом составляет всего 171 мм, это наихудший результат среди премиумных СТ VIII уровня! Для сравнения – у пробитие орудия базовым снарядом составляет целых 212 мм.

Однако орудие СП – одновременно и его гордость. Правда, слишком дорогая, а потому огорчающая. Дело в том, что его подкалиберные снаряды имеют пробитие 259 мм, чего более чем достаточно для уверенного нанесения урона абсолютному большинству встречаемых противников. Этого может показаться мало, однако нужно вспомнить, что у нашего пациента льготный уровень боев, а потому он не попадается к десяткам (хотя он и там может чувствовать себя относительно уверенно).

Да, чуть не забыли: на машину устанавливается пушка 90 mm Gun T15E1, которая по своим характеристикам очень близка к топовому орудию обычного прокачиваемого «Першинга». Пушка имеет точность в 0,38 м/100 м (у линейного танка – 0,37), время сведения 2,3 секунды и ДПМ в 1757 очков (у линейного танка эти характеристики аналогичны). При этом орудие обладает отличными (и типичными для «американцев») углами вертикальной наводки в пределах -10 +20 градусов.

В целом, это орудие довольно сложное и некомфортное (за исключением его углов склонения), на ББ оно неуверенно пробивает даже «одноклассников», а на голде сводит на нет все возможности по фарму.

Дилемма: фарм на ББ или нагиб на БП

Внешне танк походил на слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель привела к уменьшению скорости машины на 10 км/ч. Кроме того, усложнилось прицеливание танка, особенно на склонах, так как гидравлический механизм с трудом мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню

К чему приводит пренебрежение бронетехникой

До начала Второй мировой войны (далее – ВМВ) командование американской армии уделяло мало внимания своим танковым войскам. На разработку новых моделей танков в предвоенный период из бюджета США ежегодно выделялась смехотворная сумма в 85 000 $. Для сравнения, стоимость одного серийного танка M4 «Шерман» различных модификаций в начале 40-х годов достигала 45 000-57 000 $. В результате до нападения немцев на Польшу на вооружении армии США находилось только 18 средних танков М2, конструкция которых была несовершенна и, по сравнению с немецкими и советскими аналогами, безнадёжно устарела. Остальные американские танки были лёгкими, и, в случае столкновения с бронетехникой противника, мало что смогли бы ей противопоставить.

Ситуация несколько изменилась с началом ВМВ. Американцы спешно разработали и приняли на вооружение средний танк М3 «Ли», который во многом повторял компоновку М2, но был лучше забронирован и вооружён. Однако и эта машина американских военных не устраивала, и в 1942 году в войска начинают поступать средние танки М4. Они могли на равных сражаться с немецкими Pz.Kpfw.IV, которые американцы называли просто «четвёрками». Но уже 1 декабря 1942 года на Африканском театре военных действий появились немецкие тяжёлые машины Pz.Kpfw.VI «Тигр» . Противопоставить этим монстрам американским танкистам было нечего, хотя работа по созданию новой бронетехники в США велась. Так, в декабре 1942 года планировали начать выпуск разрабатывавшегося тяжёлого танка М6, но испытания вскрыли у него массу недостатков, поэтому в 1943 году работы над его усовершенствованием продолжили. В результате машина была выпущена экспериментальной серией и не принимала участия в боевых действиях.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр», подорванный и брошенный немцами на улице сицилийского города Катания недалеко от дворца Бискари
Источник - waralbum.ru

Так или иначе, летом 1943 года американские войска высадились на Сицилии без соответствующего бронетанкового вооружения. Здесь они столкнулись с немецкой танковой дивизией «Герман Геринг», на вооружении которой имелись, в том числе, и «тигры». День 10 июля 1943 года чуть не закончился катастрофой для 7-й армии США, когда войска, десантировавшиеся ночью с моря близ города Джела, утром были атакованы немецкими танками и гренадёрами при поддержке роты «тигров» (американцев спасла только поддержка крупнокалиберной корабельной артиллерии). Во многом именно наличие на Сицилии танков Pz.Kpfw.VI позволило немцам длительное время удерживать рубеж на северо-востоке острова в районе вулкана Этна и обеспечить эвакуацию своих частей на материк.

Великая ошибка генерала Паттона

В январе 1944 года в Тидворт-Даунс (Великобритания), где располагалась главная бронетанковая база союзников, высшее командование экспедиционных сил провело смотр имевшейся военной техники, а также образцов перспективных разработок вооружений, часть которых была представлена даже не прототипами, а кадрами видеохроники, снятой на испытательных полигонах. Особенно яростные дебаты разгорелись вокруг среднего танка Т26Е3, созданного как раз для противостояния немецким «тиграм» благодаря длительному развитию целой серии экспериментальных и серийных танков – таких как Т20, Т22, Т23, Т25 и Т26.

Танк Т26Е3 прошёл полный цикл испытаний и был одобрен комиссиями, как службы снабжения, так и бронетанковых войск США. Детройтский танковый арсенал был готов запускать машину в серийное производство – благо, машина незначительно отличалась от уже выпускаемого Т23, и для начала выпуска требовалось лишь согласие Верховного командования союзных экспедиционных сил (далее – СЭС). Более того, был разработан и график поставки новых танков в Англию, чтобы они попали в боевые части к началу проведения операции «Оверлорд» по высадке в Нормандии.


Танк Т26Е3 (М26)
Источник – wikimedia.org

Командир боевой группы «А» 2-й танковой дивизии (далее – ТД) бригадный генерал Морис Роуз, чьи подразделения первыми встретились в бою с немецкими «тиграми» и на собственной шкуре почувствовали превосходство этих танков над американскими, сильнее прочих ратовал за принятие на вооружение новой бронетехники. Многие другие английские и американские танковые генералы поддерживали его точку зрения. Однако генерал-лейтенант Джордж Паттон , командовавший войсками во время Африканской кампании и высадки на Сицилии, считал, что СЭС не испытывают потребности в новом тяжёлом танке. Согласно доктрине действий бронетанковых войск, изложенной в тогдашнем уставе армии США, танки должны были избегать боестолкновений с бронетехникой противника, входя в подготовленные пехотой, артиллерией и авиацией прорывы, затем вырываясь на оперативный простор и громя вражеские тылы и коммуникации. С этими задачами вполне могли справиться модернизированные средние М4 «Шерман». М26 были значительно дороже, расходовали больше топлива, обладали меньшим запасом хода, а потому, с точки зрения Паттона, казались менее предпочтительными. Борьба же с бронетехникой противника и поддержка пехоты возлагалась на самоходные артиллерийские установки. В результате, армия отказалась от запуска «першингов» в серию, что потом стоило СЭС сотен потерянных танков и тысяч погибших танкистов и пехотинцев.

Генерал-лейтенант Джордж Смит Паттон
Источник – mynews-in.net

Американское и английское командование считало, что на фронте подразделения союзнических войск не встретят значительного количества немецких «тигров». Дело в том, что Pz.Kpfw.VI был машиной дорогой – производство одной единицы обходилось Третьему Рейху в 250 800 рейхсмарок (для сравнения, Pz.Kpfw.III стоил 96 163, а Pz.Kpfw.IV – 103 462 рейхсмарки), к тому же, эти танки были нужнее Вермахту на Восточном фронте. В целом, в этом американские генералы не ошиблись, однако просчитались в другом, не предусмотрев появления у противника более совершенных, чем Pz.Kpfw.IV, средних танков. Уже в 20-х числах января 1944 года при проведении десантной операции в Анцио подразделения СЭС столкнулись с Pz.Kpfw.V «Пантера», лобовую броню которых «шерманы» пробить не могли . Однако количество «пантер» на западных фронтах в то время было ещё невелико, и союзники не придали этому факту особого значения. Однако после высадки в Нормандии, где почти половина немецких танковых сил комплектовалась Pz.Kpfw.V, американцы оказались в сложном положении, так как им нечего было противопоставить «пантерам».

В том, что прославленный генерал Паттон совершил жестокую ошибку, американские танкисты смогли убедиться уже в июльских боях, когда начали один за другим терять свои танки и экипажи, бессильные как-то повлиять на ситуацию. СЭС выручало только подавляющее преимущество в воздухе и численный перевес артиллерии и пехоты. Наконец, в ноябре 1944 года и высшее руководство осознало, что дальше так продолжаться не может, и заказало изготовление двух тысяч машин Т26Е3. На танковом производстве (его принято называть Фишеровским танковым арсеналом), созданном за бюджетные средства и отданном под управление корпорации «Дженерал Моторс», в ноябре 1944 года произвели 10 первых Т26Е3, в декабре – 30, в январе 1945 года – 70, в феврале – 132. Детройтский танковый арсенал, управляемый менеджерами корпорации «Крайслер», подключился к производству в марте 1945 года, в результате чего на двух предприятиях в этом месяце суммарно выпустили 194 машины. Всего до конца 1945 года американская промышленность произвела 2000 танков этой модели. Первые Т26Е3 прибыли в Европу в феврале 1945 года. Уже в марте им, как боевым танкам, присвоили индексы М26 и традиционное для американских войск «прозвище» «Першинг» в честь американского генерала, командовавшего экспедиционным корпусом США в Европе во время Первой мировой войны.

Сборочный цех Фишеровского танкового арсенала, в котором собирались М26
Источник – mlive.com

«Першинг» как предтеча «Супер-Першинга»

Что же представляли собой эти танки, которые, по расчетам американских генералов, должны были на равных бороться с немецкими бронированными «хищниками»? На самом деле танк проигрывал своим немецким визави и в бронировании, и в вооружении. 90-мм пушка М3 калибром превышала 88-мм орудие KwK 36 L/56, устанавливавшееся на «тиграх», а также 75-мм KwK 42 L/70, которым оснащались «пантеры». При этом американское орудие обладало худшей пробивной способностью, так как начальная скорость его снаряда (853 м/с) была ниже, чем у немецких танковых пушек, у которых этот показатель приближался к 1000 м/с при стрельбе бронебойными подкалиберными снарядами (далее – БПС).

Лобовые бронедетали корпуса «пантер» имели меньшую толщину (102 мм против 80 мм для верхней детали и 76 мм против 60 мм – для нижней), но располагались под более рациональными углами наклона. В остальном танки были почти равными по бронированию и подвижности. «Тигры» же по-прежнему превосходили американскую бронетехнику по всем параметрам, и потому экипажи «першингов», хоть и чувствовали себя увереннее, чем их коллеги на «шерманах», но также терялись при встрече с немецкими «тяжеловесами». Особенно тяжело приходилось американским танкистам, если они встречались с «королевскими тиграми» , лобовая броня которых была в полтора раза толще, чем у «тигров» и «першингов», и располагалась под более рациональными углами наклона, а пушка даже на дистанции в 4 километра могла пробить вертикальную 80-мм стальную плиту.

Американский ответ «королевским тиграм»

Для исправления ситуации в январе 1945 года на прототип «Першинга» Т26Е1 установили 90-мм орудие T15E1 длиной в 73 калибра, которое по своим баллистическим свойствам приближалось к немецкой 88-мм танковой пушке «королевских тигров» KwK 43 L/71. Для ускорения производства использовали два готовых ствола, хранившихся в Уотервлиетском арсенале. Т15Е1 являлась танковым вариантом буксируемой пушки Т16 L73, специально созданной для борьбы с немецким «Королевским тигром». Начальная скорость её снаряда достигала 1175 м/с при стрельбе БПС, и она могла пробить лобовую броню «пантеры» с дистанции 2400 метров. Новый прототип получил индекс T26E1-1. Его боекомплект состоял из унитарных патронов длиной 1250 мм, что создавало большие неудобства при заряжании орудия.


Экспериментальный танк T26E1-1. Хорошо видны поддерживающие орудие пружины, смонтированные над башней танка
Источник – vint-model.ru

На второй же прототип установили усовершенствованную пушку Т15Е2, которая заряжалась раздельно. Из-за этого скорострельность новой машины относительно стандартных «першингов» снизилась с восьми (у 90-мм М3) до четырех выстрелов в минуту. Для сбалансирования тяжёлой пушки, длина которой достигала 73 калибра, на башне танка смонтировали две защищённые бронированными кожухами пружины, поддерживавшие ствол. Для уравновешивания всей конструкции сзади на башню приварили стальную раму с противовесом. К тому же, была усилена люлька пушки, а также механизмы наведения орудия и поворота башни.

Новому танку присвоили индекс Т26Е4, и обе модели с раздельным заряжанием и унитарными патронами негласно окрестили «супер-першингами». Т26Е4 запустили в опытную серию, в результате чего общее количество «супер-першингов» увеличилось до 25 единиц.

Конструктивно Т26Е4 от М26 отличались только орудием и противовесами. При этом ходовая часть нового танка оставалась той же – на каждый борт приходилось по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 660 мм и по пять обрезиненных поддерживающих роликов. Из-за заднего расположения трансмиссии ведущей являлась задняя пара колёс, а направляющей – передняя. Ширина гусениц с резинометаллическими шарнирами достигала 609,6 мм. Подвеска была торсионной с телескопическими гидравлическими амортизаторами на двух первых и двух последних катках, при этом первые катки блокировались с ленивцем на общем балансире и имели по два амортизатора.

На «супер-першингах» устанавливался форсированный двигатель, которым снабжались и «шерманы» модели M4A3 – V-образный восьмицилиндровый бензиновый мотор жидкостного охлаждения GAF V8 производства компании «Форд». Для новых танков эта 550-сильная силовая установка всё-таки была недостаточной в силу того, что их вес на 13 тонн превышал вес «шерманов». Тем не менее, других танковых двигателей американская промышленность на тот момент предложить не могла.


V-образный восьмицилиндровый GAF V8 в Бовингтонском танковом музее
Источник – wikimedia.org

У фронтовиков – своё мнение о совершенстве

Из двадцати пяти «супер-першингов» участие в боях принял только один. Во многих источниках встречается информация о том, что это был T26E1-1, пушка которого стреляла унитарными патронами. Однако Белтон Янгблад Купер, воевавший на Западном фронте в звании лейтенанта танковых войск, вспоминает, что пушка танка заряжалась раздельно: «Орудие Т15Е1 использовало стандартные 90-мм снаряды, но гильза раздельного заряжания была длиннее, чтобы вместить больший пороховой заряд. Сперва, чтобы зарядить орудие, требовалось два человека, но при известном опыте с этим мог справиться и один, пускай не без труда».

Первоначально «супер-першинг» поступил на доработку в ремонтный батальон 3-й ТД – офицеры-практики имели свою точку зрения на то, какой толщины должна быть лобовая броня у машины, вознамерившейся тягаться на равных с «пантерами» и «королевскими тиграми». Лейтенанту Куперу, как дипломированному судостроителю и счастливому обладателю логарифмической линейки, доверили работы по наращиванию лобовой бронезащиты нового танка. В результате американскими ремонтниками были проведены следующие работы:

  • Из листов 38-мм котельной стали, найденных на близлежащем немецком предприятии, были вырезаны накладки на верхнюю и нижнюю лобовые бронедетали корпуса (далее – ВЛБ и НЛБ), которые ремонтники приварили поверх них, соединив между собой буквой «V». Так как листам был придан более рациональный угол наклона (у «першингов» листы лобовой брони располагались под углом 52° к вертикали), между ними и стыком ВЛБ и НЛБ появился зазор;
  • Из той же 38-мм стали поверх предыдущих накладок были приварены ещё две накладки, расположенные под ещё более рациональными углами наклона в 60° к вертикали, а потому между обоими дополнительными слоями «брони» также образовался зазор. Таким образом, в месте сочленения ВЛБ и НЛБ суммарная толщина брони выросла до 180-200 мм;
  • Из башни подбитой «Пантеры» ремонтники вырезали фрагмент 88-мм брони размерами 150×60 см. В нём они проделали отверстия для орудийного ствола, спаренного пулемета и прицела. Эту плиту надели на ствол пушки, продвинули до орудийной маски и намертво приварили к броне. Поскольку весила она почти 650 кг, центр тяжести ствола сместился на 35 см вперед от цапф;


Фотография «Супер-Першинга», сделанная, скорее всего, в процессе усиления его бронирования – усилены лобовые бронедетали и башня, но дополнительные противовесы ещё не приварены
Источник – modeland.com.ua

  • Чтобы уравновесить ствол по бокам плиты, позаимствованной у трофейной «Пантеры», в качестве противовесов узкими концами приварили детали специфической формы. Будучи длиной чуть больше метра, они на протяжении первых 45 сантиметров имели постоянную ширину (30 см), а затем расширялись вдвое, параллельно прикрывая «скулы» башни. Вырезали их из всё той же котельной стали;

На башне «Супер-Першинга» хорошо видны «уши» – противовесы, приваренные к плите, усиливавшей бронирование башни
Источник – precision-panzer.moonfruit.com

  • Так как для сбалансирования орудия этого было недостаточно, на стандартные противовесы, крепившиеся с тыльной стороны башни, ремонтники наварили дополнительные плиты 38-мм стали размером 30×60 см, методом проб и ошибок уравновесив всю систему «орудие-башня».

Получившийся монстр оказался тяжелее стандартного «Супер-Першинга» на 7 тонн – его масса достигла 50 тонн, отчего машина окончательно перешла в разряд тяжёлых танков. Внешне танк походил на слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель привела к уменьшению скорости машины на 10 км/ч. Кроме того, усложнилось прицеливание танка, особенно на склонах, так как гидравлический механизм с трудом мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню.


Тыльная сторона башни – хорошо видны противовесы
Источник – karopka.ru

Тем не менее, прибывшие для освоения машины танкисты 33-го бронетанкового полка были полностью довольны ею, так как мощное бронирование повышало их шансы выжить в кровавой мясорубке последних месяцев той войны.

Танк испытали, проведя стрельбы в полевых условиях – в качестве цели выбрали подбитую САУ JagdPz.IV. С расстояния в 2400 метров «Супер-Першинг» произвёл по ней несколько выстрелов. Вот как описывает результаты попадания Белтон Купер:

«Стоя позади «Шермана», можно было проследить взглядом, как вылетает из дула и мчится к цели, слегка снижаясь, его снаряд. Выстрел из «Першинга» выглядел совершенно иначе. Первый снаряд мы едва заметили. Казалось, будто он даже немного приподнимается над землей, прежде чем поразить цель. Это была, конечно, иллюзия, но эффект выстрела был потрясающим. Когда снаряд ударил в броню, искры взмыли в воздух фонтаном метров на двадцать, словно самоходки коснулось исполинское точильное колесо. А когда мы осмотрели мишень, у меня отнялся язык. 90-мм снаряд пробил 100 миллиметров брони, затем перебил ведущий вал последней ступени редуктора, прошел через боевое отделение, пронизал кормовую переборку, миновал 100-мм коленчатый вал «майбаха», двигателя самоходки, и, прошив 25-мм лист кормовой брони, зарылся в землю так глубоко, что мы его так и не отыскали».

«Супер-Першинг» идёт на войну

Утром 23 марта 1945 года в числе другой бронетехники «Супер-Першинг» близ городка Бад-Хоннеф переправили по понтонному мосту через Рейн на Ремагенский плацдарм. 3-я ТД вместе с остальными силами VII корпуса сосредоточивалась на северном фланге плацдарма. Корпусу предстояло охватить с юга так называемый «Рурский котёл», и 3-я ТД в этом наступлении играла роль стального наконечника таранного удара.

«Супер-Першинг» вступил в свой первый бой на завершающей стадии операции на пути от реки Везер к городу Нортхайму. Отступая с плацдарма, захваченного американцами на восточном берегу реки, немецкие части оставляли на дорогах засады, блокировавшие огнём продвижение по ним. Одна такая огневая точка, устроенная на склоне поросшего лесом холма в полутора километрах от дороги, открыла огонь по продвигавшейся американской колонне. Шедший в её голове «Супер-Першинг» повернул башню и выстрелил по противнику бронебойным снарядом. Фонтан ярких искр, взлетевший ввысь метров на пятнадцать, говорил о том, что поражённая цель, скорее всего, являлась танком или САУ, у которой сразу же сдетонировал боезапас. Однако проверять, что за объект они поразили, у американских танкистов не было ни времени, ни особого желания.

Самый известный и самый спорный бой «Супер-Першинга» произошёл в городе Дессау 21 апреля 1945 года. Экипаж штаб-сержанта Джозефа Мадури столкнулся с немецким танком, позже идентифицированным как «Тигр» капралом Джоном П. Ирвином (наводчиком «Супер-Першинга»).

3-я ТД штурмовала хорошо подготовленный к обороне Дессау сразу с четырёх сторон. Прорваться ей удалось только после того, как артиллерия уничтожила или смела огнём многочисленные железобетонные надолбы и другие противотанковые препятствия, которыми были перегорожены все въезды в город. «Супер-Першинг» достиг одного из перекрёстков в городе и поворачивал вправо, когда в двух кварталах от себя на дистанции приблизительно 550-600 метров экипаж увидел тяжёлый немецкий танк. «Тигр» поспешил открыть огонь, но его снаряд пролетел выше башни американского танка.

Штаб-сержант Джозеф Мадури
Источник – 3ad.com

Наводчик Джон «Джэк» Ирвин ответил почти мгновенно, влепив «Тигру» снаряд в верхний лобовой лист. Но в стволе у «Супер-Першинга» находился осколочно-фугасный боеприпас, поскольку американские танкисты не рассчитывали встретить в городе бронированные цели. В результате, особых повреждений попадание немецкому танку не нанесло – отрикошетив от брони, снаряд взорвался в воздухе.

В это время американский экипаж почувствовал сотрясание от попадания в башню. Так и не удалось выяснить, стрелял это экипаж «Тигра» или в «Супер-Першинг» попали из какого-то другого противотанкового орудия. Как бы там ни было, снаряд броню не пробил, а только оставил на ней след. Между тем, американцы успели перезарядить орудие, и Ирвин выстрелил в «Тигр» второй раз. Тот как раз наехал на груду битого кирпича и на мгновение показал свою нижнюю лобовую бронедеталь и даже часть днища. Американский снаряд попал в это уязвимое место, в результате чего у немецкого танка сдетонировал боекомплект, а его башня слетела с погона. Ни один член экипажа «Тигра» покинуть его не успел.

«Супер-Першинг» не задерживался у побеждённого танка, а двинулся дальше вглубь города, бои за который продолжились и на следующий день. В этих боях экипаж Мадури подбил ещё один танк Pz.Kpfw.V «Пантера», первым выстрелом выведя из строя его ведущее колесо и сбив гусеницу. Немецкую 50-тонную машину развернуло на месте, и второй снаряд американцы всадили в её бортовую броню. В результате попадания в немецком танке сдетонировал боекомплект.

Экипаж ещё одного немецкого среднего танка сдался штаб-сержанту Мадури без боя – немецкие танкисты не захотели испытывать судьбу и проверять на себе пробивную силу длинной пушки, которой был вооружён танк их противника.

На американских интернет-ресурсах и в публикациях, откуда информация перекочевала и на ресурсы русскоязычные, утверждается, что «Тигр», подбитый экипажем Мадури, на самом деле был «королевским» Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Однако в Дессау не могло находиться никаких «королевских тигров» – ближайшие из них в это время сражались в составе 502-го батальона тяжёлых танков СС в ста километрах северо-восточнее (в Фюрстенвальде), пытаясь остановить рвавшиеся к Берлину советские войска. Так что, скорее всего, подбитый танк являлся обычным «Тигром», как этот танк и определил Джон Ирвин в своей книге «Другая река. Другой город». При этом вполне может оказаться, что с «Першингом» экипажа Мадури вступил в дуэль не «Тигр», а Pz.Kpfw.IV последних модификаций.

Не пригодившийся тяжеловес

Послевоенная жизнь «супер-першингов» была недолгой. Машина оказалась сырой, тихоходной, неприспособленной к современному маневренному бою, с очень низким темпом ведения огня и слишком длинным орудием. Поэтому первоначальные планы производства сразу тысячи «супер-першингов» отменили. Последние фотографии танка штаб-сержанта Мадури сделаны на «кладбище» американской бронетехники, располагавшемся в районе Касселя.


«Супер-Першинг» штаб-сержанта Мадури на «танковом кладбище» возле Касселя. Фото сделано в июне 1945 года полковником Дж. Б. Джарретом
Источник – warl0ckwot.wordpress.com

Интересно, что в сетевой компьютерной игре World of Tanks «Супер-Першинг» известен именно в том виде, какой он получил после кустарной доработки, проведённой силами ремонтного батальона 3-й ТД. На самом деле, внешний вид этого танка в стандартной комплектации был несколько иным.

«Супер-першинги», оставшиеся в США, были сняты с вооружения в 1947 году и в основной своей массе отправлены на переплавку. Еще часть из них использовалась на танковых полигонах в качестве мишеней, поэтому до нашего времени ни одного экземпляра этого танка не сохранилось.