Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Старт в науке. Сакральный смысл радуги…

1. Человек - это радуга

Человек - это радуга, все ее семь цветов. В этом его красота, в этом же его проблема. Человек многогранен, многомерен. Он не прост, - он бесконечно сложен. И из этой сложности рождается та гармония, которую мы называем Богом, - божественная мелодия.

Поэтому первое, что следует понять о человеке, это то, что человека еще нет . Он - лишь возможность, некий потенциал. Человек может быть, человек - это обещание. Собака есть, камень есть, солнце есть, человек - может быть . Отсюда беспокойство и страх: как бы не упустить свой шанс, - уверенности-то нет. Вы можете расцвести, а можете и не расцвести. Отсюда внутренняя дрожь, трепет, тревога: "Как знать, сумею ли я?"

Человек - это мост между животным и Божественным. Животные бесконечно счастливы, - конечно же, они не осознают своего счастья, но счастливы они бесконечно, им чужды заботы и неврозы. Бог бесконечно счастлив и сознателен. Человек пребывает как раз между ними. Оставаясь в преддверии, он всегда колеблется - быть или не быть?

Я говорю, что человек - это радуга, поскольку радуга дает вам полный спектр для понимания человека - от низшего к высшему. У радуги семь цветов, у человека - семь центров его существа. Семерка издревле имеет аллегорическое значение. В Индии эта аллегория обрела форму семи чакр . Низшая из них - муладхара , высшая - сахасрара , а между ними пять ступеней - еще пять чакр. И человеку нужно пройти все эти семь ступеней - семь шагов к Божественному.

Обычно мы застреваем в самом низу. Первые три - муладхара , свадхистхана и манипура - животные чакры. Если вы живете только на этих трех чакрах, то вы не более чем животное - и тогда это преступление. Дело не в том, что вы и вправду преступаете законы, - ваш проступок состоит в том, что вы неспособны реализовать свое предназначение, вы упускаете свою возможность. Если семя не прорастает и не превращается в цветок, оно совершает преступление - не против кого-то, - против себя. А самый большой грех - грех перед собой. На самом деле мы грешим перед другими только после того, как уже совершили этот первый, главный грех перед собой.

Первые три чакры связаны с пищей, деньгами, могуществом, господством, сексом. Пища - низшая из функций трех низших чакр, секс - высшая. Это нужно понять. Пища ниже всего - одержимый питанием человек принадлежит к наинизшему разряду животных. Он просто хочет выжить. У него нет цели, он выживает ради выживания. Если вы спросите его "зачем?" - у него не найдется ответа.

- Я хотел бы иметь побольше земли, - сказал мне однажды мулла Насреддин.

- А зачем? - спросил я его. - У тебя ее и так достаточно.

- Я бы завел побольше коров, - ответил он.

- И что бы ты с ними делал? - спросил я.

- Продал бы и выручил денег.

- Ну? И на что бы ты их потратил?

- Купил бы побольше земли.

- Для чего?

- Чтобы завести побольше коров.

Так человек попадает в порочный круг и остается в нем навсегда: вы едите, чтобы жить, живете, чтобы есть. Это низшая из возможностей. Самая примитивная форма жизни - амеба. Она просто ест, и всё. У амебы нет половой жизни, она только поедает то, что ей доступно; амеба - очень точный символ низшего человека. Единственный ее орган - рот: все ее тело функционирует как один сплошной рот. Она непрестанно переваривает то, что оказывается возле нее, - что бы ни оказалось рядом, она возьмет и переварит это. Поглотит всем своим телом; ее тело - сплошной рот. Амеба все разрастается и разрастается, становится все больше и больше, пока не наступит момент, когда она становится настолько большой, что уже не может справиться со своим телом, - и тогда она делится надвое. Теперь вместо одной амебы стало две, и они начинают делать то же самое. Амеба просто ест и живет, а живет она для того, чтобы побольше съесть.

Некоторые люди так и остаются на этом низшем уровне. Берегитесь этого - ведь жизнь может дать вам что-то большее. Жизнь - это не просто выживание, но выживание для чего-то важного. Выжить необходимо, но это само по себе - не цель, это лишь средство.

Второй тип чуть-чуть повыше, чем одержимый пищей, - это человек, маниакально жаждущий могущества, - политик. Он стремится господствовать над людьми. Зачем? Глубоко внутри он ощущает себя очень ущербным. И он хочет доказать миру: "Я кое-что да значу; я могу властвовать, могу навести у вас порядок". Этот человек не навел порядок в себе и взялся за целый мир, пытаясь навести порядок в нем . Он одержим собой. Все равно, какое направление он изберет: если выберет деньги, то будет беспрестанно накапливать деньги, - и они станут для него символом могущества. Если выберет политику, то не остановится, пока не дойдет до конца - и все это ни к чему.

Настоящий человек стремится овладеть собой, а не другими. Он хочет знать себя. И не пытается заполнить какую-то свою внутреннюю брешь, подчиняя других. Настоящий человек любит свободу - и свою, и чужую.

На третьем месте - секс. И я говорю, что секс лучше, чем еда и политика, он качественно выше тут есть взаимность. Пищу вы просто поглощаете, не разделяя ее ни с кем. Господствуя, вы разрушаете, здесь нет созидания. Секс же - наивысшая из возможностей нижнего уровня: вы делитесь друг с другом энергией; вы занимаетесь творчеством, созиданием. Если говорить о животном существовании, то секс - наивысшая ценность. И люди застревают где-то тут, оставаясь с этой триадой.

Четвертая чакра - анахата . Первые три чакры - животные, верхние три - божественные, а между ними находится четвертая, анахата - сердечная чакра, лотос сердца, чакра любви. И это - мост. Любовь - мост между животным и Божественным. Попытайтесь понять это как можно глубже, и в этом заключен весь смысл послания Кабира* - послания любви. Ниже сердца человек остается животным; выше сердца в нем начинается Божественное. Только в сердце он человечен . Вот поэтому человек, способный на чувства, любовь, молитву, слезы, смех, взаимность, сострадание, и является настоящим человеком. В нем начался рассвет человечности, его пронизывают первые лучи солнца.

* Кабир (приблизительно 1440-1518) - индийский мистик, поэт, проповедовавший синтез суфизма и индуизма, основанный на личной преданности и любви (бхакти ) к единому Богу, перед которым все равны, и нет для него ни каст, ни религий. - Прим. перев.

Далее следуют пятая, шестая и седьмая чакры - вишуддха , аджна и сахасрара . С пятой чакры любовь становится все более созерцательной, все более молитвенной. С шестой чакры любовь утрачивает характер личностных взаимоотношений. Это даже не молитва; это стало состоянием бытия. Дело не в том, что вы кого-то любите, нет. Видимо, вы сами и есть любовь. Здесь нет вопроса, любить или не любить, - любовью обращается вся ваша энергия. Вы не можете иначе. Теперь любовь стала естественным потоком; любить для вас - все равно что дышать. Это безусловное состояние. А с седьмой чакры, сахасрары , наступает самадхи : вы попали домой .

Ту же аллегорию вы можете найти и в христианской теологии - в повествовании о том, как Бог за шесть дней сотворил мир, а на седьмой день отдыхал. Эти шесть дней суть шесть чакр - шесть центров бытия. Седьмой - это отдых: человек пришел домой, он отдыхает. Эта аллегория не была понята до конца. Христиане, - а особенно христианские теологи, - никогда не копают достаточно глубоко. Их понимание остается поверхностным, в лучшим случае - логичным, разумным, но никогда не приближается к истинной сути. Бог создал мир: вначале - материю, а после всего - человека. Пять дней он создавал все, чем полон мир, - материю, птиц, животных, - а затем, на шестой день - мужчину. Напоследок же, в самом конце шестого дня он создал женщину. И это очень символично: творение завершилось женщиной, - даже мужчина не был последним. И сказано, что он создал женщину из мужчины - тут аллегория становится еще красивее. Значит, женщина есть усовершенствование мужчины, более чистый образец.

Во-первых, женщина - это интуиция, поэзия, воображение. Мужчина - воля, проза, логика, рассудок. Символически можно представить так: мужчина - агрессия, женщина - восприимчивость. Восприимчивость выше. Мужчина - это логика, рассуждения, анализ, философия; женщина - религия, поэзия, воображение - то есть нечто более подвижное, гибкое. Мужчина сражается с Богом. Наука - продукт чисто мужской, - мужчина борется, воюет, стремится подчинить. Женщина никогда не сражается; она приветливо встречает, она ждет, она уступает.

И христианская аллегория утверждает, что Бог создал мужчину прежде женщины. Мужчина стоит на вершине всего животного царства, но если говорить о человечестве, то женщина выше. Христианские теологи дают абсолютно ложную интерпретацию этого предания - в духе мужского шовинизма. Они считают, что если Бог создал мужчину раньше, то он важнее. Но тогда животные еще важнее! Где тут логика? Они думают, что мужчина - это нечто ценное, а женщина - всего лишь приложение. Мол, в последний момент Бог заметил, что чего-то не хватает, тогда он взял у Адама косточку и сотворил женщину. Женщине не придают особого значения, - так, помощница, чтобы мужчине было хорошо, чтобы не было ему одиноко. При такой интерпретации выходит, будто женщина - существо сравнительно маловажное - просто игрушка для мужчины, чтобы ему не было одиноко. Бог настолько любил мужчину, что позаботился, как бы тому не стало грустно и скучно... Нет, это неправда.

Воображение приходит лишь тогда, когда уступает воля. Та самая энергия, из которой соткана воля, обращается воображением, энергия агрессии - восприятием, энергия борьбы - сотрудничеством. Энергия гнева становится состраданием. Сострадание идет от гнева, это - облагороженный гнев, высшая симфония гнева. Любовь рождается из секса; это нечто более высокое, утонченное.

Бог создал женщину после мужчины, потому что не было другого пути. Вначале нужно создать грубую энергию, и лишь потом ее можно облагородить. Нельзя прежде облагородить, а потом создать. И в этой аллегории заключено послание: прежде чем достичь седьмого уровня, каждый мужчина должен обрести женственность. Это происходит в шестом центре. Йоги называют шестой центр аджна -чакрой - это центр воли. Аджна значит "порядок", "команда".

Шестой центр - самый мощный, и многие тут останавливаются. Они предаются играм с духовными энергиями и продолжают заниматься глупостями. В шестом центре мужчина должен превратиться в женщину, обратив всю свою волю лишь к одной цели: ему нужно обрести волю сдаваться. Воля сдаваться - величайшая вещь на свете, и обрести ее можно лишь при наличии силы воли, - не обычной, а необычайной силы воли.

Обычно вы считаете тех, кто сдается, слабаками. Вы ошибаетесь. Только очень сильные люди способны сдаться - для этого нужна сила, огромная сила. Если вы сдаетесь именно благодаря своей силе, то ваша сдача имеет смысл и значение. Когда воля в шестом центре доходит до своей высшей концентрации, сдача возможна. Из силы создается способность сдаваться, как из мужчины Бог создал женщину.

В шестом центре... спросите у нейрохирургов, и они подтвердят мои слова: мозг состоит из двух полушарий - мужского и женского, левого и правого. Левое полушарие - мужское, а правое - женское. Правое полушарие отвечает за работу левой руки, и поэтому левую руку недооценивали и даже проклинали. Правая рука связана с левым полушарием, и вот правое считают верным, а левое - ложным. Это был мир, ориентированный на мужчин, мир, где господствовали мужчины. Правая рука - символ мужского, левая - женского. А ваша голова разделена на два полушария.

Поэт и логик работают разными частями мозга. Поэт более женствен. Не случайно великие поэты несут на себе отпечаток женственности: грациозность, красоту, огромную привлекательность, харизму, женственную харизму. Присмотревшись к художникам, вы найдете их даже женоподобными: одежда, длинные волосы, походка - все в них довольно женственно.

Приходилось ли вам слышать о бодхисаттве, которого китайцы называли Гуань-Инь? В Индии жил некий чрезвычайно сострадательный бодхисаттва, то есть буддийский святой. Когда буддизм достиг Китая, тамошним жителям показалось маловероятным, что мужчина может быть столь сострадательным. Тогда они решили, что этот святой - женщина! С тех пор они стали изображать его как женщину, да так и поклонялись ему из века в век.

В этой истории заложен глубочайший смысл. Будда напоминает скорее женщину, чем мужчину, - своим лицом, своим изяществом. Шестой центр уступил. Логика уступила любви, доводы - чувствам; агрессия стала восприимчивостью, противостояние обратилось сотрудничеством. Теперь нет борьбы между частью и целым; часть слилась с целым, ее уже нет, целое овладело ею.

В этом-то и состоит смысл христианской аллегории о том, что вначале Бог сотворил мужчину, а затем из него - женщину: к качествам, определяющим женственность, нужно относиться с огромным уважением, они выше, чем мужские, они произрастают из них.

А затем, на седьмой день, Бог отдыхал. Что еще делать, когда вы оказались дома? Сахасрара - это центр отдыха, абсолютного покоя, вы пришли, дальше идти некуда.

Низшая чакра - муладхара - центр беспокойства, высшая - центр покоя, а между ними семь переходов. Можно назвать их семью цветами, и тогда человек - это радуга. Или можно сказать, что это семь музыкальных нот. Восточная музыка делит звуки на семь основных нот: СА, РЕ, ГА, МА, ПА, ДХА, НИ. Из этих семи основных нот складывается вся музыка - все симфонии, мелодии, песни, танцы.

Помните: семь - очень важное число.

И, прежде чем мы перейдем к сутрам, скажу еще одно. Для того чтобы все это звучало более современно, я разделяю семь центров следующим образом. Первый я называю не-разум . "He-разум" - это когда разум крепко спит, - муладхара . Он при вас, но спит настолько крепко, что вы даже не можете обнаружить его присутствия. В камне Бог спит крепко. В человеке он отчасти бодрствует, но только совсем слабо. В камне же он спит крепко и похрапывает. Если вы прислушаетесь повнимательнее, то услышите его храп, Божественный храп.

Потому-то камни так прекрасны, так глубоко безмолвны, у них нет тревог, нет волнений, им некуда идти. Я называю это не-разум. При этом я не говорю, что у них нет разума; я просто имею в виду, что их разум пока еще не проявился. Разум дремлет в семени, сознание ждет пробуждения, оно готовится, оно отдыхает. Рано или поздно наступит утро, и камень станет птицей и взлетит, или станет деревом и зацветет.

Второе состояние я называю бессознательным разумом . В дереве разум не такой, как в камне, тут Бог стал несколько другим. Не сознательным, но без -сознательным. Деревья чувствуют. Они не чувствуют, что чувствуют, но они чувствуют. Прислушайтесь к разнице. Если вы ударите березу, она почувствует удар, но она не может почувствовать, что почувствовала это. Ей для этого не хватает сознания. А чувства у нее есть, деревья чувствительны. И современные эксперименты это подтверждают: деревья невероятно чувствительны.

Вот это я называю бессознательным разумом. Разум там есть: почти как у крепко спящего человека. Утром вспоминаешь, что провел прекрасную ночь и "я спал так крепко, мой сон был глубоким-глубоким". Но помнишь об этом только утром, а не тогда, когда спишь, вспоминаешь позже, оглядываясь назад. Во сне разум остается с тобой, но он в это время не функционирует, он срабатывает только позже, когда ты оглядываешься назад. Потом вспоминаешь: прекрасная была ночь, такая нежная шелковистая ночь, такая глубокая тишина и счастье, - но осознаешь это только утром.

Третье состояние - подсознательный разум . Подсознательным разумом наделены птицы, животные. Это как сновидение. В сновидении вы несколько более сознательны, чем в глубоком сне. Скажем так: камни пребывают в состоянии комы, с утра они даже не смогут осознать, насколько глубоким было их забытье, - это кома. Деревья глубоко спят, проснувшись, они вспомнят об этом. Птицы же и животные видят сны - они очень близки к человеку. Я называю это подсознательным разумом.

Четвертое состояние я называю сознательный разум . Это состояние человека. Но он не очень сознателен: ему знакомы только проблески, слабые колыхания сознания - да и то лишь в моменты чрезвычайной опасности. Если перед вами вдруг вырастет убийца с кинжалом, вы станете сознательны. В этот момент вы ощутите колоссальное прояснение сознания, ослепительную вспышку разума. Мысли прекратятся. Вы обратитесь пламенем. Люди становятся по-настоящему сознательными лишь в редчайшие моменты; все остальное время они живут почти как сомнамбулы. Вот что я как-то слышал...

В 1959 году двое пьянчужек из французского города Виен открыли то, что они считали дверью на улицу. На самом деле это было окно комнаты, расположенной на четвертом этаже. Взявшись за руки, с веселой песней на устах они шагнули через подоконник на распростертый внизу тротуар. Проходивший неподалеку полицейский услышал звук падения и бросился на помощь. Он был просто ошарашен, увидев их бодро шагающими по улице все с той же веселой песней и, очевидно, в полном здравии. "Мы тут немножко сбились с шага", - объяснили они.

Они вообще ничего не осознавали. Осознавай они хоть что-то - скорее всего погибли бы. Они ничего не соображали и подумали, что просто сбились с шага. Четыре этажа!

Вы находитесь не в лучшем положении. Вся ваша жизнь мало отличается от жизни пьяницы. Вы то и дело спотыкаетесь, не замечаете ступеньку тут, ступеньку там. Всю жизнь на вас сыплется несчастье за несчастьем, вы оступаетесь, сталкиваетесь лбами... Возможно, вы называете это любовью, но на самом-то деле вы просто сталкиваетесь друг с другом лбами. Отсюда страдания.

Только сознательность может принести вам экстаз. Экстаз - тень сознания. Обычно люди живут и умирают, оставаясь на четвертом уровне сознания. Это просто расточительство. Можно простить камни, можно простить деревья и птиц, но не человека, - ибо вам дано прикоснуться к сознанию, и теперь на вашей совести взрастить свою способность к осознанию, заострить и усилить ее. Камню нельзя сказать "ты упустил свой шанс", а человеку - можно.

Человек - единственное ответственное животное, ему можно задать вопрос, и он должен будет дать ответ, - в этом, собственно, и состоит ответственность. Рано или поздно ему придется отвечать перед Богом, или перед центром этого бытия, или перед самим бытием: "Как вышло, что ты упустил свой шанс? Тебе был дан слабый росток, и ты мог его вырастить. Тебе было дано семя, ты мог расцвести. Почему ты упустил свой шанс?"

Отсюда тревога человека, отсюда страдание, трепет, тоска... ибо человек - единственное животное в этом мире, которое может обрести экстаз, может достичь сознательного блаженства, стать сат-чит-анандой ... стать истиной, сознанием, бытием, стать счастьем, дойти до высшего предела.

Пятое состояние я называю подсверхсознательным, разумом . На четвертой стадии, - стадии сознательного разума, - ваше сознание еще очень мерцающе, мимолетно, неустойчиво, оно приходит и уходит, вы над ним не властны и не можете призвать его, когда вам нужно. Все религии существуют между разумом сознательным и подсверхсознательным. Все йогические техники, все техники вообще направлены лишь на то, чтобы преобразовать ваше сознание в подсверхсознание. Гурджиев называет это воспоминанием себя. Кабир называет это Сурати йогой , а слово сурати тоже обозначает воспоминание. Иисус повторяет нам вновь и вновь... Бодрствуйте! Бдите! Смотрите! Будда говорит: Не спите! Кришнамурти не устает твердить об осознании; в течение сорока лет он говорит все об одном: об осознании. Все послание заключено в одном слове, и это слово - мост между сознательным и подсверхсознательным разумом.

Когда ваше сознание стабилизируется, интегрируется в вас, кристаллизуется, - вы сможете на него положиться... Сейчас вы на него положиться не можете. Вот вы прогуливаетесь по улице, в полном сознании, и вдруг кто-то вас ударил, - сознание мгновенно куда-то девается, оно ненадежно. Кто-нибудь скажет лишь слово, просто спросит у вас: "Ты что, кретин?" - и сознание уйдет. Простое слово "кретин", - и ваше лицо краснеет, вы готовы убить или быть убитым.

Даже люди вроде бы очень, очень бдительные и сознательные нередко кажутся таковыми лишь потому, что избежали подобных ситуаций. Это мнимая сознательность. Вы можете отправиться в Гималаи, усесться в пещере, и никто не станет называть вас там кретином. Ну кто возьмет на себя труд карабкаться в Гималаи лишь ради того, чтобы обозвать вас кретином? Естественно, вы не будете впадать в гнев. Но ваша сознательность в гималайской пещере стоит немного, поскольку там она не подвергается испытаниям, ничто не может ее нарушить. Поэтому так важно оставаться в миру. Будьте не от мира сего, но в миру. Живите в миру. Живите в обычной обстановке, где всё направлено на то, чтобы лишить вас сознательности, и тем самым каждый помогает вам оставаться сознательным.

Если вы понимаете это, мир становится для вас величайшим средством усиления сознательности. Ваш враг - это ваш друг, проклятия - это благословения, и любую неприятность можно превратить в удачу. Все зависит лишь от одного: нашли ли вы ключ к осознанию. Если да, то вы всё способны обращать в золото.

Когда кто-то наносит вам оскорбление, - время оставаться сознательным.

Когда ваша жена смотрит на другого и это вас задевает, - время оставаться сознательным.

Когда вы печальны, угрюмы, подавлены, когда кажется, что весь мир против вас, - время оставаться сознательным.

Когда вокруг вас непроглядная ночь, - время хранить огонь. И окажется, что все эти ситуации полезны, - они предназначены именно для вас.

Между сознательным разумом и подсверхсознательным лежит любая йога, медитация, осознание. Подсверхсознание - неотъемлемая часть вас, но вы все-таки будете иногда его терять. Вы будете терять его не в обычном, бодрствующем состоянии, но во время сна. Подсверхсознание будет помогать вам, пока вы бодрствуете, иногда оно будет оставаться с вами даже в сновидениях, но не во время глубокого сна.

Когда Кришна в Гите замечает: "Йоги бодрствуют даже тогда, когда спит весь мир", - он говорит о более высоком состоянии, которое я называю шестым - сверхсознательным разумом . Тогда человек сохраняет сознание даже во сне; он спит глубоко-глубоко, но сознание остается с ним. Это шестой уровень. Этот шестой шаг спонтанно перерастает в седьмой, и вам для этого не нужно предпринимать никаких усилий.

Седьмой этап я снова называю не-разумом , замыкая таким образом круг. Вначале был не-разум камня, в конце - не-разум Бога. Чтобы показать это единство, мы ваяем Бога из камня. Чтобы показать это единство, эту целостность круга, мы создали каменные статуи Бога, напоминающие нам, что камень - это первое, а Бог - последнее, и где-то они встречаются. Это снова не-разум, - назовем ли мы его душой, Богом, просветлением, нирваной, спасением или как-нибудь еще.

Вот семь этапов. И это - та радуга, которой является человек.

И еще кое-что... ни один цвет нельзя отвергнуть. Все цвета должны войти в радугу, и все музыкальные ноты - все семь музыкальных нот - должны влиться в мелодию, и все эти семь чакр - от муладхары до сахасрары - должны составить некое единство. Не подумайте, что какие-то чакры вы должны отвергнуть, - дескать, эти отвергнутые чакры не позволили бы вам достичь целостности, а не достигший целостности не станет святым. Все они должны составить иерархию, единство, они все должны принадлежать одному центру.

По-настоящему религиозный человек проживает всю радугу, от камня до Бога, - от не-разума на этом конце до неразума на том. Он - полный спектр. Он проживает жизнь без остатка. Ничто не отвергнуто, используется всё. Абсолютно ничто не отвергнуто, если какая-то нота кажется фальшивой, значит, вы еще просто не умеете вписать ее в мелодию. Ее можно сыграть; яд может быть целительным, нужно только узнать, как превратить его в лекарство. А нектар иногда может быть вредоносным, если вы не знаете, как его употребляют.

Если вы узнаете, как использовать гнев, то увидите, что гнев несет вам остроту бытия - совсем как отточенный меч. Должным образом примененный гнев дает вам остроту, сияние, огромную жизненную силу. Правильно используя секс, вы настолько исполнитесь любви, что сможете делиться ею со всеми и с каждым, никогда не истощаясь. Должным образом практикуемый секс дарит возрождение. На обычном уровне он служит воспроизводству потомства, а на сверхобычном - воспроизводству вашей глубочайшей сущности.

Позвольте мне сказать вам, что все, чем вы богаты, может быть использовано, - ничто не бесполезно. Никогда ничего не отбрасывайте прочь, иначе однажды придется раскаяться. Нужно использовать все. Просто станьте проницательнее, внимательнее, станьте сознательнее, вглядитесь в составляющие вашей внутренней сущности и подумайте, как гармонизировать их, - только и всего.

Сейчас ты - толпа. Сейчас ты - не личность. Ты - не радуга, все твои цвета рассыпались по разным измерениям и уходят друг от друга все дальше, у них нет центра. Сейчас ты - не музыка, а шум, но помни: в шуме присутствуют все нота. Стоит их переставить, расположить красивее, изящнее, художественнее, и они обратятся прекрасной мелодией. Все, что нужно, это, настроившись на внутреннюю эстетику, глубоко заглянуть в себя.

Из книги Светоносная Змея: Движение Кундалини Земли и восход священной женственности автора Мельхиседек Друнвало

Глава пятнадцатая Кольцевая радуга Через день после празднования весеннего равноденствия в Чичен-Ице, все еще храня в сердцах благодатную атмосферу церемоний и молитв, мы выехали из отеля «Майяленд» и пустились в дальнейший путь, обратив свои взоры к мексиканскому

Из книги 115 способов разбогатеть, или Секреты денежного изобилия автора Коровина Елена Анатольевна

4.3 Радуга настроения и прочие приятности Ну а как быть, если вы не пьете ни чая, ни кофе, может, вы – по убеждению пьете только простую воду? Есть рецепт и для вас. К тому же он подходит не только водохлебам, но и всем другим, поскольку это рецепт особый – настроенческий. Если

Из книги Главная книга о жизненных кризисах и страхах, или Как понять себя и начать жить автора Виилма Лууле

Из книги Прощение подлинное и мнимое: Книга гордости и стыда автора Виилма Лууле

Ночная радуга Гордость и стыд существовали всегда. Двухтысячный год подвел человечество к изучению нового качества энергии стыда. Движение жизни от простого к сложному, как никогда прежде, усложнило содержание таких понятий, как уйти в тень, попасть впросак, оказаться в

Из книги Искра Божья, или Как воспитать гения автора Барнетт Кристин

Из книги Доказательство Рая автора Эбен Александер

Глава 21. Радуга Потом Филлис говорила, что больше всего за ту ужасную неделю ей запомнился непрерывный дождь. Холодный ливень из низко нависших облаков, которые не пропускали ни луча солнца. Но в то воскресное утро едва она въехала на стоянку у больницы, как произошло

Из книги Лучшие гадания от А до Я автора Лома Елена

Радуга Ключевые слова. Дорога; Радость.Руна Дороги, руна «пути, у которого есть сердце». Это – бесконечный Путь, ведущий к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Белбога и Чернобога, Огня и Воды. Дорога в Традиции – это нечто большее, чем просто движение в

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Радуга желаний Для следующего гадания, которое рассказывает, что ждет вас в будущем, потребуется много камешков – по одному каждого из перечисленных цветов. Это могут быть и отдельные обработанные или нет кристаллы, и кулоны или брелки. Итак, соберите один бесцветный

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

Из книги 150 ритуалов для привлечения денег автора Романова Ольга Николаевна

127. Работа, радость, радуга Если во сне вы занимались тяжелой работой, то наяву добьетесь заслуженного успеха. Видели других за работой – обстоятельства сложатся очень обнадеживающе. Искали работу – вас ждет какое-то непредвиденное и выгодное предприятие. Потеряли

Из книги Тайны реинкарнации. Кем вы были в предыдущей жизни автора Реутов Сергей

Медитация «Радуга» Подготовьтесь к медитации, включите спокойную тихую музыку и примите удобную позу. Постарайтесь максимально расслабиться. Представьте, что перед вами открытое пространство и ясное небо. Вам легко и приятно смотреть на него, голубизна успокаивает ваши

Из книги Свободный разум. Практики для тела, души и духа автора Кацудзо Ниши

Упражнение «Радуга» Примите горизонтальное положение тела или сядьте - как вам удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Требуется достичь полной релаксации. Для этого освободите свой разум от всех мыслей. Сделать это не так уж и просто, поэтому, возможно, это упражнение

Из книги Тайна мужского имени автора Хигир Борис Юрьевич

«Радуга». Медитация на семь цветов Эту медитацию лучше проводить стоя. Расслабьтесь. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Закройте глаза. Представьте, что вы стоите в поле и видите в небе красивую радугу. Вы долго наблюдаете за переливами цветов.Потом начинается дождь. Вы

Из книги Тайна женского имени автора Хигир Борис Юрьевич

Приложение 1. Имя и цвет – радуга мужского имени Известно, что каждый из основных цветов спектра соответствует определенной длине волны: фиолетовый – самой короткой, красный – самой длинной. Сочетание коротких и длинных волн является причиной вибрации, или звуков,

Из книги Энергетическое целительство для всех и каждого автора Бевелл Бретт

Приложение 1. Имя и цвет - радуга имени Радуга имени Известно, что каждый из основных цветов спектра соответствует определенной длине волны: фиолетовый - самой короткой, красный - самой длинной. Сочетание коротких и длинных волн является причиной вибрации, или звуков,

Все люди моего поколения помнят считалочку для запоминания цветов радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан » Первая буква каждого слова означает цвет. Но, наверное, не все знают, что эти семь цветов радуги оказывают на нашу жизнь сильное влияние.

Теплые цвета тонизируют и активизируют организм, а холодные – успокаивают и расслабляют. То есть это не только элемент эстетики, но и средства лечения.

В западных странах стены больничных палат окрашивают по-разному: для сердечников исцеляющим считается зеленый цвет, а для тех, кто страдает от кожных болезней – желтый. Больная голова перестает мучить нас в синей палате. Интересные наблюдения есть по каждому из семи цветов радуги.

Красный – это цвет жизни ; повышается тонус и выработка гормона хорошего настроения – серотонина. Любите такой цвет? Значит, любите жизнь, но есть еще и указатели на некоторую агрессивность красного цвета, особенно у легковозбудимых людей. Поэтому, если у вас много красного цвета в одежде, в интерьере квартиры и даже цветы именно такие любите, проанализируйте свое состояние. Даже посуда красного цвета может тревожить и беспокоить, и, кстати, еда на таковой выглядит не аппетитно. В разумных количествах красный цвет полезен, особенно зимой.

Оранжевый – это цвет действия . Он – созидатель, избавляет от депрессии, тоски, стимулирует работу сердца и мозга. К тому же, говорят, помогает избавляться от страхов, неуверенности в себе. Может, поэтому так любимы в народе ярко-оранжевые бархатцы, ноготки? И на посуде оранжевого цвета человек, съев меньше, чем обычно, уже почувствует себя сытым. Возьмите это на заметку. А, может, в кухне веселые оранжевые занавесочки навесить: нагляделся и можно не есть?!

Желтый – это цвет солнца, это победитель стресса, он самый яркий цвет радуги ! Гонит прочь усталость, уныние и печаль, помогает снять комплексы при общении. Люди лучше находят общий язык, если в их комнате желтого цвета обои, стены; им приятно находиться в полутемной комнате, если там стоят цветы этого оптимистического цвета! А сколько у него оттенков! Лимонно – желтый точно поможет в борьбе против стресса, желто- оранжевый поднимет аппетит, а желто-зеленый способствует спокойному отдыху и созерцанию.

Зеленый улучшает самочувствие, душа успокаивается . Недаром, человек себя прекрасно чувствует в окружении свежей зелени. И даже бумага зеленоватого цвета заставляет меньше делать ошибок при письме. Думаете, так просто раньше на столе было зеленое сукно? Нет! Чтобы «соображалка» лучше работала! А зеленого цвета униформа хирургов? Для того, чтобы уменьшить кровоточивость ран и пациентов! И давление у людей нормализуется, и зрение улучшается, но и аппетит на зеленых тарелках просыпается! Будьте начеку. Но как мы все любим в квартире зеленое! И ковер, и обои, и стены – это теплый, мягкий цвет душевного комфорта.

Голубой – цвет медитации , он расслабляет, помогает при лечении больных психологического и нервного расстройства, снимает воспаление и даже без лекарств понижает температуру тела. Но когда в вашем окружении много голубого, то становится прохладно. Повара-мастера любят подавать салаты и закуски в посуде этого цвета. Говорят, он подчеркивает «вкус» блюда.

Синий – вообще, этот цвет (да и голубой тоже) считается цветом духовности . Он пробуждает в человеке именно эти чувства и развивает интуицию, повышает иммунитет! Правда, один синий цвет без разбавления белым, или зеленым будет сильно угнетать.

Ну и фиолетовый – цвет магов , он способствует чарам колдунов, улучшает сон, поэтому, если у вас есть такие проблемы, поставьте около кровати фиалку с фиолетовыми цветочками: бессонница должна отступить. А вот тарелки фиолетового цвета аппетит не вызовут, наоборот, ухудшают пищеварение, появляется депрессия, тревога.

Ну, уж коли о цветах радуги мы кое-что выяснили, то нельзя обойти другие цвета, особенно белый, который освежает нашу жизнь, оттеняет огромное богатство других цветов.

Белый цвет способен расширять пространство , показывать нам девственность и чистоту (а вспомните подвенечное платье!). Белая посуда всегда подчеркивает достоинства пищи, особенно аппетитны в белых тарелках супы. Белая скатерть – это всегда праздник и торжественность, правда?

А розовый цвет – это цвет любви и надежды , цвет безмятежности и счастья. Больше всего мы всегда как-то инстинктивно в розовый наряжаем наших деток. Конечно, ведь это противник слез, меланхолий, спутник детства и наших мечтаний. Разве не говорим мы «сними розовые очки», если хотим вернуть человека к реальной жизни?

Поэтому, подбирая для себя новый наряд, покупая обои для комнаты, высаживая цветы на даче или просто накладывая обыкновенную кашу в тарелку, задумайтесь: «А какой цвет для меня предпочтительнее?» Ведь каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Радуга как необыкновенное и невероятной красоты явление завладевавшее вниманием людей, всегда порождала домыслы, давая почву для появления сказочных историй и рождения многочисленных легенд...
В радуге различные народы видели и «трон Господа», и «мост между мирами» и «Дары Святого Духа» … Впервые в библии радуга упоминается в книге Бытие: «И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти (Книга Бытие 9:12-15)
О радуге говорили, что это «Быстро летящий змей, что выпивает моря, озёра и реки, а хвост его сверкает яркими, магической красоты цветами». В фольклоре европейских народов имелось немалое количество примет о радуге, согласно некоторым из которых «В том месте, где радуга касалась земли, обязательно, найдёшь клад или «сами прийдут» сокровища!», «Увидишь, как в радуге менялись цвета – узнаешь будущее!», «В молитве о грехах застанет тебя появление радуги – услышаны, значит, молитвы и ты прощён!»…
Согласно верованиям американских индейцев, радуга - это и «доброе божество», и «змей, летающий вокруг мира» и «лестница в небо», впрочем, лестница эта способна выдержать только шаманов, остальные ей воспользоваться не могли…
Китайцы верили, что радуга - это небесный дракон, появление его символизировало смену сезонов года - объединение мужского и женского начала – инь и янь. Зачать ребёнка под радугой, в Китае значило подарить жизнь счастливцу, которому всю его жизнь будут покровительствовать боги. Был даже специальный знак радуги, символ, наносившийся на амулеты приносившие удачу…
Жители исламских стран считали, что в радуге лишь четыре цвета: красный, желтый, зеленый и синий, каждый из которых соответствует своей стихии. Здесь радуга воспевалась в стихах и песнях и сравнивалась с особой красотой боевого ятагана, сверкающего в руках опытного и умелого война, со светом глаз любимой женщины, ожидающей своего мужа из военного похода. Радуга в исламе – символ благоденствия – мира достигнутого праведными деяниями.
В славянских мифах радугу считали дорогой или магическим мостом, по которому ангелы спускались на землю с небес, набирали здесь воду из рек и морей, а после наливали её в облака, что бы та могла проливаться дождём в тех местах, где вода нужнее. Более поздние, но все ещё языческие славянские верования определяли радугу как сверкающее коромысло небесной царицы Громовницы (Богини плодородия), с помощью которого царица набирает воду из озер и морей и орошает ею поля. Ночью радуга, то есть коромысло Громовницы, хранится на небе в созвездии Большой медведицы…
В раннем христианстве радуга символизировала прощение греха. На ранних христианских изображениях конца света, Господь, как всемирный судья, нередко изображался восседающим на радуге, что выступало символом прощения человечества, гарантировало, что больше никогда не будет наказаний для человечества «в целом», лишь каждому по мере его богоугодных и грешных дел, но никогда больше не будет такого как всемирный потоп…
На территории Украины, в 14-17 веках, радугу считали «цветным намистом» Богоматери, сияние цветов радуги сравнивали с драгоценным убором, знаком милосердия Девы Марии, её бесконечной любви к людям…
В Европейской трактовке, в средневековой христианской традиции три главных цвета радуги, символизируют этапы становления человечества через библейскую историю. Синий – цвет всемирного потопа, красный – цвет войн и мирового пожара и зеленый - цвет новой земли и рая ожидающего праведных. Семь цветов радуги несли в себе символику образа семи таинств и семи даров Святого Духа…
В христианской иконописи и церковной росписи, радуга - символ, используемый не столь часто, но несущий отдельный и довольно сложный символический смысл. Так, семь основных цветов радуги или цветов радужного спектра соответствуют и таинственному числу 7 (семь), положенному Богом в порядок земного и небесного бытия: шесть дней Творения и один день покоя Господа; семь Таинств Церкви и прочие семикратные деяния, упоминаемые в библии.

Радугу обычно рассматривают как семицветную дугу, однако, на самом деле в ней восемь цветов: белый цвет, базовый для любого другого, и семь основных цветов радужного спектра, видимая часть дуги. Белый цвет в церковной традиции – цвет чистоты, Божественности, небесного света и всего что имеет более высокую чем природа человеческая духовную природу, все то, что не подвержено дьяволу и злу. Белый цвет в христианской традиции – цвет Христа.
Остальной семицветный спектр радуги составляет цвет священнических одеяний, иконописи, росписей храмов и церквей. В иконописи и духовной традиции русского, украинского и прочих славянских народов, Радуга означает связь человека с Богом - мост между жизнью временной и Вечностью в Царстве Небесном. Эта связь осуществляется Христом и во Христе как в Божественном Ходатае за весь человеческий род. Таким образом, радуга на иконах или же в изображениях церковной росписи, есть образ сияния Славы Господа нашего Иисуса Христа .

Сохранено

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение 3

II. Основная часть 4

1. Результаты анкетирования обучающихся 2 -4 классов 4

2. Легенды и мифы о радуге 5

3. Взгляд ученых на это природное явление 6

4. Цветотерапия 8

III. Выводы 13

Введение

Часто после дождя на небе появляется радуга, разноцветная дуга. Она, словно огромные ворота в небе, соединяет стороны горизонта. Её появление никого не оставляет равнодушным. Каждый человек обязательно как-то прореагирует на это природное явление. Ни для кого она не останется незамеченной. И мы тоже не остались равнодушными и решили изучить радугу.

Итак, объектом моего исследования является радуга.

Предмет исследования - цвета радуги.

Гипотеза: оказывают ли цвета радуги влияние на людей? Как можно использовать цветовую гамму радуги в жизни?

Цель работы - изучение данного природного явления, его особенностей и использование данного явления в жизни.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Узнать, что знают о радуге обучающиеся начальной школы (2-4 классы)

    Изучить информационный материал о радуге.

    Изучить мнение ученых о радуге и о цветовой гамме.

    Проследить, как используют это природное явление в жизни

Методы исследования:

1. Анкетирование одноклассников.

2.Поиск информации в научно-популярной литературе, энциклопедических словарях, в интернет - источниках.

3. Наблюдение.

Основная часть

Результаты анкетирования

Сначала мы решили узнать, что известно о радуге ученикам нашей школы. Мы составили анкету и предложили ребятам ответить на следующие вопросы:

    Сколько цветов у радуги?

    Какой порядок цветов в радуге?

    Когда появляется радуга?

    Влияют ли цвета радуги на самочувствие и состояние человека?

В анкетировании участвовало 95 человек, обучающихся 2 - 4 классов. На первый вопрос 93 человека отметили, что у радуги семь цветов. Это соответствует 98%. Только два человека ответили по-другому: 6 и 12 (2%).

Однако отмечая, что у радуги семь цветов, не все ребята могут их правильно перечислить. Только 68 учеников (72%) верно определили порядок расположения цветов в радуге. 27 обучающихся (28%) допускают ошибки.

На третий вопрос правильно ответили только 26 человек (27%). Они отметили, что радуга появляется во время дождя и солнца. 66 человек (69%) ответили частично правильно, что радуга появляется во время дождя. 3 человека (4%) допустили неверные ответы.

67 человек (71%) ответили, что цвета радуги оказывают влияние на самочувствие и состояние человека. 23 человека (24%) думают, что не оказывают никакого влияния. 5 человек (5%) ответили, что не знают.

Таким образом, по результатам анкетирования мы можем сказать, что ученики знают количество цветов у радуги. В основном могут назвать по порядку цвета радуги. Затрудняются ответить на вопрос, когда появляется радуга. И в основном считают, что цвета радуги оказывают влияние на самочувствие и состояние человека.

Легенды и мифы о радуге

Радуга - впечатляющее небесное явление, ее появление вместе с первыми весенними дождями является знамением возрождения природы, прихода лета, благодатного союза земли и неба. И люди издавна наблюдали за этим природным явлением, но так как были еще малообразованны и невежественны, то истолковывали это явление по-разному. Радуга имела множество разнообразных и весьма противоречивых толкований и названий.

Еще в древнегреческой мифологии её называли дорогой между небом и землей, по которой ходила посланница между миром людей и богов. В Китае считали, что радуга - это небесный дракон, который соединяет Небо и Землю. Славяне также сохранили множество поверий про радугу. Наши предки считали, что на концах радуги подвешено по котелку с древними золотыми монетами. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождём. Если дождь, то значит, будет хороший урожай, плодородие, изобилие, то есть благополучие, благодать, радость и счастье.

Первое название свое радуга получила из-за своего внешнего вида. Славяне называли радугу дугой, райской дугой, рай дугой, веселкой, веселухой, божьим луком, поясом или божьим поясом, бабьиным поясом, красой. Названия давали также и по времени ее появления. Люди верили, что радуга предвещает конец дождя и ясную погоду, поэтому дали ей такие названия: «ясна», «ясповка», «ясница».

Все легенды и предания разных народностей о радуге очень красивы и необычны, и у нас они вызывают чрезвычайный интерес. Но эти источники о происхождении радуги нельзя назвать строго научными, так как они основаны на вымысле и не дают научных знаний о природе этого явления.

Ученые об этом природном явлении

Ученые тоже давно думали о природе радуги. Считается, что первое научное объяснение феномену радуги пытался дать еще Аристотель, но важнейшие эксперименты, пролившие свет на природу этого удивительного явления, принадлежат Рене Декарту.

В XVII веке французский ученый сумел смоделировать и подробно изучить преломление световых лучей внутри водяной капли. В качестве модели он использовал наполненный водой стеклянный шар.

Исследования Декарта дополнил гениальный Исаак Ньютон, заменивший шар стеклянной призмой, позволившей разложить невидимый луч белого света в спектр. Именно эти ученые и доказали, что основными условиями появления радуги являются капли воды и луч света.

Солнечный луч не белый, а сочетает в себе разные цвета. Чтобы разложить его на эти цвета, необходим специальный предмет- «призма».

Образуемые цвета создают полоску из цветных сочетающихся линий, которая называется «спектр». Красная линия всегда находится на одном конце спектра, а фиолетовая — на другом. Это происходит потому, что волны лучей различного цвета имеют разную длину: она возрастает от фиолетового к красному.

Сколько же цветов у радуги? Одного мнения по этому вопросу не существует. Радугу всегда видели по-разному в разные периоды истории и у разных народов. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый,

фиолетовый. Австралийские аборигены - шесть. Некоторые африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый. Так откуда же тогда взялись семь цветов в радуге?

Оказывается, Ньютона радугу называл семицветной. Великий ученый увлекался мистикой и определил количество цветов радуги ради магического числа 7. Сначала он насчитал пять цветов, но впоследствии, обнаружив ещё один цвет, оранжевый, посчитал это богословским наваждением: число 6 для него было дьявольским. И, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон прибавил к шести перечисленным цветам спектра ещё один - индиго. Цифра семь ему подходила: число древнее и мистическое — тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги.

Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке.

Появилась следующая запоминалка — Richard Of York Gave Battle In Vain (In

— для синего indigo). А со временем об индиго забыли, и цветов стало шесть.

Однако русские считают, что у радуги семь цветов. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге, люди придумали специальные простые фразы. В них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

1. Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.

2. Крот овце, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки.

3. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских, немецких, французских, японских тоже. Есть английская считалка. Которая доказывает, что сейчас англичане признают 6 цветов:

Rainbow orange,Rainbow red,Rainbow shiningOver head.Come and countThe colors with me!How many colorsCan you see?1-2-3 on down to green4-5-6 colors can be seen!Rainbow purple,Rainbow blue,Rainbow green,And yellow too.Rainbow orange,Rainbow red,Rainbow shiningOver head.

Однако кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема — все называют разные цвета. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. Они, однако, не называют зеленый цвет, потому что его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском языке он есть).

Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак не по составу. У англичан в языке нет голубого цвета. А раз слова нет, то и цвета нет.

Так что единого мнения о том, какие цвета в радуге, нет. Каждый народ выбрал свои цвета и считает это правильным.

Цветотерапия

Приносит ли цветовая гамма радуги какую-то пользу? По мнению большинства обучающихся, мною опрошенных, приносит. Человечество давно знало о целебных свойствах цвета. Уже в древнем Египте в храмах существовали специальные помещения, в которых солнечные лучи определенным образом преломлялись в тот или иной цвет спектра. Археологи утверждают, что эти комнаты были лечебными. В IX в. знаменитый Авиценна составил особый атлас, в котором запечатлел зависимость цвета, темперамента и здоровья. В средние века великий врач Парацельс готовил свои лекарства, руководствуясь не только свойствами компонентов, но и их цветом. Так появилось направление - цветотерапия. Научное обоснование использования цвета было псделано в середине XIX века, благодаря опытам французского астронома Фламмариона. Он исследовал влияние цвета на развитие растений. Помещая растения под цветное стекло, он отметил, что белые и красные цвета спектра благотворно влияют на растения, а зеленый и синий фактически убивают их.

В России тоже был ученый, который внес значительный вклад в теорию цветотерапии. Это психоневролог В. М. Бехтерев. Он доказал, что цветовая гамма может влиять на состояние человека так же, как и лекарства. Бехтерев установил, что розовые и красные цвета возбуждают и способны вывести из депрессии, синий и голубой успокаивают, вызывают реакцию торможения. Сегодня научно доказано, что у каждого цвета определенная длина волны. Поэтому электромагнитное излучение воспринимается не только глазами, но и кожей. Цвет оказывает влияние и на психику человека. Швейцарский психолог Макс Люшер, используя специальное оборудование доказал, что цветовые предпочтения людей связаны с эмоциями, которые испытывает человек. Можно использовать все оттенки солнечного спектра. Но в большинстве случаев выбирают основные цвета - красный, желтый и синий, а также смешанные тона: оранжевый, фиолетовый и зеленый. Он создал свой «Цветовой тест», который позволяет определить эмоциональное состояние человека. Также М. Люшер дал толкование каждого цвета.

По его мнению, красный цвет - это энергичная активность, стремление к успеху через борьбу, возбужденность, потребность действовать и расходовать силы, лидерство, инициативность.

Синий - состояние покоя, потребность в отдыхе, эмоциональная стабильность, душевная привязанность к партнеру, умиротворение. Гармония, удовлетворенность.

Зеленый - волевое усилие, напряжение, высокий уровень притязаний, стремление к самовыражению, успеху, власти, деловитость, настойчивость, уверенность в себе, энергичная защита своих позиций. Упорство в достижении целей.

Желтый - надежда на легкость, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, раскрепощение. Восприимчивость, эмоциональная выразительность, расширение возможностей.

Фиолетовый - впечатлительность, эмоциональная выразительность, чувствительность, интуитивное понимание, зачарованность, мечтательность, восхищение.

Коричневый - комфорт телесных ощущений, физическая легкость, сенсорная удовлетворенность.

Черный - отрицание, окончание, отказ, отречение, неприятие, протест. Небытие.

Серый - нейтральность, неучастие, социальная отгороженность, свобода от обязательств.

Об эмоциональном состоянии человека можно проследить по моим работам. Я попыталась это сделать и отобрала несколько своих рисунков. В основном в них отсутствует черный цвет, значит, мое состояние в пределах нормы. Преобладает зеленый цвет, это говорит о том, что я хочу много сделать и делаю - кроме школы я посещаю художественную школу, секцию по теннису и кружок английского языка, т.е. у меня высокие притязания. Я стремлюсь к самовыражению и делаю это в своих рисунках. Часто мне приходится делать над собой волевое усилие, иначе расслабишься и не получишь результат.

Когда рисуешь, обычно не задумываешься, какой выбрать цвет, получается как-то само собой. Но потом, когда рассматриваешь рисунок, оказывается, что выбор цвета был неслучаен. Вот мой любимый рисунок - «Моя мама». Больше всего в нем красного цвета. Мы знаем, что красный цвет - это цвет лидера, стремление к успеху через борьбу, потребность действовать и расходовать свои силы. А мама всегда была лидером. Она постоянно в деятельности. И для меня она ещё отзывчивая, дружелюбная обаятельная.

Рисунок «Бабушка и дедушка» наполнен зеленым цветом, что символизирует надежность, деловитость, уверенность. Это тоже соответствует действительности - от них я получаю мудрые советы и поддержку в моих начинаниях.

Рисунок «Простите меня за всё» я нарисовала потому, что мне было стыдно за мое поведение, а сказать я не осмелилась. Больше всего в нем синего цвета, который говорит о том, что в тот момент я очень переживала, простят ли меня за мое поведение. Я испытывала тревожность и нуждалась в покое и поддержке. Еще синий цвет связан с высокой моральной оценкой, я почувствовала. Что поступила плохо. И рисунок мне помог - меня поняли и простили.

С обучающихся 1б и 3б классов был проведен следующий эксперимент. В нем участвовало 19 первоклассников и 16 третьеклассников. На белом листе бумаги, в случайном порядке, мы разложили цветовые карточки Люшера и попросили выбрать тот цвет, который нравится сейчас, в данный момент. Получился такой выбор цветов

в 1б классе

зеленый - 10 чел. синий -3 чел.

красный - 2 чел. желтый -2чел.

фиолетовый - 2 чел.

в 3б классе

красный - 6 чел. зеленый 4 чел.

желтый - 3 чел. фиолетовый - 2 чел.

синий -1 чел.

Исходя из полученных результатов, мы видим, что преобладают основные тона: красный, синий, желтый, зеленый. По мнению Люшера, именно они показывают. Что эмоциональное состояние людей в пределах нормы. Только по два человека из того и другого класса, показали, что их что-то волнует.

Таким образом, мы можем узнать о состоянии каждого человека и оказать ему помощь - дать рекомендации

Чтобы улучшить свое самочувствие очень приятным и предельно простым средством, можно использовать цветовую добавку для ванны. Суть такой процедуры заключается в том, что кожа воспринимает через воду мельчайшие колебания каждого цвета.

Если после утреннего пробуждения вы ощущаете усталость, плохое настроение и депрессию, то выбрайте одежду радостных, светлых, теплых оттенков. Если же после утреннего пробуждения вы испытываете избыток энергии, лучше наденьте костюм успокаивающего зеленого или синего цвета. Место, где в течение дня вы проводите больше всего времени, можно стимулирующими тонами. Например, повесить картину или поставить небольшой предмет, цвет которого позволит зарядиться энергией.

Уже доказано, что с помощью живительных солнечных лучей можно повысить иммунитет. По мнению некоторых экспертов, цвет воздействует на организм сильнее, чемхимические препараты. И символы цветов, изображенные на картоне, бумаге, пластике, помогут нам, правильно «прочитать» свое эмоциональное состояние, и если надо, то улучшить его.

    Вывод

Проведя нашу исследовательскую работу, мы выяснили, что радугой интересовались с древности, слагая о ней легенды и мифы. Наши предки связывали радуги с богатым урожаем, с благодатью, с положительными эмоциями.

Ученые дали научное определение радуги, изучили ее свойства и особенности. Радуга- это солнечное свечение. Она появляется только во время ливня, когда идет дождь иодновременно светит солнце.

Единого мнения о количестве цветов в радуге и цветовой гамме нет. Каждый народ выбрал свои цвета и считает это правильным.

Интерес к этому явлению не исчез, что можно доказать результатами анкетирования. Ученики интересуются этим явлением и понимают, что радуга приносит пользу. Цветотерапия является доказательством этого.

Таким образом, мы доказали, что цвета радуги оказывают влияние на самочувствие и состояние людей. Живительные лучи радуги способны оказать большую пользу людям в лечении, в создании хорошего настроения и позитивного отношения к жизни.

Список источников информации:

литература:

Интернет - ресурсы:

1. http://allforchildren.ru/why/whatis32.php

2. http://moikompas.ru/compas/cvetoterapia

3. http://nnm.ru/blogs/horror1017/pro_radugu/

Всем нам с детства известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По начальным буквам этих поговорок мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Радуга - древний и многоязычный символ, известный многим народам. О радуге как божественном атрибуте говорит и её огненная сущность. Огонь - символ Бога. Семиотика самого слова РАДУГА указывает на её связь с солнцем, огнём, божественной энергией и самими солнечными богами: РА-ДУГА - солнечная дуга. Славяне видели в радуге роскошное одеяние, драгоценный убор божества неба, огненный лук Бога-Перуна, испускающий смертоносные стрелы.

Лингвистический аспект

Д. Н. Ушаков даёт такую расшифровку: разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. В. Даль подтверждает: радуга, южн., зап. твер. дуга - небесное явленье: семицветная дуга под облаками, от солнца позадь дождя.

Таким образом, в данном случае правомерно деление слова: радуга = ра + дуга, где части слова «-дуга» соответствует геометрическая составляющая, а, очевидно, части слова «ра-» соответствует то смысловое наполнение, которое связано с дождём и/или солнечными лучами (солнечным светом).

В. Даль приводит и другие интересные русские народные названия радуги - равдуга и райдуга. При делении получим: ра + в + дуга, рай + дуга.

В английском языке радуга - rainbow = ra + in + bow либо rain + bow; in - внутри, в, на, из, среди; rain - дождь, потоки, ручьи, литься, сыпать, обрушивать; bow - поклон, гнуть(ся), круг, дуга, радуга (в виде bow обычно в поэзии, в обычном языке чаще rainbow), уст. арка, свод, (значение, связанное с предметом в виде дуги, перетянутой чем-л. веревочным), лук, перен. бровь, кольцо (в функции ручки, напр., на ножницах); гарда (меча).

Поэтому в английском можем получить такую расшифровку: либо ra + в + дуга, либо потоки + дуга. Очевидно, русск. равдуга и англ. rainbow (raвдуга) полностью совпадают и по написанию и по значению.

Интересно также проследить англ. bow, дуга (а также и бровь) в слове eyebrow, бровь. Здесь eye - глаз, око, а оставшаяся часть - brow - есть русск. бровь, брова - дуга над глазом. В немецком аналогично: бровь - Augenbraue или Braue, где Augen - глаз, око, а оставшаяся часть - бровь, то есть, и в этом случае мы получаем: радуга - rainbow - в прямом смысле река под дугой, в переносном - око Ра под бровью.

Другое название радуги - райдуга - В. Даль повторяет в статье «Рай (отдалённый гул)». Рай - костр., яросл., ниж., отдалённый гул, раскаты, отголосок, отдача, отзыв, вторьё, эхо. Раять - вост. звучать, зычать, раз(от)даваться гулом, отголашивая.

Райкий (ср. яркий) - звучный, зычный, гулкий, отголосистый. Райкое место - где раздаётся голос и вторит. В статье «Рай (первобытный сад)» В. Даль даёт те же расшифровки: рай - всякое гранёное стеклышко, показывающее предметы в радужных цветах, стеклянная призма, радужница глазная, радуга; райки - радужные окоёмки предметов, разноцветные лучи или отраженье.

То есть райдуга - это отражающая (солнечные лучи) дуга. Отсюда, очевидно, заимствован иудохристианством нимб - признак существ, достойных рая, - сияющая дуга, окаймляющая голову.

Немецкому Augen, глаз, око соответствуют в исп. agudo, дальнозоркий и итал. acuto, зоркий глаз.

В русском зорный и твер. пск. зоркий образованы от глагола зорить и приводят нас к заря (зоря), которое означает видимый свет или освещение от солнца, находящегося под небосклоном (под бровью); отражательный свет до восхода и по закате солнца. Заря арх. слабое северное сияние, ровное зарево; сполохи, сильное, коли играют яркие лучи. То есть мы опять приходим к отражающемуся свету солнца, и немец. Augenbraue, око под бровью соответствует русск. райдуга, отблеск солнца от дуги (дождя, горизонта, брови и т.д.).

Во франц. arc-en-ciel, радуга - arc, дуга, свод + en, в, на, оттуда, от этого + ciel, небо, свод = дуга в небе. (Это, кстати, подтверждает правильность нашего деления англ. слова rainbow = ra + in + bow, аналогично arc + en + ciel.) Также франц. бровь, sourcil состоит из sour, возможно, sur, над + cil, ресница = то, что над ресницей.

В итальянском arcobaleno, радуга - arco, дуга + baleno, вспышка, сверкание = сверкающая дуга. В испанском arco iris, радуга - дуга + iris, радужная оболочка глаза и собственно радуга, и так же в англ., немец., франц.

В итал. - iride = i + ride [рэид], сиять, блистать, быть ярким, красочным, а также смеяться, радоваться. В русск. рад(ость), стар. брачный пир, свадьба . Наводит нас на мысль, что райдуга - это свадьба солнца (мужская сущность) и воды (женская сущность) - ср. народное поверье: радуга - это когда солнце пьёт воду из реки.

Те же значения мы имеем в русском - радуга, арх. небесная дуга (как во франц.), каз. градовинца (как в англ. гарда), кур. весёлка (в итал. iris).

Но одно значение В. Даля - Божья дуга - заставляет нас предположить, что среди расшифровываемых частей и значений слова радуга должно находиться нечто, связанное с богом, указывающее на бога, имя которого мы пока, предположительно, не знаем.

Рассматривая немецкое Regenbogen, радуга - Regen, дождь + bogen (от biegen), гнуть, сгибать, нагибать, мы начинаем понимать связь мифологизма названия радуги с вспашкой земли дождём, потому что в исп. regen (от. reja), вспашка, а во франц. ride, борозда, лемех. Это аналогично русскому радость, брачный пир, свадьба, в случае, когда речь идёт о мифологической свадьбе земли и неба и совокупительного акта вспахивания земли.

Из этого мы можем предположить, что бога обозначает первая часть слова - ра-, рай-, рав-, reg-, rej-, -ri-, arc, ra-, ra(in)-, - и этот бог мужского рода (раз он осуществляет вспашку).

Из выше сказанного, приходим к следующему предварительному заключению – радуга означает:

1. Отражение света солнца от дуговой поверхности,

2. Бровь над неким (божественным) глазом,

3. Мифологическая вспашка (свадьба и оплодотворение Земли),

4. Божья дуга,

5. Связь солнца и воды (в обожествлённом плане). И, наконец,

6. Первая часть слова «радуга», которая содержит букву «р/r», является именем бога. Древнеславянского бога Ра.

Религиозный, изотерический и мифологический аспекты

Рассмотрим теперь религиозный, изотерический и мифологический аспекты слова и понятия «радуга» и сравним их с выводами нашего лингвистического анализа.

«Радуга символизирует связь между небом и землёй. Древние индийцы считали её луком богини Индры, стрелами из которого богиня поражала злых духов, прятавшихся в тучах. Нередко радуга ассоциируется с райской дугой».

Очевидно, полная тождественность образа изотерическо-мифологического понятия «радуга» лингвистическому образу слова «радуга»: и в части обозначения «райской дуги», и в части связи между небом и землёй. И в части соответствия радуги луку бога Индры мы находим полное соответствие. В гл. 5 Книги Ра, озаглавленной «Священные смыслы Книги Ра», мы находим такую расшифровку букв р и i:

«Буква «Р» (Ра) - это точка отсчёта, первопричина, центр круга. Имеет цифровое обозначение «0» - это начало. Мужская буква стихии Огня. Солнце, способное испускать/испустить лучи света. Рот (вспомните, например, иероглиф египтян «Рот», обозначающий звук «Р»), способный испустить слово - звуковой луч в уши слушателей. Её измерение - 0-мерное, безразмерная, безмассовая точка.

Буква «i» (Индра) - это луч, испускаемый богом Ра-солнцем. Это радиус от центра (точка над i) до линии окружности. Это звуковой луч. Это волна. Женская буква природы Воды. Её измерение - 1-мерное (луч, испущенный из точки).

Как известно, в математике двумя точками (событиями) задаётся прямая линия, которая имеет 1-мерную размерность. Буквами «Р» и «i» задаётся слово Рi (в латинской транскрипции - ri). Это главный корень во всех русских (индоевропейских) языках, обозначающий царя, властителя и т.д.

Далее, в области Земли, идут результаты взаимодействия Ра и Индры (всё, что получается путём изменения длины вектора и величины градуса угла) - три области Знаков Зодиака и две области, касающиеся человека. Измерение этой области - 2-мерное (плоскость; три точки задают плоскость). Двенадцать знаков Зодиака этой области формируют календарную, астрологическую, астрономическую, материальную плоскости».

Таким образом, действительно, дуга окружности (радуга), образованная вектором (стрелой Индры) вокруг центра (Ра), вполне соответствует понятию «лук Индры».

«Радуга символизирует преображение, небесную славу, трон бога Неба, встречу Неба с Землей, мост или границу между мирами». Именно это как раз и заключено в расшифровках слов русского (индоевропейского) языка, данных нами выше.

«в славянских мифах и легендах радугу считают волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой боги сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождём. В некоторых местностях верят, что радуга - это сверкающее коромысло, которым небесная царица Громовница (древняя богиня весны и плодородия) черпает из моря-океана воду и орошает ею поля. Это коромысло хранится на небе, и ночью его можно видеть в созвездии Большой Медведицы».

Отметим здесь, что Громовницей называют жену славянского бога грозы и грома Перуна - русалку Рось. От их брака взял своё начало русский народ. И, в общем, семантика слова «радуга», раскрытая нами выше, полностью совпадает с его символическим значением.

Отметим также, что вот так, заменив имя Рось её прозвищем - Громовница, источник увёл читателя от самого существа рассматриваемого термина - радуга. Поэтому здесь следует подробнее рассмотреть значение слова русалка. Тем более что и этот анализ приводит нас к лучшему пониманию терминов «радуга» и «Русь».

Далее, продолжая рассмотрение смысла слова «радуга», отмечаем, что «с радугой ассоциируется небесная змея. В традиционной символике радуга представлялась громадным змеем, который выпивает моря, реки, озера; его дугообразный хвост сияет чудесными красками. Полукруглая форма радуги наводила людей на мысль о кольце, которое охватывает землю». Это отражено во всех русских (индоевропейских) языках смыслом дугообразности слова радуга.

«Кроме того, в европейских народных верованиях радуга часто связана с вестью о будущем богатстве или нахождении сокровища там, где радуга касается земли. В Китае радуга - небесный дракон, союз Неба и Земли, знак объединения инь и ян».

В Книге Ра как раз и повествуют о зарождении буквы «Р» и символизма, с ней связанного, в частности НЕкитайского «китайского» символа «Инь-Ян».

«В Древней Индии радуга - это лук Индры, бога-громовержца; кроме того, в индуизме и в буддизме «радужное тело» - это высшее йогическое состояние, достижимое в царстве сансары». Высшее состояние в лингвистическом символизме означает начальную букву некоего «алфавита» (в антимировоззренческих толках типа иудохристианства, конечную букву). Вспомните: «я есть альфа и омега». Слово сансара, sancara означает буквально san, солнце, cara, сын солнца-Ра - царь. То есть - солнечный сын солнца.

Интересно отражение мифологичности радуги и бога Ра в иудохристианстве. В самом иудаизме, прародителе христианства и ислама, с полной силой отражается посыл противостояния иудеев человечеству в целом - израилизм (is, это + ra, бог + el, против,). Поэтому в иудаизме нет бога Ра и нет никаких его проявлений. Более того, нет перевода на т.н. иврит слова «радуга».

«В исламе радуга состоит из четырёх цветов - красного, жёлтого, зелёного и синего, соответствующих четырём стихиям». Однако это не исламское изобретение. Ислам сам ничего, кроме пророка Мухаммеда, не изобрёл. Так, четыре стихии и им соответствующие цвета известны в славянском (в том числе и «ведическом») символизме за несколько десятков тысячелетий до ислама.

Например, английский учёный Дж. Мидом и французский математик и астроном П. Лаплас в унисон утверждают о существовании Вед в 25-м тыс. до н.э. В это время, естественно, никакой Индии ещё даже в проекте не было. Её история началась только с 3–2-го тыс. до н.э. с приходом проторусичей на просторы долины Инда. В 30–20-м тыс. до н.э. вся цивилизация была сосредоточена исключительно на территории Русской равнины.

В иудохристианстве, также целиком сотканном из славянской мифологии (но в перевёрнутом, вывороченном виде), предназначение радуги и символизма, связанного с ней, тем не менее, полностью соответствуют существу славянского бога Ра. Так, «всемирный судья в конце света часто изображается восседающим на радуге». Это обычный образ славянского Ра, отражённый в виде судьи, в частности, в культе гелиопольского бога Ра (распространённого во 2-м тыс. на Египет).

Интересно, что и американские индейцы также отождествляют радугу с лестницей, по которой можно подняться в иной мир. У инков радуга также связывалась со священным Солнцем, и правители инков носили её изображение на своих гербах и эмблемах. У индейцев чибча-муисков радуга считалась добрым божеством. Главное святилище, посвящённое богине Радуги, чибча воздвигли рядом с горным водопадом Текендама, где ярчайшая дуга высвечивается всегда, как только на водные брызги попадают лучи солнца.

В скандинавской мифологии Биврёст (bivrost), радуга - мост, соединяющий небо и землю. Этимологию можно проследить так. Корень biv - в слове бивак, англ. bivouac, франц. bivouac, исп. vivac, vivaque приводит нас к корню viv - восторженное приветствие. Вторая часть слова - rost - означает ржавчина (покрытое красным цветом), решётка колосников (связь с жаром, с печью, с огнём). Соотносится в мифологическом плане с палящими, греющими лучами печи-солнца.

Получаем - «привет, Солнце!». В русском языке слово «рост/rost» понятно: рост растений, взращивание, произрастание и т.п.

В Древней Греции богиней радуги была девственная Ирида, вестница богов; она изображалась с крыльями и кадуцеем. Её одеяние составляют переливающиеся цветами радуги капли росы (та же параллель русалка Рось - роса = Ирида - роса). Имя Ириды - Iris - греч., англ., немец., франц., исп. радужная оболочка глаз, радуга.

Скандинавская мифология: "Высоко-высоко над облаками, так высоко, что ни один даже самый зоркий человек не может её увидеть, лежит прекрасная страна богов Асгард. Тонкий, но прочный мост Бифрест - люди называют его радугой - соединяет Асгард с землёй, но плохо придётся тому, кто осмелится по нему подняться. Красная полоса, которая тянется вдоль, - это вечное, никогда не потухающее пламя. Безвредное для богов, оно сожжёт любого смертного, который осмелится к нему прикоснуться..."

Во многих странах известна небольшая легенда под названием

"Мост Через Радугу"

Имя её автора осталось загадкой. В этой легенде-сказке выражена мечта о том, что животные, покидающие нас, не уходят от нас навсегда. Мы расстаёмся лишь на время, иногда короткое, иногда долгое. Но как бы то ни было, однажды, минуя особое место под названием Мост Через Радугу, мы снова встретимся с нашими любимцами и воссоединимся с ними. И на этот раз уже навсегда...

Приходит срок, и животные покидают нас. Те из них, кто имел кого-то особенно близкого на земле, попадают сюда, на островок небес у Моста Через Радугу.

Здесь есть бескрайние луга и высокие холмы, где они могут беспечно резвиться и играть. Тут много чистой воды, вкусной пищи и солнечного света. Нашим друзьям тепло и уютно. Больные и старые восстанавливают силы и здоровье, искалеченные становятся целыми и невредимыми, точь-в-точь какими мы их помним в наших мечтах о тех днях, которые уже не вернуть.

Они могли бы быть бесконечно счастливы, если бы не тоска по тем, кто был особенно важен для них, но остался позади. Дни, заполненные игрой и терпеливым ожиданием, проходят чередой. Но однажды наступает Миг, когда один из них замирает, словно почувствовав что-то, и устремляет свой взор вдаль.

Его глаза загораются радостью, по телу пробегает дрожь. Он вырывается из стаи, летит над зелёной травой, быстрее и быстрее… Он узнал вас. И когда вы, наконец-то снова встретились, вы заключаете его в объятия, чтобы уже никогда больше не разлучаться. Ваши руки нежно гладят возлюбленную голову, вы снова всматриваетесь в эти преданные глаза, которые так надолго были вырваны из вашей жизни, но которые ни на мгновение не покидали ваше сердце.

А потом вы пересекаете Мост Через Радугу… Вместе...