Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции

Методика также известна как Тест Струпа (Stroop Test), Задача Струпа (Stroop Task).Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий - об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:

    карту слов, напечатанных черной краской;

    карту цветов (в форме квадратов);

    карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов.

При этом использовались 5 цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из 5ти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из 4х остальных цветов (напр., слово “красный” было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).

В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:

    чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч);

    называние цветов (НЦ);

    чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо);

    называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо).

Инструкция : испытуемый должен называть вслух цвета шрифта или читать слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.

Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) - она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).

Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)-t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Модификации теста Струпа

Классический вариант эксперимента Струпа стал применяться в преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал 4 слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.

Интерпретация эффекта Струпа

Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И, если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов.

В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r < 0,05). Второй фактор можно определить как фактор интерференции (interference). Он представлен показателем t(НЦСо)-t(НЦ), который имеет корреляционную связь с ним - r = 0,97, с первым фактором - r = 0,07 и с третьим фактором - r = 0,24. Третий фактор был обозначен как фактор скорости (speed), Терстоун упоминал его как «индивидуальный темп». Он раскрывается через показатель t(ЧНЦч), который имеет корреляционную связь с ним - r = 0,97, с первым фактором - r = -0,34, со вторым фактором - r = 0,06.

Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что 1) использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и 2) задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме.

Процедура проведения

Испытуемому последовательно предъявляются три карты:

    На 1й - сто слов, обозначающих названия четырех основных цветов (инструкция: как можно быстрее прочитать слова).

    На 2й - сто разноцветных звездочек тех же основных четырех цветов (инструкция: как можно быстрее назвать цвет звездочек).

    На 3й - сто названий цветов, не соответствующих цвету чернил, которыми написано данное слово. Например, слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» - зелеными и т. д. (инструкция: как можно быстрее назвать цвет, которым написано каждое слово).

Обработка и интерпретация

Показатель ригидности/гибкости контроля: разница во времени выполнения третьей (цветные слова) и второй (цвет) карт в виде Т 3 - Т 2 . Чем больше эта разница, тем больше выражен эффект интерференции и, соответственно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познавательного контроля.

Как можно видеть, интерференция в данном случае является результатом конфликта словесно-речевых (вербальных) и сенсорно-перцептивных функций: испытуемый должен игнорировать (подавлять) значение слова и назвать цвет, который он видит. Низкая интерференция говорит о способности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета, высокая - о том, что испытуемый с трудом освобождается от влияния значения слова при его несоответствии наглядному впечатлению.

Методика Струпа позволяет получить дополнительный показатель «вербальности», предложенный Д. Броверманом. Он определяется как соотношение времени выполнения второй (цвет) и первой (слова) карт в виде Т 2 /Т 1 . Высокие значения этого показателя свидетельствуют о преобладании словесного способа переработки информации, низкие - сенсорно-перцептивного. Показатель интерференции Броверман интерпретирует как меру автоматизации познавательных функций (степень их независимого функционирования).

Таким образом, один полюс этого когнитивного стиля характеризует гибкий контроль и сильную автоматизацию познавательных функций, другой - ригидный (жесткий) контроль и слабую автоматизацию познавательных функций.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Тест Струпа

Ниже приведем простой и быстрый тест Струпа, который пробуждает творческое мышление, развивает внимание. Участникам своего эксперимента Струпе предлагал просто-напросто назвать цвета. Рассматривалось три варианта:

Из книги Тайм-менеджмент за 30 минут автора Азарова Ольга Николаевна

ТЕСТ 1 «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела служебные. Обработка результатовЧисло ответов «Всегда» умножьте на 4, «Иногда» – умножьте на 2. Сложите полученный результат.81 -100 Вы прекрасно управляете своим временем и держите ситуацию под

Из книги Личная эффективность на 100%: Сбросить балласт, найти себя, достичь цели автора Болдогоев Дмитрий

ТЕСТ 2 «Насколько эффективно Вы используете свое время?» Дела личные. Обработка результатовВопросы 1-10Если большинство ответов на вопросы 1 -10 положительные, это значит, что у Вас большие проблемы со временем. Вы лихорадочно пытаетесь сделать что-то, впадаете в больший

Из книги Уроки импровизации. Как перестать планировать и начать жить автора Мэдсон Патрисия

ТЕСТ 5 «Страдаете ли Вы перфекционизмом?» Обработка результатовОтветьте на вопросы «Да» или «Нет». Подсчитайте результат.Если ответов «Да» от 7 до 12, нужно честно сказать, что, к сожалению, Вы очень склонны к перфекционизму. Внимательно изучите материал данного раздела,

Из книги Мастерство коммуникации автора Любимов Александр Юрьевич

ТЕСТ 6 «Жаворонок или Сова?» Обработка результатовПодсчитайте, сколько «А» и «В» ответов Вы получили.Если большинство ответов «А», то Вы – Жаворонок. Вы без труда встаете утром и наиболее продуктивно работаете в первую половину дня. Для этого Вам для сохранения

Из книги Как работает Google автора Шмидт Эрик

Тест ИнструкцияПрочитайте текст и постарайтесь его запомнить с одного раза (еще лучше, если кто-то вам его прочитает). Затем вам дается несколько фраз, если фраза полностью соответствует содержанию, т. е. смыслу текста, то вы ставите +, если не соответствует, то -. Сверьте

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Тест Как зовут героев в импровизированном скетче про будущую мать и врачей, о котором вы читали ранее? Кто из них доктор? Как зовут его ассистента? Как зовут будущую мать? Проверьте ваши

Из книги Геймшторминг. Игры, в которые играет бизнес автора Браун Санни

Тест ВопросыЕсли до этого мы получали знания, то сейчас мы будем заниматься проверкой того, насколько хорошо мы все усвоили. А что может помочь сделать это лучше экзамена! Экзамена в первую очередь в том смысле, что вы сможете получить обратную связь относительно своих

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

LAX-тест Таким образом, внутренняя страсть играет ключевую роль при найме сотрудников, так же как интеллект и мышление, характерное для обучаемых животных. Еще один важный момент – это характер. Мы имеем в виду не столько доброжелательного человека, которому можно

Из книги Суперключ для развития мозга! автора Могучий Антон

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Струп-тест 5 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 7 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 8 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 9 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 10 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорноперцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий - об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

Классический тест Струпа

Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:

  • карту слов, напечатанных черной краской;
  • карту цветов (они были представлены в форме квадратов);
  • карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов.
При этом использовались пять цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из пяти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из четырех остальных цветов (например, слово “красный” было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).

В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:

  • чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч);
  • называние цветов (НЦ);
  • чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо);
  • называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо).
Инструкция испытуемому состояла в том, чтобы он называл вслух цвета шрифта или читал слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.

Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) - она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).

Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)-t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Модификации теста Струпа

В дальнейшем классический вариант эксперимента Струпа стал применяться уже в несколько преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал четыре слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.

Объяснения эффекта Струпа
Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название». Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).

Были и другие альтернативные взгляды на затронутую Кеттеллом проблему наряду с представлением об автоматическом характере процесса чтения слов и позицией о различии в тренированности чтения слов и называния цветов. Холлингворт (1915) предположил, что чтение слов требует только артикуляции, а называние цветов наряду с артикуляцией нуждается еще и в использовании ассоциаций. Гарретт и Леммон (1924) выражали мнение, что называние цвета происходит дольше из-за фактора интерференции, обусловленного множеством возможных вариантов ответа.

Существуют и более узкие объяснения интерференции, возникающие в основном в рамках тех частных исследований, где активно используется задача Струпа. Выше уже говорилось о том широком диапазоне проблем из различных областей психологии, для решения которых используется и эта задача. Однако ее применение наряду с методической составляющей часто несет в себе еще и попытку выявления лежащих в самой порождаемом задачей эффекте механизмов.

В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r < 0,05). Второй фактор можно определить как фактор интерференции (interference). Он представлен показателем t(НЦСо)-t(НЦ), который имеет корреляционную связь с ним - r = 0,97, с первым фактором - r = 0,07 и с третьим фактором - r = 0,24. Третий фактор был обозначен как фактор скорости (speed), Терстоун упоминал его как «индивидуальный темп». Он раскрывается через показатель t(ЧНЦч), который имеет корреляционную связь с ним - r = 0,97, с первым фактором - r = -0,34, со вторым фактором - r = 0,06.

Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что, во-первых, использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и что, во-вторых, задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме, как это делалось в прежних работах.

Процедура проведения

Испытуемому последовательно предъявляются три карты:


Обработка и интерпретация

Показатель ригидности/гибкости контроля: разница во времени выполнения третьей (цветные слова) и второй (цвет) карт в виде Т3 - Т2. Чем больше эта разница, тем больше выражен эффект интерференции и, соответственно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познавательного контроля.

Как можно видеть, интерференция в данном случае является результатом конфликта словесно-речевых (вербальных) и сенсорно-перцептивных функций: испытуемый должен игнорировать (подавлять) значение слова и назвать цвет, который он видит. Низкая интерференция говорит о способности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета, высокая - о том, что испытуемый с трудом освобождается от влияния значения слова при его несоответствии наглядному впечатлению.

Методика Струпа позволяет получить дополнительный показатель «вербальности», предложенный Д. Броверманом. Он определяется как соотношение времени выполнения второй (цвет) и первой (слова) карт в виде Т2/Т1. Высокие значения этого показателя свидетельствуют о преобладании словесного способа переработки информации, низкие - сенсорно-перцептивного. Показатель интерференции Броверман интерпретирует как меру автоматизации познавательных функций (степень их независимого функционирования).

Таким образом, один полюс этого когнитивного стиля характеризует гибкий контроль и сильную автоматизацию познавательных функций, другой - ригидный (жесткий) контроль и слабую автоматизацию познавательных функций.

Струп-тест 1

Месяц _______ Число _______

Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах, подсчитайте затраченное время.

Начато _______ Окончено _______

Время выполнения _______

Из книги Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] автора Могучий Антон

Струп-тест 1 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги Суперключ для развития мозга! автора Могучий Антон

Струп-тест 2 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 3 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 4 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 5 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 6 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 7 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 8 Месяц___ Число___Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

3. Струп-тест

Из книги автора

Струп-тест 1 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 2 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 6 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 7 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 8 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 9 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Из книги автора

Струп-тест 10 Месяц _______ Число _______Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет шрифта каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. Запишите время начала и окончания в минутах и секундах,

Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорноперцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий - об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.

Классический тест Струпа

Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:
карту слов, напечатанных черной краской;
карту цветов (они были представлены в форме квадратов);
карту слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов.

При этом использовались пять цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из пяти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из четырех остальных цветов (например, слово “красный” было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).

В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:
чтение названий цветов, напечатанных черным шрифтом (ЧНЦч);
называние цветов (НЦ);
чтение названий цветов, где цвет шрифта отличается от значения слова (ЧНЦо);
называние цвета слова, где цвет шрифта отличается от значения слова (НЦСо).

Инструкция испытуемому состояла в том, чтобы он называл вслух цвета шрифта или читал слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.

Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) - она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).

Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)-t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.

Модификации теста Струпа

В дальнейшем классический вариант эксперимента Струпа стал применяться уже в несколько преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал четыре слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.

Объяснения эффекта Струпа
Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название». Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).

Были и другие альтернативные взгляды на затронутую Кеттеллом проблему наряду с представлением об автоматическом характере процесса чтения слов и позицией о различии в тренированности чтения слов и называния цветов. Холлингворт (1915) предположил, что чтение слов требует только артикуляции, а называние цветов наряду с артикуляцией нуждается еще и в использовании ассоциаций. Гарретт и Леммон (1924) выражали мнение, что называние цвета происходит дольше из-за фактора интерференции, обусловленного множеством возможных вариантов ответа.

Существуют и более узкие объяснения интерференции, возникающие в основном в рамках тех частных исследований, где активно используется задача Струпа. Выше уже говорилось о том широком диапазоне проблем из различных областей психологии, для решения которых используется и эта задача. Однако ее применение наряду с методической составляющей часто несет в себе еще и попытку выявления лежащих в самой порождаемом задачей эффекте механизмов.

В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r
Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что, во-первых, использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и что, во-вторых, задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме, как это делалось в прежних работах.

Процедура проведения

Испытуемому последовательно предъявляются три карты:
На первой - сто слов, обозначающих названия четырех основных цветов (инструкция: как можно быстрее прочитать слова).

На второй - сто разноцветных звездочек тех же основных четырех цветов (инструкция: как можно быстрее назвать цвет звездочек).


На третьей - сто названий цветов, не соответствующих цвету чернил, которыми написано данное слово. Например, слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» - зелеными и т. д. (инструкция: как можно быстрее назвать цвет, которым написано каждое слово).

Обработка и интерпретация

Показатель ригидности/гибкости контроля: разница во времени выполнения третьей (цветные слова) и второй (цвет) карт в виде Т3 - Т2. Чем больше эта разница, тем больше выражен эффект интерференции и, соответственно, более выражена ригидность (узость, жесткость) познавательного контроля.

Как можно видеть, интерференция в данном случае является результатом конфликта словесно-речевых (вербальных) и сенсорно-перцептивных функций: испытуемый должен игнорировать (подавлять) значение слова и назвать цвет, который он видит. Низкая интерференция говорит о способности тормозить более сильные по своей природе вербальные функции ради восприятия цвета, высокая - о том, что испытуемый с трудом освобождается от влияния значения слова при его несоответствии наглядному впечатлению.

Методика Струпа позволяет получить дополнительный показатель «вербальности», предложенный Д. Броверманом. Он определяется как соотношение времени выполнения второй (цвет) и первой (слова) карт в виде Т2/Т1. Высокие значения этого показателя свидетельствуют о преобладании словесного способа переработки информации, низкие - сенсорно-перцептивного. Показатель интерференции Броверман интерпретирует как меру автоматизации познавательных функций (степень их независимого функционирования).

Таким образом, один полюс этого когнитивного стиля характеризует гибкий контроль и сильную автоматизацию познавательных функций, другой - ригидный (жесткий) контроль и слабую автоматизацию познавательных функций.