Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Ролевая игра семья цель. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Ход совместной деятельности

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

  1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
  2. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
  3. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к игре.
  2. Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Предварительная работа : Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает? ». Чтение художественной литературы: «Мама», «Братик», «Работа» Д. Габе из серии «Моя семья». Дидактические игры: «Как нужно встречать гостей», «Для чего эта посуда», «Накроем стол к чаю (обеду) ».

Материалы и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, мебель, туалетный столик с зеркалом, полотенце, фен, халат для парикмахера, пустые флакончики из под шампуня, крема; набор «Парикмахер», альбомы с причёсками, журналы, заколки, банты. Касса, наборы продуктов, фартук для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, весы, пакеты, предметы – заместители.

Ход игры:

Воспитатель: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте». Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье? Какие обязанности у папы? Какие обязанности у мамы? Какие обязанности у бабушки? А что может делать дедушка? Что делает их ребенок? Дети, давайте представим, что у кого-нибудь в семье наступил день рождения? Как мы его будем праздновать?

Воспитатель: Ой, стук в дверь. Да это же кукла Маша. Ребята, посмотрите какая Маша сегодня нарядная у нее сегодня день рождения. А почему же она грустная? Ребята, у нее нет мамы и папы. А ей так хочется отметить свой день рождения в семье. Давайте возьмем ее в свою семью.

А наша семья подготовит ей праздник. Мама пригласит гостей для Маши сходит в парикмахерскую, сделает себе праздничную прическу, бабушка испечет вкусный пирог, папа сходит в магазин за угощениями. А старшие брат и сестра помогут бабушке по дому, вымоют посуду и вместе накроют на стол. А дедушка поможет бабушке по дому, а если устанет? может отдохнуть почитать газету.

Воспитатель: Как вы думаете, с чего мы начнем игру? Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой и братом и сестрой кто парикмахером, кто будет продавцом в магазине, а кто придет поздравить куклу Машу.

Воспитатель: Ребята давайте выберем маму? Во что мама может быть одета? Посмотрите у нас есть бусы, очки, платок сумочка… Давайте мы наденем маме бусы, дадим ей красивую сумочку.

Во что может быть одет папа? Посмотрите, что у нас здесь еще есть? Согласна, папе мы можем предложить надеть галстук. Кто у нас хочет быть бабушкой, что мы подберем для нашей бабушки? Верно, она у нас старенькая мы наденем ей очки, платок и фартук. Ребята, кто хочет быть дедушкой. Во что мы можем одеть нашего дедушку? Посмотрите, что у нас еще осталось? Верно, мы дедушке предложим очки, теплую жилетку он ведь у нас старенький ему всегда холодно, потому что у него болит спина. Посмотрите, у нас есть еще газета, давайте мы предложим ее почитать дедушке. А кто будет братом и сестрой?

Воспитатель: Ребята, а кто у нас будет продавцом? Посмотрите, у нас есть для продавца форма – фартук, чтобы продавец не испачкался когда продает товар. Еще нам нужно выбрать парикмахера, кто будет делать прически Маше, маме, а может гости тоже захотят сделать себе прическу.

Воспитатель: А остальные ребята придут в гости к нашей кукле Маше. Ребята не забудьте в гости на день рождение нужно приходить с подарками. Что можно подарить Маше? Ребята, а что мы можем сделать своими руками? Молодцы, конечно, мы можем сделать для куклы открытки. А еще в магазине нам можно купить какие – ни будь сладости, например конфеты или шоколадку.

Воспитатель: Давайте мы пройдем в наш игровой уголок. Семья, в которой праздник, живут в этом доме. Сегодня выходной день. Что делает утром мама? Что делает папа и другие члены семьи?

Продавец готовит к открытию свой магазин, а парикмахер ждет прихода посетителей. А гости отправляются в творческую мастерскую и готовят для именинницы подарки - открытки.

Семья сидит за столом и завтракает. После завтрака мама и Машенька собираются в парикмахерскую, папа в магазин за продуктами к праздничному столу. Как вы думаете, дети, что мама посоветует купить папе в магазине к празднику? Мама, папа и Машенька пошли по своим делам, а бабушка и старшие брат и сестра наводят в доме порядок.

Бабушка стирает белье, готовит праздничный ужин, печет пироги, а старшие дети накрывают на стол. Вот здесь у нас ребята магазин, сюда наш папа пришел за покупками

Нам даёт товар и чек.

Не философ, не мудрец

И не суперчеловек,

А обычный … (продавец).

Воспитатель: А вот здесь у нас работает парикмахерская

У этой волшебницы, этой художницы,

Не кисти и краски, а гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся, тот станет красивый.

В парикмахерскую пришли мама и дочка Машенька.

Воспитатель: Мама, тебе нравится прическа, которую сделала парикмахер? Может кто-то из гостей желает сделать себе прическу? Какие стали все красивые, давайте поспешим на день рождение, подарки готовы.

Воспитатель: Какой замечательный день рождение у нас получился. Дети, вам понравилось играть?


«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Семья» во второй младшей группе

I. Задачи руководства:
1. Расширять, уточнять и конкретизировать представления детей о семье, членах семьи, их функциях.
2. Помогать детям устанавливать контакт со сверстниками, на основе личных симпатий объединяться в маленькие подгруппы.
3. Стимулировать и поощрять стремление детей выражать свое отношение к действиям игры, акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей.
4. Формировать умение детей включать в игру предметы – заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи.
II. Подготовка к игре:
1. Приемы, направленные на обогащение впечатлений.
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Ноябрь Пошив фартуков, прихваток, салфеток, постельных принадлежностей, изготовить макеты овощей, фруктов, хлебных изделий, конфет, чая. Беседа о семье, ее составе, о том, что делают в семье.
Дидактическая игра «Кто чем занимается?», «Мой дом».
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Строим дом».
Чтение стихов рассказов о семье – маме, папе, бабушках, дедушках и т.д.
Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья». Познакомить детей с распределением семейных ролей и обязанностей.
Привить навыки культурного поведения за столом, на улице, дома в игровых действиях.
В игровом взаимодействии:
закрепить знания об овощах и фруктах;
закрепить умение пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
познакомить с функциями (назначением) строительных инструментов;
познакомить с профессией врача, продавца.

2. Перспективный план подготовки к игре «Семья».
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
«Мама и дочка» Мама

Дочка
Куклы, одежда для кукол, кроватки, постельные принадлежности, посуда. Будит, готовит, подает одежду.

Просыпается, одевается, ест. «Доброе утро», «Дочка пора вставать», «Одевайся», «Будем завтракать», «Ты моя помощница», «Пей моя дорогая».

«Доброе утро», «Я проснулась», «Где моя одежда?», «Спасибо, мамочка».
«Пора обедать» Мама

Дочка Муляжи овощей, кастрюля, ложки, тарелки, половник, нож, солонка. Готовит, моет, режет, накрывает на стол.

Достает, помогает, ставит.
«Пора варить обед», «Ты мне будешь помогать», «Что будем варить»? «А что для супа нужно?», «Морковь, картошка в пакете», «Овощи надо помыть», «Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю», «Достань, пожалуйста, посуду из шкафа», «Какую посуду поставишь?», «Приятного аппетита, дочка».

«Суп», «Морковь, картошка», «Надо соль положить», «Я принесла», «Приятного аппетита, мама», «Спасибо».

«Папа – хороший хозяин» Мама

Папа Набор инструментов, посуда. «У нас сломался кран», «Где наш папа?», «Может он починит кран», «Наш папа – молодец!», «Давайте обедать».

«Мама, я проголодалась», «Еще сломался стул», «Папа, почини, пожалуйста, стул».

«Папа, помоги, пожалуйста, нам».

«Где мой набор инструментов?», «Сынок, подай, пожалуйста, гаечный ключ».

Сопутствующие сюжеты
Поликлиника Доктор, мама, дочка. Фонендоскоп, макеты лекарств, халат доктора, бинты, шприцы, градусник, пинцеты, ванночки. Ждут в очереди, рассказывают о жалобах, осматривает, делает уколы, измеряет температуру лечит. «Здравствуйте!», «К вам можно?», «Проходите, садитесь», «Что болит?», «На что жалуетесь?», «Как вас зовут?», «Спасибо», «Выздоравливайте», «До свидания»!
Продуктовый магазин Продавец, мама. Муляжи продуктов (овощи, фрукты, хлеб), касса, весы, бумажные деньги. Продает, покупает. «Здравствуйте», «Что будете брать?», «Сколько стоит?», «Возьмите, пожалуйста», «Приходите еще», «Спасибо за покупку», «До свидания».

3. Схема игры:

III. Ход игры.
1. Приемы создания интереса к игре: для создания интереса к игре и введения в игровую ситуацию воспитатель, ориентируясь на возраст детей (3-4 года) использует сюрпризный момент. В группе появляется красочная коробка с разными предметами (сюжетные картинки с изображением семьи, фотографии семьи, «мамина шкатулка», набор инструментов, очки, игрушки, волшебная палочка) – игра «Угадай чей»? В результате рассматривания и манипулирования с предметами, а также из беседы по сюжетным картинкам воспитатель подводит детей к выводу о том, что на фотографиях изображена семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дети). Отсюда и возникает интерес к началу игры.
2. Сговор на игру:
Воспитатель берет на себя инициативу по организации игры. Предлагает детям ненадолго превратиться в мама, пап, дочек / сыночков. В этой игре они будут готовить еду для всей семьи, покупать продукты, лечить заболевших. Воспитатель сам распределяет роли, учитывая желания детей. Воспитатель обговаривает сюжет. Проводится дидактическая игра «Кто что делает»?
Воспитатель показывает детям наиболее удобное место для игры, раздает необходимые атрибуты, совместно с детьми подбирают предметы – заместители.
Воспитатель создает воображаемую ситуацию, используя волшебную палочку и заклинание «Будем чудо в гости звать, раз два, три, четыре, пять. Палочкой взмахну своей, превращайтесь поскорей!» (дети входят в роли мам, пап, дочек / сыночков).
Воспитатель начинает игру в роли мамы.
3. Приемы обучения игровым действиям: показ игровых действий, объяснение своих действий, создание игровых ситуаций «Мама и дочка», «Пора обедать».
4. Приемы поддержания и развития игровых ситуаций: воспитатель вводит новые игровые ситуации («Дочка заболела», «Поход за продуктами») и новые игровые роли, привлекая малоактивных детей. Показывает новые игровые роли (продавец, врач), вносит дополнительные атрибуты (халат врача, градусник, фонендоскоп, кассу, муляжи продуктов).
5. Приемы формирования взаимоотношений в игре: воспитатель напоминает о взаимоотношениях в семье, напоминает об уважительном и вежливом обращении.
IV. Окончание игры.
Перевод интереса детей к следующему виду деятельности. Воспитатель сообщает, что наступил вечер. Доктору и продавцу пора домой - отдыхать. Дочкам / сыночкам, маме и папе тоже пора ложиться спать.
А ребятам из детского сада пора превращаться в малышей и возвращаться в детский сад, там их ждут их мамы и папы. «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится в группу нашу попадем»!

V. Оценка игры.
1. Оценка взаимоотношений. Воспитатель подводит итог игры, спрашивает у детей понравилась ли им игра, хотелось бы им еще раз побывать в роли взрослых. После ответов детей высказывает свое мнение о взаимоотношениях детей (похвала) и подводит итоги игры (дети узнали много нового о труде мамы, о работе врача, продавца).
2. Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью. Воспитатель дает оценку действий детей, отмечает сильные стороны, сообщает о том, что все дети молодцы, замечательно справились со своими ролями. Как положительное закрепление игры предлагает детям потанцевать и подуть мыльные пузыри».

Название: Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия, Старшая группа, Старший дошкольный возраст

Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Место работы: МБДОУ д/с № 39
Месторасположение: город Арзамас, Нижегородская область

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39»

Конспект сюжетно – ролевой игры для старшего дошкольного возраста «Семья»
(старший дошкольный возраст)

подготовила и провела
воспитатель группы компенсирующей направленности № 9
Бородова Елена Ивановна

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых умений и навыков по сюжету игры «Семья».

Задачи:

  1. Развивать умение детей отражать отношение и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания.
  2. Приучать детей к элементарному планированию игры и самостоятельному подбору основного игрового оборудования.
  3. Побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи и общественно- полезный труд взрослых.
  4. Продолжать обучение умениям ролевого взаимодействия в соответствии с нормами этикета.
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям и друг к другу.

Материалы и оборудование: маркеры игрового пространства: игровой уголок «Кухня», набор модулей, детская мебель, гладильная доска, многофункциональная ширма; предметы оперирования: утюг, пылесос, кукольная посуда, тостер, сумки, коляска для куклы, муляжи фруктов, овощей, продуктов питания, набор инструментов, руль, телефоны, фотоаппарат, компьютер, касса, предметы – заместители; игрушка- персонаж: кукла-малыш с прикладом.

Новизна: самостоятельное создание игровой обстановки;

самостоятельное распределение ролей;

расширение сюжета за счет различных способов приготовления блюд.

Предварительна работа : беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» с опорой на личный опыт детей о домашних обязанностях членов семьи, познавательные видеофильмы, презентации, мультфильмы, развивающие дидактические игры: «Кто, где работает?», «Кому, что нужно для работы?», «Найди нужные слова», «Цепочка вежливых слов».

Создание и обсуждение игровых ситуаций: «Как в семье близкие люди проявляют заботу друг о друге» (из личного опыта детей), «Как проводят выходные и совместные праздники» и др. Рассматривание семейных газет, фотографий по теме, сюжетных картинок о семье.

Составление рассказа «Семья» по серии картин.

Чтение книг о семье: рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа, русских народных сказок «Хаврошечка», «Гуси – лебеди», стихов: А. Яковлев «Мама», Я.Аким «Мама», А.Барто «Младший брат» и др., пение колыбельных песенок.

Беседы о профессиях членов семьи, о культуре поведения за столом, в общественных местах. Изготовление с детьми в свободной деятельности, атрибутов для игры (панно «Аквариум», сувениров из цветной бумаги и картона, печенья из солёного теста, пирожных, блинчиков, пельменей из бросового материала).

Выставка рисунков по теме «Моя семья».

Аппликации: «Подарок папе», «Цветы для мамы».

Сюжетно-ролевые игры с детьми: «Дочки – матери», «Детский сад», «Шофёры», «Магазин» и др.

Игровые приемы: — прием привлечения и сосредоточения внимания (появление бабушки) — прием «вхождения в образ» (вхождение в роль мамы, папы, детей) — прием передачи нового материала с опорой на имеющиеся знания (изменение и дополнение сюжета)

Работа с родителями : оформление семейных газет, выставка рисунков «Моя семья», помощь в изготовлении и приобретение атрибутов для игры.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал.

Подготовка к игре . Игры-занятия: «Малыш просну лся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малы шу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, вос питательницы в группах детей второго года жизни; на блюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание ил люстраций на тему «Семья». На занятиях по конструиро ванию: постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры .

В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру соб ственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родите лями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педапч выясняет, у кого из детей есть младшие братья или счч тры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же дет. в группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Банный день»

Цель . Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливо го отношения к младшим.

Игровой материал . Ширма, тазики, ванночки, строительный материал , игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре. Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Рассматривание картины, «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной коми.) ты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке.

Игровые роли . Мама, папа.

Ход игры . Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов. После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картин и, «Игра с куклой» .1 также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том, как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы к своим детям.

Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол.

С помощью родителей и с участием детей можно со орудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Де ти могут сконструировать коробочки-мыльницы. Ска мейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготов лены из крупного строительного материала или же мож но воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками.

При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо убрали в игровом уголке; помы ли все игрушки, красиво расставили их на полках. Гряз ными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Педагог предлагает устроить им банный день. Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески, мочалки, мыло, Мыльницы. Вот баня и готова! Некоторые «мамы» Торопятся начать купать, не приготовив чистой одежды. Для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купа-|Ют кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают, причесывают. После купания дети вы ливают воду, убирают ванную комнату.

Естественным продолжением этой игры может быть «Большая стирка».

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам - результату ее труда.

Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, стро ительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре. Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачки развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».

Игровые роли. Мама, папа, дочка, сын, тетя.

Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель про сит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь сп во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынес I и на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить бе лье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимо отношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Ес тественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, под синивает, крахмалит), подчеркивает общественную зна чимость ее труда (она стирает постельное белье, поло тенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается - белоснежное белье всем при ятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чис тым вещам - результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.

Детей привлекает роль «прачки», потому что им «ин тересно стирать», особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог пред лагает им работать в первую и вторую смены, как в пра чечной.

Средняя группа Сюжетно-ролевая игра « Автобус» («Троллейбус»)

Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Фор мирование положительных взаимоотношений между деть ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал. Строительный материал, игрушеч ный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-ре гулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сум ка для кондуктора.

Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на ули це. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в ав тобусе. Наблюдение за играми старших детей и совмест ные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Про смотр фильма.

Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю нужно на чать с наблюдения за автобусами на улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из нею пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кондуктора.

После такого наблюдения, которым руководит вое питатель, привлекая и направляя внимание детей, поясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии нарисовать автобус.

Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впе чатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок мож но сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.

Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им. Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами. В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила поведения людей в автобусе и других ви дах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, кото рому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондукто ра, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т. д.). Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведе ния. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение по может детям практически овладеть правилами поведе ния в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закреп ляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.

Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе - объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получае мого от самой езды: одни едут на работу, другие - в зоо парк, третьи - в театр, четвертые - к доктору и т. д. Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям бы стро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд поче тен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине соответствующего содержания, пред варительно внимательно рассмотрев ее с ними. Разби рая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (ба бушка с большой сумкой - в магазин, мама везет дочку в школу, дядя с портфелем - на работу и т. д.). Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, кото рые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.

Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в авто бусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они ви дят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру.

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчи ки и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем место водителя. Перед водителем - руль, который прикрепляется либо к большому деревянному цилиндру из стро ительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попроси и водителя занять свое место, кондуктор (воспитатель) веж ливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во вре мя езды, и т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попут но объясняет им свои действия («У вас на руках сын. Дер жать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуй ста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д.). Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библио тека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

В следующий раз роль кондуктора воспитатель может поручить уже кому-нибудь из детей. Педагог направляет и фу, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять ав тобус, воспитатель напоминает об этом, при чем, не на рушая хода игры: «Какая остановка? Мне надо в аптеку . Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет» и т. д.

Некоторое время спустя педагог может ввести в игру роль контролера, проверяющего у всех ли есть билеты, и роль милиционера-регулировщика, который то разре шает, то запрещает движение автобуса.

Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения ее с другими сюжетами и под ключения к ним.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Цель. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, твор ческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Вос питание у детей уважения к труду шофера.

Игровой материал. Машины различных марок, свето фор, бензозаправочная колонка, строительный матери ал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Подготовка к игре . Наблюдения за машинами на ули це, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, га ражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблю дение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Пешеходы и так си». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Чти я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. По стройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей.

Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю следует на чать с организации специальных наблюдений за| деятельностью шофера. Они должны направляться пе дагогом и сопровождаться его рассказом, объяснением Очень хорошим поводом для первого детального знаком ства детей с работой шофера может служить наблюден п за тем, как в детский сад привозят продукты. Показан и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез м что из этих продуктов потом будут готовить, надо осмот реть с детьми машину, в том числе и кабину шофера. Желательно организовать постоянное общение с шофе ром, который привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой, помогают разгружать машину.

Следующий этап в подготовке к игре - это наблюде ние за тем, как привозят продукты в соседние магази ны. Гуляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у другого магазина и понаблюдать, как выг ружают привезенные продукты: молоко, хлеб, овощи, фрукты и т. д. В результате такого наблюдения ребята должны понять, что быть шофером - это вовсе не зна чит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко, и т. д.

Также перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж, к бензозаправочной колонке, к ожив ленному перекрестку, где есть милиционер-регулиров щик.

Воспитателю желательно провести еще одну экскур сию в гараж, но не в любой гараж, а в тот, где работает шофером папа одного из воспитанников данной груп пы, там папа расскажет о своей работе.

Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются од ним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.

Впечатления, полученные детьми во время таких про гулок и экскурсий, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необ ходимо акцентировать общественную значимость деятель ности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.

Затем воспитатель может организовать обыгрывание игрушечных автомобилей. Например, детям дают вылепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и кондитерские изделия, мебель, сделанную из бумаги. Воспитатель советует отвезти продукты в детский сад, товары в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом, покатать кукол, отвезти их на дачу ит. д.

Для обогащения опыта детей, их знаний надо показать ребятам на улице разнын машины (для перевозки молока, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, скорую медицинскую помощь , по возможности показать в действии машины, поливающие улицы, подметающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом педагогу надо подчеркнуть, что все, что делают эти машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофера.

Педагогу также следует закрепить полученные детьми во время прогулок и экскурсий знания, рассматривая с ними картины, изображающие улицу с различными видами машин, и в подвижной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо приготовить картонные рули и палочку для регулировщика. Суть игры заключается в том, что каждый ребенок, управляя рулем, движется по комнате в том направлении, которое указывает ему милиционер своей палочкой (или рукой). Регулировщик может менять направление движения, останавливать транспорт. Эта простая игра при хорошей организации доставляет детям много радости.

Одним из этапов в подготовке детей к сюжетной игре может быть просмотр фильма, показывающий какой-нибудь конкретный случай деятельности шофера и разные виды машин.

Одновременно на протяжении двух недель желательно прочитать несколько рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?», провести несколько занятий по конструированию из строительного материала («Гарапж для нескольких автомашин», «Грузовой автомобиль») с последующим обыгрыванием построек. Хорошо разучить с детьми подвижную игру «Цветные автомобили» и музыкально-дидактическую игру «Пешеходы и такси» (муз. М. Завалишиной).

На участке дети вместе с воспитателем могут украсить разноцветными флажками большой грузовой автомобиль, возить на нем кукол, на прогулках строить в песке мосты, туннели, дороги, гаражи.

Проведение игры можно начать в разных вариантах.

Первый вариант может быть следующим. Воспитатель предлагает детям переехать на дачу. Сначала педагог предупреждает детей о предстоящем переезде и что надо собрать вещи, погрузить их в машину и сесть самим. После этого воспитатель назначает водителя. По дороге обязательно надо рассказывать детям о том, мимо чего проезжает машина. В результате этого переезда кукольный уголок перемещается в другую часть комнаты. Разобрав вещи на даче и устроившись на новом месте, педагог попросит шофера привезти продукты, потом повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку купаться и загорать и т. д.

Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим игровым темам, таким как «Магазин», «Театр». «детский сад» и др.

Еще одним из вариантов развития данной игры может быть следующий. Воспитатель берет на себя роль «шофера», производит осмотр машины, моет ее, с помощью детей заправляет бак бензином. Затем у «диспетчера» выписывает путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. «Шофер» уезжает на строительство жилого дома. Далее сюжет развивается таким образом: шофер помог построить дом.

Затем в игру воспитатель вводит несколько ролей «шоферов», «строителей». Дети вместе с воспитателем строят новый дом для Яси и ее мамы и папы.

После этого педагог призывает детей поиграть самостоятельно и напоминает детям, что они и сами могут поиграть, как захотят.

При последующем проведении игры в «шоферов» воспитатель вносит новые игрушки – машины различных марок, которые он изготавливает вместе с детьми, светофор, бензозаправочную колонку и др. Также дети совместно с воспитателем могут сделать новые недостающие игрушки (инструменты для ремонта автомобилей, фуражку и палку милиционера-регулировщика), усовершенствовать готовые игрушки (приделать при помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к автобусу, превращая его в настоящий троллейбус). Все это способствует поддержанию интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в игре.

В этом возрасте игры детей в «шоферов» тесно переплетаются с играми в «строительство», поскольку шоферы помогают строить дома, заводы, плотины.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель . Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Кукла - младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, ме бель, предметы-заместители.

Подготовка к игре . Игры-занятия: «Малыш просну лся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малы шу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, вос питательницы в группах детей второго года жизни; на блюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание ил люстраций на тему «Семья». На занятиях по конструиро ванию: постройка мебели.

Игровые роли . Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин са дик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясоч-ка. После чтения рассказа педагог предлагает детям по играть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям по фантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми мо жет оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому от крытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, чи тали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, кон феты - угощение, а вечером отпраздновать день рож дения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру соб ственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или счч тры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же дет. в группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудоб нее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» мож но отправить на «базар», принести траву - «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы - шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятель ность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотноше ния детей для укрепления реальных положительных вза имоотношений между ними.

; Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабуш ки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отво дить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сы нишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

Продолжением игры в «семью» может быть игра «Бан ный день».

Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья» в средней группе.

Башмакова С.Н.

Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету « Семья».

Задачи:

  1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
  2. Развивать интерес к игре.
  3. Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
  4. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
  5. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
  6. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

7. Развивать ролевую речь; (коммуникативные действия)

Предварительная работа.

Ознакомить с символом медицины (змея в чаше), инструментами и внешним видом врача. Рассказы о профессиях мед. работников, «Скорой помощи».

Активизировать в речи слова: педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ. лит-ры: К. Чуковский «Айболит», З. Александрова «Мой мишка», А. Крылов «Заболел петух ангиной».

Экскурсия в мед. кабинет в д.с.

Дид. игра: «К какому врачу нужно обратиться мишке?»;

Дид. игра: «Профессии »

Материалы:

Игровой уголок «Семья», кукла Маша, машина «Скорая помощь», медицинские инструменты, белый халат для врача и аптекаря, атрибуты, игрушечные телефоны, игрушки – заместители.

Структура занятия.

1. Вступительная беседа с детьми по теме «Семья»

2.Сюрпризный момент (Приходит кукла Маша).

3. Распределение ролей игры «Семья», «Вызов доктора на дом», «Аптека»

4. Совместная с воспитателем игра

5. Итог занятия.

Ход игры:

1. Беседа: Сегодня мы поиграем в игру «Семья». Недаром говорится в народе: «Вся семья вместе и душа на месте».

Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

Какие обязанности у папы?

Какие обязанности у мамы?

Что делает их ребенок?

Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им?

Дети, а если кто – то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать? (Обобщаю ответы детей).

2. Стук в дверь. Приносят куклу Машу, которая просит проводить ее домой к маме и папе. Она капризничает, потому что у нее болит горлышко.

Дети чтобы не огорчать куклу Машу, давайте мы станем ее семьей и позаботимся о ней.

Как вы думаете, с чего мы начнем игру?

3. - Правильно, сначала распределим, кто будет папой, кто мамой, кто врачом «Скорой помощи», ведь кукла больна.

(распределение ролей с помощью «волшебного мешочка»)

А что еще нужно для игры?

Правильно, надо выбрать место для игры.

(Выбор места игры)

Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть.

Автопарк машины «Скорой помощи» будет находиться вот здесь.

4. Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Сегодня выходной день.

Что делает утром мама? (готовит завтрак)

Что делает папа? (занимается с ребенком).

Доченька Машенька капризничает, плачет. (В роли куклы Машеньки воспитатель)

Как вы думаете, дети, почему плачет Маша? (Она больна)

Мама и папа может у вашей дочки высокая температура?

Что нужно сделать?

Мама трогает ладошкой лоб Машеньке, просит папу принести градусник. У ребенка высокая температура. Мама и папа обеспокоены.

Что- же предпринять, ребята, папе и маме? (Вызвать «Скорую помощь»)

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».

По какому номеру вызываем «Скорую помощь»? (03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи».

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У нее высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Дети, что сначала должен сделать доктор? (Помыть руки)

Доктор осматривает девочку (глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем делает укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).

Мама укачивает дочку.

Папа идет в аптеку за лекарством.

Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке?(Аптекарь)

Здравствуйте.

Здравствуйте.

У вас есть это лекарство? (Протягивает рецепт аптекарю)

Да. 4 рубля.

Пожалуйста. (Протягивает в окошечко деньги)

Возьмите лекарство.

До свидания

Машу поят сиропом. Укладывают спать. Она здорова.

5. – Дети, вам понравилась игра?

Что понравилось тебе, Софья? Артем? И т.д.

Были ли у вас такие случаи дома?

Как вели себя врачи «Скорой помощи»?

Хотели бы вы еще поиграть в эту игру?

Машина «Скорой помощи» снова едет к нам. Что случилось? У нас все здоровы, правда, дети?

Доктор хочет угостить нас витаминами, чтобы мы никогда не болели