Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Психоанализ огня (Гастон Башляр). Последние годы и смерть

Гастон Башляр (фр. Gaston Bachelard, 27 июня 1884, Бар-сюр-Об, Об — 16 октября 1962, Париж) — французский философ и искусствовед.

Гастон Башляр родился в бедной семье ремесленника. Вынужденный самостоятельно зарабатывать на жизнь, с 1902 работал служащим в почтовом управлении, сначала в городке Ремирмон, а с 1907 — в Париже. В 1912 несмотря на занятость на работе, смог стать лиценциатом в области математических наук, закончив курс в парижском лицее Сен-Луи.

Башляр женился в июле 1914. Во время Первой мировой войны был призван в армию. После демобилизации стал преподавателем химии в колледже своего родного города. Вскоре в семье Башляра родилась дочь Сюзанна (1919-2007), впоследствии пошедшая по стопам отца и ставшая профессиональным философом и историком философии. В 1920 Башляр стал лиценциатом философии, а 1922 агреже по философии. В 1927 получил степень доктора в Сорбонне. С 1930 по 1940 занимает должность профессора философии в университете Дижона. С 1941 по 1954 — профессор Сорбонны.

В 1951 году получает офицерскую, а в 1960 командорскую степень степень Ордена Почётного легиона. В 1951 был избран членом Академии моральных и политических наук. В 1961 удостаивается Большой премии в области наук и искусств, присуждаемой министерством культуры Франции.

Книги (8)

Вода и грезы

Башляр считает, что воображение, вопреки этимологии этого слова, не есть способность строить образы реальности, оно есть способность созидать образы, превосходящие реальность. Поэтический образ обладает своим собственным динамизмом, раскрывается в непосредственной онтологии. По словам Ж. Клансье, «Башляр обнаружил, что воображение более чем воля, более чем жизненный порыв оказывается самой силой психического производства».

Грезы о воздухе

Книга французского философа Г. Башляра (1884-1962) «Грезы о воздухе» представляет собой третью часть его пенталогии, посвященной поэтике стихий. На примере многочисленных литературных произведений автор анализирует действенность того, что он называет динамическим и материальным воображением. Большое внимание в этой книге уделено творчеству таких писателей, как Шелли и Ницше. Заключают книгу философские выводы Г. Башляра.

Земля и грезы воли

Книга «Земля и грезы воли» — четвертая часть пенталогии Башляра, посвященной Поэтике Стихий. Кроме того, это первая часть дилогии о земле в рамках этой пенталогии.

В центре внимания автора находится творчество поэтов и писателей, посвятивших себя земной стихии, в том числе творчество Гюйсманса и Мелвилла. Русскому читателю небезынтересно будет узнать, что к поэтам земли Башляр относит Блока, Андрея Белого и Есенина. Другая основная тема — уроки воображения стихии, самопсихоанализ.

Земля и грезы о покое

Стихия земли рассматривается автором в психоаналитических аспектах жилища и хранилища сокровенных богатств. Автор анализирует отражение в литературе, в донаучных представлениях и просто в грезах таких архетипических образов, связанных с землей, как грот, корень, змея и лоза. Своеобразные психоаналитические идеи Башляра иллюстрируются примерами из произведений Шекспира, Гете, Гюго, Сартра, Малларме, Розанова и др.

Избранное. Поэтика грезы

Гастон Башляр — французский философ, эстетик, исследователь психологии художественного творчества, интерпретатор поэтических текстов.

Мысль Башляра — и эпистемологическая и поэто-логическая — поэтически напряжена. В истории французской культуры XX в. трудно найти аналогичный пример столь глубокого проникновения и в науку, и в поэзию.

В своих последних работах Башляр движется к феноменологии как пониманию. В том вошли следующие работы «Поэтика грезы», «Интуиция мгновения», «Право на грезу».

Гастон Башляр

Психоанализ огня

Читатель, взявший в руки эту небольшую книгу, вероятно, уже обратил внимание на то, что в самом ее названии есть нечто странное. Психоанализ в традиционном его понимании имеет дело с человеком и с представлениями человека, в том числе и о явлениях природы, но никак не с самими этими явлениями. Мы вправе предположить, что речь пойдет о каком-то особом психоанализе или о каком-то особом огне. Ведь огонь - общепринятое иносказательное обозначение страсти. А может быть, огонь здесь рассматривается в качестве некой одушевленной силы - субъекта, наделенного волей и темпераментом? Мы не собираемся развивать дальше свои «гипотезы» (к чему? книга раскрыта, в ней ответы, в ней же и новые вопросы), хотим только подчеркнуть, что Башляр призывает нас к внимательному, вдумчивому чтению начиная буквально с первой строчки, с первого слова, с названия.

В этом эссе одного из крупнейших французских мыслителей, действительно, речь идет об особом, или, как сам он говорит, «специальном», психоанализе. Попытка рассмотреть с психоаналитической точки зрения процесс объективного познания позволяет автору выявить некую коллизию между разумом и воображением. Огонь в равной мере притягателен для познающей мысли и для поэтической фантазии. Но он стал камнем преткновения для разума именно потому, что поразил воображение человека. Мысль рождена грезой и обречена расплачиваться за этот генетический порок… Башляр выступает как бы от имени точной, объективной научной мысли, стремящейся очиститься от «осадка» интуитивных представлений. Отсюда недалеко до соблазна поверить гармонию алгеброй. Но рационализм Башляра - рационализм диалектики и парадокса. Для того чтобы утвердить себя, разум должен осознать свои пределы. Для того чтобы освободиться из-под власти воображения, мысль должна представить истинные масштабы его влияния. И кажется, царственный мир поэтического воображения увлек автора настолько, что для его работы становятся тесны рамки психоаналитического очерка.

«Пути поэзии и науки изначально противоположны». Задача философии - «соединить их», явить их «взаимодополнительность». «Психоанализ огня» положил начало репутации Башляра как «человека поэмы и теоремы». Благодаря амбивалентному феномену огня его философский мир обрел целостность, невозможную без равновесия противоположных взаимодополнительных начал. Эпистемолог и эстетик, автор в полной мере проявил себя мыслителем универсальных интересов, профессиональная компетенция которого практически не знает границ. К редкостному энциклопедизму и универсальности, определяющим особое место Башляра на философском Олимпе XX века, нужно прибавить абсолютную нестандартность его профессиональной биографии. В самом деле, он стал профессором Сорбонны, не будучи никогда ее студентом (ему вообще не довелось числиться студентом какого бы то ни было высшего учебного заведения). Желая подчеркнуть уникальность фигуры Башляра в мире академической науки, его сравнивали с фавном, попавшим на пир античных мудрецов. Нам больше по душе прозвание, которым он наградил себя сам: «сельский философ». Ничто не мешало ему оставаться таковым среди шума и суеты динамичного, кипучего Парижа.

Гастон Башляр родился в 1884 г. в провинциальном городке Бар-сюр-Об, расположенном в живописной Шампани, на берегу одного из притоков Сены. На драгоценном фото начала века запечатлена оживленная улочка, по-видимому одна из центральных, плотно застроенная трех-четырехэтажными домами с узкими фасадами. На первом плане, между ателье модистки и парикмахерской, табачная лавочкам господина Башляра, торгующего также газетами. Искусство анонимного фотографа-бытописателя донесло до нас облик тех, кто нам немного знаком по скупым и трогательно-живым упоминаниям в книгах Башляра: из окна выглядывает хозяин лавочки (между прочим, он владел и фамильным ремеслом сапожника), а у дверей беседует с соседками его почтенная супруга - вот они, отец и матушка философа. Городок, почти вросший в сельский пейзаж, устойчивый быт, словно впитавший соки земли, атмосфера патриархальности, нешумное, неспешное течение жизни, располагающее к раздумьям, - все это так важно для формирования мыслителя. В родном городе Башляр провел детство, сюда надолго вернулся в зрелые годы, здесь же он был похоронен в 1962 г.

В те времена, о которых свидетельствует описанный фотодокумент, Гастон Башляр еще не помышлял о философских штудиях. Завершив среднее образование в коллеже, проработав некоторое время репетитором, он становится почтовым служащим. Затем на два года призывается в армию и в 1907 г. возвращается в распоряжение почтового ведомства, на сей раз получив место в Париже. Не оставляя работы, он осваивает точные науки и в 1912 г. получает степень лиценциата математики. Его удостаивают годовой стипендии, позволяющей повысить квалификацию, но мировая война прерывает карьеру будущего инженера-телеграфиста. После пятилетней службы в действующей армии Башляр приезжает в Бар-сюр-Об. Спустя недолгое время умирает его молодая жена, оставив ему новорожденную дочь.

Теперь Башляр посвящает себя преподаванию. Это дар и призвание. Педагогика Башляра - особая тема в воспоминаниях современников и в биографических очерках о нем. В 20-е годы он преподает физику и химию в коллеже, где когда-то учился. Параллельно углубляется в философию науки, в 1920 г. получает диплом лиценциата философии, в 1922 - степень агреже, а в 1927 защищает в Сорбонне докторскую диссертацию. Эта работа под названием «Опыт о приближенном знании», где предлагается философская трактовка кризиса классического разума в связи с опытом новейшей науки, прежде всего Эйнштейновой теории относительности, вносит существенный вклад в современную эпистемологию.

В 30-е годы Башляр - профессор университета, автор новаторских исследований по истории точных наук и философии познающего разума, признанный лидер нового рационализма. Поистине это человек, который сделал себя сам: богатая одаренность натуры постепенно раскрывалась в процессе неустанного самообразования. «Поглотитель книг», по его собственным словам, он поклонялся «божеству чтения», дерзая обращаться к нему с ежеутренней молитвой: «Голод наш насущный даждь нам днесь». Он оставался «гениальным школяром», став преподавателем коллежа и университета (сначала Дижонского, потом, с 1940 г., - Сорбонны). На всю жизнь сохраненная открытость новому (философ считал ее ценнейшим качеством детского ума и сожалел о том, что взрослые ее утрачивают) определила маршрут его биографии, на каждом повороте котором возникает новый, неожиданный, «еще один» Башляр.

Cовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem

Гастон Башляр развивает оригинальную схему взаимодействия физического пространства, сознания и поэзии. Философ исследует пространство, в котором живут люди, как инструмент анализа человеческой души.

Каким образом можно связать природу физического пространства, сознания и поэзии? Гастон Башляр развивает оригинальную схему взаимодействия этих трех элементов в своем труде «Поэтика пространства», ставшем уже обязательной книгой в библиотеке любого архитектора.

Дом для Башляра имеет грандиозное феноменологическое значение: он - место концентрации внутренних процессов человеческого сознания и своеобразная точка отсчета всего эмоционального опыта. Потому философ решается «воспользоваться домом как инструментом анализа человеческой души». Башляр так обосновывает свой выбор: «Наша душа - это жилище. Вспоминая о разных домах, о разных “комнатах”, мы научаемся жить внутри самих себя». Автор начинает с рассказа о пространстве человеческого дома, для которого характерно векторное внутреннее движение за счет противостояния между чердаком и погребом. Далее Башляр описывает вещи, несущие заряд определенной энергии, комоды - хранилища секретов и объектов, скрытых от глаз, укромные уголки, а также места обитания животных, птичьи гнезда и раковины моллюсков.

Философ подчеркивает, что воображение - это главная способность человеческой природы. Писатель развивает свое исследование, проводя параллель между устройством дома и умением человека мыслить и визуализировать. Он насыщает текст лирическими цитатами, которые помогают читателю представить дом как место, сотканное из поэтических образов, мечтательности и воспоминаний. Дом у Башляра превращается в живой манифест души, в пространство, наполненное приглушенным светом, где обретают форму наши грезы и фантазии.

Об авторе

Гастон Башляр (1884 - 1962) - выдающийся французский философ и литературный критик. Его наиболее известные труды посвящены поэзии и философии науки. Развивал концепцию эпистемологии, исследовал психоанализ и потенциал человеческого воображения. Его мысль оказала значительное влияние на развитие всех гуманитарных дисциплин (искусства, архитектуры, литературы, поэзии, психологии, философии и лингвистики). За свою жизнь написал 23 книги. «Психоанализ огня» (1938) и «Поэтика пространства» (1958) - среди наиболее популярных работ Башляра.

Гастон Башляр
Gaston Bachelard
Дата рождения 27 июня (1884-06-27 )
Место рождения Бар-сюр-Об , округ Бар-сюр-Об , департамент Об
Дата смерти 16 октября (1962-10-16 ) (78 лет)
Место смерти Париж
Страна Франция Франция
Альма-матер
  • Парижский университет
Язык(и) произведений французский
Основные интересы Философия науки , Эстетика
Значительные идеи эпистемологический разрыв
Оказавшие влияние Фридрих Ницше , Альберт Эйнштейн и Карл Густав Юнг
Гастон Башляр на Викискладе

Биография

Ранние годы и война

Гастон Башляр родился 27 июня 1884 года в бедной семье ремесленника в Бар-сюр-Обе, Шампань . С 1895 по 1902 год учился в колледже Бар-сюр-Оба. С 1902 по 1903 год преподает в колледже Сезанна . С 1903 по 1905 год работает внештатным сотрудником в почтовом управлении в Ремирмоне . С 1906 по 1907 год проходит военную службу в качестве телеграфиста в 12-ом драгунском полку в Понт-а-Муссоне .

С 1907 по 1913 год Башляр работает комиссаром в почтовом управлении в районе Восточного вокзала в Париже. В 1912 году собирался провести конкурс инженеров почтовой связи, в чем потерпел неудачу. В том же году становится лиценциатом в области математических наук.

8 июля 1914 года Башляр женился на молодой учительнице Жанне Росси в Мезон-ле-Сулен . 2 августа 1914 года был мобилизован на Первую мировую войну в 12-ый драгунский полк Понт-а-Муссона, затем был переведен в 5-ый драгунский полк в 1915 году, а оттуда – в 8-ой инженерный полк, в составе которого и проходил дальнейшую службу до 15 марта 1919 года. В общей сложности он провел на войне 38 месяцев. Получил боевую награду «Croix de Guerre» .

Академическая карьера

После войны, с 1919 по 1930 год, Башляр работал профессором физики и химии в колледже Бар-сюр-Оба. В это время они с женой живут в местной школе маленькой деревни Вуаньи . Главная улица Вуаньи сегодня носит имя Жанны Башляр, а путь, которым профессор добирался до Бар-сюр-Оба, местными жителями называется «дорогой Гастона Башляра». Жанна умерла 20 июня 1920 года и оставила Гастону дочь Сюзанну, родившуюся 18 октября 1919 года. Впоследствии она пошла по стопам отца и стала профессиональным философом и историком философии. В 1920 году Башляр становится лиценциатом в области философии, отучившись всего год. В 1922 году становится агреже по философии, после чего преподавает философию в Бар-сюр-Обе, при этом продолжая преподавание естественных наук.

23 мая 1927 года получает докторскую степень в Сорбонне. Его первым научным исследованием был «Очерк о приблизительном познании», написанный под руководством Абеля Рэя и Леона Брюнсвика . С октября 1927 года Башляр преподает философию на филологическом факультете в университете Дижона , с 1930 по 1940 год – в качестве профессора. Заводит дружбу с Гастоном Рупнелем .

25 августа 1937 года Башляр становится кавалером Ордена Почетного легиона . С 1940 по 1954 год занимает профессорскую должность в Сорбонне . Там он становится главой кафедры истории и философии науки, сменяя на этой должности Абеля Рэя, директора Института истории науки и техники. 10 июля 1951 года Башляр получает офицерскую степень Ордена Почетного легиона. В 1954 году он становится почетным профессором Сорбонны.

Последние годы и смерть

В 1955 году Башляр становится членом Академии моральных и политических наук , занимая там место Эдуарда Леруа . Указом от 24 января 1956 года назначен командором Ордена за заслуги перед почтой. В 1960 году получает командорскую степень Ордена Почетного легиона. 6 ноября 1961 удостаивается Большой премии в области наук и искусств, присуждаемой министерством культуры Франции. Умер в Париже 16 октября 1962 года в возрасте 78 лет, похоронен в Бар-сюр-Обе.

Философия науки

Предметом интереса Гастона Башляра на протяжении всей его жизни являлись философские основы естественных наук. Свои первые работы по этой проблематике он начал публиковать на рубеже 1920-1930-х годов. Его философским дебютом стало исследование «Очерк о приблизительном познании» («Essai sur la connaissance approchée», ). За ним последовали такие работы, как «Новый научный дух» («Le nouvel esprit scientifique», ) и «Становление научного духа: заметки по психоанализу объективного познания» («La formation de l’esprit scientifique: contribution à une psychanalyse de la connaissance objective», ). Уже в довоенных книгах Башляра заметно как влияние школы Анри Бергсона и психоанализа , так и научного конструктивизма .

В своих дальнейших работах, таких, как «Прикладной рационализм» («Le Rationalisme appliqué», ) и «Рациональный материализм» («Le matérialisme rationnel», ) Башляр продолжил систематический анализ философских проблем естествознания, сконцентрировавшись на проблеме научного творчества и анализе основных понятий современной науки. Ввел понятие технонауки.

Психоанализ стихий

Другой важной составляющей философского наследия Башляра является его пятитомное исследование о психоаналитическом значении для воображения человека образов классических «материальных стихий». Начало этому исследованию было положено Башляром ещё в 1938 году в небольшом исследовании «Психоанализ огня» («La psychanalyse du feu»). Позже последовали «Вода и грёзы» («L’eau et les rêves», ), «Воздух и сновидения» (в русском переводе работа названа «Грёзы о воздухе», «L’air et les songes», ), двухтомник, посвящённый образам земли - «Земля и грёзы о покое» («La terre et les rêveries du repos», ) и «Земля и грёзы воли» («La terre et les rêveries de la volonté», ). Это исследование проведено Башляром с привлечением самого широкого литературного, историко-философского и научного материала.

Психология творчества

Отчасти продолжают, а во многом развивают методологию, применённую Башляром при исследовании образов стихий, его работы, посвященные разным аспектам философии и психологии искусства и художественного творчества, постижения человеком пространства. Большое влияние на эти исследования философа оказала феноменологическая школа . В книге «Поэтика пространства» («La poétique de l’espace», ) Башляр анализирует образы дома, чердака, ящика, сундука, гнезда, раковины как выразительных форм, описывающих тот или иной феноменологический опыт пространства. Башляр считал, что опыт, пережитый в первом доме человека, может влиять на всю оставшуюся жизнь. Именно в самом первом доме, по мнению Башляра, у человека формируются алгоритмы мышления и запоминания

У Башляра есть потрясающая серия о грёзах и стихиях. Эти исследования впечатлили меня очень сильно, когда я с ними познакомился. Серия состоит из нескольких книг:
«Психоанализ огня» («La psychanalyse du feu», 1938)
«Вода и грёзы» («L’eau et les rêves», 1942),
«Воздух и сновидения» (в русском переводе работа названа «Грёзы о воздухе», «L’air et les songes», 1943),
двухтомник, посвящённый образам земли - «Земля и грёзы воли» («La terre et les rêveries de la volonté», 1947) и «Земля и грёзы о покое» («La terre et les rêveries du repos», 1948)

Здесь приведу отрывки из "Психоанализа огня" для затравки (рендомные). И содержание, оно наглядно

Хотелось бы все же добавить еще одно предварительное замечание. Прочтя эту работу до конца, читатель не приобретет никаких новых знаний.


Современная психиатрия объяснила психологию поджигателя, показав сексуальный характер его устремлений. Она выяснила и обратное: зрелище пылающего стога или горящей крыши - яркого зарева на фоне ночного неба в беспредельном просторе полей - способно нанести психике серьезную травму. Пожар в поле почти всегда говорит о заболевании пастуха. Эти горемыки передают из века в век, словно зловещий факел, заразительное наваждение своего одиночества. Пожар создает поджигателя почти с той же неотвратимостью, как поджигатель совершает поджог. Огонь, тлеющий в душе, сохраннее того, что тлеет под пеплом. Среди всех преступников поджигатель отличается особой скрытностью.


Умирающий в огне, в отличие от других, умирает не в одиночку. Это поистине космическая смерть, когда вместе с мыслителем гибнет вся Вселенная. Костер - товарищ по переходу в иное качество.


Первооткрывателем огня часто выступает птичка с красным пятнышком - следом пламени - на хвосте. У одного австралийском племени существует очень забавная легенда - точнее, согласно этой легенде, похищение огня удалось именно благодаря забаве. "Некогда глухой аспид был единственным обладателем огня, храня его в своей утробе. Все попытки птиц завладеть огнем были безуспешны до тех пор, пока не появился маленький сокол. Он пустился в такие потешные проделки, что аспид не смог удержаться от смеха. Стоило ему рассмеяться, как огонь вылетел наружу и сделался их общим достоянием"


Быть может, вы возразите еще, что Новалис - поэт "голубого цветка", незабудки, брошенной в пропасть, прямо в смертный мрак, как залог нетленности воспоминания. Но давайте углубимся в недра бессознательного, вспомним вместе с поэтом грезы первобытного человека - и вам предстанет истина во всей ее несомненности: тот голубой цветок - на самом деле красный!


В поисках объяснения семи цветов спектра Робине ничтоже сумняшеся выдвигает предположение о "семи возрастах, или периодах жизни, микроскопических огненных животных... Проходя сквозь призму, они должны преломляться, каждое сообразно своей силе, своему возрасту, и каждое, таким образом, будет нести свой цвет".


Но рассмотрим сначала уравнение, члены которого - зародыш и искра, и нам станет понятно, что в запутанной игре взаимоотражений зародыш отождествляется с искрой, а искра - с зародышем. Одно от другого неотделимо. Когда два интуитивных представления таким образом связаны между собой, то разум, полагая, что он мыслит, лишь переходит от одной метафоры к другой. Психоанализ объективного познания именно в том и заключается, чтобы выявить эти неуловимые подмены. С нашей точки зрения, достаточно сопоставить эти представления, и мы убедимся, что они ни на чем не основаны, но попросту отсылают одно к другому.


Некоторые авторы - несомненно, из числа второстепенных, а значит, более наивно раскрывающие перед нами интуитивные сексуальные представления, смысл которых формируется на уровне бессознательного, - развертывают целую теорию пола на основе специфически тепловой тематики, что служит доказательством изначальном смешения интуитивных знаний о семени и об огне. Так в 1636 году доктор Пьер Жан Фабр объясняет рождение детей мужского и женского пола, которые происходят из "одного и того же семени, во всем подобного по составу и сходном по природе. Однако только потому, что в матке семя разделяется и часть его уходит в правую, а часть в левую сторону, - лишь по причине этого разделения семя приобретает такие различия... не только формы и конфигурации, но и пола: одно будет мужского, другое - женского пола. И именно из той части семени, что поступит в правую сторону тела, более теплую и крепкую, способную сохранить силу, крепость и тепло семени, произойдет ребенок мужского пола; другая же часть семени, попав в левую сторону человеческого тела, более холодную, испытает охлаждение, значительно уменьшающее и ослабляющее силу семени, и из него произойдет женщина, хотя в своем первоисточнике она обладала всеми качествами мужского пола".

Прежде чем продолжить, подчеркнем полную беспочвенность таких утверждений, не имеющих ни малейшего отношения к какому-либо объективному опыту. Наблюдая внешний мир, невозможно найти для них никакого повода. Так в чем же причина подобного умопомрачения? Видимо, только в неуместном ценностном отношении к субъективным феноменам, отождествляемым с огнем. Фабр, кстати, приписывает субстанции огня все качества, связанные с силой, смелостью, пылкостью, мужественностью. "Вследствие холодного и влажного темперамента женщины не так сильны, как мужчины, более застенчивы и менее храбры, потому что сила, смелость и решительность зависят от огня и воздуха, являющихся активными началами, отчего их и называют мужскими, тогда как другие начала - воду и землю - считают пассивными и женскими".


В частности, при опьянении бессознательное обнажает глубинную реальность. Ошибочно мнение, будто алкоголь только возбуждает способности духа. Он поистине создает эти способности. Он, так сказать, вливается в то, что силится выразить себя. Без всякого сомнения, алкоголь является фактором языка. Он обогащает словарь и освобождает синтаксис. В самом деле, возвращаясь к проблеме огня, отметим, что психиатры выявили, насколько часто белая горячка сопровождается огненными видениями; они установили, что лилипутские галлюцинации вызывает алкогольное возбуждение. А фантазия, обнаруживающая склонность к миниатюре, тяготеет к глубине и стабильности; в конечном счете именно такого рода фантазия наиболее плодотворна для развития рациональной мысли. Бахус - благое божество: он заставляет разум блуждать и тем самым помогает ему преодолеть косность логики и побуждает его к творчеству.

ГЛАВА 1. Огонь и почтительность. Комплекс Прометея
Глава II Огонь и фантазия. Комплекс Эмпедокла
Глава III Психоанализ и первобытная история. Комплекс Новалиса
Глава IV Сексуальный смысл огня
Глава V Химия огня: история одной мнимой проблемы
Глава VI Спирт: огненная вода. Пунш: комплекс Гофмана. Самопроизвольные возгорания
Глава VII Идеализация огня: огонь и чистота