Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Мельвиль а ю и др политология. А.Ю.Мельвиль: Политическая наука узнаёт больше, но о меньшем

Мельвиль Андрей Юрьевич

ПОЛИТОЛОГИЯ

Подписано в печать 15.11.07. Формат 60X90 1/16.

Печать офсетная. Печ. л. 39,0. Тираж 3000 экз. Заказ № 573.

ООО «ТК Велби»

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано в ОАО «Тверской ордена Трудового Красного Знамени

полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР».

© МГИМО (У) МИД России, 2008

© А.Ю. Мельвиль (концепция проекта),

2008 ISBN 978-5-482-01694-7 © ООО «Издательство Проспект», 2008

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сегодня у нас в России политическая наука ­­­- общепризнанная учебная дисциплина, которую препо­дают почти во всех высших учебных заведениях стра­ны и даже (под разными названиями) в средних обра­зовательных учреждениях. Однако такое положение сложилось в результате развития и страны, и научно­го знания за последние 10 -15 лет. В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделен­ными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог только и услышать от своего профессора, что ее следует изучать в рамках истори­ческого материализма и научного коммунизма.

Годы преобразований в России - со снятием идеологических запретов, с постепенным развити­ем самой политики в виде обособленной сферы жиз­недеятельности человека - дали мощный импульс становлению политического знания и анализа динамично меняющейся общественной реальности. Политология получила официальное признание как учебная дисциплина. С конца 1980-х гг. в вузах страны одна за другой появляются кафедры и вводятся обязательные кур­сы основ политологии. Однако, к сожалению, издавна сложившееся по­ложение вещей в высшем образовании России привело к тому, что стати­стически подавляющее большинство возникавших кафедр политологии представляли собой переименованные бывшие кафедры и отделения мар­ксизма-ленинизма и научного коммунизма с соответствующим кадровым потенциалом. Эта «родовая травма» отечественной политологии, понят­но, не могла не сказаться на качестве весьма значительной части из имею­щейся сегодня на отечественном образовательном и просветительском рынке литературы.

На полках наших книжных магазинов и библиотек - уже сотни вы­шедших за последние 10 с небольшим лет в российских столицах и регио­нах учебников и пособий по основам политологии, политической теории, «введению» в политическую науку, политологических словарей, энцикло­педий, хрестоматий и т.п. Разумеется, среди них есть и весьма солидные работы, подготовленные нашими лучшими профессионалами в сфере по­литической науки. Зачем же тогда еще один учебник по политологической тематике с учебно-просветительскими целями, когда, казалось бы, можно просто отобрать вполне достойные издания для использования их в учебном процессе, в общеполитическом самообразовании, гражданском воспи­тании либо в целях расширения политического кругозора?


Нет, XXI в., масштабы его уже наметившихся и грядущих политичес­ких изменений и вызовов, высочайший уровень обусловленных ими про­фессиональных требований - все это ждет новых поисков, причем неред­ко в области еще неизведанного. Мы, коллектив единомышленников, пред­ставителей политологической школы Московского государственного института международных отношений (МГИМО-Университета) МИД России, постарались осмыслить данные обстоятельства и открывающиеся возможности (и трудности тоже) для изучения политической науки. Именно поэтому ученые и педагоги факультета Политологии приступили к осуще­ствлению комплексного и многоуровневого исследовательско-образовательного и просветительского проекта при поддержке и в рамках образователь­ных программ Института «Открытое общество» (Фонд Сороса - Россия), Московского общественного научного фонда (в настоящее время - ИНО (Информация, Наука, Образование) - Центра) и Национального фонда подготовки кадров. Главная цель этого проекта - создание базового учебни­ка по политологии нового поколения. Авторы убеждены в том, что становле­ние и совершенствование политического знания в России, развитие полито­логического образования и гражданского воспитания нуждаются в новых формах и содержании, в улучшении методов и методик, в употреблении са­мых современных научно-издательских и педагогических приемов.

Перед вами - не просто очередной учебник, курс лекций, предназ­наченный для студентов. Это учебно-методический комплекс, рассчи­танный на многофункциональное использование самым широким кругом потребителей - от абитуриента, студента и аспиранта до педагога, про­фессора; от профессионала в области оказания политических услуг (ана­литика, консультанта, советника, помощника, политтехнолога) до действу­ющего политика любого уровня, который хотел бы наверстать упущенное в своем образовании. Таким образом, наш учебник был изначально заду­ман как многоцелевой проект. Тем самым мы хотели сразу решить не­сколько задач - сделать учебник нужным и полезным для студента, толь­ко приступающего к изучению базовых теоретико-методологических под­ходов в современной политической науке, но одновременно дать возможность, как сейчас говорят, «продвинутому» читателю получить большой объем дополнительной исторической, фактографической, мето­дологической, да и вообще весьма глубокой информации по широкому кругу вопросов, связанных с основными рассматриваемыми темами.

В своей работе мы исходили из убеждения в том, что методика препо­давания политической науки в вузах России - для будущих профессиона­лов различного рода в сфере политики - должна быть основана на трех главных принципах. Во-первых, теорию и фактические сведения о поли­тических явлениях и процессах студент после окончания обучения обя­зан уметь применять на деле в соответствии с избранным им направлени­ем работы в практической политике. Во-вторых, приоритет при изучении данной дисциплины нужно отдавать более или менее самостоятельному анализу соответствующей проблематики, а не ознакомлению с отдельны­ми теоретическими положениями либо событиями в политической сфере. В-третьих, основные усилия преподавателей должны быть сосредоточе­ны на развитии у студента навыков аналитического мышления.

Мы хотели, чтобы каждый читатель смог отыскать в учебнике самое необходимое в соответствии с его индивидуальными потребностями: структурированный по основным категориям (конечно же, не по всем) ба­зовый блок знаний в области политической науки (включая определения понятий и цитаты из произведений авторитетных ученых); уровень более углубленных интерпретаций и точек зрения, раскрывающий не только со­стояние современных научных дискуссий по проблемам политики, но и предоставляющий интересные сведения об этой сфере человеческой жиз­недеятельности; банк данных по научным биографиям наиболее значитель­ных политических философов, политологов и ученых смежных профессий (как классиков, так и наших современников) и т.д.

В связи с новым видением подачи проблематики политической науки было решено структурировать работу по разным основаниям и уровням сложности, выраженным даже лексически. В учебнике содержится базо­вый текст ,освоение которого мы считаем абсолютно необходимым для уяснения основ категориального аппарата политологии, без чего любому молодому человеку, где бы он ни учился и ни проживал, невозможно на практике продвигаться в изучении современной политической сферы. Но это, по сути дела, самая начальная ступень познания категорий политоло­гии и лишь одна сторона нашей книги. Замечу, однако, что данный базовый текст в принципе полезен не только для студентов, но и для преподаватель­ских кругов, которым он может понадобиться в силу разных причин. К ба­зовому тексту примыкают определения политологических понятий (в на­стоящем издании вынесены в конец учебника) и цитаты из классической и новейшей литературы, которые более полно раскрывают положения основ­ного материала, причем в ряде случаев своей краткостью и четкостью в выражении мысли превосходно замещают более пространные изложения сути вопроса.

Другая сторона нашего курса - углубленное проникновение в его содержание с помощью интерпретаций, уточнений, раскрытия различ­ных дискуссионных моментов (с собственным графическим решением). На этом уровне дается дополнительный объем знаний и информации, что, по нашим представлениям, должно значительным образом углубить базо­вое содержание учебника, познакомить читателя со спектром альтерна­тивных точек зрения и позиций, а в целом - содействовать обучению теоретико-методологической работе с разнообразием имеющихся взгля­дов и концепций.

Наконец, еще один уровень предлагаемых для освоения нашего курса знаний - широкий объем аналитико-информационных сведений о научных биографиях выдающихся политических философов и политологов, чей вклад в развитие политической науки (от античности до наших дней) является фун­даментальным, своего рода прецедентным. Эти знания особенно интересны и важны для преподавателей и исследователей в политической и политологи­ческой областях, которые хотели бы расширить свой общепрофессиональ­ный кругозор, получив доступ к интегрированному банку наиболее важных для нашей дисциплины профессионально-биографических данных. Кроме того, в этой части книги использована самая сложная лексика, с помощью которой только и можно кратко описать подавляющее большинство теорий и подходов, предложенных ведущими авторами.

В идеале мы хотели бы видеть процесс освоения нашего курса кем бы то ни было как поэтапное продвижение от его базовых составляющих к более сложным, развернутым. Это хорошо для начинающего студента, под­нимающегося в ходе обучения с одного уровня знания на другой. Вместе с тем наш материал построен таким образом, что вовлечение в него возмож­но на самых разных стадиях, а такое обстоятельство благоприятствует уже взрослым людям, самостоятельно занимающимся образованием и профес­сиональным развитием.

Еще несколько важных, на наш взгляд, соображений о содержании и форме нашего учебника. Известно, что категории политической науки обра­зовались как результат обобщения исторического развития научного знания и практической политики; тем самым они отражают универсальные свой­ства и отношения разнообразнейших явлений политической действительно­сти и обусловленного ими познания. Следовательно, в принципе они могут использоваться для изучения политических систем всех обществ, прожива­ющих на земном шаре, - от наиболее архаичных до самых высокоиндустриализированных. Не составляет исключения и Российская Федерация. Вме­сте с тем уровень эволюции отечественной политической сферы (равно как и экономики, социума) по современным меркам оставляет желать лучшего. Простые примеры: еще не сложились нормативная и функциональная партийная система, группы интересов, федеративные отношения, нет чет­кого разделения ветвей власти - данный перечень можно продолжить.

В связи с этим авторы представляемого мною учебника - несмотря на все неминуемые последующие упреки - сознательно вывели за рамки описания категориального аппарата политологии почти всю российскую политическую тематику. Зато она присутствует в качестве одной из состав­ляющих проблемных вопросов к семинарским занятиям по каждой из глав и в списке рекомендованной литературы. Это тоже продуманный методи­ческий прием: преподаватели факультета Политологии МГИМО-Университета полагают, что студенты прежде всего обязаны заниматься активным анализом применимости каждой из описанных в книге категорий к полити­ческой жизни России, а не пассивно усваивать всеобщие «правильные» знания. Данный подход позволяет воспитывать у человека навыки крити­ческого отношения к изучаемому материалу, способность к самостоятель­ным суждениям, умение прилагать концептуальные схемы мировой поли­тической науки к особенностям современного отечественного политичес­кого процесса, что дает ему простор для размышлений о том, в чем эти модели могут быть откорректированы, усовершенствованы.

Кроме того, хорошо известно то обстоятельство, что наши педагоги (не только в МГИМО-Университете, а по всей стране) зачастую истолко­вывают события недавней политической истории России и нынешние про­цессы в политической сфере неодинаково, исходя из личных мнений и обоб­щений. По подобным вопросам в политологическом сообществе согласие тоже пока не сложилось, и вряд ли оно появится в обозримом будущем. В целом ничего особо печального в этом нет - «большое видится на рас­стоянии», а политический мир России велик и еще будет разрастаться. Так что преподаватель, использующий наш материал в учебном процессе, во­лен давать политической жизни страны собственные оценки и пояснения, тем самым еще раз побуждая склонного к аналитике студента к независи­мым суждениям и сравнениям.

Здесь же следует сказать и о словарном строе нашего учебника. В по­литологическом сообществе нашей страны давно уже было отмечено с оттенком порицания избыточное тяготение российских ученых к иност­ранной лексике. Учебники, впрочем, и почти вся политологическая лите­ратура изобилуют иноязычными словами (англицизмами, реже - лати­низмами и пр.), подавляющее большинство из которых имеют свои точ­ные соответствия в русском словаре. Существуют, правда, понятия, лишенные русских аналогов. Многие, особенно молодежь, их нередко упот­ребляют бездумно, не отдавая себе отчета в их изначальном происхождении, в том, из каких элементов других языков (древнегреческого, латинского и т.д.) они составлены, а главное - в действительном значении. Такие сло­ва мы постарались объяснить либо в Словаре (составлен ТВ. Шмачковой и М.Г. Миронюком при участии Н.В. Винника), либо непосредствен­но в конспектах лекций. Короче говоря, одна из наших задач сводилась к тому, чтобы изложить предложенный вниманию читателя материал именно

на предельно ясном, насколько это возможно, русском языке, чему было уделено особое внимание.

Разумеется, авторский коллектив, приступая к работе, отлично созна­вал, что новые приемы структурирования, подачи сведений и современные технологии могут принести положительные результаты только в том слу­чае, если по своему содержанию учебник отвечает высоким профессио­нальным требованиям. Постараться добиться именно этого было для нас очень важной задачей.

В первую очередь мы использовали положительный опыт наших кол­лег и предшественников, включая тех, кто закладывал основы отечествен­ных исследований политики еще тогда, когда само понятие политологии считалось идеологически сомнительным, - Г.Х. Шахназарова, Ф.М. Бур­лацкого, А.А. Галкина, Ю.А. Красина, Ю.А. Замошкина и др. Вместе с тем содержание и структура курса в целом отражают практический опыт преподавания комплекса политических наук в МГИМО-Университете - вначале на кафедре политологии (она была создана еще в 1989 г. во мно­гом усилиями приглашенных в наш университет сотрудников Академии наук СССР), а затем - на факультете Политологии (образован в 1998 г. - прежде всего благодаря поддержке ректора МГИМО-Университета А .В. Торкунова и первого проректора И.Г. Тюлина).

В своей педагогической деятельности сотрудники факультета ориен­тируются на мировой опыт и традиции политической науки, учитывают и используют успешно зарекомендовавшие себя программы и учебники, раз­работанные в ведущих университетах мира. Для написания нашего учеб­ника полезным было знакомство с материалами и разработками целого ряда отечественных политологических учебных и исследовательских центров. Были приняты во внимание разнообразные научные и образовательные проекты Российской ассоциации политической науки, ее отделений и секций, а также Академии политической науки. Наконец, авторы исходи­ли из безусловного для них положения о том, что развитие в нашей стране политологии как научной и учебной дисциплины немыслимо без восста­новления отечественных традиций изучения политики и без включения рос­сийской науки в современный мировой контекст политического знания.

Приступая к работе, я во многом опирался на программу «Основы политологии» (см. http://www.politstudies.ru/resources/lsp.htm), подготов­ленную мною совместно с проф. М.В. Ильиным после ее многолетней доводки и проверки сначала на кафедре, а затем на факультете Политоло­гии МГИМО-Университета. Написание первого варианта текста ряда глав мы также начинали совместно с Ильиным, но уже вскоре и совершенно логично состав авторского коллектива расширился за счет ведущих про­фессоров и преподавателей (штатных и приглашенных) нашего факультета - проф. Т.А. Алексеевой, доц. К.П. Боришполец, проф. А.Г. Воло­дина, проф. А.А. Дегтярева, проф. М.М. Лебедевой, доц. М.Г. Миронюка, проф. А.И. Соловьева, доц. О.Г. Харитоновой, проф. А.А. Чанышева.

Это наш факультетский золотой фонд, ученые и преподаватели, чьими усилиями в МГИМО-Университете происходит обучение политолога-ком­паративиста и политолога-международника нового типа.

В сложной ситуации нам была оказана очень важная для проекта про­фессиональная помощь со стороны проф. Е.Б. Шестопал, чей материал по проблемам политического поведения вошел в книгу. Ключевой фигу­рой, особенно на этапе окончательной доводки текста учебника, стала его научный редактор Т.В. Шмачкова, в течение многих лет - шеф-редактор лучшего российского политологического журнала «Полис». Шмачкова ока­залась не просто и не буквально научным редактором, она в прямом смыс­ле слова соавтор почти всех глав курса.

Наш учебник - именно коллективный труд. К исходу работы вооб­ще стало трудно определить индивидуальное авторство многократно пере­писанных и перередактированных глав и разделов. (Сказанное почти не от­носится к главам о политической культуре и международных отношениях; их авторы - соответственно А.И. Соловьев и М.М. Лебедева.) Однако и в этих случаях структура каждой главы предполагает фактическое соавтор­ство не только научного редактора Т.В. Шмачковой, но и ответственного за важнейшее направление научно-информационного (и редакторского) обес­печения нашего проекта М.Г. Миронюка - прошедшего за годы нашей работы над учебником путь от аспиранта до доцента, заместителя декана факультета Политологии МГИМО-Университета. Именно он, обладая ред­ким научным ригоризмом и профессиональным упорством, взял на себя подготовку биографий ученых в области политики, разделив при этом со Шмачковой труд по написанию углубленных, «брэндовых» компонентов курса - интерпретаций, уточнений, точек зрения, полемики и пр.

Значительную помощь в структурировании и оформлении учебника оказали нам Н.В. Винник, Д.Н. Песков, Д.С. Славецкий и привлеченные ими молодые специалисты (СП. Еремин и А.Ю. Козлов). Следует особо отметить работу Н.В. Винника, который немало сделал для воплощения нашего видения того, как учебник должен выглядеть «в бумаге». Успеш­ным и эффективным координатором нашего научно-образовательного про­екта со стороны коллектива факультета Политологии МГИМО-Университета выступил Р.И. Котов.

Первый результат нашего проекта увидел свет менее двух лет назад - в издательстве «РОССПЭН» в конце 2002 г. был опубликован относительно небольшим тиражом наш учебник под названием «Категории политичес­кой науки». Продолжая нашу работу, мы вместе с М.Г. Миронюком постарались учесть замечания и пожелания как наших коллег, так и наших «потребителей»-студентов и осуществили определенную модернизацию учеб­ника, сделав его более компактным и осуществив его реструктурирование. В издательстве «Проспект» он выходит в преобразованном виде и весьма солидным тиражом.

Мы выносим на ваш суд наш труд, сознавая, что не все вновь задуман­ное удалось осуществить в полной мере и в полностью удовлетворитель­ной форме. Мы будем продолжать нашу работу. Но, как всегда, последнее слово остается не за авторами, а за читателями.

  • Доклад "King of the Mountain" Model: Between Bad Equilibrium and Uncertainty" (University of Bergen, October 24, 2018)
  • Доклад "Can Post-Soviet Studies Contribute to Current Political Science Debates?" на международной конференции "Regime Evolution, Institutional Change, and Social Transformation in Russia" (Yale University, April 27-28, 2018)
  • Доклад "Могущество и влияние современных государств (некоторые теоретико-методологические аспекты)" на XIX Апрельской международной научной конференции (НИУ ВШЭ, 13 апреля 2018 г.)
  • Доклад "Russia 2017 and Beyond: Uncertainty amidst Resilience" (Free University of Berlin, OEI Lecture Series, 29 November 2017)
  • Доклад "О развилках политического развития и пределах политического знания" - общественно-экспертный семинар Экспертного института социальных исследований "Будущее России: тенденции и перспективы развития политического системы" (Санкт-Петербург, 6 сентября 2017 г.)
  • Доклад Neo-Conservative "Consensus" as a National Idea for Russia? - Telos Moscow Conference (Москва, НИУ ВШЭ, 1 сентября 2017 г.)
  • Доклад "Неоконсервативный консенсус в России: причины формирования и факторы (не)устойчивости" - Экспертный семинар ЦСР "Отношение России к Западу: динамика и причины изменений" (Москва, 30 августа 2017 г.)
  • Доклад "Democratic Liviathan"? State capacity and regime change" - ISA International Conference 2017(June 17, 2017) (Co-author D.B.Yefimov)
  • Доклад "Neo-Conservatism as National Idea for Russia?" - Министерство иностранных дел Италии, Рим, 26 апреля 2017 г.
  • Доклад "Neo-Conservative Consensus in Russia: Ideas, Resilience, Erosion?" - International round table "What Next for Russia: Return to the Imperial Past or the Problem of Modenization?" - Freie Universität Berlin (February 14, 2017)
  • Доклад "Искушение геополитикой" - Х Конвент РАМИ, МГИМО, 8 декабря 2016
  • Доклад "Политология между идеологией и наукой" - ФУМО, МГИМО, 24 ноября 2016
  • Доклад "New Approaches to the Study of State Capacity and Regime Change" - 24th World Congress of Political Science, IPSA (Poznan, 25 July, 2016)
  • Доклад "New Conservatism as National Idea for Russia?" - International Conference "State and Political Discourse in Russia" (ResetDOC, Venice 17 July, 2016)
  • Доклад "Fortress Russia": Geopolitical Destiny, Unintended Consequences, or Policy Choices? - The Return of Geopolitics International Conference (University of Arizona, April 4-5, 2016)
  • Доклад «State Capacity and Quality of Institutions in Post-Communist Countries» - 2015 Annual Conference of the Comparative European Politics Specialist Group of the Political Studies Association (Great Britain) (МГУ, Москва, 19 ноября 2015 г.).
  • Доклад «Кризис демократии и критика демократии» - 7-й Всероссийский конгресс политологов (МГИМО, Москва,19 ноября 2015).
  • Доклад "Quality of Institutions in Post-Communist Regimes: A Comparative Analysis" - 5th LCSR International Annual Conference (НИУ ВШЭ, Москва, 17 ноября 2015)
  • Доклад «О качестве институтов в постсоветских режимах» – Конференция «Октябрьские чтения 2015. Демократические институты и авторитарные практики: сравнительный анализ» (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург,15 октября 2015).
  • Доклад «Bad Enough Governance» in Post-Soviet Autocracies: A Comparative Analysis» – Volkswagen/FUB Summer School (Берлин, Германия, 1 октября 2015).
  • Доклад «State Capacity, Democratization and the Problem of Sequencing» - XVI Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества» (Москва, 8 апреля 2015г.).
  • Доклад «Why and When an Autocrat May be Motivated to Improve the Quality of Institutions» – 56th Convention, International Studies Association (New Orleans, February 18-21, 2015)
  • Доклад «Bad Enough Governance»: State Capacity and Quality of Institutions in Post-Soviet Authoritarian and Hybrid Regimes» – 23rd World Congress of Political Science, International Political Science Association (Montreal, July 21-24, 2014).
  • Доклад «How Durable/Vulnerable Are Post-Soviet Autocracies and Hybrid Regimes?» – 4th Global International Studies Conference, World International Studies Committee (Frankfurt, August 6-9, 2014).
  • Доклад «(Re-)Building the Ship of State at Sea? State Capacity and Quality of Institutions in Post-Communist Regimes. – Annual Meeting of the American Political Science Association (Washington, DC, August 28-30, 2014).
  • Доклад «Факторы стабильности и неустойчивости постсоветских автократий и гибридных режимов» на международной научно-практической конференции «Россия в мировой динамике: дискурсы политической науки и прикладного анализа» (МГИМО, 3 декабря 2013 г.)
  • Доклад «How Durable/Vulnerable Are Post-Soviet Autocracies and Hybrid Regimes?» - Legitimate Repression in Post-Soviet States? - European University Viadrina (Frankfurt/Oder , November 21-23, 2013)
  • Доклад «Why there are no Post-Communist Autocracies with Good Institutions» - Annual Alexander Dallin Lecture in Russian, East European and Eurasian Studies. Stanford University, April 9, 2013.Доклад «(Re-) Building the Ship of State at Sea?». State Capacity, Democracy and Democratization: An Empirical Analysis» (в соавторстве с Д.Стукалом) на ISA Convention (San-Francisco, April 5-7, 2013)
  • Доклад «What Can Transition Studies Contribute to the Discipline of Political Science?». Международная конференция «Восточная Европа в движении», 7-8 марта 2013 г., Берлин
  • Доклад «Russian Politics Today: Stagnation and Awakening» (Университет Эдинбурга, 13 декабря 2012 г.)
  • Доклад «Траектории посткоммунистических трансформаций: опыт типологизации» на 13-й Международной конференции по проблемам развития экономики и общества (НИУ ВШЭ, 4 апреля, 2012 г.)
  • Доклад «Stateness Types and Trajectories of Regime Transformations in Post-Communist States: An Empirical Analysis» (совместно с Д.К.Стукалом) на 22-м конгрессе Международной ассоциации политической науки (Мадрид, 10 июля, 2012 г.)
  • Доклад «How Do Transitions to Democracy Get Stuck and Where?» (Университет Тарту, 12 сентября, 2012 г.)
  • Доклад «Trajectories of Post-Communist Transformations in a Comparative Perspective» (Университет Тарту, 13 сентября, 2012 г.)
  • Доклад «Государственная состоятельность и демократия: эмпирическое сравнение» на Всероссийской конференции «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века» (Великий Новгород, 18 сентября)
  • Доклад «Качество институтов как приоритет модернизации» на 7-м Конвенте Российской ассоциации международных исследований (Москва, 28 сентября, 2012 г.)
  • Доклад «Зачем диктатору хорошие институты?» на Ученом совете ИНИОН РАН (22 ноября, 2012 г.)
  • Доклад «Курица или яйцо?» Государственности и режимные изменения (на материале посткоммунистических стран) на 6-м Всероссийском конгрессе политологов (Москва, 23 ноября, 2012 г.)
  • Доклад «Diversity Reaffirmed: Russian Regions and the World Crisis» на ISA Annual Convention «Theory vs. Policy? Connecting Scholars and Practitioners» (Сан-Диего, 18 февраля, 2012 г.)
  • Доклад «Условия демократии и пределы демократизации», 12 Международная конференция по проблемам развития экономики и общества (НИУ ВШЭ, 5 апреля, 2011 г.);
  • Доклад «BRICSinaRussianMirror" на международная конференция «BRICS e la reforma da governance economica global» (Рио-де-Жанейро, 17 мая, 2011 г.)
  • Доклад «Альтернативные сценарии будущего для России: сохраняется ли «коридор возможностей?» на конференции «Мир XXI века: сценарии будущего для России» (Институт Европы РАН, 30 июня, 2011 г.);
  • Доклад Факторы режимных изменений: Россия в сравнительной перспективе на Международной конференции «Россия и Германия: роль общества в становлении государственных институтов» (НИУ ВШЭ, 7 октября, 2011 г.);
  • Доклад «Preconditions of Democracy and Limits of Democratization: Lessons from Post-Communist Experience» (в соавторстве с Д.К. Стукалом) на международной конференции «Twenty Years After the Collapse of the Soviet Union: Change, Continuity and New Challenges» (Берлин, 2 декабря, 2011г.);
  • Доклад «Russia’s Post-Communist Transformation in a Comparative Perspective» (в соавторстве с Д.К. Стукалом) на международной конференции «20 Years On – Post-Soviet Russian Politics: Ideologies, State Systems? And World Strategies» (Сеул, 15 декабря, 2011г.)

Как видно, в первом случае речь идет, прежде всего, о тех элементах, которые способствуют формированию политического управления, во втором - о моделях доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристиках субъекта и стратегиях борьбы за доступ к управлению.

(1) специфические пути и способы реализации нормативных установлений в практике государственных институтов;

(2) специфический тип государственного устройства;

(4) особый механизм и способ управления обществом;

(5) способы политического участия граждан и групп в жизни общества и т.д.

Все эти признаки, безусловно, являются важными для характеристики политического режима и определяют его с определенной стороны. А поскольку таких сторон у него много, то и определений существует большое количество.

Думается, что при определении политического режима следует исходить из центрального и сущностного фактора самой политики - вопроса о государственной власти. Если же быть предельно лаконичным, политический режим можно определить как систему форм и методов реализации политической власти.

Это определение раскрывает понятие политического режима со стороны его сущности. С точки зрения его места и роли в политической системе общества политический режим - это определенный способ функционирования политической системы. Именно политический режим осуществляет целеполагание и реализацию политической системы, в рамках которой и вместе с которой он существует, являясь ее основным элементом и матрицей. В этом состоит главное различие понятий «политическая система» и «политический режим», которые, таким образом, принципиально не следует отождествлять. Хотя, как видно уже из приведенного определения, между ними имеется имманентная взаимосвязь, так что изменение политического режима рано или поздно приводит к смене типа политической системы.

Политический режим осуществляется через систему различного рода политических отношений в обществе. Прежде всего - это властные отношения между государством и обществом, государством и гражданином. Характер политического режима определяется тем, какую роль в политической жизни общества играют политические институты, как соблюдаются конституционные нормы, какова степень уважения прав и свобод человека, какие возможности предоставляются оппозиции и отдельным гражданам для выражения своего мнения, для доступа к источникам информации.

Таким образом, политический режим сам является сложной системой, состоящей из целого ряда элементов. Так, Ж.-Л. Кермонн среди таких элементов выделил следующие:

(1) принцип легитимности. Легитимность (от лат.- законный, правомерный) - это соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлений, это лояльность и поддержка власти со стороны граждан, это, наконец, убеждения граждан в том, что, несмотря на все промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими;

(2) структура институтов. Эффективность деятельности политического режима зависит в конечном счете от организации государственной власти, от характера взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В демократических обществах их взаимодействие создает систему сдержек и противовесов, которая предохраняет этот политический режим от превращения его в тоталитарный или авторитарный политические режимы;

(3) система партий. Сущность политических режимов во многом определяет партийная система - совокупность политических партий в обществе и взаимосвязи между ними. Политические партии возникают для выражения разнообразных интересов социальных классов и слоев населения. Различные политические режимы во многом характеризуются теми условиями, которые они создают для деятельности политических партий, а также тем, существуют ли в них вообще различные политические партии и политический плюрализм;

(4) форма и роль государства. Государство - наиболее важный элемент политического режима. Его значимость и влияние определяются тем, что именно в руках государства сосредоточены основная власть и политическое управление обществом, а также тем, что государство обладает монополией на насилие.

Отметим также попытку свести вместе разные подходы к определению политического режима, предпринятую авторами учебника «Политология» . Они выделяют следующие его показатели:

1) институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм, в том числе уровень уважения к фундаментальным правам и свободам человека; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам; значение официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства);

2) степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающая социальное представительство, народный контроль и волеизъявление;

3) уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти;

4) роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении.

17.2. Типы политических режимов

Первая типология политических режимов была создана в рамках античной философии. Наиболее знаменитые ее представители - Платон и Аристотель хотя и не употребляли термин «политический режим», но уже вели речь о типах и формах власти и государства.

В зрелый период своего творчества Платон выделял два типа правления - правильный, основанный на справедливости, законе и осуществляемый ради общего блага, и противоположный - неправильный, осуществляемый ради личной выгоды. По Платону, идеальной формой государства и вместе с тем формой правления является аристократия, в которой власть принадлежит философам, мудрецам, людям знающим и к тому же высокодобродетельным. Именно они могут знать, что такое справедливость, и управлять со знанием дела, а не народ, ораторы или «демагоги». В этом смысле Платон заложил основы той модели политического режима, которая получила название «меритократия». Но вместе с тем он заложил основы и другой модели - тоталитаризма, поскольку в идеальном государстве Платона все живут по общему распорядку, устанавливаемому правителями. В этом государстве существует не только социальное единство и единообразие, но также идеологическое и даже психологическое единство, когда все граждане в одинаковой степени должны ликовать или печалиться по одному и тому же случаю. При решении вопроса, что первично - индивид или государство, Платон занимает позицию превосходства государства над индивидом.

Неправильный тип государства представлен у Платона несколькими отрицательными (неправильными) формами (в порядке ухудшения): тимократия, олигархия, демократия, тирания. Они основаны на материальном эгоистическом интересе, а не на знании. Все они взаимосвязаны между собой и в своем развитии и изменении последовательно сменяют друг друга. Но наихудшей формой правления является тирания, в которой имеется единоличное правление, осуществляемое в интересах одного лица.

Похожее разделение государств и форм правления на два типа существует и у Аристотеля (384-322 до н.э.). Правильный тип государства и правления представлен такими формами, как монархия, полития и аристократия. Здесь правление осуществляется ради общей пользы. Неправильные формы правления - это тирания, олигархия и демократия. Наилучшей формой правления, по Аристотелю, является полития - власть среднего класса (среднего среди имущего населения), наихудший - тирания (правление одного ради частного интереса).

Дальнейшее развитие концепций политических режимов и систем связано с теориями Н. Макиавелли, Г. Троция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других мыслителей.

Учебник ориентирован на мировой опыт и традиции политической науки и политологического образования, новаторский и оригинальный характер которого складывается прежде всего в многоуровневой структуре материала. Помимо основного текста учебник включает интерпретации, фактологические сведения цитаты из классической и новейшей литературы, широкий банк научных биографий выдающихся представителей социально-политической мысли, определения главных понятий. Учебник позволяет получить объемное и целостное представление об истории и современном состоянии политической науки, об общепринятых и альтернативных теориях и подходах.
Для большого круга читателей: особенности подачи материала делают его нужным и для студента, и для преподавателя, и для политконсультанта, и для действующего политика.

Сегодня у нас в России политическая наука - общепризнанная учебная дисциплина, которую преподают почти во всех высших учебных заведениях страны и даже (под разными названиями) в средних образовательных учреждениях. Однако такое положение сложилось в результате развития и страны, и научного знания за последние 10-15 лет. В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделенными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог только и услышать от своего профессора, что ее следует изучать в рамках исторического материализма и научного коммунизма.

Годы преобразований в России - со снятием идеологических запретов, с постепенным развитием самой политики в виде обособленной сферы жизнедеятельности человека - дали мощный импульс становлению политического знания и анализа динамично меняющейся общественной реальности. Политология получила официальное признание как учебная дисциплина. С конца 1980-х гг. в ВУЗах страны одна за другой появляются кафедры и вводятся обязательные курсы основ политологии. Однако, к сожалению, издавна сложившееся положение вещей в высшем образовании России привело к тому, что статистически подавляющее большинство возникавших кафедр политологии представляли собой переименованные бывшие кафедры и отделения марксизма-ленинизма и научного коммунизма с соответствующим кадровым потенциалом. Эта «родовая травма» отечественной политологии, понятно, не могла не сказаться на качестве весьма значительной части из имеющейся сегодня на отечественном образовательном и просветительском рынке литературы.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
Глава 1 Политика - сфера общественной жизни и наука.
Глава 2 Политическая власть.
Глава 3 Политическая система.
Глава 4 Политический режим.
Глава 5 Демократия.
Глава 6 Политический институт.
Глава 7 Политический процесс.
Глава 8 Политическое изменение.
Глава 9 Политическое поведение.
Глава 10 Политическая культура.
Глава 11 Политическая идеология.
Глава 12 Мировая политическая система и международные отношения.
Словарь
Именной указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Политология, Мельвиль А.Ю., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

А.Ю. Мельвиль

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «политология»

Проект осуществлен в рамках образовательных программ Института «Открытое общество» и Московского общественного научного фонда

(ИНО (Информация, Наука, Образование) – Центра)

А.И. Cоловьев, О.Г. Харитонова, А.А. Чанышев, Е.Б. Шестопал, Т.В. Шмачкова

Научный редактор –– Т.В. Шмачкова Персоналии, научно-информационное обеспечение - М.Г. Миронюк

Художник - Н.В. Винник

Ê 29 Категории политической науки. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 656 с.

Книга подготовлена авторским коллективом факультета Политологии МГИМО–Университета МИД России под руководством проф. А.Ю. Мельвиля в рамках комплексного научно-образовательного и просветительского проекта, нацеленного на развитие новых форм и содержания политологического образования в России на основе современных педагогических и научно-издательских методов.

В своем содержании книга ориентирована на мировой опыт и традиции политической науки и политологи- ческого образования. Новаторский и оригинальный характер издания состоит прежде всего в многоуровневой структуре материала. Помимо основного текста учебник включает интерпретации, фактологические сведения, цитаты из классической и новейшей литературы, обширный банк научных биографий видных представителей социально-политической мысли, определения ключевых понятий. Учебник позволяет получить объемное и целостное представление об истории и современном состоянии политической науки, об общепринятых и альтернативных теориях и подходах.

Учебник предназначен для широкого круга читателей: особенности подачи материала делают его полезным и для студента, и для преподавателя, и для политконсультанта, и для действующего политика.

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

ВВЕДЕНИЕ

Передо мной, автором концепции и руководителем коллектива преподавателей факультета Политологии МГИМО (У) МИД России, работавшего над исследовательским и образовательным проектом «Категории политической науки» (в его печатной и электронной формах), сейчас стоит довольно сложная задача: представить чи- тателям материал, как мы считаем, новаторский для России и для зарубежных стран прежде всего по своему многомерному построению, а в ряде отношений - по содержанию и компоновке текста.

Сегодня у нас в России политическая наука - общепризнанная учебная дисциплина, которую преподают почти во всех высших учебных заведениях страны и даже (под разными названиями) в ряде средних образовательных учреждений. Однако такое положение сложилось в результате развития и страны, и научного знания за последние 10–15 лет. В иные времена, которые большинству россиян уже кажутся отделенными целой исторической эпохой, интересующийся политикой студент мог только и услышать от своего профессора, что ее следует изучать в рамках исторического материализма и научного коммунизма. Правда, с 1960 г. существовала Советская ассоциация политических наук, состоявшая из довольно узкой группы ученых, в основном юристов и отчасти философов и историков, многие из которых выполняли функции политических помощников и советников руководства страны. В те десятилетия политология у нас так и не сложилась в виде отдельной отрасли гуманитарного знания, однако деятельность Ассоциации, по крайней мере, обеспечила относительную профессиональную самостоятельность отечественных исследователей политики.

Годы преобразований в России - со снятием идеологических запретов, с постепенным развитием самой политики в виде обособленной сферы жизнедеятельности человека - дали мощный импульс становлению политического знания и анализа динамично меняющейся общественной реальности. Политология получила официальное признание как учебная дисциплина. С конца 1980-õ гг. в вузах страны одна за другой появляются кафедры и вводятся обязательные курсы основ политологии. Однако, к сожалению, издавна сложившееся положение вещей в высшем образовании России привело к тому, что статистически подавляющее большинство возникавших кафедр политологии представляли собой переименованные бывшие отделения марксизма-ленинизма и научного коммунизма с соответствующим кадровым потенциалом. Эта «родовая травма» отечественной политологии, понятно, не могла не сказаться на ка-

Андрей Юрьевич МЕЛЬВИЛЬ – декан факультета Политологии, проректор МГИМО (У) МИД России, доктор философских наук, профессор.

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

честве весьма значительной части из имеющейся сегодня на отече-

ственном образовательном и просветительском рынке литературы.

На полках наших книжных магазинов и библиотек - уже сот-

ни, наверное, вышедших за последние 10 с небольшим лет в рос-

сийских столицах и регионах учебников и пособий по основам по-

литологии, политической теории, «введению» в политическую на-

уку, политологических словарей, энциклопедий, хрестоматий и т.п.

Разумеется, среди них есть весьма солидные работы, подготовлен-

ные нашими лучшими профессионалами в сфере политической на-

уки. Зачем же тогда еще одна книга по политологической тематике

ñ учебно-просветительскими целями, когда можно просто отобрать

вполне достойные издания для использования их в учебном про-

цессе, в общеполитическом самообразовании, гражданском воспи-

тании либо в целях расширения политического кругозора?

Нет, XXI век, масштабы его уже наметившихся и грядущих

политических изменений и вызовов, высочайший уровень обус-

ловленных ими профессиональных требований - все это ждет

новых поисков, причем нередко в области еще неизведанного. Мы,

коллектив единомышленников, представителей политологической

школы Московского государственного института международ-

ных отношений (МГИМО – Университета) МИД России, по-

старались осмыслить данные обстоятельства и открывающиеся

возможности (и трудности тоже) для изучения политической на-

уки. Именно поэтому ученые и педагоги факультета Политологии

решили приступить к осуществлению комплексного и многоуров-

íåãî исследовательско-образовательного и просветительского про-

образовательных программ Института «Открытое общество»

(Фонд Сороса - Россия) и Московского общественного научно-

го фонда (ИНО (Информация, Наука, Образование) – Центра).

литического знания в России, развитие политологического образо-

вания и гражданского воспитания нуждаются в новых формах и

мых современных научно-издательских и педагогических приемов.

Инновационный и оригинальный характер издания, подобного

которому пока нет не только в России, но, насколько нам известно,

и во всем мире, обусловлен тремя обстоятельствами: масштабны-

ми возможностями его применения изучающими политику либо

интересующимися ею; публикацией в двух версиях - электрон-

ной и печатной; самoй многоуровневой структурой текста (таких

уровней шесть, не считая сугубо проблемно-педагогических çàäà-

ний и списков литературы).

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

Введение

Перед вами - не просто очередной учебник, курс лекций,

предназначенный для студентов. Это книга, рассчитанная на мно-

гофункциональное использование самым широким кругом потре-

бителей - от студента и аспиранта до педагога, профессора; от

профессионала в области оказания политических услуг (аналити-

ка, консультанта, советника, помощника, политтехнолога) до дей-

ствующего политика любого уровня, который хотел бы наверстать

упущенное в своем образовании. Таким образом, наш курс «Ка-

тегории политической науки» был задуман как многоцелевой про-

ект. Тем самым мы хотели сразу решить несколько задач - сде-

лать книгу нужной и полезной для студента, только приступаю-

щего к изучению базовых теоретико-методологических подходов

в современной политической науке, но одновременно дать возмож-

ность, как сейчас говорят, «продвинутому» читателю и Интернет-

пользователю получить очень большой объем дополнительной ис-

торической, фактографической, методологической, да и вообще

весьма глубокой информации по широкому кругу связанных с ос-

новными рассматриваемыми темами вопросов.

привычное печатное издание и интернет-курс, причем по содержа-

нию они во многом тождественны. Ныне в нашем распоряжении (к

сожалению, пока далеко не у всех) такие технологические возмож-

ности, в частности интернет-технологии, которые создают совер-

шенно новые условия для поиска, обработки и передачи знаний и

информации, в т.ч. с помощью дистанционного обучения. Эти со-

временные технологии составляют основу предлагаемого вашему

вниманию научно-образовательного курса на соответствующем веб-

сайте Всемирной Сети. Вместе с тем, показательно, что в индуст-

риальных странах «виртуальные» пособия отнюдь не подменили

собой обычные печатные издания, напротив, их популярность в

ма непривычном на сегодняшний день графическом исполнении)

привлечет интерес в регионах России, а не только в Москве.

В связи с новым видением подачи проблематики политической

науки было решено структурировать работу по разным основаниям

и уровням сложности, выраженным даже лексически. В книге со-

держится базовый текст (с определенным выделением), освоение

которого мы считаем абсолютно необходимым для уяснения основ

человеку, где бы он ни учился и ни проживал, невозможно на прак-

тике продвигаться в изучении современной политической сферы.

Но это по сути дела - самая начальная ступень познания катего-

рий политологии и лишь одна сторона нашей книги. Замечу, одна-

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

ко, что данный базовый текст в принципе полезен не только для

студентов, но и для преподавательских кругов, которым он может

понадобиться в силу разных причин. К базовому тексту примыка-

ют определения политологических понятий и цитаты из класси-

ческой и новейшей литературы, которые более полно раскрывают

положения основного материала, причем в ряде случаев своей крат-

костью и четкостью в выражении мысли превосходно замещают

более пространные изложения сути вопроса.

Другая сторона нашего курса - углубленное проникновение

крытия различных дискуссионных моментов (тоже с собствен-

ным графическим решением). На этом уровне дается дополнитель-

ный объем знаний и информации, что, по нашим представлениям,

должно значительным образом углубить базовое содержание кни-

ги, познакомить читателя со спектром альтернативных точек зре-

ния и позиций, а в целом - содействовать обучению теоретико-

методологической работе с разнообразием имеющихся взглядов и

концепций.

Наконец, еще один уровень предлагаемых для освоения наше-

го курса знаний - широкий объем аналитико-информационных

сведений о научных биографиях выдающихся политических фи-

лософов и политологов, чей вклад в развитие политической науки

(от античности до наших дней) считается фундаментальным, свое-

го рода прецедентным. Эти знания особенно интересны и важны

для преподавателей и исследователей в политической и политоло-

гической областях, которые хотели бы расширить свой общепро-

фессиональный кругозор, получив доступ к интегрированному бан-

ку наиболее важных для нашей дисциплины профессионально-био-

графических данных. Кроме того, в этой части книги использована

самая сложная лексика, с помощью которой только и можно кратко

описать подавляющее большинство теорий и подходов, предложен-

В идеале мы хотели бы видеть процесс освоения нашего курса

кем бы то ни было как поэтапное продвижение от его базовых со-

ставляющих к более сложным, развернутым. Это хорошо для начи-

нающего студента, поднимающегося в ходе обучения с одного уров-

ня знания на другой. Вместе с тем, наш материал построен таким

образом, что вовлечение в него возможно на самых разных стади-

ях, а такое обстоятельство благоприятствует уже взрослым людям,

самостоятельно занимающимся образованием и профессиональным

развитием. Кстати, интернет-технологии прекрасно приспособле-

ны для поэтапного или выборочного овладения сведениями о кате-

гориях политической науки. Пользователь самостоятельно выби-

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

Введение

рает те последовательно раскрываемые уровни знания и информа-

ции, которые ему нужны в данный конкретный момент.

Еще несколько важных, на наш взгляд, соображений о содер-

жании и форме книги «Категории политической науки». Известно,

го развития научного знания и практической политики; тем самым

они отражают универсальные свойства и отношения разнообраз-

нейших явлений политической действительности и обусловленные

ими познания. Следовательно, в принципе они могут использоваться

для изучения политических систем всех обществ, проживающих

на земном шаре, - от наиболее архаичных до самых высокоиндус-

триализированных. Не составляет исключения и Российская Феде-

рация. Вместе с тем, уровень эволюции отечественной политичес-

кой сферы (равно как и экономики, социального состава) по совре-

менным меркам оставляет желать лучшего. Простые примеры: еще

не сложились нормативная и функциональная партийная система,

группы интересов, федеративные отношения, нет четкого разделе-

ния ветвей власти - данный перечень можно продолжить.

ги - несмотря на все неминуемые последующие упреки - созна-

тельно вывели за рамки описания категориального аппарата поли-

тологии почти всю российскую политическую тематику. Зато она

присутствует в качестве одной из составляющих проблемных воп-

росов к семинарским занятиям по каждой из глав и в списке реко-

мендованной литературы. Это тоже продуманный методический

прием: преподаватели факультета Политологии МГИМО–Универ-

ситета полагают, что студенты прежде всего обязаны заниматься

активным анализом применимости каждой из описанных в книге

всеобщие «правильные» знания. Данный подход позволяет воспи-

тывать у человека навыки критического отношения к изучаемому

материалу, способность к самостоятельным суждениям, умение

прилагать концептуальные схемы мировой политической науки к

особенностям современного отечественного политического процес-

са, что дает ему простор для размышлений о том, в чем эти модели

могут быть откорректированы, усовершенствованы.

Кроме того, хорошо известно то обстоятельство, что наши пе-

дагоги (не только в МГИМО, а по всей стране) зачастую истолко-

вывают события недавней политической истории России и

нынешние процессы в политической сфере неодинаково, исходя

из личных мнений и обобщений. По подобным вопросам в поли-

тологическом сообществе согласие тоже пока не сложилось, и вряд

ли оно появится в обозримом будущем. В целом ничего особо пе-

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

чального в этом нет - «большое видится на расстоянии», а поли-

тический мир России велик и еще будет разрастаться. Так что пре-

подаватель, использующий наш материал в учебном процессе,

волен давать политической жизни страны собственные оценки и

пояснения, тем самым еще раз побуждая склонного к аналитике

студента к независимым суждениям и сравнениям.

Здесь же следует сказать и о словарном строе книги «Катего-

рии политической науки». В политологическом сообществе нашей

страны давно уже было отмечено с оттенком порицания избыточ-

ное тяготение российских ученых к иностранной лексике. Учебни-

ки, впрочем, и почти вся политологическая литература изобилуют

иноязычными словами (англицизмами, реже - латинизмами и пр.),

подавляющее большинство из которых имеют свои точные соот-

ветствия в русском словаре. Существуют, правда, понятия, лишен-

ные русских аналогов. Многие, особенно молодежь, их нередко

употребляют бездумно, не отдавая себе отчет в их изначальном про-

исхождении, в том, из каких элементов других языков (древнегре-

ческого, латинского и т.д.) они составлены, а главное - в действи-

нить либо в отдельных врезках, либо непосредственно в конспектах

лекций. Короче говоря, одна из наших задач сводилась к тому, что-

бы изложить предложенный вниманию читателя материал именно

на предельно ясном, насколько это возможно, русском языке, чему

было уделено особое внимание.

сознавал, что новые приемы структурирования, подачи сведений и

современные технологии могут быть положительно оценены толь-

ко в том случае, если в плане содержания книга отвечает высоким

профессиональным требованиям. Постараться добиться именно

этого было для нас главной задачей.

В первую очередь мы использовали положительный опыт на-

ших коллег и предшественников, включая тех, кто закладывал ос-

новы отечественных исследований политики еще тогда, когда само

понятие политологии считалось идеологически сомнительным, -

Г.Х. Шахназарова, Ф.М. Бурлацкого, А.А. Галкина, Ю.А. Краси-

на, Ю.А. Замошкина и др. Вместе с тем, содержание и структура

курса в целом отражают практический опыт преподавания комп-

лекса политических наук в МГИМО – Университете - вначале

на кафедре политологии (она была создана еще в 1989 г. во мно-

гом усилиями приглашенных в наш университет сотрудников Ака-

демии наук СССР), а затем - на факультете Политологии (об-

разован в 1998 г. – прежде всего благодаря поддержке ректора

МГИМО А.В. Торкунова и первого проректора И.Г. Тюлина).

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

Введение

В своей педагогической деятельности сотрудники факультета

ориентируются на мировой опыт и традиции политической науки,

граммы и учебники, разработанные в ведущих университетах мира.

Для написания книги полезным было знакомство с материалами

целого ряда отечественных политологических учебных и исследо-

вательских центров, а также были приняты во внимание разнооб-

разные научные и образовательные проекты Российской ассоциа-

ции политической науки, ее отделений и секций. Наконец, авторы

исходили из безусловного для них положения о том, что развитие в

нашей стране политологии как научной и учебной дисциплины не-

мыслимо без восстановления отечественных традиций изучения

политики и без включения российской науки в современный миро-

вой контекст политического знания.

Приступая к работе над проектом «Категории политической

науки», я во многом опирался на программу «Основы политоло-

ãèè» (ñì. http://www.politstudies.ru/ resources/1sp.htm ), подготовлен-

ную мною совместно с проф. М.В. Ильиным после ее многолетней

доводки и проверки сначала на кафедре, а затем на факультете По-

литологии МГИМО – Университета. Написание первого варианта

текста ряда глав мы также начинали совместно с Ильиным, но уже

рился за счет ведущих профессоров и преподавателей (штатных и

приглашенных) нашего факультета - проф. Т.А. Алексеевой, доц.

К.П. Боришполец, проф. А.Г. Володина, проф. А.А. Дегтярева,

проф. М.М. Лебедевой, преп. М.Г. Миронюка, проф. А.И. Соловье-

ва, доц. О.Г. Харитоновой, доц. А.А. Чанышева. Это наш факуль-

тетский золотой фонд, ученые и преподаватели, чьими усилиями в

МГИМО–Университете происходит обучение политолога-компара-

тивиста и политолога-международника нового типа.

В сложной ситуации нам была оказана очень важная для про-

екта профессиональная помощь со стороны проф. Е.Б. Шестопал,

чей материал по проблемам политического поведения вошел в кни-

гу. Ключевой фигурой, особенно на этапе окончательной доводки

текста курса, стала его научный редактор Т.В. Шмачкова, в тече-

ние многих лет - шеф-редактор лучшего российского политоло-

гического журнала «Полис». Шмачкова оказалась не просто и не

буквально научным редактором, она в прямом смысле слова более

Наша книга - именно коллективный труд. К исходу работы

вообще стало трудно определить индивидуальное авторство мно-

гократно переписанных и перередактированных разделов книги.

(Сказанное почти не относится к главам о политической культуре и

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0

международных отношениях; их авторы - соответственно Соловьев и Лебедева.) Однако и в этих случаях структура каждой главы предполагает фактическое соавторство не только научного редактора Т.В. Шмачковой, но и ответственного за важнейшее направление научно-информационного обеспечения нашего проекта - вна- чале аспиранта, а затем преподавателя М.Г. Миронюка. Именно он, обладая редким научным ригоризмом и профессиональным упорством, взял на себя подготовку биографий ученых в области политики, разделив при этом со Шмачковой труд по написанию углубленных, «брэндовых» компонентов курса - интерпретаций, уточ- нений, точек зрения, полемики и пр. Биография Кеннета Уолтса написана Миронюком в соавторстве с Т.С. Крыловой, аспиранткой МГИМО – Университета.

Интернет-версия и схемы в печатном издании курса (по крайней мере на уровне содержательной отработки) были созданы благодаря преданности делу энтузиастов новых технологий, сотрудников МГИМО – Университета Д.Н. Пескова, Д.С. Славецкого и привлеченных ими молодых специалистов (Н.В. Винника, С.П. Еремина и А.Ю. Козлова), которые занимались сценариями интерактивных диаграмм и визуального ряда, а также сбором темати- ческих ссылок. Бoльшая часть тестовых заданий для интернеткурса составлена аспирантом С.С. Роговым. Успешным координатором данного научно-образовательного проекта со стороны коллектива факультета Политологии МГИМО – Университета выступил преподаватель Р.И. Котов.

Наконец, авторский коллектив и его руководитель благодарны за терпеливое сотрудничество и поддержку работникам Института «Открытое общество» и Московского общественного научного фонда (ИНО (Информация, Наука, Образование) – Центра).

Мы выносим на суд читателя-пользователя наш труд, сознавая, что не все задуманное удалось осуществить в полной мере и в удовлетворительной форме. Вместе с тем, творческая работа над этим проектом не завершена. Научно-преподавательский коллектив факультета Политологии МГИМО – Университета предполагает продолжить деятельность по нашему проекту «Категории политической науки» (в т.ч. по темам «Гражданское общество», «Государство» и др.) и в дальнейшем включить в него новейший материал, осмысливающий современное развитие политической сферы России в его соотношении с категориальным аппаратом политологии.

А.Ю. Мельвиль

http://creativecommons.org/licenses/by-nc/2.0/

Электронная версия данной публикации распространяется на условиях лицензии

Creative Commons Attribution-NonCommercial 2.0