Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Военная история, оружие, старые и военные карты. Военная история, оружие, старые и военные карты Служба М30 за рубежом

В конце 20-х - начале 30-х гг. советскими военными теоретиками была разработана и обоснована теория т.н. "глубокой операции". Положения этой теории предусматривали прорыв обороны противника на двух и более участках фронта на всю ее оперативную глубину с последующим вводом в полосу прорыва крупных соединений подвижных войск с целью развития успеха и нанесения окончательного поражения обороняющейся группировке войск противника. В условиях глубокой операции особое значение приобретали огневые поддержка и сопровождение действий наступающих войск силами и средствами полевой артиллерии. Основу материальной части дивизионной артиллерии РККА рассматриваемого периода составляли системы разработанные в начале века еще до начала 1 мировой войны - 76 мм пушки обр. 1902 г. и 122 мм гаубицы обр. 1909 и 1910 гг., достаточно современные для своего времени, они никак не соответствовали концепции маневренной войны в условиях насыщения войск бронетанковой техникой и средствами механизации. Проще говоря, эти орудия в силу их конструктивных особенностей невозможно было буксировать на скорости более 10 км/ч, дальность стрельбы так же не соответствовала потребностям механизированных войск и кавалерии в наступлении. Кроме того наличие в конструкции этих орудий однобрусного лафета значительно затрудняло наведение орудия в цель по направлению, если установки требовалось изменить на угол более 0-50, т.е. быстрый маневр огнем превращался в трудноразрешимую проблему. Одним словом, советское военное руководство пришло к выводу о необходимости замены систем дивизионной артиллерии на более современные. Модернизация имеющихся пушек и гаубиц проведенная в 1930 г. в какой-то мере повысила их тактико-технические характеристики, однако полностью проблему не решила, орудия по-прежнему не были приспособлены к буксировке средствами механизированной тяги, конструкция лафета оставалась прежней. Попытка разработать проект 122 мм гаубицы в конце 20-х своими силами в соответствии с тактико-техническими требованиями Артиллерийского управления РККА (АУ РККА) не увенчалась успехом. Вторая попытка была предпринята в 1931-1932 гг. и была связана с развитием сотрудничества Наркомата тяжелой промышленности (Наркомтяжпром, НКТП СССР) и немецкой компании "Рейнметалл" в области проектирования и производства артиллерийских систем. В рамках такого сотрудничества в 1930 г. в г. Москве было организованно совместное КБ № 2
Всесоюзного орудийно-арсенального треста (ВОАТ) Наркомтяжпрома, где к 1932 г. под руководством начальника КБ Л.А. Штимана и немецкого конструктора Фохта была разработана 122 мм гаубица "Лубок" (по названию темы проекта), впоследствии принятой на вооружение РККА под названием "122 мм гаубица обр. 1934 г." Однако, лафет "Лубка" был сконструирован по однобрусной схеме,
отсутствовало подрессоривание боевого хода, что исключало буксирование орудия с помощью мехтяги. Ввиду этих конструктивных недостатков, технологических проблем при организации производства, была выпущена только предсерийная партия этих орудий в количестве 11 экземпляров, после чего от серийного производства гаубицы и ее дальнейшей доработки пришлось отказаться. В следствии ряда неудач в вопросе создания приемлемого проекта 122 мм полевой гаубицы ряд специалистов АУ РККА и конструкторов артиллерийских систем в 1935 - 1937 гг. предложили создать в качестве дивизионной гаубицы проект 107 мм орудия. Такое предложения обосновывалось фактом наличия 105 мм гаубиц на вооружении дивизионной артиллерии в армиях почти всех европейских государств. Кроме того, уменьшение калибра значительно упрощало процесс проектирования и позволяло создать более легкое и маневренное орудие. В качестве боеприпасов планировалось использовать 107 мм выстрелы разработанные под 107 мм корпусную пушку. Однако, в начале 1937 г. руководство Генерального Штаба РККА (ГШ РККА) , основываясь на опыте мировой и гражданской войн, утвердило в качестве основного для дивизионных гаубиц калибр 122 мм, в связи с чем изыскательские работы по проекту 107 мм гаубицы были прекращены во всех конструкторских коллективах. К сентябрю 1937 г. в АУ РККА были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) к проекту 122 мм гаубицы, которые в том же месяце были переданы для реализации в КБ завода № 172 (ныне ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь), где отдельная конструкторская группа в составе С.Н. Дернова, А.Е. Дроздова, А.А. Ильина, М.Ю. Цирульникова, Л.А. Черных и некоторых других под руководством известного создателя артиллерийских систем Ф.Ф. Петрова сразу же приступила к работе. Требования АУ предполагали создание 122 мм системы раздельно-гильзового заряжания с баллистикой гаубицы обр. 1934 г., с клиновым затвором, раздвижными станинами и подрессоренным боевым ходом. В качестве боеприпасов к новому орудию должны были подходить 122 мм выстрелы, производящиеся промышленностью. В октябре 1937 г. в инициативном порядке к разработке проекта 122 мм гаубицы (заводское обозначение Ф-25) приступили и в КБ завода № 92 (ныне ОАО "Нижегородский машиностроительный завод") под руководством В.Г. Грабина. Кроме того, годом позже работы по этой теме (заводское обозначение У-2) были начаты в артиллерийском КБ завода № 9 (УЗТМ, ныне ОАО "Уралмаш" г. Екатеринбург) под руководством конструктора В.Н. Сидоренко. Проекты В.Г. Грабина и В.Н. Сидоренко были доведены до стадии заводских испытаний опытных образцов, после завершения которых были прекращены. Проект отдельной конструкторской группы КБ завода № 172 поступил для рассмотрения и утверждения в АУ РККА в середине декабря 1937 г. и после его рассмотрения, было решено полагать его приоритетным по отношению к проектам других КБ. Принятию такого решения способствовало использование в проекте узлов и механизмов орудий освоенных в производстве промышленностью. Так, конструкция ствола и элементов противооткатных устройств (ПОУ) М-30 (заводской индекс проекта орудия КБ завода № 172) были заимствованы из проекта гаубицы "Лубок". На орудие, вопреки требованиям АУ РККА, устанавливался поршневой затвор системы Шнейдера, использовавшийся в комплектации 122 мм гаубицы обр. 1910/30 гг. производившейся промышленностью крупными сериями. Конструкция боевого хода была заимствована от дивизионной пушки Ф-22. Первый опытный образец гаубицы был представлен на заводские испытания 31 марта 1938 г. , в процессе которых были выявлены серьезные конструкторские недочеты, особенно в вопросе расчета прочности элементов лафета. Доработанный образец М-30 был допущен к государственным испытаниям лишь в начале сентября того же года. Они начались 11 сентября и продолжались до 1 ноября 1938 г. Комиссия признала их неудовлетворительными по причине многочисленных поломок в ходе стрельб элементов лафета, в частности станин, однако, не смотря на негативный вывод комиссии, руководство АУ распорядилось изготовить опытные доработанные образцы орудия для войсковых испытаний. 22 декабря 1938 г. опытные экземпляры М-30 были представлены для войсковых испытаний, по итогам которых коллективу КБ было рекомендовано устранить выявленные в процессе эксплуатации гаубиц в войсках недостатки и вновь провести полигонные испытания по программе государственных, в ходе которых в проект М-30 были внесены окончательные изменения, устраняющие выявленные недостатки. В августе 1939 г. орудия были представлены для повторных войсковых испытаний, которые были признаны успешными. 29 сентября того же года Постановлением Комитета обороны орудие было принято на вооружение РККА под обозначением "122 мм гаубица обр. 1938 г.". В АУ гаубице был присвоен индекс 53-Г-463. По конструкции М-30 представляет собой классическую артиллерийскую систему раздельно-гильзового заряжания, состоящую из ствола и лафета. В состав ствола, в свою очередь, входили труба-моноблок с прогрессивной нарезкой, кожух, предназначенный для соединения трубы с казенником и навинтной казенник. В казеннике устанавливался поршневой затвор с механизмом экстракции стрелянной гильзы и инерционным предохранителем. Лафет состоял из ПОУ, в свою очередь состоящих из гидравлического тормоза откатных частей веретенного типа, накатника гидропневматического типа и компенсатора тормоза откатных частей, люльки служащей для соединения ствола с верхним станком и направления его движения при откате и накате (ствол, люлька и ПОУ составляют качающуюся часть гаубицы), верхнего станка, являющимся опорой качающейся части орудия, подъемного механизма секторного типа, расположенного справа от ствола, поворотного механизма винтового типа, пружинного уравновешивающего механизма толкающего типа, располагающегося в виде двух цилиндров справа и слева от люльки, нижнего станка, представляющего полую отливку с проушинами для шарнирного крепления двух раздвижных станин, прицельных приспособлений, состоящих из независимого или полунезависимого механического прицела с нормализованной шкалой и панорамы системы Герца, ходовой части, состоящей из двух металлических колес сшинами заполненных ГК, боевой оси, рессор и тормозов колес автомобильного типа, щитового прикрытия, состоящего из неподвижного и подвижного щитов. В комплект орудия входят металлический каток, передок, зарядный ящик и комплект ЗИП. В боекомплект М-30 включались артиллерийские выстрелы со следующими снарядами: осколочно-фугасной гранатой ОФ-462, осколочными гранатами О-462, О-460А, фугасными гранатами Ф-460, Ф-460Н, Ф-460У, Ф-460К, шрапнелью Ш-460 и Ш-460Т, осветительным снарядом С-462, агитационным снарядом А-462, дымовыми снарядами Д-462 и Д-462А, осколочно-химическим снарядом ОХ-462, химическими снарядами Х-460 и Х-462, кумулятивным снарядом БП-460А. Выстрелы комплектовались полными зарядами Ж-11 и переменными Ж-463М в латунных или цельнотянутых гильзах. Серийное производство 122 мм гаубицы обр. 1938 г. было организованно в 1940 г. на заводах № 92 и № 9 и продолжалось вплоть по 1955 г. Всего было собрано 19 250 гаубиц, из них около 1850 - в послевоенное время. По сей день орудие производится в Китае под названием "Тип 54". Поставлялась на экспорт в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Анголу, Алжир, Албанию, Афганистан, Бангладеш, Боливию, Вьетнам, Гвинею-Бисау, Египет, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджу, Конго, КНР, КНДР, Лаос, Ливан, Ливию, Монголию, Танзанию, Югославию, Эфиопию. В армиях многих из них оно состоит на вооружении и в наши дни. Состояла на вооружении артиллерийских дивизионов некоторых мотострелковых и танковых полков в СССР до конца 80-х гг. Некоторое количество орудий хранится на базах хранения вооружения и техники (БХВТ) до сих пор. В период Великой Отечественной войны большое количество М-30 в качестве трофеев достались вермахту и союзникам Германии. В Финляндии трофейные гаубицы состояли на вооружения до начала 90-х гг. В 1942 г. в Германии было организованно производство 122 мм выстрелов для М-30, что свидетельствует о высокой оценке боевых качеств гаубицы со стороны противника. В конце 70-х годов М-30 прошла модернизацию, в ходе которой были установлены пневматические колеса от автомобиля ЗИЛ-131 и на щитовое прикрытие, справа от ствола помещен плафон с лампой стоп-сигнала. Несколько модернизированная качающаяся часть гаубицы устанавливалась на 122 мм самоходной артиллерийской установке СУ-122. На основе узлов и механизмов лафета орудия в 1943 г. была создана 152 мм гаубица обр. 1943 г. Д-1. В послевоенные годы прицельные приспособления М-30 стали комплектоваться панорамой ПГ-1 и ПГ-1М, а также прибором подсветки "Луч-1". Несмотря на достаточно сложную историю создания, гаубица оставила заметный след в истории становления советского артиллерийского вооружения. При его проектировании конструкторам удалось найти ту грань, в которой сочетались, с одной стороны высокие тактико-технические характеристики, а с другой - простота устройства, технологичность и относительная дешевизна производства. Маршал артиллерии Одинцов оценивая систему, произнес: "Лучше ее уже ничего не может быть".

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения Значение характеристики
1 Расчет чел. 8
2 Боекомплект количество выстрелов 60
3 Тип тягача конная запряжка "шестерка"

автомобиль 6х6

АТ-С, МТ-ЛБ

4 Максимальная скорость транспортировки км/ час 50
5 Длина по корпусу мм 5900
6 Ширина мм 1980
7 Высота мм 1820
8 Боевая масса т 2900
9 Клиренс мм 357
10 Высота линии огня мм 1200
11 Время перевода в боевое положение мин. 1,5-2
12 Скорострельность выстр./ мин. 5-6
13 Масса снаряда ОФ-462 кг 21,76
14 Начальная скорость полета снаряда (на полном) м/ сек 515
15 Прицельные приспособления: механический

панорама

системы Герца, ПГ-1М

16 Угол горизонтального обстрела градус 49
17 Угол возвышения градус 63,3
18 Угол склонения градус -3
19 Длина ствола калибр 22,7
20 Калибр мм 121,92
21 Максимальная дальность стрельбы ОФ-462 м 11 720

Было выдано задание на разработку такого орудия.

Однако из-за утраченных конструкторских и инженерных кадров во время Гражданской войны с последующей разрухой разработка новой дивизионной гаубицы собственными силами оказалась невозможной. Было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта для выполнения поставленной задачи. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.» . Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки - 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три - во взвод подготовки красных командиров.

Согласно некоторым источникам , в марте 1937 года на совещании по дальнейшему развитию советской артиллерийской техники начальник Генерального Штаба РККА маршал А. И. Егоров решительно высказался за создание 122-мм гаубицы. Его аргументами были более высокая мощность 122-мм осколочно-фугасного снаряда, а также наличие большого числа 122-мм боеприпасов и производственных мощностей для их выпуска. Хотя сам факт выступления маршала пока ещё не подтверждён другими источниками , решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице со ствольной группой по типу «Лубка», но на лафете с раздвижными станинами.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В. Г. Грабин , индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года . Она имела ствол длиной 21 калибр, объём каморы 3,0 л, оснащалась дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса орудия в боевом положении составляла 2030 кг. Орудие являлось дуплексом, поскольку на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка У-4. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Орудие имело ствол длиной 23 калибра с дульным тормозом, объёмом каморы 3,7 л и оснащалось горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса гаубицы в боевом положении составляла 1830 кг, ряд её деталей был унифицирован с дивизионной пушкой Ф-22 . Орудие также являлось дуплексом, так как на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка Ф-28. Гаубица Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25.

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года . Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» .

По мнению известного автора книг по истории артиллерии Широкорада А. Б. , Ф-25 была более удачной конструкцией, несмотря на то, что М-30 отлично себя зарекомендовала впоследствии. В своих текстах он утверждает, что, вопреки приведённому выше решению ГАУ, по мощности эти гаубицы практически не отличались (его аргументация включает одинаковые длину ствола, объём каморы и начальную скорость обеих гаубиц). Однако для утверждения об идентичной внутренней баллистике этих орудий также требуется знать точные характеристики метательных зарядов , поскольку даже при равном объёме каморы плотность порохов и наполнение ими каморы может существенно варьироваться. Поскольку в доступных источниках данные по этому вопросу отсутствуют, то это утверждение (впрямую противоречащее официальному документу) может быть оспорено. Безусловными преимуществами Ф-25 были почти на 400 кг меньшая масса по сравнению с М-30, больший на 10° угол горизонтального наведения и лучшая подвижность благодаря большему клиренсу. Кроме того, Ф-25 была дуплексом, и в случае принятия её на вооружение возникала возможность создания очень удачной артсистемы - дуплекса из 122-мм гаубицы и 95-мм пушки. С учётом длительной доработки М-30, Ф-25 вполне могла пройти испытания в 1939 году.

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза , так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) .

Производство

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году . Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122 .

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года . Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30 , принятая на вооружение в 1960 году .

Производство М-30
Год 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 Итого
Изготовлено, шт. 639 2762 4240 3770 3485 2630 210 200 19 266
Год 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955
Изготовлено, шт. 200 250 - 300 100 100 280 100

Организационно-штатная структура

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка - лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В горнострелковых дивизиях в 1939-1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы) .

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей , блиндажей , ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов . Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков . У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

М-30 за рубежом

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом . Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции . В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии , Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами . Одно из таких захваченных орудий демонстрируется в артиллерийском музее Бейт а-тотхан. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора , например, в Польшу . В мемориале Познаньской цитадели это орудие имеется в экспозиции музейного вооружения. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54 .

Финский артиллерийский музей в г. Хямеэнлинна имеет гаубицу М-30 в своей экспозиции. Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. За время боевых действий финские М-30 израсходовали 13 298 снарядов; три гаубицы было потеряно. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов .

На вооружении

  • СССР
  • Алжир - 60 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Афганистан 2007 год
  • Бангладеш - 20 Тип 54 , по состоянию на 2007 год
  • Болгария - 195 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Боливия - 36 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Вьетнам - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Гвинея-Бисау - 18 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Египет - 300 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Иран - 100 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 40 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • ДР Конго - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Киргизия - 35 М-30, по состоянию на 2007 год
  • КНР :
  • КНДР 2007 год
  • Куба - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Лаос - некоторое количество, по состоянию на 2007 год

    Хорватская М-30

  • Ливан - 32 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Македония - 108 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Молдавия - 17 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Монголия - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Пакистан - 490 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Польша - 227 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Россия - 3750 М-30, по состоянию на 2007 год .
  • Румыния - 41 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Танзания - 80 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Украина - 3 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Хорватия - 43 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Эфиопия - около 400 М-30, по состоянию на 2007 год

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

Самоходные артиллерийские установки с М-30

САУ СУ-122

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

Оценка проекта

М-30, безусловно, была удачным орудием. Группе разработчиков под руководством Ф. Ф. Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам эпохи Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА. Широкое распространение гаубицы М-30 в армиях многих государств мира и отличные отзывы работавших с ней артиллеристов служат этому дополнительным подтверждением.

При сравнении гаубицы М-30 с современными ей образцами артиллерийского вооружения следует иметь в виду тот факт, что в армиях Германии , Франции , Великобритании и США практически нет близких по калибру к М-30 образцов артиллерийского вооружения. Гаубичная артиллерия времён Второй мировой войны дивизионного звена в армиях упомянутых выше стран использовала в основном калибр 105 мм; заметным, но удачным исключением была 25-фунтовая английская пушка-гаубица QF 25 pounder , однако её калибр был ещё меньше и равнялся 87,6 мм. Следующими за 105 мм стандартными калибрами гаубичной артиллерии западных стран были 150, 152,4 и 155 мм. Соответственно традиционный русский (и впоследствии советский) калибр 121,92 мм оказывался промежуточным между калибрами лёгких (87,6-105-мм) и тяжёлых (150-155-мм) гаубиц других стран. Разумеется, во Вторую мировую войну использовались гаубицы не русского (и не советского) происхождения близкого к 122 мм калибра, но подавляющее большинство из них составляли старые орудия периода Первой мировой войны, например, 114-мм гаубица Виккерса в финской армии.

Поэтому сравнение М-30 с другими гаубицами возможно только при сходном с ней круге решаемых боевых задач и близкой организационно-штатной структуре применения в войсках (образцы для сравнения должны быть орудиями, полагающимися по штату частям, близким по численности и организации советской стрелковой, моторизованной или танковой дивизиям). Однако и при этих условиях сравнение будет в известной мере условным. Наиболее близкими к М-30 являются 105-мм гаубицы, поскольку орудия в области калибров 150-155 мм являются гораздо более тяжёлыми по массе и огневой мощи и в их числе имеется достойный советский представитель - 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) . Английская 25-фунтовка явно попадает в более лёгкую категорию по массе, и её сравнение с М-30 (несмотря на близкую организационно-штатную структуру эксплуатировавших её частей) будет некорректным. За типичного представителя 105-мм гаубиц можно взять немецкое орудие 10,5-cm leichte Feldhaubitze 18 (le.FH.18) массой 1985 кг, начальной скоростью 15-кг снаряда в 470 м/с, углами возвышения от −5 до +42°, углом горизонтальной наводки в 56° и максимальной дальностью стрельбы 10 675 м.

М-30 имеет сравнимую с leFH 18 максимальную дальность стрельбы (превышение не является значительным, тем более что модифицированный вариант le.FH.18/40 с начальной скоростью снаряда в 540 м/с и предельным углом возвышения +45° имел максимальную дальность стрельбы в 12 325 м). Некоторые прототипы немецких гаубиц 105-мм калибра могли поражать цели на дистанциях свыше 13 км, но по своей конструкции они уже в большей степени являлись гаубицами-пушками , нежели чем классическими короткоствольными гаубицами. Бо́льший угол возвышения у М-30 позволял добиться лучшей по сравнению с le.FH.18 крутизны траектории снаряда, а следовательно и лучшей эффективности при стрельбе по укрытой в окопах и блиндажах живой силе противника. По мощности 122-мм снаряд массой около 22 кг однозначно выигрывал у 105-мм массой в 15 кг, но платой за это была на 400 кг большая масса М-30 в боевом положении, что негативно сказывалось на мобильности орудия. Большая масса гаубицы М-30 также требовала большего количества металла для её постройки. С технологической точки зрения М-30 была достаточно совершенной конструкцией - за 1941-1945 гг. СССР построил 16 887 гаубиц этого типа, тогда как нацистская Германия за тот же период построила 15 388 единиц 105-мм гаубиц le.FH.18 и le.FH.18/40.

В результате общая оценка проекта гаубицы М-30 будет приблизительно следующей: это орудие являлось советской реализацией общей для середины 1930-х гг. концепции мобильной полевой гаубицы на лафете с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. По дальности стрельбы оно было на уровне с наиболее распространёнными 105-мм гаубицами других стран (некоторые из них оно превосходило, некоторым уступало), но главными его достоинствами были традиционные для советских орудий надёжность, технологичность в производстве и бо́льшая огневая мощь по сравнению со 105-мм гаубицами.

Известна также эмоциональная оценка гаубицы М-30 по результатам её боевого применения советскими артиллеристами , данная маршалом Г. Ф. Одинцовым: «Лучше её уже ничего не может быть» .

Описание конструкции

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела . Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.

Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций , этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

Характеристики и свойства боеприпасов

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре .

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100-160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку - до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° - 200 мм, 60° - 160 мм, 30° - 80 мм.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с (при полном заряде) Дальность табличная, м
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный (на вооружении с мая 1943) 53-БП-460А 335 (на заряде № 4) 2000
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 21,76 3,67 515 11 720
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой 53-О-462А 21,7 458 10 800
Осколочная граната сталистого чугуна 53-О-460А
Старая граната 53-Ф-460
Старая граната 53-Ф-460Н
Старая граната 53-Ф-460У
Старая граната 53-Ф-460К
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-460
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-460Т
Осветительные снаряды
Осветительный 53-С-462 - 479 8500
Агитационные снаряды
Агитационный 53-А-462 431 8000
Дымовые снаряды
Дымовой стальной 53-Д-462 22,3 515 11 800
Дымовой сталистого чугуна 53-Д-462А 515 11 800
Химические снаряды
Осколочно-химический 53-ОХ-462 515 11 800
Химический 53-Х-462 21,8 -
Химический 53-Х-460 -

Занимательные факты о М-30

  • В фильме «Солдат Иван Бровкин » часть, в которой служит главный герой, вооружена именно гаубицами М-30. Хорошо показана работа расчёта при стрельбе и обслуживании орудия.

Где можно увидеть

Ввиду большого количества выпущенных орудий, гаубицы М-30 очень часто попадают в экспозиции военных музеев или используются в качестве орудий-памятников. В Москве её можно увидеть в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе , в Центральном музее Вооружённых Сил и возле здания Министерства обороны . В Санкт-Петербурге - в Музее артиллерии и инженерных войск , в Севастополе - в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе (севастопольский экспонат изготовлен в 1942 году, к 21 августа 1958 года гаубица сделала 1380 выстрелов ), в Брянске - в экспозиции военной техники на «Партизанской поляне », а также как орудие-памятник «Артиллеристам», в Верхней Пышме (Свердловская область) - в музее «Боевая слава Урала» , в Тольятти - в Техническом музее, в Перми - в музее Мотовилихинских заводов. Нижний Новгород , где расположен завод № 92, выпускавший М-30 в 1940 году, до недавнего времени не имел этой гаубицы ни в городских музеях, ни в качестве орудия-памятника. Однако в 2004 году на площади Маршала Жукова был открыт новый мемориальный комплекс, где М-30 установлена как орудие-памятник. Наряду с прочими экспонатами (БТР-60 , пушки ЗиС-3 и Д-44) оно пользуется неизменным интересом со стороны детей (поскольку мемориал расположен внутри крупного спального района рядом с детской поликлиникой). В Финляндии это орудие экспонируется в артиллерийском музее в г. Хямеэнлинна , в Польше - в Познаньской цитадели, в Израиле - в артиллерийском музее Бейт а-тотхан , в Казахстане - в Музее ВС РК (г. Астана). Два орудия украшают фасад Екатеринбургского (Свердловского) суворовского военного училища . Одно орудие 1943 года производства установлено в Сквере Славы в Новосибирске .

М-30 в компьютерных играх

В отличие от танков, разнообразие моделей артиллерийского вооружения встречается в очень ограниченном числе компьютерных игр. Одной из таких игр является пошаговая стратегия «Panzer General III». В её редакции «Scorched Earth», где действие разворачивается на Восточном фронте, игрок может комплектовать советские артиллерийские части гаубицей М-30 (в игре она называется просто «12.2 cm»). Там она является доступной игроку с начала Великой Отечественной войны, но устаревает с середины 1943 года, после появления гаубицы-пушки МЛ-20 , что очень сильно не соответствует действительности - производство обоих этих орудий и комплектование ими новых частей продолжались в течение всей войны.

М-30 можно увидеть и в российских играх, в частности, в стратегиях реального времени «Блицкриг », «Сталинград » и «Sudden Strike » («Противостояние 4», «Противостояние. Азия в огне») «В тылу врага 2:Штурм». Стоит отметить, что отражение особенностей использования М-30 в этих играх также далеко от реальности.

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. - Мн. : Харвест, 2000. - 1156 с.: илл. с. - ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. - М .: АСТ, 2002. - 576 с.: 32 л. илл. с. - ISBN 5-17-015302-3
  • Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии. - М .: АСТ, 2002. - 432 с.: 24 л. илл. с. - ISBN 5-17-013066-X
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. - СПб. : Нева, 2003. - 64 с. - ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Оружие Красной армии. - Мн. : Харвест, 1999. - 544 с. - ISBN 985-433-469-4
  • Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг. - М .: Экспринт, 2005. - 48 с. -

122-миллиметровую гаубицу М-30 разработали в 1938 году КБ «Мотовилихинских заводов» (г. Пермь) под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова.

Серийное производство 122-мм гаубицы М-30 было начато в 1939 году.


122-мм гаубица образца 1938 года выпускалась в больших количествах и широко использовалась во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


122-миллиметровая гаубица М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надёжный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жёстко закреплён, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра.


В походном положении ствол закреплялся без отсоединения от штоков противооткатных устройств и без оттягивания.

М-30 была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1.


Колёса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина.


Колёса боевого хода были впервые снабжены походным тормозом автомобильного типа.

У каждого орудия имеются сошники двух типов — для твёрдой и мягкой почвы.


Переход 122-мм гаубицы образца 1938 года из походного положения в боевое занимал не более 1-1,5 минуты.


При раздвигании станин рессоры автоматически выключались, а сами станины автоматически закреплялись в раздвинутом положении.


Гаубица М-30 в своё время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси среднего танка Т-34.


Основной вид боеприпасов М-30 — высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тысяч метров.


Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 метров) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.


Опыт Великой Отечественной войны показал: М-30 с блеском выполняла все задачи, которые ей предписывались.


Она уничтожала и подавляла живую силу противника как на открытой местности, так и находившуюся в укрытиях полевого типа, уничтожала и подавляла огневые средства пехоты, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и миномётами противника.


О большой живучести 122-мм гаубицы образца 1938 года свидетельствует любопытный факт.


Как-то раз во время Великой Отечественной войны на заводе стало известно, что в войсках есть орудие, сделавшее 18 тысяч выстрелов. Завод предложил обменять этот экземпляр на новый.


И после тщательного заводского обследования выяснилось, что гаубица не потеряла своих качеств и пригодна к дальнейшему боевому использованию.


Это заключение получило неожиданное подтверждение: при формировании очередного эшелона, как на грех, обнаружилась недостача одного орудия.


И с согласия военной приёмки уникальная гаубица снова отправилась на фронт как только что изготовленное орудие.

Гаубица М-30 была удачным орудием. Группе разработчиков под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам эпохи Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия.


В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА.

Широкое распространение гаубицы М-30 в армиях многих государств мира и отличные отзывы работавших с ней артиллеристов служат этому дополнительным подтверждением.

По результатам боевого применения гаубицы М-30, маршал артиллерии Георгий Фёдрович Одинцов дал ей следующую эмоциональную оценку: «Лучше её уже ничего не может быть».


Гаубица М-30 являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц.



В июле 1941 года после понесённых потерь и необходимостью приведения штатов к реальному наличию артиллерийских систем гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 8 штук.


В марте 1942 года в артиллерийский полк стрелковых дивизий добавили третий смешанный дивизион (из двух батарей) и число 122 мм гаубиц увеличилось до 12, а число 76 мм дивизионных пушек до 20 штук.


В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю оставшуюся войну.


В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц и 24 пушек.


С декабря 1944 года гвардейские стрелковые дивизии имели гаубичный артполк (два дивизиона, 5 батарей, 20 122-мм гаубиц) и лёгкий артиллерийский полк (два дивизиона, 5 батарей, 20 дивизионных 76-мм пушек).


С июня 1945 года на этот штат перевели и остальные стрелковые дивизии.

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Она была одной из самых массовых артиллерийских систем в советской армии и активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР, 122-мм гаубицу Д-30 выпускали в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России производство этого орудия прекратилось в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, демонстрируя при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием . Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью заряжания и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий, как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» .

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая Мировая война . Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой Мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен Великой Отечественной войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев считал, что исход современной войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались ему лишними. Подобная точка зрения оказалась явно ошибочной, но она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых систем самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период началась разработка новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была сконструирована еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычное устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году провели модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Если ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены поворотники и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудия был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но такое решение было принято только несколько лет назад. Российское министерство обороны сообщило, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм и самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия - раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни

ДА18М-1. Модификация с досылателем

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке

Type-96. Китайская модификация гаубицы

Халифа. Суданская модификация

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30

Применение гаубицы Д-30

Д-30 – один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8 .

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании , сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Характеристики гаубицы Д-30

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Памятник гаубице М-30 установлен на северном въезде в Тулу на улице Октябрьская, внутри разворотного кольца троллейбуса (бывшая конечная маршрута №4).
Проехать к памятнику можно на городском и пригородном общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости (остановка "Станция Северная").
Разворотное кольцо практически не используется и представляет собой отличную парковку в непосредственной близости от памятника.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Постамент памятника (высота около 130 сантиметров) находится в состоянии активного ремонта. Торчит арматура.

все фото кликабельны до 3648х2736

"В этом районе в ноябре-декабре 1941 г. размещались артиллерийские части, которые вели бои по разгрому немецко-фашистских войск.
Установлено в ноябре 1966 г."

Это четвёртый памятник установленный в ноябре 1966 года.
(первый - пушка , второй - зенитка , третий - танк )

02.


122-мм гаубица образца 1938 года (М-30, индекс ГАУ - 52-Г-463) - советская гаубица периода Второй мировой войны.
Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.
По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века.
Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.
(здесь и далее: wikipedia)

03.


Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года.
Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок.
Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг.
Колёса были взяты от пушки Ф-22.
Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы.
Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года.
Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

04.


Доработка орудия шла тяжело.
22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания,
снова выявившие ряд недостатков.
Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания,
а новые войсковые испытания не проводить.
Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно.
Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

05.


М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника.
Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов.
Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника.
Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.
У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

06.


Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году.
При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами
с установкой взрывателя на фугасное действие.
Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным,
вплоть до срыва башни с погона.
Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

07.


Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.
Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором.
М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание.

08.


Младший фотографирует станины.

09.


Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела.
Спуск производится нажатием гашетки с помощью соединенного с ней спускового шнура.

10.


Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

11.


Казённая часть орудия с правой стороны.

12.


Противооткатные устройства - откатник и накатник.

14.


Дульный срез ствола. Можно рассмотреть полосы нарезов.

15.


Маховик вертикальной наводки орудия. Сохранилась деревянная ручка.

16.


Зубчатый сектор механизма вертикальной наводки орудия.