Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Матрона рассказы. Святая Матрона Московская (матушка Матронушка). Зрелые годы святой Матроны

Никонова Матрена Дмитриевна – так в миру звали Матрону Московскую – блаженную святую, помогающую людям и при жизни, и после своей кончины. Родилась она 22 (по старому стилю – 9) ноября 1881 года (согласно некоторым источникам – в 1885 году), в Тульской губернии (село Себино). Матрона была в семье четвертым, поздним, ребенком. Боясь не справиться с воспитанием девочки, родители Матроны решили отдать ее в приют еще до ее рождения. Увидев, что ребенок родился слепым (у Матроны не было глаз) и физически слабым, мать решила сама воспитывать девочку. Существует поверье, что Наталье (матери Матроны) незадолго до родов во сне пришла белая птица, у которой было человеческое лицо, а глаза закрыты. Решив, что это знамение от Бога, женщина и решила оставить новорожденную в семье.

Детство Мартоны Московской

С самого рождения было понятно, что ребенок отмечен Богом – у Матроны на груди была выпуклость, имеющая форму креста. От ношения рукотворного креста девочка отказывалась с самого детства, говоря, что Бог дал ей его от рождения.

Еще с детства у девочки проявился дар предвидения и исцеления. В дом Матроны приходили болящие, которым она дарила выздоровление, люди с различными проблемами, просьбами, вопросами, которым она давала советы. Не имеющая возможности видеть глазами, Матрона видела окружающую действительность другим зрением. Она имела четкое представление о мире вокруг нее.

Первые предсказания Матроны Блаженной

В возрасте 17-ти лет Матрона была лишена возможности ходить – у нее отказали ноги. Блаженная знала заблаговременно, что это случится — таково испытание Бога — поэтому не сетовала и не огорчалась.

От Господа и служения Ему она не отказывалась никогда. После революции ее братья, ставшие членами партии, отказывались делить с ней одну крышу над головой. В 1925 году Матрона стала бездомной, подавшись в скитания в Москву. Этот город Матрона очень любила, считая его святым. Очень многие здесь знали блаженную, старались обогреть и приютить, но из-за преследований милиции она вынуждена была постоянно менять место своего укрытия. Святая Матрона никогда не жаловалась, не обращая внимания на неудобства.

Предсказав страшную, кровопролитную войну, она говорила, что до Москвы и до ее родной Тулы враг не доберется. Так и случилось. В военное время вместе со всеми она молилась об окончании войны, рассказывала близким о судьбах солдат, ушедших на фронт, продолжала исцелять болезни, даже очень тяжелые. Взамен на помощь Господа она просила только одно – верить Ему.

Смерть Матронушки Московской. Где могила Матроны?

Умерла Матрона 2 мая (по старому стилю – 19 апреля) 1952 г., похоронили ее на Даниловском кладбище – это была ее просьба. О ее скромной могилке сначала знали немногие, но потом молва о месте захоронения блаженной, оставшейся в памяти многих монахов и мирян Божьим человеком, узнавали все больше людей. Как и завещала Матрона, тропа к ней не зарастает и после ее смерти, по настоящее время. При жизни она говорила, что пройдет время, и люди о ней узнают, приходя за помощью, которую через нее ниспошлет Господь всем просящим и верующим.

Как просить помощи у Матроны Московской, как молиться Святой Матрене, как добраться до мощей святой и когда отмечают день памяти Матроны читай в

Матрона Московская - русская православная святая, чьи мощи хранятся в Покровском монастыре возле метро «Таганская» и привлекают большое количество паломников со всей России. Сама святая прославилась не только совершенными чудесами, но и необычной биографией.

Краткая биография

Матрена Димитриевна Никонава родилась в конце ноября 1881 года в селе Себино Тульской губернии (сегодня это Тульская область). Другие версии говорят, что девочка родилась в 1883 или в 1885 году. Матрона стала вторым ребенком в крестьянской семье - у нее была старшая сестра и два младших брата. Еще четверо детей погибли в младенчестве. По некоторым сведениям Матрона была приемным ребенком.

Девочка с детства была слепой: она родилась без глазных яблок. Из-за этого немолодые родители собирались отдать ее в приют в соседнем селе. Но накануне матери приснилось, что на ее грудь села невероятной красоты птица. Сочтя сон вещим, мать оставила дочку. В житие Матроны Московской говорится, что девочка была очень набожной. С 8 лет она могла предсказывать будущее и исцелять больных.

В 17 лет у святой отнялись ноги , но это не помешало девушке совершить несколько поездок по стране. Ее брала с собой дочь местного помещика Лидия Янькова (1885 год рождения), когда совершала паломничества. Матрона и Лидия побывали во многих святых местах России, включая Троице-Сергиеву и Киево-Печерскую лавры, многие соборы Санкт-Петербурга. По преданию в 1899 году в питерском Кроншдатском соборе Матрона встретила праведного Иоанна Кроншдатского, который назвал ее своей сменой.

В 1912 году отец Матроны умер, и вскоре грянула революция. Братья Матроны стали большевиками и с сестрой связь не поддерживали. Лидия Янькова осталась без дома и вместе с Матроной перебралась в город искать работу. В 1925 году святая приехала в Москву, где жила у друзей и знакомых. Несколько лет (1942−1949 гг) она жила в комнате односельчанки Ждановой и ее дочери (последняя после написала о Матронушке книгу), после переехала к Курочкиным, приходящимся ей дальними родственниками.

Все это время святая принимала людей , иногда до 40 человек в день, исцеляла их и утешала, давала советы. О совершенных ей чудесах быстро распространялись слухи, и даже регулярные гонения со стороны властей не могли отвратить людей. Ночами женщина молилась, она регулярно причащалась и исповедовалась.

За 3 дня до своей смерти Матрона знала о ней, но продолжала принимать посетителей. Она умерла в начале мая 1952 года. По просьбе святой ее похоронили на Даниловском кладбище - там находилась одна из немногих действующих церквей, и Матрона хотела «слышать службу». На несколько лет ее могила стала местом паломничества.

В марте 1998 года могилу Матроны вскрыли и перенесли мощи в Донской монастырь. После их переместили в серебряную гробницу (раку) и передали в Покровский женский монастырь. Сегодня туда открыт доступ всем желающим, однако последних так много, что очереди к мощам растягиваются на несколько часов. Помимо Покровского монастыря, частицы мощей передали в ряд храмов и монастырей других городов: в Пермь, Новокузнецк, Красноярск и т. д. Местночтимая канонизация произошла в мае 1999 года, в октябре 2004 года - общецерковная канонизация.

Книга Ждановой

Зинаида Жданова, дочь односельчанки Матроны, в 1993 году написала книгу о святой , рассказала о прожитых рядом с ней годах. Книга была издана Ново-Голутвинским женским монастырем и вызвала большое количество споров. В книге было указано много необычных для христианской догматики фактов. Критика поступила и от Синодальной комиссии по канонизации святых, после чего книгу изъяли из продажи.

После комиссия назначила экспертную группу, которая составила признанный достоверным текст жития. Он и является официальным и представлен на сайте Покровского монастыря и других христианских порталах.

Встреча со Сталиным

Одним из наиболее спорных моментов является встреча Матроны со Сталиным . Последний приезжал к святой за советом, когда появилась серьезная угроза взятия Москвы немцами. Считается, что святая предсказала победу русского народа и тот факт, что Сталин единственный из руководства не покинет столицу.

Эта встреча легла в основу иконы «Матрона и Сталин», которую в 2008 году написал иконописец Пивник. Некоторое время икона находилась в храме равноапостольной княгини Ольги в Санкт-Петербурге. Однако из-за резкой критики икону сперва пришлось перевесить в угол, потом игумен убрал ее вовсе.

Главным образом критика книги и иконы касается нереальности описанного: на Матрону Московскую регулярно устраивали антирелигиозные гонения, постоянно пытались арестовать, сама Зинаида Жданова была осуждена как участница антисоветской церковной группы. В биографии Сталина также нет ни единого упоминания о подобном событии. Однако многие верующие считают, что эта история реальна, а предсказание святой - одно из самых великих ее чудес.

Дни памяти

Матронушка является одной из самых почитаемых святых России . В Москве Покровский монастырь, где хранятся ее мощи, собирает огромное количество паломников со всей страны. Помимо мощей, люди приходят к иконе «Взыскание погибших» (1915 год написания) - с этой иконой святая не расставалась до самой смерти.

Храмы, посвященные Матроне Московской, находятся во многих городах Р. Ф. Во многих из них хранятся частицы ее мощей.

Днями памяти являются:

  1. 22 ноября - день рождения;
  2. 2 мая - день смерти;
  3. 8 марта (7 марта в високосный год) - день обретения мощей.

В эти дни молитва святой будет наиболее эффективна. Впрочем, молиться ей можно в любой день: Матрона всегда выслушает и придет на помощь, как делала это при жизни.

Описание иконы

Узнать икону святой несложно:

Это изображение считается официальным и признанным церковью. При желании лучше купить его в церкви, по возможности стоит выбрать храм, хранящий мощи Матроны.

Сила молитвы

Матронушка Московская всю жизнь посвятила людям: утешала их, ободряла, приводила к Господу, исцеляла, предсказывала будущее. Она даже предсказала, что на ее могилу будут приходить люди, чтобы попросить совета или чуда. Сохранилось большое количество свидетельств совершенных ею чудес. На сайте Покровского монастыря можно найти рассказы людей, которым помогла святая.

Считается, что молитва, произнесенная в храме, обладает большей силой, чем «домашняя», но это неверно. Молитва должна быть искренней, идущей от души, а место ее произнесения не играет особой роли. Придя в храм, лучше поставить свечу перед иконой святой, принести ей цветы или заказать молебен, можно оставить записку. Но молиться можно и дома.

Оказываемая помощь

К Матронушке Московской обращаются за:

Правила обращения

Чтобы обратиться к святой, необязательно искать ее храм - можно сделать это из дома . Для этого необходимо:

Текст молитвы можно найти в интернете (для каждой ситуации текст различается), но можно и сказать своими словами. Последний вариант даже более предпочтителен, поскольку позволяет не отвлекаться на запоминание и правильный порядок слов.

Но если необходимо получить сильную поддержку или ситуация очень серьезная, стоит доехать до Покровского монастыря . Там можно не только прикоснуться к мощам, но и приобрести освященную икону или отвар трав, набрать воды, пообщаться со служительницами. Это окажет более благоприятный и целебный эффект.

Адрес Покровского монастыря

  1. Адрес: улица Таганская, дом 58;
  2. Метро: «Марксистская»;
  3. Телефон: (495) 911−49−20; 81−66;
  4. Сайт монастыря (на нем можно найти месячное расписание богослужений): www.pokrov-monastir.ru;
  5. Сайт, посвященный Матроне: svjataja-matrona.narod.ru;
  6. Время работы: понедельник-суббота с 7 часов до 20 часов, в воскресенье - с 6 часов.

1 октября 2010, 15:52

Незадолго до родов приснился крестьянке Наталии вещий сон. Явилась к ней белая птица с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. А 22 ноября 1885 года у нее родилась слепая девочка. Семья Дмитрия и Наталии Никоновых жила настолько бедно, что мать собралась отдать будущего ребенка в приют князя Голицына, он был в соседнем селе. Печь топили по-черному соломой, перебивались с кваса на воду, трое детей.… Но после знамения во сне мать передумала отдавать ребенка в приют. И впоследствии об этом не пожалела, через семь лет девочка стала главной кормилицей семьи. Девочку окрестили Матроной (Матрёной) в честь преподобной Матроны Константинопольской. Когда дитя крестили, над купелью появился столб света, а по церкви разнеслось необыкновенное благоухание, удивленный священник предсказал, что девочка станет праведницей. У нее была нелегкая жизнь. Маленькую Матрону дразнили дети и, бывало, даже издевались над нею. Девочки могли стегать ее крапивой, зная, что та не увидит, кто это сделал. Посадив Матрону в яму, наблюдали, как она выберется оттуда на ощупь. Глаз у Матроны не было совсем, глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками. На груди была отметина, выпуклость на груди в виде креста. Слепая Матрона ведала, что происходит вокруг, что будет, что творится в душах людей. Однажды мать подумала про себя: «Дитя ты мое несчастное!», она ей ответила: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Через много лет братья Матроны станут большевиками и сельскими активистами, а блаженная Матрона из жалости к ним уедет в Москву, чтобы не подвергать свою семью угрозе репрессий. После того как Матроне исполнилось семь лет, к ней стали приезжать люди из окрестных сел, соседних губерний, привозили даже лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Она исцеляла молитвой, а платы за свою помощь не брала, и люди в благодарность оставляли продукты или подарки. Во время одного из своих паломничеств она встретилась со святым Иоанном Кронштадтским. Однажды после службы в Андреевском соборе он, увидев Матрону, попросил людей расступиться перед 14-летней девочкой и сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Матроне шел 17-й год, когда у нее неожиданно отнялись ноги. С этого времени вплоть до своей смерти она уже не могла ходить. «Такова воля Божия», – говорила она. А другим встать на ноги помогала. У одного мужчины не ходили ноги, он жил в четырех километрах от Себино. Матрона сказала: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет». Человек прополз эти четыре километра и ушел от Матроны домой на своих ногах. Она помогала даже тем, кто не верил в нее. Односельчанка Матроны привезла к ней своего брата, тот не верил в то, что Матрона способна исцелить людей. «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень», – сказала Матрона, почитала молитвы, дала ему воды, на следующее утро человек был здоров. «Благодари сестру, ее вера тебя исцелила», – сказала ему Матрона. В 1925 году Матрона уехала из родительского дома в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии в Москву. Началась ее скитальческая жизнь. Она жила, не имея своего угла, паспорта и прописки. Жила то у тех, то у других, кто пригласит. Переезд в Москву из родного села, где прошли более сорока лет жизни был для Матронушки тяжелым испытанием, но она опасалась за судьбу матери и судьбу близких ей людей. Они могли пострадать из-за нее. В столице эта незрячая и немощная женщина скиталась по чужим квартирам, радуясь любому предоставленному ей уголку. Где-то в Сокольниках матушка жила в маленьком фанерном домике. Условия в нем были настолько ужасные, что однажды, когда матушка лежала на кровати от сырости и холода ее волосы примерзли к стене. Но Матренушка никогда не роптала, в любой приютивший ее дом, в любой уголок она всегда несла радость, спокойствие и душевное тепло. Очень скоро молва о матушке разнеслась по столице. К ней также как и в Себино пошли вереницей люди, в день она принимала до сорока человек и молилась о каждом приходящем. Читала матушка Отче Наш и другие известные всем православным христианам молитвы и вскоре по чистой и светлой вере Матренушки Господь посылал облегчение скорбящим. А многие приходили к ней за советом или просто пообщаться с этим светлым и добрым человеком. Матрона предсказала революцию, Гражданскую и Великую Отечественную войну, победу России. Есть свидетельства необычных историй, когда она помогала, будучи живой и после смерти. Говорят, что именно она подсказала Сталину отслужить молебен Казанской Божьей матери, после чего нагрянули холода, и немцы не выдержали, отступили. Матрона призывала никого не судить: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?». О лечении говорила так: «Тело – наш домик, Богом данный, его нужно ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные, пренебрегать этим нельзя.… Нельзя обращаться к бабкам. Они одно вылечат, душе повредят». Матрона считала, что не она исцеляет, Бог. Учила, что нужно доверять всевышнему: «Возят дитя в саночках, нет ему никакой заботы. Господь сам все управит!». Святая Матрона ушла из жизни 2 мая 1952 года. Похороны состоялись 5 мая. Ее отпели в церкви Ризоположения на Донской улице. Затем траурная процессия двинулась на Даниловское кладбище. Матушка Матрена хотела быть похороненной именно здесь, чтобы слышать службу из стоящего рядом действующего храма. В тот день о Матроне скорбили и односельчане, знавшие ее с детства и люди, видевшие ее всего лишь несколько или даже один раз в жизни. Приехали и монахи из Троице-Сергиевой Лавры. В этом монастыре матушку хорошо знали и почитали как праведницу. О том, что будет после ее смерти Матронушка пророчила:на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, то запустеет моя могилка, разве изредка кто придет; но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться о них ко Господу Богу и всем я буду помогать и всех услышу. Пророчество блаженной старицы сбылось - почитание святой Матрены год от года возрастало и даже маловерующие люди стали приезжать на ее могилку поклониться матушке и взять песочек на исцеление. 13 марта 1998 года комиссия по вскрытию захоронения матушки Матроны завершила свою работу и вскоре сестры Свято-Покровского монастыря получили радостные известия о том, что честные останки святой Матроны будут перенесены с Даниловского кладбища в их обитель. В течение нескольких лет монахини приезжали на могилку Матрены Никоновой. Молились об упокоении ее души. Кормили приходящих туда людей. Они просили, чтобы святая Матрона была перезахоронена в их стенах. И вот первого мая того же 98 года раку с мощами поместили здесь, в Покровском соборе монастыря. В этот день все колокола обители звонили. И хотя о событии нигде не объявлялось заранее в монастырь вдруг стеклись сотни людей. Наверное это было одно из тех чудес, что всегда совершает матушка. Матрона и после смерти своей продолжает помогать людям. «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам. Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого», – сказала она перед своей смертью. День памяти Матроны Московской – 2 мая. Матронушку в Москве очень почитают. Для того чтобы поклониться ее мощам и чудотворной иконе в Покровском женском монастыре, приходится выстоять пятичасовую очередь. В монастыре запрещено снимать, и никто запрет не нарушает. Здесь всегда видишь небывалое количество народа. Не протолкнуться - тысячи и тысячи людей, мужчин и женщин, очень много совсем молодых. Все до единого с цветами. Эти тысячи людей растекаются на две очереди: одна к иконе на улице, вторая в церковь к мощам. Стоят спокойно и как-то радостно, при плохой погоде на холоде и на ветру, но лица совсем не мрачные. Есть и святой источник, к которому специально берут бутылки набрать водички. Однако это долгое стояние очищает душу. А Матрона помогает только тем, у кого чисты помыслы. shkolazhizni.ru



Главные дороги России – это не шестиполосные магистрали, где опознавательные знаки светятся неоновым светом. На главных дорогах России светятся совсем другие знаки – духовные, освещая ее путь из прошлого в будущее. Нет, ни случайно одна из самых почитаемых российских святых блаженная Матрона родилась близ Куликова поля, где 650 лет назад Дмитрий Донской прославился перед Богом и людьми, отвоевав у врага будущее России.

В Москве на Таганской улице, у стен Свято-Покровского женского монастыря всегда многолюдно. В жару и в снег, в дождь и в ненастье, выстаивая длинные очереди, люди идут поклониться святым мощам блаженной старицы Матроны, несут к ней свои беды, скорби и просьбы.

День 1 мая 1998 года был особенным. Честные останки праведницы были торжественно перенесены с Даниловского кладбища в Покровскую обитель. А через год случилось долгожданное: 2 мая, спустя 47 лет после своей кончины, Матрена Дмитриевна Никонова была прославлена в лики местночтимых святых. Москва обрела новую небесную покровительницу, а через 5 лет и вся Россия. В октябре 2004 года на Освященном Архиерейском Соборе святая блаженная Матрона Московская была причислена к лику общероссийских святых.

В Покровском соборе обители, перед ракой с мощами блаженной Матроны Московской согревает молящихся тихий свет неугасимой лампады. Свет, который проникая в самые потаенные уголки души человеческой, преображает ее, наполняя благодатными помыслами, укрепляя в вере, надежде, любви. И это, пожалуй, самое главное чудо, что совершается в каждой душе по молитвам святой праведницы, которая незримо обнимает всех и каждого, как самая любящая, самая заботливая мать. Даже в молчаливом обращении к ней, она нас слышит и видит, как видела своими святыми слепыми глазами при земной жизни.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 году в бедной христианской семье. Родилась в день памяти преподобной Матроны Константинопольской 22 ноября по новому стилю и при крещении была названа в ее честь. Родители девочки, Наталья и Дмитрий уже имели четверых детей – 2-х сыновей и 2 дочери, и пятый ребенок при тяжелой материальной нужде был большой обузой. Поэтому еще до рождения ребенка в семье, было принято решение отдать его в один из приютов, которые во множестве существовали в царской России за казенный счет или на средства благотворителей. Дети бедноты, которые там воспитывались, получали не только кров и пищу, но и научались грамоте и профессии. Но девочке была уготована другая судьба.

Перед родами ее матери приснился сон. Прилетела к ней белая птица с женским лицом и закрытыми глазами, и села на правую руку. Она была столь прекрасна и благоуханна, что женщина не хотела просыпаться, а открыв глаза, поняла, что суждено ей родить дитя не простое, а Богом избранное. И действительно, избранничество младенца было отмечено абсолютной слепотой. Под веками у нее совсем не было глаз. Мать отказалась от мысли о приюте. Свое дитя несчастное она решила растить сама в любви и жалости.

Изба Никоновых стояла недалеко от сельской церкви, в которой девочку крестили. Во время крещения священник опустили ее в купель. Над младенцем поднялся столб благоухающего дыма. «Чюдо!» - зашептали прихожане, а батюшка Василий сказал: «Я очень много крестил младенцев, но такое вижу в первый раз. Она будет провидицей!».


В эту церковь на службы ее приносили родители, а потом она уже сама приходила, обретя здесь свой второй дом – духовный, где стяжала дар непрестанной молитвы. Потому-то и по сей день живет этот маленький храм, не стертый с лица земли, как тысячи других российских церквей, что святая вымолила его у Бога. И даже в самые жестокие богоборческие годы Матрона утешала односельчан, что храм ее никогда не разрушат.

Нам, живущим в век высоких технологий очень трудно представить быт бедной христианской семьи 19 века. В различных музеях мы видим лишь парадную сторону этого быта. А в избе Матроны многое было по-другому – холодный земляной пол; печь, которую топили соломой, а не дровами. На этой печи готовили скудный обед, в этой же печи мылись и на ней же спали. Пожалуй, только тряпичные куклы так похожи на те, в которые играли крестьянские дети. А Матрона в куклы не играла. Ночью, когда все уснут, она выползала из печи, снимала иконы, что висели в красном углу, гладила их, беседуя с ангелами и святыми.

И вот эта маленькая девочка, вступая в очень сложный и жесткий мир, а потом уже и жестокий, буквально с “младых ногтей” узнала, что такое людская злоба. Эту злобу выказали ее ровесники, дети, с которыми она так хотела играть и дружить как и все дети. Но они ее стегали крапивой, они над ней смеялись, заталкивали ее в яму и смотрели, как она слепая выбирается оттуда и как бредет домой. И конечно, она понимала, что она отвергнута, и конечно, она страдала. Когда другие дети играли и радовались, и смеялись, Матрона сидела дома или ходила в храм и разговарила с Богом.

Конечно ее считали просто калекой. Мать ее безумно жалела и говорила «несчастная ты моя», а Матрона восклицала: «Это я-то несчастная? Это вот братья мои несчастные». Она была поистине счастливым святым ребенком, на долю которого выпало уже тогда очень много испытаний.

Незрячая Матрона созерцала небесный духовный мир и духовное пространство России, и видела ее настоящее, прошлое и будущее. Ее детская, но уже окрепшая в молитвах душа безмерно страдала от неизбежности надвигающейся катастрофы. И девочка предсказывала, предупреждая, что будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать. Вот как пишет об этом в своих воспоминаниях очень близко знавшая Матрону Зинаида Владимировна Жданова: «Матрешенька образно показывала, как будят делить землю, хватать с жадностью наделы. Лягут на землю, руки вперед, лишь бы захватить себе побольше. А потом все бросят и побегут кто куда. Земля никому не будет нужна».

Помещичья усадьба Яньковых, когда-то процветала в Себино. Матрона, которую в этой дворянской семье искренне полюбили за благонравие и благочестие, в канун революции пыталась спасти Яньковых, советуя все продать и уехать заграницу. Если бы помещик ее послушался, то спасся бы. В итоге он стал свидетелем разграбления своего имения, от чего преждевременно умер, а его дочь Лидию постигла участь скиталицы. Но это случится уже после революции.

Матрона часто бывала в гостеприимной усадьбе князей Борякинских. Молва о том, что слепая девочка обладает духовными дарами, что по ее молитвам люди исцеляются от недугов и получают утешение в скорбях, неизбежно должна была выйти за пределы христианского дома Никоновых и помещичьей усадьбы Яньковых. Так и случилось. К Матронушке стали ездить страждущие не только из окрестных сел и деревень, но и из других уездов и даже губерний. А сама Матрона покидала свой дом только чтобы пойти на церковную службу в храм или отправиться на богомолье по святым местам. В эти поломнические поездки всегда брала ее с собой добросердечная Лидия Янькова – дочь помещика.

В Троице-сергиевой лавре Матрона бывала часто. Слепая Матронушка не привлекала к себе внимания. Калеки и даже прокаженные стекались сюда со всей России. Но постепенно она здесь становилась своей и даже жила какое-то время в конце своих земных лет вблизи лавры у родственников, скрываясь от преследований НКВД. И именно Троицкие монахи провожали Матрону в последний путь, приехав из лавры в Москву в храм Ризоположения на ее отпевание.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» явилась Матроне во сне. Потом она точно указала, на какой странице старинной книги, что хранилась в церковной библиотеке, искать ее изображение, с которого следует написать чудотворный образ. Матроне открылось, что наступают времена, когда лишь только одной Божией матери будет под силу спасать погибающие и погибшие во тьме воин, революции и безбожия людские души. И наверняка она предчувствовала, что скоро понесет тяжкий крест молитвенной борьбы за каждого, за всех, за Россию. Матрона говорила: «Обдерут нашего царя-батюшку», а когда это случилось, горевала: «напрасно Николай отрекся от престола. Не надо было этого делать, пожалел народ, принудили».

И действительно, в начале века в стране началась смута. Изнурительная война предвещала еще более страшные события. В это время Матрона продолжала свою тихую молитвенную жизнь, возвращая из небытия пропавших без вести, исцеляя больных, соединяя любящих, даруя надежду на светлое будущее – рождение ребенка. Революционеры свое светлое будущее творили уже сейчас – убивали, грабили и разрушали. Революционеры покушались не только на частную собственность, как они утверждали, они покушались на души людей, вырывая из них память о прошлом, извращая нравственные понятия, уничтожая веру. Разорялись монастыри, взрывались храмы, расстреливалось духовенство. Заживо погребенные гибли в лагерях православные миряне. Красный террор поставил своей целью полностью уничтожить православие и верующих. Почти в каждом городе России был свой Бутовский полигон, где проходили массовые расстрелы священнослужителей. Все это видела своим духовным зрением Матрона и призывала: «Кайтесь и молитесь, и Бог не оставит вас». Против открытой своевольной бесовщины сама читала и других наставляла читать 90-й псалом Псалтири.

В родном селе Матроны ломался тысячелетний уклад. К этому времени она уже давно потеряла способность ходить. Но слепая и обезноженная молитвенница за людей только еще больше возрастала в своей духовной силе, приводила к покаянию, укрепляла в вере, совершала чудеса исцеления, и продолжает совершать их по сей день.

Безбожная идеология разделяла людей на два лагеря – в одном за колючей проволкой горела свеча веры, в другом утверждался циничный атеизм. Разделялись и семьи. Матрона и ее братья уже не могли делить родной кров. Братья Матроны были против того, чтобы к ней приезжали за помощью люди со всей России, а таких было немало. Партийные братья выгнали Матрону из села. В 1925 году началась скитальческая жизнь Матроны. Она перебралась в Москву, где почти 30 лет, до самой своей смерти, ютилась по разным углам и домам. И каждый раз туда, где она находила пристанище, стекались просящие помощи люди.


Если бы люди понимали, что ценность жизни состоит не в стяжании богатства, не в наживе, а в стяжании добродетелей, мир был бы иным. И наше будущее стало бы иным, о чем молилась Матрона Московская при жизни и молится после ухода от нас. 2 мая 1952 года закончился ее земной путь. Но она всегда рядом и все видит. Недаром на некоторых иконах святая изображена с открытыми глазами.

Век атеизма и всеобщего безверия, наступивший после 1917 года, явил миру новых подвижников Православия, людей, само существование которых доказывало силу веры и Божьей молитвы.

Святая Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в Тульской земле, в селе Себино, что в 22 километрах от города Епифани (ныне Кимовский район Тульской области), в восточной части знаменитого Куликова поля, столь славного в истории России. Родилась она в бедной крестьянской семье, у благочестивых родителей, Дмитрия и Натальи, и была их младшим, четвертым ребенком. Точный год ее рождения неизвестен: в одних источниках называется 1881 год, в других — 1885-й. Было это в ноябре; при крещении девочке дали имя в честь преподобной Матроны Константинопольской, память которой празднуется 9 (по новому стилю 22) ноября.

Матрона родилась полностью незрячей, без глаз; веки ее были плотно сомкнуты. Однако уже в детстве односельчане стали замечать, что девочка обладает внутренним, сокровенным зрением и способна прозревать то, что другим недоступно. Этот дар, как и дар исцеления, проявился у нее очень рано — с семи или восьми лет. Она читала над болящим молитву — и тот исцелялся; предсказывала, что случится вскоре, — и предсказанное ею исполнялось; давала страждущему совет, как поступить в той или иной ситуации, — и совет этот оказывался верным. Люди стали приходить к ней, приносить с благодарностью кто хлеб, кто какую-нибудь другую снедь, — и так бедная девочка сделалась не обузой, но кормилицей для своей семьи.

Как подчеркивается в Житии блаженной Матроны, все это не имело ничего общего со знахарством или, тем более, с ведовством и так называемой экстрасенсорикой. Напротив, Матрона всю жизнь боролась с колдунами и знахарями. Горячая и неустанная молитва к Богу — единственный источник ее благодеяний людям. Она, пока могла, проводила все свое время в церкви, непрестанно пребывала в молитве, окружала себя иконами и — незрячая и не получившая никакого образования! — понимала смысл и знала содержание всех икон как у себя дома, так и в храме. «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает» — так позднее говорила она тем, кто приходил к ней. От исцеляемых Матрона требовала веры к Богу, а иной раз условием исцеления ставила обязательное еженедельное посещение храма, исповедь священнику, принятие святого причастия или вступление в церковный брак для супругов, состоявших в одном только гражданском браке. Об особой избранности девочки свидетельствовал и внешний знак: на груди у нее имелась выпуклость в форме креста, как бы нерукотворный нательный крестик. Рассказывают, что однажды мать стала укорять дочку: «Зачем ты с себя крестик снимаешь?» — «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.

Известно, что по ее просьбе для себинской церкви Успения Пресвятой Богородицы была написана икона Божьей Матери «Взыскание погибших», ставшая чтимой местной святыней (в настоящее время икона находится в Успенском монастыре города Новомосковск Тульской области, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы). Еще один такой же образ Матрона заказала для себя у местного художника. Деньги на икону собирали всем миром: кто давал деньги, кто продукты — яйца, масло, хлеб. Рассказывают, что один крестьянин дал нехотя рубль, а брат его — для смеха копеечку. Когда деньги принесли Матроне, она, перебрав их, нашла эти рубль и копейку и велела вернуть обратно: «Мама, отдай им, они мне все деньги портят». Впоследствии Матрона не расставалась с этой иконой (в настоящее время она хранится рядом с ее святыми мощами в московском Покровском монастыре).

На семнадцатом году жизни Матрона потеряла способность ходить. С тех пор и до самой смерти она оставалась «сидячей». Это тяжелейшее испытание для человека. Но Матрона безропотно несла свой крест, не жалуясь ни на что и всё так же беззаветно помогая людям.

Предсказания ее касались самых обычных, житейских дел. Но иной раз она говорила пророчески и о судьбе России. Известен рассказ о том, как Матрона предсказала судьбу царя. Она попросила у матери куриное перо, ободрала его и показала матери: «Мама, видишь это перышко? Вот так обдерут нашего царя-батюшку!» А когда мать испугалась и не велела дочери говорить таких слов, добавила: «Не бойся, мама, его уже ободрали». И еще она предсказала революцию: «как будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». Образно показывала, как будут делить землю: «лягут, руки протянут вперед, лишь бы захватить себе лишнее, а потом все бросят землю, побегут кто куда; земля никому не нужна будет». Предсказала она и великие бедствия Русской церкви, крушение идеалов веры, нравственности — и то, что уже, к несчастью, исполнилось в нашей истории, и то, чему еще, возможно предстоит случиться. «Начнутся смуты… распри…» — говорила она незадолго до смерти. И добавляла: «Как мне вас всех жаль… Доживете до последних времен. Жизнь будет все хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб и скажут: “Выбирайте!”…»

В 1925 году Матрона покинула деревню и переселилась в Москву. Этот переезд был вынужденным: ее братья Иван и Петр стали местными активистами, вступили в партию и с крайней враждебностью относились и к сестре, и к тем людям, которые по-прежнему приходили к ней за советом. В Москве Матрона прожила почти тридцать лет, до самой смерти, и очень полюбила этот город. В течение всех этих лет она не имела своего угла, жила там, где ей давали приют: то у родственников, то у односельчан, то у совсем чужих людей. С нею вместе переезжали с места на место женщины, которые ухаживали за ней, — «хожалки». Менять адреса приходилось часто, так как, опасаясь властей, Матрону почти никогда не прописывали, а долго жить без прописки было нельзя. Она жила то на Ульяновской (Николоямской) улице; то на Пятницкой возле Павелецкого вокзала, у церкви, в домике трамвайной линии; то в Вишняковском переулке, недалеко от храма Николы в Кузнецах; то в Царицыно; то в Сокольниках, в летней сторожке; то в Петровско-Разумовском; то в Загорске (Сергиевом Посаде), у племянника; то на Сходне. Дольше всего, с 1942-го по 1949 год, она прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в большой, уставленной иконами комнате у своей односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и ее дочери Зинаиды Владимировны. З. В. Жданова и составила первое и наиболее полное жизнеописание блаженной по собственным воспоминаниям и воспоминаниям других людей, знавших святую Матрону. О том, насколько тяжело иной раз приходилось блаженной, мы узнаем из рассказа З. В. Ждановой, которая в военном 1942 году отыскала ее в Сокольниках, в маленьком фанерном строении, отданном ей на время: «Была глубокая осень… Я вошла в домик, а в домике сырой, промозглый, густой пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати, лицом к стене, повернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали… Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы с мамой живем, брат на фронте, отец в тюрьме, неизвестно где, две комнаты у нас… Почему же вы не попросились к нам?” Матушка вздохнула тяжело и сказала: “Бог не велел, чтобы ты потом не пожалела”». Так Матрона оказалась у Ждановых на Арбате… Из-за своего физического состояния она находилась в полной зависимости от своих «хожалок», а те не всегда относились к ней с надлежащим почтением и состраданием. «Она жила, не имея своего угла, имущества и запасов, кто пригласит, там она и живет, — продолжает З. В. Жданова, — жила на приношения, которым она не была хозяйка. Была в послушании у злой Пелагеи, она всем распоряжалась, пила и отдавала своим родственникам. Без ее ведома матушка не могла ни пить, ни есть. Иногда губы у нее пересохнут, она жалобно просит Пелагею: “Пить хочу”, а та грубым голосом, выпившая, поевшая втихаря, лежа на кровати: “Не время тебе пить!” Мы тихонько подносим еду и питье, а матушка не берет — иногда и сутками».

И при этом Матрона по-прежнему принимала множество людей — иной раз до сорока человек в день! И всем помогала. К ней со своими бедами и невзгодами приходили самые разные люди: и вчерашние крестьяне (в том числе из ее родных мест), и коренные москвичи, и приезжие из других городов и деревень, иной раз — люди весьма высокопоставленные, по советским меркам. Чаще — женщины, реже — мужчины. Многих она исцелила: поднимала на ноги не ходячих (то есть страдающих той самой болезнью, которой страдала она сама), распрямляла скрюченных, исцеляла бесноватых, страдающих припадками, разного рода психическими и нравственными заболеваниями. Однажды, в 1946 году, в Матроне привели женщину-комиссара, только что прибывшую с фронта. Ее единственный сын сошел с ума; мать не знала, что делать: она возила сына даже в клинику в Швейцарии, но никто не смог ей помочь. «Я пришла к вам от отчаяния! Мне идти больше некуда!» — сказала женщина. «Матушка выпрямилась и говорит: “Господь вылечит твоего сына, а ты в Бога поверишь?” — “Я не знаю, как это верить”. Тогда матушка попросила воды, сказала “смотри” и начала при ней громко читать над водою молитвы, потом налили пузырек воды, и матушка, подавая ей пузырек, сказала: “Поезжай сейчас же в Кащенко (Московская психиатрическая клиническая больница), договорись с санитарами, чтобы они его крепко держали; когда будут выводить его, он будет биться, а ты постарайся плеснуть этой воды ему в глаза и обязательно попади в рот”». Так и получилось. Позднее женщина, на коленях благодаря блаженную, рассказала, что сын ее исцелился. Когда она, держа пузырек с водой в кармане, подошла к нему, он действительно начал биться в руках санитаров и кричать: «Мама, выброси, что у тебя лежит в кармане, не мучай меня». А когда женщина изловчилась и плеснула ему святой водой в лицо, вмиг успокоился; «он остановился, глаза стали прежними, и он сказал: “Как хорошо”». Его вскоре выписали из больницы. В другой раз к Матроне привели дочь какого-то генерала (по другой версии, полковника), лаявшую по-собачьи. Когда матушка исцелила девушку, отец предлагал ей любое вознаграждение, готов был отстроить для нее дачу, выхлопотать машину, дать денег. Но Матрона отказалась от всего. Она вообще не брала денег, лишь принимала домашние продукты, принесенные благодарными людьми, — чтобы не умереть с голода, — да и те раздавала другим, почти ничего не оставляя себе. Сохранилось немало рассказов о том, как она исцеляла женщин от злокачественных опухолей (онкология — подлинный бич XX века!), силой молитвы излечивала туберкулез, другие болезни, предотвращала ненужные операции. При этом она никогда не запрещала лечиться у врачей, напротив. «Тело — домик, Богом данный, — говорила она, — его надо ремонтировать. Бог создал мир, травы лечебные все, и пренебрегать этим нельзя». Понимала она и значение образования. «Сейчас время такое, учиться надо», — наставляла она дочь своей односельчанки, решившую выучиться на медицинскую сестру.

Не имевшая глаз, она видела и понимала красоту окружавшего мира. «Мне Бог однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое, — призналась она как-то. — И солнышко видела, и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку зеленую, цветы, птичек». З. В. Жданова приводит поразительный случай, когда матушка Матрона помогла ей, учившейся в Архитектурном институте (!), подготовить дипломный проект: матушка, никогда не бывавшая за границей и не видевшая ни одного художественного альбома, стала перечислять ей творения великих итальянских зодчих и указала дворец, который мог послужить образцом для ее проекта!

Вообще наставления Матроны — удивительно простые, ясные. Одна женщина жаловалась ей: «Я с мужем живу плохо». А матушка отвечала: «А кто виноват? Виновата ты. Потому что у нас Господь глава, а Господь в мужском образе, и мужчине мы, женщины, должны подчиняться». Этого оказалось достаточно, чтобы отношения в семье наладились. Она учила: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали или ни сделали». Одна женщина пожаловалась ей на нервы (а было это в годы войны). «Какие нервы? — удивилась блаженная. — Вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов. Надо владеть собой, терпеть». А когда близкая ей З. В. Жданова попала в лагерь (по сфабрикованному делу о «церковно-монархической группе»), матушка передала ей свое последнее, предсмертное наставление, предсказав, что ничего с нею не случится: «Пусть знает это и живет, как малое дитя в саночках: возят дитя, и нет никакой заботы — Господь всё сам управит». «Матушка часто шутила, — рассказывала та же З. В. Жданова, — на вопрос, как спастись, говорила: “Цепляйтесь все-все за мою пяточку и спасетесь. И не отрывайтесь от меня, держитесь крепко”». «Зачем осуждать других людей? — говорила она. — Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?"

Как она исцеляла? Сохранилось несколько воспоминаний на этот счет. Блаженная вела аскетический образ жизни: спала очень мало, лежа на голом кутничке (сундучке) или на койке, на боку, «на кулачке»; большую часть ночи проводила в молитве; принимала посетителей сидя. «Матрона ножки поджимала под себя, под юбку, — рассказывала ее внучатая племянница А. Д. Прохорова. — Люди сядут на колени, она одной рукой по голове водит, а другой крестит». «Когда принимала, она садилась, скрестив ножки, — вспоминала З. В. Жданова, — две ручки вытянуты прямо в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед нею на коленях человека, перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится… Исцелений было много от ее ручек. Возьмет двумя руками голову плачущих страдальцев, пожалеет, поможет святостью своею, и люди уходили, как на крыльях… А она вечером тихо, обессиленная, только вздыхает и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков при крещении крестом. Крестилась медленно, усердно, пальчики искали ямку».

А вот рассказ Нины Чижик, которая была в детстве исцелена святой; она в семь лет заболела воспалением легких, болезнь дала тяжелые осложнения: отнялись руки и ноги, девочка была полностью обездвижена. Ее принесли к Матроне, которая жила тогда на окраине Загорска: «Матушка сидела на металлической кровати, обложенная подушками. Меня она велела положить к ней на кровать, так, чтобы она могла достать мои руки. Как сейчас вижу ее: в белом платочке в мелкий синий горошек, платье темно-синее тоже в мелкий горошек, пуговички на груди. Ручки маленькие, пухленькие, рукава у платья на резинке, глазницы пустые. Комната была вся в иконах. Свет как бы отражался от икон, и от матушки как будто исходили свет и тепло. Комната была наполнена этим светом. Я лежала рядом с ней на постели, а матушка вела прием посетителей. Я чувствовала, что матушка будто вошла в меня, мне передавались ее тепло, ее боголюбие, ее любовь. В первый день матушка постоянно держала меня то за одну, то за другую руку, непрестанно поглаживая, и я чувствовала, как теплели мои руки и как они отходили. На второй день матушка позвала ухаживающую за ней женщину и сказала ей: "Поставь ее на пол, а то она залежалась". Она мне ласково говорит: "Залежалась ты, залежалась!" Я очень испугалась, ведь я лежала без движения целый год. Женщина меня поддержала, и я встала на ноги и стояла у кровати, на которой сидела матушка. Потом она велела положить меня на кровати, чтобы она могла доставать руками до моих ног. День она принимала посетителей и поглаживала мои ноги, а ночи мы с ней были вдвоем. Она немного дремала, сидя в подушках, очень много молилась и гладила, гладила мои ноги и руки. На третий день матушка сказала мне, чтобы я немного прошлась, попросила женщину помочь мне, она мне помогала передвигать ноги. Мне было очень страшно. Матушка говорила мне: "Двигай, двигай ногами, они у тебя ходячие". На четвертый день за мной приехал отец, и я уже шла до машины своими ногами, после года полной неподвижности мои ноги плохо слушались меня. Мне нужно было еще время, чтобы привыкнуть к тому, что я совершенно здорова».

Казалось бы, ничего особенного — доброта и ласка, свет и тепло, исходящие от доброй маленькой женщины (эта удивительная доброта святой Матроны ощущается даже на ее сохранившихся фотографиях). Но ведь в действительности случилось настоящее чудо — чудо излечения от тяжелейшей болезни силой молитвы, силой веры…

Все, что происходило в жизни страны и касалось миллионов людей, становилось и предметом ее забот. Все прошло через ее жизнь — революция и гражданская война, раскулачивание и беспощадная борьба с религией, закрытие храмов и массовые аресты, война, голод, страх новой войны… Сила молитвы матушки Матроны помогала людям справиться с разными бедами — арестом близких, утерей документов, пропажей имущества, неурядицами в работе. Она не раз предчувствовала, что и ее хотят арестовать, и заблаговременно покидала квартиру, в которой жила, оберегая от ареста не только себя, но и принявших ее людей. Однажды дело дошло до появления милиционеров в ее доме. Но этот несостоявшийся арест обернулся очередным чудом. Дочь ее односельчанки А. Ф. Выборнова рассказывала об этом так. Когда милиционер пришел забирать Матрону, та сказала ему: «Поезжай скорее, у тебя дома несчастье». А когда милиционер заколебался, добавила: «Слепая от тебя никуда не денется. Я сижу на постели, никуда не хожу». Милиционер бросился домой; оказалось, что его жена обгорела от керогаза, но он все-таки успел отвезти ее в больницу. Когда на следующий день милиционера спросили: «Ну что, забрал слепую?», он отвечал: «Слепую я забирать никогда не буду. Если б слепая мне не сказала, я бы жену упустил, а тут я жену все-таки в больницу свез». Чем закончилась эта история для милиционера, неизвестно. Но то, что он укрепился в вере, несомненно. Саму же матушку Матрону так и не подвергли аресту.

За некоторое время до начала Великой Отечественной войны, в 1939 или 1940 году, Матрона сказала людям, которые были рядом с ней и спорили о чем-то: «Ну, что, вот сейчас вы ругаетесь, делите, а ведь война накануне. Конечно, много народу погибнет, но наш русский народ победит». Когда война началась, Матрона стала просить всех приносить ей ивовые веточки. Она их ломала на палочки одинаковой длины и очищала от коры. Веточек таких было очень много. Близким своим Матрона говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает. Много позже сложилось предание о том, что в годы войны к ней якобы приезжал сам Сталин и Матрона будто бы предсказала ему, что он один не покинет Москву, когда все правительство эвакуируется из столицы (по другой версии, предсказала ему победу). Это, конечно, вымысел, легенда. Но очень многие верили и продолжают верить в то, что так и было на самом деле. Так причудливо преломились в народном сознании и представления о чудесном спасении столицы, так и не взятой фашистами, и внезапный поворот советского руководства к поддержке Православной церкви, и несомненное уважение к Сталину, не покинувшему Москву в самый тяжелый момент, когда падение ее казалось неизбежным, и всегдашняя наивная вера народа в «доброго царя», окруженного злыми советчиками. Такие представления, по всей вероятности, разделяла и матушка Матрона. «Кто знает, может, Господь и простит Сталина! Он сам пленник», — сказала она как-то З. В. Ждановой. А когда та переспросила: «У кого пленник?», объяснила: «У Кагановича и всех тех ». Еще в 1943 году Матрона предсказала, что зловещую 58-ю статью (контрреволюционная деятельность) отменят, «и не будет того, что было». — «Матушка, а когда это будет?» — «После войны. Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители, один хуже другого. Растащат Россию…»

Отголоском этой истории уже в наши дни стало появление иконы, на которой святая Матрона благословляет Сталина. Икона была выставлена в храме Святой Ольги в Стрельне, под Санкт-Петербургом. Это стало причиной скандала, вышедшего далеко за рамки церковного обсуждения. В конце концов икона была признана неканонической и, по требованию церковных властей, удалена из храма.

Вообще же блаженная старица отстраненно относилась к властям. Не любила шумных демонстраций, усматривая в них бесовское действо: в дни демонстраций просила никого не выходить из дома, закрывать окна, форточки, двери. З. В. Жданова как-то спросила ее: как же Господь допустил закрыть столько храмов, разрушить, уничтожить? Матушка отвечала ей: «На это воля Божия. Сокращено было количество храмов потому, что верующих будет мало, служить будет некому». А на вопрос: «Почему же никто не борется?», отвечала так: «Народ под гипнозом, не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде; раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храмы, носили крест и дома были защищены образами, лампадами и освящением и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога». Так поняла смысл ее слов составительница ее жизнеописания и так передала ее слова нам.

Последним обиталищем Матроны Московской стала подмосковная станция Сходня, где она жила у своих дальних родственников на улице Курганной, в доме 23 (ныне это город Химки). Здесь она и преставилась 2 мая 1952 года (по новому стилю), предсказав свою кончину за три дня. Когда перед смертью ее пришел исповедовать священник, она очень волновалась, правильно ли сложила ручки. «Да неужели и вы боитесь смерти?» — спросил священник. «Боюсь», — отвечала она. Отпевали ее в церкви Ризоположения на Донской улице. Погребение состоялось 4 мая, в Неделю Жен-мироносиц (третье воскресенье по Пасхе); похоронили матушку Матрону при огромном стечении народа на Даниловском кладбище, как она и просила.

Не раз еще при жизни блаженная говорила близким ей людям: «После смерти моей приходите на могилку. Как принимала людей, так и буду принимать… Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать; что душе вашей скажу, то и делайте». И вправду: множество людей по-прежнему приходили к матушке Матроне искать исцеления от недугов или помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Случаи помощи по молитвам блаженной многочисленны, чудотворения продолжаются и по сей день.

Как это часто бывало в русской истории, народное почитание предшествовало официальной церковной канонизации. С конца 80-х годов прошлого века имя блаженной Матроны Московской стало известно повсеместно; поток людей, устремлявшихся к ее могиле, непрестанно возрастал. 8 марта 1998 года, в первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия, по благословению святейшего патриарха Алексия II, состоялось обретение, а затем и освидетельствование честных останков старицы Матроны, которые были помещены сначала в надвратный храм во имя Симеона Столпника, затем в главный храм Святых Отцов Семи вселенских соборов Данилова монастыря, а 1 мая 1998 года торжественно перенесены в Свято-Покровский женский монастырь в Москве, где святыня хранится и поныне, привлекая множество верующих — со всех концов нашей страны и из других стран. 2 мая 1999 года при служении самого святейшего патриарха состоялась официальная канонизация блаженной Матроны в лике местночтимых святых. В октябре 2004 года состоялась и общецерковная канонизация. Ныне память святой блаженной Матроны Московской празднуется Церковью 19 апреля (2 мая по новому стилю), а также в воскресенье перед 26 августа (8 сентября) — в Соборе Московских святых, и 22 сентября (5 октября) — в Соборе Тульских святых.

Литература:

Святая блаженная Матрона Московская. Житие. Акафист (разные издания).

Сказание о житии блаженной старицы Матроны / Составила и записала З. В. Жданова. М., 1993.

Материалы на православных сайтах: http://days.pravoslavie.ru; http://matrona-moskowskaya.narod.ru; http:// www.pokrov-monastir.ru ; и др.


© Все права защищены