Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Остановка ума. Техника достижения внутреннего безмолвия

Вопрошающий: Понравился Ваш сайт, и слова соответствуют моему опыту. Жаль, что ум всё равно делает моментально из всего концепцию и остаётся там, где и был.

Станислав: Ум не может оставаться на месте, ум – это движение.

В: Так нужно его остановить? Возникает вопрос: как остановить ум ?

С: Прежде чем пытаться остановить ум , следует выяснить, кому это нужно и для чего.

В: Я хочу просветления, выбраться из колеса сансары.

С: В таком случае это лишь продолжение игры, в которой кто-то чего-то хочет. Такие желания может привести к созданию новых идей.

В: Очередные уловки ума?

С: Его идеи. Любая идея является уловкой, поскольку она порождает желание играть.

В: У меня был опыт, когда ум останавливался, но это происходит практически спонтанно.

С: Остановка происходит всегда спонтанно и не связана с желаниями.

В: Жаль, что я не смог перешагнуть, это похоже было на тотальную смерть.

С: У Вас не было готовности пройти до конца. То, что кажется смертью, – всего лишь страх. Программа, которой является ум, защищает себя таким способом и повреждений и нежелательных изменений. Пройти это ограничение бывает не просто.

В: Но повторить теперь невозможно. Ум придумал из этого память и схему, а такой подход не действует.

С: Таким образом ум защищает себя. Сам подход к вопросу исходит из путаницы в уме: тот, кто хочет остановить ум, является продуктом его воображения, который сразу же исчезнет с его остановкой.

В: Да, я понимаю, что меня нет.

С: Нет и окружающего Вас мира, он происходит тоже только в уме. Вы едете в поезде и смотрите в окно. У Вас появляется идея сойти с поезда и погулять, которая становится желанием, но все декорации происходят на стёклах вагона. За окнами поезда ничего нет, нет даже пустоты, и то, что Вам кажется Вашим «я», существует как проекция внутри того же вагона. Вы видели эту пустоту, и она Вам показалась смертью. Но Вы не были готовы её принять, желание продолжать игру слишком велико. Выглянув из вагона и испугавшись пустоты, Вы хотите теперь смоделировать всё это в игре внутри вагона, где будет всё безопасно, но это будет лишь продолжением той же игры.

В: Я понимаю, что всё это игра, но как выйти за пределы этой игры?

С: Вам следует разобраться в вопросах: «Кто хочет выйти за пределы игры?», «Кто хочет остановить ум?», «Кому это нужно, для чего и нужно ли это вообще?».

В: Это нужно, чтобы избавиться от страданий.

С: Но страданий не может быть без страдающего, страдания подразумевают субъект, который всё это переживает, а это значит, что понимание нереальности своего «я» происходит только на словах. Вы увязли в концепциях, которые даны были Вам для того, чтобы отвлечь внимание от иллюзорного. Вы пережили опыт выхода из игры, но этого недостаточно для самоосознания. Ваш ум продолжает заниматься поиском иллюзий, искать им объяснения, создавать новые идеи. Чтобы отвлечь внимание от поиска иллюзий, необходимо навести порядок в уме, развивая в себе способность к различению истинного от иллюзорного практиками самоисследования и наблюдения мыслей.

Зачем отключать внутренний диалог?
Вам приходилось испытывать, как мысли перестают вас слушаться и путаются? Лежали ли вы ночью, не смыкая глаз, беспрестанно думая о планах, об ожидаемых последствиях, о возможном будущем, теряясь в самых невероятных догадках? Мы все испытали подобное, и чувства, связанные с такого рода умственной деятельностью, далеки от приятных. Мы не можем отдохнуть, не спим, несемся через эмоции сломя голову и встаем совершенно измотанными. Нас изводят собственные мысли, которые, похоже, нельзя остановить...

Соджал Ринпоче говорит, что задача медитации состоит в остановке внутреннего диалога, и это действует исключительно благотворно. Медитация служит противовесом дикой скачке необъезженных мыслей, которая лишает нас умственного покоя.

За пределами мыслительного процесса лежит иной уровень сознания, именуемый истинным умом. Глубокий океан — вовсе не волны, на короткое время покрывающие рябью его поверхность. Равно и широта, пространственность истинного ума весьма отлична от постоянной игры мыслей, которые, как мы хорошо знаем, проносятся, волнуя наш ум. Этот способ позволит вам ухватить разницу между истинным умом и мыслящим умом . Используйте для медитации традиционный буддийский образ — созерцайте образ бескрайнего океана . Наблюдайте бегущие рябью по нему волны. Волны никогда не успокаиваются, поскольку они заложены в самой природе океана. Но вы можете отождествить свой ум с огромными глубинами и покоящимися там водами. Титул Далай-лама , который носит верховный служитель в тибетском буддизме, означает Великий Океан .

Техника достижения внутреннего безмолвия

Чтобы лучше осознать более возвышенный ум, нам необходимо выработать осознание пространства, находящегося за пределами потока мыслей. Такое осознание вырабатывается посредством наблюдения за содержимым ума с позиции стороннего наблюдателя. Поэтому сядьте, закройте глаза, обратите свое внимание вовнутрь и просто сосредоточьтесь на происходящем. Следите, как возникают ваши мысли. Делайте это с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы осознать, как останавливать внутренний диалог, дайте возникающим мыслям возможность свободно течь. Наблюдение за тем, как мысли поднимаются и опадают, наплывают и откатывают, позволяет увидеть грань, лежащую между пребывающей в сознании мыслью — и самим сознанием. Такое отстраненное наблюдение развивает пространственное восприятие, что является началом осознанности, зародышем внутреннего видения. Обретение внутреннего пространства посредством остановки внутреннего диалога часто сопряжено с новым и радостным открытием. Успокоение в этом пространстве предстает благостным отдыхом. Распознание отличительных свойств мысли и пространства показывает нам различие между временным и постоянным , основой ума и его деятельностью. К тому же мы можем научиться определять, когда следует мыслить, а когда — отдыхать. В идеальном варианте мы должны добиться состояния, когда внутренний диалог прекращается моментально одним усилием воли.

Практика остановки мыслей

Вы можете обрести пространство в своем уме следующим образом. Сядьте и приступите к медитации, осознавая появляющиеся мысли. Следите за ними как сторонний наблюдатель. Сконцентрируйте ваше внимание в точке между бровями, буквально нащупайте ее глазами. Займитесь поисками того краткого момента, что отделяет мысль уходящую и мысль возникающую. Смотрите за этим моментом и продлевайте его. Постепенно входите в пространство между мыслями. Отдыхайте в этом пространстве. Наблюдайте за различием между умом и мыслью, океаном и волной. Размышляйте о соединении дыхания с моментом пространственности.

Соджал Ринпоче утверждает: «Когда вы выдыхаете, то уходите вместе со своими мыслями вслед. Всякий раз при своем выдохе вы позволяете спадать умственному напряжению и тем самым ослабляете его хватку. Прочувствуйте, как ваше дыхание растворяется в вашем теле. Внутренний диалог остановится без усилий. Всякий раз при своем выдохе и перед тем, как снова вдохнуть, вы будете отмечать, что в этой естественной паузе исчезает напряжение. Отдохните в паузе, в ее открытом пространстве, и когда естественно начнете вдыхать, не сосредоточивайтесь особо на вдохе, а продолжайте отдыхать умом в открывшейся паузе».

Это путь навстречу новым возможностям, что противоположно узости восприятия, догматичности мышления. Когда мы утрачиваем способность открываться, мы опечатываем сам ум и хороним читту внутри нас. Пространственность предстает тем распахнутым окном, через которое может литься свет просвещения. Открытый ум полон жизни, и он может смотреть и видеть. Открытый ум способен воспринимать свет просвещения.


Как остановить мысли?

Очень важной способностью, позволяющей накапливать энергию и не тратить ее попусту, является умение останавливать неконтролируемый бег мыслей. Дело это совсем не простое. Ведь в голове непрерывно возникают какие-то вопросы, решаются проблемы, вспоминаются забытые факты, планируется будущая деятельность, ведется диалог с воображаемым собеседником и т.д. и т.п. Мысли не оставляют вас в покое ни на секунду! Причем многие люди даже во сне не могут остановить работу своей «словомешалки» - они о чем-то переживают, вскрикивают, ворочаются. Реального отдыха нет даже во сне! И так всю жизнь, которая заметно укорачивается из-за отсутствия отдыха от мыслей.

«Словомешалка» не просто отвлекает наше внимание, она реально забирает наши жизненные силы, нашу энергию . Если мы много думаем о каком то человеке, то мы бессознательно направляем свою энергию к нему. Если мы думаем о том, что всё очень плохо и будет только хуже, то отдаем энергию «эгрегору несчастной жизни», а он уже постарается сделать так, чтобы вы смогли полностью насладиться депрессией и всеми сопутствующими ей неприятностями. Поэтому умение управлять своими мыслями - это очень важное качество для успешного человека .

Классики различных духовных учений много говорят о необходимости управлять состоянием своего ума. Например, Роси Филлип Капло в работе «Три столпа дзен» пишет: «Большинству людей никогда не приходит в голову попытаться проконтролировать свое сознание, и к сожалению, это основополагающее упражнение остается за рамками современного образования, не является составной частью того, что называется приобретением знаний».

Одним из первых шагов на пути духовного развития в дзен является развитие умения концентрироваться и останавливать бег мыслей. Полная остановка бега мыслей - конечная цель многих восточных духовных школ. Например, высшая фаза в йоге называется «самадхи» и переводится как «высшее духовное озарение, экстаз, транс, сверхсознание». Достичь самадхи можно только длительными медитациями, в результате которых на несколько часов останавливается бег мыслей и человек в состоянии полной пустоты выходит на прямой контакт с обитателями незримого мира. Но чтобы научиться останавливать бег мыслей на несколько часов подряд, нужно очень много тренироваться. Большинству людей ни к чему такие крайности, поэтому поищем другие способы обуздания нашего беспокойного ума.


Методы остановки бега мыслей

Как остановить мысли?

Существует множество способов и техник по остановке бега мыслей. Условно их можно разделить на четыре большие группы.

1.Методы вытеснения мыслей (другими периодически повторяющимися мыслями).

2.Методы концентрации внимания на каком-то объекте.

3.Методы использования мыслеобразов.

4.Методы переключения внимания.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Методы вытеснения

Суть «метода вытеснения» состоит в том, чтобы заменить беспорядочный бег случайных мыслей на многократное повторение одной и той же фразы или определенного звукосочетания. В восточных духовных школах подобные звукосочетания типа «о о у м м» или «оум мане падме хуум» называются «мантры». Если очень долго, в течение нескольких часов повторять одну и ту же мантру, то можно устойчиво перейти в измененное состояние сознания, в котором у человека начинают проявляться необычные способности и устанавливается прочный контакт с обитателями незримого мира.

Примерно так же «работают» молитвы в христианстве - хорошо известно, что только длительное и исступленное (т.е. сосредоточенное и высокоэмоциональное) повторение молитвы приводит к желаемым результатам (очищению души, просветлению, получению помощи). Вы можете попробовать этот метод для остановки бега ваших мыслей, многократно повторяя про себя мантру «о о у м м» или какую то молитву, или сделать уже знакомую вам «медитацию прощения», в Рейки мы практикуем Гассё, когда всё внимание переключаем на касание средних пальцев в соединённых вместе ладоней. Она тоже прекрасно работает на подавление неконтролируемого бега мыслей. Практикуйте — и вы «убьете сразу трёх зайцев»: остановите «словомешалку», усилите свою энергетику и очиститесь от накопленных переживаний.

Как только заметите, что ваша «словомешалка» опять запустилась, начинайте повторять любую из формул этой медитации. Например, эту: «С любовью и благодарностью я прощаю эту жизнь и принимаю ее такой, какая она есть. Я прошу прощения у жизни за мои мысли и поступки относительно нее». Для того чтобы научиться по мере необходимости останавливать свою «словомешалку», потребуется приложить некоторые усилия. Опыт показывает, что первые результаты появляются у тех, кто занимался вытеснением ненужных мыслей ежедневно по 20-30 минут в любое свободное время в течение двух недель.

В итоге вы должны научиться входить в состояние полного отсутствия мыслей на 5-10 минут (потом они все равно появятся, и это нормально).

Методы концентрации внимания

Следующий метод «концентрации внимания», также широко используемый при обучении во многих восточных духовных школах, требует сосредоточить внимание и непрерывно наблюдать какой либо предмет или процесс. Это может быть точка на стене, картинка или рисунок (специальные рисунки для концентрации и медитации называются «мандалы»), а может быть и ваш внутренний процесс: дыхание, пульсация крови и т.д. Например, в дзен-буддизме одним из первых упражнений является счет собственного дыхания.

На одном из Клубных занятий я рассказывала о методе установления границ своего тела: потрогайте и направьте своё внимание на левую ногу, на правую, на руки, голову и т.д. - ощутите границы Вашего тела, это поможет быть «здесь и сейчас».

Методы использования мыслеобразов

Остановить поток мыслей, избавиться от их неконтролируемого бега можно, используя различные мыслеобразы. Например, можно представить себе, что вы берете ластик и «стираете» им все мысли у себя в голове. Как только появилась новая мысль - сразу ластик в руки и стираете ее. Или выметаете веником, или стираете на мысленном экране тряпочкой. Отличные результаты дает образ, когда вы «наполняете» свою голову вязкой «жидкостью», например жидким золотом. В нём ни одна мысль не может всплыть - она затухает, как только начинает проявляться. Для лучшего эффекта воспользуйтесь медитацией «Золотой Шар». Такие упражнения обычно выполняются с закрытыми глазами, исключительно для того, чтобы не ловить другие зрительные образы.

Методы переключения внимания

Они наиболее просты и часто используются в повседневной жизни, а заключаются в том, чтобы вместо неуправляемых размышлений загрузить ваш ум контролируемыми мыслями. Например, когда вы трясете погремушкой над плачущим младенцем, вы используете именно прием переключения внимания. Раньше младенец был сосредоточен на известной только ему проблеме и громко требовал ее разрешения. Но вот вы потрясли погремушкой, и его внимание переключилось на новый раздражитель. Он стал размышлять о нем, а старая проблема и забылась.

Этот прием столь же эффективно работает и для взрослых, особенно когда вы используете его для переключения внимания другого человека, погруженного в свою проблему. Как им пользоваться? Да очень просто. Если вам надоели долгие словесные излияния собеседника, то задайте ему такой вопрос, чтобы он забыл, о чем только что говорил, т.е. в вопросе должна быть затронута важная для собеседника тема. Например, если ваша подруга долго и нудно рассказывает о том, каким негодяем оказался ее муж (или друг) и вам надоело это, то спросите ее неожиданно: «А ты уверена, что выключила утюг, уходя из дома?» Или: «А откуда у тебя дырка (или пятно) на новой дубленке?» Скорее всего, после этого она побежит рассматривать свою дубленку, а муж окажется забыт. Вам наверняка удастся остановить ее «словомешалку» таким методом.

Выберите себе «переключалку»

Последний способ можно усилить, если заранее выбрать себе некую «переключалку», т.е. тему, на которую вы будете сознательно переключать свое внимание в случае необходимости. Лучше всего, если это будет какое-то очень веселое и приятное событие вашей жизни. Или просто шуточное высказывание, которое способно перевести вас в веселое состояние из любой ситуации. При этом наряду с переключением внимания произойдет обесценивание проблемы, которую только что с успехом смаковала ваша «словомешалка». Тем самым вы отключитесь от эгрегора «несчастной жизни», которому только что отдавали свои жизненные силы.

Быстрый способ остановки мыслей
Tatiana Elle

*****************************

Как научиться засыпать в течение одной минуты

Многие люди подолгу не могут заснуть ночью, часами размышляя о вечном. Или о мухе на потолке. Я тоже мучился от бессонницы, пока не обучился специальной технике дыхания, которая помогает мне заснуть в течение минуты.

Не поймите меня неправильно, эта техника - не анестезия, вырубающая с первого удара и наповал. Она требует длительных и постоянных тренировок, чтобы выработать в теле рефлексы на успокоение. Как бы то ни было, даже новичкам эта техника поможет снизить стресс и сократить время засыпания.

Для начала поместите кончик вашего языка на нёбо, на выступ за передними верхними зубами. Потом, с закрытым ртом, вдохните через нос на четыре счёта, задержите дыхание на семь секунд и затем громко выдохните, издавая свистящий звук. Внимательно следите за языком - он всегда должен быть на месте. Без перерыва повторите это упражнение несколько раз.

В этой технике скорость дыхания не важна, главное - это сохранять пропорцию этапов 4:7:8.

Вдыхайте на протяжении 4 секунд

Задержите дыхание на 7 секунд

Выдыхайте в течение 8 секунд

Расслабьтесь

Эффект расслабленности и покоя, вызываемый этим упражнением, со временем и практикой значительно усилится.

Доктор Эндрю Уэйл, профессор и автор бестселлеров, говорит: чтобы извлечь наибольшую выгоду из этой техники, надо выполнять это упражнение хотя бы два раза в день в течение восьми недель. Через месяц после начало тренировок упражнение следует выполнять в восемь повторений.

Эта техника применяется для снижения стресса, беспокойства и даже желания покурить и съесть что-нибудь вредное. В следующий раз, когда что-то вас расстроит и попытается сбить с ног, остановитесь на секунду, расслабьтесь, выполните упражнение и только потом реагируйте на ситуацию. Вы будете удивлены своим спокойствием и ясностью мысли. Как уже было упомянуто, эта техника помогает еще и быстро заснуть ночью.

Причины подобного эффекта просты. Как все мы знаем, во время волнения наше дыхание учащается, однако это работает и в обратную сторону - частое и поверхностное дыхание может вызвать чувство стресса. Кислород, конечно же, необходимая составляющая здорового тела и ума, однако также важно еще и КАК мы дышим.

Как и всё в этом мире, эта техника требует времени и практики для достижения наивысших результатов, но если вы готовы посвятить всего минуту в день на выполнение этого упражнения, вы будете поражены, насколько легко можно контролировать свое эмоциональное состояние.

Остановка ума (Steadiness of Mind)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

Непоколебимая мудрость всех будд.

Слово непоколебимая подразумевает отсутствие движения. Слово мудрость означает мудрость разума.

Хотя говорят, что мудрость не движется, это не означает, что она лишена жизни, словно бревно или камень. Мудрость движется туда, где сосредоточено внимание: вперед или назад, влево или вправо, в десяти направлениях и в восьми точках. Если же внимание нигде не останавливается, говорят, что ум наделен непоколебимой мудростью.

Считаетсяя, что Фудо Мёо олицетворяет непоколебимый ум и несокрушимое тело. Несокрушимое означает такое тело, для которого нет препятствий.

Видеть перед собой что-то и не позволять вниманию фокусироваться на нем - вот что такое непоколебимость. Ведь как только ум остановился, рождаются мысли, и в сознании воцаряется хаос. Когда хаос рассеивается, и мысли исчезают, остановившийся ум снова приходит в движение, но при этом пребывает в покое.

Если десять человек, вооруженных мечами, приблизятся к вам, размахивая своим оружием, и вы по очереди отразите каждый меч, не позволяя уму остановиться ни на одном из противников, ваши действия будут безупречными от начала и до конца.

Если в результате практики учения человек проходит весь путь от убеждений начинающего до непоколебимой мудрости, он при этому словно возвращается в исходную точку, на уровень начинающего. Это также имеет обоснование.

Здесь мы снова можем говорить в терминах вашего боевого искусства. Когда начинающий не знает ничего о положении тела и движении меча, у него также нет представлений о том, к чему его ум может привязаться. Если в таком состоянии начинающему нанести удар мечом, его ум просто не успеет ни на чем остановиться.

Когда же человек изучил какую-то технику и знает, что такое правильная стойка, как нужно держать меч, и на что нужно направлять ум, его ум останавливается во многих местах. При этом прежде чем нанести противнику удар, он должен многократно все взвесить. Но позже, после многих лет усердной практики, ни положение тела, ни движение меча больше не занимают его внимания. Его ум становится таким, каким он был в самом начале, когда этот человек еще не владел техникой и должен быт изучать все элементы один за другим.

Остановка ума. Как остановить мысли?

Остановка ума (внутреннего диалога), даже на короткое время разрушает жесткую программу матрицы, по крайне мере, для нас. Вечная болтовня в голове и создает всю эту игру. Мы сами себя уговариваем, что стена не проходимая, и от падения мы можем сломать ногу. Это хорошо видно на примере алкоголя. ... Как только человек перебрал водочки, так ему сразу море по колено. Я сам был свидетелем, когда на скорости 90 километров в час, изрядно пьяный знакомый выпрыгнул из грузовика. ... Да просто так, может, хотел напугать жену. Мы в ужасе увидели, как он кубарем катился по асфальту, болтая руками и ногами. Со стороны казалось... ну все, живого места у парня нет. ... Ну, как говорится дуракам везет... ничего не сломал, только получил несколько ссадин.

Алкоголь на короткое время тормозит внутренний диалог. Частично теряется контроль разума над телом, отсюда все эти чудеса. Так же ум останавливается при сильном стрессе, (сбой программы), когда нам угрожает смертельная опасность.

В процессе остановки ума мы входим в "здесь и сейчас" - это главное для нас состояние. Когда находимся в настоящем, тогда у нашей Сферы света появляется возможность быстрее завершить процесс познавания игры (игра не зависает). Повторюсь, не мы как фрагмент решаем закончить игру, а мы как Сфера света принимаем играть дальше или нет. Фрагмент - человек может только создать условие, чтобы игра прошла безупречно, без помех. Особенно... когда это последний уровень игры (ренкарнация фрагмента).

Когда мы находимся в "здесь и сейчас", наступает самый благоприятный момент для входа энергии свыше в наш человеческий фрагмент. От нисходящей энергии кокон человека освобождается от жестких установок матрицы, становясь эластичным. Гибкий и упругий энергетический кокон может принять еще большую дозу света, отчего его стенки будут сильнее светиться светом осознания.

От поступающей космической информации у человека появляется возможность усовершенствовать свой кокон (психофизическое тело). Каждая клеточка должна получить свою порцию света, трансформируясь на уровне ДНК. Это похоже на смену инструкций, или замены программного обеспечения.

Иногда достаточно одной минуты интенсивного давления света на человеческий фрагмент, чтобы потом несколько лет переваривать и уплотнять информацию. Никакого графика тут нет со стороны человека. Все происходит спонтанно для него. Человеческая задача... в постоянной чистке своего энергетического кокона. А для этого любые практики хороши, лишь бы они освобождали от фальшивых наслоений (чужих мыслей, идей, желаний), полученных в процессе жизни.

Если спустится с небес на землю и представить..., что я сижу в теле света за компьютером и стучу по клавишам, строча эту статью, то, конечно, нет. В данный момент мое земное сознание смещено, только маленькой частью на уровень Сферы света, но и этого достаточно, чтобы я как фрагмент начал терять свою плотность. В эти мгновения я практически не чувствую физического тела, а ощущаю как некую оболочку, которую распирает изнутри накатывающейся энергией. Когда я перевожу поступающую информацию от своей Сферы света на понятный человеческий язык, то теряю большую часть поступающей энергии, потому что мое внимание приковано к статье, а где внимание - там концентрируется энергия. Это действие можно сравнить с дырявым воздушным шариком, которого накачивают летучим газом. Сколько не вдувай в него воздуха, все равно не накачаешь, и наш шарик, естественно, не вознесётся в небеса. Так и мы устроены: наши привязанности - это дырочки, откуда выходит энергия с нашего энергетического кокона. А привязанности - это увлеченность игрой.

Когда мое (фрагмента) внимание на 100 процентов сместится в Сферу света, тогда мне уже не будет дела до этой матрицы, а тем более до писанины. Для меня все это станет не важным и неинтересным. Перестав играть, я накоплю достаточно энергии и покину игровую площадку. Но пока я, как Сфера света (если смотреть оттуда), имею план дальнейшей игры в трехмерном мире, я не дам своему фрагменту покинуть матрицу раньше времени, а для этого есть много способов, как удержать его в программе, начиная от обычных земных привязанностей, кончая более изощренной привязкой - чувством долга перед людьми.

Как только идет сброс энергии, не важно, под каким соусом, в моем случае - это писательство, то я из восприятия Сферы света сворачиваюсь в маленького привычного человечка. После чего мгновенно стирается большая часть информации о себе... многомерном, потому что я - человек - всего лишь фрагмент и не могу перетащить в себя большой объем информации.

Капля воды не может вместить в себя океан, она может только раствориться в ее водах.

Остановка ума. Как остановить мысли?

Ум сам по себе есть проекция, так что пока вы не превзошли ум все ваши переживания - суть проекции. Ум - это механизм, создающий проекции. (В медитационном лагере весной 1972 г. Ошо обучал участников этой технике. Сначала он велел им видеть свет без какого-либо объекта, далее - чувствовать блаженство без какого-либо объекта, и, наконец, чувствовать божественное присутствие. Был задан вопрос об опасностях проекции при использовании этой техники.)

Если у вас возникают видения света, блаженства, даже божества, это все проекции. До тех пор, пока вы не пришли к полной остановке ума, вы не вышли за пределы проекций, вы проецируете. Когда ума уже нет, только тогда вы избежали этой опасности. Когда нет переживаний, нет видений, нет никаких объектов - осталось сознание как чистое зеркало, в котором ничего не отражается, - только тогда вы ушли от опасности проецирования.

Есть проекции двух типов. Проекции одного типа ведут вас ко все большему и большему проецированию. Это позитивные проекции, их нельзя преодолеть. Проекции другого типа - негативные. Это проекции, но рни помогают вам выйти за пределы проекций.

В медитации вы пользуетесь проецирующей способностью ума как негативным усилием. Негативные проекции полезны. Это, как если вы одну занозившую вас колючку вытаскиваете другой или как один яд обезвреживаете другим ядом. Но вы все время должны сознавать, что опасность остается до тех пор, пока не прекратится все, даже эти негативные проекции, даже эти видения... Если с вами что-то происходит, я бы не сказал, что это медитация. Это все еще созерцание, это все еще процесс мышления. Сколь угодно тонкое, но это все еще думание. Когда остается только сознание без мысли, только безоблачное ясное небо, когда вы не можете сказать: "Я переживаю", "Я испытываю", - а можете сказать только, что "Я есть".

Известное изречение Декарта: "Я думаю, следовательно, я существую", - в медитации становится: "Я есть, следовательно, я существую". Эта " Я-естьность " предшествует всякому мышлению. Вы есть прежде, чем вы думаете. Думание приходит потом, ему предшествует ваше существование, поэтому существование нельзя вывести из мышления. Вы можете быть без мышления, но мышление не может быть без вас, поэтому мышление не может быть доказательством вашего существования.

Переживания, видения, все, что чувствуется объективно, есть часть мышления. Медитация означает полную остановку ума, мышления, но не сознания. Если прекращается также и сознание, вы не в медитации, а в глубоком сне. В этом различие между глубоким сном и медитацией.

В глубоком сне тоже прекращаются проекции. Там нет мышления, но одновременно отсутствует и сознание. В медитации прекращаются проекции, прекращается мышление, нет больше мыслей - так же, как в глубоком сне - но есть сознание. Вы сознаете, созерцаете это явление, полное отсутствие вокруг вас, нет объектов вокруг вас. И когда нет объектов, которые можно знать, чувствовать, переживать, вы впервые начинаете чувствовать себя. Это безобъектное переживание. Это не что-то, что вы переживаете, это что-то, что вы есть.

Так что, даже если вы чувствуете божественное присутствие, это проекция. Это негативные проекции - они помогают, помогают пока, помогают перешагнуть, - но вы должны понимать, что это все еще проекции, иначе вы не выйдете за их пределы. Вот почему я говорю, что если вы чувствуете, что на вас снизошло блаженство, вы все еще живете в уме, потому что есть двойственность: двойственность божественного и небожественного, блаженства и неблаженства. Когда вы в самом деле достигнете окончательного, вы не можете чувствовать блаженства, потому что неблаженство невозможно; не можете чувствовать божественное как божественное, потому что небожественного больше нет.

Поэтому помните, что ум есть проекция и все, что вы совершите умом, будет проекцией. Ничего нельзя сделать умом. Задача только в том, как отречься от ума, как его полностью отбросить, как сознавать без ума. Это медитация. Только так вы можете узнать то, что не есть проекция.

Остановка ума. Как остановить мысли?

Все, что вы знаете, спроецировано вами. Объект - это только экран: вы проецируете на него свой ум, свои идеи. Поэтому любой метод медитации начинается с проекции - с негативной проекции - и кончается отсутствием проекции. Это - природа всей техники медитации, потому что вы должны начать с ума.

Даже если вы идете к состоянию не-ума, вы должны начать с ума. Если я хочу выйти из этой комнаты, я должен начать с того, что должен войти в нее. Первый шаг нужно сделать в комнате. Это порождает путаницу. Если я просто хожу кругами, я хожу в комнате. Если я хочу выйти из комнаты, то опять же должен идти в комнате, но уже иначе. Мои глаза должны быть направлены на дверь, и я должен двигаться по прямой, а не кругами.

"Негативная проекция" - это значит: идти прямо из ума. Но сначала нужно сделать несколько шагов внутри ума.

Например, я говорю "свет", а вы никогда на самом деле не видели света. Вы видели только освещенные предметы. Видели ли вы когда-нибудь сам свет? Никто не видел, никто не может видеть. Вы видите освещенный дом, освещенный стул, освещенного человека, но не видите самого света. Даже когда вы видите солнце, вы видите не свет. Вы видите возвращение света.

Вы не можете видеть свет сам по себе. Когда свет падает на что-нибудь и возвращается отраженным, лишь тогда вы видите освещенный предмет и потому, что вы можете видеть освещенный предмет, вы говорите, что светло. Когда вы не видите освещенных предметов, вы говорите, что темно.

Нельзя видеть чистый свет, поэтому в медитации я даю его как первый шаг - как отрицательную проекцию. Я говорю вам, чтобы вы чувствовали свет без какого-либо объекта. Объекты отброшены: есть только свет. Чувствуйте свет без каких-либо объектов... Нечто было отброшено (объект), и без объекта вы не можете видеть свет в течение долгого времени. Рано или поздно свет исчезнет, потому что вам придется сфокусироваться на каком-нибудь объекте.

Тогда я предлагаю вам чувствовать блаженство. Вы никогда не чувствовали блаженства без какого-либо объекта. Все, что вы знаете как счастье, блаженство, с чем-нибудь связано. Вы никогда не знали ни одного момента блаженства, не связанного ни с чем. Вы, может быть, любите кого-то и потому чувствуете блаженство, но этот кто-то - объект. Вы чувствуете блаженство, слушая какую-то музыку, но тогда эта музыка есть объект. Был ли у вас момент блаженства без объекта? Никогда! Поэтому, когда я говорю: "Чувствуйте блаженство без объекта", - это кажется невозможным. Если вы пытаетесь чувствовать блаженство без объекта, раньше или позже блаженство прекратится, потому что оно не может продолжаться само по себе.

Тогда я говорю вам: "Чувствуйте божественное присутствие". Я никогда не говорю: "Чувствуйте Бога", потому что Бог станет объектом. Чувствовали ли вы когда-нибудь присутствие без кого-то присутствующего? Оно всегда связано с кем-то: если есть кто-то рядом, вы начинаете чувствовать присутствие.

Я полностью отбрасываю этого "кто-то". Я просто говорю: "Чувствуйте божественное присутствие". Это негативная проекция. Она не может продолжаться долго, потому что под ней нет основания. Раньше или позже она исчезнет. Сначала я отбрасываю объекты и затем, одна за другой, пропадут и сами проекции. Вот в чем различие между позитивной и негативной проекцией.

В позитивной проекции существенен объект и за ним следует чувство, а объект просто забыт, как если бы я убрал почву из-под ваших ног. Изнутри вас, снизу, отовсюду убрана почва, и вы остались один на один с вашим чувством. Теперь это чувство не может существовать. Оно исчезнет. Если нет объектов, то чувства, связанные непосредственно с объектом, не могут более существовать. Некоторое время вы можете проецировать их, потом они пропадут. И когда они пропали, вы остались одни... в полном одиночестве. Здесь, в этой точке, - начало медитации. Теперь вы - вне комнаты.

Таким образом, медитация имеет свое начало в уме, но это не настоящая медитация. Начинайте в уме, чтобы идти к медитации, а когда ум останавливается и вы вне его, начинается настоящая медитация. Вы должны начать с ума, потому что мы живем в уме. Даже для того, чтобы выйти за его пределы, нужно пользоваться им. Так что используйте ум негативно, а не позитивно, и тогда вы достигнете медитации.

Если вы пользуетесь умом позитивно, тогда вы будете порождать все новые и новые проекции. Поэтому то, что называют "позитивным мышлением", абсолютно противоположно медитации. Негативное мышление - медитативно. Отрицание - способ медитации. Отрицайте все, вплоть до момента, когда не останется ничего, что можно отрицать, только отрицающий остался. Тогда вы - в своей чистоте, и тогда вы знаете, что есть. Все, что вы знали до этого, - это только воображения ума, сновидения, проекции.

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Остановка Ума (Словарь Йоги)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

  • Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.
  • Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.
  • Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.
  • Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.
  • Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

Заголовки

Словарь Йоги

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги .

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи - в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" - в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" - как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я , воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Многие интересуются йогой, но мало кто практикует ее по-настоящему, потому что интерес большинства идет от ума . Человек ставит себе цель сесть на шпагат, вылечить боли в спине или левитировать. Все эти цели направлены на будущее. Ум против того, что есть. Ему нужны мечты, иллюзии и воспоминания. Ум существует либо в прошлом, либо в будущем. Йога – это настоящее . Это искусство быть здесь и сейчас.

Молодые живут надеждой на светлое будущее, будь то покупка машины или отпуск; пожилые – воспоминаниями, что «а вот в наше время…». Но прошлое уже прошло, а будущее никогда не наступит, потому что как только завтра становится сегодня, у нас уже новые планы и надежды. Мы растрачиваем свое настоящее ради того чего нет. Йога – это полный поворот – это настройка на настоящее, когда мы не застреваем ни в прошлом, ни в будущем.

Что же такое ум? Из-за названия мы принимаем ум за что-то материальное. Но это не вещь. Это событие, процесс, движение . Он не состоит из какого-то вещества, поэтому может просто исчезнуть, не оставляя следа. Это как ходьба. Куда девается ходьба после остановки? Она просто исчезает. Не остается ничего.

Поэтому лучше говорить «умствование», это точнее отражает суть. Одна мысль сменяет другую и промежутки так малы, что нам кажется, что ум существует. Существуют мысли, ума – нет. Но если мы начнем наблюдать, то поймем, что и наши мысли вовсе не наши, они приходят ниоткуда и уходят в никуда. Они бездомные, а в нашей голове они просто отдыхают, но их источник снаружи.

Ум – это не только мысли, это еще и прошлое, это память, это накопленный нами опыт . Всё чем мы были, что делали, о чем мечтали.

Ум – это простой механизм, такой же как глаза, он все видит, все отражает и все искажает. Если мы смотрим на вещь и отождествляемся со своим умом, то на самом деле мы не видим истину, мы видим искаженную картинку. Например, в Европе красивыми считаются стройные женщины, никто не хочет быть толстым. А в Африке или на Ямайке стройность считается болезненностью и ассоциируется с печалью. Идеальное тело там вдвое превышает размер европейского идеала. Красота и уродство – вот истинное искажение, интерпретация ума. Вопрос расы, религии, «вашей правды» всегда зависит от интерпретации ума.

Когда индусы говорят, что жизнь – это майя , иллюзия, они имеют в виду именно этот мир, созданный человеческим умом, искаженный, ненастоящий. Когда же мы движемся в центр и оставляем ум в покое, когда мы смотрим на ум из центра, тогда восприятие становится кристально чистым.

Ум постоянно создает проблемы, а потом пытается их решить. В решении он видит новую проблему и снова ищет решение.

Вспоминайте, как вы однажды решили летом поехать в отпуск. Проблема создана. Решение тоже есть – нужно отложить 200 тыс. рублей. Н-да, но как же их накопить, ведь у сына в этом году выпускной – новая проблема в решении старой…Может быть взять дополнительную работу, но кто тогда будет забирать младшего из школы…

И этому нет конца.

Каждый раз, когда ум пытается создать проблему, проверяйте его. Задумайтесь. Действительно ли это проблема? Большинство из них надуманны и неважны, они искусственные, и уводят нас в сторону от чего-то более важного.

Без ума живет природа и у нее это прекрасно получается: деревья растут, животные размножаются. Потому что все мудрее, глубже, разнообразнее ума.

«Опасайтесь своего ума больше всего в жизни, — говорил Шри Раджиниш,- это величайшее обманывающее устройство, которое было создано вашим телом, физиологией, химией, биологией. Оно держит вас привязанным к телу и не позволяет открыть глаза навстречу сознанию. Оно не дает вам даже короткого отпуска. Опасность в том, что если дать вам передохнуть, вы можете осознать ваше внутреннее великолепие, красоту существа, потрясающую истину и ее сияние. И, увидев однажды это великолепие, вы больше никогда не позволите себя обманывать».

Как же освободится от ума, мыслей, воспоминаний?

Наблюдать.

Стать свидетелем.

И всегда помнить, что «это случилось со мной, но это не я». Различайте и отделяйте одно от другого. Всегда есть видимое и тот, кто видит. Ум присутствует тогда, когда мы совершено бессознательны. Когда же с помощью наблюдения вносится больше света, ум исчезает подобно темноте. Наблюдайте, что делает ум. Не одобряя и не осуждая, потому что любые оценки – это часть мыслительного процесса. Наблюдение же не знает оценок, оно как зеркало просто отражает, но не комментирует.

В этот момент уходят беспокойство, смятение, мысли не противоречат друг другу. Все налаживается.

Мысли, эмоции, действия – нет никакой разницы. Это одно и то же. Просто одно из них – зерно, другое – растение, третье – дерево. Если внутри вас есть зерно, то и дерево уже начало расти. Каждая мысль в конце становится действием и обретает материальную форму.

Но начинать работу с мыслей непросто, потому что человек укоренен в теле. Когда начнет меняться тело, начнет меняться и дыхание, и мысли. Тело – самая плотная субстанция, ум – самая тонкая. Ум сложно ухватить, поэтому начинайте с поз, с асан. Примите статичную позу и просто будьте. Не обращайте внимания на то, что чешется, немеют ноги и много всего начинает происходить. Это ум, он сделает все чтобы доказать вою нужность. Ведь если тело не движется, то и ум тоже обездвижен. Они всегда вместе, как две стороны одной монеты. Вся человеческая личность психосоматична: она и тело и ум. Асана нужна не только для тренировки тела, она обездвиживает ум и развивает способность просто быть. Патанджали говорил: «Если вы сможете просидеть несколько часов не двигаясь и не разговаривая, то ваша способность быть возрастет».

Не двигаясь и останавливая работу мысли, вы создаете предпосылку для центрирования, вы становитесь хозяином себя, свободным от амбиций, желаний и надежд. Обычный же человек лишь раб, огромного количества желаний. Множество хозяев дергают его за ниточки в разных направлениях.

Йога – это состояние «не-ума». Если вы можете войти в это состояние без каких-либо поз, вы настоящий йог. С некоторыми людьми подобные вещи происходят без физических упражнений. Если вы можете просто наблюдать за мыслями, не отождествляясь с ними, не осуждая, не восхищаясь, не протестуя, не выбирая, а просто наблюдая за их потоком, то однажды работа ума прекратится сама собой. Ведь все что происходит в теле, отражается в уме и наоборот, ум влияет на тело. Если тело не двигается, то и в уме наступает тишина. Но ум сделает все, что бы вас расшевелить, ему нужно, чтобы тело двигалось.

Дыхание , как и асана, может менять и останавливать мысли .

Мы дышим непрерывно от рождения до смерти. Между этими двумя мигами все меняется и лишь дыхание непрерывно и неизменно. И оно продолжается независимо от вас: грустите вы или счастливы, спите ли, болеете, без сознания… Вы дыханию не нужны – оно продолжается независимо от вас. Но вы без дыхания жить не сможете, оно связано с жизнью и оно соединяет вас с вашим телом и со Вселенной вокруг, которая вошла в вас в виде вашего тела. Тело — это часть Вселенной. И если вы можете изменять дыхание, то можете менять и вашу жизнь. Но мы осознаем свое дыхание, только если что-то идет не так. Осознавайте весь процесс от начала до конца, а не только точку соприкосновения воздуха с ноздрями.

Вы когда-нибудь замечали, как меняется дыхание в моменты грусти и радости? Понаблюдайте, это будет прекрасным опытом. Считайте, сколько раз вы вдохнули и сколько выдохнули. Достаточно пары минут наблюдения. И в следующий раз, когда взгрустнется, начните дышать в ритме счастья и грусть мгновенно испарится! То же самое касается и противоположного состояния.

Дыхание – это мысль . Остановите дыхание, остановится мыслительный процесс. Просто попробуйте. Задержите дыхание и продолжите вашу прерванную мысль… Почему так происходит? Потому что только движущееся дыхание соединено с умом и телом. Равно как и движение ума требует дыхания. Быстрое движение ума требует быстрого дыхания. Вот почему когда мы в гневе или в страсти наше дыхание учащается. Аюрведа меряет длину жизни количествами вдохов и выдохов. В сексе и гневе ум наполнен желаниями, вожделением, мыслями. Когда ум чист – нет желаний, поисков и планов, когда вы просто пребываете, как спокойное озеро без ряби, тогда дыхание останавливается само – в нем нет больше необходимости. На этом пути исчезает эго и достигается высшее.

Не бойтесь стать без умными. Состояние «не-ума» не значит, что вы не можете использовать свой ум, как раз наоборот. И теперь ум не может использовать вас . Ум – это только посредник, который вам нужен для взаимодействия с другими.

В действительности ум никуда не исчезает, просто человек перестает отождествлять себя со своими мыслями. Теперь вы знаете: вот ум, а вот Я. Ум перестает быть хозяином и превращается в инструмент. Когда он вам нужен, вы просто им пользуетесь. Это как фен! Ваш ум, ваше тело – это всего лишь механизмы. И внутри этого механизма вы можете существовать двумя способами. Либо забываете себя и сами становитесь механизмом. Либо вы становитесь бдительными, и помните, что вы отделены, и тогда механизм начинает работать на вас.