Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Обзор игры total war. Удалось ли The Creative Assembly удержать марку качества? Лупанарии и акведуки

Игра, которая с головой погружает в культуру, историю и атмосферу древнего мира. Да и чего уж: Rome II - главная стратегия этого года.

Отправить

Серия Total War - один из столпов, на которых сегодня держится весь жанр стратегий. Rome была одной из самых успешных игр серии, поэтому нет ничего удивительного в том, что со стороны разработчика на ее перезапуск были брошены огромные силы. Да и ожидания фанатов давно преодолели критическую отметку. Еще до релиза было понятно, что изменения в механике будут достаточно глобальными, а масштаб происходящего увеличится в разы.

Квинтилий Вар, верни мне легионы!

Помимо вещи очевидной - роста игры вширь, есть и еще одна, менее очевидная. Речь, конечно, идет о глубине происходящего. Если раньше благодаря серии Total War можно было неплохо изучить историю, то теперь эту науку вы будете знать наверняка. Причем со всеми ее политическими, экономическими и культурными аспектами.

Кампания построена таким образом, что следить здесь нужно буквально за всем. Набрать бравых легионеров, а затем захватить какую-нибудь кельтскую деревню - лишь четверть дела. Чтобы ее удержать, половину жителей желательно вырезать (чтобы выказывать недовольство римской властью было некому), все варварские хижины снести, а на их месте возвести мощеные улицы, каменные дома и акведуки. После всего этого нужно усиленно прививать остаткам населения римскую систему ценностей, а на руководящий пост назначить верного сановника. Только тогда поселение будет расти и процветать.


Вообще плебс имеет обыкновение на удивление быстро поднимать всевозможные бунты и восстания, поэтому надо следить, чтобы ему было предоставлено достаточное количество как хлеба, так и зрелищ. Все это сопровождается жалостливыми картинками на тему того, как плохо живется людям, как быстро у них заканчивается еда и насколько ущемленными они чувствуют себя при влиянии иноземной культуры. Если же подобные сообщения проигнорировать, то очень скоро у ворот такого «несчастного» города появится толпа бородатых варваров, норовящих вернуть все, как было.

Благополучие и довольство населения - только вершина айсберга. Игрок должен выбирать военачальникам и агентам правильных спутников, продвигать своих подопечных на политические должности, следить за расширением и развитием городов, вести многочисленные политические переговоры и оперативно реагировать на случайные события вроде землетрясений и удивительно спонтанных появлений в городах трущоб. В итоге со временем каждый ход превращается в натуральный мозговой штурм с огромным количеством нюансов. Стоит добавить сюда воистину огромную мировую карту с каким-то фантастическим количеством фракций, чтобы понять: завоевывать все это придется очень и очень долго.

Кстати, в погоне за исторической достоверностью Creative Assembly избавились от абстрактных повстанцев, заменив их реальными варварскими племенами и свободными городами. В итоге завершение каждого хода длится довольно долго, потому что приходится ждать, пока свой ход сделает каждый провинциальный царек. А он, в свою очередь, может предлагать вам торговлю или начать попросту клянчить денег. Стоит ли говорить, что внутриигровая энциклопедия пестрит информацией обо всем и вся, а игра тут и там отсылает к реальным историческим событиям.


Впрочем, эта серьезность имеет и свои недостатки. Так, из игры напрочь пропали задорные сценки на движке, которые сопровождали, например, провал наемного убийцы. Канули в лету и проникновенные речи командира перед битвой. В самом начале кампании на игрока моментально наваливают все государственные проблемы сразу. В итоге, если опешивший новичок незнаком с серией, да еще и, чего доброго, пропустил обучение, то, скорее всего, хватит его ненадолго. Кстати обучение также наглядно демонстрирует добротность подхода к разработке. Оно длится порядка трех часов, а в качестве песочницы нам отдают ни много, ни мало Апеннинский полуостров времен Самнитских войн.

Пришел, увидел, победил!

Rome II , как мы уже и говорили, имеет множество структурных изменений по сравнению с другими играми серии. Главным образом они касаются глобальной карты. Во-первых, выглядит она без всяких преувеличений шикарно. Города из абстрактных крепостей, обнесенных забором, превратились в масштабные поселения, внутри которых можно даже увидеть реально находящиеся там здания и инфраструктуру.

Во-вторых, карта по-прежнему разделена на провинции, но вместо одного поселения они теперь состоят из нескольких. Стеной обнесена только столица региона, а управляются все города из одного общего меню. При удержании провинции целиком появляется возможность издавать эдикты, дающие те или иные бонусы всему региону. В-третьих, армию отныне собирают не городские власти (что всегда было довольно странно), а лично военачальник. При этом сам генерал вербуется в нужном городе - ждать, пока ИИ подберет достойного кандидата, больше не нужно.


Сильно преобразились морские сражения. Нет, менее бестолковыми они не стали: корабли все так же сбиваются в бесформенную кучу, а наиболее действенная тактика в такой ситуации - набрать побольше штурмовых квадрирем и затаранить противника до смерти. Тем не менее, смотрится все это на новом движке на порядок эффектнее. Однако главное вовсе не это. Для того чтобы перебросить армию на небольшой островок, раньше часто нужно было строить сперва порт, затем корабли, а потом, рискуя всей армией, прорываться к нему на единственном утлом суденышке. Теперь же сухопутная армия, направленная в воду, просто грузится на транспортные суда (строить отдельно для этого ничего не нужно), которые при необходимости могут даже принять бой. Не менее универсален стал и сам флот. При необходимости он может выступить в качестве подкрепления сухопутным войскам, высадив десант в нужном месте.

Агенты делятся на три типа. Соглядатаи, воители и сановники. Первый - типичный убийца, которого не видно на глобальной карте, второй - эдакий Брюс Уиллис древнего мира, полагающийся на грубую силу. Ну и третий - дипломат, никогда не пачкающий руки самостоятельно, зато успешно пропагандирующий преимущества собственной культуры. К сожалению, как и раньше, даром они не работают, зато отлично подходят для того, чтобы обезглавить вражеское войско или обезвредить назойливого вражеского агента.


Игровых фракций представлено не так уж много, что дает игре неплохой потенциал для грядущих DLC. Некоторые и подавно отличаются только тем, какая фамилия будет стоять во главе страны. Например, в случае с Римом это семейства Юлиев, Юниев и Корнелиев. К счастью, в отличие от оригинального Rome , на карте присутствует лишь одна римская фракция.

Лоск и глянец

Тактический режим в отличие от стратегического изменился не сильно. Ключевое нововведение здесь - возможность активно использовать рельеф. Дело в том, что отряды от противника теперь можно прятать не только в лесу, но и, например, за горой. Правда, и от врага стоит ожидать того же. Благодаря этому геймплей стал немного глубже. Ну и, конечно, нельзя не сказать про существенно выросшие масштабы. Изначально может показаться, что даже в режиме максимального ускорения битвы отряды перемещаются из точки «А» в точку «Б» очень медленно. На самом же деле карты стали настолько огромны, а отряды многочисленны, что при участии нескольких армий происходящее начинает напоминать фильм «Троя» в моменты батальных сцен.


Пользовательские и полностью настраиваемые битвы никуда не делись, как не обошлось и без фирменных исторических битв. Немного удручает лишь их скромное количество. Мультиплеер представлен как поединками на тактической карте, так и сетевой кампанией. Причем последнюю можно проходить в двух режимах: совместном и индивидуальном, в котором главная цель - как раз таки уничтожить своего оппонента.

Радует и проработка местности. Крупные города стали действительно крупными. Здесь есть храмы, театры и даже трущобы, расположенные за стенами города. В порту Александрии стоит знаменитый маяк, а на острове Родос не менее известный колосс. Все это делает поле битвы куда живее, чем оно выглядело раньше. Как нам и обещали, солдаты представляют собой довольно разношерстное войско.


Что еще заслуживает отдельного упоминания, так это искусственный интеллект. Он действительно поумнел. Противник может держать отряды в резерве, прятаться за горами, распределять силы, выманивать игрока на выгодную для него позицию и даже весьма успешно избегать встречи с вашими войсками на глобальной карте. При этом, как и раньше, иногда он совершает просто поразительные глупости. К примеру, имея значительное превосходство в силах, ИИ однажды отправил всю армию, защищающую город, в погоню за полуразбитыми копейщиками, что позволило вашему покорному слуге высадить два отряда с другой стороны поселения и занять центральную площадь, обеспечив тем самым победу.

Понятно, что игра потребляет значительное количество ресурсов компьютера. Rome II может подтормаживать даже на мощных машинах. Встречаются и технические недочеты. Так, даже в режиме «ультра» текстуры бойцов выглядят порой не так, как хотелось бы, а включенное сглаживание не обеспечивает достаточной проработки граней объектов. Тем не менее благодаря тщательной проработке местности и масштабу происходящего выглядит игра очень и очень хорошо.


В завершение хочется сказать про атмосферу. Да, в Rome II есть что-то от сухого и педантичного историка, крайне придирчивого к деталям и выдающего слишком много специализированной информации. Однако ряд факторов очаровывает настолько, что разбираться во всех хитросплетениях истории, политики и экономики хочется самому. Великолепные арты в качестве загрузочных экранов, отличная музыка, сопровождающая нас на протяжении всего действа, сложность, с которой достается каждое отвоеванное поселение - все это заставляет искренне привязаться к игре.

Порой слишком сложная и пересыщенная деталями Rome II способна оттолкнуть многих новичков, однако распробовав ее как следует, оторваться, скорее всего, уже будет невозможно. Внушительный масштаб, тщательная проработка деталей и широкие возможности делают ее главной стратегией этого года

Любители компьютерных стратегий прекрасно знакомы с серией Total War. И когда состоялся анонс Total War: Rome 2 заволновались не только они, но и вся остальная игровая общественность. Как-никак переосмысление оригинальной Rome: Total War было сложной задачей, и ожидания от новой игры были очень велики. Что же получилось у разработчиков из The Creative Assembly? Читайте об этом в нашем обзоре!

С первых минут и до самого конца Total War: Rome 2 полностью погружает игрока в мир античных городов и рослых легионеров. Интересный и захватывающий пролог - только начало, далее игрока ждет длительная и сложная одиночная кампания, а после еще много обещанных разработчиками приключений.

Однако какую бы вы не выбрали цивилизацию для покорения мира, вас не оставит ощущение дежа-вю, как будто бы все это мы уже видели в Rome: Total War . В сиквеле разработчики действительно постарались на славу, но, как это часто бывает, игра все еще нуждается в некоторой доработке.

Удалось ли The Creative Assembly удержать марку качества?

Скорее да, чем нет. Существенно улучшены как мелкие детали игрового процесса, так и его более крупные части. Начать, пожалуй, стоит с того, что карта в игре просто колоссального размера. И хотя городов стало чуточку меньше, это практически не чувствуется - настолько масштабна игра.

Развитие идеи с регионами также оказалось очень удачным решением. Вам потребуется некоторое время на то, чтобы освоить все тонкости работы с новой территориальной единицей, но как только промежуточный этап будет пройден, вы оцените, насколько это мощное решение.

Важно, чтобы в регионе вы могли обучить основных и вспомогательных юнитов, а также обладали всеми типами зданий. Больше не обязательно строить в каждом городе одни и те же здания, более того, разработчики даже зарезали такую возможность на корню. От вас просто требуется подбирать постройки, подходящие под другие условия, например, строить рудники в горах, или совмещать казармы основных войск с храмом Марса, дабы воины получали дополнительный опыт.

Мало отхватить у врага один город - важен полный контроль над всем регионом. До тех пор, пока вы не завладеете им целиком, население в городах будет бунтовать и пытаться свергнуть вашу власть.

Радует и система дипломатии. Она подчерпнула идеи из Civilization, так что вы можете вести переговоры по целому ряду вопросов, а также предлагать свои условия, денежное вознаграждение или ресурсы. Агенты тоже играют намного более важную роль. Во-первых, они насаждают вашу власть в захваченных провинциях и добиваются лояльного отношения населения, а во-вторых, уничтожают вражеских агентов и предводителей. Все свои функции они выполняют за немалые деньги, так что нужно внимательно выбирать из доступных вариантов. В случае провала операции деньги вам никто не вернет, а агента могут поймать или убить.

Очень удобным получился и интерфейс на тактической карте. Как бы диковинно не выглядели пиктограммы юнитов, впервые можно получить такую подробную информацию о каждой боевой единице, быстро отдать нужный приказ или применить специальную способность. Поскольку все выполнено в минималистическом стиле, у вас не должно возникнуть проблем.

Как показала практика, удобнее управлять 40 юнитами единолично, чем поочередно пропускать армии по 20 единиц. Большие карты этому только способствуют: с их помощью вы легко объедините две армии в армаду и устроите «зерграш» врагу. Но самым грандиозным улучшением, пожалуй, можно назвать систему традиций легиона и прокачки генерала.

Теперь вы решаете, какие способности и бонусы получат все ваши легионеры. Тяжелые пехотные подразделения могут получить серьезную прибавку к рукопашному бою, в то время как войска поддержки и конница - бонус к восстановлению отряда или к урону. Именно теперь ваших бойцов можно назвать закаленными в сражениях ветеранами, проверенными временем и жизненными трудностями. В дополнение к этому генерал, главное лицо в армии, получает за каждую битву очки опыта, распределяемые как на него лично, так и на весь легион.

Система технологий тоже претерпела ряд изменений. Разработчики сгруппировали открытия античности и попытались так вплести их в геймплей, чтобы они оказывали определенное влияние. Например, мало просто вкачивать военную мощь, нужно уделять внимание и другим ветвям развития. Особенно общественному порядку и развитию культуры. Лучше захватить город с близкой культурой слабыми юнитами и не иметь проблем, чем пройтись по городам врага огненным смерчем, а затем бегать через всю карту и подавлять восстания, потому что местное население не готово принять блага Римской цивилизации.

Удалось ли The Creative Assembly выпустить игру, претендующую на звание лучшей в серии?

Скорее нет, чем да. По крайней мере, на текущий момент. Можно констатировать, что в Total War: Rome 2 не обошлось без спорных решений в геймплее и негативных изменений. Так, например, отсутствуют сезоны года. Эта важная черта всей серии была убрана, поскольку разработчики решили, что слишком большое количество ходов мешает игрокам получать удовольствие.

Возможно, смена сезонов появится через фундаментальное обновление, с фанатской модификацией или с очередным платным дополнением, однако их отсутствие в основной игре не делает чести разработчикам. Как бы то ни было, это серьезное упрощение не дает возможности прочувствовать все тяготы солдатско-командирской жизни. Сказывается и количество ходов, которое ограничено тремя сотнями. Дальше играть не получится.

Проблемы затронули и интерфейс на глобальной карте, а именно строительство зданий. Пиктограммы, которые заменили традиционные изображения зданий, не дают никакого представления о том, что же будет построено на самом деле, поэтому приходится обращаться к справочным материалам, причем требуется читать не только описание самого здания, но и его последующих улучшений. Проблема в том, что справочная информация доступна только через Интернет, так что начинать играть в Total War: Rome 2 без него просто бессмысленно. Вам в любом случае потребуется помощь.

Лохолизация

Очень большие проблемы испытывает локализация. Как бы не заверяли специалисты «1С-СофтКлаб», но им еще предстоит много работы. Мало того, что качество русской локализации просто хромает, так еще и перевод подчас не несет совершенно никакой нагрузки.

Как видно на скриншоте выше, английский текст просто не успели перевести! Все вышеперечисленные проблемы затрагивают не только названия зданий и сооружений, но и энциклопедию игры. Перевод вводит в заблуждение, особенно это касается характеристик юнитов.

Совет в такой ситуации может быть только один - играйте в английскую версию игры, или подождите, когда локализаторы исправят перевод.

Игровой процесс как он есть

Удивительно, но геймплей в Total War: Rome 2 не претерпел каких-то серьезных изменений. Можно сказать, что перед нами оригинальная первая часть с рядом отличных улучшений. Хотели командовать большим количеством юнитов - пожалуйста, высадить морской десант - на здоровье, использовать больше техники на поле боя - милости просим.

Искусственный интеллект (ИИ) также подвергся немалым улучшениям. Он старается зайти в тыл с помощью конницы, учитывает особенности тех или иных юнитов (фаланга, например, ставится вперед, а по бокам ее прикрывает пехота), занимает более выгодную диспозицию и больше не бросает своего генерала в самую гущу боя.

В мультиплеере дела обстоят не так однозначно. Если в дуэли все решают пинг и количество боевых единиц в вашей армии, то в битве союзных фракций имеет смысл сначала вдвоем завалить одного соперника, а затем общими усилиями уничтожить второго. Ну а пока особой тактикой в мультиплеере похвастаться не получается - просто числом задавят.

Оптимизация, графика и дизайн локаций

Еще один плюс в копилку Total War: Rome 2 они стали намного более холмистыми, а локации в горах так и вовсе представляют из себя сплошные ухабы.

Заключение

Total War: Rome 2 сделала шаг в первую очередь как глобальная стратегия. Теперь мало просто строить всё подряд. Приходится внимательно изучать экономику и ресурсы региона, чтобы строить действительно полезные здания. Перекочевало и разделение городов по типу набираемых юнитов. В конкретном городе можно создавать или основные, или вспомогательные войска, но зато в рамках одного региона у вас будет полный спектр воинов.

Важно хоть иногда заходить в окно дипломатии и просматривать ситуацию о важнейших политических событиях в мире. Авось вы увидите ослабленного войнами соседа, которого можно быстро разгромить или же помочь, дабы забыть о сложных границах на некоторое время.

Что касается тактической части, то она не растеряла черты, делающие ее очень похожей на оригинальную составляющую Rome: Total War . С уверенностью можно сказать, что разработчики отполировали классический геймплей до блеска и даже расширили игру с помощью новых юнитов и интересных дизайнерских решений. В итоге у сиквела имеется практически всё, чтобы называться лучшей частью серии.

13 лет развивали свою орденоносную серию бравые британские разработчики из The Creative Assembly. 13 лет они обкатывали свой фирменный и уникальный геймплей, совмещающий пошаговую стратегию с битвами в реальном времени. Все это время они улучшали и дополняли геймплей новыми деталями, делая его более глубоким. Мы побывали с вами за это время в различных временных эпохах, с различным геймплеем, соответствующим определенной эпохе. Были мы в античности, средневековых Японии и Европе, в эпохе колониальных и наполеоновских войн… в войнах Босин поучаствовали, в конце концов!

Но вот опять пришло время вернуться обратно в античность. Ведь именно этого настойчиво требовали фанаты серии от разработчиков последние пару лет! Ведь именно Рим Тотальная Война стал той искрой, из которой возгорелось пламя всенародной любви к серии. Как бы ни были инновационны и свежи первые Сегун и Медиивал, именно Рим привел в серию несметные полчища поклонников. И некоторые из них (вы не поверите!) до сих пор продолжают в него играть спустя столько лет!

Поэтому, когда в июне прошлого года СА анонсировали , это произвело эффект разорвавшейся бомбы! Весь этого год мы ловили крохи информации от пиарщиков СА и строили догадки, спорили о недостатках, вели кровопролитные холивары на всевозможные темы. И вот час релиза неотвратимо приближается… с чем же мы подходим к нему?

Первое, с чего стоит начать и сразу же усвоить: да, несмотря на то, что сама основа геймплея все та же, что и 13 лет назад со времен первого Сегуна, тем не менее, по общим ощущениям и нововведениям, это совершенно новая, другая игра, которая существенно отличается в деталях от всего, что мы видели в серии Total War ранее.

Изменения коснулись многих аспектов игры, а с первым Римом игру связывает разве что общий сеттинг и пафос)).

Первое, что бросается в глаза, это масштаб происходящего! Действительно, запуская, в первый раз кампанию и глядя на карту мира, реально чувствуешь головокружение. Во-первых, от осознания истинных гигантских масштабов Rome II, и, во-вторых, оттого, что на всей этой гигантской территории (от Гибралтара на западе до среднеазиатских земель на востоке, от британских островов на Севере до мертвого моря на Юге) по-настоящему кипит жизнь! Разработчики постарались на славу. Глобальная карта выглядит настоящей, все благодаря окружению. Если камеру выставить высоко, можно увидеть облака и дымки в небе, на самой карте то птицы пролетят, то какая-нибудь живность проскачет. Даже те же пустыни выглядят по-особенному и можно с уверенностью сказать, что в них так же течет жизнь.

Помимо явных держав-лидеров есть множество стран-миноров, и общее количество всех фракций зашкаливает за сотню!

И все они имеют своё мнение относительно своих соседей, и все друг с другом каким-либо образом взаимодействуют. Здесь следует сказать, что разработчики на этот раз не стали привязывать поведение некоторых стран к тому, какими они были в реальности. Яркий пример тому – Рим. Как вы помните, в первой части римские дома были по-настоящему несокрушимы, по умолчанию имели явное преимущество среди всех остальных фракций, и единственная сила, которая могла их остановить, – это сам игрок. В остальных же случаях все зависело от того, как долго они будут воевать с остальными державами перед тем, как захватят мир. Тот же Карфаген, к примеру, после долгих войн всегда проигрывал.

Теперь разработчики решили отказаться от этой концепции и предоставить все воле случая. И правильно сделали, на мой взгляд! Вот яркий пример: я два раза начинал новую кампанию - сначала за Афины, затем за Парфию. И каждый раз ситуация на глобальной карте была разная. В первый раз Рим вообще за 20 лет игрового времени с момента начала кампании ничего не смог противопоставить Карфагену, еле-еле повергнув Этрусков. В следующий раз они уже активно воевали друг с другом. Причем так же следует добавить и тот факт, что не все фракции-миноры будут эдакими грушами для битья. Далеко не факт, что маленький народ падет от рук более сильного противника. Снова пример из моей, теперь уже парфянской кампании. Мои союзники Даки, будучи с одним ветхим городишкой, с самого начала начали упорно теснить более сильную Бактрию, пока та не согласилась стать их вассалом.

Дипломатия.

Кстати о взаимодействии с союзниками и о дипломатии в целом.

Новая дипломатия стала куда более интересной и проработанной, хотя на первый взгляд кажется, что все по-старому. Действительно, тут все на месте – можно заключать союзы, просить денег или требовать дань, подписывать торговые соглашения и так далее. Но теперь с новым искусственным интеллектом дипломатия заиграла новыми красками. Она стала более осмысленной, логичной, интересной, что ли. Каждая фракция уже имеет определенное отношение к вам и даже может иметь на вас долгосрочные планы, не раскрывая при этом всех своих карт. Но без новшеств также не обошлось. Появились новые варианты взаимодействия. К примеру, теперь вы можете через третью сторону начать войну, потребовать разрыва торговых отношений или союза с неугодной вам державой, уговорить их на войну против ваших врагов. Изменился как таковой и союз между фракциями. Теперь есть два вида союзов – защитный союз и военный союз.

Само собой, они отличаются по своим функциям. Защитный союз нужен для обороны своих границ от неприятеля. При этом вы обязаны будете оборонять своего союзника от того, кто на него напал. То же самое должны выполнять и ваши союзники. Ну и военный союз: на кого бы ни напал ваш союзник, его противник автоматом становится и вашим противником, и ваш союзник может запросить вашу помощь в борьбе. Кстати, реализована эта фича очень интересно. Дело в том, что теперь можно попросить своего союзника об атаке на вражескую армию или поселение. Выглядит это так - вы нажимаете на вызов глобальной карты, выбираете союзника, затем особой иконкой курсора выбираете потенциальную цель. Затем ждете, как на это отреагирует ваш союзник. Если у вас с ним хорошие отношения или если это соответствует его дальнейшим планам, то союзник придет к вам на помощь. Уж не об этом ли долгие годы мечтали все стратеги и полководцы в серии Total War? Теперь такая возможность нам доступна.

Еще одно новшество в дипломатии – пакт о ненападении (прям таки привет Hearts Of Iron).

К примеру, если вы не собираетесь заключать союз с соседней фракцией по различным причинам, но и не хотите с ними воевать, либо она банально сильнее вас, то вы сможете попробовать заключить с ней пакт о ненападении. Изначально каждый пакт о ненападении равен 10 ходам. Если за это время одна из сторон нарушит договор, то затем какая-либо адекватная дипломатия между этими державами долгое время будет невозможной. Одна из сторон будет с полным презрением относится к той, кто нарушил данный договор.

Есть и еще одна интересная особенность. Все играбельные фракции уже со старта имеют первоначальные особенности. К примеру, у Афин есть бонус при переговорах с эллинскими фракциями, у парфян - бонус к коннице, и так далее. Все это так же существенно влияет на геймплей.

У каждой фракции есть свои круги правления и свои семьи, у которых есть рычаги власти. Самыми проработанными в этом аспекте считаются римские и карфагенские семьи. При игре за эти фракции ждите постоянных дворцовых интриг, драматичного развития сюжета и различных неожиданных действий, вплоть до дворцового переворота.

Миссии, которые вам предстоит решать в борьбе за удержание власти, также очень нетривиальны. Где-то вас попросят устранить определенного человека, который мешает текущей верхушке власти, где-то уже вас самих шантажируют и надо принять нужное решение. И это еще самые простые примеры.

У других фракций такого разнообразия нет, самих квестов, связанных с этим, поменьше и они не такие масштабные, но, тем не менее, все равно очень разнообразят геймплей. Играя, к примеру, за Парфию, я решал различные локальные проблемы. Например, однажды ко мне пришел иностранный торговец с просьбой начать торговлю нашими эксклюзивными парфянскими конями. Плюс от этого – увеличение прибыли и денег в казне. Минус – наши потенциальные враги смогут получить прекрасную ударную конницу. В другой раз меня пытались шантажировать семьи-соперники и очернили мое имя. Мне на выбор было предоставлено очистить своё имя, но при этом я должен был потратить чуть ли не половину бюджета своей державы, в противном случае у меня увеличился бы процент дурной славы и моя популярность при дворе и в народе сильно пала бы. И таких примеров можно предоставить множество.

Эволюционировали технологии. Впервые эта фича была введена еще в Empire: Total War и все это время доводилась до ума. В Total War: Rome II базовые, простейшие технологии, которые открывают доступ к более продвинутым, одинаковы для всех. Затем же остальные технологии уже подразделены на культуры. То есть у Рима свои технологии, у Карфагена свои, у Эллинов свои, у восточных фракций и варваров свои. Есть две ветви данных технологий – военные и социальные. Те, в свою очередь, еще подразделяются на подгруппы. Таким образом, получается достаточно ветвистое древо технологий. Грамотный баланс между военными и социальными технологиями – вот ключ к успеху и процветанию вашей фракции.

У каждой фракции есть набор из трех агентов: воитель, шпион и сановник. Их функции и способности примерно аналогичны своим братьям из Shogun 2. Воитель может подбадривать войска, находясь рядом с ними, а также пытаться устранить вражеских агентов; Шпион разведывает обстановку, может поднять бунт в поселении, отравить воду, чтобы уменьшить численность гарнизона, также попытаться устранить вражеских полководцев или агентов, или же попытаться переманить их на свою сторону.

Кроме того появились такие аспекты, как лимит на агентов и лимит на армии, а также шкала мощи фракции. Первоначально лимит на агентов и шпионов существенно сужает ваши действия. Для небольших фракций, таких как Афины или, к примеру, Парфия, лимит на войска изначально равен трем армиям максимум, они имеют право иметь по одному агенту (по одному воителю, одному шпиону и одному сановнику одновременно) и одному флоту. Это существенное изменение теперь самым непосредственным образом изменяет весь ход ведения войн. Теперь, когда есть лимит на войска, агентов и флот придется изрядно подумать головой, прежде чем начинать масштабные военные действия. Ибо всегда есть шанс, что к вам зайдут в тыл, а все силы у вас на передовой. Постепенно с захватом новых земель, и чем больше вы повергнете своих врагов, тем больше заполняется ваша шкала мощи фракции и лимит на войска, агентов и флот увеличивается.

Теперь погорим о менеджменте в Total War: Rome 2 . Теперь все постройки в провинции ведутся из столицы. То есть именно в столице региона можно регулировать налоги и определять, какие строения в каком поселении необходимо возводить. Само собой, то же самое вы можете сделать и в нестоличном городе. Расширяются столицы регионов очень красиво и визуально похоже на то, как это делается в заставке сериала «Игра Престолов».

Баттлфилд!

Теперь поговорим о том, что касается непосредственно боевки, а именно обычных полевых сражений, осад поселений и морских сражений и общем управлением армией.

В самом сражении теперь появился кинематографичный режим камеры. Вы нажимаете на специальную кнопку, элементы интерфейса убираются, камера приближается вплотную к определенному отряду и вам показывается все происходящее вокруг под кинематографичным ракурсом. Рассматривать сражения в этом режиме – настоящее пиршество для глаз, особенно когда собрались многочисленные армии. Так же теперь доступны многочисленные предустановки для войск - в какой формации их можно поставить перед началом битвы.

Сами битвы весьма зрелищны. Обещанная СА качественная анимация действительно впечатляет. Солдаты наступают, предусмотрительно укрываясь щитами от вражеских стрел, некоторые отряды могут сформировать особые построения, к примеру, римские легионеры могут перестроиться в черепаху, гоплиты и сариссфоры могут образовать фалангу, при этом замедлив движение, но соблюдать строй, и так далее в этом роде. Короче говоря, по красоте и проработке битв у СА до сих пор нет равных. Конечно, при стычке многотысячных армий массовой кучи-малы не избежать, ведь и в реальности происходило примерно так же.

Отдельно порадовала конница. Любой вид конницы может спешиваться и сражаться в пешем строю, а конные лучники уже ближе по поведению к своим предкам из первого Рима, нежели к стрелковой коннице-слоупоку из Empire: Total War, что, конечно же, радует. Стреляют на ходу, активно перестреливаются и держат дистанцию.

Осады прогрессировали, и Total War: Rome 2 наконец-таки развеял мнение, что на warscape нельзя реализовать нормальные осады. Мы можем строить различные осадные сооружения, такие как тараны, галереи (приспособление, защищающее солдат от стрел и огня), величественные осадные башни, лестницы, тараны для ворот, метательные осадные машины, такие как онагры и другое. На все это тратятся очки постройки, и придется изрядно подождать, пока все это построится. Кстати, раз уж мы коснулись осад, то стоит отметить еще одну немаловажную вещь. Стенами обладают только столицы провинций, остальные же поселения без стен. Было много негодований по этому поводу среди комьюнити. Дело дошло даже до поливания грязью игры и разработчиков, а попросту говоря - хейтерству. Что же, готовим полотенца для отмывания и посылания в нокдаун данных хейтеров.

На самом деле, пока лично не поиграешь в Total War: Rome II , не поймешь почему СА пошли на такой шаг. А все на самом деле очень просто. Дело в том, что с самого начала кампании осада Столицы региона, то есть поселения со стенами, – это труднейшая для неокрепшей армии задача! Особенно, если помимо изначального гарнизона, там находится регулярная армия противника.

Вот некоторые нюансы. Как мы помним, в первом Риме при осаде города большой армией мы могли сразу же за один ход наклепать множество осадных орудий за раз. Теперь же это ушло в прошлое. Любое осадное орудие, будь то лестница, осадная башня, таран, строятся каждая за один ход, независимо от того, насколько большая у вас армия. То есть, если вы решили снарядить для осады армию двумя лестницами, двумя башнями и одни тараном, извольте ждать 5 ходов, пока все это построится. А еще ведь надо учитывать, что осаждающие несут небоевые потери каждый ход при осаде такого поселения со стенами, причем существенные. Потерять по 100-200 солдат за ход – обычное явление. Осажденные так же несут небоевые потери, но только в том случае, если у столицы региона нет порта, в который приходит снаряжение и провизия. В этом случае придётся сначала блокировать порт, а лишь потом браться за осаду.

Более того, многих раздражал тот факт, что стены онаграми достаточно быстро разносились и что можно было вообще не использовать эти лестницы, башни и все в этом роде. Некоторая доля истины в этом есть, правда стоит помнить, что эти самые онагры или катапульты с самого начала вам недоступны и чтобы их открыть, придется либо изучать технологии военного дела в ветке осадных орудий, либо заполучить для вашей армии традицию в сфере военной инженерии.

Вот так мы плавно перешли к еще одному новшеству со стороны разработчиков. Отныне армия, успешно выступающая в боях, растет в уровнях, и при достижении нового у неё открывается доступ к так называемым «традициям». Это такие трейты, которые дают бонус на выбор и делают ваше войско более специализированным. К примеру, повысить урон от ближнего боя, дать бонус стрелкам или специализировать армию на ведение осад и постройку уникальных осадных орудий.

Никуда не делась и прокачка генералов. Она так же богата на возможности и, в конце концов, можно прокачать универсального генерала, у которого будут бонусы к командованию, хитрости, харизме и тому подобное.

Сами армии на глобальной карте теперь имеют несколько режимов для перемещения.

  • Обычный режим без каких либо особенностей или бонусов. Ускоренный марш – даёт существенный бонус к дальности передвижения на глобальной карте, но при этом налагается штраф к защите всех войск и невозможностью атаковать из этого режима
  • Оборонительный режим. Войска окапываются и встают лагерем. Бонус – увеличение защиты, но войска не имеют возможности передвигаться.
  • Режим засады. Бонус – армия невидима для врага, если только не была предварительно замечена вражьим шпионом. Так же может построить орудия для засады, к примеру, огненные шары. Минусы – передвижение невозможно.
  • Режим налета. Бонусы – содержание войск -20%, боевой дух солдат - +5, но в то же время штраф к дипломатическим отношениям с державой, на которую делается налет, беспорядки в области, по отношению к которой совершается налет, а так же ваша армия передвигается наполовину медленнее, чем при обычном режиме.

Система подкреплений осталась та же, что и в FOTS - 20+20. При этом одновременно вы можете командовать как основными силами, так и подкреплением, сведя общее количество войск к 40 отрядам со своей стороны одновременно. То же самое касается и ИИ. Общее поведение ИИ на глобальной и тактических картах мне показалось весьма адекватным. Он везде ищет для себя выгоду и не будет делать необдуманных поступков. И да, забудьте теперь про уловки и фишки против искусственного интеллекта, которые работали в том же первом Риме или втором Средневековье. Это когда вы чарджем генеральской конницы разбивали превосходящую армию противника или выманивали войска под стены городов. Теперь эти финты не работают более, а если вы пытаетесь победить существенно превосходящие вас силы противника, то знайте: даже на среднем уровне сложности, шансы реализовать это очень и очень низки. Теперь Героические Победы действительно оправдывают своё название и будут вам потом снится по ночам!

А все благодаря грамотному командованию ИИ своими армиями. Кремниевый соперник более не ведет в самоубийственную атаку полководца, грамотно рассчитывает каждый отряд противника и выбирает, какой опасен для него, а по кому лучше сразу нанести удар, более того, он так же учитывает особенности рельефа и местности, грамотно пользуясь этим. Еще стоит сказать, что для ИИ писались отдельные линии поведения во всех режимах передвижения армии. То есть при режиме налета, ИИ будет действовать именно исходя из данного режима, стараясь получить от него как можно больше плюсов. И так же в других режимах.

Море, море...

Ну и на десерт – морские бои в Total War: Rome 2 . На мой взгляд, самые диковинные и необычные во всей серии. Вообще сами корабли разделяются по специальности. Есть корабли с дальнобойной артиллерией – наносят разрушительный урон, но ужасно неточны и попадают в цель раз в сто лет. Есть корабли для перехвата, дистанционной борьбы и самое моё любимое – для прямого боя и тарана. Хотя абсолютно любой корабль можно переключить в режим абордажа или тарана, но, само собой, надо понимать что корабль, не рассчитанный для тарана, будучи направленный на здоровенный флагманский корабль, сам и потонет. Абордаж происходит несколько комично – при сближении с одного из кораблей солдаты начинают натурально перепрыгивать на корабль противника, что бы уже там дать ему решающий бой. Выглядит довольно нелепо - они банально прыгают на другой корабль! Хотя бы анимацию карабкания с корабля на корабль сделали, что ли…. Но и на том спасибо))

Но самое зрелищное, что есть в морских боях, – это, конечно же, прямой таран! Какой урон будет вражьему судну, зависит от самого корабля под вашим управлением. От небольших повреждений до полного уничтожения и разборки корабля на запчасти. При этом смотреть на разлетающихся в разные стороны солдатиков противника – одно удовольствие.

Единственное серьезное нарекание, которое у меня вызывают морские бои, – это их слишком высокая скорость, а точнее высокая скорость передвижения кораблей. И если мелкие морские стычки вы еще в состоянии контролировать, то когда собирается полный комплект флотилии, все превращается в натуральную свалку из досок и трупов. То, что происходит с флотом, - это настоящий хаос. Пока вы пытаетесь навести порядок на левом фланге, вы видите, что правый уже полностью разбит, а в центре непонятная ситуация. Хотя, вполне возможно, я еще не знаю всех хитростей ведения морского боя, так как не проходил обучение, а сразу взялся за кампанию. Но бои на море действительно происходят слишком быстро. Сухопутные бои в этом плане просто таки образец для подражания. По крайней мере, даже при командовании всем стеком, ты успеваешь раздать приказы отрядам и наслаждаться боем. Скорость передвижения у сухопутных войск примерно равна скорости юнитов в Napoleon: Total War

Подводя итог нашего обзора, выводы можно делать самые что ни на есть радужные. Можно заранее начинать отмечать приход, пожалуй, лучшей игры в серии Total War со времен первого Рима. Все подозрения в аркадности и упрощенности игры просто разбились, как волны о скалы: геймплей, вопреки ожиданиям, стал более проработанным и глубоким. Он полностью засасывает тебя с головой! Ваш покорный слуга, к примеру, провел в обнимку с игрой не одну бессонную ночь, и только физическая потребность организма во сне вернула меня в реальность.

Из недоработок пока что следует отметить слишком быстрые и плохо управляемые морские бои (хотя я возможно еще не привык к ним) и тормоза на высоких настройках графики. Но на то они и высокие, что бы испытывать топовые системы на прочность, хотя из предложенных вариантов настроек графики (низкие, средние, высокие, очень высокие, ультра и экстремальные), даже на средних и высоких настройках игра вполне радует глаз своей непревзойденной графикой. Хотя я более чем уверен, что это все недоработки пресс-версии, а релизная версия будет более оптимизированной.

Так что все ждем 3 сентября и вкушаем наконец-таки второе пришествие Великого и Ужасного (точнее скачать Прекрасного) Total War: Rome 2 !

Ave, The Creative Assembly! Ave!

Наверное, мало кто удивился, что после грандиозного перезапуска , объявила, что готовит новую стратегию о жизни полководца времён Римской империи. В своё время первая игра задала новую планку в жанре глобальных военных стратегий.

Также неудивительно, что не стала изобретать велосипед, а просто слегка его модернизировала. Вобрав в себя всё лучшее, что было во , игра слегка изменила некоторые игровые концепции, да увеличила поле боя, в целом оставаясь старой доброй тактикой.

Самой компании Creative Assembly остаётся только завидовать. Целых тринадцать лет они преданны одному и тому же жанру, и каждый раз им удаётся, привнося в очередную игру нечто новое, сохранять ту самую эфемерную субстанцию, что среди игроков принято называть «душой». В этом плане оказался довольно консервативным. В итоге получился обыкновенный хит.

Bene Ambula Et Redambula

/Cчастливого пути и благополучного возвращения/

На дворе год 272 до нашей эры. Риму только предстоит стать великой Империей, в Египте наводит свои порядки самопровозглашённый фараон Птолмей II, а дикие британские варвары просто бьют друг другу рожи и всячески веселятся. Пафос ситуации призван разбавить игрок своими мудрыми или не очень действиями. Двигайте вперёд прогресс, завоевывайте соседей, интригуйте и попытайтесь как можно больше провинций перекрасить в свой цвет. Стандартная работёнка античного полководца, в общем.

Помимо титульного Рима в игре нашлось место варварам, спартанцам и другим экзотическим античным зверушкам. Собственно, в вы освоитесь в течение пяти минут, если играли в первую часть или хотя бы недавнего «Сегуна 2» , и потратите десять минут на то, чтобы вникнуть в ситуацию, если ранее не видели ни одной игры из вообще. Как и прошлые игры, Rome II ловко балансирует на грани двух жанров – на глобальной карте мы в пошаговом режиме передвигаем армии и отстраиваем города. Едва наши войска наткнутся на армию или город противника, включается тактическая битва в реальном времени, где мы вволю можем покомандовать когортами, манипулами, флотами и прочими бандформированиями. Во главе каждой армии стоит генерал, а пить из врагов кровь можно при помощи трёх видов агентов. Знакомо?

Но прежде чем погрузиться в пучину забот античного полководца, следует выбрать себе сторону конфликта по вкусу. Разработчики расщедрились и напихали в игру не только титульный Рим и сопутствующие ему Карфаген, Египет и Грецию, но и целую орду немытых, диких, но симпатичных варварских племён, которым почему-то не слишком нравятся хвалёные римское право, римские дороги и римские легионы. И пока один игрок из кожи вон лезет, чтобы построить величайшую в истории империю, другой с глупым гиканьем может попытаться её развалить. И то, и другое очень весело.


/По когтям льва узнают/

Как говорилось выше, каждая сторона делится на несколько фракций. Например, в случае с Римом, это одна из трёх знатных семей. В случае с варварами – разные племена. Играя за греков, можно даже взять под командование знаменитых спартанцев и серьёзно навести ими шороху в регионе. Одним словом, есть из чего выбирать. При этом каждая сторона может похвастаться своими зданиями и отрядами. Особо погоды они не делают, но порой именно какая-нибудь преторианская гвардия или боевые друиды оказываются той соломинкой, что перебивает хребет врагу в генеральном сражении. Принимая во внимание, что расписать достоинства и недостатки всех уникальных отрядов в одной статье нереально, предлагаем вам ознакомиться с ними самостоятельно. В любом случае, осознание того, что вы командуете знаменитыми легионами Рима, очень тешит самолюбие.

Но вот мы сошлись на карте с врагом, и, конечно же, на первых порах ни за что не доверим компьютеру автоматически просчитывать шансы наших парней на успех, и полезем в битву сами. Несмотря на то, что выглядит всё очень свежо и ново, тактические бои преобразились весьма условно. Во-первых, карты сражений стали гораздо больше, что можно поставить игре одновременно и в плюс, и в минус. Во-вторых, теперь при осаде недостаточно сломать городские стены и вырезать всех, кто там за ними прячется – если речь идёт о штурме крупного города, извольте захватывать и удерживать ключевые точки. В-третьих, в бою теперь может участвовать одновременно армия и флот, и это серьёзно преображает ситуацию вообще. Только представьте – легионы слаженно маршируют к стенам, а тем временем потрясающе прорисованные корабли, по палубам которых снуют солдаты и члены экипажа, бомбардируют укрепления. Огонь, пыль, крики умирающих – а наши триремы слаженно ударяются в берег, и по сходням, а то и так, перемахивая через борта, высаживаются всё новые и новые полки. Тем временем, бедный и несчастный игрок сушит себе мозги, чтобы уследить за всем, что творится на поле боя...


Veni, Vidi, Vici

/Пришёл, увидел, победил/

Впрочем, со временем понимаешь, что ратные подвиги – это ещё половина дела. Не всякий город можно безболезненно взять нахрапом (на самом деле всякий, лишь бы мяса хватило, но это же не наш путь), не каждого врага запугать силой армий. И тут на помощь приходят интриги. К сожалению, серия Total War всегда была замечательным симулятором полководца и весьма наивным симулятором политика. Политические махинации не слишком изменились со времён Shogun 2 . Соглядатаи поджигают постройки врагов, травят колодцы и при должной сноровке могут сделать так, что в осаждаемом городе откроют ворота вашим войскам. Агент-воитель может устроить восстание, изнурить вражескую армию или физически устранить персонажей врага. Сановник умеет организовывать заказные убийства, устраивать суматоху в рядах неприятеля и даже склонить вражеских персонажей на нашу сторону.

Серия Total War всегда была замечательным симулятором полководца и наивным симулятором политика. За каждую победу, за каждое выполненное задание и тайную операцию вам начисляется определённое количество очков. Показатель «империй» измеряет успех вашей семьи на политической арене. Так, чем больше побед одерживает род, тем выше показатель «империя», и тем серьёзнее влияние. Со временем фракция становится более известной, а популярные персонажи получают в государстве всё новые должности. Учтите, это справедливо не только для Рима, но и для любой другой страны, вплоть до дикарей. Каждая должность даёт вам новые бонусы, а рост уровня «империя» повышает ваше влияние на карте. Больше региональных эдиктов, больше войск, которые можно содержать, больше агентов для найма...

Однако слишком высокий показатель «империя» может привести и к гражданской войне – завистливые соперники однажды скажут себе «хватит с нас этого выскочки» и обратят верных людей против вашего режима. Враги попытаются осадить вашу столицу, и если в этом преуспеют – вы отправитесь в изгнание с остатками верных людей. Можно заключить невыгодное для себя перемирие, а можно попытаться свергнуть узурпаторов. В любом случае, гражданская война закончится автоматически через определённое время, на условиях, которые будут отображать расстановку сил на момент подписания.



Это называется "давить авторитетом".

/Безделье порождает пороки/

Не лишена игра и минусов, самым серьёзным из которых является ну очень большой размер карты тактического боя. В самых запущенных случаях сражение может длиться несколько часов, а вы со скучающим видом будете сидеть и ждать, когда же, наконец, наши когорты доползут до врагов. Не слишком радует и сама картина боя, если, конечно, следить за ним в максимальном приближении. Отряды дерутся очень бестолково – первые ряды перемахиваются оружием, а все, кто остался сзади, стоят, переминаясь с ноги на ногу. Полки ведут себя как две столкнувшиеся коробки.

Слишком высокий уровень популярности в народе приведёт вас к неминуемой гражданской войне. Кроме того, ваши войска любят играть в привидений. В разгар боя отряды, конечно, будут обходить крупные деревья и здания, но вот сквозь низкие заборчики они просто проскальзывают. Если приблизить экран к армии, пробирающейся по лесу, увидишь, что, старательно обходя одни деревья, солдаты проходят сквозь другие. Впрочем, из-за огромных размеров карт и общей эпичности происходящего, за большинством сражений вы будете следить с высоты птичьего полёта – на разглядывание мелочей просто не хватает времени.

При этом проработаны карты просто великолепно. Домики, сарайчики, дороги, другие селения на горизонте, деревья, брошенные повозки – всё это выглядит просто изумительно, и вместо того, чтобы командовать неповоротливыми коробками, очень хочется пристально рассматривать местные красоты. А битвы за крупные исторические мегаполисы вы на первых порах будете проигрывать просто потому, что чересчур долго любовались невероятной детализацией города. Осаждая Рим, придётся пройти мимо Колизея, высадившись на Родос – любоваться массивным Колоссом, а в Александрии оценить величие ещё новеньких пирамид. Картинка в игре просто безупречна.


Сетевые режимы в довольно традиционны. Либо на карте сражаемся в тактической битве, либо совместными усилиями проходим кампанию. Откровенно говоря, последний вариант значительно интереснее – очень, знаете ли, приятно совместными усилиями разрушать Рим, или, наоборот, громить безмозглых варваров из Британии.

Creative Assembly весьма аккуратно подошла к делу перезагрузки своей «римской» стратегии. вобрала в себя наиболее интересные идеи, которые мелькали в серии за тринадцать лет, и отшлифовала игровой процесс до блеска. В то же время игру можно пожурить за минимум новшеств. Она отточена и изумительна – но в ней мало действительно серьёзных нововведений. Остаётся надеяться, что следующая игра разработчиков будет более смелой, и обратится к свежей эпохе. В целом же сыграть в Рим должен любой игрок, называющий себя стратегом.


Северное побережье Африки. 146 год до н.э. Войска Римской республики уже три года осаждают Карфаген, и защитники города начинают отчаиваться. Тем временем судьба города решается в римском сенате: одна фракция требует заключить с Карфагеном мир и отступить, другая - взять город любой ценой. «Так закончилась Третья Пуническая война. - рассказывает нам Ал Бикам из The Creative Assembly. - Ганнибал, генерал карфагенцев. имел наглость захватить Италию и напасть на сам Рим. Сципион Африканский остановил вражескую армию только у самых ворот Вечного города. Такого унижения Рим еще не испытывал, он должен был ответить». В последней фразе - болееменее вся суть Total War: Rome 2 .


Цезарь с курицей
Пока Бикам говорил, на экране появился город, а перед ним - великая армада Рима, десятки и сотни кораблей, простирающиеся до горизонта, а на каждом корабле располагается манипула (отряд) солдат - должно быть, целый легион, а с ними войска сопровождения, конница, закаленные в боях ветераны, и все ждут приказа своего командующего Сципиона Эмилиана. племянника Сципиона Африканского и будущего героя всей Римской республики. Наконец, он дает сигнал кнаступлению, и армия, по размеру не сравнимая ни с чем, что мы доселе видели в серии Total War, срывается с места.

Карфаген великолепен. Он настолько огромен, что с нашей точки обзора мы не видели его конца, скрывающегося гдето за горизонтом; он гораздо больше, чем любой город в любой игре серии Total War. Откровенно говоря, он больше похож на города из ролевых игр. В нем явно живут люди. Пока. Вы сможете посетить (и сжечь) каждую из узких улочек давно забытого города. «Стены Карфагена простирались на 37 километров, - продолжает Бикам. - а гигантский залив помог городу стать центром торговли. Город был в осаде около трех лет, в течение которых некомпетентные генералы раз за разом штурмовали его стены и раз за разом ггерпели неудачу». В дымке раскаленного солнцем воздуха мы видим и улицы, и дома, и гигантский залив, и легендарную цитадель на холме - Бирсу.

С точки зрения истории и археологии невероятен сам факт того, что The Creative Assembly вообще смогли воссоздать город. Когда римляне все таки захватили Карфаген, они не посадили на его трон лояльного римской власти царька, они стерли город с лица Земли. Разрушили величественные стены, сожгли дома, продали все пяти десятитысячное население в рабство. Если верить летописям, они даже засыпали сожженный город солью, чтобы эта земля никогда уже не стала плодородной. Римляне стерли историю целой цивилизации, уничтожили все упоминания о городе, осквернили наследие карфагенян. Римская пропаганда была настолько сильна, что на Западе карфагенский бог Ваал до сих пор ассоциируется с дьяволом.

Но разработчикам это удалось только после бесконечно дорогих и долгих исследований. Главный дизайнер игры Джеймс Рассел честно признался: «Цена некоторых антикварных томов впечатляет. Некоторые книги обходились нам в несколько сот фунтов за штуку. Зато теперь вся команда по очереди ими пользуется. У нас есть книги о боевых стилях, о войнах, о карфагенском сенате и т.д.» Немногие разработчики решились бы на такое.

И все же разработчики столкнулись с некоторыми проблемами, как признался нам главный художник Кевин Макдауэл; «Было сложно. Римляне сожгли город более 2000 лет назад, а затем еще построили сверху свое посепение. Остатки Карфагена все еще можно найти - вы, например, можете посмотреть на залив в Google Maps, но по большей части нам приходилось гадать. судить по архитектуре других городов того времени и руинам, дожившим до наших дней. По большей части это были захоронения и мавзолеи, облик которых зачастую копировали с реальных зданий, а расположение улиц - исключительно наши предположения на цару с нашими, скажем так, пожеланиями по игровому процессу.


Куда ведут дороги
Тем временем на экране римские войска, возглавляемые Эмилианом, высадились на побережье Карфагена и направились в сторону города. Бикам комментирует «Теперь в игре остался только один режим сражений, в котором объединены морские и наземные баталии вместе с осадами. Вы можете посадить ваши легионы на корабли, подплыть к городу, высадиться и сформировать береговой плацдарм».

Между легионом, укрывшимся, за частоколами, оставшимися от прошлых попыток штурма, и стенами Карфагена находятся сожженные руины прибрежного городка. В море римская армада старалась оказать десанту поддержку и не попасть под стрелы и горящие булыжники защитников. «Это самая эпическая битва, за реконструкцию которой когда то бралась наша студия, впервые мы решились на такой размах и детализацию, - утверждает Бикам. Игра работает на новом графическом движке с новой системой освещения. Она не только реалистична, но и стилизует изображение под античные картины».

Легионеры бросаются к заброшенным осадным башням, а Бикам показывает нам новые режимы камеры. Во первых, у нас осталась классическая камера, при которой мы смотрим на битву свысока, ею можно легко управлять. Во вторых, появилась камера отряда, которая покажет вам каждую схватку каждого солдата на поле боя. «Она добавляет в игру немного простой человеческой драмы. Если я был бы солдатом, а в моего приятеля, стоящего ря дом со мной, попала стрела, я на это точно бы отреагировал». Третья камера показывает нам карту в максимальном удалении, армии и цели становятся в игре настолько велики, что иногда без вида с высоты птичьего полета не обойтись.

Как и в Supreme Commander, при максимальном зуме отряды превращаются в иконки, дающие вам возможность почувствовать себя настоящим генералом, передвигающим фишкиотряды по столу. При таком увеличении мы разглядели, что легионы Рима заполонили весь пляж, а защитники Карфагена компактно разместились на стенах города.

Осадные башни, как и все остальное в игре, смоделированы с невиданными доселе деталями. Солдаты гдуппками залазят по лестницам на башни, часть из них остается внизу и толкает осадные машины к стенам. Тем временем катапульты на кораблях обстреливают стены с моря. Звучит боевая, яростная музыка. Total War: Rome 2 - вообще игра крайне шумная. Вы можете услышать командиров, выкрикивающих приказы, тогда как их солдаты толкают башни, и даже отдаленный гул сотен катапульт.

Мы же следим за Эмилианом, стоящим в первых рядах на вершине одной из осадных башен, подползающих к стенам. Массивный трап башни опускается на стену, давя защитников своим весом. «Мы хотим воссоздать войны древности именно такими, какими они были на самом деле, при этом сделав игру максимально разнообразной как в плане игрового процесса, так и в плане культуры и боевых стилей, а эти войны были жестоки. Если Shogun 2 был про то, как два самурая сходятся в прекрасной схватке на мечах, здесь вы увидите только неприкрытую жестокость». - говорит Рассел.

На востоке, неподалеку от гавани, начинается настоящая битва: римляне сумели разрушить часть стены и теперь пытаются пробиться внутрь города. На стенах же легионерыветераны отбрасывают карфагенские войска, занимают ворота и пропускают в город римскую кавалерию. Бои идут быстро и крайне жестоко, в The Creative Assembly не зря так тщательно исследовали боевые стили того времени.

«Один генерал того времени писал о гладиусе, коротком римском мече: «Не выпендривайся, есть не так уж много способов протыкания противника, - делится Макдауэл. - Гладиус, по своей сути, всего лишь кинжал с громким именем. И на самом деле, поразному врага на чтонибудь острое не насадишь».

Бой переходит за стены, где легкая пехота Карфагена разбивается на мелкие группки; их слишком мало, чтобы защищать такой большой город от такой большой армии, поэтому они сосредотачиваются на ключевых позициях, где они могут дать хоть какой то отпор. Разобраться, что происходит на горящих улицах, становится совершенно невозможно, поэтому к нам на помощь приходит режим максимального удаления камеры, в котором мы сразу разбираемся, кто, где и с кем воюет.

Детализация города поражает: на многих домах есть роспись. легко можно отличить, где живут зажиточные граждане, а где - люди попроще. Даже богатая торговая гавань, выполненная циклопической кладкой, отличается от древних деревянных рыбацких мостиков. «Мы стараемся придать городам ощущение «обжитости», а конкретно Карфагену - ощущение того, что он бып в осаде три года. В предыдущих играх города выглядели нетронутыми человеком, на этот раз мы, хотим этой стерильности избежать. Повсюду горы мусора, рисунки на стенах. все здания уже немного разрушены. Битвы больше не будут похожи на утренник в летнем лагере».


Рыцари Старой республики
В самой гуще битвы мы снова видим Сципиона Эмилиана, и то, что он делает, похоже на смесь заранее записанного сюжетного ролика и заставки на движке игры. В Total War: Rome 2 персонажи и герои будут очень важны. В серии Total War такое внимание к историческим персоналиям было только в Napoleon, и то исключительно в сюжетном режиме. Тут же история пишется заново прямо на ваших глазах. SEGA позвопила The Creative Assembly потратиться на аренду самой большой в Европе студии захвата движений (размером с немаленький склад и оснащенную 40 камерами), которую используют в Total War: Rome 2 и неанонсированной ролевой игре во вселенной Чужих (только мы вам этого не рассказывали), так что ждите много роликов.

Однако разработчикам еще надо понять, как выглядели эти исторические фигуры. Макдауэл шутит: «Ладно, с Цезарем благодаря Астериксу и Обеликсу все просто, а вот с Клеопатрой пришлось попотеть, чтобы она не быпа похожа на Софи Лорен, а то ведь нас и засудить могут! Похорошему, я бы ее сделал похожей на Нефертити, но без накладки на подбородок. Хотя я видел результаты реконструкции лица Клеопатры по ее останкам, и выглядела она довольно обыденно. Менее известных исторических фигур студии пришлось моделировать с нуля.

Эмилиан ведет свою тяжелую пехоту (с подкреплением из легкобронированных пехотинцев) к одной из ключевых позиций. Таких позиций теперь будет несколько, что позволит избежать постоянных повторов одних и тех же действий, как было в предыдущих играх. На Эмилиана бросается пехота карфагенян, но... на нее падает подкошенное катапультами здание. Однако не думайте, что генерал легко отделался, - теперь за него берутся знаменитые боевые слоны Карфагена...

Демонстрация перескакивает к концу битвы. Город, горит. Эмилиан стоит на вершине Бирсы и дает приказ сровнять город с землей. Это не единственный город, который вы сожжете в Total War: Rome 2 , в игре будут и другие большие города, хотя сравнимых размером и величием с Карфагеном - единицы. Разве что сам Рим, который, по заверениям разработчиков, будет впервые смоделирован целиком.

Хотя добраться до Вечного города теперь будет гораздо труднее. Карта значительно больше, чем в предыдущих играх, а провинции разделены на регионы, благодаря чему игра не превратится в бесконечные осады.

«Мы стараемся связать стратегическую карту с картами боев, - говорит Макдауэл. - Города и провинции состоят из кусочков, которые мы можем менять в зависимости от местности и культуры страны, но все важные локации вроде Карфагена целиком сделаны вручную». Иными словами, Рим тоже будет сиять рукотворными деталями. «Рим будет выглядеть таким, каким он и был, - с семью холмами, форумом и прочими достопримечательностями».


Облик городов будет мейяться, если вы будете развивать их, и все они будут соответствовать их культурной принадлежности. Карфаген, например, сочетает в себе классический, восточный и африканский стили архитектуры. Бюджет Total War: Rome 2 на 40% больше, чем у Shogun 2, и дополнительные деньги явно пущены в дело.

Фракции, скорее всего, будут те же, что и в оригинальном Rome, но с некоторыми отличиями. В частности, в The Creative Assembly настаивают, что «культура» и «фракция» - понятия разные, поэтому можете ожидать, например, различные фракции внутри Римской респубпики. Различаться они будут не только войсками и внешним видом, но и организацией провинций и административными порядками, а также военными тактиками: некоторые генерапы персов предпочитают командовать из тыла, некоторые римляне - вести войска личным примером, а некоторые египетские воеводы - стоя на боевой колеснице.

Я смотрю на скриншоты игры, и мне кажется, что они нарисованы - слишком уж много на них деталей, слишком сложны сцены. И чем дольше я смотрю, тем больше деталей замечаю. Корабли римлян слегка отличаются друг от друга, лодки, в которых попали из катапульты, тонут, горят осадные башни, боевые слоны сносят все на своем пути, а на крышах домов идут отчаянные бои. За пятнадцать минут я увидел совершенно новый Рим - Рим как мою республику или. возможно, Рим как мою империю.