Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Обзор игры kingdom come deliverance. Взаимодействие с НПС. часов: лучший симулятор жизни в Богемии XV века, с безумными историями и багами

Многие уже, наверное, слышали про эту игру, разговоры о которой начались еще в 2009 году. Но так случилось, что до сих пор она не готова. Зато есть бета-версия Kingdom Come: Deliverance, обзор которой раскрыл некоторые подробности проекта. Но уже этого многим будет достаточно, чтобы ждать игру с огромным нетерпением.

Многообещающая завязка

Одним из плюсов игры считается ее сюжет, ведь он, по словам разработчиков, основан на реальных событиях. Все будет происходить во время Великого западного раскола в 1403 году в Королевстве Богемия - одном из регионов Чешской республики, где наступили смутные и неспокойные времена. Король Чехии скончался, а, следовательно, трон занял его сын - Вацлав IV. Но, видимо, он был рожден не для управления государством, поэтому через какое-то время парня лишают права на престол, а сам он попадает в плен к своему брату Сигизмунду. Эти события приводят к серьезным последствиям в виде Великой крестьянской войны.

Многие тогда потеряли дома, родных и близких, но речь пойдет только об одном из этих несчастных - сыне кузнеца по имени Генри. И он, чтобы отомстить за семью и вернуть королевству законного правителя, отправится в поход по реалистично воссозданным территориям центральной Европы. Правда, чтобы узнать о сюжете, не стоило ждать бету Kingdom come deliverance. Обзор альфа-версии уже давно раскрыл эту тайну.

Реалистичный геймплей

Отправившись в свое путешествие, сын кузнеца попадает в огромный, открытый и богатый на возможности мир. Разработчики сделали ставку на достоверность, поэтому в королевстве бурлит вполне реальная жизнь. Например, это заметно по поведению жителей в деревнях. Одни маются от безделья, шатаясь по улицам, другие работают в поле или носят воду из колодца, в общем, у каждого есть свой распорядок дня, которому они следуют.

Есть и еще одна интересная деталь в игровом процессе Kingdom Come: Deliverance. Обзор игры показал, что от того, как NPC будут относиться к персонажу, зависит его репутация. Причем сразу всем понравиться не получится, придется зарабатывать ее отдельно для каждого поселения. На то или иное отношение к герою также будет влиять его внешний вид. Например, если надеть богатый наряд, то люди заметят это и будут относиться соответственно. Но стоит после сражения пройтись по улице в запачканной кровью одежде, как это сразу заметят окружающие, а стража захочет задать несколько вопросов странному незнакомцу.

Уникальная боевая система и прокачка персонажа

Обзор игры Kingdom Come: Deliverance (бета-версия) раскрыл еще пару немаловажных моментов. Например, разработчики придумали уникальную систему боя, над анимацией к которой работали самые опытные фехтовальщики. Разобраться в ней сразу будет очень непросто, поэтому герою придется часто умирать, т.е. первое время даже самый немощный бродяга будет избивать несчастного Генри до полусмерти. Противники изо всех сил будут уклоняться, парировать, перекатываться и уворачиваться от ударов, сильно этим усложняя бой.

Происходит все следующим образом: во время боя камера фиксируется на противнике, появляется прицел, которым при помощи мыши выбирается область удара. В общем-то, все достаточно просто, если речь идет о слабеньких врагах, нападающих в единственном числе. Серьезная схватка заставит применять более сложные приемы, использовать блоки и различные комбо. А чтобы выдерживать вражеские атаки, нужно будет надевать броню. Чем больше ее на герое, тем выше уровень его защиты.

Стоит отметить, что и система прокачки здесь тоже не совсем обычная. Характеристики будут увеличиваться только в том случае, если они используются. Таким образом, если часто разговаривать, будет качаться навык убеждения. Если решать проблемы в схватке, будет увеличиваться сила и ловкость. Чтобы двигаться тише, придется надевать легкое снаряжение и т.д.

Деление на классы

В принципе, в этом плане игра Kingdom Come: Deliverance (обзор беты-версии) показала мало нововведений, но кое-что интересное есть. игры не была бы полной, если бы не разделение на классы. Среди них нет уникальных. Можно играть за барда, воина или вора, и каждый из них предусматривает определенный стиль прохождения. Хотя никто не мешает комбинировать их любым способом. Вроде ничего необычного, если бы не одна особенность. Помимо привычных характеристик, вроде силы, ловкости или выносливости, разработчики добавили шумность и заметность. Ведь вор действительно тише, чем воин в тяжелых доспехах.

И последнее, на что стоит обратить внимание в игре - это квесты. Разработчики утверждают, что снабдили игру внушительным количеством заданий. Правда, проверить их слова пока невозможно, ведь представлена только бета-версия игры Kingdom Come: Deliverance. Обзор на русском полной версии даст больше понимания о квестовой части проекта.

Сейчас известно, что миссии будут служить не только для накопления опыта, но и как решающий фактор, влияющий на дальнейшее прохождение. Также выполнение или отказ от заданий будет влиять на репутацию персонажа. В общем, к заданиям стоит относиться серьезно.

Заключение

Конечно, рано еще делать окончательные выводы об игре Kingdom Come: Deliverance. Обзор бета-версии смог пока показать, что компании Warhorse Studios есть чем заинтересовать игроков. Многое, правда, еще придется доработать и оптимизировать, но большую часть своих обещаний разработчик уже сдержал. Остается надеяться, что в полноценной игре студия сможет полностью реализовать все свои идеи.

Средневековье, реализм, ролевая игра, открытый мир, 9 лет разработки - этих слов вполне достаточно, чтобы вызвать интерес к игре у большинства увлеченных геймеров. Встречайте наш обзор !

Долгие 9 лет разработки

Эта игра - еще одно подтверждение того, что одиночные игры все еще могут сердца. Разработка Kingdom Come: Deliverance началась в 2009 году. Да, 9 лет назад! Именно тогда маленькая команда неофициально начала подготовительные работы. Все упиралось в инвестора, так как сделать даже прототип игры без серьезных вложений не представлялось возможным.

Инвестор нашелся, и вот уже в 2011 году команда девелоперов объединилась под знаменем Warhorse Studios. Но впереди ее ждало еще много трудностей: новых инвесторов прототип не впечатлил, поэтому в конце 2014 года разработчики вышли на Kickstarter, чтобы доказать, что Kingdom Come: Deliverance - это перспективный проект, который понравится аудитории.

Они не прогадали: вместо запланированных 300 тысяч фунтов стерлингов было собрано почти в 4 раза больше, а именно 1,1 млн фунтов. Эти деньги сформировали примерно треть планируемого бюджета, так что разработка все еще сильно зависела от крупных инвестиций извне и продолжалась еще 3 долгих года. Затем были бета-версия и подготовка к релизу, напряженная и тежелая.

Кровь, труд, слезы и пот.
— Даниэль Вавра (Daniel Vávra), глава студии Warhorse

Сюжет Kingdom Come: Deliverance

1403 год, Священная Римская империя, королевство Богемия. Вацлав IV уже 27 лет является законным правителем страны, но правит он беспечно. Его не любит ни знать, ни духовенство, даже народ считает Вацлава слабым монархом. А в средневековье это практически смертный приговор. Нет ничего удивительного в том, что правителя Богемии решили убрать.

Сделал это Сигизмунд - родной брат короля. Заручившись поддержкой элит, он Вацлава, а затем с помощью армии наемников-половцев начал грабить города и крепости сторонников законного правителя. Одним из таких поселений становится Скалица, вотчина главного героя по имени Индро. Ну а дальше все стандартно: «враги сожгли родную хату», гибель родителей и кровная месть.

В этом смысле сюжет Kingdom Come довольно прост. Ничего другого, кроме как отчаянного желания покарать злодеев, от простого сына кузнеца ждать не приходится. Индро жаждет мести, но вот путь к этой самой мести крайне запутан и тернист. Именно это и делает историю о возмездии достойной внимания, ведь от начала и до закономерного финала истории успеет произойти много разных событий.

Сквозь тернии к мести

История Kingdom Come: Deliverance очень насыщенная. Один только вступительный этап, самая завязка сюжета, занимает добрые 5-6 часов, и за это время главный герой успевает посетить сразу несколько поселений, пообщаться с большим количество людей, вдоволь накататься на лошади, облачиться в доспехи и даже в одиночку сразиться с разбойниками.

При этом уже на первых порах игра не стесняется вариативности. Ответы в ключевых диалогах влияют на развитие событий, а способов решить одну и ту же задачу может быть несколько. Например, в начале игры отец посылает главного героя за пивом и углем, но не дает денег. Заработать их нужно самому: выбить долги, выиграть в кости или даже . Не откровение, но как минимум повод перепройти игру.

До самого финала Kingdom Come: Deliverance держится уверенно. Сценарист не подгоняет действие, но и не спускает его на тормозах. Несмотря на открытый мир, игра имеет на удивление плотное повествование, с множеством кат-сцен и неожиданных поворотов. При желании игру можно пройти целиком и полностью как исключительно сюжетное приключение.

Геймплей Kingdom Come: Deliverance

Несмотря на сильную ориентацию на историю и повествование в целом, проект от студии Warhorse нельзя назвать типичной «сюжетной» игрой. Это слишком глобальный проект, чтобы его вообще можно было однозначно охарактеризовать. При попытке это получается что-то вроде такого: реалистично-хардкорная сюжетная ролевая игра-симулятор средневековья с открытым миром.

Скелет игры - это классическая RPG в духе старой-доброй . Персонаж игрока не является героем своей страны, он не выдающийся воин, не седоволосый ведьмак, не лидер армий. Индро - простой сын кузнеца, который в лучшем случае пользуется умеренным успехом у женщин и обладает какой-никакой смекалкой, а также понятиями о чести.

Как и Безымянный из «Готики», Индро вынужден прикладывать большие усилия, чтобы выжить в мире игры. Он практически ничего не умеет - ни сражаться, носить тяжелые доспехи, ни умело торговаться, ни даже читать. Безусловно, какие-то базовые вещи вроде поездок на лошадях и умения отмахиваться оружием, будто палкой, имеются с самого начала, но в остальном начинать нужно с нуля.

Поэтому даже один противник - это уже серьезное испытание для главного героя. На первых порах от них приходится бегать, ведь убивают они буквально с двух-трех ударов, в то время как Индро даже парировать нормально не может. Через некоторое время главный герой уже может отбиться от разбойника-босяка, но даже пара оборванцев кажется непреодолимым препятствием.

Поэтому первое время в Kingdom Come: Deliverance лучше посвятить пребыванию в относительно безопасных местах - во многочисленных поселениях Богемии. Там можно пообщаться со знающими людьми, разучить полезные навыки и заработать свои первые деньги. И это лишь маленький кусочек того, что может открытый мир игры.

Боевая система

Сражения в Kingdom Come: Deliverance происходят размеренно, но жестоко. Тут рубятся обычные люди, не обладающие сверхъестественными способностями. Каждый удар отнимает выносливость и снижает здоровье оппонента. Если пораженная часть тела закрыта доспехом, то он принимает на себя часть урона, и тогда вместо здоровья снижается «стамина».

Боевая система напоминает то, что происходит в и . Персонажи могут атаковать по 5 направлениям, нанося сильные или быстрые удары. Чтобы заблокировать атаку, нужно парировать ее по тому же направлению, но это ограничение можно обойти с помощью щита. Два разных удара образуют связку, которую сложнее парировать, да и урона она наносит больше.

Бой верхом тоже подчиняется тем же законам, но в то же время имеет свои особенности. Лошадь позволяет наносит удары с разбега, что значительно усиливает их, однако животинку могут ранить или даже убить, и тогда легкий конник в кожанке может в неловком положении, окруженный мечниками. Короче говоря, своих «заморочек» в боевой системе хватает.

А вот чего не хватает, так это оружейного разнообразия. В игре представлен большой набор мечей, топоров и дубин, но вот вооружиться копьем, алебардой или хотя бы крестьянскими вилами нельзя. Почему - непонятно, ведь древковое оружие пользовалось большим спросом в средних веках. Оно гораздо дешевле, ибо дерево, да и эффективно в бою за счет большой дальности атаки. Копья повсеместно использовались и в армии, потому что строй копейщиков был практически единственным реальным препятствием для конного наступления.

Изучая новые навыки, главный герой сможет получить множество преимуществ в бою, но базовый концепт остается в силе до самого финала игры, не давая персонажу превратиться в «терминатора». Вне зависимости от снаряжения и уровня, Индро не может вырезать врагов пачками. 2-3 противника - это почти всегда тяжелое, подчас даже непреодолимое испытание.

Открытый мир Kingdom Come: Deliverance

Все поселения Богемии и их окрестности созданы на основе исторических хроник, поэтому мир Kingdom Come: Deliverance кажется очень целостным и натуральным. Каждый город - это кусочек истории, поэтому и исследовать его интересно. Везде можно получить задание, повсюду расставлены учителя и магазины, а за пределами городов можно найти много интересного.

Тем не менее, проект от Warhorse довольно сильно отличается от современных игр с открытым миром. Игра не пытается растянуть прохождение за счет выполнения однообразных заданий в огромном количестве, не вынуждает зачищать лагеря разбойников, не разделяет снаряжение по редкости и «магическим» свойствам. И уж тем более здесь нет места случайно-сгенерированным заданиям.

Вместо этого приторно-сладкого открытого мира, что мы постоянно в AAA-блокбастерах, разработчики Kingdom Come предлагают пожить в суровом средневековом сеттинге. Как и в реальности, в этой игре выход за пределы города в основном чреват опасностями, а не веселым «рубиловом» в погоне за разноцветным «лутом». Опасность - это второе имя игры, иначе и не скажешь.

Впрочем, при должной сноровке найти что-то полезное в дикой местности можно. Это может быть банальный схрон местной банды мародеров, заброшенный домик с загадочной историей. Имея правильно развитого персонажа опытный игрок может в одиночку совершить ночной налет на лагерь бандитов в глуши, и тогда победа будет по-настоящему желанной, ведь заполучить ее действительно очень трудно.

Ролевая система

Чтобы сделать игру более реалистичной, девелоперы взяли на вооружение бесклассовую систему. Она строится на развитии 4 основных характеристик: сила, ловкость, живучесть, красноречие. В начале игры все они имеют 1 уровень, но во время первого диалога персонаж может дважды повысить любую из них еще на 1 уровень.

Помимо основных характеристик есть еще и 10 навыков. Тут нашлось место и верховой езде, и карманным кражам, и охоте, и обслуживанию брони и оружия, и даже травничеству с алхимией. При этом бесполезных навыков в игре нет, практически все можно использовать с выгодой для себя. Ну разве что от пьянства толку чуть, но этот навык по ходу игры как-то сам собой « ». Средневековье же!

Таким образом, на момент начала игры у главного героя нет специализации как таковой, он примерно одинаково плох во всем. А дальше все зависит от самого игрока: как и в играх серии The Elder Scrolls, характеристики улучшаются по мере использования. Поэтому нельзя стать крутым мечником, только лишь общаясь с NPC и проходя «разговорные» задания.

Еще есть так называемый общий уровень. Это условный показатель жизненного опыта персонажа. Он не влияет на параметры персонажа, но открывает доступ к перкам - особенным талантам, каждый из которых позволяет получить те или иные преимущества. Основные характеристики тоже имеют свои наборы перков, но изучить все не выйдет при всем желании, потому что одни перки могут исключать другие.

Например, если взять талант «Представитель знати», то главный герой получит бонус к убеждению при общении с людьми из высших кругов, но при этом Индро не сможет взять перк «Простолюдин». Подобный выбор присутствует в каждой ветке навыков, благодаря чему можно создать цельный и реалистичный образ. А ведь еще есть перки для каждого из 10 навыков!..

Хардкор или реализм?

С самого анонса разработчики позиционировали Kingdom Come: Deliverance как реалистичную игру про жизнь обычного человека в мрачном средневековье эпохи смуты. Так уж сложилось, что деятели современного геймдева часто путают реализм с хардкором и наоборот, из-за чего эти понятия размылись и даже слились. Так что же подразумевали сами авторы игры?

В игре действительно много реализма. История, открытый мир, боевые действия, снаряжение, костюмы, речь персонажей - все это сделано так, будто ребята из Warhorse не игру делали 9 лет, а изобретали машину времени, чтобы лично отправиться в Богемию образца 1403 года. Быт людей, исторические реалии, даже растительность - все сделано в угоду достоверности.

Есть и хардкорные элементы. Главный герой должен есть и спать, чтобы стоять на ногах. Еда может испортиться, и тогда есть ее будет опасно для здоровья. Одежда и доспехи изнашиваются и пачкаются при использовании, их нужно мыть, чтобы не получить штраф к красноречию. Даже вид в игре только от первого лица, переключить его невозможно.

Отдельно стоит отметить решение разработчиков касательно выбора сложности и возможность сохранить прогресс. В Kingdom Come нет уровней сложности, игра сбалансирована так, чтобы быть наиболее реалистичной, но при этом вполне проходимой. Сохранения происходят в автоматическом режиме, вручную можно сохраниться только с помощью особого напитка - «спасительного шнапса».

В результате имеем сложную, но не зубодробительно-хардкорную игру. Баланс реализма соблюден, благодаря чему она не отталкивает. Напротив, Kingdom Come делает здравый, адекватный вызов и не боится показаться трудной для казуальной аудитории.

Графика и техническая реализация

Kingdom Come: Deliverance разработана на последней на текущий момент версии движка CryEngine, благодаря чему игра обладает большим миром без строгого разделения на локации. Всю территорию можно объехать из конца в конец и не увидеть экрана загрузки. Впрочем, мир в игре не то чтобы огромный, но это ни в коем случае не недостаток игры.

Графика в Kingdom Come приятная и какая-то «уютная», что ли. Особенно это касается природы. Леса, холмы, сельские пейзажи и реки - все выглядит так, как в реальном мире. Природа не приукрашена по канонам фэнтези, она именно реалистичная, как в . Здесь есть и милые русскому сердцу березки, и лесные полянки, поросшие травой в середине проселочные дороги. Одним словом, красота!

Картинка в игре оставляет положительное впечатление, но это не значит, что она так же совершенна в техническом плане. Напротив, если присмотреться, то можно заметить множество довольно простеньких моделей, посредственные анимации, одинаковые лица у множества второстепенных персонажей, а также довольно аскетичное оформление декораций.

Да, это так: игра далеко не идеальна в плане проработки графики, пусть даже ее и делали 9 лет, но придираться к этому не хочется. Это проект от относительно небольшой студии, к тому же благодаря очень качественному сюжету и интересному геймплею глаз не цепляется за многие огрехи графической части. За многие, но, увы, не за все.

К сожалению, техническая реализация игры может стать главной и по сути единственной причиной не покупать Kingdom Come: Deliverance. Проблема в производительности. На компьютере с процессором Intel Core i7-4790 в связке с Nvidia GTX 1070 Ti игра то и дело проседает до 40 кадров в секунду, а в некоторые моменты, особенно в крупных городах, демонстрирует и вовсе «позорные» 25-30 FPS.

Это очень плохо, и даже драйвер Game Ready от Nvidia не решает проблему полностью, лишь чуть-чуть улучшая производительность игры. И это при том, что в системных требованиях значится связка i5-4670K и GTX 1060! Возможно, это для игры в 30 FPS, как на консолях, но в таком случае нужно делать соответствующую приписку в конце рекомендованной конфигурации.

Музыка и звук Kingdom Come: Deliverance

Вполне ожидаемо разработчики до краев наполнили игру средневековыми музыкальными мотивами. В Kingdom Come: Deliverance много акустической и оркестровой музыки, которая правильно используется для создания более цепляющего игрового опыта. Она нагнетает напряжение, задает драматический тон или наоборот позволяет расслабиться, давая игроку передышку.

Озвучивание диалогов выполнено на 3 языках: английском, французском и немецком. Для отечественных геймеров есть субтитры. Их перевод очень качественный, без каких-либо ошибок, при этом авторы сохранили характерную манеру говора персонажей. Конечно, это не полноценная локализация, но необходимый минимум для удобного ввода в игру выполнен хорошо.

Настоящее средневековое приключение

После знакомства с Kingdom Come: Deliverance крепко пожать руку разработчикам из студии Warhorse. Долгие годы разработки не прошли впустую, была проделана огромная работа, и ее результат вызывает подлинное уважение. Это настоящее средневековое приключение, которое практически во всем сделано правильно и со знанием дела.

Безусловно, у игры есть некоторые проблемы с технической реализацией. Возможно, производительность поднимут с выходом обновлений, но пока что владельцам не самых мощных компьютеров стоит с осторожностью отнестись к покупке. Да и реализм на грани с хардкором будет принят далеко не каждым игроком. Но несмотря на это Kingdom Come: Deliverance - стоящая игра. Таких сейчас просто-напросто не делают.

Рассказ о том, как извилистая дорога приключений сделала из нас бессовестного разбойника

Отправить

Больше двадцати часов, проведенных нами в , сгенерировали столько смешных ситуаций и интригующих приключений, что получилась целая история разбойника с большой дороги. Мы решили просто пересказать их вам: лучший формат обзора для такой игры и придумать сложно. Приятного просмотра! Или чтения.

Думаете, на этот путь меня толкнуло счастливое детство? Черта с два! Хотя в соплячестве мне и правда жилось неплохо. Отец учил работать в кузнице, а мать… мать была мудрой женщиной. А вот мое нынешнее занятие сильно отличается от того, к чему готовил своего сынка батя. Ну, может, кузнец бы из меня и вышел, если б не проклятые паны. Никогда они не дают житья простому люду своими распрями да войнами!

При старике Карле в Империи жилось благодатно. Нас никто не трогал, а на большее народ давно уже и не рассчитывает. Давали бы спокойно заниматься своими делами да растить детишек — и то счастье. К сожалению, Карл почил. То ли от старости, то ли от поноса, я уж не знаю. На его место сел сынок Вацлав. Этот явно пошел не в батьку. Все время водил в замок девок, пил вино и чхать хотел на государственные вопросы. Половина баронов, ясное дело, взбунтовалась. Но хуже прочих оказалась эта венгерская собака Сигизмунд! На собственную армию у этого сына блудливой свиньи денег не хватило, поэтому он за гроши нанял половцев. Представьте себе некрещеного узкоглазого дикаря с востока, который всю жизнь совокуплялся с козами и грабил ни в чем не повинных соседей — вот вам типичный половец. Только этим еще и недоплачивают, отчего свое они добирают везде, где только можно. Так вот, значит, Сигизмунд похитил Вацлава и вместе с половцами взялся грабить наши Богемские земли. Я и представить себе не мог, что он доберется до Скалицы. А ведь он, проклятый пес, добрался.

Денек тот у меня с самого утра был паршивым. Рука жутко болела после вчерашней заварушки, да еще и отец отправил забрать долг у местного забулдыги — Кунеша. Тот, конечно, отдавать деньги отказался, а когда я ему пригрозить решил, набросился с кулаками и отделал так, что аж искры из глаз посыпались! Но я парень упрямый, вытер кровь рукавом и вновь попер. На этот раз работал аккуратнее, отходил отдышаться и уработал таки олуха пачкой тумаков. Ну я злющий был, поэтому просто содрал с него штанцы да рубаху, пока тот не очухался. И правильно сделал, потому что в обмен на них торговец как раз отсыпал мне немного угля для отца.

Мать, правда, когда увидела мое лицо, ругалась долго. Ну а что, это вы поди книжек своих о рыцарях начитались. И зря, скажу я вам. От книг ведь никакого толку. Ну разве что попадалась мне однажды в руки книжица в золотом переплете. Панская. Вот ее я за кругленькую сумму втюхал… А так, отправляли меня учиться грамоте к какому-то писцу, да я так и не дошел. Не мужское это дело — писюльки разбирать. Так вот, что в книгах о рыцарях да «благородных всадниках» пишут — все брехня. Вонь от такого рыцаря за километр слышна. А уж если в подерется с кем, то совсем беда.


Погнули палицей латы — за ремонт броннику половину состояния отдашь. Затупил меч о чью-нибудь тупую башку — тоже будь добр раскошелься. Мыться и стирать одежку — дуй в купальни, а там уж знают как путника обобрать. Если ранят, само тоже ничего не заживет. Ступай искать, где отоспаться как следует, а еще и кровь останови. Никаких тебе волшебных банок. Здесь, мать ее перемать, не сказка какая. Настойки календулы можно, конечно, хлопнуть, но тут либо алхимическое искусство изучай годков пять, либо в лавке закупайся. А уж эти свои бутыльки задешево не отдадут.

Паны привыкли все на девок да вино тратить, поэтому зажимисты. Вот и ходят все вечно грязные, больные, в погнутом доспехе. Зато незаметно такой точно не подкрадется — смердит так, что даже безносый учует. Вот я если на дело собираюсь, всегда в одном исподнем иду, причем босиком. А перед этим помоюсь как следует. К тому же, в отличие от ваших романов да баллад, в походе всегда нужно о еде и отдыхе думать. Не то кишки скрючит, либо в обморок бахнешься. Причем еда не каждая подойдет. Испортится — оглянуться не успеешь. Поэтому я всегда сушеное да вяленое с собой таскаю. Не то протухнет — в миг потравишься.


Думать всегда нужно наперед. Если уж где напортачишь, второго шанса не будет. Ну то есть бывает, что вот глупостей ты наделал, а потом просыпаешься дома в своей койке и понимаешь: приснилось тебе все, и давай по-новой порохню всякую творить. Но посреди улицы так вот не уснешь, оттого и аккуратным надо быть, особливо в нашем ремесле.

Но да ладно, отвлекся я что-то. Значит, залатала меня мама, а тут пан наш Радциг приехал. Мы с папаней как раз ему меч доделывали. Ох и знатный получился клинок! Но не успел пан уехать, как нагрянула беда: Сигизмунд со своим сбродом прямо на Скалицу напал. Кто-то из наших успел в крепости спрятаться, но большинство так и порубали на улице. И меня бы кончили, но отец отбивался как медведь, а я глядел на это… Никогда себе не прощу, но меня будто бы сковало чем. А потом и вовсе удрал. Не видал раньше никогда такого ужаса и, надеюсь, не увижу.

Так они и полегли вместе с матерью на той дороге. А я все улепетывал. Увидал, как половцы дочь мельника, Терезу, хотят ошельмовать. Ну я одному в голову вдарил и на коня, что рядом стоял, вскочил. Долго эти отроки жабы с гадюкой за мной гнались, до самого Талмберга. Благо, там наши их уже приняли, но свою стрелу в гузно я по дороге получил.


Дальше — все как в тумане. Среди ночи подняли, на улице мокро, что у деревенских девок под юбкой при виде молодого пана на охоте, а мимо замка господин Радциг с остатками наших людей в соседний город двигает. Я было попросился обратно, захоронить родителей, но пан сказал, чтоб я здесь сидел, и только как поправлюсь, отправлялся к нему. Мешкать столько, понятно, я не мог. Батька с матерью такого не заслужили. Поэтому при первом удобном случае разговорил охранника у ворот, чтоб тот меня пропустил, а заодно позаимствовал в арсенале комплект брони местного стражника. Так и выскользнул.

Скалица встретила меня страшным смрадом. Не описать, что там устроили проклятые безбожники. Но хуже всего было найти там сперва свою дивчину, а затем и родителей. Попытался было их схоронить, как на меня налетела стая головорезов. Один из них, здоровый такой детина, огрел меня по голове дубиной, да и забрал меч пана Радцига. Вот так и потерял я все в одни сутки. Сперва дом, затем родню, а потом и честь, потому что меч обязан был вернуть во что бы то ни стало.

Очухался я уже близ Радаэ. Как оказалось, меня спасла дочь мельника в компании солдат из Талмберга. Выхаживала две недели. Хорошая баба. И как я раньше ее не замечал? Как только встал с постели, меня ее отец встретил, мельник Пешек. И кто бы знал, что это знакомство так скажется на моем будущем? Поначалу мельник мне совершенно не понравился. Мужик грубый, да еще и начал разговор с того, что я должен им за свое спасение кучу грошей.


Не люблю быть обязанным, но денег у меня не было. Вместо этого Пешек предложил выполнить для него одно поручение. Звучало совсем легко, хотя и мерзко: сходить за кольцом, похороненным вместе с казненным головорезом подле лобного места. Ну я нашел какую-то ржавую лопату, выкопал этого мерзавца, который уже начал изрядно пованивать, однако никакого кольца не нашел. Палач присвоил! Пришлось учиться замки взламывать. Мне уже доводилось работать отмычкой. Ничего сложного. Пальцы будто сами знали, что нужно делать.

Вооружившись отмычкой, я пошагал к палачу. Может секирой работать он и умеет, но иная лошадь и то умней его. Как только я сказал, что мельник не доложил ему пол мешка зерна, тот сразу побежал к Пешеку разбираться. Ну а я тем временем обшарил весь дом бедолаги, а помимо кольца и еще пару вещиц присвоил.

Мельнику моя прыть понравилась, поэтому он стал относиться ко мне куда теплее. Да и сам я немного прибарахлился. Как-то раз один из местных вызвал меня на кулачный бой. Небольшой опыт в этом деле у меня уже был, поэтому после победы я случайно вырубил бедолагу. Грех было не забрать у него немного поверх того, что мне причиталось за выигрыш. Все равно очнувшись, он ничего не вспомнил.

Между тем, навестил я и пана Радцига. Заодно познакомился и с другими господами. Пришлось делать вид, что очень рад, когда меня позвали на службу. У меня-то в голове уже созрел свой план, как сколотить деньжат, разжиться снаряжением и отомстить всем окаянным, повинным в моих бедах. Его я, кстати, взялся исполнять той же ночью. Оказалось, что забравшись в пару домов, можно вынести кучу интересного. Главное — не попадаться страже, а то местные имеют скверную привычку обыскивать тебя безо всякого повода.


Все добытое барахло, однако, надо было куда-то девать. Для этого Пешек отправил меня к своему товарищу из другой деревни. Тот взглянул на кольцо, быстро смекнул, что к чему, и объяснил, что поможет вернуть хозяевам потерянные вещи, а мне заплатит, ежели я их найду. И вот, первая партия грошей зазвенела в моих карманах. Столько я не зарабатывал за свою свою жизнь в подмастерьях! У ушлого мельника даже не хватило денег, чтобы купить у меня все, поэтому хитрец впарил мне карту сокровищ и какую-то книгу. Сказал, что она поможет научиться лучше обращаться с замками. А читать-то я и не умею, поэтому пока использую ее в качестве подставки для ног.

Пока в замке шло обучение стрельбе из лука и маханию мечом, Пешек объяснил мне, как обчищать чужие карманы. Это, однако, мне совсем не понравилось. Куда проще просто вырубить дурака и забрать все необходимое, чем рисковать головой ради какой-нибудь... репы.

Доходило до совсем уж смешного. Однажды я познакомился с нищим, который неплохо платил за грабеж богатых жителей города в пользу бедных. А точнее одного конкретного бедного. Его самого! Бедным помогать — дело благое, поэтому долго раздумывать я не стал. Одной из моих целей стал стражник Поздера. Ох и намучался я с ним! Глаз что у твоей кошки, слышит каждый шорох, еще и один почти никогда не ходит. Зато рядом, в сторожевой башне, я немного придушил его дружка и забрал полный комплект неплохой брони. Небось, его папашка половину жизни копил деньги, чтобы отправить сыночка в стражу. Но самая хохма была утром, когда я уже отнес все к себе на мельницу и вернулся в Ратае. Встречает меня этот самый стражник в одном исподнем и начинает обыскивать. Потом еще извинялся, как ничего не нашел. Вот умора-то!


Что до Поздеры, то от него я тоже так просто не отстал. Залез я, значит, к нему ночью, а он возьми да и проснись от скрипа двери. Ну, я во двор. А он выходит с факелом, увидал силуэт — и ко мне! Что, говорит, делаешь тут среди ночи? Я оглядываюсь, а сзади нужник стоит. Я на него и плюхнулся. Мол, приперло ночью, не видишь что ли? А он встал прямо надо мной и смотрит внимательно. Ох непростая была ночка... Поздеру, конечно, я на следующую ночь подстерег, но эту историю запомнил. До сих пор в кусты предпочитаю бегать.

Ну а дальше — больше. Знатную госпожу в ее доме обобрал, залез за еще одним кольцом в купальни, заодно на голых девок поглядел. Как-то забрался в саму ратушу за одной купчей. На обратном пути опять чуть не попался. Вместе с купчей прихватил парочку дорогих кубков, а какому-то козлу из стражи возьми да и приспичь меня обыскать. Ну я прямо перед ним посуду кинул, а после обыска забрал. И кого только в эту стражу берут… Один Поздера был толковый.

Вернулся к Пешеку, так он меня чуть не расцеловал. Будто за сына стал принимать, которого у старика не было никогда. Этого сына, правда, он не постеснялся послать и на еще одно задание, с которого можно и не вернуться: за той самой книгой в золотом переплете. И стянуть ее надо было у самого барона этих земель.

В городе, кстати, кто-то таки заметил, как я кубки с мостовой поднимал, поэтому пришлось заплатить штраф. Штрафы здесь такие, что любому крестьянину спину мигом сломают. Но мне нипочем. Я заплатить заплатил, а с кубков еще и заработал даже с вычетом издержек. Вывод тут, друзья, простой: если ловят вас, тащите уж побольше. И штрафа такого даже не заметите.


Когда к барону в замке подбирался, ненароком наткнулся на личного баронского гвардейца внутри сторожевой башни. Тут уж было не удержаться. Стукнул его сзади легонько, латы все снял — и за книгой. Ох и тяжеленные. Зато недельку в сундуке полежат, все о них забудут, и хоть на праздничное шествие по Праге отправляйся. На такое простому кузнецу за всю жизнь не заработать!

Между тем, как человек состоятельный, Терезу, мельникову дочь, решил я на свиданку позвать. Подарил ей украшение, она аж засияла что твой медный поднос. Да и сам мельник явно рад был. Все ходил мимо с одним и тем же мешком зерна туда-сюда. Делал вид, что работает. Но слова дурного не сказал, пока я перед ней расшаркивался. Точно одобряет! А свидание неплохо прошло. Пока гуляли, я и забыл даже, что в другую деревню на дело ехать надо. Хорошая она баба все-таки. И зад такой… Хорошая, в общем, баба.

Работу я сделал быстро. Надо было у местного купца печать гильдии забрать. Так вот, выманил я бедолагу ночью из хаты в огород, да там и уработал. Жаль только, запомнил он меня — на утро пришлось штраф платить. Да и ладно. А вот нищего, что за печатью меня посылал, я нашел уже в колодках на центральной площади. Не знаю уж, чего эта дурья башка удумала, но справился он явно плоховато.

Пока шел до деревни, встретил парочку головорезов. Думали, что простой дубины им хватит, чтоб меня ухлопать. Не тут-то было: учился в казармах я хорошо, да и брони на себя уже немало нацепил. На такой вот случай.


На обратном пути проголодался и решил поохотиться. Ох и муторное это дело. Мало того, что в хозяйских лесах охотиться нельзя, так еще и зайца какого несчастного подстрелить не так-то просто. Но нет худа без добра: глянул на карту и узнал место, что на том клочке пергамента, купленном у мельника, было. Где про клад говорилось. В итоге в старом колодце столько добра нашел! Но главное — аж целую миланскую бригантину! И кто ее припрятал там? Неужто миланец какой? Занесло же в глушь такую...

Как бы то ни было, решил я, что пора бы и мир немного посмотреть, а может и Терезе чего интересного привезти. Нацепил лучшие свои латы, взял сушеной еды и двинулся в путь. Путники в такой броне обращались ко мне не иначе, как «господин рыцарь». Я, конечно, никаким рыцарем от этого не стал, но с ними не спорил. Приятно все-таки. Ведь это я, простой подмастерье, наконец в люди выбился. Пока радовался, встретил на дороге купца без сопровождения. Беднягу бы все равно ограбили, так зачем его было подвергать лишней опасности? Пускай лучше все ценное у него господин рыцарь заберет, а не какие-нибудь злодеи!

Затем на пути повстречалась мне третья мельница. Местный мельник выловил из реки половца и решил, что тот зарыл сокровища. Я быстренько отыскал неподалеку толмача и разговорил мерзавца. Говорить, где спрятал клад, басурманин отказался, зато обещал показать. Ну я, дурак, и пошел следом. Привел он меня, ослиную голову, прямо в лагерь своих друзей. Тут-то мне и пришлось вспомнить все обучение и поблагодарить Всевышнего за то, что я нацепил на себя самую эту тяжеленную броню, которая натирает, кажется, все важные места сразу.

Шутка ли, тройка обученных половцев в полном военном обмундировании? Но потихоньку-полегоньку одного я прирезал, второй, кажется, рухнул на траву обескровленный, а третий, лучник, бросился наутек, да так, что даже прибежавшие на шум мужики с соседней лесопилки не смогли его догнать. А я уж после боя да во всей этой броне и подавно.


И знаете, что я вам скажу? Война, если ты не благородный пан, конечно, дело совсем гиблое. Пока за лучником гонялся, совершенно потерял из виду место, где прирезал двух других. В итоге набегался на жизнь вперед, и ни тебе сокровищ, ни тел, чтобы хоть немного поживиться. Встретил только самого первого половца в рубашке, которого с мельницы забрал. Да и того хотел припугнуть, чтоб не убегал, а в итоге засадил стрелой прямо в темечко. Он и упал замертво. И это я, который и стрелять-то толком не умеет.

Что? Какая у всей этой истории мораль? А я и знать не знаю. Я ж не философ или, прости Господи, книгочей какой. Не мое это дело — мудрствовать. Зато в своем деле я разбираюсь, и неплохо. Деньги у меня теперь водятся, мельник да его дочь — новая семья, а за отца с матерью я еще поганцам иноземным отомщу, да и меч пану верну. Вот только накоплю денег побольше, чтоб собственный отряд нанять. Но за деньгами дело не станет, если в колодках что тот нищий не окажусь. Но на все воля Божья. А вы расходитесь, давайте, да не вздумайте кому растрепать, что здесь услышали. Не то и до вас дойду, как с убивцами родителей разделаюсь.

Вот такие славные приключения довелось нам пережить в этой игре! А вы планируете поиграть в Kingdom Come: Deliverance?

Триумф нестандартных решений.

В закладки

Главный секрет Kingdom Come: Deliverance - в смелости. И речь здесь не только о пресловутом реализме и хардкорной системе сохранений, о которых сказано и написано очень много. Даниэль Вавра пошёл против негласных «правил», сделав игру не так, как принято, а так, как он считал нужным. Именно эти необычные решения делают Kingdom Come такой притягательной.

Значимая личность

Главный герой RPG непременно должен быть избранным и вершить судьбы мира - этим негласным правилом все так или иначе руководствуются испокон веков. Это клише не в последнюю очередь связано с затасканным понятием «power fantasy» - желанием игроков чувствовать себя значимыми. Чтобы вспомнить RPG, обходящуюся без этого приёма, приходится напрячься. На него в той или иной мере полагаются все крупные ролевые игры, вышедшие в 2017 году - Divinity: Original Sin 2, Elex, Mass Effect: Andromeda.

В Kingdom Come речь идёт не о судьбе человечества, не о великой войне добра против зла, а о локальном конфликте между несколькими мелкими чешскими феодалами и переоценившими свои силы разбойниками. Ближе к финалу сюжет становится чуть более глобальным, а действующие лица всё чаще начинают упоминать имя Сигизмунда, короля Венгрии, но в результате всё сведётся к местечковой стычке за небольшое поселение, о существовании которого не знает «Википедия» - ни российская, ни англоязычная.

В игре Warhorse главному герою довелось сражаться бок о бок со своим паном в битве, о которой, скорее всего, не сочтёт нужным упомянуть ни один местный летописец - и это приносит ничуть не меньшее удовлетворения, чем очередное спасение мира. Подсознательного «не верю» или «так не бывает», тихонько звучащего в голове при прохождении любой RPG о гибели богов или убийствах королей, на этот раз не слышно. Потому что так, как тут - действительно бывает.

Истории о герое, который вчера возделывал поля, а сегодня командует армией, из Kingdom Come тоже не получается. Да, поначалу кажется, что деревенский парень Индржих неправдоподобно стремительно взлетает по карьерной лестнице благодаря своим (то есть вашим) выдающимся способностям. Но всё не так просто.

Общение со знаменитостями

Всё сказанное выше можно было бы списать на исторический сеттинг - не может ведь игра о реальной средневековой истории ставить игрока в центр мироздания. Но ведь в том-то и дело, что может. В основе сюжета самой популярной «исторической» серии игр в мире - Assassin’s Creed - лежит именно спасение мира и взаимодействие с древними богами. Даже когда вселенский заговор тамплиеров отходит на второй план, авторы всё равно стараются поражать игрока масштабом - благодаря историческим личностям из учебников истории, например.

В игре про эллинистический Египет непременно нужно дать игроку подружиться с Антонием и Клеопатрой, а в игре про Лондон - с Дарвином и Марксом, ведь иначе он может почувствовать себя недостаточно важной личностью! Но от весёлых поездок на колеснице с Цезарем всё-таки остаётся ощущение аттракциона, а вот с осадным инженером Конрадом Кайзером фон Айхштадтом из Kingdom Come: Deliverance я словно бы действительно пообщался.

И не беда, что раньше я никогда о нём не слышал, а правильное правописание его имени пришлось искать в справочниках по ракетостроению и истории вооружений. Если бы вместо встречи с малоизвестным учёным мимо главного героя игры пронеслась вереница камео знаменитых исторических деятелей вроде Яна Гуса или римского папы, правдоподобие немедленно сошло бы на нет. Локальной истории - скромные камео.

Непобедимый герой

У «power fantasy» есть и другой аспект, исключительно геймплейный. Любому геймдизайнеру известно, что большинству игроков хочется часто одерживать победы над врагами и, в целом, ощущать могущество. Какие-то игры потакают этому желанию чересчур откровенно - отсюда берутся, например, вызвавшие волну негатива силовая броня и коготь смерти из начала Fallout 4.

Kingdom Come плевать хотела на ваши фантазии - терминатором в ближайшей перспективе вам не стать. Если вы не освоите боевую систему в совершенстве - именно вы, а не ваш персонаж, - вас будут убивать в каждой стычке. Даже если освоите, то всегда найдётся кто-то, кто собьёт с вас спесь. Можете одолеть двух хорошо вооружённых разбойников - однажды столкнётесь с бандой из четырёх, или схлестнётесь в бою с рыцарем-киллером из Германии. Или - самое обидное - тренер по фехтованию скажет, чтобы вы возвращались, когда будете действительно готовы.

Боевая система Kingdom Come: Deliverance кажется честной: можно быть уверенным как в том, что в ней нет хитрой системы автоматического повышения уровня у врагов, так и в том, что спустя несколько лет Даниэль Вавра не расскажет в твиттере о какой-нибудь хитрости, позволяющей игрокам избегать смерти в последнюю секунду для большего драматизма.

Победа над врагом в Kingdom Come ощущается как настоящая победа - её одержали лично вы, а не ваше редкое оружие или какая-нибудь манипулирующая восприятием система.

Гигантские строения

Недавно мне на глаза попадалась статья, в которой очень убедительно, со статистической и психологической точки зрения доказывалось, что архитектурные сооружения и прочие объекты в играх просто-таки обязаны достигать колоссальных размеров. Согласно этой теории, если бы, например, Имперский город в Oblivion не был виден с другого конца Сиродила, а то самое колесо из Bulletstorm было бы в полтора раза меньше, то у игроков не возникло бы чувства того, что они участвуют в чём-то значимом.

Мир Kingdom Come состоит из нескольких абсолютно одинаковых одноэтажных деревень, пары небольших городков и трёх совершенно непримечательных замков, тоже очень похожих друг на друга. Но при этом я до сих пор могу вспомнить, как впервые увидел Сазавский монастырь с вершины холма - возможно, мои впечатления можно было бы сравнить с ощущениями главного героя игры, впервые в жизни узревшего столь величественное сооружение собственными глазами.

Пара десятков часов путешествий по однообразным сельским пейзажам и погружение в образ средневекового крестьянина сделали своё дело, и далеко не самое впечатляющее сооружение мировой архитектуры на мгновение показалось мне чем-то невероятным. Ни в одном другом медиа такое было бы невозможно - Сазавский монастырь получил час славы, о котором не мог и мечтать.

Целый мир

Если вжиться в образ героя, это начнёт влиять на восприятие мира и в другом - как и Индржиху, за жизнь практически не покидавшему пределы родной деревни, крохотный кусочек Чехии покажется игроку необъятным и полным приключений миром. При этом за решением ограничить игровое пространство несколькими деревушками в окрестностях не вместившейся в игру Праги кроется ещё одно нарушение принятых в RPG-строении правил.

Что в «Ведьмаке», что в играх серии The Elder Scrolls речь всегда идёт об огромных странах, если не о целых континентах с густонаселёнными столичными городами. Тот факт, что на деле площадь этих игровых миров уступает даже Лихтенштейну, а многочисленное население городов обычно отображается парой десятков NPC, никогда никого не смущало - игроки и разработчики спокойно рассуждают о том, во сколько раз Скайрим, который мы видим в игре, меньше «настоящего». К слову, площадь Египта в Assassin’s Creed: Origins примерно в три раза уступает карликовой Андорре.

Эти общепринятые игровые условности Даниэль Вавра решил сломать - от реальной Сазавы до реального Тальмберга около пяти километров, и девять минут на машине. Воображению не нужно превращать захудалую крепость с тридцатью обитателями в нечто большее - ни расстояние между городами, ни NPC на улицах ничего не «отображают». Это даёт ещё одну колоссальную прибавку к «приостановке неверия» и делает полное погружение в мир игры ещё проще. Конечно, это накладывает определённые ограничения - в таком узком пространстве можно рассказать только очень локальную, камерную историю. Зато какую!

Сцена в финальной части игры, в которой один из панов наконец-то созывает войска и ведёт их в поход, ощущается как нечто невероятно эпичное - несмотря на то, что за ним следует не больше пары десятков воинов. Шествие сопровождается подходящей к моменту музыкой и кадрами с удивлёнными крестьянами, которые отрываются от работы и глядят на дорогу - возможно, такого количества вооружённых людей в одном месте они ещё не видели.

Спустя шестьдесят часов в шкуре средневекового обывателя я вполне понимал их чувства, и последовавшая за этим величественным шествием стычка показалась мне едва ли не битвой за Минас-Тирит.

Постоянное развлечение

Ещё один закон геймдизайна - игрока постоянно нужно развлекать. Грех не использовать переход из одного населённого пункта в другой и не подсунуть ему под нос встречу с каким-нибудь доселе невиданным противником. Или не подтолкнуть игрока к исследованию карты на предмет тайников.

Несмотря на камерность, пространства между городами в Kingdom Come: Deliverance практически пусты - вызывающе пусты. Вы вполне можете скакать весь день и всю ночь и не натолкнуться ни на одного человека. Можно обыскать все окрестные пещеры и гроты и не найти там вообще ничего. Можно отправиться на поиски интересных мест, а обнаружить лишь ещё один лагерь углежогов. Со стороны звучит очень скучно - зачем играть в игру, которая не собирается развлекать, если вокруг столько игр, желающих это делать?

Вот только есть одно обстоятельство: постоянные приключения неизбежно превращаются в рутину. Представьте: вы играете в Skyrim или в «Ведьмака» и снова натолкнулись на бандитов или, например, волков. Спросите себя: вам действительно не терпится в очередной раз с ними сразиться?

Каждая стычка с бандитами в Kingdom Come: Deliverance врезалась мне в память, и я могу подробно рассказать, как она прошла - потому что все их можно пересчитать по пальцам. Каждый обнаруженный тайник с ценностями заставлял меня радоваться, как будто это настоящий клад - потому что это произошло всего пару раз за игру. Неожиданно выяснилось, что пустые леса и приключения в час по чайной ложке «работают» - не говоря уже о том, что это очередной балл в копилку пресловутых реализма и погружения.

Оригинальная история

Если бы нужно было описать историю протагониста Kingdom Come: Deliverance одним словом, это было бы слово «простая». Она действительно похожа на исторический роман, но на очень простой - написанный в ту эпоху, когда публика ещё ими не пресытилась. Она ничем не удивляет и даже не пытается.

Клише с убитыми родителями и сожжённой деревней, длинные и полные разнообразных приключений в сельской местности поиски обидчика с целью отомстить, очень предсказуемый ответ на главный вопрос сюжета, который и твистом-то не хочется называть. «Неожиданный» злодей, раскрытие личности которого делает историю ещё более трогательной в своей простоте. Никаких невероятных моральных решений, никаких сбивающих с ног эмоциональных переживаний, никаких постмодернистских приёмов. Даже никакой особенной морали - прямо перед титрами начинает казаться, что она всё-таки есть, но один из героев недвусмысленно это предположение опровергает.

И такой бесхитростный подход, как и все предыдущие «минималистичные» решения Вавры, работает на удивление эффективно. После себя сюжет Kingdom Come не оставляет ничего, кроме одного единственного чувства: желания перелистнуть страницу и приступить ко второй части. Узнать о том, что случится с героем дальше, ещё раз встретиться с полюбившимися персонажами, продолжить приключения. Как какие-нибудь «Три мушкетёра».

Написать