Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Обзор игры фоллаут 4 на русском. Быть или не быть? Звездные войны наоборот

«Из машины» (Алекс Гарленд, 2015) «Бегущий по лезвию» (Ридли Скотт, 1982) «Сумеречная зона» (1953), эпизод «По своему подобию» Ясухиро Найто, «Триган» Айзек Азимов, «Заминка на праздновании Трехсотлетия»

Игры от Bethesda всегда особенные. Их можно ругать за тысячу разных вещей, притом каждый раз — почти за одни и те же, но это никогда не имело особого значения. Эта студия делает то, чего никто больше не делает так . Их игры — даже не игры, а миры, в которых можно застрять на сотню часов, просто гуляя, глазея по сторонам, собирая травки и читая книжки про похотливую аргонианскую деву.

И потому Fallout 4 было очень трудно не ждать. В ней было легко сомневаться, это верно. Но, однажды оказавшись в этой постъядерной Пустоши, мало кто не захочет вернуться обратно.

В общем, теперь мы едем в Бостон.

Упали бомбы

С Институтом — незримой организацией, возникшей на останках Массачусетского технологического института (MIT), — нам уже приходилось сталкиваться, хоть и не напрямую. В Fallout 3 с ним был связан один хороший побочный квест, а правящий Новым Вегасом мистер Хаус до ядерной войны учился как раз-таки в MIT.

Теперь, когда мы очутились посреди разрушенного Содружества Массачусетс (или просто Содружества), этот Институт оказался в самом центре. Среди местных ходит слушок, будто Институт похищает людей и заменяет их синтами — неотличимыми копиями, роботами вроде сайлонов из «Звездного крейсера "Галактика"» или репликантов из «Бегущего по лезвию».

Тему синтетической жизни поднимали в научной фантастике тысячи раз и еще столько же раз поднимут, но в этом случае интересно то, что, задав все вопросы, Fallout 4 не делает никаких выводов сама. Кто-то относится к синтам как к инструменту, кто-то — как к преступлению против человечества и науки, кто-то — как к людям, а кто-то просто до истерики их боится. Есть разные точки зрения, и их можно принять или не принимать вовсе.

И на этом фоне весьма кстати то, что больше нет очков кармы, дающихся или отнимающихся за «добрые» и «злые» решения. В Fallout 3 сценаристы, похоже, поняли эту систему превратно, и развилки часто сводились к выбору между образом кромешного мерзавца или светозарного зануды — просто потому, что так надо. В New Vegas вся мораль размылась, и смысла в «добрых» и «злых» очках было все меньше, но они все равно продолжали капать.

Теперь же карма исчезла, а вместе с ней и навязанные представления о том, что правильно, а что нет. И это просто прекрасно.

Даймонд — самый большой город в округе. Построен в стенах бейсбольного стадиона «Фэнуэй-Парк».

Впервые со времен Morrowind сюжет у Bethesda вписан в открытый мир, а не болтается отдельно от него. Только это куда меньше касается первой половины игры, потому что начинается она с линейной прогулки. Вы, очнувшись в бомбоубежище после двухсотлетнего криогенного сна, идете по следам своего сына — как когда-то искали отца в Fallout 3 , — и эти первые десять, двадцать, может быть, тридцать часов могут сильно разочаровать.

После сумасшедшей свободы New Vegas вы оказываетесь вынуждены перемещаться от одной контрольной точки до другой, пробираясь по запутанным подземельям и решая достаточно прозаичные, по меркам Пустоши, проблемы. Одним способом или чуточку другим. Отвлекаться на побочные поручения можно, но в контексте сюжета как-то не вполне логично. Ведь единственное, что движет выходцем из Убежища, — желание поскорее найти сына, а тут вдруг он все бросает и принимается, например, строить село вместе с минитменами. А потом снова уходит искать сына. Чудак.

На самом деле история с сыном — это такой слегка неуклюжий повод показать, как устроен мир. Вы посещаете главные достопримечательности, знакомитесь с действующими на руинах Массачусетса организациями, а дальше Fallout 4 вдруг вспоминает, что до нее все-таки была почти великая New Vegas, и наконец-то предоставляет вас себе самому.



Пустошь Содружества мало похожа на столичную. В Бостоне совсем другая архитектура и другие достопримечательности. И ему гораздо меньше досталось в годы войны.

После одного переломного момента игра отпускает вас на свободу. Являет вам четыре фракции со своими правилами и своей правдой у каждой и предлагает разбираться с ними как угодно. Мотивы сторон проще некуда — вопрос, скорее, в том, чья манера вести дела вам ближе. Вы начинаете принимать решения, лавировать между неудобными вариантами, стараясь подольше сохранять хорошие отношения с каждой фракцией, выяснять правила их игры и посреди чужих дел проводить в жизнь свой собственный, лучший, план.

И вот тогда свобода берет свое. Побочные истории наконец-то органично встраиваются в ваши деяния, потому что неотложные проблемы кончились. Закрыть тему противостояния организаций вы вольны когда угодно: можете, скажем, прикончить главу фракции хоть посреди сюжетной речи, и игра предложит новый путь к концовке — как в New Vegas. Очень приятно обнаружить, что Bethesda не игнорирует то, что сделала до нее Obsidian.

Печалит другое. После прохождения основного сюжета герой рассказывает, что нашел свое место в новом мире, зачем-то заканчивает речь заезженным «War never changes»... и всё. В прошлых Fallout на этом месте был подробный разбор судеб городов и персонажей, которых вы встречали, — и есть мнение, что это одна из главных фишек серии. Но похоже, что, утвердившись в первичности открытого мира, Bethesda решила, что у жизни в Пустоши не может быть концовки, и решила не делать ее вовсе. Логично, но все-таки обидно.

Главный герой (или героиня) теперь озвучен, но как к этому относиться — дело вкуса. С одной стороны, так беседы звучат куда естественнее, но с другой — человека на экране куда сложнее отождествлять с собой.

Псина и все остальные

Карму условно замещают отношения с компаньонами. Об их реакции на ваши действия оповещают сообщением в верхней части экрана («Престон Гарви от этого в восторге»), как в играх Telltale. Вкусы напарников на редкость специфичны: например, журналистка Пайпер из Даймонда радуется, когда вы при ней насаждаете справедливость, этику и... взламываете замки.

Компаньоны — это те персонажи, к которым вы почти наверняка будете возвращаться чаще всего, потому что именно с ними у вас прежде всего возникает какая-то связь. Но, увы, им уделили куда меньше внимания, чем они заслуживают. Спутники ходят за вами, комментируют то, что видят, но в ваши дела не вмешиваются. Пару раз за игру каждый попробует завязать беседу и излить душу, а когда вы по-настоящему подружитесь, даст умеренно полезный навык.

Этим дело обычно ограничивается. Романы, которые прежде много обсуждали, завязываются на ровном месте после пары попыток пофлиртовать и, по сути, не ведут ни к чему, кроме призовых сахарных реплик при встрече и временной прибавки к опыту за проведенную в одной кровати ночь.

Престон Гарви, последний из массачусетских минитменов. Как раз с его подачи мы строим на останках Содружества новую цивилизацию.

Очень хотелось бы, чтобы компаньоны говорили чаще, но удивляться тут нечему — в Fallout почти всегда было интереснее играть одиночкой, а напарники разве что работали вьючными животными и отвлекали огонь на себя. Тут есть подвижки в нужную сторону, но изменилось на практике не так уж много.

Зато в Fallout 4 есть очень славный Догмит — он же Псина в русской версии. Всегда верен, никогда не расстраивает и становится настоящим терминатором, если выучить один из перков.

Это моя винтовка

Директор игры Тодд Говард говорил, что со стрельбой и оружием в этот раз помогали id Software и один из бывших сотрудников Bungie. Это чувствуется. Fallout 4 фетишизирует оружие похлеще, чем Borderlands . Она учит его любить: если вызубрить ремесленные перки, можно десятки часов провести с одной пушкой, постепенно наверчивая на нее новые модули. В моем случае это был обыкновенный бластер, который со временем превратился из ручного пугача в тяжелый снайперский карабин.

Кроме серийных вещей есть редкие коллекционные стволы, и даже если бы они не были настолько мощными, их все равно стоило бы ценить — за характер. Само собой, знакомая по третьей части железнодорожная винтовка, стреляющая костылями, с пары попаданий раскалывает шлем рыцаря Братства Стали надвое, но при этом выпускает клубы пара и тарахтит как паровоз — и это в ней гораздо интереснее. Еще есть силовой кастет из куска железобетона, приделанного к небольшому свайному молоту. Или вот корабельная пушка... это корабельная, мать ее, пушка, которая стреляет пушечными ядрами, понимаете?

Стала интереснее силовая броня. Раньше доспехи Анклава и Братства Стали были, по сути, высокоуровневой одеждой для поздних стадий игры, а в этот раз вы получаете их почти в самом начале. Но они постоянно требуют техобслуживания — цена ремонта и батарей мешает ходить в броне постоянно, пока вы не сколотите состояние. Ближе к концу я приделал к паладинским доспехам реактивный ранец, покрасил их в розовый и окончательно перестал из них вылезать.

Силовую броню, как и всю остальную экипировку, можно пересобирать модуль за модулем. Например, усилить защиту от радиации свинцовыми пластинами или прикрепить на спину реактивный ранец.

Тем не менее состоятельность Fallout 4 именно как шутера все еще под вопросом. Да, меткая стрельба поощряется. Да, стрелять гораздо приятнее, чем раньше. Да, дикие гули теперь вылезают из щелей в стенах и смешно пляшут, если отстрелить им руки. Разумные противники продолжают время от времени впадать в ступор, стоит произойти чему-то неожиданному, но пользуются укрытиями, обходят с флангов и закидывают гранатами, будто сегодня — последний день в их жизни (тут они попали в точку). В отношении механики бои стали значительно лучше.

Но! Дизайн стычек до сих пор на уровне «вот комната, вот враги, сделайте, пожалуйста, что-нибудь», из-за чего многие сражения превращаются в сущий хаос. Спасает снова режим V.A.T.S., в котором экшен на несколько секунд уступает пошаговой тактике: время замедляется, вы спокойно выбираете цель и тратите на стрельбу очки действия. Это очень помогает контролировать происходящее, и, даже если пытаться играть в Fallout 4 как в чистый боевик, иногда включая V.A.T.S., игра видится гораздо более сосредоточенной и в общем правильной. Незачем пренебрегать возможностью сбить гранату в полете.

Роботам и гулям можно отсекать конечности и наблюдать, как они барахтаются. Люди от такого обычно умирают.

Два часа, время убивать

Ролевую систему сильно сжали, объединив параметры S.P.E.C.I.A.L. (сила, восприятие, выносливость, обаяние и прочее), навыки (скрытность, взлом замков, владение оружием и так далее) и перки (классические для серии «таланты», влияющие на ваш стиль игры) на одном полотне. Вы повышаете их наравне друг с другом, тратя одни и те же очки развития, но чем выше у вас значение соответствующего параметра, тем мощнее перки, которые вы можете выучить.

На самом деле идея красивая. Каждый из параметров устроен так, что связанные с ним перки помогают найти свой подход к сражениям. С десятью единицами силы, к примеру, можно превратить силовую броню в бронепоезд, вкатывающий врагов в землю. Герои с высоким интеллектом делают упор на силу энергетического оружия и экономию ресурсов для поддержки брони, а среди перков для обаятельных есть способность склонять противников на свою сторону, просто наставив на них оружие. Работает не на всех и не всегда, но с этим однозначно стоит поэкспериментировать, если хочется не замарать руки и в то же время обойтись без скрытности.

Так в Fallout 4 устроено развитие героя. В верхнем ряду — параметры S.P.E.C.I.A.L., влияющие, помимо прочего, на то, как далеко вы сможете спуститься по соответствующему столбцу перков.

С другой стороны, пострадало все, что не касается боевых способностей. Например, я ни разу не видел, чтобы навыки, связанные с рукоделием и медициной, проявляли себя в мирных ситуациях — чтобы отремонтировать что-то по квесту, достаточно пройти проверку по интеллекту, да и то потребность возникала нечасто. Пропали специфические, но всегда интересные таланты вроде «Вечное дитя» (добавлял больше вариантов при общении с детьми), а высокое обаяние в диалогах обычно просто выделяет самые выгодные ответы и тем самым изредка помогает сократить дорогу, но чаще просто увеличивает награду.

Как бы ни хотелось решать проблемы миром, игра все равно подталкивает к боевым походам по поводу и без. Bethesda очень любит подземелья — или какой-то злобный карлик нашептывает разработчикам, что подземелья у них получаются лучше всего, поэтому нужно делать еще больше подземелий. Многие даже потенциально сверхинтересные истории здесь умудряются свести к обыкновенному боевому забегу по лабиринту. Вот как вы представляете себе авантюру с ограблением городского хранилища? Сбор информации, подготовка оборудования, молниеносная атака, счет на секунды! Но нет, давайте вместо этого сходим в катакомбы и подеремся с гулями и болотниками. Так будет лучше.

Мутировавшие мишки яо-гаи в Содружестве выглядят не так жутко, как в Столичной Пустоши, но оказываются немногим слабее когтей смерти.

В другой раз я совершенно случайно нашел на краю мира бункер, в котором еще до войны спрятался мэр Бостона. Пробрался мимо череды турелей (помогла хитрость), обобрал все сейфы, послушал последние слова мэра. Забавный маленький случай — я был доволен, что хоть в этот раз обошлось без боя. Но на обратном пути из бункера на меня вдруг напали синты Института.

Ну и когда вам скажут: «А пойдите-ка и зачистите от рейдеров автозавод» — не сомневайтесь, что придется именно пойти и зачистить автозавод, потратив кучу времени на поиски единственного верного пути до главаря бандитов. Если быть до конца честным, Fallout 3 на этом тоже спотыкалась, но просто имейте в виду. Мирный путь здесь редко бывает приоритетным.

Безумная, безумная Пустошь

В то же время хороших моментов немало. Например, первая большая сюжетная стычка в музее Свободы среди экспозиций, изображающих знаковые эпизоды американской истории. У Bethesda, как обычно, получился впечатляющий симулятор археологии и истории повсюду, куда бы вы ни пошли. В опустевшем Салеме окопался одинокий старичок с винтовкой. Возле больницы Милтон какой-то сумасшедший выживальщик устроил лабиринт из ловушек. Один из жителей Даймонда рассказывает о древней игре в «бейсбол», в процессе которой люди забивали друг друга насмерть деревянными битами. Одержимые войной за независимость США роботы обязались защищать Конституцию, поселились на борту фрегата «Конститьюшн» и защищают его.

Пайпер творит журналистику и пристает к горожанам с расспросами («Вы не боитесь, что Институт похищает людей и заменяет их синтами? — Знаете, теперь боюсь»), рейдеры в картинной галерее одного очень авангардного мастера обсуждают искусство, супермутанты несут типичную, но каждый раз разную ересь, согласно клише «мы тупые, как камни, но все равно знаем лучше».

Этот кадр — из города под названием Добрососедство. Редкостная дыра, но по-своему колоритная.

Далеко на юге карты есть зона, где уровень радиации особенно высок. Живут там в основном мутанты и фанатичные последователи Атома.

После штормов из Mad Max радиационные бури в Fallout 4 не так впечатляют. Но что-то в них все равно есть.

В Fallout 4 очень много всего, хотя ее детали редко бывают связаны друг с другом — они просто есть, чтобы Тодд Говард мог сказать: «Привет, я Тодд Говард. Мы сделали просто невероятно огромную игру». Здесь полно вещей, которые несложно проигнорировать.

Можно, скажем, строить поселения, будто вы играете в The Sims или ваяете модификацию в Creation Kit. С ними связан сюжет одной из фракций, а если изучить конкретный навык в колонке обаяния, можно зарабатывать огромные деньги на торговцах, не ударив пальцем о палец. Но ничто из этого не вынуждает использовать и половины того, что можно провернуть в конструкторе. Планировать электрические сети, увязывать кнопки и переключатели в логические схемы, строить полосы препятствий из ловушек. Зачем все это?

А незачем. Просто чтобы было. Чтобы вы могли построить свой город, потом еще один, снабдить их ресурсами, наладить торговые связи и гордиться собой. Или не гордиться. Это же игра от Bethesda, делайте что хотите.

Многие бесхозные мастерские можно присвоить и основать вокруг них новое поселение.

Добро пожаловать... куда?

Вот факт: вопреки первому впечатлению Fallout 4 играется в целом совсем как третья часть. Движок от Skyrim (он же движок от Morrowind, но с миллионом надстроек) выдает себя издалека — теми же манерами, теми же глюками, теми же загрузками между интерьерами и экстерьерами. Надо сказать, достаточно долгими, если играть на консоли.

В то же время вопросы в духе «на что Bethesda потратила пять лет» постепенно отпадают. Видно на что. На подробнейшую модификацию экипировки и строительство. На легионы квестов и случайных находок. На разрушенный Бостон — красивый и очень похожий на настоящий. В конце концов, на блестящий образ рухнувшей американской мечты из сороковых, с ядерными «Крайслерами», радтараканами и песнями Билли Холидэй на радиоволне Даймонда. Тут очень много всего. Не всегда понятно, зачем оно нужно, но оно есть и, пожалуй, внушает.

В строительстве и производстве модификаций применение находится любому барахлу. А самое прекрасное — весь мусор можно выгрузить из рюкзака одной кнопкой. Плюшкины довольны.

На фоне вылизанной открытой постановки «Ведьмака 3 » или гламурного эпоса Dragon Age: Inquisition эта Fallout выглядит старомодной и местами откровенно неловкой — это мир, в котором тебе просто дают пинка и говорят: «Теперь ты здесь живешь». Ты часами ходишь по кругу с широко раскрытыми глазами и даже пытаешься что-то возразить, но потом просто начинаешь жить. И живешь.

Оценка сайта

8, 0

Игра от Bethesda

Вердикт

Fallout 4 будто затрудняется решить, что для нее действительно важно, и потому пытается изобразить попросту все: и линейный экшен, и ролевую «песочницу», и симулятор жизни, и строительство как в Rust или Minecraft. В итоге вышло так, что у игры достаточно изъянов, но по полноте охвата с ней мало кто может сравниться. Кем бы вы ни были, в конце концов вы в ней что-нибудь да найдете.

Руины Массачусетса с легким привкусом Столичной пустоши

Отправить

Выпустив в 2010 году , студия Obsidian Entertainment наглядно показала всему миру «тот самый », и даже перевоплощение игры из пошаговой RPG в шутер от первого лица совсем ей не помешало. Недолго пробыв в руках своих праотцев, серия вновь вернулась к Bethesda . И Bethesda сделала то, что умеет лучше всего - еще одну игру про подземелья, хоть и в постапокалиптическом сеттинге. Но об этом мы поговорим позже.

Сюжет берет свое начало 23 октября 2077 года, в тот самый роковой день вселенной , когда огонь ядерной войны практически стер с лица Земли людскую цивилизацию. Главный герой в компании жены и ребенка в последний момент успевает спуститься в убежище 111, чтобы тут же попасть в криогенную капсулу. Именно здесь ему предстоит провести следующие две с лишним сотни лет, и произойти за это время успело многое: Выходец из Убежища уничтожил армию Создателя и основал Арройо, его внук покончил с коварными планами Анклава, а Одинокий Странник добил их остатки на Восточном побережье. Проснуться герою предстоит дважды: первый раз для того, чтобы увидеть, как группа неизвестных людей убивает его жену и похищает ребенка, а после второго и окончательного пробуждения он бросится на поиски обидчиков, одержимый жаждой мщения.

Первую половину игры основная сюжетная линия пытается по максимуму подгонять игрока и является основной мотивацией для персонажа. Действительно, что может быть важнее, чем поиски пропавшего ребенка? Ответ: почти все. Под завязку набитый событиями и возможностями мир то и дело сталкивает игрока с рельсов сюжета самым подлым способом. Что-что, игра? Говоришь, что знаешь, где прячется убийца моей жены и похититель моего сына? Надеюсь, он побудет там еще какое-то время, потому что мне срочно надо построить деревню в компании этих милых оборванцев. Что опять? Спасти мир? Ты издеваешься, у меня еще картошка не посажена!

В Содружестве дела идут не так плохо, как в Столичной пустоши. Конечно, вездесущие рейдеры не дают местным покоя, а о прогулке в парке Бостон Коммон можно и не мечтать из-за его популярности у супермутантов, но об этих опасностях можно не думать за городскими стенами. А вот чего их обитатели боятся как огня, так это злобных ученых из Института, которые похищают горожан и заменяют тех синтами - роботами, которые выглядят один в один как пропавший человек.


Именно Институт, по мнению героя, виноват в произошедшем с его семьей - значит надо его отыскать. Эти поиски займут не меньше десятка часов, и, поверьте, это будет не самое интересное время, проведенное вами в игре. Зато потом начнет разыгрывать в декорациях Бостона самый настоящий : на игрока вывалят четыре фракции, каждая из которых по-своему права в происходящей конфронтации, а что делать дальше - зависит только от него. Можно сразу принять чью-то сторону, работать двойным агентом или пытаться угодить всем и сразу, но никто не мешает решить исход фракционного противостояния самым изящным методом - просто прибить главу какой-нибудь группировки хоть посреди сюжетного диалога. Игра при этом все равно сможет отыскать путь к концовке - хоть в чем-то сотрудничество с Obsidian пошло Bethesda на пользу.



Одна из главных проблем новых частей заключалась в неработающей системе SPECIAL. Тот же можно запросто пройти, имея хоть по единице основных атрибутов - попробуйте провернуть подобный трюк в первых двух частях! В Bethesda , видимо, это тоже осознали, поэтому SPECIAL в появилась в значительно переработанном виде. Навыки ушли в прошлое, смешавшись в сумасшедшем коктейле с перками и основными атрибутами. Выглядит новая система следующим образом: на каждый из семи основных параметров приходится по десять перков, большинство из которых имеет несколько уровней прокачки. С повышением уровня персонаж получает очко способностей, которое можно потратить на любой перк - лишь бы атрибуты позволяли. Чем выше атрибут, тем вкуснее будут и перки. Без высокого параметра силы можно и не думать о прокачке тяжелого оружия, взлом терминалов требует хорошего интеллекта, и так далее. Эта система гораздо органичнее вписывается в механику трехмерных , что и понятно - странно было полагать, что система, изобретенная для пошаговой RPG, будет адекватно функционировать в шутере.

Герой теперь умеет обращаться с любым видом оружия, будь то пистолет или корабельная гаубица - пушки больше не шатаются из стороны в сторону из-за непрокачанного навыка. Перки оружейной специализации влияют лишь на наносимый оружием урон, а к финальной стадии прокачки дадут приятный бонус вроде шанса на разоружение противника при попадании. Имеет смысл стрелять только из того, чему отдается приоритет в прокачке: самый посредственный пистолет будет полезнее минигана, если персонаж обучен стрелять из одноручного оружия, а из больших пушек - нет. К сожалению, все, что не связано с боями, пошло под нож: например, чтобы получить дополнительные реплики в разговорах, достаточно просто иметь много харизмы - все «скилл чеки» в диалогах из игры исчезли. А когда нужно будет что-то починить по квесту, не радуйтесь прокачанному навыку ремонтника - для этого необходимо три единицы интеллекта, и не каплей больше.


Количество вариантов прохождения квестов мирным путем значительно уменьшилось: в , как и в третьей части, в почете подход «в лоб». Практически любое интересное на первый взгляд задание сводится к забегу по очередному подземелью с пушкой наперевес. Вместо интересных ситуаций, запутанных диалогов и вариативности в подходах Bethesda занимается тем, что умеет лучше всего - делает подземелья. Зато каждое из них сделано вручную: если на одном из унитазов вы увидите плюшевого мишку, читающего выпуск газеты «Бостон Бьюгл» двухсотлетней давности, будьте уверены, что еще одного такого в игре вы не встретите. Количество неотмеченных на карте локаций так и вовсе выросло до каких-то совсем неприличных масштабов, а в каждую просто не терпится зайти, ведь можно потом и не оттыкать ее снова!

Исследовать постъядерный Бостон гораздо интереснее в компании напарников. В игре их больше десятка: тут есть и собаки, и роботы, и гули, и супермутанты. Отныне брать с собой в путешествие можно лишь одного компаньона: животные и роботы теперь считаются за полноценного спутника. Боевые товарищи обрели бессмертие и пасть в бою больше не могут: при получении критических повреждений спутник присаживается на пятую точку и даже продолжает стрелять из такого положения. Причин путешествовать в одиночестве нет совсем: боевую помощь напарники оказывают минимальную, но в крайнем случае отвлекут на себя огонь, да и скарба вдвоем можно утащить больше.

Напарники стали больше напоминать живых людей: периодически они вставляют словечко в квестовые диалоги или даже комментируют окружение уникальными и довольно интересными репликами. Например, пробираясь по подземным тоннелям старой церквушки в центре Бостона, я услышал от товарища восклик « Tunnel Snakes Rule!» - ну как тут не улыбнуться? А вот так расхваленная Тоддом Говардом система отношений с напарниками оказалась совсем пресной. Каждый из них реагирует на определенные действия главного героя: не стоит полагать, что отмороженной рейдерше понравится ваша попытка пройти квест дипломатией. Но ей очень нравится, когда персонаж принимает наркотики или пьет алкоголь: чтобы добиться ее расположения или даже любви, достаточно выпить полсотни бутылок виски, а потом пофлиртовать, пройдя проверку на харизму. Dragon Age отдыхает.


А тащить придется много. Совсем бесполезного хлама в игре больше нет: любую канистру или грязную пепельницу можно разобрать на составные компоненты, которые понадобятся при «крафте». А «крафт» играет в огромную роль: «апгрейды» брони, оружия, постройки в поселениях - всего этого не увидать, если не заниматься сбором мусора на постоянной основе. Модернизировать можно и силовую броню, которая из высокоуровневой одежды превратилась в скафандр-экзоскелет. Один экземпляр герой получит через двадцать минут после выхода из убежища 111, но не стоит раскатывать губу: для нормального функционирования брони необходимы ядерные блоки, встречающиеся в игре не так уж и часто, а в начале их и днем с огнем не сыщешь. Ну и, конечно же, требуется регулярное техобслуживание - искать компоненты для починки брони на начальной стадии игры - никаких нервов не хватит. Зато ближе к финалу, когда герой будет сидеть на настоящей горе денег и мусора, из нее можно вообще не вылезать.

Можно сколько угодно ругать Fallout 4 за похожесть на Fallout 3, но одного у игры не отнять: у Bethesda вновь получилось создать мир, в котором по-настоящему хочется жить. А как еще объяснить эти забеги по окрестным свалкам в поисках мусора, чтобы провести в свою деревню электричество?

При том, что уже в день начала продаж в магазины было отгружено целых 12 миллионов копий , провела довольно скромную рекламную кампанию. Первая публичная презентация на E3 2015 оказалась и последней. Но почему авторы столь востребованной RPG так упорно скрывали ее от народа? Явно не для того, чтобы подогреть интерес, ведь их коллеги из не скупились на ролики, и это ничуть не повредило.

Битва при Банкер-Хилле

Ответ прозаичен: создателям было почти нечего показывать. и трейлеры превосходно справляются со своей задачей: после их просмотра веришь, что исследование огромного постапокалиптического мира затянет с головой на недели. Увы, всё совсем не так.

Здешние пустоши сравнимы по размерам с и , однако смотреть в них особенно не на что. В основном вас ждут больницы, заводы, полицейские участки и прочие «объекты инфраструктуры», изготовленные под копирку и населённые мутантами или бандитами. Полноценных городов в всего два, Даймонд-сити и Гуднейбор (базу Братства стали и тем более Институт поселениями в привычном смысле слова всё-таки не назовешь). Хотя иногда оригинальные локации, конечно, встречаются. Например, Убежище 81, чьи жители, в отличие от Города-убежища из , вообще не покидали родных стен и прекрасно чувствуют себя внутри, пусть и зависят от торговли с караванами.

Огорчает и главная сюжетная линия. Поначалу поиски похищенного сына кажутся увлекательными, но после окончания расследования вы будете втянуты в нелепую борьбу между фракциями, достойную разве что подростковых фанфиков. Как и в , Братство стали наводит порядок на окрестных землях, а противостоит ему на сей раз Институт, штампующий армию андроидов и тщательно маскирующий некоторых из них под людей. Чего именно добиваются яйцеголовые, кроме абстрактного «строительства будущего», понять из трудно.

Еще невнятнее образ подпольщиков из «Железной дороги», освобождающих роботов из неволи и помогающих им начать самостоятельную жизнь, подобно аболиционистам XIX века. В связанный с этой организацией квест был лишь ниточкой в сплетении всевозможных конфликтов. Здесь же живущим в подвале «агентам» уделено много внимания, и их игра в конспирацию посреди разрушенной Америки — детский лепет.

Особняком стоят Минитмены, защищающие обитателей постапокалиптического Массачусетса от любых угроз. Никакой идеологии у ополченцев нет, поэтому их ветка сценария — самая скучная, хотя и наиболее внятная. Однако примыкать к ним или кому-то еще в финальной «разборке», вырезая соперников, совсем не хочется. Не потому что кого-то из них ужасно жалко — просто мотивация отсутствует.

Ещё у авторов не вышло раскрыть характер Бостона и окрестностей, где разворачиваются все события. Очевидно, что в плане достопримечательностей он не ровня Вашингтону, но должно же у него быть своё лицо? Улицы, станции метро, логовища супермутантов, укрепления Братства стали и Даймонд-сити вместо Мегатонны выглядят точно так же, как в третьей части, с поправкой на более современную графику, и по радио звучат до боли знакомые композиции. По такому шаблону может наклепать сколько угодно продолжений, меняя одну столицу штата на другую.

Колыбель свободы

При этом в качестве шутера с открытым миром — игра приличная. В третьей части «боевка» была корявой и скучной из-за неудобной стрельбы и толстокожих врагов, а теперь сражения не уступают какой-нибудь Call of Duty . Благодаря бодрому темпу и добротной анимации воевать не надоедает даже спустя десятки часов. Прицеливание через V.A.T.S., некогда спасительный «костыль», сейчас нужно только при уничтожении вертких мух-переростков.

Даже если не стремиться проявить себя на архитектурном поприще, иметь под рукой магазины, оборонительные рубежи, ночлег и верстаки для «крафтинга» как минимум полезно. Улучшать оружие, кстати, очень приятно. Во-первых, оно значительно превосходит стандартные модели по эффективности. Во-вторых, соответствующие меню на удивление удобны. Чего, увы, не скажешь об интерфейсе нашего вещмешка. Несмотря на то, что PC-версия разошлась тиражом больше двух миллионов, опять забыла о тех, кто предпочитает управлять мышью, а не геймпадом.

Любопытно, что строительство и «крафтинг», от которых любители ролевых игр зачастую воротят нос, сделали мародерство в куда более осмысленным. Если раньше герои относились к хламу брезгливо, выуживая из него лекарства и патроны, то теперь собирают самое разное барахло, поскольку и оно сгодится в хозяйстве, или ищут что-то конкретное. Причем для прохождения вся возня вовсе не обязательна — возвести что-то вас попросят лишь в нескольких квестах.

Fallout 4 — настолько большая игра, что разработчики еще до ее выхода говорили, что на полное прохождение основной сюжетной линии и всех второстепенных квестов потребуются около 400 часов.

Наша оценка игре: 9,0 из 10.

Игра стартует 23 октября 2077 года — в день, когда началась ядерная война, навсегда изменившая мир. Трагедия затронула семью главного героя, которому за заслуги перед родиной предоставили место в убежище с номером 111 на случай катастрофы. И она, конечно же, случается: мирное утро прерывается экстренным выпуском новостей, после чего следует побег из города, толкучка возле бомбоубежища и гриб ядерного взрыва где-то на горизонте.

Под землей главного героя с семьей помещают в криогенные камеры, после чего все засыпают на целых 200 лет. Проснувшись, герой обнаруживает, что его жену убили, а еще совсем грудного ребенка похитили неизвестные. Мы выходим на поверхность только с одной целью — найти сына.

Я пока еще не наиграл заявленные 400 часов (хотя обязательно это сделаю), но уже сейчас можно сказать, что это одна из самых больших и подробных игр последних нескольких лет. На огромной территории расположены десятки поселений и заброшенных бункеров, заводов и хижин, в которых обязательно найдется что-нибудь интересное.

В этих местах можно наткнуться на квест, отправляющий вас чуть ли что не на другой конец карты, но чаще всего подобные покинутые и полуразрушенные объекты рассказывают свою собственную историю.

Находя записки на трупах, взламывая терминалы и читая журнальные записи, можно себе вообразить, как люди жили до ядерной войны, и что случилось уже после того, как китайские баллистические ракеты достигли берегов США. Из подобных зарисовок складывается весь Fallout 4.

Просто пробежать сюжетную кампанию, минуя второстепенные квесты и отодвигая исследование на второй план, — это все равно что бегло просмотреть первую и последнюю страницы «Войны и мир» и говорить, что вы читали Толстого.

Игнорирование просьб жителей Пустоши и наплевательское отношение ко всему, что связано с долгими блужданиями по игровым локациям — это самое страшное, что может произойти в вашей игровой биографии.

Путешествуя по окрестностям Бостона, герой, как и в предыдущих частях, подбирает всякий хлам. Только если раньше это было практически бесполезно (вещи достаточно дешевые, выгоды от продажи мало), то теперь самая последняя алюминиевая банка будет иметь огромное значение.

Ресурсы нужны для строительства базы: возведения заграждений, сооружения турелей, обустройства домов, даже для создания собственного огорода, если хотите. В каждом таком поселении будут находиться люди, за состоянием которых придется постоянно следить.

Как и в мобильной Fallout: Shelter, нужно контролировать показатели удовлетворенности жителей. Это значит, что время от времени придется отвлекаться от беготни по Пустоши и строить кровати, а также высаживать арбузы для требовательных граждан, которым вы и без того сильно помогли.

Впрочем, разбирать остовы машин для получения стали, чтобы можно было поставить на входе в базу пулеметы, не то чтобы обязательно. Если вам не нравится играть в подобие строительного редактора из серии The Sims, то эту часть Fallout 4 можно без каких-то осязаемых штрафов пропустить. Хотя если сильно заморочиться, то можно построить целый город с магазинами, освещением, серьезной охраной и торговыми путями.

Почти что сразу после выхода на поверхность нам дают силовую броню, которая раньше была предметом мечтаний как минимум до середины игры. Впрочем, есть нюанс. Броня довольно быстро изнашивается, а на ремонт уходит много ресурсов.

Вдобавок, для нормального функционирования она требует ядерное топливо, которое истрачивается в считанные минуты, поэтому куролесить по Бостонской Пустоши в практически непробиваемой экипировке и на раз-два разбираться с толпой рейдеров фактически не получится. Большую часть времени снаряжение будет находиться в специальном гараже, пока герой ищет ресурсы в разрушенных промзонах.

В то же время даже без силовой брони можно эффективно противостоять многочисленным противникам, населяющим игровой мир. Каждый, даже самый кривой пистолет, собранный из трубы и деревяшки, можно улучшить на специальном верстаке. Замене подвергается любая часть оружия, а после улучшения не только растут показатели, но и серьезно видоизменяется сам автомат, дробовик, ружье или что вы там притащили на верстак.

В Fallout 4 сильно лучше стала стрельба. Точно сказать, что именно изменилось сложно, но ощущения совсем другие. В третьей части и в New Vegas перестрелки были довольно медленными, все как будто происходило в киселе. А сейчас почти каждая стычка с врагом напоминает FarCry: управление отзывчивое, приятно слушать, как стреляет оружие, ты всегда понимаешь, когда попал во врага, а когда промахнулся. То есть, еще немного и серия Fallout ничем бы не уступала многим шутерам в индустрии.

Немножко перелопатили разработчики и систему развития персонажа. Если раньше мы на старте задавали параметры силы, ловкости, удачи и прочее, а апгрейдить их потом мы могли только с помощью снаряжения, то теперь все не так.

Основные характеристики улучшаются так же, как и стандартные пассивные умения. Получая новый уровень, мы зарабатываем одно очко навыка, которое можем потратить как на покупку какого-то узкоспециализированного перка (например, взлом замков), так и вбросить его в развитие, скажем, харизмы.

Одновременно с этим диалоговая система немного разочаровала. Вместо долгих фраз и длинных веток разговоров в Fallout 4 появился круг из Mass Effect, в котором можно выбрать один из четырех вариантов ответа. Именно поэтому сами беседы стали не такими продолжительными и информативными. А ведь раньше общение с разными персонажами давало огромное количество информации относительно игрового мира и каких-то сюжетных нюансов. Теперь такого, к сожалению, нет, и это сильно расстраивает.

К Fallout 4 вообще можно предъявить много претензий. Например, непонятно, почему в 2015 году нельзя сделать нормальную анимацию персонажей, чтобы они не бегали криво, а передвигались по поверхности, как адекватные люди. И как так получилось, что в игре, очень сильно завязанной на диалогах, отсутствует нормальная синхронизация губ персонажей и их речи? И почему лица всех без исключения героев выглядят так, как будто они были сделаны еще для прошлого поколения консолей? О том, что в игре несколько диалогов толком не работают, а герой может проходить сквозь некоторые объекты, даже говорить не хочется — это Fallout, он никогда не меняется.









Вышеназванные огрехи, правда, замечаешь только первые несколько часов. Потом ты погружаешься в мир игры и уже перестаешь обращать на такие мелочи свое внимание (а это действительно мелочи).

Ведь нужно обязательно найти ядерное топливо для силовой брони, выбить супермутантов с их аванпоста, отыскать материалы для улучшения оружия и не забыть взломать тот терминал, на который главный герой наткнулся три часа назад, но тогда технический навык был недостаточно прокачан.

В общем-то, решением именно таких задач в большинстве случаев и занят мозг игрока в Fallout 4. Решая десятки насущных вопросов, мы постепенно продвигаемся по сюжетной линии, открываем все новые и новые локации, растем в уровнях.

Вы можете сейчас потратить 60 долларов на Fallout 4 и больше вообще ничего из игр не покупать в ближайшие несколько месяцев — все это время вы все равно будете заняты в постапокалиптическом Бостоне и его окрестностях.

За это время сильно привяжетесь к силовой броне и будете ее воспринимать не просто как железяку, а как самое ценное, что только есть в Пустоши. Узнаете, что такое «Институт», и какие цели он преследует. Присоединитесь к одной из четырех фракций и поможете им достичь своих целей. Сотрете не одну пару сапог в поисках собственного сына под «I Don’t Want To Set The World On Fire», играющего на радио.

Словом, проведете столько часов, что за это время можно было бы пройти штук шесть-семь других игр поменьше. Но они вам сейчас не нужны — у вас есть Fallout 4.

Fallout 4 начинается с небольшого экскурса в историю. Вам расскажут о падении первой атомной бомбы и о мире, построенном на ядерной технологии. Необычные автомобили, домашние роботы и прочие блага цивилизации, о которых писали фантасты, стали явью. Но шаткий баланс снова стремится обрушиться. И пока мир замер в ожидании апокалипсиса, компания Волт-тек продолжает рассылать срочные приглашения в убежища.

Bethesda удачно подает историю, совмещая мрачные тона и местами пафосные монологи с привычным для серии юмором, который, однако, никогда не переходит дозволенной границы. Сотрудников Волт-тек авторы представляют эдакими продавцами пылесосов, которые уже не раз стучались к вам в дверь воскресным утром. Мы сразу отмечаем, как здорово художники обновили редактор персонажей и лицевую анимацию. Вы быстро и без проблем создадите красивого героя со стильной прической. Интерактивные сцены с его участием оживают благодаря полноценной озвучке и автоматическому переключению на вид от третьего лица.

Но приятный голос и работа камеры - не единственные нововведения. Сами диалоги стали динамичными благодаря упрощенной системе выбора ответа. Следуя моде, заданной Mass Effect , на экране вы видите лишь общий смысл ответа, а не сам ответ. После нажатия на одну из цветных кнопок, персонаж самостоятельно скажет необходимую фразу. Часть вариантов подсвечивается, что выдает их зависимость от прокачки персонажа. Обладая высоким уровнем харизмы, вы сможете узнать скрытую информацию или получить больше денег за выполнение задания. А если прокачки не хватает, то на помощь приходит специальная одежда, не обладающая защитными характеристиками, но дающая бонусы необходимому параметру. Ее можно найти, исследуя окружение или у противников.

Вместе с вашим персонажем живее стали и напарники. Разработчики не только прописали им характеры, дали уникальные черты, но и сильнее связали с историей и квестами. Выполняя определенные действия, вы будете развивать с ними отношения, которые могут открыть новые задания и детали сюжета.

– очень атмосферная игра. Вы не только прочувствуете падение ядерных боеголовок на личном игровом опыте, но и побываете в атомном кратере, где обезумевшие люди поклоняются невидимому богу, напоминая ту самую сцену на болоте в Demon’s Souls. А прохождение сквозь Светящееся море можно смело номинировать не только на лучший момент этого года, но и нынешнего поколения в целом.

Стоит также добавить, что несмотря на полную озвучку главного героя, команде Тодда Говарда удалось сохранить тот же уровень погружения, что возможен лишь при обезличенном персонаже. Возможно, весь секрет в камере с видом из глаз и вариативности ответов, но вы точно ощутите себя там, в разрушенном атомной войной мире, полном невообразимых опасностей.

Особенно зрелищными получились радиоактивные бури - огромные облака облученного песка накрывают гектары земли и испускают молнии. Если вовремя не спрятаться в убежище, можно получить серьезную долю радиации.

Чтобы дополнительно подчеркнуть суровость мира, Bethesda переделали баланс. Так, Deathclaw – не просто сильный враг, а невероятно опасный хищник с толстой бронированной кожей, который, как и Чужой из популярной вселенной, может поднять вас в воздух и пронзить острыми как бритва когтями. Это в 90% случаев гарантирует моментальную смерть. Поэтому, встречи с ним превращаются в напряженную игру в кошки-мышки. Один раз даже с аутентичным поиском переключателя подачи электроэнергии к армированным дверям и дальнейшим побегом.

Как вариант, против таких врагов вы также можете использовать миниган в связке с бронированным силовым костюмом Братства стали. К слову о последнем, в Fallout 4 это не просто броня, а скорее роботизированная боевая оболочка, которая имеет собственный источник питания, физику и интерфейс. Поиск специальных батарей для поддержания его функциональности не станет проблемой, но расход энергии не позволит вам ходить в нем все время.

Очевидно, студия услышала претензии относительно однообразия подземелий, поэтому в Fallout 4 больше уникальной архитектуры. А во многие места вы и вовсе попадаете без загрузки. Захваченные рейдерами заводы, парки с огромными мутантами, покосившиеся загородные имения, полуразрушенные небоскребы, созданные из подручных материалов города и многое другое – в игре просто невероятное количество контента. Даже открыв карту наполовину, от количества иконок разбегаются глаза.

Особенно плотными получились развалины футуристического Бостона. Эта сложная схема широких улиц, площадей, мостиков и узких проходов уже не напоминает горы однообразного мусора и создает множество уникальных игровых ситуаций для трехмерной структуры боя.

Засевших на высотках снайперов и уличные банды можно снимать не только с помощью оружия с оптическим прицелом, но и приближаясь на более близкие дистанции через секретные проходы, крыши соседних зданий и, конечно же, парадные. Причем, иногда это происходит без загрузок, что делает ваше путешествие сквозь игру более естественным и непрерывным.

И раз зашла речь о заданиях, в Fallout 4 их превеликое множество. Выполняя одни, вы тут же получаете новые. Простая миссия может открыть целую цепочку сложных квестов, которые знакомят вас с персонажами и неожиданными локациями. Часть эпизодов доступна для прохождения разными способами: используя стелс, обходные пути или выбирая другие варианты ответа. В какой-то момент сюжет дает резкий поворот, и вы будете вынуждены выбрать одну из нескольких фракций, что влечет за собой необратимые последствия. Конечно, какое-то время можно работать двойным агентом, но дружить со всеми у вас точно не получится.

Некоторые квесты, как сюжетные, так и второстепенные, завязаны на строительстве. Это нововведение, очевидно, рассчитано на поклонников Minecraft и The Sims . Bethesda наконец-то создала механику, которая объясняет те горы барахла, которые обильно раскиданы по локациям и интерьерам, если, конечно, не считать пушки, стреляющей мусором. Разрушая объекты в пределах специальных поселений, вы получаете исходные ресурсы. После чего они автоматически перемещаются в хранилище мастерской, а вы можете создавать необходимые вещи в меню.

Определенные журналы добавляют новые предметы, но даже без них вы сможете построить стальные и деревянные дома, различную мебель, вроде шкафов, кроватей и диванов, а также ковры, картины, лампы и прочие элементы декора.

Для защиты поселений от рейдеров и супермутантов на помощь приходят автоматические турели и охранные прожектора, которые также собираются из специальных материалов.
Посеяв злаки, овощи и фруктовые деревья, вы увеличиваете количество еды в поселке, а водоочистительная установка, подключенная к генератору, и колодцы помогут утолить жажду жителей, общее самочувствие которых отображается в специальном меню.

Однако интерфейс строительства ощущается перегруженным и кривым. Я так и не нашел другого способа разборки предметов на составляющие, кроме ручного уничтожения прямо на полу. Для этой процедуры предварительно вы должны будете вручную выбросить их из рюкзака. Похоже, опции быстрого уничтожения в окошке Пип-боя просто не существует.

Ингредиенты и готовые объекты также автоматически не перемещаются между мастерскими разных поселений, что заставляет вас лишний раз перебрасывать их на себе и напарнике через инвентарь. Почему авторы не решили все эти проблемы самым очевидным способом для меня остается загадкой.

Не до конца понятно общее предназначение все этой градостроительной составляющей. Сколько бы я не развивал свои поселения, денег они мне не приносили. И если в Fable II вы получали бонусы за отдых в определенных местах, то в Fallout 4 авторы не позаботились даже об этом. В сюжете и побочных заданиях строительство будет фигурировать не часто, а новые торговцы - не самая убедительная мотивация. Пункты модификации оружия и приготовления пищи можно поставить в одном поселении и постоянно туда возвращаться. Либо перемещаться в места, где они и так присутствуют. Развивать все вовсе не обязательно.

С другой стороны, само по себе строительство и создание предметов, защита поселения и выращивание еды для некоторых может стать увлекательным занятием в отрыве от основной игры.

Модификация экипировки происходит на специальных верстаках. Используя все те же составляющие уничтоженных предметов, вы сможете изменять многочисленные детали вашего оружия, создавать броню, еду и различные препараты, вроде инъекционных шприцов для специального оружия и многочисленных «аптечек».

Моды для оружия ярко отражаются не только на характеристиках, но и на внешнем виде стволов. Фактически, вы можете изменить все детали вашей пушки в зависимости от типа. Стволы, ложа, рукояти, конденсаторы, магазины, прицелы, насадки, ресиверы, глушители и прочие элементы – все это настраивается и обновляется.

Стоит отметить, что уникальные виды оружия и брони вы сможете найти по квестам или убив специальных легендарных противников.

Ролевая система S.P.E.C.I.A.L. не сильно изменилась, а скорее получила новое оформление. Теперь вы смотрите на огромный разделенный на клеточки плакат с небольшими анимированными картинками, похожими на фрагменты из мультика о Пип-бое. Прокачивая в самом верхнем ряду Силу , Восприятие , Выносливость , Харизму , Интеллект , Ловкость и Удачу до определенных значений, вы разблокируете стоящие под ними квадраты с перками до уровня этих значений. Проще говоря, вкачали Харизму до седьмого уровня – получили доступ к семи перкам снизу.

Сами перки необходимо покупать за те же единицы, что и основные показатели сверху. Подобная система наглядно демонстрирует все возможности ролевой системы на одном экране. Причем, перков действительно много и от этого разнообразия разбегаются глаза. Среди стандартных для RPG вариантов, вроде усиления урона от определенных видов оружия или повышения уровня здоровья и защиты, встречаются уникальные варианты, вроде возможностей превратиться в Гуля, отрастить жабры и получать силу от солнечных лучей. Конечно же, фанаты найдут здесь прокачку необходимых способностей по взлому замков и компьютеров, таинственного незнакомца и многое другое.

Перестрелки стали ощутимо бодрее за счет приятного прицеливания в реальном времени и более живого искусственного интеллекта, как у противников, так и у союзников. Враги активно перемещаются, закидывают вас гранатами и забегают за укрытия. Здесь вы примечаете, что в отображении противника в режиме V.A.T.S. - по частям - появилось больше смысла, так как в ситуациях, когда враг засел за колонной или бетонным блоком, шанс попадания по руке с автоматом, которую он высовывает, чтобы застрелить в вас, значительно выше, чем по голове. И здесь вы можете его “поймать”, отстрелив конечность, что вызовет кровотечение и последующую смерть. А накопив полоску под прицелом, вы сможете провести специальную атаку, которая нанесет мощнейшее критическое повреждение, что напоминает Limit Break из Final Fantasy VII .

Конечно же, V.A.T.S. все также красиво демонстрирует полеты пуль в эффектном замедлении, превращая хэдшоты в сочное и яркое зрелище с отлетающими в разные стороны глазными яблоками и прочими ошметками. Удивительно, что с 2008 года, ни одна другая игра так и не продемонстрировала подобный уровень зрелищной жестокости, за исключением разве что некоторых проектов Epic Games и Sony Santa Monica .

Конечно, немного напрягают поставленные на одну и ту же кнопку бросок гранаты и удар прикладом, но к этому можно со временем привыкнуть. В целом, битвы в Fallout 4 – это лучшее, что может предложить симбиоз ролевых игр и шутеров на сегодняшний день.

Графически игра смотрится внушительно, демонстрируя объемные поверхности, современное освещение и наполненные деталями локации. Пейзажи особенно хороши. Багровые облака на фоне умирающих деревьев и загадочных озер в пригородах Бостона, утопающие в свету панорамы и элементы ретро-фантастики создают правильную атмосферу и запомнятся вам надолго.

А когда смотришь на пролетающий в небе дирижабль Братства стали, который осматривает высоковольтными прожекторами землю и стальными кранами достает из своего недра вертолеты, мигом улетающих в разведку, понимаешь куда ушел бюджет игры.

Хотя стоит отметить, что некоторые отдельные элементы смотрятся совсем примитивно, но они не сильно влияют на общее позитивное впечатление от картинки.

Музыка в игре значительно превосходит тот унылый набор звуков, который поместили в New Vegas в качестве аккомпанемента, но все же он в чем-то не дотягивает до Fallout 3 . Безусловно, саундтрек четвертой части стал более легким и звучным, нагнетая атмосферу в нужных местах, но иногда кажется, что Инон Зур переиграл в Batman .

– это игра, от которой действительно сложно оторваться. Очевидная эволюция третьей части - с серьезным исследовательским элементом, огромным миром с массой секретов и неожиданных открытий, интересным сюжетом и отличными квестами, что вместе с глубокой системой настройки персонажа и возможностью создавать не только предметы, но и целые поселения не оставят никого равнодушным. Если вы уже прошли Bloodborne и The Witcher 3: Дикая Охота , то новое произведение Bethesda – ваша следующая покупка.