Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Final fantasy xv обзор игры. Хорошее дело долгостроем не назовут. Обзор Final Fantasy XV. Что в Final Fantasy XV хорошего

Лёд тронулся - многострадальная Final Fantasy XV наконец-то попала на прилавки магазинов по всему миру. Шедевр или позорный провал, очередной гвоздь в крышку знаменитого гроба? В поисках ответов Лайф отправился на аудиенцию с принцем Ноктисом и его свитой.

Одинокая фигура на чёрном троне, десятки солдат перед окутанным тьмой дворцом. Молодой король против целой армии, оружие света против прислужников тьмы. Ещё свежи воспоминания, словно дебютный трейлер Final Fantasy Versus XIII показали буквально вчера. Но нет. С того дня прошло десятилетие - десятилетие глобальных перемен.

Минуло целое поколение консолей, технологии шагнули вперёд: то, что в далёком 2006 году казалось смелыми грёзами, сейчас, на закате 2016-го, обратилось в реальность. И все эти годы мифическая Final Fantasy XV (восставшая из пепла Versus XIII) высилась на горизонте словно предвестник будущего, который показал свой лик немного раньше, чем следовало бы. И вот, час настал. Теперь, в долгожданный миг знакомства, душу разъедают сомнения - ведь не каждой сказке суждено оказаться былью. Вдруг Square Enix не сдюжила, и род людской обрёл ещё один громкий провал?

Первые часы старательно развеивают накопившийся за годы ожидания скепсис - да что там, не проходит и десяти минут после старта, как игра ухитрятся захватить целиком, крепко подцепить на свой кристальный крючок. Авторы смело выбрасывают на зрителя главные козыри: ярких персонажей, зрелищный экшен, прекрасную музыку Йоко Симомуры и вроде как качественный геймплей с изюминкой. Глядя на подобное великолепие, сложно отделаться от почти детского восторга - не подвели кудесники Страны Восходящего Солнца!

С самого начала Final Fantasy XV кажется произведением цельным, качественным - эдаким "Ведьмаком" с молодёжным окрасом. Не идеальным, поскольку на каждый удачный штрих приходится странное дизайнерское решение, но как минимум приятным, по-японски очаровательным роуд-муви . Какая разница, что игроку не дают взяться за несколько охотничьих заданий сразу, а выход из автомобиля сопровождается затянутой катсценой - атмосфера дорожного приключения в компании лучших друзей ухитряется искупить мелкие недостатки.

Все эти остановки на кемпинг, осязаемая "химия" между четырьмя героями, дух свободы и первооткрывательства - дизайнеры безжалостно атакуют центр удовольствия, словно от этого зависит не только их зарплата, но и жизнь. Ощущения непередаваемые: когда впервые садишься на чокобо и отправляешься в дальний путь по оживлённому шоссе, чувствуешь себя ребёнком, которому подарили дорогущий набор LEGO на Рождество. На полном серьёзе кажется, будто Square Enix породила шедевр - настоящий хит, умудрившийся обойти проклятие долгостроев злым языкам вопреки.

Но проходит пара-тройка глав, и приятная дымка потихоньку начинает рассеиваться. Медленно, но верно глаз подмечает всё больше и больше недоделок и заусенцев, порой столь безобразных, что оторопь берёт.

Например, расстраивает боевая система, в которой нет даже намёка на глубину и осмысленность. Качественным экшеном, каким XV пытались выставить во многочисленных трейлерах и превью, здесь не пахнет - это просто бессмысленная долбёжка по двум кнопкам с редкими-редкими вкраплениями суперприёмов. Магия бесполезная, а тактический "режим ожидания" иначе как наскоро присобаченным барахлом не назовешь. Да, со стороны смотрятся потасовки великолепно (просто взгляните на скриншоты!), но какая разница. Отличная анимация и спецэффекты - не более чем маскировка, ширма, за которой прячется бестолковый недослэшер, по части механик и премудростей уступающий даже самым первым Devil May Cry и Kingdom Hearts.

А ведь драки с монстрами - это существенная часть Final Fantasy XV, особенно в поздних главах, где открытый мир внезапно сменяется безликими коридорами. Никаких преувеличений и метафор, именно коридорами, в стенах которых так любит застревать местная камера. Остаётся только гадать, чем думали дизайнеры, когда пихали в своё детище кривые стелс-сегменты, но факт остаётся фактом: заключительные часы оказываются невыносимым испытанием - своеобразной проверкой на прочность любого, даже самого невзыскательного геймера. И чем ближе к финалу, тем хуже и хуже становится произведение, словно создателям не хватило то ли времени, то ли желания довести свой магнум опус до ума.

Но даже в первой, сильной половине игры душу травит тотальное однообразие. Стоит отвлечься от куриц-переростков и уплетания отлично прорисованных яичниц, как открывается страшная истина: мир мертв, удивительно пуст, и что сюжетные задания, что побочные квесты сводятся к "поди-принеси", "поди-убей" - самым банальным поручениям из других подобных "песочниц". Пускай авторы стараются придать каждой задаче контекст и смысл, рано или поздно заниматься одинаковой ерундой наскучивает - тем более, что к пункту назначения всегда надо очень медленно катить через всю карту на "Регалии", разочаровывающе недоделанной машине героев.

Хотя правильнее будет назвать транспортное средство Ноктиса поездом - движется-то оно на рельсах, панически боясь покидать пределы дорог. Неважно, кто за рулём - опальный принц или же его очкастый дружище Игнис, получить удовольствие от езды не получится при всём желании - какой кайф просто зажать одну кнопку и пару минут ждать, пока авто без происшествий доберётся до пункта назначения? Времяпрепровождение вполне могли бы скрасить диалоги между квартетом главных героев - вот только бесед на отвлечённые темы во время путешествий куда меньше, чем хотелось бы.

Но добивает Final Fantasy не суетливый экшен, не длинные коридоры, от которых со временем начинает тошнить, и не даже не занудная курьерская работа. Пулю в лоб "спасителю серии" (так XV величает западная пресса) пускает его же собственный сценарий - если набор бессвязных клише и пафосной мути кто-то на полном серьёзе осмелится назвать таковым.

Уже с первых сцен начинает казаться, что с повествованием что-то не так: игра опускает целые эпизоды, толком не представляет центральных персонажей, а многие критически важные события вовсе происходят за кадром, словно так и надо. Хотите узнать больше, вникнуть в происходящее, а не чувствовать себя абсолютным аутсайдером? Не повезло, в истории Final Fantasy XV без пол-литры не разберёшься. "Кингсглейв: Последняя фантазия XV" и "Последняя фантазия: Братство" не помогут, CGI-фильм и аниме-сериал - это приквелы, а мракобесие сюжета встаёт в полный рост лишь часу эдак к десятому, может чуть-чуть раньше.

А ведь потенциал был, и старые трейлеры живое тому живое доказательство. Уже по тем отрывкам чувствовалось - у затеи был шанс не просто двинуть жанр вперёд, но отправить его пинком на другой конец земного шара. Почивший Versus XIII обещал под новым углом раскрыть тему отцов и детей, порадовать тонкими политическими интригами, уникальным сеттингом и неоднозначными действующими лицами - и всё это в форме роскошной экшен-игры от мастодонтов индустрии. Это был поистине амбициозный проект . Даже слишком амбициозный, как показала практика.

XV на фоне своего прототипа смотрится лишь подобием, подделкой, не более того. Что, впрочем, неудивительно: оригинальный авторский состав Versus отправили заниматься другими проектами, а будущее Final Fantasy оставили на попечение людей хороших, но не слишком талантливых.

Результат их стараний, несмотря на безумно приятное первое впечатление, оставляет в недоумении. Разумеется, Final Fantasy XV ни в коем случае не плоха - в ней ощущается класс, лоск и порода, присущие настоящим аристократам, а дух большого приключения способен искупить отдельные геймплейные грехи. Только от проекта десятилетней выдержки ждут куда большего, чем смазливого личика и неоправданных претензий на трон.

Достоинства:

  • зрелищный экшен и реально затягивающий геймплей;
  • яркий центральный квартет героев;
  • живописный окружающий мир;
  • отличные диалоги и удивительное внимание к мелочам;
  • атмосфера настоящего дорожного приключения;
  • множество побочных заданий;
  • совершенно потрясающая музыка;
  • наличие текстовой русскоязычной локализации.

Недостатки:

  • раздражающе плохой сюжет и его безобразная подача;
  • вторая половина игры заметно уступает первой по качеству;
  • странные дизайнерские решения вроде линейного вождения;
  • однокнопочная боевая система с бесполезной магией;
  • многие квесты сводятся к "поди-принеси" под разными соусами;
  • от оригинальной задумки остались рожки да ножки.

Из материалов отмененной Final Fantasy Versus XIII. Директор разработки Хадзимэ Табата утверждал во многих интервью, что разработку начали с нуля, оставив только основы.

Но складывается впечатление, будто в Final Fantasy XV попало чуть больше, чем ключевые образы и идеи. Она состоит из множества удачных и не очень удачных ситуаций, будто бы собранных из совершенно разных игр.

Две истории вместо одной

Final Fantasy XV можно разделить на две большие и очень разные линии. Во-первых, это история про дорожный мальчишник - четверку друзей, затерявшихся в открытом мире. Мудрый Игнис, могучий Гладио и раздолбаистый Промпто сопровождают принца Ноктиса на свадьбу. По пути глохнет машина - и теперь они без денег, посреди пустыни, вынужденные толкать свою «Регалию« до ближайшей заправки.

Так начинается одна Final Fantasy XV - та, в которой вы путешествуете по интересным местам на карте и выполняете побочные квесты. Квесты по большей части сводятся к охоте на монстров или почтовым поручениям, но открытый мир все равно умудряется затянуть, потому что по пути нет-нет да попадется какая-то неожиданная мелочь.

Тут есть отдельная мини-игра про рыбалку, например. Или ставки на битвы монстров в городском колизее. Даже для сбора ингредиентов на полях, умеренно бесполезного занятия самого по себе, есть неожиданная причина: Игнис готовит из них самую красивую еду в видеоиграх, на которую просто приятно посмотреть.

Но на фоне путевой истории в открытом мире происходит основной сюжет. Именно на фоне - это отдельная сущность, драматический эпос про войну, судьбы людей, легенды мира, пророчества и чуть-чуть про геополитику.

Две истории - причем совершенно разные

Основной сюжет и открытый мир - это два совершенно разных настроения. Из них легко можно было бы составить две раздельные игры, и тем не менее они всегда рядом, хотя сочетаются друг с другом очень странно. Даже главный герой в них воспринимается по-разному.

Со стороны сюжета - принц Ноктис как вершитель судеб. Последний наследник, герой, выступающий при поддержке отважных сподвижников. Его Final Fantasy XV темная, трагичная, но пафосная и возвышенная.

Со стороны открытого мира - легкомысленный принц-нищеброд и троица разнотемпераментных раздолбаев, побирающиеся подработками и ночующие в трейлерах. Эта Final Fantasy XV легкая беззаботная, часто - наивная и абсолютно житейская.

И игра попросту не успевает органично перестраиваться между этими двумя настроениями. Она создает ложное впечатление спешки в основном сюжете, но тут же позволяет отвлечься и заняться какой-нибудь ерундой как ни в чем не бывало.

Разворачиваются войны, гибнут люди. А я? А я останавливаюсь покормить кису. Эта киса очень привередливая, её нельзя так просто взять и покормить. Сперва я ловлю рыбу - сам, ведь тут можно рыбачить. Потом иду к шеф-повару дорогого ресторана с морепродуктами, чтобы тот приготовил из рыбы корм для кисы. А пока тот готовит, я иду ловить еще одну рыбину, чтобы расплатиться ею с шефом.

Войны разворачиваются. Люди гибнут. А мы? Мы развлекаемся как можем.

В основном сюжете полно пробелов

Даже если не брать в расчет диссонанс между центральной историей и открытым миром, сюжет Final Fantasy XV - это великолепный, роскошный, но все-таки бардак.

Многим ключевым персонажам явно не хватает экранного времени. Куда оно делось - становится ясно, если посмотреть аниме-сериал Brotherhood, фильм Kingsglaive и -пролога. Эти истории позиционировали как расширение вселенной для тех, кто хочет знать больше. На деле расширяет контекст разве что Brotherhood, а все остальное его формирует . Это необходимые части истории, которые показывают, почему происходящее действительно важно.

Если не знать про дидактический материал, получится, что практически все ключевые события происходят за кадром. «Ноктис, пока вы проходили подземелье, кое-где произошло кое-что важное, поэтому срочно собирайте вещи и едем еще куда-нибудь», - это самый используемый сценарный инструмент в первые десять-двадцать часов.

Пятнадцатая Final Fantasy дает поразительно мало поводов начать о ком-то заботиться.

Почему гибель Айрис в Final Fantasy VII в свое время так задела многих? Потому что вы проводите с ней целую четверть игры. Первый акт полон интересных сцен и взаимодействий между героями, Айрис и окружающим миром. В итоге к критическому моменту вы многое испытали вместе , и воспринимать происходящее близко к сердцу становится намного проще.

Здесь же похожую связь пытаются наладить не через личное взаимодействие, а через флэшбеки. Они - будто бы чьи-то рассказы о ком-то, кого вы никогда не видели. Почему все расстраиваются после гибели персонажа, ясно. Но ясно лишь потому, что причину расстройства объясняют прямым текстом, вместо того, чтобы помочь прочувствовать её самому.

На полпути игра меняется

При этом то, что начинается часу на пятнадцатом-двадцатом (или намного позже, если вы наседаете на побочные квесты), показывает совсем другую игру. Открытый мир заканчивается, побочные миссии практически исчезают - начинается быстрый путь к развязке, с чередой линейных, эпичных постановочных сцен.

И тогда Final Fantasy XV будто бы собирается воедино. Контраст двух настроений наконец-то начинает работать, потому что вместо беспорядочных переходов туда-обратно, сценарий четко фокусируется на конкретной цели. Лапша не связанных друг с другом ситуаций находит структуру и получает реальное развитие. Впервые отчетливо проявляется разница в характерах главных героев и сталкивает их друг с другом. Первый за долгое время ощутимый внутренний конфликт наконец-то заставляет переживать .

И самое интересное: долгий, неровный период в открытом мире после линейной части начинает казаться по-настоящему необходимым. Он создал эмоциональную связь между игроком и героями, которую не удавалось наладить с другими персонажами. Поэтому события последних актов ударяют намного, намного сильнее.

Отлично в отдельности - странно в сочетании

В Final Fantasy XV многое отлично сделано само по себе, но слабо сочетается или вообще конфликтует с общей картиной.

К примеру, один из самых эффектных и интересных злодеев для серии в принципе. У него есть мотивация, есть стиль, его история заставляет подвергнуть сомнению устройство всего мира. Но вплоть до последних актов он играет роль deus ex machina: появляется из ниоткуда и волшебным образом решает проблемы, мешающие развитию сюжета. Ему дают считанные часы, чтобы как следует поиграть с восприятием игрока и действительно себя проявить.

Другой пример - боевая система. Летать по полю боя, чередуя быстрые сабли и тяжелые железные рельсы, легко шагать по воздуху, растворяться в одном месте и возникать в другом приятно всегда. Магия - дефицит, но она дает ощущение огромной мощи и губит всё на пути, включая подвернувшихся в зону взрыва союзников. И в то же время, хотя механика поддерживает свободное перемещение, тонкое позиционирование и быстрые маневры на большие расстояния, сражаться часто приходится в совсем небольших помещениях. Теснота превращает приятную, воздушную, то напряженную, то расслабляющую боевку в обыкновенный трудночитаемый хаос.

Или поездки на чокобо. Эти грузные, но ловкие страусы кричат, роняют перья, артачатся, отвлекаются на свои дела - они кажутся живыми . Но насколько уместно смотрится Промпто, радостно тянущий команду покататься на птицах, «потому что всегда об этом мечтал», когда пять минут назад произошла одна из главных трагедий в игре?

И так далее. Final Fantasy XV создает яркие, волшебные ситуации - но они чаще существуют в вакууме, чем поддерживают друг друга. Только что ты был в восторге, сейчас возмущаешься и не понимаешь, как такое можно делать в 2016-м, а через десять часов рыдаешь от того, как всё красиво, и делаешь скриншоты раз в три секунды.

Полноценной сюжетной номерной Final Fantasy нам пришлось ждать долгие годы. За это время много воды утекло - была выпущена замечательная Final Fantasy XIII-2, вышла взрослая и мрачная Final Fantasy Type-0 (версия для PS4 в приоритете), появилась уникальная и атмосферная MMORPG Final Fantasy XIV (в итерации A Relam Reborn ), совсем недавно Square Enix поделилась с нами теплой, акварельной World of Final Fantasy в ретро-стилистике.

Фанатам главного сериала Square Enix было чем заняться. Но основные надежды возлагались, разумеется, на первую, истинную Next-Gen Final Fantasy, в которую за декаду превратилась некогда амбициозная Final Fantasy Versus XIII от Тетсуи Номуры.

Вот она в наших руках, диск с Day One Edition (судя по всему, такое издание будет продаваться долго), мечом Masamune и некоторыми другими бонусами. Перед тем, как преступить к ознакомлению с главной JRPG поколения (таковой она будет оставаться до выхода Final Fantasy XVI, никаких вариантов нет), порекомендую вам посмотреть Kingsglaive и Brotherhood.

Дело в том, что в дорогом CG- фильме и в дешевом короткометражном мультипликационном сериале мир и мотивации персонажей «пятнадцатой» раскрываются куда полнее, чем в самой игре. Без них Final Fantasy XV кажется еще более пустой, незавершенной, недосказанной, чем есть на самом деле (а именно таковой она, увы, и является). Так что будем воспринимать весь фан-набор, как часть единого целого.

А теперь непосредственно об игре, которая наверняка успела разочаровать большинство поклонников серии, которые знакомы с сериалом с 1990-х (а некоторые, так и вовсе с 1980-х). Так или иначе. И сначала о плохом, недостатках.

Недостатки Final Fantasy XV

Первая и самая главная проблема Final Fantasy XV кроется в ее сюжете. Нельзя сказать, что слабом. Все дело в рваном повествовании, недосказанности, преступно-коротком сценарии. Сцен на движке (и вне его, они есть в количестве полутора штук), важных для продвижения по сюжетной линии недостаточно. Я не считал, но не удивлюсь, если важных постановочных моментов, работающих на продвижение истории и развитие персонажей, не наберется и на два часа.

Сюжет Final Fantasy XV

Множество важнейших событий происходит за кадром. Хорошо, с падением Инсомнии худо-бедно разобрались в Kingsglaive. Но реакция Ноктиса на смерть горячо любимого папы удивляет - пару строк диалогов, чуть-чуть высокопарных фраз от друзей приятелей и всё; дальше побежали хохотать, отпускать колкости и весело колесить по просторам.

Будут спойлеры, да . Читайте с осторожностью . Мотивация брата Лунафрейи так и остается до конца непонятной. Нет, по контексту всё ясно, но в игре этого совершенно не раскрывается. Вроде бы один из центральных персонажей, а уделяют ему всего пару экранных минут. То же и с королем империи. Удивительно, но, если пропустите пару фраз в диалоге, брошенных в битве с одним из рядовых врагов (даже не боссов, нет), вы даже не поймете, что расквитались именно с ним, одним из знаковых злодеев!

Игнис, ваш собрат по оружию, теряет зрение за кадром, становление Ноктиса, его взросление, превращение из тинэйджера в 30-летнего мужика, там же; а после он просто гибнет нелепо и камерно. Гладио, играющий тут роль взрослого и сурового охранителя царственного покоя, неожиданно начинает кричать на главного героя, хотя две минуты назад все было прекрасно. Нет последовательности, нет сильных моментов, за исключением разве что большой и центральной сцены с Лунафреей, где последняя гибнет в духе Айрис из Final Fantasy VII.

Да и дополнительных пластов, подоплеки, второго дна нет ни у одной из рассказанных в игре историй, обрывочно-клиповый «монтаж» совершенно не подходит монументальному сериалу. Отказываюсь верить, что Final Fantasy впредь будут такими; ориентированными исключительно на массового пользователя, желательно западного, эдакий попкорн не самого высокого качества. Катастрофически низкие продажи игры в Японии доказывают, что я не одинок в своем мнении.

Игровой процесс Final Fantasy XV

А дальше? Дальше - хуже. К «ужасам» Final Fantasy XV относятся отвратительные дополнительные задания. Читал тут у западных рецензентов, что они хвалят некоторые, называют их интересными. Врут же, не краснея. Ни одного достойного, сколько-нибудь увлекательного сайд-квеста здесь нет. Вообще! Даже самые простые «посыльные» квесты из того же «Ведьмака 3» на голову выше всего, что может предложить дополнительного Final Fantasy XV. Мы либо «приносим», либо «относим», либо ловим, допустим, лягушек, а иногда убиваем какого-нибудь монстра. Не интересно, не изобретательно, занудно. И мало! В игре всего 14 NPC, которые дают вам эти самые однотипные и унылые задания. Добавим сюда охоту на местную фауну (при этом, взять можно лишь одну «охоту» за раз; архаика запредельная). Всё. И весь этот кошмар призван «удлинить» слишком короткую сюжетную драму с 15 в среднем часов до 35-40, а то и вовсе до 70-80, если кому-то попросту делать нечего.

Где-то с 9 главы приключение превращается в линейный скоростной забег, где локации и города сменяются со скоростью где-то от пяти до четырех в тридцать-сорок минут, главные персонажи мрут еще быстрее, преимущественно за кадром.

13 глава Final Fantasy XV

А потом наступает злополучная 13 глава, которую Square Enix уже грозиться исправить. Бесконечный забег по унылым и узким лабиринтам на пару-тройку часов - это собственно то самое плохое и самое гадкое, что есть в Final Fantasy XV. А после вас ждет быстрый финал…

Недостатки можно перечислять и дальше. Унылая система магии (урезанный вариант из Final Fantasy VIII), которой большинство вовсе не станет пользоваться, примитивная боевая система с возможностью контролировать исключительно главного персонажа, недостаток городов на карте (их, это, всего два, да). Есть от чего расстраиваться. Вы боялись за судьбу серии после трилогии Final Fantasy XIII? Что же, теперь будет еще страшнее…

Что в Final Fantasy XV хорошего?

Косяк на косяке сидит и косяком погоняет? А вот и не совсем так. В Final Fantasy XV есть много хорошего.

Главное и уникальное достоинство игры в том, что она идеальна передает дух так называемого дорожного приключения. Ваш автомобиль является центральным, краеугольным камнем всего повествования. Регалия наше всё и великолепная находка для жанра в целом. Еще бы управление было нормальным, а не линейным… Передвижение по карте мира занимает время, но именно эти поездки под музыку из всех серий Final Fantasy (правда, вокальные композиции остались за бортом; почему!? крик души, не вопрос) вы запомните больше всего.

Кроме того, дружба четверых героев передана на удивление хорошо. Вы будете им сопереживать, слушать бесконечные и невероятно разнообразные диалоги вне сюжетной линии, а именно во время хождений по карте, прогулок по улицам городов, поездок на авто. Собственно, более четко обозначенных дружеских мужских отношений (без всякой романтики, замечу; никакой голубизны тут нет, не нужно нагнетать) вы не найдете ни в одной другой игре. Гладио, Игнис и Промпто со своими умениями (один находит предметы, другой умеет готовить, третий фотографирует) не только лучшие друзья Ноктиса, но и наверняка станут вашими. А сцена уже после финальных титров добавит глубины всему происходящему.

Мир Final Fantasy XV

Наконец, мир игры, та, часть которая открыта, действительно впечатляет. И визуально, и с точки зрения разнообразия ландшафтов. Изучать мир интересно, приятно, натыкаться постоянно на что-то новое, отгородившись от сюжета. Ехать в ночи в поисках близлежащего отеля, дабы спастись от демонов, когда бензина очень мало - всё это дорогого стоит. Final Fantasy XV умеет впечатлять.

Кроме того, удачной находкой являются фото, которыми вы можете делиться в социальных сетях, система приготовления блюд, рыбалка, отлично-реализованная система Чокобо, на спине которых вы проведете не мало веселых часов, да и распределение уровней по ночам в отелях, на свежем воздухе, в трейлерах - всё это достоинства мира игры, добавляющие самобытности.

Впечатлила и местная Венеция, Альтиссия, город гондол - правда, тут уже исключительно визуально. Заданий тут нет, есть лишь с десяток охотничьих заданий.

Графика Final Fantasy XV

Анимация персонажей, внимание к деталям исключительное. Призывные существа грандиозные и могучие, чуть ли не лучшие Summon’ы со времен Final Fantasy IX, подземелья могут быть увлекательными. Женские персонажи, включая Синди, Аранею, саму Лунафрейю получились на редкость правдоподобными, харизматичными.

И от всего этого становится еще грустнее. Потенциал у игры был. Сдается мне, что все хорошее, что в ней было как раз от талантливого Тетсуи Номуры (в том числе и открытый мир), а все остальное уже от Табаты, которому проект такого уровня доверили впервые.

Final Fantasy Versus XIII

Заметили, насколько многое в Final Fantasy XV отсутствует? Помните видео-ролик с E3 2013? Ничего из того, что там показано, в финальную версию так и не вошло. Нет и многого из планировавшегося для Versus XIII (та игра должна была стать жестокой, даже кровавой, реалистичной; Final Fantasy XV в основном мила и совершенно не шокирует).

Вся эта история напоминает случившееся с Xenogears с ее великолепным первым диском и куцым, урезанным вторым, выполненным виде картинок с текстом… Долгострой нужно было как-то заканчивать, бюджет раздувать боссы не желали; проект провалился в development hell, и в итоге вылился в то, что мы имеем сегодня. Жаль.

p.s.: Табата пообещал улучшить сюжетную линию, разобраться с 13-ой главой, добавить много нового в DLC. Ну, ну.

Из материалов отмененной Final Fantasy Versus XIII. Директор разработки Хадзимэ Табата утверждал во многих интервью, что разработку начали с нуля, оставив только основы.

Но складывается впечатление, будто в Final Fantasy XV попало чуть больше, чем ключевые образы и идеи. Она состоит из множества удачных и не очень удачных ситуаций, будто бы собранных из совершенно разных игр.

Две истории вместо одной

Final Fantasy XV можно разделить на две большие и очень разные линии. Во-первых, это история про дорожный мальчишник - четверку друзей, затерявшихся в открытом мире. Мудрый Игнис, могучий Гладио и раздолбаистый Промпто сопровождают принца Ноктиса на свадьбу. По пути глохнет машина - и теперь они без денег, посреди пустыни, вынужденные толкать свою «Регалию« до ближайшей заправки.

Так начинается одна Final Fantasy XV - та, в которой вы путешествуете по интересным местам на карте и выполняете побочные квесты. Квесты по большей части сводятся к охоте на монстров или почтовым поручениям, но открытый мир все равно умудряется затянуть, потому что по пути нет-нет да попадется какая-то неожиданная мелочь.

Тут есть отдельная мини-игра про рыбалку, например. Или ставки на битвы монстров в городском колизее. Даже для сбора ингредиентов на полях, умеренно бесполезного занятия самого по себе, есть неожиданная причина: Игнис готовит из них самую красивую еду в видеоиграх, на которую просто приятно посмотреть.

Но на фоне путевой истории в открытом мире происходит основной сюжет. Именно на фоне - это отдельная сущность, драматический эпос про войну, судьбы людей, легенды мира, пророчества и чуть-чуть про геополитику.

Две истории - причем совершенно разные

Основной сюжет и открытый мир - это два совершенно разных настроения. Из них легко можно было бы составить две раздельные игры, и тем не менее они всегда рядом, хотя сочетаются друг с другом очень странно. Даже главный герой в них воспринимается по-разному.

Со стороны сюжета - принц Ноктис как вершитель судеб. Последний наследник, герой, выступающий при поддержке отважных сподвижников. Его Final Fantasy XV темная, трагичная, но пафосная и возвышенная.

Со стороны открытого мира - легкомысленный принц-нищеброд и троица разнотемпераментных раздолбаев, побирающиеся подработками и ночующие в трейлерах. Эта Final Fantasy XV легкая беззаботная, часто - наивная и абсолютно житейская.

И игра попросту не успевает органично перестраиваться между этими двумя настроениями. Она создает ложное впечатление спешки в основном сюжете, но тут же позволяет отвлечься и заняться какой-нибудь ерундой как ни в чем не бывало.

Разворачиваются войны, гибнут люди. А я? А я останавливаюсь покормить кису. Эта киса очень привередливая, её нельзя так просто взять и покормить. Сперва я ловлю рыбу - сам, ведь тут можно рыбачить. Потом иду к шеф-повару дорогого ресторана с морепродуктами, чтобы тот приготовил из рыбы корм для кисы. А пока тот готовит, я иду ловить еще одну рыбину, чтобы расплатиться ею с шефом.

Войны разворачиваются. Люди гибнут. А мы? Мы развлекаемся как можем.

В основном сюжете полно пробелов

Даже если не брать в расчет диссонанс между центральной историей и открытым миром, сюжет Final Fantasy XV - это великолепный, роскошный, но все-таки бардак.

Многим ключевым персонажам явно не хватает экранного времени. Куда оно делось - становится ясно, если посмотреть аниме-сериал Brotherhood, фильм Kingsglaive и -пролога. Эти истории позиционировали как расширение вселенной для тех, кто хочет знать больше. На деле расширяет контекст разве что Brotherhood, а все остальное его формирует . Это необходимые части истории, которые показывают, почему происходящее действительно важно.

Если не знать про дидактический материал, получится, что практически все ключевые события происходят за кадром. «Ноктис, пока вы проходили подземелье, кое-где произошло кое-что важное, поэтому срочно собирайте вещи и едем еще куда-нибудь», - это самый используемый сценарный инструмент в первые десять-двадцать часов.

Пятнадцатая Final Fantasy дает поразительно мало поводов начать о ком-то заботиться.

Почему гибель Айрис в Final Fantasy VII в свое время так задела многих? Потому что вы проводите с ней целую четверть игры. Первый акт полон интересных сцен и взаимодействий между героями, Айрис и окружающим миром. В итоге к критическому моменту вы многое испытали вместе , и воспринимать происходящее близко к сердцу становится намного проще.

Здесь же похожую связь пытаются наладить не через личное взаимодействие, а через флэшбеки. Они - будто бы чьи-то рассказы о ком-то, кого вы никогда не видели. Почему все расстраиваются после гибели персонажа, ясно. Но ясно лишь потому, что причину расстройства объясняют прямым текстом, вместо того, чтобы помочь прочувствовать её самому.

На полпути игра меняется

При этом то, что начинается часу на пятнадцатом-двадцатом (или намного позже, если вы наседаете на побочные квесты), показывает совсем другую игру. Открытый мир заканчивается, побочные миссии практически исчезают - начинается быстрый путь к развязке, с чередой линейных, эпичных постановочных сцен.

И тогда Final Fantasy XV будто бы собирается воедино. Контраст двух настроений наконец-то начинает работать, потому что вместо беспорядочных переходов туда-обратно, сценарий четко фокусируется на конкретной цели. Лапша не связанных друг с другом ситуаций находит структуру и получает реальное развитие. Впервые отчетливо проявляется разница в характерах главных героев и сталкивает их друг с другом. Первый за долгое время ощутимый внутренний конфликт наконец-то заставляет переживать .

И самое интересное: долгий, неровный период в открытом мире после линейной части начинает казаться по-настоящему необходимым. Он создал эмоциональную связь между игроком и героями, которую не удавалось наладить с другими персонажами. Поэтому события последних актов ударяют намного, намного сильнее.

Отлично в отдельности - странно в сочетании

В Final Fantasy XV многое отлично сделано само по себе, но слабо сочетается или вообще конфликтует с общей картиной.

К примеру, один из самых эффектных и интересных злодеев для серии в принципе. У него есть мотивация, есть стиль, его история заставляет подвергнуть сомнению устройство всего мира. Но вплоть до последних актов он играет роль deus ex machina: появляется из ниоткуда и волшебным образом решает проблемы, мешающие развитию сюжета. Ему дают считанные часы, чтобы как следует поиграть с восприятием игрока и действительно себя проявить.

Другой пример - боевая система. Летать по полю боя, чередуя быстрые сабли и тяжелые железные рельсы, легко шагать по воздуху, растворяться в одном месте и возникать в другом приятно всегда. Магия - дефицит, но она дает ощущение огромной мощи и губит всё на пути, включая подвернувшихся в зону взрыва союзников. И в то же время, хотя механика поддерживает свободное перемещение, тонкое позиционирование и быстрые маневры на большие расстояния, сражаться часто приходится в совсем небольших помещениях. Теснота превращает приятную, воздушную, то напряженную, то расслабляющую боевку в обыкновенный трудночитаемый хаос.

Или поездки на чокобо. Эти грузные, но ловкие страусы кричат, роняют перья, артачатся, отвлекаются на свои дела - они кажутся живыми . Но насколько уместно смотрится Промпто, радостно тянущий команду покататься на птицах, «потому что всегда об этом мечтал», когда пять минут назад произошла одна из главных трагедий в игре?

И так далее. Final Fantasy XV создает яркие, волшебные ситуации - но они чаще существуют в вакууме, чем поддерживают друг друга. Только что ты был в восторге, сейчас возмущаешься и не понимаешь, как такое можно делать в 2016-м, а через десять часов рыдаешь от того, как всё красиво, и делаешь скриншоты раз в три секунды.

GoHa.Ru

Final Fantasy XV - настоящий хит. Для меня она полностью оправдала все возложенные на нее ожидания. Тут есть небольшие огрехи и недоработки, но на фоне всей игры они так незначительны, что о них вспоминаешь только тогда, когда пытаешься анализировать игру после финальных титров. А пока сюжетная линия бежит вперед, четверка главных персонажей идет навстречу новым испытаниям, и где-то там маячит тень новых открытий...

Читать обзор полностью

VGTimes

По какой-то причине Final Fantasy XV вобрала в себя худшие сценарные наработки японского игропрома, в результате чего повествование получилось слишком скомканным, разработчики часто делают акцент на необязательных моментах, пропуская необязательные, а страдает от этого всего конечный покупатель. Ему-то очень хочется узнать больше о мире, о злодеях и их мотивации, об оружии, но творцы из Square Enix решили, что без этого можно обойтись....

Читать обзор полностью

Игромания

Все это подводит к мысли, что самые запоминающиеся моменты новой «Финалки» не в сюжетных кат-сценах, а в геймплейных сторонних ситуациях: радость от победы над секретным боссом, двухчасовое шастание по подземельям, язвительные комментарии и милые издевки товарищей. В этом вся магия FF XV. На первый план выходит не псевдоэпичный сюжет, а дружба четырех ребят, ее становление и расцвет на фоне дикого, невообразимо красивого мира.

Читать обзор полностью

Котонавты

Десять лет ожидания не прошли зря. Square Enix подарила нам ещё одно грандиозное приключение, ещё одну интересную историю на вечно актуальную тему дружбы, предательства и любви. Огромный, живописнейший мир (впервые попав в Альтиссию, город на воде, я не мог поднять свою челюсть), атмосферу дорожного приключения и продуманную боевую систему. И пусть это уже не та Final Fantasy, которую мы когда-то знали...

Читать обзор полностью

Игры@mail.ru

Final Fantasy XV - хороший способ познакомить современных игроков с эстетикой японских ролевых игр, не заставляя их осваивать пошаговую боевую систему или терпеть устаревшую графику на платформах Nintendo. Давним поклонникам серии тоже стоит дать новинке шанс: дух приключений тут передан отлично. Другое дело, что знакомство лучше ограничить открытым миром: не спеша катайтесь на ездовых чокобо, выполняйте квесты...

Читать обзор полностью

Playpress

Как-то интересно в конце этого года звёзды сошлись: то Sony ёжика родит (The Last Guardian, в смысле), то вот еще и Square Enix вытащила из производственного ада Final Fantasy Versus XIII, отполировала её под железо консолей нынешнего поколения, окрестила Final Fantasy XV и отправила на золото. В разработке FF XV находилась десять лет. Завтра, того и гляди, Гейб Ньюэлл выкинет в Steam финальную версию Half-Life 3.

Читать обзор полностью

IGN Russia

От JRPG тут осталось крайне мало. Это японская игра с открытым миром, к концу зачем-то превращающаяся в один отвратительный узкий коридор, стены которого представляют собой кладбище нереализованных идей. Мир красивый и интригующий, но на поверку он оказывается пустым и скучным. Геймплей - зрелищный и впечатляющий визуально, при том ограниченный и примитивный. Внимание к мельчайшим деталям во взаимодействиях между персонажами...

Читать обзор полностью

3DNews

Final Fantasy XV, наоборот, решила не идти своим путем, а оказалась просто еще одной игрой с бессмысленным открытым миром и парочкой занятных особенностей вроде перемещения на машине. Здесь есть очень много отсылок к предыдущим частям: от пиксельных героев на экране покупки оружия и напевания победной мелодии до «воинов света» и музыки из старых «финалок». Это приятно и в какой-то мере трогательно для давнего поклонника серии. 6

GameMAG

Final Fantasy XV - это игра упущенных возможностей, которая в очередной раз доказывает, что в Square Enix давно пора что-то кардинально менять. Ни один из элементов проекта, кроме музыки, так и не был доработан до конца, а игру выпустили в сыром недоделанном виде, что особенно заметно после девятой главы. Если вы готовы остановить свое прохождение на десятом эпизоде, терпеть однообразные поручения в красивом открытом мире,