Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Можно ли делать политику чистыми руками. Политика - грязное или чистое дело? Список использованной литературы

Владимир Петрович Лукин. Политик с чистыми руками

Я познакомился с Лукиным давно, когда он поступил в аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений, где я тогда работал. Потом я уехал в загранкомандировку в Прагу и на время потерял его из вида. Но знал, что после аспирантуры он работал научным сотрудником и журналистом. Уже после моего отъезда из Праги туда приехал Лукин и работал в том же журнале – «Проблемы мира и социализма». Здесь-то его и застала «пражская весна» 1968 года. Лукин дружил с Дубчеком и симпатизировал ему. Будучи честным, принципиальным и очень смелым человеком, он не скрывал своего негативного отношения к военному подавлению чешской «перестройки и гласности», хотя либеральные перемены в ЧССР тогда так не называли.

По тем временам это был действительно мужественный поступок. Наряду с несколькими диссидентами, которые не побоялись выйти в знак протеста на Красную площадь, в СССР набралось совсем не много людей, которые открыто осудили действия стран Варшавского договора в августе 1968 года, хотя втайне и на кухнях их ругали многие.

Кто мог тогда представить себе, что ровно через 23 года тысячи советских граждан выйдут на улицы, чтобы смести коммунистический тоталитаризм и десятки тысяч встанут на защиту Белого дома от кремлевских путчистов?!

Но тогда, в глухой и мрачный период политической реакции, нелояльных разговоров Лукина было достаточно, чтобы его срочно отозвали из Праги в Москву. Его уволили с работы, он был на грани исключения из партии.

Вскоре после возвращения в Москву Лукин пришел в мой недавно образованный Институт США. Не скрою, в той ситуации принятие Лукина на работу вызывало у меня опасения. Но отзывы уважаемых мной людей о Лукине были самые положительные, и я решил, несмотря на «волчий билет», пригласить его работать в свой институт. Правда, я сообщил об этом Андропову, чтобы недоброжелатели не донесли ему все в извращенном свете и не настроили его против меня и Лукина. Я был приятно удивлен, когда Юрий Владимирович сказал: «Твой институт, ты сам и решай».

Авторитет Лукина как в институте, так и за его пределами быстро рос. Я этому был рад, но понимал, что Лукин в институте долго не задержится: его масштаб и способности были гораздо крупнее; они должны были рано или поздно повлечь его выдвижение на политическую работу. Что вскоре и произошло.

Как я и ожидал, Лукина пригласили в МИД на довольно высокую должность. Потом, когда наступили большие перемены при Горбачеве, а после – при Ельцине, он стал одним из самых видных и влиятельных демократических политиков СССР и России, занимал высокие посты в парламенте, а затем его на несколько лет назначили послом в США. После возвращения из Вашингтона в 1993 году он вместе с Явлинским создал партию «Яблоко» (собственно, первые буквы этого названия составлены из фамилий ее основателей – Явлинского, Болдырева и Лукина).

Нельзя не упомянуть роль Лукина в заключении мира в Хасавюрте в 1996 году, который положил конец первой чеченской бойне. Лукин был направлен в Хасавюрт вместе с генералом Лебедем вести переговоры с Масхадовым. По мирному соглашению определение статуса Чечни откладывалось до 2001 года, предусматривалась демилитаризация вооруженной оппозиции.

Сейчас это соглашение принято поливать грязью, называть чуть ли не «предательством», но я категорически не согласен с такой оценкой. Мир был единственно верным решением на тот момент, ошибкой было другое: после Хасавюрта в Кремле как будто забыли о Чечне. Москва не могла и не пыталась ни контролировать ситуацию внутри Чечни, ни изолировать мятежную республику «санитарным кордоном» по ее административным границам, чтобы пресечь вылазки боевиков в соседние районы, свободный проход туда и обратно бандформирований, оружия, наркотиков, контрабанды и прочего.

На территории России образовалась «черная дыра», что привело через три года, в 1999 году, к новой войне. Как утверждалось официально, к ней федеральные войска лучше подготовились. Но почему тогда им опять пришлось нести столь большие потери – более 20 тысяч убитыми и ранеными – и это на территории, сравнимой с Московской областью, при обладании абсолютным превосходством в тяжелых вооружениях, авиации, артиллерии, бронетехнике?! Видно, в нашей армии немногое изменилось за 60 с лишним лет, прошедших с 1945 года, и солдат, как и тогда, считается самым недефицитным предметом «военного снабжения».

После того, как «Яблоко» вытеснили из Думы на нечестных выборах 2003 года, Лукин, по представлению президента Путина, был избран уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. По правде сказать, меня этот шаг Путина удивил, но, несомненно, он был одним из удачных кадровых решений нового президента, в отличие от многих других. На эту работу, наверное, невозможно было найти лучшую кандидатуру. Ум и образованность, безупречная честность, принципиальность и неизменная гражданская позиция, искренняя забота о простых людях и широта взглядов – это далеко не полный перечень достоинств Владимира Лукина.

Говорят, политика – «грязное дело», но при этом забывают, что таким ее делают «грязные политики». Владимир Лукин – это пример того, что политику можно делать чистыми руками, и это определяет ее цели, нравственные качества, а в большой степени и результативность, ибо такая политика, скорее всего, получит широкую общественную поддержку в нашей стране и за ее рубежами.

Из книги 100 великих спортсменов автора Шугар Берт Рэндолф

ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ КУЦ (1927-1975) Куц был символом неустрашимости и дерзания. Именем нашего бегуна даже назвали Олимпиаду 1956 года, там он победил на обеих стайерских дистанциях. Такой очевидной и громкой славы не было, вероятно, ни у одного спортсмена.Владимир

Из книги Со щитом и мечом автора Автор неизвестен

Александр Федрицкий ЧИСТЫМИ РУКАМИ Сорок лет – не сорок дней, и далеко не всегда подтверждается пословица о том, что лишь гора с горой не сходится. Но они все-таки встретились и узнали друг друга – двое немолодых, с густо посеребренными сединой висками.– Ну, как живется,

Из книги Волчий паспорт автора

Мальчик с чистыми глазами - Только вы нас можете выручить, только вы..;" - еще раз повторил мужчина с честными голубыми глазами, в ковбойке с протеринками на воротнике, с брезентовым, не слишком полным, выцветшим рюкзаком за плечами.Мужчина держал за руку мальчика -

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 1. 1905–1941 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

Ю. Лукин В 1940 году I1940 г. выделяется в биографии М.А. Шолохова. Это год окончания «Тихого Дона», и год юбилейный: прошло 15 лет со времени опубликования первого сборника рассказов Шолохова.Пятнадцать лет дают возможность оглянуться на лежащий позади путь и удивиться тому,

Из книги Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. Книга 2. 1941–1984 гг. автора Петелин Виктор Васильевич

Ю. Лукин У М.А. Шолохова Интервью в степиДля того чтобы разыскать лауреата Нобелевской премии 1965 года по литературе и встретиться с ним, вашему корреспонденту пришлось преодолеть большие расстояния.Дело в том, что весть о присуждении Нобелевской премии застала Михаила

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

Чем помочь России? Владимир Лукин Прага, 68-й год. Среди прочих, учрежденных здесь большим советским братом «интернациональных организаций» - журнал международного коммунистического движения «Проблемы мира и социализма». В числе его сотрудников - журналист Владимир

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Доктор Ф. Д. Лукин На трудных и бурных перевалах какими-то неведомыми друзьями поставлены высокие камни - менгиры. Напоминают они путнику об опасностях, о долгом пути, в котором должно быть проявлено все терпение, вмещение и преданность избранной цели. Напоминают об

Из книги Чекисты о своем труде автора Евсеев Александр Евсеевич

А. ЛУКИН БЕССТРАШИЕ Примерно за год до начала великой битвы на Курской дуге с одного из подмосковных аэродромов уходили в ночное небо тяжелые транспортные самолеты. За линией фронта в глубоком тылу противника отделялись невидимые с земли парашютисты. Среди них

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

Глава 2. Владимир Лукин Другой выпускник истфила стал одним из известнейших российских политиков. Это Владимир Петрович Лукин (р. 1937 г.), государственный и общественный деятель, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Окончил истфил МГПИ в 1959 г.О своих

Из книги Волчий паспорт автора Евтушенко Евгений Александрович

Мальчик с чистыми глазами – Только вы нас можете выручить, только вы… – еще раз повторил мужчина с честными голубыми глазами, в ковбойке с протеринками на воротнике, с брезентовым, не слишком полным, выцветшим рюкзаком за плечами.Мужчина держал за руку мальчика –

Из книги Дети войны. Народная книга памяти автора Коллектив авторов

Летчик горел заживо, спасая нас Тищенко Галина Петровна, 1933 г. р, и Форинко Владимир Петрович, 1940 г. р Бывшие воспитанники полоцкого детского дома № 1. Сейчас живут в Минске. Их обоих эвакуировали на самолете в партизанский тыл во время операции «Звездочка».В начале 1944 года

Из книги Самый большой дурак под солнцем. 4646 километров пешком домой автора Рехаге Кристоф

Своими руками За следующие три дня я приблизился к Пинъяо почти на сто километров. Улица делает большие изгибы посреди гористой местности. Иногда меня преследуют собаки.Вдали показались огни городка Юйцы. На часах только шесть вечера, а небо уже совершенно черное. Юйцы

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 1. А-И автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

МЕЩЕРСКИЙ Владимир Петрович князь,11(23).1.1839 – 10(23).7.1914Публицист, прозаик, издатель-редактор газеты «Гражданин» (1872–1877 издатель, 1883–1914 издатель и редактор). Романы «Один из наших Бисмарков» (СПб., 1874), «Тайны современного Петербурга» (т. 1–4, СПб., 1875–1876), «Граф Обезьянинов на

Из книги Золотые звезды курганцев автора Устюжанин Геннадий Павлович

МИРОНОВ Владимир Петрович Владимир Петрович Миронов родился в 1925 году в деревне Дедино Сегежского района Псковской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1950 года. После окончания школы работал в колхозе «Пограничник». С января 1943 года -

07:00 / 22.10.2014

На прошлой неделе темой номер один для средств массовой информации, и не только Беларуси и России, стала пресс-конференция Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко российским журналистам. А в этой пресс-конференции, несмотря на обилие разноплановых вопросов, главной стала самая острая и болезненная на сегодняшний день тема Украины.


Думаю, что позиция белорусского президента, более чем откровенно высказанная на этой пресс-конференции, не понравилась ни украинским, ни российским, ни западным политикам. Да и среди белорусов, даже соратников, небось, не один поморщился: ну зачем же так открыто? Дипломатичнее, осторожнее надо было… Политика – дело грязное…


Но Александр Лукашенко замахнулся – причём не впервой, не только на этой пресс-конференции – на небывалое. Белорусский лидер пытается доказать, и прежде всего своему народу, что политику можно делать чистыми руками, что она может быть честной и определяться не тем, что и кому сейчас выгодно, с кем и против кого на данный момент лучше, выгоднее дружить, а иными, совершенно «не политическими» категориями: честностью, порядочностью, верностью слову…


Ну действительно, кому в сегодняшнем официальном Киеве понравится высказанная во всеуслышание человеком, на поддержку которого все сильно рассчитывали, правда о том, что в Украине был совершён неконституционный захват власти, по сути дела – государственный переворот? А ведь если отбросить всю словесную шелуху по этому поводу, то в «сухом остатке» останется именно этот факт. Зачем, почему, по чьей вине, кто первым начал, а кто дал или не дал сдачи – это уже вопросы другого порядка.


А что, российским лидерам понравится услышать от ближайшего, на сегодняшний день – практически единственного надежного, безоговорочного союзника, что присоединение Крыма – это не восстановление исторической справедливости, а банальный захват части другого государства? И что самопровозглашенные Донецкая и Луганская республики трех недель не продержались бы без помощи России?


И при этом Лукашенко так же твердо и недвусмысленно заявляет: нравится это комуто или нет, разделяем мы политику России или по каким-то вопросам имеем свое, отличное от «старшего брата» мнение, но это – наш ближайший союзник и друг.. И никакие внутренние разногласия, никакие посулы не заставят нас предать его и в случае чего пропустить танки на Москву. Что бы ни было, что бы ни случилось…


Ну вот скажите: вам бы хотелось иметь такого друга или брата, который бы честно сказал: дескать, напрасно ты, Вовка, увел жену у своего друга – хоть и любили вы когда-то друг друга, и несладко ей жилось, и сама она к тебе просилась – а не стоило... Никому от этого лучше не станет – ни тебе, ни другу, ни жене. Но раз уж так у вас случилось, раз друг наплевал на свою жену и позволил ее увести – помогу я вам, чем смогу... И с другом драку вы зря затеяли – теперь вон у обоих фингалы, а те, кто вас лбами столкнул, стоят в сторонке, посмеиваются, учат, как дальше себя вести. А вы бы уже, небось, и рады помириться, да не знаете как – столько всего «накосячили»… Но имей в виду: если этот друг вдруг соберёт шайку и придет тебе мстить – за жену и всё прочее, то я буду стоять за тебя до последнего, невзирая на то, поманит та шайка меня пряником или грозить станет. Потому что мы – друзья, братья, союзники!


Думаю, иметь такого друга, который не постесняется сказать тебе всё, что думает, но при этом не переметнётся на сторону твоего врага только потому, что тот сильнее или богаче, оправдывая свое предательство высокими словами, политической коньюнктурой и интересами государства, мечтает каждый. Только вот не каждый способен таким стать…


Моя недавняя знакомая, белоруска, бывшая инженерэнергетик, которая в силу обстоятельств большую часть жизни положила в российской глубинке, а, выйдя на пенсию, вернулась на «историческую родину», в прошлую пятницу прислала письмо, часть которого позволю себе процитировать: «Сегодня слушала пресс-конференцию Лукашенко для российских журналистов. Он, как всегда, выступал с блеском. А я слушала 6 часов на одном дыхании, открыв рот. Год от года люблю его всё больше и больше. Белорусы по достоинству оценят его только тогда, когда придёт кто-то другой и случится то, что в Украине».


Хотелось бы, чтобы моя знакомая оказалась неправа и чтобы в Беларуси никогда не произошло то, что в Украине, – потому что не только россияне и украинцы ценят нашего президента, но и сами белорусы – во всяком случае, основная масса их. И чтобы Александр Григорьевич Лукашенко всё же доказал всему миру, что и небывалое случается, и политик тоже может быть честным и искренним человеком с чистыми руками…


---------------------


Можно ли делать политику чистыми руками?

Некоторая скрытность части респондентов в вопросах, касающихся политики, вполне объяснима: в стране с советских времен сохранился страх перед вездесущими органами госбезопасности, стукачеством. Почти все респонденты легко признаются в своей аполитичности, пассивности. Это перестало быть стыдным.

Не то, что раньше, когда перед выездом за рубеж нужно было пройти идеологическую комиссию, готовую спросить тебя о чем угодно. Я помню, как кто-нибудь из нервно ожидающих экзекуции плачущим голосом спрашивал: «Слушайте, а как называется левая партия в Мозамбике/ Непале/ Камбодже?» Тогда сознаться в отсутствии интереса к политическим событиям в стране и за рубежом и не продемонстрировать свою боевую готовность вступить в контрпропагандистскую схватку с идеологическим противником было смерти подобно.

Сейчас другое время. Праздный интерес к политике не в моде.

«Политику я не люблю, ею не интересуюсь. По телевизору политические дебаты не смотрю, но достаточно даже краем уха послушать передачу, чтобы сказать, что мужских имен произносится гораздо больше. Женских почти нет. И я слышала такую интересную версию. Раньше говорили, что все, что у нас делается, это происки империализма. Теперь, оказывается, это происки Израиля. Почему? Потому что жены многих представителей политической элиты, особенно той, что со старых времен осталась, еврейки. Так что в политике женщины играют роль серых кардиналов. Наверно, это присутствует, если об этом говорят. Иногда даже самые абсурдные вещи оказываются правдой. …А вообще сферы влияния поделены между несколькими группировками. Они и продвигают нужных им людей, вручая им портфели, чтобы лоббировать свои интересы» (№ 4).

Самый удобный способ противостоять потоку информационной «чернухи» по телевидению, клубники в прессе – окунуться с головой в телевизионную мыльную пену, создать свой мини-мир, оградившись от шумного и грязного мира стеклопакетами. Здесь, видно, мы можем убедиться в правильности утверждения Вильгельма Райха о том, что интеллект может действовать в двух основных направлениях: в сторону внешнего мира и от него. Мнимое безразличие – защита от агрессии при столкновении с фрустрирующей ситуацией. Интеллект служит желанию избежать тревоги, предотвратить неприятные переживания.

Тяжелые испытания пошатнули здоровье респондентов старшего возраста, им стали недоступны профилактика и лечение заболеваний, отдых, полноценное питание. Даже те респонденты, материальное положение которых по нашей предварительной оценке довольно благополучно, если и не работают в нескольких местах, не отказываются от возможности подработать. В советское время многочасовое проведение времени в бесконечных очередях было своего рода психотерапевтической разрядкой: женщины записывали кулинарные рецепты – как из ничего приготовить нечто, жаловались на мужей, свекровей и золовок, делились тайнами народной медицины. Это такая мощная отдушина. Кроме того, получив вожделенный товар (по 2 штуки в одни руки), очередники испытывали такой эмоциональный всплеск, какой они сейчас не могут получить, проходя мимо прилавков, заваленных недоступными товарами.

Люди интеллектуального труда, стиснув зубы, бегут по нескончаемому замкнутому кругу. Им некогда остановиться: чтобы выжить, нужно двигаться. Движение – все, конечная цель – ничто.

Насколько сладок и приятен дым отечества?

Нас интересовало, какие мотивы побуждают людей покидать Казахстан. Корейскому политическому диссиденту, позволившему себе острую критику в адрес своего правителя, пришлось остаться в Союзе, как он думал, на несколько лет, а получилось, на всю жизнь. Ему предложили для жительства любой город страны, кроме Москвы и Ленинграда. Самым подходящим местом молодому бунтарю показалась бывшая столица Казахстана. Но надежды его не оправдались, воссоединение Кореи не произошло, вся жизнь прошла в политической эмиграции.

«Никуда меня, кроме моей родной страны, не тянуло, но туда путь закрыт. Ведь как бы меня не тянуло назад к истокам, я понимаю, что за 60 лет там произошли такие изменения, что я приеду в чужую страну. Так что, тело мое найдет покой здесь, в Казахстане» (№ 10).

А вот высказывание, характеризующее настроение русского населения в первые экономически сложные годы независимости, когда тяга к исторической родине заставила многих покинуть насиженные места. Сейчас, когда жизнь в стране относительно нормализовалась, а по сравнению с положением населения в других бывших советских республиках кажется весьма благополучной, желание покинуть Казахстан высказывается все реже.

«В период перестройки был эмоциональный всплеск, хотели мы уехать из Казахстана в Россию. Какое-то чисто инстинктивное желание. Появилось это желание и со временем исчезло. От добра добра не ищут. У нас в стране все нормально. Прекрасные взаимоотношения с коренным населением. Возможность уехать была и сейчас есть. Брат жены переехал в Краснодар, устроился. Я никуда не собираюсь уезжать из Алматы, живем нормально» (№ 9).

Жажда путешествовать присуща всем нашим респондентам. Многие имели возможность побывать за рубежом, но как подчеркивалось, в основном это были поездки в рамках зарубежных проектов: участие в семинарах, конференциях. У многих респондентов, посетивших целый ряд европейских стран, однако нет собственных средств, чтобы поехать в новую столицу Астану или на встречу с однокурсниками в Москву.

Желание покинуть страну навсегда не высказал ни один респондент. От выгодного предложения выехать в зарубежную командировку или на отдых никто бы не отказался. Обязательное условие всех поездок – возвращение в родной город. «Когда постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен». В этом убеждены и наши респонденты.

Мужской взгляд на трудности освоения рынка

Попытки заняться предпринимательской деятельностью сделали два респондента. Первый пример, пожалуй, один из типичных образцов того, чем заканчивается малый бизнес людей, загнанных жизнью в тупик, когда у начинающего бизнесмена нет маркетинговых знаний, навыков, опыта, когда он действует по наитию или соответственно старым представлениям об эффективной хозяйственной деятельности. Оставшись без работы в таком возрасте, когда надежд найти работу по своей специальности, никому уже не нужной, не было, наш респондент (№9) занялся самым распространенным видом мужской самозанятости – частным извозом.

«Практически толку из этого не получилось. Невыгодное это дело: бензин дорожает с каждым днем, машина изнашивается. Нерентабельно».

Попытка прокормить семью, занимаясь крупными перевозками на «Камазе» также не увенчалась успехом.

«Тоже дело не наладилось. Не было конкретной суммы налогов. Только общие фразы, которые можно обойти слева или справа. Налог, например, от 3 до 7 процентов. Любой чиновник считает себя вправе сказать, давай 3 или давай 7. Это только от него зависит. И от тебя, конечно, если ты ему дашь. … У нас нет нормальных законов. Все упирается в наше законодательство, в частности в сфере налогообложения, бизнеса, инспекции, очень много непонятных слов, противоречий. Сплошные ссылки на другие параграфы, нет конкретики, не сказано, что нужно делать. Нет четкости, ясности. Это все путает бухгалтерию» (№ 9).

Но есть и более удачные примеры вхождения в рынок. Можно весьма удачно начать предпринимательскую деятельности без номенклатурной приватизации собственности на основные средства производства. В рассматриваемом случае стартовый капитал – это личные сбережения учредителей организации.

«Мне понадобилось 8 лет, чтобы подняться на ту позицию, на которой я в данное время нахожусь. Я не могу сказать, что я дошел до окончательной точки. Я могу сказать, что на 70% я продвинулся.

В начале нашей деятельности работало 4 человека. Можно сказать, что этот период был трудным: мне приходилось исполнять обязанности директора и быть и брокером, и сторожем, и грузчиком. Если бы мы боялись трудностей, то вообще бы не брались за дело. С 2003 года у нас уже работало 40 человек, сейчас – 115 человек. Правда, еще много лет нам придется погашать кредит» (№8).

Моя попытка узнать, какую среднюю заработную плату получают работники ТОО, успехом не увенчалась: коммерческая тайна. Но рассказать о проблемах, возникающих во время производственной деятельности, бизнесмен согласился.

«Основать организацию, как за рубежом, так и в Казахстане никакого особого труда не стоит. Официально зарегистрировать бумаги – нигде не трудно…Трудности заключаются в том, что для развития организации постоянно требуется финансовый ресурс. Если никакой подпитки нет, развитие сразу же замедляется. Когда у нас не было кредитной истории, соответственного имиджа, было очень трудно выбить кредиты в банках. Со временем становилось все легче и легче. Разумеется, это связано с залогами, без залога ничего невозможно».

И, конечно же, меня интересовало мнение предпринимателя о перспективах развития малого и среднего бизнеса в Казахстане, на что я получила краткий, но исчерпывающий ответ:

«У малого и среднего бизнеса в Казахстане будущее есть».

Когда я поинтересовалась, какую помощь получают представители малого и среднего бизнеса, респондент был менее лаконичен.

«Возможно, существуют какие-то программы, но моя организация с ними не сталкивалась. Единственное, что я могу сказать, что нам постоянно приходит информационная поддержка: нам сообщают, что группа бизнесменов выезжает в какую-нибудь страну с правительственными чиновниками для налаживания контактов, привлечения инвестиций. Если быть реалистом, то нужно понимать, что если ехать с правительственной делегацией, то оборот должен быть не менее 20-50 миллионов долларов. Организации с оборотами ниже этого уровня не интересны иностранным инвесторам. Для иностранцев неинтересен малый бизнес. Для них представители малого бизнеса – никто. В сфере услуг – расценки растут, качество услуг не улучшается. Как и везде. Производительность нулевая, а оплата – по максимуму ».

Благодаря физической выносливости, психической устойчивости, стойкости в достижении целей, независимости, умению действовать в условиях неопределенности и риска, коммуникабельности, готовности осваивать новые знания, чтобы лучше ориентироваться в новой области, и, что очень важно, обучаемости (респондент получил второе экономическую образование, которое считает более полезным для себя, чем первое - техническое) – его ТОО достигло значительных успехов.

Мужчины и женщины

Вечная тема, на которую охотно и много говорили все респонденты. Только завести немного, потом не остановить... Особенно, если речь идет об особой женщине – с восточным менталитетом. Если в советское время свободная дочь освобожденного Востока была крупным козырем власти, то теперь произошли какие-то непонятные изменения. Раньше много и с гордостью говорилось о том, насколько быстро казахские женщины сумели эмансипироваться, и причину видели в кочевом образе жизни. Дескать, гордая кочевница всегда ходила с открытым лицом, что позволялось ей в силу особой продвинутости степного сообщества и невиданной сознательности казахских мужчин. Совсем не учитывалось то, что скотоводство требовало от женщин того, чтобы она наравне с мужчиной занималась хозяйством, а в случае необходимости оседлав скакуна, защищала стада от набегов конокрадов, если мужчин не оказалось рядом. Попробуйте промчаться на коне и биться с врагом в парандже!

Теперь образ гордой, рожденной свободной дочери степей отходит, о нем предпочитают молчать, зато создается впечатление, что часть общества твердо решила тронуться вперед в прошлое – к полигамии, зависимому положению женщин в обществе и в семье, твердо усвоив законы новой конcумированной жизни - все продается, из дочерей сделала дорогостоящий товар. Все имеет цену, даже материнское молоко.

Существует ли в природе это феноменальное явление «восточный менталитет»? Когда-то в предродовой палате, в промежутках между схватками, я могла наблюдать, как по-разному рожают женщины восточной и славянской национальности. Стиснутые зубы, легкие стоны и вопли, ругань, часто с нецензурными выражениями, неадекватность поведения, как выражаются медики. Не в том ли дело, что для восточной женщины с рождения ставилась завышенная планка, и она, как олимпийка, шла на рекорд - стремилась покорить высоту. Отсюда умение удерживать атаки эмоций, вписаться незаметно в любую среду, прятать, маскировать чувства досады, недовольства, негодования, обиды под искусно сформированной телесной маской, выражающей самообладание, ровную доброжелательность и полную гармонию с окружающим миром. К чему могут привести постоянные неоконченные эмоциональные переживания, жесткий контроль чувств? Не это ли является причиной самосожжения узбекских – тоже восточных – женщин? В Казахстане таких актов не наблюдалось: видно, или жизнь немного легче, или нервы у женщин крепче.

«К женщине требования были всегда очень серьезные. С женщин всегда много спрашивается. Состояние семьи, атмосфера в семье, взаимоотношения в семье, дети, воспитание детей, круг друзей, прием гостей, комфорт в доме по законам Востока зависит от женщины. Какой тон женщина задаст, так и будет. Если женщина с улыбкой встречает гостей, радушно накрывает дастархан, с удовольствием угощает гостей, чувствуешь теплоту. Холодность, неискренность сразу обнаруживаются» (№3).

«Ведь в своей жертвенности женщина иногда не знает границ, и еще эта восточная традиция – не терять лицо» (№ 1).

Яркий портрет реанимированного восточного мужчины из феодального прошлого размашистыми сочными мазками нарисовала наша респондентка, главный бухгалтер иностранного представительства.

«Клиентура наша – этакие байчики, бывшие партократы, нынешние богачи, в настоящее время крупные хозяйственники. Дело в том, что нашу продукцию в состоянии купить лишь те хозяйства, которые имеют не меньше 200 тысяч гектаров земли. У себя в районе он настоящий король. Или он сидит в Алматы, возглавляет холдинг, а где-то в Кустанае у него крупные хозяйства, и он объезжает их. А там принято так: мужчины сидят за столом, а женщины в помещение тихо заходят только для того, чтобы обслужить их. С женщинами гостей даже не знакомят, хотя она хозяйка дома или дочь хозяина. Нашему немцу это нравится, и он нашим мужичкам завидует: ему хочется, чтобы у него в семье так было. … У него, скорей всего, какие-то фрейдовские комплексы, а тут ему дают возможность забыться, бисер перед ним мечут. Нужно сказать, что он иногда замечает такие вещи, которые нам не бросаются в глаза. Например: идет мужчина, а женщина идет следом за ним. У казахов все-таки женщины не в таком униженном положении, как в других азиатских народов. Мы замечаем, что чеченец идет впереди налегке, а жена следом тащит тяжелый мешок. Что узбеки сидят на празднествах порознь – мужчины отдельно, женщины отдельно, и мужчинам подают все самое лучшее. А взгляд европейца на казахское взаимоотношение полов более зоркий, чем у нас, и он замечает такие нюансы, которые мы не чувствуем» (№ 4).

Наши респонденты – люди образованные, считающие себя толерантными, понимают, насколько подобное поведение неуместно в наш век, и относятся соответственно к этому типажу с известной долей иронии.

Понять молодых мужчин, еще не состоявшихся как личность, чувствующих свое несовершенство, страдающих целым рядом комплексов, можно. Ведь настоящих «восточных женщин» сейчас не так много: глобализация и эмансипация делают свое дело, редкая образованная девушка сумеет искусно подыгрывать супругу, давая ему постоянно чувствовать свою незаменимость, исключительность, даровитость, зная, что по уму, образованию, креативности она ничем не уступает спутнику жизни. Отсюда стремление жениться на южанках или сельчанках, которые по негласной народной легенде уступают в развитии городским девушкам.

«Я убеждена, что женщины – более тонкие, высокоорганизованные существа. И ум у них с практической сметкой. Особенно у восточных народов это заметно. Женщина, выходя замуж, получает не сложившуюся личность, а сырой материал, из которого, подобно творцу, нужно слепить человека, потом доводить до ума, воспитывать, руководить им. Конечно, лепишь из того, что было, из того, что досталось тебе. Часто своей карьерой, имиджем мужчина обязан умной жене. А ему, бедному, невдомек. Часто ли мы встречаем мужчин, которые до конца остаются с больной женой? Женщины более порядочны в этом отношении.

Супружеская измена – распространенное явление. Изменяют и мужчины, и женщины. Женщин я легко могу понять: ей ведь хочется хоть раз отказаться от роли мамочки-воспитательницы. Женские измены остаются тайной для мужа и детей, они ничего не рушат. Мужчина же, увлекшись, плюет на все – на совместно прожитые годы, на психику и будущее детей. Потом, может, сожалеет, потому что, часто с новой подругой жизни кончается его карьера и благополучие. И меня удивляло всегда, что позже, захлебнувшись счастьем, одумавшись, он с чемоданчиком, только не завернувшись в целлофан, не обвязав себя красивым голубым бантиком, возвращается домой, в полной уверенности, что его встретят с распростертыми объятиями» (№ 1).

«Я полностью разделяю мнение тех ученых, которые считают, что есть «мужской» и «женский» ум. Может, у меня немного ироничное отношение к этому. Я отчетливо осознаю различие между женским и мужским умом и мышлением. Женское мышление трудно объяснить, иногда алогизм женских поступков просто поражает. Когда их спрашиваешь, они не могут объяснить, почему они поступили именно так, а не по-другому. Весело становится. Существенные различия есть. Не в плане, что кто-то глупее, а кто-то умнее, а в плане методов работы. В процентном отношении глупых мужчин приблизительно столько же, как и глупых женщин. Только они глупы по-своему» (№ 6).

Лейтмотивом размышлений на эту тему оказалось распространенное на всем постсоветском пространстве утверждение о слабости, инфантильности и деструктивности мужчин. Стремление женщин обеспечить выживание семьи оказалось спасительным для страны в трудные времена. Это признают как женщины, так и мужчины респонденты. Женщины стали генератором идей по способам выживания и адаптации к новым условиям. У мужчин механизм выживания не срабатывал. Воспроизводство и социализация, полностью огосударствленная и заполненная только женщинами, была в состоянии создавать все более некачественных мужчин. Отсюда снижение их авторитета в обществе, семье, уменьшение продолжительности жизни, снижение общего уровня здоровья и культуры.

«Я вспоминаю годы перестройки: безработица, многие семьи распадались. В этой ситуации именно женщина нашла в себе силы – начинала заниматься тем, чем никогда не стала бы заниматься в нормальной ситуации: отправилась в шоп-туры, делала все, чтобы выжить. Многие мужчины в это время потерялись. Я знаю многие семьи, в которых мужчины до сих пор выполняют роль домохозяйки. Женщина в этом плане сильнее мужчины» (№ 5).

Выраженной правовой дискриминации женщин, по мнению респондентов, нет, она в пределах «нормы» для не вполне правового государства, каковым является Казахстан. Права декларируются, нужно только их знать и уметь ими воспользоваться.

«Если говорить о правах, равноправии, то тотального различия прав для мужчин и женщин нет. Но женщины, такое впечатление, особо и не нуждаются в каком-то особом разрешении. Если у нее есть лидерские качества, она может добиться поставленных целей. Женщины стали более уверенными и целеустремленными. Но все это в среднем звене. На более высоком уровне действуют свои законы, об этом я не берусь судить» (№ 3).

Не очень оригинальная мысль о женском биологическом предназначении выдается почти всеми как откровение, но тут скороговоркой добавляется, что женщине следует работать, и делать карьеру, если получится.

«Женщина должна работать. Но все же удел женщины – родить ребенка, воспитать из него настоящего человека. Чтобы жизнь продолжалась» (№ 5).

В нашем обществе продолжаются процессы экономических преобразований. Традиционные подходы к гендерным ролям и неблагоприятная социальная среда ограничивают равные права, равные возможности для мужчин и женщин.

Каждый человек имеет свое представление об идеальной женщине и идеальном мужчине. Часто наши представления совпадают со стереотипными идеалами, иногда мужчина или женщина нашей мечты – только плод нашего воображения, или их еще время не пришло. Каждый из наших респондентов открыто поделился, какими они представляют себе будущих избранников/избранниц для себя, своих детей. Для этого не требуется особой внешней привлекательности: главное – духовность, разумность, хороший характер, хозяйственность и порядочность. Никакой заоблачности и романтики.

«Женщина, в первую очередь, должна быть женственной. Это мое представление. Только женщина может быть матерью, поэтому ей нужно быть мудрой, ответственной, она должна в семье быть источником доброй энергии. Старые добрые представления о мужчине-добытчике и женщине, хранительнице семейного очага до сих пор не устарели. Женщины, ищущие самоудовлетворения, самоутверждения, самовыражения в карьере, не нашли в жизни мужского внимания. Когда женщина пытается всем и себе доказать, что она может многого добиться в бизнесе, забрасывает все домашние дела, детей, когда она зарабатывает и нанимает человека, чтобы он готовил для семьи, я этого не приемлю. Ведь у детей должны в памяти остаться самые вкусные в мире мамины пироги, мамины котлеты. Женщина, которая пустила дела в семье на самотек, не женщина, а бизнес-единица» (№8).

«…Я не буду требовать от нее внешности топ-модели или кинозвезды, супер-ума, супер-известности. На первом месте будут душевные, внутренние качества. Это должна быть спокойная, уравновешенная девушка. Взаимопонимание, готовность помочь, поддержать в кризисной ситуации, порядочность, доброта – вот что мне хотелось бы в ней найти. Определенно, неглупая, потому что глупость начнет раздражать, трудно, когда с человеком не о чем поговорить. … Главное качество – понимающая. Экзальтированная особа, которая требует от тебя непонятно чего, и сама не понимает, чего ей нужно – это наказанье божье. Непредсказуемость, какие-то необъяснимые выходки – может, кому-то нравятся такие яркие личности, мне они не по нутру» (№ 6).

Наш век далеко отошел от романтических грез. Дон Кихоты в нашем обществе не в чести, никто не требует волевых подбородков, густой шевелюры, фигуры, сформированной бодибилдингом, на первом месте надежность, верность, порядочность.

«Мой идеал – мужчина, который чувствует потребность заботиться о своих близких. Не обязательно о женщине, о своих близких. Быть смелым. Культурный, интеллигентный, в то же время он должен знать, где он должен быть жестким что ли, категоричным. Должен уметь, когда нужно, сказать «нет». …Идеальный мужчина должен давать женщине столько любви и внимания, чтобы она не пыталась превратиться в мужчину» (№8).

«Идеальный мужчина должен уметь отвечать за свои слова и поступки, должен придерживаться своего осознанного определенного плана, а не плыть по течению. Должен уметь принимать решения, не вредящие другим. Настоящий мужчина – не супермен, не супербизнесмен, просто порядочный самодостаточный человек, ответственный за себя, свою семью, за свое дело» (№ 6).ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ... идентичность , ответить на вопрос: «Кто я такой?». – Социально-психологический уровень ...

  • Материалы III Международной научно-практической конференции 2010 г

    Документ

    ... Алматы ... среднего класса в лице представителей малого и среднего ... уровень жизни ... 2007 . - №1. – С.100-103. 3. Тренинг профессиональной идентичности ... гендерных различий выявилась особенность: девушки демонстрируют более высокий по сравнению с юношами уровень ...

  • Надоела шумная кампания против всех инакомыслящих с элементами шпиономании и конспирологии, развязанную подконтрольными чекистам сми в связи с выходкой левых эпатажниц из Пусси Райот, чьи взгляды интересны, но которых я совсем не разделяю. У меня свои есть, практически противоположные. Ну снял кто-то где-то штаны и показал жопу.
    Но разве это повод, чтобы обвинять всех. кто не разделяет единственно верную точку зрения(естественно точку зрения главного в дому) в продажности Западу. в заговоре по свержению устоев и основ? И повод показать эту жопу в тысяче передач в разных ракурсах. Этот пиар этой жопе устроил кремль. Это сознательный разврат и оскорбление чувств верующих. Потому что на момент условного снятия штанов, т.е. выступления панков(перевод: подонков) в ххс не было ни одного верующего. Не считать же таковыми мордоворотов из секьюрити... А вот СМИ показали эту жопу сто раз всем в обязательном порядке и миллион фарисеев возопили об оскорблении их нежных чувств и необходимости сжечь проклятых ведьм на костре.

    |

    Нужно разделять критику церкви и критику религии. К религии у всех либералов отношение толерантное. В конце концов, можете исповедать точку зрения, что нужно любить ближнего как себя самого. Это и есть православное христианство и христианство вообще. Или православие не христианство? Пожалуйста, любите меня. Но не лезьте в мою постель и в мои дела. А этим занимается шайка, берущаяся говорить от имени 90% населения, только потому что они хотят любить меня как себя самих. Вера- это личное дело каждого, а церковь- тоталитарная секта, лезущая со своими хоругвеносцами в дела общества. Не любить ближнего они собрались, а побить. И Приватизировали религию, в данном случае православие как и их подельники из светских шаек госсобственность. А насчёёт других конфессий, могу сказать, что они пока не лезут в мою жизнь. и мне они по барабану. Не ищите злой умысел у светского общества. чьи чувства были оскорблены вмешательством церкви в его дела. В церковь носить деньги не запрещаю, не возражаю, но и саам не пойду. А в любовь к ближнему или любовь ближних пусть верят дкраки. Не христианин я, а атеист. Хотя и записали меня, не спросясь.

    |

    Олег, я тоже против извращенной любви в отношении себя и своих близких. Остальные должны выбирать сами и постели и партнеров, но это не должно влиять на общественную мораль. Если церковь и большая часть общества против сексуальных извращений, то все должны подчниться этим требованиям, тем более, что и физиология тоже на стороне традиционного взгляда. Я скорее тоже атеист, хотя и крещенный, но меня в церковь никто не тянет. Вас ведб тоже не тянут туда силой. Пусть те, кому вера помогает жить независимо от вероисповедания, верят, но не навязывают веру другим. Мне не навязывают, а если пытаются, то достаточно хорошо знаю и Ветхий и Новый завет, это отрезвляет неофитов.

    Бытует мнение (отчасти справедливое) - что политика дело грязное. Но вся ли политика соответствует данному определению?

    В последние несколько десятилетий, всё больше и больше людей - стараются как можно дальше отдалиться от политики. Создаются целые организации деятелей культуры, искусства и науки - провозглашающие своей целью: продвижение культурных и научных проектов, чистых от политики. Но вопрос в том, не лицемерно-ли это, говорить о "чистоте" от политического влияния, в обществе, само существование в рамках которого - является политическим актом? И правильный вывод что необходимо сделать из всего вышесказанного - это что человек или организация ратующие за аполитичность и за полное отдаление от политики - фактически, не говоря об этом прямо - поддерживают существующий порядок вещей. Ведь нет более лёгкого способа оправдать своё не-желание вести борьбу за-что либо - чем объявить себя аполитичным.

    Не нужно быть специалистом-политологом, что-бы понять, что любой незначительный акт осуществляемый каждым из нас напротяжении жизни - это политический акт. Даже такие простые и каждодневные вещи, как приём пищи, покупки в магазине или на рынке, работа, поездка в автобусе - и многое другое - имеет самую непосредственную связь с политикой. Когда человек хочет кушать, он должен позаботиться, что-бы в холодильнике была еда. Когда человек идёт в магазин, он должен сперва посчитать сколько денег есть у него в кармане, что-бы уметь правильно рассчитать затраты. Когда человек идёт на работу - он должен знать какие права он имеет как работник, а главное - знать как отстаивать эти права. Когда человек едет в автотранспорте - он должен знать конечный пункт назначения поездки. Он должен в конце концов знать, перекрыта или нет та автотрасса по которой он собирается ехать. Человек садящийся на поезд или автобус, должен позаботиться о приобретении билета, так-как иначе его оштрафуют. А в полицейском государстве типа Израиля или сегодняшней России - ещё желательно иметь и удостоверение личности; Особенно если ты чеченец в России, или араб в Израиле. Если например, человек летит за границу, он должен выяснить - разрешён-ли въезд в ту страну которую он намерен посетить, для граждан его государства. И это всё политика.

    Человек который говорит, что вообще ненужно политики, или её нужно как можно меньше - попросту не знает что несёт. Можно-ли например, говорить о борьбе за права рабочих на предприятии не касаясь политики? Забастовки - это что-ли не политическая акция? Или-же кому-то кажется, что забастовка не объязана выдвигать политические требования? А как тогда с сокращением социальной помощи населению той или иной страны, вследствие скажем - повышения затрат на покупку или производство вооружений? Так-что, ненужно указывать этот факт, потому-что траты на вооружение - это уже политика?

    Я вот вижу, как большинство современных поп-"звёзд" и художников - боясь разгневать правящие элиты - говорят о ненужности примешивать политику к искусству и культуре. Даже так-званные писатели-сатирики и юмористы (например Жванецкий, Новикова, Петросян с Задорновым...) - говоря о политике, делают это так, что-бы не показывать своих личных политических взглядов. Наоборот, они всё время как-бы пытаются, как можно меньше связывать себя с политикой.

    Вот например, в Израиле есть поэт Ицхак Лаор. Это известный поэт и журналист (как журналист он даже более известен). Так-вот, этот человек известен своей поддержкой израильтян призывного возраста, что отказываются служить в израильской армии по политическим мотивам. Более того, в 90-е гг. во время натовской агрессии против бывшей уже Югославии - Лаор выступал открыто против этой агрессии, и поддерживал правительство Милошевича. Но даже он, пытается быть как можно дальше от политики, стараясь не писать стихов на политические темы. И таких примеров очень много.

    Я вот на каком примере хочу остановиться, и на этом закончить эту статью. Зачастую, организаторы забастовок и стачек - непонимают, что от придания той или иной забастовке статуса политической акции - зависит её шанс на успех. Ведь каждый лидер забастовочного комитета; Каждый участник и организатор протеста - должен отчётливо понимать, что проблема - это не только как добиться повышения зарплаты или как увеличить годичный отпуск; Проблема намного шире, а именно - как сделать так, что-бы рабочие сами могли управлять своей судьбой, и государством в котором они живут. Другими словами, вопрос стоит так: какой класс, какая группа людей будет управлять тем-же заводом, который бастует? Какой класс будет управлять государствами и миром? Без такой постановки вопроса - ни одна, повторюсь - ни одна! забастовка, не может расчитывать на полную и окончательную Победу в борьбе за права трудящихся.

    Вот например, забастовка на Жаноазенском угледобывающем предприятии в Казахстане; Или к примеру, забастовка на Херсонском комбайновом заводе. Уже сам тот факт, что рабочие этих предприятий вышли на забастовку за свои права -заслуживает внимания; Уже то, что херсонские комбайностроители, вышли на забастовку с чётким требованием о передаче власти на предприятии рабочему комитету - это ужеговорит о прогрессе. Но, всего этого не достаточно. Только занятие чёткой и последовательной политической позиции; Только полный отказ от попыток самоизолироваться от любого контакта с политикой и её влиянием; Только понимание того, что нет грязной политики, а есть капиталистический строй с мировым империализмом - которые делают политику таковой; Только стремление не к косметическим изменениям - а к изменению всего мирового порядка; Только следование всему этому, способно помочь народам мира стать на правильный путь, в поисках решения для насущных проблем человечества.

    (прислано на www.geokz.tv)

    (c) Дмитрий Зеркалов
    На сайте на 65 языках мира представлено мощнейшее оружие современности - информация. Мы работаем, чтобы вы знали больше. Наша миссия - укрепление культурных, духовных и экономических связей между народами на основе общего понимания социальными элитами проблем мира, прав человека, устойчивого развития общества и совместной безопасной жизнедеятельности.

    Мы не собираем свежие новости, для этого есть специальные сайты. Мы архивируем материалы, актуальность которых не проходит с годами.

    Дмитрий ЗЕРКАЛОВ
    zerkalovvoliacable.com
    моб. 066 139 7742

    Во избежание автоматического считывания адресов электронной почты спамерами мы приводим наши адреса в текстовом формате, где = @. При использовании материалов сайта автор будет очень БЛАГОДАРЕН за ССЫЛКУ на www.сайт// ВНИМАНИЕ! Большая просьба, сообщать о замеченных опечатках, ошибках, неработающих или неправильных ссылках по адресу: zerkalovvoliacable.com// МНЕНИЕ авторов материалов, опубликованных на сайте, МОГУТ НЕ СОВПАДАТЬ с позицией автора сайта//

    Сейчас на сайте

    Сейчас на сайте 0 пользователей и 779 гостей .