Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Медитация осознанности. Как научиться быть спокойным? Механизм действия осознанной медитации. Осознанная медитация для развития себя

Если вы попали на эту страницу то, наверное, уже знаете, какие чудеса способна принести в вашу жизнь медитация осознанности. Возможно вы даже были свидетелем быстрого преображения ваших знакомых, когда они начинали осознанно относиться к происходящему. Поэтому я не буду затягивать с вводной частью и сразу перейду к практическому руководству как заниматься медитацией осознанности.

Как не нужно медитировать

Имеется распространённое заблуждение, что медитация это контроль над мыслями и чувствами.

Согласно этому ошибочному представлению, вы можете выбрать какие мысли хотите думать, а какие нет, что хотите чувствовать, а что нет. А затем совершить что-то вроде внутренней революции, свергнув старый злой режим плохих мыслей и установив власть добра и позитива.

Конечно, мы можем влиять на свои мысли и чувства и развивать ум в здоровом позитивном направлении. Иначе, зачем мы вообще хотим медитировать? Ошибка в представлении об отдельном контролирующем «я», или эго.

Полагая, что вы можете контролировать и выбирать мысли и чувства, вы усиливаете этот внутренний раскол между мыслями, ощущениями и эго, которое стремится все контролировать. Этой ловушки лучше избегать.

Прямо сейчас две минуты понаблюдайте за своим внутренним экраном, на котором появляются образы и мысли. Просто обратите внимание на мысли и образы, которые возникают. Имеет ли смысл говорить, что вы выбираете эти мысли? На самом деле нет. Это ясно. По большей части, мысли появляются почти также как погода. Они просто возникают неведомо откуда.

Но если вы не выбираете эти мысли, тогда кто выбирает? Ответ таков: никто. Никто не выбирает, какие мысли появятся у вас в сознании, но также можно сказать, что в этом участвует вся вселенная. Это, возможно, слишком глубокая идея для начала обучения медитации, но попытайтесь принять это: каждая мысль это волна, выходящая из океана реальности, причина и условия которой — безграничны.

В этом конкретном пространственно-временном расположении, вселенная проявляется как мысль. Океан это природная стихия, также как и наш мыслительный процесс. Когда вы действительно увидите это, это будет момент озарения, который принесёт ощущение глубокого освобождения. Но пока примите это просто как гипотезу. Единственный смысл того, что «вы» выбираете мысли в том, что вы все-таки часть вселенной.

Конечно, есть мысли, которые сознательно выбираются. Если кто-то говорит вам: подумайте о розовом слоне, вы можете спроецировать на внутреннем экране образ розового слона. Если кто-то спросит у вас, где в вашей кухне находится выключатель света, вы можете в голове представить макет своей кухни. Если вы пишите книгу, вы намеренно создание в своей голове определённые образы и мысли.

Но все эти мысли не относятся к практике медитации. Нашей сферой исследования является беспорядочный внутренний диалог. Это мысли, которые создают всяческие проблемы. Как правило, это мысли самые расстраивающие, самые раздражающие, самые смущающие, обвиняющие. Так что, на самом деле, это хорошая новость, знать, что вы их не выбираете. Они просто появляются, как погода.

Ещё лучшая новость в том, что мы можем развивать общение со спонтанными мыслями, сводя их негативное влияние на нас к минимуму. В этот момент важно понять, что проблема не в самих мыслях и чувствах, а в том, как вы относитесь к ним. Если вы считаете, что мысли и чувства определяют кто вы, тогда вы будете втянуты в их игру, и мысли будут управлять вами.

Наличие неконтролируемых мыслей не проблема. Проблема начинается, когда мы цепляемся за мысли. Вместо того, чтобы отвергать или цепляться за мысли, представьте, что мысль это поезд, который прибывает на станцию, когда вы стоите на платформе. Поезд останавливается и открывает свои двери. У вас есть выбор: сесть в него или сказать «нет, спасибо» и просто остаться на платформе, наблюдая за уходящим поездом. То же самое происходит с мыслями: вы можете зацепиться за мысль, придать ей важность или можете просто отпустить ее и наблюдать, как она уходит.

Не забудьте скачать мою книгу

Там я показываю вам самый быстрый и безопасный путь с нуля научиться медитировать и переносить состояние осознанности в повседневную жизнь.


Распространенные ошибки

После того, как вы познакомились с выходками беспокойного ума, вы находитесь на важном этапе. Есть на пути медитации осознанности несколько ошибочных поворотов, куда часто сворачивают начинающие медитаторы. Вам будет полезно избежать этих ошибок. Эти ошибки основаны на мифе о том, что человек контролирует свои мысли, как было сказано ранее.

Ошибка номер 1

Когда вы видите беспорядочный поток мыслей в голове, некоторые из которых агрессивные, глупые, беспокойные, разрушающие, вы можете решить: раз это мой разум и мои мысли, и я не могу прекратить их думать, значит я плохой, ущербный и тд. У вас появляется чувство вины за мысли, появляющиеся в вашем уме.

Как правильно

Нужно понимать, что вы не выбираете мысли, которые появляются в вашем уме. Мысли появляются также, как погода. Вам не придёт в голову обвинять себя за то, что в вашем окне вы наблюдаете грозу. В вашей власти только выбирать отношение к мыслям.

Ошибка номер 2

Наблюдая за дикими неуправляемыми мыслями, которые скачут как обезьянки, вы можете попытаться подавить или изменить их силой. Этим вы усилите внутренний конфликт между разными частями вашего существа.

Одну часть, ваше «я» вы наделите миссией подавлять другую свою часть, которую начнёте воспринимать как нечто отдельное от вас. На самом деле, это скорее ухудшит проблему. Не прилагайте усилий, чтоб насильно изменить то, что возникает в уме-обезьяне. Помните, это просто погода. Но поймите, что у вас есть свобода выбирать отношение к мыслям-обезьянам.

Когда вы просто принимаете эти мысли, не сопротивляясь им, и не позволяя им затягивать ваше внимание за собой, вы воплощаете мудрость мастера айкидо, который не сопротивляясь энергии противника, полностью принимает ее, а затем обращает её в свою пользу.

Осознанность — это ваш внутренний мастер айкидо. Со временем, с таким подходом, вы будете обращать мысли в свою пользу, но они не могут быть изменены насильно.
Итак, как именно вы собираетесь взращивать эти семена осознанности, которая будет служить вашим «внутренним мастером айкидо». Первый шаг — понять разницу между логическим умом и мудрым разумом. Следующий шаг — начать настройку и оценку «волшебных моментов» — когда энергия осознанности выходит на сцену. По мере того, как эти моменты будут происходить все чаще, а энергия осознанности будет течь все непрерывней, вы сможете наслаждаться её преимуществами во всех сферах жизни.

Мыслящий ум и мудрый разум

Эти термины, как и большую часть идей для этой статьи я взял из книги “Meditation Now” автора Elizabeth Reninger.

Мыслящий ум это ум, который использует слова, образы и логику. Этот интеллект, который владеет информацией о вещах, понимая их интеллектуально. Мыслящий ум включает в себя практичные логические мысли, творческие мысли, а также мысли ума-обезьяны.

Мудрый разум — это источник интуиции, непосредственного, прямого и невербального знания. Он не ограничен правилами логики и не говорит ни на одном конкретном языке. Мудрый разум проявляется в моментах озарения, интуитивных инсайдов или в ощущении восхищения невыразимой красотой, моментах доброты и благодарности.
Это может быть похоже на чувство влюбленности, но не к чему-то конкретному. Сладко экспансивным, глубоко расслабляющим и постоянно ускользающим от описания.

Активировать мудрый разум очень просто — нужно просто обратить внимание на осознанное присутствие, связанное со словами «я есть».

Разница между мыслящим умом и мудрым разумом похожа на разницу между электричеством и лампочкой. Электричество это энергия, которая позволяет лампочке излучать свет. Лампочка это инструмент, через который электричество становится видимым. В то время как лампочки видны и находятся в определенных местах, электричество невидимо и не имеет определённой локации.

Хотя в вашем доме горит множество лампочек, есть только одна электрическая сеть, которое даёт им всем энергию. В этом примере электричество сродни мудрому разуму, а лампочки это мыслящий ум. Яркость лампы, то насколько мощно и полно она проводит электричество для освещения комнаты, может быть сравнима со степенью осознанности человека. Внимательность это функция мудрого разума человека.

Как я уже сказал, внимательность это функция мудрого разума, это яркость лампы вашего сознания.

Внимательность можно противопоставить отвлеченному вниманию. Отвлекаться означает быть вовлечённым в драмы ума-обезьяны. Это значит, что вы «сели на поезд» своих мыслей, образов и эмоций и он увёз ваш ум из момента «здесь и сейчас». Десять минут, час, два часа спустя, вы можете очнуться и только тогда осознать, что вы все это время были втянуты в фантазию, вымышленный мир. Не беспокойтесь о том, что у вас есть мысли. Внутренний диалог не является препятствием, если вы не цепляетесь за мысли.
Этот момент осознания, что вы были вовлечены в мысли — волшебный момент. Это волшебство, потому что в тот момент, когда вы понимаете, что мысли вас увлекли, вы осознаны. Так что этот момент нужно праздновать!

Сидячая медитация

Как следует из названия, сидячая медитация практикуется сидя. Определенная поза не так важна, как общий принцип пребывания какое-то время в неподвижном положении.

Когда вы сидите спокойно даже в течение 10 минут, разум освежается. Во время более длительных медитаций, физическое тело переходит в режим отдыха и восстановления и получает пользу как от хорошего ночного сна. Когда физическое тело неподвижно, вы можете заметить тонкие движения энергии и разума. Более чётко осознаются идеи.

В комнате с работающим кондиционером, наш слух заполняет его гул. Но когда мы его выключим, мы внезапно осознаем тиканье часов, которое было все это время затеряно в гуле кондиционера. Остановите часы, и теперь вы осознаете звук своего дыхания.

Сидячая медитация работает аналогично. Вы располагаете физическое тело таким образом, чтобы способствовать прекращению грубых уровней движения. Это позволяет замечать другие вещи: ритм дыхания, биение сердца, движение тонких энергий и мыслей. Затем вы начинаете замечать того, кто замечает. Кто это?

Неподвижное положение тела для медитации можно принять также стоя или лёжа. Если вам трудно сидеть из-за травмы, нет никаких проблем. Найдите позу, которая работает для вас. Хорошо чередовать практику неподвижной медитации с динамическими медитативными техниками: цигун, йога или ходьба. Со временем созерцательные методы в движении помогут более глубоко почувствовать сидячую медитацию.

В процессе исследования сидячей медитации, вы найдёт наиболее удобную для вас позицию. Если гибкости хватает, можно сидеть прямо на полу. Есть несколько наиболее подходящих позиций для сидячей медитации. Это лёгкая поза (сукхасана), поза героя (вирасана), совершенная поза (сиддхасана), полулотос (ардха падмасана), поза лотоса (падмасана).

Также хорошо сидеть с прямой спиной на табуретке или стуле, не прислоняясь к спинке, чтобы позвоночник вытягивался вверх. Кроме того, вы можете подложить подушки между спиной и спинкой стула. Главное — выбрать позу, в которой тело будет чувствовать себя расслабленно. Сидение — очень хороший способ для новичков, потому что вертикальная спина поддерживает умственную активность. Но можно практиковать медитацию в любом положении. Найдите то, что работает для вас. Начальная настройка на процесс медитации одинаковый, независимо от того, сидите ли вы на полу, на подушке или на стуле.

Пошаговая инструкция

  1. Отпустите напряжение. Сделайте несколько глубоких вдохов. Выдыхая, отпустите напряжение в лице, шее, челюсти или плечах. Вздох «ах» помогает расслабить мелкие мышцы лица. Пусть вся голова будет расслабленной и лёгкой, как гелиевый воздушный шарик.
  2. Прижмите кончик языка к верхнему небу. Положение языка должно быть таким, чтобы кончик легко касался верхнего неба прямо за верхними передними зубами.
  3. Сосредоточьте внимание внизу живота. Направьте внимание в нижнюю часть живота, на ширину двух пальцев ниже пупка. Это пространство известно как хара (японский) или даньтянь (китайский). Это поле тонкой энергии, которое поможет вам чувствовать себя твёрдо и стабильно в медитативной практике. Слегка осветите светом вашего сознания это пространство внутри тела. Винсенте нескольких циклов дыхания, представьте, что воздух направляется вниз живота при вдохе и выходит оттуда при выдохе.
  4. Укоренение. Почувствуйте, как пол, скамья для медитации или стул поддерживает вас. Ощутите эту поддержек полностью. Теперь представьте, что вы дерево и ваши корни уходят глубоко в землю. Почувствуйте седалищные кости или подошвы ног, если сидите на стуле и продолжайте это ощущение все дальше и дальше вниз. Представьте, что позвоночник это ствол дерева, тянущийся вверх, когда таз и подошвы ног тянутся вниз.

В этой медитации вы будете развивать осознанность. Это часть вас, которая может просто наблюдать за мыслями и образами, не втягиваясь в них. Подумайте о мыслях и образах, как о волнах на поверхности океана, а ту часть себя, наблюдающую за ними как самую глубокую часть океана. Даже в разгар бушующего шторма с огромными ревущими волнами на поверхности, глубина остаётся спокойной и тихой.

Вы также можете представить мысли и образы как персонажей фильма, а осознанность как экран кинотеатра, на котором они возникают и исчезают. Сюжет фильма может быть крайне эмоциональным, освещать интеллектуальные или политические вопросы. Персонажи фильма могут любить или ненавидеть друг друга. Но экран ненавидит или любит персонажей? Нет, экран остаётся абсолютно беспристрастным наблюдателем, в то же время, являясь истинной сущностью персонажей фильма.



Медитация осознанности — практическое руководство


Теперь установите таймер на 5 или 10 минут. Положите таймер рядом и следуйте инструкциям.

  1. Обратите внимание на содержимое ума. Поверните внимание внутрь, и отмечайте содержимое разума: внутреннюю болтовню, ментальный диалог или картинки на внутреннем экране.
  2. Обозначайте мысли, образы и тишину внутри. В этой практике вы будете использовать три ярлыка. Каждый раз, когда вы замечаете мысль, отмечайте про себя: «мысль». Когда замечаете внутренний образ, отмечайте «образ». Когда ни мыслей, ни образов нет, отмечайте этот момент «тишина». Делайте это непринужденно и дружелюбно. Так, как будто говорите: «привет, мысль» или «привет, образ».
  3. Не пытайтесь изменить мысль или образ. Просто наблюдайте и маркируйте их с доброжелательным безразличием. Они сами по себе будут возникать, существовать какое-то время и растворяться. Помните, если вы отвлеклись, просто обратите внимание, что это произошло и мягко вернитесь к практике.
  4. Обратите внимание на самосознание. Теперь осознайте ту часть, которая отмечает мысли, образы и пробелы. Попытайтесь понять кто или что это, кто на самом деле все отмечает. Это та часть вашего разума, которая всегда остаётся нетронутой содержанием мыслей и образов. Имеет ли эта часть ограничения? Можете ли вы найти ее край и выйти за пределы? Есть ли разница между осознанием, которое наблюдает за мыслями и осознанием, которое осознаёт осознание? Когда время медитации закончится, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и обратите внимание на любые чувства и ощущения, которые могли возникнуть.

Если вы хотите подробно разобраться в медитации, узнать много разных тонкостей и нюансов практики, записывайтесь на обучающий по медитации.

В книге нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений.

Описание

Медитация по системе Энди Паддикомба - это прежде всего инструмент повышения качества жизни. Она не только снижает уровень стресса, помогает избавиться от тревог, раздражительности, бессонницы, но и помогает осознать, что жизнь прекрасна. Кроме того, состояние осознанности, которому учит медитация, зачастую позволяет находить решения самых сложных жизненных задач и проблем. Здесь нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений. Они не требуют каких-либо специальных знаний или предварительной подготовки, пошаговые инструкции дают возможность освоить технику медитации самостоятельно. А главное - для того чтобы воспользоваться несомненными преимуществами этой методики, достаточно всего десяти минут в день.

В книге нет никакой мистики, в доступной и занимательной форме автор излагает простейшие и действенные приемы ежедневного комплекса упражнений. Они не требуют каких-либо специальных знаний или предварительной подготовки; пошаговые инструкции дают возможность освоить технику медитации самостоятельно. А главное — для того чтобы воспользоваться несомненными преимуществами этой методики, достаточно всего десяти минут в день.

Об авторе

Энди Паддикомб — дипломированный консультант по клинической медитации, в прошлом буддистский монах. Он учился медитации по всему миру, а в 2004 г. вернулся в Великобританию и основал компанию Headspace. Его цель была ясной и простой — избавить медитацию от флера таинственности и сделать ее приемлемой и доступной для обычных людей.

Медитация осознавания возвращает нас к пребыванию в настоящем, в потоке жизни, не привязываясь к событиям и вещам.

План действий

Медитация полного осознавания состоит из пяти шагов. Внимательно изучите описание медитации, затем рекомендации. После чего можете переходить к изучению техники медитации и её выполнению. Вы можете дополнить 5 шагов описанной техникой ходячей медитации.

Описание

Первая медитация — медитация полной осознанности, предложенная Буддой.

Медитация полной осознанности — теория.

Мир это волнующийся океан, в котором волны печали и радости, насилия и мира, любви и ненависти постоянно поднимается и опускается. Среди этих непрекращающихся изменений мы имеем выбор — либо стать жертвой волн и столкнуться с хаосом, либо стать свидетелем, наблюдателем этих волн. Становясь свидетелями мы можем чувствовать хаос на мгновение, но волны вскорости схлынут, не оставив никаких следов на нашем теле и мозге. У нас есть врожденная способность наблюдать за этими волнами мыслей и эмоций. Если мы решим кататься на волнах, словно на американских горках, то жизнь превратится в постоянную борьбу, и в итоге одна из таких волн накроет с головой, и поглотит своей пучине.

И мы можем выбрать второй вариант, став наблюдателем, так чтобы чувствовать и ощущать всё что бы ни происходило внутри и снаружи, но продолжать сохранять спокойствие и осознанность. Когда мы не находимся в состоянии войны, то сохраняем энергию нашего ума и тела. Спокойный и полный энергии ум способен фокусироваться на жизненных проблемах и решать их. Если ум находится в состоянии непрерывной борьбы, то его кидает вверх и вниз волнами жизни, и в таком уме нет энергии. Такой ум тащит за собой все прошлые неудачи. Обремененный прошлыми неудачами, он испытывают недостаток в свежей энергии для решения любых новых возникающих проблем. Ведь вся его энергия тратится на борьбу с тысячей старых проблем. Любовь и ненависть, злость и спокойствие, печаль и радость являются интегральными частями ума и его коренной природой. Мы можем закрыть глаза на этот факт и жить жизнью, полной хаоса и страдания, или же мы попытаемся выйти за пределы этого ограничения. С помощью наблюдения или осознавания мы способны превзойти природу. Когда мы смотрим на жизненные события и проблемы в режиме свидетельствования, не вынося по поводу них каких-либо суждений, тогда мы способны видеть в них самую суть.

Только осознав проблему во всей полноте, мы способны ее разрешить. Обычно мы осознаём только какую-то часть проблемы из-за нашего выборочного внимания и ментальных фильтров, которые связаны с нашей обусловленности и воспитанием. Неполное понимание проблемы дает только частичное разрешение, а частичное разрешение проблемы будет воспроизводить проблему снова и снова. Другим аспектом ума являются его привычки. Большинство реакций являются автоматическими паттернами, в которых совсем немного осознанности. Мы воспроизводим реакции, запрограммированные в нас семьей, культурой и обществом. Социальная и культурная обусловленность делит нас на всевозможные категории национальностей, рас, религий, политических партий, бедных и богатых. Мы действуем как роботы, реагируя на эти ярлыки, воображая что мы и есть эти самые ярлыки. Но если мы внимательно исследуем нашу собственную жизнь, то обнаружим, что наше поведение есть результат обусловливания со стороны внешних сил, агентств и институтов. Нам даже может показаться, что ум нам не принадлежит, а в него вселился кто-то чужой.
Но как только мы начинаем осознавать паттерны нашего ума, наблюдая за своими реакциями, наши шаблоны привычек начинают исчезать.

Быть свидетелем происходящего, пожалуй, единственное естественное действие обусловленного ума. Пламя свидетельствования расплавляет закристаллизовавшиеся и застывшие шаблоны ума. Ум становится текучим и в процессе медитации высвобождается много энергии по мере того как программирование идет на убыль или исчезает совсем, мы начинаем ощущать свежесть и находим новый центр мудрости внутри, который не принадлежит никакому институту или культуре.

Как мы можем достичь динамического состояния свидетеля?

Одним из способов сохранить состояние свидетеля является наблюдение за хаосом волн с расстояния, сидя на берегу и не погружаясь в бурлящий океан. Но этот способ не позволяет нам войти в жизнь целиком, тотально, наполниться этой жизнью. Этот путь будет нас отстранять от жизни. Это может подойти некоторым людям, но это путь отречения, и многим из нас не понравился бы такой путь. Поэтому здесь мы не рассматриваем его.

И существует другой путь, заключающееся в том чтобы погрузиться глубоко в океан, достигнув исходной точки, где рождаются кипучие волны и быть наблюдателем, свидетелем этих волн. Это и есть истинное созерцание и осознанность. Такое осознавание даёт инсайт о том, что жизнь никогда не меняется по своей сути, и в тоже время в ней нет постоянства ни в одном событии, ни в одной вещи физического бытия. Такое созерцание укрепляет нас в настоящем. Отсюда мы можем влиять на наше прошлое и будущее в полном спокойствии, полностью принимая его, но не вовлекаясь и не переживая по какому-либо реальному или надуманному поводу.

Подобно всем другим методам свидетельствование также включает в себя набор инструкций. Но по мере того как мы все больше погружаемся в медитацию, нам придется отставить оставить технику, чтобы осталось только медитации, в спонтанной и лишенной усилий форме.

В начале этого метода, часть нашего ума становится наблюдателем, и наблюдает за остальным умом, со всем его наполнением, состоящим из эмоций и мыслей. В определенный момент происходит прорыв и возникает замечательное состояние спокойно осознанности, спонтанное, которое наблюдает и свидетельствует всю полноту ума и его содержимого. Такое свидетельствование или созерцание является врожденным качеством ума. Такой спонтанное созерцание также является началом трансценденции, расширения сознания.

И это состояние чувственного дистанцирования позволяет полностью пребывать в потоке жизни без того, чтобы быть привязанным к событиям или совсем затеряться среди них. Ум становится подобен резиновому полотну батута, который испытывает удары человека или вещи, но отталкивает их обратно, а на его поверхности не остается никаких вмятин, изменений или шрамов. Такой ум свободен от ранения и ушибов. В таком уме злость, ненависть, насилие, ревность, страх и печаль могут прийти на мгновение, но вскорости естественным образом растворятся, не оставив и следа. Мозг быстро возвращается в состояние динамического баланса.

Как научиться

Медитация осознанности — техника

Первый шаг:

Мягко концентрируем внимание и ощущения, без размышлений и анализа, осознавая наши левые:
— пальцы ног;
— ступни и лодыжки;
— голени и колено;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, без размышлений и анализа, осознавая наши правые:
— пальцы ног;
— ступни и лодыжки;
— голени и колено;
— бедро и область тазобедренного сустава;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая:
— область паха;
— живот и его движения;
— грудь и дыхание;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои левые:
— пальцы рук;
— запястья и предплечья;
— локоть и плечо;
— плечи;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои правые:
— пальцы рук;
— запястья и предплечья;
— локоть и плечо;
— плечи;

Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая свои:
— шею со всех сторон;
— верх спины, середину спины и низ спины;
— подбородок, лицо, нос, щеки, глаза, уши, лоб, обе стороны головы, макушку и затылок.

Теперь мягко ощутите своё тело целиком как одно целое, как одну живую сущность.

Шаг второй: 5 минут
Мягко концентрируем внимание и ощущения, осознавая движения живота, как он двигается вверх и вниз на каждом вдохе и выдохе. Пока вы концентрируетесь на движениях живота, осознавать и уделяйте внимание любым мыслям и эмоциям. Позвольте этим мыслям и эмоциям уйти, и снова возвращаетесь движениям живота.

Шаг третий: 5 минут
Мягко концентрируйте внимание, осознавая дыхание, осознавая как воздух входит через ноздри в глотку, проходит через трахею в легкие, а на выдохе выходит из легких, снова проходить через трахею, глотку и выходит из ноздрей. Пока вы наблюдаете за дыханием, будьте внимательны к любым эмоции и мыслям, позвольте им уйти и снова возвращайтесь к вашему дыханию.

Шаг четвертый: 5 минут
С закрытыми глазами, мягко фокусируясь и созерцайте, осознавая эмоции и мысли в вашем уме, смотрите на них как на волны, поднимающиеся на поверхности океана, без суждения и оценки. Если ваш ум начинает погружаться в мысли и эмоции — мягко верните его к созерцанию мыслей и эмоций.

Созерцание в ходячей медитации
Двигаясь медленными шагами и сознательно, осознавайте движения ваших стоп и всех ощущений в стопах. Осознайте ощущения во всём теле, осознайте ощущения тела в вашем уме и осознайте ощущения тела в эмоциях. Позвольте им уйти и снова вернитесь к ощущению движения стоп и ощущений в стопах.

Сегодня поговорим о том, что такое медитация осознанности. Или же, другими словами, медитация свидетельствующего сознания, наблюдателя.

Что это вообще такое, страшное и непонятное?

Для начала в двух словах скажу, что индийские философские школы делятся на ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальные школы придерживаются философии «Вед». Я думаю о «Ведах» многие знают или по крайней мере что-то слышали.

Неортодоксальные школы не берут за основу «Веды» . К таким школам относится, например, буддизм , основу которого составляет Бхагават-Гита .

Эта статья расскажет о практике медитации ортодоксальной школы индийской философии, а именно - Веданты. В Веданте находят множество переплетений с буддизмом.

Итак, Веданта - это путь самопознания, целью которого является растождествление с мысленными привязанностями и концепциями, ограничивающими нашу осознанность.

Простыми словами: ум - не есть вы.

Мы привыкли думать, что ум и я есть одно и то же, одно целое и неделимое, однако это не является правдой. В таком понимании ума эта индийская философия схожа с буддизмом и также, в высокой степени, и с научными знаниями.

Наш мозг представляет собой достаточно сложную структуру с огромным множеством нейронных сетей и связей, с миллиардами клеток, взаимодействующими между собой и знающими, как нужно действовать, куда, в какую область мозга подавать сигнал.

Здесь встает вопрос, а кто же управляет этими процессами , кто дирижер этого симфонического оркестра? Наука также задается такими вопросами, но ответ на них не найден до сих пор. Нет такого места в нашем мозгу или еще где-то, откуда было бы зарегистрировано управление всеми процессами.

Вопрос остается открытым.

Школа буддизма и Веданта отвечают по-своему на эти вопросы, но их суть такова, что мы и ум не есть одно и то же . Можно сказать, что осознание этого решает многие жизненные проблемы, разрушает ограничения и привязанности. Ну сами подумайте, когда вы понимаете что ваши проблемы в общем-то и не ваши, ваши переживания также не ваши, так чего тогда вообще переживать.

Медитация осознанности позволяет нам развить состояние наблюдателя , свидетеля, помогает нам ослабить отождествление с индивидуальным сознанием.

Практикуя медитацию по философии Веданты, мы учимся беспристрастно и спокойно наблюдать, осознавать все мысли и события, не оценивать их как плохие или хорошие, приятные или неприятные, вызывающие страдание или радость. Вы просто спокойно наблюдаете за деятельностью ума, никак не реагируя на возникающие мысли.

То есть вы будете учиться воспринимать ум или то место, откуда приходят наши мысли и куда они уходят, как нечто, что не является вами , как объект, за которым можно просто наблюдать. Вы не пытаетесь что-то изменить или как-то оценить, вы становитесь просто сторонним свидетелем.

Практик медитации очень много и все они могут применяться по разному и в различных местах. При глубоком понимании сути медитации и высоком уровне овладения медитативными техниками, можно медитировать и во время прогулки, и во время разговора, еды и так далее.

Медитация осознанности - это развитие состояния постоянного осознания того, что вы не есть ваши мысли и ваш ум.

Ваше «Я», к которому вы привыкли, как бы исчезает и растворяется.

Вы спокойно воспринимаете постоянно льющийся поток мыслей, понимаете, что это просто мысли, они не хорошие и не плохие, они просто такие, какие есть. Нет оценок событиям, обстоятельствам, соответственно нет страха перед ними. Когда вы выходите из себя или боитесь, это результат вашего восприятия той или иной стороны окружающего мира, но это лишь ваша оценка. Отбросив это, вы отбрасываете и проблемы, которые вызываются вашим восприятием.

Ум всегда спокоен и беспристрастен. Он неизменен и ничто и никогда не может вывести его из этого состояния.

Поэтому, медитируя, вы не создаете какое-то новое состояние, а просто наблюдаете за тем, что уже есть , за уже существующим состоянием. И это наблюдение не имеет ни выводов, ни суждений, ни оценок.

Как научиться быть спокойным?

Если человек сможет почувствовать и осознать, что он не есть «его» ум, «его» мысли, «его» чувства, «его» эмоции, а он является постоянным наблюдателем, или свидетелем как бы самого себя, то сразу приходят спокойствие и ясность.

Начинаешь понимать, что ты не есть то, что ты думал до этого, что ты есть нечто большее, чем просто тело с его заботами. Что мы являемся чем-то, что связывает нас со всеми живыми существами на планете, со всей Вселенной.

У нас есть выбор: отождествиться с тем, что вечно, либо с тем, что возникает и исчезает бесследно.

Это сложно понять и не менее сложно это в последующем осознать посредством выполнения медитативных практик.

Если мы видим и ощущаем этот мир так или иначе, это не значит, что все так и обстоит на самом деле. В общем-то мы достаточно редко подвергаем сомнениям свое мировосприятие и просто живем так, как живут все. И первый шаг к познанию мира, это принять тот факт, что мы не знаем о нем ничего.

Мыслить рационально и логически это конечно хорошо, но этот мир намного сложнее, чем это может вложится в рамки наших рассуждений и умозаключений, которые есть суть наш накопленный опыт жизни. И не более того. Только наш опыт, только нашей жизни. Это слишком узко, чтобы положиться полностью на эти правила и принять их за основу мировоззрения.

Посмотрите фильм «Дом. История путешествия» и режиссера Яна Артюса-Бертрана, которые расширяют наш взгляд на мир, помогают понять, что то, что мы видим перед своими глазами есть лишь часть огромного мира. И строить принципы и убеждения только на своем, очень узком опыте не совсем правильно.

Это ограничивает нас.

Всегда оставайтесь открытыми к чему-то новому и будьте готовы изменить свое мировоззрение и взгляды на мир , потому что это нормально, это обычный процесс нашего развития. Но многие считают, что они уже познали все и могут разве что учить, но сами не способны учиться и слышать альтернативное мнение и в принципе не воспринимают информацию, которая не согласуется с их шаблонами и убеждениями.

Я прошу абстрагироваться от себя и того, что вы знаете и просто предположить, что вы ничего не знаете и что все возможно и все может быть. Отбросьте скептицизм и недоверие.

Мы очень много внимания уделяем своим мыслям , они занимают нашу голову и не дают нам спокойно жить. Практика медитации на развитие осознанности помогает нам успокоится и просто наблюдать за потоком мыслей, никак их не оценивая в принципе, не деля их на значимые и ненужные.

«Это просто невероятно, какое значение люди придают мыслям, которые они не могут вспомнить через две секунды»

Стефен Волински

Ум не делит, как мы, мысли на серьезные или глупые. Они все одинаковые. Абсолютно все. Если же вы отождествляете ум с собой, со своим телом, то это деление происходит автоматически.

Медитация осознанности позволяет поставить все мысли в один ряд, как про муху, так и про выплату кредита и сроках сдачи бизнес-проекта. Получить ответ на вопрос «Как научиться быть спокойным?» невозможно в виде одного слова либо предложения. Для этого важно практиковать медитацию и осознание шага за шагом будет проникать вашу сущность и жить станет легче, проблемы станут меньше и решать их будет проще.

Все не так уж важно, как вы себе представляете. Мы так быстро мчимся по жизни, что самой жизни то и не видим, не понимаем, что живем.

Главные цели нашей жизни кроются в познании нашей духовной, нематериальной природы. В духовном развитии.

И самое интересное, открывая свою душу, жизнь материальная также будет открываться для вас в другом ракурсе и под другим углом, и все в ней будет меняться в лучшую сторону.

И иногда сложно объяснить, как это происходит, иногда в это сложно поверить, так как это не укладывается в нашу рациональную форму миропонимания.

Но помните - возможно все!

Святые писания говорят, чтобы что-то получить, нужно сначала отказаться от этого. И если вы придаете очень большое значение идее денег, например, это возможно лишь отталкивает их от вас. Но научиться не хотеть их очень сложно, для этого большая внутренняя сила нужна, духовный фундамент, я бы сказал. Поэтому идея того, что ваши мысли - не ваши мысли и не стоит к ним привязываться имеет смысл.

«- Чтобы дойти до вкушенья всего, не хоти вкушать ничего ни в чём,
- Чтобы дойти до имения всякого, не хоти иметь ничего ни в чём.
- Чтобы дойти до того, чтобы всем быть, не хоти быть никем и нигде.
- Чтобы дойти до познанья всего, не хоти узнавать ничего ни в чем.
- Чтобы дойти до того, к чему не имеешь пристрастия, должен идти через то, к чему не имеешь пристрастия.
- Чтобы дойти до того, чего не узнаешь, должен идти чрез то, чего не познаешь.
- Чтобы дойти до того, чего не имеешь, должен идти чрез то, чего не имеешь.
- Чтобы дойти до того, что ты не есть, должен идти через то, что ты не есть.»

Если думать о себе: «Я хороший», «я плохой», «я неуверенный в себе», «я некрасивый», то именно таким вы себя и представляете и исходя из этих убеждений вы идете по жизни. И если вы думаете. что вы некрасивый, то вы не оставляете себе шансов на то,чтобы увидеть, что вы кому-то понравились. Если вы считаете себя неуверенным в себе, то это ограничивает вас в принятии многих важных решений.

Смысл практики медитации свидетельствующего сознания.

Из того, кого вы принимаете за себя вы перемещаетесь в того, кто наблюдает за ним.

Отождествления и привязанности мешают нам жить полной жизнью, быть всем одновременно, а не видеть только то, что под ногами в том направлении, которое мы сами себе задали своими привязанностями и паттернами. Они мешают нам направить усилия и внимание на свою духовную природу, научиться жить душой.

Человек может пребывать в состоянии внутреннего покоя и счастья, которое возможно только тогда, когда он отделен от убеждений и оценок.

Свидетельствующее сознание - отсутствие идеи «Я существую» . Принимая эту идею, вы автоматически принимаете и все остальные идеи, связанные с вашим существованием. О том, кто вы такой, в чем вы нуждаетесь и так далее.

Если вы отбрасываете принцип «Я существую» , то вы отделяетесь от всего остального. И жизненные проблемы, переживания уже не видятся вам такими важными, непреодолимыми и не занимают весь ваш ум.

Достичь совершенства в этой практике под силу немногим и для этого нужно проникнуться этим и отдать всю свою жизнь. Но для обычного человека, который хочет научиться справляться со стрессам и постоянно обуревающими мыслями, эти медитативные практики очень помогут жить. А насколько глубоко уходить в это, дело каждого.

«Все, что вы знаете о себе, держит вас в разлуке с собой. Следует отбросить это знание, поскольку оно не есть вы».

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже.

Мы все знаем, что значит жить механически, двигаясь по накатанной колее, на автопилоте, бессознательно выполнять массу действий и функций, не придавая им значения, не задумываясь, а просто потому, что «так надо». Подавляющее большинство современных людей находятся в состоянии и. На первый взгляд – обычная жизнь, но состояние это опасно тем, что внимание людей сужается до функционального «да-нет», «можно-нельзя», «хорошо-плохо». И поэтому чаще всего нами управляют другие.

Мощная Медитация и осознанность и изменения своего состояния

Едва ли кто-то из современных здравомыслящих людей намеренно отдаст свою жизнь в управление другим. Я бы сказал, что, скорее, так получается. Как-то само собой, и вот, вы уже не свободная личность, а потребитель, вы на крючке разнообразных индустрий. Вы спите, и в своем духовном сне потребляете, потребляете, потребляете. Кажется, вы не делали ничего плохого. Вы просто жили неосознанно. Самостоятельная онлайн медитация осознанности исправит такое положение вещей.

Название книги о вопросах медитации осознанности авторства Энди Паддикомба — Медитация и осознанность. 10 минут в день, которые приведут ваши мысли в порядок, говорит само за себя. Это полезное издание вы можете читать онлайн, скачать бесплатно и без регистрации и, конечно, купить книгу в интернет магазинах в классическом бумажном формате.

Осознанная медитация для развития себя

Работа Энди Паддикомба Медитация и осознанность , нет ничего сверхъестественного, никакого мистицизма, никакой магии. На страницах книги в доступной и увлекательной форме автор предлагает несложные и эффективные приемы комплекса упражнений, рекомендованных к ежедневной практике. Для практики медитации осознания не требуется специальных знаний либо серьезной подготовительной работы. Вся подготовка заключается в пошаговых инструкциях, которые помогают освоить технику медитации самостоятельно. А главное, чтобы воспользоваться явными преимуществами этой методики, достаточно десяти минут в день.

Что такое осознанность? Это – во всех смыслах уникальное состояние сознания, противоположное нравственному и духовному сну. Медитация осознания учит человека направлять внимание на себя. Когда человек осознает себя и способен управлять собой, брать ответственность за свою жизнью, он не прозябает в духовном оскудении и нищете, он работает над собой и находит способы себя реализовать и в личностном, и в профессиональном плане.

Что представляет собой медитация осознанности

Медитация по системе Э. Паддикомба - это, прежде всего, простой и действенный инструмент повышения качества жизни, который дает быстрый и несомненный результат. Самостоятельная медитация осознанности снижает уровень стресса, помогает избавиться от тревог, раздражительности, бессонницы, а главное, помогает человеку осознать, что окружающий мир прекрасен, а сама жизнь – драгоценный дар Творца.

Состояние осознанности, которому учит медитация по методу Паддикомба, помогает концентрироваться, контролировать поток собственного сознания, и сложных жизненных задач. Практика медитации осознанности не зависит от религиозных убеждений, не требует соблюдения правил классической медитации, как это принято в восточных практиках. Здесь все просто и понятно.