Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Мариино стояние. Венец подвижничества. Житие прп. Марии Египетской. Стояние Марии Египетской. Причастие марии египетской

Новости I Пуховичского благочиния 30.03.2017

29 марта 2017 года в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Марьина Горка совершена утреня четверга пятой седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской.

Богослужение состоялось при соборном служении духовенства I и II Пуховичских благочиний, возглавил богослужение настоятель собора протоиерей Александр Целков.

По уставу во время богослужения было прочитано житие святой Марии Египетской и весь Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, который по частям читался за Великим повечерием в первые четыре дня первой седмицы Великого поста.

Это богослужение посвящено подвигу преподобной Марии Египетской — удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.

Во время чтения покаянного канона перед нами вновь проносится вся греховная история падшего человечества. И Святая Церковь вновь и вновь напоминает своим чадам о необходимости покаяния, на действенные плоды которого указывает пример святой преподобной Марии. Великая египетская подвижница из глубочайшей бездны духовного и нравственного падения через искреннее, слезное покаяние, великий труд и подвиги, направленные на умерщвление греха, сподобилась подняться на столь высокую ступень совершенства, что ей, никогда не изучавшей грамоты, открылось знание всего Священного Писания, она перестала испытывать на себе действие законов физического мира и еще при земной жизни сподобилась лицезреть сияние Невечернего Света Божественной благодати.

Память святой Марии чтится 1 апреля (14 апреля по новому стилю), в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста.

Фоторепортаж: Бондарь Евгений

______________________________________________________________________________________________________________

Стояние Марии Египетской

Как преодолеть "грешной жизни пустоту"? Мариино стояние

На пятой неделе Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается утреня четверга, которую принято называть Стояние Марии Египетской, или Мариино стояние. Это продолжительная служба, которая бывает только раз в году. Во время нее полностью вычитывается весь Великий канон Андрея Критского (в первую неделю Великого поста канон читался небольшими частями с понедельника по четверг), который соединяется с каноном Марии Египетской. Также в храме в этот день мы слышим житие святой Марии Египетской. Этот текст, по мысли святых отцов VI Вселенского собора (692 год), — а именно тогда была составлена служба из Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития Марии Египетской , — способен дать надежду и тем, кто думает, что находится в отчаянном положении, и тем, кто не верит, что способен достойно завершить пост и встретить Воскресение Христово. Мариино стояние — это служба, которая утешает страждущих и вместе с тем побуждает верующих продолжать подвиг поста и покаяния.

Марьино стояние — текст службы

Полный текст службы Мариино стояние .

Житие Марии Египетской

Мария родилась в небольшой египетской деревушке. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она покинула родительский дом. Одержимая плотской страстью, она отправилась в Александрию и стала блудницей. Мария предавалась разврату безудержно и ненасытно, как за мзду, так и добровольно. Более 17 лет она не знала предела в своем распутстве. Однажды, увидев множество ливийских паломников, которые отправлялись в Иерусалим, чтобы поклониться Кресту Господню, Мария решила примкнуть к ним.

Никаких благочестивых намерений женщина не испытывала, напротив, рассчитывала, что в клиентах не будет недостатка, да и в Иерусалиме всегда найдется с кем «весело» провести время. Своим телом она расплачивалась за еду, за постой, за провоз на корабле. Но когда в день праздника Воздвижения Креста Господня Марии вдруг захотелось вместе с толпой паломников войти в храм Воскресения Христова, она не смогла этого сделать. Не только толпа верующих оттесняла ее от входа, но и какая-то непонятная сила не пускала, не позволяла переступить порог храма. Она попробовала войти один, второй, третий раз, но когда и в четвертый раз ей что-то помешало оказаться в храме, женщина отступила. Обессилевшая, она растеряно стояла у входа и задавалась вопросом: «Почему так? Я хочу быть там, внутри». Ответ напрашивался сам собой. Осознав, кто она есть, чем живет, к чему стремится, поняв, что собственный грех не позволяет ей прикоснуться к Животворящему Кресту Господню , Мария неожиданно расплакалась. Стоя в притворе храма, рыдая о своих грехах, она увидела перед собой икону Богоматери. Мария обратилась к Богородице, умоляя заступиться перед Христом, который никогда не гнушался грешников. В своей мольбе Мария обещала «не осквернять себя более плотской скверной и отречься от мира». И вот она чувствует, что молитва услышана. Преображенная Мария у Креста Господня. Лицо залито слезами. Слезы нескончаемым потоком текут по уставшими глазам, а в голове вопрос: «Как жить дальше? Как вымолить прощение?» Также неожиданно она услышала голос: «Иди за Иордан, там обретаешь блаженный покой».

Преподобная Мария Египетская с житием. XIX в.

За Иорданом, в пустыне, совершенно одна, сорок семь лет испытывая страшные искушения, Мария молила о прощении. Сорок семь лет под палящим солнцем святая плакала о своих грехах, практически не вспоминая о воде и пище.

Поэтому, когда монах Зосима - очевидец жизни Марии Египетской, желая увидеть «святого мужа, превзошедшего его в трезвении и делании», пришел в заиорданскую пустыню, то в черной тени он не узнал ни женщины, ни даже человека.

Когда же «тень» стала стремительно от него удаляться, он бросился ее преследовать. Лишь после того, как немощный старец стал умолять пустынника не убегать, почерневший от солнца человек сам обратился к старцу за помощью. Мария, не подозревающая о достигнутой ею святости, обратилась к иноку по имени, назвала его пресвитером и попросила у Зосимы плащ, чтобы прикрыть наготу и подойти под благословение.

Долго они стояли на коленях друг перед другом и повторяли: «Благослови». А потом Зосима попросил у Марии помолиться за весь мир и за него. Обратившись на восток, подняв руки к небу, Мария шептала молитву. Ее тело почти на полметра приподнялось от земли и парило.

Еще больше был потрясен инок Зосима, когда Мария рассказывала ему о своей жизни. Необразованная женщина, никогда не державшая в руках книги, в одиночестве проведшая в пустыне полвека, с легкостью цитировала Священное Писание и псалмы. А главное, горько оплакивала свой грех.

Спустя год, в четверг страстной Седмицы, когда церковь вспоминает Тайную Вечерю , святая пришла к Иордану. На глазах у старца перекрестила воду и перешла реку, как по суху, чтобы причаститься. Старец Зосима печалился лишь о том, что не знает имени подвижницы.

Прошел год. Зосима вновь в пустыне. Он стоит у высохшего ручья, где впервые встретил отшельницу. Перед ним ее тело со сложенными крестообразно на груди руками. И в головах на песке послание: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии». Вот Зосима и узнал имя святой. Он похоронил подвижницу, лев, пришедший из пустыни, помог выкопать могилу. Это произошло в 522 году.

«Золотая легенда», или Как Мария Магдалина превратилась в Марию Египетскую

Хосе де Рибера. Мария Египетская. 1651

В церковном искусстве, благодаря существовавшей с VII века службе, Мария Египетская наравне с Андреем Критским стала почитаться как «наставница в покаянии» и изображаться на иконах вместе с ним.

В художественной литературе и в фольклоре, в живописи, скульптуре образ святой также нашел свое отражение. Большую роль в этом сыграла «Золотая легенда» (1255 год) Иакова Ворагинского, уступавшая по популярности в средневековой Европе только Библии. Одно из двухсот содержащихся в книге житий посвящено Марии Магдалине. И хотя мироносица Мария Магдалина — это святая, жившая пятью веками ранее Марии Египетской, автор (не знавший ни греческого, ни иврита) заимствует для своего рассказа некоторые мотивы жития Марии Египетской. Он адаптирует их, приписывает Марии Магдалине некоторые из черт Марии Египетской. В «Золотой легенде» Мария Магдалина изображена как раскаявшаяся блудница, которая, придя ко Христу и осознав свою греховность, подвизалась в посте и молитве в пустыне. Тридцать лет ангелы ежедневно приносили к пещере, где она жила, просфоры.

Джотто. Мария Магдалина получает одежду из рук старца Зосимы. 1307-1308

«Золотая легенда» вдохновляла скульпторов и живописцев эпохи Возрождения. Поэтому-то Мария Магдалина и у скульптора Донателло, и в картине Тициана, внешне напоминает Марию Египетскую. В Евангелии ничего не сказано о том, что Мария Магдалина была блудницей или жила в пустыне, но популярность «Золотой легенды» превратила персонажа Нового Завета в средневековую подвижницу.

Донателло. Мария Магдалина. 1454

Образ Марии Египетской нашел отражение и в литературе Нового времени. Мотивы ее жития встречаем и у Брехта, и у Гете, и у Достоевского, и у Замятина.

14 апреля по новому стилю, а также в воскресенье пятой недели Великого поста Русская Православная Церковь чтит память преподобной Марии Египетской. В 1912 году поэт Серебряного века, писатель и композитор Михаил Кузмин в поэтических строках пересказал житие святой Марии Египетской и подарил его на день ангела 1 апреля своей знакомой, Марии Замятиной.

«Ведь Марию Египтянку
Грешной жизни пустота
Прикоснуться не пустила
Животворного креста.
А когда пошла в пустыню,
Блуд забыв, душой проста,
Песни вольные звучали
Славой новою Христа.

Отыскал ее Зосима,
Разделив свою милоть,
Чтоб покрыла пред кончиной
Уготованную плоть.
Не грехи, а Спаса сила,
Тайной жизни чистота
Пусть соделает Вам легкой
Ношу вольного креста.

А забота жизни тесной,
Незаметна и проста,
Вам зачтется, как молитва,
У воскресного Христа,
И отыщет не Зосима,
Разделив свою милоть:
Сам Христос, придя, прикроет
Уготованную плоть».

13 апреля 2016 года, в среду седмицы 5-ой Великого поста, иерей Александр совершил вечернее богослужение в храме свт Николая Чудотворца с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского, «Мариино стояние».

Тропари преподобной Марии Египетской из Великого канона Всем усердием и любовию притекла еси Христу, первый греха путь отвращши, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди.«Отвратившись от прежней греховной жизни, ты со всем усердием и любовью прибегла ко Христу, пребывая в безлюдной пустыне и в чистоте исполняя Его Божественные заповеди».Да страстей пламень угасиши, слез капли источала еси присно, Марие, душею распаляема, ихже благодать подаждь и мне, твоему рабу.«Чтобы угасить огонь страстей, ты, Мария, горя сердцем, постоянно проливала потоки слез, благодать которых даруй и мне, твоему рабу».

Преподобная Мария была египетской подвижницей. Вот как сама она открыла свою жизнь святому Зосиме, который незадолго до ее смерти встретил ее в пустыне. «В 12 лет я ушла из дома родителей в Александрию, где начала вести порочную жизнь. Однажды с народною толпою отправилась я в Иерусалим на праздник Воздвижения креста Господня. Во время плавания я соблазнила многих путешественников. Прибыв в Иерусалим, я хотела идти с народом в церковь, но какая-то невидимая сила удерживала меня. Я стала размышлять, почему я не могу войти в церковь, когда входят другие. Тогда свет Божий озарил мое сердце, и я поняла, что грехи мои не пускают меня в храм Божий. Долго я плакала и вдруг, подняв глаза к верху, увидела на стене образ Пресвятой Богородицы. Я стала умолять Пресвятую Богоро
дицу простить меня и допустить в церковь, чтобы поклониться Кресту Христову. И что же? После молитвы я свободно вошла в церковь, поклонилась Святому Кресту и, воротившись к иконе, стала просить Богородицу наставить меня на путь спасения. Тогда я услышала голос: «Ступай за Иордан, и там найдешь покой для души твоей!» Я послушалась голоса и через три дня дошла до монастыря святого Иоанна Предтечи, близ реки Иордана. Выкупавшись в святой реке, я вошла в церковь, приобщилась Святых Тайн и потом, перейдя реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь я прожила 40 лет, питалась кореньями, терпела страшный голод. Иногда я мучилась, воспоминая о сладкой пищи, которую всегда имела в Египте. Иногда не было и простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые я пила прежде без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое истлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя». Рассказав свою жизнь, святая Мария просила Зосиму, что бы он в будущем году, в Великий четверг, принес из монастыря Святые Дары и причастил ее в тот самый день, в который Господь причащал Своих учеников. Святой Зосима, придя в пустыню, долго молился и ждал святую подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке и, перекрестив ее, пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник и в руках у тебя Святые Дары?» Причастившись, святая подвижница просила еще раз придти к ней в пустыню; Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Возле ее на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Это было 1 апреля 524 года, в самый день ее причащения. Память святой Марии, кроме 1 апреля (14 апреля по новому стилю), чтится в воскресенье и четверг 5-й недели Великого Поста. Чтится в это время для того, чтобы показать в ней кающимся грешникам высокий пример покаяния. Мощи святой Марии частями находятся в разных городах Европы.

Вечерняя служба в среду пятой недели Великого Поста традиционно называется Марьиным стоянием. В этот день мы целиком читаем покаянный канон преподобного Андрея Критского и вспоминаем преподобную Марию Египетскую. Её удивительная жизнь является для нас образцом величайшего покаяния.
Изображения Марии Египетской обычно встречаются в храмах, связанных с монастырской тематикой. Святая подвижница традиционно изображается лишь в плаще, наброшенном на одно плечо. Иссушённые руки и ноги, короткие белые волосы, доходящие лишь до шеи (в редких случаях – до плеч). Тонкий, одухотворённый лик полон горения духа. Образы преподобной наглядно показывают нам, что сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12:9-10).
1.Мария Египетская. XI век. Фреска. Монастырь Вардзия, Грузия.
Чаще всего на фресках мы видим причащение преподобной. На иконах же святая обычно изображается либо в молении ко Христу, либо фронтально. Вокруг средника могут быть расположены клейма, иллюстрирующие житие преподобной.
К такому типу относится икона начала XIX века, принадлежащая кисти старообрядческого художника Ивана Васильевича Богатырёва. По традиции, житийное повествование начинается с левого верхнего клейма – и далее развёртывается слева направо, по ярусам.
Как известно, в ранней юности Мария покинула родительский дом, и семнадцать лет провела в служении греху.

2.Преподобная Мария Египетская с житием. Богатырев Иван Васильевич. Невьянск. 1804.
Когда пришло время празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, она вместе с другими паломниками отправилась в Иерусалим, но не для того, чтобы поклониться святыне, а для того, чтобы ещё большее количество людей ввести в грех. По прибытии, она вместе с толпой попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то неведомая сила снова и снова отбрасывала её, не давая войти. Осознав, что за свои грехи она не может приблизиться к святыне, она стала горячо молиться перед иконой Божьей Матери, и, почувствовав, что молитва услышана, попыталась вновь войти, и сподобилась поклониться Кресту Господню.
Затем она вышла в притвор, и снова помолившись перед иконой, услышала призыв идти за Иордан. Полная решимости, Мария совершила необходимые приготовления, причастилась Святых Христовых Таин, и ушла в пустыню, чтобы начать там новую жизнь.
Там она провела семнадцать лет в непрерывных искушениях. Бывало, что в борьбе со страстными помыслами преподобная припадала к земле, горячо молясь, и не вставала, покуда не отходили от неё бесовские наваждения. В эти моменты, по её словам, она «видела отовсюду мне сиявший Свет, и тогда вместо бури меня обступала великая тишина».
Когда же семнадцать лет распутства были покрыты семнадцатью годами подвижничества, «сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и мое смиренное тело». Около тридцати лет провела преподобная в уединённом общении с Богом, пока её не увидел старец Зосима, по обычаю Иорданского монастыря проводящий Великий Пост в пустыне.
Вначале ему показалось, что это – наваждение; но, поняв, что перед ним живой человек, он захотел поговорить с ним. Мария же не дала ему приблизиться, и попросила Зосиму дать ей плащ, взамен её истлевшей от старости ветхой одежды. Удивлённый тем, что преподобная знает его имя, он исполнил сказанное, и, понимая, что перед ним великая угодница Божия, попросил Марию помолиться за него. На одном из клейм художник запечатлел произошедшее тогда чудо: во время моления тело святой оторвалось от земли на локоть.
По просьбе старца преподобная поведала ему свое житие, и попросила его на будущий год прийти в Великий Четверг в пустыню, и причастить её.
Через год, придя, как и просила преподобная, к берегу Иордана, Зосима был поражён новым чудом: не имея лодки, святая перешла к нему прямо по воде. С трепетом приняв причастие, Мария снова прошла по воде, оставив старцу наказ - прийти на следующий год к месту первой их встречи. Эта сцена уже изображается в среднике иконы, вместе с погребением святой подвижницы.
Когда же, по прошествии нужного времени, Зосима пришёл на то самое место, он увидел преподобную лежащей головой на восток. Рядом с ней была начертана надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».
Получается, что святая почила в тот же день, когда сподобилась причаститься Святых Таин, и чудесным образом оказалась в том месте, до которого Зосима шёл двадцать дней! Мало того, тело её в течение всего года оставалось нетленным. Старцу оставалось лишь дивиться происходящему и мысленно славить Бога. Но перед ним встала новая задача: выкопать могилу в сухой почве пустыни ему было не под силу. И здесь случилось новое чудо: по просьбе преподобного лев, стороживший тело Марии, вырыл когтями яму, достаточную для погребения святой.
Сотворив должное, Зосима вернулся в монастырь, рассказав инокам о чудном житии преподобной Марии.
Преподобная Мария Египетская – образ истинного покаяния. Будучи на самом дне, она смогла достигнуть величайших вершин святости. Блудница стала подвижницей; сосуд греха – хранилищем душевной чистоты.
Своей жизнью она показывает нам, что даже, казалось бы, совершенно порабощённый грехом человек может встать, победить грех: но этот путь, путь исправления, неимоверно тяжёл и полон мучительных искушений. И только лишь с крепкой верой в Божью помощь возможно претерпеть все страдания и сподобиться – света.

Тропарь, глас8:
О тебе мати известно спасеся, еже по образу. Приемши бо Крест, последовала еси Христу. И творящи учаше, еже презирати убо плоть, преходит бо, пещижеся о души, вещи безсмертней. Темже и со ангелы радуется, преподобная, дух твой.

Кондак, глас4:
Греховныя мглы отбегши, и покаяния светом озаривши свое сердце славная, приступила еси ко Христу. Сего Пренепорочную и святую Матерь, ходатаицу милостивну приведши. Отнудуже и согрешением обрете отложение, и со ангелы присно радуешися.

народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста (чаще всего в среду вечером), на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.

Протоиерей Димитрий Дудко

В последний раз в этом мы читали , на нашу душу ложились святые слова покаяния: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Слышали и припевы: “Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!”

Вот то, чем мы можем спастись. Какие бы дела добрые мы ни совершали, хвалясь ими, мы превращаемся в фарисеев, смотрящих только на внешность, а внутри - как гробы, полные всякой мерзости. Ибо делами закона мы не оправдаемся, никто не в состоянии совершить таких дел, которые покрыли бы наши злые дела. Покаяние - вот то, что стоит выше всего. Через покаяние многие достигли спасения.

Нашему вниманию Церковь предлагает . Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей. Покаяние требует от нас таких трудов, каких не требуют наши добрые дела.

Это только некоторым кажется, что легко каяться. Покаяние - неимоверно тяжкий труд. Покаяние не заключается в том, чтобы мы сказали: “Каюсь!” – даже призывая помощь Божию. Напрасно обольщаются те, кто думает, что, сказав на исповеди свой грех, мы не должны уже ничего больше делать. Назвать грех - это только положить доброе начало, а впереди предстоит огромный труд… Если не будет этого труда, наши слова могут так и остаться только словами.

Но сказать с решительностью это первое слово – много значит. На пути много будет всяких обольщений, но нам нужно помнить первое слово.

Занималась такими блудными делами, о которых ей трудно было впоследствии рассказывать подвижнику Зосиме. Она думала, грех - это удовольствие, и он ей откроет везде дверь. Но вот она столкнулась с первым препятствием, когда хотела пройти в храм на празднование – волна людская всегда оттесняла её, и она увидела в этом указующую руку Божию. Взмолилась Пресвятой Богородице, и та помогла ей пройти в храм на поклонение Животворящему Кресту Господню. Поклонившись, она твердо решила порвать с грехом, не раздумывая, отправилась в пустыню. 17 лет она провела в блудодеянии, 47 лет провела в покаянии. Каких искушений она ни испытала, но всё преодолела с помощью Божией.

Помощь Божия - это не то, что Бог за нас будет делать, как утверждает народная молва. Бог помогает тем, кто сам делает. Когда Марию Египетскую одолевали искушения, она падала на землю и молилась. А что в таком случае мы делаем?

Вспомним о своей молитве. Мы не только молимся небрежно, но ещё и молимся не всегда, а у нас искушений не меньше, чем было у Марии Египетской. Пустыня нашей жизни такие таит в себе соблазны, которых, может быть, не видели и древние подвижники. А преодолевать надо.

Подвижники, прошедшие до нас путь покаяния и получившие опыт, помогут нам. И вот первая, кто нам поможет, - преподобная Мария Египетская. Когда она молилась, преподобный Зосима видел, как она приподнимается над землёй. Силу её молитве дало её покаяние, покаяние - крылья для того, чтоб парить над землёй. Только через покаяние мы можем избавиться от грехов. А грехов у нас бездна.

Почему мы не ужасаемся этой бездне? Потому что не видим ее. Если б увидели эту бездну, с какой силой мы бы закричали: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя!”

Мы часто медлим с покаянием. Вот ещё немного погрешим, а потом и раскаемся. Такой расчет - это обман. “Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается!” – поется в Великом каноне. Жизнь наша стремительно сокращается, и конец очень близок. Покаяние нельзя откладывать, ибо можем не успеть.

Как Мария Египетская решилась, и сразу переплыла за реку Иордан, так и нам с грехом нужно рвать сразу. Вот что ты медлишь: “Ещё один глоток!” – а вдруг этот глоток будет смертельным?

Покаяние приводит нас к воскресению. Пятая седмица Великого поста, ещё немного - и будет , . Пасха - это не земной праздник, Пасха - праздник небесный, и по-небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться.

Вот спросим себя сейчас, с каким грехом мы порвали в этом году?

Без освобождения от грехов не увидеть Пасхи, хотя бы по-земному мы её и достигли.

Пасха - освобождение от грехов, примирение наше с Богом и друг с другом.

Будем же торопиться восполнить свой пробел.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Преподобная мати Мария, моли Бога о нас! Аминь.

Публикуется по изданию: Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. Проповеди. М., 2010 г.

«Мариино стояние » - богослужение в честь святой преподобной Марии Египетской. Это богослужение посвящено подвигу удивительной святой, которая после греховной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.

В память о великой святой Марии Египетской, Церковью установлена служба утрени ч , совершаемая обычно в среду вечером . На этой утрене полностью прочитываются и Именно поэтому это богослужение получило в народе название «Мариино или Марьино стояние».

Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три земных поклона. Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.

Данная служба является очень продолжительной и особенно величественно проходит у старообрядцев, которые во время семичасового непрерывного богослужения совершают около 1000 земных поклонов, поскольку старообрядцами на практике выполняются уставные указания о земных поклонах во время богослужения.

Житие преподобной Марии Египетской является примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека. Некогда великая блудница через покаяние стала великой праведницей.

Чтение канона св. Андрея и жития Марии Египетской на пятой седмице Святой Четыредесятницы установлено отцами VI Вселенского Собора. Именно тогда, в 692 году, составленное патриархом Иерусалимским Софронием житие и канон были представлены христианам. Смысл установленного святыми отцами богослужения в том, чтобы в период Великого поста, когда до Пасхи остается две с половиной недели, еще и еще раз вспомнить о своих грехах и необходимости покаяния.

«Мариино стояние»- это стояние в покаянии, стояние в вере, стояние в борьбе с грехом.

ВЕЛИКИЙ КАНОН АНДРЕЯ КРИТСКОГО, ЧИТАЕМЫЙ В ЧЕТВЕРГ ПЯТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ПРИЧАСТИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ

Большинство икон святой Марии Египетской изображают ее молящейся. Она измождена, чрезвычайно суха телом, невозможно угадать в ней прежнюю красавицу. Руки ее воздеты, она устремлена ко Христу. Христос слышит ее молитвы. Его благословляющая десница видна в верхнем углу, куда устремлен взгляд святой. Но есть и иные иконы, где Марию причащает Зосима. Надвратную роспись с таким сюжетом я видел в афонском монастыре Дохиар.

Это очень важный сюжет жития. Возможно, он - самый важный. Мир узнал о прежней грешнице, взошедшей на высокую гору святости, благодаря монаху Зосиме. А тот был приведен в пустыню к Марии с двоякой целью. С одной стороны, нужно было уврачевать его душу, в которой уже зародился гордый помысел: я, дескать, превзошел прочих подвижников, и подобных мне нет. А с другой стороны, он, как священник, мог взять с собой Святые Тайны и причастить Марию. Что он со временем и сделал.

Мария, когда Зосима впервые увидел ее, была уже в благодатном состоянии. Принося Богу тихую молитву о живущих в миру, она поднялась на глазах Зосимы на локоть от земли. Она знала его имя прежде, нежели он назвался ей. Она цитировала Святое Писание, хотя не была научена грамоте. Иорданская вода была твердой под ее стопами, и преподобная шла по воде после совершения над ней крестного знамения. И все же ей, уже питающейся Богом, было необходимо принять Причастие.

Она уже была мертва для греха и жива для правды. Макарий Великий говорит, что душа в отношении греха должна быть заклана по подобию ветхозаветных жертв. Там ягненок был выкупан, и рассечен священником на части, и посолен солью. И лишь затем - принесен во всесожжение. «Так и наша душа, - говорит Макарий, - приступая к истинному Архиерею - Христу, должна быть от Него закланною и умереть для своего мудрования и для худой жизни, какою жила, то есть, для греха; и как жизнь оставляет жертву, должно оставить ее лукавство страстей» Все это на Марии исполнилось. Но и при этом нуждалась она в Небесном Хлебе. Такова непреходящая нужда живущего на земле человека в Причастии.

Если и ходящий по водам, и знающий наизусть Писание, и воскрешающий мертвых человек скажет, что не нужно ему Причастие, то нет в нем истины. А что же скажет духовный калека, который покрыт грехами, как коростой? Что он скажет, если Бог гремел над его духовным слухом всю жизнь, говоря «Примите, ядите Тело Мое!», «Пейте все Кровь Мою», а он не услышал повеление, пренебрег подарком, отверг призвание?

Мария, несомненно, причащалась бы часто, если бы жила вблизи селений и церквей. Но нельзя было ей жить вблизи людей. Ее многолетний греховный навык требовал максимального удаления от всяких соблазнов. Не просто явный соблазн, но даже шум человеческих жилищ, взгляд на любое лицо человеческое родил бы в ней такой внутренний пожар, что она вернулась бы к прежней жизни с ее немыслимым развратом. Мария должна была бежать от людей, бежать далеко, не оборачиваясь. По сути, она бежала от себя. Ради Господа Христа и ради своей бессмертной души она бежала ото всего, что могло пробудить в ней дикого зверя похоти. Только поэтому она не причащалась часто. Но и уйти из этого мира к престолу Спасителя она без Святых Тайн не хотела. До этого она причащалась еще только раз, в начале ухода из мира.

Удивительные отношения сложились у Марии с Христом и Его пречистыми Тайнами. Свое первое Причастие она получила в Иерусалимском храме Воскресения, получила наперед, как залог, поскольку были у нее в то время одни грехи и ничего доброго. Не было поста, не было молитвы, не было ни одной благочестивой мысли. Но когда Бог снял с ее глаз пелену, и она увидела свою жизнь, похожую на зловонный труп, поедаемый червями, источник слез закипел у нее в груди. С тех пор обильные слезы текли из глаз Марии непрестанно. И этих слез хватило уже в первый раз, чтобы причаститься.

Ослепшая от плача, растрепанная, с мокрым лицом, словно безумная она приняла Причастие. И никто не остановил ее, никто не спросил, читала ли она молитвы, постилась ли, была ли на исповеди. Дух Святой, начавший совершать в ее душе спасительное действие, дал почувствовать всем, что эта женщина должна причаститься.

Сорок семь лет пустынного жития и два принятия Тела и Крови Христовых, один раз - в начале пустынных трудов, второй раз - перед смертью. Не было бы Причастия - не было бы сил перенести почти полувековой пустынный подвиг. Не было бы Причастия - Зосима не пришел бы к ней, мы бы о ней не узнали.

Нам не нужно грешить так, как грешила она, живя в миру. Не нужно, потому что подобно ей каяться мы не сможем. Но нам нужно принимать Святые Тайны, без которых, как видим, самые святые - не до конца святы.

Протоиерей Андрей Ткачев