Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Марат Александрович Гельман. Биографическая справка. Гельман перепрофилирует свои галереи из-за социальных изменений в стране. Гельман из галереи

Марат Гельман - довольно скандальная личность российского рынка искусств. Каждая выставка этого известного галериста - четко продуманный вызов обществу и государству. Картины на его выставках постоянно вызывают ажиотаж. Многие критикуют Гельмана, считая, что его деятельность противоречит канонам морали и нравственности. Он же сам так не считает, называя себя свободным человеком, и продолжает свою деятельность уже в Черногории. Марат Гельман также является активным оппозиционером, критикующим власть.

Данная статья расскажет о его деятельности как галериста, биографии и семье.

Биография

Марат Александрович Гельман родился двадцать четвертого декабря 1960 года в столице Молдовы. Его отец — автор драматургических произведений и сценарист В 1977 году он закончил школу в Кишиневе, в 1983 году получил диплом института связи (г. Москва), став дипломированным инженером. В этот же период трудился машинистом и театральным рабочим во многих известных московских театрах. Как только отменили наказание за тунеядство, ушел с работы, чтобы писать книги и заниматься творческими проектами, открыть собственный бизнес. До 1986 года трудился инженером в одном из учреждений Кишинева.

Первые выставки

В 1987 году Гельман, который в юношестве заинтересовался искусством, в большей степени современным, рискнул создать первую галерейную выставку, продемонстрировав столичных художников в Кишиневе. Выставка была довольно успешной, в том числе и финансовом плане. Приехав в Москву (отдать вырученные от реализации их работ денежные суммы), Гельман Марат решил остаться в российской столице, потому что понял - здесь больше перспектив для развития галерей.

Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер. Однако, будучи еще неопытным, собрал довольно неудачное первое собрание произведений. Ему пришлось приобрести знания по реализации произведений искусства. Биография Марата Гельмана знаменательна тем, что он стал в действительности первым арт-дилером в Советском Союзе.

В 1990 году, получив иностранное образование в области современного искусства, начать собирать коллекцию работ украинских профессиональных художников, которая была положена в основу выставки «Южная русская волна». Выставка проходила в 1992 году и имела большой резонанс среди творческой богемы столицы. Свой путь в искусстве сам Марат описывает как цепь случайных событий, но именно это, по мнению знаменитого галериста, является, по сути, более важным залогом успешности, чем трудолюбие.

Переезд в Черногорию

В 2014 году сменил постоянное место жительство. Гельман уехал в Черногорию для осуществления культурных проектов. Галерея Марата Гельмана в Черногории уже стала всемирно известной. С 2015 года здесь существует резиденция искусств "Дакли Европейшн Арт Комьюнити" (аббревиатура DEAC), которая создана тремя галеристами: Нэйлом Эмилфарбом, Петаром Чуковичем и Маратом Гельманом.

Первое время резиденция работала исключительно по приглашениям. На данный период заявку может подать любой, кто хочет. По итогам деятельности художников в галерее постоянно проводятся разнообразные мероприятия, которые постепенно поменяли культурологический статус всей Черногории. Марат Гельман здесь развивает свои идеи постмодернистского общества и продолжает выступать как политический оппозиционер.

Собственная галерея искусства

В 1990 году, по совету многих экспертов от искусства, Гельман открыл одну из самых первых в России частных галерей в стиле пост-модерн.

Она действовала 2012 года, и за двадцать лет поменяла несколько названий («Галерея М. и Ю. Гельман») и несколько адресов (1991—1995 годы — Центр современного творчества на Якиманке; 1995—2007 годы — улица Полянка, д. 7 ; 2007—2012 годы — Центр современного искусства, Винный завод). Однако все это время была известна исключительно как галерея Гельмана.

Что выставлялось на данной площадке?

История галереи современного искусства — это практически история творчества художников независимой России. В разные периоды с ней сотрудничали практически все известные художники девяностых и двухтысячных годов — начиная с классиков столичного концептуализма, социального искусства и постмодернизма до художников петербургской новой волны, московского акционизма, южной русской волны и представителей медиаискусства. Также выставлялись работы живописцев и фотографов, архитекторов и тех художников, которые работают с инсталляциями и новыми технологиями.

На фото представлено произведение современного искусства в стиле концептуализм (течение - постмодернизм).

Украинское искусство

Помимо российских художников, Гельман выставлял в галерее произведения украинских мастеров - с этого он начал творческий путь как организатор и галерист (выставка «Южная русская волна», 1992). Украинское творчество всегда занимало и занимает достойное место в его выставочных залах. В 2002—2004 годах в столице Украины осуществлял свою деятельность филиал галереи Гельмана, которым руководил его приятель и художник Александр Ройтбурд.

Международный успех

Помимо этого, в начале девяностых годов Гельман активно занимается продвижением российского искусства на международный рынок. С одной стороны, он завязывает деловые контакты с ведущими галереями Нью-Йорка, чтобы мировое художественное общество познакомилось с работами различных художников галереи Марата Александровича Гельмана; с другой стороны, стремится к демонстрации международных селебрити в Российской Федерации — в частности, в галерее на Якиманке проводились такие важные для Москвы тех лет мероприятия, как персональные выставки самого известного художника двадцатого века - Энди Уорхола (Алтер Эго, 1994) и Иозефа Бойса («Дневник Леонардо», 1994).

Некоммерческие выставки

Ещё одним важнейшим направлением галереи Гельмана была организация больших некоммерческих выставок на в столичном регионе. Среди самых известных— «Конверсия» (Дом художника, 1993), «7 Съезд Народных Депутатов СССР» (ЦДХ, 1993), «Дикие деньги» (Третьяковская галерея, 2005), «Пары сменного состава» ("Манеж" , 1999), «Южная русская волна», «Ностальгия» (Государственный Русский музей, 2000, к десятилетию галереи Марата Гельмана), «Россия» (ЦДХ, 2005), «Современное творчество Питера» (ЦДХ, 2005) и несколько других. Данные выставочные мероприятия были очень популярны и привлекли внимание горожан.

С первых дней работы галерея принимала участие в международных выставочных событиях, фестивалях и ярмарках, в том числе, уже в двухтысячных, в таких известных международных фестивалях, как ФИАК (Париж) и АРКО (Мадрид). В 1999 году Гельман представлял проект для российской площадки на биеннале в городе Венеции, Италия.

Закрытие галереи

Весной 2012 года Марат Гельман, наряду с другими главнейшими российскими галеристами, заявил о реформации галерейной деятельности. В случае с площадкой Гельмана это завершилось её закрытием. Основной причиной такого решения Гельман назвал сокращение рынка современного художества в России, которое связал с нестабильной политической и финансовой ситуацией в государстве. Последним мероприятием на легендарной выставочной площадке Гельмана было представление художника Алексея Каллимы «Считай, что тебе повезло» (лето 2012).

Гельман - политтехнолог

Гельман также известен как политтехнолог. Он один из авторов проекта «Фонд эффективной политики». Данная российская некоммерческое учреждение занимается осуществлением политических акций и созданием медиапроектов, в основном это разработка политических интернет-сайтов. Свои первые крупные агитационные акции фонд проводил для партии Союз правых сил. Источники финансирования фонда не известны до сих пор.

В конце девяностых, в период разнообразных выборов, фонд организовал опубликование на своих сайтах данных экзитполов (опроса людей на выходе из мест голосования), что неформально нарушало законодательство России, но формально было легальным из-за отсутствия правовой урегулированности интернета в стране.

Гельман являлся членом Общественной палаты 2009—2012 годов, где активно продвигал свои инициативы. На данный момент он ярый оппозиционер, который часто критикует действующую власть. Он считает, что российская власть применяет тоталитарные и антидемократические методы и лишает граждан свободы, в том числе свободы слова.

Творчество Гельмана в Перми

В 2008 году, при протекции Сергея Гордеева, который представлял в Совете Федерации Пермский край, Марат Гельман провел в Перми знаковую для него, как для галериста, выставку "Бедная Россия", где были показаны работы важнейших российских художников современной России — как очень известных, так и молодых и неизвестных. Выставка проходила в помещении Речного вокзала — на тот момент помещение не эксплуатировалось и было минимально отреставрировано для экспозиции на средства Гордеева.

За тридцать дней ее посетили пятьдесят тысяч человек, после чего по просьбам жителей города она была продлена ещё на месяц. Выставка «Бедная Россия» (и её успешность как в Перми, так и в России) положила начало крупной культурной кампании «Пермь — культурная столица», в рамках которой в том же здании, уже полностью отремонтированном и с установленным оборудованием, был открыт Пермский музей современного искусства.

Марат Гельман возглавлял музей несколько лет. Уже в 2009 году работа Гельмана критиковалась частью различных пермских деятелей искусства.

Известный автор и искусствовед по специальности Андрей Иванов высказался на тему того, что музей съедает колоссальное количество денег, практически все суммы из бюджета на пермскую культуру, что на музей выделяется из областного бюджета девяносто миллионов рублей, а Пермская художественная галерея получила только тридцать миллионов рублей. По его мнению, столичные деятели искусств намеренно указывали завышенную стоимость своих проектов и предоставленных услуг. Активно протестуя против награждения Марата Гельмана Строгановской премией, А. Иванов заявил, что отказывается от данной награды, которой он был награжден тремя годами раньше.

Конфликт с церковью и чиновниками

Выставки музея современного искусства вызывали неодобрение священнослужителей Русской православной церкви. Против экспозиции Гельмана выступали представители ставропольского отделения церкви, в частности, сам епископ, который в специальном заявлении сказал, что искусство Гельмана не имеет отношения к настоящей культуре и направлено на разжигание межрелигиозных и межнациональных противоречий. В 2012 году Марат Гельман не смог провести выставку в Новосибирске — местное управление культуры дало отказ на предоставление площадки под экспозицию.

Летом 2013 года, после ряда скандалов, Марата Гельмана уволили с поста руководителя музея "Пермь". В правовом комментарии к принятию решения об увольнении указывалось, что работодатель не должен указывать причину этого решения о снятии с должности.

Галерист Гельман главной причиной увольнения называл цензуру в искусстве в стране со стороны чиновников. Причиной увольнения Марата Гельмана с поста руководителя учреждения, по мнению журналистов, послужила персональная экспозиция художника Василия Слонова из Краснодара «Вэлком Сочи 2014», которая открылась в рамках мероприятия «Белые ночи» и которую считали провокационной.

Семья Марата Гельмана, жена

Гельман женат был два раза. Со своей бывшей женой, Юлией Радошевецкой, развелся семь лет назад, в этом браке у него было двое детей. Бывшая жена помогала Гельману в галерейной деятельности и даже управляла выставочным комплексом.

Марат Гельман и его новая избранница Анастасия Борохова в апреле 2015 официально стали супругами, об этом они сообщили в социальных сетях. Брак регистрировался в Московском дворце бракосочетания. Новоиспеченная жена бывшего руководителя музея современного искусства "Пермь" уже имела от него ребенка. Новостью о том, что его жена скоро станет матерью во второй раз, будущий отец поделился со своими подписчиками на странице в "Фейсбуке" еще в середине весны 2015 года. Дети Марата Гельмана и Анастасии (двое сыновей) сейчас проживают в Черногории вместе с ними.

У супружеской пары на момент переезда в Черногорию уже был сынок Егор. Семья Марата Гельмана в полном составе теперь живет в этой стране - так они решили и не жалеют об этом. Гельман считает, что в Россию снова возвращается тоталитарная политика и сожалеет об этом.

Создатель первой частной галереи в России, куратор самых известных и скандальных выставок современного русского искусства Марат Гельман родился в семье известного драматурга Александра Гельмана. И долгое время всеми силами пытался выйти из тени отца. Закончив Московский электротехнический институт связи, попал в круговорот начала 90-х, заработал первые серьезные деньги, начал коллекционировать искусство и открыл собственную галерею. С тех пор Гельман успешно доказывает символическую и коммерческую ценность современного искусства. В середине 90-х вместе с Глебом Павловским создал «Фонд эффективной политики» и внедрил на российской почве профессию политолога; руководил аналитической дирекцией ОРТ, пока в 2004-м не вернулся к чистому искусству. Ныне Гельман ведет дела собственной галереи, дизайн-центра и издательства; как и прежде, много путешествует и читает стихи. Гельман уже застолбил себе место не только в истории русского искусства, но и в истории русской литературы — скажем, в последних романах Владимира Сорокина и Виктора Пелевина он фигурирует на правах полноценного персонажа. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

Псевдоним

галерист — хотя теперь уже и не галерист вовсе

Город, в котором я живу

Москва

«...У меня было четкое видение, что за искусством надо ехать в Москву. ...Когда в 87-м году прописка стала не слишком жесткой и появилась возможность свободно перемещаться, я фактически сразу же переехал в Москву».

День рождения

Где родился

Кишинев

У кого родился

Отец — Александр Гельман, драматург.

Где и чему учился

Окончил школу в Кишиневе.

«Я школу ненавидел, особенно последние два года. Доучивался через силу. Мне казалось, что это так унизительно: я уже взрослый человек, а вынужден еще ходить в школу...»

В 1982 году окончил факультет АЭС Московского электротехнического института связи (МЭИС).

«Точные науки мне давались легко. Плюс военная кафедра — сразу офицерское звание, без службы в армии. Учился я без особых усилий».

«Все пять лет, пока учился, я работал в театре. Рабочим сцены... во МХАТе, в Маяковке. С одной стороны, это была подработка. С другой стороны — еще одно образование».

Где и как работал

Что такого сделал

Передал в дар Русскому музею 59 картин российского актуального искусства — впервые с дореволюционных времен Русский музей получил столь большое пополнение своей коллекции со стороны соотечественника.

Вместе с телеведущим Леонидом Парфеновым провел широкомасштабную акцию "Новые деньги": был разработан дизайн купюр от 1 до 100 рублей с изображениями Льва Яшина, Юрия Гагарина, Ильи Репина, Льва Толстого, Александра Пушкина и др. Проект был представлен в Третьяковской галерее.

«Проект "новых денег" был нашей ироничной реакцией на призыв Ельцина "создать новую русскую идею"... Решили русскую идею воплотить в купюрах».

Достижения

Своим главным достижением как политтехнолога на парламентских выборах 2003 года считает «исчезновение коммунистов как политической силы».

Галерея Гельмана — участник крупнейших международных ярмарок современного искусства: FIAC, Art Cologne, Art Basel.

Дела общественные

Председатель Ассоциации независимых кураторов, инициатор ее создания.

«...просто несколько человек — Бондаренко Митя, Александр Смузиков и я, то есть фактически три коллекционера — решили сконцентрировать свои усилия на поддержке десяти художников и таким образом обеспечить как можно большую энергию толчка этих художников на мировую художественную сцену. Почему актуальное искусство? Для инвестора это очевидно, потому что если ты делаешь правильный выбор, то эффективность инвестиций становится огромной».

Председатель Гильдии интернет-журналистики общероссийской организации работников СМИ "Медиасоюз".

В 2009 году вошел в состав Общественной палаты РФ в комиссию по культуре.

Открыл в Перми музей современного искусства PERMM.

Впервые создал и придумал

Одну из первых частных художественных галерей в постсоветской России.

Неудачные проекты

Руководил предвыборным штабом губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах в 2001 году. И. Скляров проиграл коммунисту Г. Ходыреву, набрав почти вдвое меньше голосов.

«Победа — это же не всегда цель. Вот, например, нижегородская кампания — там самым важным было этого прыща Клементьева посадить. А кто победит — не особенно-то и интересно».

Начинал работу в избирательной кампании Виктора Януковича на президентских выборах в Украине, но за несколько месяцев до выборов покинул эту страну.

«У меня там был конфликт, я не участвовал в кампании».

Известен тем, что…

Организовал множество крупномасштабных выставок современного искусства. В Галерее Гельмана проходили выставки таких культовых художников ХХ века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

Участвовал в скандалах

В декабре 1995 года журналист «Независимой газеты» Григорий Нехорошев обвинил художников Галереи Гельмана в связи с Конгрессом русских общин (КРО).

«...Художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях "Яблока", НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее, я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы».

В Замоскворецком суде Москвы прошло рассмотрение иска девяти московских художников против Галереи Гельмана и Центрального дома художников (ЦДХ). По заявлению истцов, прошедшая в ЦДХ выставка "Новейшее искусство постсоветского пространства" в рамках проекта "Россия-2" оскорбила их религиозные чувства и нанесла моральный вред на общую сумму 5 млн рублей. Суд отклонил иск к организаторам выставки.

«"Россия-2" — это был проект, в каком-то смысле манифестация по отношению к политике, к государству. Манифестация не враждебная, а требующая равного отношения профессии, частной жизни, с одной стороны и политики, бизнеса — с другой стороны. В ней был просто дух свободы, какой-то критический взгляд на происходящее вокруг, то, что происходит в стране, и в ней было манифестировано то, что для нас важно, — то, что искусство важнее всего остального... Реакцию вызвали какие-то работы, которые мы даже угадать бы не смогли, что они вызовут такую реакцию».

В здании галереи на Малой Полянке подвергся нападению со стороны националистов, сорвавших со стен полотна грузинского художника Александра Джикии. По факту нападения было возбуждено уголовное дело.

«Наши националисты выбрали современное искусство в качестве своего врага. То есть у них много других врагов, но... до них не добраться, а до современного искусства можно спокойно дотянуться и даже пощупать».

Мне интересно

вести сетевой дневник в ЖЖ

«актуальное искусство» и искусство вообще

«...Чем бы ты ни занимался, ты должен отвечать на вопрос: зачем ты это делаешь? Только искусство освобождает тебя от этого вопроса. ...Оно самоценно... Чем бы я ни занимался, это для меня очень важная часть жизни».

Люблю

«Много путешествую. В свободное время, как и все мы, общаюсь, выпиваю с друзьями. Веду свой дневник в Интернете. Правда, хочу еще раз что-то поменять в жизни. Пока не очень получается».

Свою квартиру на Остоженке, спроектированную известным московским архитектором Александром Бродским.

Семья

Жена — Юлия Радошовецкая, по образованию архитектор. Двое сыновей, дочь Ева.

И вообще…

«Себя я все-таки осознаю адекватным человеком. Который в свое время понял, что сам не обладает талантами, но при этом умеет восхищаться другими талантами и готов продвигать чужое "я". ...Так получилось, что фигура Гельмана вдруг оказалась в фокусе внимания».

«Главную роль в моей жизни играет случай. При том что я по роду деятельности всегда занимаюсь каким-то проектированием, я свою жизнь не проектировал никогда. Я старался использовать все случайные возможности... Шел навстречу любому предложению».

«Искусство — это единственная сфера деятельности, занимаясь которой можно не задавать проклятых вопросов "зачем?" и "какой смысл?"».

Марат Гельман - сын драматурга и писателя Александра Исааковича Гельмана. В 1983 году окончил Московский институт связи. До 1990 года работал в Кишинёве заведующим лабораторией, инженером, директором «Центра научно-технического творчества молодежи». С 1988 коллекционирует произведения современного искусства, начинает организовывать выставки.

В 1990 году Гельман перезжает в Москву и основывает одну из первых частных галерей России - «Галерею Марата Гельмана». В галерее, в частности, проходили выставки таких художников XX века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты «Седьмому съезду народных депутатов посвящается…», «Конверсия», «Выбор народа», «Телесное пространство», «Новые деньги».

C 1991 года Марат Гельман занимается политикой. На выборах 1995 года в Государственную думу входил в список кандидатов от блока молодежных организаций «Поколения рубежа». На выборах 1999 года в Государственную думу - руководитель избирательного штаба блока «Союз правых сил», а на выборах мэра Москвы - руководитель избирательного штаба Сергея Кириенко. C 1997 года является соиздателем журнала «Пушкин» (совместно с Глебом Павловским).

В апреле 2002 года Гельман уходит из созданного им и Глебом Павловским в 1995 году АОЗТ «Фонд эффективной политики» (ФЭП). По его словам, ФЭП «превратился практически в департамент по информационному обеспечению администрации президента». С июня 2002 по февраль 2004 года был заместителем генерального директора ОАО «Первый канал», руководителем аналитической дирекции. 16 февраля 2004 подал в отставку, заявив, что «Первый канал» и нынешняя власть больше не нуждаются в его «интеллектуальном обслуживании». Цитата: Умение мыслить, прогнозировать теперь не будет иметь особого значения. Аналитиками станут те, кому будет доступна банальная информация: кто, с кем, когда. А это добывается в первую очередь прослушкой (Коммерсантъ, 17 февраля 2004). С весны по октябрь 2003 года работал в штабе избирательного блока Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина (название изменялось с «Товарищ» на «Товарищи», затем на «Родина»). Участвовал в президентских выборах на Украине в 2004 году - был политтехнологом в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко. Гельман сказал по этому поводу: «За власть в стране борются бывший заключенный и политик, который не является общенациональным лидером. Для России такая ситуация выглядит как в блокбастере «Чужой против Хищника». Безусловно, Ющенко для Москвы - Чужой, а Янукович - Хищник». С 2005 года Гельман - член Социал-демократической партии России (СДПР).

В октябре 2006 года было совершено нападение на Галерею Гельмана, в ходе которого был избит сам Гельман, и уничтожены 20 работ грузинского художника Алекандра Джикии. Гельман заявил по этому поводу: «Думаю, это те же националисты, которых не устраивает деятельность галереи. Как вы знаете, были и раньше случаи нападения. Хотя в этот раз не звучало никаких заявлений и угроз. Внешний вид этих молодчиков наводил на мысль о неофашистской группировке, но, с другой стороны, замаскироваться можно под кого угодно». Также в августе 2008 года Гельман сообщил в своём ЖЖ, что ему по телефону угрожала «смертью» «героиня одного из постов»: комментаторы установили, что это была бывшая глава риелторской фирмы RIGroup Жанна Буллок, жена бывшего министра финансов и вице-премьера Московской области Алексея Кузнецова, о которой Гельман накануне негативно отозвался в том же ЖЖ.

В марте 2009 года М. Гельман продал 50% своей галереи известному коллекционеру Александру Смузикову в связи с назначением директором Пермского музея современного искусства.

На заседании Общественной палаты РФ 9 апреля 2010 года, посвященном обсуждению Генплана развития Москвы до 2025 года, выступил с резкой критикой как самого Генплана, так и мэра Москвы Юрия Лужкова.

Марат Александрович Гельман (род. 24 декабря 1960 года, Кишинёв, СССР) - российский коллекционер, галерист и публицист, арт-менеджер. Бывший директор пермского музея современного искусства PERMM. С июня 2002 по февраль 2004 года - заместитель генерального директора ОАО «Первый канал». Политтехнолог, один из создателей «Фонда эффективной политики», член Общественной палаты созыва 2010-2012 годов.

С 2014 года живёт в Черногории.

Биография

Марат Александрович Гельман родился 24 декабря 1960 года в Кишинёве. Его отец - писатель и драматург Александр Исаакович Гельман. В 1977 году окончил школу № 34 Кишинёва, в 1983 году - Московский институт связи по специальности инженер, одновременно работал машинистом и рабочим сцены во МХАТе, «Современнике» и театре имени Маяковского.

До 1986 года работал инженером в Кишинёве. После отмены статьи о тунеядстве (1 марта 1986 года) уволился с работы, чтобы написать роман и открыть своё дело.

В 1987 году Гельман, который с юности интересовался искусством, прежде всего современным, сделал первую выставку в своей жизни, показав московских художников в Кишинёве. Она имела большой успех, в том числе и коммерческий, и, приехав в Москву отдавать художникам картины и вырученные от продажи работ деньги, Гельман принял решение остаться в российской столице.

Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер, но, по неопытности собрав неудачную первую коллекцию, был вынужден овладеть навыками продажи произведений искусства и стал фактически первым арт-дилером в СССР. В 1990 году, получив зарубежное образование в области современного искусства, собрал коллекцию украинского искусства, которая легла в основу выставки «Южнорусская волна», показанной в 1992 году и имевшей широкий резонанс. Свой путь в искусство и в искусстве сам Гельман описывает как череду случайностей, но именно эта пластичность и открытость случайному, по мнению галериста, является едва ли не более важным залогом успеха, чем целеустремленность.

В 2014 году переехал в Черногорию для осуществления культурных проектов. С этого года здесь существует арт-резиденция Dukley European Art Community (сокращенно DEAC), учрежденная тремя людьми: Нэйлом Эмильфарбом, Петаром Чуковичем и Маратом Гельманом. Первое время резиденция работала только по приглашениям; сейчас заявку может подать любой желающий. По результатам работы художников в резиденции регулярно проводятся выставки, которые постепенно меняют культурный статус не только Котора, но и всей Черногории. Марат Гельман здесь развивает свою концепцию пост-экономического общества и гуманитарной инженерии.

Галерея Гельмана

В 1990 году по совету Леонида Бажанова Гельман открыл одну из первых в России частных галерей современного искусства. Она просуществовала до 2012 года, и за 20 лет сменила несколько названий (Gallery Guelman, M. Guelman Gallery, «Галерея М. и Ю. Гельман») и три адреса (1992-1995 годы - Центр современного искусства на Якиманке; 1995-2007 годы - ул. Малая Полянка, д. 7/7, стр. 5; 2007-2012 годы - центр современного искусства Винзавод), но все это время была широко известна как галерея Гельмана.

История галереи Гельмана - это фактически история современного искусства постсоветской России. В разные годы с галерей сотрудничали практически все важнейшие художники этой эпохи - от классиков московского концептуализма (Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Вадим Захаров, Дмитрий Александрович Пригов), соц-арта (В. Комар & А. Меламид, Борис Орлов, Леонид Соков) и постмодернизма (П. Пепперштейн, Г. Острецов) до художников петербургской «Новой академии» (Т. Новиков), культовых «Митьков», московского акционизма (О. Кулик, А. Осмоловский, А. Бренер, О. Мавромати, А. Тер-Оганьян, Общество РАДЕК), южнорусской волны (А. Сигутин, А. Савадов, А. Ройтбурд, О. Голосий) и пионеров медиарта («Синий суп», АЕС+Ф, Ольга Чернышева, Владислав Ефимов & Аристарх Чернышев); от живописцев (Ю. Шабельников, В. Кошляков, А. Виноградов & В. Дубосарский, Д. Врубель) до фотографов (Б. Михайлов, В. Мамышев-Монро), архитекторов (А. Бродский, А. Беляев-Гинтовт), скульпторов (Д. Гутов, Г. Брускин, Мартынчики) и художников, работающих с инсталляциями и новыми медиа (И. Нахова, В. Архипов, арт-группа «Синие носы» и другие).