Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кто был последователем джироламо савонаролы. Разочарование народа и казнь. Противостояние с Римом

САВОНАРОЛА, ДЖИРОЛАМО (Savonarola, Girolamo) (1452–1498), итальянский монах и реформатор, родился в Ферраре 21 сентября 1452. Получил гуманстическое воспитание, занимался медициной, увлекался теологией. В юношеских поэмах Савонаролы уже просматривается характерная для него озабоченность нравственным разложением эпохи и испорченностью церкви. Посетив Фаэнцу в 1474 и прослушав там одну проповедь, он сделал свой жизненный выбор и в апреле 1475 поступил в доминиканский монастырь в Болонье. После обучения там и в Ферраре его перевели в 1482 в монастырь Сан Марко во Флоренции. Первые публичные проповеди там особого успеха не имели, тогда Савонарола изменил их стиль и уже в 1485–1486, проповедуя в маленьком городке Сан-Джиминьяно, сумел увлечь своих слушателей. В 1487 он преподавал в Болонье, в 1488–1489 находился в Ферраре, откуда совершал поездки с проповедями в Брешию и другие ломабардские города.

В 1490 Лоренцо Медичи по просьбе философа и ученого Пико делла Мирандола (дружба которого с Савонаролой началась не позднее 1482) вызвал Савонаролу во Флоренцию. Почти сразу после прибытия он произнес несколько пламенных проповедей, предсказывая катастрофы, кары, бичуя испорченность нравов во Флоренции и церкви, критикуя Лоренцо. Несмотря на предостережения, он не отказался от своей критики. В июле 1491 он был избран настоятелем монастыря Сан-Марко и продемонстрировал свою независимость, отказавшись явиться с изъявлением почтения к Лоренцо Медичи, семейство которого отстроило монастырь и оказывало ему финансовую поддержку. 5 апреля 1492 Савонарола пережил свое знаменитое видение о подвешенном мече божественной справедливости со словами «Се, меч Господень на землю призываю и скоро» («Ecce gladius Domini super terram cito et velociter»), которые использовал в своих проповедях. Через несколько дней Лоренцо умер. Савонарола продолжал свои проповеди и приступил к реформированию монастыря Сан-Марко. В 1493 он добился его независимости от ломбардской конгрегации и сформировал новую тосканскую конгрегацию с центром в Сан-Марко.

В 1492 Родриго Борджа стал папой под именем Александра VI. Нависла угроза французской интервенции, вызванной просьбой герцога Миланского Лодовико Сфорца. Оба эти события как бы подтверждали пророчества Савонаролы. Флорентинцы, опасаясь губительных последствий тиранической политики Пьеро, сына Лоренцо, обратились к Савонароле, который играл важную роль на переговорах с французским королем Карлом VIII до и во время его пребывания во Флоренции (ноябрь 1494). Утратив влияние, Пьеро бежал, оставив Флоренцию без правительства после 60-летнего правления рода Медичи. В городе возникла смута, в этой опасной обстановке борьбы за власть Савонарола призывал людей к примирению и пророчил, что в будущем обновленная Флоренция станет образцом для всей Италии. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Под его влиянием во Флоренции произошла бескровная революция. Новая Флоренция мыслилась как град Божий, главой которого он провозгласил Иисуса Христа. Именитые граждане и ученые облачались в рясы доминиканцев, междоусобная вражда утихала, банды бесчинствующих молодых людей превратились в священную милицию. Проникнувшись этим духом, горожане отказывались от традиционных пирушек и вместо этого отпраздновали в 1496 религиозный карнавал, а в 1497 осуществили еще более впечатляющее сожжение светских книг, картин, одежд, игральных карт и др.

Благодаря этим преобразованиям Савонарола нажил себе множество врагов во Флоренции, которые восстановили против него папу, задетого ужасными пророчествами и резкими обличениями лжепастырей и скандального поведения обитателей Ватикана. Не сумев соблазнить Савонаролу кардинальской шапкой, папа пригласил его в Рим в 1495. На второе письмо, в котором папа обвинял его в ложных пророчествах и отстранял от проповедования, Савонарола ответил, но продолжал проповедовать, пока третьим письмо папа не заставил его замолчать. После некоторого перерыва он возобновил свои обличения и в проповеди на Книгу Амоса обрушился с яростными обвинениями на папу и Рим. Его положение в городе и за его пределами стало ненадежным в начале 1497. Флоренция раскололась на сторонников Савонаролы (piagnoni, плаксы) и его противников (arrabbiatti, беснующиеся). В марте агенты Медичи спровоцировали беспорядки. В мае папа отлучил Савонаролу от церкви. Провал попытки Пьеро возвратиться в город и выбор синьории (правительства города), благосклонной к Савонароле, спасли его репутацию и позволили ему проигнорировать запрет на проповеди. В феврале 1498 терпение Александра VI лопнуло. Он призвал синьорию заставить замолчать непокорного монаха, но городские власти не сдавались. Савонарола в очередной раз бросил вызов церкви, написав Письмо к государям , в котором призывал созвать собор для проведения реформ.

Конец был ускорен странным событием. Фра Доменико, ревностный сторонник Савонаролы, принял вызов от одного францисканского монаха, который предложил установить истинность учения Савонаролы испытанием огнем. В назначенный день, 7 апреля, толпы горожан собрались на Пьяцца делла Синьория, чтобы стать свидетелями божьего суда. Однако францисканец, бросивший вызов, не явился. Разочарованные зрители обратили свой гнев против Савонаролы. На следующий день разъяренные толпы окружили монастырь Сан-Марко, Савонарола и его ближайшие соратники были схвачены по приказу новой, враждебной ему синьории. Требование папы доставить Савонаролу в Рим не было исполнено. «Суд» над ним состоял в выбивании признаний под пытками. 22 мая 1498 Савонарола и его соратники, фра Доменико и фра Сильвестро, были приговорены к смертной казни. На следующий день они были повешены, а затем их тела были сожжены.

Джироламо (Иероним) Мария Франческо Маттео Савонарола (итал. Girolamo Maria Francesco Matteo Savonarola ) - знаменитый итальянский проповедник и общественный реформатор, родился 21 сентября г., происходил из старинной падуанской фамилии.

Дед его, Михаил Савонарола, был известный врач. Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В г. Савонарола неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо.

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джеминиано , где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами.

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию ( г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам , передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Влияние его, ставшее огромным, усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи , отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под влиянием проповеди Савонаролы, несправедливо нажитое добро.

Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим ; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди.

После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана, который осадил Ливорно . Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему проповедь (28 октября).

Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья спасли Савонаролу.

Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему докончить речи, а 12 мая г. папа Александр VI , назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви.

В последний день карнавала г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве , где требовал отправки Савонаролу в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

Однако, синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвания Вселенского собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать вселенский собор для низвержения папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII , но было перехвачено и попало в руки папы. Флоренция взволновалась.

Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но огненная проба не состоялась. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.

На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что все его пророчества - ложь и обман.

За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: «Размышление о псалме 51», где он нападал на папу и духовенство, «На Тебя, Господи, уповаю» и «Руководство к христианской жизни». Последнее сочинение написано Савонаролы за несколько часов до смерти на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.

Учение Савонаролы оправдано Павлом IV , а в XVII в. в честь его составлена служба. В г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав известного вормсского памятника. В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался строго католической почвы.

  • E. B. Madden, «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854);
  • Pasquale Villari, «La Storia di Girolamo S. e de’suoi tempi, con l’ajuto di nuovi documenti» (Флоренция, 1859);
  • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877);
  • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878);
  • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857);
  • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869);
  • M. H. Петров, «Савонарола» (в «Очерках»);
  • Осокин, «Савонарола и Флоренция» (Казань, 1865);
  • А. К. Шеллер, «Савонарола» (биография, библиотека Павленкова, СПб., 1893).
  • При написании этой статьи использовался материал из

    Джироламо Савонарола (итал. Girolamo Savonarola; 21 сентября 1452, Феррара — 23 мая 1498, Флоренция) — итальянский доминиканский священник и глава Флоренции с 1494 по 1498.

    Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребенком в семье Николо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены Буонокорзи.

    Его дедушка, Микеле Савонарола, был известным врачом. Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

    Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением.

    Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.

    Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинатом) привели Савонаролу к решимости поступить в монастырь.

    В 1475 г. он тайно бежал из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома написанную им книгу «О презрении к свету».

    В монастыре он вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию, вооружался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви.

    И в монастыре проявлялись поэтические наклонности Савонаролы: он написал стихотворение «О падении церкви», где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главной причиной этому — порочность пап. Настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника.

    В 1482 г. его послали проповедовать в разные города, между прочим в Феррару, откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться по Флоренцию, в известный тогда монастырь Сан-Марко.

    Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо.

    Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно, где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами.

    В 1486 г. Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим наказание Италии за её грехи.

    В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

    Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, не хватало места слушателям. 1 августа 1490 г. Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

    Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

    В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

    Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

    Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

    Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под влиянием проповеди Савонаролы, несправедливо нажитое добро.

    «Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убежден в своём божественном призвании. Поэтому он властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян, солдат.

    «Рим — это Вавилон, — говорил он. — Вместо христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их руках Горация, Вергилия, Цицерона»… Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа.

    Пьеро ди Лоренцо Медичи запретил Савонароле произносить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.). Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал её в церкви диаволом.

    Вернувшись во Флоренцию, Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты — нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко.

    Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Для успеха проповеди язычникам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков.

    Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку; но Савонарола не прекращал своих обвинений против Рима и папы.

    В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения.

    По своим политическим взглядам Савонарола был республиканец, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и политическую реформу.

    Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных.

    Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля 1495 г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10%.

    Заёмщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32%.

    Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.

    Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.

    Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

    Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью средневекового фанатика обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и гомосексуалистов он приказывал жечь живыми.

    Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нем заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» (piagnoni).

    Против него были «беснующиеся» (arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления, и «серые», стоявшие за Медичи. В проповедях Савонарола никого не щадил и потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства.

    Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом начали критиковать ту проповедь, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами.

    По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку, но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы.

    Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана).

    Между тем Карл VIII, покинув Неаполь, решил направиться через Флоренцию вместе с Пьеро ди Лоренцо Медичи, который хотел восстановить свою власть.

    Город вооружился; во главе движения стал Савонарола, отправился в лагерь французов и произнёс смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы) были ей возвращены.

    Интригам Пьеро ди Лоренцо Медичи против Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано Дженнацаио, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника.

    Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди.

    Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять предлагал ему сан кардинала.

    После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана, который осадил Ливорно. Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему проповедь (28 октября).

    Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа, чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям Савонаролы усилилось. Во главе синьории стоял преданный Савонароле Франческо Валори; народная партия торжествовала.

    Пользуясь этим, Савонарола задумал нанести решительный удар «беснующимся». Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и т. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению на так называемом «костре тщеславия».

    Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья спасли Савонаролу.

    Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви.

    Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

    В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви.

    В последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве, где требовал отправки Савонаролу в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

    Однако, синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвания Вселенского собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

    После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать вселенский собор для низвержения папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII, но было перехвачено и попало в руки папы. Флоренция взволновалась.

    Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий — испытание огнем. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но огненная проба не состоялась. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.

    На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся».

    Допросы Савонаролы и пытки велись самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что все его пророчества — ложь и обман.

    За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: «Размышление о псалме 51», где он нападал на папу и духовенство, «На Тебя, Господи, уповаю» и «Руководство к христианской жизни».

    Последнее сочинение написано Савонаролой за несколько часов до смерти на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.

    Учение Савонаролы оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь его составлена служба. В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав известного вормсского памятника.

    В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался строго католической почвы.

    Интересные факты
    Савонарола появляется в игре Assassin’s Creed 2 как один из отрицательных персонажей. Он получил власть над Яблоком Эдема и взял власть во Флоренции в свои руки.



    Биография

    В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию ( г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

    Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам , передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

    В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

    Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в г. он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

    Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи , отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

    Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под влиянием проповеди Савонаролы, несправедливо нажитое добро.

    Пьеро ди Лоренцо Медичи запретил Савонароле произносить проповеди в течение поста; Савонарола принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью ( г.). Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи : она приказала своим телохранителям убить Савонаролу за то, что он назвал её в церкви диаволом.

    Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим ; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди.

    После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана , который осадил Ливорно . Синьория умоляла Савонаролу успокоить народ. Савонарола устроил процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему проповедь (28 октября).

    Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья спасли Савонаролу.

    Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему докончить речи, а 12 мая г. папа Александр VI , назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

    В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором дана блестящая защита истины католического вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви.

    В последний день карнавала г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве , где требовал отправки Савонаролу в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

    Однако, синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвания Вселенского собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

    После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать вселенский собор для низвержения папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII , но было перехвачено и попало в руки папы. Флоренция взволновалась.

    Чтобы испытать справедливость учения Савонаролы, был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка, устроенная «беснующимися» и францисканцами. Савонарола и монах-францисканец должны были пройти 7 апреля среди костров, но огненная проба не состоялась. Народ разочаровался в своём пророке, обвиняя его в трусости.

    На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был взят и заключён в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что все его пророчества - ложь и обман.

    За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме несколько сочинений: «Размышление о псалме 51», где он нападал на папу и духовенство, «На Тебя, Господи, уповаю» и «Руководство к христианской жизни». Последнее сочинение написано Савонаролой за несколько часов до смерти на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая г. при огромном стечении народа он был повешен, а потом тело его сожжено.

    Учение Савонаролы оправдано Павлом IV , а в XVII в. в честь его составлена служба. В г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав известного вормсского памятника. В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался строго католической почвы.

    Савонарола появляется в игре Assassin"s Creed 2 как один из отрицательных персонажей. Он получил власть над Яблоком Эдема и взял власть во Флоренции в свои руки.

    См. также

    Литература

    • Хорст Херманн, «Савонарола: Еретик из Сан-Марко» (М.: Прогресс, 1982);
    • Паскуале Виллари, «Джироламо Савонарола и его время» (М.: АСТ, 2004);
    • Ал. Алтаев, «Костры покаяния» (М.: Композитор, 1993);
    • Тито С. Ченти, «Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы» (М.: Изд. Францисканцев, 1998);
    • A. G. Rudelbach, «Hieronymus Savonarola und seine Zeit» (Гамб., 1835);
    • F. K. Meier, «Girolamo S.» (Берл., 1836); K. Hase, «Neue Propheten» (Лпц., 1851, 1860);
    • F. T. Perren, «Jérôme S., sa vie, ses prédications, sesécrits» (Пар., 1853);
    • E. B. Madden, «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854);
    • Pasquale Villari, «La Storia di Girolamo S. e de’suoi tempi, con l’ajuto di nuovi documenti» (Флоренция, 1859);
    • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877);
    • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878);
    • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857);
    • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869);
    • M. H. Петров, «Савонарола» (в «Очерках»);
    • Осокин, «Савонарола и Флоренция» (Казань, 1865);
    • А. К. Шеллер, «Савонарола» (биография, библиотека Павленкова, СПб., 1893).

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Для большинства наших современников, даже интересующихся историей, Савонарола — мрачный средневековый фанатик. При этом они, зачастую, упускают из виду важное обстоятельство: Савонарола был широко образован, и лучшие представители его эпохи - Пико делла Мирандола , Марсилио Фичино, Микеланджело и Боттичелли , да и сам Лоренцо Великолепный - восхищались им.

    И тем не менее утром 23 мая 1498 года на площади Синьории во Флоренции собравшаяся толпа с любопытством следила за происходившим. Некоторые из жителей города пришли с факелами, нетерпеливо дожидаясь того момента, когда можно будет поджечь костёр. На глазах народа были повешены трое монахов-доминиканцев. Затем их тела были преданы огню. Когда последний из осужденных в судорогах повис в петле, кто-то из толпы закричал: «Пророк, наступил момент сотворить чудо!» Чудо, однако, не свершилось. Так умер человек, оказавший огромное влияние на своих современников - Джироламо Савонарола.

    Савонарола для Флоренции и в самом деле оказался пророком. В течение четырёх лет (1494–1498) он был её религиозным и политическим вождём. И за эти четыре года Флоренция преобразилась до неузнаваемости. От привычного скептицизма в религиозных вопросах, от буйного карнавального веселья эпохи Лоренцо Великолепного (Lorenzo il Magnifico, 1449–1492) флорентийцы обратились к крайнему благочестию, провозгласив своим царем Иисуса Христа . Знатные дамы перестали надевать в церковь украшения, а их мужья возвращали неправедно нажитое добро. Кроме того, под руководством Джироламо Савонаролы во Флоренции , где шестьдесят лет правил род Медичи , была создана самая на тот момент продвинутая демократическая система в Европе . Этот город сначала не заметил Джироламо, потом превознёс его до небес, затем сжёг и наконец превратил в легенду.

    Как стать пророком

    В монастыре в Болонье Джироламо провёл семь лет (1475–1482). Там Савонарола, как один из самых образованных монахов, занимался обучением послушников. В 1482 году он впервые побывал во Флоренции, в монастыре св. Марка. В тот приезд он остался почти незамеченным - его проповеди не имели успеха у утончённой флорентийской публики. Неудача смутила молодого монаха, и несколько лет Савонарола провел за изучением приемов искусства красноречия. Результат превзошел ожидания. На доминиканском капитуле в Реджо (1486) он произвёл неизгладимое впечатление на одного из виднейших учёных эпохи - молодого графа Пико делла Мирандола (Giovanni Pico della Mirandola, 1463–1494).

    В конце 1480-х, судя по письмам, Савонаролу, начинают посещать сильные галлюцинации, раскрывающие перед ним страшные картины апокалипсиса и неумолимого божьего гнева, обращенного против беспечных итальянцев. Они давно привлекают внимание психиатров, которые, зачастую, видят в них «крайнюю шизоидную бионегативность» . Так родился тот Савонарола, которому было суждено войти в историю пламенным обличителем, искренне уверенным в своем пророческом даре.

    Грехи Италии

    В первую очередь гнев Савонаролы был направлен против папы Иннокентия VIII (Innocens VIII, 1432–1492), известного непотизмом, порочностью и продажностью. Это видели все. Поэтому призыв Савонаролы к обновлению Церкви попал на подготовленную почву, и быстро сделал его широко известным по всей стране. В 1490 году по настоянию Пико делла Мирандолы, Лоренцо Великолепный пригласил Джироламо во Флоренцию, где тот стал приором монастыря св. Марка (1491). Его проповеди о духовном обновлении и пророчества имели массовый успех даже среди светской публики. Зачастую храмы не могли вместить всех слушателей, и Джироламо выходил с проповедью на площадь. С 1494 по 1498 годы проповеди и гимны Джироламо вышли более чем в ста различных изданиях. Они переводились на французский, испанский, немецкий, английский языки - и даже на турецкий, по личной просьбе султана. Их эхо донеслось даже до далекой Руси . Знаменитый нестяжатель , Максим Грек (Михаил Триволис, 1470–1556) слушал Савонаролу и цитировал его слова в спорах с иосифлянами .

    Савонарола брал фанатичной убежденностью, красотой слова хорошо образованного человека и бескорыстной искренностью. В последней не было никакого сомнения, ведь монах вступил в конфликт даже со своим благодетелем, самим Лоренцо Медичи, обвинив его в тирании.

    Однако вскоре Лоренцо умер и влияние Савонаролы на флорентийские дела укрепилось. В 1493 году при помощи Пьеро Медичи , прозванного "Неудачником" (Piero de" Medici detto il Fatuo , 1471–1503) наследника Лоренцо, он добился восстановления Тосканской конгрегации доминиканских монастырей. Это высвободило его из подчинения духовным властям Ломбардии и дало достаточно власти для проведения реформы в монастыре св. Марка. Это была не просто реформа монастырского устава. Для Савонаролы это было началом задуманного им реформирования всего общества в соответствии с идеалами христианского аскетизма. Он максимально снизил расходы монастыря и избавился от всех предметов роскоши. Чтобы монахи могли сами добывать себе средства к существованию, Джироламо устроил для их обучения школы, в которых изучались архитектура, скульптура и живопись. Особое внимание он уделил богословию и изучению Священного писания, для чего ввёл преподавание греческого и древнееврейского языков. Преподавался также арабский и турецкий. Так Савонарола готовил миссионерские кадры. Эти нововведения привели к бурному росту популярности монастыря св. Марка и других, последовавших его примеру.

    Проповедник и король

    Савонарола не только проповедовал, но и пророчествовал. Каков же был благоговейный ужас, охвативший флорентийскую публику, после того, как эти пророчества начали сбываться! Он предсказал не только скорую кончину Лоренцо Медичи, Иннокентия VIII, и неаполитанского короля Фердинанда I (1458–1494), но и близкое иноземное вторжение. Говоря о последнем, Савонарола возвещал приход нового Кира , который победоносно пройдёт всю Италию, не встретив препятствий и не сломав ни одного копья, и обновит Церковь. В 1494 году, казалось, его предсказание сбылось. Молодой французский король Карл VIII (Charles VIII , 1470–1498), горящий мечтой об освобождении Святой Земли , вторгся в Италию и легко одержал верх над своими врагами.

    Узнав о приближении французов, флорентийцы изгнали Пьеро Медичи. После этого Савонарола стал фактически не только духовным, но и политическим лидером Флоренции. Именно в этом качестве он отправился пешком на встречу с Карлом VIII в Пизу . Свидание с Савонаролой, на котором монах говорил о божественном предназначении молодого монарха, произвело на Карла огромное впечатление. Когда они увиделись во второй раз, король подарил монаху мула, с тем, чтобы тот больше не ходил пешком. Однако Карл VIII не оправдал надежд Джироламо. Он не только не сместил нового папу Александра VI (1431–1503), отличавшегося от Иннокентия VIII только в худшую сторону, но и не вывел войска из Пизы, принадлежавшей Флоренции. Тем не менее Савонарола продолжал верить в Карла VIII и выступил против разрыва союза с Францией . При этом он неоднократно писал монарху письма, призывая выполнить свои обещания и реформировать Церковь. Монах угрожал ему небесным судом, сравнивая себя с Самуилом , а Карла VIII с Саулом .

    Тем временем флорентийцы, изгнав ненавистных тиранов Медичи (что Савонарола тоже предсказывал), начали спорить о новом государственном устройстве своего города. И здесь авторитет Савонаролы был реализован в полном масштабе. Демократ по убеждениям, он считал политическую свободу необходимым условием свободы духа и нравственного обновления.

    Флорентийская демократия

    По предложению Савонаролы был учреждён главный законодательный орган управления - Большой Совет. В него вошли так называемые бенефициаты - флорентийские мужчины старше 29 лет, без неуплаченных долгов, у которых хотя бы один из предков до третьего колена состоял в одной из высших магистратур города. Таких набралось 3200 человек (население Флоренции тогда насчитывало примерно 90 тыс. человек). Раз в шесть месяцев на заседаниях Большого Совета выбирался Совет Восьмидесяти (сюда могли входить не только бенефициаты). Это был совещательный орган при правительстве Флоренции - Синьории. Все главные магистратуры города, (в которые также мог быть избран любой гражданин) переизбирались раз в 2, 4 или 6 месяцев, многие из них - по жребию. Савонарола предпочитал этот способ как наиболее демократичный. Демократия во Флоренции продержалась до 1512 года. Можно говорить о её несовершенстве, но тем не менее такие мыслители, как Николо Макиавелли (Niccolò Machiaveli, 1469–1527) и Донато Джаннотти (Donato Giannotti ,1492–1573) считали её идеальной формой государственного устройства.

    Под влиянием Савонаролы была также осуществлена судебная реформа (упорядочены законы, разрешена апелляция по политическим делам). В свою очередь, поземельный налог был заменен подоходным, не превышающим 10%. Долги флорентийцев были списаны. Им снова разрешили носить оружие. Ростовщиков сменил ломбард, а для поддержки малоимущих открыли ссудную кассу под минимальный процент. Савонарола даже настаивал на выдаче беспроцентных займов, но эта идея не была реализована.

    Царём республиканской Флоренции был провозглашён Иисус Христос . И в этом не было никакого противоречия - ведь Христос был царем души, а не тела. Самих флорентийцев Савонарола провозгласил новым избранным народом, который поведёт мир и Церковь к обновлению. Всеобщий религиозный энтузиазм привёл к тому, что молодые люди из лучших семей города становились монахами - несмотря на то, что фра Джироламо их от этого отговаривал. Наконец, Савонарола сумел создать мощное молодёжное движение во Флоренции. Его юные сторонники выходили не на карнавал, а на торжественное религиозное шествие, пели не непристойные песенки, а духовные гимны, и собирали деньги для раздачи бедным.

    Сожжение сует

    Правда, молодые люди зачастую вели себя как фанатики. Они врывались в дома и выносили все, что по, их мнению, не соответствовало образу жизни настоящего христианина («суеты»). Ими же велся тотальный шпионаж за теми, кто подозревался в богохульстве, разврате или содомии. Если вина подтверждалась, грешнику грозили штрафы, заключение и даже смерть. Дважды - накануне Великого поста в 1497 и 1498 годах - Савонарола организовывал во Флоренции «сожжение сует». Это был финал религиозного шествия, которое мыслилось как антипод непристойному карнавалу. На площади Синьории (там, где будет сожжен и сам Савонарола) строилась ступенчатая пирамида «сует». Здесь были карнавальные костюмы и маски, украшения, музыкальные инструменты, шахматы и колоды карт, скульптуры, научные трактаты, картины и книги фривольного содержания. Так погибло не одно произведение искусства. За процессом наблюдало городское правительство (Синьория). После костра все вместе пели и танцевали.

    «Плаксы» против «Бешеных»

    Между тем, напряженность в городе нарастала. В 1494 году Савонарола настоял на полной амнистии сторонникам Медичи, что позволило, возможно, избежать большой крови, но развязало руки тем, кто хотел возвращения Пьеро Медичи во Флоренцию. В городе образовалось две партии. Сторонников Савонаролы называли «Плаксами» (Piagnoni), а его противников из аристократического лагеря - «Серыми» (Bigi). Последние два раза пытались убить Савонаролу. Но заговоры были раскрыты, а их участники казнены. В поисках поддержки против доминиканца «Серые» обратились к герцогу Миланскому Людовико Сфорца (Ludovico Sforza, 1452–1508) и к Александру VI и нашли у них понимание: герцог Миланский боялся нового нашествия французского короля, которого настойчиво приглашал в Италию Савонарола, а папа чувствовал себя мишенью его нападок на коррупцию и разврат в Церкви.

    Борьба между Савонаролой и Александром VI длилась несколько лет. Сначала папа пригласил монаха в Рим, надеясь тайно устранить его. Но тот отговорился болезнью. Тогда последовало распоряжение об упразднении Тосканской конгрегации, которое Савонарола проигнорировал. Когда папа понял, что справиться с фра Джироламо нелегко, то решил с ним договориться и предложил сан кардинала. Однако Савонарола отказался. 12 мая 1497 года папа отлучил флорентийского проповедника от церкви. Но тот публично сжег буллу. Правда, горожане смотрели на все это уже без прежнего энтузиазма.

    Дело в том, что Флоренция, сохранившая верность союзу с французским королем Карлом VIII, оказалась в полной изоляции. Религиозная экзальтация пошла на спад, многих стали раздражать шпионы, строгая аскеза и апокалиптические лозунги. Используя эти настроения, инициативу в Большом Совете перехватила третья сила - «Бешеные» (Arrabbiaty), среди которых было много богатых аристократов, недовольных как тиранией Медичи, так и демократией. Поэтому второй интердикт папы от 26 февраля 1498 года, грозивший конфискацией всего имущества флорентийских купцов (среди которых были и знатные фамилии) возымел действие. Савонароле запретили проповедовать, тем самым лишив его возможности принимать участие в общественно-политической жизни республики. И монах ничего не смог противопоставить этому, кроме обвинений в ереси тех, кто занял сторону папы. Ведь он управлял только словом. Как скажет позже Макиавелли, он был «безоружным пророком». В последний момент доминиканец решился воззвать к европейским королям, чтобы те созвали собор и низложили Александра VI, но его письма были перехвачены герцогом Миланским.

    Для Савонаролы все закончилось 7 апреля 1498 года. Накануне некий францисканец Франческо ди Пулья, отстаивая честь римского папы, вызвал одного из любимых учеников Савонаролы фра Доменико на испытание огнем. Они должны были оба пройти через костер, кто не сгорит - тот и прав. Савонарола не возражал - он был полностью уверен, что Бог на его стороне. Однако в день испытания, 7 апреля, Франческо ди Пулья так и не явился на площадь, где должно было пройти испытание. Его прождали целый день. Никого. Что ж, Синьория отменила испытание. Вот, казалось бы, и все. Но толпа повела себя совершенно непредсказуемо. В ярости она накинулась на Савонаролу. Здесь явно не обошлось без подкупленных «Бешеными». Люди кричали, что он должен был сам пройти через огонь. А раз о н э того не сделал, стало быть чувствует себя виноватым. Начались уличные беспорядки. На следующий день разъяренная толпа осадила монастырь св. Марка. Савонарола был арестован вместе с двумя своими учениками фра Доменико и фра Сильвестро. Следственная комиссия так и не смогла доказать, что он еретик. Попытка заставить Савонаролу признать себя еретиком под пыткой ничего не дала. И тем не менее был вынесен смертный приговор.

    Новости партнёров