Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Когда открывают зеркала после покойника. Зачем закрывать зеркала, когда в доме умирает человек? Зеркала и живые люди

История эта произошла в 1980-х, когда москвичка Валентина Веснина была еще ребенком. После всего произошедшего Веснина уверена, что ей известно, каким путем покидают наш мир души усопших.

"Они уходят в зеркала! И попадают на тот свет через зеркальный тоннель, ведущий туда", - заверяет женщина.

"Вы, конечно, слышали о старинном народном обычае завешивать простынями, тряпками все зеркала в доме, где появился покойник, - продолжает Веснина, - А вы знаете откуда он взялся, этот обычай?".

"Мои родители — коммунисты. А значит, атеисты. Они жили и по сей день живут в одном подмосковном совхозе. К любым народным верованиям и суевериям относятся с большой иронией.

Когда умерла моя бабушка, они не стали завешивать простыней зеркало трельяжа, стоявшего в избе. Ясно помню, что старушка соседка сердито отчитала их за это. Но они проигнорировали ее упреки. Гроб с телом покойной стоял на столе прямо напротив трельяжа с высоким узким зеркалом.

Когда бабушка умерла, мне было 8 лет. Однако я отлично помню всю ту кошмарнейшую жуть, которая случилась в нашем доме в день ее похорон. Пришли наши односельчане, чтобы проститься с покойной. Дом был полон людей. И вдруг одна из пришедших женщин страшным голосом закричала, указывая рукой на зеркало трельяжа.

Я посмотрела туда, куда она указывала. И обомлела! Вижу, зеркало как бы подернулось легкой молочной дымкой. А в дымке удаляется вовнутрь зеркала, в его, так сказать, «глубину» моя покойная бабушка.

Я видела ее со спины. На бабушке было то самое платье, в котором она лежала в этот момент в гробу, стоявшем на столе напротив трельяжа...

Вы даже не можете себе представить, что началось в нашем доме! Все, кто был в нем, увидели призрак покойницы, удалявшийся в зеркало, словно в некий тоннель, ведущий. Куда? Уверена, на тот свет... Вот вам и объяснение народного обычая завешивать зеркала в доме, где кто-то умер и еще не успел быть похороненным".

В народных традициях

Традицию завешивать зеркала соблюдают практически все люди, даже те, кто до конца не понял, зачем это делается. Что же касается народных объяснений, то сегодня существует несколько мнений того, почему надо закрывать зеркала, когда умирает человек.

Согласно первому мнению, душа, после того как выходит из тела, на протяжении определенного времени находится в помещении. И если она увидит себя в зеркале, она может испугаться.

Также существует поверье, что зеркало в неком роде играет роль дверей между двумя мирами. Если душа усопшего попадет в зеркало, то она застрянет там навеки, не имея никаких шансов на освобождение.

Еще считается, что зеркала имеют память, поэтому если там отразиться покойник, то его дух будет регулярно посещать дом в качестве привидения.

Зеркала в доме усопшего также связывают с судьбой живых людей. Так, если человек увидит в зеркале отражение покойника или его души, то это будет явным признаком того, что он вскоре тоже умрет.

Конечно, существует довольно много людей, которые не верят в такие суеверия. Но, несмотря на свое мнение, они все же предпочитают придерживаться традиций, чтобы уберечь себя от всех опасностей. Ведь, кто знает, что за собой несет смерть близкого и родного человека.

Любопытно, что нет никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал, это чисто народная традиция, уходящая глубоко во тьму веков. При этом традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно.

Закрывать зеркала в доме рекомендуют сразу после того, как человек умер. Но многих интересует вопрос о том, через сколько дней можно открывать зеркала. Считается, что снимать занавес можно сразу после того, как закончатся поминки. Но это мнение ошибочное. На похоронах происходит лишь погребение тела усопшего человека, но его душа до 40 дня продолжает пребывать на этом свете.

По истечении этого срока открывают зеркала. Держать их закрытыми дольше смысла нет.

Зеркала – предмет, который всегда был окутан суевериями и требовал особого отношения. Присутствие зеркала на таком событии, как похороны, требует соблюдения определенных правил. Даже если в сами не верите в приметы, на похоронах обязательно найдется человек, которому будет не все равно. Чтобы не смущать присутствующих, следуйте принятым традициям.

Что нужно сделать

Если в дом пришла смерть, следует плотно завесить все отражающие поверхности. Особенно это касается зеркал: предмета, который всегда связывали с потусторонними силами. Отверните зеркало лицевой поверхностью к стене, закутайте плотной тканью или вынесите из дома. Это делают, даже если человек умер не дома, а, например, в больнице.

Сколько должны быть завешаны зеркала после похорон? Когда усопший предан земле, можно открывать зеркала после похорон. Но некоторые предпочитают выдержать срок в 9 или даже в 40 дней. Все зависит от решения конкретной семьи и ее членов. Помните, что когда прошли похороны, уже можно открывать зеркала.

Корни суеверий

Наверняка вы задавались вопросами, почему на похоронах закрывают зеркала: в этом действии, казалось бы, нет никакого смысла. Но так делали наши предки с давних пор. Издавна зеркала считались своеобразными порталами в другой мир. Считается, что во время похорон душа покойного все еще находится среди людей, поэтому может проникнуть в зеркало и заблудиться там. Другая версия гласит, что душа может случайно увидеть свое отражение и испугаться либо образ покойного могут заметить в отражении зеркала члены семьи. Но есть и более простое объяснение: закрытые зеркала просто символизируют траур.

Некоторые правила

  • В случае, если забыли завесить или убрать зеркала, не рекомендуется оставлять вещь в доме. Лучше приобрести новое изделие.
  • Бывает, что случайно падает укрывающая ткань с поверхности зеркала. Следует как можно скорее повесить ее обратно.
  • После похорон лучше омыть все зеркала и отражающие поверхности родниковой или просто холодной водой.
  • В течении периода, пока в доме покойник, нельзя пользоваться в том числе пудреницами с зеркалом и прочими подобными предметами с отражающими поверхностями. Это следует делать за пределами квартиры или дома.

Смерть – это, пожалуй, самое загадочное, что может произойти с человеком. Её тайна пугает и будоражит человека до сих пор в той же степени, в какой она пугала и будоражила его тысячи лет назад. Сколько бы мы нового ни открывали и ни узнавали о мире и о человеке, но смерть, по всей видимости, так и останется одним из немногих непознанных явлений, вокруг которых будет всегда больше версий и предположений, чем знаний.

В свою очередь, отсутствие знаний всегда является хорошей почвой не только для возникновения версий и теорий, но и для рождения различных примет, дошедших до нас из глубины веков или же появившихся относительно недавно. Смерть и похороны окружены немалым числом подобных примет, и одна из них связана с зеркалами. Она знакома, наверное, каждому, у кого есть родственники в деревне, и её суть заключается в занавешивании зеркал и других отражающих поверхностей – экранов телевизоров и компьютерных мониторов – любой тканью: скатертью, полотенцем, простынёй… Как разновидность этой приметы можно встретить практику выноса зеркал из комнаты, где лежит покойник, или переворачивания их к стене зеркальной стороной. И несмотря на то, что этот обычай имеет не религиозные, а, скорее, языческо-фольклорные корни, его одинаково соблюдают как атеисты, так и верующие, и на различных интернет-форумах часто можно встретить вопрос типа «когда же можно открывать зеркала после смерти близкого человека?»
Однако ответы на него диаметрально противоположны: от утверждения, что ткань с зеркал и прочих поверхностей можно снимать уже через три дня, до категорического мнения в духе «всё это предрассудки!». Как водится, каждая сторона отстаивает именно свою правоту, приводя примеры из жизни и т.д. Обычно в подобных спорах истина находится где-то посередине, однако в этом случае она может оказаться совершенно неожиданной. Впрочем, обо всём по порядку, и для начала – небольшой экскурс в прошлое.

Зеркала и живые люди

Прообразы сегодняшних зеркал появились ещё в глубокой древности. В культурных слоях, относящихся к эпохе бронзы (III – I тыс. до н.э.), археологи нашли немало зеркалоподобных изделий из бронзы, меди, серебра, олова, золота и платины. Есть основания полагать, что уже тогда они использовались в быту и как предмет культа, используемый жрецами и шаманами при свершении различных обрядов, а в Древнем Риме, например, зеркало было обычным предметом обихода в знатных семьях. В том виде, в каком мы его знаем сейчас, зеркало возникло в XIII веке: вначале в Европе научились выдувать стеклянные сосуды, а к 1279 году относится первое описание технологии покрытия стекла тонким оловом, что позволило сделать зеркало ярким и чистым. Практика не замедлила последовать за теорией: уже в конце XIII века в Голландии начали изготавливать зеркала кустарным способом, в 1373 году в имперском городе Нюрнберге возник первый зеркальный цех, а с 1407 года начали производиться знаменитые на весь мир венецианские зеркала.

В России первые зеркала появились при Петре I, при нём же открылась первая фабрика по производству зеркал, однако долгое время даже в кругу российской аристократии их считали заморской блажью. В деревнях же, которые познакомились с зеркалами намного позже, к ним вообще относились с опаской, если не с осторожностью и страхом. Сложно сказать, что именно послужило первопричиной такого отношения, но вполне возможно, что его истоки следует искать в старой славянской примете, гласящей, что нельзя долго смотреться в своё отражение в реке, иначе тебя заберут водяной или русалки. Неизвестно, знали ли древние славяне миф о Нарциссе, который, как известно, умер возле источника, влюбившись в своё отражение, но в этой примете явно слышны его отголоски – ведь, согласно мифу, Нарциссу была предсказана долгая жизнь при условии, если он не увидит своего отражения. В этой связи крайне интересным представляется одно дошедшее до наших дней античное толкование этого мифа. Согласно ему, Нарцисс увидел внутри материи (воды) не просто отражение, а свою тень, заключённое туда живое существо, которое является «последним образом истинной души». Таким образом, его смерть – это следствие попытки обнять (возлюбить) эту душу (живое существо) как свою собственную (то есть, ради него самого), которая закончилась гибелью его же собственной души.


Но мы слегка отвлеклись. Когда же зеркало из предмета роскоши стало превращаться в обычный атрибут дома, то подобная связь преждевременной (и скорее всего, насильственной) смерти с собственным отражением «с той стороны», закрепившаяся в народном сознании, вполне могла перенестись и на него, поскольку зеркалу с самого начала приписывались сверхъестественные и волшебные свойства. Действительно, как мы уже упоминали, примитивные зеркала использовались жрецами разных народов как часть обряда, и вполне возможно, что на уровне генома могло сформироваться представление о зеркале как о магическом предмете, способном каким-то неведомым образом влиять на того, кто им пользуется. Кстати сказать, в литературе подобное представление используется очень широко: достаточно вспомнить хотя бы Зазеркалье Льюиса Кэррола. Если к этому прибавить ещё и предостережения относительно «взаимоотношений» человека со своим отражением, природа опасений становится более понятной.

Неудивительно, что по мере распространения зеркал они окружались неким мистическим туманом и окутывались различными приметами, связанными с их ролью в жизни – например, совет не показывать новорожденному малышу его отражение в зеркале, пока ему не исполнится один год, иначе он испугается, поздно заговорит и поздно начнёт ходить. Есть свои приметы на случай смерти.

Самая распространённая примета, почему в одной комнате с умершим нельзя оставлять зеркало, гласит так: когда человек умирает, его душа, покидая тело, может отразиться в зеркале и, попав в него, остаться между миром живых и миром мёртвых в т.н. зеркальном коридоре. Если это произойдёт, выход она из него найти уже не сможет, останется в зазеркалье навсегда и будет пугать всех, кто живёт в этом доме, и воздействовать на них так, что они начнут сильно болеть. Чтобы этого не произошло, родственники умершего и завешивают зеркало. Ещё одно опасение гласит: мол, душа, выходя из тела, может попросту испугаться своего отражения. Ну и, наконец, во многих местностях бытует поверье, что через зеркало душе легко попасть к самому дьяволу.

Кроме этой приметы, есть ещё несколько: например, если в одном зеркале одновременно отразятся живой и усопший, то в доме скоро будет ещё одна смерть. Особый трепет вызывают стоящие друг против друга и отражающиеся друг в друге два зеркала. Считается, что человек, вставший между ними в Страстную пятницу, может увидеть в зеркальных отражениях свою смерть или дьявола.

Похожие приметы можно встретить и у других народов. Например, сербы верят в то, что тот, кто первый посмотрится в зеркало сразу после похорон, тоже скоро умрёт, а японцы даже держат закрытыми зеркала каждую ночь вне зависимости от того, были ли в этом доме похороны или нет.

Стоит ли после этого удивляться неподдельному интересу, который вызывает вопрос, сколько дней можно держать зеркала завешенными и на какой день их обычно открывают? С ним обращаются и к священникам, и к пожилым людям, полагая в них носителей народной мудрости; этот вопрос часто встречается на различных интернет-форумах. Но сколько людей – столько и мнений, и каждый человек ответит на него по-разному. Православные священники, например, считают обычай завешивать зеркала языческим пережитком, недостойным верующего человека, и утверждают, что держать их закрытыми хотя бы даже один день не только не нужно, но даже и глупо, поскольку суеверно. В народе же распространено два мнения. Одно гласит, что коль душа в течение 40 дней находится на земле рядом со своими родными людьми, лучше будет, если всё это время зеркало будет закрытым. Второе утверждает, что зеркало должно быть завешанным лишь столько времени, сколько покойник находится в доме. В доме тело находится обычно от одного от трёх дней, а значит, сразу после похорон зеркало можно открывать.

Заключение

К списку поверхностей, которые рекомендуется закрывать скатертью или любой другой тканью, относятся также мониторы компьютеров и экраны телевизоров – в общем, всё то, в чём человек или его душа может отразиться. Но современный человек просто не может выдержать столько времени без телевизора или компьютера, поэтому часто этот обычай в их отношении или не соблюдается, или же их выносят в другую комнату, или же ткань снимают с них уже на четвёртый или, в крайнем случае, на десятый день. Допустимо ли это? Повторимся, что каждый ответит так, как считает нужным, а те случаи, которые могут быть истолкованы в подтверждение данной приметы, точно так же могут быть отнесены и на счёт простого совпадения (и именно так, кстати, толкуют их и православные священники). Сложно сказать, насколько серьёзно следует относиться к данной примете, уходящей своими корнями в глубокую древность. Видимо, в данном случае решение следует оставить за каждым отдельным человеком, добавив напоследок лишь то, что, по одной из версий, каждому воздаётся по его вере.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Мне сказали, что по смерти родного мне человека необходимо завесить все зеркала. Для чего завешивать зеркала и на какое время? Скажите, пожалуйста, сколько держится траур по смерти матери?
Раба Божия Наталия.

Никакого церковного предписания относительно закрывания зеркал мы не имеем, однако традиция эта очень устойчивая и выполняется повсеместно. Зеркало воспринималось в народном сознании как магический предмет, открывающий некую непостижимую сторону бытия - зазеркалье, окно, через которое можно заглянуть в потусторонний мир.
Объяснения завешивания зеркал с точки зрения современного сознания до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования - чтобы покойный не напугал родственников. Есть даже поверье, что если человек увидит в зеркале покойного, то вскоре умрет.
Из сказанного видно, что завешивание зеркал нужно рассматривать как простое суеверие, не имеющее никакого значения ни для мертвых, ни для живых. Так многие и считают, однако на всякий случай зеркала завешивают.
Гораздо более важным представляется вопрос о продолжительности траура. Траур - слово мирское, не церковное. Оно обозначает время особого воспоминания об усопшем близком человеке, которому присущи определенные атрибуты: цвет одежды, поведение и т.д.
В церкви смысл этого времени поминовения намного углубляется. Ведь одних воспоминаний недостаточно, поэтому Православные Христиане, поминая усопшего, стараются деятельно помочь ему определиться в вечной жизни. Это выражается в молитвах Церкви за усопших.
Благочестивое предание Церкви устанавливает сорок дней (сорокоуст) особого поминовения усопших, в которые по ним служится Божественная литургия, возносятся молитвы и творится милостыня. Все это освобождает умершего от уз греха и переводит душу усопшего в лучшее состояние загробного существования.
Особенно благотворное влияние на судьбу усопших имеет принесение безкровной жертвы за спасение их, или совершение Божественной литургии. На Литургии через погружение в таинственную Кровь Христову частиц, изъятых из просфор, омываются грехи поминаемых живых и умерших.
Св. Иоанн Златоуст так говорит о молитве и милостыне за умерших: «Есть, подлинно есть возможность облегчить его наказание, если пожелаем. Так, если будем совершать за него частые молитвы, если будем подавать милостыню, то хотя он сам и был недостоин, Бог услышит нас... Это сообразно с человеколюбием Божиим. Многие получали пользу от милостынь, совершаемых за них другими. Если они и не совершенно помилованы, то, по крайней мере, получили некоторое утешение».
Священное Писание представляет примеры молитвенного поминовения усопших и благотворительности в память их - для испрошения прощения грехов. В ветхозаветной Церкви существовал обычай преломлять над умершими хлебы и при их гробах раздавать хлеб неимущим (Тов. 4, 17). Был обычай по случаю кончины ближних налагать на себя пост: когда жители Иависа Галаадского хоронили царя Саула и его сыновей, они «взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» (l Цap. 31, 13), что, конечно, соединялось с соответствующими молитвами.
Однако самое существенное отличие траура от Христианского поминовения заключается в том, что траур - это неизбывная, безысходная скорбь по ближним, утратившим свое бытие, поглощенным гробом, безсмысленно уничтоженным смертью. Христианское же поминовение - это молитвенная память о человеке, только что родившемся в вечную, блаженную жизнь во Христе Иисусе.