Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Кем были дети Асклепия? Асклепий (Эскулап), врач, которого люди превратили в бога врачевания

Асклепий (Ασκληπιός, лат. Aesculapius, Эскулап) – у древних греков бог врачебной науки, сын Аполлона и Корониды, дочери лапифа Флегия, родившийся в Лакерее или Трикке, в Фессалии, а по другому преданию в Эпидавре, в Арголиде или в Мессении. Когда возник спор о месте рождения Асклепия, то оракул решил его в пользу Эпидавра, но признал матерью бога фессалианку Корониду.

Аполлон передал ребенка Асклепия кентавру Хирону, который воспитал его и научил искусству врачевания. По Аполлодору Асклепий получил от богини Афины кровь, истекшую из жилы Медузы Горгоны, и, пользуясь ею, мог губитьи воскрешать людей (например, Ипполита, Капанея, Тиндарея, Гименея, Главка и др.), а Гигин передает рассказ о змее, которая показала Асклепию траву, обладающую силой воскрешать людей. , боясь, что Асклепий научит людей избавляться от смерти, убил его молнией. Гомер несколько раз упоминает об Асклепии, как о превосходном враче, сыновья которого Махаон и Подалирий, были врачами в греческом войске, осаждавшем Трою.

По мнению одних, Асклепий является историческим лицом, другие же полагают, что культ Асклепия имеет финикийское или колхидское происхождение. Асклепия часто сопровождает богиня здоровья Гигиея. Этому богу-целителю было посвящено много знаменитых храмов; соединенные с лечебницами, они воздвигались обычно в священных рощах, вблизи целебных источников или на высоких горах. Жреческие обязанности исполняли в них преимущественно лица, принадлежавшие к роду асклепиадов.

Нередко в храмах Асклепия держали змей, так как змея постоянно является символом божества и пророческой силы. Так как бог по преданию подавал исцеление, главным образом, во время сна, то в его храмах происходили, так наз. incubationes (возлежания): Асклепий или другое божество являлись к больным во время их сна и называли целебное средство. Исцеленные, покидая храм, приносили богу жертву (обыкновенно петуха) и вешали в храм по обету доски с обозначением болезни и врачебного средства. Раскопки храма в Эпидавре обнаружили большое число таких таблиц. В Эпидавре же каждые 5 лет, 9 дней спустя после истмийских игр, справлялся знаменитый праздник Асклепия – асклепии. При пении гимнов статуя бога возилась в торжественной процессии на триумфальной колеснице, которую сопровождала толпа факельщиков; затем следовали жертвоприношения, поэтические и музыкальные состязания и т. п.

В Рим культ Асклепия или Эскулапа проник в 291 до н.э. во время свирепствовавшей в городе чумы. По приказанию сивиллиных книг Асклепий в образе змеи был перевезен из Эпидавра, и ему был посвящен храм на тибрском острове (ныне San-Bartolommeo). Известен был также храм Эскулапа в Антии (Antium). Культ Асклепия дольше других выдерживал борьбу с христианством.

Асклепий принадлежал к числу божеств, наиболее часто изображавшихся древним искусством. Его обычно представляли бородатым мужем, похожим по выражению лица на Зевса, но более кротким и молодым. Сохранившиеся статуи изображают Асклепия по большей части стоящим и одетым в длинный плащ; правой рукой он опирается на толстый посох, вокруг которого обвилась змея; нередко встречается группа Асклепия и Гигиеи. Возле святилища Асклепия в Афинах были найдены во множестве рельефы, изображающие Асклепия и Гигиею вместе с Махаоном, Подалирием и т. д. Прекрасная голова Асклепия с о. Мелоса (которую считают также головой Зевса), находится в Британском музее, а величественная статуя Асклепия в Лувре, в Париже.

Асклепий – бог медицины в древнегреческой мифологии. Древние римляне бога врачевания называли Эскулапом. Есть основания полагать, что речь идет о реальном человеке, жившем в древности и занимавшемся лечением соотечественников. После смерти великого врачевателя, спасшего много жизней, обожествили и причислили к лику святых. Упоминание об Асклепии встречалось в некоторых письменных источниках, в частности, в трактате «Герметика», принадлежащего перу теософа, мудрецу и мыслителю, богу грамоты Гермесу Трисмегисту.

Биография

Асклепий был сыном Апполона, которому приписывали способность отпускания грехов и очищения души убийц, а также талант бога-врачевателя. Матерью Асклепия была царевна Коронида, павшая от руки любимого. По другой информации матерью юноши была Арсиноя. Мифы и легенды о матери Асклепия противоречивы, в разных источниках представлена совершенно разная информация. Сократ писал, что о родителях Асклепия доподлинно неизвестно, так как они выбросили младенца в лесу. Случайно обнаружившие его охотники забрали ребенка и передали его на воспитание Хирону, который обучил приемного сына врачеванию. По другой легенде Асклепий рожден грешной матерью, которая зачала ребенка от Апполона, а затем влюбилась в другого, за что была сожжена на костре. Однако прежде чем она сгорела, из ее чрева извлекли младенца, который не успел родиться. Херон, которому отдали мальчика на воспитание, был благородным, мудрым и добрым кентавром, в отличие от своих собратьев. Он некогда учился у Апполона грамоте и искусству охоты. Также Хирон умел лечить. Все свои знания он передал пасынку, который значительно превзошел своего учителя. Асклепий был женат и имел семерых сыновей, которые также пошли по стопам отца и посвятили свою жизнь медицине. С детьми Асклепия связано несколько легенд. По одной из них сын Асклепия сделал умирающей девушке кровопускание, чем спас ее. Эта легенда дает нам понять, что кровопускание начали практиковать еще до нашей эры. Другая легенда гласит, что другой сын бога извлек из тела раненого воина стрелу и посыпал рану чудодейственным лекарством. После этого рана быстро затянулась и воин выздоровел. Асклепий умел лечить от множества болезней и воскрешал мертвых, которые ушли из жизни. Зевсу не пришлась по нраву деятельность Асклепия, который нарушал порядок жизни. Врачеватель прогневал Аида, который пришел с жалобой на самовольного врачевателя к Зевсу. Аид рассказал, что простой смертный нарушил земные законы, который ввел сам Зевс. Из-за самовольника-врачевателя люди перестали бояться смерти и стали бессмертными, хотя это была исключительно прерогатива богов. Чтобы Асклепий не смог воскрешать простых смертных, разгневанный Зевс послал на него молнии, которые и убили самого врачевателя. Люди были расстроены такой несправедливостью и чтобы увековечить память целителя, обожествили его. Они стали повсеместно строить храмы, где молились своему поверженному целителю.

Изображение Асклепия

В самом раннем периоде культа бога врачевания в Древнем Риме Асклепия изображали в виде змеи, а не в виде человека. Позже его стали изображать на монетах в виде подтянутого и мудрого старика (примерно так же изображали и всех остальных богов с человеческим ликом). До нашего времени сохранились изображения Асклепия, датируемые, по всей вероятности, II-III веком до рождества Христова. Это так называемые посвятительные рельефы – посвящение к лику на камне, фрагменты статуй, произведения глиптики, монеты и чеканки. Асклепий изображался со своими священными животными (змеями и петухами). В дальнейшем, когда Асклепия стали считать покровителем всех медиков, именно змея, обвивающая чашу, стала символом медицины. Этот символ был выбран из-за изображения Асклепия с посохом, обвитым змеями. До эпохи Возрождения Асклепия также изображали в окружении медицинского инструмента и лекарств, потому что он также считался покровителем аптекарей.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А. Сербский В.П. Сеченов И.М. Склифосовский Н.В. Фёдоров С.Н. Филатов В.П.
Французские

Нимфа Коронида. - Рождение бога Асклепия. - Аполлон у Адмета. - Аристей, бог пчеловодства. - Змея Асклепия. - Храм Асклепия в Эпидавре. - Асклепий (Эскулап) в древнем Риме. - Бог Асклепий в изображении Лукиана.

Нимфа Коронида

Рождение бога Асклепия

Аполлон - бог, карающий и насылающий в наказание на человечество чуму и разные бедствия. Аполлон же вместе с тем, как бог солнца, является и богом-исцелителем и исправителем бед. Но Аполлон передал свою целительную силу в руки сына своего Асклепия (Эскулапа), матерью которого была нимфа Коронида.

Аполлон очень любил эту нимфу, но, узнав от ворона, что Коронида ему изменила, Аполлон в припадке ревности убил Корониду стрелой, а затем превратил Корониду в ворону. Болтливого же доносчика (ворона) превратил из белого, каким ворон был до того времени, в черную, мрачную птицу. С тех пор обе эти птицы (ворон и ворона) посвящены Аполлону.

Коронида должна была произвести на свет ребенка, когда была поражена стрелой Аполлона. Бог Аполлон вынул из мертвой Корониды своего сына Асклепия (Эскулапа), которого отдал кентавру Хирону на воспитание.

Дочь мудрого кентавра Хирона была пророчицей; она предсказала следующее Асклепию (Эскулапу): «Расти для блага мира, дитя. Многие смертные будут обязаны тебе жизнью. Ты будешь обладать даром даже воскрешать умерших. Но, сделав это раз против воли богов, ты навлечешь на себя гнев Юпитера, и его громовые стрелы поразят тебя» (Овидий).

Это предсказание исполнилось: Асклепий (Эскулап) воскресил, против воли властелина богов, Ипполита, пасынка Федры, и был за это поражен громовой стрелой Зевса.

После рождения Асклепия (Эскулапа) распространилась молва, что этот ребенок умеет исцелять больных и даже воскрешать мертвых. Действительно, Асклепию (Эскулапу) приписывают много чудесных исцелений, но главным образом бог Асклепий прославился своим даром воскрешать мертвых.

Аполлон у Адмета

Аполлон, разгневанный на Зевса за то, что Зевс убил его сына (Асклепия), взял свой лук и колчан и отправился убивать Циклопов, которые были обязаны ковать громоносные стрелы.

Зевс изгнал за это Аполлона на землю, и, принужденный добывать себе пропитание как простой смертный, Аполлон нанялся к Адмету, царю Фессалии, пасти его стада.

Аполлон также условился вместе с Посейдоном возвести стены вокруг Трои, но царь Лаомедонт отказался им заплатить, и разгневанный бог наслал на страну мор.

Наконец, Зевс, найдя, что Аполлон достаточно наказан, вернул его на Олимп.

Аристей, бог пчеловодства

У бога Аполлона был еще сын Аристей - от нимфы Кирены, которую Аполлон увез из Фессалии в Ливию, на берег Средиземного моря. По ее имени назван там город Кирены.

Аристей считался богом, покровительствующим стадам, но главная обязанность Аристея заключалась в воспитании пчел и уходе за ними.

На памятниках античного искусства Аристей почти всегда изображается в виде пастыря. Чаще всего Аристей несет на плечах ягненка. Примитивные изображения Христа в римских катакомбах представляют Спасителя в виде доброго пастыря Аристея и с атрибутами этого последнего.

Змея Асклепия

Искусство придает всегда Асклепию (Эскулапу) приятные и улыбающиеся черты. Бог Асклепий обыкновенно стоит, опираясь правой рукой на палку, вокруг которой обвивается змея (это - жезл Асклепия ). На голове у Асклепия повязка из ленты, придерживающая его довольно длинные волосы.

Змея посвящена богу Асклепию (Эскулапу) и считается эмблемой медицины. Римский писатель Плиний объясняет это тем, что змея, сбрасывая кожу, как бы возрождается; точно так же возрождается и тело больного от лекарств.

По словам же других античных писателей, Асклепий (Эскулап), наблюдая за змеями, открыл тайну воскрешать мертвых. Однажды, когда бог Асклепий сидел у постели больного, явилась змея и обвилась около его палки. Асклепий убил змею, но тотчас же появилась другая змея, неся во рту траву, натерла ею мертвую змею, которая тотчас же воскресла. Бог Асклепий отыскал также эту траву и с тех пор часто и с успехом употреблял ее.

На картине Герена «Жертвоприношение Эскулапу» изображен старик, которого дети подводят к статуе бога медицины, а одна из дочерей старика, стоя на коленях, наблюдает за змеей, голова которой поднялась над жертвенником.

Храм Асклепия в Эпидавре

В древнегреческом городе Эпидавре находился знаменитый храм Асклепия. Его окружала священная кипарисовая роща. Целые толпы больных стекались туда со всех частей Греции, ища там исцеления от всевозможных немощей и болезней.

Больные, являвшиеся просить совета в храм Асклепия, подвергались предварительно посту, омовениям и очищениям. Затем больные должны были провести ночь в храме, где бог Асклепий появлялся им обыкновенно во сне и давал наставления, которые потом объяснялись и истолковывались жрецами храма Асклепия.

Культ бога Асклепия (Эскулапа) был распространен по всей Греции. Асклепию воздвигали много храмов, которые обыкновенно строились около целебных источников. Животное, приносимое в жертву богу Асклепию, был петух.

Асклепий (Эскулап) в древнем Риме

Древние римляне воздавали богу Асклепию также большие почести и называли бога врачевания Эскулап .

Когда страшная чума, свирепствовавшая в течение трех лет, грозила опустошить всю страну, верховные римские жрецы решили, что нет другого средства, как послать за богом Эскулапом в Эпидавр. Бог благосклонно выслушал посланных и отпустил с ними свою змею. Лишь только корабль со змеей Эскулапа прибыл в Рим, эпидемия тотчас же прекратилась.

Бог Асклепий в изображении Лукиана

Древнегреческий писатель Лукиан в своих диалогах («Dialogi deorum») очень остроумно описывает ссору бога Асклепия с Гераклом во время пира богов на Олимпе.

Зевс, стараясь примирить Асклепия и Геракла, говорит: «Перестаньте ссориться точно люди, - это недостойно и неприлично за столом богов». Геракл: «Неужели же ты хочешь, Зевс, чтобы этот отравитель сидел выше меня?» Асклепий: «Да, конечно, ведь я и стою больше тебя!» Геракл: «Как так? Не потому ли, что Зевс убил тебя своей громовой стрелой за то, что ты сделал то, чего не должен был делать?» Асклепий: «Ты, вероятно, забыл, как ты горел на костре на вершине горы Эты? Чего же ты винишь меня, что я тоже испробовал огня?» Геракл: «Да разве мы с тобой вели одинаковую жизнь? Сын Зевса, я исполнял самые тяжелые работы, очистил землю, боролся с чудовищами, наказывал злодеев, оскорблявших род людской. А ты кто? Собиратель трав, шарлатан, годный только на то, чтобы подавать лекарство больным и прикладывать пластыри. Ты никогда ни в чем не проявил мужества!» Асклепий: «Ты прав, но я же тебя вылечил от твоих ожогов, когда ты пришел сюда, весь покрытый ими. А затем, умалчивая обо всем прочем, я никогда не был рабом, как ты, я не сидел за прялкой, одетый в пурпуровое платье, меня не била Омфала своей золотой сандалией, и, наконец, я никогда в припадке исступления не убивал своей жены и детей» (Лукиан).

Асклепий, благой бог-врачеватель, бог-целитель, бог-спаситель — античный проообраз Христа. Его титул — Сотер (Спаситель или Целитель) — тот же, с каким мы уже две тысячи лет воспеваем в гимнах Господа. И это неслучайно, как и сходство их иконографии. Асклепий — это «сон золотой» страдающего античного человечества с его «великой тоской», по точному слову протоиерея Георгия Флоровского.

В самом сердце Италии, во Флоренции, есть дивный сад, полный чудес. В этом саду стоит статуя — копия с античного оригинала. Человек в плаще, обнажающем грудь и правое плечо, держит на своих руках тело погибшего юноши. Юношу зовут Ипполит. Он стал жертвой злого рока, как повествует о том античный мудрец и поэт, трагик Эврипид. Его не смог спасти из объятий незаслуженной смерти ни один из богов. Таков был античный рок — исправить соделанное нельзя. Проклявший сына по чудовищной ошибке, Тесей, отец Ипполита, напрасно рыдает над умершим. Артемида, покровительница юноши, обещает месть врагам, но удаляется от него, когда он подходит к вратам смерти.

Но в Риме, не веря, что древний рок сильнее человека, сложили продолжение греческой истории. Ипполит, ушедший в темные места Аида, был возвращен на землю Асклепием — Эскулапом. Это он — таинственный муж из тенистого сада. На его пьедесталах писали по-гречески АСКЛЕПИЙ СОТЕР.

В римских катакомбах, на гробах христианских мучеников и простых христиан на камне рисовали простой знак рыбы — «ИХТЮС» — IXTYC. Это была необычная надпись. За каждой буквой в ней таилось слово, ради которого христиане жили и умирали. Целиком она звучала так: «Иисус Христос, Сын Божий, Сотер — Спаситель».

Кто же он — Асклепий?

Царь Фессалии

XII век до Рождества Христова. Греки-ахейцы осаждают знаменитый малоазийский город Трою. Целая флотилия доставила мужественных воинов и великих военачальников со всей Греции. Среди «ахейских мужей» и царь Фессалии Асклепий со своими сыновьями, Махаоном и Подалирием.

Фессалийская земля, прародина эолийских племен, чьи жители вели свой род от сына Прометея Девкалиона — греческого Ноя, спасшегося со своей женой при всемирном потопе, родила много героев. Это и Ясон, вождь аргонавтов, и знаменитый Ахилл. А уделом Асклепия и его сыновей была Трикка и прилежавшие к ней местности.

В 1879 году оберштабарцт (военный врач) Королевской саксонской армии Фрелих опубликовал нашумевшую статью. В ней он утверждал, что поэт Гомер был никем иным, как врачом, сопровождавшим армию Агамемнона. В доказательство он приводил примеры из Илиады, свидетельствующие о том, что автор на поле боя бывал мало, но хорошо был знаком с боевыми ранениями, которые он и описывает во всех мельчайших подробностях.

Хотя мнение Фрелиха не было принято наукой, но царь Асклепий, отец Махаона и Подалирия, присутствовал среди ахейцев. Однако медицинскую помощь героям оказывали, согласно Гомеру, только его дети. Отношение к ним в войске было крайне уважительное.

После Троянской войны славный род Асклепия продолжился. Но имя фессалийского царя-врача с каждым столетием окутывалось все большим числом сказаний и легенд.

Фессалия, Спарта или Аркадия?

Асклепий почитался как местный царь и герой в Фессалийской Трикке и в завоеванной спартанцами области Мессения. В Спарте имелась и своя Трикка, одноименный с фессалийским уделом таинственного царя город. Спартанцы делали статуи Асклепия из ивового дерева и по имени дерева называли его «Агнитас». В городе Мессене его храм находился не на окраине города, а в центре. Это говорит о том, что культ фессалийского царя был древним, а не пришлым. На имя родины Асклепия претендовала еще и другая область Греции — Аркадия в северном Пелопоннесе.

Спор пришлось разрешать дельфийскому оракулу Аполлона. Он остроумно нашел выход из положения: хотя мать Асклепия была родом из Фессалии, из Трикки, но рожден он был в Эпидавре. Гомер не повествует о происхождении и детстве царя ничего, кроме того, что он, как и Ахилл, Ясон, Патрокл и Диоскуры, учился у кентавра Хирона. Но всем известно, что обычные мальчики не попадают на воспитание к кентаврам! Чей же он сын, «врач безупречный Асклепий»?

Сын Аполлона и Корониды

Древнегреческий поэт Гесиод пишет, что Феб (Аполлон) встретил у озера прекрасную Корониду, дочь Флегия, омывающую свои ноги в водах озера, и полюбил ее. Однако отец отдал Корониду в жены ее двоюродному брату Исхису, и она, уже нося под сердцем плод от Аполлона, должна была покориться отцу. Сам же Аполлон, которому его белоснежный ворон принес весть о свадьбе в Дельфах, в страшном гневе сначала сделал ворона навеки черным, а потом убил своими стрелами Исхиса, в то время как сестра Аполлона Артемида умертвила невинную Корониду и ее подруг. Когда же бог солнца увидел тело своей возлюбленной на погребальном костре, он сжалился над нерожденным ребенком, извлек его из чрева матери и отнес на воспитание кентавру Хирону на гору Пелион. Там Асклепий возрастал, обучаясь искусству исцелять с помощью песнопений, трав и ножа. Став великим врачевателем, он не только брался за лечение тяжелых больных, но и дерзнул воскрешать мертвых. За это Зевс покарал его, убив своей молнией. Здесь Асклепий, как человеколюбивый врач, не схожий со своим мстительным отцом Аполлоном, разделяет участь Прометея, явившись жертвой гнева Зевса из-за своей помощи людям.

«Для мира всего, благодатный мальчик, расти!»

Поздние легенды привносят много подробностей: слезы Аполлона об убитом громовержцем сыне Асклепии стали янтарем в реке Эридан; Аполлон перебил Киклопов, которые ковали молнии громовержцу Зевсу. Но самое главное — принципиальная трансформация образа Асклепия. Народное сердце оживило и отогрело его. Это уже не беспомощный сирота, рожденный путем кесарева сечения от умершей матери. Асклепий — божественный, светоносный, чудесный младенец, покинутый на Миртовой горе Титион Коронидой, сопровождавшей своего отца Флегия на войну в Пелопоннес.

Оказывается, Асклепий был вскормлен козой и собакой пастуха Аресфана и творил чудеса исцелений и воскрешений с младенческих лет, как повествует древнегреческий писатель и географ Павсаний, пересказывая одну из легенд Эпидавра. Его приютил и воспитал кентавр и врачеватель Хирон, а его дочь Эвиппа, придя полюбоваться младенцем, произнесла удивительное пророчество о его трагической судьбе, переданное римским поэтом Овидием:

Лишь увидала дитя, —
«Для мира всего, благодатный
Мальчик, расти! — говорит, —
обязаны будут нередко
Смертные жизнью тебе:
возвращать ты души им сможешь.
К негодованью богов
однажды на это решишься —
Чудо тебе повторить
воспрепятствует молния деда.
Станешь ты — ранее бог —
бескровным прахом и богом
Станешь из праха опять,
два раза твой рок обновится».

Эта история, в которой оживают чаяния древнего человека, напоминает слова знаменитой Четвертой Эклоги Вергилия, где тоже появляется некий таинственный младенец, приносящий людям утраченный ими золотой век:

Дева грядет к нам опять,
грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес
посылается новое племя. <...>
Мальчик, мать узнавай
и ей начинай улыбаться...

Овидий рассказывает нам и счастливый конец истории Ипполита:

Нечего тут горевать, —
сын Корониды сказал, —
Честному юноше жизнь я верну,
залечив его раны,
Злую судьбу посрамит
мощь моего врачевства.

Конец этой истории не отличается от древней: Асклепий был убит «молнией деда». С ним вместе был убит и Ипполит.

Но после этого Асклепий был вознесен Зевсом на Олимп и в небо как созвездие Змееносца. Он — единственный человек, пирующий среди бессмертных олимпийцев. И ему строили храмы, как богу, а не совершали возлияния на могилах, как всем остальным героям — сыновьям смертных женщин и богов.

Асклепий-Эскулап

V век до Рождества Христова запомнился древним грекам как смутное время. Это была эпоха войн, эпидемий чумы и других бедствий. В храмы Асклепия приходили больные и беженцы из всех областей раздираемой междоусобными войнами Греции. Асклепий (в отличие от местных богов‑покровителей воюющих городов-полисов) не принимал сторону ни одного из противников: здесь можно было просто помолиться и попросить милости.

Вскоре культ Асклепия распространился по всей Греции. Асклепий пришел и на Кос, но уже не как предок, а как бог. Асклепиады — его потомки — приняли новый культ с большим энтузиазмом, и вскоре на Косе помимо врачебных школ, появился грандиозный храм Асклепия.

Все врачи Коса делились на два рода: соответственно Подалирию и Махаону, двум сыновьям Асклепия. Среди них был и знаменитый Гиппократ — или Гиппократ II Великий Косский, 17-й потомок Асклепия через Подалирия, а также и отец Аристотеля, который возводил свой род к Подалирию.

Но Грецией распространение культа Асклепия не закончилось. Делегация из охваченного чумой Рима в 291 году до н. э. отправилась в Эпидавр. Священная змея — образ Асклепия — сама выползла из храма и устремилась на корабль ликующих римлян, которые возложили на головы венки, подняли паруса и пустились в обратный путь. Ветер был попутный, и на шестой день они достигли родины. Лишь они вошли в устье Тибра, змея соскользнула с корабля и устремилась на маленький остров посреди реки, где Асклепию был заложен первый в Риме храм, а он переименован в Эскулапа.

Еще раньше было основано святилище Асклепия в Пергаме, городе в Малой Азии. В нем спустя пять веков будет учиться великий врач древности Клавдий Гален. Из пергамской врачебной школы вышел и врач Орибасий, друг Юлиана Отступника, составивший свод практически всех значимых книг по медицине на конец IV века н. э.

Всего в древнем мире насчитывалось более 400 храмов Асклепия, при этом около 300 из них находилось в Греции. Все святилища этого бога врачевания назывались асклепейонами.

Асклепейон: храм, лечебница, школа

Обязательными условиями для основания асклепейона было расположение высоко над уровнем моря, а также наличие минерального источника и кипарисовой рощи. Храмовая территория состояла из священного участка (он назывался теменос), гимнастической площадки, гостиницы и театра.

В теменосе располагался храм Асклепия, фимела, где жили священные змеи, и абатон — крытая галерея, где совершался главный ритуал исцеляющего действия бога — энкимесис, целительный священный сон. Во время энкимесиса даже совершались операции.

Входивший проходил ритуал очищения, включавший омовение в священном источнике и принесение в жертву животного, как правило, петуха. Затем страждущий входил в храм с золоченой крышей, где его встречал Асклепий, изваянный из слоновой кости и золота.

Асклепейон был священным местом, территорией бога. В понятие ритуальной чистоты входило не только окуривание благовонным ладаном при прохождении через храмовые ворота и омовения. Чистота заключалась в том, чтобы «иметь возвышенные мысли». Однако и жестокие правила соблюдались здесь: внутри храмовой ограды нельзя было ни умереть, ни родиться. Император Антонин позже воздвиг специальное здание вне асклепейона, облегчив этим участь умирающих людей и беременных женщин.

Повсюду присутствовали статуи Асклепия и его детей. Согласно мифам, Асклепий женился на Эпионе («болеутолительнице»). Кроме сыновей Махаона (хирурга) и Подалирия (терапевта), у Асклепия была любимица-дочь, его постоянная спутница Гигиея (чье имя означало «здоровье»), а также дочери Панакея («всецелительница»), Иасо («лечение») и младший сын Телесфор, изображаемый маленьким мальчиком, укутанным в плащ с фригийской шапочкой на голове. Слово telos («конец») для греческого уха ассоциировалось с завершением и совершенством, поэтому Телесфор («приносящий конец») был божеством, приносящим благоприятный исход болезни.

В просторных дворах храмов возвышались статуи богов и знаменитых врачевателей, в храме оставлялись так называемые вотивы — изображения исцеленного органа — золотые глаза, серебряные сердца, мраморные ноги.

Стремление подчеркнуть доброту бога-целителя передает текст, рассказывающий о разговоре Асклепия с мальчиком Евфаном, эпидаврянином, страдавшим от мочекаменной болезни. Асклепий спросил мальчика: «Что ты дашь мне за исцеление?» Евфан ответил: «Десять астрагалов» (то есть игральных костей из бараньих лодыжек). Видимо, это была немалая ценность в глазах ребенка, подобно жетонам с покемонами или человеком-пауком в наши дни! Засмеявшийся бог обещал вылечить его, и когда Евфан вышел утром из святилища, он был уже здоров.

Одному заболевшему кулачному борцу Асклепий не только даровал исцеление, но и научил особому приему, благодаря которому он неоднократно становился олимпиоником. Силачу Эрмодику, разбитому параличом, Асклепий приказал поднять и принести в храм настолько большой камень, насколько он в силах поднять. Исцеленный Эрмодик принес в асклепейон огромный кусок скалы, который и был установлен на почетном месте с подобающей надписью. Женщине, не верящей в чудеса Асклепия, он явился ночью, и, упрекнув ее в неверии, исцелил от болезни глаз, после чего она установила в храме дорогой вотив.

Асклепейоны выполняли роль лечебно-санаторных заведений и использовались как учебные заведения для врачей-жрецов, сосредотачивая бесценный опыт, накапливаемый поколениями, передаваемый из рук в руки, из уст в уста. Светская и так называемая тавматургическая, «чудотворная» или храмовая, медицина развивались в эллинистический период параллельно.

Со временем появляется и другое восприятие бога-целителя: Асклепий становится не просто храмовым божеством, но богом, с которым возможны личные отношения. Он оберегает, дает советы, предупреждает, говорит ободряющие и ласковые слова, спасает от одиночества во враждебном и полном боли мире.

«Единственный — ты!»

Во II веке н. э. молодой ритор из Смирны Элий Аристид едет в Рим, чтобы быть представленным ко двору императора. Все предвещает ему прекрасную карьеру. Он принят и обласкан при дворе, он удивляет жителей столицы своим красноречием, но болезнь обрывает его карьеру и навсегда меняет жизнь. Врачи не могут ему помочь, тогда он прибегает к Асклепию Пергамскому, и тот берет его под свое покровительство. С этого времени каждую ночь в сонных видениях бог является ему и дает советы относительно лечения и жизни вообще. Элий Аристид записывает сны, которые после составят сборник «Священные речи». В них говорится обо всем: литературе, религии, политике, риторике. Асклепий излечивает многочисленные болезни, прописывая купания в холодной воде, диету, упражнения, промывания и кровопускания, которые пугают врачей, но неизменно имеют благой результат. Так же Асклепий руководит карьерой Аристида, спасает его от опасностей и гибели, исцеляет по его просьбе близких ему людей. Вопреки судьбе, которая так много значила для древнего человека, Элий спасен и может жить, не только творя, но и наслаждаясь близостью богапокровителя, который любит его.

В одном из снов Асклепий приглашает своего любимца остаться в храме после того, как все молящиеся удалятся. Восторженный Аристид восклицает: «Единственный!» Это традиционный жреческий возглас, обращенный к богу. Асклепий сказал ему ласково: «Ты!» Наутро Элий пишет в своем дневнике: «Это слово, владыка Асклепий, для меня дороже всякой человеческой жизни: любая болезнь слабее, чем оно, любое удовольствие меньше, чем оно. Оно дало мне силу и желание жить».

На примере Элия Аристида мы видим осуществление личной религии эллинистического мира. Это уже не жертвоприношения в храмах, это предстояние богу в сердце, в мире внутреннего духовного бытия человека. Для религиозных и философских учений этого времени был характерен поиск Единого и стремление приблизиться и поклониться Ему. «Человеколюбивейшим богом» называют Асклепия...

Соперник Христа?

Христа уже 2000 лет по-гречески мы называем Сотер, что означает Спаситель или Целитель. Но так в эллинистическом мире обращались к Асклепию. Подготовительное действие Бога Живого испытывали все народы в преддверии высшего явления — теофании — Бога в лице Иисуса из Назарета. Асклепий для страдающего в своей «великой тоске» языческого, вне-иудейского мира, становится прообразом грядущего истинного Спасителя и Целителя.

Один из типов иконографического изображения Христа был подобен изображению Асклепия. Существуют упоминания о статуе Христа, воздвигнутой в городе Панеаде (в Кесарии Филипповой) кровоточивой женой, известной нам из Евангелия (Мф. 9, 20). Это была бронзовая скульптурная группа, состоявшая из двух фигур: самой женщины и «красиво облеченного в двойную мантию» человека, простирающего к ней руку. Религиозный писатель русского зарубежья Л. А. Успенский считал ее изображением Христа. Это подтверждено современными археологическими данными: эта статуя была найдена в 80-е годы XX века!

Но прообраз не является полным подобием образа, и нелепо было бы отождествлять Асклепия с Христом, по той причине, что Асклепий был мифическим персонажем, и вся его история (пусть и воплощение заветных чаяний страдающих людей) — отнюдь не вплетенная в историю человеческая плоть и кровь воплощенного Бога.

Но не случайно язычник Лукиан, говоря об Асклепии, и епископ Евсевий Памфил, говоря о Христе, цитируют одно и то же место из трактата Гиппократа «О ветрах»: «Ведь врач видит ужасное, касается того, что отвратительно, и из несчастий других пожинает для себя скорбь; больные же благодаря искусству освобождаются от величайших зол, болезней, страданий, от скорби, от смерти...»

Ольга Джарман
Иллюстрации: Юлия Нурмагамбетова

Дронова Софья

Асклепий

Краткое содержание мифа

Аполлон и Коронида
Адам Эльсхаймер, Ливерпуль,
Художественная галерея Уолкера

Асклепий (римск. - Эскулап) от др.-греч. - «вскрывающий». Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — нимфа Коронида. Воспитывал же Асклепия - кентавр Хирон, потому, что Аполлон убил Корониду за измену.

Именно Хирон обучил будущего виртуозного врача искусству врачевания. Он воспитал Асклепия на склонах Пелиона.

Асклепий
Античная скульптура
Рим, музеи Ватикана

Сначала Хирон поручил наблюдение за воспитанником своей собаке, ставшей для Асклепия кормилицей и нянькой. Когда же младенец подрос настолько, что мог понимать человеческую речь, взялся за его воспитание сам. Посадив Асклепия на спину, он возил его по горным склонам. Немало времени провели они в Пелефренской долине, прославленной целебными растениями. Там кентавр взрывал острым копытом землю и, освободив растение, объяснял малышу, какими свойствами обладают его плоды, листья и корень. Названия трав и цветов, поначалу чуждые Асклепию, наполнялись смыслом, он приобретал знания, которые давал ему его учитель.

УАсклепия была семья. В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, - Гигиея, Панацея и Иасо.

Вскоре Асклепий превзошёл в искусстве врачевания не только Хирона, но и всех смертных.

Асклепий и Гигиея
Римская скульптура

Слава Асклепия, как искусного врача, быстро росла и распространялась по всему известному тогда миру. Он мог излечивать жгучую боль, возвращал зрение и слух, сращивал сломанные кости, делал сложные хирургические операции, залечивал, казалось, смертельные раны. Асклепий принимал и лечил всех, никому не отказывал: и бедных, и богатых, и старых, и юных. Не было болезни, которой не мог бы излечить великий целитель. Ему помогали дочери: Гигея, Панацея и Иасо.

Восхищались им не только люди, но и боги. Однажды Афина дала ему кровь, которая вытекала из головы Горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части головы, несла смерть, а из правой - жизнь. Асклепий научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать.

John William Waterhouse
A sick child brought into the temple
of Aesculapius, 1877

Зевс разгневался на Асклепия из-за того, что тот пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, то есть нарушать порядок, установленный богами. Если люди станут бессмертными, то они приравняются к богам. Зевс убил Асклепия молнией, ведь жизнями и смертями распоряжался Аид, и никто кроме него не был вправе этого делать. Но попав к мойрам, с их соизволения Асклепий вернулся из царства мертвых и Зевс, чтобы утешить Аполлона, отца Асклепия, сделал его бессмертным - богом врачевания. Так сбылось неосторожное пророчество дочери Хирона Эвиппы, которая объявила, что Асклепий станет богом, умрет, а затем к нему снова вернется божественность, т.е. он дважды повторит свою судьбу. Образ Асклепия, держащего целительного змея, Зевс поместил среди звезд.

Образы и символы мифа

Звезда жизни
с посохомАсклепия

Посох Асклепия является одним из самых распространенных символов медицины. Асклепия всегда изображали с ним. Посох же, был изображен как деревянная палка с сучьями и символизировал связь с землёй и странствия врача.

Гигиея
Деталь полотна "Медицина"
Густав Климт, 1907 г.

По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына Главка. По дороге посох обвила змея, и Асклепий, испугавшись, убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых.

Змеи тоже были очень важным символом бога врачевания, позднее его дочь Гигиеюизображали с чашей со змеями. Они обвивались вокруг посоха Асклепия и символизировали двойственность природы змеиного яда. Им можно как убить, так и вернуть к жизни.

По легенде Асклепий понял сущность змей еще в детстве, когда путешествовал с Хироном. Позднее же Афина дала ему кровь Горгоны Медузы, которая вытекала из головы и протекала через змей. Кровь с правой части головы оказалась целительной, кровь, взятая с левой стороны, убивала.

Коммуникативные средства формирования образов и символов

Раскопки в храме Асклепия в Эпидавре

Становление науки медицины должно было пройти через мифологизацию. В связи с этим существовало и существует множество храмов и памятников в честь бога врачевания - Асклепия.

Главные святилища находились на острове Кос, где работали Гиппократ и его ученики. Знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Его культ был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в его храме жертвенные приношения.

Монета с изображением
Асклепия

Курс лечения в Эпидавре назывался "диэта". Много столетий спустя это греческое слово стало толковаться исключительно как отказ от обжорства. Но в античности, диэта подразумевала лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре. В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом.

Святилище Асклепия находится в глубине полуострова Эпидавр, в широкой, окруженной высокими холмами долине. Это самое крупное для всей античности святилище бога врачевания причислялось к главным святыням эллинского мира. Под эгидой Греческого археологического общества здесь под руководством П.Каввадиаса с 1881 по 1928 (с перерывами) проходили раскопки.

Змееносец, Змея. Атлас Яна Гевелия.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты. В средние века он встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение.

Важным средством формирования символов этого мифа стало его отождествление с появлением созвездия «Змееносец». По одной из версий Зевс поместил это созвездие на небо, чтобы Асклепия, бога врачевания, запомнили многие поколения.

Социальное значение мифа

Флаг всемирной организации
здравоохранения

Прежде всего, этот миф неотделим от истории появления медицины.

Асклепий спасал жизни людей, за это он и получил бессмертие. Культ Асклепия распространялся по всему миру. Он символизирует того, кто бескорыстно спасает жизнь людям. И богатым и бедным. Практически все современные организации здравоохранения пытаются отождествить себя с этим мифом.