Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

«Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный. Что за продукт такой – полба

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

Все мы помним А.С. Пушкина и его знаменитую сказку: «Сказка о Попе и его работнике Балде». Но мы, читая сказку, очень редко задумываемся над вопросом, что за продукт такой – полба? Почему мы никогда о ней не слышали?

«Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».

Если обратиться к словарям, то получим такой ответ: полба (спельта) – это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней. Проблема её выращивания, как оказалось, уходит корнями в глубокую древность.
Почему её сейчас не выращивают – да потому что полба не переносит никакие минеральные удобрения. И не всякая почва подходит для её выращивания. Зерно спельты похоже на пшеничное зерно, но крупнее и защищено более жёсткой чешуёй, чем пшеничное. Так как 2 века назад никто не защищал культуру от сорняков, вредителей, засухи и т.д., чешуйки и спасали её колоски от всех этих напастей. Так сохраняет спельта и свои питательные вещества.
Что интересно, сейчас спельту можно встретить иногда в еврейских магазинах за границей. Например, в США и в Германии. И постепенно человек будет возвращаться к этому растению, почти утерянному, но возрождающемуся вновь.
Оказывается, в давние времена на Руси полбяная пшеница, или пшеница спельта, была распространена не меньше, чем обычная. Её культура содержит много клетчатки и протеина. Тот, кто ел кашу из полбы, были здоровым и сильным на Руси-матушке. Полба не требовала к себе большого внимания со стороны человека, была почти диким сортом, но постепенно стала употребляться в пищу человеком. Полба очень устойчива к капризам погоды и хорошо растет в разных климатических условиях.
Эта культура пользовалась большой популярностью среди населения в 17-18 веке, так как легко выращиваема. Зёрна и колосья её достаточно крепкие и не ломаются при ветре и дожде. Единственный её недостаток в том, что её трудно обрабатывать – молотить. По этой причине, когда были выведены новые сорта пшеницы, полба ушла на второй план. Да к тому же пшеница давала больший объём зерна, чем полба, чем и увеличила производство пшеничной муки и хлебной продукции. Посевы полбы стали сокращаться, уступая место более мягкой и урожайной пшенице.
Сегодня в отдельных регионах России пытаются возродить эту культуру: в Дагестане, Башкирии. Она изучается селекционерами для будущего возделывания. Около 10-15 лет назад в Европе стали появляться разные блюда из полбы. Помимо каши, супа или хлеба, из её муки начали делать десерты. Она стала популярной в Индии и Италии, даже получила название «чёрной злаковой икры».
Спельта (полба), выращенная в США, в тёплых штатах Аризона и Флорида, продаётся сегодня под торговым наименованием «камут», что и создаёт трудности в понимании. Но это разные названия одного и того же растения. Спельта содержит множество питательных веществ, в которых нуждается человек. Она имеет сбалансированное сочетание всех важных элементов и витаминов и сохраняет всю питательную ценность при изготовлении муки.
И что удивительно - эта культура не поддаётся генной модификации.
Полба (она же - спельта, камут, двузернянка, эммер) - это полудикий сорт пшеницы, точнее, группа видов пшеницы с ломким колосом и плетенчатым зерном. Она обладает многими полезными и даже лечебными свойствами. На основе древней полбы были выведены все современные сорта пшеницы. Полба - пшеница, содержащая самое большое количество белка - от 27% до 37%. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно детям. Белок клейковины, которым особенно богат этот злак, содержит 18 незаменимых для организма аминокислот, которые не могут быть получены с животной пищей. В полбе более высокое содержание железа, протеина и витаминов группы «В», чем в обычной пшенице. Благодаря низкому содержанию клейковины людям, страдающим аллергией на глютен, можно включать полбу в свою диету.
Полба - мягкая пшеница, из зёрен которой делают шероховатую крупу бурого, с примесью карминового, оттенка. В европейской традиции её называют спельтой, но теперь уже мало где используют на всю катушку, за исключением Северной Италии, где спельту называют фарро, а спельтовую крупу - фарро-перлато. По сути, перловка. Правда, наша перловка - это не пшеница, а ячмень. Но, в общем - довольно близкий родственник. Полба, сама по себе лишённая серьезных вкусовых достоинств, обладает замечательным качеством раскрывать эти достоинства у других. В блюдах итальянской кухни она играет роль холста и одновременно нарисованного задника. У полбы (фарро, спельты) мягкая, слегка волокнистая текстура. Представьте себе субъект, обладающий одновременно материальными свойствами красной икры и ореха кешью, лопающиеся на зубах и одновременно плотные волокнистые гранулы, мягко обволакивающие яркие вкусы базилика, ракушек, белых грибов и лимонного сока, - и вы поймете, почему итальянцы уже пять тысяч лет не могут избавиться от этого наваждения.

История

Полба использовалась людьми в пищу ещё в эпоху неолита. Постепенно полба продвинулась на север и распространилась почти по всей Европе. В древних цивилизациях Вавилонии, Шумера и древнего Египта полба была основной пшеницей, используемой в ежедневном питании. У славян культура полбы также известна с древнейших времен - с V века до н. э. Наибольшие площади она занимала на Руси в XVIII веке. Каши из полбы вплоть до XVIII-XIX веков были очень распространены в те времена. Полба пользовалась огромной популярностью в первую очередь благодаря своим отличным аграрным характеристикам. Её колосья не осыпались при созревании, стебли не полегали даже при сильных ветрах и дождях, само растение не болело и не портилось вредителями. Недостаток был один - полба давала мало зерна и плохо чистилась, но это с лихвой компенсировалось тем, что и на уход за ней нужно было затрачивать минимум сил. Полба – наиболее древний и неприхотливый вид пшеницы. Зерно полбы вымолачивается из ломкого колоса не чистым, а вместе с цветковыми и колосковыми чешуями, приросшими к нему. Из-за чего размолоть его в муку довольно сложно. Поэтому на смену полбе пришли голозёрные пшеницы, более высокого качества, но и более требовательные к плодородию почвы. К сожалению, с XIX века на территории России началось резкое сокращение её посевов на фоне расширения производства мягкой пшеницы как более урожайной.
В последние годы в качестве сопротивления всё возрастающему засилью синтетических продуктов питания стал проявляться интерес к натуральным, экологически чистым продуктам, в том числе и к полбе. Диетологи заговорили о её полезных свойствах, и повара стали готовить из неё всё большее количество блюд. В диетических ресторанах можно встретить не только каши, хлеба или супы из полбы, но и воздушные кремы, полбяные сухари, замысловатые соусы с молотой полбяной крупой. В Италии, правда, из полбы традиционно готовят ризотто, а в Индии, Иране и Турции, где также растёт пшеница спельта, – совершенно немыслимые гарниры к рыбе и птице.
Камут. Название «камут» происходит от слова, которым в Древнем Египте называли пшеницу. Считается, что камут – далёкий предок современной пшеницы, который никогда не подвергался селекции, с высоким содержанием белка. В конце 40-х годов двадцатого века 36 зёрен камута были привезены в штат Монтана, и с тех пор этот сорт пшеницы выращивается только в одном штате под торговым наименованием «Kamut». Зёрна камута в 2-3 раза крупнее, чем зёрна обычной пшеницы и не только обладают приятным ореховым вкусом, но и содержат гораздо больше питательных веществ, чем зёрна современных сортов пшеницы. Для сравнения, камут имеет:
— на 29% больше белков;
— на 27% больше липидов;
— на 23% больше магния;
— на 25% больше цинка;
— гораздо больше витамина «Е»;
— 16 аминокислот с более высокими показателями;
— более высокие показатели у 8 из 9 минеральных солей, обнаруженных в обычной пшенице.
В большинстве стран камут поступает в продажу только в переработанном виде. Его используют при приготовлении макаронных изделий, воздушных хлопьев, крекеров. Из-за ограниченности объемов производства, продукты с камутом можно найти только в магазинах здорового питания.
А вот что рассказывал репортёр об общине Макоши: «Хозяйка избы Мокоши обогрела путников, напоила травяным чаем, накормила печёной тыквой, горячим овощным супом (жители общины - вегетарианцы) и кашей из полбы (пшеницы) с мёдом.»

Рецепты:

Полбяная каша
1. 1 стакан полбы,
0,5 л простокваши,
0,5 стакана воды,
0,5 л молока,
100 г масла.
Полбу замочить на 4-6 часов (или на ночь) в смеси простокваши и кипячёной холодной воды. Затем промыть в холодной воде, отварить на слабом огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не разваривается, каждое зёрнышко остаётся целым, готовность проверяется пробой на вкус после полного выкипания жидкости). Кашу укутать и дать выстояться 30-40 мин, после чего заправить маслом.
2. 350-400 г крупы полбы промыть в холодной воде, залить 4-мя стаканами крутого кипятка, 2 чайные ложки соли, варить, мешая, чтобы не пригорела и не засыхала до тех пор, пока вода не выкипит, переложить кашу в глиняный горшок, положить ложку масла, залить её стаканом кипящего молока, снова перемешать, закрыть крышкой, поставить в духовку на сковородку с горячей водой, которую постепенно подбавлять, чтобы не выкипала. Часа через 1,5-2 каша будет готова. Подавать к ней масло или молоко.
3. Полбенную крупу заваривали солёным кипятком и ставили в печь на 2 часа.

Толма (Армянская кухня).
80 г чечевицы,
160 г полбы,
80 г фасоли,
80 г репчатого лука,
120 г растительного масла,
80 г кураги (без косточек),
400 г виноградных листьев,
40 г изюма,
зелень, перец молотый красный, соль.
Варёную чечевицу, полбу, фасоль перемешивают с пассированным луком, курагой, изюмом, зеленью, солью, перцем. Полученную начинку заворачивают в ошпаренные виноградные листья в виде конверта. Толму рядами укладывают в кастрюлю, добавляют курагу, воду и подсолнечное масло и припускают до готовности. При подаче посыпают зеленью.

Жаркое из полбы со сливочным соусом
1 луковица,
2 моркови,
1 стебель лука-порея,
40 г сливочного масла,
200 г дробленой полбы,
400 мл овощного бульона,
80 г тёртых орехов,
2 яйца,
40 г тёртого сыра,
80 г панировочных сухарей,
морская соль, перец, мускатный орех, по веточке тимьяна и эстрагона.
Лук и морковь порезать на очень мелкие кубики. Лук-порей нарезать тонкими кольцами. Разогреть сливочное масло и припустить в нём дроблёную полбу. Добавить овощи и овощной бульон, довести до кипения. Варить на медленном огне 15 минут, временами помешивая. Выключить огонь и оставить под крышкой ещё на 15 минут. Добавить к полбе орехи, яйца, сыр и панировочные сухари. Добавить по вкусу пряности и мелко порубленную зелень. Смазать лоток без отверстий жиром. Сформовать массу из полбы, выложить в лоток и запекать в соответствии с указаниями. Жаркое оставить на некоторое время, перед тем как нарезать.
Сливочный соус
1 луковица,
1/2 пучка петрушки,
1 ч. л. растительного масла,
400 мл овощного бульона,
1 ст. л. холодного сливочного масла,
1 ст. л. полбовой муки,
400 мл сливок,
соль с травами, перец, сок половины лимона
Для соуса лук почистить и порезать мелкими кубиками. Ощипать зелень петрушки и крупно порубить. Всё вместе обжарить в растительном масле. Добавить овощной бульон, закрыть крышкой и оставить готовиться на 15 мин. Протереть соус через сито. Замешать холодное масло с мукой и добавить в соус. Добавить сливки, заправить пряностями и лимонным соком для пикантного вкуса.

Слушай: платить обязались черти Мне оброк по самой моей смерти; Лучшего б не надобно дохода, Да есть на них недоимки за три года. Как наешься ты своей полбы, Собери-ка с чертей оброк мне полный». (А.С. Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде)

1 октября 2015 года, буквально на следующий день после начала активных действий российской боевой авиации на территории Сирии, в Москве, под руководством Президента (ох как мне не нравится это слово) В.В. Путина, прошло заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека.

Я не буду подробно разбирать каждое выступление членов Совета и приглашённых, остановлюсь лишь на нескольких одиозных на мой взгляд личностей, и что послужило именно той повестке дня которая рассматривалась на заседании.

На данном заседании присутствовали несколько ключевых и знаковых фигур, чьи общественные и политические взгляды на протяжении долгих лет постсоветской России формировали «повестку дня» на всех уровнях Власти.

Как Председатель Совета, первым, после Президента, задал направление дискуссии Федотов Михаил Александрович

Он много рассуждал о добре и зле, о повышении агрессии в российском обществе, о негативной роли цензуры и отсутствием должного противодействия государства в вопросе признания негативной роли Сталина и всего тоталитарного строя в целом. Ну то есть аккуратно призывал Путина метнуть в самого себя булыжник и желательно в затылок. Так же г-н (но не господин) Федотов заострил своё внимание на отсутствии гос.грантов у «Пермь 36″ (это музей истории политических репрессий), и что народ российский не образован, и должен ходить туда с понедельника по воскресенье, но кроме субботы (у тамошних музейщиков суббота не рабочий день). Ну и напоследок Федотов попросил сделать праздничным днём 5 декабря, что бы в энтот день весь народ русский с песнями и плясками, транспарантами и воздушными шарами праздновали «День правозащитника» и не вспоминали про день Сталинской конституции.

В свою бытность, Федотова за такие пассажи хвалил Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, за «признании ответственности СССР за геноцид и Вторую мировую войну», назвал Федотова высказывания, «попыткой честно взглянуть на свою историю и совесть»». Положительно оценил деятельность Федотова в этой области и министр иностранных дел Литвы.

Я уже и не говорю, что Федотов был членом федерального политсовета партии «Союз правых сил», а в настоящее время преподает в Высшей школе экономики, светоче российской демокгатии.

Затем, выдержав паузу с трогательными словами и тихим шепелявым голосом с приветственным адресом к Путину обратилась старая политкошерница бабка Люся Алексеева. Витиевато, с адским огоньком в глазах, она не хуже знаменитой паучихи «Чёрной вдовушки» плела паутину интриги в хитроумных оборотах речи, томным взглядом смотря в бритый подбородок Темнейшего.

Суть её выступления заключался в трёх фразах, не смотря, что по времени она трындела довольно долго (зубные протезы просто сползли):

1. Путяра, задолбал ты своим Законом об НКО

2. Из-за тебя гада, нас считают предателями, а мы совсем не предатели и предателями никогда не были.

3. Милый, милый Карлсо.., тьфу, ув. Владимир Владимирович, ну отмени Закон об НКО, ну пожалуйста. И да, мы согласны наравне с зарубежными грантами принимать и от Вас гранты, в рублях, но по курсу.

Ну а после выступления мадам Алексеевой на сцену Большого и Малого театров выступила тяжёлая артиллерия в виде одессита-хохмоча, бывшего министра экономики России (с 1994 по 1997 годы), научного руководителя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», президента фонда «Либеральная миссия», короче слово взял Ясин Евгений Григорьевич.

Ну он долго не заморачивался, жжахнул из главного калибра, «Путин, фсё пропало, экономика в жопе, мы на дне, санкции разорвали российскую экономику в клочья», «мне американцы выписали хрен на блюде и грозят заморозить счета во всех банках и даже в Гваделупе» и вааще, «выпусти падла неблагодарная из эмигрантских застенков чоткого пацанчика Серёгу Гуриева». На том он раскланялся и попросил разговора с Темнейшем наедине, а не при свидетелях.

Возникает один логичный вопрос, а зачем всё это В.В. Путину?!!! Да просто он реально верит, что в России можно построить демократическое общество, с правом голоса и с разными высказываниями. А лично я уверен, что зело хитрый дядя Вова, учитывая роль вот таких персонажей в Первую Чеченскую войну 1994-1996 года, не хочет давать не единого шанса американцам в их пропагандисткой и информационной войне против России!!! Так сказать, держит тварь дрожащую на привязи…

Максим Шевцов

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”

Поп ему в ответ: “Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”

Балда говорит: “Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.

Призадумался поп,
Стал себе почёсывать лоб.
Щёлк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: “Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.

Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;

Досветла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет.
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит.

Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попёнок зовёт его тятей;
Кашу заварит, нянчится с дитятей.

Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идёт, и срок уж близенько.

Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признаётся:
“Так и так: что делать остаётся?”

Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”.

Стало на сердце попа веселее.
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: “Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.

Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.

Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный”.
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошёл, сел у берега моря;

Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
“Зачем ты, Балда, к нам залез?”

- “Да вот верёвкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить”.
Беса старого взяла тут унылость.
“Скажи, за что такая немилость?”

- “Как за что? Вы не платите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха”.

- “Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука”.
Балда мыслит: “Этого провести не штука!”

Вынырнул подосланный бесёнок,
Замяукал он, как голодный котёнок:
“Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть - возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору

Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок”.

Засмеялся Балда лукаво:
“Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшого брата”.

Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесёнка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:

“Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесёнок, ещё молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка”.

Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь - а Балда братца гладит,
Приговаривая: “Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый”.
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
“Погоди, - говорит, - схожу за оброком”.

Пошёл к деду, говорит: “Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!”
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось.

Вылез бесёнок: “Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк -
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.

Что ж? боишься вывихнуть ручки? Чего ты ждешь?”
- “Да жду вон этой тучки;
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами,чертями,свалку”.

Испугался бесёнок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям верёвкой грозит.

Вылез опять бесёнок: “Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь…”

- “Нет, - говорит Балда,
- Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
Посмотрим, какова у тебя сила.

Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты
Да неси её полверсты;
Снесёшь кобылу, оброк уж твой;
Не снесёшь кобылы, ан будет он мой”.

Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

А Балда ему: “Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног”.

Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказывать про такую победу.

Черти стали в кружок,
Делать нечего - черти собрали оброк
Да на Балду взвалили мешок.

Идёт Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

 24.11.2010 20:43

Все мы помним нашего великого А.С. Пушкина и его знаменитую сказку: «Сказка о Попе и его работнике Балде». Но мы, читая сказку, очень редко задумываемся над вопросом, что за продукт такой – полба? Почему мы никогда о ней не слышали?

«Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк по самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».

Если обратиться к словарям, то получим такой ответ: полба (спельта) – это вид мягкой пшеницы, прародительницы пшеницы сегодняшней. Проблема ее выращивания, как оказалось, уходит корнями в глубокую древность.

Почему ее сейчас не выращивают – да потому что полба не переносит никакие минеральные удобрения. И не всякая почва подходит для ее выращивания. Зерно спельты похоже на пшеничное зерно, но крупнее и защищено более жесткой чешуей, чем пшеничное. Так как 2 века назад никто не защищал культуру от сорняков, вредителей, засухи и т.д., чешуйки и спасали ее колоски от всех этих напастей. Так сохраняет спельта и свои питательные вещества.
Что интересно, сейчас спельту можно встретить иногда в еврейских магазинах за границей. Например, в США и в Германии. И постепенно человек будет возвращаться к этому растению, почти утерянному, но возрождающемуся вновь.

Оказывается, в давние времена на Руси полбяная пшеница, или пшеница спельта, была распространена не меньше, чем обычная. Ее культура содержит много клетчатки и протеина. Тот, кто ел кашу из полбы, были здоровым и сильным на Руси-матушке. Полба не требовала к себе большого внимания со стороны человека, была почти диким сортом, но постепенно стала употребляться в пищу человеком. Полба очень устойчива к капризам погоды и хорошо растет в разных климатических условиях.

Эта культура пользовалась большой популярностью среди населения в 17-18 веке, так как легко выращиваема. Зерна и колосья ее достаточно крепкие и не ломаются при ветре и дожде. Единственный ее недостаток в том, что ее трудно обрабатывать – молотить. По этой причине, когда были выведены новые сорта пшеницы, полба ушла на второй план. Да к тому же пшеница давала больший объем зерна, чем полба, чем и увеличила производство пшеничной муки и хлебной продукции. Посевы полбы стали сокращаться, уступая место более мягкой и урожайной пшенице.

Сегодня в отдельных регионах России пытаются возродить эту культуру: в Дагестане, Башкирии. Она изучается селекционерами для будущего возделывания. Около 10-15 лет назад в Европе стали появляться разные блюда из полбы. Помимо каши, супа или хлеба, из ее муки начали делать делать десерты. Она стала популярной в Индии и Италии, даже получила название «черной икры злаков».
Спельта (полба), выращенная в США, в теплых штатах Аризона и Флорида, продается сегодня в России под торговым наименованием «камут», что и создает трудности в понимании. Но это разные названия одного и того же растения. Спельта содержит множество питательных веществ, в которых нуждается человек. Она имеет сбалансированное сочетание всех важных элементов и витаминов и сохраняет всю питательную ценность при изготовлении муки.
И что удивительно — эта культура не потдаётся генной модификации

Полба (она же — спельта, камут, двузернянка, эммер) - это полудикий сорт пшеницы, точнее, группа видов пшеницы с ломким колосом и плетенчатым зерном.Она обладает многими полезными и даже лечебными свойствами. Полба является прародительницей пшеницы. На основе древней полбы были выведены все ее современные сорта. Полба - пшеница, содержащая самое большое количество белка - от 27% до 37%. Каша из полбы имеет приятный ореховый аромат и невероятно полезна, особенно детям. Белок клейковины, которым особенно богат этот злак, содержит 18 незаменимых для организма аминокислот, которые не могут быть получены с животной пищей. В полбе более высокое содержание железа, протеина и витаминов группы В, чем в обычной пшенице. Благодаря низкому содержанию клейковины людям, страдающим аллергией на глютен, можно включать полбу в свою диету.

Полба - мягкая пшеница, из зерен которой делают шероховатую крупу бурого, с примесью карминового, оттенка. В европейской традиции ее называют спельтой, но теперь уже мало где используют на всю катушку, за исключением Северной Италии, где спельту называют фарро, а спельтовую крупу - фарро-перлато. По сути, перловка. Правда, наша перловка - это не пшеница, а ячмень. Но в общем - довольно близкий родственник. Полба, сама по себе лишенная серьезных вкусовых достоинств, обладает замечательным качеством раскрывать эти достоинства у других. В блюдах итальянской кухни она играет роль холста и одновременно нарисованного задника. У полбы (фарро, спельты) мягкая, слегка волокнистая текстура. Представьте себе субъект, обладающий одновремен­но материальными свойствами красной икры и ореха кешью, лопающиеся на зубах и одновременно плотные волокнистые гранулы, мягко обволакивающие яркие вкусы базилика, ракушек, белых грибов и лимонного сока, - и вы поймете, почему итальянцы уже пять тысяч лет не могут избавиться от этого наваждения.

История
Полба использовалась людьми в пищу еще в эпоху неолита. Постепенно полба продвинулась на север и распространилась почти по всей Европе. В древних цивилизациях Вавилонии, Шумера и древнего Египта полба была основной пшеницей, используемой в ежедневном питании. На территории России культура полбы также известна с древнейших времен - с V века до н. э. Наибольшие площади она занимала на Руси в XVIII веке. Каши из полбы вплоть до XVIII-XIX веков были очень распространены в России в те времена. Полба пользовалась огромной популярностью в первую очередь благодаря своим отличным аграрным характеристикам. Ее колосья не осыпались при созревании, стебли не полегали даже при сильных ветрах и дождях, само растение не болело и не портилось вредителями. Недостаток был один - полба давала мало зерна и плохо чистилась, но это с лихвой компенсировалось тем, что и на уход за ней нужно было затрачивать минимум сил. Полба – наиболее древний и неприхотливый вид пшеницы. Зерно полбы вымолачивается из ломкого колоса не чистым, а вместе с цветковыми и колосковыми чешуями, приросшими к нему. Из-за чего размолоть его в муку довольно сложно. Поэтому на смену полбе пришли голозерные пшеницы, более высокого качества, но и более требовательные к плодородию почвы. К сожалению, с XIX века на территории России началось резкое сокращение ее посевов на фоне расширения производства мягкой пшеницы как более урожайной.

В последние годы в качестве сопротивления все возрастающему засилью синтетических продуктов питания стал проявляться интерес к натуральным, экологически чистым продуктам, в том числе и к полбе. Сегодня в отдельных регионах России пытаются возродить эту культуру: в Дагестане, Башкирии. Диетологи заговорили о ее полезных свойствах, и повара стали готовить из нее все большее количество блюд. В диетических ресторанах можно встретить не только каши, хлеба или супы из полбы, но и воздушные кремы, полбяные сухари, замысловатые соусы с молотой полбяной крупой. В Италии, правда, из полбы традиционно готовят ризотто, а в Индии, Иране и Турции, где также растет пшеница спельта, – совершенно немыслимые гарниры к рыбе и птице. Она стала настолько популярной, что даже получила название «черной икры злаков».

Полба, выращенная в США, в теплых штатах Аризона и Флорида, продается сегодня в России под торговым наименованием «камут», что и создает трудности в понимании. Но это разные названия одного и того же растения. Спельта содержит множество питательных веществ, в которых нуждается человек. Она имеет сбалансированное сочетание всех важных элементов и витаминов и сохраняет всю питательную ценность при изготовлении муки.

Камут (спельта, полба) – название «камут» происходит от слова, которым в Древнем Египте называли пшеницу. Считается, что камут – далёкий предок современной пшеницы, который никогда не подвергался селекции, с высоким содержанием белка. В конце 40-х годов двадцатого века 36 зёрен камута были привезены в штат Монтана, и с тех пор этот сорт пшеницы выращивается только в одном штате под торговым наименованием «Kamut». Зёрна камута в 2-3 раза крупнее, чем зёрна обычной пшеницы и не только обладают приятным ореховым вкусом, но и содержат гораздо больше питательных веществ, чем зёрна современных сортов пшеницы. Для сравнения, камут имеет:
— на 29% больше белков;
— на 27% больше липидов;
— на 23% больше магния;
— на 25% больше цинка;
— гораздо больше витамина Е;
— 16 аминокислот с более высокими показателями;
— более высокие показатели у 8 из 9 минеральных солей, обнаруженных в обычной пшенице.
В большинстве стран камут поступает в продажу только в переработанном виде. Его используют при приготовлении макаронных изделий, воздушных хлопьев, крекеров. Из-за ограниченности объемов производства, продукты с камутом можно найти только в магазинах здорового питания.

А вот что росказывал репортер об общине Макоши: “Хозяйка избы Мокоши обогрела путников, напоила травяным чаем, накормила печеной тыквой, горячим овощным супом (жители общины - вегетарианцы) и кашей из полбы (пшеницы) с медом.”

Рецепты :


1 стакан полбы, 0,5 л простокваши, 0,5 стакана воды, 0,5 л молока, 100 г масла. Полбу замочить на 4-6 часов (или на ночь) в смеси простокваши (или скисшего молока) и кипяченой холодной воды. Затем промыть в холодной воде, отварить на слабом наплитном огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не разваривается, каждое зернышко остается целым, готовность проверяется пробой на вкус после полного выкипания жидкости). Кашу укутать и дать выстояться 30-40 мин, после чего заправить ее маслом и подать к столу.

II Взять 1 фунт крупы «полбы», перемыть в холодной воде, выложить в кастрюлю, залив 4 стаканами крутого кипятка, положить 2 чайные ложки соли, варить, мешая, чтобы не пригорела и не засыхала до тех пор, пока вода не выкипит, переложить кашу в глиняный горшок, положить ложку масла, залить ее стаканом кипящего молока, снова перемешать, закрыть крышкой, поставить в духовку на сковородку с горячей водой, которую постепенно подбавлять, чтобы не выкипала. Часа через 1,5-2 каша будет готова. Подавать к ней масло или молоко.

III 1 стакан полбы, 0,5 л простакваши, 0,5 стакана воды, 0,5 л молока, 100 г масла/
Полбу замочить на 4-6 часов (или на ночь) в смеси простокваши (или скисшего молока) и кипяченной холодной воды. Затем промыть в холодной воде, отварить на слабом наплитном огне в молоке или смеси молока с водой до готовности (каша не разваривается, каждое зернышко остается целым, готовность проверяется пробой на вкус после полного выкипания жидкости). Кашу укутать и дать выстояться 30-40 мин, после чего заправить ее маслом и подать к столу.

IV Полбу готовили просто — полбенную крупу заваривали соленым кипятком и ставили в печь на 2 часа.


Толма (Армянская кухня) 80 г чечевицы, 160 г полбы, 80 г фасоли, 80 г репчатого лука, 120 г растительного масла, 80 г кураги (без косточек), 400 г виноградных листьев, 40 г изюма, зелень, перец молотый красный, соль. Вареную чечевицу, полбу, фасоль перемешивают с пассированным луком, курагой, изюмом, зеленью, солью, перцем. Полученную начинку завертывают в ошпаренные виноградные листья в виде конверта. Толму рядами укладывают в кастрюлю, добавляют курагу, вливают воду и подсолнечное масло и припускают до готовности. При подаче посыпают зеленью.

1 луковица, 2 моркови, 1 стебель лука-порея, 40 г сливочного масла 200 г дробленой полбы, 400 мл овощного бульона, 80 г тертых орехов, 2 яйца, 40 г тертого сыра, 80 г панировочных сухарей, морская соль, перец, мускатный орех, по веточке тимьяна и эстрагона.

Сливочный соус:

1 луковица, 1/2 пучка петрушки, 1 ч. л. растительного масла, 1/4 л овощного бульона, 1 ст. л. холодного сливочного масла, 1 ст. л. пшеничной муки, 1/4 л сливок, соль с травами, перец, сок половины лимона

Лук и морковь почистить и порезать на очень мелкие кубики. Почистить лук-порей и нарезать его тонкими кольцами. Разогреть сливочное масло в кастрюле и припустить в нем дробленую полбу. Добавить овощи и овощной бульон, довести до кипения. Варить на медленном огне 15 минут, временами помешивая. Выключить конфорку и оставить под крышкой кипеть еще на 15 минут. Добавить к полбе орехи, яйца, сыр и панировочные сухари. Добавить по вкусу пряности и мелко порубленную зелень. Смазать лоток без отверстий жиром. Сформовать массу из полбы, выложить в лоток и запекать в соответствии с указаниями. Жаркое оставить на некоторое время, перед тем как нарезать.

Для соуса лук почистить и порезать мелкими кубиками. Ощипать зелень петрушки и крупно порубить. Все вместе обжарить в растительном масле. Добавить овощной бульон, закрыть крышкой и оставить готовиться на 15 мин. Протереть соус через сито. Замешать холодное масло с мукой и добавить в соус. Добавить сливки, заправить пряностями и лимонным соком для пикантного вкуса.
По материалам интернета.