Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Год основания валве. Многопользовательские игры Steam. Каждый делает, что хочет

Материал из GS

Правила сезона

После юбилейного сорокового сезона, который был проведён в 2015 году, правила сезона подверглись значительным изменениям.

Структура сезона

С сезона 2016 года в Клубе постоянное участие принимает 10 команд знатоков. В связи с увеличением числа команд увеличилось и количество проводимых игр в году - с 17-ти до 20-ти, как и в прошлогоднем юбилейном сезоне.

Каждая серия состоит из пяти игр, причём финалов серий, как таковых, теперь нет - остаётся только Финал года, остальные игры просто называются последними. Однако не изменилась частота награждения Хрустальных и Бриллиантовой сов: Хрустальная сова вручается в каждой последней игре Весенней, Летней и Осенней серии, а Бриллиантовая - в Зимней серии, в Финале года.

Таким образом, Весенняя, Летняя и Осенняя серии состоят из пяти игр, Зимняя серия - из четырёх игр и Финала года.

В структуру сезона добавлены следующие пункты:

  • В Зимней серии не может играть команда, проигравшая свою последнюю игру.
  • Команда, проигравшая две игры в течение одного сезона, лишается права участия в следующем сезоне.
  • Также лишается права участия в следующем сезоне команда, которая в течение двух предыдущих сезонов не выиграла ни одной игры (это правило вступает в силу в 2017 году).

Рейтинг

Вместо игрового рейтинга Регулярного чемпионата введён постоянный рейтинг команд, который не изменяется на протяжении всего сезона. В начале сезона команды Клуба получают места в рейтинге от 1 до 10 в зависимости от результатов игр в прошлых сезонах. Чем выше достижения команды, тем выше её место в рейтинге. Команда, имеющая более высокий рейтинг, при равных показателях будет иметь приоритет над остальными. И в отличие от Регулярного чемпионата, место команды в рейтинг в течение сезона не меняется.

* команда не участвует в играх этого года

Порядок игр

Весенняя и Летняя серия теперь не имеют различий в своей «важности»: на их протяжении каждая команда Клуба играет по одной игре. По общим результатам этих игр командам даётся право сыграть в Зимней серии или возможность попасть в Осеннюю.

Весенняя серия

В Весенней серии принимают участие команды, находящиеся на нечётных позициях рейтинга:

  • Первая игра - 9 место
  • Вторая игра - 7 место
  • Третья игра - 5 место
  • Четвёртая игра - 3 место
  • Пятая игра - 1 место

Команда, выигравшая последней, становится победителем Весенней серии и получает право сыграть в Зимней серии. Остальные команды имеют шанс сыграть в Осенней серии.

Летняя серия

В Летней серии принимают участие команды, находящиеся на чётных позициях рейтинга:

  • Первая игра - 10 место
  • Вторая игра - 8 место
  • Третья игра - 6 место
  • Четвёртая игра - 4 место
  • Пятая игра - 2 место

Команда, выигравшая последней, становится победителем Летней серии и получает право сыграть в Зимней серии. Остальные команды имеют шанс сыграть в Осенней серии.

Осенняя серия

В первой игре Осенней серии сыграет команда трудовых коллективов. Независимо от результата игры эта команда не претендует на участие в дальнейших играх сезона.

Во второй, третьей, четвёртой и пятой играх Осенней серии примут участие команды, одержавшие победы в Весенней и Летней сериях (за исключением команд, вышедших в Зимнюю серию). Очередность игр в Осенней серии зависит от места команды в рейтинге сезона - чем выше место в рейтинге, тем позже играет команда. Причём:

  • Если мест в Осенней серии окажется меньше, чем выигравших команд в Весенней и Летней сериях, преимущественное право сыграть будет у команд, занимающих в рейтинге сезона более высокие места.
  • Если мест в Осенней серии окажется больше, чем выигравших команд, то оставшиеся места могут занять команды, проигравшие в Весенней или Летней серии. Преимущественное право сыграть будет у команд, занимающих в рейтинге сезона более высокие места.

Команда, выигравшая последней, становится победителем Осенней серии и получает право сыграть в Зимней серии.

Зимняя серия

Зимняя серия не претерпела столь значительных изменений, как остальные. Тем не менее, некоторые коррективы в порядок всё-таки были внесены. Отныне Решающий раунд уместен и применяется только в Зимней серии.

В первой игре Зимней серии примет участие либо гостевая команда клуба, либо сборная команда обладателей приза «Хрустальный атом», либо команда знатоков, ни разу не проигравшая в сезоне-2016, но не вышедшая в Зимнюю серию по основным правилам.

Во второй игре Зимней серии будет играть команда-победитель Осенней серии.

В третьей и четвёртой играх Зимней серии примут участие команды-победители Весенней и Летней серий. Причём очередность этих игр зависит от места команды в рейтинге сезона - чем выше место, тем позже играет команда.

Победителем Зимней серии, как и в прошлых сезонах, станет команда, которая обыграет телезрителей с более крупным счётом. При равенстве этого показателя у нескольких команд преимущество получает та, которая играла позже. Эта команда получит право сыграть в Финале года.

Изменения команд и их составов

  • Команда Андрея Супрановича не примет участие в сезоне 2016 года.
  • Команда Алеся Мухина не примет участие в сезоне 2016 года.
  • Ровшан Аскеров покинул команду Балаша Касумова и создал собственную, став в ней капитаном. Состав команды: Анастасия Шутова (играла в команде Андрея Супрановича) , Алёна Блинова (дочь Алексея Блинова) , Наталья Куликова, Екатерина Мереминская, Инна Семёнова.
  • Вместо Ровшана Аскерова в команде Балаша Касумова будет играть Эльман Талыбов, который до 2015 года включительно был членом команды Алеся Мухина.

Призы

Лучший игрок каждой игры сезона получает приз от защитника интересов знатоков, представителя Генерального спонсора - госкорпорации «Росатом» - «Хрустальный атом». Защищает интересы знатоков директор департамента коммуникаций госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.

Каждый телезритель, победивший знатоков, получает денежный приз, в зависимости от того, какое по счёту очко он принёс команде телезрителей: за 1-е очко - 50 000 руб., за 2-е - 60 000 руб., … , за 6-е - 100 000 руб. Телезритель - автор лучшего вопроса игры получает дополнительный приз в 150 000 рублей. Таким образом, призовой фонд каждой игры составляет 600 000 руб. Призы вручает защитник интересов телезрителей, представитель спонсора - банка «ВТБ» (с мая 2016 года «Банк Москвы» объединился с «ВТБ»). Защищает интересы телезрителей вице-президент банка «ВТБ» Владимир Верхошинский.

В случае, если знатоки ответили на вопрос телезрителя с Помощью Клуба, то телезритель получает компенсацию, соответствующую тому призу, который он бы получил, если бы выиграл у знатоков.

В случае победы знатоков вся неразыгранная сумма переходит в призовой фонд Финала года, на специальный счёт «ВТБ», который открывается в начале каждого сезона со стартовой суммой в 600 000 руб.

В последней игре Весенней, Летней и Осенней серий определяется Лучший игрок; в случае победы знатоков - из знатоков, в случае победы телезрителей - из телезрителей. Лучший игрок серии получает приз «Хрустальная Сова» и 500 000 рублей (ранее - 300 000 рублей).

В Финальной игре года определяется Лучший игрок: в случае победы знатоков - из знатоков, в случае победы телезрителей - из телезрителей. Лучший игрок получает приз «Бриллиантовая Сова» и 1 000 000 рублей. Призовой фонд Финала года поровну делят между собой все телезрители, победившие у знатоков в Финале года.

Статистика

Выпуски телеигры «Что? Где? Когда? » сезона 2016 года. Курсивом выделен счёт игры после решающего раунда, а игрок, выделенный тем же шрифтом, был признан в игре лучшим. Жирным шрифтом выделен капитан команды.

Выпуск Дата эфира Команда знатоков Счёт
Весенняя серия игр
1 (430) 27 марта 2016 Анастасия Шутова, Алёна Блинова , Наталья Куликова, Екатерина Мереминская, Инна Семёнова, Ровшан Аскеров 6:4
2 (431) 3 апреля 2016 Михаил Карпук, Андрей Коробейник, Роман Оркодашвили, Ия Метревели , Айк Казазян, Елена Потанина 4:6
3 (432) 10 апреля 2016 Елена Александрова , Елена Орлова, Андрей Козлов 5:6
4 (433) 17 апреля 2016 Александр Друзь , Максим Поташев, Борис Левин, Леонид Тимофеев, Михаил Дюба, Виктор Сиднев 6:5
5 (434) 24 апреля 2016 Михаил Скипский, Елизавета Овдеенко, Юлия Лазарева, Дмитрий Авдеенко, Эльман Талыбов , Балаш Касумов 6:5
Летняя серия игр
6 (435) 15 мая 2016 Виталий Орехов, Анна Янгель, Георгий Полин, Сергей Ковалевский, Анастасия Кудинова, Игорь Алексеев 2:6
7 (436) 22 мая 2016 Команда сборной России по футболу : Алексей Березуцкий , Василий Березуцкий, Олег Иванов, Артём Дзюба, Игорь Акинфеев, Леонид Слуцкий 6:4
8 (437) 29 мая 2016 Ольга Быкова, Дарья Любинская, Ким Галачян, Антон Иоков, Никита Старун, Борис Белозёров 6:5
9 (438) 5 июня 2016 Никита Баринов , Александра Золотова, Евгений Фионов, Роман Кузиков, Артём Лосев, Константин Рудер 3:6
10 (439) 19 июня 2016 Владимир Кукарских, Иван Марышев, Алексей Самулёв , Владимир Улахович, Денис Лагутин, Алёна Повышева 5:6
Осенняя серия игр
11 (440) 25 сентября 2016 Михаил Мун, Владимир Антохин, Алексей Капустин, Елена Александрова , Елена Орлова, Андрей Козлов 6:5
12 (441)

В сентябре 2017 года исполнилось 42 года со дня выхода первого выпуска передачи «Что? Где? Когда?». Всё это время команда знатоков ищет ответы на вопросы телезрителей. Предлагаем познакомиться с самыми яркими знатоками «Что? Где? Когда?»!

История телеигры

Первый выпуск этой программы вышел на экраны в 1975 году. Тогда местом съёмок был выбран бар телецентра в Останкино. Спустя семь лет уникальная интеллектуальная игра «переехала» на улицу Герцена, 47. Позднее в эфир игра выходила из Болгарии - целых три раза. С 1988 по 1989 гг. знатоки собирались на Красной Пресне, а затем перебрались в Охотничий домик в Нескучном саду, где, кстати, встречаются и по сей день.

Автор телепроекта - Владимир Ворошилов. Он родился в декабре 1930 года. Мать, Вера Борисовна Пеллех, была швеёй и работала на дому, а отец, Яков Давидович Калманович, сначала занимал должность заведующего бюро рационализации, а позднее стал главным инженером наркомата лёгкой промышленности. После окончания Московской средней художественной школы Владимир поступил в Школу-студию МХАТ, учился он и на Высших режиссёрских курсах.

В 1966 году Ворошилова пригласили работать на телевидение. Изначально он занимался съёмкой телеспектаклей и документальных фильмов. Свой первый крупный телепроект под названием «Аукцион» Владимир Ворошилов выпустил в 1969 году. Правда, свет увидели только шесть выпусков, после передачу сняли с эфира, а её автора перевели в разряд внештатников. Несмотря на это в сентябре 1975 года Ворошилов выпустил первую игру «Что? Где? Когда?». Кстати, первые несколько лет в титрах не указывалась фамилия автора, редактор передачи Наталия Стеценко помечала на папках, которые сдавала на эфир, что ведущего нет.

В конце 2000 года Владимир Яковлевич провёл свою последнюю игру. А в марте 2001 он ушёл и из жизни. В том же году Ворошилов посмертно получил премию «ТЭФИ». В 2003 году на могиле первого президента Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» был установлен чёрный гранитный куб - символ чёрного ящика. Автор проекта - Никита Шангин, участник телеигры.

Максим Оскарович Поташев

Москвич Максим Поташев появился на свет в январе 1969 года. Он окончил Московский физико-технический институт. А его первая игра в клубе состоялась в 1994 году.

Именно этот знаток в 2000 году был признан лучшим игроком клуба «Что? Где? Когда?» за 25 лет существования этого проекта! У Максима Оскаровича четыре «Хрустальных Совы», причём две из них он получил в 2000 году в юбилейной серии игр. К тому же, он - обладатель бриллиантовой звезды Магистра «ЧГК». Секрет успеха прост: по мнению Поташева для того, чтобы победить в игре, нужно умение играть на команду, а не за себя.

О себе Максим говорить не любит, известно, что он хорошо разбирается в спорте и фантастики. Предпочитает поэзию Пастернака, Блока, Гумилёва. Даже пробовал писать стихи. Не переносит Максим Поташев варёного лука, плохих стихов, кошек и глупых женщин. Максим женат, у него есть двое сыновей.

Андрей Анатольевич Козлов

Ещё один Магистр игры - Андрей Козлов. Он родился в декабре 1960 года прямо в самолёте, который летел из Германии в Советский Союз.

Детской мечтой Андрея была работа на телевидении. А потому, окончив школу, он уехал в Москву - поступать в театральное училище имени Щукина. Молодой человек прошёл вступительные испытания, но документы забрал и по настоянию родителей вернулся в Донецк. Здесь Андрей поступил в Донецкий государственный университет. В качестве специальности Козлов выбрал химию. В редакцию клуба знатоков Андрей Анатольевич написал письмо. Сразу прошёл отборочный тур. В 1989 году он принял участие в игре элитарного клуба. Стоит отметить, что Андрей Козлов играет исключительно в качестве капитана команды. В числе наград этого знатока «Бриллиантовая сова», есть и три «Хрустальные». К тому же Андрей Анатольевич - обладатель почётного звания «Лучший капитан».

Кстати, детская мечта Козлова исполнилась: с 1990 года он живёт в Москве и работает на телевидении. Именно он стал режиссёром-постановщиком таких телепередач, как:

  • «Брэйн ринг».
  • «Как потратить миллион».
  • «Жизнь прекрасна».
  • «Программа передач».
  • «Песни XX века».
  • «Культурная революция».

Александр Абрамович Друзь

Сложно найти человека, который ни разу не слышал имени этого знатока «Что? Где? Когда?». Александр Абрамович - магистр игры, в перечне его наград шесть «Хрустальных» и одна «Бриллиантовая сова», орден «Бриллиантовая звезда».

Родился Александр в мае 1955 года, его родина - город Ленинград. Здесь он окончил институт инженеров Железнодорожного транспорта, причём получил диплом с отличием. Единственную четвёрку в дипломе поставил преподаватель политэкономии социализма. На вопрос о том, что привело его в элитарный клуб, Александр Друзь отвечает просто - любопытство. Именно из любопытства он написал письмо в редакцию игры, из него же решил сыграть пару-тройку игр. Однако так и не смог остановиться - с 1981 года Друзь играет до сих пор. Остальные знатоки называют магистра не иначе как «Великий комбинатор», ведь он способен просчитать абсолютно всё. Отмечают члены клуба и особую любовь Александра Абрамовича к анекдотам: он может рассказывать их на определённую тему, на время и даже на спор.

Александр Друзь женат, его вторая половина не играет в клубе, говоря, что в семье должен быть хоть один нормальный человек. А вот дочери Александра Инна и Марина (подробнее о них мы расскажем чуть позже) страстные любительницы игры, у каждой есть «Сова».

Кстати, у Александра есть секрет воспитания умных детей. Знаток уверен, что интеллект можно развивать только до 18 лет, а потому за эти годы нужно успеть прочесть ребёнку как можно больше книг. Важно и отвечать на все вопросы детей. Александр признаётся - если он чего-то не знает, он не стесняется заглядывать в словари и справочники.

Александр Андреевич Бялко

Александр Бялко родился в конце лета 1952 года. За его плечами МИФИ. Александр Андреевич - кандидат физико-математических наук. Главное, в чём разбирается этот знаток - ядерная физика. Свою первую игру в клубе «Что? Где? Когда?» он сыграл в 1979 году. Именно Александр стал первым обладателем «Знака совы». У Александра Бялко есть дочь и сын. Мария - талантливая журналистка, а Дмитрий неплохо разбирается в компьютерах.

Алесь Васильевич Мухин

Родина Алеся - город Минск. Он появился на свет в сентябре 1976 года. Стоит сказать, что Алесь - учитель истории и английского языка, он окончил исторический факультет Белорусского государственного педагогического университета.

Поклонники игры «ЧГК» впервые увидели Алеся (некоторым ближе другой вариант этого имени - Олесь) Мухина в 2001 году. Играет этот знаток только в качестве капитана. У Алеся есть одна игровая примета: если в зале присутствует его супруга, игра будет успешной. Это правило приносит свои плоды - у Алеся есть «Хрустальная сова». А ещё у Мухина двое детей - сын Антон, родившийся в 1996 году, и дочь Даша, которая появилась на свет в 2004 году.

Сейчас Алесь живёт в Минске, работает на телевидении. О знатоке известно немного. Например, он любит классическую музыку, нередко посещает органные концерты. По душе ему и творчество Бориса Гребенщикова.

Борис Оскарович Бурда

В 1990 году в клубе появился новый игрок - Борис Бурда. В «Что? Где? Когда?» он пришёл не по своей воле. В интервью Бурда признавался - его шантажировало комсомольское начальство: если бы он не возглавил одесский клуб «ЧГК», ему грозили серьёзные неприятности.

Рассказывает Борис Оскарович и о многом другом. К примеру, среди его увлечений бадминтон и кулинария. Стоит отметить, что в 1999 году в свет вышла книга этого знатока клуба под названием «Угощает Борис Бурда». Спустя два года появилось и продолжение книги. Любимое занятие Бориса - чтение. Кстати, читать он научился самостоятельно. С четырёхлетнего возраста родители оставляли его наедине с букварём. В числе увлечений Бориса Бурды беседы с умными людьми, игра «Heroes-3», игра на шестиструнной гитаре и фортепиано. Знаток пишет песни, принимает участие в фестивалях авторской песни. Кстати, в самом начале 70-х годов прошлого столетия Борис принимал участие и в другой знаменитой игре - КВН.

Среди достижений в элитарном клубе - три «Хрустальных Совы» и одна сова «Бриллиантовая». В клубе его называют «ходячей энциклопедией».

Людмила Августовна Герасимова

Говоря о знатоках «Что? Где? Когда?» стоит сказать и о Людмиле Герасимовой. Эта обладательница «Совы» появилась в телеигре в 1981 году. Тогда она ещё училась на химическом факультете Удмуртского Государственного университета. Дебют оказался удачным - Людмила верно ответила на два вопроса, а по итогам игры стала лучшим знатоком. До 1995 года Герасимова играла в женской команде, капитаном которой была Валентина Голубева. После Людмила занялась организацией школьного движения знатоков. На телевидении Екатеринбурга она вела программу «Эрудит-клуб».

Инна Александровна Друзь

Старшая дочь знатока «Что? Где? Когда?» Александра Друзя обладательница «Хрустальной Совы» Инна родилась в 1979 году в Ленинграде. Уже в 12 лет она приняла участие в игре «Что? Где? Когда?». Тогда она играла в Вильнюсе. В состав элитарного клуба Инна вошла, когда ей исполнилось 15 лет.

За плечами Инны Александровны - физико-математический лицей Санкт-Петербурга, Государственный Университет экономики и финансов. Закончила она и парижский Университет Пари-Дофин. Инна Друзь в совершенстве знает немецкий, английский и французский языки. Кроме того, среди её увлечений - фотография и чтение.

Марина Александровна Друзь

В декабре 1982 года в семье Александра Абрамовича появилась дочь Марина. В школу она пошла на год раньше, чем её сверстники. Училась Марина в физико-математическом лицее Питера, в её аттестате всего четыре «четвёрки». Сказать стоит и о том, что она владеет испанским, французским и английским языками. Марина Друзь - победительница всероссийской олимпиады по литературе.

Участие в «ЧГК» Марина впервые приняла в восьмилетнем возрасте. На сегодняшний день у неё есть «Хрустальная сова». Этот знаток много читает, предпочитает западную классику. Среди её интересов - туристические походы, различные соревнования.

Юлия Валерьевна Лазарева

Сразу три «Совы» у Юлии Лазаревой. Она родилась в 1983 году в Москве. А в 2001 году она сыграла свою первую игру. Когда девушка училась в Юридической Академии г. Москва, ей предложили принять участие в отборе в игру «Что? Где? Когда?». Девушка не раздумывая согласилась, ведь она и прежде принимала участие в различных интеллектуальных играх. Кстати, Юлия вспоминает, что в какой-то степени на решение играть повлиял пример 16-летней Инны Друзь. Кстати, именно Лазарева пять раз была признана лучшим игроком и знатоком клуба «ЧГК».

Юлия Валерьевна охотно общается с журналистами. Рассказывает о том, что любит путешествовать, посещать различные выставки и концерты. Среди музыкальных направлений предпочитает джаз. Не представляет своей жизни без друзей. После участия в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Юлию приглашали и в другие проекты, такие как «Детские шалости» и «Самый умный».

Ася Ильинична Шавинская

Среди знатоков «Что? Где? Когда?» и выпускница государственного Университета Санкт-Петербурга Ася Шавинская. Среди призов Аси - одна хрустальная и одна бриллиантовая «Сова». Впервые в клубе «ЧГК» она появилась в конце 2003 года. Тогда она прошла телефонный тур игры и вошла в состав команды МТС. Вторая игра в 2004 году принесла Асе звание лучшего игрока команды.

Эта участница клуба знатоков любит активный отдых. В списке её увлечений конный спорт, бильярд, бальные танцы и гимнастика. Ася Шавинская охотно ходит в походы, принимает участие в туристических слётах.

Елизавета Сергеевна Овдеенко

Говоря об известных знатоках «Что? Где? Когда?», нельзя не упомянуть и Елизавету Овдеенко. Она родилась в Одессе в 1980 году. У Елизаветы два высших образования: она математик и банковский работник. Причиной переезда в 2010 в Москву стала удачно сложившаяся личная жизнь, а в «ЧГК» девушку привела любовь к размышлениям. Кроме того, Елизавета просто обожает игры со словами, например, «Эрудит». стоит отметить, что Овдеенко - обладательница двух «Хрустальных сов».

Владимир Григорьевич Белкин

Стоит отметить и Владимира Белкина - знатока игры, члена клуба «ЧГК» и правления Международной ассоциации. Он родился в январе 1955 года в Москве. Учился Владимир в техническом университете имени Николая Эрнестовича Баумана. Закончил факультет автоматизации и механизации производства. На протяжении пятнадцати лет работал в Центральном научно-исследовательском институте технологии машиностроения.

В 1989 году Владимир Белкин защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. В перечне его работ - 15 свидетельств на самые разные изобретения.

Впервые об интеллектуальной игре он услышал в 1979 году. Посмотрел несколько выпусков и написал письмо в редакцию. Ответа долго не было, Владимир успел забыть о том, что отправлял заявку на участие в игре. Однако спустя год ему позвонили и предложили приехать в Останкино. Собеседование с редактором длилось три часа. После Владимира Григорьевича пригласили на отбор. Первый отборочный этап мужчина не прошёл, но Ворошилову запомнился. А потому спустя ещё год его вновь пригласили в игру. В клубе Белкин оказался в 1982 году.

4 сентября исполняется 35 лет со "дня рождения" популярной интеллектуальной телеигры "Что? Где? Когда?"

Датой рождения телевизионной передачи "Что? Где? Когда?" официально считается 4 сентября 1975 г., когда в эфир вышел первый выпуск игры, основателем которой был телеведущий Владимир Ворошилов.

Вначале игра называлась "Семейная викторина "Что? Где? Когда?". В первой игре приняли участие две команды - семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы.

Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Командам задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых.

С течением времени правила игры, призы и само название клуба менялись. В 1976 г. семейная викторина "Что? Где? Когда?" превратилась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?". Первыми игроками были студенты МГУ.

В игре появился волчок, с действием которого выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Минуты обсуждения еще не было, участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя.

Самые первые вопросы были выдуманы самим Ворошиловым, а после, когда игра стала известной, начали принимать вопросы от зрителей. Ответивший на вопрос получал приз - книгу, ответивший на семь вопросов получал главный приз ‑ комплект книг.

Ответы игроков оценивали члены почетного жюри - академик АМН СССР Оганес Бароян, член-корреспондент АН СССР Виталий Гольданский, писатель Даниил Данин.

Владимиру Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры был Александр Масляков. Он провел всего одну игру.

В 1977 г. ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром, среди которых были Владимир Ворошилов и сотрудники молодежной редакции ЦТ журналисты Андрей Меньшиков и Светлана Бердникова, а также геолог Зоя Арапова. Их имена для телезрителей долго оставались загадкой. Владимир Ворошилов был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль - озвучивали письма телезрителей (в адрес программы каждый день присылались мешки писем, на каждое из которых необходимо было ответить, найти лучшие вопросы, проверить достоверность вопроса, отредактировать, подготовить).

В 1977 г. впервые волчок стал указывать на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока и в игре появилась минута обсуждения. Каждый правильный ответ приносил приз-книгу в общий фонд участников игры. Если члены клуба проигрывали вопрос, вся шестерка игроков менялась. В этом же году в клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос, а в зале появился живой символ передачи - филин Фомка.

С 1978 г. Владимир Ворошилов стал единственным закадровым ведущим игры , а игры в телевизионном клубе "Что? Где? Когда?" стали традиционными и постоянными.

С 1979 г. все игроки, бывшие членами клуба "Что? Где? Когда?" или просто участниками передачи, впервые стали называться знатоками . В этот же год 24 января в игре прозвучала первая музыкальная пауза. Первое время музыкальные паузы всегда шли в записи. Номера с участием приглашенных на игру артистов появились только в 1982 г., а с 1983 г. музыкальные паузы в зале стали традиционными.

С 1979 по 1983 год призы-книги представляла член президиума Всесоюзного общества книголюбов, директор Московского дома книги Тамара Владимировна Вишнякова.

В 1980 г. впервые было упомянуто имя ведущего игры Владимира Ворошилова, а в 1981 г. появилась первая почетная награда клуба - "Знак совы" - подвеска в виде деревянной совы. Приз вручался лучшему знатоку игры; первым его обладателем стал Александр Бялко.

В 1982 г. окончательно определилась форма игры. Было введено новое правило: игра продолжается до шести очков. До этого момента счет игры все время был разным - задавалось столько вопросов, сколько позволял хронометраж.

6 декабря 1983 г. на игре впервые появился "черный ящик" (в настоящее время используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом).

В 1984 г. был учрежден приз "Хрустальная сова" , первым обладателем которого стал Нурали Латыпов. С 1984 по 1990 год приз "Хрустальная сова" вручался один раз в год - лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год - в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 г., когда "Хрустальная сова" вручалась лучшему знатоку каждой игры серии.

С 2001 г. "Хрустальная сова" вручается четыре раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней и зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды - знаток или телезритель.

Первые "Хрустальные совы" были изготовлены на стекольном заводе в городе Гусь-Хрустальном Владимирской области, с 1985 года их делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гутное стекло, ручная работа).

С 1987 г. стала проходить серия международных игр "Что? Где? Когда?", состоялись три прямых эфира из Болгарии.

В 1989 г. по инициативе Владимира Ворошилова была создана Международная Ассоциация Клубов "Что? Где? Когда?" (МАК) - общественная неправительственная организация, которая объединяет клубы интеллектуальных игр многих стран мира и является координирующим центром движения спортивного "ЧГК". Под эгидой МАК проводятся крупнейшие турниры - многоэтапный Кубка Мира, ежегодный Чемпионат Мира.

В 1991 г. на игровом столе в качестве приза впервые появились деньги, превратив интеллектуальный клуб в интеллектуальное казино, а ведущий стал называться крупье.

Был введен титул Бессмертного члена элитарного клуба, который получал право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных стал красный пиджак.

В 1992 г. в игре появляется сектор "Зеро".

Зимой 1993 г. знатоки в первый раз появились на игре в смокингах.

30 декабря 2000 г. Владимир Ворошилов провел свою последнюю игру, 10 марта 2001 г. он скончался. С мая 2001 г. автором, ведущим, режиссером и продюсером игры "Что? Где? Когда?" стал Борис Крюк. С этого года был введен "13 сектор", в который пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира.

В 2002 г. в клубе учрежден новый почетный приз ‑ "Бриллиантовая сова" , который является главным призом года и вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз "Бриллиантовая сова" выполнен из серебра и хрусталя по технологии "Алмазная грань" (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес "Бриллиантовой совы" более 8 кг.

С 1976 по 1982 год игры "Что? Где? Когда?" проходили в баре Останкинского телецентра; с 1983 по 1986 год - в старинном особняке на улице Герцена (теперь Большая Никитская) в доме № 47, где размещался учебно‑методический центр МГК ВЛКСМ по организации свободного времени молодежи; в 1988 и в 1989 гг. игры "Что? Где? Когда?" проходили в Центре Международной торговли на Красной Пресне.

С 1990 г. все игры телевизионного элитарного клуба "Что? Где? Когда?" проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

Программа "Что? Где? Когда?" не раз награждалась телевизионной премией "ТЭФИ" : в 1997 г. в номинации "Развлекательная программа"; в 2001 г. в номинации "Телевизионная игра", а ее основатель и первый ведущий Владимир Ворошилов посмертно был награжден призом "За личный вклад в развитие отечественного телевидения"; в 2002 г. программа "Что? Где? Когда?" вышла в финал номинации "Телевизионная игра"; в 2004 и 2005 гг. стала победителем в номинации "Телевизионная игра".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вы слышали, что в некоторых компаниях сотрудникам разрешается 20% времени работать над собственными проектами? Оказывается, существует компания, где этот принцип возвели в абсолют. Представьте, что 100% рабочего времени вы можете работать над любыми проектами, какими пожелаете. Менеджеров не существует вообще, никаких отделов и начальников. Структура компании - плоская, все сотрудники равны между собой и добровольно группируются по интересам. Выживают те проекты, которые привлекают больше сотрудников.

Звучит как утопия? Знакомьтесь с принципами менеджмента в компании Valve, которая занимается разработкой компьютерных игр (Half-Life, Portal, Steam).

В Valve каждый сотрудник принимает решение за себя, над каким проектом ему работать. Разработчики начинают свои проекты и конкурируют друг с другом, переманивая коллег на свою сторону.

Каждый сотрудник может хорошенько подумать, к какому проекту присоединиться. У него есть достаточно времени, во время прогулок из кафетерия в массажную комнату, а оттуда - в игровой зал, чтобы поиграть в дартс или позаниматься на тренажёрах. Как узнать, что происходит? Просто спросите у коллег.

Руководство компании полностью доверяет своим сотрудникам в выборе проектов и не вмешивается в процесс. Трудно поверить, что можно организовать работу в компании на таких принципах абсолютной свободы, без менеджмента и управления в традиционном понимании. Но Valve это удалось. И кто скажет, что компания не успешна? Valve сейчас зарабатывает в пересчёте на одного сотрудника больше, чем Google, Amazon или Microsoft. При этом доходы каждого зависят от успешности компании, а значительная часть прибыли Valve направляется на выплаты персоналу.

Принципы менеджмента в Valve описаны в 56-страничном руководстве для сотрудников Valve Employee Handbook (PDF). Книга составлена совсем недавно как универсальный мануал для тех, кто претендует на работу в компании. Документ отсканировал и выложил на форуме Flamehaus один из кандидатов.