Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Нож узбекский ручной работы: фото. Узбекский нож Узбекские национальные ножи

Рассказывая про Узбекистан я не могу не рассказать про узбекский национальный нож - пчак. Пчак или печак (узб. Pichoq - «нож») - национальный нож среднеазиатских народов - узбеков и уйгур. Традиционно имеет прямой широкий клинок из углеродистой стали клиновидного сечения с односторонней заточкой, иногда с узким долом вдоль обуха. Тонкая круглая в сечении рукоять крепится на уровне обуха, слегка расширяется к головке, иногда оканчивается клювовидным навершием. Она может быть сделана из рога, кости или дерева, также наборной из цветного камня. Пчак носится в широких прямых кожаных ножнах. Распространён по всей Средней Азии с небольшими отличиями в орнаменте и пропорциях.

В Узбекистане из делают в основном в восточной и центральной части страны - в Хиве таких ножей уже не было, только привозные. В Бухаре, в самом центре города, находится несколько мастерских, в которых делают пчаки, но цены здесь какие-то запредельные, видимо, расчитанные за приезжающих на день туристов.

Инструменты в мастерской

Основная заготовка для ножа - автомобильный клапан, но также делают и из какой-то дешевской нержавейки, но именно ножи из углеродистой стали ценятся больше всего. Есть и сталь получше, есть дамаск, но цены на такие ножи соответствующие.


После ковки ножи получают рукоять из стекловолокна, оргстекла, металла, рога, кости, а потом грубо затачиваются на точильном круге

После полировки на них часто наносится рисунок или надписи

Я так и не понял, зачем нож покрывается тонким слоем горячего парафина (?)

Ему дают остыть


Видимо для того, чтоб потом специальной кисточкой рисуют эскиз, который в будущем будет рисунком или надписью

Финальную заточку делают на таком точильном камне

Иногда, по желанию клиента, наносят дарственную надпись

Мастерская

Ну и сами ножи


Я в Ташкенте на рынке вот такой себе прикупил - отличный нож в хозяйстве! Точится об вилку

Здравствуйте! Тема нашего сегодняшнего разговора — узбекские национальные ножи , а именно — пчаки . Одна из главных особенностей данных ножей — это то, что все они не только имеют статус хозяйственно-бытового назначения, но и повсеместно используются в домашнем хозяйстве, а зачастую, как кухонные ножи. Но всегда ли пчаки имели только хозяйственно-бытовое предназначение? И какие есть их разновидности? Об этом и многом другом — Вы узнаете дочитав статью до конца.

До того, как мы начнем хотел бы порекомендовать отличный оружейный интернет-магазин РосИмпортОружие , зарекомендовавший себя на рынке с наилучшей стороны и являющийся крупнейшим импортером травматического оружия и боеприпасов. Ознакомится с продукцией можно перейдя в каталог травматических пистолетов.

Пчаки: национальная гордость и универсальный нож

Ножи пчаки имеют узбекское происхождение. Никто из исследователей холодного оружия в этом не сомневается. Этот традиционный и весьма самобытный узбекский нож , который имеет особый декор, на протяжении многих сотен лет усиленно культивируется в Узбекистане.

Современное законодательство перевело пчак из разряда холодного оружия в разряд ножей хозяйственно-бытового назначения . Признано, что нанесение колющего удара клинком такого типа малоэффективно. В некоторой степени загадкой остается создание в древности такого клинка, который мог бы стать отличным видом колюще-режущего холодного оружия , но был предназначен исключительно для хозяйственных целей.

Особенности конструкции пчака

Облик пчака легко узнаваем в силу своего своеобразия строения и украшающего орнамента. Состоит нож из лезвия, рукояти и ножен. Клинки пчаков обычно имеют темный цвет, как правило, серый, с голубым или желтым отливом. В прежние века для достижения этого эффекта их обрабатывали в жидком растворе особой по составу глины.

В наше время для многих пчак стал не более чем предметом быта. На протяжении многих веков он был предметом мужской и семейной гордости, защитником и помощником. Создавали пчаки ремесленники-ножовщики, которые высоко ценились и традиционно проживали в центральных районах городов Азии.


Клинок пчака мастера выковывали из стали, как правило, не слишком высокого качества. Это было связано с массовым спросом на ножи. Дорогие были не по карману большинству горожан. На качественные же клинки мастер всегда ставил печать — «тамга «.

Достаточно широкий клинок пчака имеет традиционное клинообразное поперечное сечение. Обух сужается к острию. Ширину клинка подчеркивает тонкая рукоять, смещенная вверх так, что ее верхняя сторона служит продолжением линии обуха.

Клинок узбекского пчака бывает трех видов . Это связано с его хозяйственным предназначением. Наиболее распространенная форма кайкэ универсальна и используется всеми. Острие кайкэ располагается на линии обуха или чуть приподнято над ней.

Форма толбарги напоминает ивовый лист. Именно так узбекское слово и переводится на русский язык. У данного типа клинка обух при подходе к острию чуть опускается вниз, т.е. острие распложено ниже линии обуха. Такой нож применяют мясники при разделке туш.

Третьей форме клинка, казахче , отдают предпочтение рыбаки. Линия обуха казахчи с середины длины образует плавную выемку, поднимаясь к острию. Перевернув нож, этой частью клинка с выемкой удобно снимать чешую.


Разновидность пчака

Рукоять для ножей изготавливают из дерева и не украшают. Иногда наносят цветной орнамент на «гюльбанд «. Этот элемент пчака отливают из олова прямо на ноже при изготовлении. Гюльбанд служит разделом между клинком и рукоятью.

Соп , хвостовик пчака , повторяет форму рукояти, расширяясь в сторону навершия — чакмока . На конце идет вниз крюкообразный изгиб. В хвостовике пробивается несколько тэшиков . Это отверстия, через которые проходят заклепки. Они с двух сторон прочно фиксируют плашки рукояти.

До крепления плашек по всему хвостовику припаивается специальная узкая полоска из меди или латуни — бринч . На рукояти пчака всегда оборудуется небольшая выемка под мизинец. На хвостовике, около клинка, сверху и снизу также намечаются небольшие выемки для того, чтобы гюльбанд удерживался на металле клинка.

Хин , ножны пчака , выполняли обычно из куска кожи или шили из плотной материи. Шов располагали с тыльной стороны по осевой линии. В ножны глубоко вставляли нож без применения дополнительной фиксации. Для предотвращения разрезания ножен мастера делали деревянные, внутренние предохранительные вставки.

История происхождения пчака

Узбекские ножи пчаки занимают особую нишу в современном мире холодного оружия. Имеется в виду, что они теоретически и исторически относятся к нему, но законодательно это не подтверждено. При этом история пчаков куда более древняя, чем некоторых их «родственников» других национальностей.



Первые образцы узбекских пчаков относятся к 4 столетию до нашей эры. Они выставлены в экспозициях музеев как артефакты. Бросается в глаза узкий клинок этих древних пчаков с длинным и плавным подъемом к острию. Ученые объясняют это тем, что ножи из некачественного металла активно применялись и сточились в процессе использования.

Объемный археологический материал был найден в песках, при раскопках разрушенных старых городов или захоронений кочевников. Эти находки датируются 14 веком и существенно отличаются от первых древнейших пчаков. Их клинки универсальны. Они идеально подходили и для применения в хозяйстве, и для использования в бою. С этого периода форма ножа не менялась.

Пчак — символ и ритуал

В отличие от наших российский суеверий, на Востоке принято дарить ножи на счастье. Острые предметы обретают в семьях силу оберегающих амулетов, которые отгонят несчастья и болезни. — не исключение. Ему всегда приписывали силу оберега. Является он и аксессуаром, используемым в национальных танцах, и элементом социального статуса. По типу клинка и богатству внешней отделки можно безошибочно определить положение владельца в общественной иерархии. Дебаты о происхождении термина и самого меча по сей день ведутся в среде исследователей.

Узбекский нож пчак (история происхождения, рабочая гипотеза).

Когда-то давно в 1991 году, будучи студентом кафедры археологии МГУ, я отправился в археологическую экспедицию, организованную Музеем народов Востока, в Самарканд. Одно из первых поразивших меня тогда впечатлений в кишлаке под Самаркандом были постоянно встречающиеся на улице старики (бабаи) в ватных халатах (чапанах), подпоясанные ремнем, на котором часто можно было увидеть висящий в ножнах нож. Как мне объяснили тогда "старшие товарищи", ходить с ножом по улицам старикам разрешено, потому что нож считается элементом национального костюма. Набравшись смелости, я попросил одного старика показать мне свой нож. Не без гордости достал он его из ножен и продемонстрировал (в кишлаке знали, что я из археологической экспедиции и относились с уважением). Такой экземпляр видеть раньше мне не доводилось. Он был очень необычен - тонкая у основания клинка рукоять, расширяющая к навершию (как бы заканчивается "наболдашником"), сделанная из рога, и прямое широкое лезвие с плавным подъемом к спинке, образующее достаточно острый кончик. Нож был отполирован так, что в нем я мог увидеть свое отражение, а на его лезвии, ближе к рукоятке, был орнамент, выполненный "арабской вязью". Старик назвал его "пичок" (нож) и сказал, что я могу купить такой же на базаре на окраине города.

В ближайший же выходной я отправился на базар и после продолжительной торговли с продавцом стал обладателем самого большого экземпляра из тех, что были у него в тот день на прилавке. Вернувшись из экспедиции, на долгие годы я стал обладателем ножа, которому завидовали все мои приятели.

Иллюстрация 1. Пчак из Самарканда, 1991 год.

Сегодня, конечно, все иначе. Купить пчак в Москве не составляет проблемы. Но, покупая пчак, очень многие не знают, что они приобретают.

История и происхождение пчака туманны и запутаны.

Сегодня пчак называют традиционным национальным ножом народов проживающих в Средней Азии - узбеков и уйгур.

Ближайшие к современным по времени экземпляры XIX-XX веков (этнографический материал, ставший известным современной науке после вхождения Средней Азии в состав Российской Империи во второй половине XIX века, полученный в результате различных экспедиций), которые сегодня представлены в музеях, являют нам совершенно иной тип ножа - с узким лезвием и длинным и плавным его подъемом к острию. Объясняют такую форма клинка просто. У этих пчаков клинки сточены до предела, и изменение формы произошло в результате длительного практического употребления.

Археологические данные нам тоже не дают однозначного ответа на вопрос происхождения пчака: в Согдиане (территория, охватывающая современный Узбекистан) в V-VIII веках были распространены два типа ножей: 1.С прямым лезвием; 2.С изогнутым лезвием. Максимальная ширина лезвий обнаруженных экземпляров 1,8 см, черенок пластинчатый с сужением от лезвия к кончику (от 3 мм до 1 мм). Все ножи были разноразмерные, общей длиной до 14,5 см, длина черенка, при этом, до 3,5 см. Оба типа были широко распространены и в большом количестве найдены в Пенджикенте, Кайрагаче, в Шахристане. (Якубов Ю. "Раннесредневековые поселения горного Согда. Душанбе, 1988, стр 235).

Стоит отметить крайне плохую сохранность находок (климат и слои Средней Азии беспощадны к железу), что крайне затрудняет типологию.

Иллюстрация 2. Изображения найденных ножей, которые датируются V-VIII веками (номера 4-6).

Есть также археологические данные о ножах, встречающихся в погребениях кочевников на территории Средней Азии, датируемые последней четвертью XIV века. Это ножи "стандартной универсальной ножевой конструкции" представляют удивительно стойкую, единообразную серию. Они имеют следующие характерные признаки. Спинка клинков образует слабо выраженную дугу, плавно опускающуюся к носу. Режущая кромка дугообразна, но более крута, нежели спинка. Центральная ось клинка и черенка смещена в сторону спинки. Длина клинков колеблется от б до 14 см. толщина 1,5 мм, ширина клинка у основания 1-1,5 см (в зависимости от длины). Черенок подтреугольнон формы длиной 2-4 см. Ширина черенка у основания составляет около половины ширины клинка. Отношение длины клинка к длине черенка чуть-чуть более 3:1.

Черенок всегда отделен от клинка строго перпендикулярными уступами, являющимися конструктивными признаками. На основание клинка приваривалась узкая — 1,5-2 мм шириной и толщиной железная обоймочка, являющаяся своего рода замком, запирающим нож в ножнах. Это очень хрупкая, зачастую не сохраняющаяся деталь. О ее наличии свидетельствуют строгая перпендикулярность уступов и следы, ею отпечатанные, которые можно заметить на нереставрированном металле.

Ножи имели также деревянные ножны, что зафиксировано следами дерева на клинках.
Данный тип ножа широко распространен среди кочевников уже в конце первого тысячелетия нашей эры.

Иллюстрация 3. Изображение ножей кочевников в последней четверти I тысячелетия, тип 3 по Минасяну.

Все упомянутые типы ножей не имеют ничего общего с нынешней формой пчака. Когда и при каких обстоятельствах произошел "подъем" черенка рукояти на линию спинки лезвия так, что черенок рукояти расположен в верхней трети части клинка, и с чем это было связано, ответить пока невозможно.
То есть древние экземпляры ножей являют нам совершенно иной конструкционный тип. Возникновение современного типа пчака можно объяснить тем, что он был привнесен извне или существовал в регионе, но такие ножи пока неизвестны и не описаны.

На просторах интернета бытует мнение о появлении ножей похожей формы в Средней Азии в XIV-XV веках. Связывают их появление отчасти с завоеванием Азии Тамерланом и "косвенным запретом для местных мужчин носить оружие/кинжалы". Лишить узбеков права носить оружие, а самым распространенным видом оружия ввиду доступности были ножи или кинжалы, власти не могли. Это вековая традиция, свято почитаемая на Востоке. И тогда обратились к ремесленникам-пичакчикам (ремесленники-ножевики), которых "убедили" изменить конструкцию ножа для населения, превратив его в предмет хозяйственно-бытового назначения. Для компенсации потери боевых качеств ножа, узбекские мастера обратились к внешней форме. Так возникла новая форма рукояти, весьма напоминающая рукоять сабли или карда.

Изменение формы одновременно решало и иную проблему - в случавшихся драках на ножах (по узбекски "пичакбозлик"), противники старались не убить, а только ранить, иначе за убийство полагалось выплачивать родственникам потерпевшего большой "хун" - выкуп за кровь. Появившаяся форма ножа снижала вероятность летального исхода в подобных ножевых поединках.

Но данная точка зрения не имеет полноценных обоснованных источников, неизвестны переходные/ранние формы пчаков.

Можно расмотреть гипотезу о самостоятельном развитии пчака, который изначально и был исключительно хозяйственно-бытовым (кухонным, поварским, столовым) предметом и появился в Средней Азии под внешним влиянием, но пока его ранние находки неизвестны.

Стоит сразу сказать, что типологически форма пчака (одна линия спинки и черенка) встречается в различных культурах, в разные эпохи и относится, в первую очередь, к ножам хозяйственно-бытового (кухонного) назначения. Например, бронзовые ножи карасукского типа.

Иллюстрация 4. Карасукские ножи. (Д.А.Авдусин, "Основы археологии")

Еще одним примером могут служить ножи первого тысячелетия Восточной Европы, которые характеризуются плавной линией перехода спинки в черенок с незначительной "вершиной" в центральной части. Черенок в форме узкого треугольника длиной 4-5 см, как правило, отделен со стороны режущей кромки плавным уступом. Режущая кромка у целых экземпляров таких ножей прямая и только к концу круто загибается вверх.

Иллюстрация 5. Ножи со "спинкой лезвия переходящей в черенок без уступов", тип 1 по Минасяну.

Прямые переходы линии спинки лезвия (обуха) в рукоять встречается также на русских "столовых/кухонных" ножах XV-XVI веков из Зарядья (Москва).

Иллюстрация 6. Ножи из Зарядья, датируются XVI-XVII веками.

Похожая типологически форма ножа встречается даже на другой стороне земного шара - ножи гаучо в Аргентине.

Иллюстрация 7. Нож Гаучо из Аргентины.

Наконец, если мы обратимся к современности, то сразу же вспоминаются японские кухонные/поварские ножи также имеющие аналогичную пчаку конфигурацию с тонкими рукоятками и прямым переходом спинки лезвия (обуха) в рукоять.

Нельзя не сказать и о том, что Средняя Азия - это огромная территория, по которой в древности пролегал «Великий шелковый путь» из Китая, осуществлялись торговые связи с Индией и странами Средиземноморья. Эта земля насыщена историческими событиями. Сегодня мы узнаем о них из сочинений античных греческих и римских авторов, средневековых манускриптов арабских ученых-книжников, обнаруженных археологических памятников.
На заре человеческой истории, до IV века н.э., на территории Средней Азии создавались и рушились империи: Персидская, Александра Македонского и Селевкидов. Существовали и исчезли Греко-Бактрийское, Кришанское и Парфянское царства. Позже часть этих земель входила в состав государства Сасанидов, в Арабский халифат. В XI-XIII вв. на этих землях возникли не менее могущественные государства: Газневидов, Карахнидов, Гуридов и Хорезмшахов.

После завоевания этой территории монголами образовалось Чагатайское ханство, а затем огромная держава Тимура и его потомков.

Земли Средней Азии стали родиной многих тюркских кочевых племен, занимавшихся скотоводством. Но это и место, где появились древнейшие земледельческие культуры.
Расположение на пересечении торговых и миграционных путей, здесь всегда присутствовало культурное влияние извне: влияние кочевников из восточных степень, влияние иранской (персидской) культуры из Малой Азии (Персии), эллинистическое влияние, влияние культур Индии и Китая.

Несомненно, на появление пчака у узбеков повлияли похожие формы/типы ножей индо-иранского и тюрского происхождения - иранский кард, турецкий бичаг, индо-иранские пешкабз, чура, каруд и хайбер, индийский кирпан. Все эти ножи чаще датируются не ранее XVI, а то и XVII-XVIII веками, только пешкабз иногда относят к XV веку.
В завершении "исторического обзора" можно сделать предположение о возникновении пчаков уже после XV века под влиянием индо-иранской традиции с "жестким функциональным назначением" - кухонный/поварской нож. Владельцам пчаков прекрасно известно насколько они замечательно подходят для нарезки мяса и овощей.
Но для узбеков это не просто хороший кухонный нож, но и прекрасный подарок мужчине, имеющий сакральное значение. Холодное оружие - непременным атрибут национальной одежды у многих народов Востока. Даже тот, кто по своему общественному положению не имеет права владения длинноклинковым оружием (земледельцы и ремесленники), носит на поясе нож в ножнах.

В отличие от бытующего у нас суеверия, что ножи дарить нельзя (это якобы приносит несчастье), в Средней Азии до сих пор такой подарок считается престижным и желанным. По представлениям народов Средней Азии острые и остроконечные предметы приобретают силу оберегающих амулетов, отгоняющих несчастье и болезни. И пчаку тоже приписывается подобная сила оберега. Нож, положенный под подушку, в головах младенца, считается средством охраны его здоровья. Если заболевал взрослый человек, ему на голову вместо компресса могут положить нож, оберегая этим от действия злых сил.

Пчак подаренный сыном отцу демонстрирует огромное внимание и любовь, и для отца такой подарок считается большой честью.

Нож дарят и «настоящему джигиту», каждому потенциальному воину - юноше, достигшему 18-летнего возраста.
Чаще всего ножи (хозяйственно-бытовые, не оружие), как элементы национальной одежды, встречаются у скотоводов-кочевников и охотников - североамериканских индейцев, аргентийской народности гаучо, якутов, бурят, лапландцев.

И в случае с пчаком прослеживается прямое влияние тюркоязычных кочевых народов, пришедших в средние века на территорию оседлых земледельцев - узбеков.
В этой части обзора были рассмотрены некоторые аспекты происхождения и назначения пчака. Во второй части поговорим уже о конструкции и встречающихся типах современного ножа-пчака.

У каждого народа, в зависимости от характерных географических, климатических и социально-культурных условий жизни был принят и получил наибольшее применение собственный тип ножа, имеющий отличительные особенности от подобных орудий других народностей. К их числу принадлежит национальный узбекский нож «пчак» . Появившись, согласно разным источникам, в среде среднеазиатских народов на рубеже 14-15 столетий, он и по сей день, сохранил свою форму практически неизменной.

Общее описание узбекского ножа «пчак»

Название изделия происходит от узбекского слова «печак», что в переводе означает непосредственно «нож». Ножи пчак распространены по всей Средней Азии с незначительными отличиями в пропорциях и отделке. Характерными их особенностями является широкий прямой клинок с односторонней заточкой и тонкая (уже клинка) рукоять, которая крепится вровень с обухом.

Клинок ножа может быть шириной до 50 мм. Его длина обычно равняется 16-22 см. Сечение металлической части – клиновидное, сужающееся от обуха к лезвию. От рукояти к острию толщина ножа постепенно уменьшается: от 4-5 мм до нуля. Спуски чаще всего прямые, реже – выпуклые или вогнутые. Такая геометрия обеспечивает изделию отличные режущие свойства.

По традиции, для изготовления клинка применяют углеродистую сталь. В результате воронения железным купоросом, хлорным железом, или же местными сортами глины, металлическая поверхность приобретает специфичную темную окраску с голубоватым или желтоватым отливом. Нередко клинки подвергают закалке, украшают гравировкой или выбитым клеймом. Это делает узбекский нож не только нужным элементом обихода, но и выделяет его как предмет, характеризующий культуру и быт целого народа.

История распространения ножей «пчак» со времен СССР

Во времена Советского Союза узбекские ножи пчак можно было встретить на европейской части страны в единичных экземплярах, привозимых в качестве сувениров из туристических поездок или экспедиций по Средней Азии. Наиболее распространенной была продукция единственной в Узбекистане ножевой фабрики в городе Чуст. На сегодняшний день ножи пчак изготавливаются на полукустарных производствах. Основную их массу выпускают мастера города Шахрихан Андижанской области. Там расположен целый ремесленный район, где трудятся династии кузнецов и ножовщиков.

Регулярные поставки национальных узбекских ножей в Россию стали происходить к концу 90-годов прошлого столетия. Появилась возможность приобрести их в розничной торговле: в специализированных магазинах и лавках восточной кулинарии. Одновременно, профильные интернет-магазины, руководствуясь возросшим спросом, стали предлагать на продажу ножи пчак : их фото пополнили многие электронные каталоги. В наши дни особым спросом пользуются не заводская штампованная продукция, а изделия конкретных мастеров. Авторские работы маркируются гравированными эмблемами производителя, изготовившего нож пчак своими руками , с изображением звезд и полумесяца в исламских традициях.

Популярные разновидности ножей «пчак»: шархон и старобухарский

На практике узбекский нож пчак предназначен для хозяйственно-бытовых нужд: разделки мясных продуктов, чистки и резки овощей. В зависимости от вида выполняемых операций применяют ножи различной формы. Поэтому для полноты коллекции имеет смысл приобрести основные виды узбекских ножей самых распространенных форм:

  • кайке – с приподнятым вверх острием клинка;
  • тугри – с прямым лезвием и ровным обухом;
  • кушкамалак – с двойным долом вдоль обуха.

Наиболее универсальны в применении образцы с длиной клинка свыше 14 см. Такие модели называют «шархон». Ими очень удобно производить профессиональную нарезку различных продуктов: не стуча по разделочной доске, а в пушкат-манере, как на видео кулинарных форумов.

Наряду с самыми популярными чустскими и самыми распространенными андижанскими (шахриханскими) пчками в интернет-каталогах можно встретить разновидности под названием «старобухарские». Их характерной особенностью является дугообразно выгнутый клинок, равномерно сужающийся к острию. Второе их часто применяемое название – «афганки».

Национальные традиции отделки подарочных образцов «пчака»

Для сувениров и коллекционных экземпляров предпочтительно делать выбор из штучных изделий от известных мастеров. Каждый такой нож пчак , фото которого можно увидеть на тематических сайтах и форумах, выступает шедевром конкретного мастера. При этом изготовленные в индивидуальном порядке, ножи проходят все необходимые этапы закалки и заточки, позволяющие применять их на деле.

Помимо обеспечения практических функций, подарочные экземпляры отделаны в лучших традициях восточного колорита. В немалой степени это относится к украшению рукояти, которая у узбекских ножей довольно узкая в сечении, с характерным клювообразным изгибом на конце. Ценные образцы изготавливают из различных пород дерева, рогов копытных или металла. Часто их инкрустируют перламутром или полудрагоценными камнями.

Заточка ножей и правила ухода

Мастер при изготовлении натачивает узбекский нож пчак своими руками на корундовом круге. Конец заточки определяет по тональности звука, который издает нож пчак , а видео в сети могут это наглядно продемонстрировать. Поправлять остроту лезвия время от времени можно просто о дно керамической тарелки.

Подверженный коррозии, металл клинка требует аккуратного отношения. После использования ножи нельзя оставлять мокрыми. Их следует хранить в подвешенном состоянии или на подставке, требуется насухо вытереть.

ПЧАК и КОРД

узбекский, уйгурский, таджикский

При всем обилии информации, точного ответа на вопрос, что считать «правильным» пчаком или кордом, видимо, не существует. Не ясно даже, чем отличается пчак от корда и отличается ли вообще...(ведь и то и другое в переводе с национального языка означает просто «НОЖ») . А ведь есть еще иранский кард...

Начнем с простого. На этих фотографиях изображен нож, который любой человек, хоть как-то интересующийся ножами или бывавший в Средней Азии, назовет «ПЧАК», или, по-узбекски, «ПИЧОК». Облик пчака своеобразен и легко узнаваем.


Это - самый распространенный пчак с клинком «кайке». Такой клинок подразумевает поднятие острия над линией обуха на 3-8 мм. Более продвинутые и любознательные скажут, что это «Андижанский пчак». Кто-то еще добавит: «Шархон».

Сам клинок пчака традиционно выковывается из углеродистой стали (в отдаленные времена использовалось сломанное оружие или слитки железа из Индии, с 19-20 века в ход пошли автомобильные рессоры, обоймы подшипников и другие подручные материалы, в настоящее время чаще всего используются прутки заводской стали типа ШХ-15, У12 , 65Г или дешевая арматура из Ст3). В Узбекистане до сих пор говорят: «Пичок из углеродки - для работы, из нержавейки - для украшения!»

Если клинок изготовлен из высокоуглеродистых инструментальных (У12) или подшипниковых (ШХ15) сталей (что позволяет получить более качественное изделие), то к нему обычно приваривают хвостовики из Ст3, что заметно в виде треугольника возле рукояти пчака.

Кстати, так же поступают многие японские и российские мастера, например, Г.К. Прокопенков. Это связано с тем, что У12 и ШХ15 имеют невысокую ударную вязкость и прочность и, если клинок с хвостовиком выкованы из единого куска стали, велика вероятность слома клинка в районе шейки, например, при падении.

Длина клинка обычно составляет 16-22 см, толщина всегда клиновидно уменьшается от рукояти к острию, причем у рукояти она может быть 4-5 мм. В сечении клинок пчака тоже клиновидно сужается от обуха к лезвию. Спуски, как правило, прямые, редко встречаются выпукло- или вогнуто-линзовидные. Ширина клинка может быть до 50 мм. Все это вместе дает неплохую геометрию ножа и обеспечивает эффективный рез любых пищевых продуктов.

Как уже было сказано, сталь на пчаках используется углеродистая, из того, что есть под рукой, закалка (как правило, зонная - только у режущей кромки) обычно проводится до 50-52 ед по Роквеллу, реже до 54-56 и то только в последнее время. С одной стороны, твердость в 50-54 ед не дает долгого удержания остроты режущей кромки, но зато позволяет править такой нож на чем угодно (обычно используется дно керамической пиалы, но существуют и специальные камни традиционной формы для правки пчаков и ножниц), что, конечно, является большим плюсом. Но в этом случае нож быстро стачивается и превращается чуть ли не в шило, поэтому приходится покупать новый. Хотя стоимость пчаков (не сувенирных) всегда была небольшой.

В последнее время все чаще встречаются пчаки из стали ШХ-15, которая может быть закалена до 60 ед Роквелла, что мы и видим на некоторых клинках. Такие твёрдые клинки делают специально для российского и украинского рынка, чтобы конкурировать с японскими кухонными ножами. С моей точки зрения, такая твердость не очень оправдана, ибо пчаки имеют очень тонкое сведение и работа такими ножами требует определенных навыков и специальной техники, иначе клинок будет выкрашиваться и ломаться (аналогично японским кухонникам) С другой стороны, калить ШХ-15 до 50-52 единиц (норма для пчака) особого смысла нет - просто перевод добротного материала.

Поверхность клинков из углеродистых сталей обычно оксидируют (воронят), погружая в раствор наукатской глины (традиционно), железного купороса или хлорного железа, из-за чего клинок приобретает темно-серый с голубым или желтым отливом цвет, украшают долом («комалак», причем если дол один, то он обязательно будет со стороны тамги), выбитым клеймом («тамгой») или гравировкой. Выбитые углубления заливают латунью.На углеродистых клинках часто заметна зона закалки.

Названия частей пчака представлены ниже:



«ГЮЛЬБАНД», или больстер отливают из легкоплавкого олова или сплавов олова со свинцом, паяют из листовой латуни или мельхиора и заливают оловом или его сплавом. Замечу, что использование свинца при приготовлении пищи не есть хорошо, и желательно ножи со свинцом не использовать (или, по крайне мере, покрыть лаком). Отличить свинец можно, попробовав паяльником (свинец плавится хуже), он сильно окисляется, приобретая темно-серый оттенок, пачкается (как газетная бумага). Мне лично кажется, что использование свинца и сплавов - это издержки легкодоступности старых автомобильных аккумуляторов и баббитов из подшипников.

Украшают гюльбанд гравировкой (традиционно - узбекским растительным орнаментом «ислими»), часто с заливкой углублений эмалевой краской (черной, красной, зеленой), а также вставками из перламутра («садаф»), бирюзы или стразами.

«БРИНЧ» - полоска листовой латуни или мельхиора, толщиной до одного миллиметра, припаиваемая по периметру хвостовика при накладном монтаже рукояти(«ерма доста»). На бринч приклепывают накладки рукояти, украшают гравировкой и декоративным оксидированием. Замечу, что обычно бринч выступает за пределы хвостовика на 1-2 мм, и между накладками и хвостовиком остается воздушный зазор.

Смысл этого действия не очень понятен, разве что для экономии материала накладок, когда используется дорогой материал (например, слоновая кость). Возможно, такая конструкция позволяет демпфировать напряжения в рукояти, т.к. такой же монтаж традиционно применяют в рукоятях среднеазиатских сабель (заполняя воздушные полости мастикой).






«ЧАКМОК» или навершие.

Специально изготовленное и украшенное навершие применяют на дорогих пчаках при накладном монтаже («ёрма доста»), в виде металлических притинов, или всадном монтаже рукоятей («сукма доста») из полого рога, в этом случае его выполняют методом пайки из мельхиора, латуни.

Украшают гравировкой, садафом, стразами.

На недорогих пчаках чакмок обозначают путём изменения сечения рукояти (из округлого в прямоугольное) и/или наличия клювообразного выступа.

«ДОСТА» - черен, рукоять.

Для изготовления используют местное дерево (абрикос, чинара), текстолит, оргстекло, кости, рога, паяют из листового металла (мельхиор, латунь)

Дерево, текстолит и кость обычно не украшают, в оргстекло вставляются цветные «глазки» и проволока, рог украшают декоративными гвоздиками, вставками из садафа или стразами, на металлические рукояти наносится гравировка, обычно в виде растительного, цветочного («чилмих гули») орнамента с добавлением стразов.

Черен рукояти с накладным монтажом («ерма доста») обычно имеет одинаковую толщину и у гюльбанда и у чакмока, реже утолщается к чакмоку. Нередко толщина такой рукояти превышает ее ширину - это удобно при традиционной нарезке овощей при приготовлении узбекских блюд: плова, салатов «чучук», или «шакароб»

«ТАМГА» - клеймо

Как правило, каждый мастер («усто»), производящий какое-либо изделие (особенно ножи), применяет цеховое клеймо (тамгу).

Для узбекских мастеров в центре тамги обычен полумесяц (как символ веры), часто используются звезды (говорят, что их число раньше обозначало число детей-наследников или учеников, ставших мастерами) и символ хлопка.

На современных клеймах может встретиться все, что угодно - даже изображение автомобиля.

Надо отметить, что в настоящее время для идентификации мастера полностью полагаться на тамгу нельзя. Я видел тамгу, которую используют как минимум четыре разных мастера (хотя, может, делает и один, но продают от своего имени разные люди).

Как и к любому хозяйственно-бытовому ножу, к пчаку полагаются ножны. Как правило, они не отличаются добротными материалами и качеством изготовления. На сегодняшний день обычно это кожезаменитель с картонными вставками, иногда украшенный аппликацией и имитацией бисера.

Более дорогие пчаки могут иметь ножны из кожи, украшенные тиснением или плетением из кожаного шнурка.

Редко встречаются ножны металлические (мельхиор, латунь) с гравировкой или комбинированные (кожа, дерево, металл).


В завершение обзора андижанского пчака приведу цитату из статьи О. Зубова «Знак мастера» (журнал «Вокруг света» № 11 за 1979 год):

« …Широкий, звенящий с черно-фиолетовым отливом, инкрустированный красными, зелеными, голубыми и белыми камешками - крапинками, на лезвии сияют три звезды и луна - древнее клеймо Абдуллаевых.

Этот нож - незаменимый помощник за трапезой в кругу друзей, неотъемлемая часть узбекской кухни. «Можешь резать хлеб, можешь чистить картошку, а можешь повесить на ковер и смотреть - все можешь!» - сказал мастер. И, помолчав немного, улыбнулся: «Но лучше всего - резать дыню!»

Рассматривая узбекские пчаки, волей-неволей задаешься вопросом о том, что же привело к появлению именно такой формы лезвия. Дело в том, что такая форма подходит исключительно для приготовления пищи, в то время как у соседних народов типичным был нож, которым хоть как-то можно было защищаться и использовать для других (не поварских) нужд, то есть во всем мире были в употреблении более универсальные ножи. У узбеков такие ножи тоже были, но... только до 14 века. Точная причина возникновения такой формы не известна, но если вспомнить, что 14 век - это век империи Тимура (Тамерлана), империи с централизованной властью и жесткими законами, то можно предположить, что чиновники Тимура, или он сам, были несколько обеспокоены подчинением завоеванных народов, и, дабы не допустить появления у народа холодного оружия, свозили всех мастеров-оружейников в шахские кузницы, в столицу империи г. Самарканд, а для мирного населения заставили мастеров делать ножи с поднятым вверх острием. Таким ножом нанести колотые раны практически невозможно и, значит, опасность восстания и прочих «терактов» уменьшается. Вспомним, что во времена другой, уже близкой к нам по времени империи, пчаки тоже не относились к холодному оружию именно из-за формы лезвия и за их изготовление не отправляли в места не столь отдаленные. Хотя могут быть и другие версии. В любом случае получился очень удобный для приготовления пищи нож, который быстро завоевал себе популярность в Средней Азии. Был бы не удобный - не получил бы такого распространения!

Кроме пчаков с клинком «кайке» встречаются пчаки с клинком «тугри», то есть с прямым обухом.


Сравним два вида клинков: на фотографии ниже хорошо видна разница между клинком «тугри» (вверху) и «кайке» (внизу)


Клинок «тугри» имеет постоянную или уменьшающуюся к острию ширину. Удобен для нарезки мяса, обычно входит в набор мясника («кассоб-пичок»).

Кроме уже упомянутого «андижанского» пчака, можно встретить названия «старобухарский» и «старококандский».

В «старобухарском» клинок равномерно сужается к острию, подъем выражен меньше, но все лезвие часто бывает дугообразно выгнутым, клинок больше специализирован на работу по мясу - снятие шкуры, обвалку.



Интересно, что до сегодняшнего дня узкие Бухарские пчаки часто называют «афганкой», хотя различие между пчаками из Бухары и Афганистана имеется - на «бухарских» заклепки идут в один ряд, а на «афганских» - полуконвертом.

Также традиционно бухарские пчаки имеют ножны с шариком или листиком на конце.

«Старококандский» - клинок этого пчака отличается малой шириной, используется, скорее всего, как вспомогательный при обвалке или чистке овощей.


Можно также встретить названия «толбарги» (ивовый лист) и «казахча». Это функциональные узкоспециализированные ножи, предназначенные для выполнения определенной работы.

«Толбарги» - мясницкий нож для разделывания туш животных,

«казахча» - для разделки рыбы.


Пчаки «казахча» были распространены большей частью среди жителей (рыбаков) побережья Аральского моря, в основном, казахов.

Линия обуха «казахча» примерно на одну треть до острия образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Выемка затачивается с одной или с обеих сторон. Клинком такой формы, перевернув нож, легко чистить и потрошить рыбу.

Рукояти «толбарги» и «казахча» обычно изготавливаются из дерева и, как правило, не украшаются (допускается лишь наличие цветного орнамента на гюльбанде).

Приведем фото ножей мастера Мамуржона Махмудова из г. Коканда:


«Толбарги»


Ну и еще фото ножей из Ташкента


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Ташкент 1985»

Отдельного упоминания заслуживают «Уйгурские пчаки». Это ножи из СУАР (Синдзянь -Уйгурского автономного района Китая). Иногда встречается название Янгисарские ножи - название закрепилось по центру производства - городу Янгисар. У них также есть и «старобухарский тип-афганка» и «старококандский», но если посмотреть на фотографии, то можно увидеть и отличия. Бросается в глаза более качественное (и красивое) изготовление рукоятей и отсутствие литого гюльбанда (больстера) из олова, хвостовики клинков практически всегда открыты, бринч не используется. А вот клинки часто бывают обработаны грубо, или вообще не заточены, т.к. производство уйгурских ножей с заточенными клинками длиной более 200 мм запрещено китайскими законами!



Старобухарский. Уйгурские мастера


Афганка. Уйгурские мастера.



Старококандский. Уйгурские мастера.







Если узбекские пчаки больше специализированы под приготовление пищи, то таджикские КОРДЫ являются ножами более универсальными.


Корды имеют три типичных размера. Самый распространенный (наиболее рабочий) имеет длину 14-17 см, большой нож «Гов куши» («короворез») используется для забоя скота и имеет длину 18-25 см и самые маленькие ножи (меньше 14 см) - для женщин.

Клинки у традиционных кордов мощные, толщиной у гарды до 4 мм (замечу, что если толщина клинка ножа более 2,4 мм, то он уже может рассматриваться как холодное оружие и запрещен к свободному обороту), спуски линзовидные от обушка или середины ширины клинка, реже прямые (у узбекских пчаков, как правило, наоборот). Режущая кромка выводится на каждом ноже в зависимости от предназначения. Обух у клинка корда, как правило, выточенного из готовой полосы металла, бывает прямой и параллельный, а не клиновидный, как у пчака. На клинке обычно протачивают долы по одному или по два на каждой стороне или два на правой и один на левой.

Монтаж зависит от местности изготовления. В юго-восточных горных районах предпочтение отдают всадному монтажу, а в западном и северном районах, которые ближе к Узбекистану, -накладному. Причем накладной монтаж корда несколько отличается от такового у пчака: не применяется паяный бринч, а весь хвостовик заливается по периметру оловянным сплавом, поэтому рукоять на пчаке легче, а на корде - прочнее! Вообще, прибор у кордов бывает только литой, из олова и его сплавов (или серебра), орнамент - только гравированный и более геометрический, радиально-симметричный в отличие от сложно-растительного узбекского «ислими». Орнамент индивидуален для каждого мастера и может заменять клеймо (корды традиционно не клеймятся, по крайне мере на клинке, на гарде - определенный орнамент или клеймо)

Накладные рукояти кордов всегда шире, чем у пчаков, расширяются к навершию и имеют характерную выемку под мизинец.

На рукоять корда идет рог, кость, дерево, пластмасса. При всадном или накладном монтаже хвостовик клинка корда всегда полный на всю длину рукояти (за исключением маленьких ножей для женщин на кухню).







Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Хорезм, Хива.1958»

Хотелось бы еще раз остановиться на терминологии- пчак, пичок, бычак, корд, кард.

Дело в том, что некоторое время назад мне в руки попал нож где-то 17-18 века




Длина 310мм, длина лезвия 185 мм, ширина у обуха 30мм, толщина обуха (3,5-2,5-1,5)мм. Назначение канавки на обухе мне непонятно, разве что для увеличения толщины обуха, которая незначительно увеличивается при прочеканивании канавки. Желтый металл в орнаменте - золото. Твердость около 52 ед. Поразил меня строй клинка (как выразился известный мастер - ножовщик Геннадий Прокопенков, «просто - высший пилотаж!»): - клин от обуха с вогнутой линзой, и переходящий в каплевидный вид в нескольких миллиметрах (от 3 до 5) от режущей кромки. Конечно, это все - десятые доли миллиметра, но все видно и прощупывается. После недолгих уговоров, Г.К. Прокопенков согласился сделать мне современную копию, максимально сохранив весь строй клинка.

Получился вот такой нож:




Оказалось, что при работе на кухне он превосходит практически все имеющиеся у меня ножи - и по качеству реза и по удобству работы. Ну и правится легко чем угодно (хоть мусат, хоть керамика) Хотя если долго шинковать овощи, то есть на потоке, хороший шеф, видимо, будет удобней. Но для дома...

Кроме того, его конструкция позволяет и палочку отрезать/построгать и от злыдня какого-либо защититься.

То есть получили отличный универсал.

Естественно, встал вопрос о типе ножа. Вариантов было два - кард или пчак. Корд не рассматривался по очевидым признакам. По материалам интернета и, в частности, конференции «RusKnife» ближе всего оказался бухарский нож.


Нож из Бухары. Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Выставка «Оружие Востока 16-19 веков»

Замечу, что «музейный» экспонат назван просто - «Нож из Бухары»

Дальнейшие поиски привели к следующим фотографиям:


Пчак старый. Бухара

Пчак. Бухара.


Бухарский кард


Бухарский кард


Пчак бухарский с бирюзой


Пчак Афганистан


Персидский кард

Заметим, что на последней фотографии нож (персидский кард) имеет бронебойное утолщение на острие.

Таким образом, определить точно вид моего ножа видимо не представляется возможным.

С точки зрения коллекционеров и знатоков холодного оружия кард - это нож, создаваемый в первую очередь для военных целей: он и по виду больше к стилету тяготеет и острие у него, как правило, упрочняется.

Так что я считаю, что у меня - пчак. Тугри-пчак, скорее всего, бухарского производства.

Однако мне больше всего импонирует позиция Марата Сулейманова, который утверждает, что кард, корд и пчак - это никак не бренды, а просто названия одного изделия - ножа - на разных языках («печак» - по-татарски, «пичок» - по- узбекски, «пшах» - по-азербайджански, «корд» - по таджикски, «кард»- по персидски. Кард и корд близки по звучанию, так как таджики и персы (иранцы) относятся к одной языковой группе, узбеки, татары, азербайджанцы - к другой, тюркской)

Есть еще «бычак» - карачаевский нож (см. статью «Бычак - нож каждого карачаевца» на этом сайте), но карачаевцы и их ближайшие родственники - балкарцы, как известно, тоже тюркоязычные народы.

Есть еще ножи туркмен-сарыков (фото из Rusknife)



Таким образом, не касаясь военной тематики, видимо, наиболее правильно говорить:

Национальный узбекский нож (пичок, или пчак)

Национальный таджикский нож (корд)

Национальный уйгурский нож (пчак)

Национальный карачаевский нож (бычак)

Приведем еще фото из “Туркестанского альбома” 1871-1872 год

Самарканд, Пичак-базар (Кстати, в оригинале написано “Писяк-базар”)

В прежние годы узбекские пчаки попадали в Европейскую часть СССР в виде единичных экземпляров, чаще всего их привозили из экспедиций по Средней Азии. Как правило, их качество было не на высоком уровне.

С конца 90-х годов прошлого века, компания «Союзспецоснащение» начала регулярные поставки узбекских пчаков в Россию, и их стало возможно приобрести в офисе компании или в розничной торговле. В настоящее время их можно приобрести во многих ножевых магазинах и магазинах восточной кулинарии, в том числе и в Интернет-магазинах (в частности, в «Дукан Востока», «Пчак-ножи ручной работы», и т.п.).

На первых порах поставщики закупали пчаки оптом на базарах в Узбекистане, поэтому ни имя мастера, ни место изготовления у продавцов узнать было невозможно. По мере насыщения рынка, торговля стала «цивилизовываться», и сейчас можно приобрести пчак, изготовленный конкретным мастером (особенно у тех продавцов, которые закупают изделия непосредственно у мастеров), и выбрать тип, стиль и материалы клинка и рукояти.

Во времена Советского Союза наиболее популярными были пчаки из города Чуст, где была единственная в Узбекистане ножевая фабрика.

Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Чуст 1987 г.»

В нынешнее время основную массу узбекских пчаков производят в г. Шахрихон Андижанской области Узбекистана, где существует целый городской район («махалля») мастеров-ножовщиков («пичокчи»), в котором трудятся целые семейные династии кузнецов и слесарей-сборщиков пчаков.


Фото из музея прикладного искусства Узбекистана, подборка называется «Шахрихон 1999»

Так, известный мастер Комилжон Юсупов, посвятивший своему ремеслу более 50 лет жизни, и избранный аксакалом махалли пичокчи Шахрихона, передал свое искусство своим сыновьям и сейчас братья могут делать, при желании, очень неплохие изделия.


Усто Бахром Юсупов

Усто Бахром Юсупов

В других регионах Узбекистана также живут и работают отдельные мастера («усто») и семьи пичакчи, но их изделия встречаются гораздо реже. Например, семья Абдуллаевых, живущая и работающая в Бухаре, изготавливает и пчаки, но их подлинным «коньком» являются ножницы ручной ковки и разнообразного назначения, славящиеся по всему Узбекистану.

Родственные узбекским пчакам таджикские ножи («корды»), в основном, производят в г. Истаравшан (бывший Ура-Тюбе).

Также стенды с пчаками и и кордами всегда присутствуют на различных ножевых выставках: “Клинок”, “Арсенал”, “Охота и рыболовство” и других…



Усто Абдувахоб и его ножи:






Директор магазина “Дукан Востока” Бахриддин Насыров с узбекскими мастерами-«усто»: усто Улугбеком, усто Абдурашидом, усто Абдувахобом.



Усто Улугбек


Усто Абдурашид


Усто Абдурашид

И пчаки, и корды производят вручную, и можно с уверенностью сказать, что каждый такой нож несёт в себе частицу души мастера.

Уже при внешнем осмотре можно судить об уровне качества ножа:

Хороший строй и обработка клинка, выраженная линия закалки и тонкая режущая кромка позволяет рассчитывать на хороший и продолжительный рез;

Хорошо пропаянный или отлитый из чистого олова (светлый и блестящий) гюльбанд позволяет использовать пчак или корд на кухне без риска отравления свинцом;

Чистый и продолжительный звон после щелчка по клинку, отсутствие шата у всадной рукояти свидетельствует о качественной сборке;

Отсутствие щелей между прибором и череном, или трещин в черене рукояти предотвращает размножение в них микроорганизмов;

По возможности, пчак и корд, как и любой другой инструмент для работы, нужно подбирать «на ощупь», чтобы он стал «естественным продолжением руки».

Единственными (на сегодняшний день) пчаками, к которым нельзя придраться, это пчаки Мамиржона Саидахунова


Клинок 140х4мм у обуха, равномерно сходит к носику. Сведен в ноль, двухсторонняя линза легонькая, заточен отлично. Порошковая сталь ДИ-90, термичка в печке, калка на 61 где-то. Ручка 110мм, моржовая кость. Гюльбанд-твердый сплав на основе олова. Снедь режет зверски, дерево строгает сухое, курицу бодро разделывает. Ножны: кожа 3мм, пропитка против воды

Правда, есть небольшой нюанс - мастер живет и работает на Украине и цена за этот нож достаточно высокая (по сравнению с остальными пчаками)

На сегодняшний день в России представлены ножи более 30 мастеров из Шахрихона, Самарканда, Ташкента и так далее...

Кроме того, такие ножи не могли не заинтересовать и российских производителей.

Так, по просьбе своих заказчиков, делают пчаки:

Геннадий Прокопенков



Этот нож мы можем видеть практически каждый выходной на канале НТВ в руках Сталика Ханкишиева. Волокнистый композит на основе 40Х13, закалка до 52-54

Дмитрий Погорелов


Сталь CPM 3V , HRC - около 60. Длина 280 мм, длина лезвия 150 мм, ширина 33 мм, толщина (3,5-2,5-1,5) мм, вес 135г. Рукоять -кокоболо Сведение в ноль, рез отличный

Мастерская Межова

Нож С.Кутергина и М. Нестерова



Сталь Х12МФ, серебро, палисандр, розовое дерево, кость. Длина ножа 280мм, лезвие 160мм, ширина 40мм,толщина 4мм, HRC 57-59

Но даже из фотографии видно, что сведение отнюдь не «пчаковское»

Златоустовские оружейники



Сталь 95Х18, HRC 58 , длина 292 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (2,2-2,0-1,8)мм, вес 120г.Сведение где-то 0,3мм. Рукоять - орех. Несмотря на небольшую толщину и неплохое сведение, рез этого ножа оставдяет желать лучшего

ОружейникЪ




Дамасск, позолота. Длина 260 мм, лезвие 160 мм, ширина 35 мм, толщина (4,0-3,5-2,0) мм, вес 140г. HRC примерно 56. Сведение примерно 0,2-0,3 мм.

Несмотря на различные украшения, рез значительно лучше предыдущего АиРа.

Небольшое тестирование показало предсказуемые результаты - сначала Прокопенков с Погореловым, затем ОружейникЪ и затем с большим отрывом АиР.

Интересно, что обычный пчак (см.фото) показал себя чуть хуже, чем пчаки наших именитых мастеров (по качеству реза) , но лучше Оружейника, но не намного.


В середине прошлого века похожие на пчак ножи делала немецкая фирма Herder, но его специализацию мне выяснить не удалось


Конечно, пчак, даже хороший, трудно сравнить по технологичности и гигиеничности с европейским шефом, и на современном пищевом производстве он будет менее удобен, но на домашней кухне и особенно где-нибудь на природе, этот нож может доставить вам массу удовольствия!

Для более полного представления о работе пчака рекомендую ознакомиться с обзором Романа Дмитриева «Пчаки в реальной жизни» на этом сайте.

Большую помощь в написании статьи оказали Марат Сулейманов, Роман Дмитриев и форум "RusKnife"

Отдельная благодарность за предоставление фотографий Бахриддину Насырову ("Дукан Востока") и Александру Мордвину ("Пчак- ножи ручной работы")

P.S. обзор Романа Дмитриева "Пчаки в реальной жизни" появится в ближайшее время