Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Есть ли христианские храмы в чечне. Чеченский боевик принял смерть за Христа (раб божий Андрей). Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Представляю вашему вниманию одну очень противоречивую (IMHO) статью, взята она с Гайдпарка , однако прочитав её я реший посмотреть первоисточник, им оказался сайт POBEDA.RU , при чем заявлено, что это сайт Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
Читал и думал, боже мой, в какое время живем!
Не удивлюсь,е сли в ближайшее время появится новый святой мученик Андрей...

================================================================

Чечня, март 95-го. Разведгруппа старшего лейтенанта Маньшина действует в горах в районе Шали в поисках баз боевиков. Когда нашли одну из крупных баз, «чехов» ликвидировали. Оставили в живых двух пленных. Один из них - Иса Малиев - был помощником полевого командира. Другой - рядовой боец. Этого, последнего, пришлось вскоре тоже ликвидировать, при попытке к бегству. Ису Малиева таскали вместе с собой по горам. Чеченец был настроен весьма агрессивно. Он страшно таращил глаза, обещал, если останется жить, всем головы поотрезать. Бойцы интересно реагировали на его угрозы: смехом. Первые два дня Иса активно угрожал. А на третий день, когда появилась первая возможность привала, бойцы посадили его за костёр, накормили, поделившись последним, и принялись травить анекдоты. С этого момента Иса замолчал. Два дня молчал. На исходе четвёртых суток разведгруппа перешла горный хребет и вернулась на свою базу. При подходе к базе Антон отвёл в сторонку Ису и развязал ему руки.

Иди, Иса, я тебя отпускаю. Только смотри, оружие в руки больше не бери. Если тебя в следующий раз поймаю - убью - прямо говорю!

Я думал, ты меня в живых не оставишь, - чеченец был удивлён и даже обескуражен.

Он пошёл, но через несколько метров остановился, повернулся и спросил:

Что вы за люди такие странные, Русские?

Мы просто христиане.

Знаешь, если бы все Русские были такими, как вы, я бы никогда против вас воевать не стал.

Мы все такие. Просто ты не знаешь.

И он ушёл.

Проходит год. Антон поступал в Московский военный университет, что в Лефортово. Приехал домой после вступительного экзамена. И тут звонок в дверь. Открывает - на пороге стоит Иса собственной персоной - с «авоськами», в которых - арбуз, дыни, виноград.

Как ты меня нашёл?

Земля слухами полнится, - улыбается.

Он зашёл. Бывшие противники обнялись, чаёк попили. Потом стали прощаться, а Иса и говорит:

Слушай, Антон, ты и твои солдаты очень изменили сердце моё. Я понял, что вы, Русские, необычные люди. И что если у России будут такие воины, то она непобедима. Скажи, где у вас можно покреститься?

Да в любой церкви.

А отдохнуть... в каком-нибудь монастыре?

Единственный монастырь, который знал Антон - Тихоно-Луховской, в Ивановской области, где подвизался один из его бойцов. Туда он его и направил. В шутку. Не поверил в намерения чеченца.

Иса уехал.

А через два месяца прислал из Ивановской области письмо, в котором говорил, что покрестился с именем Андрей. А ещё через полгода в письме сообщил, что он уже послушник этого монастыря и готовится к принятию монашеского пострига.

Когда Антон заканчивал первый курс, он решил посетить Тихоно-Луховскую обитель, где и узнал от монахов, что послушник Андрей был убит в своей келье во время молитвы. Он стоял на коленях перед иконами, а в спине его торчал кривой нож. Видимо, его соплеменники отомстили...

Кавказ стал одним из первых регионов Земли, который был охвачен проповедью учения Христа. Здесь раньше, чем где бы то ни было, христианство утверждается в качестве государственной религии. В 314 (или 301) году при царе Тиридате III становится христианской Армения, в 337-м – Иверия (Восточная Грузия) при царе Мириане III. После 371 г. крестится Урнайр, царь Кавказской Албании.

Власть иверских и албанских царей простиралась на склоны Большого Кавказа, где жили древние вайнахи (предки чеченцев и ингушей). Происходила там и проповедь христианства.

Проповедь христианства на Восточном Кавказе

Большую роль в распространении Христова учения на Восточном Кавказе сыграла церковь Кавказской Албании. Церковная традиция связывает первую проповедь христианства здесь с именем апостола из двенадцати Варфоломея. По легендам, апостол Варфоломей был мученически умерщвлён (с него живьём содрали кожу) в городе Альбаны, под которым большинство исследователей понимают некое место в Кавказской Албании. До 1937 года в Баку стояла православная церковь на месте древней базилики, где, по преданию, и был когда-то умучен св. Варфоломей.

Также в Албании проповедовал Елисей, ученик апостола из семидесяти Фаддея. Елисей является местночтимым святым в удинских церквях Армяно-григорианской церкви. Удины – народ Дагестана, являющийся прямым потомком кавказских албанов и сохранивший христианскую веру с тех древних времён.

По традиции, крестителем Кавказской Албании считается первый католикос армян равноапостольный Григорий Просветитель. Он обратил в христианство царя албанов Урнайра. Историки считают эту традицию анахроничной – Урнайр правил во второй половине IV века и в 371 году был ещё язычником, а Григорий Просветитель скончался в 326 году. Не был он крещён и внуком равноапостольного Григория – св. Григорисом Албанским, принявшим посвящение от своего деда. Григорис стал первым епископом Албанской церкви, но принял мученическую смерть ещё до правления Урнайра. Однако его проповедь пустила глубокие корни, и в конце IV века в Кавказской Албании существовала мощная христианская община, которая в итоге и способствовала крещению правителей страны.

Албанская церковь была дочерней по отношению к Армянской, но вскоре стала автокефальной. В 451 году обе они отвергли решения IV Вселенского (Халкидонского) собора, осудившего монофизитство (учение о единой – Божественной – природе Христа).

Власть Албании и юрисдикция её церкви распространялась на значительную часть Горного и Приморского Дагестана. С середины VII века Кавказская Албания стала подвергаться частым нападениям арабов и исламизации. В IX веке это государство исчезает со страниц хроник. Многие христиане бежали от преследований в горы Северного Кавказа.

Укрепление христианства в Чечне и Ингушетии

Историки обычно называют началом проповеди христианства среди вайнахов VIII век и указывают, что она шла со стороны Абхазского и Грузинского царств, находившихся в тесном союзе с Византийской империей. Однако, как мы показали выше, предки чеченцев и ингушей могли познакомиться с христианством значительно раньше – из Кавказской Албании. Под влиянием новой волны проповедничества среди вайнахов утвердилась православная версия христианства вместо первоначальной – монофизитской.

Недавно учёные установили, что древнейший сохранившийся до наших дней памятник христианства в Ингушетии – храм Алби-Ерды – был построен ещё в VII веке, то есть на три века раньше, чем считалось. Если так, то время его возведения совпадает со временем начала разорения Кавказской Албании арабами.

В эпоху, когда Закавказье подпало в той или иной мере под власть мусульман, а Северный Кавказ стал ареной борьбы между арабами и хазарами, глухие ущелья Кавказских гор становились убежищами для многих христиан с равнин. Когда мощь Арабского халифата стала ослабевать, и он начал терять территории на Кавказе, вновь укрепились христианские государства региона. Большую роль при царе Давиде IV Строителе (1089-1125) стало играть Грузинское царство. Давид Строитель, кстати, отбил у мусульман Тбилиси и перенёс туда столицу Грузии.

Грузия последовательно усиливает свои позиции на Северном Кавказе. Царица Тамара (1166-1213) укрепляет там положение церкви. В 1318 году грузинский патриарх-католикос Евфимий III посетил приходы в землях вайнахов и аварцев – первая известная поездка грузинского первоиерарха в Чечню, Ингушетию и Горный Дагестан. Население этих стран в то время было в подавляющем большинстве формально православным, хотя и сохраняло многие пережитки язычества, которые пыталось извести духовенство.

О господстве христианства в тот период в вайнахских землях свидетельствуют остатки многочисленных древних христианских храмов в Ингушетии. Кроме упомянутого, это Тхаба-Ерды (лучше всех сохранившийся), Таргим, Долте и другие. Как правило, вайнахи строили христианские храмы на месте бывших языческих святилищ.

Расцвет и упадок христианства в Чечне и Ингушетии

С VIII века точно, а возможно и ранее, большинство вайнахов исповедовало веру Христову. В XIV веке с православной церковью у них начал бороться католицизм, чьё влияние стало возможным благодаря Золотой Орде, которой были подчинены равнины Северного Кавказа. Побережье Чёрного моря усеяли колонии генуэзских купцов, и проповедь католических миссионеров оттуда достигла вершин Кавказа. Вероятно, спор между православием и католицизмом поколебал уверенность вайнахов в правоте христианства.

Закат христианства был связан с принятием ислама Золотой Ордой, походами среднеазиатского завоевателя Тимура и распространением власти Османской империи в Закавказье. Большинство вайнахов возвращается к язычеству. XVII век характеризуется частичным возрождением христианства в регионе в связи с кратковременным усилением Грузии. Но всё более прочные позиции у вайнахов завоёвывает ислам.

Тем не менее, христианские общины и многие храмы продолжали действовать вплоть до середины XIX века, почти до перехода региона под власть России. Богослужение велось по книгам, написанным на древнегрузинском языке. Отсутствие находок армянской церковной письменности и граффити у вайнахов не позволяет многим исследователям пока говорить о том, что христианство было принесено сюда из Кавказской Албании ранее VIII века.

Полное же искоренение христианства (как и язычества) у вайнахов предпринял имам Шамиль в середине XIX века в целях достижения морально-политического единства своего государства в войне с Россией.

В разные исторические эпохи менялись религиозные верования предков чеченцев и ингушей (вайнахов , нахов ). Со времен хуррито-урартских государств (III-I тысячелетии до н. э.) пришло язычество . У каждого явления природы , у каждого небесного светила был свой бог. Люди приносили жертвы богу солнца , дождя , войны , любви , плодородия . Имена некоторых богов дошли до наших дней как чеченские мужские и женские имена : Халад , Ану, Аштати , Нанна , Кибела , Кужух и другие . Еще одна память о язычестве - принятые у чеченцев клятвы . Например : «клянусь золотым солнцем », «клянусь землей », «клянусь хлебом ».

О языческом и христианском прошлом предков чеченцев и ингушей рассказывают легенды и предания, памятники древней и средневековой материальной культуры, открытые археологами.

Три древнейших христианских храма — Тхаба-Ерда , Алби-Ерда и Таргимский — находятся в Ассиновском ущелье . Похожие храмы и церкви , согласно преданиям , были и в других местах горной части Чечни . Самым большим был храм Тхаба-ерда . Его площадь превышает 100 квадратных метров . В храме обнаружена каменная купель для крещения , а под полом и у стен богатые христианские захоронения . Этот памятник христианства специалисты датируют 10-м веком н.э. Его строили грузинские зодчие , замыслив как крупнейшую из церквей на центральном Кавказе . Историк М.Б.Мужухоев («Проникновение христианства к вайнахам ») предполагает , что храм Тхаба-Ерды был возведен на месте языческого капища , посвященного божеству «Тхаба ». Это имя по этимологии можно сопоставить с древним нахским языческим божеством «Тхьа ». Процесс христианизации чеченцев и ингушей продолжался в период правления грузинской царицы Тамары (1184-1207 гг .) На это, в частности , указывает появление вблизи от центрального храма Тхаба-Ерды двух новых церквей , а также многочисленные находки христианских крестов . Чеченское название креста «жаар » созвучно грузинскому «джвари », что подтверждает теорию о проникновении христианства на Северный Кавказ через Грузию .

Грузинско-чеченские связи периода христианизации подтверждены и находками на территории Чечено-Ингушетии древних пергаментных рукописных псалтырей , в которых использовался грузинский алфавит . Один из них, хранившийся в храме Тхаба-Ерды , был обнаружен в конце 19 в. Другой — был найден в начале 20 века в святилище Маго-Ерды в горной Ингушетии . Кроме того , некоторые дни недели у чеченцев до сих пор называются словами из грузинского христианского календаря . Это — понедельник , пятница , суббота и воскресенье . Под влиянием христианской религии в нахских общинах появились такие имена , как Адам и Хава (Ева).

В период христианизации на территории современной Чечни местными мастерами были сооружены святилища , посвященные местным святым , схожим с известными христианскими . Таков , например , храм Тамышь-Ерда , в честь святого , воплотившего в себе некоторые черты святого Георгия . Архитектура этих храмов несет влияние христианского зодчества .

Период христианизации был в исторической перспективе весьма недолгим . В 13 веке татаро-монголы нанесли сокрушительный удар по Грузии , и миссионерская деятельность грузинской церкви среди кавказских горцев прекратилась . Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось и на жизни других народов Кавказа , в том числе чеченцев . Запертые в труднодоступных горных ущельях , они были отрезаны от равнинных областей , оторваны от внешнего мира . А построенные христианские храмы были брошены на произвол судьбы .

Жизнь в горах вернула чеченцев к дохристианским верованиям . Вновь расцвело язычество . Впрочем , древних божеств , связанных в сознании чеченцев с силами природы , народ , оказалось , и не забывал . Об этом свидетельствуют постройки-святилища в честь богов-покровителей , возведенные как раз в период активного распространения христианства — в XII-XIII вв . Некоторые христианские храмы были перестроены в соответствии с нуждами языческих ритуалов .

В сложном пантеоне языческих божеств средневековья были почитавшиеся всеми Дела ?, Тушоли ?, Мятцил , Сиели , Ерды , Молыз-Ерды . Кроме того , своих богов почитали отдельные группы поселений . Богов-покровителей имели также отдельные села и даже некоторые семьи .

Верховным божеством вайнахского языческого пантеона был бог Дела ?. Об этом свидетельствует подчиненная роль других божеств , что можно проследить в молитвенных обращениях к ним. Дела ? сохранил свой авторитет и после принятия чеченцами ислама (имя Дела ? в молитвах на чеченском языке отождествляется с именем Аллаха ).

У жителей Джейрахского ущелья , основу хозяйства которых составляло скотоводство , наибольшим почитанием пользовалось божество Галь-Ерда . В записанных этнографами молитвенных обращениях к этому богу интерес представляет , в частности , их социальный аспект . В них есть такие слова : «Кто не любит тяжелого труда для насущного хлеба , пусть те люди никогда да не восторжествуют над нами… »

В период позднего средневековья в чеченском обществе заметно усилилась роль жречества . Жрецы , как посредники между божествами и людьми , были окружены ореолом святости и неприкосновенности . Они одевались в белое . Жрец первым во время моления обращался к божеству , освещая жертвоприношения . Только он один , (а другие лишь с его разрешения ) могли входить в святилище . Жрецы , почитались за ясновидящих . Они предсказывали урожай , погоду , время начала сельскохозяйственных работ , занимались медицинской практикой . К жрецу обращались в трудные для семьи или всего общества дни - в случае неурожая , болезни и т.п., с надеждой , что он укажет средство , которое поможет устранить беду . И чаще всего в качестве такого средства предлагалось жертвоприношение .

В обязанности жрецов входило поддержание социальной стабильности в обществе и решение вопросов гражданского права . Они также охраняли имущество , принадлежавшее святилищам — многочисленную храмовую утварь , скот , покосы и пашни.Этнографические материалы свидетельствуют , что храмовые пашни и покосы никогда не обрабатывались самими служителями культа . Для этой цели использовался труд общинников , которые по очереди проводили сельскохозяйственные работы на полях , кормивших жречество . Впрочем , часть продуктов шла на храмовые праздники и потреблялась сообща . Жреческая прослойка существовала и за счет ценных приношений верующих . Драгоценности , которые хранились в храмовых тайниках , были в ходе археологических раскопок обнаружены во многих святилищах .

Христианство не получило широкого распространения на территории Чечено-Ингушетии в 12-13 вв . Об этом свидетельствуют , в частности , погребальные ритуалы этого периода . Материалы археологических экспедиций показали , что покойника клали в склеп , снабжая его предметами быта . В их числе : вооружение - для воинов , предметы культа — для знахарей и т.п. При захоронениях мужчин к могиле подводили коня и конец узды давали в руку покойному . Похороны умершего сопровождались расточительными поминками , которые повторялись через год и через два. Смысл повторных поминок был в том, чтобы показать умершему заботу живых о нем, и тем задобрить усопшего . Страх перед покойниками был столь силен , что клятва и присяга на могиле считались самыми верными . Для усопших родственников каждая семья регулярно устраивала жертвенный ужин по окончании жатвы . Пересылка пищи на тот свет сопровождалась молитвой хозяина дома , из которой явствует , что чеченцы представляли загробную жизнь как продолжение жизни земной со всеми ее трудностями и радостями .

Особое место среди памятников , связанных со средневековыми религиозными культами вайнахов , занимают петроглифы — знаки на камнях , встроенных в стены башен , склепов , святилищ , а впоследствии — и мечетей . Такие же знаки присутствуют в орнаментах на одежде , утвари и предметах обихода . Это изображения человеческих рук — древний знак силы , могущества , мастерства ; кресты , заключенные в круги ; затейливые розетки и спирали — знаки солнца и небесных светил ; фигурки людей , диких и домашних животных . Часто встречаются изображения свастики — одного из древнейших символов вечного огня и очищения . Рисунки-петроглифы на камне - памятники религиозной и художественной истории вайнахов .

ИА Чечня.Ру

подполковник

Некоторые заявления по национальным взаимоотношениям, которые приходится слышать или читать в прессе, создают впечатление, что их авторы находятся где-то на Марсе, настолько они далеки от сегодняшних реалий.

Так, один из докторов политических наук взял да и провозгласил: дескать, Россия - государство не национальное. Хоть стой, хоть падай. Это значит, что все проблемы, которые стоят на повестке дня в стране, имеют в многонациональном государстве какую угодно - экономическую, политическую, социальную, но только не национальную подоплеку. И на армии это ну никак не отражается.

Одним словом, нам, россиянам в погонах и без (ни в коей мере не русским, тем более что графы «Национальность» в паспорте нет), якобы совершенно безразлично, люди какой веры, культуры и национальности окружают нас, кто будет завтра нашим соседом, сослуживцем, на каком языке скоро станут учить в школах наших детей, внуков, во что вообще они должны верить, что помнить?

Пример государственного подхода

В храме Михаила Архангела города Грозного - тишина. Это обычное явление для главного православного святилища Чеченской Республики. Даже в выходные и церковные праздники здесь едва наберется несколько десятков прихожан. В их национальности можно не сомневаться. Это русские. В основном чудом выжившие старики и старушки. Впрочем, некоторым «старикам» на самом деле едва перевалило за 40. Случается, заходят в церковь рабочие-грузины, занятые в строительстве растущей не по дням, а по часам столицы ЧР, и еще скорее из любопытства охраняющие храм милиционеры, командированные из других регионов Российской Федерации. Временами появляются тут и цыгане, но долго не задерживаются - подают здесь мало. Другое дело - расположенные вокруг мечети. Особенно грандиозна звезда Чечни - крупнейшая в Европе мечеть, предмет особой гордости главы республики Рамзана Кадырова. Окруженная клумбами и фонтанами, подсвеченная вечером прожекторами, она словно символизирует прочно утвердившийся на чеченской земле ислам. Прямо скажу: впечатляет…

" Есть надежда, что будущее у православия, значит, и у русских в Чечне все-таки есть "

Чтобы узнать, как живут русские в Чечне, лучше прежде всего пойти в православную церковь. В ней, несмотря на проведенный недавно ремонт, все выглядит далеко не благополучно. Местами потрескались стены и колонны, облупилась штукатурка, но денег на ремонт у настоятеля как не было, так нет. Надежда на все того же Рамзана Кадырова - благодетеля всех местных жителей: чеченцев и русских. Впрочем, немногочисленные прихожане ожидали, что во время посещения города президент страны и премьер-министр заглянут в храм: все-таки оба позиционируют себя русскими, а значит, по Достоевскому, должны быть и православными людьми. Однако чаяния общины не оправдались. Кортежи первых лиц государства Российского с ветерком пронеслись по проспектам Героя России Ахмата Кадырова и В. В. Путина мимо церкви, не заметить которую было невозможно, и остановились как раз у главной мечети. Примечательный факт, не правда ли?

Выслушать мнение на сей счет настоятеля храма иеромонаха Варлаама, расспросить его о других новостях прихода мне не удалось - он выехал по делам в соседнюю Ингушетию. Ведь священник окормляет не только православных жителей Грозного и ряда станиц Наурского, Шелковского и Надтеречного районов Чечни, но и этой соседней республики, где также живут русские. Сколько их сейчас в Чеченской Республике, неизвестно. По разным оценкам, лет пять назад насчитывались от 20 до 50 тысяч человек. А сегодня?

Из разговора с жителями станицы Наурской узнал, что из 10 тысяч ее нынешних обитателей русских всего около 600 человек. Среди них немало людей, сохранивших верность православию. Есть в станице и маленький храм - бывший ангар, где проводятся богослужения, а на месте разрушенной церкви с лета 2004 года возвышается большой деревянный крест со следующей надписью: «Сей поклонный крест установлен в память о стоявшем на этом месте православном храме, построенном нашими предками в 1803 году и разрушенном коммунистами в 1940 году. Ныне мы начинаем строительство храма во имя Рождества Христова. Православные жители станицы Наурской».

Что еще осталось в бывшей казачьей станице русского? Например, действует хорошо известный за пределами республики детский ансамбль «Наурские казачата» - лауреат многих общероссийских конкурсов. Его бессменный руководитель - местная жительница Елена Гашина (кто она по национальности, понятно), с которой я познакомился еще пять лет назад. Она пережила весь кошмар, происходивший в Чечне в последние годы: потеряла мужа, здоровье, имущество. У кого она искала и находила тогда поддержку? Не задумываясь, Елена отвечает: «У Бога и… российского солдата».

Подразделения Минобороны и МВД РФ, вошедшие в мятежную республику, не только защитили Елену и ее детей, как, впрочем, и многих других жителей Чечни, от творившегося произвола, но и спасли от голодной смерти. Командир размещенного в станице оперативного батальона Внутренних войск полковник Мехман Давудов (кстати, уроженец горного Дагестана) принял Елену на службу по контракту, а для репетиций «Наурских казачат» предоставил клуб части. Эти свои действия российский офицер объяснил мне тогда так: «Я знаю, что здесь начнется, если отсюда уйдут русские, поэтому в моих же интересах поддерживать именно их: в первую очередь стараюсь принимать русских на службу и работу. И вообще помогаю им чем могу - техникой, дровами, людьми».

Прекрасный, по-моему, пример государственного подхода к проблеме стабилизации обстановки в регионе проявил полковник Давудов на опыте своей малой Родины, убедившийся, кого нужно в первую очередь поддерживать на Северном Кавказе, чтобы здесь наступил мир.

Российские силовики вообще играют важную роль в наведении в республике порядка. Только численность развернутой в Чечне, прекрасно оснащенной оружием и боевой техникой 46-й бригады ВВ до недавнего времени превышала 15 тысяч штыков (хотя, как поговаривают сами военные, грядущие сокращения вполне могут коснуться и этой крупной воинской группировки). А еще в ЧР, меняя друг друга, «работают» несколько отрядов спецназа, тысячи командированных милиционеров, это не считая дислоцирующейся на чеченской территории бригады постоянной боевой готовности Российской армии. И хотя лавры главного миротворца принадлежат, конечно, Рамзану Кадырову, именно наличие в беспокойном регионе большого числа правоохранителей и федеральных войск позволяет Москве контролировать республику, оставляя последнее слово за собой.

Трудности бытия

Сегодня в Чечне гораздо спокойнее и безопаснее, чем, к примеру, пять лет назад. Есть даже отдельные случаи возвращения русских жителей в свои дома, и формально этому ничто не препятствует. Глава Чеченской Республики не раз делал соответствующие публичные заявления, и несколько русских даже справили новоселье в Грозном, въехав в новые квартиры, но назвать эти пока единичные случаи необратимым процессом как-то язык не поворачивается. Взаимная неприязнь чеченцев к русским и наоборот никуда не ушла, и жить даже в новой квартире в таком соседстве, конечно, рискнет не каждый. Опросы грозненцев, проводимые год назад, показали, что отрицательно относятся к христианам (читай - к русским) 61 процент населения города. Лишь 7 процентов респондентов высказались о христианстве положительно и 20 процентов - скорее позитивно. (Вот бы нашим правозащитникам и докторам политических наук задуматься, отчего это чеченцы никак не хотят стать белыми и пушистыми россиянами, всех простить и все забыть?).

В таких условиях очень тяжело оставаться по-настоящему русскими (опять-таки по Достоевскому, конечно), сохранять свою самобытность: веру, традиции, язык и культуру, одним словом, иметь самосознание. Кто-то не выдержал давления, принял ислам, сменил имя, а значит, и свой генетический код, потерял историческую память. Они, конечно, остались россиянами и в правах нисколько не пострадали, а в чем-то, наверное, даже и выиграли. Однако при этом они просто перестали быть русскими. Это не мои домыслы. Именно так считает одна русская жительница города Аргуна, которая просила не называть ее имя и фамилию. Она, как и большинство моих соплеменников, все же остается русской и по духу, и по вере. И это тихое и смиренное стояние в вере уже есть подвиг и не только духовный. Именно наличие в Чечне русских дает нашей армии моральное право чувствовать себя здесь не незваными гостями, а полноправными хозяевами. И с этим, вольно или нет, вынуждены считаться не только в Грозном, но и в Эр-Рияде, и в Вашингтоне.

Русское присутствие в Чечне особенно чувствуется накануне больших православных праздников, например во время Пасхи. В эти дни местные власти проявляют особое внимание к русским. Для всех желающих организуются посещения православных кладбищ, предоставляется в случае необходимости транспорт. В текущем году на Пасху под давлением православной общины станицы Червленой, где проживают более тысячи русских, будет открыта часовня. (Станичный храм подвергся разрушению более 70 лет назад безбожниками. Кто они были по национальности, решайте сами.) Администрация населенного пункта выделила деньги на ремонт ограды местного христианского кладбища, а командование размещенного в станице батальона ВВ отрядило в помощь местным жителям для ухода за могилками солдат-добровольцев.

Это заметно приободрило и подняло дух русских обитателей Червленой - потомков казаков. Само кладбище славно тем, что, по преданию, дошедшему до наших дней, на этом погосте по краям закопаны четыре заговоренных креста, которые не позволяют хоронить здесь иноверцев. Даже в период засилья в Чечне ваххабизма (в станице в начале второй чеченской кампании одно время располагался штаб небезызвестного Хаттаба) воинственные последователи радикального ислама старались обходить кладбище стороной.

Приятно было узнать от помощника командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе ОГВ(с) по работе с казачеством (есть и такая должность) казачьего полковника Виктора Медяника, что казаки в Чечне есть не только на бумаге. Не все они, правда, признают себя русскими, ошибочно позиционируя себя как представителей отдельной нации, - терскими или гребенскими казаками, но раскол этот, произошедший во многом по вине прежних московских властей, многократно предававших интересы русских жителей Чечни, думается, со временем будет преодолен и улажен мудростью будущих наших правителей.

Есть и другие положительные примеры русского державного присутствия в Чечне. Два года назад попечением главнокомандующего Внутренними войсками МВД России генерала армии Н. Е. Рогожкина в поселке Ханкала, где располагаются штаб и главная база российской воинской группировки, открыт прекрасный храм во имя святого благоверного князя Дмитрия Донского. Его настоятелем назначен молодой иеромонах отец Аркадий. Невзирая на различные трудности и препятствия, священник проводит огромную работу как среди военнослужащих, так и среди членов их семей. Помимо регулярных богослужений и треб - крестин, венчаний, отпеваний он ведет занятия в воскресной школе, проводит беседы и встречи с воинами бригады, организует паломнические поездки для молодежи по святым местам России, в общем, делает то, что положено православному священнику-миссионеру. И работы на этом поприще у него здесь на многие годы непочатый край. Все это внушает осторожный оптимизм, что будущее у православия, а значит, и у русских в Чечне все-таки есть.

Когда еще в 90-х я впервые увидел Михайло-Архангельский храм, он был кирпично-красного цвета, позже, когда его восстановили, - небесно-голубого. Сейчас он белый. Не знаю почему, но мне видятся в этой перемене цвета российского триколора: красный вполне может означать кровь, обильно пролитую здесь. Голубой - цвет Богородицы, ее покрова над нами, а еще - мирного неба, ну а белый, как всегда, олицетворяет любовь, чистоту и надежду. Надежду на то, что Чечня - это Россия.