Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Для чего нужны березовые ветки на троицу. Какие травы нужно брать с собой в церковь на троицу. Какие травы святят в церкви на Троицу

Троица - это радостное красивое торжество, ведь в этот период вся земля покрыта нежными цветами, свежей, пахучей зеленью, еще не иссохшей под знойным летним солнцем. Цветут поля ржи и пшеницы, и от дуновения ветерка они волнуются, как зеленое буйное море.

В Троицкую субботу хозяйки готовятся к празднику и пекут калачи. Один из калачей обязательно кладут на подоконник, чтобы задобрить русалок и лесных мавок. Также маленькие калачи раздают нищим.

Издавна к Троице хозяйки приводят в порядок дом и украшают свое жилище. В старину на иконах и образах в красном углу развешивали чистые вышитые рушники, лавки застилали покрывалами, дорожками и ковриками, на кроватях одну на другую складывали красиво вышитые подушки.

Главным украшением, конечно же, являются цветы и травы. Мужчины шли в лес, в поле и на речку за зелеными ветками и болотными травами. Ими украшали образы, двери в доме, ворота и столбы, разбрасывали по полу, и дом наполнялся необыкновенным сочным ароматом трав и цветов.

Когда освящают березу на Троицу: суть праздника

Пятидесятница - второй из трех великих праздников древних иудеев, установленный в память дарования народу Закона при горе Синае.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников. И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

Троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки».

Когда освящают березу на Троицу: что святят в праздник

На Троицу обязательно святят цветы, в основном полевые, и букеты, составленные из пахучих трав и зеленых веток деревьев: березы, липы, клена, дуба, рябины, а также аира, мяты, мелисы, любистка и др.

После церковной службы свяченной травой легонько стегали всех родных и членов семьи, желая им здоровья.

Праздник Троицы издавна связан с проводами весны и встречей лета. За два дня до Троицы, на седьмой четверг после Пасхи праздновали Семик, поэтому вся неделя перед Троицей называлась семицкой или троицкой. Символом троицкой недели стала молодая березка. Именно это молодое, но очень сильное деревце поделлится своей энергией и здоровьем с людьми, землей, поможет созреть богатому урожаю.

Если пойдешь в церковь на Троицу, сделай букет из трав и веток деревьев. Ветви приноси домой накануне праздника, вечером. Пусть это будут ветки клена, липы или березы, дуба, калины. Добавь полевые цветы и травы – аир, мяту, любисток. А вот ветки вербы и осины нельзя святить в церкви в этот день, украшать ими дом нельзя. Посвяти этот букет в церкви в воскресенье, а когда придешь домой, легонько побей букетом всех родных, чтобы они были здоровы весь год. И храни этот букетик весь год, это принесет в дом радость и счастье. Через год можно сжечь его и развеять пепел.

Когда освящают березу на Троицу: что можно и что нельзя делать в праздник

Троицу надо посвятить своей душе, своим мыслям. Надо сходить в церковь, послушать священные песнопения, отстоять по возможности службу, поставить свечу и придаться своим мыслям. Может некоторым это придет на помощь, как бы умиротворяя свои действия и поступки, а может кому-то поможет сконцентрироваться на чем-то более важном. Каковы бы не были наши помыслы и деяния, необходимо радоваться этому дню.

Домой принести веточки липы, клена, березы и украсить ими окна, двери. Также можно поставить на обеденный стол полевые цветы.

День Святой Троицы он для того и существует, чтобы мы примирились со всеми, нашли душевный покой и комфорт.

На Великий Праздник Троицу нельзя заниматься любым как физическим так и умственным трудом. Исключение составляет лишь труд связанный с обслуживанием хозяйства: скота, птицы, собак, кошек. Притом Можно животным лишь давать есть и пить. А чистить гной, расчесывать запрещается.

С самых древних времен в этот день запрещалось работать в огородах, работать по дому, то есть, мыть полы, стирать, пылесосить, также нельзя купаться, особенно в речках, озерах и прудах. Также нельзя в день Троицы стричься, мыть голову, красить волосы, что-либо шить (по некоторым поверьям в любое воскресенье года шить нельзя, а в Святые дни празднеств тем более), делать ремонт в домах и квартирах.

В этот праздник, а также в течение всей праздничной недели церковь не проводит венчания. На Троицу нельзя купаться на протяжении трех дней, нельзя купаться во всяком водоеме: реке, озере, море и даже дома. Неделя перед Троицей считается зеленой неделей или русальной. Считается, что тех, кто пойдет купаться, «залоскочут» русалки, и человек утонет.

Существует даже народное поверье, что Троица не обходится без утопленника. И ненормально то, что, зная об этом, люди все равно идут в воду, как будто хотят проверить на себе это ужасное правило.

Люди, купавшиеся в дни недели в реках, либо погибали, либо оставались живыми, но тогда их считали ведьмами и колдунами. Так как только колдуны способны спастись от русалок, которые по поверьям так и кишат в реках и озерах, дабы забрать к себе тела наивных и не верующих.

В праздник Троицы нельзя самому по себе ходить в лес – говорят, что там до смерти защекочут лесные мавки, живущие в лесу. Также в праздник Троицы нельзя ходить в поле - там защекочут полевые мавки. На Троицу запрещено водить хороводы с девушками, потому что значительна возможность, что это русалки.

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

Троица — третий по значимости после Рождества и Пасхи церковный праздник. Каждый год, в зависимости от даты Пасхи, Троица выпадает на разные дни, ее празднуют на 50-й день после Пасхи, отсюда и ее второе название - Пятидесятница.

На Троицу дом украшают зеленью, цветами, которые являются символами жизни и весны.

Принято на Троицу ходить на богослужение, а накануне Троицы, в родительскую субботу, обязательно ходят на кладбища, поминают усопших.

Троица является третьим главным из двунадесятых праздников после Рождества и Пасхи.

Название праздника Троица объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась «совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты»...

Символом Троицы является береза. Именно березовые ветки, как правило, используются для украшения храмов и домов на Троицу. Береза считается благословенным на Руси. Праздник Троицы без березы — то же самое, что Рождество без елки. Правда, в некоторых регионах России, где не растет береза, праздничными деревьями были дуб, клен, рябина.

Троицу с давних времен на Руси отмечали весело и шумно. После службы в храмах устраивали гулянья, хороводы с играми и веселыми шутками.

На Троицу обязательно пекут караваи, а на праздничный обед принято созывать всех друзей, близких и знакомых, обмениваясь друг с другом подарками.

Перед Троицей хозяйки всегда тщательно убирали дом и готовили праздничный стол, за которым собиралась вся семья. Праздник любили встречать на улице, молодежь водила хороводы вокруг берез, парни выбирали себе невест. Молодой человек подходил к понравившейся ему девушке и предлагал руку и сердце. Если красавица соглашалась, можно было засылать сватов.

Но свадьбы на Троицу играть нельзя. Считается, что это принесет молодым несчастье в семейной жизни.

Девушки в этот день плели венки и пускали их плыть по реке. Если венок плывет ровно, но семейная жизнь будет благополучной, если начал кружиться - то жди разлада в семье. Если венок прибился к берегу, то скорого замужества ждать не стоит.

Троица - большой церковный праздник, поэтому работать в этот день нельзя. Не стоит в этот день допускать недобрых мыслей, злословия и зависти. Нужно примириться со всеми, с кем вы в ссоре.

Наши предки никогда не купались на Троицу в водоемах. Считалось, что в этот день русалки ведут себя активно и могут утащить купальщика под воду.

По материалам сайта «Новости в десятку»

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов. Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками.

Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали — «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку — обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга.

Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы.

К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» — и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу — любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

Молодежь Новгородчины совершала обряд, приноровленный именно к Троице, называемый «трясти порох». Во время гулянья на лугу, среди хороводов и игр в огарыши (горелки) кто-нибудь из мужчин срывал картуз с молодого супруга, тряс им над головой и громко кричал: «Порох на тубе, жена мужа не любит».

На этот крик быстро откликалась молодица, становилась перед мужем, кланялась ему в пояс, снимала картуз, который клали ему на голову в момент ее появления, брала мужа за уши, трижды целовала и снова кланялась ему и во все четыре стороны.

При этом вслух поселяне оценивали ее качества и пускали разные шутки в ее адрес. Молодицы обычно стеснялись и говорили: «Когда трясут порох, лучше бы провалиться сквозь землю».

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили. На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.

Гадания на Троицу

Самыми распространёнными гаданиями принято считать «завивание» березы и плетение венков. Перед Троицей девушки ходили в лес и находили молодую березку. Нужно было наклонить верхушку дерева и сплести венок с этих веточек.

После этого непосредственно на праздник девушкам нужно было вновь идти в лес и смотреть, что же произошло с березой после такого процесса. В том случае если все осталось, как и было то следует ждать свадьбы и богатства в доме. А вот если веточки завяли, то хорошего точно ждать не следует.

Гадание на желание. Троица

Стоит сразу обратить внимание на то, что гадать на желание на Троицу следует только рано утром. Делать это необходимо исключительно самостоятельно и на голодный желудок. Требуется подойти к березе, загадать самое сокровенное желание и отломать веточку березы. Но только вот перед этим следует проговаривать специальный заговор.

Для этого необходимо сплести все тот же венок, но, как вы понимаете, только из зверобоя. Затем кинуть его на крышу. Если он упал обратно, то в этом году девушку ждет свадьба, если же остался там, то для создания семьи еще рано.

Чтобы узнать о том, любит ли девушку определенный парень или нет она брала зверобой и перекручивала его с такой силой, чтобы из него полился сок.

Обряды на Троицу

Троицын день — один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик (седьмой четверг после Пасхи за два дня до Троицы), Троицкую субботу, Троицын день.

В целом праздники назывались «Зелёными святками». Основными составляюшими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших.

У славянских народов праздник Святой Троицы также тесно связан с проводами весны и встречей лета:
На троицкой (семицкой) недели девочки 7-12 лет ломали березовые ветки и украшали ними дом снаружи и изнутри.

В четверг (на следующий день) детей утром кормили яичницей, которая тогда была традиционным блюдом: оно символизировало яркое летнее солнце. Затем дети шли в лес завивать березу: ее украшали лентами, бусами, цветами; ветви связывали попарно, заплетали в косу. Дети водили вокруг наряженной березы хороводы, пели песни, устраивали праздничную трапезу.

В субботу накануне дня Святой Троицы у славян один из главных поминальных дней. Этот день часто называют «задушной субботой» или родительским днем.

В день Святой Троицы все шли в церковь с цветами и ветками березы. Дома и храмы в этот день украшали зеленым ковром из листьев и цветов. После праздничной службы в церкви молодежь отправлялась развивать березу. Считалось, что если этого не сделать, то береза может обидеться.

После того, как березу разовьют - повторяли трапезу, снова водили хороводы и пели песни. Потом дерево срубали и с песнями носили по деревне, пишет w. Часто так же березу могли пустить вниз по реке, считая, что дерево отдаст свою силу первым всходам в поле.

Троица 2017, когда Троица в 2017 году, празднование Трроицы, приметы на Троицу, традиции на Троицу, обряды на Троицу, празднование Троицы, народные поверья на Троицу, что нельзя делать на Троицу, береза на Троицу, березовые венки

Традиции на Троицу

Как повелось в России православные праздники тесно переплетаются с народными традициями.

Так, выходя из церкви, люди старались захватить траву из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную. Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и использовали как обереги.

Прекрасная традиция на Троицу украшать дома и храмы ветвями, травой, цветами живет не первое столетие. Обряд украшения на Троицу неслучаен. Зелень символизируют в народной традиции на Троицу — жизнь. Украшая по традиции дома на Троицу ветвями, травами и цветами, люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов, согласно народным традициям, используются ветки березы. Можно сказать, что праздник Троицы без березы — то же самое, что празднование Рождества без елки.

В тоже самое время в некоторых местностях традиция украшать дома и храмы на Троицу может несколько отличатся и для украшения могут быть использованы дуб, клен, рябина…

В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор, ставили тесто для приготовления блюд для праздничного стола, заготавливали зелень. В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа — так называемые «невестины смотрины».

С давних пор считалось хорошей приметой свататься на Троицу. Свадьбу играли осенью, на праздник Покрова Богородицы. Многие до сих пор считают, что это помогает семейной жизни: сосватанные на Троицу, дескать, будут жить в любви, радости и богатстве.

В этот день для девиц пекли козули - круглые лепешки с яйцами в виде венка. Эти козули вместе с яичницей, пирогами, квасом составляли обрядовую трапезу, которую девушки устраивали в роще после завивания березки, то есть украшения ее ленточками, цветами, плетения венков из ее тонких ветвей.

Через эти венки девушки кумились - подходили попарно, целовали друг друга, иногда менялись нательными крестиками и приговаривали: Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не браниться, вечно дружиться. Для обряда кумования завивали вершины двух березок, переплетали их между собой.

Затем девушки разбивались по парам и проходили под этими березками, обнимались и целовались. Покумовавшись, они становились в один большой хоровод и пели троичные песни.

После шли к реке. Когда подходили к речке, все бросали свои венки в воду и по ним ворожили на будущую судьбу. После этого березку срубали и с песнями несли в деревню, ставили ее в центре улицы, водили вокруг березки хороводы и пели особые, троицкие, песни.

Троица 2017, когда Троица в 2017 году, празднование Троицы, приметы на Троицу, традиции на Троицу, обряды на Троицу, празднование Троицы, народные поверья на Троицу, что нельзя делать на Троицу, береза на Троицу, березовые венки

Что нельзя делать на Троицу — народные поверья

С Троицыными днями в народе был связан целый цикл поверий и запретов, нарушать которые было строго запрещено под угрозой несчастий:
на Троицу нельзя было делать березовые метлы;
в течение недели запрещалось городить забор или ремонтировать бороны, чтобы «не рождались домашние животные уродливого вида»;

категорически запрещалась работать и в первые три дня Троицы — однако готовить угощение можно, а также приглашать на праздничную трапезу гостей;
нельзя было ходить в течение недели в лес, купаться — купаться в Троицын день нежелательно, поскольку, как считали наши предки, что день Троицы принадлежит русалкам — искупаешься, верили древние славяне, пойдешь ко дну. Начиная с «Зеленых Святок» и до Петрова дня (12 июля) русалки выходят из омутов, прячутся в лесах, на деревьях, своим смехом завлекая путников.

Приметы на Троицу

Есть и другие поверья и традиции на Троицу. Давайте теперь узнаем, какие в день Троицы есть приметы.
Если на Троицу пойдет дождь, значит, жди урожая грибов.
Цветы и лечебные травы, собранные в такой день считаются целебными и способны вылечить любой недуг.
Считается, что с понедельника - дня Святого Духа заморозков уже не будет, наступают теплые дни.

В день Святого Духа принято раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждая себя от невзгод и болезней.
Существовало и такое поверье, честный человек мог найти клад, как бы услышав его зов из глубин земли.
Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

По материалам портала Wordyouru

Троица является красочным, радостным православным праздником, одним из главнейших. Практически все люди отмечают его, но не каждый знает, что он означает, какая его история, традиции, что это за праздник вообще. Кроме того, не все осведомлены, какие травы и когда можно освящать в праздничный день.

Троица отмечается в нынешнем году 27 мая, и следующий день, понедельник, будет выходным. Праздник еще привычно называют Пятидесятницей, потому как его принято отмечать на 50-й день от Пасхи. В храмах вспоминают о сошествии на апостолов Святого Духа. Троица символизируется с тремя образами: Отца, Сына и Святого Духа. В такой святой день каждый освободит душу от грехов, всего плохого.

О празднике Троица существует несколько легенд

Для православного человека Троица – любимый праздник. С ней связывают различные легенды, по одной из которых Богом была создана земля и засеяна зелень. Другая легенда гласит, что Иисус Христос в этот день с Петром и Павлом присел под зеленым деревом отдохнуть, и в этот день стали отмечать «зеленый праздник» Троицу. По третьей легенде Иисус Христос был необыкновенно рад, как его с зелеными ветками встретили нищие в Иерусалиме. Однако главной остается легенда о триденности, связанной с Отцом, творящим мир, Сыном, искупляющем людей от порабощения дьяволу, и Святым Духом, освящающим мир.

27, 28 и 29 мая можно поминать усопших. При этом Троица — единственный день, когда в храмах разрешено ставит свечи за упокой душ некрещеных и тех, кто совершил самоубийство.

Когда на Троицу освящают зелень, какие травы можно освящать в этот день

На Троицу дома и церкви украшают зеленью, различными травами, цветами. Освящаются обычно березовые ветки, аир, любые цветы. Накануне праздничного дня проводится генеральная уборка в домах и храмах, выбрасываются ненужные вещи, все предметы, которые напоминают какие-то плохие события, жизненные моменты.

Каждую комнату в доме желательно украсить молодой травой, разной зеленью, ветками, освященными в церкви. Освящают березовые, дубовые, кленовые, рябиновые ветки, мяту, мелиссу. Православные утром собираются в храмах на богослужение, оставляют там букетики, чтобы священнослужители их освятили. Эти букетики высушивают и хранят год в качестве оберегов.

После службы родных приглашают на праздничный обед. Стол накрывают разными блюдами, которые привыкли есть в семье – ограничений нет. Обязательно нужно испечь пироги, блины, сварить кисель. Кстати, обратите внимание на погоду на Троицу: если дождливая, то лето будет долгим, лесные поляны – грибные, если жаркая – урожай будет плохим. Если увидели радугу – в доме будет большое счастье. В этот праздник сватаются, на Покров женятся, чтобы брак был счастливым, долгим, супруги любили друг друга.

На улицах в день Троицы можно встретить ряженых. В праздник принято водить хороводы, плясать, петь и гадать. В субботу, 26 мая, необходимо помянуть усопших. На Троицу купание в водоемах запрещено, иначе русалки заманят.

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].

Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.

Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин. 15:5).

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.

Бу­дем сегодня особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся». Аминь.

Протоиерей Борис Старк. Из проповеди в день Духа Святаго, 1981 г. “Вся моя жизнь чудо”. – М., 2007 г. – ПСТГУ.