Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

 Бессмертие: definition of Бессмертие and synonyms of Бессмертие (Russian)

Бессмертие - идея о том, что очевидный закон жизни, что всё живое смертно, в каких-то случаях нарушается; представление о непричастности смерти; качество всего неумирающего и вечно живущего.

В понятие «бессмертие» входят: бессмертие души - представление о том, что человеческая душа живёт вечно, не зависимо от тела.
бессмертие физического тела - представление о вечно живущем человеке.
создавать или делать бессмертным (бессмертить) в переносном смысле - сохранять навсегда в памяти людей.

Идея бессмертия встречается у большинства древних народов. У греков и евреев под бессмертием понималось призрачное существование в царстве теней («гадес» - у греков, «шеол» - у евреев). В Индии и Египте господствовало учение о переселении душ.

По свидетельству Геродота, «Египтяне <…> первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент».

Позже в иудаизме учение о бессмертии связывалось уже с учением о воскресении мёртвых и о загробном воздаянии; в таком виде оно перешло в христианство и ислам.

В некоторых философских системах рассматривается бестелесное, внефизическое существование души (эзотерический иммортализм). Материалистический подход отрицает существование души. Поэтому в его рамках вопрос о возможности такого рода бессмертия является бессмысленным.

В виде систематического учения понятие о бессмертии впервые было обосновано и развито Платоном («Федон, или О бессмертии души»). Кант, считая невозможным подыскать какие-либо теоретические доказательства бессмертия души, обосновал веру в него на постулатах практического разума.
Эликсир бессмертия
Эликсир бессмертия - сказочное вещество, обладающее свойством омолаживать человеческий организм и продлевать его жизнь до бесконечности. Эликсир бессмертия упоминается в легендах и преданиях многих народов как своеобразная «пища» богов. Боги Древней Греции вкушали амброзию, боги Древней Индии - амриту, иранские боги - хаому, боги Древнего Египта пили воду бессмертия.

Поискам эликсира бессмертия много сил и времени посвятили алхимики (см. эликсир жизни). По их мнению, золото, которое является чрезвычайно стойким («благородным») металлом, должно таить в себе субстанцию, делающую его вечным. Алхимики задались целью выделить эту субстанцию или найти способ ввести её в организм человека вместе с золотом.

В частности, Клеопатра выпила напиток, изготовленный с помощью данной «технологии». Поскольку вскоре она совершила самоубийство, невозможно судить об успешности опыта.

Личный врач папы Бонифация VIII предлагал смешать в измельчённом виде золото, жемчуг, сапфиры, изумруды, рубины, топазы, белый и красный кораллы, слоновую кость, сандаловое дерево, сердце оленя, корень алоэ, мускус и амбру; считалось, что этот состав может стать эликсиром бессмертия .

Известен случай с китайским императором Сюань-цзуном (VIII век). Придворный алхимик приготовил препарат для него. В процессе приготовления препарат кипятился в течение года. К сожалению, через месяц после приёма «эликсира бессмертия» император скончался.

Попытки получения эликсира бессмертия не оставляются и до сегодняшнего дня. Известно о нескольких лабораториях, разрабатывающих эту тему. После открытия клонирования, однако, данное направление несколько утратило популярность.
Легенды о бессмертии
Утверждается, что индиец Тапасвиджи прожил 186 лет (1770-1956), что официально указано в документах его княжества. Он был раджой в Патиале, но по достижении 50 лет удалился в Гималаи и стал вести жизнь отшельника; занимаясь йогой, Тапасвиджи достиг совершенства в управлении процессами, происходящими в организме (состояние самадхи). Тапасвижди оставил свидетельство о встрече со стариком-отшельником, не говорившем ни на одном из современных языков и знавшем только санскрит, на котором говорили жители Древней Индии. По словам старика, с тех пор, как он стал отшельником, прошло около 5 тысяч лет. Добиться долголетия ему удалось благодаря особому напитку, то есть эликсиру бессмертия. Старик передал некоторое количество напитка Тапасвиджи. Напиток нужно было принимать раз в 10 лет. После смерти Тапасвиджи был предпринят тщательный и безуспешный обыск в его доме с целью найти чашу с жидкостью, к которой ранее никому не разрешалось прикасаться.

Представляет также интерес история знаменитого авантюриста Сен-Жермена. Известны «свидетельства» о том, что на протяжении долгого времени (современники говорят о нескольких поколениях), Сен-Жермену удавалось сохранить внешность молодого человека. Престарелые дамы вспоминали, что когда-то в детстве видели его, и с тех пор он совершенно не изменился. Сен-Жермен рассказывал о своих беседах с Платоном, Сенекой и Иисусом Христом. Детали, упоминаемые им, невольно заставляли слушателей верить в бессмертие Сен-Жермена. Современник Сен-Жермена, другой известный авантюрист Калиостро рассказывал, что, будучи у него в гостях, видел сосуд, в котором якобы был заключён эликсир бессмертия.

В клинописном тексте из Ларсы названы такие сроки правления царей древнего Шумера: «В Эреду царём был Алулим, и он правил 28 800 лет… В Бад-Тибире правил Энменлуанна 43 200 лет…»

Бессмертие может восприниматься как проклятие, как, например, в легенде об Агасфере или у Дж. Свифта, изобразившего отвратительных бессмертных стариков - струльдбругов, помнивших лишь события первых 80 лет жизни.
Наука о бессмертии
Современная наука идёт несколькими путями, решая проблему бессмертия физического тела: стволовые клетки, крионика, понижение температуры тела, трансплантология, смена «носителя сознания» и другие.

Американский физик, лауреат Нобелевской премии Р.Фейман: «Если бы человек вздумал соорудить вечный двигатель, он столкнулся бы с запретом в виде физического, закона. В отличие от этой ситуации в биологии нет закона, который утверждал бы обязательную конечность жизни каждого индивида.»

Бурное развитие технологии открыло перед человечеством значительные перспективы. В их свете предлагаются различные способы реализации индивидуального физического бессмертия. В микроэлектронике, например, на протяжении долгого времени действует закон Мура, утверждающий, что количество транзисторов на кристалле удваивается каждые 1,5-2 года. В связи с этим, говорится о возможности частичного или полного перевода организма на искусственные полупроводниковые (кремниевые, галлиевые и т. п.) чипы, устойчивые при больших колебаниях температур, которые не нуждаются в кислороде и сохраняют работоспособность в течение значительного времени. При этом существует возможность копирования и тиражирования информации, хранящейся на чипе.
Источники
Кеес Герман . Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. - СПб.: «Журнал „Нева“», 2005. С. 13

Даосизм и бессмертие
См. также
Даосизм

Википедия

По свидетельству Геродота , «Египтяне <…> первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент» .

В последнем случае, решение проблемы индивидуального физического бессмертия связывают с ожидаемым значительным прогрессом в микроэлектронике , благодаря которому станет возможным полноценный перенос на неорганический носитель сознания человека. Этот подход подвергся критике, в соответствии с которой «перенос сознания» якобы нельзя назвать бессмертием с точки зрения самого человека, подвергаемого этой операции, поскольку записанное на внешний носитель сознание в соответствии с этой точкой зрения будет являться всего лишь точной копией индивидуальности, но не самой индивидуальностью. Однако критики «метода переноса» постулируют некую идеальную сущность, отличающую два идентичных сознания, фактически имеющую свойства души , наличие которой отрицается в современной науке. Таким образом критика концепции «переноса» ведется с идеалистических позиций.

Даосизм и бессмертие

Прежде всего, даосы предлагали ограничение в еде - путь, до предела изученный индийскими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертные должен был отказаться вначале от мяса и вина, потом вообще от любой грубой и пряной пищи (духи не выносят запаха крови и вообще никаких резких запахов), затем от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Постепенно удлиняя перерывы между приемами пищи, следовало научиться обходиться совсем немногим - легкими фруктовыми суфле, пилюлями и микстурами из орехов, корицы, ревеня и т. п. Специальные снадобья готовились по строгим рецептам, ибо их состав определялся и магической силой ингредиентов. Следовало также научиться утолять голод с помощью собственной слюны.

Атеизм и бессмертие

Атеистическое мировоззрение основано на отрицании каких-либо сверхъестественных сил и не отрицает возможности достижения человеком бессмертия. В этом атеизм перекликается (совпадает) с идеями трансгуманизма .

Бурное развитие науки и высоких технологий, генетики , биологии , нанотехнологий , информационных технологий дают основания полагать, что бессмертие достижимо прежде всего не религиозным путём.

В представлениях очень многих людей (и прежде всего атеистов и трансгуманистов) бессмертие - это жизнь, непрерывная во времени от рождения и как минимум до того момента, когда человек сам пожелает её прекратить. Главное в бессмертии - это непрерывность сознания от рождения и до крайнего момента. Каким он будет, человек должен решить сам. Таким образом, жизнь человека не должна делиться на два состояния, до смерти и после смерти .

Другой путь достижения бессмертия - воскрешение , также не имеет ничего общего с религиозным воскрешением. Различие не только в технологии , но и в принципе отбора людей, достойных бессмертия.

Бессмертие в литературе

Во многих литературных произведениях, в том числе, и насчитывающих тысячи лет, есть идеи бессмертия. Бессмертными были боги из «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, струльдбруги Джонатана Свифта. В сказочной литературе мотивы бессмертия и воскрешения мертвых встречаются настолько часто, что несомненно - в сказках отражается давняя мечта человечества о бессмертии. Однако примечательно то, что, как правило, к бессмертию стремятся (да и получают его) в основном отрицательные персонажи. Причём сами эти персонажи получают бессмертие, как правило, или в результате превращения в нежить , призраков, личей , живых мертвецов, вампиров и т. д., или в результате соглашения с силами зла , или при помощи чёрной магии. При этом в последнем случае, если бессмертие необходимо поддерживать, они, как правило, вынуждены пользоваться соответствующей магией и впоследствии. Таковы Кащей Бессмертный из русских народных сказок, Волан-де-Морт Джоанны Роулинг, Госпожа Бай Гу (Личесса), из романа

вера в то, что человеческая душа после смерти не перестает существовать. Вера в личное бессмертие возникает в первобытном обществе. У примитивных народов эта вера подкреплялась страхом смерти и сновидениями. В древних религиях (например, в индуизме) душа переселялась из одного обличия в другое. В дальнейшем Платон, Цицерон, Декарт, Кант пытались философски доказать бессмертие души.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕССМЕРТИЕ

понятие, обозначающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религиозной, философской и научной литературе употребляется в различных смыслах. Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б.: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.); существование после смерти некой безличной психической сущности, которая поглощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое В.); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.); перевоплощение живущих на этой земле индивидов в будущие человеческие или другие живые формы (Б. как реинкарнация или переселение душ); осуществление природно-биологической бесконечности человека, продолжение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.). Психологически каждый из видов Б. связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (биогенетическое Б.), либо через продолжение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущностями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т.д. Вера человека в Б. и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового человеческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, не взирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. уходят в мифологическое сознание, приписывающее свойство Б. сверхъестественным силам и персонифицированным божествам. Древнегреческая мифология начинает истолковывать Б. не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т.п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превращается в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы происходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общественное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие Б. ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христианскую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта наивная идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его Б. трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно христианской религии, должно произойти и с человеком, после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь выдвигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Утверждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от наличного физического тела, хотя в определенной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему. Таким образом, идея личного Б. в христианстве связывается не только с духовным, но и определенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмер-тии (постмортализме), освящая реальную смерть и сохраняя одновременно толкование Б. как атрибута Бога. Философские учения античности и на Западе, и на Востоке рассматривали Б. как естественное состояние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневековой философии признавали Б. души как проявление божественного начала в человеке. Идея личного Б. прорабатывалась в европейской философии 17-18 вв. Лейбниц связывал Б. души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием индивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличивает и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Б. жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно которой семенной зародыш организма не что иное как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкретная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (душа), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального Б. как принципа осуществления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о Б. отождествлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществлением необходимости через непрерывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное Б. в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека. Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. абсолютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального Б. личности как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Оригинальное толкование проблема Б. получила в русской философии второй половины 19-начала 20 вв. Так, в проекте "общего дела" Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического воскрешения всех поколений человеческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б. жизни, жизни добра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема Б. была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отношения человека к миру, возвеличивая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л.Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. тесно связано с пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти.

Отличное определение

Неполное определение ↓