Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Время в иконе. Изложение: Древнерусская иконопись

Тренировочная работа №2 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ноябрь, 2009 Вариант №1 Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Русский язык. Вариант № 1 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Имя Отчество МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 3 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 (1) – Машина-магазин приехала! (2) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую. (3) Мальчик почувствовал себя польщенным оттого, что именно он, а не кто-нибудь другой принес им эту новость, закричав на всю улицу. (4) Сначала женщины хватали все подряд, потом стали выбирать, потом возвращать отобранное, наконец отошли от машины. (5) Продавец хмурился: не видно было, что они вернутся хоть что-нибудь купить. (6) Зачем было ему тащиться сюда, в такую даль, по горам? (7) Женщины погалдели, потолкались возле автолавки, потом разошлись по домам, а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары, чтобы сесть за руль и уехать. (8) Вдруг он остановил сборы: продавец заметил мальчишку. (9) – Ну, чего купить хочешь, большой хозяин? (10) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил с серьезностью и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». (11) – А я думал, есть, – с притворным недоверием протянул продавец. (12) – Нет, дядя, – по-прежнему искренне и серьезно ответил мальчик. (13) – Ты чей будешь, старика Момуна? (14) Мальчик кивнул в ответ. (15) – Внуком ему доводишься? (16) – Да. (17) – А мать где? (18) – Не знаю. (19) – А отец, тоже не знаешь? (20) Мальчик молча кивнул головой. (21) – Да-а-а… ну, ладно, коли так, то держи! (22) Продавец достал горсть конфет. (23) Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели, наверное, больше года. (24) – Бери, брат, не задерживай, мне ехать пора. (25) Мальчик положил конфеты в карман и собрался было бежать за машиной, чтобы проводить автолавку на дорогу. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 4 (26) И тут как раз появился дед. (27) Старик Момун только на подходе заметил автолавку: он ездил на пасеку, откуда не было видно дома. (28) Вначале старик обратился к продавцу. (29) – Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. (30) – В благополучии ли прибыл твой караван, удачно ли идет твоя торговля? (31) – Караван в целости, только вот купец к вам, а вы женщинам наказываете держать копейку, как душу перед смертью. (32) Тут хоть завали товарами, не раскошелится никто. (33) – Не взыщи, дорогой, денег нет, вот продадим осенью мед... – начал Момун. (34) – Знаю я вас, жадных богачей. (35) Пасеку в сто ульев держишь – копейку отдать жмешься. (36) Купи шелковые одеяла женщинам. (37) – Ей-богу, нет на это денег, – оправдывался Момун. (38) Отказался он и от покупки швейной машинки, и от новых сапог, хотя старые были дырявыми. (39) – Ну, купи хотя бы портфель: мальчишке-то в школу пора, должно быть? (40) Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в ближайшем поселке, куда на лошади надо было добираться по горам два часа. (41) Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе. (42) Дед ушел в дом и через некоторое время молча вынес припрятанную пятерку. (43) Продавец лукаво подмигнул мальчику, вручил ему портфель. (44) – Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. (45) – Осилит, он у меня смышленый, – отозвался Момун, пересчитывая сдачу. (46) Потом глянул на внука, неловко держащего новенький портфель, прижал его к себе. (47) – Вот и добро: пойдешь осенью в школу, буду тебя сам возить, – негромко сказал он. (48) Твердая, увесистая ладонь деда мягко прикрыла голову мальчика. (49) И тот почувствовал, как вдруг сильно сдавило горло, и остро ощутил худобу деда, бедность его одежды и важность принятого дедом решения. (По Ч. Айтматову) A1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старик Момун отказался купить у продавца автолавки шелковые одеяла, швейную машинку и сапоги?» 1) Его семья не нуждалась в подобных товарах. 2) Семья Момуна была бедной, денег не хватало даже на нужные товары. 3) Момун копил деньги на расходы, связанные с образованием внука. 4) У семьи Момуна уже были предметы, которые продавец автолавки предложил купить. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 A2 5 Почему старик Момун купил в автолавке внуку портфель? 1) Момуну стало стыдно, что продавец, специально приехавший к его семье, уедет назад без проданного товара. 2) Момун тревожился о том, что продавец автолавки в следующий раз не заглянет к его семье. 3) Момун принял решение о том, что его внук должен получить школьное образование. 4) Момун не смог отказать в просьбе любимого внука приобрести портфель. Русский язык. Вариант № 1 A6 A4 Как характеризует продавца автолавки информация, заключенная в предложениях 13 – 24? 1) Продавец автолавки − человек щедрый, своих покупателей он обычно угощает конфетами. 2) Продавец − человек расчетливый, он пытается задобрить внука в надежде на то, что его дед в ответ купит товар в автолавке. 3) Продавец − человек, не чуждый жалости: он готов угостить сироту редким в тех местах лакомством. 4) Продавец − человек жадный: даже конфету ребенку он даром не даст. Укажите, в каком значении употребляется в «держать» (предложение 35). 1) не отпускать от себя, заставлять быть при себе тексте слово 4) продавец благодушно называет так всех своих собеседников. Укажите предложение, в котором содержится гипербола. 1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую. 2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками). 2) класть, помещать куда-нибудь Замените слово ТАЩИТЬСЯ в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 3) служить опорой чему-нибудь, поддерживать Ответ: 4) вести какое-нибудь дело, предприятие A5 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему продавец назвал мальчика братом?» (Предложение 24) Такая форма обращения свидетельствует о том, что … 1) продавец понял из разговора, что мальчик − его родственник. 2) продавец хотел показать мальчику свое сочувствие и расположение. 3) в беседе продавца с мальчиком проявляется скрытая неприязнь. A7 A3 6 В каком предложении содержится противопоставление? 1) Продавец хмурился: не видно было, чтобы они собирались хоть что-нибудь купить. 2) Женщины потолкались возле автолавки и разошлись по домам, а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары, чтобы сесть за руль и уехать. 3) Пасеку в сто ульев держишь − копейку отдать жмешься. 4) Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели годами. МИОО, 2009 г. B1 B2 Из предложения 40 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: B3 Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Ответ: МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 B4 7 Из предложений 4 – 6 выпишите омонимичный неопределённой форме глагол, в котором не пишется Ь перед постфиксом, поскольку это глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени. Русский язык. Вариант № 1 B8 Ответ: B5 8 Замените словосочетание ОТВЕТИЛ С СЕРЬЕЗНОСТЬЮ (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. B9 наверное,(2) больше года. B10 Выпишите грамматическую основу предложения 9. Ответ: Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели,(1) – Бери, (3) брат, (4) не задерживай, (5) мне ехать пора. Ответ: B6 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными сочинительной связью. потом разошлись по домам, (3) B11 Ответ: B12 B13 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью. Мальчик почувствовал себя польщенным оттого,(1) что именно он, (3) а не кто-нибудь другой закричав на всю улицу. Ответ: МИОО, 2009 г. принес им эту Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ: Ответ: (2) Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары,(4) чтобы сесть за руль и уехать. новость, с Ответ: Женщины погалдели,(1) потолкались возле автолавки,(2) B7 Среди предложений 25 – 32 найдите предложение(-я) однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Среди предложений 2 – 8 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения. бессоюзное Ответ: B14 Среди предложений 25 – 33 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. Ответ: МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 9 Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Русский язык. Вариант № 1 C2.2 10 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И тот почувствовал, как вдруг сильно сдавило горло, и остро ощутил худобу деда, бедность его одежды и важность принятого дедом решения». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ч. Айтматова. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Тренировочная работа №2 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ноябрь, 2009 Вариант №2 Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Русский язык. Вариант № 2 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Имя Отчество МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 3 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Русский язык. Вариант № 2 4 (31) – Нет, ты не так услышал, не так подумал, и не надо полагать, что я пытаюсь взвалить на тебя все это. (32) Не сообщай им, я сам все скажу, но только не сейчас. (33) Когда отец забудет про сердце… тогда. (34) А ты пока отвлеки их немного чем-нибудь, подготовь. (35) Этим ты мне поможешь. (36) Как мужчина мужчине… ведь ты уже совсем взрослый! (37) – Какой же я взрослый? (38) – Теперь должен им быть, ведь ты и сам хотел… (39) Часа через полтора я возвращался домой, пытаясь понять, как можно подготовить сестру и отца к такому. (40) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. (41) Я никогда не думал, что это так трудно… (По А. Алексину) Часть 2 (1) Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из командировки, мне понравились слова «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы. (2)Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!.. (3) Увижу раньше сестры Людмилы! (4) Раньше отца и мамы. (4)Иван встретил меня на лестничной площадке, увидев с балкона. (5) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол. (6) «Всетаки мы не виделись целых пять месяцев, вот и разволновался!..» - подумал я. (7) – Видишь ли, – произнес Иван медленно, растягивая слоги. (8) - Стыдно, брат, просто стыдно: никогда, кажется, не дрейфил, а сейчас не знаю, как тебе объяснить. (9)Страшное дело, Ленька… (10) В командировке, на строительстве, я встретил другую девушку… (11) Пошло звучит, а иначе не скажешь: встретил. (12) Пытался о ней забыть - ничего не получилось! (13)Ты понимаешь? (14) Я понял и растерялся. (15)«Нет безнадежных положений!» – уверенно говорил он мне раньше. (16)Сейчас оно было передо мной – безвыходное положение. (17)Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?.. (18) – Вы уезжаете прямо сегодня? – спросил я. (19) – Почему вы? (21)Я еду один. (20) А я и спрашивал про него одного… (21) Раньше мне казалось, что мы с Иваном останемся друзьями, что бы там ни случилось! (22) Случиться могло что угодно, но только не это. (23) Могла быть беда, болезнь, но то, что произошло, вообще показалось мне невозможным. (24) Ну, как если бы мама сказала вдруг: «Я встретила другого мальчишку, он лучше тебя. (25)Теперь он, а не ты, будет моим сыном». (26) – Твоя сестра все поймет со временем, – сказал Иван. (27) – А что случится с отцом – у него ведь больное сердце? (28) – Ты знаешь, я нарочно продлил себе сегодня командировку еще на полгода, чтоб он успел совсем поправиться. (29) Ты подготовь их постепенно… (30) – Как это…подготовить? МИОО, 2009 г. A1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «С какой целью Иван вызвал героя-рассказчика на «мужской разговор»? 1) Ивану было стыдно самому сообщить родителям своей невесты горькую правду, поэтому он хотел, чтобы это сделал геройрассказчик. 2) Иван прибыл в город на короткое время, и у него не было возможности сообщить важную новость лично Людмиле и ее родителям. 3) Иван попытался прибегнуть к помощи героя-рассказчика, чтобы смягчить удар, который он нанес бы своим сообщением близким. 4) Иван не решился открыть правду невесте и ее родителям и собирался попросить Леньку как-нибудь обмануть их. A2 Почему Иван просил героя-рассказчика не сообщать родителям невесты о случившемся? 1) Иван хотел, чтобы его поступок остался для родителей рассказчика тайной. 2) Иван опасался, что родители его бывшей невесты сообщат ей неприятную новость раньше, чем следовало. 3) Иван хотел, чтобы отец невесты успел поправить свое здоровье до того, как узнает тяжелое для него известие. 4) Иван боялся, что родители невесты будут мстить ему за его поступок. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 5 A3 Как характеризует героя-рассказчика информация, заключенная в предложениях 21-25? 1) Герой-рассказчик – человек, который не может понять и принять поступок Ивана. 2) Герой-рассказчик − недоверчивый человек, он не верит в искренность намерений Ивана. 3) Герой-рассказчик − обидчивый человек, который ищет повода, чтобы прервать отношения с бывшим другом. 4) Герой-рассказчик – рассудительный человек, способный найти скрытые мотивы человеческих поступков и оправдать их. A4 Укажите, в каком значении «встретил» (предложение 11). 1) увидеть идущего навстречу употребляется в тексте слово Русский язык. Вариант № 2 6 A6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: Почему после того, как Иван признался, что «встретил девушку», герой-рассказчик сказал ему «вы»? Такая форма обращения свидетельствует о том, что … 1) герой-рассказчик в этот момент ясно осознал, что Иван намного старше его. 2) герой-рассказчик имел в виду одновременно Ивана и девушку, которую тот полюбил. 3) герой-рассказчик с особой остротой почувствовал, что Иван, который разлюбил его сестру, уже не может быть близким человеком и для него. 4) герой-рассказчик почувствовал к Ивану, находящемуся в трудном положении, особое уважение. A7 Укажите предложение, в котором содержатся синонимы. 1) Больше всего в письме только что прибывшего из командировки Ивана мне понравились слова: «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы, с портфелем. 2) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол. 3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить? 2) остановить на ком-либо взгляд 3) найти, обрести, сблизиться 4) взглянув на кого-либо, уловить ответное движение глаз 4) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. A5 В каком фрагменте текста содержится смысловое противопоставление? 1) Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!.. Увижу раньше сестры Людмилы! 2) «Нет безнадежных положений!» − уверенно говорил он мне раньше. Сейчас оно было передо мной − безвыходное положение. 3) Это вообще показалось мне невозможным. Ну, как если бы мама сказала вдруг: «Я встретила другого мальчишку, он лучше тебя». 4) − А как быть с отцом − у него ведь больное сердце? − Ты знаешь, я нарочно продлил себе сегодня командировку еще на полгода, чтоб он совсем уж поправился. МИОО, 2009 г. Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками). B1 Замените слово ДРЕЙФИЛ в предложении 8 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. стилистически Ответ: B2 Из предложений 31 – 35 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 B3 7 Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Русский язык. Вариант № 2 B8 Ответ: B4 Из предложений 27 – 29 выпишите омонимичный неопределённой форме глагол, в котором не пишется Ь перед постфиксом, поскольку это глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. – Стыдно,(1) брат,(2) просто стыдно: B9 Выпишите грамматическую основу предложения 17. Ответ: B10 Среди предложений 9 – 14 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Ответ: никогда,(3) кажется, (4) не дрейфил,(5) а сейчас не знаю,(6) как тебе объяснить. B11 Ответ: B6 Замените словосочетание УВЕРЕННО ГОВОРИЛ (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: Ответ: B5 8 Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными сочинительной связью. B12 – Нет,(1) ты не так услышал,(2) не так подумал,(3) и не надо Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ: полагать,(4) что я пытаюсь взвалить на тебя все это. Ответ: B7 B13 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью. Больше всего в письме Ивана,(1) который только что прибыл из командировки, «мужской разговор», (3) (2) мне понравились слова и я поехал к нему прямо из школы. Ответ: Среди предложений 7 − 13 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: B14 Среди предложений 21 − 25 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения. Ответ: МИОО, 2009 г. бессоюзное МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 9 Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи. Русский язык. Вариант № 2 C2.2 10 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл двух последних предложения текста: «Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. Я никогда не думал, что это так трудно…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Алексина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Русский язык. 1 Русский язык. 2 Текст для прослушивания Информация о тексте для сжатого изложения Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты? Недостаток фантазии здесь ни при чем. Дело в том, что средневековый художник, изображая фигуры, лица и ситуации, стремился вовсе не к оригинальности. Наоборот, он старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме. Например, Николай Чудотворец на иконах всегда добродушен и с теплотой смотрит на зрителя. А вот лицо пророка Ильи по традиции изображалось суровым и непреклонным. Такие образцы с течением времени становились каноническими (слово «канон» погречески «правилоозначает »). А чтобы художники не ошибались, под началом церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В этих руководствах подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. В них также приводились цитаты из Библии, которые художники должны были воспроизводить на иконах. Пособия снабжались подробными рисунками. Однако подобные «инструкции» требовались, в основном, начинающему живописцу или такому художнику, творческий потенциал которого был невелик. Подлинный же мастер писал икону без их помощи. Он, конечно же, не забывал следовать традиционным образцам, которые прекрасно знал, но они не сковывали его сил. Мастер мог иногда даже выйти за пределы установленных норм. Это не делало его произведения хуже. Нелюбовь средневековых мастеров к внешней оригинальности, тяготение их к традиции вовсе не делало их работы бездушными и шаблонными. Художественные шедевры иконописцев до сих пор поражают нас своей духовной глубиной. Они говорят с нами через века, завораживают своей непреходящей красотой, зовут в мир высших ценностей. Номер абзаца 1 2 3 4 5 Микротема Современный зритель, глядя на иконы, может усмотреть в единообразии иконописных изображений недостаток. Средневековые живописцы при создании икон намеренно стремились следовать единым образцам, в результате чего возникли общепринятые традиции иконописного изображения. Так появились иконописные каноны, для сохранения которых церковь создала специальные пособия по иконописи. Настоящий мастер, прекрасно зная каноны, не нуждался в помощи пособий по иконописи. Единообразие средневекового искусства не мешает ему оказывать на нас глубокое влияние. (По Ю.С. Рябцеву.) МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г.

Ижевский государственный технический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Выполнил: студентгр. ВВ – 11

факультета МиМ

КорепановА. А.

Проверил: СорокинаМ. В.

Введение……………………………………………………….. 3

1. История возникновения искусства иконописи …………... 4

2. Икона – живой художественныйорганизм ………………. 5

3. Искусство иконописи ……………………………………… 8

4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11

Заключение……………………………………………………. 14

Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусскаяиконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть

драгоценнейшего наследиянашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-

детельств духовного ихудожественного гения России.

Начиная с Xвека – времени принятия Русью христианства в качестве государ-

ственной религии – тысячихрамов столетие за столетием украшались драгоцен-

ными мозаиками, стеннымиросписями и иконами с изображениями религиозных

сюжетов на темы истории жизниХриста, Богоматери, апостолов и многочислен-

ных последователейхристианского учения – проповедников, аскетов – монахов и

мучеников за веру. Древнейшиецентры искусства – Киев, Владимир, Новгород,

Псков, Тверь, Москва –оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-

ников живописи XI–XVвеков, главным образом икон, порой весьма различных

по стилю, но всегда единыхкак по содержанию, так и по своим идейным основам.

Это внутреннее их единствопостепенно, параллельно с объединением Русского

государства под эгидойМосквы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-

го национальногохудожественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-

не, канона, традиция которогов значительной степени продолжала сохраняться и

позднее – в XVIII–XIXвеках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-

ных исследований,предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в

результате их общих усилийнеобычайное художественное богатство образной си-

стемы иконы, её эстетическаяценность и изначально заложенный в ней общечело-

веческий идеал красоты ивысокого гуманизма стали достоянием современности.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯИСКУССТВА ИКОНОПИСИ


Искусство древнерусской иконописи восходит к культурнойтрадиции Ви-

зантии, к той традиции, гдена протяжении столетий (в основном приблизительно

с V по Х века)гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-

векового Запада и Востока,эстетические ценности поздней античности (эллиниз-

ма) и малоазийскойнациональных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-

зья и сасанидского Ирана.

Впитав в себя итворчески переработав это богатейшее византийское насле-

дие, Русь органично вошла вевропейскую средневековую культуру, отбросив, од-

нако, - в силу личного духовного миро чувствия – всё чуждое её национальным

устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,

несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а

нередко и чисто внешнепонимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.

На смену всемуэтому приходит система собственных эстетических ценнос-

тей: большая свободаиконографического канона, большая теплота иконописных

образов и – что, быть может,важнее всего – гораздо большая обращённость ис-

кусства к «дольней» (иначе говоря – вполне земной) человеческой жизни, к

духовно свободнойчеловеческой личности.

2. ИКОНА –ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ


Нигде и никогда икона не играла такой большой роли,как в России. Иконы

здесь издавна былинепременной принадлежностью каждого здания – и храмово-

го, и общественно –гражданского, и просто жилого дома.

Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа

на обычную картину. В иконепередаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-

но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так

сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные

«первосущности» вещей,«первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-

фии называлось «эйдосами»,или «идеями», а средневековые христианские мысли-

тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-

териального мира, в том числеи каждого человеческого индивида. Иконопись по-

этому – сакрально –ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»

духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-

льности изображения – например, вполне «земного», признанного «святым» ас-

кета – к запредельному (или,как говорили в древности, к «небесному») смыслу –

«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-

ких «типов», идеализирующаяусловность формообразующих элементов, необыч-

ность пространственно –временных связей, неизменность и своеобразная непре-

ложность строгого наборасамих композиций в виде более или менее постоянных

иконографических схем. Отсюдаже и сама столь часто непривычная для совре-

менного глаза система средствхудожественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарностьстиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»

композиций со специфическимхарактером «вывернутой» перспективы, это и яв-

ная идеограмматичностьотдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в

иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-

го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,

особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий

«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-

тствии глубины пространства ив своеобразной неподвижности, как бы «застылос-

ти» всех форм духовно«преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.

Однако, несмотря навсю свою каноническую кодифицированность, икона

всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-

торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-

ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае

можно указать на причастностьиконы к той или иной местной школе живописи –

новгородской, псковской,тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-

мости от того, к какимхудожественным центрам России тяготели мастера – ико-

нописцы; точно так же средиикон легко определить и памятники, созданные ху-

дожниками, принадлежащими ккругу наиболее прославленных иконописцев

Древней Руси – Феофана Грека,Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

Древнерусские иконыписались на дереве по меловому грунту темперой –

минеральными и растительнымикрасками на яичной эмульсии – и покрывались

затем для усиления цвета ипредохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-

чной масляной плёнки –олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-

лов святых использовалисветлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие

листки чистого золота,которые должны были символизировать духовное сверх-

пространство или «небо»запредельного божественного мира. При этом и в самом

написании иконы, и даже в еёестественных природных материалах древнерусс-

ким мастером неизменноусматривался внутренний мистический смысл, отражав-

шийся в актах специальногомолитвенного освящения и очищения всего творчес-

кого процесса - освящались икраски, и даже вода для их разведения.

Непременнымусловием творчества ставилась и необходимость личной ду-

ховной чистоты самогоиконописца, ибо только такой мастер, как считалось на

Руси, был способен передать виконе всю безмерность и красоту умозрительного

мира сакральных ценностей.

Таким образом, каксам художник, так и создаваемые им произведения явля-

лись носителями глубоконравственных идей и понятий, столетиями возвышав-

ших душу народа среди всехбед и разрух, войн и насилия, столь характерных для

эпохи средневековья.

3. ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ


Искусствоиконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как

правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-

онности и жёсткой канонизированностиличность художника могла раскрыться в

основном за счёт нюансировкии акцентирования или отдельных элементов обще-

принятой эстетическойсистемы, где был абсолютно недопустим произвольный

полёт фантазии иконописца.Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-

но трудно, и тем не менее,как показало многовековое развитие древнерусской

живописи, истинному таланту,истинному художественному творчеству иконопи-

сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-

дуальности: как меткоподметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-

кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были

оселком, на котором ломалисьничтожества и заострялись настоящие дарования».

Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-

сительно небольшихотступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в

новом произведении – на ту жепривычную тему – совершенно новое звучание, а

порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к

зрителю неведомыми до тогогранями. Живое человеческое чувство всегда проби-

вается в древнерусской иконесквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-

писный сюжет неизбежно окрашенличным мироощущением художника, тем чут-

ким лиризмом души, чтоиздревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё

до всеобщего признаниядревней иконописи выдающимся достижением отечес-

твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-

нах: « В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная

сила… Необыкновенный лиризм,рождённый верховной трезвостью ума».

Хотя культовоеназначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-

ределённую печать условностии метафизической отвлеченности, она никогда не

была простой иллюстрациейрелигиозного учения. В произведениях талантливых

мастеров прошлого веканаходили отражение и реальный исторический процесс

бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,

весь рост его духовногопотенциала. Благодаря именно такой активной жизненной

позиции древнерусскимиконописцам удалось высказать и передать даже в кано-

нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,

свои национальныеэстетические и нравственные идеалы.

Вместе с тем иконопись отнюдь не становилась излишнеприземлённой, не

теряла присущей ейхудожественной возвышенности и своеобразной, почти кос-

мической надмирности. Если,по словам известного советского историка искусст-

ва М. В. Алпатова,христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-

са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-

дая икона понималась в своюочередь как подобие храма и модель освящённого

космоса, и хотя «современныйчеловек, как правило, не принимает средневековой

концепции духовного космоса»,но «и его не могут не пленять порождённые этим

воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-

жествующий над силамимрачного хаоса».

Иконопись вДревней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-

кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-

ные изображения отдельныхфигур Христа, Богоматери и различных святых, то в

церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из

жизни Христа (так называемыепраздничные иконы, или праздники); здесь же на-

ходилось и немало иконсвятых, чьи изображения сопровождались большим чис-

лом сцен их жития, содержащих множество занимательных подробностей и

дающих представление о тойили иной исторической эпохе и обычаях людей того

5. ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ


Параллельнос развитием и усложнением иконографической, собственно ком-

позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и

постоянное изменение образнойи стилистической систем в их непосредственном

художественном проявлении.

Так, иконы XII –XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-

нументальностью и внутреннимспокойствием образов, порой напоминающих нам

о классических статуарныхпринципах античного искусства.

В свою очередь бурнаяэпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-

циональных сил для отпорамонголо – татарским завоевателям, нашла своё отра-

жение в иконах необычайнодинамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.

Важную роль в появленииподобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-

лигиозно – философские спорыотносительно природы и сущности божественных

«энергий» как формыпроявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-

тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-

лось в восточно –христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-

тавителями группы аскетов –«исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-

ские черты явственнопросматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,

работавших в Древней Руси нарубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-

на Грека.

Подобноеэкспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно

ярко проявившееся вновгородских и псковских стенных росписях последней чет-

верти XIVвека, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),

естественно, не могло невызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-

вилось в стремлении к болееспокойной и более уравновешенной системе образов.

И вот на смену удивительнонапряжённой живописи исихазма приходит гармони-

чное искусство АндреяРублёва, его учеников и последователей – вплоть до зна-

менитого иконописца рубежа XV – XVI столетий Дионисия, автора прославлен-

ных стенных росписейФерапонтова монастыря.

Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом

древнерусской живописи.Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и

одухотворённой страницей вистории древнерусской культуры; творческие дости-

жения этой эпохи служат в дальнейшемнеизменным, хотя и более недосягаемым,

художественным эталоном длямастеров – иконописцев XVI столетия.

В XVI веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная

глубина самой подосновытворчества и насколько средневековый символизм куль-

туры перерождался в болеерационалистический «аллегоризм», настолько же бле-

днел и язык художественныхсредств средневекового искусства. На всём протяже-

нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-

нием» всех сфер жизниобщества – в силу всё большего укрепления централизо-

ванной самодержавной власти– шаг за шагом складывается искусство совершен-

но иного типа, при внешнемсохранении всё той же средневековой эстетики, ис-

кусство, ассоциирующееся(хотя и с некоторой степенью условности) с понятием

«неоклассицизма» как чего –то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-

таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но

весьма внешним подражаниемклассическим образцам искусства прошлого. Для

иконописи эпохи ИванаГрозного всё более характерным становятся строгие, тем-

ные лики и такие же строгие,тёмные, глуховатые краски – древнерусская икона

переживает в это время периодопределённого кризиса, из которого она вновь вы-

ходит лишь с началаследующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –

декоративной эстетике, сдругой – к всё более проникающим с Запада началам ре-

алистического искусства.

Иконы XVII века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-

сом художников к реальнымсторонам окружающей действительности, так и всё

более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-

рённости исполнительской манеры, присущей, например, мастерам царской Ору-

жейной палаты.

Эти же основныеэстетические принципы оставались почти неизменными и

в позднейшей иконописи XVIII– XIX веков, разумеется в том её русле, которое

оставалось исконнотрадиционным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Духовная и художественная значимость русскойиконописи общепризнанна,

и слава её давно перешагнула границы нашей страны.

Было бы неверносводить значение иконы лишь к функции историко – напо-

минательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность ука-

зывать на высший духовныйсмысл бытия – иконные образы в своей космологиче-

ской устремлённости как бывбирали в себя все иерархические уровни человечес-

кой истории и провозглашалипри том непреложный во все времена закон любви

человека к человеку – каквсеобщий закон человеческого существования.

Можно сказать, чтоактивно провозглашаемое понятие о светлых духовных

началах человечестваявляется основным внутренним смыслом древнерусской

иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь

именно поэтому столь,казалось бы, удалённое от нас по времени искусство ико-

нописи и ныне не оставляетравнодушным современного зрителя не только в Рос-

сии, но и далеко за еёпределами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия.Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-

клопедия»,1972.

2. Брук Я. В. Живое наследие. – М.,1970.

3. Древнерусское искусство. – М.:1970.

4. Лазарев В. Н. Русскаясредневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,

5. Малков Ю. Г. Русские иконы XII –XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.

Цели:

  • Учить видеть структуру текста, работать над выделением главной и второстепенной информации.
  • Развивать умение сжимать текст разными способами.
  • Учить составлять связный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.

Оборудование урока:

  • Распечатки текста изложения у каждого ученика (Приложение 1)
  • Презентация (Приложение 2)

Ход урока

I. Предварительный этап.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите его тему и идею (слайд 3)
  3. Что такое «микротема»? (слайд 4) Сколько микротем в данном тексте?
  4. Ваша задача – сжать исходный текст. Какие способы сжатия вам известны? (слайд 5)
  5. Расскажите о них. (Обобщение, исключение; упрощение) (слайды 6, 7,8)

II. Работа над сжатием исходного текста. (по микротемам)

  1. Попробуйте сформулировать микротему 1 абзаца (современный зритель может усмотреть недостаток в единообразии средневековых иконописных изображений)
  2. Подчеркните в первом абзаце самую важную информацию, без которой нельзя обойтись.

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие . Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты , но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?

Какую информацию можно обобщить ? (Второе предложение)

Что можно исключить совсем, а что следует упростить и оставить?

  • Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур . Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?

Запишите получившийся вариант текста (слайд 10):

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, обращает внимание на единообразие иконописных изображений и может подумать, что автору не хватало таланта.

  1. Выделите важную информацию во втором абзаце. Каким способом сжатия вы воспользуетесь в данном фрагменте текста? (исключение )

(слайд 11):

Дело в том, что средневековый художник старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме.

  1. Сформулируйте микротему 3 абзаца (Так появились иконописные каноны, для сохранения которых церковь создала специальные пособия по иконописи)
  2. Упростите первое предложение абзаца и запишите полученный вариант.
  3. Что можно исключить без потери смысла? (слайд 12):
    Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под руководством церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых.
  4. Сформулируйте 4 микротему. (Настоящий мастер, зная каноны, не нуждался в помощи пособий по иконописи)
  5. Сожмите текст этого абзаца. Каким приемом вы воспользуетесь? (исключение , возможно с упрощением ) (слайд 13):
    Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под началом церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых.
  6. Самостоятельная работа по выделению важной информации последнего абзаца и сжатию текста.
  7. Проверка (слайд 14):

Следование традиции не делало работы мастеров бездушными и шаблонными. Художественные шедевры иконописцев до сих пор поражают нас своей духовной глубиной. Они говорят с нами через века, зовут в мир высших ценностей.

Джотто. Рождение Марии. Капелла дель Арена в Падуе. 1304 — 1306.

Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для «адаптации» в мире икон - как в эпоху Средневековья людьми воспринималось и понималось время.

Различие в понимании времени, как философской категории в Западной Европе и в Византии обозначилось и сформировалось в эпоху Возрождения, когда Европа, в отличие от Византии, встала на путь нового миропонимания. После временного захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. отчуждение Византии от Европы стало во многом еще более глубоким и непримиримым.

Разный подход к тому, что такое время, в значительной степени определил разницу в отношении к миру, к происходящим в нем событиям, к роли человека в этих событиях и, как следствие, к целям, смыслу и возможностям изобразительного искусства, которое в Византии и на Руси было религиозным и преимущественно оставалось таким еще и в Западной Европе. Это в свою очередь непосредственно сказалось в формировании принципиально разных изобразительных приемов, использовавшихся художниками Западной Европы и иконописцами православных стран.

Эпоха Возрождения воскресила понятие истории, отделив священную историю, данную людям через откровение, от истории светской, то есть от истории общества, которая может быть реконструирована на основании документов, преданий и опыта, сохранившегося в народной памяти и в материальных свидетельствах прошлого.

У истоков истории как науки стоят великие итальянцы - Франческо Петрарка (1304-1374), Леонардо Бруни (1374-1444) и Лоренцо Балла (1403-1457).

Лоренцо Балла - автор знаменитого сочинения «О красотах латинской речи» - вслед за Петраркой ставил своей целью возрождение классической латыни античности, в традициях которой философия - риторика - язык были неразделимы. Пришлось не только прямо обратиться к наследию античности, но и проследить причины «порчи языка» и упадка культуры в «век варварства». Это привело к открытию исторической ретроспективы и исторического времени.

Время стало категорией, сознательно соотносимой с изменением, с причинно-следственной связью событий в их исторической последовательности. Возникла концепция исторической преемственности, и в связи с этим появилось понимание глубины времени, то есть того, что и именуется ретроспективой.

Открытие ретроспективы и исторического времени - линейной модели времени - практически совпало с возникновением учения о пространственной перспективе и изобретением соответствующего формализованного изобразительного языка - линейной перспективы.

Осознание пространственно-временной локализации событий привело к тому, что на картинах европейских художников исчезли совместные изображения событий, происходивших в разное время. Так, на фреске Джотто «Рождение Марии» мы видим девочку одновременно в двух местах: в руках повивальной бабки, сидящей на полу у кровати, и рядом с матерью, протянувшей к ней руки. Подобных примеров множество.

Новое отношение к категории времени наряду с новым теологическим мышлением, признававшим за человеком в его земной жизни свободу воли, через которую реализуется замысел Божий, породило нового человека - человека сознательного действия. Человека, творящего свою историю, и вместе с другими - историю своего народа, пружины которой сосредоточены прежде всего в ней самой (Леонардо Бруни). Этот новый человек смог сказать о себе: «…я использую время занятый всегда каким-нибудь делом, я предпочту потерять сон, чем потерять время» (Леон Баттиста Альберти, «О семье»).

Это нашло непосредственное отражение в изобразительном искусстве. Художники стали пристально изучать механизм движения человеческого тела, а также причины и динамику изменения его внешности, обусловленного настроением (гнев, радость смех, печаль) или процессами старения.

Здесь были сделаны фундаментальные открытия - была понята роль мышц и их специализация.

Осмысление движения как изменения, длящегося во времени и неотделимого от него, как отрицания равновесия, породило новые композиционные приемы, например, сознательное и целенаправленное смещение центра тяжести тела, изображение на картине незавершенного жеста, что подсознательно воспринимается зрителем как продолжающееся движение.

Вместо пассивного, покорного человека готической эпохи, безучастного или ждущего стимулов извне, пришел человек свободного волеизъявления. И вот готовность к действию, к движению стала обозначаться напряженными мышцами, выражением лица и глаз. Глядя на картину, мы ждем действия. Благодаря этому ожиданию, иногда очень тревожному и нетерпеливому, картина живет, в ней бьется пульс времени.

На востоке Европы - в Византии и в Древней Руси сохранялась прежняя концепция времени и истории, восходящая к отцам церкви (Блаженный Августин и др.). Жизнь человечества из поколения в поколение понималась как время, имеющее начало и конец - от момента творения Богом человека до второго пришествия Иисуса Христа.

Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона-таблетка. Новгород. кон. 15 — нач. 16 в.

Событием, разделяющим историю на две части - эпохи (ветхую и новую), явилось рождение Иисуса Христа - воплощение Бога в человеческом облике.

До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать «был» или «есть», или «будет» порознь - Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.

В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как «сущий», то есть тот, к кому сразу относится «всегда был», «всегда есть» и «всегда будет», что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога - Яхве - Сущий.

Бог создал мир, и «началось» время. Оно началось и окончится, когда наступит второе пришествие Иисуса Христа, «когда времени больше не будет». Таким образом, и само время оказывается чем-то «временным», преходящим. Оно как лоскут, «кусочек» на фоне вечности, на котором Бог реализует свой промысел, сотворив Адама, изначально зная и судьбу его потомков. И каждое событие в жизни людей является выражением всемогущества Божия, но никак не результатом самодеятельности людей.

Замысел Божий уже - то есть всегда - существует во всей полноте, которая вмещает в себя все: время, историю, жизнь, все предметы, всех людей, все события, и всему определено свое место. Таким образом, причина любого события не определяется в нашем земном мире, а уже существует, но в мире ином, а само событие есть знамение, то есть локальное проявление промысла Божьего на «лоскуте времени». Бог - источник всего, что уже было, и что когда-то будет (по меркам нашего человеческого времени).

Рождество Христово. ц. Успения Богородицы в Дафни. 2 п. 11 в.

Такое понимание и жизни отдельного человека, и жизни народа отразилось в характере русских летописей.

Летописи - это скрупулезное перечисление событий, «пронумерованных» летописцем годами и «расставленных по порядку», который установлен для них «там». И летописи являются набором упорядоченных иллюстраций, ячеек мозаичного панно, которое в свою очередь есть лишь фрагмент картины мира, картины, которая во всей полноте уже написана Богом и существует в вечности.

Земная жизнь человечества - это и есть конечное время - промежуток между сотворением мира и человека и вторым пришествием, это лишь скоротечное испытание перед вечностью, когда времени больше не будет. Прошедших это испытание ждет жизнь вечная, совершенная, а значит, неизменная.

Николай Чудотворец (поясной) с избранными святыми. Новгород. 13 в.

Святые, изображенные на древних иконах, уже сподобились вечной жизни, в которой нет движения и изменения в обычном смысле слова. И сложенные в благословляющем жесте пальцы правой руки - это послание оттуда - из царствия не от мира сего. Тонкие чуткие пальцы приподняты без усилия и напряжения. Они не имеют веса, ибо в том мире нет тяжести. Взгляд святого с иконы на нас - это взгляд из глубины запредельного мира, это вопрос из вечности. Он не затуманен страстями, и поэтому лишь в редкие моменты духовного просветления мы можем ответить на этот взгляд. Вот почему глаза, смотрящие на нас с икон, так тревожат, рождая и беспокойство, и страх, и надежду.

Изображенное на древних русских иконах не подразумевает, таким образом, ни пространственной, ни временной локализации в традиционном понимании. Образ подразумевается внепространственным и вневременным.

А то, что иногда можно принять за неподвижность, следует понимать как движение, но не во времени, а в вечности.

Спас. Из деисусного чина.
прп. Андрей Рублев.
Москва, 1410-е годы

Глаза, обращенные к нам из вечности, все видят, все понимают, все объемлют. И именно потому, что во взгляде Спасителя можно найти все, ответы на все, к Нему могут прийти, к Нему могут обратиться за помощью и советом все всегда.

Особое понимание времени и пространства в древнерусском иконотворчестве носило принципиальный догматический характер.

Вот почему, когда во второй половине XVII века в русском иконописании стали проявляться влияния западной живописи, это вызвало негодование и протест. Причина тому не только и не столько в консерватизме догматических основ и принципов иконотворчества, сколько в опасении извращения самого существа и смысла иконы. «Будто живые писать» на иконах нельзя. С этим трудно не согласиться. Святые пребывают в мире ином, в вечности, а не живут земной бренной жизнью, измеримой временем и проявляющейся в изменениях.

Это объясняет, почему иконотворчество или иконопись не вполне уместно называть живописью.