Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Святой с соколом на руке.  Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах. Наталья: помощь в нахождении документов

14 ФЕВРАЛЯ СВЯТАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СВЯТО ПРАЗДНУЕТ ПАМЯТЬ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ТРИФОНА (✞250).

Мученик Твой, Господи, Трифон,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости./ Того молитвами// спаси души наша.

«Трифи» по -гречески означает «наслаждение», «услада».

Этот славный мученик Христов был родом из селения Кампсад во Фригии. Он жил в III веке. Скромные и благочестивые родители привили ему любовь к святым евангельским добродетелям с раннего детства. Благодаря этому, оставаясь простым пастухом гусей, он очень рано получил от Бога благодать исцелять людей и животных, изгонять нечистых духов.
Случилось так, что яростный бес вселился в дочь императора Гордиана (238–244). Ни врачи, ни маги ничем не могли ей помочь. Однажды бес закричал: «Только Трифон в силах меня изгнать!» Гордиан тут же отправил гонцов по всей империи на поиски целителя. Его нашли, когда он мирно пас гусей. 17-летнего юношу привезли в Рим. Силой молитвы он изгнал беса и заставил его предстать перед жителями в виде отвратительного черного пса и признать, что, будучи орудием сатаны, отца всякого зла, ни он, ни его приспешники не имеют никакой власти над христианами. Признательный император щедро одарил Трифона, а святой по дороге на родину раздал подарки бедным. Там он снова в мире занялся своим делом, творя чудеса и расточая божественные благословения.

Пленение и пытки

В начале Дециевых гонений (250) префекту Востока Аквилину сообщили о святом как об опасном распространителе христианства. Трифон сам предал себя в руки посланных за ним воинов и радостно предстал перед судом в Никее. Он с равным презрением отнесся и к лести, и к угрозам префекта. Его привязали к столбу и три часа били деревянной палкой, предназначенной для тренировки солдат. Поскольку пытка, казалось, не причиняла ему боли, тиран повелел привязать его к коню и заставил бежать за ним босиком по скалистым замерзшим дорогам. По возвращении в Никею Трифону пробили ноги гвоздями за отказ от почитания императорского изображения и повели в центр города.

Мученическая кончина

Любовь ко Христу превратила страдания молодого мученика в божественное наслаждение, поэтому толпа взирала на пытки с благоговением. Солдаты яростно выкручивали ему руки и ноги, били прутьями, жгли факелами, но святой все переносил с радостью, молясь о своих палачах. Вдруг венец из цветов и драгоценных камней спустился с неба на его голову. Тогда Аквилин, беспомощный и посрамленный, приказал обезглавить Трифона за городскими стенами. Но еще до того как палач ударил смертоносным мечом, святой мученик предал душу Богу.
Никейские христиане поспешили почтить его бесценные останки, однако святой явился им и открыл, что ему надлежит вернуться на родину. Святой мученик Трифон был похоронен в Кампсаде и там за века сотворил множество чудес.

О чем молятся святому мученику Трифону

Чудеса по молитвам к мученику Трифону – реальность или вымысел? Судите сами. Вот несколько свидетельств

Наталья: помощь в нахождении документов

– Сегодня по молитве св. мученику Трифону случилось чудо – нашлись безнадёжно утерянные документы. Нашлись в месте, где вообще не могли находиться по логике. От нахождения документов зависели многие важные дела. Это не первый случай, когда по молитвам именно этому святому что-то ненаходимое находится, а потому с радостью об этом свидетельствую и повторяю: «Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!»

Фотиния: помощь в трудоуствойстве

– Слышали от православных людей о помощи в трудоустройстве святого Трифона, но никогда не обращались к святому мученику.
Мой муж решил поменять работу, не зная даже, куда он может пойти работать. Я нашла в молитвослове молитву святому Трифону и попросила помочь мужу. В тот же день позвонил наш друг и предложил моему супругу вполне приличную работу, где он сейчас и трудится.
Честно сказать, мы не ожидали такой быстрой помощи! Это очередное чудо, явленное Богом через Его святых угодников!

Вероника: исцеление сына

– Нам мученик Трифон помог, когда у моего сына, грудного младенца, были колики. Он так страшно кричал, что мы все переругались дома, и я в отчаянии стала читать ему акафист. В тот вечер сынишка первый раз не заплакал, и в следующий – тоже, так и прошли колики… Кто- то скажет – совпадение, но я-то знаю, что это такое было.

Юлия: получение квартиры и работы

– В нашем храме была бабушка, у чьей дочери была очень тяжелая ситуация с квартирой. Бабушка стала заказывать молебны этому святому, ездить по храмам, где есть его иконы. В скором времени дочери… дали квартиру на ул. Трифоновская!!!
Еще слышала в Томске от одного батюшки, что у них корова потерялась… Она вышла прямо из кустов, когда был прочтен акафист мученику Трифону!

Нашла новую работу в прошлом году за две недели. Мой духовный отец служил за меня молебен мученику Трифону.

Евгений: врачевание уныния

– Я от уныния и печали молился св. Трифону – прошло быстро, буквально за минуты!

– Мне тоже есть, за что благодарить св. мученика Трифона!
Кстати, день его памяти – 14 февраля – приходится как раз на “День Святого Валентина”. Нам как-то батюшка в церкви сказал: св. Трифон принял такую тяжелую мученическую кончину за Христа, а мы в этот день радуемся, веселимся и празднуем Валентина. Я с тех пор по-другому к 14 февраля относиться стала.

Павел, Анна: помощь в делах семейных

– Святой мученик Трифон помог мне и нашей семье. Очень ему благодарны. В трудных ситуациях иду в храм на Трифоновской улице в Напрудной слободе.

Лидия: возвращение утраченного

– Хотела бы рассказать о чуде, недавно случившемся в моей семье.
Мы срочно собирались на дачу. В суматохе, во время перестановки мебели в квартире, потеряли ключи. Запасных в деревне нет. Кажется, всё обыскали. Уже выходить надо на электричку через полчаса, а ключей нет. Решили остановиться у родственников. И тут я решила читать акафист мученику Трифону. На 13-м кондаке мама вошла в мою комнату, звеня ключами. Они были в женской сумочке, лежавшей на дне огромного мешка с пустыми пакетами, находящегося где-то на балконе… Благодарю св.Трифона за найденную пропажу!

Его также призывают для защиты садов и огородов от саранчи, пресмыкающихся и других вредителей.

крест, сокол, виноградная лоза

Агиография

Родился в семье христиан, с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере. По греческим евхологиям , однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады. Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III , который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. По просьбе императора, Трифон заставил дьявола явиться во плоти (в виде чёрного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле), благодаря чему многие уверовали во Христа. В правление императора Деция Траяна , гонителя христиан, Трифон был схвачен и предан суду, где заявил перед лицом судей:

После чего Трифон был мучим, при этом его обнажённым подвесили на дереве и били, затем привязали к коню и повезли на охоту, после бросили в темницу, вбили гвозди в ноги и так водили по городу, но несмотря на это, отказывался отречься от Христа и признать римских богов, за что был осуждён на усекновение главы. Перед казнью Трифон истово молился, благодаря Господа и прося принять его в Своё царствие. По его молитве Господь взял его душу, причём ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение.

Славянские предания

Московское предание о Трифоне и сокольничем

Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола , чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.

Народное предание нашло отражение в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» .

Всадник ехал рысью, весело посвистывал и держал на пестрой рукавице белого кречета в клобучке и колокольцах.
Максим узнал одного из царских сокольников.

- Да уже будет с неделю, как Адраган с поля улетел! - отвечал сокольник, показывая своего кречета. - Да ведь ты, пожалуй, и не знаешь, Максим Григорьич! Ну уж набрался я было страху, как царь на меня раскручинился! Да сжалился надо мной милосердный Бог и святой мученик Трифон! Проявил надо мною своё чудо! - Сокольник снял шапку и перекрестился. - Вишь, Максим Григорьич: выехал государь, будет тому с неделю, на птичью потеху. Напускал Адрагана раза два; как на беду, третий-то раз дурь нашла на Адрагана. Стал он бить соколов, сбил Смышляя и Кружка, да и давай тягу! Не успел бы ты десяти просчитать, как он у тебя и с глаз долой. Я было скакать за ним, да куды! Пропал, будто и не бывало. Вот доложил сокольничий царю, что пропал Адраган. Царь велел меня позвать, да и говорит, что ты-де, Тришка, мне головой за него отвечаешь; достанешь - пожалую тебя, не достанешь - голову долой! Как быть! Батюшка-царь ведь не шутит! Поехал я искать Адрагана; шесть ден промучился; стало мне уж вокруг шеи неловко; думаю, придется проститься с головой. Стал я плакать; плакал, плакал, да с горя и заснул в лесу. Лишь только заснул, явилось мне, сонному, видение: сияние разлилось меж деревьев, и звон пошел по лесу. И, слыша тот звон, я, сонный, сам себе говорю: то звонят Адрагановы колокольцы. Гляжу, передо мной сидит на белом коне, весь облитый светом, молодой ратник и держит на руке Адрагана: «Трифоне! - сказал ратник, - не здесь ищи Адрагана. Встань, ступай к Москве, к Лазареву урочищу. Там стоит сосна, на той сосне сидит Адраган». Проснулся я, и, сам не знаю с чего, стало мне понятно, что ратник был святой мученик Трифон. Вскочил я на коня и поскакал к Москве. Что ж, Максим Григорьич, поверишь ли? как приехал на то урочище, вижу: в самом деле сосна, и на ней сидит мой Адраган, точь-в-точь как говорил святой!
Голос сокольника дрожал, и крупные слезы катились из глаз его.
- Максим Григорьич, - прибавил он, утирая слезы, - теперь хоть все животы свои продам без остатку, хоть сам в вековечную кабалу пойду, а построю часовню святому угоднику! На том самом месте построю, где нашел Адрагана. И образ велю на стене написать, точь-в-точь как явился мне святой: на белом коне, высоко подняв руку, а на ней белый кречет. .

Болгарское предание о Трифоне Безносом

Согласно болгарскому преданию, святой Трифон был простым виноградарем, который обрезал лозы на одной из своих кустов виноградника, когда мимо него прошла его сестра Пресвятая Богородица с младенцем Иисусом на руках. Она шла на 40-й день от его рождения читать молитву в церковь. Трифон над ней посмеялся, что у неё незаконнорожденный ребёнок. Чтобы наказать его, Пресвятая Богородица пошла в село к его жене и сообщила, что тот отрезал себе нос. Испуганная жена схватила тряпки, пепел, сажу, смалец и побежала на виноградник, чтобы перевязать своему мужу нос, но нашла его здоровым. После того, как она рассказала ему, зачем пришла, Трифон рассмеялся и показал руками, как обрезается лоза - не сверху вниз, а наоборот - снизу вверх. При совершении этого жеста, он действительно отрезал себе нос .

Почитание

Память

Память святого Трифона в Православной церкви совершается 1 (14) февраля , в Католической церкви 1 февраля . В славянской минее святому мученику Трифону помещена шестеричная служба . Написан акафист.

Кондак 1 Избранный от Бога и к лику святых сопричтенный, святый мучениче Трифоне! Молися о нас, грешных, Владыце Христу и помогай нам побеждати мир, плоть и диавола, многообразно воюющия на ны, якоже победил еси их благодатию и силою возлюбленнаго тобою Христа, да, избавльшеся от врагов наших видимых и невидимых, благодарственно воззовем ти: Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!

В балканской традиции одним из атрибутов Трифона является виноградная лоза. В церковной живописи в Болгарии святой Трифон изображается юношей, держащим инструментарий для резанья.

Церковь мученика Трифона в Напрудном

Один из древнейших сохранившихся памятников архитектуры Москвы. Вероятно, первый храм, перекрытый крещатым сводом. Роспись наружной стены алтарной апсиды (конец XVI - начало XVII века), изображающая Трифона на коне с соколом в руке, сейчас находится в запаснике Государственной Третьяковской галереи .

Мощи

Мученическая глава святого Трифона хранится в кафедральном соборе святого Трифона в черногорском городе Которе . Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трёх ковчежцах в икону, находившуюся в церкви Трифона в Напрудном. Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе . Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще . Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве . Частичка мощей мученика Трифона хранится в Храме в честь Корсунской Иконы Божьей Матери в селе Корсунь Орловской области.

Противоречия

Прототипы московского предания и датировка церкви Трифона в Напрудном

Возможны как минимум две трактовки московского предания в связи с различными теориями датировки церкви.

  1. В случае если дата постройки церкви мученика Трифона лежит в промежутке от середины 1470-х до середины 1480-х годов (С. В. Заграевский), либо между 1479 и 1492 годами (Л. А. Давид), либо ближе к 1500 году (В. В. Седов), то героями предания, вероятно, могут быть Иван III и князь Иван Патрикеев .
  2. В случае если церковь была построена в середине - второй половине XVI века (В. В. Кавельмахер , С. С. Подъяпольский и А. Л. Баталов), то реальным прототипом государя можно считать Ивана IV Грозного .

Наиболее популярна версия, упоминающая Ивана IV Грозного , однако известно, что Иван III также имел прозвище Грозный.

День святого Трифона против Дня святого Валентина

Предпринимаются попытки предложить альтернативу празднованию Дня святого Валентина в виде Дня святого Трифона (также 14 февраля по новому стилю).

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Трифон"

Примечания

Литература

  • Квилинкова Е. Н. Гагаузы Молдовы и Болгарии: сравнительное исследование календарной обриядности, терминов родства и фольклора. - Кишинёв: Pontos, 2005. - 308 с. - ISBN 9975926835 .

Отрывок, характеризующий Святой Трифон

Он подошел к князю Василью.
– Ну, здравствуй, здравствуй; рад видеть.
– Для мила дружка семь верст не околица, – заговорил князь Василий, как всегда, быстро, самоуверенно и фамильярно. – Вот мой второй, прошу любить и жаловать.
Князь Николай Андреевич оглядел Анатоля. – Молодец, молодец! – сказал он, – ну, поди поцелуй, – и он подставил ему щеку.
Анатоль поцеловал старика и любопытно и совершенно спокойно смотрел на него, ожидая, скоро ли произойдет от него обещанное отцом чудацкое.
Князь Николай Андреевич сел на свое обычное место в угол дивана, подвинул к себе кресло для князя Василья, указал на него и стал расспрашивать о политических делах и новостях. Он слушал как будто со вниманием рассказ князя Василья, но беспрестанно взглядывал на княжну Марью.
– Так уж из Потсдама пишут? – повторил он последние слова князя Василья и вдруг, встав, подошел к дочери.
– Это ты для гостей так убралась, а? – сказал он. – Хороша, очень хороша. Ты при гостях причесана по новому, а я при гостях тебе говорю, что вперед не смей ты переодеваться без моего спроса.
– Это я, mon pиre, [батюшка,] виновата, – краснея, заступилась маленькая княгиня.
– Вам полная воля с, – сказал князь Николай Андреевич, расшаркиваясь перед невесткой, – а ей уродовать себя нечего – и так дурна.
И он опять сел на место, не обращая более внимания на до слез доведенную дочь.
– Напротив, эта прическа очень идет княжне, – сказал князь Василий.
– Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут? – сказал князь Николай Андреевич, обращаясь к Анатолию, – поди сюда, поговорим, познакомимся.
«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.
Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду.

14 февраля (по новому стилю) православная церковь вспоминает мученика Трифона. Он жил в период гонений, когда сотни христиан лишались жизни за исповедание . Но этим они утверждали в вере очень многих последователей. В народе считается, что святой помогает во многих делах: исцеляет тяжело больных, изгоняет нечистых духов, помогает земледельцам в их нелегком труде. Однажды одной лишь силой молитвы спас урожай, который подвергся нападению вредителей. Но помнят его не только из-за этого.


Жизнь Трифона

Историки не могут точно назвать дату появления на свет - она приходится на период между 232 и 250 г. Местом рождения Трифона стало село Кампсада, сегодня это Турция. Родили мальчика были христианами, поэтому он с детства был утвержден в вере. Еще будучи подростком, получил от дар чудотворений. Занимался простым трудом - по одной из версий пас гусей, по другой - работал в поле, ухаживая за виноградником. Народное почитание он заслужил любовью к труду и отзывчивостью.

Молва о юноше, чья молитва творит чудеса, дошла до самого правителя. В то время на римском престоле находился Гордиан. Сведений о нем сохранилось мало, но он пользовался в народе уважением. Император имел дочь, которую отличали ум и красота. Случилось так, что в нее вошел демон. Одержимая сильно мучилась. Однажды бес заявил, что лишь святой чудотворец Трифон способен изгнать его. Тут же император отправил своих людей на поиски.

  • Юноша, которому тогда было 16 лет, с радостью согласился помочь. Когда он лишь подходил к Риму, нечистый дух почувствовал это. Он не смог вынести приближения праведника и сам вышел из девицы.
  • Когда Трифон пришел в столицу и предстал перед Гордианом, он и его придворные попросили показать им демона. Святой наложил на себя строгий пост и молился в уединении. Через несколько дней он приказал демону показать себя, чему был свидетелем весь двор.
  • Отвратительный внешний вид демона описан в житие, составленным Дмитрием Ростовским. Мученик задал чудовищу вопрос - как же он посмел войти в творение Божие. На что бес отвечал, что имеет власть мучить только тех, кто не является христианином. Это подвигло многих оставить римскую религию, которая являлась языческой, и уверовать в .

Император щедро наградил юношу и отпустил его домой. Дары святой раздал нуждающимся, а сам продолжил вести скромную жизнь.

Вскоре на престол воссел император Деций Траян, который плохо относился к христианам. За открытое исповедание своей веры, святой мученик был схвачен и предстал перед судом. Он смело назвал Христа своим Богом, отказываясь приносить жертвы римским ложным богам. За это его жестоко пытали. Сначала повесили и стали избивать, затем привязали к лошади. На другой день в ноги праведника вбили гвозди и стали водить по округе.

Мучители ожидали, что юноша отречется от , но он только сильней молился, взывая к Господу. Он считал подобную кончину почетной и хотел поскорей взойти на небо, чтобы получить от венец мученика. Иисус оказал ему милость и взял душу Трифона до того, как по приговору суда палачи отсекли ему голову.


Почитание святого в России и Европе

Особенной любовью пользуется в России, хотя он жил очень давно и в другой стране. Народных предания сохранили трогательную историю о мученике Трифоне и сокольничем, который попал в беду. Она даже приведена известным писателем Алексеем Толстым в одном из романов о временах Ивана Грозного.

  • Некий служитель, отвечающий за соколиную охоту, потерял любимую птицу царя. Тот очень разгневался и дал трое суток на поиски. Если кречет не найдется - несчастного ждала смертная казнь.
  • Сокольничий носил имя Трифон. Он безуспешно объезжал окрестности, проводя в поисках и день, и ночь. Когда срок уже подходил к концу, утомленный служитель решил помолиться небесному покровителю. Затем, усталый, уснул прямо под деревьями.
  • Во сне ему явился молодой человек, восседавший на белой лошади. На руке у него сидел пропавший сокол. «Не печалься, возьми пропажу и езжай к царю», - сказал чудотворец Трифон. Именно в таком образе святой часто изображается на православных иконах.

Когда сокольничий очнулся от видения, то действительно увидел поблизости царского любимца. Он помчался к государю и рассказал ему чудесную историю. В благодарность за свое избавление, Трифон Патрикеев воздвиг на месте явления мученика часовню а затем и храм.

Особенное почитание праведник имеет у южных славян. День его памяти широко отмечается в Македонии, Сербии, Болгарии. Это большой народный праздник, который имеет множество традиций. Трифон считается покровителей виноградарей, а 14 февраля является переломным моментом между зимой и наступлением весны.

В этот день в Болгарии и других европейских странах принято впервые за сезон обрезать виноградную лозу. В церквях произносятся особые прошения. Народ именуется «лозой Господней», на него призывается Божье благословение. Проводится водосвятный обряд, чтение молитвы для защиты урожая. Дальше начинается народное гуляние: мужчины пьют вино, затем отправляются навещать знакомых, где им также должны предложить вино. С этим днем связано много примет и суеверий.


В чем помогает Святой Трифон?

По мнению южных народностей, Трифон помогает в самых разных делах:

  • ограждает поля от вредителей;
  • избавляет от храпа и болезней глаз;
  • защищает душу от нападения бесов;
  • отводит колдовские чары;
  • помогает развеять уныние;
  • сохраняет мир между супругами.

На Руси его считали способным избавить дом от мышей. Поскольку в феврале было принято играть свадьбы, девушки просили праведника о том, чтобы помог найти достойного жениха.

Иконография мученика Трифона

На иконах может изображаться в виде всадника, вполне вероятно, что на первоначальном гербе г. Москвы был именно мученик Трифон:

  • Юноша восседает на белоснежном коне, который показан в движении.
  • Левой рукой праведник держит уздечку, правая высоко поднята над головой. На ней сидит царский сокол.
  • На небесах изображен Господь Иисус Христос, благословляющий своего последователя.
  • Праведник одет в синюю одежду (символ чистоты души) и красный плащ (символ страданий).

На других иконах можно увидеть поясное изображение юноши, который стоит лицом к молящимся. На правой руке сидит птица, как напоминание о чуде, совершенном в далеком прошлом. Молодой человек приятен лицом, левая рука его прижата к сердцу, в котором при жизни царило лишь одно чувство - любовь к Христу. Иногда в руке изображается крест - символ страданий, исповедания своей веры.

В Москве имеется частица мощей святого, которая расположена в церкви Знамения Пресвятой Богородицы недалеко от Рижского вокзала (именно там праведник явился сокольнику). Глава мученика находится в Черногории, г. Которе, в соборе во имя святого.

О чем молиться Трифону

Неважно, перед каким образом будут произноситься просьбы - выбирайте тот, который больше нравится. Главное, чтобы он настраивал на общение с небесным покровителем.

О чем просят люди великого святого, зависит от обстоятельств. Обычно это помощь в житейских затруднениях:

  • поиски хорошего места работы;
  • решение жилищной проблемы;
  • помощь в уходе за растениями, домашними животными;
  • избавление от телесных немощей;
  • помощь в духовном становлении.

Не нужно думать, что Господь считает бытовые неурядицы неважными. Обращаться к Нему можно с любой нуждой. Бог слышит все просьбы и спешит оказать помощь через своих святых.

Молитва о помощи Трифону Мученику

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Примеры - в чем помогли молитвы Святому Трифону

Чудеса случаются каждый день по молитвам наших современников:

  • Светлана попросила мученика устроить супруга на новую работу. В тот же день через знакомых ему предложили хорошо оплачиваемое место.
  • Георгий потерял важные документы. От их наличия зависело очень многое. Бумаги нашлись в таком месте, где никак не могли оказаться.
  • У новорожденного сына Валерии были сильные колики. Младенец сильно плакал, родители не находили себе места. Тогда женщина начала читать акафист мученику Трифону. Ребенок успокоился, перестал кричать.

Обращение к святому следует произносить не торопясь, отогнав от себя посторонние мысли. Можно делать это не только в церкви, но и дома. Главное - иметь твердую веру в то, что Господь силен изменить ситуацию, с которой вы сами не в состоянии справиться.

Мощи святого Трифона, где находятся

Мощи святого Трифона: где находятся, как прикладываться, в чем помогают, молитва Святому о работе, мольба Трифону о суженом, жизнь Святого Мученика

Мощи святого Трифона: где находятся, как прикладываться, в чем помогают

Преподобный мученик Трифон довольно известен и восхваляемый в православной вере.


Даря помощь и поддержку всем просящим и немощным, Трифон молил лишь об одном – истинно верить во Всевышнего.


С самого юного возраста, Великомученику Господь подарил дар избавления от разнообразных болезней и излечения одержимости.



Жизнь преподобного Трифона

Как рассказывается в житие Великомученика, Трифон появился на свет в начале третьего столетия в Фригийском районе, в селе Кампсады, возле городка Апамеи.


Родился Трифон в простой крестьянской праведной семье, с самых ранних лет Трифон помогал родителям по дому, выпасал гусей .


Как-то раз в деревни Трифона произошло нашествие саранчи, которая съедала все посевы. Святой с помощью твердой веры и горячей мольбы смог прогнать саранчу, и этим предотвратил голодную смерть всех крестьян.


Разница такого обряда Святому Трифону от различного народного чародейства, которое по мнению православия является страшным греховных деяний состоит в том, что молитвенная просьба к Мученику считается благочинной.


После потрясающего изгнания саранчи о православном-чудотворце узнали многие. Когда Трифон достиг семнадцатилетнего возраста, слава о нем дошла до византийского правителя Гордиана, его дочь была одержима.


Святого вызвали в Рим, для того, чтобы он избавил царскую дочь от беса. Согласно легенде, когда юноша был почти возле Рима, нечистый дух не выдержал близкого присутствия Трифона и покинул тело страдалицы.


Для того, чтобы удостоверится, что Трифон на самом деле избавил его дочь от нечистого духа, Гордиан захотел сам узреть лукавого. После уединенной беседы с Господом и строгого шестидневного соблюдения поста Мученик Трифон потребовал демону показаться на глаза правителю и его слугам.


Демон предстал перед Гордианом и его приближенным в образе страшной смоляной собаки с янтарными глазами. Тогда юноша задал вопрос, как он лукавый смог пленить творение Господа, нечистый сказал, что над православными они не могут властвовать, а только над теми имеют власть, которые потакают своим страстям, и совершают деяния в усладу нам. Практически все присутствующие после чего, отреклись от язычества и обратились в православия.


В двести сорок девятом году Византию возглавил жестокий язычник Декий, снискавший славу безжалостного гонителя христиан. Узнавши о Святом Трифоне, который не боялся открыто проповедовал христианства и обращал язычников в христиан, приказал привести к нему Трифона .


При допросе юноша ни на миг не отказался от Христа: "отдам Всевышнему своему исповедь мою, и, если сберегу нетронутой как драгоценный клад, твердую веру в Иисуса Христа, и превращусь в жертву Тому, Кто Сам пожертвует Собой ради меня", - так отвечал Святой Трифон.


Преподобного Трифона подвергли жестоким пыткам, юношу связали и подняли на дерево и несколько часов подряд его избивали. После чего Трифона тыкали металлическими крюками, а порезы жгли факелом . Затем после таких издевательств Страдальцы забили в ступни длинные металлические стержни и повели так через весь город. Но заметив, что юноша стоически терпит различные страдания, палачи отвели Трифона на казнь обезглавливания. Как говорится в житие, Великомученик скончался с мольбою на губах раньше, чем к его шеи прикоснулся топор. Мученик Трифон был казнен в городе Никее в середине первого века от Рождества Господнего.


Есть легенда, которая гласит, что во времена правления Ивана Грозного накануне охоты пропал любимец царя- кречет. Иван Грозный отдал приказ вершнику Трифону Патрикееву отыскать пропавшего кречета, а если не отыщет будет голова с плеч. Вершник Трифон обегали все ближайшие лесные глуши, но попытки не увенчались успехом. На третьи сутки вершник неутомимо возносил молитвы своему святому защитнику, великомученику Трифону, а затем, уставший после непрерывной поисковой деятельности, лег и уснул.


В своем сновидении сокольник увидел молодого парня на белоснежном коне, который в руке держал любимого сокола царя . Тогда молодой человек сказал: "беру этого сокола, и езжай с Господом к своему господину и ни о чем не волнуйся". Очнувшись, вершник заметил на одной сосне пропавшего сокола, и сокольник сразу же поехал к царю с соколом и поведал всем о божьей помощи, посланной ему святым мучеником Трифоном.


Через время там где, увидел Великомученика, вершник Патрикеев возвел маленькую церквушку, а после и храм во честь преподобного великомученика Трифона.


Молитва Святому о работе

Каждый день можно увидеть нескончаемую толпу людей, ищущих работу... но не возле какой-либо большой компании либо возле биржи труда, а перед Московским собором Пресвятой Богородицы «Знамение».


В этот храм верующие идут с просьбой к Мученику Трифону помочь в поисках работы. Потому как данный святой является защитником всех работников и главным помощником в обретении работы.


Большинство из людей переживают разнообразные сложности на работе, такие как:


Недружелюбные коллеги;


Застой в карьере;


Придирки начальства;


Низкая заработная плата;


Несоответствующая должность и тому подобное.


Также случается так, что люди вообще не любят свою работу, но у них никак не выходит отыскать желанно место работы .


Горячая мольба к Мученику Трифону, идущая от самого сердца, которая содержит просьбу помочь в рабочей сфере, сможет избавить от всех неприятностей и преград .


Но нужно обязательно помнить, что просить о причинении вреда, лишения работы или в отместку другим за обиду нельзя, потому что можно лишится навечно без Божьего покровительства.


Для того чтобы достичь желаемую цель нужно каждый день возносить молитву, и всякий раз накануне важного мероприятия , например, как конференция, беседа с будущим начальником. Твердая вера и чистые помыслы являются основными условиями в получении желаемого результата.



Мольба Трифону о суженом

Большинство юных девушек, а также женщин молят Небесные силы помочь встретить свою любовь.


Возносят мольбы о счастливой семейной жизни и о любимом обычно пред ликами:


Матушки Матроны;


Преподобного Николая;


Мученицы Екатерины;


Ангела Андрея Первозванного;


Муромских Святых Петра и Февронии;


Святой Варвары.


Для того, чтобы найти настоящую любовь и создать счастливую семью также девушки произносят молитвы Пречистой Девы Марии и Иисусу Христу .


Помимо вышеназванных Святых к покровителям семейного счастья и любви также является Мученик Трифон . Молятся об встречи хорошего и доброго суженного к Трифону с искренней молитвой идущей от всего сердца.



Мощи святого Трифона

В начале восемнадцатого века в Россию из черногорского города Котор, где находится голова мученика, передали часть останков святого Трифона и отдали их в Трифоновский храм.


В двадцатые годы частицу мощей вложили в три раки в лик преподобного великомученика Трифона, хранившегося в возведённом в память о нем храме.


В тридцатые годы как и многие храмы Трифоновский собор закрыли, а лик с частицами останков передали в ближайший храм Знамения Пречистой Девы Марии. Этот храм расположен вблизи от Рижского вокзала в столице России, поблизости от того места где было явления преподобного Трифона вершнику.



Рассказывая о святом мученике Трифоне, в первую очередь всегда вспоминают о первом исцелении, которое он совершил, еще будучи совсем юношей, и сей факт даже отражен в молитве мч. Трифону.

Это классический пример изгнания нечистого духа, вселившегося в человека, - в данном случае в дочь императора Гордиана. Никто не мог помочь царевне - ни маги, ни волхвы, - и она жестоко страдала.

В один прекрасный день бес возопил, что изгнать его способен только простой пастух Трифон. Конечно же, императорские гонцы срочно отыскали целителя, и сила его молитвы принудила беса в облике отвратительного черного пса, оставить девушку.

Однако не только даром исцелений и изгнания нечистых духов прославился юноша. По его молитвам односельчане были спасены от голода: Трифон очистил поля, опустошаемые вредными прожорливыми насекомыми, от их нашествия. Платы за свои труды он не брал - просил лишь веровать в Иисуса Христа, Чьей благодатью он творил добрые дела.

За непоколебимое исповедание Христовой веры и особенно за ее распространение в годы гонений на христиан юноша был схвачен язычниками. Его не прельстили ни щедрые посулы властителя-тирана, не испугали его угрозы.

Тогда Трифон был подвергнут жесточайшим истязаниям, но ни один стон не вырвался из его груди - святой, подобно Христу, молился о своих мучителях. А когда в ходе пыток на его голову опустился с неба цветочный венок с драгоценными камнями, это еще больше взбесило посрамленного тирана, и тот приказал обезглавить юношу.

Память святого мученика Трифона отмечается 14 февраля. К сожалению, этот день затмевается празднованием Дня влюбленных, посвященного св. Валентину, который никакого отношения к православию не имел. Гораздо логичнее было бы чествовать Трифона, выполнившего неисчислимое количество просьб по молитвам к нему.

Поклониться святому мученику

Это событие произошло в городе Никее, где и хотели похоронить святого мученика местные христиане. Однако Трифон явился одному из них в видении и открыл, что его должно похоронить на родине, в селе Кампсаде, поблизости от города Апамеи, почему к его имени нередко добавляют определение «Апамейский». Это пожелание было исполнено, и все минувшие столетия были ознаменованы множеством сотворенных мучеником Трифоном чудес.

Значительно позже святые мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь, столицу Византийской империи, а затем в Рим. Но каждой православной стране хотелось иметь хоть частицу мощей мч. Трифона. Поэтому святым останкам можно поклониться:

Есть подобные святыни и в Москве - в России очень чтится этот святой. В начале XIX века в Москву были переданы три святыни из Черногории.

Российский мастер серебряных дел Трифон Добряков изготовил раку для частиц мощей своего небесного покровителя и вручил ее императору Александру I, а тот принес священный дар в храм Св. мч. Трифона, построенный в его честь в Напрудном, где три ковчежца «встроили» в икону мученика. После закрытия в 1930 году Свято-Трифоновской церкви икона была передана в храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы, неподалеку от Рижского вокзала.

После того как церковь имени св. Трифона была уничтожена на три четверти, удалось сохранить лишь небольшую ее самую древнюю часть. Еще полвека после войны храм пустовал. Сейчас здесь богослужения совершаются, но лишь по выходным дням и великим праздникам.

Есть еще святые образа, и тоже с частицами мощей:

  • один находится в Марьиной Роще - в церкви в честь иконы Богородицы «Нечаянная Радость»;
  • второй - в храме Рождества Христова (Измайлово);
  • частью мощей мученика Трифона обладает и Свято-Троицкий Китаевский монастырь (Киев).

«Призывать имя мое…»

Перед самой казнью мученик Трифон возносил Богу молитвенное благодарение за то, что Тот укрепил его силы во время пыток, и молил о даровании особой благодати: и после смерти помогать тем, кто будет призывать его имя. И, судя по тому количеству исполненных святым просьб, благодать эта была ему дарована. О чем же можно просить св. Трифона?

Кроме всего указанного, святой покровительствует охотникам и рыболовам. И это неспроста.

Существует такое давнее предание: то ли во времена Ивана III, то ли Ивана IV в ходе царской охоты улетел в неизвестном направлении любимый кречет царя. Сокольник Трифон Патрикеев получил грозное повеление отыскать птицу, иначе голова с плеч.

Три дня он безуспешно прочесывал лесные окрестности и, обессилев, помолился своему святому, чьим именем был назван, и заснул в том месте, которое сейчас носит название Марьиной Рощи. Во сне ему явился юноша верхом на белом коне с пропавшим кречетом в руке. Он успокоил сокольника, дескать, вот твоя птица, вези ее царю.

Икона мученика. Проснувшись, Трифон и в самом деле увидел пропажу, сидящую на ближайшей сосне. Он доставил кречета царю и поведал ему о помощи св. Трифона. Вскоре на этом месте в честь своего чудесного спасения сокольник построил вначале часовню, а затем и церковь во имя своего святого покровителя.

Существует много иконописных изображений св. мч. Трифона. На некоторых он изображен с птицей, сидящей на его руке. Это и есть тот самый пропавший кречет.

Как заказать молебен

Во многих ситуациях не стоит надеяться на помощь окружающих - надежнее обратиться к Небесным Силам.

Не надо бояться, что ваша проблема слишком мелкая, «несерьезная», слишком житейская - жизнь ведь по большей части из таких и состоит, и св. Трифон при жизни оказывал помощь даже в малейших просьбах. Ведь чудесная помощь приход в первую очередь от веры в помощь Божью через Его угодников.

О помощи в решении любой из описанных проблем мученику Трифону можно заказать молебен, так и пометив в записке: «Молебен мч. Трифону о…».

В записке же надо перечислить имена людей, за которых будете молиться, в родительном падеже и в церковном звучании: не Иван, а Иоанн; не Светлана, а Фотиния и т.д.

Определенного правила, кого в каком порядке вписывать, не существует, однако многие перечисляют семьи, начиная от главы. Есть рекомендация называть сначала имена мужчин, затем женщин и в конце - детей.

Перед именами детей стоит указать возраст: мл. - младенец (до семи лет), отр. - отрок (до 17 лет), уч. - учащийся (если обучается в колледже или студент).

Молебен в храме будет совершен священником после Литургии. Можно заказать еще специальный молебен с акафистом этому же святому. Дома тоже не помешает почитать акафист, а также просто ежедневно молиться:

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю! Услыши убо ныне и на всякий час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою.

Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут.

Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

Текст акафиста

Избранный от Бога и к лику святых сопричтенный, святый мучениче Трифоне! Молися о нас, грешных, Владыце Христу и помогай нам побеждати мир, плоть и диавола, многообразно воюющия на ны, якоже победил еси их благодатию и силою возлюбленнаго тобою Христа, да, избавльшеся от врагов наших видимых и невидимых, благодарственно воззовем ти: Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим!

Образу благочестия родителей твоих подражая, христианския нравы от лет малых приял еси, святый мучениче, и мал сый леты, стар же разумом, воистину христианин совершен явился еси. Мы же, воспоминающе добродетельное житие твое, восхваляем тя сице:

Радуйся, добронравных родителей благочестивый сыне; радуйся, великое их утешение.

Радуйся, Ангела твоего Хранителя непрестанное веселие; радуйся, от юности твоея всего себе Богу предавый.

Радуйся, от юности Христа возлюбивый; радуйся, от малых лет благодать Божию обильно стяжавый.

Радуйся, душу свою непорочну явивый; радуйся, себе самаго в храм Духа Святаго уготовавый.

Радуйся, отроком образ жития святаго показавый; радуйся, благочестием твоим верныя возвеселяяй.

Радуйся, от малых лет за вся сия Богом возлюбленный.

Видя Господь, яко волею по стези благочестия, в немже от родителей твоих наставлен был еси, течеши, и яко воистинну любиши Бога, сотвори тя в жилище Святаго Духа от лет малых и отверзе уста твоя пети Ему: Аллилуиа.

Силу веры твоея показуя, Владыка Христос дарова тебе, святый мучениче, еще отроку бывшу, дар чудотворений, сего ради вопием ти:

Радуйся, от малых лет совершенную любовь к Богу показавый; радуйся, заповедей Его не токмо слышатель, но и делатель от младенчества бывый.

Радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый; радуйся, от малых лет житием, верою и любовию твоею Богу угодивый.

Радуйся, дар исцелений от Него приявый; радуйся, дар той на пользу ближним иждивающий.

Радуйся, многоразличныя болезни исцеляющий; радуйся, в недузех облегчение дарующий.

Радуйся, страдания в радость обращающий; радуйся, исцеления сия во славу Божию совершающий.

Радуйся, теми истину веры православныя показующий; радуйся, теми нас к славословию Бога возбуждающий.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Верою и любовию стяжал еси от Бога власть изгоняти духи нечистыя, мучащия человеки и претящия им воспевати Богу: Аллилуиа.

Видя дарованную ти, святый мучениче, силу Божию, вспять бежаша демони, имиже одержими бяху бесноватии людие. Видящии же сия, воспеваху ти сице:

Радуйся, от Бога власть на нечистыя духи приявый; радуйся, силою Божиею сих изгоняющий.

Радуйся, врагу человеческому вредити людем возбраняющий; радуйся, козни диавола и ангелов его разрушающий.

Радуйся, силу их низлагающий; радуйся, безсилие их являющий.

Радуйся, страхом и трепетом их поражающий; радуйся, веры Христовы силу показующий.

Радуйся, верных к прославлению Бога воздвигающий, радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к предстательству святых наставляющий.

Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу научающий; радуйся, помощниче наш, Богом нам дарованный.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Восхотев тобою обратити языки от пути нечестия и открыти им путь истинный, ведущий в Живот Вечный, си есть веру истинную, веру православную, даже до Рима из Компсады приведе тя Господь, да и в чертогах царских проповеси Бога и таю многий научиши пети Ему: Аллилуиа.

Хотяй обратити многия на путь спасения, попусти Господь демону вселитися в дщерь цареву, и жестоко мучити и ввергати ю многочастне во огнь и воду. Врачеве ничтоже успеваху и ничимже страдания дщери царевой утолити возмогоша. Егда же и сильнии мира сего и всякую врачебную хитрость ведущии ничтоже возмогоша и исповедаху немощь свою, тогда велением Божиим проглагола диавол, яко един есть, иже изгнати его имать, и се есть Трифон.

Тогда прилежно искаху и обретоша его в Компсаде. Грядущу же ему и еще далече от Рима сущу, возопи гласом велиим диавол и изыде, и исцеле девица. Видящии сия дивляхуся и глаголаху:

Радуйся, Трифоне, еще далече сущий в бегство диавола обративый; радуйся, яко диавол безсилие свое пред тобою исповеда.

Радуйся, молящимся тебе скорый помощниче; радуйся, недугов силою Божиею целителю.

Радуйся, оставленных врачами на свои руце приемлющий; радуйся, печали на радость пременяющий.

Радуйся, печальным утешение и скорбящим радование посылающий.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Видеша вернии, иже в Риме, чудо, пришествием твоим бывшее, укрепишася в вере своей и воспеша Богу, победившему адскаго змия и дарующему верующим в Него таковую силу: Аллилуиа.

Уверения ища, тебе пришедшу в Рим, святый Трифон, яко ты еси той, егоже убояся демон, моли тя император Гордиан, да явиши и ему и синклиту его, и людем в чувственном виде диавола, и не отреклся еси, но, возложив на ся пост, помолися Господу дний шесть.

В день же седмый, пришедшим царю, синклиту и людем, возопил еси: «Тебе глаголю, душе нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа явися семо и покажи свой демонский образ зде сущим, и безсилие свое исповеждь…». И бысть тако. И зряху вси безобразие демонское и дивляхуся вере святаго, вопиюще:

Радуйся, Трифоне, егоже демони ослушатися не могут; радуйся, Трифоне, по егоже велению дуси нечистии в телеснем виде являются.

Радуйся, Трифоне, силою Божиею повелевый диаволу исповедати, яко, на христианы, иже святую православную и апостольскую веру содержат, власти не имать.

Радуйся, Трифоне, емуже возвещено бысть, яко демони власть имут мучити токмо тех, иже своим похотем греховным следуют и дела, угодная диаволу, творят.

Радуйся, Трифоне, яко научил еси нас бегати языческаго нечестия.

Радуйся, Трифоне, яко научаеши всех бегати всякаго греха, в добродетелех же подвизатися.

Радуйся, веру православную твердо содержати наставляяй нас; радуйся, хотящим благочестно жити помогаяй.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Видевше, како младо отроча повелевает властно духовом злобы поднебесной, убояхуся мнози, и слышаще от демона и видяще воочию, якову силу имать вера Христова, обратишася к Богу: нечестие же и прочая заблуждения своя отложше, крестишася и усты своими от сердца чиста благодарственно воспеша Богу песнь: Аллилуиа.

Благодаряще тя, царь вложи в руце твои, мучениче, дары и злато, ты же, Христа Бога приобревый ни во чтоже вменил еси вся, яже в мире сем яко блага почитаются, и приял еси дары царевы, да послужиши ближним твоим, и шед во отечество твое Компсаду, дал еси вся нищим, сирым и всем в нужде сущим, непрестанно памятуя, яко расточив богатство земное, тленное, собереши себе на Небеси богатство нетленное, вечное. Мы же, научаемии тобою такожде творити, вопием ти сице:

Радуйся, Трифоне, душу свою чужду сребролюбия показавый; радуйся, милосердие души твоея выну являяй.

Радуйся, нищих питатель бывый; радуйся, неимущим сострадание показавый.

Радуйся, заповедь Христа «Просящему у тебе дай» исполнивый.

Радуйся, и нас исполняти заповеди Божии научивый.

Радуйся, якоже шествием в Рим и возвращением своим в Компсаду многих утешивый, ободривый и возвеселивый.

Радуйся, показавый нам образ, како богатством гибнущим на земли негиблющее богатство на Небеси собирати.

Радуйся, ближним служити нас научающий; радуйся, ближних любити нас наставляющий.

Радуйся, образ жития праведнаго нам показующий, радуйся, яко правило веры в Бога, надежды на Него, любве к Нему и ближним и прочих христианских добродетелей яви нам собою.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Взыде на престол римский нечестивый царь Декий, и пролияся по вселенней кровь христианская. Приближися время, егда и тебе, святый мучениче, суди Господь подъяти страдания, да кровию и мученичеством своим запечатлееши веру и великую свою любовь к Богу и тем до конца низложиши сопротивныя силы и наставиши многих, да грядут на мучения, радующеся, якоже и ты, страстотерпче, и поюще Богу: Аллилуиа.

Яко укрытися не может град верху горы стояй, тако и тебе, святый мучениче, гонению от Декия царя на христиан бывшу, невозможно бысть укрытися от мучителей, ибо ты, яве без страха Христа всем исповедав, силою слова обращение многих ко Христу устроил и многия в недузех именем Его исцелил еси.

Уведевше же о тебе, святый Трифоне, игемон Аквилин, взя тя и пред судищем постави, ты же вся грядущая на тя в руце Бога твоего предал еси, радуяся яко и тя сподоби Господь быти общника страданий его, и вернии, видяще ревность твою по Бозе, вопияху ти:

Радуйся, Трифоне, ко спасению многих приведый; радуйся, многих от зловерия к вере истинней, православней обративый.

Радуйся, чудесы твоими, силою Божиею содеянными, в вере, ими восприятой, их утвердивый.

Радуйся, яко действенная вера твоя в Бога выну всем по всей вселенней явися.

Радуйся, безмездный врачу, силою Божиею, якоже древле, такожде и ныне всякую болезнь скоро врачующий; радуйся, надеждо оставленных врачами.

Радуйся, скорое утешение болящих, на тебя надеясь, с молитвою прибегающих; радуйся, небоязненно проповедавый Христову веру.

Радуйся, от неверных за проповедь Христа Бога на мучение ятый;

Радуйся, не устрашивыйся грядущаго мучения.

Радуйся, научающий нас не боятися человеческих прещений.

Радуйся, во всем на Бога упование возложивый.

Радуйся Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Услышав, яко ищут тя воини, не утаился еси от них, мучениче, ни в горах, ни в пустынех, но, оградився молитвою и крестом дерзновенно себе предал еси в руце мучителей и с радостию великою стопы твоя направил в Никею, да возвестиши всем веру истинную и наставиши пети Богу Аллилуиа.

Егда вопроси тя игемон на судилище: «Кто еси, кая судьба твоя, и како веруеши?» ты, не обинуяся, отвещал еси ему сице: «Трифон имя мое; отечество - Компсада, судьбы же несть у нас, зане веруем, яко вся Промыслом Божиим бывают. По вере же - христианин есмь, Христос же есть и моя сила, и моя крепость, и слава, и радость моя». Сие исповедание твое слышаще, ублажаем тя, святый Трифоне, сице:

Радуйся, неправедному судилищу дерзновенно представый; радуйся, верующих в Промысл Божий укрепляяй.

Радуйся, люди, живот свой судьбе вверяющия, посрамляяй; радуйся, научаяй нас во всем упование наше на Бога возлагати.

Радуйся, выну себе быти служителя Христова исповедуяй; радуйся, исповеданием тем веселие верным даруяй.

Радуйся, соборища нечестивых исповеданием святым отлучивыйся.

Радуйся, грядущих мучений за нечестивых исповедание истиннаго Бога не устрашивыйся.

Радуйся, истину единую Божественную возлюбивый; радуйся, лжи и отца ея, диавола, отвергийся.

Радуйся, Христа своим упованием именуяй: радуйся, Его своею крепостию нарицаяй.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Слышавше твое исповедание, ярости исполнишася нечестивии и прещаху ти ранами и мучением. Ты же, мучениче Трифоне, подъятие страданий за Христа веселием почитая, взывал еси немолчно Богу песнь: Аллилуиа.

Ветия многовещанный Аквилин, видя, яко ты не убоялся еси прещений лютых, яко овча кроткое явися, ища прельстити тя словесы ласкательными, но ничтоже успевая, паки в волка лютаго обращься, усугубляше прещения своя. Ты же тверд и непоколебим пребыл еси благодатию Божиею, воздвизая верных возглашати тебе сицевая Радуйся, прещений лютых не убоявыйся; радуйся, смерти телесной не устрашивыйся.

Радуйся, душу свою за веру православную положити не отрекшийся.

Радуйся, разум совершенный в том положивый, да сохраниши веру истинную во Единаго Бога.

Радуйся, не к земней, но к Небесней мудрости устремивыйся.

Радуйся, игемону, врагу твоему, спасения желавый.

Радуйся, к познанию истиннаго Бога привести мучителя твоего тщавшийся.

Радуйся, проповедниче Христов сладкогласный.

Радуйся, христианине, Христом возлюбленный; радуйся, волею на страдания шедый.

Радуйся, мучений тех за Христа, яко сокровища, хотевый.

Радуйся, во время мучений лютых Божественным светом осиянный.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Услышав тя глаголавша, яко не исповедующих истинныя, православныя веры жребий есть огнь неугасимый, зело разгневася Аквилин и повеле тя, святый Трифоне, повесив, бити; ты же, в повелении сем услышав Господень глас, призывавший тя на страдальческий подвиг, возопил еси Богу: Аллилуиа.

Яко свеща огнем возгарается, тако душа твоя, святый Трифоне, возгореся любовию к возлюбившему тя Богу, и, услышав повеление игемона, еже на тя, сам совлекл еси ризы твоя и тело твое предал еси в руце мучителей, да сотворят вся, яже повеле игемон. Зряще таковую ревность твою по Бозе, вси вернии глаголаху:

Радуйся, с веселием уготовавый себе к приятию ран за Христа.

Радуйся, риз своих совлекийся ради обнаженнаго некогда за грехи наши Искупителя.

Радуйся, добровольно в руце мучителей себе предавый, Христу подражая.

Радуйся от них связанный и повешенный на мучение.

Радуйся, приявый за Христа лютая ударения; радуйся, три часа терпевый нещадное биение.

Радуйся, мучиму бывшу, ни единаго стенания и ни единаго гласа испустивый.

Радуйся, биения, узы, раны, опаления и иныя многоразличныя страдания претерпевый.

Радуйся, в молчании приявый ударения, от них же ранами изъязвися тело твое.

Радуйся, страданием своим силу Божию прославивый.

Радуйся, терпением своим мучителей посрамивый; радуйся, подвигом своим христиан возвеселивый.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Видеша терпение и подвиг твой, святый Трифоне, еще же и адамантову крепость твою, и прославиша предстоящии людие Подвигоположника Христа Бога песнию: Аллилуиа.

Яко стену тверду и непоколебиму виде тя нечестивый судия, обаче не прослави Бога, даровавшаго тебе крепость сию, но паче тщашеся склонити тя и лестию и страхом смерти, да принесеши жертву бесовом. Ты же, святый мучениче, исповедав во ушию всех веру Христову, обличил еси безумие гонителей и показал еси мудрость тех, иже во Христа веруют; игемон же, измышляя на тя иная мучения, повеле тя со столпа сняти и, привязав к коню своему, влече за собою. Мы же потщимся прославити страдания твоя:

Радуйся, уязвленный телом и за конем быстро влекомый, радуйся, хлад зимний претерпевый.

Радуйся, научаяй нас в скорбех земных ум свой к Богу устремляти.

Радуйся, наставляяй в мире сем хладном согреватися любовию, яже к Богу.

Радуйся, делом нам показуяй, како подобает ни во чтоже вменяти скоропреходящия на земле страдания.

Радуйся, любве и милосердия ко всем людем исполненный.

Радуйся, ради любве тоя за враги своя молитвы Богу возносивый.

Радуйся паки в темницу вверженный и в заточении лютом томление, муку и болезни претерпевый.

Радуйся, ясно являющии, яко лютейшая страдания земная ничтоже суть, аще к Богу прибегают людие и Бога ради терпят скорби и раны.

Радуйся, на усекновение главы твоея радостно шедый и пред усекновением тем в руце Бога твоего, Егоже ради вся лютая подъял еси, душу свою святую предавый.

Радуйся, прежде усекновения моливыйся о всяком, иже воспоминати тя и в память твою святыя жертвы приносити будет, да услышит его Господь и всякое прошение его исполнит.

Радуйся, по успении твоем в видении повелевый погребсти тя во отечествии твоем, научая тем и нас свое отечество любити.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

Не токмо на земли, святый мучениче, был еси помощник и заступник всем, твоея помощи требующим, но и по смерти не престаеши избавляти от бед к тебе с верою и любовию притекающих, якоже избавил еси царского гнева болярина Трифона, егда внезапу явился ему на коне и дал еси ему отлетевшаго царскаго сокола.

Оный же Трифон сокольник на месте сем, идеже ему от тебе помощь явися, во благодарение тебе за избавление свое воздвиже святый храм во имя твое, мучениче Трифоне. Мы же благодеяния от тебе бывшая воспоминающе, возносим благодарственную Богу песнь: Аллилуиа.

Поюще твоя многоразличная чудеса, твою дивную и скорую помощь, яко никогоже усердно прибегающаго к тебе с верою, любовию и упованием никогда же отринул еси, но всех к тебе притекающих и пред святою иконою твоею смиренно молящихся от внезапных бед и скорбей избавляеши, прочее время живота их во благо устрояеши, недузи врачуеши, печали утоляеши и комуждо в бедах и скорбех к тебе припадающему помощь и ослабу даруеши, благодарне восхваляем тя сице:

Радуйся, наша моления и прошения приемляй, радуйся, за ны пред Престолом Божиим молящийся.

Радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий; радуйся от нечаянных бед и зол непреложное наше избавление.

Радуйся, от бед и напастей, движимых на ны грех ради наших, скорое прибежище, радуйся многия слезы от скорби проливаемыя, изсушивый.

Радуйся, многия печали утоливый; радуйся, яко никтоже припадый к святей иконе твоей тощь от нея отъиде.

Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров свой и заступление приемляй; радуйся, здравия требующим скорое исцеление.

Радуйся, оставленных врачами и ради неисцельных и тяжких недуг своих чающих себе смерти, скорое и безмездное врачевание, радуйся, и ныне, якоже и древле, живу ти сущу, неизсякаемый источниче неизчетных и многообразных чудотворений.

Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим.

О святый мучениче Трифоне! Приими сие малое, обаче от любящих и благодарных сердец приносимое тебе наше моление, вознеси ко Господу Богу теплыя молитвы твоя за ны, недостойныя: болящия исцели, печальныя утеши, заблуждшия вразуми, бедствующим помози, и вся нам потребная для здравия телеснаго и спасения душевнаго у Бога Щедродавца испроси, наипаче же избави нас от лукавых бесов, да памятуя выну твоя дивная о нас заступления, прославим Бога, даровавшаго нам таковаго молитвенника, целителя и чудотворца, воспевающе песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Скептикам может показаться невероятным и больше похожим на сказку многое из чудесных деяний святого мученика Трифона. Но прихожане Свято-Трифоновской церкви готовы часами рассказывать о его помощи во всех житейских делах, а это уже не сказка.