Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Русская иконопись кратко. Иконы Древней Руси. Иконопись, древнерусская иконопись

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Русская иконопись".

План

1. Введение.

2. Обзор истории традиционной русской иконописи.

3. Основные русские иконописные школы.

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение.

Иконопись - направление изобразительного искусства, начало которому положило крещение Руси в X веке - долго оставалась основной формой древнерусского художественного выражения, пока в XVII веке не начался процесс вытеснения ее светской живописью.

В отличие от других форм христианского искусства, икона - произведение самостоятельное, не зависящее от общего художественного контекста, в который она бывает помещена. Храмовые фрески и мозаики подчинены общей концепции внутреннего убранства, в то время как икона - станковое изображение на доске - дает художнику большее поле для самовыражения.

Русская иконописная традиция прошла долгий путь от зарождения к расцвету, была прервана эпохой тотального неверия в годы Советской власти, и сегодня возрождается вновь.

2. Обзор истории традиционной русской иконописи.

Иконописные традиции пришли на Русь из Византии. Само слово "икона" (образ, изображение) пришло из греческого языка. Для росписи первых христианских храмов в Киев были приглашены греческие мастера, также князь Владимир привез множество икон из Византии для украшения первых русских храмов. К сожалению, эти самые ранние образцы, положившие начало русской иконописной традиции, не сохранились. Единственный уцелевший памятник, относящийся к первым киевским иконам - это Владимирская Божья Матерь (сейчас находится в Третьяковской галерее). Древнейшие из дошедших до нас образцов русской иконы, сохранившиеся в соборах Великого Новгорода, еще трудно отличить от византийских. Вполне вероятно, что и они были выполнены приглашенными константинопольскими мастерами.

С течением времени русская иконопись приобретает самобытность, уникальные традиции и приемы. На Руси возникают свои уникальные школы иконописи, основные из которых - Московская, Новгородская и Псковская. Русское православие постепенно начинает обретать своих святых (таких, например, как Борис и Глеб), и свои церковные праздники, которые дали новые сюжеты для церковной живописи. Эти сюжеты уже не были связаны с византийской традицией. Древнейшая новгородская икона, сохранившаяся до нашего времени - это икона Петра и Павла, датируемая серединой XI века.

Искусство иконописи на Руси достигло расцвета к XV веку. Оберегая сложившиеся византийские традиции и каноны, древнерусские мастера постепенно свели на нет суровую восточно-христианскую созерцательность, придав образам святых легкость, поэтичность и человечность. Икону XV века легко отличить от позднейших образцов по ее простоте, несложности пейзажей, отсутствию сложных аллегорий. Для русских иконописцев главным инструментом выражения своего индивидуального стиля был цвет. Строго соблюдая каноны, связанные с образами того или иного святого, посредством красок их образам предавался неповторимый колорит.

В XVI веке, с появлением книгопечатания, иконы получили дополнительную функцию - иллюстраций к богослужебной литературе. С распространением этой литературы в России, включая ее отдаленные концы, иконописные образы также получают более легкое распространение, а искусство иконописи обретает массовые формы, что приводит к снижению профессионализма мастеров-иконописцев и к трансформации канонических иконописных образов.

В Петровскую эпоху русская иконопись становится все более и более зависимой от западноевропейских образцов храмового искусства. Одновременно, с укреплением и развитием экономики России, увеличивается строительство церквей, что порождает всплеск спроса на иконы. Они начинают создаваться не обученными, "народными" мастерами. Лики и фигуры святых зачастую изображались сильно искаженными. В итоге была введена градация мастеров по 6 чинам, и дозволено заниматься иконописью было только "свидетельствованным", то есть квалифицированным иконописцам.

С приходом Советской власти, традиция русской иконописи прервалась, многие храмы и монастыри были разграблены. В настоящее же время происходит возрождение иконописания.

3. Основные русские иконописные школы.

Рассмотрим подробнее основные русские иконописные школы. Как уже было отмечено, самые ранние русские иконы (XI-XIII вв.) не поддаются последовательному анализу и группированию по школам или стилям. Русские города развивались слабо и медленно, связь между ними была очень вялой, каждый город жил своим патриархальным укладом, который был связан с местными особенностями. Это вносило в изобразительное искусство определенный примитив. Во многом из-за этого фактора крупные иконописные школы возникли только в масштабных культурных центрах - Новгороде, Пскове и Москве. Остальные мастерские, которых достаточно было в Суздале, Твери, Ростове и т. д., значимых систем иконописи создать не смогли.

Новгородская школа иконописи. Великий Новгород - общепризнанный очаг древнерусской культуры, в XIV-XV веках переживал блестящий подъем. Будучи важным экономическим центром, город быстро развивался, имел свою собственную республиканскую систему управления, многочисленные торговые и экономические связи с западом, а также успешно колонизировал северные земли. Стремительно богатеющее новгородское купечество часто выступало инициатором и меценатом строительства многочисленных церквей и храмов. Кроме прочих благотворных факторов, Новгород, в отличие от большинства древнерусских городов не был разорен татаро-монгольским игом. Потому культурные традиции в нем сохранились гораздо лучше.

Новгородская икона XIV в. Имела большую связь с традициями века XIII, когда нарушились культурные и торговые связи с Константинополем, и прекратился ввоз византийских икон. Выйдя из-под художественной эстетики византийских мастеров, Новгородская иконописная школа обрела большую самобытность и уникальность. Художественный язык ее был гораздо примитивнее византийского, он отличался яркой красочностью, четкостью и лаконичностью на грани наивности.

Представители новгородской иконописной школы старались делать композиции своих произведений симметричными - это предавало им ощущение законченности. Зачастую композиция иконы была ярусной. Фигуры, элементы пейзажа и архитектуры изображались как бы в несколько ярусов, друг над другом. Фоновые и крупные элементы икон новгородской школы окрашены мягкими и неброскими красками, а мелкие элементы наоборот - выполнены в сочных и ярких тонах.

Стоит отметить, что с 1378 года в Новгороде работал выдающийся византийский мастер Феофан Грек, в основном известный по фресковой росписи храмов, но оставивший также след в иконописной традиции новгородской школы, до своего ухода в Московское княжество.

Среди наиболее характерных икон Новгорода можно перечислить: Рождество Пресвятой Богородицы (первая половина XIV в.); Введение во храм Пресвятой Богородицы (XV в.); Рождество Христово (XV в., Софийский собор); Покров Богоматери (конец XIV в.). Сюжет иконы "Покров Богоматери" относится как раз к категории изображений, посвященных праздникам, которых не знала византийская традиция. Праздник Покрова, неизвестный Константинопольской церкви, был установлен на Руси в XII веке.

Псковская школа иконописи.Псков, будучи форпостом российских земель на западных границах, к XIV веку стал процветающим торговым и культурным центром. Он получил независимость и право иметь свое собственное вече, решения которого не должны были согласовываться с Новгородом. Также, как и в новгородских землях, Псков пережил всплеск каменного храмового строительства, в ходе которого выделились псковская архитектурная и иконописная школы.

Псковская иконопись по-своему уникальна. Позаимствовав многие традиции у новгородских мастеров, псковские иконописцы выработали свой собственный стиль. В отличие от икон Новгорода, здесь как правило, отсутствует симметрия в композициях, рисунок фигур и деталей не отличается точностью, а колорит икон более темный и как бы сумрачный - с преобладанием темно-зеленых и плотных темно-красных тонов на желтом или золотом фоне. В отделке икон псковские мастера часто использовали золотые линии, которые предавали иконе мерцание и роскошь.

Иконы, написанные в Пскове отличаются экспрессивностью и большей свободой художественного выражения, нежели гармоничные и симметричные иконы Новгорода, или созерцательные и спокойные композиции московских мастеров. Ярче всего псковскую школу иллюстрируют иконы: Мученицы Иулиания, Варвара и Параскева (XIV в.); Богоматерь Одигитрия (XIII в.); Собор Богоматери (конец XIV в.).

Московская школа иконописи. Школа иконописи в Москве сложилась позже новгородской. Самые ранние сохранившиеся ее иконы датируются XIV веком, более древние работы московских иконописцев, к сожалению, не сохранились. Развитие московской иконы определилось творчеством трех выдающихся мастеров, которые работали здесь в разное время.

Феофан Грек, начавший свою деятельность на Руси в XIVв. в Великом Новгороде, определил стиль московских художников, принеся сюда византийские традиции, с которыми он был знаком в совершенстве. Имея свою мастерскую и учеников, великий мастер оказал большое влияние на уровень московской иконописи. Экспрессия его работ во многом передалась местным художникам. Одна из главных и самых монументальных работ Феофана Грека в Москве - иконостас Благовещенского собора Московского кремля.

Говоря о московской иконописной школе, нельзя не отметить фигуру Андрея Рублева. Его творчество стало поворотным моментом в развитии художественного языка московских икон. Будучи отчасти учеником Феофана Грека, с которым он вместе работал, Рублев отвергал феофановские суровые, экспрессивные и драматические образы. Он также отрицал византийские традиции, и выработал свой собственный стиль, который определялся просветленностью и созерцательностью. На долгие годы иконы работы Андрея Рублева стали идеалом и примером для московских иконописцев, и по сей день он считается непревзойденным мастером. Вершиной его творчества стала Святая Троица (1412 г.), знамениты также росписи Троицкого Собора Троице-Сергиева монастыря и Спасского собора Андроникова монастыря.

С 70х годов XV до начала XVI века в Москве работает выдающийся художник Дионисий, творчество которого во многом было вдохновлено иконами Андрея Рублева. Однако, он тяготеет к большей каноничности, что вызывает повтор художественных приемов в его работах.

Рублевская одухотворенность у Дионисия переходит в торжественную праздничность, а однообразие ликов святых снижает выразительность их образов. Самая известная работа этого мастера - роспись храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Иконописные мастерские присутствовали также и во многих других среднерусских городах. Однако примитивность, "ремесленность" их работ, а также отсутствие художественного и стилистического единства не позволяют сопоставить их с иконописными традициями Новгородской, Псковской и Московской школ. Вероятно, в менее крупных городах не было достаточной культурной среды, которая обеспечила бы почву для появления выдающихся мастеров, способных порвать с архаичными традициями для создания уникальных шедевров культовой живописи.

4. Заключение.

После ослабления советских гонений и репрессий, начался постепенный выход христианских религиозных традиций из подполья, а вместе с этим - возрождение иконописи. Все больше художников конца прошлого века обращаются в своем творчестве к христианским сюжетам, а в конце восьмидесятых годов проводится первая выставка современного иконописного искусства. Тогда художники следовали в основном древнерусским традициям и вдохновлялись творчеством непревзойденных мастеров XIV-XV вв. Однако, с течением времени, на современную иконопись стали оказывать влияние зарубежные иконописные каноны - образцы, например, грузинского или сербского духовного искусства.

Постепенно современные иконописцы стали отходить от устоявшихся канонов и перешли в поле эксперимента и художественного поиска. Не разрушая духовности и внутренней созерцательности иконы, сегодняшние мастера используют в своих работах современный художественный язык и изобразительные приемы.

Иконописное искусство в современном мире может развиваться только при условии, что художник является не только талантливым рисовальщиком, но также, подобно мастерам прошлого, отличается одухотворенностью и тонким чувством божественного начала. В таком случае современный выразительный язык органично переплетается с многовековой традицией.

5.Список литературы.

1. В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи. М., ПСТГУ, 2007

2. Л. И. Лифшиц. Очерки истории живописи древнего Пскова. М.,"Севрный паломник", 2004

3. Б.И. Груздев. Иконопись. Православная богословская энциклопедия. СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник", 1904

4. Т. В. Моисеева. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность — М.: "АРТ-БМБ", 2002.

5. В.В. Лепахин. Икона и иконичность. — СПб., 2002.

ИКОНОПИСЬ РУССКАЯ - вид культовой православной живописи, воплощающий лики Христа, Богородицы, чудотворцев и других религиозных почитаемых святых, к которым молитвенно обращаются верующие. Иконы пишутся на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах и другом материале. Наряду со стенописью (фресками) иконопись органично входит в единый идейно-художественный комплекс храмовой архитектуры и церк. декоративно-прикладного искусства. Иконопись русская - одно из ярких проявлений религ. культуры. Возникнув на Руси как новая ветвь православной византийской традиции, русское иконописание прошло многовековой путь самостоятельного развития, постоянно отображая опыт духовной жизни народа, что позволило исследователям назвать его "умозрением в красках" (Е. Н. Трубецкой). В гармонии красок, ритме линий, молитвенной углубленности Древняя Русь желала созерцать божеств, начало в мире и человеке. Стремление к прекрасному - характерная черта православного религиозного сознания, ярко запечатленная в иконописи русской. Особенность русского православного храма - обилие икон. Иконы, сияющие чистыми красками или потемневшие от времени, открытые или украшенные драгоценными окладами, вставленные в иконостасы и киоты, вместе с горящими перед ними свечами и лампадами составляют основное церковное убранство. Из значительного числа икон состоят высокие многоярусные иконостасы.

Молитвенное общение с Богом-Первообразом и поклонение Ему было догматически обосновано еще VII Вселенским собором христианских церквей (787): "Поклоняющийся иконе поклоняется Ипостаси изображенного на ней". Через икону совершается не только поклонение Первообразу, но и молитва личная или соборная о заступничестве святых перед Богом. Считается, что через икону молящиеся получают благодать, восполняющую духовные силы, а также духовную помощь и исцеление. Утверждая чудотворность всякой иконы, Русская Православная церковь особо чтит иконы, прославившиеся чудесами, большей частью исцелениями. С таких икон делались и делаются многочисленные списки (копии). Написание иконы, которое должно сопровождаться строгим постом и непрестанной молитвой, согласно воззрению церкви, есть особый род богослужения. В художественной практике иконописи выработана система (канон) условных приемов воспроизведения религиозных образов: плоскостное изображение помещается на отвлеченном (нередко "золотом") фоне, отсутствуют реальные объемы и трехмерное пространство, выбор элементов пейзажа и аксессуаров подчиняется выявлению символического или повествовательного смысла композиции, но не задаче передать натуру; главная роль в формировании образного строя изображения играют композиционно-ритмическое начало, выразительность линии, цвета красок. Уже в домонгольский период иконопись русская, наследовав византийскую традицию в изображении Христа, Божией Матери, праздников и святых древней церкви, обращалась к изображению святых и священных событий своей церкви. Судя по летописным известиям, в 11 веке появились иконы первых русских святых - благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба (1015). Традицию изображения русских святых и их житий иконопись русская пронесла через века и сохранила до наших дней. В Древней Руси христианское отношение художника к творчеству создало особый тип иконописцев. Историками РПЦ давно отмечено большое количество иконописцев среди русских святых. Известны первые русские иконописцы-монахи Киево-Печерского монастыря - преподобный Алипий и Григорий, учившиеся живописному искусству у греческих мастеров. Иконописцами были митрополит Петр, Феофан Грек, Дионисий Глушицкий, Геннадий Любимский, Анания Новгородский, Геннадий Черниговский и др. Почитается в лике святых великий русский иконописец Андрей Рублев. Широко распространилось иконописание среди монахов. Иконопись русская стала средством выражения духовного опыта. В 14 веке окончательно складываются главные иконописные школы Древней Руси, ставшие основой подъема искусства 15 столетия. В сравнении с иконописью Византии мастера северо-восточной Руси - ростовской и московской школ создают образы, психологически менее напряженные, мягкие и созерцательные, более плоскостные, отличающиеся гармонией красок, спокойным ритмом контуров, прозрачностью живописи. Силой, убежденностью, мужеством проникнуты лики святых новгородской иконописи, для которых характерны праздничность и чистота красок, употребляемых в контрастных сочетаниях, светоносные пробелы по ярко-зеленым и алым одеждам, солнечно-желтый и золотой фон. Вершиной молитвенного откровения признана знаменитая "Троица" Андрея Рублева, написанная около 1412 года для Троице-Сергиевого монастыря (позднее - лавры) в похвалу преподобному Сергию Радонежскому. Мастер создал новый канон изображения первого явления человеку Трех Божественных Ипостасей в ангельском образе, сосредоточив внимание на выражении образа Триединства. В 16 веке, в период усиления централизации государственной власти на Руси, РПЦ осуществляет ряд мер по упорядочиванию дела иконописания. На Стоглавом соборе (1551) было принято (в гл. 43- й) повеление: "Святителям великое попечение иметь, каждому в своей области, чтобы опытные иконники и их ученики писали с древних образцов, а от самомышления бы и своими догадками Божества не описывали: ибо Христос Бог наш описан плотью, а Божеством не описан". Единственно, что допускалось при таких строгостях, - это копирование рублевской манеры. Во второй половине 16 века для иконописи создается так называемый "подлинник", т. е. сборник срисовок с установленных образцов, по к-рым мастера должны были писать иконы. К этому "лицевому подлиннику" рисунков контуров присоединялось (по дням года) краткое описание, характеризовавшее типы святых и перечислявшее нужные для их изображения краски Однако установленная регламентация иконописания не остановила естественного процесса художественных исканий и дальних заимствований. Как пример таких поисков нового исследователи иконописи русской приводят появление так называемые сложных икон, в которых отображались дидактические сюжеты Св. писания, жития святых и др. Как отмечал П. Н. Милюков, в России еще более, чем в средневековой Европе, икона должна была заменить книгу: на общедоступном языке условных иератических изображений она рассказывала верующим в лицах то, что его интересовало в области веры. Икона становилась таким образом своего рода "Библией бедных". Со второй половины 17 века, особенно в больших городах, под влиянием западного искусства наблюдается увлечение натурализмом в барочном стиле - так называемым "живописным" направлением, получившим значительное распространение в 18-19 веках. В то же время продолжали развиваться и традиции правосл. искусства. Живые его струи пробились в искусстве русского Севера, главным образом в монастырском и крестьянском, народном, иконописании. Пробуждение в начале 20 века интереса к древней иконе, скрытой под темной олифой и многочисленными слоями подновлений, означило поворот не только в осмыслении самого духа древней иконописи, но и в творческой практике современных иконописцев. Вместе с тем с развитием техники типографского печатания и копирования появились многочисленные подделки под иконы, что наносило очевидный урон подлинному искусству иконописи. Об этом с беспокойством писал знаменитый русский художник, уделявший много внимания и храмовой росписи, В. М. Васнецов. В ноябре 1917 года им был представлен на обсуждение Поместного Собора РПЦ доклад "О русской иконописи", в к-ром решительно защищался рукотворный (в противоположность конвейеру) способ создания икон, когда человек "хоть в малой степени и при самом слабом умении и несовершенстве исполнения все же будет чувствовать живое душевное отношение исполнителя к изображаемому и хоть какая-нибудь искра молитвенного настроения в человеческом образе отразится". Иконопись РПЦ 20 века представлена именами Д. Стрелецкого. В А. Комаровского, монаха Григория Круга, Ю. Н. Рейлингер. архимандрита Алипия, сестры Иулиании (в миру Мария Николаевна Соколова), профессора Л. А. Успенского, архиепископа Сергия (Голубцова) и многих других известных и безвестных мастеров, развивает современное церковное искусство на основе древнего православного иконописного предания. В ряду ныне здравствующих русских иконописцев следует упомянуть участников выставки "Современная икона" (развернутой весной 1989 в Москве) - Александра Соколова, Алексея Кугоева. Александра Лaвданского и Бориса Бычевского, главного редактора журнала "Храм", посвященного проблемам церк. искусства. Особое место в возрождении иконописи русской принадлежит архимандриту Зенону (в миру - Владимир Михайлович Теодор), лауреату Государственной премии, в недавнем прошлом - иноку Псково-Печерского монастыря . Им расписаны десятки храмов: церковь Отцов Семи Вселенских Соборов. Корнилиевский придел и Покровский собор в Псково-Печерском монастыре, храмы на Новом Валааме в Финляндии и в монастыре Шевтонь в Бельгии. В настоящее время, когда возобновлена молитвенная жизнь во мн. ранее разоренных храмах, РПЦ уделяет большое внимание иконописи русской, а также сохранению, реставрации и прославлению драгоценных, особо почитаемых образов. Так, 8 сентября 1996 года, в день празднования Сретения иконы Владимирской Божией Матери, эта святыня, считающаяся Заступницей Русской земли, была перенесена из экспозиционного зала Третьяковской галереи в храм во имя святителя Николая в Толмачах, где состоялась праздничная литургия с участием Патриарха и других иерархов РПЦ. Во время молебна было торжественно провозглашено, что во вновь освященном храме, после завершения всех реставрационных работ, "Заступница Русской земли будет пребывать... постоянно". Подобные духовные акции проводятся РПЦ и по отношению к другим вновь обретенным церковью чудотворным иконам. Созданные иконописью русской святыни православной культуры - это драгоценное достояние РПЦ и всего российского народа.

В. А. Никитин

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 110-114.

И конопись - (икона и писа ть) - иконописание, богословие в красках - вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, от сюда и частое название иконы - образ , говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.

Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. В первом веке от Рождества Христова, по преданию Церкви, первая икона была написана самим апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. Этот образ стал именоваться образом Вышгородской, а затем Владимирской иконы Божией Матери Умиление, названной так после перевезения иконы св. князем Андреем Боголюбским во Владимир.
С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедших до наших дней.

Иконопись пережила период иконоборчества . Два века (с VIII по IX) продолжалось гонение на святые образы, которые были объявлены идолами, а поклоняющихся им людей идолопоклонниками. Итогом иконоборчества стало варварское уничтожение икон, фресок, мозаик, разорение расписных алтарей многих храмов Византии, преследовались и уничтожались иконопочитатели. Константинопольский собор 842 года восстановил почитание икон и осудил иконоборчество . После собора, осудившего иконоборчество и восстановившего иконопочитание , было устроено церковное торжество, которое пришлось на первое воскресение Великого поста. В воспоминание об этом событии, в первое воскресение Великого поста, Церковь установила праздник восстановления иконопочитания , именуемый "Торжеством православия".

Традиционное иконописание на Руси было заимствовано (как и весь строй и Устав Богослужения) из Византии. Первые учителя иконописи были приглашены именно оттуда. Положено начало иконописи было в X веке и знаменовалось Крещением Руси. Иконопись была ведущим воцерковленным изобразительным искусством на Руси до VIII века, когда была постепенно вытеснена светскими видами изобразительного искусства. Иконописные школы появлялись в различных княжествах. Это условное деление на школы по княжествам было неспроста, ведь каждой школе был характерен индивидуальный стиль письма. Отличительной чертой каждой иконописной школы является иконографическая прорись , т.е., другими словами манера нанесения рисунка на доску, цветовое решение и разделка одежд. Классической иконописной школой всегда являлась школа Московского княжества, основоположникоми которой можно считать пр. Андрея Рублева, Дионисия с сыновьями, Даниила Черного. Прориси Московской школы отличались классическими строгоими и правильными пропорциями фигур, ликов и прочих элементов иконописных композиций , ощутимо влияние Византийского стиля, золотые фоны, богато разделанные золотом одежды и проч.

К XVIII веку иконопись начала претерпевать стилистические изменения. Появилась тенденция к большей реалистичности, за стремлением иконописцев преодолеть иконописную условность и подчинить композиции реалистическим законам, начала ускользать духовная составляющая иконописных образов. Появились так называемые парсуны - иконописное изображение живых людей, прародители портрета.

При Петре Великом, иконопись и вовсе ушла на второй план. Была основана Академия Художеств. Художники отправлялись на учебу за границу. Искусство начало путь обмирщения. Эта тенденция прослеживалась и в духовной жизни общества. Параллельно с приобретением европейских ценностей, Россия теряла свое духовное наследия - иконопись . Характерно черта того времени - появилась реалистическая живопись, гражданские здания в европейском стиле, появились стили искусства, продиктованные Европой (роккоко, барокко, классицизм, романтизм и проч.), светская литература и поэзия, науки. Акцент с духовного был перенесен на светское, мирское. Отсюда и понятие - обмирщение .

Последующие столетия (XVIII и XIX века) иконопись трансформировалась в храмовую живопись, не имеющую ничего общего с древними канонами и традициями. Ушла символическая составляющая, появилась реалистичность и детальность, отвлекающая от духовных и мистических созерцаний, дающая волю фантазиям. Ушли в небытие иконографические каноны , техника письма, мастерство, духовность. Теперь "иконы" пишут не монахи, не посященные лица, а простые художники, пусть и именитые, но порой даже малоцерковные (Врубель, Нестеров, Васнецов и другие) Они, конечно, пытались понять, вникнуть, изучить вопросы иконописания наших предков, но традиции, казалось, безвозвратно были потеряны.

XX век дарит нам имя Андрея Рублева. В начале века Игорь Эммануиловичь Грабарь осознал недостаток подлинных произведений русской средневековой живописи. Целый пласт истории изобразительного искусства многих веков был забыт и потерян. В это время под руководством Грабаря началась расчистка и реставрация многих памятников изобразительного искусства. Результатом стало явление в наш мир многих произведений иконописного искусства средних веков. Самым значимым открытием реставраторов того времени, работавшим в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре и Владимире - это была расчистка и открытие икон кисти иконописца XV века, монаха Андрея Рублева.

Первая четверть XX века охарактеризовалось началом возрождения древне-русского искусства иконописи !

Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный колледж имени И.И. Ползунова

РЕФЕРАТ

«РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ»

Преподаватель студентка гр. PR-305

Мурзинова Т. А. Черепанова Д.

г. Екатеринбург 2005.

Введение………………………………………………………………..

    Русские иконы древнейшего периода……………………...................

    Иконопись периода «Собирания Русских земель»………………….

2.1. Псковская иконопись………………………………………………...

2.2. Феофан Грек…………………………………………………………..

2.3. Андрей Рублёв………………………………………………………..

2.4. Дионисий………………………………………………………………

3. Иконопись XVI в…………………………………………………………….

4. Иконопись XVII в……………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Это искусство тесно связанно с религией и призвано сосредоточить мысли и чувства человека на неземном, невещественном, вечном. Мирские сюжеты были ему известны, но не более того. Однако, отсюда не следует, что древнерусская живопись не соприкасалась с жизнью и не отражала мыслей, интересов. Совсем напротив! Создавая образ Богоматери или Св. Николы, изображая Страшный судили события жизни Христа, мастер-иконописец отвечал себе и своим современникам на самые насущные и важные вопросы.

Необходимо помнить, что икона – это произведение искусства особого рода. По учению Отцов Церкви, иконный образ восходил к первообразу, т. е. представлял собой не личное восприятие художника ветхозаветных или евангелевских лиц, событий и откровений, а как бы запечатлённую духовную истину. А это значит, что художник должен был следовать приёмам иконографии. Именно иконография гарантировала верность изображенного Священному преданию.

Так сформировался один из основных признаков средневекового искусства – каноничность. Особенно это относилось к древнерусским иконописцам, которые использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утверждённые традицией и Церковью.

Иконы писали на досках: в Византии – на тяжелых кипарисовых, на Руси – на липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Краски иконописцы растирали на яичном желтке, поэтому они были очень прочные и яркие. Сверху икону покрывали олифой, оно образовывало плёнку. Эта плёнка защищала живопись от влаги и повреждений.

Икона не стремилась к реализму. В ней особенно бросается в глаза подчёркнутая небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т. е. состоящего лишь из ближнего и среднего плана. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или желтым, красным, зелёным, синим) фоном. Иконописцы называют его светом. (Приложение 1)

Смысловая гамма иконописных красок необозрима. Важное место занимали всевозможные оттенки небесного свода. Иконописец знал великое многообразие оттенков голубого: и темно-синий цвет звездной ночи, и яркое сияние голубой тверди, и множество бледнеющих к закату тонов светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых.

Пурпурные тона используются для изображения небесной грозы, зарева пожара, освещения бездонной глубины вечной ночи в аду. Наконец, в древних новгородских иконах Страшного Суда мы видим целую огненную преграду пурпурных херувимов над головами сидящих на престоле апостолов, символизирующих собой грядущее.

Таким образом, мы находим все эти цвета в их символическом, потустороннем применении. Ими всеми иконописец пользуется для отделения мира запредельного от реального.

Однако иконописная мистика - прежде всего солнечная мистика. Как бы ни были прекрасны небесные цвета, все-таки золото полуденного солнца играет главную роль. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении. Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звезд и зарево ночного пожара.

Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг “солнца незаходного”. Этот божественный цвет в нашей иконописи носит название “ассист”. Весьма замечателен способ его изображения. Ассист никогда не имеет вида сплошного массивного золота; это как бы эфирная воздушная паутинка тонких золотых лучей, исходящих от божества и блистанием своим озаряющих все окружающее.

Древнерусским мастерам досталась в наследие тональная живопись византийцев с ее чуть приглушенными тонами, выражавшими покаянное настроение. В ХIV веке Феофан Грек выступает так же как мастер сдержанно-насыщенных тонов: вишнево-красного, темно-синего, темно-зеленого и тельных тонов и высветлений. Свет падает у него на пребывающие во мраке тела, как небесная благодать на грешную землю. Только в Донском Успении красный херувим горит, как свеча у смертного одра.

Древнерусские мастера противились этому пониманию света, всячески стремились утвердить нечто свое. В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: вохра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд и другие. Но в действительности гамма красок была более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами есть еще множество промежуточных, различной светосилы и насыщенности.

В отдельных школах древнерусской иконописи не было строгой регламентации цвета. Но определенные правила все же существовали: независимо от сюжета краски должны были составлять нечто целое и этим давать выход тому, что каждой из них присуще. В иконах часто выделяется центр композиции, устанавливается равновесие между ее частями, краски же вливаются в единую живописную ткань. В творчестве Дионисия и мастеров его круга краски обладают одним драгоценным свойством: они теряют долю своей насыщенной яркости, приобретая свечение. Здесь происходит окончательный разрыв с византийской традицией. Краски становятся прозрачными - подобие витража или акварели. Сквозь них просвечивает белый левкас.

Все это исчезает в иконописи XVI-XVII веков. Побеждают темные тона: сначала насыщенные, звучные, благородные, потом все более тусклые, землистые, с изрядной примесью черноты.

К сожалению, известно не так уж много имён древнерусских иконописцев, и дело не в том, что абсолютное большинство произведений безвозвратно утрачено. Средневековое восточнохристианское искусство в основном безымянно, это присуще мировоззрению и культовому назначению искусства той эпохи. Ведь художник считался не столько творцом, сколько исполнителем произведения. Сведения о мастерах, по крайней мере до конца XV в., практически единичны.

1.РУССКИЕ ИКОНЫ ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА (XI XIII В.)

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Св. Георгия из Новгорода. Культ этого война-великомученика быстро стал популярен, Георгий почитался как Победоносец. Эта икона свидетельствует о том, что отечественные иконописцы оказались способными учениками многоопытных византийцев, у которых учились на протяжении столетия.

К концу Киевского периода выросли первые поколения художников, обладавших собственным стилями способностью решать сложные задачи в искусстве. Переплавив в себе разнообразные творческие влияния – не только византийское и южнославянское – киевская культура создала свою систему общерусских эстетических ценностей, которая на веке наметила пути развития искусства отдельных земель и княжеств.

В XII столетии на Руси усилились княжеские распри и междоусобицы. Различные земли становились всё более самостоятельными по отношению к Киеву. Всё это с формировало особый климат Новгорода и Пскова, Владимира и Суздаля, Галича и Владимира-Волынского.

Однако только в Новгороде Великом, ставшем в 1136 г. столицей республики, демократическая торгово-ремесленная среда повлияла на искусство. Типично новгородским можно считать очень большой по размерам образ Святого Георгия в полный рост. За спокойной неподвижностью фигуры война чувствуется его уверенность и мощь. (Приложение 2)

В XIIIстолетии в историю Руси входит новая трагическая реальность – нашествие монголо-татар. Однако молодая полнокровная культура Владимирской Руси не погибла во время нашествия. Она обладала слишком мощными творческими возможностями, чтобы успеть исчерпать их внутри себя самой. Это относится к владимирской иконописи. Выросло значение Владимира как столицы искусства Руси. (Приложение 3)

2.ИКОНОПИСЬ ПЕРИОДА «СОБИРАНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ» (XIV XV ВЕКА).

XIV век принёс Руси большие перемены. Борьба с монголо-татарским игом постепенно стала главным вопросом времени. В 1380 г. произошла историческая Куликовская битва. Национальный подъём, идея единства, сплотившие разные слои общества – оставили неизгладимый след в русской культуре.

Новгород был в стороне тех событий, поэтому культура стала ориентироваться на искусство прошлого. Яркий и эффектный стиль иконописи сложился в XIV – XV вв. Его отличают простота и выразительность плоской композиции, чеканность и обобщенность силуэтов, чистая, звонкая, высветленная красочная палитра. Новгородские иконописцы любили изображать «избранных святых» по двое-трое, по четверо и больше во весь рост и по пояс.

Новгородско-суздальская война 1169 г. оставила след в культуре. Одной из лучших работ, дошедших до наших дней, является «Битва новгородцев с суздальцами». (Приложение 4)

Изобразительное искусство Твери известно только по произведениям иконописи и миниатюрах в рукописи. Сложность их изучения состоит в том, что все они оказались отторгнутыми от тех художественных ансамблей, в состав которых когда-то входили, рассредоточены по разным уголкам русской земли, а принадлежность многих из них к тверской школе остаётся до конца не доказанной.

Первые сведения о московских художниках появляются в 40 гг. XV в. Уже с середине XIV в., очевидно существовала великокняжеская иконописная мастерская, зависящая от великого князя и постоянно работающих на него. Несколько художников были связаны с митрополитом Московским.

      ПСКОВСКАЯ ИКОНОПИСЬ.

В середине XIV в. складывается псковская школа живописи. Для псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, в котором линия никогда не играла такой большой роли, как в Новгороде Великом, специфические «псковские» лица с несколько «пронзительным» выражением и особой лепкой форм, любовь к декоративной отделке, некоторая утяжелённость фигур и, конечно, сугубо псковский колорит, в котором обычно преобладал красно-коричневый цвет и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и желтым.

Икона «Сошествие в ад» рубежа XIV – XV вв. захватывает своим драматическим накалом, выраженным прежде всего в плотности и контрастности резко ограниченных цветовых пятен – красных, тёмно-зелёных и тёмно-коричневых. Христос, изображен в энергичном развороте, одет в нехарактерные для русской иконописи ярко-красные одежды, на которых сверкают белые блики.

В XV столетии в псковской иконописи живописность уступает место графичности, суховатой «правильности» форм. В конце XV и XVI вв. искусство Пскова, присоединённого в Москве, продолжало сохранять традиции своей старины, одновременно многое заимствуя из изобразительного искусства Москвы.

2.2. ФЕОФАН ГРЕК.

Когда в 90-х гг. XIV в. в Москве появился знаменитый византийский художник Феофан Гречин (в искусстве его обычно называют Греком). Местные живописцы благодаря Феофану получили возможность познакомится с византийским искусством в исполнении ре рядового мастера-ремесленника, а гения, для которого, казалось, не было ничего невозможного. Впрочем, нельзя забывать, что к этому времени Феофан Грек уже около двух десятилетий прожил на Руси, ставшей для него второй родиной.

Феофан воспитал в Москве группу талантливых учеников, фактически стал главной фигурой в художественной жизни русской столицы конца XIV – начала XV в. К сожалению, иконы, достоверно созданные Феофаном или его учениками, неизвестно, хотя ему приписывалось немало первоклассных произведений. Такие как «Богоматерь Донская» (Приложение 5).

2.3. АНДРЕЙ РУБЛЁВ.

Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.

Первое известие в летописи относится к 1405 г. летописная запись рассказывает об участии Андрея Рублёва в росписи Благовещенского собора.

Существует мнение, что Рублёв исконно московский художник. Но если признать что он принимал участие в создании Благовещенского иконостаса (а иконостас этот не московского происхождения), то данное убеждение будет подставлено под сомнение. Однако другие Рублёвские иконы не московского происхождения не найдены, что заставляет предположить что жизнь художника складывалась как-то иначе. Мастер он, по- видимому, не московский и в столице великого княжения появился где-то в 1399-1405 гг., уже зрелым и признанным мастером, искусство которого впитало традиции разных школ.

В 1410 г. Андрей Рублёв и его верный товарищ Даниил в содружестве с неизвестными нам иконописцами создают небывало монументальный иконостас в Успенском соборе во Владимире. Он состоял из трёх рядов, общая высота которых достигала почти шесть метров. Ничего подобного Московская Русь не знала.

Однако всё же самые выдающиеся произведения мастера связаны с др. городом. В 1918 г. в дровяном сарае Звенигороде были обнаружены три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». Написанные Рублёвым в начале XV в. (Приложение 6).

«Троица» - самая совершенная среди сохранившихся икон и самое прекрасное творение древнерусской живописи – была написана автором, в первой четверит XV столетия. Укоренилось мнение, что он создал её для иконостаса каменного собора храма Троице-Сергеива монастыря. (Приложение 7).

С именем Рублёва связан самый высокий взлет в истории древнерусского изобразительного искусства. Он был тем гениальным мастером, который создал свой собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению, но вместе с тем благородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности.

      ДИОНИСИЙ .

Наиболее выдающимся представителем рублевского направления в искусстве второй половины XV – начала XVI в. был Дионисий. Он происходил из знатного рода и принадлежал к мирянам. По своим взглядам он был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политическую Церковь. Это проявилось к любви к искусству торжественно-праздничному.

Прекрасным образцом творчества Дионисия-иконописца является икона «Распятие» из Павлово-Обнорского монастыря. Она входит в композицию Троицкого иконостаса. В плавно изогнутом теле Христа не выражено страдание. (Приложение 8).

Мастер внёс много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был бы так богат и разнообразен.

    ИКОНОПИСЬ XVI ВЕКА .

Искусство XVI в. всё теснее связывает свой судьбы с интересами государства. Над личностью мастера-творца, над самим процессом художественного творчества всё сильнее нависает «злоба дня». В царствование Ивана IV государство стало контролировать искусство. Церковный собор 1551 г. регламентировал не только взаимоотношения мастера-живописца с учениками, но также художественный процесс и его результаты, канонизируя освящённые веками и авторитетами иконографические схемы, призывая копировать стаых византийских живописцев и Андрея Рублева. Подобные меры, безусловно, наносили большой вред искусству, поощряли ремесленничество и бездумное повторение «образцов».

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древнерусской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники обращаются к сюжетам и образам Ветхого завета. Некогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное творчество всё более проникают жанровость, интерес к быту.

Иконы этого периода: «Церковь воинствующая» , «Успение богородицы». (Приложение 9).

    ИКОНОПИСЬ XVII ВЕКА.

Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России XVII в., ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней мудрости» отразились на общем характере русской культуры. «Родовой признак» культуры и искусства этой эпохи – «обмирщение», освобождение от канонов. Иконописцы оказались на перепутье.

Начало XVII в. ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название годуновской школы, поскольку большинство известных произведений этого направления выполнены по заказу царя Бориса Годунова и его родственников этот стиль в целом отличают тяготения к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами. В тоже время ему присуще определенная ориентация на традиции прошлого, на образы далекого рублевско–дионисиевского цветовая палитра произведений сдержанная. В построение формы большая роль отвадилась рисунку.

Другое направление принято называть строгановской школой. Большинство икон этого стиля связано с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Строгановская школа это искусство иконной миниатюры. В этих иконах с неслыханных до того времени дерзостью заявляют о себе эстетическое начало, как бы заслонившие культовое начало образа. Неглубокое внутреннее содержание той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красотой формы, в которой можно было все это запечатлеть.

Одним из более знаменитых художников – строгановцев был Прокопий Чирин. Числу его ранних работ относится икона «Никита-воин» (1593г.). Характерным примером практического претворения иконописи эстетических идеалов Симона Ушакова является его «Троица» (1671г.). (Приложение 10).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись – живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открыла и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотится многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

Древнерусское государство, возникшее в IXв., приняло в 988г. христианство из Византии и тем самым оказалось вовлеченным в мощный поток византийской культуры. Её усвоение и творческая переработка породили оригинальное и самобытное искусство, которое называют древнерусским.

Икона – это произведение искусства особого рода, представляющее собой не личное восприятие художника ветхозаветных или евангелевских лиц, событий и откровений, а как бы запечатлённую духовную истину.

Иконы писали на досках - липовых и сосновых. Доску сверху покрывали левкасом – меловым грунтом. Затем наносили контуры рисунка, по которому писали красками. Сверху икону покрывали олифой. Икона канонична, иконописци использовали устойчивый набор сюжетов, а главное – типы изображения и композиционные схемы, утверждённые традицией и Церковью.

Икона не стремилась к реализму. В ней особенно бросается в глаза подчёркнутая небольшая глубина пространства, переданного в «обратной перспективе», т. е. состоящего лишь из ближнего и среднего плана. Дальний план ограничен непроницаемым золотым (или желтым, красным, зелёным, синим) фоном. Иконописцы называют его светом. (Приложение 1)

Русские иконы древнейшего периода (XI XIII в. ): Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе. Это поясное изображение Св. Георгия из Новгорода. Иконопись этого периода сочетала в себе творческие влияния, и создала свою систему общерусских эстетических ценностей.

Иконопись периода «Собирания Русских земель» (XIV XV в.) :

Искусство этой эпохи отражает Нашествие монголо-татарского ига. Иконопись делится на:

Псковская иконопись : Для псковских икон характерны драматизм, повышенная эмоциональность персонажей, сочность письма, лица с несколько «пронзительным» выражением. Псковский колорит: преобладание красно-коричневого цвета и особого оттенка тёмно-зелёный в сочетании с коричневым и желтым. Иконы «Сошествие во ад» рубежа XIV – XV вв.

Феофан Гречин (Грек): Известный иконописец XIV в. родом из Византии, зномянитая икона «Богоматерь Донская».

Андрей Рублёв: самый знаменитый русский иконописец, который создал свой собственный оригинальный стиль, глубоко русский по своей сущности и художественному выражению. Его иконы: «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Троица».

Дионисий : Его взгляды были за богатую и политическую Церковь. Иконы им написанные: «Распятие».

Иконопись XVI в.: Искусство XVI в. всё теснее связывает свой судьбы с интересами государства. Существовала шаблонность и копирование великих произведений. Иконы этого периода: «Церковь воинствующая» , «Успение богородицы».

Иконопись XVII в.: разделение иконописи на две школы:

    Годуновская - выполнены по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. В выполнение тяга к повествовательности, перегруженность композиций деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами.

    Строгановская - связана с заказами именитого купеческого рода Строгановых. Она характерна искусством иконной миниатюры. Прокопий Чирин иконописец строгоновской школы

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

Развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

История

Русская иконопись была, как известно, привнесена из Византии. Наиболее известный византийским иконописец Феофан Грек (1340-после 1405) расписывал храмы в Новгороде и Кремле. Его ученик Андрей Рублев (ок. 1360-ок.1430Х считается гениальным мастером русского Возрождения. Русская иконопись допетровской эпохи развивалась отдельно от Европы и поэтому не превратилась в портретную живопись. После реформ Никона от иконы «отпочковывается» светское искусство. Самые частые персонажи на иконах - Иисус Христос, Дева Мария, почитаемые святые, а также ветхозаветные пророки.

Христос. Андрей Рублев. Начало XV в.


Богоматерь Одигитрия. XV в.


Святой Кирилл Белозерский. XVII в. Святой Кирилл жил аскетом и молчальником рядом с основанной им же общиной, откуда получал только хлеб и воду.


Благовещенье. XVII в. Россия. Испуганная появлением архангела Гавриила, Мария оборачивается у подняв для защиты правую руку. У иконы пышный окладу полностью покрывающий поля (басма) и фон. Живопись оставлена открытой лишь на участках фигур и палат.


Богоматерь Знамение. Русский Север. XIX в. На груди Богоматери, поднявшей руки в жесте Оранты (молящейся), круглый медальон с поясным изображением Предвечного Христа-младенца. Его правая рука поднята в благословляющем жесте.


Апостол Павел. Начало XV в. Из Звенигорода. Андрей Рублев


Архангел Михаил. Андрей Рублев. Начало XV в. Заметны характерные для стиля Андрея Рублева скругленные очертания плеч.


Богоматерь Млекопитательница. XVII в. Изображение восходит к египетским и греческим образам кормящей матери, а также к многочисленным идолам каменного века, изображающим мать с ребенком.


Иоанн Богослов в молчании. Россия. XV в. Глубокую сосредоточенность подчеркивает поднятая к устам кисть руки.


Иоанн Предтеча. Конец XVII в. Ярославль. Мотив Крестителя с ангельскими крыльями возник в XIII в. В левой руке чаша для причастия, правая указывает на лежащего в чаше агнца Божия. Иоанн зовет к покаянию.


Благовещенье. Россия. XVII в. Тайно проникший в покой Марии ангел напугал ее - она сначала прячется в мафорий, прежде чем повернуться, робея лицом к вестнику. Вестник, выполняя поручение, заговаривает с нею, и Марии касается луч Святого Духа. С особой выразительностью передан драматизм обряда Благовещенья.


Христос в Гефсиманском саду. Московская школа. Начало XVIII в.Эта небольшая икона (20,3x13,9 см) включает три сцены. Две - Моление о чаше и Пробуждение трех спящих учеников - происходят в Гефсиманском саду. Эпизод Получения от фарисеев тридцати серебреников Иудой представлен на архитектурном фоне и отделен от других сцен горками. Изобразительному ряду этой иконы не хватает духовной глубины.


Князь Михаил Ярославич и Ксения Тверские. Конец XVII в. Обоим святым, подносящим к Христу в качестве освященного дара модель Твери, город обязан большей частью своих ранних построек. Оба они были основателями заложенного в 1285-1290 гг. Преображенского собора. Над сценой помещено изображение Христау восседающего на троне. Оно окружено двойной аурой.


Насаждение древа государства Российского. С. Ушаков. 1668 г. Вокруг образа Богоматери Владимирской вьется посаженное митрополитом Петром и Иваном Калитой розовое дерево. На каждой стороне его - по 10 медальонов. Слева изображены светские и церковные деятели, справа - святые. В самом низу слева царь Алексей Михайловичу справа - царица Мария с двумя детьми.


Преполовение Пятидесятницы. Псков. XVII в. В центре на фоне зеленой башенной постройки (за башней находятся городская стена и палаты) восседает Спаситель, облаченный в золотые одежды. Перед престолом с широким седалищем - двухъярусное красное подножие. Оживленно жестикулирующие фарисеи (книжники) обсуждают беспримерную ученость двенадцатилетнего отрока Иисуса.


Святой Георгий. Новгород. ХѴ-ХѴІ вв. Изображаемый, как правило, сидящим на коне победителем дракона, Георгий представлен здесь как один из великих мучеников. Он стоит в позе просящего. Этот образ является частью так называемого деисуса.

На Руси почитание икон пришло позже крещения, совершенного при великом князе Владимире Красное Солнышко. Поначалу их заменяли миниатюры, мозаики и фрески соборов. Изображения святых и чудес Священного писания давали материал для проповедей. Постепенно византийские епископы уступали место русским священнослужителям, которые все больше отдавали дань местным традициям. В процессе этого развития и родилась русская икона, со свойственной ей особой эстетически притягательной силой. Со временем сложились суздальская, тверская, московская и другие иконописные школы.


Мандилион (Христос нерукотворный). Ростов. Конец XIV в.


Богоматерь Владимирская. Северная Русь. XIXв. Икона восходит к знаменитой чудотворной иконе. В начале XII в. ее привезли из Византии в Киев, а в 1161 г. установили в Успенском соборе Владимира. Северная школа отличалась аскетизмом деталей и строгостью.


Спас Ярое Око. Москва. Середина XIV в. Успенский собор Кремля


Спас на престоле. Новгород. XIV-XV вв. Москва, Успенский собор Кремля


Спас Вседержитель. Москва, первая половина XV в.


Распятие. Дионисий. Около 1500 г. Крест с парящим Христом вознесен над симметричными группами стоящих по его сторонам персонажей. Ангелы, окружающие верхнюю часть креста, олицетворяют Старую и Новую Церкви. Манере Дионисия присущи удлиненность и стройность пропорций. Это подчеркивало просветленность плоти. Так трактовались и Богоматерь, и апостол Иоанн. У основания креста - череп Адама, первочеловека, принесшего в мир смерть, которую победил Христос.


Омовение ног. Россия. Середина XV в. Государственный Русский музей. Христос изображен у левого края иконы вытирающим ноги апостолу Петру. Поначалу Петр отказывался от омовения. Апостолы, сидящие двумя рядами (кое-кто на корточках), разделены на тех, кто ждет своей очереди, и тех, кто уже удостоился неслыханной милости со стороны Господа - проявления его высшего смирения.
Изображения услышавших весть о Воскресении относятся к самым древним пасхальным иконам. Перед гробницей спят стражи, а у приоткрытой двери ангел вопрошает: «Что вы ищете живого среди мертвых?»


Жены-мироносицы у гроба. Россия. Начало XVIII в. Женщины приносят благовония ко гробу.


Троица. Андрей Рублев. 1425-1427 гг. Объединенные безмолвной беседой, три ангела восседают вокруг стола с чашей. Цветовое созвучие почти прозрачных одежд, плавно перетекающие контуры фигур, необычайно гармоничных:, воплощающих духовную глубину. Рублевская «Троица» стала совершенным воплощением библейского сюжета. Это высочайший образец иконописи.


Святая Параскева Пятница. Новгород. XVI в. Лик святой отражает не только религиозное сознание страстотерпицы. Она является олицетворением облика мученицы и самосознания новгородцев.


Святые Онуфрий Великий и Петр Афонский. XVIII в. Онуфрий был отшельником. Он жил в IVв. в египетской Фиваи-де. Петр обитал около VII в. в пустыне близ горы Афон. Оба почитались как великие аскеты. По традиции поминают их на церковных службах в один и тот же день. По этой причине изображают их также вместе. Согласно легенде, бороды аскетов были настолько длинными, что зимой, спасаясь от холода, можно было целиком в них завернуться, как в одеяло. Афонский сборник прорисей описывает каждого из них так: «Старый, обнаженный, с длинными волосами и бородой до пят».


Св. Савватий Тверской и Оршинский. Середина XVI в. Москва.


Св. Антоний Римский. XVIII в. Из молельни Волкова кладбища в Санкт-Петербург е. По преданию, он основал церковь Рождества Богородицы, которую дарит Марии.


Успение Богородицы. Феофан Грек (?). Конец XIV в. За ложем Богородицы стоит Христос, держащий в руках душу своей матери. Над головой Спасителя парит шестикрылый серафим.


Святые Флор и Лавр. Новгород, начало XVI в. Над конями вороным и белым изображены братья-близнецы, которые, по преданию, приняли мученическую смерть при правлении императора Адриана.