Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Рамешварам, храмы — священный город бога Рамы, Индия. Международная федерация йоги патанджали

Монкут พระบาทสมเด็จพระจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

- (др. инд. Râma, «тёмный»), Рамачандра , в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Р. были царь Айодхьи… … Энциклопедия мифологии

Буддха Лоетла Нафалай พระบาทสมเด็จพระพุทธเลิศหล้านภาลัย … Википедия

Чулалонгкорн พระบาทสมเด็จพระจุลจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

Вачиравудх พระบาทสมเด็จพระรามาธิบดีศรีสินทรมหาวชิราวุธฯ พระมงกุฎเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

1) одно из воплощении индийского бога Вишну; 2) ободок, ограничение; основа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РАМА Седьмое воплощение Вишну, по инд. мифологии. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

Рама - Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама в древнеиндийском эпосе “Рамаяна” и “Махабхарата” герой, совершивший поход из Северной Индии на остров… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (самоназвание рама) индейский народ общей численностью 2 тыс. чел., проживающий на территории Никарагуа. Язык рама. Религиозная принадлежность верующих: протестанты (моравские братья), часть традиционные верования … Современная энциклопедия

Обод, ободок, обшивка, оторочка, бордюр, шина, оправа. Очки в золотой оправе... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рама опора; обод, ободок, обшивка, оторочка, бордюр, шина,… … Словарь синонимов

Рама - Рама – стержневая система, стержни которой во всех или в некоторых узлах жестко соединены между собой. [Отраслевой руководящий документ. Техническая эксплуатация железобетонных конструкций производственных зданий. Часть1.г. Москва 1993 г.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

Книги

  • Рама судьбы , Борис Левит-Броун. Книга религиозно-философских очерков и этюдов `Рама судьбы` - страстный духовный вызов нашему бездуховному времени, провоцирующему забвение подлинно человеческихценностей и великий отказ от…

РАМА РАМА

(др.-инд. Râma, «тёмный»), Рамачандра , в индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Р. были царь Айодхьи Дашаратха и его жена Каусалья. Предком Р. считается Рагху, легендарный царь Солнечной династии; поэтому Р. часто именуют Рагхава («потомок Рагху»). Когда Р. стал юношей, он женился на царевне из Видехи - Сите, пройдя ради Ситы через брачное испытание и сломав на нём лук Шивы, который до него не мог даже согнуть ни один из претендентов на руку царевны. Дашаратха решил провозгласить Р. своим наследником. Однако его вторая жена Кайкейи, которой некогда Дашаратха обещал выполнить два её желания, потребовала от него, чтобы он на 14 лет изгнал Р. из Айодхьи, а наследником сделал её сына - Бхарату. Вместе с Рамой в изгнание уходят его сводный брат Лакшмана и Сита, а Дашаратха вскоре умирает, не перенеся разлуки с любимым сыном. Ведя отшельническую жизнь в лесу, Р. и Лакшмана совершают многие подвиги и убивают несколько могучих ракшасов, вызвав этим гнев Раваны. Равана похищает Ситу и уносит её на колеснице по воздуху в свою столицу на остров Ланка.
После долгих и бесплодных поисков Ситы Р. заключает союз с царём обезьян Сугривой. Мудрый советник Сугривы Хануман проникает на Ланку и обнаруживает там Ситу. Он сообщает об этом Р., и Р., возглавив войско обезьян и медведей, строит мост через океан и осаждает Ланку. В последовавшей битве Р. и Лакшмана убивают военачальников ракшасов, а в заключительном поединке Р. побеждает десятиголового Равану. Освободив Ситу, Р. возвращается с ней в Айодхью, и Бхарата добровольно уступает ему царство. В седьмой книге «Рамаяны» рассказано о завершении жизни Р.: в Айодхье, послушный ропоту подданных, обвиняющих Ситу в неверности, Р. изгоняет её в лес; Сита находит себе убежище в обители аскета Вальмики. Р. находит там своих сыновей Кушу и Лаву, призывает к себе Ситу, но Ситу по её просьбе поглощает мать-земля, и супругам было суждено соединиться лишь на небе.
В качестве аватары Вишну Р. представлен только в поздних, первой и седьмой, книгах «Рамаяны», которая окончательно сложилась в устной традиции приблизительно к 3 в. н. э. В остальных книгах поэмы, а также в «Дашаратха-джатаке» буддийского канона «Типитаки», где впервые изложена часть сказания о Р., Р. - ещё смертный, хотя и богоравный герой. Но начиная с 11 в. культ Р. становится одним из двух (наряду с кришнаизмом) важнейших культов индуизма. В североиндийском вишнуизме имя Р. служит обозначением высшего божества и Р. рассматривается как единственное и всеобъемлющее воплощение творческого начала абсолюта, высшей объективной реальности - Брахмана.
Как верховное божество трактуется Р. и в классической эпической поэме на языке хинди «Рамачаритаманасе» («Море деяний Рамы») Тулсидаса. «Рамаяна» неоднократно перелагалась на все новоиндийские языки. Из Индии сказание о Р. проникло во многие страны Азии; известны его яванские, малайские, кампучийские, сиамские, тибетские, монгольские, китайские и другие версии. Одновременно сюжеты, связанные с жизнью и подвигами Р., нашли широкое отражение в изобразительном искусстве Южной и Юго-Восточной Азии: храмы Кайласанатхи в Эллоре близ Бомбея (8 в.), Прамбанана на Яве (9 в.), Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома в Кампучии (12-13 вв.), могольская миниатюра 16-17 вв. Основными культовыми центрами рамаизма являются в Индии город Ауд вблизи Файзабада (где некогда, по преданию, располагалась Айодхья - столица царства Рамы), Битхур (место обители Вальмики, где жила Сита и родились Куша и Лава), гора Читракут, Нашик в верхнем течении реки Годавари, Рамешварам (крайняя южная точка Индостана, откуда Рама, по преданию, переправлялся на Ланку), Сита-Элийя на Ланке (место заточения Ситы в плену у Раваны) и др. В Северной Индии начало празднества «дасахра» (в конце сентября каждого года) ознаменовывается представлением рамлилы - народной драмы на сюжет «Рамаяны».
Лит.: Тулси Дас, Рамаяна или Рамача-ритаманаса, пер. с инд., М.-Л., 1948; Махабхарата. Рамаяна, пер. с санскрита, М., 1974;
Рамаяна. Литературное изложение В. Г. Эрмана и Э. Н. Темкина, М., 1966; Гринцер П. А., «Махабхарата» и «Рамаяна», М., 1970; его же, Древнеиндийский эпос. Генезис и типология, М., 1974; Jacobi Н., Das Râmâyana. Geschichte und Inhalt, Bonn, 1893; Stutterhetm W., Râma-Legenden und Râma-Reliefs in Indonesien, Munch., ; , Der Kampf der Götter und Dämonen, , 1962; Gonda J., Viljnuiem and Sivaism. A comparison, L., 1970; Jaiswal S., The origin and development of Vaisnavism, Delhi, 1967.
П. А. Гринцер.


(Источник: «Мифы народов мира».)

VI в.
Деогарх.
Храм Дасаватара.


Синонимы :

Смотреть что такое "РАМА" в других словарях:

    Монкут พระบาทสมเด็จพระจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    РАМА, рамы, жен. 1. Четырехугольное, овальное или иной формы скрепление из брусьев, планок для вставки в него чего нибудь или для обрамления чего нибудь. Оконная рама. Дверная рама. Позолоченная рама картины. 2. Название многих технических… … Толковый словарь Ушакова

    Буддха Лоетла Нафалай พระบาทสมเด็จพระพุทธเลิศหล้านภาลัย … Википедия

    Чулалонгкорн พระบาทสมเด็จพระจุลจอมเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    Вачиравудх พระบาทสมเด็จพระรามาธิบดีศรีสินทรมหาวชิราวุธฯ พระมงกุฎเกล้าเจ้าอยู่หัว … Википедия

    1) одно из воплощении индийского бога Вишну; 2) ободок, ограничение; основа. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. РАМА Седьмое воплощение Вишну, по инд. мифологии. Словарь иностранных слов,… … Словарь иностранных слов русского языка

    Рама - Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама, его сводный брат Лакшмана и Сита в изгнании. VI в. Рама в древнеиндийском эпосе “Рамаяна” и “Махабхарата” герой, совершивший поход из Северной Индии на остров… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (самоназвание рама) индейский народ общей численностью 2 тыс. чел., проживающий на территории Никарагуа. Язык рама. Религиозная принадлежность верующих: протестанты (моравские братья), часть традиционные верования … Современная энциклопедия

Сначала следует медитировать на Бога Раму, держа внимание на правом сердце.
Физическое описание Бога Рамы следующее: Его руки очень длинны, достигают коленей. Он держит лук и стрелу в Своих руках, сидит на троне, облаченный в желтые одежды. Его глаза подобны свежим лепесткам лотоса и Он счастлив, так как Он смотрит на Свою жену Ситу, которая сидит слева от Него. Его кожа цвета дождевой тучи — светло-голубого. Его волосы очень длинны и Его тело покрыто различными украшениями.
1. Личность Бога Рамы столь огромна, что мы могли бы написать тысячи миллионов стихов, описывающих ее, каждое слово ее способно разрушить величайшие грехи человеческих существ.
2. Мудрый человек должен выучить эту Хвалу Богу Раме (называемую Рамаракша) наизусть. Качества Бога Рамы описываются следующим образом:
3. Его кожа светло-голубого цвета и Его глаза похожи на лотосы, большие и дающие радость. Перед Ним Шри Лакшмана и Его жена Сита.Он украшен короной, сделанной из длинных волос. У Него меч в одной руке и лук со стрелой в другой, и на спине запас стрел, чтобы убивать Ракшасов. Он вне рождения и смерти. Его силы не имеют пределов и посредством Своих сил Он воплотился как Бог Рама. Он способен разрушить все негативные энергии и выполнять все наши желания.
4. Пусть Бог Рама, Который рожден в знаменитой династии Рагураджа, защитит мою голову. Пусть Бог Рама, сын Короля Дашратха, защитит мой лоб.
5. Пусть Бог Рама, сын Королевы Каусалья, защитит оба моих глаза. Пусть Бог Рама, любимый ученик святого мудреца Вишвамитры, защитит оба моих уха. Пусть Бог Рама, защитник Хавана святого мудреца Вишвамитры, защитит мой нос. Пусть Бог Рама, Который любит Своего брата Лакшмана, защитит мой рот.
6. Пусть Бог Рама, Который вмещает все знание, защитит мой язык. Пусть Бог Рама, Которому поклоняется Бхарата, защитит мое горло. Пусть Бог Рама, Который владеет всем разрушительным оружием, защитит мои плечи. Пусть Бог Рама, Который сломал крепкий лук во время Сваямвары Ситы, защитит мои руки.
7. Пусть Муж Шри Ситы, Бог Рама, защитит кисти моих рук. Пусть Бог Рама, Который победил Пурашурама, защитит мое сердце. Пусть Бог Рама, Который уничтожил Ракшаса по имени Кхур, защитит середину моего тела. Пусть Бог Рама, Который дал убежище Джамбвану, защитит мой пупок.
8. Пусть Бог Рама, Который является Владыкой Сугрива, защитит мою талию. Пусть Бог Рама, Который является Владыкой Ханумана, защитит мой пах. Пусть Бог Рама, Который есть разрушитель рода Ракшасов, защитит мои бедра.
9. Пусть Бог Рама, Который построил мост над морями, защитит мои колени. Пусть Бог Рама, Который разрушил десятиликого Равану, защитит мои икры. Пусть Бог Рама, Который дал Раджлакшми Бхибишане, защити мои стопы. Пусть Бог Рама, Который дает радость каждому, защитит мое тело.
10. Каждый, кто учит этот Рама Кавач, который полон энергии Бога Рамы, проживет долгую жизнь, будет удовлетворенным и счастливым, будет иметь сыновей, будет достигать цели, куда бы он ни направлялся, одаренный смирением.
11. Каждый, кто обладает защитой этого Рама Кавача, будет спасен от злых духов мертвых людей, живущих на Земле, в Небе и в Аду.
12 — 13. Каждый, кто вспоминает имя Бога Рамы, как Рам, Рачандра или Рамбхадра, никогда не падет жертвой греха, будет испытывать все виды благополучия и будет в конце освобожден (т.е. получит свою Самореализацию).
14. Этот Рамракша или Рама Кавача крепок, как железная клетка Бога Индры, следовательно, он также называется Ваджрапанджар. Тот, кто декламирует этот Рамракша, торжествует победу везде, где он идет, благословен и Ему подчиняются все.
15. Этот Рамаракша был продиктован Богом Шивой Мудрецу Буддхакаушике во сне, и Он записал его утром следующего дня, точно как было продиктовано.
16. Бог Рама подобен прекрасному саду дающих нектар деревьев. Бог Рама, Который является разрушителем всех наших бед и тревог и славится во всех трех локах (Небо, Земля и Ад), есть наш Бог Всемогущий.
17 — 19. Бог Рама и Его брат Лакшмана, являющиеся главами династии Рагху, защитите нас. Бог Рама и Лакшмана описываются следующим образом: Молодые, красивые, хорошо сложенные, очень сильные и смелые. Их глаза подобны лотосам и Они одеты в питамбар. Они питаются кореньями и травами. Они достигли господства над органами Своих тел и имеют вид духовно развитых. Они непорочны.Они защищают всех животных, и Они великие стрелки из лука. Они уничтожили род Ракшасов.
20. Пусть Бог Рама и Его брат Лакшмана, у Которых лук и стрела наготове в Их руках и много стрел у Них за спиной, идут передо мной на моем пути, чтобы защитить меня.
21. Пусть Бог Рама, Который всегда на страже, с луком и стрелой, и с палицей, Который всегда руководит нашими умами, и Который вместе с Лакшманой есть вездесущий во Вселенной, защитит нас.
22 — 24. Тот, кто использует имена Бога Рамы в различных формах, данных ниже, получает много благодеяний от Бога Рамы. Различные имена Рамы: Тот, Кто дает радость, Сын Дашратхи, Тот, Чей слуга Лакшмана, Кто силен, Кто великий муж, Тот, Кто есть Пурнабрахма (вся Вселенная), Сын Каусальи, Кто имеет великое знание, Бог хаванов, Пуран Пурушоттам (идеальный человек), Тот, Кто дорог Шри Сите, Кто владеет всем и Воин, Которому нет равных.
25. Тот, Кто славит Бога Раму, имеющего голубую кожу, глаза, подобные лотосу, одетого в питамбор, свободен от рабства греха и смерти.
26. Бог Рама, Который является старшим братом Лакшманы, высочайший в династии Рагху, Муж Шри Ситы, Кто очень красив, полон сострадания и добрых качеств, Кто любит брахманов (реализованных душ), Кто очень дхармичен, Кто есть Царь, Любитель Истины, Сын Дашратхи, Чья кожа светла и чья личность миролюбива. Кто дает радость другим, Кто украшает династию Рагху, как кум-кум на лбу, и Кто есть враг Раванны, я кланяюсь Тебе.
27. Я кланяюсь Мужу Шри Ситы, Который известен также как Рам, Рамбхадра, Рамчандра, Ведхас, Рагхунатх и Натха.
28. О Бог Рама, Который есть старший брат Бхараты, Который безжалостен в бою, будь нашим защитником!
29. Я поклоняюсь Стопам Бога Рамы в моем уме. Я восхваляю Стопы Бога Рамы. Я склоняюсь у Стоп Бога Рамы. Я сдаюсь у Стоп Бога Рамы.
30. Бог Рама есть моя Мать и мой Отец. Он мой Бог и мой Друг. А также всегда сострадательный Бог Рама является всем для меня, и я даже не знаю кого-нибудь другого вообще.
31. Я кланяюсь Богу Раме, по правую сторону от которого Лакшмана и по левую сторону Которого дочь Короля Джанаки, Шри Сита.
32. Бог Рама, Который дает радость каждому, Который сражается смело на поле битвы, Чьи глаза подобны лотосу, Который является величайшим в династии Рагху и Который является сострадательным Богом, я сдаюсь Ему.
33. Шри Ханумана, Который летает в небе, как Он пожелает, Который быстр, как ветер, Который овладел и подчинил себе свои чувства и органы, Который является самым умным из всех, Который есть Сын Бога ветра, Который есть Предводитель обезьян, Который есть вестник Бога Рамы, я сдаюсь Тебе.
34. Мудрый Вальмики, Который сидит на ветви дерева в образе кукушки, распевая «Рам Рам» прекрасным голосом, я кланяюсь Тебе.
35. Бог Рама, Который является Разрушителем всех наших бед, Который дает нам богатство и дает радость людям, я кланяюсь Тебе снова и снова.
36. Когда мы говорим «Рам Рам» и поклоняемся Богу Раме, то это делает нас свободными от мировых проблем, делает нас свидетелями, помогает нам встретиться с материальным благополучием и отпугивает вестников Ямы (Бога смерти).
37. Я поклоняюсь Мужу Шри Ситы, Богу Раме, Который всегда достигает Победы. Я кланяюсь Богу Раме, Который убил армию Ракшасов. Я считаю, что нет никого более великого, чем Бог Рама, и я Его слуга. Бог Рама, пусть мое внимание всегда будет обращено к Твоему Существу и да поможешь Ты мне развиваться.
38. Шри Шива сказал Шри Парвати: «Тот, кто берет Имя Бога Рамы и поклоняется Ему, такой человек мне угоден». Это восхваление Богу Раме равно Вишнусахасранама. Таким образом, Рама Кавача, написанный Мудрым Буддха-каушикой, подошел к концу; и да будет он преподнесен к Стопам Бога Рамы.

Рама, герой индийской мифологии

(санскр. Rama = милый, красивый) - имя, носимое тремя героями индийской мифологии и баснословной истории: Парашурамой (см.), Рамачандрой и Баларамой. Обыкновенно, однако, под Р. разумеется второй из названвых героев, являющийся особым любимцем народной фантазии, главным действующим лицом целого ряда литературных произведений. Этот Р., старший сын царя Дашаратхи (Dacaratha), происходившего из солнечной династии и правившего в Айодхье (теперешний Ауд), в действительности был седьмым воплощением бога Вишну (см.), происшедшим в конце второй мировой эпохи. История Р. рассказывается уже в одном эпизоде Магабхараты, но самое подробное ее изложение дает Рамаяна (см.). Когда Дашаратха, будучи бездетным, просил богов о даровании ему сына, Вишну явился ему в жертвенном пламени и дал сосуд с божественным питьем для его жен. Дашаратха отдал половину напитка своей жене Каушалье, родившей Раму-полубога, четверть - другой жене, Кайкеи, родившей Бхарату, обладавшего только 1/4 божеской природы, и другую четверть - третьей жене, Сумитре, родившей двух других братьев Р., Лакшману и Шатругхну, наделенных каждый только 1/2 божественности. Когда они еще были мальчиками, мудрец Вишвамитра обратился к Р. за помощью против ракшасов (см.). Р. и Лакшмана отправились к мудрецу в его лесное уединение, и Р. убил здесь женщину-демона Тараку, решившись на это только после долгого убеждения его Вишвамитрой, который снабдил его небесным оружием. Царь Видехи, Джанака, обещал свою красавицу дочь Ситу (Sîtâ = борозда) в жены герою, который сможет натянуть чудесный лук, принадлежавший прежде богу Шиве. Р. не только натянул, но и переломил его, получив таким образом Ситу, ставшую его преданной и верной женой. Между тем Дашаратха под влиянием второй своей жены Кайкеи обещал ей сделать своим наследником ее сына Бхарату, а Р. отправил на 14 лет в изгнание. Покоряясь воле отца, Р. удалился с женой и братом Лакшманой в леса между pp. Ямуной (теперь Джамна) и Годавари (Годавери). После смерти Дашаратхи Бхарата не пожелал вступить на трон и отправился с войском за истинным наследником, Р. Р. не хотел принять престол, пока не минет срок изгнания, назначенный отцом; Бхарата согласился быть наместником своего брата. Одна из ракшасок, сестра Раваны (см.), влюбилась в Р.; отвергнутая им, она напала на Р. и его спутников с целой армией ракшасок, уничтоженной, однако, героем. Тогда она удалилась к Раване и внушила ему своими описаниями страстную любовь к Сите, которую он хитростью похитил (см. Равана). В погоне за похитителем особенно полезной для Р. оказалась помощь Ганумана, сына ветра, министра и полководца Сугривы, царя обезьян. Равана был убит. Сита возвращена супругу. Чтобы очиститься от подозрения в вынужденной неверности, Сита в присутствии людей и богов вошла в пламя; Агни вывел ее оттуда невредимой и вручил Р., который воцарился в Айодхье. Окончание истории Р. излагается в последнем отделе Рамаяны, являющемся позднейшей прибавкой. Подозрения Р., разрушенные испытанием помощью огня, опять возобновились, и он отправил Ситу в уединение мудреца Вальмики. Здесь она родила двух сыновей, Кушу и Лаву, сходство которых с Р. было очевидно. Когда им минуло 15 лет, они случайно попали в Айодхью и были узнаны и признаны своим отцом. Сита, которую призвал к себе Р., в народном собрании призвала в свидетели своей невинности землю, которая разверзлась и скрыла навсегда от Р. его верную жену. Не желая жить без нее, Р. решился последовать за ней, что было одобрено и богами. Любимый брат Р., Лакшмана, хотел пожертвовать собой, чтобы Р. остался в живых, но боги взяли его в рай Индры. Р. отправился к реке Шараю и, войдя в воду, был приветствован голосом Брахмы с неба, после чего "слился со славой Вишну". Подобно Кршне, Тезею, Георгию Храброму, Р. является героем-истребителем чудовищ; вместе с тем он - олицетворение благородства, добровольного подчинения дому, верности, доброты, великодушия и прочих добродетелей. В легенде о Р. есть несколько бледных и стертых мифических воспоминаний: Сита родилась из борозды, проведенной ее отцом кругом жертвенника: в ведийских гимнах встречается также олицетворение борозды как богини земледелия и плодородия; это же имя носит богиня - жена Индры, призываемая в грхьясутрах во время пашни и посева. Этим, может быть, объясняется и первичное тождество Р., мужа Ситы, с Р. Галабхрт (Halabhrt = носитель плуга), принадлежащего к циклу сказаний о Кршне. Таким образом, едва ли можно сомневаться, что в истории Р., как ее передает Рамаяна, мы имеем дело с позднейшей (хотя все-таки очень древней) переработкой еще более древнего, быть может, доведийского мифа, от которого уцелели только стертые обломки в виде некоторых собственных имен и случайных тождеств, по которым нельзя восстановить древнейшую форму мифа. Р. до сих пор является предметом культа, особенно в его родине Ауде и Бихаре; но этот культ, по-видимому, довольно позднего происхождения (литературные памятники его все, несомненно, поздние) и сравнительно мало распространен. Характерно, что он не подвергся такой дегенерации, как культы многих других божеств. Элемент сладострастия и распущенности остался чужд культу Р., что объясняется особенной чистотой самой легенды: Р. и Сита - олицетворения чистой супружеской любви, верности долгу и великодушия - не допускали низменной примеси, а популярность и литературная распространенность легенды предохраняли ее от искажения, которое могло бы повлечь за собой и искажение самого культа. От Р. ведет свое начало целый ряд туземных династий Индии (особенно раджпутских), a имя его дало начало особой форме приветствия: "Ram! Ram!", употребительной доныне.

Рама (санскр. राम, rāma) или Рамачандра - одно из воплощений Бога в индуизме, легендарный древнеиндийский царь Айодхьи.

В индуизме Рама почитается как седьмая аватара Вишну, сошедшая в мир в последнюю четверть Трета-юги около 1,2 млн лет назад. Согласно «Шримад-Бхагаватам» он является одной из лила-аватар Бога. Большинство индуистов считают его реально существовавшей исторической фигурой, царём, правившим большей частью современной Индии из своей столицы Айодхьи. Наряду с Кришной, Рама является одной из самых популярных аватар Бога в индуизме. Культ Рамы особенно характерен для последователей вайшнавизма - преобладающего направления в индуизме.

Подробное жизнеописание Рамы содержится в «Рамаяне» - одном из двух величайших древнеиндийских эпосов наряду с «Махабхаратой». Рама был старшим сыном в семье императора Айодхьи Дашаратхи и его жены Каушальи. В традиции индуизма Раму именуют «Марьяда Пурушоттама», что в буквальном переводе с санскрита означает «совершенный человек». Рама - муж Ситы, которая почитается в индуизме как аватара Лакшми и олицетворение совершенной женщины.

Жизнь и деяния Рамы являются совершенным примером строгого следования принципам дхармы несмотря на тяжёлые жизненные испытания. Ради сохранения чести своего отца, Рама отказывается от своих претензий на престол царства Кошалы и соглашается добровольно уйти в изгнание в лес на период в 14 лет. В изгнании Раму сопровождают его жена Сита и брат Лакшмана, которые принимают решение присоединится к нему, будучи не в состоянии жить в разлуке. Когда Ситу похищает Равана, - могущественный демонический правитель-ракшаса Ланки, - Рама отправляется в долгий и трудный поиск своей супруги, в ходе которого подвергаются испытанию его сила и добродетель. Определив местонахождение Ситы, Рама сражается в огромной битве с многочисленной армией Раваны. В войне принимают участие могущественные чудесные существа и применяются сверхъестественные виды оружия, обладающие огромной разрушительной силой. В конце концов Рама убивает Равану и освобождает свою жену из его плена. После завершения периода изгнания, Рама возвращается в Айодхью и становится царём, а впоследствии и императором всего мира. Правление Рамы продолжается 11 тыс. лет, в течение которых на всей планете царит эпоха совершенного счастья, мира, благосостояния и справедливости, известная как «Рама-раджья».

В поисках Ситы, Рама проявляет огромное мужество и доблесть, сражаясь в ужасной войне ради её освобождения. Сита, в свою очередь, показывает совершенный пример добродетельной жены, демонстрируя абсолютную преданность своему мужу и совершенное целомудрие несмотря на пребывание в плену у демонического Раваны. Подобно самому Раме, его младшие братья, - Лакшмана, Шатругхна и Бхарата, - также проявляют доблесть, силу и добродетель. Раме оказывают содействие такие могучие последователи, как Хануман и ванары Кишкинды, с помощью которых Рама освобождает Ситу из плена Раваны. Легенда о Раме оказала огромное историческое влияние на население Индийского субконтинента и Юго-Восточной Азии. Рама и истории о нём продолжают пользоваться огромной популярностью и в современной индийской культуре и индуизме. Рама почитается индуистами за проявленные им качества безграничного сострадания, доблести, верности долгу и религиозным принципам.

СИМВОЛИЗМ РАМАЯНЫ

Рама – это чистый свет Сознания внутри каждого человека. «РАМА» - «САРВЕШУ РАМАНТЭ ИТИ РАМАХ» - это Дух, Атман. Дух пробуждается, «рождается» (как сын у царя Дашаратхи) , когда человек побеждает десять («даша» означает «десять») врагов внутри себя («индрияс») – пять «гнанендрияс» (ложных знаний) и пять «кармендрияс» (ложных деяний). Он может родиться только в таком месте как Айодхья: «юддха» означает «конфликт», следовательно «аюддха» - место, где нет конфликтов, благоприятное. Человек, потакающий своим слабостям, не может жить в мире с самим собой. Тот, кто уравновешен и покорил в себе страсти, благословлен пробуждением Духа. Так, в Айодхье, у справедливого государя Дашаратхи, рождается сын Рама.

Рама, чистый Дух, не вовлечен в действия до тех пор, пока не соединится с разумом. Сита символизирует разум. Ее происхождение столь же необычно, как и происхождение разума. Царь Джанака обнаружил младенца, Ситу, вспахивая землю. Она родилась из Матери-Земли и исчезла в Матери-Земле, когда пожелала. Такова иллюзия разума: мы не знаем, откуда он появляется и куда исчезает во время Самадхи.

Дух (Рама), соединившись с Разумом (Сита), лишается покоя (Айодхьи). Те или иные обстоятельства возникают, когда мы вступаем в джунгли существования. И пока Сита была сосредоточена на Раме, жила для него, служила ему, она не замечала разницы между Айодхьей и лесом. Но стоило ей отвлечься на золотого оленя, как история приняла крутой поворот. Вечно меняющиеся материальные объекты отвлекают внимание от Духа, разум требует то и это. Дух (Рама) возражает, объясняет, что это все майя (иллюзия), это просто ракшас (демон), принявший привлекательный облик золотого оленя. Но разум (Сита, даже она, безупречная жена Рамы) не принимает этих объяснений и умоляет достать для своего удовольствия этот объект. И Рама уходит. Как только желания возникают, человек падает. Уходя, Рама поручает охрану Ситы своему брату Лакшмане.

Лакшман является воплощением суровости (тапас). Он не обязан был идти в ссылку. Но он оставил дворец по собственной воле и жил в лесу как истинный аскет.
Когда Сита услышала голос Рамы, она забывает о том, что Он великий воин, не имеющий равных себе по силе. Она беспокоится о Его безопасности. Она даже требует, чтобы Лакшман немедленно спешил на помощь брату. Лакшман старается убедить ее, что никто не может победить Раму. Тогда Сита, обезумев от страха, обвиняет Лакшману в самых страшных грехах. Так, разум, отравленный желанием, выпускает наружу зло и грязь. Когда Лакшман услышал из уст прекрасной Ситы оскорбительные обвинения, он замолчал в изумлении. Он ушел, начертив вокруг хижины границу и предупредив Ситу ни в коем случае не пересекать ее.

Как только желание проникает в твое сердце, как обычному человеку, тебе очень тяжело сдерживать себя суровыми испытаниями (тапас). Но по крайней мере, ты можешь определить границу – до сих пор и ни больше. Если же ты отказываешься от тапас, эти границы перестают иметь значение. Ты переступаешь через границы и тогда не Дашаратха, а Дашамукха (десятиголовый – Равана – противоположность уравновешенной личности) завладевает тобой. Так Равана заманил Ситу в свои сети.

Дашамукха – тот, кто живет для тела и его удовольствий. Он может быть очень богат, как Равана, который был владыкой процветающей Ланки. Айодхья по сравнению с Ланкой была гораздо менее развита. Там по городу ездили повозки, запряженные в буйволов, в то время как на Ланке были уже предвестники космических кораблей – Пушпак. Там никто не работал, народ Ланки предавался удовольствиям и развлечениям.

Но разве материализм дает больше, чем просто физический комфорт? Материальные блага не решают проблем бытия. Только духовные и культурные ценности могут спасти этот мир. Именно эту идею и провозглашает Рамаяна.

Ситу похитил Равана. Но даже на Ланке она жила в заточении. Что же нам делать, чтобы вернуться в нашу «Айодхью»? То, что сделала Сита. Она осознала свое падение и сказала Раване твердое «нет», оставшись в саду под деревом Ашока. «Шока» - это печаль, «Ашока» - не печаль. У тебя и у меня есть печали, но мы не предаемся им – таково состояние «Ашока». В этом состоянии нас будут одолевать соблазны, нам будут угрожать и мешать. Но постоянно держа внимание на Духе (так же как Сита постоянно думала о Раме), нам надо оставаться непреклонными.

Внимание Ситы снова сосредоточилось на Раме, и Он спешил спасти свою любимую. Он страдал как обычный человек, но не потому, что был привязан к Сите, а потому что спешил помочь тем, кто верил в Него.

Дух может победить и разрушить десятиглавого монстра. В этом Ему помогает армия из обезьян. Нам стоит объяснить значение обезьян в Рамаяне. У обезьян есть два качества – нестабильность и беспокойство. Наши мысли обладают теми же свойствами, они не могут оставаться в покое и прыгают, словно обезьяны с ветки на ветку, от одного объекта к другому. Вали, который воплощал страсть, был королем обезьян. Его нужно было победить. А как победить страсть? Лицом к лицу не получится, т.к. страсть имеет власть лишать человека силы. Именно так происходило со всеми, кто дрался с Вали: половина их мощи передавалась Вали, и он становился еще сильнее. Поэтому Раме пришлось стрелять из засады, чтобы победить Вали. Рама назначил царем обезьян Сугриву («гриива» означает «вожжи», а «сугриива» - «хорошо управляемый»). Когда мысли человека находятся под контролем, он способен преодолеть все препятствия, победить монстра и вернуть разум.

Рама возвращает свою Ситу, но возвратившись к Духу, разум перестает существовать, поэтому Сита исчезает. Но и Рама не может царствовать без жены. Тогда Капила создает золотую статую Ситы, и с этой иллюзией Ситы Рама управляет Айодхьей. Небо позволяет всем находиться в своем пространстве, но само остается нетронутым. Так и Рама позволил разуму остаться, но его разум стал спокоен, чист и совершенен, вновь обретя свой божественный статус.