Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Как зовут абу бакра. Праведные халифы (краткий исторический очерк). абу бакр ас-сиддик. Строгое следование положениям, установленным Аллахом

Абу Бакр (да будет доволен им Аллаh)- великий человек, о ком Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Солнце не всходило и не заходило над более достойным человеком, за исключением пророков, чем Абу Бакр». И еще сколько других благовещающих похвал прозвучало в его адрес из благородных уст Пророка (мир ему и благословение).

Он - крепость веры: «Если на одну чашу весов положить веру всех людей, а на другую - веру Абу Бакра, то перевесит чаша Абу Бакра».

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) был сыном Абу Кухафа и

в седьмом колене по восходящей линии роднился с чистейшим родом Благородного Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Он появился на свет через два года и три месяца после события «Фил» (слон). Его мать, Салма, по прозвищу «Мать добра» (Умму аль-Хайр), стала мусульманкой в первые годы Ислама. Его отец, Абу Кухафа, удостоился чести принять Ислам после завоевания Мекки му­сульманами.

До принятия Ислама Абу Бакр был далек от всякого рода дурных проявлений и не употребил ни капли вина.

Когда Абу Бакр возвращался из Йемена, где он находился по торговым делам, сначала Абу Джахль, а затем другие предводители неверующих попытались в его глазах опорочить начавшую распространяться пророческую миссию Мухаммада (мир ему и благословение) и, таким образом, хотели с самого начала ввести в заблуждение Абу Бакра. Однако тот сразу же двинулся в путь и лично обратился к благородному Посланнику Аллаха (мир ему и благословение). Он узнал об истинной сущности послания, и без колебаний принял его. Таким образом, он стал примером для всей общины (умма) мусульман и вступил на стоянку «Сыддыкийат» (Свидетель истины). Такая честь выпала только ему.

Абу Бакр говорил ясным языком, обладал красивыми чертами лица, был худым и ростом выше среднего. Лицо его было сухощавым, со впалыми глазами, шишковатым лбом и редкой бородой.

Похвалы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в адрес Абу Бакра

«Абу Бакр от меня, а я от него. Абу Бакр - мой друг в этом и грядущем мире».

«За исключением Пророка (мир ему и благословение), Абу Бакр - самый добродетельный из этой общины».

«Самая любимая из уверовавших для меня - Аиша. А из мужчин - ее отец».

«Хороших качеств триста шестьдесят». Абу Бакр спросил: «О, Посланник Аллаха! Есть ли у меня какое-нибудь из них?» Свет бытия (мир ему и благословение) ответил: «Они все у тебя, о Абу Бакр!»

«Поистине, самый щедрый ко мне в дружбе и в имуществе – Абу Бакр. Если бы я выбирал (из уммы) друга, то я выбрал бы Абу Бакра. Однако мусульманское братство, превыше личной дружбы. Пустьзакроют все малые двери в мечети, кроме двери Абу Бакра».

Особые качества Абу Бакра

Из-за своей любви к Аллаху, боязни Его и любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) он всегда пребывал в печали. Ночами он находился в земном поклоне (саджда), до утра он светился, словно свеча Каабы, проливая слезы. Ни один слуга Всевышнего не был удостоен такими чертами, чувствительностью, восприимчивостью и тонкостью характера. Он истинно познал положение шариата, тонкость Премудрого Корана, воплотил в себе высокую нравственность.

Мужество

Вместе с тем, Абу Бакр был очень отважным. Если он видел что-либо, противоречащее повелениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), словно лев, бросался на это, и никакая сила не могла остановить его.

Однажды имам Али даже спросил у присутствовавших на собрании: «Кто самый отважный из людей ». Те ответили: «Ты, о Али». На это Али сказал: «Самый отважный из людей - Абу Бакр Сыддык», - и рассказал о его преданности по отношению к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и пережитых им на этом пути страданиях.

Преданность

Преданность Абу Бакра проявилась уже при принятии им Ислама. Его великая преданность в вопросе признания истинности ми`раджа (небовознесения) Посланника Аллаха (мир ему и благословение) по праву принесла ему прозвище «Величайший Свидетель истины». На протяжении всей его жизни данное возвышенное состояние сопровождало его, и он всегда и везде оставался преданным другом великого Пророка (мир ему и благословение).

Он доказал свою искреннюю дружбу во время переселения из Мекки в Медину (хиджра), в те опасные минуты в пещере Савр. Этот великий человек, противостоявший всем трудностям и страданиям на пути Аллаха и его Посланника (мир ему и благословение), во всех войнах был щитом Пророка Аллаха (мир ему и благословение), и в этом отношении он достиг самой высокой ступени, недосягаемой для других людей.

Самоотверженность

Этот великий человек был вершиной и в самоотверженности. Во время подготовки к одной из военных кампаний он пожертвовал всем своим имуществом, а на вопрос: «Что же ты оставил семье?» – он ответил: «Я оставил им Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), разве этого недостаточно?»

Этот великий человек жертвовал имуществом и жизнью на пути Аллаха, посвящал все Хаку, благодаря чему многие люди обрели божественное руководство (хидайат). Вот самые известные из них: ‘Усман ибн Аффан, Зубайр ибн Аввам, Абдуррахман ибн Ауф и Са’д ибн Абу Ваккас.

Он выкупил и освободил Биляла Хабаши тогда, когда тот подвергался страшным пыткам.

Строгое следование положениям, установленным Аллахом

Абу Бакр проявлял огромное рвение в вопросе исполнения положении шариата, и не принимал никаких отговорок. Во время своего правления в качестве халифа он выступил с армией против племени, отказавшегося платить закят (обязательную милостыню), и, таким образом, привел положения шариата в действие. Видя какое-либо действие, противоречащее пути Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), он, словно лев, храбро бросался на это и исправлял.

Милосердие

Одно из его исключительных качеств – это милосердие. Благородный Посланник хвалил такое его качество. В одной из своих молитв Абу Бакр просил следующее: «О Аллах! В будущем, в мире грядущем (ахира), увеличь мое тело так, чтобы я мог заполнить Ад, другим не осталось бы там места, и вместо всех рабов горел бы только я». И это, безусловно, является вершиной милосердия.

Скрытое поминание (зикр) Аллаха

Влюбленный в Аллаха, Абу Бакр - правдивейший человек, сердце которого горело от любви к Всевышнему. Это можно было чувствовать, видеть в нем в любом его состоянии, и особенно во время его ночных молитв. В пещере Савр по личному наставлению Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абу Бакр начал делать скрытое (хафи) поминание (зикр) Всевышнего, не отрывая языка от неба. И в этом отношении он - предводитель общины мусульман. Впоследствии из двенадцати машрабов последователей сунны (ахл ас-Сунна) четыре развивались на основе скрытого зикра.

Самообладание

В самообладании и сдержанности Абу Бакру не было равных. Если рассмотреть любой момент его жизни, то мы сможем увидеть проявление данных качеств в каждом из этих моментов. Особенно ярко его самообладание и сдержанность проявились тогда, когда он успокоил сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение), которые впали в уныние и обезумели от горя, получив весть о смерти Посланника Аллаха. Он успокоил и предостерег Умара и сказал следующее: «Кто поклонялся Мухаммаду, пусть знает - Мухаммад умер. Кто же поклонялся Аллаху, пусть знает, что Он - Живой, не умирающий».

В свои последние дни, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) готовил к походу войско, он назначил командующим этим войском молодого сподвижника - Усаму. Провожая молодого восемнадцатилетнего Усаму вместе с войском в путь, сам Абу Бакр шел пешком. Выйдя за пределы Медины, он напутствовал войско следующими многозначительными словами: «Предательство запрещено! Бесчинство запрещено! Посягательство на что-либо запрещено! Запрещено убивать детей, стариков, женщин! Запрещено вырубать и выжигать финиковые деревья! Запрещено повреждать плодоносные деревья! Запрещено вырезать овец, коров, верблюдов и других животных, кроме как с целью пропитания! Запрещено трогать людей, что скрываются в придорожных монастырях!..»

Конец жизненного пути

Абу Бакр заболел в понедельник, 7-го числа месяца Джумада аль-Ахир 13-го года по хиджре. Он пролежал в постели 15 дней и умер вечером, во вторник, 22-го числа того же месяца, между вечерним и ночным намазами.

В завещании, написанном в последние минуты жизни, он сообщил об избрании следующим халифом Умара и необходимости подчинения ему, а также сообщал: «Этим действием я пожелал добро и верность Аллаху и Пророку (мир ему и благословение), религии, моей душе и вам».

Да не лишит нас Аллах его заступничества в День Суда. Амин!

Незадолго до его кончины (632 г.) казалось твердо укоренившимся, после его смерти значительная часть арабов отпала от новой религии. В Аравии стали появляться новые пророки, желавшие разыгрывать роль Мухаммеда, а между самими последователями ислама обнаружилось неудовольствие на налог, установленный в пользу бедных. Всего опаснее для новой религии было возобновление старинного соперничества между отдельными арабскими племенами, которые хотели повиноваться каждое только вождю, принадлежавшему к их роду. Не только большая часть жителей Мекки была готова отпасть от нового учения, но даже между самыми верными приверженцами Мухаммеда едва не возникла опасная вражда по случаю назначения ему преемника. Ближайшими родственниками пророка были: Абу Бакр (Абу Бекр), отец его жены Айши , и Али , сын Абу Талиба, усыновленный Мухаммедом. Оба они происходили из рода курейшитов , а потому на их стороне были жители Мекки. Мединцы хотели иметь правителем человека из своего племени, но были несогласны между собою на счет избрания и потому не достигли своей цели.

Как двоюродный брат и зять пророка, Али, по мнению многих, не только имел более прав наследовать Мухаммеду, но и заслуживал этого более других мухаммедан превосходством своего характера и образа мыслей. Истинно благородный и благочестивый человек, он отличался необыкновенной кротостью и человеколюбием. Сам Мухаммед, намекая на брата ветхозаветного Моисея , называл его своим Аароном , братом в этой и будущей жизни и вратами обиталища науки. В одном дошедшем до нас собрании изречений Али изложил свои благородные правила и воззрения на жизнь, хотя и не вполне достоверно, чтобы действительно ему принадлежало, составление этого сборника. Еще более доказал он свое благородство своей жизнью. Но при избрании преемника Мухаммеду не эти преимущества решали дело; оно зависело скорее от энергии и ловкости. Все, что касалось веры и нравственности, раз и навсегда было твердо установлено и завершено пророком. Теперь необходимо было упрочить, и в некотором отношении создать вновь государство, возникшее вследствие реформаторской деятельности Мухаммеда. Для этой цели благородный, восторженный и кроткий Али не так подходил, как осмотрительный и хитрый старик Абу Бакр. Вот почему все старейшие мусульмане тотчас же признали Абу Бакра халифом , т. е. преемником (или «заместителем») пророка. В союзе с ними ему нетрудно было преодолеть слабую оппозицию несогласных между собою мединцев. Сам Али признал его власть, несмотря на то, что у него было немало горячих приверженцев, а один из старейших сотоварищей пророка даже обнажил за него меч. Тотчас после избрания Абу Бакра, Омар послан был овладеть домом Али, который спокойно вышел к нему на встречу и признал своего противника халифом.

Получив власть, Абу Бакр приказал собравшемуся под начальством Усамы войску отправиться в предположенный еще Мухаммедом поход к сирийской границе. Во время этого похода, в короткое время и счастливо оконченного Усамой, сам халиф Абу Бакр был занят войной с некоторыми восставшими племенами поблизости от Медины, а по возвращении Усамы отправил все готовые к выступлению в поход войска, под начальством одиннадцати полководцев, для покорения более отдаленных отложившихся племен. После многих упорных битв, восставшие племена были мало-помалу усмирены и некоторые из них жестоко наказаны. Халид , один из одиннадцати полководцев, особенно отличался при этом жестокостями, обесславившими его победы.

Места сражений мусульман с отпавшими от ислама арабскими племенами (632 г.)

После покорения восставшей Аравии халиф Абу Бакр стал стремиться к завоеваниям вне её, к распространению ислама за пределами своего отечества. С этой целью он послал Халида в ближайшую провинцию Персии. Халид в самом начале войны разбил неприятеля в сражении, известном под именем битвы цепей . Происхождение этого названия объясняют тем, что персидский главнокомандующий, не доверяя одной части своего войска или желая удержать ее от бегства перед сражением, приказал заковать ее в цепи. Несколькими другими победами Халид проложил себе путь в персидскую область Ирак на Евфрате, а оттуда пошел к городу Хире, находившемуся близ древнего Вавилона и бывшему столицею подвластного персам христианского арабского государства. После покорения этого государства, победоносному полководцу арабов подчинились и некоторые другие подвластные Персии владетели. Вскоре он одержал еще несколько побед над персами и над их аравийскими вспомогательными войсками, и распространил господство халифа до низовьев Евфрата , но среди своих побед был отозван Абу Бакром.

Вторжение Халида ибн ал-Валида в Ирак (634 г.)

По приказанию халифа, другое войско арабов напало на византийскую провинцию Сирию , но было отражено греческим полководцем Сергием. Тогда Абу Бакр решился приостановить на время завоевания на Востоке и направить все свои силы на северо-запад, против Сирии. По прибытии Халида, дело действительно приняло другой оборот; но поворот этот произошел уже в правление преемника Абу Бакра.

Вторжение в Сирию армий Амр ибн аль-Аса, Язида ибн Абу Суфьяна, Шурахбиля и Абу Убейды

Престарелый Абу Бакр умер в 634 г., после двухлетнего управления государством (632-634). Предоставив ведение войны людям более молодым, он оказал государству другую важную услугу, приказав составить сборник всех откровений пророка, как записанных, так и передававшихся изустно; этим он дал религии Мухаммеда твердые основания, а вместе с тем и свод законов новому государству. Другими словами, халиф Абу Бакр положил пределы распространению лжи и ненадёжных преданий, упрочив новое аравийское государство законами, которые, как изречения пророка, были неотменимы, и потому на некоторое время избавили мухаммедан от гибельных потрясений. Абу Бакр оказал молодому исламскому государству еще другую услугу, назначив себе перед смертью преемника. Без этого распоряжения у мусульман, быть может, вспыхнула междоусобная война, которая была бы для них тем гибельнее, что в то время они вели войны с двумя государствами. Впрочем, избрание преемника Абу Бакра определилось само собою. Омара, при содействии которого Абу Бакр достиг халифата, нельзя было обойти, несмотря на его вражду с Халидом, потому что Абу Бакр во время своей болезни назначил его имамом, т. е. чтецом молитв и духовным главою; к тому же Омар постоянно имел огромное влияние на управление. Итак, Али был вторично обойден; на этот раз устранить его было еще легче, потому что духовное звание считалось существенною принадлежностью повелителя правоверных, и, следовательно, Омар, как имам, имел преимущество на своей стороне.

Для характеристики нового арабского государства и его первых правителей заметим, что Абу Бакр, несмотря на богатую добычу, присылаемую ему его полководцами, не покидал простой пастушеской жизни и не терпел того блеска, который по восточным понятиям необходим для внешней обстановки царского достоинства. Сделавшись халифом; он даже продолжал некоторое время заниматься торговлей и сам пас свои стада.

Предисловие.

За прошедшие несколько недель, чтобы, подготовиться к нашей серии разговоров про Абу Бакра Ас Сыддика, да будет
доволен им Аллах, мне пришлось прочитать книги про Абу Бакра Ас Сыддика, да будет доволен им Аллах. Все мы знаем,
что Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, является вторым великим человеком после Анбия Аллаха Азза уа
Джаль, но почему-то у нас всегда, такая особая любовь к Омару ибн аль Хаттабу, да будет доволен им Аллах. Все
поражены личностью Омара ибн аль Хаттаба, его мощью и силой, он это тот, кто аль-Фарук. Поэтому, иногда мы не
делаем много исследований про Ас Сыддика, да будет доволен им Аллах.
За прошлые несколько недель, у меня появился шанс увидеть и ознакомится с его личностью. И Субхана Аллах,
особенности его характера - они удивительны. И, когда бы вы не взяли лист благих деяний, вы найдете имя Абу Бакра на
первом месте. Он был первым мусульманином, первым Халифом, он был первым и единственным человеком кто был с
Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время хиджры. Он первый в имане. Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит что: “Иман Абу Бакра больше чем вся умма”.
Он был первым даже в деяниях, которые для нас покажутся простыми. Один раз Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сидел в мечети, и спросил сахабов: “Кто постится в этот день?”, Абу Бакр Ас Сыддик
сказал:“Я”, “Кто навестил больного?”, Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я навестил”,“Кто принял участие в
джаназа?”, Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я принял”,“Кто в этот день дал садака?”, Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я
дал”. И все в мечети вокруг смотрят и единственная рука, которая поднимается это Абу Бакра.
В другом повествовании говорится, что это случилось после молитвы аль Фаджр (утренней молитвы). Посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, после утренней молитвы разговаривал со сподвижниками. Например, они могли
говорить про сны и другие вещи. Говорится: “Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Кто
принял участие в джаназа?” Омар ибн аль Хаттаб сказал: “Мы только начали свой день?” “Кто в этот день дал
садака?” Омар ибн аль Хаттаб сказал: “Мы только начали свой день?” Абу Бакр ответил: “Когда я шѐл в мечеть, я
повстречал бедняка и я дал ему садака”, “Кто навестил больного? ” Омар ибн аль Хаттаб: “Мы только начали наш
день?” Абу Бакр Ас Сыддик сказал: “Я слышал что АбдурРахман ибн Ауф болен и до того как пришел в мечеть, я навестил
его.”
Каждый раз как задавал вопрос Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакр Ас Сыддик, да
будет доволен им Аллах, отвечал: “Я сделал”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
сказал:“Если
эти деяния собрать в человеке, то этот человек войдет в Рай.” И снова в какой бы лист вы не посмотрели, на
первом месте вы найдете Абу Бакра. Али ибн абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорит: “Он был первым, и каждый
раз, когда мы тягались с ним в благих деяниях, он приходил первым”.
И все мы знаем историю того как Омар ибн аль Хаттаб пытался состязаться с Абу Бакром, да будет доволен ими Аллах. И
помните, что состязание в хорошем, это хорошо, состязание в благих делах это благое дело. В Исламе мы не соревнуемся
в мирских делах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Бойтесь Аллаха и относитесь
спокойно к дунья”.Расслабитесь, будьте спокойны в вопросах дунья. Аллах Азза уа Джаль в Коране про Джанна
говорит: “Сабику” мчитесь, “Са’риу” спешите, поэтому, когда дело касается Джанна, вы должны состязаться как в
гонках, потому что в Джанна особые уровни.
По хадису в сахихе Муслима из каждой 1000, только один войдет в Рай. Аллах Азза уа Джаль скажет А’даму (мир
ему) “Выведи порцию из своих детей, которые войдут в ад.” А’дам (мир ему) скажет: “Какая порция моих детей
пойдут в ад?” Аллах Азза уа Джаль скажет: “С каждой тысячи девятьсот девяносто девять”.
Абу Бакр Ас Сыддик, да будет доволен им Аллах, был всегда впереди, и вы это будете замечать за всю его жизнь. И
самое удивительное это то, что делал Абу Бакар казалось, что он не соревнуется ни с кем, все было естественно. Другие
пытались состязаться с ним, Омар ибн аль Хаттаб пытается, Али ибн Абу Талиб пытается. Но Абу Бакр Ас Сыддик просто
делает это, даже если он будет жить один, он все равно будет делать то же самое. Это было его естественной дорогой,
как говорит поэт: “Как я могу состязаться с тобой, когда ты ходишь уверенно и спокойно и все же приходишь первым” то
есть, не видно, что ты спешишь.
Поэтому я думаю, что самое лучшее будет начать эти серии, с заявления Али ибн Абу Талиба: “Он был первым”.
Я спрашиваю сам себя “как он это делал?” То есть, будучи человеком, есть что-то, что против тебя, твой возраст, твои
умственные способности, здоровье тела. Но видно как Абу Бакр мог игнорировать все эти вызовы. В этих сериях, мы не
будем говорить только о событиях в его жизни, мы попытаемся понять его внутри, попробовать пожить с ним, поэтому
попробуйте представить. Потому что, с этими людьми, с этими сахабами, чем больше вы узнаете про них, тем больше вы
любите их.
Они ни как некоторые исторические личности с плохой и с хорошей стороны, сахабы, да будет доволен ими Аллах,
сколько бы не копай, все что ты найдѐшь всегда будет хорошим. Как Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал про
Абу Бакра: “Он весь был хорошим”. Сахабы были разные. Абу Бакр Ас Сыддик был мягким и сострадательным, Омар ибн
аль Хаттаб был строгим и настойчивым. В нашей серии разговоров вы заметите, что когда мы будем говорить про Абу
Бакра, вместе с ним же говорим про Омара и когда говорим про Омара, вместе с ним же говорим про Абу Бакра. Один
тянет другого, как будто они были двумя крыльями Ислама.
Когда люди встречали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то всегда рядом видели Абу Бакра с
одной стороны и Омара с другой стороны. Али бин Абу Талиб говорит: “Посланник Аллаха покидал с Абу Бакром и
Омаром, и возвращался с Абу Бакром и Омаром”. Абу Бакр Ас Сыддик представляет мягкость и милосердие, тогда как
Омар ибн аль Хаттаб, представляет наказание Аллаха и бедствие, да будет доволен ими Аллах. Омар ибн аль Хаттаб был
худшим препятствием для шайтана. Каждый раз, когда шайтан видел Омара ибн аль Хаттаба, то его день становился
плохим. Поэтому, когда Омар ибн аль Хаттаб выбирал одну дорогу, Посланник Аллах да благословит его Аллах и
приветствует, сказал: “...шайтан выбирает другую дорогу”. Шайтан избегал его, потому что Омар ибн аль Хаттаб
напоминал ему о плохих днях шайтана.
Осман ибн Аффан представляет застенчивость, Али ибн Абу Талиб представляет воина, да будет доволен ими Аллах.
Из жен Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, А’иша, да будет доволен ею Аллах, представляет
любознательность, которая всегда спрашивает что-то, которая стремится узнать многое. Как раз таки вы можете замечать
это с молодыми людьми.
А Хадиджа, да будет доволен ею Аллах, представляла характер зрелой женщины, которая поддерживала Посланника
Аллаха психологически. Каждый раз, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нуждался в ком-
нибудь, на которого можно было бы опереться, Хадиджа всегда была рядом, да будет доволен ею Аллах.
Абу Зарр аль Гъифари, он один. Даже есть повествование, где говорится: “Он стал мусульманином один, он умрет
один и в Судный день будет воскрешен один”. Абу Зарр аль Гъифари вырос в Гъифаре. В Гъифаре люди не
бизнесмены как в Мекке, они были более в земледелие и фермерстве как жители Медины. Как они зарабатывали на
жизнь? Они делали рейды на караваны, это было их бизнесом. Из-за дурьи своего народа, Абу Зарру аль Гъифари,
пришлось покинуть их. Он переехал в пустыню и стал мусульманином один.
Потом Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил его назад к своему народу для дауа. Он
достиг успеха и весь его народ стали мусульманами. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал
качества Абу Зарра аль Гъифари, так же знал другие качества и поэтому сказал ему: “Никогда не бери
ответственность даже за двух людей и никогда не занимайся финансовыми делами сирот.” То есть Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал его, что он хорош в одних вещах и в то же время он сказал ему,
чтобы избегал другие вещи, да будет доволен им Аллах.
Абу Дарда был абедом, захидом, с другой стороны АбдурРахман ибн Ауф был миллионером. СубханаЛлах, богатство
просто стекается к некоторым людям. Когда АбдурРахман ибн Ауф сделал хиджру в Медину, он приехал ни с чем.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, побратал его с Саадом ибн Убада, один из богатых лидеров
Аль Ансар, да будет доволен ими Аллах. Саад ибн Убада сказал: “Если хочешь, я поделю мое богатство на два, у меня
две жены, и я разведусь с одной и поженю тебя, ты сам выберешь какую.”
Смотрите какой уровень братства и помните, что они мусульмане только с не давних пор. АбдурРахман ибн Ауф мог
принять это, но он сказал: “Да благословит Аллах твою семью и богатство. Ты просто покажи мне, где базар Медины”
По прошествии некоторого времени, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел желтый
порошок на лице АбдурРахмана ибн Ауфа. Этот желтый порошок использовался в качестве косметики для женщин во
время джахилии. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Откуда это?”, он
ответил: “Я поженился.” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: “Что ты заплатил
махром?” То есть, ты только не давно приехал с Мекки и у тебя ничего не было, тот ответил: “Я дал ей золото.” То есть,
он уже смог сделать достаточное состояние, чтобы дать золото в махр.
Однажды жители Медины начали чувствовать, что земля трясѐтся, и они спросили: что это? Те ответили: “Караван
АбдурРахмана ибн Ауфа вернулся с Аш Шаама.” В этом караване было столько верблюдов, что земля тряслась. Вот таким
вот богатым АбдурРахман ибн Ауф стал. Аллах Субхана уа Тааля благословил его богатство. Когда он умирал, он поделил
свое состояние и поделил между членами семьи. Но его состояние было такое большое, что потом он написал в своем
завещании что: “Я хочу, чтобы мое состояние поделили между всеми мусульманами, которые сражались в битве
Бадр”. Те, кто участвовали в Бадре были еще живы, так дайте им часть моего состояния.
Осман ибн Аффан был одним из участников Бадра и в то время он был халифом, но он все равно принял часть состояния
от АбдурРахмана ибн Ауфа. Осман ибн Аффан сказал: “Богатство АбдурРахмана ибн Ауфа чистый халял”. Это богатство
чистый халял, это милость Аллаха, так, как я могу отказаться от этого. Он принял, в то время когда Осман ибн Аффан
был сам богатым.
Поэтому сахабы разные, но очень важно знать про них. Все мы разные, у всех нас разные возможности, никто из нас не
может быть как Абу Бакр Ас Сыддик или как Омар ибн аль Хаттаб. Но вы можете быть как Муаз ибн Джабаль - учѐный
или вы можете быть муджахидом как Халид ибн Уалид. Поэтому важно учить про сахабов, чтобы вы могли равняться им и
попытаться стать похожим на них. Вы можете взять одного сахаба в пример себе. Посмотрите на какого сахаба похож
ваш характер. Также и сестры, учите про Матерей верующих и сподвижниц, попробуйте найти для себя пример.
Наша жизнь простая, обычно ничего не происходит у нас, но придет тот день, который изменит полностью направление
твоего будущего. На арабском это называется “моакф”. Если это слово перевести буквально, то это - точка позиции, эти
моменты раскрывают твою сущность, показывают кто ты на самом деле.
Это испытания, которые ты встретишь. Возможно, твой каждый день проходит нормально, без каких либо изменений, но
раз в месяц или в год случится что-то важное, какая будет твоя позиция в данном случае? Аллах испытывает подобным
образом.
Если посмотреть на биографию Абу Бакра, то у нас нет записей всей жизни Абу Бакра, у нас нет записей его
каждодневной жизни. Но у нас есть из его жизни несколько точек, которые говорят нам, кем был Абу Бакр на самом
деле. Некоторые из этих точек были на секунды, а некоторые длинные. Жизнь может идти день, месяц, час или год, но
всего одна секунда может изменить все.
Поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:“Один из вас может сказать одно
слово, из-за этого слова он может возвыситься в Джанна. И один может сказать такое слово, которое
разгневает Аллаха и будет выброшен в ад на 70 лет”. Всего одно слово, но это слово, это моакф. Таких точек в
жизни Абу Бакра много, но пять из них особо уникальны:
Первое - Его Ислам!
В арабском языке есть сказание: “Каждая лошадь, когда-то спотыкается”. Каким бы безупречным конь не был, он в
какой-то момент жизни спотыкается и падает вниз. Также с каждым человеком, который стал мусульманином, который
чуть-чуть подумал, который мог засомневаться, который размышлял об этом день другой, но кроме Абу Бакра. В первый
же момент как он получил послание, он сказал: “Ашхаду анна ля иляха иль Аллах, уа ашхаду анна Мухаммадан
расулаЛлах”. Это не потому что он наивный и не потому что он легко меняет своѐ мнение. Напротив, он был очень
окончательным в своих решениях и это заметно особенно когда он стал Халифом. У Абу Бакра было качество стоять
твердо в своих решениях против всех сахабов и в конце выходило, что он был прав.
Второе - Аль исра уа аль миарадж
Это является его второй точкой в его жизни. Сейчас мы поговорим об этом коротко, потому что впереди мы будем
говорить об этом более детально. Когда с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, случилось это
удивительное путешествие, люди Курэйша, которые были секуляристами, материалистами которые верят только в то, что
видят их глаза, в то, что могут услышать их уши и в то, что могут потрогать их руки, стали насмехаться над
путешествием. Они посчитали это шансом принести конец Исламу и что все мусульмане отступятся от своей религии,
потому что они подумают, что их Пророк сумасшедший.
Абу Джахль был очень счастлив. Курайшиты пошли к Абу Бакру и сказали: “Ты знаешь, что твой друг говорит? Он
говорит, что он съездил в Иерусалим и вернулся обратно в ту же ночь”. Какой была реакция Абу Бакра? Если бы иман
Абу Бакра был слабый, он бы сказал, что это не правда и если бы Абу Бакр был бы человеком которого легко обмануть,
то он сказал бы да это так. Поскольку вестник является одним из куффар и так же Абу Бакр не хочет отрицать то, что
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мог сказать, он ответил коротко: “Если Посланник Аллаха
сказал так, то значит это, правда”.
Это заявление состоит из двух частей, первое - я должен это проверить, если он там был то, значит это правда. И это
манхадж хадиса, это манхадж уляма по хадисам, поэтому мы сначала должны проверить, мы не принимаем сразу, потому
что то, что нам донесли, может быть слабым, проверь содержимое и если это сахих, то мы не откажемся от этого. Мы не скажем, что это “против логики”, мы не скажем что это “против цивилизованного 21 века”, нет, мы примем это. Если
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, то это правда, это уахий от Аллаха.
Третье - Это во время кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Историки описывают то событие так: “Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, умер, Осман
ибн Аффан прятался в своем доме, Омар ибн Хаттаб таскал свой меч и говорил: “Посланник Аллаха не умер, он ушел
встретиться с Аллахом на сорок дней, как Муса уходил встретиться с Аллахом и он вернется назад, и кто будет говорить,
что Мухаммад умер, я отрежу ему голову”. Некоторые сахабы были в мечети и плакали”.
Вот такое описание Медины они дают после кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это
было такой катастрофой, что они не могли справиться с этим. Абу Бакр Ас Сыддик, даже когда он был самым близким к
Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, это он кто вернул их назад. Это Абу Бакр Ас Сыддик, да будет
доволен им Аллах, кто вернул их назад. Это указывает на сабат (стойкость) и иман и якъин который был у Абу Бакра Ас
Сыддика, да будет доволен им Аллах.

Его рождение и внешность

Среди ученых нет разногласий в том, что Абу Бакр родился после «года слона», в котором родился Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Однако они разногласят в том, сколько прошло времени от этого года. Некоторые говорят, что он родился по истечении трех лет, другие говорят, что прошло два года и шесть месяцев, еще говорят, что прошло два года и несколько месяцев, не называя количество месяцев.

Он рос в благе в объятиях своих родителей, которые пользовались почетом и величием в своем народе и в такой атмосфере Абу Бакр взрастил свою душу и получил почетное положение в своем народе.

Что касается его внешности, то он описывается тем, что был белокожим и худым. Об этом сказал Кайс бин Абу Хазим: «Я вошел к Абу Бакру. Он был худым и белокожим». Ученые по биографиям описали его следующим образом: «Абу Бакр имел следующее описание: он имел белый цвет кожи с желтизной, он был хорошего роста, у него были худые щеки, с редкой растительностью, сутулым, из-за его худобы на нем не держался его изар, который ослабевал на поясе, у него было худое лицо, глубоко посаженные глаза, тонкие голени, жилистые бедра, выступающий лоб, он красил свою бороду и седину хной и катмом.

Его семья

Его отцом был Усман бин Амир бин Амр, которого прозвали «Абу Кухафа». Он принял Ислам в день взятия Мекки. Абу Бакр отправился с ним к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Пророк сказал: «О Абу Бакр, почему ты не оставил его, пока мы сами не пришли к нему?» На что Абу Бакр ответил: «Это ему полагается приходить к тебе, о Посланник Аллаха». Абу Кухафа принял Ислам и дал присягу Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поздравил Абу Бакра с принятием Ислама его отцом и сказал ему: «Измените цвет его волос», так как голова Абу Кухафы была подобна «сугаме» (растение с белоснежными цветами и плодами).

В этом сообщении указан благородный пророческий путь узаконенный Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в почитании и уважении к старшим по возрасту, который подтверждается его, мир ему и благословение Аллаха, словами: «Тот не из нас, кто не проявляет уважение к нашим старшим и милость к нашим молодым».

Матерью Абу Бакра была Сальма бинт Сахр бин Амр бин Ка’б бин Са’д бин Тайм. У нее было прозвище «Умм аль-Хайр». Она приняла Ислам в самом начале пророчества.

У Абу Бакра было четыре жены, которые родили ему троих сыновей и троих дочерей.

Жены Абу Бакра

1. Кутайла бинт Абд аль-Узза бин Ас’ад бин Джабир бин Малик. Ученые разошлись во мнении относительно того приняла ли она Ислам. Она родила Абдуллаха и Асму. Абу Бакр развелся с ней еще во времена джахилии (доисламский период). Однажды она пришла к своей дочке Асма бинт Абу Барк в Медину с подарками: творогом (или сыром) и маслом. Однако она не приняла ее подарки и не впустила в дом и отправила человека к Айше, чтобы она узнала у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, как ей поступить и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть впустит ее и примет ее подарок». И Аллах, Всемогущий Он и Великий, ниспослал аят: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (Коран. 60:8).

То есть Аллах не запрещает проявлять благочестие, искренность, совершать хорошие дела как поддержание родственных отношений, помощь соседу, гостеприимство по отношению к неверующим, которые живут с вами в мире, не убивают вас из-за вашей религии, как из числа их женщин и слабых, не выгоняют вас из ваших домов. Также Аллах не запрещает проявлять справедливость, соблюдая принадлежащие им права, исполнение договоров, сохранение доверенного, плата полной цены за товар. Поистине, Аллах любит справедливых и доволен ими и ненавидит тиранов и тех, кто за ними следует. (Тафсир аль-Мунир)

2. Умм Руман бинт Амир бин Уваймир из рода Кинана бин Хузайма. Ее муж аль-Харис бин Сахбара умер в Мекке и на ней женился Абу Бакр. Она рано приняла Ислам, присягнула Пророку и переселилась в Медину. Она родила Абдуррахмана и Айшу, да будет доволен ими Аллах. Умм Руман умерла при жизни Пророка, мир ему и благословение Аллаха в Медине в шестом году хиджры.

3. Асма бинт Умайс бин Ма’бад бин аль-Харис. Умм Абдулла. Она из числа первых переселившихся. Она давно приняла Ислам, еще до входа в дом аль-Аркама. Она присягнула Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и переселилась со своим мужем Джафаром бин Абу Талибом, да будет доволен им Аллах, сначала в Эфиопию, а затем в Медину. Ее муж погиб в сражении при Му’та и после этого на ней женился Абу Бакр, и она родила от него Мухаммада. От нее передавали хадисы, например, такие сподвижники как Умар, Абу Муса, Абдулла бин Аббас, Умм аль Фадль жена Аббаса. Посредством брака она была в родстве с благороднейшими людьми: Посланник Аллаха, Хамза, Аббас и другие.

4. Хабиба бинт Хариджа бин Зайд бин Абу Зухайр аль-Ансария аль-Хазраджия. Она родила Абу Бакру Умм Кульсум после его смерти.

Дети Абу Бакра

1. Абдуррахман бин Абу Бакр. Старший сын Абу Бакра. Он принял Ислам в день подписания Худайбийского договора. Он был хорошим мусульманином и сопровождал Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. После принятия им Ислама в его жизни было немало славных эпизодов, о которых свидетельствовали люди.

2. Абдулла бин Абу Бакр. Ему принадлежит великая роль в переселении Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Днем он оставался среди жителей Мекки и слушал их разговоры, затем ночью отправлялся к пещере, в которой находились Пророк и Абу Бакр, чтобы передать им их разговоры, а когда наступало утро, возвращался в Мекку. Он был ранен стрелой во время сражения в Тайфе и умер шахидом в Медине во время правления своего отца.

3. Мухаммад бин Абу Бакр. Его матерью была Асма бинт Умайс. Он родился в год прощального хаджа Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и был из числа курайшитский юношей. Он жил у Али бин Абу Талиба, был им назначен правителем Египта, где его и убили.

4. Асма бинт Абу Бакр. «Зата нитакайн» (обладательница двух поясов). Она была старше Айши. Посланник Аллаха назвал ее «обладательницей двух поясов» потому что, когда он и Абу Бакр собирались переселиться в Медину она подготовила для них провизию в дорогу и не могла найти чем завязать мешок с едой и тогда она порвала свой пояс на две части и связала им провизию. Она была женой аз-Зубайра бин аль ‘Аввама и переселилась в Медину будучи беременной Абдуллой бин аз-Зубайром, которого родила после переселения и он был первым ребенком в Исламе, который родился после хиджры. Она достигла ста лет, при этом сохранив разум и не потеряв зубов. От нее передано 56 хадисов. От нее передавали хадисы Абдулла бин Аббас и ее сыновья Абдулла и Урва, а также Абдулла бин Абу Муляйка и другие. Она была щедрой женщиной. Асма умерла в Мекке в 73 году хиджры.

5. Мать правоверных Айша, да будет доволен ею Аллах. Правдивейшай дочь правдивейшего. Посланник Аллаха женился на ней, когда ей было шесть лет и стал жить с ней, когда ей исполнилось девять лет. Он сыграл с ней свадьбу в месяце шавваль. Она была самой знающей из женщин. Посланник Аллаха назвал ее Умм Абдулла. Его любовь к ней стала примером для праведных семей. Аш-Ша’би рассказывает от Масрука, что когда он рассказывал от матери правоверных Айши, говорил: «Мне рассказала правдивейшая дочь правдивейшего, оправданная, любимица любимца Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». От нее передано 2210 хадисов. И аль-Бухари, и Муслим вмести приводят в своих сборниках достоверных хадисов 174 хадиса, а отдельно аль-Бухари - 54 хадиса, которых не привел у себя Муслим, а Муслим привел 69 хадисов, которые не привел у себя аль-Бухари. Айша прожила 63 года и несколько месяцев и умерла в 57 году хиджры. У нее не было детей.

6. Умм Кульсум бинт Абу Бакр. Ее матерью была Хабиба бинт Хариджа. Когда Абу Бакр был при смерти он сказал матери правоверных Айше: «Это твои два брата и две сестры». Айша спросила: «Это Асма и я знаю ее. А кто еще?» Абу Бакр ответил: «Та, которая в животе у бинт Хариджа. Я чувствую, что родится девочка». И случилось так как он сказал. Она родилась после его смерти. Умм Кульсум вышла замуж за Тальху бин Убайдулла, который был убит в «день верблюжьей битвы». Айша совершила с ней хадж, когда она была в трауре (срок идда) и вывезла ее в Мекку.

Это благословенная семья Абу Бакра, которую облагодетельствовал Аллах Исламом. Абу Бакр выделяется этим среди остальных сподвижников. Ученые говорят: мы не знаем других четверых, которые были бы связаны родственными связями один через другого и которые были бы сподвижниками Посланника Аллаха, кроме семьи Абу Бакра: Абдулла бин Зубайр, его мать Асма бинт Абу Бакр бин Абу Кухафа. Эти четверо являются сподвижниками и родственниками друг другу. А также Мухаммад бин Абдуррахман бин Абу Бакр бин Абу Кухафа.

Среди сподвижников нет тех, чьи отец, мать и дети приняли бы Ислам при жизни Пророка, и даже внуки которого видели Пророка, кроме Абу Бакра, как с мужской, так и с женской стороны. Все они уверовали в Пророка и были его сподвижниками. Таков дом Правдивейшего, а его семья - семья имана (веры) и среди них не было лицемеров. И не известно ничего подобного среди сподвижников, кроме семьи Абу Бакра, да будет доволен ими Аллах.

из книги Али ас-Салляби

"Абу Бакр ас-Сиддык"

أبو بكر ‎
Каллиграфическое написание имени Абу Бакр по-арабски
Амир аль-муминин и халиф Праведного халифата
- 23 августа
Предшественник Мухаммад Преемник Умар Вероисповедание ислам Рождение (0573 )
Мекка Смерть 22 августа (0634-08-22 )
Медина Место погребения Масджид ан-Набави , Медина Отец Усман Абу Кухафа [d]
Мать Сальма Уммуль-Хаир [d] Супруга Кутайла бинт Абд аль-Узза [d] , Умм Руман , Хабиба бинт Хариджа [d] и Асма бинт Умайс Дети Аиша бинт Абу Бакр , Абдуллах ибн Абу Бакр [d] , Абдуррахман ибн Абу Бакр [d] , Мухаммад ибн Абу Бакр , Асма бинт Абу Бакр и Умм Кульсум бинт Абу Бакр [d] Абу Бакр на Викискладе

Жизнь в Мекке

Абу Бакр ас-Сиддик родился в 572 году в Мекке в семье Усмана (более известен как Абу Кухафа) и Сальмы (более известна как Умм аль-Хайр). До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.

Принятие ислама

Абу Бакр ас-Сиддик был другом Мухаммада и считается третьим из мужчин, после Али ибн Абу Талиба и Зейда ибн Хариса , принявшим ислам. Традиционная арабская историография разделяет лиц, принявших ислам на «до прихода Мухаммада в дом аль-Аркама» (всего 24 человека) и «после дома аль-Аркама» - и Абу Бакр относится к первой группе, к самому тесному кругу последователей Мухаммада. Более того, Абу Бакр был третьим мужчиной, не относящимся к семье Пророка, принявшим ислам - первым и вторым были Зейд ибн аль-Хариса и Али. Если же учесть жену Мухаммада, Хадиджу бинт Хувайлид , то Абу Бакр считается четвёртым человеком, принявшим ислам. На этом этапе Абу Бакр и сменил своё языческое имя на Абдуллах («раб Божий»). Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан , Тальха ибн Убайдулла , аз-Зубайр ибн аль-Аввам , Саад ибн Абу Ваккас , Абдуррахман ибн Ауф , Усман ибн Мазун и других. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. Арабские историки крайне трепетно относились к подобным показателям, поскольку именно они обуславливали место того или иного человека в мусульманской общине обществе и уровень дохода.

Хиджра

Во время хиджры в Медину Абу Бакр укрывал пророка Мухаммада от преследований и сопровождал в пути. Так, они укрывались от преследователей в пещере в окрестностях Мекки . Поздние историки - особенно шиитского толка - отводили эту роль Али , однако подобная трактовка событий не соответствует действительности.

Жизнь в Медине

В 624 г. н. э. Абу Бакр выдал свою дочь Аишу за пророка Мухаммада и тем самым ещё более сблизился с ним. Свадьба была оговорена ещё в мекканский период; в Медине брак был скреплён фактически. По воспоминаниям самой Аиши, никаких свадебных торжеств не было .

Абу Бакр принял участие во всех боевых походах пророка Мухаммада и был знаменосцем в битве при Табуке . Абу Бакр ас-Сиддик сам не возглавлял ни одной значительной политической или военной акции - если не считать совершённого в 631 г. хаджа и молитв в Мекке в последние дни жизни Пророка, когда тот сам уже не мог стоять на минбаре. Когда же Мухаммад скончался, а часть арабов отказалась поверить в его смерть, именно Абу Бакр предотвратил драку в мечети, обратившись к разгорячённым соплеменникам со словами: «О люди! Кто поклоняется Мухаммаду, так [знайте, что] он умер. А кто поклоняется Аллаху - так [знайте, что] он вечен и не умрёт. А Мухаммад - только посланник, до которого были посланники. Неужто вы повернёте назад? Кто поворачивает назад, ничем не навредит Аллаху, а благородным - Аллах воздаст» .

Халифат

Избрание халифом

Со смертью Мухаммада в 632 году встал вопрос о новом главе мусульманской общины. Собравшиеся под навесом в квартале рода бану Саида ансары избрали Сада ибн Убаду , но после того, как туда пришли Умар ибн аль-Хаттаб , Абу Убайды и Абу Бакр, халифом избрали последнего . Ансары в споре отстаивали свои права до последнего - так, выносились предложения избрать двух халифов, по одному для мухаджиров и ансаров. Прочие члены общины даже не пытались претендовать на право в выборе нового главы - для них это представлялось немыслимым. Так, во вполне конкретном противостоянии и борьбе за верховную власть, был решён принципиальный вопрос - будет ли сосредоточена в одних руках и военная, и духовная власть.

По мнению шиитов, Абу Бакр узурпировал власть, которая должна была принадлежать Али ибн Абу Талибу . По некоторым источникам, Али и другие хашимиты в течение шести месяцев не присягали Абу Бакру, что скорее всего является поздней шиитской трактовкой тех событий . Будучи одним из ближайших сподвижников Пророка, одним из немногих, присутствовавших при его кончине, Абу Бакр мог бы при желании сфальсифицировать завещание Мухаммада - но не сделал этого. По аналогичной причине он мог объявить себя продолжателем миссии - как это сделали шииты в отношении Али и Хасана - однако не сделал этого. Абу Бакр постоянно подчёркивал, что является всего лишь исполнителем воли Мухаммада. Для подчёркивания этого статуса он даже принял соответствующий титул - «заместитель посланника Аллаха» (халифа рассули-л-Лях ), в упрощённом виде халиф .

Войны с вероотступниками

После смерти пророка Мухаммада многие племена, некогда обращенные в ислам, отпали, и их пришлось возвращать избранному халифу . Несмотря на начавшиеся на Аравийском полуострове мятежи, Абу Бакр приказал Усаме ибн Зейду готовиться к маршу против Византии, и 26 июня 632 года армия Усамы вышла в поход в направлении северных границ халифата. После отправки в поход отряда Усамы Абу Бакр не мог вести полноценную войну; он начал тянуть время, принимая делегации племен и отправляя к ним своих представителей. Несмотря на это, через три дня после отправки армии Усамы Медина подверглась нападению со стороны групп вероотступников. Нападение удалось отразить, и это событие подняло моральный дух мусульман. Через два с лишним месяца вернулось войско Усамы с победой и большим количеством трофеев , а Абу Бакр, оставив вместо себя в Медине Усаму, решил сразиться с вероотступниками. После победы над ними близ Рамзы он вернулся в Медину .

После своего возврашения в Медину Абу Бакр разделил отдохнувшее войско Усамы на 11 боевых отрядов, командирами которых стали: Халид ибн аль-Валид , Икрима ибн Абу Джахль , Шурахбил ибн Хасан, Мухаджир ибн Абу Умейя, Амр ибн аль-Ас , Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас, Хузайфе ибн Мухсину, Арфаджа ибн Харсама, Тарифа ибн Харджиз, Сувейд ибн Мукаррин, Аль-Ала ибн аль-Хадрами .

Сам Абу Бакр отправился в направлении аль-Абрака, нанёс поражение племенам абс и зубьян и отправился в местечко Бузаха, где находился лжепророк Тулайха . Тем временем Халид ибн аль-Валид без боя покорил племя Тай и двинулся в направлении Бузахи. В Бузахе он, понеся потери, разгромил племя фазара. После этого Халид ибн аль-Валид, вернув в ислам асадитов, амиритов и гатафанцев, по приказу халифа двинулся в Битах против Бану Ярбу .

Икрима ибн Абу Джахль отправился в Ямаму, после чего должен был двинуться в Оман и соединиться там с силами Хузайфы ибн Мухсина и Арфаджи ибн Харсамы. После этого они должны были соединиться с войсками Мухаджира ибн Абу Умаййи, который после завершения операции в Йемене должен был подойти к ним со стороны Хадрамаута. Икрима потерпел поражение от племени бану ханифа, к которому принадлежал лжепророк Мусайлима . Следовавший за Икримой Шурахбил ибн Хасан решил подождать подкрепления, однако прибывший через некоторое время в Ямаму Халид ибн аль-Валид обнаружил, что Шурахбил ибн Хасан, не дождавшись подкрепления, перешел в наступление и потерпел поражение. Мусайлима, собрав свои силы, пошел в наступление на мусульман со стороны Акрабы и Джубайла, однако мусульмане ответили контрнаступлением и нанести поражение противнику. Сам Мусайлима после неудачной попытки бегства был схвачен и убит .

Мусульманам пришлось столкнуться с трудностями и в Омане. Потеснённые Лакитой аль-Язди мусульманские войска, которыми командовали Джафар и Убада, были вынуждены отступить в горы и на побережье. Абу Бакр отправил в Оман Хузайфу ибн Мухсина, Афраджа ибн Харсама и Икриму ибн Абу Джахля. Мусульмане встретились с войсками под командованием Лакита в Дабе, и если бы не вовремя подоспевшее подкрепление, то они были бы разгромлены. В конце концов мусульманам удалось победить вероотступников и захватить много трофеев .

В Йемен были отправлены Тахир ибн Абу Хала, Мухаджир ибн Абу Умайя и Халид ибн Усаййид. Против взбунтовавшихся племён ук и ашар был послан Тахир ибн Абу Хала. Ему удалось добиться успеха, и после этого Абу Бакр послал его на помощь мусульманам Саны. Мухаджир ибн Абу Умайя вместе с отрядом Икримы установили контроль над Хадрамаутом .

В Бахрейне было два влиятельных племени - племя абдулкайс и бану бакр. Племя абдулкайс сохранило верность исламу, а бану бакр отступило от веры. Посланные в Бахрейн отряды под командованием Ала ибн аль-Хадрами и Джаруда выступили против вероотступников и разгромили их .

Проявляя бескомпромиссность по отношению к отступникам, Абу Бакр в течение года вернул отпавшие от ислама арабские племена .

Война с Византийской империей и государством Сасанидов

Чёткого перехода от походов в Аравии на арабские племена, не принявшие ислам, к завоеванию Сирии и Ирака не прослеживается. Переход этот представляется скорее стихийным, совершённым в силу обстоятельств, а не тщательно спланированным. Ни Мухаммад, ни Абу Бакр не высказывали конкретных суждений относительно распространения ислама и границ этого распространения. Ранняя мусульманская традиция не пытается вкладывать в уста Мухаммада идеи завоевания мира, не вкладывает она их и в уста Абу Бакра. Вследствие этого приводимые поздними историками призывы Пророка к византийскомй (ромейскому) императору и иранскому шахиншаху принять ислам представляются мистификацией (эти сведения, что немаловажно, не пересекаются также и с римскими источниками).

К началу вторжений в другие государства Халифат представлял собой рыхлое объединение племён, скреплённое исключительно верностью наместников лично главе общины и свежими воспоминаниями ранее мятежных вождей о недавних поражениях. Сила, безоговорочно верная халифу, составляла едва ли 3-4 тысячи мухаджиров и ансаров и 2-3 тысячи воинов наиболее верных племён. Халифат не имел ни регулярной армии, ни стабильного источника средств к её содержанию. Единственное средство обеспечения - садака - на тот момент выплачивалась скотом и составляла около 50-70 тыс. голов верблюдов, 100 тыс. голов мелкого рогатого скота и 300-400 тыс. динаров. При этом основная часть скота, находящаяся на периферии, использовалась для поддержания местных же мусульман и не могла быть использована для поддержания боеспособности армии. Наконец, судя по воспоминаниям, сами участники походов не делали особой разницы между ними.

Учитывая всё вышеперечисленное, наиболее близкой представляется версия, согласно которой Абу Бакр собирался не завоёвывать Византийскую (Ромейскую) империю и государство Сасанидов, а распространить ислам на арабские племена, вассальные двум этим державам. Бросается в глаза, что наиболее жёстко мусульмане обращались не с персами или ромеями, но с арабами, отказывавшимися принимать ислам. Лишь впоследствии характер войны изменился - главным образом потому, что оба крупных государства были крайне истощены войной друг с другом.

Согласно ат-Табари, битвы при Мазаре, ал-Валадже и Уллайсе состоялись в сафаре 12 г.х. или в промежутке между 17.04. и 15.05. 633 г. н. э.; в это же время был заключён мирный договор с Бехкубадом. Боевые действия вокруг Хиры и заключение мира относятся, предположительно, к маю-июню того же года. К сентябрю были покорены арабские племена калб, тамим и танух, центром которых являлся Думал ал-Джандал. Уже в рамадане 12 г.х. (9.11-8.12 633 г. н. э.) были покорены племена таглибитов. Лишь после этого можно говорить о возникновении общеарабского государства и начале военных действий против двух империй.

Мусульмане и сами были осведомлены о высоких боевых качествах византийской и персидской армий, а потому до начала 644 г. н. э. не вступали в бои с регулярными армиями этих держав, ограничиваясь подчинением вассальных им арабских племён. По ал-Базури, войско формировалось в течение мухаррама 13 г.х. (7.03-5.04 644 г. н. э.), а в походы выступило 1 сафара (06.04). Поскольку вожди племён были крайне своевольны и не желали подчиняться друг другу, Абу Бакр разбил войско на три колонны, которые возглавили Язид ибн Абу Суфьян, Шурахбиль ибн Хасан и Абу Убайда ибн аль-Джаррах . Халид б. ал-Валид со своей армией в это время автономно действовал в Междуречье . Отправляя войска, Абу Бакр будто бы дал командирам наставления о том, как вести себя на вражеских территориях; хотя поручиться за достоверность информации об этом наставлении крайне сложно, оно, несомненно, несёт отпечаток раннемусульманских представлений и потому заслуживает упоминания: «Когда встретишь врага, и Аллах даст тебе победу, то не злобствуй и не уродуй [тела врагов], не будь вероломным и не трусь. Не убивай ни ребёнка, ни старого старика, ни женщину. Не сжигай пальм и не обдирай с них кору, не срубай деревьев и не убивай скота больше, чем надо для еды. Вы будете проходить мимо людей в кельях, которые говорят, что посвятили себя Аллаху - оставляйте же в покое их и то, чему они себя посвятили. А есть другие, в головах у которых рылся шайтан, так что стали их макушки, как гнездо куропатки. Ударяйте их по этим местам, чтобы обращались в ислам или собственноручно с унижением платили [джизъю]» .

Смерть

Перед битвой при Ярмуке Абу Бакр тяжело заболел и, чувствуя приближение смерти, обратился к ближайшим сподвижникам с предложением выбрать себе нового халифа. Сподвижники, не выдвинув кандидатуру, предложили Абу Бакру самому назначить преемника. Тогда Абу Бакр предложил обсудить кандидатуру Умара ибн аль-Хаттаба , и подавляющее большинство поддержало это предложение. Об избрании нового халифа объявили публично, и народ поддержал этот выбор. Халиф Абу Бакр умер 23 августа 634 года - дожив, как и Мухаммад, до 63 лет, что арабские классические историки подчеркивают как особую награду за благочестие. В завещании, оставленном Абу Бакром, 1/5 часть его собственного земельного участка возле Медины, все личное имущество и денежные средства были переданы государству в качестве пожертвования : 1991 : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.