Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Психологические настольные игры в работе со взрослыми. Теплая компания. Психологическая настольная игра «Поддержка»

Привет и ура! Дошли у меня, наконец, руки до рассказа об известных мне психологических играх.

К психологическим играм можно, наверное, так или иначе отнести множество игр. Ведь в каждой игре, так или иначе, участвуют наши чувства, эмоции, действия, отношения друг с другом… А это и есть по сути то, что изучает наука психология. Я же здесь обо всех играх рассказывать не стану.

Да! Напомню-ка лучше о том, что статья

Психологические настольные игры

Думаю, Юлию Гиппенрейтер никому представлять не нужно. А если вдруг случилось так, что вы о ней ничего не знаете, то краткую информацию о ней вы найдёте здесь .

Это набор их нескольких психологических игр для всей семьи от Юлии Гиппенрейтер.

Суть этой игры в том, чтобы собрать всю семью вместе и… Общаться! Но не просто о чём-то там отстраненном (например — о погоде), а о своих же чувствах, эмоциях, мыслях. Одним словом — обо всём том, о чём обычно говорить забывают.

Основная цель этой игры научить открыто говорить о своих эмоциях, возникающих в той, или иной ситуации, научиться понимать и называть свои эмоции (попробуйте и узнаете, как редко мы думаем об этом), замечать и догадываться об эмоциях окружающих.

Развить в игроках эмоциональный интеллект – тот самый, которому почему-то мало кто уделяет пристальное внимание.

Эта игра, действительно популярна, стоит только изучить многочисленные отзывы, например, в Лабиринте.

Для какого возраста эта игра?

На игре значится 6+.

С Юлией Борисовной спорить в этом вопросе не стану.

Что стоит отметить: в составе игры много картонных карточек. Перед первой игрой некоторые из них нужно вырезать.

Поиграть здесь можно в три игры :

  • Наши чувства: здесь мы изучаем различные эмоциональные ситуации, вспоминаем аналогичные случаи из своей жизни, узнаем названия чувств, учимся внимательно слушать собеседника.
  • Эмоциональное лото: похоже на обычное лото, только вместо повторяющейся картинки или числа, мы распознаем эмоциональную ситуацию описанную ведущим.
  • Эмоциональная угадайка: угадываем чувства и эмоции, которые испытывает герой определённой жизненной ситуации.

О чём стоит предупредить: игра кому-то может показаться скучноватой, – в ней нет захватывающего сюжета, интриги, всего того привычного, чего ожидают обычно от настольных игр.

Тем не менее, считаю своим долгом рассказать о ней, ибо многим людям эта игра очень помогла наладить эмоциональный контакт в семье.

Где купить

В магазине Лабиринт

В магазине My-shop

Игра «Что делать, если…» — психологическая игра для детей

Ну а эта игра от Людмилы Петрановской .

Игра одноимённая с книжным бестселлером Людмилы Петрановской «Что делать если?» .

И предназначена она для детей младшего школьного возраста . То есть — детки с удовольствием играют в неё сами, не только с родителями.

Состоит она из игровых карточек «ситуаций» и «решений» и сокращённого варианта книги.

Побеждает игрок, набравший наибольшее количество «Ситуаций».

Игра учит детей находить решения в различных сложных жизненных ситуациях.

Например:

«Что делать если, на улице дождь с громом и молнией, а ты стоишь под деревом?», или

«Что делать если ребята в классе постоянно над тобой подшучивают?».

Что удивительно – книгу «Что делать если?» очень любят многие дети и, что самое замечательное, читают и перечитывают они её сами !

Где купить

Поскольку книга «Что делать, если…» издана в двух частях, то и игра «Что делать, если…» также выполнена в двух частях:

Первая часть игры в лабиринте

Первая часть «Что делать, если…» на Озоне

Вторая часть в Лабиринте

Вторая часть игры в My-shop

Игра «СТИХиЯ» от Ю.Б. Гиппенрейтер «Интеллектуальная психологическая игра для детей и взрослых»

Ещё одна игра от Юлии Борисовны Гиппенрейтер !

Также не могу о ней умолчать из-за большого количества положительных рецензий .

Эта игра некоторым образом «родственник» первой игры нашего обзора(Эмоциональный интеллект) , только она уже для взрослых.

Вернее – для детей от 12-ти лет и взрослых .

Игра учит разбираться в чувствах собственных и чувствах окружающих, замечать вдруг яркие детали в знакомых, казалось бы, строках, откровенно обсуждать с друзьями или родственники важные и непростые вопросы, которые просто так, вне игры, обсуждать бы, наверное, и не стали…

С помощью этого набора также можно сыграть в три игры:

  • Игра «СТИХиЯ»: в ней игроки по очереди вытягивают карточку с цитатой, угадывают пропущенное слово, отвечают на личные вопросы карточки к игроку.
  • Игра «СТИХиЯ лото»: напоминает обычное лото, но игроки ищут на своих карточках именно то стихотворение, цитата из которого провозглашена ведущим.
  • Игра «СТИХия иносказания»: Эта игра напоминает игру ассоциации. Объясняем слово, не называя однокоренных

Где купить

СТИХиЯ в Лабиринте

СТИХиЯ на Озоне

СТИХиЯ в My-shop

Игра «Мафия» — психологическая игра для компании

Кто не знает «Мафии»?

Есть ещё такие?! Тогда этот пункт обзора для вас!

Мафия — игра для большой компании. Человек от шести, лучше — больше .

Возрастные ограничения ? Думаю, лет с шести уже можно брать в команду. А вообще — тут дело индивидуальное.

Очень захватывающая и, действительно, — психологическая. Ведь каждому игроку необходимо внимательно следить за поведением остальных, чтобы догадаться, кто перед ним ­– мирный житель, или мафия, шериф, или, быть может, этот герой наделён сверх-способностями?! Мало того, игроку надо вести себя так, чтобы не выдать себя!

Состав любой игры «Мафия» это – карточки и инструкция.

У нас в наличии вот такая мафия.

И, сказать по правде, этот вариант достаточно быстро у нас поистрепался. Посему рекомендую

Приобрести карты более высокого качества.

Вот несколько хороших вариантов:

Где купить

Самая «ходовая» «Мафия» (усреднено приятные цена-качество) в магазине Озон

Это она же — в My-shop

А вот, к примеру, что предлагает магазин My-shop:

Пластиковые карточки «Мафии» , выполнены в стиле игральных карт .

Если же вам хочется «супер-пупер» подарочную Мафию , то такая тоже есть:

Выглядит ну очень солидно! (Магазин my-shop)

Неплохие отзывы и о качестве вот такого набора:

Это он в My-Shop

А это — на Озоне

Игра «24 формулы денег» — тайны психологии денег

Ну и последним пунктом хочу обратить ваше внимание на психологические игры от Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой .

Например, полюбившаяся многим игра «24 формулы денег»

По сути это – просто набор карточек.

На каждой из них кой-чего написано, и игроку предлагается просто вытянуть одну карточку…

Быть может это произойдёт на вечеринке? А также, возможно, это станет чьей-то игрой на каждый день…

Игрой в отношения с деньгами, и к деньгам.

На первый взгляд достаточно бестолковый набор каким-то магическим (ну а, может, и — психологическим) образом меняет взгляд игрока на деньги и его отношения с деньгами.

«Нет, ну надо же, — работает!» –

так с удивлением говорят многие, кто повстречался с этими чуд0-карточками лично.

Чем они станут для вас – решать только вам. Моё же дело – обратить на них ваше внимание. Вдруг они именно вам сослужат добрую службу.

Как знать…

Где купить

«24 формулы денег» в Лабиринте

Это — на Озоне

И — в My-shop

На этом обзор психологических игр мы, пожалуй, закончим.

Напоминаю вам, что это была девятая «серия» нашего обзора игр для семьи и весёлой компании .

Там вы сможете найти обзоры многих других типов игр.

Да! Поскольку вы заинтересовались играми психологическими, рекомендую также изучить . Ведь они поначалу были в этом разделе. И только после некоторых раздумий перекочевали в свой личный.

Ну а если вам вдруг случится где-то заскучать (например — в машине, или поезде, а может быть — самолёте), то здесь вы найдёте

Психологические настольные игры - это отличный способ совместить приятное с полезным. Это прекрасное времяпрепровождение и отличный способ освоить различные навыки, познать себя и решить проблемы.

Психологическая настольная игра «Лепешка»

Психологическая настольная игра «Лепешка» является одной из самых известных социальных игр, которая была разработана психотерапевтом Гюнтером Хорном. Основная цель игры - это развить у игроков умение договариваться, уступать друг другу, отстаивать свое мнение и научиться слушать других. Настольная игра также помогает людям справиться с излишней агрессией. В игре отсутствуют фишки - всем игрокам взамен им предоставляется пластилин, из которого необходимо будет создать своего представителя на игровом поле и играть за него. Почему пластилин? Пластилин позволяет в процессе лепки расслабиться, раскрепоститься и начать общаться с остальными участниками игры. Кроме того создавая своего представителя, игрок тем самым обозначает себя в игре и показывает как он к себе относится. Главная цель игры — дойти первым до замка и при этом остаться человеком.

Психологическая настольная игра «Шкатулка доброго волшебника»

Психологическая настольная игра «Шкатулка доброго волшебника» предоставляет возможность сочинить увлекательную и необычную историю. Оригинальные сюжеты, приключения и герои позволяют игрокам развить свою фантазию, научиться общаться, умение слушать и изъяснять свои мысли в правильной форме. В игре каждый игрок сможет открыть какие-то новые для себя личные качества, посмотреть события с другой с стороны, научиться анализировать ситуацию и при этом пройти незабываемое сказочное приключение.

Психологическая настольная игра «Хранительницы сада»

Психологическая настольная игра «Хранительницы сада» подойдет больше женской аудитории, которые хотят получить ответы на свои вопросы в своем сердце. В этом вам помогут цветы и растения волшебного сада, которые знают все самое сокровенное. Повествование игры гласит, что в древние времена три сестры создали прекрасный Сад женского сердца и в последствии стали его Хранительницами. Игра на самом деле увлекательная и необычная. «Хранительницы сада» — это эффективный способ самопознания для женщин. Простые правила, атмосфера волшебства и увлекательная игра.

Психологическая настольная игра «Поддержка»

Психологическая настольная игра «Поддержка» предназначена для взрослой аудитории и подростков. В игре могут принять участие каждый желающий, кто хочет лучше понять себя и обучиться навыкам получения и оказания поддержки. Каждый участник по очереди вытаскивает карточку ситуации и оглашает ее от своего имени. Все остальные участники оказывают ему поддержку, согласно указанной форме. Игра подойдет для большой компании, корпоративов и семейного отдыха.

Психологическая настольная игра «Фактум. История начинается…»

Особенности настольной игры:

  • С помощью игры вы вспомните и поделитесь различными интересными историями со своими близкими и друзьями
  • Игра построена так, что бы вы могли больше узнать друг о друге
  • Игра позволит вам с пользой провести досуг
  • Отличная командная игра для большой компании, но в нее можно играть и вдвоем

Психологическая настольная игра «Телепат» научит вас лучше понимать людей, подводить итоги и общаться с окружающими. Игра предназначена для подростков и взрослых. В ней вам предстоит читать мысли окружающих, делать выводы и побеждать! Каждый участник игры тайно отвечает на вопрос. Сосед должен угадать ответ. За каждый прочитанные мысли вы получаете очки. В коробке с игрой очень много вопросов и еще больше будет неожиданных ответов. Игра позволяет узнать больше о ваших близких и друзей и все это в развлекательной форме.

    “Просмотрела темы кандидатских диссертаций авторов, они очень далеки от практики дошкольного образования. Создается впечатление, что вся работа строится на умозаключениях, а не на результатах научных исследований. Вся информация давно известна ученым, занимающимся этой проблемой. Авторы-филологи совсем не знают психолого-педагогических исследований в этой области, а их достаточно много. Содержание работы напоминает ВКР бакалавра или магистра по Педагогическому образованию, филологическое образование проявляется местами. Вот и все. Авторам спасибо за реферативный труд.”

    все отзывы

    “Замечательная программа по развитию эмоционального интеллекта детей. Я - педагог-психолог, проработала в детских садах 14 лет. Занималась с детьми по разным хорошим программам. Последние 2 года занималась со старшей и подготовительной группами по программе "Жизненные навыки". Она отличается от других программ тем, что очень хорошо прописана теоретическая база, все практические задания привязаны к теории, и дано много пояснений к тому, что, зачем и как делать. Там есть и простые, а есть и очень сложные задания. Кажется, что дети с ними не справятся. Ан нет, справляются. И детям очень нравится.”

    все отзывы

    “Отличные метафорические карты! Структура необычная: колода состоит из 31 набора фотографий (в каждом наборе по 3 карты). Можно работать как с наборами (на помощь придет инструкция), так и с отдельными картами (по стандартному принципу). Возможностей использования колоды - масса! Качество самих карт тоже очень хорошее. Спасибо издательству, что продолжаете искать нечто новое в мире метафорических карт!”

    все отзывы

    “Наборы так себе. Старого образца, кое где с рисунками каледнаря 2007 года, а плакат с эмоциями вцелом полезен и есть ценные цитаты. Например биль о правах личности. Но проще их самим найти в интернете, заказать печать в типографии чем переплачивать за доставку.”

    все отзывы

    “Я - детский психолог, проработала в детском саду 12 лет. За это время я вела групповые занятия по различным программам, в том числе по этой. Я считаю, что это ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ программа. И детям она интересна, и психологу интересно работать и смотреть, что получается, как меняются дети. Очень рекомендую, несмотря на то, что сейчас много других хороших программ. Единственное, в подгруппе должно быть человек 6-7 максимум, чтобы все работало.”

    все отзывы

    “Выражаю благодарность автору за глубину рассмотрения вопроса. После знакомства с книгой исчезает суеверия на тему что одним детям дано, а другим нет. Возникает понимание процесса формирования грамотности. Фактически книга даёт: 1. Понимание как формируется грамотность у разных детей. 2. Простой пошаговый инструмент для освоения грамотности. С уважением, Михаил.”

    все отзывы

    “Книга для думающих педагогов и ответственных родителей. Помогает лучше понять истоки проблем. Написана хорошим языком, автор доступно и увлекательно излагает специфический материал. Я преподаю иностранный язык, но даже для меня книга оказалась полезной в плане методики и психологических аспектов.”

    все отзывы

    “Здравствуйте!Хочу сказать спасибо за программу "Год до школы: от А до Я". Я работаю педагогом-психологом и прошлый учебный год вела группу по психологической подготовке детей к школе. В этом году передо мной стоит аналогичная задача, но к большому сожалению в интернет-магазинах и в вашем в том числе, в наличие нет рабочих тетрадей к данной программе. Планируется ли издательство данной продукции в ближайшее время?”

    все отзывы

    “Вторая колода - и еще больший восторг:) Ожидала выхода почти год, после приобретения колоды "про тебя". И не зря!!! Это очередной шедевр Ирины Логачевой и команды психологов. Из моих 25 колод, эти две самые самые:) Очень интересные образы, сюжеты...а работа художника просто великолепна. Вчера опробовала в работе - сплошное удовольствие, и такие же позитивные отзывы клиентов о колоде. Красота и профессионализм!”

    все отзывы

    “Недавно приобрела комплект для работы с дошкольниками. Упор в этой игре делается на развитии мелкой моторики и познавательной сферы ребенка. Методичка очень подробная, с иллюстрациями. В эту игру спокойно могут играть родители с детьми в домашней обстановке. Особенно хочется похвалить карту: на ней изображено очень много персонажей, а потому без внимания деток она точно не останется.”

    все отзывы

    “Благодарю, за эти карты. Этот комплект один из самых используемых в моей деятельности с клиентами во многих направлениях начиная с первичного консультирования и заканчивая коррекционной развивающей деятельностью. Более того интересно и эффективно использовать эти карты в профилактике.”

    все отзывы

    “Шикарная книга. Огромное спасибо Инне Сергеевне за труд, которым она осветила не легкую жизнь детей в приютских стенах. Книга изменила мой взгляд не только на обездоленных детей, но и помогла найти подход к собственным. ”

    все отзывы

    Наталья,

    “Этот набор карт очень удобен в работе, подходит как для диагностической, так и для коррекционной работы. Удобно, что можно использовать и картинки и фразы, слова. Помогает быстро понять семейную ситуацию, ее восприятие разными членами семьи. Спасибо автору!”

    все отзывы

    “С огромными интересом и удовольствием дочитываю последние разделы последней 12-й главы книги. Книга порождает очень много мыслей и смыслов. Возникла важная мысль: эта книга была бы замечательным учебником для студентов всех психологических и гуманитарных факультетов, и могла бы заменить несколько учебных курсов по психологии, в частности, "Введение в психологию". Впервые при прочтении этой книги возникает последовательно развёрнутое и при этом целостное представление о современной психологии человека и его психике, в отличие от того, что существует ныне: психология, разбитая на школы, теории и подходы. Новый теоретический взгляд и подход Екатерины Юрьевны, описанный в книге, позволяет целостно и синтетически воспринимать как самого человека, так и современные психологические теории о нём. Книга написана замечательным языком, понятным любому человеку (со множеством примеров), особенно будет полезна для чтения студентам и неспециалистам, а специалистов порадует новизной подхода к человеку, и его психике, и к самой психологии. Считаю эту книгу книгой нового тысячелетия. В ней отражена идея великих учёных, философов, психологов, культурологов, этологов, социологов - создать целостную непротиворечивую научную картину человеческой психики. Екатерине Юрьевне это удалось - за что ей огромная читательская и профессиональная благодарность. Горжусь тем, что в России есть такие серьёзные мыслители мирового масштаба, как Екатерина Юрьевна Патяева.”

Психологическая настольная игра для подростков

Цель: способствовать социализации детей

  • создать более доверительную атмосферу среди участников,
  • развить умение слушать друг друга,
  • дать повод задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни.

Участники: игра рассчитана на подростков. В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15.

Материалы:

  • игровое поле;
  • кубик и фишки
  • карточки с заданиями;

Описание игры:

Подросткам часто необходима такая форма работы, которая:

  • будет безопасна для ребят, то есть знакома им по предыдущему опыту;
  • увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;
  • не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок». Для игры готовится игровое поле и тексты заданий. А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт. Задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может что-то нарисовать, станцевать, спеть, бросить еще раз кубик или сделать что-то еще – на то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

В ходе игры подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации, как добиться различных коммуникативных целей, например, как не обидеть человека? В легкой игровой форме они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались. В конце занятия участникам задаются вопросы:

  • что нового вы узнали сегодня на занятии?
  • что вы чувствовали, пока играли?
  • как вы думаете, на что направлена эта игра?
  • чему научились в процессе игры?

Задания и вопросы из каждого блока можно предлагать игрокам устно, однако удобней, если они будут записаны на отдельных карточках. Примеры заданий Остановка Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать:

  • Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?
  • Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?
  • Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?
  • Что в тебе есть хорошего, но ты редко это используешь?

Мнение

Что здесь имеется в виду? Верно суждение или неверно? Каково твое мнение по данному поводу?

  • Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.
  • Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о награде.
  • Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.
  • Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской.
  • Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают.
  • Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек.

Иначе бы он не делал другим зло.

  • Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.
  • Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать других и слушать, что они говорят.

Вопросы

  • Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?
  • Каким бы ты хотел быть в будущем?
  • Какие личностные качества ты приобрел за время обучения?
  • Назови три своих положительных качества.
  • Какие преимущества есть у твоего возраста?
  • Чего ты ждешь от окружающих?
  • Расскажи о каждом из игроков, что тебе в них нравится (по 2*3 определения)
  • Выбери изображение лица, которое чаще всего у тебя бывает при общении с людьми
  • Выбери изображение лица, которое чаще всего хочется видеть у собеседника
  • Скажи, что бы ты подарил каждому из игроков?
  • Какие добрые дела ты слетал за последнее время? (назови 3)
  • Какие добрые дела сделали тебе люди за последнее время? (назови 3)

«ЗАСЫПКА»

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

  • Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?
  • Как понравиться человеку?
  • Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?
  • Как завоевать доверие человека?
  • Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?
  • Как выстроить хорошие отношения с родителями?
  • Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?
  • Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

Покажи, изобрази телом, мимикой, жестами:

Ситуация

Продолжи предложение:

  • «Откровенно говоря, я могу помочь…»
  • «Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»
  • «Откровенно говоря, я совсем не умею…»
  • «Откровенно говоря, я могу организовать…»
  • «Откровенно говоря, когда я болею…»
  • «Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…»
  • «Откровенно говоря, меня удивляет…»
  • «Откровенно говоря, когда я иду домой…»

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Психологическая настольная игра для подростков

«Теплая компания»

(7-9 класс)

Педагог-психолог Касаткина И.Л

Цель: способствовать социализации учащихся

Задачи:

Создать более доверительную атмосферу среди участников;

Развить умение слушать друг друга;

Дать повод задуматься о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, что подростки хотят получить от жизни

Время проведения: 2-3 академических часа

Материалы:

Игровое поле;

Кубик и фишки;

Карточки с заданиями.

Описание игры:

Подросткам часто необходима такая форма работы, которая:

Будет безопасна для ребят, то есть знакома им по предыдущему опыту;

Увлекательна, то есть содержит элементы соревновательности;

Не назидательна, то есть не содержит прямых воспитательных наставлений.

Всем этим требованиям удовлетворяет игра, основанная на принципе детских игр - «ходилок». Для игры готовится игровое поле и тексты заданий. А между ними извивающейся линией расположены вразброс «кружки». На 12 кружках изображен «вопрос», на 4 кружках надпись «свобода», на 8 кружках - «мнение», на 8 кружках - «засыпка», на 4 кружках - «остановка» и еще на 8 кружках «ситуация». А также есть еще 3 лесенки, по ним можно либо подняться на несколько кружков, либо спуститься назад на несколько ходов.

Тексты заданий можно несколько занятий повторять, а можно менять. В приложении приводятся тексты заданий

В игру могут играть несколько человек. Максимальное количество - 15. Это обусловлено тем, что чем больше игроков в ней участвует, тем больше она занимает времени. При участии 10 человек игра растягивается на два урока. Ведущий заготавливает нужное количество фишек, которыми будут пользоваться игроки. В начале игры фишки ставятся на старт. Задача участников, кидая по очереди кубик, дойти до финиша. Если участник попадает на кружочек с названием «свобода», то он может что-то нарисовать, станцевать, спеть, бросить еще раз кубик или сделать что-то еще – на то она и свобода.

Кидая кубик и передвигая фишки, участник выполняет «задания», отвечает на «вопрос-на-засыпку» и просто на «вопрос», высказывает свое «мнение» в ответ на написанное на карточке умозаключение, придумывает собственные действия в различных «ситуациях», на «остановке» размышляет на какую-то тему.

В ходе игры подростки учатся слушать друг друга, задумываться о своем прошлом, настоящем и будущем, о том, чего они хотят от жизни. Отвечая на вопросы, подростки делятся своим мнением, как лучше поступить в той или иной ситуации, как добиться различных коммуникативных целей, например, как не обидеть человека? В легкой игровой форме они открывают для себя много нового не только в себе, но и в окружающих.

Игра рассчитана на подростков, но, придумав к ней новые вопросы и задания, ее можно модифицировать для различных задач и возрастов.

Эта игра дает детям возможность рассказать о себе, причем, отвечая на вопросы, они имеют право регулировать степень личностно затрагиваемой информации, а также могут подумать о вещах, о которых раньше не задумывались. В конце занятия участникам задаются вопросы:

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Что вы чувствовали, пока играли?

Как вы думаете, на что направлена эта игра?

Чему научились в процессе игры?

Задания и вопросы из каждого блока можно предлагать игрокам устно, однако удобней, если они будут записаны на отдельных карточках.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Задания и вопросы из каждого блока ведущий может предлагать игрокам устно. Однако использовать их гораздо удобней, если они будут записаны на отдельных карточках, располагающихся напротив соответствующего кружка.

Вариант 1

МНЕНИЕ что здесь имеется в виду?
Верно суждение или неверно?

1. Для того чтобы что-то или кого-то изменить, нужно самому для этого что-то предпринять (самому что-то сделать или измениться).

2. Для того чтобы достигнуть поставленной цели, нужно придумать несколько мини-целей, которые помогут добиться конечной цели.

3. Легче живется человеку, который обижается редко и очень отходчив, так как обида - изматывающее, неприятное чувство. В жизни не так уж много действительно основательных поводов для обиды, большинство поводов - для мелких обид, так что не стоит обижаться подолгу.

4. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

6. Взрослость - не только способность себя обеспечивать, но и ответственность как за свои поступки, так и за свою жизнь.

7. Часто люди боятся менять что-то в своей жизни, опасаясь потерять то, что они уже имеют, даже если изменения сулят удачу, успех и приобретения.

8. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской. Если человек соврет во второй и третий раз, то к нему будут относиться с недоверием. Если это будет повторяться еще, то не будет ему веры. То же самое происходит и с другими поступками человека.

«ЗАСЫПКА»

1. Как не обидеть человека?

2. Как обратить на себя внимание человека?

3. Как утешить человека?

5. Как найти контакт с человеком?

6. Как обрадовать человека?

8. Как узнать, что человек чувствует или думает?

ЗАДАНИЕ

1. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой:

какой ты, когда тебя никто не видит;

какой ты в окружении близких;

какой ты, когда тебя видят посторонние;

какой ты, когда тебя видят все?

2. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой:

Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Нарисуй свое прошлое.

4. Нарисуй свое настоящее.

5. Нарисуй свое будущее.

6. Расскажи о какой-то своей проделке, шалости.

7. Покажи, изобрази телом, жестами, мимикой каждому или почти каждому, что ты о нем думаешь?

8. Подумай, на кого из твоего класса ты меньше всего похож, и расскажи, чем вы похожи.

ВОПРОС

1. Каким бы ты хотел быть в своем прошлом?

2. Что для тебя важно в жизни?

3. Твое самое раннее воспоминание?

4. Каким бы ты хотел видеть свое будущее?

5. Хотел бы ты изменить свое прошлое и как?

6. Есть ли у тебя какие-нибудь принципы в жизни? Какие?

7. Как ты думаешь, что тебе надо сделать, чтобы осуществить свои мечты о будущем?

8. Как ты думаешь, изменилось ли в тебе что-нибудь за последние два года? (Взросление, характер, поведение.)

9. Расскажи, о чем ты мечтаешь?

10. Расскажи о пяти своих достоинствах.

11. Что тебе нравится в людях, а что нет?

12. Что бы ты хотел изменить в других? И что бы ты мог сделать для этого?

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать!

4. Что в тебе есть хорошего, что ты редко используешь?

СИТУАЦИЯ

Как бы ты себя повел в данной ситуации, что бы почувствовал, что бы сказал?

1. Твой друг (подруга) тебе говорит, что твоя девушка (парень) предложила (предложил) пойти на дискотеку, так как ты не захотел(а) идти…

2. Классный руководитель уговорил тебя выступить на школьном концерте. Ты выходишь на сцену и…

3. Вы со своим другом (подругой) сильно поссорились. Ты на него (нее) сердишься, но тем не менее скучаешь по общению с ним (ней)…

4. Ты хочешь пойти на вечеринку к друзьям, но ты там почти никого не знаешь….

5. Ты нечаянно разбил(а) горшок с цветком в классе….

6. Подходит к тебе на улице парень (девушка) и говорит, что хочет с тобой познакомиться….

7. Все лето ты провел(а) не в (своем городе…) и не виделся со своими друзьями. Вы созваниваетесь, договариваетесь погулять, встречаетесь, общаетесь. Вдруг кто-то предлагает закурить, и тут выясняется, что за лето все ребята из твоей компании начали курить…

8. Ты не сделал(а) домашнее задание и не подготовился(лась) к урокам. А тебя как назло вызвали к доске…

Вариант 2

ЗАДАНИЕ

2. Изобрази телом, жестами, мимикой, чего ты ждешь от окружающих?

3. Нарисуй свой охранный амулет силы и расскажи о нем.

4. Расскажи чуть-чуть о каждом из присутствующих, что тебе в них нравится.

5. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты умеешь любить своих близких,

как ты умеешь любить своих друзей;

как ты умеешь любить посторонних тебе людей.

6. Нарисуй маску, которую ты чаще всего «надеваешь» при общении с людьми

7. Изобрази телом, жестами, мимикой:

как ты даешь понять человеку, что он тебе не нравится;

как ты даешь понять человеку, что ты ему не веришь;

как ты даешь понять человеку, что ты на него обиделся;

как ты даешь понять человеку, что у тебя плохое настроение.

8. Сделай без слов (жестами) всем или почти всем по подарку.

ВОПРОС

1. Что является смыслом твоей жизни?

2. Нужно ли тебе в жизни понимание себя и других? Почему?

3. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда тебя бы не поняли? Какие?

4. Были ли у тебя такие случаи в жизни, когда ты сделал кому-нибудь добро и тебе это вернулось? Какие?

5. Какова цель твоей жизни?

6. Какой у тебя образ идеального друга?

7. Какой у тебя образ идеального молодого человека (девушки)?

8. Зачем ты живешь?

9. Какой у тебя образ идеального родителя?

10. Какие усилия ты готов(а) затрачивать для достижения своих целей?

11. Как ты оцениваешь свою настоящую жизнь?

12. Насколько легко тебе дается спрогнозировать свою жизнь? Приведи пример.

СИТУАЦИЯ

1. Человек тебе что-то говорит, но ты заведомо знаешь, что человек лжет. Как ты поступишь в данной ситуации?

2. Ты сделал что-то такое, за что самому стыдно. Как ты поступишь в данной ситуации?

3. Ты в новой компании, и тебе дают понять, что ты новенький и отношение к тебе соответствующее. Как ты поступишь в данной ситуации?

4. У тебя есть молодой человек (девушка), но недавно ты где-то познакомился с другим молодым человеком (девушкой), который тебе очень понравился. Тебе сказали друзья, что ты ему(ей) тоже очень понравилась(ся). Как ты поступишь в данной ситуации?

5. Твоему другу назначили встречу («забили стрелку»). Ты знаешь, что вы будете в меньшинстве, а позвать на помощь, кроме вашего одного друга, вам некого. Как ты поступишь в данной ситуации?

6. Ты хочешь что-то скрыть от родителей или боишься в чем-то признаться. Как ты поступишь в данной ситуации?

7. Родители считают, что на улице поздно гулять опасно. А ты как раз хотел пойти погулять с друзьями. Как ты поступишь в данной ситуации?

8. Ты считаешь, что твои родители в чем-то не правы или делают что-то не так. Как ты поступишь в данной ситуации?

«ЗАСЫПКА»

2. Как понравиться человеку?

4. Как себя вести на первом свидании?

7. Как выстроить хорошие отношения со своим парнем / своей девушкой?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Если не нужно много друзей, то вариант 2: как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ОСТАНОВКА

1. Есть ли у тебя в жизни события, которые бы повторялись несколько раз?

2. Подумай и назови пять своих достоинств и пять своих недостатков?

3. Подумай, что тебе нужно для счастья и как этого добиться?

4. Подумай, для чего ты живешь?

МНЕНИЕ

1. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают. Чтобы понять человека (причины его поступков и слов, его дальнейшие действия), нужно представить себя на его месте.

2. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло. «Я презираю себя, наверное, поэтому я презираю других» (М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени).

3. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

4. Женщина - это хранительница очага, помощник, шея и глаза мужа. Она должна быть любящей, ласковой, мудрой, понимающей, внутренне сильной. Она ответственна за то, чтобы дома всем было хорошо, безопасно и тепло, чтобы ее семье хотелось возвращаться домой, чтобы дом был крепостью ее семьи.

5. Мужчина - защитник, глава дома. Он должен быть сильным как внутри, так и снаружи, прагматичным, умным, заботливым, добрым, надежным, уметь принимать важные решения. Он ответственен за то, чтобы с его семей ничего плохого не случилось, чтобы все были выслушаны.

6. Если ты хочешь, чтобы тебя уважали другие и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать себя, а во вторую - уважать других и слушать, что они говорят.

7. Если человек делает кому-нибудь зло, то рано или поздно, так или иначе оно к нему вернется. И уже ему самому будет так же плохо, как тому человеку, которому он сделал что-то плохое, или даже хуже!

8. Человек должен принимать на себя ответственность за себя. Он должен знать, что удачи или неудачи, успех или неуспех в большинстве случаев зависят только от него!

Вариант 3

ОСТАНОВКА

Нужно остановиться и про себя подумать, а возможно, и сказать:

1. Подумай про себя, кого ты за последнюю неделю незаслуженно обидел?

2. Кому бы тебе хотелось сделать приятное и почему?

3. Каким ты можешь быть, чтобы людям вокруг тебя было приятно и комфортно?

4. Что в тебе есть хорошего, но ты редко это используешь?

МНЕНИЕ

Что здесь имеется в виду?

Верно суждение или неверно?

Каково твое мнение по данному поводу?

1. Будьте милосердны не только к домашним животным, но и к домашним вообще.

2. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим, не думая о награде.

3. Человек должен постоянно внутренне развиваться. Только тогда он будет поистине счастливым.

4. Если человек соврет один раз, то на него уже будут смотреть с опаской.

5. Нам нравится общаться с теми людьми, которые нас понимают.

6. Если человек злой и делает кому-то плохо, то это значит, что он глубоко несчастный человек. Иначе бы он не делал другим зло.

7. Для того чтобы любить других, понимать других, нужно вначале понять и полюбить себя.

8. Если ты хочешь, чтобы другие тебя уважали и прислушивались к твоим словам, нужно в первую очередь самому уважать других и слушать, что они говорят.

ВОПРОСЫ

1. Если бы ты вел дневник, то что бы ты написал за прошлую неделю?

2. Каким бы ты хотел быть в будущем?

3. Какие личностные качества ты приобрел за время обучения?

4. Назови три своих положительных качества.

5. Какие преимущества есть у твоего возраста?

6. Чего ты ждешь от окружающих?

7. Расскажи о каждом из игроков, что тебе в них нравится (по 2-3 определения)

8. Выбери изображение лица, которое чаще всего у тебя бывает при общении с людьми

9. Выбери изображение лица, которое чаще всего хочется видеть у собеседника

10.Скажи, что бы ты подарил каждому из игроков?

11. Какие добрые дела ты слетал за последнее время? (назови 3)

12. Какие добрые дела сделали тебе люди за последнее время? (назови 3)

ЗАСЫПКА

Ответь на «вопрос-на-засыпку»

1. Что нужно делать, чтобы к тебе хорошо относились окружающие?

2. Как понравиться человеку?

3. Что нужно делать, чтобы родители поняли, что ты уже самостоятельный?

4. Как завоевать доверие человека?

5. Что нужно делать, для того чтобы добиться успеха в жизни?

6. Как выстроить хорошие отношения с родителями?

7. Как подобрать человеку такой подарок, чтобы он ему понравился?

8. Как сделать так, чтобы у тебя было много друзей? (Как сделать так, чтобы у тебя были верные и преданные друзья?)

ЗАДАНИЕ

Покажи, изобрази телом, мимикой, жестами:

1. Вулкан

2. Грозовая туча

3. Осеннее дерево

4. Цветок

5. Ветер

6. Водопад

7. Солнце

8. Море

СИТУАЦИЯ

Продолжи предложение:

1. «Откровенно говоря, я могу помочь…»

2. «Откровенно говоря, мне очень трудно забыть…»

3. «Откровенно говоря, я совсем не умею…»

4. «Откровенно говоря, я могу организовать…»

5. «Откровенно говоря, когда я болею…»

6. «Откровенно говоря, я до сих пор не знаю…»

7. «Откровенно говоря, меня удивляет…»

8. «Откровенно говоря, когда я иду домой…»