Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Свойства масштаба. Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы. Доклад на тему масштаб

Масштаб можно написать цифрами или словами, или изобразить графически.

  • Численный.
  • Именованный.
  • Графический.
    • Линейный.
    • Поперечный.

Численный масштаб

Численный масштаб подписывают цифрами внизу плана или карты. Например, масштаб «1: 1000» означает, что на плане все расстояния уменьшены в 1000 раз. 1 см на плане соответствует 1000 см на местности, или, по-скольку 1000 см =10 м, 1 см на плане соответствует 10 м на мест-ности.

Именованный масштаб

Именованный масштаб плана или карты обозначают словами. Например может быть написано «в 1 см — 10 м».

Линейный масштаб

Удобнее всего пользоваться масштабом, изображённым в виде отрезка прямой линии, разделённой на равные части, обычно сантиметры (рис. 15). Такой масштаб называется линейным , он также показывается внизу карты или плана. Обратите внимание , что при вычерчивании линейного масштаба нуль ставят, отступая на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на пять частей (по 2 мм).

Возле каждого сантимет-ра подписано, какому расстоянию это соответствует на плане. Один сантиметр разделен на части, возле которых написано, како-му расстоянию на карте они соответствуют. Циркулем-измерите-лем или линейкой измеряют длину какого-либо отрезка на плане и, прикладывая этот отрезок к линейному масштабу, определяют его длину на местности.

Зная масштаб, можно определять расстояния между географи-ческими объектами, измерять сами объекты.

Если расстояние от дороги до реки на плане с масштабом 1: 1000 («в 1 см — 10 м») равно 3 см, значит, на местности оно равно 30 м. Материал с сайта

Предположим, от одного объекта до другого 780 м. По-казать в натуральную величину это расстояние на бумаге невоз-можно, поэтому придётся вычертить его в масштабе. Например, если все расстояния будут изображены в 10 000 раз меньшими, чем в дей-ствительности, т. е. 1 см на бумаге будет соответствовать 10 тыс. см (или 100 м) на местности. Тогда в масштабе расстоя-ние в нашем примере от одного объекта до другого будет равно 7 см и 8 мм.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

ТЕМА 2. МАСШТАБЫ. ИХ ВИДЫ. ТОЧНОСТЬ МАСШТАБОВ

Горизонтальные проекции отрезков при составлении карт и планов изображают на бумаге в уменьшенном виде. Степень такого уменьшения характеризуется масштабом.

Масштаб карты (плана) – это отношение длины линии на карте (плане) к длине горизонтального проложения соответствующей линии местности: .

Масштабы бывают численные, именованные и графические .

Численный масштаб может быть представлен в виде простой дроби в числителе единица, в знаменателе степень уменьшения m ,например , или М = 1:2000.

Именованный масштаб может быть представлен в виде «в 1 см 20 м». Целесообразность такого соотношения определяется тем, что при изучении местности по карте удобно и привычно оценивать длину отрезков на карте в сантиметрах, а длину горизонтальных проложений на местности представлять в метрах или километрах. Для этого численный масштаб преобразовывают в разнотипные единицы измерения: 1 см карты соответствует такому-то количеству метров (километров) местности.

Чтобы избежать вычислений и ускорить работу, пользуются графическими масштабами . Наиболее часто используемыми являются: линейный, клиновый и поперечный.

Линейный масштаб строят и используют для удобства пользования картами и планами, он позволяет избежать расчетов при переводе длин линий местности в масштаб карты или плана и наоборот. На топографических картах и планах линейный масштаб вычерчивается под южной рамкой карты или плана.

Рис. 1. Схема компоновки листа топографической карты

Для построения линейного масштабавыбирают исходный отрезок, удобный для данного масштаба. Этот исходный отрезок называется основанием масштаба (рис.2). Основание откладывают на прямой линии необходимое число раз, крайнее левое основание делят на 10 частей. Затем линейный масштаб подписывают, исходя из того численного масштаба, для которого он строится (на рис. 2,а для М = 1:25 000).

Для обеспечения необходимой точности измерений угол между плоскостью карты и каждой ножкой циркуля-измерителя (рис. 2,б )не должен быть менее 60°, и измерение длины отрезка следует произвести не менее двух раз. Расхождение DS (в метрах) между результатами измерений должно быть , где Т - число тысяч в знаменателе численного масштаба. Так, например, при измерении отрезков по карте М и пользовании линейным масштабом, который помещен обычно за южной стороной рамки листа карты, расхождения при двойных измерениях не должны превышать 1,5 ´ 10 = 15 м.

Рис. 2. Линейный масштаб

Если отрезок длиннее построенного линейного масштаба, то его измеряют по частям. В этом случае расхождение между результатами измерения в прямом и обратном направлениях не должно превышать , где п – число установок измерителя при измерении данного отрезка.

Для более точных измерений пользуются поперечным масштабом , имеющим на линейном масштабе дополнительное построение по вертикали (рис. 3).

После того как необходимое количество оснований масштаба отложено (также обычно длиной 2 см, тогда масштаб называется нормальным), восстанавливают перпендикуляры к исходной линии и делят их на равные отрезки (на m частей).

Рис. 3. Поперечный масштаб

Если основание разделено на п частей и точки деления верхнего и нижнего основания соединены наклоннымилиниями (трансверсалями) так, как показано на рис. 3, то отрезок
. Соответственно отрезок ef = 2cd ; рq = 3сd и т. д. Если m = п = 10, то cd = 0,01 основания, т.е. такой поперечный масштаб позволяет определенным образом оценить отрезок с точностью в 0,01 доли основания. Поперечный масштаб, у которого длина основания 2 см и m = п = 10, называют сотенным нормальным.

Поперечный масштаб гравируют на металлических линейках, которые называются масштабными. Перед применением масштабной линейки следует оценить основание и его доли по следующей схеме.

Пусть численный масштаб 1:5000, именованное соотношение будет: в 1 см 50 м. Если поперечный масштаб нормальный, то основание составит 100 м; 0,1 основания – 10 м; 0,01 основания – 1 м. Задача по отложению отрезка заданной длины сводится к определению числа оснований, его десятых и сотых долей. Пусть, например, требуется отложить отрезок d = 173,35 м, т.е. требуется взять в раствор измерителя: 1 основание +7 (0,1 основания) +3 (0,01 основания) и на глаз расположить ножки измерителя между горизонтальными линиями 3 и 4 (рис. 4) так, чтобы линия АБ отсекала 0,35 промежутка между этими линиями (отрезок ДЕ). Обратная задача (определение длины отрезка, взятого в раствор измерителя) соответственно и решается в обратном порядке. Добившись совмещения игл измерителя с соответствующими вертикальной и наклонной линиями так, чтобы обе ножки измерителя находились на одной горизонтальной линии, считываем количество оснований и его долей (d B Г = 235,3 м).

Рис. 4. Определение расстояния с помощью поперечного масштаба

Переходный масштаб. Иногда в практике приходится пользоваться картой или аэроснимком, масштаб которых не является стандартным, например 1:17 500, то есть, 2 см на карте соответствует 350 м на местности; наименьшее деление нормального поперечного сотенного масштаба будет при этом 3,5 м. Оцифровка такого масштаба неудобна для практических работ, поэтому поступают следующим образом: основание поперечного масштаба берут не 2 см, а рассчитывают так, чтобы оно соответствовало круглому числу метров, например, 400м. Длина основания в этом случае будет равна 400м/175м=2,28см. Если теперь построить поперечный масштаб с длиной основания 2,28 см, то одно деление левого основания будет соответствовать 40м, а цена наименьшего деления будет равна 4м. поперечный масштаб с дробным основанием называется переходным.

Одним из вариантов переходных масштабов являетсяклиновый (пропорциональный) масштаб. Применяют при работе с разномасштабными аэроснимками и планами. При построении этого масштаба по горизонтали и вертикали откла­дывают одно и то же расстояние, выраженное в разных масшта­бах, концы полученных отрезков соединяют.

Клиновый масштаб (рис. 5) строят при помощи двух катетов прямоугольного треугольника. По горизонтальной линии АВ (основанию) откладывают отрезки по 100м в одном масштабе; по вертикальной линии ВС (справа) откладывают отрезки, равные линии АВ в нужных масштабах, например, 1:12000, 1:15000, 1:17000, 1:24000. Концы соответствующих отрезков по линии ВС затем соединяют с точкой А, лежащей с левой стороны основания масштаба. Клиновый масштаб строится на целлулоиде, алюминии или другом малодеформирующемся материале.

Рис. 5. Клиновый масштаб

На клиновидном масштабе (рис. 5) отложены расстояния: в масштабе 1:12000 линия 1-1" длиной 340м, в масштабе 1:15000 линия 2-2" длиной 570м, в масштабе 1:17000 линия 3-3" длиной 625м, в масштабе 1:24000 линия 4-4" длиной 890м.

Точность масштаба. Карта или план – это графические документы. Принято считать, что точность графических построений оценивается величиной 0,1 мм. Длина горизонтального проложения линии местности, соответствующего на карте отрезку 0,1 мм называется точностью масштаба (μ). Практический смысл этого понятия заключается в том, что детали местности, имеющие размеры меньше точности масштаба, на карте в масштабе изобразить невозможно, и приходится применять так называемые внемасштабные условные знаки.

Кроме понятия «точность масштаба», существует понятие «точность плана». Точность плана показывает, с какой ошибкой нанесены на план или карту точечные объекты или четкие контуры. Точность плана оценивается в большинстве случаев величиной 0,5 мм, в нее входят ошибки всех процессов создания плана, в том числе и ошибки графических построений.

Цели урока .

1. Создать у учащихся представление о масштабе и его видах.

2. Научить детей пользоваться масштабом; переводить из численного в именованный и обратно.

3. Закрепить понятие “план местности” и знания о способах изображения объектов местности на плане.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Тренировочная работа: замените слова в приведенном рассказе условными знаками.

От пристани на реке(1) мы пошли по лугу(2) до деревянного моста(3).

Перешли его и пошли по шоссе(4) вдоль железной дороги(5). Скоро начался смешанный лес(6). Выйдя к линии электропередачи(7 ), мы свернули на просеку(8). Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру(9), берега которого местами оказались заболоченными(10) . Вскоре мы подошли к дому лесника (11) - цели нашего пути.

Выставляются только хорошие оценки.

2. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

В каких ситуациях вы можете использовать план местности?

Как помогает план местности в жизни?

III. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя

1. Введение понятия “масштаб”.

Предложение невыполнимого проблемного задания – начертить в тетрадях план пришкольного участка в натуральную величину.

Почему не можете начертить карту? (Она большая, а тетрадь маленькая )

Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить карту или увеличить тетрадь )

Как выразить уменьшение?

2. Самостоятельная работа с учебником

Самостоятельное чтение § 5 п. 1 стр. 12.

Что такое масштаб?

Записать определение в тетради

3. Фронтальная беседа с учащимися об использовании планов местности в практической жизни человека.

Вопросы для беседы:

В каких ситуациях вы использовали план местности?

Люди, каких профессий используют план местности?

Как помогает план местности?

4. Объяснение учителя

Каждый вид масштаба имеет свое практическое назначение.

Численный - показывает, во сколько раз уменьшено расстояние на карте.

Запись в тетради.

1: 50 - 1 см на карте соответствует 50 см на местности.

1: 100 - 1 см на карте равен 100 см на местности.

1: 1000 - 1 см на карте равен 1000 см на местности.

Именованный - с его помощью быстро и легко производить математические расчеты.

Например, в 1 см – 1 м.

А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется численный, например, 1: 1000000 см. (В правой части перевести сантиметры в метры и, если требуется, в километры, т.е. в 1 см – 10 км )

Линейный - с его помощью быстро и легко измеряют расстояние и определяют точные изображения объектов. Он показан в виде вспомогательной линейки, наносимой на карте для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный или именной, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на равные мелкие участки.

Практическая работа.

Запишите в тетради масштаб одна сотая. (1/100) тремя способами.

IV. Закрепление изученного материала.

Игра “Путешествие в страну Масштабию”

Групповая работа.

Первый этап

Перевести именованный масштаб в численный:

в 1 см – 10 м в 1 см – 200 м

в 1 см – 50 км в 1 см – 750 км

Второй этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1: 10000 1: 30000

1: 750000 1: 100000

Третий этап

Учащиеся прошли на север 5000 м. начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см – 1 км.

Четвертый этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1: 3500 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

Пятый этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 20 см.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Что Вы узнали нового на уроке?

Для чего нужен масштаб?

Чему Вы научились сегодня на уроке?

VI. Подведение итогов урока и задание на дом:

§5, задания 3 и 4 стр.14, выполнить письменно в тетради.

Аксенова М.Ю., кандидат географических наук, доцент кафедры географии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, доцент кафедры естествознания УИПКПРО.

Тема 1.1. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

План

1. Масштаб, виды записи масштаба.

2. Стороны горизонта.

3. Методические приемы построения профиля по карте.

1. Масштаб

Расстояние на местности измеряют рулеткой или специальными приборами. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояние уменьшать. Для этого надо выбрать масштаб. Масштаб – это дробь, у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность. С помощью масштаба по карте легко прочитать, во сколько раз уменьшено картографическое изображение, сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре плана или карты. Это важнейшая характеристика карты или плана, так как от нее зависит полнота и подробность изображения местности, она дает возможность выполнить измерения по карте или плану, определить общий размер изображаемой территории.

Существует несколько видов записи масштаба:

– численный масштаб 1:1 000;

– именованный масштаб (в 1 см – 10 м). Расстояние на местности, соответствующее 1 см плана или карты, называется величиной масштаба. В данном случае величина масштаба – 10 м;

– линейный масштаб. Это прямая линия, разделенная на равные части (обычно сантиметры). У каждого деления линии подписывают соответствующее ему расстояние на местности. С помощью линейного масштаба можно определить не только размеры объектов, но и расстояние между ними. В данной работе используют циркуль-измеритель. На любой карте, как правило, можно увидеть все три вида записи масштаба в углу карты или на ее легенде.

Таблица 1

Виды масштабов

Вид масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

1. Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние

Для краткой записи

2.Численный

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

3. Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Все географические карты по своему масштабу подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. К крупномасштабным относятся карты масштабов от 1:10 000 до 1:200 000 включительно. К среднемасштабным – от 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным – менее 1:1 000 000.

Наиболее подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах. При уменьшении масштаба карты подробности приходится исключать и обобщать (генерализовать). Отдельные объекты заменяются их собирательными значениями. Отбор и обобщение становятся очевидными при сравнении разномасштабных карт населенного пункта. В масштабе 1:10 000 он дается в виде отдельных строений. На такой карте четко прослеживаются улицы, различные объекты. В масштабе же 1:1 000 000 этот населенный пункт изображен в виде условного знака. В зависимости от назначения необходимы и те, и другие карты.

Точными и подробными являются топографические карты и планы, составляемые в масштабах 1:1 000 000 (в 1 см – 10 км) и крупнее.

2. Азимут

Азимут – это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в пустынях или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

На местности отсчет азимутов проводится от направления стрелки компаса (от ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря – от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке – 90°, на юге – 180°, на западе – 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам горизонта. Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от деления 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить (рис.1).

Рис.1. Определение азимута.

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Стороны горизонта нанесены на циферблат компаса. Это север, юг, запад и восток (рис.2).

Сориентироваться – значит определить свое положение относительно основных сторон горизонта или, как еще говорят, сторон света. А идти по курсу – это значит придерживаться выбранного направления.

Рис. 2. «Роза сторон горизонта».

На компасе стороны света обозначены буквами С,В,Ю,3 (север, восток, юг, запад). Промежуточные направления - СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Еще более точные данные можно получить, разделив циферблат компаса на 360 градусов по окружности.

Так, например, если повернуться лицом к северу, то юг окажется сзади, запад - слева, а восток - справа. Если встать лицом к западу, сзади будет восток, справа - север, слева - юг. И, наконец, если встать лицом к востоку, то сзади окажется запад, слева - север, справа - юг.

Научитесь быстро определять стороны горизонта. Промежуточные направления (рис. 2) лежащие между направлениями на север, юг, восток и запад, называют так:

Направление посредине между севером и востоком - северо-восточным направлением (СВ).

Направление посредине между востоком и югом - юго-восточным направлением (ЮВ).

Направление посредине между югом и западом - юго-западным направлением (ЮЗ) Направление посредине между западом и севером - севевро-западным направлением (СЗ).

3. Методические приемы построения профиля по карте

Построение профиля рельефа местности по топографической карте включает два вида деятельности: во-первых, умение переводить масштаб изображения на карте путём увеличения его изображения на профиле, во-вторых, непосредственно построение профиля местности. Для решения первой задачи необходимо внимательно прочитать условие (совпадает ли масштаб карты с масштабом профиля местности). Масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м, т. е. в 2 раза крупнее. Поэтому при перенесении основы профиля в бланк ответов № 2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте, а расстояние до контрольной точки на профиле в 2 раза больше, чем на топографической карте. В легенде карты показано, как проведены горизонтали на топографической карте. Внимательно изучите территорию поверхности земли, по которой проведена линия построения профиля. Если линия профиля пересекает реку, то рельеф к руслу реки будет понижаться, наличие берштрихов также указывает на направление склона. для точного построения профиля измерьте расстояние от точки до ближайшей горизонтали по линии А – В (строим профиль от точки А к В – слева направо); полученную цифру умножьте на 2 (в связи с укрупнением масштаба профиля) и пометьте это расстояние на горизонтальной оси (от вертикальной левой оси, на которой есть отметка точки А). Сделайте отметку высоты горизонтали на горизонтальной линии профиля. Когда все высоты горизонталей будут отмечены на горизонтальной линии профиля, проведите перпендикуляр от горизонтальной линии на уровень отметки этой высоты на вертикальной линии, обведите полученную точку, так же соотнесите отметки высот других горизонталей. Полученные точки соедините плавной линией, отражающей перепады высот рельефа в границах линии А – В. Не забудьте пометить Положение контрольной точки (указанной в задании) на профиле местности.

II. Алгоритмы решения задач по теме 1.1

Задание № 18 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте расстояния.

Задание № 19 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте направления.

Задание № 20 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию.

Задание № 21 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты.

Рис.3 . Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ м.

1. Найдите на карте (рис. 3) необходимые объекты. Соедините эти объекты прямой линией. При помощи линейки измерьте полученный отрезок линейкой = 4,2 см.

2. Узнайте с помощью именованного масштаба, сколько километров (метров) на местности соответствует одному сантиметру на карте: в 1 см – 100 метров.

3. Измеренное расстояние умножить на количество метров на местности для данного масштаба.

4,2 х 100 = 420 м.

Обратите внимание, ответ необходимо округлить до десятков метров и записать цифрами.

Ответ: 420.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

Ответ: ___________________________.

Последовательность выполнения задания:

1. Найдите на карте, пользуясь условными обозначениями, необходимые объекты: башня и родник.

2. Помните, что на топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Вспомните расположение сторон горизонта. Родник находится от башни строго в северном направлении.

Ответ: С или север или в северном.

Задание 3. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Последовательность выполнения задания:

1. Используя топографические знаки карты, необходимо проанализировать географические условия каждого участка по следующим критериям: экспозиция склона, наличие или отсутствие дороги, близость к населенным пунктам.

2. Опишите каждый из участков и сделайте соответствующий вывод. Участок 1 – северная экспозиция, рядом шоссе, участок 3 – южная экспозиция, но удален от дороги. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. он имеет южную экспозицию и находится рядом с шоссе.

Задание 4. На рисунках (рис.4) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис.4. Варианты профилей

Последовательность выполнения задания:

1. Определите изменение рельефа на профиле. Идет понижение рельефа в сторону реки. Из всех приставленных профилей, не подходит только № 2.

2. Определите, между какими и/или на каких горизонталями расположены точки А и В.

Точка А расположена между горизонталями 102,5 и 105 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В – на горизонтали 107,5.

Подходит только № 4.

3. Какие объекты пресекают линию профиля. В данном задании – это река. Определите, на уровне каких горизонталей она расположена.

Река протекает между горизонталями 87,5. Из всех приставленных профилей, также подходит только № 4.

III. Практикум по теме 1.1

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 5).

Рис. 5 . Карта

Задание 1. Определите по карте (рис.5) расстояние на местности по прямой от дома лесника до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2,6 см.

3. 2,6 х 100 = 420 м.

Ответ: 260.

Задание 2. Определите по карте (рис.5), в каком направлении от дома лесника находится отдельно стоящее дерево.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой.

Отдельно стоящее дерево от дома лесника находится строго в южном направлении.

Ответ: Ю или юг или в южном.

Задание 3. Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте (рис.5) цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Решение

1. Критерии для анализа: положение на склоне или пологость местности, наличие или отсутствие древесной или другой растительности, болот, оврагов и другое.

2. Участок 1 – имеет крутизну склона, но на участке есть препятствие в виде леса, участок 3 –пологая местность. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. есть склон, и отсутствует лес.

Задание 4. На рисунках (рис.6) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 6. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена между горизонталями 30 и 32,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В между 50 и 52,5.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 1.

2. От точки А к точке В идет повышение. До горизонтали 35 метров идет постепенный подъем, а начиная с 35 горизонтали, они расположены более близко друг другу. Из всех приставленных профилей, подходит только № 3.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 7).

Рис. 7. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2 см.

2. Масштаб именованный в 1 см – 100 метров.

3. 2 х 100 = 200 м.

Задание 6. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Следовательно слева будет запад, справа – восток.

Колодец от школы находится строго в западном направлении.

Ответ: З или запад или в западном.

Задание 7. Школьники из села Лужки выбирают место для обустройства футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Решение

1. Критерии для анализа: крутизна склонов, характер поверхности.

2. Участок 1 – луг, но расположен на склоне, участок 3 –болото. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. ровная местность и луг.

Задание 8. На рисунках (рис. 8) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 8. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена внутри замкнутой горизонтали 27,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В чуть выше горизонтали 25.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 3.

2. Линию профиля пересекает овраг. Овраг нанесен только на двух профилях № 3 и № 4, но на профиле № 3 неверно нанесено положение точек А и В.

I V. Задания для самостоятельной работы по теме 1.1.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 9.

Рис.9. Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника.

Задание 3. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 4. На рисунках (рис.10) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 10. Варианты профилей

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 11.

Рис. 11. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до домика лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 6. Определите, в каком направлении от точки В находится дом лесника.

Задание 7. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 8. На рисунках (рис. 12) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 12. Варианты профилей

V . Ответы на задания самостоятельной работы по теме 1.1.

Задание 1. 110, 120, 130.

Задание 2. Юг.

Задание 3. Участок № 2, потому что на нём нет леса и есть склон.

Участок 1 равнинный. На участке 3 пни. Следовательно, подходит участок 2.

Участок 2, так как там уклон и нет препятствий.

Задание 4. 4.

Задание 5. 200, 210, 220.

Задание 6. СВ, северо-восток, в северо-восточном.

Задание 7. Участок № 2, потому что на нем нет леса и есть склон.

Участок 1 ровный. На участке 3 пни и кусты. Следовательно, подходит участок 2.

  • Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы

    Контрольные вопросы

    Любые записи . Л.С. ... быть построен профиль по ... разного масштаба . ... как по горизонтали , так и по вертикали... сторону листа, при конструировании - не достраивать фигуру слева, при рассматривании картинок - видит ... по возможности деятельности. Методические приемы , ...

  • Рабочая программа «география» 5-9 классы составитель

    Рабочая программа

    ... Масштаб и его виды . Что показывает масштаб . Виды записи масштаба ... по картам стороны горизонта ... Построение профиля рельефа по параллели 40º с.ш. с соблюдением горизонтального и вертикального масштабов ... методические рекомендации, атлас, контурные карты ...

  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников строительного направления составитель доцент итф кондратьева Евдокия Николаевна 2001 г

    Методические указания

    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ ... карт ... Построение топографического плана Построение координатной сетки. Координатную сетку в виде квадратов со сторонами по ... Приемы ... Записав ... горизонта . Для удобства построений па профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный масштаб ...

  • Масштабы бывают численные, именованные и графические.

    Численный масштаб выражается аликвотной дробью, числитель которой равен единице, а знаменатель круглому числу, показывающему, во сколько раз уменьшены линии местности. Численный масштаб записывается в виде отношения. Например, численный масштаб 1: 1 000, показывает, что в одном сантиметре плана содержится 1 000 сантиметров, или 10 метров на местности.

    Именованный масштаб на картах пишется ниже численного и указывает, сколько метров на местности содержится в одном сантиметре плана. Например, «В 1 сантиметре 100 метров», что соответствует численному масштабу 1: 10 000.

    Масштабы различают мелкие и крупные. Чем больше знаменатель масштаба, тем мельче масштаб и наоборот. Но понятие крупного и мелкого масштаба относительно. Так для целей инвентаризации в городской застройке масштаб 1: 500 крупный, а 1: 2 000 мелкий. Для инвентаризации сельских поселений масштаб 1: 2 000 крупный, а 1: 5 000 мелкий. Для отображения земель хозяйства масштаб 1: 25 000 крупный, а 1: 50 000 мелкий. Основными масштабами для топографи­ческих планов являются 1: 5 000, 1: 2 000, 1: 1 000.

    Масштаб для данного плана является величиной постоянной. Зная численный масштаб, можно легко длины линий на местности переводить в длины линий на плане и наоборот.

    Пример 1

    Длина линии на местности равна 247.56 м. Определить размер отрезка на плане в масштабе 1: 5 000. Для данного масштаба одному 5 000 сантиметров или 50 метров на местности. Длина линии на плане будет равна 247.56: 50 = 4.95 см.

    Пример 2

    На плане, составленном в масштабе 1: 10 000, измерен отрезок 3.15 см. Определить длину линии на местности. Для данного масштаба горизонтальное проложение равно

    3.15 · 100 = 315 м

    Чтобы не производить подобных вычислений, пользуются номограммами (графическими масштабами) , которые бывают линейные и поперечные.

    Линейный масштаб представляет собой горизонтальную линию, на которой отложены равные отрезки (обычно в 1 см), называемые основанием масштаба. Длина основания масштаба выбирается так, чтобы в нем было круглое число метров (рисунок 1).

    Пример 3

    Пусть требуется отложить линию длиной 285.3 м в масштабе 1: 10 000. Для этого берут циркулем-измерителем (рисунок 2) от нулевого деления вправо два основания, (что соответствует 200 м), а затем левую иглу измерителя отводят на 8.5 малого деления влево (что соответствует 85 м).

    Рисунок 1 - Линейный масштаб

    Рисунок 2 – Циркуль-измеритель

    Пользуясь линейным масштабом, мы вынуждены наименьшее деление его оценивать на глаз, что снижает точность измерений и при решении инженерных геодезических задач по карте является недопустимым. Поэтому для составления планов, карт и решения задач по карте пользуются поперечным масштабом.


    Поперечный масштаб представляет собой номограмму, нанесенную на металлическую пластину длиной от 10 до 22 см (рисунок 3).

    Рисунок 3 - Поперечный масштаб с основанием 2 см

    Крайнее левое основание вверху и внизу делят на 5 или 10 равных частей (α) и точки этого деления соединяют наклонными линиями, называемыми трансверсалями . Начало первого отрезка внизу соединяется с началом второго отрезка вверху и т.д. Вертикальные отрезки делят на 10 частей (β) и проводят горизонтальные линии. Цена наименьшего деления «а - в» линейки зависит от длины основания «А – В» и количества горизонтальных и вертикальных отрезков.

    ав = АВ / α ∙ β

    Измерение длин линий на плане по поперечному масштабу выполняется с помощью циркуля-измерителя.

    Слева от линейки ЛПМ-1 (линейка поперечного масштаба ‑ 1) выгравировано для какого масштаба предпочтительнее использовать данную номограмму, например: – 1: 5… (рисунок 3). Это значит, что удобнее определять длины линий в масштабах 1: 500, 1: 5 000 и других кратных «5».

    Пример 4

    На плане в масштабе 1: 500 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 3). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности. В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 500 5 метров. В основании линейки 2 5 10 10 раз меньше, то есть 1 10 раз меньше, то есть 0.1 метра. В растворе измерителя два полных основания (20 м), семь отрезков по горизонтали (7 м) и восемь отрезков по вертикали (0.8 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 27.8 м.

    Пример 5

    На плане в масштабе 1: 5 000 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 3). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности. В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 5 000 сантиметров на местности или 50 метров. В основании линейки 2 сантиметра и каждому соответствует 50 метров на местности. Значит одно основание линейки равно 100 метрам на местности. Тогда один горизонтальный отрезок (шаг по горизонтали) на левом основании будет в 10 раз меньше, то есть 10 10 раз меньше, то есть 1 метр. В растворе измерителя два полных основания (200 м), семь отрезков по горизонтали (70 м) и восемь отрезков по вертикали (8 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 278 м.

    Пример 6

    На плане в масштабе 1: 1 000 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 4). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности. В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 1 000 сантиметров на местности или 10 метров. В основании линейки 1 10 метров на местности. Значит одно основание линейки равно 10 метрам на местности. Тогда один горизонтальный отрезок (шаг по горизонтали) на левом основании будет в 10 раз меньше, то есть 1 метр. Цена наименьшего деления (шаг по трансверсали в вертикальном направлении) соответственно ещё в 10 раз меньше, то есть 0.1 метра. В растворе измерителя три полных основания (30 м), пять отрезков по горизонтали (5 м) и семь отрезков по вертикали (0.7 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 35.7 м.

    Рисунок 4 - Поперечный масштаб с основанием 1 см

    Пример 7

    На карте в масштабе 1: 10 000 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 5). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности. В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 10 000 сантиметров на местности или 100 метров. В основании линейки 1 сантиметр и ему соответствует 100 метров на местности. Значит одно основание линейки равно 100 метрам на местности. Тогда один горизонтальный отрезок (шаг по горизонтали) на левом основании будет в 10 раз меньше, то есть 10 метров. Цена наименьшего деления (шаг по трансверсали в вертикальном направлении) соответственно ещё в 10 раз меньше, то есть 1 метр. В растворе измерителя три полных основания (300 м), пять отрезков по горизонтали (50 м) и семь отрезков по вертикали (7 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 357 м.

    Рисунок 5 - Поперечный масштаб с основанием 4 см

    Пример 8

    На карте в масштабе 1: 25 000 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 4). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности. В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 25 000 сантиметров на местности или 250 метров. В основании линейки 4 сантиметра и каждому соответствует 250 метров на местности. Значит одно основание линейки равно 1000 метрам на местности. Тогда один горизонтальный отрезок (шаг по горизонтали) на левом основании будет в 10 раз меньше, то есть 100 метров. Цена наименьшего деления (шаг по трансверсали в вертикальном направлении) соответственно ещё в 10 раз меньше, то есть 10 метр. В растворе измерителя одно полное основание (1 000 м), четыре отрезка по горизонтали (400 м) и пять отрезков по вертикали (50 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 1450 м.

    На линейке ЛПМ-1 так же выгравирована номограмма для масштабов кратных двум - 1: 2… (например: 1: 2 000) с основанием 5 сантиметров. Любую из приведённых здесь номограмм можно использовать для определения расстояний по планам и картам, выполненным в любом другом масштабе.

    Пример 9

    На плане в масштабе 1: 1 000 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 3). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности по номограмме с кратностью 1: 5… В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 1 000 сантиметров на местности или 10 метров. В основании линейки 2 сантиметра и каждому соответствует 10 метров на местности. Значит одно основание линейки равно 20 метрам на местности. Тогда один горизонтальный отрезок (шаг по горизонтали) на левом основании будет в 10 раз меньше, то есть 2 метра. Цена наименьшего деления (шаг по трансверсали в вертикальном направлении) соответственно ещё в 10 раз меньше, то есть 0.2 метра. В растворе измерителя два полных основания (40 м), семь отрезков по горизонтали (14 м) и восемь отрезков по вертикали (1.6 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 55.6 м.

    Пример 10

    На карте в масштабе 1: 25 000 измерен отрезок взятый в раствор циркуля-измерителя (рисунок 4). Требуется определить его длину (горизонтальное проложение) на местности по номограмме с кратностью 1: 1… В данном масштабе 1 сантиметру на плане соответствует 25 000 сантиметров на местности или 250 метров. В основании линейки 1 сантиметр и ему соответствует 250 метров на местности. Значит одно основание линейки равно 250 метрам на местности. Тогда один горизонтальный отрезок (шаг по горизонтали) на левом основании будет в 10 раз меньше, то есть 25 метров. Цена наименьшего деления (шаг по трансверсали в вертикальном направлении) соответственно ещё в 10 раз меньше, то есть 2.5 метра. В растворе измерителя три полных основания (750 м), пять отрезков по горизонтали (125 м) и семь отрезков по вертикали (17.5 м). Отрезок прямой, в растворе измерителя равен 892.5 м.