Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Политбюро 2.0.2017 полная версия. Путинское «политбюро» разделяется надвое: юбилейный доклад Minchenko Consulting. Проект развития как способ политического выживания

К РАЗДЕЛУ 1.

1."Материалистами называются философы, которые признают лишь существование материальных вещей и тел" /Вольф Х./ Можно ли согласиться с этим определением?

2. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о предмете философии.

 Философия - это эпоха, схваченная в мыслях /Г.Гегель/.

 Философия - это сжатое изложение науки своего времени /О.Конт/.

 Предмет философии - логический анализ языка науки /Л.Витгенштейн/.

 Главный вопрос философии - это вопрос о том, стоит ли человеку жить /А.Камю/.

 В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия /К.Ясперс/.

3. Английский философ и ученый Бертран Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре общества, заметил: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия" /Рассел Б. История западной философии.- М., 1959. Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества?

4. Что, на ваш взгляд, принципиально отличает философию от теологии и религии?

- "Философия - это самосознание исторически определенной эпохи". Как вы понимаете это суждение?
- "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки: Наука без теории познания: становится примитивной и путаной /Эйнштейна. Соч.: В 4 т., т. 4.- С. 248, 310/. Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?
- "Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и, хотя многие из них могут не осознавать этого, эти предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании"/Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация.- М., 1966.- С. 11/. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль известного специалиста в области теории информации; постарайтесь раскрыть это на материале из истории известной вам науки.

5. Английский философ А.Д.Айер доказывает, что философия не является наукой. При этом он приводит следующие аргументы. Во-первых, философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий или неизвестных явлений. Во-вторых, философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента. В-третьих, философские положения сформулированы так, что они в принципе не могут быть опровергнуты, в то время как научные положения допускают принципиальное опровержение. Проанализируйте высказывание философа. Попытайтесь ответить на вопрос. В какой мере приведенные аргументы обосновывают вывод о том, что философия - не наука?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 1 и Глава 2:

1.Какое содержание вкладывается философией в понятие "бытие"? Проанализируйте приведенные ниже высказывания.


  • Бытие - это Вселенная.

  • В содержание понятия "бытие" входит природа и общество.

  • Бытие - это материя. Эти понятия тождественны.

  • Бытие - это только природа.

  • Бытие включает в себя все существующее, и материю и сознание.

  • Бытие - это все, что существует объективно.

  • Бытие - это материя, ее свойства и проявления.

  • Бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует сейчас.

  1. Эквивалентны ли суждения? Обоснуйте свой ответ.

  • Все объекты материальны.

  • Все объекты состоят из материи.

3. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:


  • Тела.

  • Атомы.

  • Элементарные частицы.

  • Ощущения.
При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

4. Определите, против каких философских течений направлены различные части определения материи:


  • Материя есть философская категория.

  • Для обозначения объективной реальности.

  • Которая дана человеку в ощущениях его.

  • Которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
5. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

  • это атомы Демокрита, первичные элементы материи;

  • это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;

  • это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.
Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек зрения.

К РАЗДЕЛУ 2

Глава 3:

1. Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?

2.Можно ли изучать человеческую психику без учета мозга, нервно-мозговых процессов?

3.Раскройте смысл высказывания древнегреческого философа Платона: деятельность души не есть пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самой собой; размышляя, душа ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвечая, утверждая и отрицая.

4.Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?

5.Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 4:


  1. Согласны ли вы со следующей концепцией? Человек является "открытой" системой, его поведение определяется такими факторами:

  • Наследственностью;

  • Событиями собственной истории, запечатленной в памяти и рефлексах;

  • Окружающей средой, на которую он реагирует.
А. Моль

Если не согласны, то какого фактора здесь не хватает?


  1. Проанализируйте следующие определения сущности человека:

  • Человек - это существо политическое (Аристотель).

  • Человек - это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

  • Человек - не центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции (Тейяр де Шарден).
Какие качества можно включить в понятие человека?

  1. Какой философ считал самым мудрым афоризм: "Познай самого себя"? Можно ли утверждать, что пока человек не познал самого себя, он не сможет познать сущности остального мира?

  2. Если человек - продукт общественных отношений, а его сознание - отраженное бытие, то как объяснить различия в поведении и мировоззрении близнецов?

  3. Дайте философский анализ следующего высказывания: "Свобода есть познанная необходимость" (Спиноза).
Почему Н.А. Бердяев подверг критике это положение?
К РАЗДЕЛУ 2

Глава 5:


  1. Выделите достоинства и недостатки определений понятия "Культура".

  • Культура - это все созданное людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

  • Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей.

  • Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению.

  • Культура - это весь образ жизни, определяемый социальным окружением.

  1. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение?

  2. О. Тоффлер писал, что наука (ее гипотезы, теории, модели) формируются под влиянием экономических, политических и культурных факторов, действующих за стенами лаборатории, она не представляет собой независимую переменную. Насколько можно согласиться с суждением Тоффлера?

  3. В чем специфика науки по сравнению с искусством, моралью, религией и философией?

  4. "Война - это явление необъяснимое и парадоксальное с позиций генетических представлений, противоречащее законам биологической эволюции, зато она вполне согласуется с законами эволюции культуры, основанной на межгрупповой конкуренции" (П. Кууси). Проанализируйте это суждение.

К РАЗДЕЛУ 3:


  1. Выскажите мнение о верности суждений:

  • ":познание есть рефлексия".

  • Предметы должны сообразовываться с нашим познанием, а не наоборот.

  • Познание детерминировано уровнем развития общества.

  1. Распределите высказывания в соответствии с эволюцией форм и уровней отражения:

  • В этом году погиб весь урожай зерновых.

  • Применение нового лекарства позволяет быстрее лечить грипп.

  • Стихи этого поэта отражают мое настроение.

  • Образование залежей каменного угля.

  • Собака лает, приветствуя хозяина

  • Сейчас мне не очень холодно.

  1. Дайте анализ и оценку следующих высказываний о соотношении образа и объекта:

  • Объект - это и есть образ, совокупность ощущений.

  • Образ есть полная копия объекта.

  • Между объектом и образом нет ничего общего, отношение между ними устанавливается условно.

  • Образ, с одной стороны, определяется объектом, зависит от него, с другой стороны, зависит от субъекта и его развития.

  1. Как соотносятся между собой понятия "эмпирическое" и "теоретическое", "чувственное" и "рациональное"? Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное - теоретическим?

  2. Назовите философские течения и их представителей, принципами которых являются следующие:

  • Все наше знание имеет источник в разуме человека.

  • Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в чувстве.

  • Источник нашего знания - в интуиции.

  • Все наше знание - из практической деятельности.

  • Источник человеческого знания - Космос.

Когда-то философ Гегель справедливо заметил, что произведение искусства есть диалог с каждым, перед ним стоящим. Наверное, именно потому так часто возникают споры о смысле того или иного литературного произведения, о его героях. Поэт-символист Андрей Белый, написавший в свое время интересную работу о творчестве Го­голя, увидел в образе Чичикова страшный, мистический смысл. Мне кажется, что можно привести аргументы как за, так и против такой точки зрения в зависимости от того, как трактовать этот неоднознач­ный литературный образ.

С одной стороны, Чичиков - это особый тип русского человека, своеобразный «герой времени», душа которого «зачарована богатст­вом». «Подлец-приобретатель», в погоне за капиталом он утрачивает понятие о чести, совести, порядочности. Жажда наживы убила в нем лучшие человеческие чувства, не оставила места «живой» душе, омертвила ее. С другой стороны, этот герой, как настоящий черт, бес­пощаден и страшен, когда он с безудержной энергией стремится дос­тичь своей цели, он изворотлив и хитер, умеет обратить себе на поль­зу слабости и пороки людей.

До 11-й главы, где дается биография Чичикова, его характер не вполне определен. Ведь с каждым новым встреченным на его пути лицом он выглядит иным: с Маниловым - сама вежливость и благо­душие, с Ноздревым - искатель приключений, с Собакевичем - ра­чительный хозяин. Ко всем он умеет найти подход, для каждого под­бирает нужные слова. Как «подлинный черт», Чичиков обладает способностью проникать в самые тайные уголки сознания людей, и это ему необходимо для удачного совершения своего жуткого «де­ла» - покупки «мертвых душ». Вот почему в облике Чичикова порой проглядывает нечто дьявольское: ведь охота за умершими душами - исконное занятие черта. Недаром городские сплетни среди прочего нарекают его Антихристом, а в поведении чиновников проглядывает нечто апокалипсическое, что подкрепляется картиной смерти прокурора.

Но вспомним так и не реализованный замысел Гоголя, согласно которому из первого тома, воплощающего «Ад» российской действительности, Чичиков должен был перейти во второй, где, как в «Чис­тилище», душа его избавилась бы от греха, подготовив тем самым для этого героя дорогу в новый, идеальный мир - «Рай». Это объясняет, почему уже в первом томе поэмы в образе Чичикова просматривают­ся такие черты, которые позволили бы автору провести его через путь очищения и возрождения души. А разве может быть душа у «подлин­ного черта»? Очевидно, нет. Подтверждением такой позиции является и то, что иногда сам автор удивительным образом сближается со сво­им героем. Внутренний монолог Чичикова и авторский голос как бы переплетаются в таких эпизодах, как размышления о судьбах умер­ших крестьян, приобретенных у Собакевича, или в рассуждениях о том, что ждет молоденькую пансионерку.

Особенность образа Чичикова в том, что все человеческие чувства в нем спрятаны глубоко внутри. Совесть его иногда пробуждается, но он быстро успокаивает ее, создавая целую систему самооправданий: «Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил ни­кого по миру...». В конце концов Чичиков оправдывает свое преступ­ление. Это путь деградации, от которого предостерегает своего героя автор.

Первый том поэмы завершается знаменитым лирическим отступ­лением. Птица-тройка, в которую волшебством писателя преобража­ется чичиковская бричка, мчит героя, а вместе с ним и читателя вдаль по российскому бездорожью. Куда приведет этот путь - в новый, преображенный мир, где будут не «мертвые», а живые души, или же еще дальше в «ад» уклонившейся от верной дороги жизни, - так и осталось неясным. А потому нам остается только гадать, кто же такой Чичиков: «подлинный черт», как назвал его Андрей Белый, или же новый герой русской жизни, которому окажется под силу вывести ее на истинный путь.