Информационно развлекательный портал
Поиск по сайту

Панорама Ильинский Погост (Московская область). Виртуальный тур Ильинский Погост (Московская область). Достопримечательности, карта, фото, видео. Ильинский погоствоскресенская церковь


ноябрь 2012


Село Ильинский Погост расположено в Орехово-Зуевском районе Московской области. Это красивое и интересное место. Храм в этом селе по неофициальным данным один из самых больших в Подмосковье, но поскольку я человек неверующий я не знаю где проверить эту информацию. Но тем не менее размеры этого храма действительно впечатляют. С 1990г и по сей день его потихоньку восстанавливают. Так же в селе можно найти много интересного, меня очень позабавило здание местной почты, при взгляде на него сразу возникает шуточная мысль "А внутри хайтек и девушки из рекламы))"


// superman2014.livejournal.com


// superman2014.livejournal.com


// superman2014.livejournal.com


// superman2014.livejournal.com


"Автопарикмахерская" - стрижка невыходя из манины, судя по количеству машин услуга пользуется большой популярностью.

// superman2014.livejournal.com


// superman2014.livejournal.com


// superman2014.livejournal.com


Храм Воскресения Христова

// superman2014.livejournal.com


История Воскресенского храма началась в 1822 году. До той поры здесь поочередно было несколько деревянных храмов. Первой в писцовых книгах за 1631-1633 годы упоминается «церковь Илии пророка деревяна клецки» с приделом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Именно в честь нее Погост Гуслицы и стал зваться Ильинским Погостом. В 1676 году построили еще один храм во имя иконы Божией Матери Казанской, который сгорел в 1736 году. В источниках за 1710 год есть запись о деревянном пятиглавом храме во имя пророка Илии с рубленой восьмигранной шатровой колокольней с пятью колоколами. Там же упоминается и деревянный одноглавый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.

22 мая 1816 года начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один храм Пророка Илии. У жителей возникла мысль построить каменный храм. Митрополит дал благословение, и сам присутствовал и освятил закладку Воскресенского храма в 1822 году. Храм строился 18 лет из-за малого количества пожертвований.

В 1831 году завершилось строительство главного летнего пятиглавого храма Воскресения Христова. В 1840 году закончены приделы Святителя Чудотворца Николая и Пророка Божия Илии (в трапезной) зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Он освящен 21 сентября Святителем Филаретом Митрополитом Московским. В 1849 году закончено строительство колокольни высотой свыше 70 метров.

В 1915 и 1935 гг. были предприняты попытки закрыть храм. В 1937 г. он был окончательно закрыт. С 1940 по 1953 г. - швейная мастерская. С 1953 по1961 - ссыпной пункт колхоза. С 1961 по 1990 - тарный цех Егорьевского ДОКа. Во время Великой Отечественной Войны колокольня использовалась как наблюдательный пункт.

25 марта 1990 г. храм был передан общине верующих. В мае был назначен настоятелем священник Николай Лопухович, зять глубоко уважаемого в Павловском Посаде протоиерея Василия Бащука. Первая Божественная Литургия, а накануне Всенощное Бдение с чтением акафиста Святителю и Чудотворцу Николаю совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма. С этого времени регулярно совершаются Богослужения по всем воскресным дням, Двунадесятым и большим праздникам, а так же в дни памяти особо чтимых святых и почитаемых икон Божией Матери. Накануне совершается Всенощное Бдение с чтением акафиста.

С 1990 г. началось восстановление храма. На сегодняшний день восстановлен центральный купол и два боковых. В зимней части храма (трапезной) стены оштукатурены и покрашены, проведено отопление.

superman2014
22/11/2012 16:54



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

Дата публикации или обновления 27.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Храм Воскресения Христова

    С. Ильинский погост.

    Почти каждый выходной выезжая на фотосъемку храмов или монастырей в ближнее или дальнее Подмосковье не можешь не замечать насколько активно ведется строительство в Московской области. Наверное, озадачившись приобретением жилья в Подмосковье будет совсем нелишним заказать выписку из ЕГРП , Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, благодаря чему можно получить исчерпывающие сведения об объекте – о том, кто в настоящее время является правообладателем, узнать о наличии обременения или ареста.

    С. Ильинский Погост-центр древней дворцовой Гуслицкой волости на р. Гуслице. Волость известна с 1-й трети XIV в. Великий князь московский Иоанн Калита завещал её княгине «с меньшими детьми». В конце XIV в. великий князь Димитрий Донской завещал Гуслицу сыну Петру.

    В 1628 г. в Ильинском Погосте стояло две деревянных церкви, построенные «клетски» - Пророка Илии и Святителя Николая. О первой из них говорит описание 1631 г.: «Церковь небольшая - деисус 7 образов - то есть ряд икон во всю ширину храма был не более 10 м.

    Венцы на иконах серебряные позолоченные. Церковь небогата убранством. Крест деревянный, сосуды оловянные. В церкви книги: Апостол, Минея общая, Триодь цветная, Шестоднев, Потребник, Служебник, Псалтырь, Часослов».

    В 1677 г. при священниках Григории и Иване построена церковь Казанской иконы Божией Матери .

    В дозорной книге Патриаршего казённого приказа 1680 г. записано: «В Гуслицкой же волости погост на речке Околице. На погосте церковь во имя Илии Пророка , да в приделе Николая Чудотворца . Да на том же погосте другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. У церкви во дворе поп Афонасей Григорьев; во дворе поп Михаиле Ассонов; во дворе дьячок Сергушка Григорьев; во дворе пономарь Петрушка Иванов; во дворе просвирница Марья Андреива дочь. И попы Афонасей и Михаиле сказали: церковь Илии Пророка построена изстара и данью обложена, а другая де церковь построена вновь во 185-м году (1677), церковною де пашнею и сенными покосами к церкви Илии Пророка они владеют, а на сколько де четей пашни и что сенных покосов владеют, и то написано в писцовых книгах, а выписи-де у них на тое церковную землю нет... с писцовых книг 1631-1633 гг. написано: к церкви Илии Пророка что на р. Околице, пашни пахан-ныя церковныя земли три чети с осминою, да лесом поросло 16 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж; сена 30 копен, лесу десятина...».

    После решающей победы под Полтавой Пётр I наградил своего сподвижника Александра Даниловича Меншикова (1673-1729), командира всей конницы, нанёсшего накануне битвы поражение шведам у Лесной (чем лишил их армию подкреплений, пороха и продовольствия, а после поражения под Полтавой энергично преследовавшего своей конницей отступавших шведов и у Переволочны взявшего в плен остатки шведской армии), огромными земельными владениями, в том числе в Подмосковье.

    В 1710 г. ему была пожалована Гуслицкая волость. Меншиков- участник всех начинаний Петра I, с 1699 г. сержант, а с 1700 поручик Преображенского полка.

    В 1703 г. награждён первым и высшим орденом Российской империи - Святого апостола Андрея Первозванного.

    Он одержал ряд побед в Северной войне.

    С 1709 г. - генерал-фельдмаршал.

    С 1718 г. - президент Военной коллегии (министр обороны).

    С 1726 г. член Верховного тайного совета.

    В 1727 г. произведён в генералиссимусы. Но наряду с подвигами он совершал многие преступления: расхищением государственной казны составил непомерное личное состояние, влиял на государственную политику России в своекорыстных целях (возведение на престол Екатерины I , получение её согласия на брак наследника престола Петра II с дочерью Меншикова, Марией, домогательство Курляндского герцогства для себя). Его вызывающее поведение было причиной ареста и ссылки в 1727 г. в Раненбург, а в 1728 -в Берёзов, где он и умер.

    После опалы, постигшей генералиссимуса, волость была снова отписана в Дворцовое ведомство (1728 г.) и в том же году пожалована действительному камергеру Степану Васильевичу Лопухину (ум. 1748), родственнику царицы Евдокии Фёдоровны (1-я жена царя Петра Алексеевича и бабушка императора Петра II). Он женился на фрейлине герцогини Мекленбургской Екатерины Ивановны (дочери брата царя Петра, царя Иоанна Алексеевича).

    В 1730 г. Лопухин выстроил в Ильинском Погосте новую деревянную церковь. Вице-адмирал. Он не скрывал, что не одобряет совершившийся в 1741 г. государственный переворот и воцарение императрицы Елизаветы.

    В 1742 г. назначен губернатором в Архангельск. Просил отставки по болезни и был отставлен без производства в следующий чин. Через жену Наталию Фёдоровну, урождённую Балк (1699-1763), статс-даму императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, Лопухины были впутаны в сложную придворную интригу, конечной целью которой было свержение канцлера Бестужева. Они обвинялись в составлении заговора с целью возвращения на престол свергнутого младенца-императора Иоанна Антоновича, с родителями которого были близки. В 1748 г. Степан Васильевич был арестован с женой и старшим сыном, подвергнут пыткам, приговорён в смертной казни, но в день исполнения приговора казнь была заменена урезанием языка, наказанием кнутом и вечной ссылкой в Сибирь. Степан Васильевич умер в ссылке. С ним были сосланы его жена (после урезания языка и наказания кнутом) и старшие сыновья.

    Село снова стало казённым (1748 г.). При императоре Петре III дело было пересмотрено, Лопухины оправданы.

    В 1761 г. Наталья Фёдоровна вернулась из ссылки с младшим сыном Степаном. Старший, Иван (р. 1720), подполковник гвардии, после урезания языка и наказания кнутом умер в ссылке в конце 1750-х гг.

    В 1762 г. императрица Екатерина II возвратила Гуслицу Наталье Фёдоровне и её сыновьям.

    В 1767 г. Лопухины продали свои земли.

    С 1701 г. в церквях Ильинского Погоста служили священники Алексей Деев (по 1710 г.), Иван Петров (по 1726 г.), Афанасий Пименов (по 1742 г.)

    Гуслица - центр крестьянской письменности. Почти все здесь были грамотными. Но грамотность их была особая. Многие, хорошо разбирая церковную печать, плохо читали гражданский шрифт. Рукописные книги гуслицкого письма и орнамента, который оформился в последней четверти XVIII в., особенно «певческие» - так называемых крюковых нот, - расходились по всей стране.

    Во время великого Гуслицкого пожара в 1854 г. сгорело село и церковь Илии Пророка, небольшая зимняя церковь Святителя Николая уцелела. У жителей возникла мысль построить каменный храм.

    В 1816 г. митрополит Московский Серафим (Глаголевский) дал благословение и сам присутствовал при закладке Воскресенского храма в 1822 г. Строительство главного храма - пятиглавого, с 14-метровой ротондой в центре, завершено в 1831 г. Храм мог вместить 2000 человек. После окончания внутренней отделки храм был освящён 22 сентября 1840 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским.

    С 1840 г. в официальных документах бывшее с. Гуслицы стало именоваться с. Ильинский Погост.

    Церковь построена суммой, собираемой с базарной церковной земли и тщанием прихожан.

    В 1816 г., по благословению архиепископа Московского Августина, причт церковный открыл на церковной земле еженедельный воскресный базар, который давал дохода до 5000 рублей, а позднее и до 14 000 в год. Главным товаром был хлеб, привозимый из южных губерний.

    Церковь была построена каменная, крепкая, но колокольни при ней тогда ещё не было. Престолов в каменной церкви было три: в холодном - во имя Воскресения Христова, в теплых приделах - один во имя Святого Пророка Илии, другой во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящён в 1833 г. Кроме каменной, в Ильинском Погосте в то время стояла и другая церковь Святого Пророка Божия Илии , деревянная с такой же колокольней, построена неизвестно когда и кем, крепка.

    В 1857 г. закончена каменная колокольня высотой около 70 метров. Строил её «Владимирской губернии и уезда Ведомства Государственных имуществ Богословской волости села Спасского крестьянин Владимир Григорьевич Рамазанов». Он подрядился за 6300 рублей серебром, «по плану и фасаду, выданному от IV округа Путей Сообщения 31 августа 1847 г.» построить при церкви каменную колокольню.

    В 1850-х гг. была построена и каменная церковная ограда с вратами и на западную, южную и северную стороны. Причта при храме Ильинского Погоста издавна положено: 3 священника, 2 диакона, 6 церковнослужителей. В1848 г. при храме, по штату, служили три священника. 1-й священник Иоанн Иоаннович Смирнов, 46 лет, родился в Московской губернии, сын священника. Окончил курс наук в Спасо-Вифанской семинарии в 1824 г. с аттестатом 1-го разряда, был уволен в Епархиальное Ведомство и Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским и Казанским произведён во священника Дмитровской округи, с. Ольгова к церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы. По распоряжению Его Высокопреосвященства определён общим для священноцерковнослужителей по ведомству Храбровского Благочиния духовником. Переведён на настоящее место. За 15-летнюю службу с усердием награждён набедренником. За ревность к церковному благоустройству удостоен Благословения Святейшего Синода. Грамоту и указы имеет. Жена - Александра Матвеевна, 42 года. Дети: Николай, Клавдия, Алексей, Александр, Мария, Анна, Леонилла.

    2-й священник Яков Калединский, ему в 1848 г. было 42 года, родился в Московской губернии, сын священника.

    В 1828 г. окончил Московскую Духовную семинарию с аттестатом 1 -го разряда и был уволен в Епархиальное ведомство, митрополитом Филаретом произведён во священника на настоящее место. Грамоту имеет. Жена - Татьяна Козминична, 41 г. Дети: Любовь, Мария, Гавриил, Екатерина.

    3-й священник Павел Сергеевич Архангельский, 27 лет, родился в Московской губернии, сын дьячка. В 1842 г. окончил курс наук Спасо-Вифанской Духовной семинарии с аттестатом 1-го разряда, был уволен в Московское Епархиальное ведомство и Высокопреосвященнейшим Филаретом произведён во священника на настоящее место. Грамоту имеет. Жена Агриппина Ивановна, 22 г., сын Александр.

    Приход 1-го священника - вотчины действительной камергерши Ольги Александровны Жеребцовой, которая тут не живёт, крестьян:

    в д. Печурине православных: количество дворов - 4, жителей мужского пола - 28, женского - 28, раскольников, количество дворов - 29; жителей мужского пола - 126, женского - 160;

    д. Старой православных - 8, 38, 48; раскольников - 23, 120, 146;

    д. Сенькино православных - 24, 107, 121; раскольников - 22, 123, 129;

    д. Внуковской православных - 26, 109, 105; раскольников - 5, 40, 40;

    д. Чичове православных - 5, 12, 10; раскольников - 15, 84, 107;

    д. Столбунове православных - 2, 6, 5; раскольников - 25, 127, 151;

    д. Давидовской православных - 5, 27, 25; раскольников - 25, 174, 167;

    д. Алексеевской раскольников - 27, 164, 168.

    Вотчины Его Высокоблагородия Ивана Петровича Мусина-Пушкина, который тут не живёт, крестьян:

    в д. Беззубово православных - 53, 268, 261; раскольников -13, 77, 75;

    д. Барышеве православных - 2, 11, 5; раскольников - 17, 114, 116;

    Вотчины господ Жеребцовой, Мусина-Пушкина и Его Сиятельства князя Петра Алексеевича Голицына, который тут не живёт, крестьян: д. Горшково (в наше время в Егорьевском районе) православных - 16, 72, 69; раскольников-18, 118, 122.

    Итого в приходе 1-го священника по деревням: Православных - 151, 679, 647; раскольников - 219, 1270, 1381;

    По части 2-го священника тех же владельцев в других деревнях в итоге: Православных - 143, 516, 564; раскольников - 438, 1653, 1729;

    В приходе 3-го священника тех же владельцев в других сельцах и деревнях: православных - 83, 346, 340; раскольников - 340, 2095, 2221;

    В клировой ведомости за 1868 г. церкви Воскресения Христова в с. Гуслицах сообщается, что церковь «Построена на сумму, собранную с церковно-базарной земли тщанием прихожан, заложена в 1822 г., окончена в 1840 г. Зданием каменная, с такой же колокольней. Престолов в ней три: в холодной во имя Воскресения Христова, освящён в 1840 г., в тёплых приделах - во имя Св. Пророка Илии, а другой - во имя Св. и Чудотворца Николая, освящены в 1833 г. Здания, принадлежащие церкви: часовня в сельце Ащерине; каменное здание, построенное в 1868 г., занимаемое приходским училищем и помещением для просфорницы и сторожей; при базаре таможня и церковные весы; красный ряд; на пахотной ниве священно- и церковнослужителей деревянное жилое строение, занимаемое водочным магазином по условию, и деревянный дровяной сарай.

    Ильинский Погост был центром округи, представление об этом даёт описание одной из московских газет в 1883 г: «Ильинский Погост является центральным селением, куда стекается и по делу, и без дела все население Гуслиц, особенно в базарные воскресные дни. Когда-то здесь торчали только одни поповские усадьбы и ветхие, убогие домики местных приходских причетников. Теперь, сравнительно с прошлым, Ильинский Погост совсем неузнаваем. Постройки носят отпечаток городской архитектуры; в местечке насчитывается до трёхсот торговых помещений со всевозможными товарами, и, вдобавок, как необходимая принадлежность всякого бойкого торгового пункта, имеется не менее десятка довольно обширных трактиров, не считая уже других распивочных заведений.

    Наибольшей известностью пользуется гостиница Петрышова. В громадный Петрышовский трактир (в советское время - клуб) в праздничные дни набивается до трёх-четырёх тысяч гуслицкой демократии; тут просто идёт дым коромыслом. Гостиница Михалёва служит местом собрания степенных гуслицких коммерсантов, заглядывающих в Ильинское по делам...».

    В Ильинском Погосте была земская больница (её деревянный корпус построен в конце XIX в., каменный - в начале XX), на улицах много каменных домов.

    Среди прочих домов выделялась построенная во 2-й половине XIX в. усадьба лесничего Ушакова - двухэтажный полукаменный главный дом с деревянным флигелем.

    В советское время Ильинская школа помещалась в старинном двухэтажном доме, он принадлежал Петрышевым. Недавно время верхний деревянный этаж дома сгорел, нижний каменный продан и перестраивается.

    О былой шумной жизни напоминает лишь название улицы, тянущейся вдоль северной стороны храма, - Базарная.

    На месте сквера в старые времена было кладбище. В Центральном историческом архиве Москвы сохранился чертёж уничтоженной ограды кладбища в с. Ильинский Погост

    Причта при храме с. Гуслиц положено издавна: три священника, два диакона и шесть причетиков. Дома у священноцерковнослужите-лей были собственные, деревянные, на церковной земле. Священник Димитрий Иоаннович Кудрявцев, в 1868 г. ему было 50 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын дьячка, обучался в Вифанской семинарии наукам богословским, философским, физико-математическим, историческим и словесным и языкам: латинскому, греческому, немецкому и еврейскому. По окончании в означенной семинарии курса наук и увольнении в 1842 г. с аттестатом 2 разряда в Московское епархиальное ведомство произведён был Бронницкого уезда к Богородицерождественской села Рождествина церкви во священника в 1843 г., на настоящее место переведён в 1858 г.

    В 1868 г. утверждён духовником для священно- и церковнослужителей по ведомству Павловского благочиния. За события 1863, 1864, 1865 и 1866 гг. награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте (1868). Занимается обучением грамоте приходских поселянских детей в приходском церковном училище безмездно. Вдов. Дети - Михаил, 23 г., в 1866 г. окончил курс богословских наук в Московской семинарии, находится при отце; Пётр, 17 лет, уволен в сем году из Московской семинарии, Сергий, 15 лет, обучается в 4 классе Московского Заиконоспасского уездного Духовного училища, находятся при отце.

    Диакон Василий Тихонович Смирнов, 24-х лет. Дьячок Филипп Андреевич Молчанов, 62-х лет. Пономарь Пётр Васильевич Косминков, 26 лет.

    Священник Василий Николаевич Руднев, 27 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын священника, обучался в Московской семинарии наукам богословским, философским, физико-математическим, историческим и словесным и языкам: латинскому и греческому. По окончании обучения и увольнении в 1862 г. в Епархиальное ведомство с аттестатом студента 1 разряда произведён во священника на настоящее место в 1864 г. в приходском церковном училище занимается обучением грамоте поселянских детей безмездно. В семье у него жена Надежда Сергеева, 21 г., сын Николай 1 года.

    Диакон Андреев Левкиевский, 43 лет. Дьячок Иван Фомич Ильинский, 39 лет. Пономарь Алексей Алексеевич Смирнов, 30 лет.

    Священник Василий Филиппов Соколов, 43 лет, родился в Московской губернии, из духовного звания, сын пономаря, обучался в Вифанской семинарии наукам богословским, философским, физико-математическим историческим и словесным и языкам: латинскому, греческому и французскому. По окончании обучения и увольнения в Епархиальное ведомство с аттестатом ученика 2 разряда, произведён во священника Клинского уезда Никольской, что в с. Никольском, Сверчки тож, церкви в 1848 г. В 1858 г. определён был в должность благочинного. От означенной церкви переведён на настоящее место в 1860 г. За события 1853-1856 гг. награждён бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте. Занимается обучением поселянских детей грамоте в приходском церковном училище безмездно (1862). Жена Александра Петрова, 41 год., дети Капитолина, 18 лет, Надежда, 16 лет, Николай, 15 лет, Петр, 14 лет., Глафира, 10 лет; Людмила, 6 лет; Зинаида, 5 лет; Александра, 3 года; Виктор, 1 год.

    Дьячок Пётр Иванов Воскресенский, 28 лет. Священнику Рудневу по жене двоюродный брат. Пономарь Андрей Ларионов Тихомиров, 51 год. Просфорница Анна Николаева Соловьева, 58 лет.

    Заштатные и сиротствующие. Уволенный от должности по преклонности лет означенной церкви диакон Иоанн Никифорович Сокольский, 75 лет, диакону Смирнову тесть, вдов, содержание получает от зятя.

    Уволенный от должности по преклонности лет Клинского уезда, села Никольского, Сверчково тож, Никольской церкви, пономарь Филипп Гаврилович Соколов, 83 лет, отец священника Соколова.

    Означенной церкви умершего священника Александра Николаевича Холмогорова жена, вдова Ольга Михайлова Холмогорова, 46 лет. Живёт с детьми в собственном доме, построенном на усадебной земле 1-го причта священника Кудрявцева.

    Подольского уезда села Никитского Никитской церкви умершего священника Аркадия Иоанновича Некрасова вдова, Татиана Прокопиев-на Некрасова, 40 лет. Живёт с детьми у зятя священника Димитрия Кудрявцева, от которого получает содержание.

    Богородского уезда, Николаевской, села Загарья, церкви умершего священника Николая Матфиеевича Руднева жена, Пелагия Егоровна, 50 лет. Получает содержание от сына Воскресенской церкви священника Руднева, у которого и живёт.

    Коломенского уезда, села Андреевского Космодамианской церкви умершего дьячка Фомы Федоровича Ильинского дочь, девица Александра 20 лет, дьячку Ильинскому родная сестра. Содержание получает от брата. Клинского уезда, села Ильинского Ильинской церкви умершего дьячка Петра Николаевича Осетрова вдова, Елисавета Сергеевна, 28 лет, просвирни дочь. Вдова получает на содержание себя и детей из Московского о бедных Духовного звания попечительства 45 руб. в год серебром. Приют имеет у матери, просфорницы Соловьевой.

    В 1881 г. весть о цареубийстве взволновала все гуслицкие селения. Летопись Воскресенской церкви с. Гуслиц сообщает, что, крестьяне из деревень прихода «поспешили в село, они всевозможно старались узнать о верности сей вести, а никак не могли ни от кого получить этой верности. Ждали известия от приезжих из столицы или из полученных газет, но ни тех, ни других, к величайшему несчастью, не было...» Когда же подтверждение о кончине императора Александра II было получено, то «никогда, кажется, Гуслицкая церковь не имела в себе такого стечения народа... заслужить такую скорбь и плач о себе удостоились очень немногие из венценосцев».

    14 мая 1883 г., на коронации императора Александра III , «весь гуслицкий православный народ кроме старого и малого был если не в столичном храме Успения Богоматери, то по крайней мере в стенах священного Кремля...». В Гуслицах три вечера во всех домах была устроена иллюминация - горели «плошки, стаканы и фонари разных цветов, а в прочих домах на окнах свечи...». Было много гуляющих, но пьяных не было совсем.

    В 1885 г. раскольники на калитке своего кладбища в с. Гуслицы установили крест высотой в 5 четвертей (1 четверть = 17,7 сантиметров, 5 четвертей - около 90 сантиметров). Священник Воскресенской церкви Дмитрий Кудрявцев потребовал крест снять. Крест сняли, но ночью загорелся дом священника, обгорела стоявшая рядом колокольня. Спасшийся из огня о. Дмитрий, потерявший в огне всё, что имел, попросил о переводе на другой приход.

    В 1884 г. дал трещину большой колокол на колокольне Воскресенского храма, его перелили, увеличив вес почти в два раза. За 10 вёрст вышли гусляки встречать его и везли до самого храма 478-пудовый колокол на себе.

    В 1888 г. при Воскресенском храме начинаются собеседования со старообрядцами. Они проходили в здании храма или в церковноприходской школе и не всегда кончались мирно. Нередко в собеседованиях принимал участие слепец-миссионер Алексей Шашин. В 1892 г. собеседования со старообрядцами проводил диакон Воскресенской церкви Николай Троицкий.

    Сыновья псаломщика, а позднее диакона Воскресенской церкви с. Гуслица (Ильинский Погост), Сергея Васильевича Бухарева, Александр (р. 1879), Василий (р. 1882) и Константин (р. 1887) все окончили Московскую Духовную семинарию.

    В 1890 г. горели леса и торфяники, мгла покрыла село так, что даже не видно было солнца.

    При храме были богадельня и церковно-приходская школа . При Воскресенской церкви с. Гуслица (Ильинский погост) церковноприходская школа была открыта в 1886 г. священником С. Ансеровым по инициативе архимандрита Павла Прусского и профессора Н.И. Субботина. Школа помещалась в каменном церковном здании. На содержание школы храм жертвовал ежегодно 300 рублей. К 1 января 1909 г. в школе обучалось 126 детей. В 1909 г. заведующим школой был священник А.И. Глаголевский.

    В 1896 г. священник храма с. Ильинский Погост Александр Глаголевский был избран членом Гуслицкого отделения Московского училищного епархиального совета.

    После о. Александра Глаголевского настоятелем храма был о. Пётр Воскресенский. Из-за тяжёлой семейной обстановки (неверующий сын) о. Пётр умер в 1935 г. от инфаркта.

    В 1928 г. храм реставрируют на средства общины верующих.

    С 1933 по 1936 г. в нём служил диаконом о. Василий Горбачёв. История его жизни обычна для периода гонений на духовенство в 1920-1930-х гг. Он родился в 1885 г. в Саратовской губернии, в семье крестьянина, был послушником Иверско-Страстного монастыря в г. Саратове, Даниловского в Москве, регентом церковного хора в г. Верном (Алма-Ата). В Казахстане в 20-е годы был голод, в 1923 г. о. Василий Горбачёв вернулся на родину, служил диаконом в кафедральном Петропавловском соборе. В Саратове очень сильно ощущались последствия страшного голода в Поволжье 1921-22 гг., семьи же священников лишались продовольственных карточек. О. Василий переехал в с. Марково Владимирской епархии.

    С 1923 по 1936 г. служила с. Ильинский Погост. Денег в церкви не было из-за огромных налогов и обнищания населения, и, чтобы содержать семью, необходим был приработок. О. Василий брался за любое дело: клал печи, чинил часы, крыл крыши, перетягивал матрасы.

    В 1936 г. его перевели в Никольский храм с. Парфентьево Коломенского района.

    Осенью 1937 г. священника храма арестовали и под предлогом отсутствия в храме богослужебной деятельности хотели закрыть храм. По просьбе верующих диакона о. Василия рукоположили в священника, но храм вскоре всё равно был закрыт. Отца Василия перевели в церковь с. Большие Вязёмы Звенигородского района Московской области.

    15 февраля 1937 г. он был арестован по обвинению в агитации против советской власти, совершённой на месте прежнего служения. Вся «агитация» состояла в том, что в с. Парфентьево, когда прихожане обратились к о. Василию за советом, как сохранить храм, он посоветовал направить прошение с подписями верующих в местную администрацию. За этот совет 26 февраля 1938 г. о. Василий был расстрелян, о чём сообщили родственникам только в 1989 г.

    1 августа 1938 г. Мособлисполком принял решение о закрытии Воскресенского храма в с. Ильинский Погост. В решении говорится об устройстве в здании храма школы, но на самом деле: сначала в нём устроили колхозный ссыпной пункт, потом тарный цех.

    В 1938 г. с колокольни был сброшен огромный колокол, звон которого слышали кругом на много километров. Иконами топили печи в больнице. Храм пришёл в полный упадок, были разрушены две главы, уничтожены литой чугунный пол, внутреннее убранство, завершения глав и колокольни.

    В 1991 г. храм передан общине верующих, началось его восстановление. Возглавляет общину протоиерей Николай Лопухович.

    18 апреля 2005 г. на колокольню Воскресенского храма с. Ильинский Погост был поднят купол с крестом.

    Описание окружающей местности

    Погост на Околице, Погост на Поповке, село Гуслицы и наконец, с конца 19 века – Ильинский погост.
    Ильинский погост – волостной и исторический центр древних Гуслиц. Впервые об этой волости упоминается в духовной грамоте Великого Московского князя Ивана Калиты в 1339 году, где он завещает волость княгине, жене своей Ульяне с «меньшими детьми».

    Гуслица большую часть времени была в великокняжеском владении, лишь впоследствии став дворцовой волостью. Владели гуслицкой волостью в разные времена - Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I, А.Д. Меньшиков, С.В.Лопухин.
    Образование вида поселений – погост – относится к X - XI векам. При княжне Ольге прекратились грабительские походы-набеги дружинников по сбору дани в Киевской Руси. Были утверждены центры сбора – погосты, где останавливались сборщики податей. В этих населенных пунктах были гостевые дома, где останавливались и «гостили» княжеские представители. Сюда стекалась дань с близлежащих населенных пунктов.
    В центре погостов вырастали церкви, а рядом и кладбища, поэтому позже понятие погоста в народе утвердилось, как захоронение. В некоторых толковых словарях еще позже стали толковать значение этого выражения, как торговое место.

    Редко какой населенный пункт, расположенный в сельской местности, может гордиться тем, что в нем было одновременно три церкви. Так в селе Гуслицы одновременно в XVII-XIX веках стояли: церковь святого пророка Ильи, святого Чудотворца Николая и во имя Казанской Пресвятой Богородицы.
    В наше время в селе сохранилась каменная церковь Воскресения Христова, построенная на месте старой, обветшавшей церкви Ильи пророка.
    Началось строительство каменной церкви с главным престолом во имя Воскресения Христова и двумя теплыми приделами во имя Ильи-пророка и во имя Николая Чудотворца в 1822 г. Погост был в окружении старообрядческих селений, в каждом из них почти все крестьяне были старообрядцами. Они откупались от местной власти - чтобы их лишний раз не тревожили. Часть из этих средств поступала на строительство церкви. Еще одним источником были пожертвования самих новообрядцев - ильинцев. Так как таковых было немного то и средств на постройку храма не хватало. Поэтому сооружение церкви затянулось на девять лет до 1831 года.
    Сначала был построен пятиглавый храм с центральным 14-ти метровым куполом на четверике с классическими пропорциями. Поскольку зимой его было трудно отапливать, для службы была построена теплая трапезная со сводчатыми перекрытиями. Она опиралась на шесть столбов. По бокам были приделы Ильи-пророка и Николая Чудотворца. Пять глав с крестами на церкви сооружал мастер из Рязанской губернии Никифор Иванов. Всю столярную работу по изготовлению 2-х иконостасов из Владимирского и Перовского леса проделал Петр Миронов. Два престола в теплых приделах во имя Ильи-пророка и во имя Николая Чудотворца были освящены в декабре 1833 года. Затем художник Петербургской академии Андрей Малахов проделал стенные иконописные работы, резьбу по дереву и обновление иконостаса. Лики святых на фронтоне церкви и надписи на стенах золотом писал купец Рязанской губернии Егор Хренов. Освящение всего храма Воскресения Христа Спасителя проводил 22 сентября 1840 г. митрополит Филарет.
    В 1846 г. Ильинская община стали строить для церкви колокольню. Деньги на строительство колокольни церковь теперь получала в основном из своих доходов. Ей принадлежала базарная земля, которая сдавалась содержателям базаров, а также мельница и кожевенный завод. Пришлось продать и часть церковной земли. По просьбе священнослужителей форма колокольни была скопирована с образца одной из церквей в г. Коломне.
    В 1858 был приобретен большой колокол весом 258 пудов, звук которого был слышен даже в Егорьевске. В этот же год Воскресенская церковь была обнесена кирпичной оградой с коваными решетками, угловыми башенками и воротами.
    В конце 30-х годов Ильинский храм был закрыт, а гигант-колокол сброшен с колокольни.
    В наши дни идет неторопливая реставрация церкви.

    При составлении описания использованы следующие материалы:
    Владимир Лизунов. «Старообрядческая Палестина (из истории Орехово-Зуевского края)» http://www.bogorodsk-noginsk.ru/starover/19_lizunov.html
    Сайт села Ильинский погост http://ipogost.org.ru/content/view/29/57/

    Проезд: до ст. Ильинский погост Казанской ж/д, далее пешком.
    Или автобусами 325 Егорьевск - Москва, 47 Егорьевск - Куровское

    Этим летом решил исследовать окрестности родительской дачи. Дача находится недалеко от Егорьевска, а ближайший относительно большой населенный пункт, это Ильинский погост. Первое упоминание об этом селе, которое раньше называлось Гуслицы, было в 1339 году, в завещании Ивана Калиты. До этой прогулки, я думал, что прекрасно знаю это место, но я ошибался. Помимо красивой природы, я увидел заброшенные здания, в которых довольно странная атмосфера, красивые граффити и прочие необычности.

    1. Удивительно. До этого в моей голове был чёткий стереотип - почта должна быть в каменном доме, но теперь этого стереотипа нет.

    2. Есть свой маленький мемориал, посвященный Великой Отечественной Войне.

    3. Далее я поступил так - пошел дорогой, которой никогда не ходил и увидел то, чего никогда до этого не видел.

    4. У меня была мечта побродить по заброшенным зданиям, и она осуществилась. Удивительно, у родителей дача уже лет 15, а про это место, я узнал только сейчас! По пути попадались остатки цивилизации.

    5. Всё что можно было снять, уже сняли, остались только "скелеты" зданий.

    6. Ферма для коров

    7. Резкий контраст: внутри темно и монотонно, а за окном светло и много ярких цветов

    8. Стёкла скорее всего сняли на парники, т.к. осколков рядом я не заметил.

    9. Силосная башня

    10. Интересно, были ли эти отверстия во время эксплуатации этой башни?

    11. Как видите, башня не идеально круглая

    12. Перед башней остатки советской посуды. По воспоминаниям из детства, такая сахарница была у каждого второго родительского знакомого.

    13. Эта женщина сказала, что фермерский комплекс был заброшен в 80-х годах.

    14. На одном из зданий встречаются следы, уже современного настенного искусства.

    15. Чёрный призрак

    16. Вот это граффити очень порадовало!

    17. Зефир с чемоданом:)

    18. Это далеко не первый бюстгалтер, который попался в развалинах. Половая жизнь кипит в руинах! :)

    19. Отличные декорации для фильмов про пост-ядерное существование

    20. Самая "гламурная" ферма: сохранились некоторые стены по центру и немного кафеля.

    21. Вдалеке видна церковь Вознесения Христова. Ближе мы её рассмотрим позже. Тоже интересная постройка.

    21. В крыше дырки, как после бомбёжки

    22. А вот эту ферму так и не достроили.

    23. Удивительная конструкция. Очень интересно было её фотографировать, в этот момент солнце выходило из-за туч, и каждая перекладина начинала "светиться" по очереди, одна за одной.

    24. Посадочная полоса. Если не успели оттормозиться, то спереди специально расположили горы сена:)

    25. Мы выдвинулись дальше, искать необычные места. Погода в этот день была просто фантастической!

    26. Облака были низко-низко, казалось, что можно дотянуться рукой.

    27. По пути попалась маленькая запруда, где были сотни головастиков

    28. Важная делегация переходила дорогу и мы не стали их подгонять. Такое ощущение что они профессионально занимаются синхронными переходами через дороги.

    29. Издалека я подумал, что это кусок тряпья, но ближе оказалось, раньше это была настоящая ворона. Теперь её чем-то набили, ветер стучит ей об банки и отпугивает её собратьев.

    30. А тут идут раскопки клада.

    31. Красивая природа, ничего не скажешь.

    32. Возле леса увидел очередное кирпичное строение.

    33. Вандалы уже успели здесь побывать.

    34. Внизу оказался заброшенный склад пенопласта и пластиковых стаканов.

    35. Судя по фотографиям на стенах и самодельных кроватях, здесь жили люди.

    36. Эти кадры мне стоили десятков комариных укусов. Сложилось такое впечатление, что комары со всей округи днём отсиживаются в этом подземелье.

    37. Покинув логово комаров, мы отправились в сторону церкви. По пути попались странные конструкции в которых были опилки.

    38. Церковь Вознесения Христова. Строить её начали в 1822 году, но освятили только в 1840 году.

    39. Когда родители купили здесь землю для дачи, куполов у этой церкви не было.

    40. Сейчас её по мере сил восстанавливают.

    41. Но задача, как я понимаю, не только сделать её красивой по нынешним меркам, но и сохранить, то что было раньше.

    42. Возле церкви пасся козёл. Прямо как козёл Фрэнк из ЖЖ. Я думаю это будет отличный, завершающий кадр этого поста:)